Древнее погребение. ПЕРВЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Похоронные обряды Древней Греции. Древнее погребение


Древние захоронения

Захоронение мертвых — это действие поместить труп мертвого в гробницу, построенную для этой цели, или в могиле, выкопанной в землю. В таких культурах, как Месопотамия, гробницы и могилы были разрезаны на землю в ожидании того, что душа человека настолько похоронила бы более легко добраться до загробной жизни, которая, как считалось, существовала под землей. Могилы в культурах древнего мира обычно были отмечены камнем, несущим сходство и имя человека или сложную гробницу (например, пирамиды Египта или гробницы Греции в тилонах) или мегалитические каменные дольмены, проходные могилы и пирамиды, такие как как в Шотландии и Ирландии.

Однако, какой бы ни была могила или могила, важность надлежащего захоронения мертвых подчеркивалась каждой древней культурой, а обряды, сопровождающие похороны, были одними из самых сложных и значительных во многих древних культурах. Захоронение мертвых в земле прослеживается в течение более чем 100 000 лет цивилизации, о чем свидетельствует могила Кафзе в Израиле, группа гробниц из 15 человек, похороненных в пещере вместе со своими инструментами и другими ритуальными артефактами. Самая ранняя могила, обнаруженная до сих пор в Европе, относится к «Красной даме Уэльса», которой 29 000 лет.

БЮСТОВАЯ ПРАКТИКА В МЕЗОПОТАМИИЗахоронение в Месопотамии началось c. 5000 до н.э. в древнем Шумере, где продукты и инструменты были погребены с мертвыми. По словам историка Уилла Дюранта, «шумеры верили в послеродовую жизнь. Но как и греки, они изображали другой мир как темную обитель жалких теней, на которую все мертвые сходили без разбора», и что земля мертвых была под землей (128). Из-за этого, похоже, в земле были построены могилы, чтобы обеспечить умершему более легкий доступ к нижнему миру.

По всей Месопотамии те, кто не был королевским двором, были похоронены под семейным домом или рядом с ним, чтобы могилу можно было регулярно поддерживать. Если человек не был надлежащим образом похоронен, он мог вернуться как призрак, чтобы преследовать живых. Эта навязчивая идея могла бы получить форму, известную из популярных рассказов о привидениях или фильмов, где бестелесный дух вызывает проблемы у себя дома или, что более серьезно, как форму владения, в которой дух входил в человека через ухо и наносил ущерб своей личной жизни и здоровье.

Кремация была необычной на всей Месопотамии из-за нехватки древесины, но, даже если топливо для огня было доступно, Месопотамии считали, что надлежащее место для душ мертвых было в нижнем мире богини Эрешкигаль, а не в царстве богов. Считалось, что если кто-то кремирован, душа будет вознесена в небо к дому богов и, как человеческая душа, там не будет дома. Гораздо более уместно было, чтобы душа спустилась в подземный мир с другими человеческими душами. В районе Месопотамии, которая стала известна как Вавилония, считалось, что мертвые «отправились в темное и теневое царство в недрах земли, и никто из них не увидел свет снова» (Дюрант, 240). В Вавилонии мертвые были погребены в хранилищах, хотя, как отмечает Дюрант,

Несколько кремировали, а их останки сохранились в урнах. Мертвое тело не было забальзамировано, но профессиональные плакальщики вымыли и надули его, наделили его презентабельно, нарисовали его щеки, затемнили его веки, надели кольца на пальцы и принесли смену белья. (240)

Этот процесс захоронения будет развиваться далее египтянами.

БЮРО В ЕГИПТЕВ Египте мертвые также были погребены под землей и, как известно, в пирамидах таких, как в Гизе. Дюрант пишет:

Пирамиды были гробницами, которые происходили из самых примитивных курганов. По-видимому, фараон считал, подобно любому простолюдину среди своих людей, что каждое живое тело было заселено духом, который не должен умирать с дыханием … Пирамида по ее высоте, форме и положению стремилась к стабильности как к средству бессмертие. (148)

Однако для более «общего» египтян могила на земле была обычным местом окончательного отдыха. Покойный будет похоронен с тяжелыми грузами и как много шабти-кукол, поскольку семья может позволить себе помогать с работой в загробной жизни. Методы погребения в Египте распространялись на домашних животных, и Геродот записал, как в египетском доме, который потерял кошку, семья брит бровями и наблюдает за периодом траура наравне со смертью человека. Кошки были мумифицированы, как собаки и другие домашние животные (такие как бабуины, газели, птицы, рыба) и ритуалы, наблюдаемые при их прохождении.

Как для обычных египтян, так и для королевской власти священные заклинания из произведения, известного как «Египетская книга мертвых», были прочитаны, чтобы направить душу на Зал Истины и на суд великого бога Осириса. Затем Озирис взвесил сердце покойного на белое перо Маата (правда и гармония), и, если бы сердце было найдено легче, чем перо, ему дали проход в поле тростника, египетский рай, который был вечное зеркальное отражение жизни на земле. Однако, если сердце было тяжелее, чем перо Маата, оно было брошено на пол, где его съел бог Аменти (также известный как Амут), и душа индивидуума перестала существовать. В Древнем Египте небытие было наихудшим возможным.

Наблюдалась египетская традиция среди монархов по созданию великих памятников и гробниц, запечатленных их делами, чтобы убедиться, что правитель не будет забыт живыми и так будет продолжать существовать на земле даже после смерти. Чтобы стереть память на земле, нужно было стереть свое бессмертие, и именно поэтому Тютмос III, который уничтожил публичный статуй королевы Хатшепсут, оставил эти памятники для нее, которые были вне поля зрения нетронутыми. Возможно, он хотел отговорить других женщин следовать примеру Хатшепсут в будущем, но не хотел осуждать ее на небытие, удаляя все следы ее имени и поступков.

БЛИЖНИЙ РИТУАЛ В ГРЕЦИИДревняя Греция также использовала погребение под землей и, как ранее отмечал Дюрант, продолжила традицию послеобеденной жизни, существующей под землей. Древние греки (возможно, следуя египетской традиции) должны были обеспечить своих мертвецов тщательно вырезанными камнями, чтобы напомнить живым о том, кто был покойником, и какие почести по-прежнему им. Память о мертвых была очень важным гражданским и религиозным долгом, а не просто личной заботой, и диктовалась в соответствии с концепцией евзбии, которая, хотя часто переводилась на английский язык как «благочестие», была гораздо ближе к «гражданскому долгу» или «гражданскому долгу», социальное обязательство «.

