Цитата. "ММ Сибирь – место очень древних поселений. Таких древних, что они не вписываются в рамки современной истории, которая имеет ограничения сроками пребывания планеты Земля внутри Космического Дна. Всё, что выходит за рамки указанной истории, кажется невероятным и вымышленным.
Фото Томские грифоны (символ Великой Тартарии)
На самом деле, истинная история имеет глубочайшие корни, уходящие за пределы современного понимания мира. ...
Говорю это по причине того, что следует создать некие связующие нити, которые помогли бы вам установить связь времен, и преодолеть пустоту в промежутке между утраченными знаниями и сегодняшним днем. Налаженные нити помогают проникнуть в глубь вселенской премудрости, и создают поток информации для понимания.
Фото Томск. Дом с драконами
И так, Грустин место древнего города, в котором жили предки славян – арии. Гардария – страна городов находилась на территории современной Сибири. Здесь имелись все необходимые инфраструктурные построения для строительства, сообщения и перемещения между городами. Грустин – один из городов Гардарии, имел множество уровней как над поверхностью земли в Небесных чертогах, так и на физическом плане бытия. Особенность Гардарии была в том, что каждый вновь строящийся город имел непременно слой Нави – тонкую подземную структуру, которую укрепляли специальными постройками в виде строений катакомб. Все они в точности повторяют форму тонкоматериальной части замысла, а надземная часть - Явь строилась из совокупных мыслеформ нескольких зодчих, которые брали свои замыслы в Небесной Борее, объединяющей все города Гардарии в единое царство - Правь. Таким же образом был построен город Грустин. У него была подземная часть - Навь, надземная часть – Явь и продолжение он имел в своей небесной вотчине – в Небесной Борее - Правь. Так в старину назывались сферы окружающие с двух сторон ( сверху и снизу) мир физический.
Фото На карте Грустина - древний город русов в Тартарии
Наземная часть города не раз была разрушена в моменты грандиозных эволюционных перемен и смены Планетой своего местоположения в Пространстве и Времени, при опускании на Космическое Дно Солнечного Тора, а поземная часть сохранилась, впрочем как и надземная – Небесная. На месте Грустина постепенно стал надстраиваться новый город, в котором использовались все прежние поземные строения. А теперь на этом месте построен город Томск, который является наследником тонкоматериальных построений древних предков. Подземный Томск всё ещё держится на мыслеформах предков – строителей Грустина, надземная часть – принадлежит современным зодчим. А Небесный Томск соперничает с Небесным Грустином, и выглядит в некоторых местах Тонкого Мира довольно забавно, накладываясь друг на друга мыслеформами, наложенными друг на друга. Отсюда – странная смесь архитектурных и зодческих изысканий, свойственных Томску. Примеров можно найти много и самим жителям этого города....
И.Н. Что должны узнать Томичи про свой город и на что рассчитывать в дальнейшем в своём городе?
ММ Дисциплина Мысли помогает каждом человеку оставлять нестираемые во Времени следы в Пространстве. Люди, мыслящие высокими категориями, оставляют свой след в Небесной Борее. Люди, мыслящие приземленно, удостаиваются материальными памятниками своего пребывания на Земле, в основном в кладбищенских пределах. А люди, мыслящие низменными страстями, обычно откладывают своё ничтожество в нижних сферах Нави, там, где живут сейчас калы – тёмные родственники аиинов. Кто, ЧТО и ГДЕ накопил в виде психической энергии МЫСЛИ, тот туда и устремляется после выхода из своего тела физического." Конец цитаты.
