Проклятие — словесная формула, содержащая пожелание зла в адрес кого- или чего-либо, ругательства. Крайнее, бесповоротное осуждение, знаменующее полный разрыв отношений и отторжение[1][2]. Встречается в древней литературе, в частности в Библии, как крайнее осуждение каких-либо грешных поступков[3][4][5].
В верованиях — заклинание, вербальный ритуал, имеющий целью магической силой слова нанести вред обидчику, недругу, «наслав» на него злой рок[6].
Концепция
Убежденность в действенности благословления или проклятия исходит из веры в силу слова воздействовать на объективную реальность. Первоначально благословления и проклятия представляли собой особого рода заговоры или заклятия. По мере развития религиозных представлений и с возникновением идеи ο влиянии богов на судьбы людей, к заговорам стали присоединять имена божеств, заставляя их силой «слова» делать то или другое, привлекая их гнев или благосклонность.[7]
В талмудической литературе проклятие выражалось в трех формах[5]:
обращение к Богу, чтобы он послал смерть или несчастье определенному лицу;
произнесение слов проклятия;
устремленный гневный взгляд.
Видео по теме
Зависимость от контекста
Осуществление высказанных пожеланий, добрых или злых, зависит, как верят, от особенного дара или авторитета людей их высказавших.[8][7] Считалось, что Моисей, вследствие своей близости к Богу, в особенно сильной степени обладал этой способностью. После его смерти эта сила перешла к священникам, которой они могли пользоваться исключительно в интересах своего народа. Поднятые вверх руки священников навлекали благословения на Израиль. Внутри семьи эта мистическая привилегия награждать домочадцев счастьем или горем принадлежала отцу семейства[9], особенно на склоне дней[7].
По Библии, проклятие является выражением пожелания, основанного на убеждении в своей правоте, почему пожелание и «будет исполнено небом». В противном случае проклятие обращалось на того, кто его произносил[10], или не имело никакого действия[11]. Мудрец советует своим ученикам не страшиться злословий врагов, «ибо проклятие без достаточного основания лишено всякой силы»[12][5]. Господь мог даже обратить его в благословение[13]. Торжественным проклятием усиливали действие угроз[14], сопровождали объявление наказания[15] или обнародование закона[16][5].
Законы о проклятиях
Библейский закон устанавливал несколько категорий лиц, в отношении которых проклятие было запрещено.[5] В высшей степени преступно было проклинать Господа[17], а равным образом и родителей[18]. Проклятие родителей с упоминанием имени Бога каралось смертной казнью[19]. Запрещалось и проклинать ближних с призыванием имени Бога[20]. Грешно было проклинать власти[21] и глухонемых[22].
В современном законодательстве публичные высказывания похожие на проклятия могут расцениваться как преступления против личности: оскорбления и угроза нанесения вреда здоровью.
См. также
Примечания
↑ Определение слова «Проклятье» в словарях: Толковый словарь Ефремовой, Малый академический словарь, Толковый словарь Кузнецова, Толковый словарь Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Толковый словарь Дмитриева, Социологический словарь.
Проклятие — словесная формула, содержащая пожелание зла в адрес кого- или чего-либо, ругательства. Крайнее, бесповоротное осуждение, знаменующее полный разрыв отношений и отторжение[1][2]. Встречается в древней литературе, в частности в Библии, как крайнее осуждение каких-либо грешных поступков[3][4][5].
В верованиях — заклинание, вербальный ритуал, имеющий целью магической силой слова нанести вред обидчику, недругу, «наслав» на него злой рок[6].
Концепция
Убежденность в действенности благословления или проклятия исходит из веры в силу слова воздействовать на объективную реальность. Первоначально благословления и проклятия представляли собой особого рода заговоры или заклятия. По мере развития религиозных представлений и с возникновением идеи ο влиянии богов на судьбы людей, к заговорам стали присоединять имена божеств, заставляя их силой «слова» делать то или другое, привлекая их гнев или благосклонность.[7]
В талмудической литературе проклятие выражалось в трех формах[5]:
обращение к Богу, чтобы он послал смерть или несчастье определенному лицу;
произнесение слов проклятия;
устремленный гневный взгляд.