Евсевия продиктовала, как нужно взаимодействовать со своим социальным начальством, как молодежь относилась к своим старейшинам, как мастера взаимодействовали с рабами и как мужья лечили своих жен. Он также расширился, хотя и возвысился до концепции housia (святости) с отношениями с богами. Различные греческие города-государства соблюдали свои особые погребальные обряды, но в одном аспекте у них были общие воспоминания о мертвых и, особенно, их именах.

Сыновья были названы в честь отца и дочерей их отца для матери своей матери, чтобы сохранить память об этом человеке (например, для сына Аристотеля, Никомаха, был назван сын Аристотеля). Сохранились ли они в сложной могиле или в простой могиле, греки утверждали, что мертвых нужно постоянно помнить и уважать, чтобы их души продолжали существовать в загробной жизни.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ РИТУАЛЫМайя рассматривала жизнь после смерти как мрачный мир, чреватый опасностью и темнотой, и их погребальные обряды сосредоточивались на том, чтобы направлять душу на правильный путь к свободе от подземного мира. Мертвые были погребены с кукурузой, помещенной во рту как символ возрождения их души, а также как питание для путешествия души через темные земли Xibalba, нижнего мира, также известного как Метнал.

Тела были расположены в могилах под землей, как в Месопотамии, чтобы обеспечить легкий доступ к Xibalba и были выровнены в соответствии с указаниями рая майя (север или запад). Поскольку красный цвет был связан со смертью, трупы были посыпаны стружками красной минеральной киновари и затем были завернуты в хлопок для захоронения. Жизнь майя была ужасающим местом демонов, которые могли бы легко нанести вред одному, как помочь одному в путешествии души в рай, и, возможно, киноварь, как полагали, замаскировал душу как один из этих адских духов и так помог человеку в их путешествии через жизнь после смерти.

Каждый умерший спустился во тьму Сибалбы, за исключением тех, кто умер во время родов, в битве, в жертве или самоубийстве. «Жертвоприношение» включало смерть, понесенную во время игры в игру «Пок-а-Ток», считавшейся игрой богов. Однако один умер, обряды погребения были более или менее одинаковыми, за исключением, конечно, для королей и дворянства.

БУДУЩИЕ РИТИ В ИНДИИВ древней Индии, как и во всей истории Индии, кремация была обычной практикой в ​​уходе за мертвыми. Дюрант пишет:

В дни Будды зороастрийское воздействие на труп хищных птиц было обычным способом ухода; но лица смерти были сожжены, после смерти, на костре, и их прах был погребен под вершиной или ступой, т. е. мемориальной святыней. В последующие дни кремация стала привилегией каждого человека; каждую ночь можно было увидеть, как педики собрались вместе для сжигания мертвых. (501)

Тем не менее, это было не единственным средством, с помощью которого мертвые были отправлены в следующую область. Также отмечается, что пожилые люди часто выбирали, чтобы они высадились в середине реки Ганг, где они затем бросились в священную воду и были сметены. Большинство людей, однако, были кремированы, а их зола затем разбросана в водах Ганга, которые считаются источником всей жизни.

В зависимости от своих действий, убеждений и поведения в жизни, душа тогда встала, чтобы присоединиться к Переверху (Атману) или спустилась обратно в земной план в другом воплощении. Согласно индуистской вере, душа будет продолжать принимать как можно больше людей столько жизней, сколько необходимо, чтобы наконец освободить себя от цикла повторного рождения и смерти; вера, которой придерживаются джайны и буддисты.

РУМЫНСКАЯ БЮЛЛЕТЕННАЯ ТАМОЖНЯСогласно Дюранту, «самоубийство при определенных условиях всегда находило больше одобрения на Востоке, чем на Западе», но, как и в Индии и майя, римляне также чтили тех, кто убил себя, поскольку они считали, что было бы предпочтительнее позора и бесчестья , Римская вера в постоянное присутствие предков в жизни поощряла практику взятия жизни, чтобы не допустить стыда, связанного с фамилией. Поэтому в дохристианском Риме не было никакой разницы в погребении самоубийства и умершего другими способами.

Римские методы погребения всегда проводились ночью, чтобы предотвратить нарушение повседневной деятельности города. В городе началось похоронное шествие и закончилось за стенами кладбища. Чтобы сохранить границу между живыми и мертвыми (а также, без сомнения, просто для здоровья), никто не может быть похоронен внутри города. Затем труп либо сжигался, и пепел собирался в урне, либо погребался в гробнице.

Настолько важным было надлежащее захоронение мертвых римлянам, что похоронные общества, известные как коллегии, были обычным явлением, в котором члены платили ежемесячные взносы, чтобы удостовериться, что их похоронные обряды будут выполняться в соответствии с традицией и их статусом в сообществе. Те, кто был похоронен без надлежащих ритуалов, могли вернуться как призраки. В Риме, как и в других цивилизациях, призраки были настолько же частью естественного мира, как и любые другие явления, и их обычно боялись (исключение — дух любимого человека, передающего сообщение). Следовательно, надлежащее захоронение мертвых со всеми обрядами обрядов считалось жизненно важным для того, чтобы сохранить мертвых счастливо на их месте и живых, не затронутых духами в их.

КИТАЙСКИЕ БЮРОКитайская практика захоронения, независимо от того, какая эпоха или династия, проводилась с ритуальными церемониями и включением личного имущества в могилу или могилу умершего. Конкретные предметы, погребенные с мертвыми, изменились с помощью династий и с течением времени, но вера в загробную жизнь, которая была очень похожа на земное существование (по аналогии с египетской концепцией по-разному), утверждала, что мертвым нужны их любимые предметы, а также как ценные вещи, в другом мире.

Согласно Британскому музею, «китайская практика захоронения имела два основных компонента: гробницы и их содержание, а также церемонии, посвященные мёртвым, исполняемые в храмах и предлагающие залы своими родственниками». Гробница первого императора Китая Цинь Ши Хуанги , является самым известным примером практики китайских захоронений в древнем мире. Усыпальница Ши Хуанги была призвана символизировать царство, которым он руководил в жизни, и включал в себя все, что ему понадобилось бы в следующем, включая армию из терракоты более 8000 человек, — и обряды, наблюдаемые на его похоронах, были сложными версиями тех, что были распространены во всем Китае.

Например, в неолитической деревне Банпо люди были захоронены в отдельных могилах. 4500 до н. Э. Вместе со своими владениями и инструментами. Какие ритуалы, возможно, сопровождали эти ранние захоронения, неизвестно. Позже, однако, поскольку предки считались важным влиянием на свою жизнь и на их постоянное существование в загробной жизни, были предложены молитвы как для тех, кто ушел раньше, так и к принципу божественной гармонии, чтобы помочь мертвому человеку на переходном этапе от этого мира к другому. Как и в Риме, Египте и других культурах, надлежащее захоронение мертвых считалось самым важным, позволяя мертвым покоиться в мире и предотвратить преследование сердитым призраком.

