Древнее общество. Синонимы к слову «древнее общество» (а также близкие по смыслу слова и выражения)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что такое античное общество? Жизнь и культура в античном обществе. Древнее общество


ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО - это... Что такое ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО?

 ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО (ancient society) — греко-римская эпоха в марксистской периодизации исторического развития (см. исторический материализм,  Способ производства). В классическом марксизме основой древнего общества считается "рабовладельческий" способ производства.  Однако не так давно марксистские соиио стали делать упор на гетерогенности исторически существую способов производства. Тем не менее значение рабства, наряду военным завоеванием, остается важным в объяснении как экспан сии, так и окончательного упадка греко-римского общества.

Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. Дэвид Джери, Джулия Джери. 1999.

  • ДРАМАТУРГИЯ
  • ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА или ПРИМИТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА

Смотреть что такое "ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО" в других словарях:

  • ОБЩЕСТВО —         в широком смысле обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле определ. этап че ловеч. истории (обществ. экономич. формаций, межформационные …   Философская энциклопедия

  • Общество сознания Кришны — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм …   Википедия

  • ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — (traditional society) не индустриальное, преимущественно сельское общество, которое представляется статичным и противоположным современному, изменяющемуся индустриальному обществу. Понятие широко использовалось в социальных науках, но в последние …   Большой толковый социологический словарь

  • ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО — одна из основных оппозиций истории и философии истории. Индивидуалистическое общество (И.о.) не ставит перед собой задачу решительной перестройки общества ради достижения универсальной, обязательной для всех цели и допускает в широких пределах… …   Философская энциклопедия

  • ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — современная ступень, или эпоха, в развитии человечества. Предшествующие эпохи: первобытное общество, древнее аграрное общество, средневековое аграрно промышленное общество. В наиболее развитых западноевропейских странах переход к И.о. начался… …   Философская энциклопедия

  • Международное общество сознания Кришны — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления …   Википедия

  • Сельское общество (Российская империя) — Сельское общество («сельская община», «крестьянская община», «мир»)  единица хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Сельские общества как официально признанные и регулируемые законами сообщества появились в ходе… …   Википедия

  • Сельское общество — («сельская община», «крестьянская община», «мир»)  единица хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Сельские общества как официально признанные и регулируемые законами сообщества появились в ходе освобождения крестьян от… …   Википедия

  • Международное Общество сознания Кришны — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм …   Википедия

  • Египет Древнего царства (древнее царство) — Период Древнего царства охватывает несколько веков III тысячелетия до н. э. Точные границы этого периода пока установить затруднительно. По Манефону, на Древнее царство приходятся династии от III до VIII. Период Древнего царства показывает, какое …   Всемирная история. Энциклопедия

explanatory_sociological.academic.ru

Древнее общество: основные институты права

Древнее общество: основные институты права

Учёные прошлого столетия отметили несколько существенных черт семьи:

Семья обладает как бы государственной самостоятельностью, в основе которой лежит закон символической ассоциации, посредством которого древний человек имел средство отличения своих от чужих. Своим был тот, кто имел кровную связь.

Древняя семья на ранней стадии развития была скорее союзом религиозным, чем естественным (общий бог, общность совершаемых ритуальных действий).

Общность имущества, которе обозначается словом familia. Familia - это обозначение вещей, вещественной связи между агнатами. Это свойство семьи появилось не сразу.

Самым первым организационным элементом в структуре семьи был элемент общности сознания. Волощением такого элемента стал культ предков. Местом поклонения являлся домашний очаг, под которым зачастую был похоронен умерший предок. Члены семьи через жертвопринашения совершаемые на очаге могли общаться с предком.

Уже самые древние памятники права, дошедшие до нас, во многом посвящены правилам почитания предков, а через них и культу семьи. Древняя семья знала своеобразное разделение обязанностей между её членами при совершении религиозных церемоний. Главным жрецом семьи был отец(эти могли заниматься только мужчины). Жертва приносилась для того, чтобы душа умершего питалась. Для древней семьи не было ничего страшнее, чем остаться без мужчины (жреца). Души предков облекались тем самым на вечный голод. Этим объясняется введение института усыновления, строге наказания за безбрачие по законам Ликурга у спартиатов.

Семья проходила ряд стадий, характерной особенностью которых было постепенное упрощение связей, удерживающих её членов. Система определения родства постепенно упорядочивается: родство определяется по линии когнатов, а затем и агнатов, что позволяет уже отслеживать колени предков до 13 колена и выше. Следующее изменение которое происходит внутри семьи - это изменение в её количественном составе. Тенденция от сложного к более простому (древняя семья состояла примерно из 20-30 чел (до 3-4 колена), нередко рабы входили в состав семьи на правах младших её членов). Древняя семья изначально не знала собственности, движимость умершего уничтожалась. Прежде чем у семьи появилось имущество (собственность), семья должна быда стать самостоятельной по отношению к роду, она должна была выделиться из него.

Учёные давали различные определения понятию рода. Суть этих определений сводится к двум в общем-то несовместимым определения:

род - это разросшаяся семья

род - это культ поклонения общему прародителю, действительному или мифическому.

М.М. Ковалевский определил род как “всякую совокупность людей правильно или неправильно считающих себя связанными узами крови, культом общих предков, единством племени, коллективною ответственностью, как уголовной, так и гражданской, иногда общей собственностью, или точнее нераздельным пользованием”. В связи с таким определением можно сделать следующие выводы:

люди (члены рода) прекращают кочевать, они начинать вести осёдлую жизнь;

становится возможной не хаотичная, а постоянная связь между различным родами, образуются племенные союзы;

появляется единый политический центр, осуществляющий властвование над союзом родов или племён. Так возникает госудатство.

Итак, род как связь семей посредством крови выражается в наследовании недвижимости по линии когнатов, а затем агнатов.

Род как культ общих предков. Каждый род владеет своим культом.

Род - коллективная ответственность как уголовная, так и гражданская. Весь род отвечал за долг члена рода, род выкупал сородичей из плена, род платил судебный штраф. Род - единство имени. Родовое имя оформляется одного общего корня и одинакового у представителей данного этноса суффикса. Род имел своего предводителя - судью и вождя, несущего ответственность по умиротворению духа общего предка. По мере усложнения быта старейшина взял на себя функции политической власти.

