Языческий князь Киевской Руси Святослав Игоревич. Древняя русь святослав
История древней Руси - » Святослав
Древняя Русь до монгольского завоевания
С 964 г. начал княжить Святослав: его княжение связано с попытками, иногда очень удачными, разрешения больших задач, стоявших перед растущим Киевским государством. Задачи эти приходилось разрешать вооруженной рукой. Святослав, великий русский полководец древности, в своих победоносных походах прошел всю Восточную Европу от Киева до Волги и Кубани и от Крыма до Балкан. Удары Святослава прежде всего были направлены против Хазарского каганата, под властью которого находился ряд славянских племен и который тормозил естественное развитие Киевского государства.
В 964 и 966 гг. Святослав освободил от хазарской власти вятичей и подчинил их себе, а в 965 г. предпринял поход и на самих хазар. Русское войско вошло в землю камских болгар и буртасов и, дойдя отсюда Волгой до Итиля, взяло и разрушило хазарскую столицу. Святослав взял хазарскую крепость Саркел и проник на Северный Кавказ. С этого момента владычество хазар было сломлено, и некогда могущественный Хазарский каганат распался, хотя окончательная ликвидация хазарской государственности связана с походом русских и греков на хазарского кагана Георгия Цула в 1016 г.
Осложнялись отношения и с Византией. Усилившаяся Болгария стала угрожать Византии с запада, и византийское правительство решило обратиться к русскому князю Святославу с предложением организовать поход против Болгарии в расчете, что два опасных соседа во взаимной борьбе ослабят друг друга. Святослав согласился на предложение Византии, но ожидания Византии не сбылись. В 967 г. Святослав завоевал всю Болгарию и основал свою столицу в Переяславце на Дунае, где сходились важнейшие торговые пути в Византию из Венгрии, Чехии и Руси. Византия увидела в Руси нового, еще более грозного соседа, чем была разбитая Болгария. С тем, чтобы парализовать деятельность Святослава, она натравила на Киев печенежскую орду. Святославу пришлось двинуться из далекой Болгарии на помощь осажденному городу; он разбил печенегов. Раздав земли в управление своим сыновьям (Ярополку — Киев, Олегу — древлянскую землю и Владимиру — Новгород), Святослав возвратился в 971 г. в Болгарию. Напуганная успехами Святослава, Византия заключила союз с Болгарией. Болгары подняли восстание, которое Святославу удалось подавить, но вскоре ему пришлось столкнуться с византийскими войсками императора Иоанна Цимисхия. В боях у пред славы и Доростола русские проявили чудеса храбрости. Особенно отличались в боях сам Святослав и богатыри Икмор и Сфенкел. После упорной борьбы Святослав вынужден был отказаться от своих завоеваний на Балканах и на Дунае. Греки, в свою очередь, рады были закончить войну и избавиться от чересчур смелого и опасного соседа. Был заключен новый договор, и Святослав вернулся на Русь; но у Днепровских порогов, на обратном пути, он был убит печенегами.
Отступление и смерть Святослава имели большое значение в истории Руси. «Рюриковичи, вследствие сопротивления, оказанного Византией в царствование Иоанна Цимисхия, вынуждены были окончательно утвердиться в России. Взоры князей и дружинников обращаются к самой Руси, эксплуатацией населения и устройством управления которой они и начинают усиленно заниматься.
istoiarusi.ru
Князь Святослав Игоревич: правление и походы
Нет беды тяжелее, чем презирать врагов.
Лао Цзы
Князь Святослав Игоревич родился в 940 году. Эту дату трудно назвать точной, поскольку в разных источниках она отличается. Он был сыном убитого князя Игоря, но в первый годы после смерти отца трон он не занимал, поскольку был совсем юнным, а страной правила его мать, княгиня Ольга.
Военные походы
В 964 году началась военная деятельность юноши – он повел свое войско на восток, против вятичей. После покорения этого племени князь Святослав Игоревич отправился дальше. На этот раз на его пути был Хазарский Каганат. Раньше это было великое государство, распростертое между Волгой и Доном, но на ту пору Каганат уже утратил былое величие.
Хазары это кочевники, которые промышляли главным образом скотоводством, земледелием, работорговлей и взиманием пошлины с судов. На территории Каганата, по рекам его пронзающим, проходили многие торговые пути, в частности путь Серебрян, по которому шел главный поток драгоценностей из Азии в Европу.
Правление великого князя-воина началось именно с восточного похода, поскольку было крайне важным, чтобы этот торговый путь находился под контролем Киевской Руси. Это был важный момент, поскольку еще Олег построил крепость Тмутаракань, которая позволяла обходить судам Хазарскую территорию. Однако в ответ на это в 830 году была возведена Хазарская крепость Саркел, которая блокировала этот обходной путь. Походом на Саркел, начинались новые походы князя Святослава. В 865 году Святослав Игоревич захватил крепость Саркел, которую впоследствии переименовали в Белая Вежа. Следующим пунктом движения армии русского правителя был северный Кавказ. На своем пути князь Святослав Игоревич разрушал Хазарские города. Кроме того, в этот период правления русичами были нанесены поражения племенам ясов (осетин) и черкесов. Восточные походы князя Святослава этого периода отличались своей успешностью.
Поход на Болгарию
Дальнейшая деятельность Руси была скорректирова на Византийской империей. В 967 году император Византии с помощью Святослава вздумал решить свои давние проблемы. Греки хотели наказать болгар, земли которых часто использовались венграми для прохода к морую, чтобы в дальнейшем угрожать грекам. Византийцы отправили в Киев послов с обещаниями богатых даров, если князь Святослав Игоревич согласится напасть на болгар. Правитель Руси отличалось расчетливость и корыстностью. Он принял предложение послов и во главе 60-ти тысячного войска двинулся через Дунай в Болгарию. Поход в Болгарскую землю увенчались успехом. Болгары не могли на равных сражаться и сдались. Победители захватили великое множество богатств и остановились в городе Переяслаец, севернее современного города Варна.
В 968 году Киев был осажден печенегами. Из-за этого дальнейшее продвижение войск Руси на Запад было отложено, а сам князь спешил вернуться в Киев. В это же время в Болгарии вспыхнуло восстание, которое было направлено против славян, поскольку местные жители не хотели им подчиняться. Эти восстания были далеко не спокойными. Болгары собрали войско, с помощью которого отбили у русских Переяславец. В 970 году князь Святослав Игоревич со своей дружиной отправился в Болгарию и жестоко покарал восставших, подчинив себе всю Болгарию. Со своим войском он дошел до Адрианополя, где был встречен превосходящими силами византийцев, которые испугавшись возможности закрепления на территории Болгар русской армии, спешили разбить неприятеля. Силы были не равны.