К городу Грустина относится известный литературный памятник XIV-XV века «О человецех незнаемых на Восточной стране и о языках розных» где написано: «Вверх тоя ж рекы великия Оби есть люди ходят под землею иною рекою день да нощь, с огни. И выходят на озеро. И над тем озером свет пречуден. И град велик, а посаду нет у него. И кто поедёт к граду тому, и тогда слышите шюм велик в граде том, как и в прочих градех. И как приидут в него и людей в нем нет и шюму не слышити никоторого. Ни иного чего животна. Но в всякых дворех ясти и пити всего много и товару всякого. Кому что надобе. И он положив цену противу того, да возмет что кому надобет и прочь отходят. И кто что бес цены возмет, и прочь отидет, и товар у него погыбнет и обрящется пакы в своем месте. И как проч отходят от града того и шюм пакы слышети как и в прочих градах...»
Официальная история Томска.
Считается, что Томск был основан в начале 17 века, когда в Сибирь пришли первые русские. Крупных городов в Сибири уже к этому моменту не было, но было множество небольших поселений. На месте Томска поселения не было, но отметили большое нарушение естественного ландшафта. Были признаки проживания здесь людей. Сначала казаками была построена крепость на горе. Она защищала местное население и границы Российского государства. Именно отсюда казаки шли на восток осваивать новые земли. Когда границы Российской империи отодвинулись на восток, Томская крепость потеряла свое оборонительное значение. Центром жизни стал Сибирский тракт. В начале 19 века была образована Томская губерния. И т.д.
Альтернативная история Томска.
А если посмотреть на историю города Томска с неожиданного ракурса c точки зрения альтернативной истории? Эпоха ведической Руси закончилась уже очень давно. Она была вроде бы окончательно побеждена христианством. В школе нам вдалбливали, что история Руси началась лишь тысячу лет назад с приходом христианства, а раньше жили какие-то дикие язычники. И до сих пор маниакально гундят об этом. Новая религия огнем и мечом уничтожала все прежде всего летописи Руси ведической. Но заканчивается эпоха тьмы и туман вранья начинает рассеиваться. Приходят к нам Веды, Велесова книга...
Георгий Сидоров пишет в своей книге, что один томский геолог обратил внимание на остатки деревянного зодчества. А именно на наличники. Геолог увидел, что на них изображены растения (папоротники и лепидодендроны), относящиеся к очень далеким эпохам в десятки, а может быть и сотни тысяч лет назад, и увидеть можно разве что отпечатки этих растений в каменноугольных пластах. Возникла загадка. Откуда они взялись? Кроме того на фронтонах и наличниках некоторых домов изображены солярные символы Ведической Руси. Наши предки знали какое было солнце в разные эпохи. Многие старые дома в Томске охраняются законом, есть таблички. Интересно, что некоторые из таких домов с ведическими символами были построены в конце 19 века. Порой они соседствуют с христианскими церквями.
Г.Сидоров также пишет, что неподалеку от реки Тым в Томской области находилась столица первого послепотопного государства Аратты. Она, как и остальные русские мертвые древние города Сибири покоится под тайгой. Жили там ориане или бореалы - наши предки... Город Великая Грастиана, упоминаемый там же вероятно и есть Грустин? Сейчас на Тыме три поселка, а когда начали исследования, оказалось, что раньше там было 600 поселков на расстоянии 1,5 км друг от друга. Так кстати и по Оби да и по всей Сибири. Везде находят керамику идентичную шумерской. Все эти города и поселки погибли, как и вся Великая Сибирская Русская Империя. (Версия гибели Великой ТарХтарии)
Томск застраивался массово в конце 19 века. Хотя официальная дата основания города 1604 год. Приплыли на стругах казаки, человек 50 и построили на Воскресенской горе острог и началась история Томска.
Деревянные томские фронтоны подпадают под единую мировую стилистику строительства до начала 20 века. Например есть совершенно подобные каменные фронтоны в Италии. То есть существовала какая-то стандартизация?
Слово Право-славие на самом деле не имеет с христианством ничего общего, Это слово ведическое. Наши предки славили Правь. Слово "славить" значит не восхвалять, а быть в единении с нашими Солнечными Богами. Крест (+) с равными концами - символ Солнца, которому поклонялись. Кресты тоже присутствуют в деревянном зодчестве. На некоторых наличниках вырезаны как бы две накатывающиеся волны. Возможно это упоминания о двух потопах 40 и 13 тысяч лет назад, которые повлияли а всю мировую историю.