Древнее право: основные формы

Cущ. 2 противоп. точки зрения: 1)права не было, а были предправовые порядки (что это- неизвестно). 2)др. право было уже полноценным правом со своими специфич. чертами. Эта т.з. основана на здравом смысле. **На самой ранней стадии развития общества право явл. тем же, что и сейчас. “Право” (на др. рус. языке) -от слова правда, истина. Правовые отношения -правильные отношения. Осн. закон общества -принцип социальной симметрии (появляется на ранней стадии развития общества -деление общества на “свой-чужой”). Подобного рода симметрия наз. дуализмом. Древнее право-дуалистическое право, отражает симметрию общества. Др. право -национальное право. Дуализм права: 1) один судится по одному праву, другой-по другому. 2) явление взаимности: ты-мне, я-тебе (принцип талиона -взаимности). Т.е. право регулирует только такие отношения, ктые предполагают двусторонние отношения. 1) религиозность права. Право возникает из религии, из ритуала (закон Ману, Коран, Ветхий Завет, законы Моисея), т.е. право имело религиозный хар-р. Санкция была велика, т.к. нарушить право=нарушить волю богов, т.к. право даровано богами. 2) публичный хар-р права. В древнем обществе право было известно всем, не было юристов. Но с учреждением гос-ва право сделалось тайной. 3) право было чрезвычайно конкретно, лишено абстракции. Др. право не знало общих определений ( казуальность). Конкретность права предполагала невероятно широкую возможность его применения. Казуальность и в том, что право было чрезвычайно архаично: Если А, то В, а соврем. формула более сложна: А-В-С. 4)Др. право не могло не отражать условий своего времени, др. право было родовым, татэмным. 5) Символизм др. права. Иногда в соврем. мире встречается слово “формализм”. Символизм -неукоснительное следование опред. рода магическим предписаниям (нельзя продать коня без уздечки, топор без топорища, т.к. у каждой вещи -своя душа, фетишизм -одушевление природы). Т.о., покупать можно было только через ритуалы, ктые позже превратились в символы права. Символизмом было пропитано все др. право. Рус. крестьяне, салические франки при покупке ломали прутья. Т.о. Др. право может быть определено через свои специфические черты.

Матриархат и патриархат.

Ф. Энгельс верно вслед за Морганом подметил,что основой современного общества явл. семья. Современная семья сформировалась при переходе человеческого общества от матриархата к патриархату вне каких либо политических установок и схем. До сих пор бытует странное представление о матриархате как о власти в роду,а о патриорхате как о власти отца.

Считалось, что результат труда, производимый продукт составлял силу женщины. На самом деле, по меткому определению М.М. Ковалевского, “ни в каком обществе перевес физической силы, стоящей на стороне мужчины, не может ценитьсч так высоко, как в плохо замиренной среде первобытных охотников и рыболовов.”

В соответствии с вышесказанным под матриархатом следует понимать только систему определения родства по материнской линии, под патриархатом соответственно систему определения родства по линии отца. Сам “творец” этого термина понимал под матриархатом стадию культурного развития человечества. Он сформулировал некоторые общие принципы в отношении материнского права:

матриархат предшествует патриархату

матриархат разлагается по мере развития и укрепления патриархата - права и власти отца.

Стадия матриархата - наиболее примитивная стадия. Переход из одной стадии в другую протекает постепенно. Эту постепенность можно проследить на примере многих памятников права древнейших времён. В них весьма часто сталкиваешься со следами материнского права, несмотря на то, что памятники эти создавались в эпоху патриархата.

Были ли какие-либо правила, установления, которыми руководствовались люди в эпоху матриархата? Исследования таких видных социологов и этнографов, как Тард, Дюркгейм, Ковалевский и др. показали, что в первобытном обществе уже действуют некоторые законы социального солидаризма и ассоциации. Важнейшим из них, по терминологии Леви-Брюля, есть закон “патриципации”, т.е. сопричастности. Для древнего человека очень важна дифференциация окружающих ему подобных по принципу “свой - чужой” (от этого мжет зависеть его жизнь, а также это является примером воплощения человеческого самосознанаия).

Можно предположить, что матриархат как стадия развития общества, характеризуется 2 основными формами. Обе формы касаются регулирования отношений полов друг с другом (имеется в виду полиандрия и полигамия). Полигамия и полиандрия существовали в рамках 2 видов эндогамии. Внутри самого стада, вне каких бы то ни было ограничений. Это самая дикая стадия существования человека. Вторая форма уже более развитая, предправовые порядки в форме тотемизма и табу. На этой стадии группового брака происходит первичная структурализация (биологическая или тотемная) и распределение ролей её членов. Племя (стадо) делится на 2 равные половины (moiety). Браки внутри этих половин уже запрещены. Необходимо, чтобы брачные пары составлялись из представителей различных половин. Положение ребёнка, родившегося от такого союза определяется положением матери. Система норм регулирующая такое положение племени (стада) может быть уже сильно развита, однако эта развитость ещё сильно зависит от биологических свойств. На этой стадии развития брачных отношений запрет инцеста соблюдается недостаточно строго, однако уже встречаются попытки его ограничить. Семейные связи ещё неустойчивы. Само понятие семьи ещё чуждо этой стадии развития цивилизации. С запретом инцеста зарождается семья (близкое к современному понятию).

На этой стадии развития у человека зарождается самсознание в виде религии. Такое сверхъестественное явление, с точки зрения древнего, как появление на свет нового человека не может не происходить без участия богов или духов предков. Посредником между миром духов и настоящим миром выступает женщина. Следовательно она не может не обожествляться. Женщина получает определённое место в племени. Она получает права. Она является единственной, кто может осуществлять эти права. У неё возникает статус. Поэтому право женщины заниматься определённым видом деятельности является в условиях первобытного общества священным и неприкосновенным.

mirznanii.com

Структура древнего общества

Поиск Лекций

Создание этического государства должно начаться снизу, – только тогда оно будет жизненным. Общины, существуя наравне со всеми другими коммерческими и государственными организациями, будут создаваться заново, преобразовываться из государственных и коммерческих предприятий, формироваться в специальных культурных и духовных училищах, развиваться из частных и кооперативных организаций. Объединяясь на основе идей самосовершенствования и эволюции, они станут живыми клетками, из которых будет возникать социальная ткань общества. Объединяясь по географическому признаку, они составят районы (уезды), области (губернии), регионы (земли), а последние – этическое живое государство.