БЮРО В ШОТЛАНДИИ И ИРЛАНДИИПрактика погребения в Шотландии и Ирландии была очень схожей на раннем этапе, поскольку в обеих культурах построены пирамиды, дольмены и могилы для прохода в могилу. Неизвестно, какие точные обряды были совершены на похоронах в древней Шотландии или Ирландии, потому что нет письменного отчета об этих разбирательствах. Похоже, что захоронение в пирамидах датируется, по крайней мере, 4000 г. до н. Э., В то время как захоронение в могилах становится более распространенным c.2000 до н.э. Деревянные гробы также появляются в 2000 году до нашей эры, а также личные вещи, погребенные с мертвыми.

Поскольку на протяжении столетий было разграблено столько пирамид, все, что, возможно, было погребено в погребении, уже давно ушло от них. Некоторые, однако, как и знаменитые дольмены из Пулнаброн (графство Клэр, Ирландия), все еще имели достаточно серьезных товаров и оставались для археологов, чтобы иметь возможность позитивно идентифицировать его как важный объект захоронения. Неолитический сайт Клавы Кэрнс (Инвернесс, Шотландия) — еще один пример неповрежденного захоронения, который также, похоже, служил астрономическим целям.

Более скромные могилы, которые держали мертвых в гробах или саркофагах, чаще упускались мародерами, поэтому их содержание сохранилось лучше. В этих культурах, как и в других, преобладала вера в продолжение существования души после смерти, и, хотя их точные обряды неизвестны, они, скорее всего, были похожи на те из других культур и включали молитвы и мольбы высшим властям за помощь в путешествии покойного. Несмотря на то, что в этих культурах нет письменных свидетельств веры в загробную жизнь, керны, дольмены и прохожие могилы свидетельствуют об этой вере в их построении и ориентации с астрологическими направлениями и событиями.

С приходом христианства в Ирландию, а затем в Шотландию, погребальные обряды стали христианизированными и известны по письменному протоколу. Хотя тогда Христос был обращен как высшая сила, которая утешила бы и привела бы мертвых к загробной жизни, считается, что это божество просто заменило более древнего, языческого, бога, который ранее был бы включен в ритуалы. Этот же процесс «христианизации» более ранних ритуалов и обрядов погребения имел место в каждой культуре, где христианство утвердилось и, прежде всего, в Риме. Это был город Рима, из которого католические традиции, касающиеся погребения, возникли и превратились в наиболее распространенные обычаи, связанные с современными дневными захоронениями, будь то светские или религиозные, на западе.

demon-angel.ru

Похоронные обряды Древней Греции

Несмотря на все многообразие взглядов античных мыслителей и их последователей на происходящее с человеком после его кончины, все они сходились на том, что смерть неизбежна и что она окутана тайной. Различным философским теориям предшествовала вера в существование у человека души, покидающей тело в момент смерти и переходящей в царство мертвых в виде, схожем с его телесным воплощением.

Похоронные обряды. ГрецияВзгляды на смерть менялись, но погребальные обряды, ритуалы и традиции оставались неизменными на протяжение веков, как выражение скорби и дань памяти усопших. Считалось, что лучше не допускать гнева богов, а совершать обряды, издавна установленные предками.

В древности эллины хоронили покойных в местах, подготовленных с этой целью в их собственных домах. Впоследствии же, во избежание вспышек эпидемий, они перенесли места погребения на необитаемые острова либо вне стен городов.

Основатель эпикурейской философской школы Эпикур писал: «Смерть для нас - ничто, ведь все - и хорошее, и дурное, заключается в ощущениях, а смерть есть лишение ощущений. Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то уже нет нас». Такой взгляд на неизбежно предстоящую кончину, пожалуй, наиболее близок жизнерадостным грекам.

У греков существовали две формы погребального обряда. Одна из них предполагала закапывание тела в землю, другая - сожжение его на костре. В случае кремации прах укладывался в урну, которую либо закапывали в землю, либо помещали в гробницу. Обе формы существовали параллельно, но, если не было возможно похоронить тело, для того, чтобы душа умершего не блуждала неприкаянно, необходимым считалось совершить обряд захоронения хотя бы символически - забросав его землей. Сохранившаяся до наших времен традиция украшать могилу цветами была описана еще Цицероном.

Умершим было принято оставлять все, в чем они могли нуждаться: мужчинам клали в гроб оружие, женщинам - драгоценности.

Согласно верованиям, после смерти душу человека брал за руку бог Гермес и вел ее к реке Стикс. Перевозчик Харон перевозил души на другой берег Стикса в своей лодке. Ему полагалось заплатить за услугу, поэтому умершему в рот заранее вкладывали монету. В руку умершего вкладывалась медовая лепешка, призванная умилостивить трехглавого пса Цербера, охраняющего вход в царство мертвых.

В классическую эпоху обряды также соблюдались, но формы изменились. Пышные и дорогостоящие состязания сменились певцами, плакальщицами и умащениями благовониями. В ряде греческих полисов (Афинах, Митилене, Сиракузах) принимались специальные законы, ограничивающие издержки граждан на погребальные обряды. Также, в соответствии с буквой закона, похоронная процессия должна была следовать по улицам города, не создавая шума.Собственно похороны происходили обычно на следующий день после смерти, тело выносилось из дома и торжественная процессия отправлялась на кладбище или к месту погребального костра. Вынос тела проводили до восхода Солнца, чтобы не оскорбить Аполлона. Интересно, что в комнату покойника до ритуального очищения всего дома не могли заходить женщины моложе 60 лет, не считая ближайших кровных родственников.

В современной Греции урна с прахом во время похорон пребывает в открытом состоянии. После завершения церемонии присутствовавшие на похоронах возвращаются в дом усопшего для торжественного поминального обеда. Согласно данным, полученным археологами при раскопках (следам пепла, костям животных, черепкам) в классическую эру такой обед проводился непосредственно на месте захоронения. Однако согласно письменным источникам, дошедшим до наших дней, обед мог быть подан и в доме усопшего.

На девятый день после похорон родственники и друзья покойного повторно собирались на месте захоронения - этот обычай сохранился до сих пор.

Вдобавок к этому, поминальные службы также принято проводить через 40 дней, 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев и год после похорон, а в дальнейшем - в день годовщины смерти. Продолжительность траура родственники покойного определяют сами - в этот период в знак скорби женщины носят черные одежды, а мужчины - черные нарукавные повязки.