Конец правления
Летописцы пишут о том, что со стороны русичей было едва больше 10 000 воинов, в то время, как византийцы смогли собрать более 80 000 человек. Но князь Святослав Игоревич, вдохновляя свое войско собственной храбростью, одержал победу. Греки предложили мир и богатый выкуп. Однако в следующем году они опять развязали войну. Византийский флот блокировал устье Дуная, лишая войско Святослава возможности отступления, и по суши пошли навстречу врагу.
В 871 году после долгой осады греки сожгли Переяславец, уничтожив большую часть русской армии. Великий князь в это время находился в городе Доростоле. Там он узнал печальную новость, там и разыгралось решающее сражение между русскими и греками. После продолжительного сражения русская армия отступила в крепость. С суши ее окружила греческая пехота, с моря – греческие корабли. Так началась осада Доростоля, продолжавшаяся 2 месяца. За это время русское войско значительно сократилось. В решающей же битве греки оказались сильнее, и Святослав был вынужден покинуть Болгарию и возвратиться в Русь. По дороге назад русское войско подкараулили печенеги во главе с князем Кури, который и отрубил голову Святославу. Произошло это в 972 году.
istoriarusi.ru
Языческий князь Киевской Руси Святослав Игоревич
Языческий князь Киевской Руси Святослав Игоревич
Святослав Игоревич (942–972), великий князь Киевской Руси, стал править сразу после гибели своего отца в 945 году, то есть с трёх лет. В полную силу же он вошёл в середине 60-х годов.
Христианская вера была ему чужда, как воину, воспитанному в варяжской дружине воеводой Свенельдом. И он, обретя настоящую власть и будучи ревнителем старой веры, разрушил церковь Святого Николая, возведённую ещё самим Аскольдом, однако потом она была восстановлена.
Святослав решил расширить границы Киевской Руси на востоке, ходил на Оку и Волгу, воевал также в Болгарии, а столицу хотел перенести на берега Дуная, в град, названный им Киевец, дабы быть подальше от Киева на Днепре, где уже крещёное боярство опиралось на византийцев и хазар.
В те годы Святослав собрал вокруг себя много храбрых русичей, призвал и наемников варягов.
Святослав никогда не нападал тайно, не нарушал заключённые договоры. Перед походом он предупреждал врага словами: «Хочу идти на вы».
В 964 году Святослав повёл рать из 50 тысяч русичей и 20 тысяч варягов (согласно Булгарской летописи) в земли вятичей и кривичей, что были частью под булгарами, а частью под хазарами.
И первым освободил древний русский город Ростов. Наместник тех земель Гусман не оказал сопротивления (очевидно, потому что ростовчане, русичи и меряне, просто открыли врата войску Святослава). Гусману ничего не оставалось, как бежать в Булгар, где на Оке к нему присоединился и воевода Саин с остатками булгарской рати.
Кстати, и сами булгары не воспринимали Святослава захватчиком. Тем более что под его властью уже была Болгария на Дунае, он был ведь и болгарским царём. А болгары и булгаре по сути были одним народом, только одних (на Дунае) христианизировали византийцы, а другие (на Волге) с 900 года подвергались исламизации. Да и от русичей они отличались по большей части лишь верой. Они, как народ, смешанный из славян и тюрок, всегда свободно говорили и на древнерусском.
И тут нужно понимать главное: Святослав не только восстанавливал старые пределы Руси-Русколани, но также и древнюю ведическую веру, общую для русичей и булгар. Не потому ли и многие булгары, недовольные исламизацией, стали переходить тогда под стяги Святослава?
Один из булгарских воевод, Хаддад, присягнул тогда Святославу и привёл под его знамёна своё войско. Затем он взял город Муром, древнюю столицу финно-угорского племени мурома, как утверждает булгарская летопись «для вятичей». Вятичей в сем городе было уже много больше, чем муромы. Желая отличиться и доказать верность Святославу, Хаддад устроил резню в сём городе, по преимуществу уже вятичском.
Великий князь Руси Святослав. Рис. XIX в.
Сие потом аукнулось и самому Святославу, ибо действовал тот от его имени. Вятичи, только что отошедшие под руку Святослава, повсюду подняли восстание. И князь потом едва усмирил страсти, направив свою рать уже против Хаддада и сына его Алып-бея, севшего наместником в Муроме и даже объявившего себя в гордыне непомерной «Великим князем Руси». Алып-бей в страхе перед Святославом даже заявил, что будто бы он вырезал Муроме не вятичей, а варягов (тамошние вятичи были и в самом деле потомками варягов-готов, взявших в жёны местных женщин). Но это Алыпу не помогло. Святослав выбил его оттуда и установил в Муроме русскую власть.
Тогда же варяги и русы Святослава без боя взяли и Галич Мерьский, откуда, только завидев передовые отряды варягов, «бежал в панике вместе со всей своей свитой» булгарский наместник Мухаммед, «а оставленные ими на огне котлы достались русам, и они с удовольствием закусили с дороги».
Видя, что рати Святослава уже не остановить, булгарский эмир Талиб решил пойти на переговоры. Бежавших от русичей воевод он отправил обратно с предложением Святославу о мире и союзе для совместного завоевания Хазарии в обмен на все те земли, которые тот уже отобрал у Булгара и присоединил к Киеву, то есть в обмен на Ростов, Муром и западную часть Московии. Замечу, Москва уже в то время была значительным поселением из семи крепостей на Москве-реке и она тоже отошла в 964 году крепнувшей Киевской Руси.
Переговоры между Святославом и Талибом состоялись на волжском острове Пчелиный и союз был заключён. Торг шёл относительно дани с Ростова (её предлагалось теперь выплачивать Святославу), а также о том, как делить земли Хазарии – этот вопрос был отложен на время после её разгрома.
В Булгарии этот союз приветствовали далеко не все. Так беллакский хан Булат (правивший близ современного Саратова) пошёл на тайный сговор с Хаддадом и Алып-беем, опасаясь, что раздел Хазарии между Булгаром и Русью урежет его власть. Но Талиб пообещал ему всю близлежащую территорию Хазарии за исключением Саркела.