В русском языке осталось много слов, связанных с социальной структурой: община, братчина, соглас, товарищество, артель, сообщество, скопа. Сейчас между этими словами пытаются поставить знак равенства и связать с понятием Община, которая, как структура, была разрушена в России в середине XX века. Но для этого понятия не надо придумывать так много слов с разными корнями. Несомненно, что эти слова отражали структуру древнего общества, сегодня полностью разрушенную, но которая существовала ещё совсем недавно, так как слова эти не успели ещё исчезнуть из русского языка.

Род был основой древнего общества, который полностью сегодня уничтожен. Как признаётся известный исследователь древней истории Д.К. Редер: «Проблема происхождения рода является одной из самых трудных проблем в науке, не решённых до сих пор». Действительно, его возникновение нельзя объяснить производительными силами и производственными отношениями, как это пытаются делать некоторые социологи-исследователи. Его назначение можно вывести лишь из существовавших древних традиций, позволявших человеку перевоплощаться. Поэтому можно дать совершенно точное определение Рода, как его понимали наши предки. Род – это объединение людей, связанных кровнородственными узами для создания условий возвращения (перевоплощения) человека в этот мир.

Два или четыре Рода, объединённых кровнородственными связями, образовывали Племя.

Три племени объединялись в Общину. Слово "Община" выводят от слова «общий» (добро, имущество, достояние), другие считают, что оно происходит от слова «общаться», которое, как известно, никакого отношения к производству не имеет, но зато имеет отношение к особому виду обучения, которое осуществляется через общение. В Общине (более древнее обЧИНа) мы сталкиваемся с понятием и корнем ЧИН (обЧИНа = обучать). Действительно, если присмотреться внимательнее к этому слову, то мы видим: корень ОБ – указывает на возвращение (вспомните, грОБ, ОБернуться) и ЧИН – означающий уровень профессионального достижения, т.е. в Общине человек вспоминал свои предыдущие воплощения и профессии. Община была тем устройством, которое возвращало человеку память о прошлых воплощениях. Другое название общины – «дружество», которое сохранилось в сербском языке. В русском языке сохранились слова «содружество», которое сегодня имеет смысл «объединение на основе дружбы», и «дружина», которое, кроме обозначения княжеского войска, сохранило второе понятие – «группа», «отряд».

История сохранила два вида Общин: во-первых, кровнородственные, существовавшие на территории Европы вплоть до XIX века и, во-вторых, соседские (сельские), сохранившиеся в России до середины XX века. Сельские Общины, по сути, есть объединение Племён в Товарищества. В царской России в соседские Общины люди объединялись, чтобы иметь общую церковь. Можно утверждать, что Община была социальной единицей психофизического совершенствования человека.

В настоящее время социологи главными признаками Общины считают: внутреннее самоуправление, коллективный труд и общее производство на общей земле. К. Маркс считал, что Община прошла три стадии разложения: первая стадия – азиатская, в которой преобладает коллективный труд, вторая – античная, в ней сочетается коллективный и индивидуальный труд, и третья – германская («марки»), где преобладает частная собственность и индивидуальный (или наёмный) труд. Но это очень грубое представление об Общине. Само немецкое название Общины – "марки" указывает на связь с Марой, т.е. загробным миром, и подтверждает наш вывод, что и у других народов Община была тем инструментом, с помощью которого человеку восстанавливали память о прошлых жизнях. Действительно, в русском языке сохранились слова «урочище» (место преподавания урока) и «урок» («у Рока»). Объединение четырёх Общин называлось Товариществом. Общины объединялись не только по родственным отношениям, но и исходя из чисто социальных интересов. Сегодня слово Товарищество соединяют со словом ТОВАР, означающим продукт, созданный для продажи. Но это понятие появилось только в прошлом веке, после популяризации работ К. Маркса. До него в России под товаром понимали имение, имущество, добро, достаток. А слово «товарище» означало место товара, обычно имение, но и этот смысл вторичен. В действительности Товарищество происходит от древнерусского слова ТВОРИТЬ. Функцией Товарищества было организовывать состязания по творчеству. В Товариществе человек творил самого себя, совершенствовал существующие отношения, участвовал в проведении совместных обрядов, пробуждающих у человека воспоминания об опыте, наработанном в прошлых жизнях. Вспоминание опыта прошлой жизни лучше происходит в детстве, когда человек ещё многое помнит, а не в 12 лет, как рекомендуют некоторые адепты современной йоги.

Пять Общин образовывали Братчину. В настоящее время по близости людей между собой на первом месте стоят родственники,т.е. люди, принадлежащие одному Роду, затем соплеменники.Затем идёт сообщинник –современное «сообщник», а в прошлом означавшее человека, принадлежавшего одной Общине. Сообщинник назывался также другом. Друг имеет один корень со словами: дорога, дорогой, драгоценный, т.е. друг – это человек, с которым шли к богу одной дорогой. Далее идёт товарищ,с которым происходило совместное творчество в одном Товариществе, и только потом шёл панибрат –само слово указывает на близость людей между собой в одной Братчине. В русском языке сохранилось ещё одно понятие о степени близости – приятель,которое могло характеризовать отношения людей во всех остальных структурах общества.

Шесть Братчин объединялись в Артели. В современном представлении это понятие означает добровольное объединение людей, в складчину приобретших общие средства производства для изготовления товаров. Ещё недавно артелью называлось любое совместное производство. Этимология слова «артель» современным исследователям неясна, и по общему умолчанию оно считается русским, поскольку не встречается в других индоевропейских языках. Латинское «АРТЕфакт» указывает на искусственно сделанное, с другой стороны, АРТания – это название третьей территории Древней Руси, наряду с Куявией и Славней, которая упоминается арабскими и персидскими географами IX–X века. Возможно, эта территория находилась на Севере, называемой сегодня на греческий манер – Арктика, и выражало искусственно созданное. Первоначальное значение слова Артель,скорее всего, означает объединение людей, по количеству человек достаточное для организации самостоятельного эгрегора, т.е. искусственно созданного.

