Древние историки. Древняя российская история: этапы развития, древние города, описание
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Значение словосочетания «древние историки». Древние историки


Историки Древней Греции

История означает «исследование». Отдельные элементы исторической науки в форме летописей, генеалогий царей и героев, записей мифологический преданий, существовали уже в государствах Древнего Ближнего Востока, но лишь греки подошли к их изучению с точки зрения рационального анализа, стремясь вычленить из традиции элементы достоверного знания. Изобретение истории предполагало появление критического метода, разработка и применение которого нашло воплощение в работах историков классического периода.

Логографы

Первые сочинители, работающие в историческом жанре, занимались собиранием мифологической традиции, составлением генеалогии и хронологии. Фукидид с некоторым пренебрежением называл их логографами — «записывающими сказки». Сегодня под этим словом обычно объединяют авторов, предшествовавших Геродоту: Кадма из Милета, Харона из Лампсака, Гелланика из Митилены, Акусилая из Аргоса и наиболее известного Гекатея из Милета.

Геродот

Бодрум, древний Галикарнас, родина Геродота

Бодрум, древний Галикарнас, родина Геродота

Геродот (около 484-425 гг. до н. э.) родился в Галикарнасе в Карии, принадлежал к знатному роду, в молодости боролся против тирана Лигдамида, подвергся изгнанию и долго жил на Самосе. В 455-444 гг. до н. э. он путешествовал, объехал значительную часть Малой Азии и Ближнего Востока, Египта, Балканского полуострова и Причерноморья. Около 446 г. до н. э. историк поселился в Афинах, где познакомился с Софокломи вступил в кружок Перикла.

В 444 г. до н. э. он участвовал в основании колонии в Фуриях в Южной Италии, где провел последние годы жизни.

Перу Геродота принадлежит «Изложение событий», или «История», написанная на ионийском диалекте. Разделение на девять книг и их названия по именам муз относятся к более позднему периоду. Значительная часть сочинения была создана еще в пору пребывания историка на Самосе, поскольку известно, что Геродот читал свою книгу в Афинах и получил за нее награду в десять талантов. По образцу логографов автор не ограничивался изложением политической истории, а приводил обширный географический и этнографический материал.

Композиция всего произведения сложна и включает несколько параллельных линий повествования. В первой части сочинения Геродот рассказал историю лидийцев, мидян, вавилонян, египтян и скифов по мере их покорения персами. Вторая часть начинается с Ионийского восстания, после которого Геродот перешел к описанию греко-персидских войн. Кульминация повествования — описание похода Ксеркса, сражения при Фермопилах, Саламине и Платеях. Труд оканчивается описанием взятия Сеста афинянами в 478 г. Вопрос о том, успел ли Геродот его завершить, до сих пор остается открытым.

Согласно Фукидиду движущими силами истории являются страсти и воля людей, а не божественное вмешательство, чудеса или мифы. Эти рациональные представления позволили ему показать Пелопоннесскую войну как процесс, обусловленный политическим развитием Афин и Спарты в период, последовавший вслед за греко-персидскими войнами.

Фукидид

Фукидид (около 460 — около 396 гг. до н. э.) родился в Афинах в знатной семье. По-видимому, в юности он получил хорошее образование, в зрелом возрасте активно занимался политикой. По взглядам историк принадлежал к умеренной олигархии. В 424 г. до н. э. он командовал афинской эскадрой на севере Греции. Спартанский полководец Брасид при его попустительстве захватил Амфи-поль. Дома Фукидид был обвинен в измене и подвергся изгнанию.

В родной город он вернулся лишь после окончания войны и всеобщей амнистии. Будучи изгоем,историк внимательно продолжал следить за политическими событиями и перипетиями Пелопоннесской войны. Результатом его размышлений стала «История» в восьми книгах.

В сочинении Фукидид разработал рациональную концепцию и методологию истории. Главной задачей историка, по его убеждению, является отыскание истины и верное изложение событий, что позволяет извлечь из нее уроки на будущее. Для этого ученый должен сохранять беспристрастность и критически относиться к источникам информации. Фукидид старался основываться на личных наблюдениях и свидетельствах очевидцев, в сочинении он также использовал официальные документы. Значительное место уделялось изложению различных точек зрения и рассуждениям главных действующих лиц.