На каменном здании (в прошлом дом купца Второго, до недавнего времени универмаг тысячи мелочей) видим грифонов - это древний ведический тотемный символ Великой Тартарии, он присутствовал на всех флагах. Это здание построено в 1905 году. Получается что в то время всего лишь 100 лет назад, русские люди получше нас знали историю Руси. Походу наши мозги выпотрошили уже после революции, а не при Петре Первом или тем более князе Владимире...
На одном здании 8-конечная звезда. Это не что иное как звезда Алатырь - пожалуй главный ведический символ. Ведическая вера уступила место в христианству, но осталась в Сибири и чем дальше от Тобольска (это крайний оплот христианства) тем ее больше. Она видимо мирно соседствовала. Эпоха двоеверия существовала в Сибири вплоть до революции 1917 года...
Очень много ажурной вязи в деревянном зодчестве. Это ведь тоже неспроста. Где-то исследователи предполагают стилизацию горы Меру в виде пирамидок. Кое-где похоже на древнерусские руны. Интересно, что в Томске не находится на старых зданиях с отпечатком 300 или тем более 400-летней истории. Либо сгорело, либо уничтожено? Есть одна из старых улиц Томска - Татарская. А может ТаРтарская? Там много таких старых домов.
Есть еще подземный Томск - катакомбы. О них сложены легенды. Их находят. Где-то вход забетонирован. Говорят о 4-х тоннелях под рекой Томью для связи берегов. Там могла даже проехать тройка или разъехаться две подводы. В Томске есть группа исследователей. Говорят, что размеры подземного Томска превышают площадь современного города. Какую функцию несли подземелья? Может быть население пряталось там в случае опасности? В 1908 году в одном из таких подземелий был найден скелет воина в деревянных латах, обтянутых кожей. У него было копье, лук со стрелами, топорик. Место так и назвали "Пещера воина". Пора уже изучать наследие предков.
Все же если посмотреть на древние карты, город Грустина не совсем совпадает с современным Томском. Последний ниже по течению Оби. Грустина находился в Лукоморье.
На этой карте написано что-то вроде: Грустина - оживленный город, где живут русы и татары.
Автор сочинения о Сибири итальянец Александро Гваньини писал в 1678 году: «...По соседству с этой областью находятся народы грустинцы и серпоновцы от крепости Грустины до Китайского озера, где берёт свой исток вышеназванная река Обь. Живущие близ этого озера чёрные люди, не владеющие общепонятной речью, имеют обычай приходить к Грустинской крепости, принося с собой разные товары, и особенно жемчуг и дорогие камни, которые грустинцы и серпоновцы приобретают от них путем обмена. Племена Лукоморья, а равно грустинцы и серпоновцы и ещё некоторые живущие в области Оби и озера Китайского... вплоть до Великого океана, как говорят, платят дань московскому князю»
Что ха "черные люди"? Может быть чудь?
К концу 17 века Грустина начинает исчезать с географических карт. Хотя в 18 веке еще кое-где появляется по инерции. В начале 19 века исчезает навсегда вместе с Великой Тартарией. Вместо Грустина ничего не появилось как будто город стерли с лица земли. По интернету бродят версии о ядерной войне, уничтожившей Великую Тартарию, правда никто не хочет предположить чьих же это рук дело. Есть версия о метеоритной атаке в начале 19 века. Еще такая версия: недалеко от устья Томи есть деревня Нагорный Иштан. Грустинцы - это жители высокого места недалеко от устья реки. Нагорные или горные устинцы - грустинцы. Впоследствие их стали называть нагорными уштинцами или иштинцами. А Грустину стали называть на тюркский лад усть-стан или Иштан.