Семь Артелей (Обществ) образовывали Сообщество. Восемь Сообществ объединялись в Соглас. К настоящему времени это слово практически полностью исчезло из русского языка и существует разве что в словаре В. Даля.

Объединение девяти Согласов представляло собой Народ.

Слово «народ» состоит из двух частей «на» и «род». Первая часть, скорее всего, связана с разумом, так как у греков до сих сохранилось слово «ноо», означающее разум, а вторая часть указывает на Рода, т.е. жизнь. Другими словами, народ – это такое количество одинаково настроенных людей, при котором рождается разум (ноосфера, эгрегор).

Пять народов объединялись в Скопу. Ленинградский исследователь древнеславянской истории К. Захаров считает, что в древнерусских городах царствовало копное право (сравните со словом «скопом» – вместе или «копна волос», т.е. много волос).

Скопы объединялись в орду, а орды составляли Человечество.

Всё сказанное выше представлено в таблице 8.

Общественная ячейка Количество ячеек
Семья  
Род Начиная от 3-х семей
Племя Два и более Рода
Община Три племени
Товарищество Четыре Общины
Братчина Пять Товариществ
Артель Шесть Братчин
Сообщество Семь Артелей
Соглас Восемь Сообществ
Народ Девять Согласов
Скопа Десять народов
Орда Одиннадцать Скоп
Человечество Двенадцать Орд

Таблица 8. Соответствие общественных структур богам и храмам

В настоящее время среди людей повсеместно господствует представление, что каждое государство должно обязательно иметь какой-либо экономический строй: капитализм, социализм, феодализм или рабовладение.

В период существования Египта люди вообще не задумывались о форме устройства общества, потому что не могли представить другого устройства, кроме существующего у них – теократии, т.е. когда обществом управляют не люди, а каноны, вшитые в божественный эгрегор. В Яджур Веде об этом сказано: «Закон есть царь царей». До принятия христианства практически вся Европа и Россия имели хоть и разваливающееся, но всё-таки теократическое управление. Человека, нарушившего закон, в Европе судили жрецы, а в России – вся община или совет старейшин. Однако в древности в процесс управления обществом вообще никто из людей не вмешивался. Эгрегор, т.е. бог, сам вершил управление всем обществом и делал это гораздо лучше всякого современного правительства: поощрял лучших и наказывал худших, указывал дорогу ищущим и помогал отстающим, обучал подрастающее поколение и обеспечивал спокойную, счастливую старость. Осуществлял он своё управление через события-каноны, которые общество с помощью жрецов вкладывало (вшивало) в эгрегор. Жрецы не вмешивались в управление обществом, они только поддерживали жизненную силу эгрегора и следили, чтобы никто не изменил вложенных в него канонов.

Но у египтян уже не было настоящего теократического управления. Настоящее теократическое управление существовало во времена, которые сейчас принято называть первобытнообщинным строем, но в действительности именно то время было апогеем человеческой цивилизации – вершина её могущества. И то, что мы сегодня называем первобытнообщинным строем, в действительности, нашими предками могло называться родосогласной системой.

Современному человеку трудно представить, как описанная выше родосогласная структура общества могла существовать и, тем более, иметь научно-технический и духовный уровень выше современной цивилизации. В этом устройстве общества между людьми, кроме родственных и духовных связей, никаких других нет, и тем более нет экономических, поскольку все люди и их объединения экономически независимы друг от друга. Всё станет понятным, если сравнить современную денежную систему и древнюю систему прямого обмена, повторявшую обмен в живой природе. Если вспомнить, что деньги – это обычная энергия, которую можно отнести к физической, минеральной природе (к этому виду энергии относятся дожди, землетрясения, пожары, ветры). В живой же природе обмен происходит животной энергией, получаемой от Солнца, Земли и организмов. Причём каждый организм берёт живой энергии ровно столько, сколько он может её усвоить. Если он начнёт брать про запас, то у него могут возникнуть различные опухоли, ожирение, болезни. Это же касается и социальных организмов, когда они начинают копить энергию – они заболевают и в итоге умирают. Поэтому для наших предков было главным не получение энергии, в данном случае денег, а умение правильно распорядиться полученной энергией. Один из критериев прогресса, который сейчас можно назвать энергогенезом, это когда человек переходил на употребление более тонких видов энергии: от физической пищи, к пище чувств, от пищи чувств – к пище эмоций, затем мыслей, далее он мог употреблять казуальную, душевную и духовную энергию. В различных языках до сих пор говорят – «духовная пища», когда речь идёт о книгах, и вообще об информации. Именно этот критерий прогресса определял «экономику» древнего общества, где вместо денег пользовались различными видами энергии.

В древности наши предки стремились перевести питание своего организма на более тонкие энергии, и, видимо, им это удавалось. Прямой обмен позволял копить тонкие эманации, и после достижения критического значения накопленного становилось возможным употребление а обмен ещё более тонкой энергетикой. Таким образом, общество с прямым (т.е. безденежным) обменом имело возможность бесконечной эволюции.



poisk-ru.ru

Что такое античное общество? Жизнь и культура в античном обществе

Античностью (с латинского это слово означает «древность» – antiquus) называют эпоху двух великих цивилизаций – Древней Греции и Рима.

античное общество

Периодизация античности

Отвечая на вопрос о том, что такое античное общество, нужно знать, в какую эпоху оно существовало и на какие периоды делилось это время.

Общепринятой считается следующая периодизация:

1. Ранняя античность – время зарождения греческих государств.

2. Классическая античность – период единства римской и греческой цивилизации.

3. Поздняя античность – время распада Римской империи.

Рассматривая античное общество, нужно учитывать тот факт, что временные рамки здесь точно установить невозможно. Греческая цивилизации появилась раньше римской, а Восточная Римская империя существовала еще какое-то время после падения Западной. Считается, что эпоха античности – это время с VIII в. до н. э. по VI в. н. э., до начала средневековья.

Появление первых государств

На Балканском полуострове в древности произошло несколько неудачных попыток создания государств. Это был период предыстории античного мира.

2700—1400 гг. до н. э. – время минойской цивилизации. Она существовала на Крите и имела высокий уровень развития и культуры. Была уничтожена природной катастрофой (извержение вулкана, породившее сильное цунами) и греками-ахейцами, захватившими остров.