В философствованиях такого рода Фукидид часто излагал собственный взгляд на скрытые причины событий. Лучшей считается речь на могиле воинов, павших в первый год войны, вложенная им в уста Перикла, которая является яркой апологией демократии Афин и их заслуг перед греческой культурой. Произведение Фукидида было чрезвычайно высоко оценено еще в древности, у него были продолжатели и последователи, которым, впрочем, не удалось с ним сравниться.

Ксенофонт

Ксенофонт

Ксенофонт. Национальный музей Александрии

Ксенофонт (430–354 гг. до н. э.) родился в знатной афинской семье, в юности получил хорошее образование. В 401 г. до н. э. принял участие в походе 10 тыс. греческих наемников в Персию. В качестве одного из командиров наемников Ксенофонт затем служил во Фракии царю Севту, а после ходил в экспедицию спартанского царя Агесилая в Малую Азию. По возвращении в Грецию в 394 г. до н. э. историк сражался в битве при Коронее на стороне спартанцев против союзных Афинам фиванцев. За это он был приговорен к изгнанию и значительную часть жизни провел в подаренном ему Агесилаем имении близ Олимпии.

Литературное наследие Ксенофонта довольно обширно и включает сочинения различного жанра и содержания, написанные в разное время. Все они сохранились до нашего времени. Самым известным произведением является «Анабасис», в котором Ксенофонт изложил воспоминания о походе Кира Младшего против брата, персидского царя Артаксеркса, его поражении и гибели, и последовавшем 15-месячном возвращении греческих наемников домой. По литературным достоинствам и ценности сообщаемой информации «Анабасис» не знает себе равных. Еще одним сочинением Ксенофонта является «Греческая история» в семи книгах, продолжающая труд Фукидида. Эта работа весьма далеко стоит от оригинала. В то же время историку нельзя отказать в умении описывать ключевые события и выделять ярких личностей.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Древние историки об Армении | Вне Строк

Древние историки об АрменииДревние историки в своих летописях называли Армению также как мы называем ее сейчас. Таким образом страна расположенная на историческом Армянском нагорье называлась — Армения с незапамятных времен.

Армения на протяжении всей своей истории испытала множество потрясений: оккупация, смена власти, Геноцид, изгнания, появления и исчезновения империй и целых народов.

В этой публикации хотелось бы поделится высказываниями и цитатами некоторых древних историков и писателей о стране, которую мы называем Армения, также как ее называли с древних времен.

Страбон, География 16.1.19:

Мы говорили, что Мидия и Армения лежат на севере, а Адиабена и Месопотамия — к западу от Вавилонии.

Мидийцы, армяне и вавилоняне, три величайшие нации в этих местах, при каждом удобном случае вели друг с другом войны, а затем заключали мир. Такое положение дел продолжалось до падения Парфянской империи.

Парфяне покорили мидийцев и вавилонян, но ни разу не смогли завоевать армян. Они часто вступали в эту страну, но люди им не подчинялись, и Тигран, как я уже упоминал в описании Армении, выступал против них с наибольшей силой и успехом.

Примечание: сегодня ни одна из упомянутых стран, кроме Армении, не существует.

Тигран II Великий с четырьмя царями, окружающими его — Фуссо (19 век)

Аппиан, Митридатические войны 13.87 (о самой победоносной битве Митридата над Римом)

Митридат производил оружие в каждом городе. Солдаты, которых он завербовал, были почти полностью армянами. Из них он выбрал самых смелых в количестве около 70 000, и поставил половину этого количества лошадей и уволил остальных. Он разделил их на компании и когорты как можно ближе в соответствии с римской системой и передал их офицерам Понтиса для обучения.

Он продолжает в разделе 88: «Столь большое количество офицеров редко падали в одном сражении с римлянами».

Подтвержденные письменные свидетельства о производстве древнего пива в Армении можно получить у Ксенофонта в его работе «Анабасис» (V в.), Когда он был в одной из древних армянских деревень, в которых он писал (Книга 4, V).

Скульптура правителя Понта Митридата VI (1 век до н.э., Луврского музея)

Ксенофонт, Анабасис 4.5:

Там была история с пшеницей, ячменем и овощами. Вино из ячменя подавалось в больших чашах, напиток из ячменного солода был налит до краев сосуда. В чашах были соломинки некоторые длинные, некоторые покороче и без изгибов.