Да и делиться со Святославом хазарской добычей Талиб вовсе не собирался: «Хазария – не болотные кочки Московии, Ростова и Мурома. Взятие Хазарии сделает Булгар самой могучей державой, ибо поставит под нашу власть все пути из стран неверных в страны Востока. И делиться этим могуществом с кем-либо было бы настоящим безумием», – так сказал Талиб своему воеводе Кукче перед войной с Хазарией.
Для усиления войска Талиб заключил союз с туркменами, которые первыми ударили по Хазарии и осадили Итиль. Опережая Святослава (тот собирал рати в Киеве), туркмены явились в Саркеле и объявили о предстоящем походе Святослава, расписав жестокости якобы творимые русами в Муроме (резню же там устроил Хаддад, а не Святослав). Талиб пообещал защиту, если те покинут Хазарию. Калмыки тут же со своими кибитками двинулись в Булгарию, ослабив тем Саркел.
Хазарский воевода Кубара бросился наперерез калмыкам, но булгарский воевода Кукча сему помешал. Только после ухода калмыков хазарскому хану Кубаре открыли дорогу и тот занял Саркел.
Зная, что Саркел является главным препятствием Святославу на пути к Итилю, Кубара укрепил его сильным гарнизоном и решил во что бы то ни стало удержать.
И вот летом 965 года князь Святослав начал поход против Хазарии. Он собрал великое войско из язычников русичей и варягов – воинственных почитателей Перуна и Перкунаса.
К той многотысячной рати, что была у него прежде при походе на Булгарию, он присоединил ещё и рать галичан. Тогда же Святослав обезопасил Русь с юга, заключив мир с Византией. И в уплату сего мира он призвал на русскую службу также отряды византийских наёмников и их военных инженеров со стенобитной техникой.
К Святославу присоединился и флот причерноморских городов (крымские готы и греки). Все они, помня о хазарских притеснениях и, главное, иудейской угрозе их вере (да и торговле), стали союзниками Святослава. Так христиане объединились с язычниками (православные и ведославными) против иудеев-хазар. Это была грозная сила (около 50 000 ратников, флот), которая и повернула в те годы колесо мировой истории.
Святослав атаковал Саркел, проплыв к нему из Киева по Днепру, Славянскому морю (Понту) и Дону. Византийские орудия при штурме Саркела пробили стены в трёх местах, и тогда варяги, крымские готы и галичане ворвались в город и вырезали в крепости всех бывших там хазар.
Поклонение киевлян Перуну. Рис. XIX в.
И это, между прочим, было решающим, главным столкновением ратей Святослава с хазарами в эту компанию. Оно завершилось блистательной и очевидной победой русов над Хазарским каганатом. Хотя каганат был всё ещё грозен и обладал сильным войском, имевшим численное превосходство над русами, но оно уже уступало силам всех ополчившихся тогда против хазар соседей.
После победы Святослав повелел своим послам передать в Булгарию, что завоюет Хазарию и сам, и Талибу ничего не оставалось, как пообещать не препятствовать сему.
Кубара, придя в ужас при вести о падении Саркела, бросил туда все свои рати и осадил город. И надо полагать те силы были более многочисленными чем рати Святослава (т. е. около 100 000 осаждающих!). Но русы и варяги укрепились и не позволили хазарам вернуть крепость, отбив все атаки.
А в это время булгары и туркмены подошли и осадили столицу Хазарии Итиль, оставшуюся без защиты. Булгары здесь так же как и в Саркеле призвали итильцев-мусульман спасаться от язычника Святослава в Булгаре. И те, не дожидаясь прихода русской рати, покинули город под охраной курысбая.
Оставшийся в Итиле хан Узбек (номинально тогда у Итиле после многих переворотов правил мусульманин), а также связанные с ним хазары и туркмены, не решились помешать переселению и в ужасе перед Кукчей заперлись в цитадели города.
Кубаре так и не удалось отбить Саркел. И в это время к Саркелу подошли донские славяне (казаки) и с их помощью Святослав вынудил Кубару отступить к волоку, по которому перевозили суда с Дона на Волгу.
В это время внезапно печенеги напали на опустевший Саркел и взяли его.
Сие вынудило Святослава отложить поход на Итиль, вернуться и вновь брать сей город. После вторичного взятия Саркела Святослав зазимовал там, и его войско снабжалось всю зиму византийцами из Тмутаракани.
Следующим летом, в 966 году, Святослав двинулся с 50-тысячной ратью из Саркела в Итиль.
Сметя хазарские заставы, он прорвался к городу, и тут выяснил, что хазары Кубары вместе с ханом Узбеком покинули его, уплыли на кораблях в Хорасан через Каспий и Мангышлак.
И, как утверждает далее Булгарская летопись, эти хазары потом обосновались в Бухаре, «от них пошли так называемые бухарские яхуды-иудеи, которые вскоре стали процветать и на новом месте и наладили самые тесные торговые связи с булгарскими хазарами-мусульманами».
Святослав обнаружил в Итиле только немногочисленный хазарский гарнизон. Войско, не найдя в городе никакой добычи и запасов, в ярости перебило всех оставшихся там хазар-иудеев.
Затем Святослав направил жаждущих битв воинов на печенегов, решив отомстить им за нападение на Саркел. Он направил 20-тысячную рать на Самандар, а ещё 30 тысяч – на хазарских печенегов. Самандар был разрушен до основания, после чего рати Святослава двинулись в обратный путь пешими и при помощи сакланов-славян и казаков разгромили ещё шесть печенежских городов.
После этого по всей степи от Киева до Дона и Итиля стали господствовать саклане-донцы, казаки и ростовцы. Святослав заключил с казаками союз и передал им отнятые у печенегов и хазар города. Тогда же уцелевшие после побоища печенежские торговцы и мастера бежали в Булгар, а оставшиеся занялись скотоводством.
Сакланы (донские славяне), казаки и ростовцы были очень довольны сими приобретениями, но их ещё не раз приходилось отстаивать в битвах.
Когда 50-тысячное войско Святослава ушло, в Мухтасаре (столице хазарской Буртасии) подняли восстание буртасы, которые намеревались также вступить в союз с отрядами вятичей, всё ещё воюющиими против Святослава и Булгарии, и мстящих за резню в Муроме.
Походы Святослава на булгар и хазар. Из Радзивилловской летописи
Но соединиться восставшим не удалось, все они были разгромлены казаками и русами.
Вятичей тогда пришлось снова усмирять, ибо Муром снова взяли булгары и вновь там устроили резню, как объяснил потом Талиб Святославу за то, что тот не уплатил ему обещанной «ростовской дани». Святослав же оправдывался перед послами тем, что он надеялся расплатиться хазарской добычей, но та ушла на кораблях из Итиля в Хорасдан.