Откуда такое название? Версия 1. Гр - град в устье реки Ина. Там сейчас Новосибирск. Версия 2. от имени какой то славянской полубогини Груздины. Есть еще гора Груздина между Новокузнецком и Барнаулом.
Советую посмотреть
perevalnext.ru
Карты Азиатской России - Русский Туркестан. История, люди, нравы.
Изменения географических названий с 1987 по 2010 год (pdf):Казахстан; Киргизия; Узбекистан; Таджикистан; Туркмения.Русские завоевания в Средней Азии: Завоевательный путь русских войск // Иллюстрированная история царствования императора Александра II. Бесплатное приложение к журналу «Вокруг света» за 1904 год.Подробный атлас Российской Империи. 1860 г.
Карта губерний Саратовской, Самарской, Астраханской и южной части Оренбургской. 1859 г.
Карта Киргизских степей, принадлежащих России: Малой, Средней, Большой и Букеевской Орды Оренбургского и Сибирского Ведомств. 1858 г.
Губернии Западной Сибири: Тобольская, Томская, Область Семиполатинская и Область Сибирских Киргизов. 1857 г.
Генеральная карта Азиатской России, или Сибири, и Российских Североамериканских владений. 1859 г.Заимствовано у humus; прочие карты атласа см. здесь.
Карта Азиатской России с прилегающими к ней владениями. Составлена при военно-топографическом отделе Главного штаба. 1884 г. Источник: http://kartolog.ruПочтовая карта Азиатской России, Сибири, изданная Почтовым департаментом. — СПб.: Картографическое заведение А. Ильина, 1871. Источник: http://kartolog.ruАтлас земель иррегулярных войск. 1858 г.
Карта земель Астраханского казачьего войска
Карта земель Оренбургского, Уральского и Башкирского казачьих войск
Карта земель Сибирского линейного казачьего войска и отдельных Тобольского и Томского конных полков и Тобольского пешего батальона
Карта земель Забайкальского казачьего войска и отдельных Иркутского и Енисейского конных полков и Якутского пешего городового казачьего полкаЗаимствовано у humus; прочие карты атласа см. здесь.
Карта Закаспийской области и Закаспийской военной железной дороги — СПб.: Картографическое заведение А. Ильина, 1891.Карта Сибири. Акварель. 1860-е7000 х 6070, размер файла 6,5 Мб
Фрагмент карты (Юго-Западная Сибирь и Центральная Азия):
Карта Киргизского края. — СПб.: А. Ф. Девриен, 1903Карта Киргизской степи, с пограничными частями среднеазиатских владений. — СПб.: Картографическре заведение А. ИльинаКарта Киргизской степи и Туркестанского военного округа, с пограничными частями Средней Азии. — СПб.: Картографическое заведение А. Ильина.Карта епархий Православной Русской Церкви (Азиатская Россия) с приложением карты мировых путей сообщения. — СПб.: Картографическое заведение А. Ильина Заимствовано у nilsky_nikolay, сообщество russian_maps.Путевая карта Сибири. Издание Переселенческого управления, 1908 год. — СПб.: Картографическое заведение Д. М. РудневаЗаимствовано у nilsky_nikolay, сообщество russian_maps.Карта железных дорог Западной Сибири и среднеазиатских владений, с показанием теоретической максимальной пропускной способности их в летний период 1914 г. — СПб.: Типолитография Н. И. ЕвстифееваЗаимствовано у nilsky_nikolay, сообщество russian_maps.Маршруты путешествий по Туркестану Н. А. Северцова и А. П. Федченко. — Лейпциг: Ф. А. Брокгауз
rus-turk.livejournal.com
Археологические памятники - Открываем Сибирь !