Зависимость от контекста
Осуществление высказанных пожеланий, добрых или злых, зависит, как верят, от особенного дара или авторитета людей их высказавших.[8][7] Считалось, что Моисей, вследствие своей близости к Богу, в особенно сильной степени обладал этой способностью. После его смерти эта сила перешла к священникам, которой они могли пользоваться исключительно в интересах своего народа. Поднятые вверх руки священников навлекали благословения на Израиль. Внутри семьи эта мистическая привилегия награждать домочадцев счастьем или горем принадлежала отцу семейства[9], особенно на склоне дней[7].
По Библии, проклятие является выражением пожелания, основанного на убеждении в своей правоте, почему пожелание и «будет исполнено небом». В противном случае проклятие обращалось на того, кто его произносил[10], или не имело никакого действия[11]. Мудрец советует своим ученикам не страшиться злословий врагов, «ибо проклятие без достаточного основания лишено всякой силы»[12][5]. Господь мог даже обратить его в благословение[13]. Торжественным проклятием усиливали действие угроз[14], сопровождали объявление наказания[15] или обнародование закона[16][5].
В Древней Греции существовали персонификции духов проклятий и мести — эринии, известные у древнеримских поэтов как «фурии». Считалось, что они преследует преступников и нарушителей нравственности. И также могут быть насылаемы проклятиями обиженых на обидчиков[17][18].
Законы о проклятиях
Библейский закон устанавливал несколько категорий лиц, в отношении которых проклятие было запрещено.[5] В высшей степени преступно было проклинать Господа[19], а равным образом и родителей[20]. Проклятие родителей с упоминанием имени Бога каралось смертной казнью[21]. Запрещалось и проклинать ближних с призыванием имени Бога[22]. Грешно было проклинать власти[23] и глухонемых[24].
На Руси в XVII—XIX века существовало понятие «кликуши», так называли людей, страдающих истерическими припадкам с криками. Считалось, что в момент припадков они могут выкрикивать имена тех, кто навёл на них порчу и проклятия. По этой причине в XVII веке лица, имена которых называли кликуши, привлекались к суду по обвинению в колдовстве и предавались пыткам, самих же кликуш отчитывали. В начале XVIII веке к ответственности стали привлекать самих кликуш, поскольку Пётр I видел в кликушестве притворное беснование, имеющее целью оговорить невинных людей.
В современном законодательстве публичные высказывания похожие на проклятия могут расцениваться как преступления против личности: оскорбления и угроза нанесения вреда здоровью.
См. также
Примечания
↑ Определение слова «Проклятье» в словарях: Толковый словарь Ефремовой, Малый академический словарь, Толковый словарь Кузнецова, Толковый словарь Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Толковый словарь Дмитриева, Социологический словарь.
↑ Ἐρινύες // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
↑ Евмениды // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Проклятие — словесная формула, содержащая пожелание зла в адрес кого- или чего-либо, ругательства. Крайнее, бесповоротное осуждение, знаменующее полный разрыв отношений и отторжение[1][2]. Встречается в древней литературе, в частности в Библии, как крайнее осуждение каких-либо грешных поступков[3][4][5].
В верованиях — заклинание, вербальный ритуал, имеющий целью магической силой слова нанести вред обидчику, недругу, «наслав» на него злой рок[6].
Концепция
Убежденность в действенности благословления или проклятия исходит из веры в силу слова воздействовать на объективную реальность. Первоначально благословления и проклятия представляли собой особого рода заговоры или заклятия. По мере развития религиозных представлений и с возникновением идеи ο влиянии богов на судьбы людей, к заговорам стали присоединять имена божеств, заставляя их силой «слова» делать то или другое, привлекая их гнев или благосклонность.[7]
В талмудической литературе проклятие выражалось в трех формах[5]:
обращение к Богу, чтобы он послал смерть или несчастье определенному лицу;
произнесение слов проклятия;
устремленный гневный взгляд.
Зависимость от контекста
Осуществление высказанных пожеланий, добрых или злых, зависит, как верят, от особенного дара или авторитета людей их высказавших.[8][7] Считалось, что Моисей, вследствие своей близости к Богу, в особенно сильной степени обладал этой способностью. После его смерти эта сила перешла к священникам, которой они могли пользоваться исключительно в интересах своего народа. Поднятые вверх руки священников навлекали благословения на Израиль. Внутри семьи эта мистическая привилегия награждать домочадцев счастьем или горем принадлежала отцу семейства[9], особенно на склоне дней[7].