Почувствовав жажду нужно было взять в рот соломинку и сосать. Напиток без примеси воды был очень крепким и вкусным. Для достижения вкуса, напиток должен был отстояться. peopleofar

Самый древний в мире винодельческий завод находится в пещере Арени в Армении (датируется 4100 годом до нашей эры).

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ

vstrokax.net

Древние историки писали правду! - ПраИстория человечества

В ПУСТЫНЕ САХАРА НАШЛИ ПОТЕРЯННУЮ 50-ТЫСЯЧНУЮ ПЕРСИДСКУЮ АРМИЮ

6Q_PpdcCbyo

Несметное число костей, драгоценности и оружие, обнаруженные итальянскими археологами в египетской пустыне могут быть остатками армии Камбиза Второго, сына Кира Великого. По истории, 2500 лет назад эта мощная 50-тысячная армия бесследно исчезла.

Остатки могучей армии персов загрязли в песках западно-египетской пустыни. Сенсационная находка позволит разрешить одну из самых выдающихся тайн археологии, заявляют ученые.

19f02Giw000

Бронзовое оружие, серебряный браслет, серьги и сотни человеческих костей найдены в громадной Сахаре, где никогда не ступает нога человека. Событие породили надежды на то, что потерянная 50000 армия персидского царя Камбиза II, которую в одночасье похоронила катастрофическая песчаная буря в 525 г. до н.э., наконец-то найдена. "Мы нашли первое археологическое свидетельство той истории, которую сообщал греческий историк Геродот (484-425 до н.э.)", - рассказал Discovery News Дарио Дель Буфало, ученый из Университета Лечче.

e328SLIy1EM

Согласно «отцу истории», Камбиз, сын Кира Великого, послал 50000 солдат из Фив, чтобы напасть на Оазис Сива и уничтожить оракул в храме Амона. Согласно легенде предсказал смерть Камбиза. Чтобы преодолеть пустыню, персидской армии понадобилась неделя. В результате армия добралась до "Оазиса", которым, по мнению историков, является нынешняя Эль-Кхарга. Однако, после своего ухода, о них больше ничего не слышали.

EOXcruKBs30

"С юга пришел смертоносный ветер, неся с собой гигантские «колонны» песка, полностью уничтожившие многочисленное войско персов", писал Геродот.

Два ведущих итальянских археолога утверждают, что нашли яркое свидетельство того, что персидскую армию действительно поглотила песчаная буря.

HiRIBeZPEL4

Новое открытие является результатом 13-летних исследований и пяти экспедиций в крупнейшую пустыню мира.

"Все началось в 1996 году, во время экспедиции, целью которой было изучение присутствия железных метеоритов вблизи Бахрина, маленького оазиса неподалеку от Сивы", - рассказал ученый Альфредо Кастильони.

K6EtqyMhwmw

Во время исследовательских работ в этих местах, ученые заметили, наполовину занесенный песком горшок и человеческие останки. Рядом возвышалась скала в длину 35 метров длиной и 1,8 метра в высоту. Это была единственная скала на большой площади. "Ее размеры и форма создавали идеальное убежище при песчаной буре", - отметил Кастильони.

При помощи металлодетекторов египетский геолог Али Баракат из Каирского университета нашел реликвии древней войны: бронзовый нож и несколько наконечников стрел. За первой находкой пошли и другие.Так перед учеными предстала часть некогда мощной персидской армии. Дальнейшие исследования пустыни позволят окончательно перевернуть загадочную страницу истории древнего мира.

Zu7-TyQ5Jf8

К сведению, в 530 году до н.э. после гибели легендарного Кира в 530 г. царем Персидской державы стал его старший сын Камбиз II. Вскоре после восшествия на престол он начал готовиться к нападению на Египет. После долгой военной и дипломатической подготовки, в результате которой Египет оказался в полной изоляции, Камбиз выступил в успешный поход. К концу августа 525 г. Камбиз был официально признан царем Египта.

cambyses-ii-king-of-persia

Однако пока Камбиз в течение трех лет находился в Египте, на его родине начались волнения. В марте 522 г., будучи в Мемфисе, он получил известие о том, что его младший брат Бардия поднял восстание в Персии и стал царем. Камбиз направился в Персию, но умер в пути при загадочных обстоятельствах, так и не успев вернуть себе власть.