Мустьерский грот Двуглазка, Боградский район, республика Хакасия
Многочисленные археологические находки в различных районах Сибири подтверждают, что эта территория была заселена со времен ледникового периода, когда по её бескрайним просторам бродили стада мамонтов. Обнаруженные следы первого человека относятся к периоду среднего палеолита (200 - 300 тыс. лет назад) и связаны с материальной культурой мустье неандертальцев. Археологический памятик каменного века - мустьерский грот Двуглазка - найден в Боградском районе республики Хакасия, есть они и в других южных районах Сибири. Древние люди этого периода жили небольшими сообществами, пользовались грубо обработанными каменными орудиями и орудиями животного происхождения - из дерева, кости, кожи. Их основными занятиями были охота и собирание растительной пищи.
В эпоху позднего (верхнего) палеолита (35 - 8 тыс. лет до нашей эры) у людей, проживавших на территории Сибири, появилось оружие, позволявшее им добывать дичь на относительно больших расстояниях - лук и стрелы. В это время возникли и начали развиваться различные ритуалы и культуры: поклонение животным, неодушевленным материальным предметам, которым приписывались сверхъестественные свойства. В это же время возник шаманизм - способ, посредством которого люди этой эпохи пытались воздействовать на окружающую природу и свое физическое состояние. Жилищем людям служили прочные полуземлянки, в строительстве которых они использовали каменные плиты, дерево, кости крупных животных.
Статуэтки из бивней мамонта, мальтинская палеологическая стоянка, Иркутская область
Наскальный рисунок лося, Томская писаница, Новосибирская область
Самыми яркими археологическими памятниками этой эпохи в Сибири являются стоянки Мальта и Буреть в Приангарье, где найдены фигурки людей и животных, вырезанные из бивней мамонта. В это же время происходило переселение людей с территории Сибири в Северную Америку, что позволяет их считать древними предками североамериканских индейцев. Для людей, населявших Сибирь в эпоху неолита (от 8-9 тысячелетия до 2 тысячелетия до нашей эры), характерной чертой является оседлость жизни. Основным промысловым занятием в это время становится, помимо охоты, сетевое рыболовство, в обиходе появляется глиняная посуда, а среди орудий труда используются отшлифованные каменные топоры. В обработке каменных изделий применяется сверление. В ходе раскопок обнаружены орудия труда, которые свидетельствуют о ткачестве и прядении.
Археологические культуры в разных районах Сибири имеют свои отличительные особенности, поэтому их подразделяют по местоположению: культуры Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Самым большим археологическим памятником эпохи неолита является Томская писаница (Кемеровская область). Древнее природно-историческое святилище содержит около 280 рисунков, самые ранние из которых относятся к концу неолита 3-4 тысячелетие до н.э. – это лоси, медведь, антропоморфные существа, знаки солнца, птицы, лодки. Новым толчком в дальнейшем развитии и активном переселении народов Сибири послужило открытие способа обработки металлов, первыми из которых были медь и бронза. Улучшение качества и прочности орудий труда и охоты открыло для человека новые возможности и явилось стимулом для появления технических новинок: приемов плавки и обработки металлов, изготовления керамических
Курганные могильники, памятники афанасьевской культуры, республика Хакасия
изделий, колесных транспортных средств. Усилились миграционные процессы, связанные с развитием кочевого скотоводства. В третьем - втором тысячелетии до нашей эры на территорию Сибири, на Алтай и в минусинские степи проникли народы-мигранты из Восточной Европы, образовав афанасьевскую археологическую культуру. Афанасьевской она стала называться по имени горы в Хакасии, где впервые были исследованы захоронения этой культуры, расположенные под насыпными курганами. Люди того времени полагали, что загробная жизнь в общих чертах повторяет земную, поэтому они старались снабдить умершего всеми необходимыми в обычной жизни атрибутами. Захоронения обносились по периметру каменными плитами, сверху возводился