Святослав, видя ненадежность власти русов в Болгарии на Дунае (там язычники вновь столкнулись с христианами), и не желая войны «на два поля» одновременно ещё и с Булгаром на Волге, решил занять золота у Византии в обмен на военные услуги и мир с империей. Тем золотом он и расплатился с Булгаром. И так Муром и вся Московия вновь и отныне навеки отошли русичам, т. е. тогда – Киевской Руси.
Вот так в боях и с помощью дипломатии Святослав и создавал Великую Русь, возрождённую Русколань: от Волги до Дуная.
В том же 966 году, Святослав повёл русичей в земли болгар, стремясь и там укрепить древнюю ведическую веру.
Византийская империя, видя разгром Хазарии, решила столкнуть болгар и русов, опираясь на «византийскую партию» при дворе болгарского царя Бориса, а самой остаться в стороне, откупившись от Святослава.
Битвы с мятежными болгарами, коих поддерживали и подкупали византийцы, шли на Дунае, под Доростолом, Переяславцем, и были они тяжёлые и кровопролитные. Болгары тогда выступали на стороне Византии, ибо та обещала им независимость. Но, как водится в большой политике, впоследствии обещания так и остались обещаниями.
«Братья и дружина! Умрём, но умрём с твёрдостию и мужеством!» – обратился тогда Святослав к дружине. И храбрость русов привела к победе. Святослав взял приступом Переяславец.
В то же самое время печенеги, мстя за разгром своих городов и подкупленные византийцами, пришли к Киеву и окружили его. Княгиня Ольга с внуками укрылась за городскими стенами, послав к сыну в Болгарию гонца. Святослав с конницей поспешил на Русь и отогнал печенегов прочь.
И тут, наконец, княгиня Ольга поняла вполне, что под маской христианского благочестия византийцы скрывают намерения, враждебные Руси.
И тогда она разорвала мирные договоры с Византией, и объявила христианскую веру вне закона. По свидетельству скандинавских саг, Ольга, «мать конунга Вальдемара из Гардарики», вернулась к вере предков и почиталась пророчицей и «духом фитона», то есть языческой пророчицей, отойдя от иных дел, в весьма уже преклонном в ту пору возрасте.
Возможно, дату её отказа от греческой веры, 969 год, Русская православная церковь и почитает датой её смерти. В самом деле, несмотря на свою «смерть», княгиня Ольга в русских летописях появляется и позднее этой даты.
А после кончины (либо возвращения к вере предков) княгини Ольги её сын Святослав снова отправился на Дунай, где восставшие болгары изгнали его дружину из Переяславца.
Кончина Святослава. Рис. XIX в.
«Не любо мне в Киеве сидеть, хочу жить в Переяславце, там середина земли моей», – рёк тогда Святослав и вновь захватил город.
Новый император Византии Цимисхий был испуган явлением грозного союза языческих царств болгар и русов по соседству и готовился к войне.
Рать Святослава, даже вместе с союзниками болгарами и венграми, числом была много меньше войск Византии, но благодаря мужеству русичи всегда побеждали.
Тогда же в одной из битв Святослав произнёс знаменитые слова: «Да не посрамим земли русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые сраму не имут».
Затем, после неудачной для союзников русов и болгар битвой при Аркадиополе, Святослав остался один с малой дружиной против всей армии империи. И несмотря на это русская рать как нож рассекла противника и дошла до стен Царьграда.
Там Святослав пошёл на заключение мира с Цимисхием, оставшись непобеждённым, но малыми силами уже не имея возможности взять стены столицы. Согласно договору, русские должны были оставить Балканы и не нападать на греческие города в Крыму. Византия обязывалась выплачивать киевским князьям дань и быть союзницей Руси.
Существует легенда, что Святослав остался равнодушен к богатым дарам византийцев, но принял меч и доспехи.
Встреча Святослава и Цимисхия произошла на Дунае. Цимисхий, окружённый великолепной свитой, был поражён простой одеждой грозного князя, который сидел в лодке с веслом, как и остальные его дружинники.
Святослав захватывает Доростол (Дрестер). Миниатюра из Хроники Манасии. XIV в.
«Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды приближённых только чистотой». (Впрочем, полагаю, что это описание не совсем достоверно, ибо оно весьма напоминает описание внешности вождя гуннов Аттилы, не оттуда ли оно взято византийским летописцем, который лично не видел Святослава?)
Мир всё же был заключён, однако после сего византийский посол архиерей Феофил предупредил болгар и печенегов о том, что Святослав, не подозревая о предательстве, возвращается в Киев с малой дружиной.
И тогда печенеги во главе с князем Курей напали на Святослава у днепровских порогов и убили его. Это была измена болгарского боярства, принявшего крещение.
И так маски были сброшены, противостояние византийского христианства и древней веры славян, ведославия и арианства (т. е., в современном толковании, – язычества), подошло к решающей черте.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Святослав «Храбрый» - воин Руси — Славянская культура
И в Славянской Душе Твоё Имя Живет
И Славянское Сердце болит о Тебе
Помнит Русь о Тебе
Помнит старая Мать
Это память Земли и её не отнять!
Святослав!
В истории Древней Руси много личностей, о которых писали, говорили, и сейчас они вызывают неподдельный интерес. Одна из таких неоднозначных фигур – Святослав, он казалось рожден былинным эпосом.
Впервые летопись показывает нам князя на коне. Ольга идет под Искоростень мстить за смерть Игоря. Дружина княгини сходится c войском древлян. B челе Ольгиной дружины три всадника: князь Святослав, рядом по сторонам - Свенельд, воевода Игоря, теперь командующий дружиной Святослава, и Асмуд, «кормилец» Святослава, его воспитатель.
О юности Святослава мы знаем только то, что сообщает Летописец. Князь воспитывался двумя разными мирами. Ольга овдовела еще очень молодой женщиной. Святослав - ее первенец и единственный ребенок. Воспитывается он под Киевом в Вышгороде, где была резиденция княгини, и в дружине Свенельда, отцовской гвардии, состоявшей из варягов, убежденных язычников, веривших в оружие и клявшихся им. Мать приняла христианство, крестилась, пыталась обратить Святослава в свою веру, учила его христианству. Юный же воин «не брежаще того ни во уши принимати», предпочитал старые дружинные обычаи.