что такое античное общество

Примерно в XVI веке до н.э. в Греции возникла микенская цивилизация. Она погибает в 1200-1100 году до н. э. после вторжения дорийцев. Это время называют еще «темными греческими веками».

После исчезновения остатков микенской культуры начинается первый период античности. По времени он совпадает с концом бронзового века и формированием раннеклассового общества.

Древнегреческое государство являлось первичной цивилизацией. Оно берет свое начало в первобытном строе, и до него не было предшествующего опыта государственности. Поэтому античное общество испытывало сильное влияние первобытности. Это проявлялось, прежде всего, в религиозном мировоззрении. Человек в этот период рассматривался как центр Вселенной. Отсюда вытекает главная особенность античности – активная позиция по отношению к миру.

Жизнь в античном обществе: структура и классы

Первые греческие государства развивались очень активно. Этому способствовала борьба между крестьянами и знатью, когда первых последняя пыталась обратить в долговое рабство. Во многих других древних цивилизациях это удалось сделать, но только не в греческой. Здесь демос не только смог отстоять свою свободу, но и добился некоторых политических прав. Конечно, это не значит, что общество в античном мире не знало рабства. И древняя Греция, и впоследствии Рим были рабовладельческими государствами.

Что такое античное общество и какова его структура? Основным государственным образованием античного мира был полис, или город-государство. Поэтому здесь сложилось общество, совершенно отличное от других стран. Его ядром выступала община. Каждый занимал в ней свое положение. Оно определялось наличием гражданского статуса. Все население делилось на три категории: полноправные граждане, неполноправные и бесправные. Гражданский статус – главное достижение античного общества. Если в других странах население жило в строгих рамках сословий, то в Греции и Риме более важным было наличие статуса гражданина. Он позволял демосу на равных со знатью принимать участие в управлении полисом.

Римское общество несколько отличалось от греческого и имело следующую структуру:

1. Рабы.

2. Свободные земледельцы и ремесленники. В эту же категорию населения входили колоны.

3. Торговцы.

4. Военные.

5. Рабовладельцы. Здесь на первом месте находилось сенаторское сословие.

наука античного общества

Наука и культура античного общества

Первые научные знания были получены еще в далекой древности, в государствах Востока. Этот период называют преднаучным. В дальнейшем эти учения получили свое развитие в Древней Греции.

Наука античного общества – это появление первых научных теорий, основных понятий, трактатов и сообществ. В это время происходит формирование и зарождение многих современных наук.

В своем развитии наука античности прошла долгий путь:

1. Ранний этап – VII-IV вв. до н.э. Это время естествознания и философии. Первые ученые-философы в основном интересовались проблемами природы, а также поиском первоосновы всего живого.

2. Эллинский этап – он характеризуется расчленением единой науки на отдельные направления: логику, математику, физику, медицину. Это время считается высшим расцветом античной науки. Создают свои великие труды Евклид, Аристотель, Архимед, Демокрит.

3. Римский этап – время упадка античной науки. Из наиболее важных достижений этого периода можно выделить астрономию Птолемея.

общество в античном мире

Главный успех науки античного времени заключается в формировании отдельных направлений, создании первой терминологии и методов познания.

Философия античного общества и ее знаменитые представители

Возникла она в VII—V вв. до н. э. в Греции и делится на следующие этапы:

1. Натурфилософия, или ранняя классика. Философы этого времени в первую очередь интересовались вопросами космологии. Яркие представители: Фалес, Пифагор, Демокрит.

2. Классика – это период расцвета античной философии, время, в котором жили ее самые яркие представители: Сократ, Платон, Евклид, Аристотель. Здесь впервые на смену вопросам натурфилософии пришел интерес к проблеме добра и зла, этики.

3. Философия эллинизма – в это время начинается активное развитие философской мысли под влиянием древнегреческих ученых. Самые знаменитые представители: Сенека, Лукреций, Цицерон, Плутарх. Появляется много направлений в философии: скептицизм, эпикуреизм, неоплатонизм и стоицизм.

философия античного общества

Влияние античности на современную культуру

Древнюю Грецию и Рим поэтично называют колыбелью современной цивилизации. Несомненно, античное общество оказало колоссальное влияние на развитие других стран и народов. Науки, театр, спортивные соревнования, комедия, драма, скульптура – не перечислить всего, что подарил античный мир современному человеку. Это влияние до сих пор прослеживается в культуре, быту и языке многих романских народов и жителей Средиземноморского региона.

fb.ru

Синонимы к слову ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Я уже понял, что необоснованность — это что-то отрицательное. Помоги мне понять насколько?

Довольноплохо

Неприятно, ножить можно

Связанные слова и выражения

  • китайское общество, примитивное общество, первобытное общество, развитое общество
  • высокое развитие, производительная сила, материальный прогресс, революционные изменения, общественная формация
  • средства труда, ход развития, успехи науки, развитие культуры, результат развития
  • неоантроп, антропогенез, индустриализм
  • материальные, культурные
  • социализированный

Предложения со словом «древнее общество»:

  • Элементы социально-технологической деятельности возникли ещё в древних обществах.
  • В древнем обществе предрассудки и религиозные доктрины, воспрещавшие рассечение человеческих трупов, служили главнейшим тормозом в деле развития правильных физиологических познаний.
  • Древние общества стихийно пришли к пониманию того, что никакая общественная жизнь невозможна, если не учитывать естественную среду, в которой она развивается.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

kartaslov.ru

Античное общество

Доклад

по обществознанию

на тему:

«Античное общество»

Выполнила: ученица 6В класса

школы №30

Каракулина Виктория

Курск-2012

В древней Греции и Риме сложилось общество, не похожее на общества других стран древности. Древние греки называли его словом полис и видели в наличии у себя именно такого общества главное отличие эллинов от варваров, полиса не имевших. Вслед за немецкими учеными XIX в. слово полис часто переводится как город-государство. В связи с этим главная особенность античной жизни видится в том, что каждый город был самостоятельным государством, жившим по своим собственным законам (автономия). Важнейшей его характеристикой выступает наличие акрополя, стен, агоры, общественных зданий и т.п. При этом обращают особое внимание на то, что античный город в своей основе был не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов. И позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью.