каменный или деревянный настил, который засыпался землей. Во втором тысячелетии до нашей эры в разных районах Сибири под влиянием афанасьевской образуется несколько культур: окуневская на юге современной Хакасии, глазковская - в прибайкальских степях, кротовская и самусьская - в Приобье. Археологические памятники бронзового века найдены и на Алтае. Большое количество предметов быта и искусства позволили историкам хорошо изучить окуневскую культуру, представители которой имели более монголоидный тип внешности, чем афанасьевцы. Окуневцы уже использовали двух- и четырехколесные повозки, а из технологий металлопроизводства применяли литье. Самым ярким следом окуневской культуры (Аскизский район республики Хакасия) являются археологические памятники искусства: каменные стелы и изваяния с высеченными изображениями личин, символов и знаков, наскальные изображения. На смену афанасьевской культуре пришла андроновская (середина второго тысячелетия). Эта культура распространилась почти на всю территорию Западной и Восточной Сибири - от Урала до Енисея. Для неё характерна более развитая экономика и переход к собственному хозяйству. Охота и рыболовство, как основной источник средств существования, отходят на второй план, активно развиваются заемлепашество и скотоводство. Народы этой культуры совершенствовали технологии обработки металлов и изготовления орудий труда. Они разрабатывали оловянные и медные рудники, поставляли металл в западные районы. Археологические стоянки андроновской культуры впервые обнаружены у села Андроново Ачинского района Красноярского края.
В конце второго тысячелетия до нашей эры в Сибири на смену андроновской культуре пришла карасукская (ареал распространения - от Оби до Якутии). Для нее характерно наличие стационарных металлообрабатывающих центров. В сельскохозяйственном укладе народов Сибири тоже произошли изменения: люди стали больше разводить мелкий скот, который можно было мобильно перегонять с места на место. Все это создало предпосылки для развития кочевого скотоводства. Памятники карасукской культуры и сменившей её тагарской в большом количестве найдены в Аскизском районе республики Хакасия, в с. Казановка, где сейчас находится национальный археологический музей-заповедник. Что касается северных районов Сибири, развитие бронзовых технологий и другие изменения их не затронули. Народы Камчатки, Чукотки, севера Якутии продолжали жить в каменном веке. Cо временем процессы движения народов по обширным сибирским территориям начали оказывать активное и значительное влияние на соседние территории и на историю всего Евроазиатского континента. Одной из вновь возникших значимых культур стала скифская, возникшая в начале железного века (начало I тысячелетия до н. э.). Зарождение этой культуры, по одной из версий, связывают с миграцией в приенисейские районы иранской ветви индоевропейской группы племен. Продвигаясь от Енисея к Алтаю, эти племена постепенно образовали смешанный тип хозяйства: часть оседала на плодородных землях и становилась землепашцами, другие кочевали по степи, перегоняя скот. Скифы владели приемами обработки меди и бронзы, позволявшими им изготавливать не только орудия труда, но и военное оружие.
Культура плиточных могил, Этнографический музей народов Забайкалья, г. Улан-Удэ, республика Бурятия
Кочевники образовывали все более сильные военные группы, объединявшиеся в племенные союзы, которые стали совершать стремительные набеги на соседние территории и постепенно продвигаться на запад. Они делали походы в переднюю Азию и на Кавказ, затем через киммерийский (керченский) пролив в 7 веке до н.э закрепились на северных берегах Черного моря. Скифские племена занимали обширные территории: археологические раскопки обнаруживают следы этой культуры от Дуная на западе до Тувы на востоке. Примерно в это же время железо начали обрабатывать и в северо-восточных районах Сибири. К этому же времени относятся и первые следы китайского влияния на сибирский регион. В районе Минусинской котловины появилась новая монголоидная раса. Оружием им служили железные ножи, очень сходные по своей изогнутой форме с ножами китайской династии Чу.