*******************

Таким образом, можно считать, что древние летописцы ничего не выдумывали, а лишь фиксировали факты, описывая их тем языком, какой соответствовал уровню развития на момент написания исторического труда.

denegnerad.livejournal.com

Историки древнего Рима | История

римские историки

Среди историков древнего Рима самым известным был Корнелий Тацит, о котором говорилось ранее.

Младшим коллегой Тацита был Гай Светоний Транквилл, родившийся в 70 г. на побережье Африки. Его прославила книга «Жизнь двенадцати цезарей» — сборник сплетен о жизни Юлия Цезаря и первых одиннадцати императоров, начиная с Августа и заканчивая Домицианом. Светоний явно любил повторять скандальные истории и включил в свои книги много такого, что было опровергнуто современными историками как явные сплетни. Эта книга остаётся популярной и в наши дни благодаря простому языку и шокирующим фактам.Самым известным из историков неримского происхождения в то время был еврей по имени Иосиф, известен как Иосиф Флавий. Этот человек, родившийся в 37 г., не только хорошо знал религию и историю своего народа, но и имел достаточно широкие взгляды для того, чтобы дополнительно получить римское образование. Таким образом он смог действовать в обоих лагерях: в 64 г. Иосиф приехал в Рим, чтобы попытаться добиться более сдержанного и терпимого отношения к иудеям. Среди иудеев Иосиф Флавий проповедовал снисходительность и миролюбие, терпимость, осуждал ярых националистов среди иудеев.

Иосиф Флавий - римский историк

Как бы то ни было, но Иосифу не удалось удержать своих соотечественников от попытки сбросить с себя власть Рима, и, когда разразилась Иудейская война, ему пришлось встать во главе восставших. Флавий мужественно сражался и довольно долго сопротивлялся превосходящим силам противника, но, когда все-таки пришлось сдаться, он не стал совершать самоубийства, как сделали более отчаянные иудеи. Напротив, он смирился с неизбежностью и последнюю четверть столетия прожил в Риме в качестве полноправного гражданина. Иосиф написал книгу «Иудейская война», в которой во всех тонкостях описал восстание иудеев. Книга вышла в свет к концу правления Веспасиана. Он также написал свою автобиографию, в которой пытался опровергнуть обвинения в предательстве восставших. Его шедевром стала книга «Иудейские древности», в которой пересказывалась история этого народа до начала восстания. Книга включала в себя пересказ Библии и параграф, в котором упоминается Иисус из Назарета. Это единственное свидетельство о существовании такой личности в литературе того времени, хотя большинство ученых считает этот раздел позднейшей вставкой какого-то ревностного христианина, которого обеспокоило отсутствие упоминания об Иисусе в трудах об Иудее времен Тиберия такого крупного историка.

vladhistory.com

Значение словосочетания ДРЕВНИЕ ИСТОРИКИ. Что такое ДРЕВНИЕ ИСТОРИКИ?

Значение слова не найдено

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Со временем я обязательно пойму как устроен ваш мир.

Вопрос: биолаборатория — это физический объект (человек, предмет, место, растение, животное, вещество)? Можно это увидеть, услышать, унюхать, пощупать, потрогать?

Предложения со словом «древние историки»:

  • Древние историки дают даты, отличающиеся на год и месяц.
  • Лишь туманные, обрывочные упоминания, более похожие на сказки, чем на исторические свидетельства, встречаются у древних историков.
  • Чтобы самому разобраться в этом сложном периоде человеческой истории, я долго и тщательно разрабатывал диаграмму и схему вероятных исторических событий и по этой причине разбил весь этот семисоттысячелетний период на шесть периодов духовных трансформаций, согласованных по времени с научными, религиозными, мифическими и письменными историческими данными древних историков.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

kartaslov.ru

этапы развития, древние города, описание

Первым крупным трудом по древней российской истории является книга знаменитого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. В своем труде, который ученый составлял с 1751 по 1758 год, Ломоносов выделил две части: Россия до Рюрика и российские князья, которые находились на престоле с 862 по 1054 год. Эта работа Ломоносова была переведена на немецкий и французский языки.