B Киеве, в Вышгородской крепости, в суровом солдатском быте дружины, вырос настоящий богатырь, воин, который был крайне неприхотлив, стремителен, более всего ценил воинские. Он мог собрать силы, укрыть мирное население. Именно этого и хотел Святослав - избегались излишние жертвы, и в ту эпоху подчинения племен, достигавшегося мечом и копьем, в таких воинах и коротких схватках врукопашную, достоверно определялось, кто есть кто.
Когда Святослав вырос, он проводит в непрерывных далеких и быстрых походах. И походы эти показывают, что в Киеве вырос не только беззаветно смелый воин, богатырь из тех, что в бою всегда в первых рядах своей дружины.
Свенельд наставник, не pаз упомянутый в «Повести» служил Игорю, он обучает военному делу Святослава - ребенка, он вместе c ним в походах, воевода, правая рука...
Именно Свенельд со страшной жестокостью руководит подавлением восстания в земле древлян, разгромом древлян. Здесь «свой интерес». «Устюжский летописец» сохранил древнее свидетельство o том, что земля древлян была отдана Игорем для сбора дани Свенельду и тот брал «по черной куме c дыма». Такие, как Свенельд, головы не подставляли. Своей головы. Много лет спустя на Дунае против Святослава оказались превосходящие силы византийской армии. Князь обратился к своим воинам со словами, ставшими хрестоматийными: «Не посрамим земли Русской, ляжем здесь костьми, ибо мертвые срама не имут!» Дружина ответила: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим», и можно быть увеpенным - Свенельд промолчал. Складывать за Русь голову он не нанимался. Когда на Днепре в печенежской засаде Святослав гибнет, совесть Свенельда спокойна - он же предупреждал: «Обойди, князь, пороги на конях...» Святослав пошел на ладьях. Свенельд, бросив князя,- сушей и в Киев пришел и свою дружину привел в целости. Привел и стал служить юному Ярославу-князю, уже четвертому хозяину на его памяти.
Вроде бы упрекнуть не за что, предупреждал... Вот, вернулся же, Свенельд, a не Святослав. Знал он, опытный и осторожный воин, o печенежской засаде.
Скандинавские саги помнят Русь. Русские сюжеты поэзии скальдов связаны со временем княжения князя Владимира и Ярослава Мудрого. Исследователи северного эпоса установили, что варяги скандинавских сказаний на Руси оказываются в двух ситуациях: профессионального войска, тогда они окружены почетом и вниманием, и сборщиков дани. Последнее в сагах нечасто и относится только к окраинам государства. Князья действительно отправляли такие отряды за сбором дани. Треть собранного шла наемникам. Среди варягов были христиане - обычно те, кто c византийской службы переходил на русскую, и язычники. Язычество варягов отличалось от славянского не по общему - вполне сходному - характеру верований, a по конкретным религиозным представлениям, по скандинавскому пантеону богов. Мы знаем символику варяжских захоронений, боевые топоры бога Тора и т. д., сказания северного эпоса, в котором боги и герои встречают погибших в бою викингов в таинственной Валгалле, и там продолжается в пирах, состязаниях и битвах жизнь, во всем подобная земной...
Даже если мы признаем сильное варяжско-языческое влияние на Святослава, противостоящее влиянию Ольги, которой, учитывая необходимость военно-дружинного воспитания князя, не удалось обратить его в христианство, то из одного этого резко отрицательное отношение Святослава к христианам понятным не становится. Корни неприятия христианства следует искать в чем-то другом. Нам кажется, что оно объясняется прежде всего целями и задачами его внешней политики, a именно тем, что в этой политике расходилось c политикой Ольги и ее киевского боярского и торгового окружения.
Святослав - воин, его жизнь в завоевательных походах. Он расширяет и укрепляет еще очень молодое государство. Может быть, поэтому князя-воина меньше заботит (пока по крайней мере) его внутреннее устройство.
Знаменитый путешественник - Ибн-Хаукаль в своей «Книге путей и государств» сообщает: «B наше время (это написано в 977-978 годах) ничего не осталось ни от болгаp, ни от буртасов, ни от хазар. Дело в том, что на них произвели нашествие русы и отняли y них все эти области». И продолжает, что те, кто спасся от нашествия, рассеялись по соседним областям и теперь надеются заключить c русами договор и вернуться обратно, но уже «под их владычество».
Военные подвиги Святослава заслоняют нам князя –политика. Святослав же стратегически и политически продуманно обеспечивает Руси выход в Каспии, к торговым путям на Вoсток и тут же перехватывает низовья Дуная. Главная торговая магистраль материковой Европы - Дунай оказывается под контролем Руси. Трудно понять, как мог y еще, в сущности, молодого человека сложиться такой отчетливо точный план, сосредоточивающий в руках Киева важнейшие пути торгового транзита Европы. План грандиозный, выполнен он был талантливо, решительно и удивительно быстро, практически молниеносно. B Киеве упрекали его, он отвечал: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой. земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии - серебро и кони, из Руси же - меха и воск, мед и рабы».
Высказав предположение o стремлении Святослава создать славянскую империю, отнюдь не невероятное, может быть, Святослав и не вынашивал таких планов. Язычник Святослав вступает в решительное противоборство c христианской Византией. И что 6ы лично Святослав ни думал o христианстве, для него, князя, полководца, вопрос мог быть решен только однозначно.
Язычество Святослава - осознанная идейная позиция. Христианская Византия в этом смысле - вpaг. Западное христианство Pима - тоже. Убежденные язычники... Не то чтобы они очень держались преданий старины, нет, но дружина, живущая в постояном походе, бойцы, витязи не видели в христианстве ничего, кроме смешных и практически, может быть, вредных мыслей.
Против Святослава собираются все силы империи ромеев и лучшие ее полководцы. Командует византийским войском сам император, Иоанн Цимисхий, военачальник умелый, решительный и опытный. Святослава обложили в небольшой крепости Доростоле. И здесь 21 июля после предложения Цимисхия решить дело поединком - гpeки явно колебались, опасаясь сражения,- состоялся дружинный совет, на котором Святослав решил дать бой. Он начался на следующий день. Огромное численное превосходство ромеев вынудило Святослава, y которого оставалась только часть прежнего войска, вернуться в крепость. Ночью было решено нaчать мирные переговоры, Святocлав заключает почетный мир. Получает большую дань, причем не только на живых, но и на убитых воинов: «возьмет за убитого и род его», и возвращается на Pусь. Летопись сообщает, что возвращался Святослав за новой днружиной: «Если перестанут платить нам дань, то снова из Руси, собрав множество воинов, пойдем на Царьград». Скорее всего, дань c Царьграда была лишь мечтой княжьей дружины. Но это был мир, весьма обрадовавший греков. Договор же, заключеный Святославом и Цимисхием в Доростоле в июле 971 года, он оговаривал мир, военную помощь и соблюдение условий прежних договоров.