Одновременно с таким пониманием полиса современные ученые возвращаются к представлениям о нем самих древних греков, которые считали, что полис – это не стены, а прежде всего люди, гражданский коллектив. Римляне называли свое общество объединением граждан (civitas от латинского слова civis – гражданин) или просто римским народом (populus Romanus). Поэтому слово полис можно переводить как гражданская община.

Полис представлял собой как бы единство в трех лицах: государство, город, община. Недаром у индоевропейских предков античных народов числу "три" как категории общественной структуры придавалось сакральное значение. Правда, в последнее время появилась тенденция рассматривать античную гражданскую общину как догосударственное образование. Такой подход плодотворен тем, что позволяет обосновать уникальные особенности античной общественной жизни и культуры растянутостью периода становления зрелой государственности.

Понятие гражданин

Важнейшую, определяющую все стороны общественной жизни черту античной государственности составлял ее общинный характер. Сравнительно небольшие размеры первоначальных античных городов, возникших для охраны от соседей собственных земельных угодий, определяли ценность для общества каждого его члена. Поэтому существовала целая система взаимных прав и обязанностей между обществом и личностью. Важнейшими из этих взаимосвязанных прав-обязанностей были а) право на земельную собственность, б) участие в защите родных рубежей и в) участие в политической жизни, то есть в управлении обществом. Человек, обладавший этими правами, считался гражданином. Как и полис, античный гражданин был един в трех лицах: собственник, воин и обладатель политических прав (политика от слова "полис"). Права гражданина были и его обязанностями, пренебрежение ими могло повлечь за собой лишение гражданства или другое наказание, связанное с поражением в правах. Гражданский статус – одно из высочайших достижений античной цивилизации, повторенное лишь западноевропейским обществом нового времени. В других обществах древности и средневековья степень приобщения населения к собственности, военному делу и управлению была обусловлена жестко фиксированным сословным статусом или приобщенностью к государственному аппарату. Поэтому там единство общества отступало перед сословно-классовым делением. В античном гражданском коллективе само общество выступало в роли аппарата управления, сословное деление было лишь намечено, а равенство членов гражданской общины (то есть их единство), наоборот, подчеркивалось правом и общественной психологией. Небольшие размеры полисов позволяли сделать соблюдение прав и обязанностей внутри гражданского коллектива достаточно эффективным. Сословно-классовое деление было как бы выведено за пределы гражданского общества.

Античная форма собственности

В период возникновения античного общества каждый гражданин располагал земельным участком, на который государство обеспечивало ему право собственности. Он мог продать, подарить, завещать свою землю, но только в пределах своего гражданского коллектива, только своим согражданам. Гражданский коллектив в целом как бы осуществлял верховный контроль за собственностью своих сограждан. Поэтому античная форма частной собственности имела своего рода двуединый характер: собственником средств производства выступал отдельный гражданин и в то же время гражданский коллектив в целом. Последний осуществлял свое право собственности чаще всего в форме верховного контроля за ее распределением, пользованием и охраной.

Но иногда государство само держало в своих руках часть собственности, не распределенной среди граждан, и получало с нее доход, шедший на нужды всего гражданского коллектива. Такой государственной собственностью в Риме был ager publicus (общественное поле), в состав которого вошла земля в завоеванных римлянами странах (провинциях). В Афинах государственной собственностью были серебряные рудники Лавриона. Государственная собственность могла сдаваться в аренду, но только гражданам.

В случае наличия государственного фонда земли он служил резервом для наделения участками вновь образовавшихся семей граждан. На этой основе граждане могли требовать от государства земли, и государство обычно адекватно реагировало, поскольку само государство представляло собой объединение тех же граждан. Этими требованиями, периодически возобновлявшимися, было стимулировано завоевание римлянами Италии. Греческие полисы, имевшие мало плодородной земли, искали ее для своих граждан по всему Средиземноморью, основывая колонии. Великая греческая колонизация VIII-VI вв. до н.э., раздвинувшая границы эллинской полисной цивилизации, была стимулирована именно этой потребностью в земле. Лишь спартанцы нашли ее неподалеку от Лаконики, завоевав соседнюю Мессению. В древней Спарте в состав государственного фонда была включена вся земля. Граждане-спартиаты получали равные участки-клеры, которые они не могли отчуждать. Государство же обеспечивало спартиатам и рабочую силу на их клерах в виде рабов-илотов. Поэтому спартиаты, единственные из всех эллинов, были освобождены (отчуждены) от трудового процесса, посвящая свой досуг общественным и военным занятиям.

Античность оставила огромный след в современности. По всему миру ведутся интенсивные археологические поиски, и их результаты немедленно становятся предметом внимания средств массовой информации и общественного обсуждения. Например, турецкие археологи в течение семи лет ведут исследования в античном городе Антадрос на северо-западе современной Турции — пытаются найти свидетельства поселений легендарных киммерийцев. Как сказал историк Гюрджан Полат из турецкого Эгейского университета, «время настоящих открытий еще впереди».

С появлением первых государств и зарождением различных экономических форм государства в экономической жизни перед обществом возникло множество проблем. Их важность и актуальность сохраняется по сей день. С течением времени влияние античного наследия всё более крепло. Латынь продолжала оставаться языком учёных всего европейского мира, углублялось знакомство с греческим языком и греческими мыслителями. В XIX веке сложилась теория «греческого чуда» — абсолютного совершенства искусства классической Греции, по сравнению с которыми искусство эллинизма и Рима было упадком и эпигонством. Развитие книгопечатания стимулировало изучение греческих и латинских авторов и знакомство с ними. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой обучения в школе. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших её объём, сыграли немалую роль в Великих географических открытиях. Философские системы античных мыслителей вдохновляли философов Нового времени.

Римское право легло в основу права других западных государств.

В Новое и Новейшее время античный мир сохранил свое значение в самых разных сферах духовной и умственной деятельности. К нему обращаются историки, социологи, культурологи. Античный мир как некий замкнутый цикл известный с возникновения до гибели, постоянно служит эталоном для культурологов.

В Древней Руси первым источником античного влияния стала православная литература, пришедшая на Русь вместе с христианством из Византии и южных славянских земель. 