Михаил Васильевич Ломоносов

Памятник Ломоносову

М. В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Жажда к получению знаний заставила его в 19 лет покинуть свою деревню вместе с караваном купцов, который направлялся в Москву. Развитая способность от природы учиться позволила Ломоносову закончить славянскую греко-латинскую академию в Москве, а затем продолжить свое обучение в санкт-петербургской академии наук, а также в учебных заведениях Германии.

В итоге М. В. Ломоносов стал знаменитым ученым, философом, физиком, химиком, математиком, географом, писателем и полиглотом. Он стал основателем Российской Академии Наук, в 1755 году он основал первый российский университет, который в настоящее время носит его имя. В 1751 году ученый получил задание от императрицы Екатерины Второй написать древнюю российскую историю. Помимо истории, он является автором "Риторики" (1748 год) и первой "Грамматики русской" (1755 год).

Предпосылки для написания "Древней российской истории"

До середины XVIII века Российская империя не имела единого труда по своей истории. Существовала "Летопись временных лет" Нестора, Киевский Синопсис середины XVII века, который представлял краткие очерки об истории Руси первого тысячелетия нашей эры, а также некоторые другие очерки. В первой половине XVIII столетия сразу несколько ученых начинают заниматься составлением единой истории государства российского с древних времен.

В первую очередь следует отметить записки Байера и Миллера. Оба ученых являются немцами по происхождению. Незнание русского языка привело к их ограниченным взглядам на историю Руси, поскольку их труды основаны только на иностранных источниках. В итоге исторические записки этих ученых привели к возникновению сильной критики, по причине того, что они не смогли должным образом прославить русский народ и его богатую историю.

Начинал писать в 1730-е годы историю российскую с древнейших времен и Татищев Василий Никитич, тайный советник императрицы и астраханский губернатор. Однако его работа была закончена и напечатана только в 1769-1784 годах.

Екатерина Вторая

Отсутствие единой истории Руси и критика иностранных рукописей по этой тематики заставили Екатерину Вторую поручить написание этого труда русскому ученому, которым стал Ломоносов.

Исторический труд Ломоносова

В 1751 году ученый приступил к выполнению порученного императрицей дела. Он в течение нескольких лет изучал источники Древней Руси, привлекал материалы греческих и византийских авторов, проработал труды Байера и Миллера, общался с Татищевым и ознакомился с его историей и источниками, которые Татищев использовал при ее написании. То есть Ломоносов как автор "Древней российской истории" подошел к ее написанию комплексно, учитывая различные точки зрения. Знание порядка 10 иностранных языков оказало огромную помощь ученому в его работе.

В итоге спустя 7 лет после начала работы, в 1758 году, первый том был завершен, а в 1759 году он начал печататься. Однако рукопись была отозвана из печати самим автором для доработки замечаний и изысканий и передана снова в печать лишь спустя 4 года. Тем не менее при печати рукописи многие из этих изысканий были утеряны.

Ученый планировал продолжить дальше свою работу, поскольку первый том описывал историю древнероссийского государства до 1054 года, но смерть Ломоносова 15 апреля 1765-го нарушила эти планы.

Общее описание "Истории" Ломоносова

Стиль, с помощью которого Ломоносов описывает исторические события, является художественным, а не научным, поскольку в середине XVII века в России ценились именно произведения, написанные красноречивым языком. В цивилизованной Европе, в свою очередь, в это время начинают предъявляться уже другие требования к стилю изложения исторических фактов: приветствуется не красота речи, а точность фактов и их подтверждение соответствующими документальными источниками.

Том "Древней российской истории" Ломоносова Михаила Васильевича состоит из двух частей, которые изложены на 140 страницах печатного текста:

  1. Россия до восшествия на престол Рюрика ("О России прежде Рюрика").
  2. Россия в первые два столетия с начала установления династии Рюриковичей ("От начала княжения Рюрикова до кончины Ярослава Первого").

Первая часть посвящена самобытности руссов и славянского народа и независимому от других европейских народов его развитию. Вторая часть описывает подробно 8 первых российских князей, которые ведут происхождение из варяг-россов. Отдельная глава второй части посвящена вопросу крещения Руси при князе Владимире.