По Библии, проклятие является выражением пожелания, основанного на убеждении в своей правоте, почему пожелание и «будет исполнено небом». В противном случае проклятие обращалось на того, кто его произносил[10], или не имело никакого действия[11]. Мудрец советует своим ученикам не страшиться злословий врагов, «ибо проклятие без достаточного основания лишено всякой силы»[12][5]. Господь мог даже обратить его в благословение[13]. Торжественным проклятием усиливали действие угроз[14], сопровождали объявление наказания[15] или обнародование закона[16][5].
В Древней Греции существовали персонификции духов проклятий и мести — эринии, известные у древнеримских поэтов как «фурии». Считалось, что они преследует преступников и нарушителей нравственности. И также могут быть насылаемы проклятиями обиженых на обидчиков[17][18].
Законы о проклятиях
Библейский закон устанавливал несколько категорий лиц, в отношении которых проклятие было запрещено.[5] В высшей степени преступно было проклинать Господа[19], а равным образом и родителей[20]. Проклятие родителей с упоминанием имени Бога каралось смертной казнью[21]. Запрещалось и проклинать ближних с призыванием имени Бога[22]. Грешно было проклинать власти[23] и глухонемых[24].
На Руси в XVII—XIX века существовало понятие «кликуши», так называли людей, страдающих истерическими припадкам с криками. Считалось, что в момент припадков они могут выкрикивать имена тех, кто навёл на них порчу и проклятия. По этой причине в XVII веке лица, имена которых называли кликуши, привлекались к суду по обвинению в колдовстве и предавались пыткам, самих же кликуш отчитывали. В начале XVIII веке к ответственности стали привлекать самих кликуш, поскольку Пётр I видел в кликушестве притворное беснование, имеющее целью оговорить невинных людей.
В современном законодательстве публичные высказывания похожие на проклятия могут расцениваться как преступления против личности: оскорбления и угроза нанесения вреда здоровью.
См. также
Примечания
↑ Определение слова «Проклятье» в словарях: Толковый словарь Ефремовой, Малый академический словарь, Толковый словарь Кузнецова, Толковый словарь Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Толковый словарь Дмитриева, Социологический словарь.
↑ Ἐρινύες // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
↑ Евмениды // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Во многом формирование легенды о проклятии обязано журналистам и писателям, воодушевлённым шумихой вокруг обнаружения могилы Тутанхамона и последующими событиями[3][4].
Гробница фараона была обнаружена 6 ноября 1922 года англичанами — археологом и египтологом Говардом Картером и собирателем древностей Джорджом Карнарвоном, в ходе продолжавшейся 6 лет поисковой экспедиции[5].
Зарождение легенды о проклятии основывается на суеверии, слухах, ложных интерпретациях и непонимании старых египетских текстов и неверном их истолковании на фоне преждевременных смертей 22 человек (из которых 13 участвовали во вскрытии гробницы Тутанхамона, а остальные были их близкими) к 1929 году[5].
Начало легенде о проклятии гробницы Тутанхамона дало сообщение знаменитого и уважаемого американского египтолога Джеймса Генри Брэстеда о небольшом неприятном инциденте, случившийся в конце ноября 1922 года вскоре после открытия гробницы (26 ноября), которое было напечатано в Нью-Йорк Таймс 22 декабря 1922 года. Птицу, жившую в клетке в луксорском доме Картера, съела кобра — в мифологии египтян животное, поражающее врагов фараона. В прессе распространилось толкование, что это дурное предзнаменование для участников раскопок.