А также почитайте:

Скульптура Древней Греции Скульптура Древней Греции

Античная Греция внесла значительный вклад в развитие мировой культуры. Высокоразвитость древнегреческой скульптуры позволила

Греческий орнамент Греческий орнамент

Греческий орнамент или меандр знаком каждому из нас с самого детства. Этот узор вышивают на одежде, гравируют на посуде

Древнегреческие суда Древнегреческие суда

Изрезанность береговой линии Балканской Греции с многочисленными и удобными бухтами, обилие островов

Древнегреческие вазы Древнегреческие вазы

По какой-то причине, когда речь заходит о посуде, употреблявшейся в Древней Греции, сразу возникает ассоциация с амфорой

www.grekomania.ru

Древние «могилы вампиров»

15 августа 2014 | Категория: Европа, Италия, Польша | Метки: вампиры, захоронение Могилы вампиров

Древнее кладбище «вампиров» в польском городе Гливице

«Могилы вампиров» находят по всей Европе. Это могут быть захоронения с отрубленной головой или же с придавленным камнями телом, а могут быть просто останки, перевернутые лицом вниз. Любопытно, но первоначальная интерпретация всех подобных захоронений как «могил вампиров» была предложена даже не профессиональным ученым, а всего лишь рабочим, трудившимся на одном из раскопов. Интерес ко всему загадочному и опрокидывание в прошлое нынешних представлений сделали свое дело: далеко не бесспорная версия стала общим местом в научных работах и в масс-медиа.

В мировой прессе и даже в серьезных научных журналах регулярно появляются публикации о том, как археологи находят все новые и новые могилы вампиров. В 2009 году вампиршей итальянские криминалисты объявили женщину, чей череп с кирпичом в зубах нашли на острове Лаццаретто Нуово (Венеция) среди умерших во время эпидемии чумы в XVI веке. В 2011 году вампирами (причем едва ли не древнейшими в Европе) назвали двух мужчин из захоронений IX века в Килтешин (Ирландия). Камни во рту, по мнению археологов, должны были не дать им восстать из могил и вредить живым существам. Но чаще всего могилы упырей находят на территории Польши: от Западного Поморья до Подкарпатья и от Кракова до Гданьска. Возможно, дело в том, что страх перед вампирами стал распространяться по Европе из славянского фольклора, и в Польше упыри преследовали людей чаще, чем в других местах (по крайней мере, так верили их жертвы).

Новое поколение польских ученых предложило иную, не менее любопытную гипотезу: многочисленные «могилы вампиров» возникли из-за методологических ошибок и домыслов археологов ХХ века, с легкостью подаривших все необычные захоронения кровососам. Авторы статьи в журнале World Archeology создали типологию странных могил и рассмотрели самые разные варианты их возникновения — от неумелости могильщиков до показательных казней преступников.

Карта Польши с указанием могил вампиров, упомянутых в статье

Карта Польши с указанием могил вампиров, упомянутых в статье

Живые и мертвые

Выяснение реального статуса колдунов, ведьм, оборотней и вурдалаков остается одним из наиболее интригующих вопросов истории и антропологии. До сих пор неясно, существовали ли они на самом деле (по крайней мере как люди, сознательно практикующие запретные магические обряды) или были просто больными невинными людьми, жертвами оговоров, фобий и психозов родственников и соседей. Достаточно вспомнить поражавшие многие страны массовые охоты на ведьм, жертвами которых становились тысячи людей.

Тот же вампиризм можно объяснить редким генетическим заболеванием крови (порфирией), симптомы которого вписываются в облик классического вурдалака. Больным противопоказан солнечный свет, кожа вокруг губ и десен высыхает, из-за чего резцы обнажаются до десен; порфирин оседает на зубах, окрашивая их в красный цвет. Но, кем бы ни были ведьмы и вампиры на самом деле, их существование было бесспорным фактом психологии и духовной жизни людей Средневековья, которая, в свою очередь, влияла и на жизнь материальную. Реконструировать же истинные события истории и их психологические мотивы ученым приходится в том числе по таким объектам, как захоронения.

В Средние века на землях славян, как и в других частях Европы, церковь с ожесточением боролась с языческими погребальными обрядами. Славяне и германцы продолжали класть в могилу ценные вещи, которые пригодятся покойнику в загробной жизни. Во время ночных бдений над умершим они исполняли песнопения-заклинания сопровождая их ритуальными танцами. Священники относились к этому крайне негативно: ведь согласно христианскому учению душа человека отправлялась в рай или в ад, к Богу, а не в особый «мир мертвых», куда, по мнению простого народа, надо было обеспечить с помощью магических обрядов безопасный переход, чтобы покойник не навредил живым.

Однако даже с распространением христианства в широких массах европейцев (в том числе славян) сохранилось разделение мертвецов на «чистых», умерших естественной смертью, и «нечистых» — в эту категорию могли входить самоубийцы, утопленники, казненные, иноверцы, колдуны и некрещеные младенцы. Таких покойников хоронили за оградой церкви, на распутье или иным необычным образом — так как боялись, что те вернутся вредить миру живых.

Невыносимая легкость интерпретаций

В 1957 году историк Бонифаций Зилонка (Bonifacy Zielonka) опубликовал статью с описанием необычных захоронений в Куявии (северная Польша): женщины, закопанной лицом вниз, и обезглавленного мужчины (череп обнаружили между его ногами). Один из рабочих на раскопе решил, что перед ним могила ведьмы (стржиги) — и ученый согласился с этой версией! С легкой руки неизвестного работника лопаты такая интерпретация вошла в научный обиход.

Раскопки на древнем кладбище «вампиров» в польском Гливице

Раскопки на древнем кладбище «вампиров» в польском Гливице

В 1960-е — 1990-е годы археологи описывали десятки подобных захоронений, но не стремились размышлять об их причинах. Короткое упоминание о том, что так хоронили опасных мертвецов, чтобы не дать им вернуться с того света, стало догмой и кочевало из одной монографии в другую. В то же время у историков нет доказательств того, что западные славяне в раннем средневековье верили в «живых мертвецов». С 1970-х годов все странные захоронения стали называть «антивампирскими».

Только в 2000-е годы археологи, объединив усилия с историками-медиевистами, стали уделять должное внимание социальному и юридическому контексту захоронений — правовой культуре Средневековья, изучению конкретных орудий казни и, главное, текстов (летописей и рассказов о судах и казнях преступников). Авторы статьи в World Archeology не дают окончательной и бесспорной интерпретации странных захоронений X-XIII веков, а предлагают коллегам и читателям вместе с ними подумать о том, кто, как и почему мог быть в них погребен.