Происхождение российского народа

Пример славянского корабля

Ломоносов "Древнюю российскую историю" начинает с повествования о происхождении русского народа. Автор говорит, что он вытекает из слияния славян и чуди. Причем роль славян в его формировании является определяющей, поскольку русский язык от древнеславянского несильно отличается. Что касается чуди, то многие города во времена Ломоносова сохранили чудские названия.

Сам славянский народ автор восхваляет, описывает его сильным в военном и экономическом плане уже в VI веке нашей эры, приводит многообразие славянских племен, в состав которых входили новгородские славяне, древляне, поляне, полочане, кривичи и другие. Эти племена часто вели военные действия с датчанами на севере и с греками на юге.

Крупными процветающими городами славян были Ладога, Новгород, Киев, Смоленск, которые вели торговлю в двух основных направлениях:

  1. Через Днепр в Черное море.
  2. Через Неву в Варяжское море.

Описание славян

Согласно историческим источникам книга древней российской истории описывает славян следующим образом: это были высокорослые люди, волосы которых были не черные и не белые, а русые. В военные походы они ходили пешими, в сражениях использовали щит и копье, брони и лат не носили. Уклад жизни древних славян был весьма простой, они жили в хижинах, почитали идолов богов, главным образом бога грома. Также поклонялись другим природным объектам: деревьям, рекам. Приносили жертвы богам, чтобы их задобрить перед военными походами.

Сражение между византийцем и славянином

Описание варягов

История российская от древнейших времен описывает варягов не только, как шведов, но также англов, норвежцев, датчан, варягов-россов и других племен. То есть "История" Ломоносова говорит о том, что варяги представляли собой совокупность северных племен, которые занимались морским и сухопутным разбоем. Именно последний факт объединяет всех варягов.

Варяги описываются как славные войны, которые участвовали в походах речными и сухопутными путями на юг до самого Средиземного моря и Африканского континента. При этом предводителями в таких походах часто выступали представители славянских племен.

Варяги-россы и новгородское княжество

В 862 году новгородские славяне позвали к себе княжить Рюрика, который происходил из рода варягов-россов. Этот род относился к славянским племенам. В "Древней российской истории" Ломоносов пишет, что варяги-россы являются племенами, из которых вытекают пруссы. Автор полагает, приводя ряд доказательств, что название племен пруссов, а также их обычаи произошли от варягов-россов.

До середины IX века славянские племена жили рассеянно, городов у них было мало, и они сами считали себя свободными людьми, хотя нужно сказать, что дань варягам новгородские славяне и хазарам киевские поляне платили. Призвание Рюрика с его братьями на княжение в Новгород было обусловлено существованием постоянных распрей и кровопролитных споров между знатными дворами Новгорода, для прекращения которых нужен был единый князь. Ломоносов отмечает, что Рюрик происходил не от северных варягов Швеции и Дании, поскольку большое расстояние и разность в языке и обычаях не позволяла это сделать, а из варягов-россов и, скорее всего, имел римские корни.

Первые князья российские

В своем труде Ломоносов пишет, что Рюрик пришел княжить к северным славянам с двумя своими братьями: Синеусом и Трувором, первый осел в Белом Озере, а второй в Изборске. Сам же Рюрик княжил в Ладоге, а затем перебрался в Новгород.

С начала своего княжения Рюрик стремится воссоединить славянские племена россов, чуди и другие в одно княжество. В связи с этим он посадил своих наместников во многих русских городах, включая Полоцк, Ростов и Муром.

Что касается Киева, то в него княжить были посланы Рюриком Аскольд и Дир - два боярина знатного варяжского рода. Утвердившись на киевском престоле, Аскольд и Дир предприняли первый поход против Царьграда, однако поход закончился неудачно ввиду неблагоприятных погодных условий, как описывает автор во второй части свой книги.

Княжение Олега, Игоря и его супруги Ольги

После смерти Рюрика "Древняя российская история" Ломоносова повествует о том, что в Новгороде стал княжить его сын-младенец Игорь и его родственник Олег. Эти князья продолжили дело Рюрика о воссоединении в одно княжество всех славянских племен. После убийства Аскольда и Дира в Киеве стал княжить Олег. Новый князь сразу начинает обширную кампанию завоеваний против кривичей, любчан, радимичей, полян, древлян и некоторых других народов, облагая каждый из них данью.

Олег прославился тем, что смог установить мирное соглашение с греческими царями, которого он добился после того, как собрал огромное войско и подступил к стенам Царьграда.