Наиболее детально разработал легенду о проклятии археолог Артур Уэйгалл, занимавший высокий пост заместителя Генерального инспектора древностей при правительстве Египта в 1905—1914 гг., много лет проживший в Египте и в годы Первой мировой войны написавший множество беллетризованных биографий древнеегипетских исторических личностей и деятелей, а также сценарии для театральных постановок и популярные романы об истории Древнего Египта. На момент раскопок Картера и Карнарвона в Долине Царей он состоял специальным корреспондентом в ежедневной газете «Дейли Мейл». Не подтверждая однозначно напрямую факт существования феномена проклятия, он хорошо знал египетскую мифологию и понимал силу её воздействия на публику. Уэйгалл поддерживал своими публикациями интерес читателей, напоминая время от времени об очень странных событиях, сопровождавших раскопки гробницы Тутанхамона и опубликовал описание похожих случаев, в частности, случаи археологов Александра Сетона и Дугласа Мюррея, часто приводимых в СМИ городских легендах об учёных, якобы столкнувшихся с необъяснимыми явлениями после того, как они привозили в Англию мумии, а также собственный мистический «опыт» с мумией кошки. Он подтвердил сообщение Брэстеда о кобре, дав ему подробный комментарий по мифологии, и сообщил, что за шесть недель до смерти Карнарвона он наблюдал графа в весёлом расположении духа, смеющегося и шутящего, когда археологи впервые вошли в гробницу фараона. Присутствовавший в качестве зрителя Уэйгалл сказал соседнему репортеру (Генри Волламу Мортону): «Если он спустится туда в таком настроении, я даю ему не более шести недель жизни». Кроме того, Уэйгалл сопоставил спорный факт, что гнойная ранка на щеке графа находилась в том самом месте, что и шрам на лице почившего фараона. При первом вскрытии мумии Тутанхамона, проводившимся доктором Дугласом Дерри, был найден зарубцевавшийся шрам на левой щеке возле уха, но так как Карнарвон был похоронен шестью месяцами ранее, уже не было возможности определить, действительно ли местоположение ранки на теле фараона совпадает с местом рокового укуса комара на лице Карнарвона. Другим элементом легенды, описанным Уэйгаллом, стал сбой в электросети Каира, из-за которого во всем городе в день смерти лорда якобы отключилось электричество, что было подтверждено британским комиссаром в Египте фельдмаршалом Алленби и причины которого так и не были установлены[6].
Следует отметить, что Артур Уэйгалл находился не в самых дружественных отношениях как с лордом, передавшим эксклюзивные права освещать раскопки гробницы «Таймс», лишив другие газеты возможности собирать информацию, так и с Говардом Картером, человеком прекрасно образованным, но упрямым и вспыльчивым, чьи методы работы он не одобрял (Уэйгалл и Картер расходились во мнении по вопросу создания собственно египетского арабского института археологии). Любопытно отметить, что после смерти самого Уэйгалла в 1934 году от скоротечной лихорадки он сам был причислен к списку жертв проклятия.
Сэр Артур Конан Дойл, высказав своё личное мнение в пользу существования проклятия, предположил, что смерть лорда Карнарвона была вызвана некими «элементалями», созданными жрецами Тутанхамона, чтобы охранять царскую гробницу, и это ещё больше разожгло интерес в средствах массовой информации. Данное знаменитым уважаемым писателем объяснение было достаточно гибким, и при желании могло уложиться как в научную, так и в мистическую версии случившегося.
В силу проклятия поверили многие суеверные люди по всему миру. Так, весьма мнительный по своей натуре человек, Бенито Муссолини, узнав о смерти Карнарвона и Гоулда, приказал немедленно удалить из Палаццо Киджи привезённую ему в подарок египетскую мумию.
Основные факты, излагаемые адептами «проклятия», следующие:
Лорд Карнарвон умер 5 апреля 1923 г., через 4 месяца после того, как побывал в гробнице[7];
6 апреля 1928 года в возрасте 54 лет умер археолог Артур Мейс. Состояние его здоровья постепенно ухудшалось со времени открытия гробницы и было предметом внимания и спекуляции прессы, официально было заявлено что исследователь погиб от отравления мышьяком;
15 января 1924 года от не вполне ясной болезни (возможно, развившейся вследствие облучения рентгеном) погиб рентгенолог сэр Арчибальд Дуглас-Рейд;
16 мая 1923 г. от скоротечной пневмонии на фоне лихорадки, подхваченной в Египте, умер 59-летний американский финансист Джордж Гоулд, также побывавший в гробнице;
26 сентября 1923 г. после стоматологической операции от заражения крови умер единокровный брат Карнарвона путешественник и дипломат полковник Обри Герберт;
10 июля 1923 года присутствовавший на открытии гробницы член египетской королевской семьи принц Али Камель Фахми Бей был застрелен своей женой;
19 ноября 1924 г. в Каире террористом был застрелен генерал-губернатор Судана сэр Ли Стек;
15 ноября 1929 г. неожиданно умер секретарь Картера капитан Ричард Бартель;
20 февраля 1930 г. отец Бартеля сэр Ричард, барон Уэстбери, выбросился из окна седьмого этажа; согласно некоторым газетным сообщениям, катафалк с телом барона насмерть задавил на улице мальчика;
26 мая 1929 г. от «пневмонии на фоне малярии» умер младший сводный брат Карнарвона Мэрвин Герберт.