Меры предосторожности, ошибки и преступления

Первые известные атипичные захоронения на территории Польши датируются X веком. До этого мертвецов западные славяне сжигали, а по кремированным останкам невозможно обнаружить странности в судьбах покойников. Археологи описывают три основных типа аномальных захоронений: покойник лежит ничком, он обезглавлен, и на трупе лежат камни.

Схемы некоторых аномальных захоронений: из Злоты Пинчовской, Стары Замека, Цедыни и Радома.

Схемы некоторых аномальных захоронений: из Злоты Пинчовской, Стары Замека, Цедыни и Радома.

Захоронения «лицом вниз» встречались по всей раннесредневековой Европе — у англосаксов, скандинавов и славян. В Польше хорошо известно захоронение молодой женщины из Гвяздово (западная Польша), обнаруженное еще в 1937 году. Ее похоронили ничком, головой на юг, повернув лицо к западу. В могиле лежало три височных кольца из свинца, бронзовое и серебряное кольца, и железный нож в кожаных ножнах. Изобилие ценностей в сочетании с необычным способом расположения покойника стали для археологов загадкой. В фольклоре первые указания на такое обращение с мертвецами встречаются в XVI веке, а самый знаменитый текст («Трактат о стржигах») повествует о том, как в 1674 году один силезец после смерти превратился в стржигуна (демона), пьющего кровь. Местный священник приказал разрыть могилу и переложить покойника лицом вниз, но на следующую ночь он снова встал из могилы и забил до смерти своего сына. Только когда у трупа отрубили голову, он перестал беспокоить общину.

Впрочем, напоминают археологи, за столь живописными источниками нового времени можно забыть о том, что в Средние века головой вниз хоронили людей, с которыми в жизни случилось нечто постыдное и которые, буквально, не могли глядеть соседям в глаза. Так, например, похоронили французского короля Пипина Короткого. Идентичным образом поступали для того, чтобы спастись от сглаза покойника. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и промахи могильщиков, в спешке предававших трупы земле. То есть страх перед тем, что покойник вернется с того света пить кровь живых, не является самой вероятной причины захоронений лицом вниз.

Обезглавленные трупы на территории Польши находили очень часто: это и черепа без скелетов, и скелеты без черепов, и могилы, где череп подвергался перезахоронению. Например, в Дембчино (Западное Поморье) нашли останки женщины лет 50 без головы. Ее череп, скорее всего, выкопали из земли и перезахоронили лицом вниз по соседству. В Калдусе (Куявия) обнаружили двойную могилу: мужчину, которого, судя по рубцам на позвонках, обезглавили, а у женщины рядом с ним были сломаны ключицы. Конечно, отрубание головы в фольклоре и даже в письменных источниках описывается как одна из важных мер, не дающих опасному мертвецу восстать из могилы. Однако, пишут ученые, и тут есть более обыденные объяснения: головы очень часто отрубали преступникам. Во многих могилах на черепах есть характерные отверстия, сделанные острым инструментом: скорее всего, отрубленные головы сначала вывешивали на кольях и столбах. Так, в Средние века одновременно наказывали преступника и устрашали тех, кто мог бы последовать его примеру. Даже деревянный кол в могиле, по данным стратиграфии, был не орудием борьбы с вампирами, а средством устрашения народа — насадив на него голову, шест втыкали в землю на вершине холма, где находилось кладбище (захоронение в Волине, Западное Поморье).

Захоронение из Цедыни (реконструкция художника)

Захоронение из Цедыни (реконструкция художника)

Наконец, могилы с камнями — в Польше их нашли более двадцати, датируются они X-XIII веками. В таких захоронениях камень обычно находили на месте черепа (могила из Цедыни, на иллюстрации) или на разных частях тела покойного. О побивании камнями, как наказании за ведовство, пишут скандинавские источники, но польские тексты об этом молчат. Вполне возможно, что камни были призваны не выпускать мертвецов из могил, однако есть и более прозаическая версия: камень удерживал повернутую в сторону голову покойника, заставляя его «смотреть» на восток (как того требовали христианские погребальные обряды). Все может объясняться и еще проще: камни могли защищать могилы от грабителей и диких животных (радомское захоронение, на иллюстрации).

Страхи и мифы

История «могил вампиров», их популярности в научном мире, а потом и в масс-медиа, говорит о том, насколько часто людям присуще «опрокидывать» собственные страхи и любимые мифы в прошлое. В том же ряду — поиск изображений инопланетян на наскальной живописи и храмовых фресках. Люди средневековья жили очень непростой жизнью, и у них было множество собственных страхов: перед голодом и болезнями, рыцарями и разбойниками, дьяволом и адом, сглазом и проклятием, ведьмами и кровососами. Переход в мир иной был одной из точек, где фокусировались эти страхи, а также средства борьбы с ними. Только недавно ученые начали понимать, что обращение современных представлений в прошлое не только искажает историю, но и дает куда более бедную и блеклую картину былого, чем оно являлось на самом деле.

archeonews.ru

древнее погребение - определение - русский

Пример предложения с "древнее погребение", памяти переводов

MultiUnМузей доисторической антропологии: основан князем Альбертом I; в этом музее собрана коллекция найденных в древних погребениях предметов прикладного искусства, а также останки животныхJW_2017_12Сколько же еще интересного сокрыто в развалинах этой древней столицы, погребенной под песками!UN-2Кладбище Мамилла является древним местом погребения, почитаемым мусульманами и датируемым по меньшей мере XII веком, где захоронены тысячи палестинцев, религиозных деятелей, должностных лиц, ученых и великомучеников.JW_2017_12Археологические раскопки дают представление о том, какими были места погребения в древние времена.Common crawlОбъяснение с помощью каббалы обряда погребения в древнем Египте.JW_2017_12У древних иудеев места для погребения были очень простыми.Common crawlВ ноябре 1876 года в Микенах знаменитый археолог Генрих Шлиман раскопал шесть гробниц, будучи уверенным, что нашел погребения царей и древних греческих героев - Агамемнона, Кассандры, Эвримдона и их спутников. К его удивлению, на черепах лежали золотые посмертные маски, никогда не упоминавшиеся Гомером.LDSАнгел, который принес весть о древней летописи на металлических листах, погребенных в склоне холма, а также Божественные орудия, уготованные специально для того, чтобы Джозеф Смит воспользовался ими для перевода, были частью того, что Джозеф и его писари считали чудом перевода.JW_2017_12Здесь был раскопан древний зиккурат, а также множество курганов и погребений, свидетельствующих о том, что этот город, очевидно, был местом захоронения ассирийских царей.Common crawlДревнейшими формами страхования являлись компенсации, выплачивавшиеся в случае смерти для покрытия расходов на погребение.JW_2017_12За стенами древнего Иерусалима были свалки мусора, на которые иногда выбрасывали трупы казненных преступников, недостойных, как считалось, подобающего погребения*.JW_2017_12Например, в «Илиаде» Гомера (самом древнем из дошедших до нас произведений древнегреческой литературы) рассказывается, как знатные воины, соратники Ахиллеса, во время погребения Патрокла сложили свое оружие и устроили состязания, чтобы показать свое мастерство в кулачном бою, борьбе, метании диска и копья, езде на колесницах.WHOПривлечение военнослужащих для захоронения тел было эффективным и позволяло соблюдать правила безопасности, однако погребения не всегда проводились с должным уважением к достоинству умерших с точки зрения местной культуры, где соблюдаются древние погребальные церемонии, где принято прикасаться к телам умерших, хоронить их в лучшей одежде и отмечать место захоронения.