В дальнейшем события в Китае уже напрямую повлияли на историческое развитие южных районов Сибири. В то самое время, когда происходило скифское перемещение из среднеазиатской степи в Причерноморье, на севере Китая, в результате княжеских междуусобиц, сформировались племена, враждебные царствующим династиям Китая - хяньюнь и хуньюй, которые считаются прародителями воинственного народа хунну. С начала седьмого века до н. э. племена хунну постепенно начали переселяться с южных окраин пустыни Гоби на север, подчиняя себе местные племена и народы. Хунны представляли для Китая настолько серьезную угрозу, что первый китайский император Цинь Шихуаньди начал возводить Великую Китайскую стену, надеясь защититься таким образом от их набегов. Постепенно хуннская держава распростерлась на большую часть территории Монголии и Южной Сибири.
Оленный камень, культура плиточных могил, г. Улан-Удэ, республика Бурятия
К раннему периоду её становления относят культуру плиточных могил, остатки которых сохранились в Прибайкалье, Бурятии, Туве, Хакасии и на Алтае. В борьбе с хунну у Китайской империи были союзники на территории современной Сибири: племенные союзы динлинов, юэчжи и усуни. Юэчжи обитали на Алтае и в Саянах. С ними в скифологии связывают пазырыкскую и уюкскую культуры Алтая и Тувы. Исследования при раскопках пазырыкских курганов засвидетельствовали их смешанное монголо-европеоидное происхождение. Юэчжи вели кочевой образ жизни и были воинами. Они создали сильный политический союз со своими северо-восточными соседями, динлинами, и успешно противостояли племенам хунну.
Салбыкский курган, памятник тагарской культуры, республика Хакасия
Динлины, в отличие от юэчжи, вели оседлый образ жизни. Одним из основных их занятий была металлообработка. Динлины относятся к тагарской культуре, археологические памятники которой во множестве находятся на территории Хакасии и юга Красноярского края в районе минусинской котловины. Большая часть этих памятников - древние рудники. Динлины добывали и обрабатывали медь и значительно улучшили состав бронзовых сплавов. Их изделия из золотистой бронзы экспортировалась в районы Западной и Средней Сибири.
Во II веке н. э. в результате непрерывных войн с Китаем, а также внутренних междоусобиц, Хуннская держава распалась. Согласно широко распространённому мнению, часть хунну дошла до Европы и дала начало новому народу, который в Европе известен под названием гунны. В первые века н. э. мир был накануне «великого переселения народов», толчок которому был дан на востоке. Сибирь сыграла значительную роль в жизни евразийского степного средневековья. После распада государства хунну территорию Сибири около тысячи лет населяли различные разрозненные племена, в том числе монголоязычные. Они вели кочевой образ жизни, жили в переносных стойбищах, проводили культовые шаманские обряды. В VI - VIII веках н. э. в Саянских горах и на Алтае из племенных объединений хуннов и динлинов выделились два крупных объединения тюркоязычных кочевых племен — теле и тюкю. Археологические памятники древних тюрков во множестве находятся на Алтае.
Боярская писаница, памятник Тагарской культуры, с. Троицкое, республика Хакасия
Следующим по хронологии значимым событием для народов Сибири стало появление в Монголии в XII веке н. э. сильнейшего политического лидера, искусного воина и правителя, под предводительством которого разрозненные племена Средней Азии объединились в единое Великое Монгольское государство. Чингисхан, используя весь предшествующий кочевой опыт ведения боевых действий, создал лучшую в то время армию в мире, благодаря чему ему удалось совершить грандиозные завоевания. В завоевательных походах Чингис-хана участвовали народы Забайкалья. После распада империи Чингис-хана монгольское государство, раздираемое феодальными раздорами, продолжало существовать. Племена, кочевавшие в Забайкалье и Предбайкалье, неизменно оставались в его составе. В начале XIII века н. э. народы Южной Сибири были подчинены старшему сыну Чингис-хана по имени Джучи и вошли в состав Золотой Орды. Примерно в это же время на Юге Западной Сибири было основано Тюменское ханство татар и кереитов, которое находилось у Золотой Орды в вассальной зависимости. В 1500 году правитель Тюменского ханства объединил большую часть Западной Сибири, создав Сибирское ханство. Все это время в летописях Российского государства Сибирь не упоминалась. Однако первые походы новгородцев за Урал в Западную Сибирь начались уже в X веке н.э., а с середины XIII века Югра (современный Ханты-Мансийский автономный округ) была колонизирована новгородцами и приобрела статус новгородской волости. Первая же летописная запись о Сибири относится к XIV веку н. э. и связана с убийством хана Тохтамыша в Сибирской земле близ Тюмени. Начинается период русских завоевательных походов.