Сообщения о смерти леди Альмины Карнарвон от укуса неизвестного насекомого в возрасте 61 года являются ложными, поскольку она скончалась в возрасте 93 лет в 1969 году, а их с лордом дети отличались достаточной продолжительностью жизни.
Некоторые защитники также приводят тот факт, что опубликовавшая за две недели до смерти Карнарвона в конце марта 1923 года предупреждение археологам романистка Мария Корелли сама скончалась примерно через год после публикации статьи[источник не указан 1429 дней].
В околонаучной среде в противовес магическому объяснению проклятия стали предприниматься попытки логического обоснования причин смерти людей, побывавших в усыпальницах или соприкасавшихся с мумиями. Выделяются три вероятные основные причины:
Как отмечают противники мистической версии, фактически средний возраст шести из 12 ученых, принимавших участие во вскрытии гробницы, составлял 74,4 года. Так, Дж. Г. Брэстеду было уже 70 лет, Н. Г. Дэйвису — 71, а А. Гардинеру — 84 года. Скорые же смерти престарелых ученых не имеют под собой ничего удивительного.
57-летний Дж. Карнарвон умер, судя по всему, от лихорадки, которой нетрудно было заболеть в Египте, тем более пожилому человеку, к тому же лечившемся в Египте долгие годы от легочной болезни.
Говард Картер, который, казалось бы, первым должен был пасть жертвой «проклятия», умер спустя 16 лет после вскрытия гробницы, в 1939 г., в возрасте 64 лет, и естественные причины его смерти не отрицают и сами адепты «проклятия». Дочь Карнарвона леди Эвелин (1901—1980), несмотря на то, что прибыла с отцом в Египет 24 ноября 1922 года после сообщения Картера о находке нетронутой гробницы, спускалась в гробницу одной из первых и присутствовала при открытии саркофага, благополучно прожила 79 лет. Её старший брат и единственный сын Карнарвона Генри (1898—1987), потенциально так же одна из главных мишеней проклятия, преспокойно прожил 89 лет. Оба имели детей, потомки лорда Карнарвона по мужской и женским линиям здравствуют и в настоящее время и фамильный титул не утрачен.
Наконец, египтологи указывают, что в египетской религиозной и магической практике не было самого понятия «проклятия», а великое множество людей, занимавшихся вскрытием гробниц помимо гробницы Тутанхамона (всего было обнаружено порядка 800 мумий), не испытывало в связи с этим никаких проблем мистического характера. В создании легенды обвиняют журналистов, и в частности, газету «Дейли Мейл», делавших сенсацию из каждой смерти человека, связанного с открытием[8].
http-wikipediya.ru
древнейшее проклятие - это... Что такое древнейшее проклятие?