Показаны страницы 1. Найдено 13 предложения с фразой древнее погребение.Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они приходят из многих источников и не проверяются. Будьте осторожны.

ru.glosbe.com

ПЕРВЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН. 100 великих некрополей

ПЕРВЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Египетские пирамиды тысячелетиями поражают воображение ученых и путешественников, и все задаются вопросом о цели возведения этих гигантских сооружений. На пирамиды с удивлением взирали греческие путешественники и римские легионеры, арабские халифы и европейские паломники, попадавшие в Египет по пути в Святую землю. После того как египетское государство одряхлело и сделалось добычей молодых и сильных соседей, смысл и назначение этих удивительных сооружений со временем были забыты, и вокруг них стали создаваться легенды. Ученые высказывали мнения, что они служили зернохранилищами, обсерваторией, убежищем от наводнений и даже эталонами геометрических мер, возникших по воле богов. В свою очередь, фантазия многих народов создала о пирамидах целый цикл сказаний, привязанных к тем или иным легендарным героям. Друзы, например, называют строителем пирамид своего мессию, а евреи утверждают, что они воздвигнуты (как и город Мемфис) библейским Иосифом, сыном Иакова и Рахили, в бытность его главным казначеем Египта. Пирамиды служили ему теми амбарами и житницами, в которых хранился хлеб на 7 предстоящих голодных лет. Христиане считают пирамиды гробницами Сифа и Еноха, еще дальше пошли арабы, сказания которых относят их возведение к временам, предшествовавшим жизни Адама. Не менее интересно предание коптов, согласно которому…за 100 лет до Всемирного потопа приснился царю Суриду страшный сон, будто вся земля провалилась, а небо покрылось черными тучами. Падавшие с неба звезды превращались в белых птиц, которые уносили в своих когтях обезумевших от страха людей. Встревоженный Сурид созвал своих гадателей и звездочетов и потребовал у них объяснить этот сон. И мудрецы предсказали ему надвигающийся потоп. Тогда царь повелел построить пирамиды и спрятать в них все сокровища, прах своих предков и книги, в которых заключались все знания Египта. На самой большой из пирамид он повелел выбить надпись: «Эту пирамиду построил я, царь Сурид… Пусть венценосец, воображающий, что он равен мне по могуществу, попытается разрушить ее за б00 лет, а уничтожать легче, чем созидать. Я одел ее шелком, пусть он покроет ее рогожами».

Через 100 лет наступил потоп, но он оказался бессилен перед пирамидами.

Так рассказывают легенды, но все имеющиеся исторические сведения говорят о том, что в первую очередь пирамиды были усыпальницами фараонов или, по крайней мере, их воплощений. Как только на трон возводили нового фараона, он немедленно начинал строительство собственной гробницы. Место для царской усыпальницы выбирали в Западной пустыне, в Стране мертвых — там, где садится солнце. Здесь божественный дух фараона следовало выпустить на волю, чтобы он мог воссоединиться с богами на небесах.

Когда фараон умирал, жрецы и жрицы молились за него, семья и придворные оплакивали его; народ пребывал в страхе, уверенный в том, что верх взяли темные силы. Завтра царем станет сын умершего, он начнет править страной, и равновесие между силами добра и зла восстановится, а пока требуется сохранить тело покойного от разрушения максимально дольше, «дабы душа не скиталась по свету».

Человек, по представлениям древних египтян, имел несколько душ. В саркофаге фараона оставалась «ка» — жизненная энергия, которой боги наделяли каждого смертного при рождении. Эта сила была невидимой, но изображалась в облике того, кого одухотворяла. Со смертью человека «ка» покидала его тело, но продолжала по-прежнему заботиться о своем хозяине. После смерти покойный получал жизненную силу.

Часто она изображалась еще и парой поднятых рук из жертвоприношений. «Ба» (собственно душа) при желании могла путешествовать где угодно и принимать любую форму. Обычно она изображалась птицей с человеческой головой и представляла собой «чистый дух», который в подземном царстве представал перед судом высших сил. Был еще и «акх» — сияющий, благословенный дух, путешествующий с негасимыми звездами и изображавшийся в виде ибиса с гребнем. Благополучие этих сил зависело от состояния тела умершего, поэтому в Древнем Египте большое значение придавали бальзамированию.

Существовало несколько видов бальзамирования. Обряд первой категории предназначался для фараонов и знати и стоил очень дорого. Тело покойного фараона переправляли на другой берег Нила — в храм, находящийся в Долине царей. Здесь происходило вскрытие полостей тела, которые промывались пальмовым вином и квассией; потом они наполнялись воском и писифальтом с берегов и со дна Мертвого моря. Потом тело натирали ароматическими маслами, посыпали благовонным порошком и помещали в раствор меди и смол на три недели. По прошествии этого времени на покойного надевали рубахи и бинтовали тело пропитанным гипсом шелком, которого требовалось около 500 метров, и лакировали. Из храма в подготовленную пирамиду траурная процессия шествовала по закрытому проходу, свет в который проникал только через отверстия в крыше.

Умершие цари получали жертвоприношения каждый день, простые люди только в день поминовения усопших. Если жертвоприношения прекращались, их роль продолжали играть заклинания и рисунки на внутренних стенах заупокойных храмов, которые строили рядом с гробницами.

Таким образом, для древних египтян загробная жизнь была возможна только при физическом сохранении тела или хотя бы точного портретного изображения человека. Поначалу умерших хоронили в простой яме с крышей — небольшим курганом из камней и щебня, чтобы защищать могилу от животных-падалщиков. В последующие времена захоронения стали производиться в подземных помещениях, защищенных от грабителей и похожих на обычный дом. В науке такие сооружения называются мастаба, которые и были предшественниками известных нам пирамид.