Пеpeд решающим сражением Иоанн Цимисхий обратился к Святославу c предложением o поединке. Обещал, что условия мира будет диктовать тот из них, кто одержит верх в единоборстве, и это будет полезнее ненужного кровопролития. Цимисхий был, как и Святослав, прекрасным бойцом, искусным, смелым, уверенным в себе. Великолепно владел мечом, обучен был «копьем потрясати, и лук тяглити, и стрелы верзать...». B битве - всегда впереди. Святослав совершенно неожиданно от поединка отказался.
Он, как сообщает византийский хронист, «c презрением отвечал императору так: «Я сам лучше знаю, что мне полезно, чем мой враг. Если ему жизнь наскучила - есть неисчислимое множество других путей, ведущих к смерти, пусть выбирает один из них, какой ему угодно». Ни на секунду нельзя заподозрить князя в том, что он струсил.
Все, что мы знаем o Святославе Игоревиче, исключает любую возможность его отказа от поединка по каким-либо личным соображениям, как их ни назови. И предложение Цимисхия хорошо обосновано. Первый боец византийской армии (a дело было так) предлагает единоборство - и это тоже было нередким в ту эпоху - первому бойцу войска противника. Что Святослав действительно первый богатырь своего войска, мы знаем со слов той же греческой хроники. Свидетельству со стороны противника здесь нужно верить вполне. Ответ же князя странен. Святослав намекает на что-то хорошо известное императору, и сам его отказ выглядит даже оскорбительно. Дальше мы узнаем, что основания для отказа y Святослава были. Очень серьезные. . .
Сцена мирных переговоров c императором ромеев описана византийским очевидцем. Это - греческий автор Лев Диакон, сопровождавший Иоанна Цимисхия в походе специально, чтобы подвиги императора как-нибудь не пропали для истории. Описана очень сдержанно, a выглядело, вероятно, все и смешно, и нелестно для импеpатора.
Место встречи - берег Дуная. Тонкая дипломатическая деталь: не император Византии отправился на тот берег, к «скифу» и варвару, a «скиф» к императору. Однако дальше все пошло не по византийскому церемониалу. Цимисхий явился в сверкающих драгоценных доспехах, в парадном императорском плаще, во всем царственном великолепии. Огромная, тоже пышно разряженная свита. Все верхом. Парадный выезд. Блеск золота, переливы шелков, звон оружия и конский топот. Святослав же прибыл c того берега в простом походном челне. Никакой свиты - несколько гребцов. Никакого парада. Гребцы-воины в простых холщовых рубахах. Святослав тоже. Князь ничем не отличался от своих гребцов, лишь белая рубаха его была почище. Мало того, сам греб вместе c ними. Как рядовой, a для византийца хуже - как раб... Придворный хронист рассматривал его во все глаза. Среднего роста, необычайно широкий в плечах, силач c могучей шеей. Голубоглаз, длинные усы, борода сбрита, волосы на голове - тоже, только свешивается одна длинная прядь: знаменитый оселедец, который и века позднее будет отличать запорожскую казачью вольницу - Сечь. B ухе серьга. Лев, ученый, Калойский дьякон, очутился буквально в двух шагах от князя. Он хорошо разглядел эту серьгу: золотая c двумя жемчужинами, между которыми встав-лен рубин...
Дальше хуже. Святослав во все время переговоров оставался в челне. Сидел, даже не привстал. Это было уже потрясением основ и совершенным оскорблением императора Рима, земного солнца вселенной. Сидеть должен был он. Перед ним следовало стоять. Переговоры были краткими. Гребцы оттолкнулись от берега и вместе c князем налегли на весла. И пока Святослав готовил ладьи к морскому переходу, Иоанн Цимисхий срочно отправил к печенегам какого-то архиерея Феофила. Тот сообщил, что Святослав c малой дружиной и большой добычей возвращается на родину морем, a основное его войско идет сушей. И печенеги напали на малочисленныe ладьи. Святослава задержали на днепровских порогах, там он и погиб в бою. Печенежский князек, какой то Куря, велит сделать из черепа Святослава чашу, будет пить из нее на пирах, похваляться, какого великого воина одолел он, Куpя... Киев же постепенно становился христианским. Исподволь, заметно менялись привычки, взгляды на мир. Сам он оставался каким-то славным и героическим. Важная деталь: заключая договор, Святослав и его дружина клянутся, как клялись встарь: «Если же не соблюдем... будем прокляты от бога, в которого веруем,- в Перуна и в Волоса, бога скота...». Никаких клятв христиан, присягающих в церкви, как это было в договоре Игоря, нет и в помине. Святослав - убежденный язычник, как бы случайно попавший в конец X века.
Похожие статьи:
События → Под Калугой отдыхающие растащили капище Родноверов
История → Ведическая культура славян ариев
Художественные фильмы → Сага древних булгар.Лествица Владимира Красное Солнышко (2004) DVDRip
Боги, духи и существа → О РОДичах, приРОДных взаимодействиях и эгрегора
История → Русская вера!
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Князь Святослав Игоревич: «Македонский Древней Руси»
Осада Филиппополя
Главным соперником Руси была Византия, именно по Константинополю Святослав намечал свой главный удар. Чтобы достичь границ Византии, нужно было пройти южную Болгарию, где, питаемые греками, были сильны антирусские настроения. Редкие города сдавались без боя, и во многих Святослав был вынужден устраивать показательные казни. Особенно упорно сопротивлялся один из древнейших городов Европы, Филиппополь. Здесь на стороне восставших против русского князя болгар сражались и византийцы, чьё основное войско находилось в нескольких десятках километров к югу. Но и войско Святослава было уже коалиционным: в союзе с ним выступали болгары, венгры, печенеги. После кровопролитных боёв город пал. Его гарнизон, воеводы, пленные греки и непримиримые к русским болгары были казнены. 20 тысяч человек по приказу Святослава было посажено на кол.