Античное самосознание

Для миросозерцания античного человека характерно наличие глубокого противоречия между рабской психологией, с одной стороны, и осознанием высокой ценности свободы личности - с другой. Античное общество было рабовладельческим, и рабство осознавалось античными мыслителями как естественное состояние человека, присущее только иноземцу - варвару. Древнегреческий философ Аристотель считал, что рабство является естественным состоянием для варвара - неэллина, только эллин - грек от рождения является свободным.

Рис. Акрополь

studfiles.net

Структура древнего общества | ДЕРЖАВА СЕГОДНЯ

Структура древнего общества

Создание этического государства должно начаться снизу, – только тогда оно будет жизненным. Общины, существуя наравне со всеми другими коммерческими и государственными организациями, будут создаваться заново, преобразовываться из государственных и коммерческих предприятий, формироваться в специальных культурных и духовных училищах, развиваться из частных и кооперативных организаций. Объединяясь на основе идей самосовершенствования и эволюции, они станут живыми клетками, из которых будет возникать социальная ткань общества. Объединяясь по географическому признаку, они составят районы (уезды), области (губернии), регионы (земли), а последние – этическое живое государство.

В русском языке осталось много слов, связанных с социальной структурой: община, братчина, соглас, товарищество, артель, сообщество, скопа. Сейчас между этими словами пытаются поставить знак равенства и связать с понятием Община, которая, как структура, была разрушена в России в середине XX века. Но для этого понятия не надо придумывать так много слов с разными корнями. Несомненно, что эти слова отражали структуру древнего общества, сегодня полностью разрушенную, но которая существовала ещё совсем недавно, так как слова эти не успели ещё исчезнуть из русского языка.

Род был основой древнего общества, который полностью сегодня уничтожен. Как признаётся известный исследователь древней истории Д.К. Редер: «Проблема происхождения рода является одной из самых трудных проблем в науке, не решённых до сих пор». Действительно, его возникновение нельзя объяснить производительными силами и производственными отношениями, как это пытаются делать некоторые социологи-исследователи. Его назначение можно вывести лишь из существовавших древних традиций, позволявших человеку перевоплощаться. Поэтому можно дать совершенно точное определение Рода, как его понимали наши предки. Род – это объединение людей, связанных кровнородственными узами для создания условий возвращения (перевоплощения) человека в этот мир.

Два или четыре Рода, объединённых кровнородственными связями, образовывали Племя.

Три племени объединялись в Общину. Слово «Община» выводят от слова «общий» (добро, имущество, достояние), другие считают, что оно происходит от слова «общаться», которое, как известно, никакого отношения к производству не имеет, но зато имеет отношение к особому виду обучения, которое осуществляется через общение. В Общине (более древнее обЧИНа) мы сталкиваемся с понятием и корнем ЧИН (обЧИНа = обучать). Действительно, если присмотреться внимательнее к этому слову, то мы видим: корень ОБ – указывает на возвращение (вспомните, грОБ, ОБернуться) и ЧИН – означающий уровень профессионального достижения, т.е. в Общине человек вспоминал свои предыдущие воплощения и профессии. Община была тем устройством, которое возвращало человеку память о прошлых воплощениях. Другое название общины – «дружество», которое сохранилось в сербском языке. В русском языке сохранились слова «содружество», которое сегодня имеет смысл «объединение на основе дружбы», и «дружина», которое, кроме обозначения княжеского войска, сохранило второе понятие – «группа», «отряд».

История сохранила два вида Общин: во-первых, кровнородственные, существовавшие на территории Европы вплоть до XIX века и, во-вторых, соседские (сельские), сохранившиеся в России до середины XX века. Сельские Общины, по сути, есть объединение Племён в Товарищества. В царской России в соседские Общины люди объединялись, чтобы иметь общую церковь. Можно утверждать, что Община была социальной единицей психофизического совершенствования человека.

В настоящее время социологи главными признаками Общины считают: внутреннее самоуправление, коллективный труд и общее производство на общей земле. К. Маркс считал, что Община прошла три стадии разложения: первая стадия – азиатская, в которой преобладает коллективный труд, вторая – античная, в ней сочетается коллективный и индивидуальный труд, и третья – германская («марки»), где преобладает частная собственность и индивидуальный (или наёмный) труд. Но это очень грубое представление об Общине. Само немецкое название Общины – «марки» указывает на связь с Марой, т.е. загробным миром, и подтверждает наш вывод, что и у других народов Община была тем инструментом, с помощью которого человеку восстанавливали память о прошлых жизнях. Действительно, в русском языке сохранились слова «урочище» (место преподавания урока) и «урок» («у Рока»). Объединение четырёх Общин называлось Товариществом. Общины объединялись не только по родственным отношениям, но и исходя из чисто социальных интересов. Сегодня слово Товарищество соединяют со словом ТОВАР, означающим продукт, созданный для продажи. Но это понятие появилось только в прошлом веке, после популяризации работ К. Маркса. До него в России под товаром понимали имение, имущество, добро, достаток. А слово «товарище» означало место товара, обычно имение, но и этот смысл вторичен. В действительности Товарищество происходит от древнерусского слова ТВОРИТЬ. Функцией Товарищества было организовывать состязания по творчеству. В Товариществе человек творил самого себя, совершенствовал существующие отношения, участвовал в проведении совместных обрядов, пробуждающих у человека воспоминания об опыте, наработанном в прошлых жизнях. Вспоминание опыта прошлой жизни лучше происходит в детстве, когда человек ещё многое помнит, а не в 12 лет, как рекомендуют некоторые адепты современной йоги.

Пять Общин образовывали Братчину. В настоящее время по близости людей между собой на первом месте стоят родственники, т.е. люди, принадлежащие одному Роду, затем соплеменники. Затем идёт сообщинник – современное «сообщник», а в прошлом означавшее человека, принадлежавшего одной Общине. Сообщинник назывался также другом. Друг имеет один корень со словами: дорога, дорогой, драгоценный, т.е. друг – это человек, с которым шли к богу одной дорогой. Далее идёт товарищ, с которым происходило совместное творчество в одном Товариществе, и только потом шёл панибрат – само слово указывает на близость людей между собой в одной Братчине. В русском языке сохранилось ещё одно понятие о степени близости – приятель, которое могло характеризовать отношения людей во всех остальных структурах общества.