Гробницы людей состоятельных превращались в своего рода «сейфы» с обширными кладовыми. Несколько таких мастаба образовывали целые «города мертвых», располагавшие своим обслуживающим персоналом и стражами — жрецами заупокойного культа, ремесленниками, художниками, мастерами бальзамирования, администраторами и охранниками.

Царей додинастического периода истории Египта (IV тыс. — 3000 г до н. э.) и времени правления фараонов первых династий тоже хоронили в больших богатых мастаба, сложенных из необожженного кирпича с отдельными элементами из неосвоенного еще тогда камня. Самая большая из всех найденных к настоящему времени мастаба принадлежала Птах-шепсесу: она состояла более чем из 40 помещений.

Мастаба предназначались, с одной стороны, для захоронения тел умерших фараонов и представителей привилегированных классов. С другой стороны, в ней совершались жертвоприношения. Поэтому мастаба разделялись на две части: погребальную камеру и наземные сооружения для поминовений (молельни). Наружная часть представляла собой четырехугольное строение, которое издали было похоже на пирамиду. Боковые стены, возведенные из кирпича или камня и строго ориентированные по частям света, имели чаще всего гладкую поверхность. Над дверью, обращенной на запад — в «Страну теней», писали молитву богу Анубису, прося его даровать усопшему хорошее погребение, исправным приношением даров облегчить ему путешествие в загробном мире.

Перед входной дверью иногда строили перистиль с колоннами, за которыми и помещались молельни. В семейных мастаба каждый усопший имел собственную молельню, которые порой занимали половину, а то и три четверти наземной части гробницы. В отличие от погребальных камер, молельни никогда не закрывались и в любое время были доступны для жрецов и родственников, которые приходили сюда с жертвоприношениями и молились.

Погребальные камеры и молельни оформлялись настенными рельефами и изображениями. В некоторых мастаба от жертвенника в погребальную камеру шло специальное отверстие, закрытое со стороны камеры плитой, на которой изображался хозяин гробницы за столом с едой. Такое изображение должно было магически «кормить» и «поить» умершего, а также помогать его душе, вылетающей и возвращающейся через это отверстие, узнавать свое тело Исследователь А.О. Большаков считает, что мысль о том, будто сам покойный мог «выходить» наружу, в это время особой роли не играла Особенно ярко это проявилось в гробницах в долине Саккара под Мемфисом, где под мастаба, в скале, было высечено множество помещений, которые передают план жилого дома со спальней, комнатами, женской половиной, жилищем для прислуги и т. д. Таким образом, в этот период загробная жизнь ограничивалась только подземными помещениями, которые и играли главную роль.

Со временем, а именно после сооружения гробниц в Избет эль-Вальда, изображения полностью исчезают из погребальных камер до правления фараонов VI династии. Появляется страх перед изображениями, которые, по мнению древних египтян, могут повредить живым, так как настенные росписи специально предназначались для загробной жизни. Хотя изображения на личных вещах покойного, которые клали вместе с ним, допускались.

Древнейшие мастаба строились из массивных плит, изготовленных из кирпича-сырца, с наклонными внешними стенами. Погребальные камеры всегда располагались в подземелье, обычно на глубине 2–3, но иногда 10 и более метров. Чаще всего они высекались в скале, а если выкапывались в песке, то стены их выкладывали кирпичом, а потолок перекрывали крепкими бревнами. Самые маленькие погребальные камеры занимали площадь всего в один квадратный метр, и мертвые тела помещались там наискось — из угла в угол.

В погребальной камере больших размеров помещался саркофаг с мумией усопшего. Саркофаг всегда делался из камня, обычно из одной каменной глыбы, отполированной или украшенной небольшим рельефом. В одних мастаба саркофаги стояли у стены и ничем не были прикреплены к полу, в других, наоборот, накрепко вделывались в плиты пола. Но стояли они всегда у западной стены погребальной камеры. Саркофаг в нее помещали уже во время строительства, и он стоял там в ожидании гроба с покойным Гроб, имевший форму человеческого тела (или забинтованной мумии), обычно был сделан из дерева, снаружи и изнутри его украшали рисунки и надписи. Установив гроб с мумией в саркофаг, его плотно закрывали крышкой, а вокруг раскладывали различные предметы погребальной утвари. После совершения погребальных обрядов в пространство между передней камерой и шахтой опускали тяжелую каменную плиту, потом шахту засыпали песком и камнями. Таким образом, доступ в погребальную камеру навсегда закрывался, и усопший получал вечный покой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

О погребениях древних людей

Животные не хоронят своих мертвецов.

И приматы тоже.

Некоторые исторические школы определяют появление на Земле человека не наличием инструментария (палкой пользоваться и обезьяна может), и даже не умением обращаться с огнем, а появлением традиции хоронить умерших.

Для археолога раскоп захоронения – самая большая удача. Ибо в могилы кладут не только покойника, но и множество предметов быта того времени. Раскопы захоронений в определенном культурном слое – это самые надежные источники, они не лгут никогда.

Погребальные захоронения, о которых можно говорить со всей определенностью, очень древние. Некоторым более ста тысяч лет. Но не о возрасте погребений и не о древности человека я хотел бы поговорить. Речь о другом.

В Передней Азии найдено много разнообразных захоронений. Особенно богат на них район хребта Карм-Эль, с пещерами Табун, Кафзех, Амуд, Скул, Кебара. Там захоронены люди неандертолоидного типа, не особо похожие на современного человека. Но даже такие люди захоронены, обращаю внимание на этот термин. Не брошены где попало. Можно предположить, что человек древний не так уж часто умирал своей смертью, он становился и добычей хищников, и жертвой несчастных случаев. И средний возраст древнего человека колебался где-то в районе 36 лет. Тем показательнее погребения – в них есть мужчины, женщины, дети, некоторые со следами насильственной смерти, но все – погребены по некоему ритуалу, у кого-то накрыты каменными плитами головы, у кого-то все тело, и во всех погребениях есть предметы быта того времени, каменные рубила или скребла. Здесь же обнаружилось одно любопытное качество древних захоронений – костяки ориентированы с запада на восток или с востока на запад, только вдоль и никогда поперек, нет захоронений с севера на юг или с юга на север. Это правило подтверждается и по сей день, для всех захоронений Каменного века. То есть человек хоронил своих умерших, и соблюдал при этом некие обряды. Еще один важный момент – нет массовых захоронений. Они почти всегда одиночные, редко парные, и очень редко групповые, но о таких ниже.

Ближе к нашему времени находятся более интересные и оригинальные могилы.