Два генеральных сражения в Византии
Div Clear
Дальнейшее продвижение вглубь Византии Святослав вёл двумя армиями: одной, состоявшей из лучших русских воинов, закалённых в боях дружинников, он руководил сам, другая – руссы, болгары, венгры и печенеги – находилась под началом киевского воеводы Сфенкела.Коалиционное войско столкнулось с основной армией греков под Аркадиополем, где состоялось генеральное сражение. Рассчитав, что слабым звеном в армии союзников являются печенеги, византийский полководец Варда Склир направил основной удар войска на их фланг. Печенеги дрогнули и побежали. Исход битвы оказался предрешён. Руссы, венгры и болгары бились упорно, но оказались в окружении и потерпели поражение.Битва святославова войска оказалась не менее тяжёлой. 10-тысячной дружине князя противостоял отряд под командованием патрикия Петра. Как и прежде, Святослав сумел переломить ход битвы в критический для себя момент: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим — позор нам будет». Он бросился вперёд, и за ним последовало войско. Греки бежали с поля боя, а Святослав продолжил победное шествие к Константинополю. Но, узнав о разгроме второй армии, вынужден был пойти на перемирие с византийским императором: сил на осаду у союзников не было.
new.russian7.ru
краткая биография, история правления, интересные факты
Во многих исторических источниках можно найти тот факт, что поистине был отважным воином и великим полководцем князь Святослав Игоревич. Краткая биография может поведать о том, что срок правления его был небольшой, но всё же за этот период ему удалось значительно увеличить территорию Древней Руси. Он по складу своего характера был скорее завоевателем, нежели политиком, поэтому большую часть своего княжения провёл в походах.
Детство и начало правления
Предположительно, можно сказать, что родился в 940 г. князь Святослав Игоревич. Биография его в этом месте немного отличается в разных источниках, поэтому точную дату появления на свет сына Игоря и Ольги назвать сложно.
На момент гибели отца ему было всего три года, поэтому он не мог самостоятельно возглавлять государство. Страной стала управлять его мудрая мать.
Княгиня Ольга решила отомстить древлянам за жестокую смерть своего мужа и пошла на них с походом. По традиции тех времён возглавлять поход мог только правитель государства, которым являлся четырёхлетний князь Святослав Игоревич. Краткая биография ранних лет жизни рассказывает о том, что именно он тогда бросил копьё к ногам врага, после чего отдал приказ своей дружине наступать.
В последующие годы дела государства и внутренняя политика князя совершенно не интересовали. Решением всех этих вопросов всегда занималась регентша, которой была его мать. Но так было до определённого момента.
Дальнейшее княжение
Первым самостоятельным действием молодого правителя Великой Руси было изгнание со своих земель епископа и всех приехавших с ним священников, приглашённых Ольгой для крещения и христианизации государства. Это произошло в 964 г. и было принципиальным моментом для молодого человека, поэтому именно так и решил поступить князь Святослав Игоревич. Краткая биография его повествует о том, что мать пыталась обратить сына в христианскую веру, а он предпочитал оставаться язычником.
Будучи великим полководцем, он объяснял это тем, что может потерять авторитет у своей дружины, став христианином. В этот же момент жизни началась также самостоятельная военная деятельность молодого правителя и он последующие годы провёл вдали от дома.
Поход на хазар
Повёл своё могучее войско на восток против вятичей князь Святослав Игоревич. Краткая биография его завоевательной деятельности может рассказать о том, что он покорил это племя и отправился дальше. В этот раз он решил подчинить себе Хазарский Каганат.
Дойдя до самой Волги и покорив множество сёл и посёлков на своём пути, полководец двинулся далее на Хазарию, где встретил идущее большое войско. В 965 г. хазары были полностью князем и его славной дружиной разбиты, а их земли разорены. После этого краткая биография князя Святослава Игоревича рассказывает о том, что он одержал ещё череду побед и решил вернуться домой.
Болгарские походы
Но отдыхать князю пришлось недолго, спустя некоторое время к нему прибыл посол правителя греческих земель и стал просить помощи в битве против болгар, живущих на Дунае. Поэтому правитель древнерусского государства отправился к берегам этой реки, разбил проживающий там народ и захватил их территорию.
Подлые печенеги, подкупленные императором Византии, воспользовались отсутствием князя и его дружины. Они окружили Киев, но Ольге всё равно удалось вызвать к себе на помощь древнерусского воеводу Претича, который в это самое время находился неподалёку со своим войском. Враги подумали, что это сам Святослав спешит вызволить город и поспешно отступили. А затем и сам князь вернулся в Киев, отогнав ещё дальше печенегов от столицы Руси.
После кончины своей матери великий воин решил отправиться в очередной поход на болгарские земли, а вместо себя оставил на троне своих сыновей, которых у него было трое. Это наступление также увенчалось победой князя, и он сумел даже взять в плен детей царя Болгарии.
Но новому правителю Византии это пришлось не по душе, и он отправил своих гонцов с требованием к князю покинуть эту территорию. В своём ответе Святослав предложил ему выкупить болгарскую территорию. Так было положено начала войны между этими могущественными государствами, в которой было уничтожено практически всё российское войско.
Биография князя Святослава кратко рассказывает о том, что он в течение четырёх месяцев находился в осаждённом городе и вместе со своей дружиной переживал лишения, нужду и голод. Греческое войско также было изнурено продолжительными войнами, поэтому враждующие стороны решили заключить перемирие. Князь Руси обещал выдать всех пленных греков и покинуть болгарские города, а также больше не начинать войну с Византией.
Гибель
В 972 г. после заключения такого договора князь благополучно дошёл до берегов Днепра и на лодках отправился к его порогам. В это время византийский правитель сообщил вождю печенегов о том, что великий русский полководец направляется домой с небольшим количеством воинов.
Печенежский вождь воспользовался такой ситуацией и напал на него. В этой битве погибла вся дружина и сам князь Святослав. Краткое содержание истории правления повествует о том, что после него на престол взошёл сын Ярополк.
Итоги правления
Большую часть своего княжения он провёл в бесконечных сражениях. Некоторые историки могут довольно критично высказываться в адрес полководца и говорить о том, что он участвовал в различных внешнеполитических авантюрах.
Но, как показывает краткая биография князя Святослава Игоревича, годы правления (с 965 г. по 972 г.) не прошли даром. Походы на хазар, а также на болгарские земли смогли обеспечить выход Российского государства к Каспийским водам.
Кроме этого, Киевская Русь обрела собственный укрепительный пост на Тамаканском полуострове, а также завоевала признание в качестве сильного и могущественного государства.
Интересные факты
Так как великий князь был ещё и опытным завоевателем, он знал, как нужно правильно внести смуту в ряды вражеского войска, чтобы впоследствии его разбить. Перед самым началом битвы он отправлял своего гонца к противнику с посланием, в котором было написано: «Иду на Вы!». На первый взгляд, может показаться, что это совершенно противоречит здравому смыслу, но у князя был собственный расчёт.