Археологические памятники
Каменный век
Палеолит
БУРЕТЬ, стоянка, верхний палеолит, Боханский район, Иркутская областьМАЛЬТА, стоянка, поздний палеолит, Усольский район, Иркутская область
Неолит(IV-II тыс. до н.э.)
ЗАВЬЯЛОВО, стоянка, верхнеобской неолит, Искитимский район, Новосибирская областьИТКУЛЬ, стоянка, верхнеобской неолит, Чулымский район, Новосибирская областьТОМСКАЯ ПИСАНИЦА, наскальные рисунки, Яшкинский район, Кемеровская область
Бронзовый век (III-I тыс. до н.э.)
Афанасьевская культура(III тыс. до н.э.)
ВОСТОЧНОЕ, могильник, Краснотуранский район, Красноярский крайПОДСУХАНИХА, могильник, петроглифы, Минусинский район, Красноярский край
Каракольская культура(II тыс. до н.э.)
КАРАКОЛ, могильник, Онгудайский район, республика АлтайОЗЁРНОЕ, могильник, Онгудайский район, республика Алтай
Окуневская культура(II тыс. до н.э.)
САРЫГ-ХАЯ, поминальник, Сут-Хольский район, республика ТываСЫДИНСКАЯ ПИСАНИЦА, петроглифы, Краснотуранский район, Красноярский край
Кротовская культура(II тыс. до н.э.)
ЕЛУНИНО, курганный могильник, Павловский район, Алтайский крайРОСТОВКА, могильник, Омский район, Омская областьСАРАНИН, поселение, Крутинский район, Омская областьСОПКА, могильник, Венгеровский район, Новосибирская область
Самусьская культура(II тыс. до н.э.)
ЗАВЬЯЛОВО, городище, Искитимский район, Новосибирская областьКРОХАЛЕВКА, поселение, Колыванский район, Новосибирская областьСАМУСЬ, поселение, поселок Самусь, Томская область
Андроновская культура(XVII-IX в. до н.э.)
АНДРОНОВО, захоронение, Ачинский район, Красноярский крайАБРАМОВО, могильник, Куйбышевский район, Новосибирская областьБИРЬ, могильник, устье реки Бири, Красноярский край
Ирменская культура (X-VII в. до н. э.)
АБРАШИНО, городище, Ордынский район, Новосибирская область
Железный век (IX-VII в. до н. э.)
Пазырыкская культура(VIII-III в. до н. э.)
АК-АЛАХА, могильник ("принцесса Укока"), плато Укок, республика АлтайБАЛЫК-СООК, курганный могильник, долина реки Урсулы, республика АлтайБАШАДАРСКИЕ КУРГАНЫ, могильник, Огундайский район, республика АлтайВЕРХ-КАЛЬДЖИН, курганный могильник, плато Укок, республика АлтайДЖОЛИН, курганный могильник, Каш-Агачский район, республика АлтайМАЙМА, могильник, Майминский район, республика АлтайПАЗЫРЫК, курган, Улаганский район, республика Алтай
Тагарская культура (IX-III в. до н. э.)
Большереченская культура (VI-II в. до н. э.)
БЫСТРОВКА, курганный могильник, Искитимский район, Новосибирская областьНОВЫЙ ШАРАП, курганный могильник, Ордынский район, Новосибирская область