Шесть Братчин объединялись в Артели. В современном представлении это понятие означает добровольное объединение людей, в складчину приобретших общие средства производства для изготовления товаров. Ещё недавно артелью называлось любое совместное производство. Этимология слова «артель» современным исследователям неясна, и по общему умолчанию оно считается русским, поскольку не встречается в других индоевропейских языках. Латинское «АРТЕфакт» указывает на искусственно сделанное, с другой стороны, АРТания – это название третьей территории Древней Руси, наряду с Куявией и Славней, которая упоминается арабскими и персидскими географами IX–X века. Возможно, эта территория находилась на Севере, называемой сегодня на греческий манер – Арктика, и выражало искусственно созданное. Первоначальное значение слова Артель, скорее всего, означает объединение людей, по количеству человек достаточное для организации самостоятельного эгрегора, т.е. искусственно созданного.

Семь Артелей (Обществ) образовывали Сообщество. Восемь Сообществ объединялись в Соглас. К настоящему времени это слово практически полностью исчезло из русского языка и существует разве что в словаре В. Даля.

Объединение девяти Согласов представляло собой Народ.

Слово «народ» состоит из двух частей «на» и «род». Первая часть, скорее всего, связана с разумом, так как у греков до сих сохранилось слово «ноо», означающее разум, а вторая часть указывает на Рода, т.е. жизнь. Другими словами, народ – это такое количество одинаково настроенных людей, при котором рождается разум (ноосфера, эгрегор).

Пять народов объединялись в Скопу. Ленинградский исследователь древнеславянской истории К. Захаров считает, что в древнерусских городах царствовало копное право (сравните со словом «скопом» – вместе или «копна волос», т.е. много волос).

Скопы объединялись в орду, а орды составляли Человечество.

Всё сказанное выше представлено в таблице 8.

Общественная ячейка Количество ячеек
0 Семья
1 Род Начиная от 3-х семей
2 Племя Два и более Рода
3 Община Три племени
4 Товарищество Четыре Общины
5 Братчина Пять Товариществ
6 Артель Шесть Братчин
7 Сообщество Семь Артелей
8 Соглас Восемь Сообществ
9 Народ Девять Согласов
10 Скопа Десять народов
11 Орда Одиннадцать Скоп
12 Человечество Двенадцать Орд

 Таблица 8. Соответствие общественных структур богам и храмам

В настоящее время среди людей повсеместно господствует представление, что каждое государство должно обязательно иметь какой-либо экономический строй: капитализм, социализм, феодализм или рабовладение.

В период существования Египта люди вообще не задумывались о форме устройства общества, потому что не могли представить другого устройства, кроме существующего у них – теократии, т.е. когда обществом управляют не люди, а каноны, вшитые в божественный эгрегор. В Яджур Веде об этом сказано: «Закон есть царь царей». До принятия христианства практически вся Европа и Россия имели хоть и разваливающееся, но всё-таки теократическое управление. Человека, нарушившего закон, в Европе судили жрецы, а в России – вся община или совет старейшин. Однако в древности в процесс управления обществом вообще никто из людей не вмешивался. Эгрегор, т.е. бог, сам вершил управление всем обществом и делал это гораздо лучше всякого современного правительства: поощрял лучших и наказывал худших, указывал дорогу ищущим и помогал отстающим, обучал подрастающее поколение и обеспечивал спокойную, счастливую старость. Осуществлял он своё управление через события-каноны, которые общество с помощью жрецов вкладывало (вшивало) в эгрегор. Жрецы не вмешивались в управление обществом, они только поддерживали жизненную силу эгрегора и следили, чтобы никто не изменил вложенных в него канонов.

Но у египтян уже не было настоящего теократического управления. Настоящее теократическое управление существовало во времена, которые сейчас принято называть первобытнообщинным строем, но в действительности именно то время было апогеем человеческой цивилизации – вершина её могущества. И то, что мы сегодня называем первобытнообщинным строем, в действительности, нашими предками могло называться родосогласной системой.

Современному человеку трудно представить, как описанная выше родосогласная структура общества могла существовать и, тем более, иметь научно-технический и духовный уровень выше современной цивилизации. В этом устройстве общества между людьми, кроме родственных и духовных связей, никаких других нет, и тем более нет экономических, поскольку все люди и их объединения экономически независимы друг от друга. Всё станет понятным, если сравнить современную денежную систему и древнюю систему прямого обмена, повторявшую обмен в живой природе. Если вспомнить, что деньги – это обычная энергия, которую можно отнести к физической, минеральной природе (к этому виду энергии относятся дожди, землетрясения, пожары, ветры). В живой же природе обмен происходит животной энергией, получаемой от Солнца, Земли и организмов. Причём каждый организм берёт живой энергии ровно столько, сколько он может её усвоить. Если он начнёт брать про запас, то у него могут возникнуть различные опухоли, ожирение, болезни. Это же касается и социальных организмов, когда они начинают копить энергию – они заболевают и в итоге умирают. Поэтому для наших предков было главным не получение энергии, в данном случае денег, а умение правильно распорядиться полученной энергией. Один из критериев прогресса, который сейчас можно назвать энергогенезом, это когда человек переходил на употребление более тонких видов энергии: от физической пищи, к пище чувств, от пищи чувств – к пище эмоций, затем мыслей, далее он мог употреблять казуальную, душевную и духовную энергию. В различных языках до сих пор говорят – «духовная пища», когда речь идёт о книгах, и вообще об информации. Именно этот критерий прогресса определял «экономику» древнего общества, где вместо денег пользовались различными видами энергии.

В древности наши предки стремились перевести питание своего организма на более тонкие энергии, и, видимо, им это удавалось. Прямой обмен позволял копить тонкие эманации, и после достижения критического значения накопленного становилось возможным употребление а обмен ещё более тонкой энергетикой. Таким образом, общество с прямым (т.е. безденежным) обменом имело возможность бесконечной эволюции.

 

На основе исторического материала и современных представлений автор – доктор философских наук Шемшук В.А. показал направление эволюции, привёл примеры живых социальных конструкций и сделал прогноз будущего развития России.

(продолжение следует…)

Источник

Просмотры: 740

derzhava.today


Смотрите также