Смотреть что такое "древнейшее проклятие" в других словарях:
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ — территория на юге Балканского п ова (см. также статьи Античность, Греция). История Д. Г. охватывает период с нач. II тыс. до Р. Х. по нач. I тыс. по Р. Х. География и этнография Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио,… … Православная энциклопедия
ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ — Сущность Г. м. становится понятной только при учёте особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших всё многообразие человеческих отношений и природных явлений. Г. м.… … Энциклопедия мифологии
Греческая мифология — сведения о Г. м. дошли до нас в огромном кол ве памятников письменной лит ры: худож. и науч. Основными источ. изучения Г. м. явл. «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Миф у Гомера излагается как объектив. явление, сомнения в реальности к рого у… … Древний мир. Энциклопедический словарь
ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II — Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет … Православная энциклопедия
Семейство кошачьи — (Felidae)* * Кошачьи действительно, как пишет Брем, представляют собой самый совершенный тип хищников иными словами наиболее специализированные представители отряда. Семейство включает 36 видов, группируемых в 10 12 родов (хотя разные… … Жизнь животных
Тир (город) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тир. Город Тир صور Страна ЛиванЛиван … Википедия
Десятое королевство — The 10th Kingdom … Википедия
Индийская литература — древнейшим памятником И. литературы являются веды (см.) и примыкающая к ним обширная прозаическая литература, разрабатывающая и дополняющая их содержание. Период, к которому относится создание собственно вед, или стихотворных их частей, так… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ДОН ЖУАН — (исп. Don Juan, итал. Don Giovanni, фр. Don Juan, нем. Don Juan, англ. Don Juan) герой мировой литературы XVII XX вв., один из вечных образов. Предыстория этого литературного героя уходит в средние века и связана с многочисленными легендами о… … Литературные герои
Богородица — У этого термина существуют и другие значения, см. Богородица (значения). Мария (др. евр. מרים Miryam) … Википедия
Тексты пирамид — в передней пирамиды Унаса. Северная (справа) и западная стена. Тексты Пирамид древнейшее произведение египетской религиозной и заупокойной … Википедия
universal_ru_en.academic.ru
Проклятье - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Проклятие — словесная формула, содержащая пожелание зла в адрес кого- или чего-либо, ругательства. Крайнее, бесповоротное осуждение, знаменующее полный разрыв отношений и отторжение[1][2]. Встречается в древней литературе, в частности в Библии, как крайнее осуждение каких-либо грешных поступков[3][4][5].
В верованиях — заклинание, вербальный ритуал, имеющий целью магической силой слова нанести вред обидчику, недругу, «наслав» на него злой рок[6].
Концепция[ | ]
Убежденность в действенности благословления или проклятия исходит из веры в силу слова воздействовать на объективную реальность. Первоначально благословления и проклятия представляли собой особого рода заговоры или заклятия. По мере развития религиозных представлений и с возникновением идеи ο влиянии богов на судьбы людей, к заговорам стали присоединять имена божеств, заставляя их силой «слова» делать то или другое, привлекая их гнев или благосклонность.[7]
В талмудической литературе проклятие выражалось в трех формах[5]:
обращение к Богу, чтобы он послал смерть или определенному лицу;
произнесение слов проклятия;
устремленный гневный взгляд.
Зависимость от контекста[ | ]
Осуществление высказанных пожеланий, добрых или злых, зависит, как верят, от особенного дара или авторитета людей их высказавших.[8][7] Считалось, что Моисей, вследствие своей близости к Богу, в особенно сильной степени обладал этой способностью. После его смерти эта сила перешла к священникам, которой они могли пользоваться исключительно в интересах своего народа. Поднятые вверх руки священников навлекали благословения на Израиль. Внутри семьи эта мистическая привилегия награждать домочадцев счастьем или горем принадлежала отцу семейства[9], особенно на склоне дней[7].
По Библии, проклятие является выражением пожелания, основанного на убеждении в своей правоте, почему пожелание и «будет исполнено небом». В противном случае проклятие обращалось на того, кто его произносил[10], или не имело никакого действия[11]. Мудрец советует своим ученикам не страшиться злословий врагов, «ибо проклятие без достаточного основания лишено всякой силы»[12][5]. Господь мог даже обратить его в благословение[13]. Торжественным проклятием усиливали действие угроз[14], сопровождали объявление наказания[15] или обнародование закона[16][5].
Законы о проклятиях[ | ]
Библейский закон устанавливал несколько категорий лиц, в отношении которых проклятие было запрещено.[5] В высшей степени преступно было проклинать Господа[17], а равным образом и родителей[18]. Проклятие родителей с упоминанием имени Бога каралось смертной казнью[19]. Запрещалось и проклинать ближних с призыванием имени Бога[20]. Грешно было проклинать власти[21] и глухонемых[22].
В современном законодательстве публичные высказывая похожие на проклятия могут расцениваться как преступления против личности: оскорбления и угроза нанесения вреда здоровью.
См. также[ | ]
Примечания[ | ]
↑ Определение слова «Проклятье» в словарях: Толковый словарь Ефремовой, Малый академический словарь, Толковый словарь Кузнецова, Толковый словарь Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Толковый словарь Дмитриева, Социологический словарь.