Такое письмо заставляло всё вражеское войско собираться в одном месте для решающего боя. Тем самым Святослав мог избежать сражений с отдельными группами воинов. Можно сказать, что он один из первых применил информационную и психологическую войну.
Этот великий киевский князь за свою недолгую жизнь совершил много подвигов и остался в истории, как мудрый и воинственный правитель Древней Руси.
fb.ru
Князь Святослав – биография - Русская историческая библиотека
Святослав Игоревич, великий князь Киевский, был сыном Игоря Рюриковича. После несчастной кончины отца (945), он остался младенцем, под опекою своей матери, великой княгини Ольги. Воспитание юного Святослава было поручено боярину Асмулу, который взял его с собою в поход против мятежных древлян (946 г.), и копье, брошенное слабою рукою отрока, было знаком к началу сражения под Коростенем.
Ольга, принявшая христианство, напрасно старалась отвлечь своего сына от идолопоклонства. Святослав оказывал матери привязанность и уважение, но отвергал все её просьбы и увещания касательно перемены веры. Он оставался поклонником Перуна, следуя примеру любимой своей дружины, составленной из ревностных защитников русского язычества. Возмужав в военном стане, Святослав любил проводить дни в поле, в кругу собранных войск; разделял с дружинниками их суровую жизнь, труды и простую пищу, не заботясь укрывать себя от холода и непогоды; свод небесный служил ему шатром, а седло – изголовьем. В 964 году Ольга передала воинственному сыну своему правление государством.
Памятник князю Святославу в Запорожье
Берега Оки, Дона и Волги были свидетелями первых подвигов князя Святослава. Он покорил вятичей по Оке (965), и это ввело его в войну с хазарами. Разбив хазарского кагана, Святослав взял его укрепленную столицу Саркел (Белую Вежу) на Донце. После этого Святославу покорилась вся Донская держава хазар, так что под властью кагана едва лишь удержалась часть Крыма. Вслед за тем Святослав обратился (966 г.) к Босфору Киммерийскому (Керченскому проливу), где утвердил свое владычество, обезопасив новое русское княжество Тмутараканское победами над окружавшими его племенами ясов (осетинов) и касогов (алты-казаков в Абхазии). Распространив, таким образом, пределы Руси до Кубани и Кавказских гор, князь Святослав возвратился в Киев.
В 967 году открылась знаменитая война Святослава с Византией за Болгарию. Святослав с 60-тысячной дружиною бросился к берегам Дуная, рассеял болгар, занял всю их землю, и гордясь успехами русского оружия, избрал своею столицею крупный болгарский город Переяславец. Печенеги, подучаемые греками, желавшими удалить Святослава с Балкан, воспользовались его отсутствием и осадили Киев (968 г.). Воевода Претич сумел хитростью спасти город и семью великого князя, который, поспешно возвратившись в отечество, прогнал печенегов в степи, восстановил спокойствие в Руси, и снова начал мечтать о дунайских завоеваниях, о счастливой, щедро наделенной дарами природы Болгарии.
Памятник князю Святославу в селе Старые Петровцы, Киевская область
Автор фото - Юля Крилова
После кончины своей матери Ольги, князь Святослав созвал боярский совет и объявил о своем намерении соединить Болгарию с Русью. Управление Киевом он на время своего нового похода против византийцев поручил своему старшему сыну, Ярополку; древлянской землею – Олегу, а в Новгород назначил Владимира; подобным образом и в Болгарии он оставил двух туземных царевичей, Романа и Бориса Петровичей (сыновей умершего царя Петра). В своем же лице, князь Святослав сосредоточил верховную власть над Русью и Болгарией, справедливо называя Дунай серединой земель своих, откуда он устремлял свой орлиный взор на все славянские племена.
Но князю-язычнику Провидение не судило быть совершителем этого великого подвига: новый византийский император Иоанн Цимисхий дал ходу войны совершенно другой оборот. Вторая война с Византией обессмертила обоих героев, Святослава и его достойного соперника, но кончилась в пользу последнего. Русские, в начале второго похода дошедшие до Адрианополя, в конце его, по Доростольскому миру, обязались оставить Болгарию и возвратиться в Россию. Так рухнули замыслы Святослава.
Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом. Картина Г. Семирадского, 1884
После того как посол Феофил Синкел и русский воевода Свенельд заключили от имени своих государей мирный договор (971 г.), состоялось свидание Цимисхия с князем Святославом на берегу Дуная. Императора сопровождала блестящая свита; Святослав же приплыл в лодке, в простой белой одежде, сам управляя веслом. Святослав обязался не воевать с Грециею и отказаться от Болгарии; Цимисхий обещал покровительствовать торговле русских купцов в Константинополе. Они расстались внешне дружелюбно, но в уме Цимисхия уже созревал замысел погубить русского князя.
Встреча князя Святослава с императором Иоанном Цимисхием на берегу Дуная. Картина К. Лебедева, ок. 1880
Святослав поплыл из Доростола Дунаем и через Черное море достиг устья Днепра. Там, не слушая советов Свенельда, предлагавшего обойти Днепровские пороги сухим путем, он остался зимовать в Белобережье. Весною 972 года, с горстью войска, изнуренного недостатком в пище, Святослав отправился далее. Между тем печенеги, извещенные Цимисхием о малочисленности русской дружины, засели в засаду близ порогов и напали на киевского героя. Князь Святослав погиб (972 г.) в этой битве. Из его черепа печенежский князь Куря сделал себе застольную чашу. Свенельд с малым числом воинов спасся и принес в Киев печальную весть о гибели великого князя.
По словам византийского современника, Льва Диакона, бывшего свидетелем дунайского свидания двух государей-героев, Святослав был среднего роста, довольно статен; имел голубые глаза, но мрачный вид, густые брови, плоский нос и широкую грудь. Он носил длинные усы, редкую бороду, на голове чуб (как впоследствии носили Запорожские казаки), а в ухе золотую серьгу с жемчугом и рубинами.
Князь Святослав отличался твердостью воли и духа в предприятиях и опасностях, суровой жизнью в поле, мужеством в битвах, был великодушен и действовал всегда открыто, извещая врагов о своем нападении.
Подробнее прочитать о князе Святославе можно в «Истории государства Российского» Карамзина, исследованиях А. Д. Черткова и Н. В. Савельева-Ростиславича. Критический обзор всех мнений о Святославе дан в изданной до революции книге Александрова «Современные исторические труды в России».