Осада Константинополя

Игорь продолжил завоевания Олега, укрепил мир с греками, а также с печенегами, которые впервые пришли на славянские земли. Погиб Игорь в сражении с древлянами, к которым он отправился за сбором дани с небольшим войском.

После смерти мужа Ольги, Игоря, древляне решили использовать слабость Киева и посадить на его престол своих князей. Однако им это сделать не удалось из-за хитрости Ольги. Которая, поклявшись отомстить за смерть Игоря, смогла сжечь главный город древлян, привязав к голубям древлян зажженные фитили, а сам народ обложить тяжелой данью.

Княжение Святослава и междоусобные войны его сыновей

Святослав против печенегов

Сын Ольги, Святослав, знаменит своими военными походами, как повествует "Древняя российская история". Он даже спал в седле и был искусным и храбрым воином. Прославился он своей войной с греками в окрестностях Переяславца, куда Святослав перенес столицу своего княжества. Погиб Святослав от того, что, возвращаясь с одного из своих военных походов, он попал в засаду к печенегам.

Святослав оставил после себя трех сыновей: Ярополка в Киеве, Олега в древлянской земле и Владимира в Новгороде. После смерти Святослава начинаются междоусобные войны братьев, победителем в которых вышел младший брат - Владимир.

Княжение Владимира

Развалины старой церкви

В X веке Российское государство оставалось языческим. В различных славянских племенах поклонялись тем или иным богам, которые отождествлялись с силами природы. В истории древнероссийского государства Ломоносов отмечает сходство славянских Богов с пантеоном греческих и римских Богов.

Идолопоклонничество приводило к постоянным распрям между различными славянскими племенами, поэтому Владимир решил ввести единую веру на всей территории российского государства. После того как князь послушал об обычаях различных религиозных учениях, он остановил свой выбор на христианской православной вере, в которую уже была обращена его бабушка Ольга.

Немецкая критика труда Ломоносова

Прерывается "Древняя российская история" Ломоносова на княжении Ярослава первого. Труд был переведен сначала на немецкий, а затем на французский языки. Немецкие ученые того времени во главе со Шлецером подвергли этот труд жесткой критике, Ломоносова называли вредителем российской истории, поскольку он многие факты приводил от себя, не ссылаясь на проверенные источники. Кроме того, художественный стиль изложения книги уже не использовался в то время в Германии для повествования об исторических фактах. О самом Ломоносове отзывались в немецких кругах как о человеке отсталом, который описывает события так, как это делали в Германии 200 лет назад.

Во Франции книга не вызвала такой ажиотаж, как в Германии, и в настоящее время не найдены отзывы французских ученых об этом труде.

fb.ru

10-15 - Источники древней истории

Источники наших знаний о древнейших временах

10. Значение раскопок для древнейшей истории

В XIX в. историческая наука обогатилась громадной массой знаний, благодаря изучению вещественных памятников исторических народов глубокой древности, с каковою целью были предприняты также раскопки на местах древних городов. Развалины храмов, дворцов, усыпальниц в странах древнего Востока, равно как и мелкие предметы, найденные при раскопках, не только свидетельствуют сами по себе о степени культуры сделавших их людей, но получают еще особое значение потому, что были покрыты изображениями и надписями. Письмена, на которых сделаны эти надписи, удалось ученым после массы потраченного труда и остроумия разобрать, и теперь они читаются, открывая перед нами знание эпох, о которых не сохранилось известий книжного характера. Археологические раскопки подобного рода имеют и еще одно значение. Нахождение в одном месте предметов, сделанных в других местах (или по образцу этих предметов), свидетельствует о сношениях между такими народами или о влияниях народов одних на другие в такие времена, о которых не сохранилось никаких письменных известий, или же указывают на совершавшиеся народами переселения.

11. Миграции народов

Исторические народы не всегда жили на тех местах, где их застает история. Некоторые народы считали себе исконными уроженцами (автохтонами) своих стран, но другие сохраняли память о том, что некогда они жили в других местах и лишь впоследствии переселились в данную страну. Предания о таких переселениях, или миграциях мы находим у многих народов, хотя предания эти, как и вообще предания о ранних временах, обыкновенно полны вымыслов. Подобные переселения и расселения народов по новым местам происходили и в доисторические времена, и на всем протяжении истории. Народы, похожие один на другой по физическому типу, по языку и т. п., оказываются иногда отрезанными один от другого большими пространствами, что свидетельствует о бывших когда-то миграциях. При этом, конечно, пришельцы всегда в большей или меньшей степени смешивались с туземцами. Одним из средств узнать древнейшие расселения народов является сравнительное языкознание.

12. Значение лингвистики и фольклора для знания исторического времени

Человеческая речь есть один из самых старых памятников истории. Хотя звуки слов с течением времени и изменяются, науке о языке, или лингвистике нетрудно бывает уловить законы этих изменений. В XIX в. ученым удалось доказать, что многие языки находятся в родстве между собою и что в таком случае они происходят от одного общего корня. Этим устанавливается и родство и общее происхождение народов, говорящих на этих языках, как бы ни была велика чуждая к ним примесь. С другой стороны, если у разных родственных народов мы находим одно и то же исконное слово (т.е. не заимствованное, что ученые умеют отличать), то из этого можно вывести заключение, что это слово унаследовано ими от общих предков, а раз у последних было данное слово, то существовало и понятие, им обозначаемое. Таким путем мы можем составить себе известное представление о быте доисторических предков этого народа. Кроме лингвистики, помогает осветить древнейшую жизнь и фольклор, как принято называть теперь изучение народных песен, пословиц, загадок, игр, обрядов, обычаев и т. п. Оказывается, что многое здесь очень древнего происхождения и что в форме, например, игр сохранились следы языческих культов, а в обрядах – отражения давно минувшего быта. В современной науке принято называть такие случаи бессознательного сохранения следов давно исчезнувших форм жизни переживаниями или пережитками. Например, существование в свадебном обряде притворного похищения невесты указывает на то время, когда брак совершался путем насильственного увода девушек и т. п.

13. Помощь антропологии

Решению разных вопросов, касающихся доисторических времен, помогает еще особая наука, известная под именем антропологии. Эта наука изучает человека, взятого со стороны его физического строения и вида (скелет и череп, цвет кожи и волос и т. п.), которые не у всех народов одинаковы. Антропология делит род человеческий на отдельные расы (которых принимается главным образом три: белая, желтая и черная) и между прочим определяет принадлежность народа к той или другой расе по особенностям черепа. В могилах доисторического времени и исторических эпох находят много человеческих костей, преимущественно черепов, и по ним ученые определяют, к каким народам или расам могли принадлежать люди, оставившие по себе следы в изучаемых местах погребения. Кроме того, сделанные человеческими руками изображения людей (или богов в человеческом образе) помогают равным образом разбираться в антропологических вопросах истории, потому что тоже указывают на известные физические типы, которые воспроизводились в этих изображениях.

14. Значение исторических преданий

Пока не существовало научных пособий антропологии и археологии, лингвистики, фольклора и изучения быта дикарей, при определении древнейшей истории народов приходилось довольствоваться почти исключительно собственными их преданиями, в которых истина всегда перемешивается с вымыслом, а иногда даже и совсем им затемняется. Но и независимо от того, что в подобных сказаниях хранятся отголоски действительных событий, предания народа составляют часть ею миросозерцания, а потому характеризуют его духовную физиономию. Наконец, многие поэтические сказания обнаруживают свое происхождение от более древних мифов и потому входят в состав фольклора. Древние историки, не бывшие очевидцами описываемых событий или не имевшие о них достоверных письменных известий, писали большею частью на основании народных поэтических сказаний, и так называемой исторической критике, стоило немалого труда определить, когда же письменные известия о древних временах получают хотя бы некоторую только достоверность.

15. Ненадёжность древнейшей хронологии

Трудный вопрос в древнейшей истории каждого народа – точное определение времени совершавшихся событий. Современные христианские народы ведут свое летосчисление (хронологию) от Р. X., но у древних народов общего счета годов не было, да и отдельные народы не всегда имели определенную хронологическую систему. Вместе с этим многие события приурочивались к тому или другому времени лишь гадательно и приблизительно. Вот почему ученые не всегда согласны между собою в древнейшей хронологии, и, например, в определении древности достоверной истории Египта историки расходятся между собою на тысячу и больше лет.

rushist.com


Смотрите также