В пещере Монте-Чирчео (Италия) было случайно (то ли благодаря оползню, то ли строительным работам) открыто захоронение, датируемое 60 тыс. годами тому назад. Погребение принадлежит мужчине лет 40-45, окруженное простой выкладкой из камней, и без особых предметов культуры. Интересным оказалось другое – найденный в захоронении посторонний человеческий череп. Несколько десятилетий череп Монте-Чирчео был загадкой для ученых, пока не появилась возможность ДНК-исследований. И выяснилась шокирующая новость, череп был женский, причем близкой родственницы покойного, скорее всего бабушки или даже матери. У ученых предположение одно – почтительный сын или внук, не имея фотокарточки предков, сохранил на память этот череп. Причем память, видимо, была настолько дорога, что и похоронили его вместе с ней…

Захоронение в пещере Шанидар (Ирак) стало для ученых настоящей сенсацией.

Фото 1 "Пещера Шанидар в северном Ираке"

 Было обнаружено погребение мужчины около 50 лет неандертолоидного типа. В погребении найдены орудия труда. Все погребение хранит остатки пыльцы растений, применяющихся в медицине. Пыльцы столько, что ясно как день – покойника просто завалили цветами. Но главное не это. Главное, этот пятидесятилетний покойник был калека! Травматическая ампутация правой кисти, судя по костям, хорошо зажившая минимум за 10 лет до смерти. Череп носит следы сильного деформирующего удара в районе правой глазницы, также со следами заживления десятилетней давности. Вырисовывается такая картина – мужчина, потерявший глаз и руку, пользовался уходом окружающих и прожил еще долгих десять лет, после чего был заботливо похоронен, и даже снабжен лекарствами напоследок…

Фото 2 "Реконструкция захоронения в Шанидар (около 50 тыс лет назад)"

В пещере Ла-Ферраси (Франция) было открыто редко встречающееся захоронение. Семейное. Похоронены мужчина, женщина, и пятеро детей в возрасте от грудного до 10 лет. Анализ костяков не позволяет сделать вывод, что унесло их жизни, несчастный случай или болезнь. Но кто-то несчастную семью заботливо похоронил, снабдив орудиями труда и предметами быта…

Фото 3 "Реконструкция внешнего облика захороненных в Ла-Ферраси, эпоха позднего мустье."

Что является общим для всех захоронений человека с древнейших времен и до наших дней.

Покойников хоронят или поодиночке, или семейными группами. Исследования ДНК показали, все костяки в групповых захоронениях принадлежали кровным родственникам. Исключение известно одно – захоронение в Гримальди, там похоронены юноша и связанная женщина, они не родственники.

Покойников с самых древних времен хоронят в соответствии с ритуалом. Сначала это ориентация тела запад-восток, затем появление могильных плит и булыжных выкладок, затем предметы быта и орудия труда в погребении, затем окрашивание природными красителями (охрой) могильного ложа. Затем активно применяется огонь, тела начинают кремировать, но не дотла (это и сейчас возможно лишь в крематории), очищенные от плоти костяки и черепа хоронятся в соответствии с все более сложными ритуалами, кости выкладывают узорами, в глазницы черепов вставляют костяные пластинки. Где не используют огонь, там покойников обряжают и украшают раковинами, перьями и т.п.

…И опять-таки, ну напрашивается аналогия с народами-изолятами. Ну вот так и они хоронят своих мертвецов. Народ маори (Новая Зеландия) до последнего времени использовал такой обряд: тело умершего помещали в плетеную корзину и поднимали на верхушку дерева, чтобы птицы-падальщики очистили костяк (реже сжигали). Потом от костяка отделяли череп, который чаще всего занимал место в хижине рядом с черепами предков (это приводило в неописуемый ужас европейцев, они полагали семейный фотоархив выставкой каннибальских трофеев), а кости хоронили, выложив сложный рисунок. Подобные или схожие обряды практикуются у всех народов-изолятов, в соответствии с теми же признаками: одиночное или семейное погребение в соответствии с принятым ритуалом.

К чему я завел этот разговор? Вот к чему.

Погребальная практика древних людей не только доказывает, что мы унаследовали все ритуальные стороны их жизни.

Она доказывает, что древние люди жили небольшими группами, причем состояли эти группы из нескольких семей. Если бы человек жил стадом, то были бы находки или брошенных непогребенных тел, или сколько-нибудь массовые захоронения. Этого нет, есть лишь одиночные или семейные погребения.

Она доказывает, что в этих группах было уже развито и вспомоществование живым и чувство долга к умершим.

Она заставляет сделать вывод, что именно семья была типичной формой социального устройства, а не «человеческое стадо», и семейные отношения были основой развития общества, а не наоборот.

Использованная литература: Статья "Ла-Ферраси", Советская историческая энциклопедия, М., 1979; Статья "К вопросу о семантике коллективных захоронений в эпоху палеолита" доктора ист. наук А. Бужиловой ; Статья "Палеолит", БСЭ.

Пожалуйста, Ваши дополнения, комментарии и вопросы.

klubkom.net

Как называют древние погребение

     Древние погребения обычно называют курганами

Виды погребений в России

     Курган – это холм земли, который насыпают над погребением. Часто именно по этому признаку археологи и находят его. Холм может быть едва заметным или очень высоким, это зависит от нескольких причин:

  • статус умершего: чем он выше, тем больше труда затрачивается на его сооружение, таким образом проявляется уважение к царям/вождям/старейшинам;
  • единичное или множественное погребение: в древности иногда в один и тот же курган хоронили нескольких людей, каждый раз подсыпая его всё выше и выше;
  • время насыпания кургана и природные условия его существования: со временем земля оседает, поэтому чем старше курган, тем больше он уходит в землю. Сильные ветры (в степной зоне, например) также могут значительно уменьшить высоту кургана.

     В самом кургане погребение также может быть разным по типу, в зависимости от времени его создания и культуры того или иного народа. На территории России выделяют погребения ямного типа, катакомбные и срубные. Первые представляют собой действительно просто ямку в земле,  катакомбное погребение имеет более сложной устройство  - колодец или туннель с ответвлением для погребальной камеры, а сруб – это имитация деревянной избы, сделанное из брёвен «жилище» для умершего. Часто в могилах находят предметы – это связано с верой в загробную жизнь.

     Археологи находят курганы в разных регионах России, но больше всего их в южных областях (Крым, предгорья Кавказа, Ростовская область и Краснодарский край), а также в южных областях Урала, в Поволжье, на Алтае. Один из самых известных курганов – Царский, находится близ Керчи, является местом захоронения скифской знати.

Погребения в других странах

    Традиция отмечать место захоронения высоким холмом распространена по всему миру. Знаменитые египетские пирамиды – тоже курганы, только каменные. Так египтяне позаботились, чтобы тела фараонов и богатая утварь оставались в сохранности. Знаменитая гробница китайского императора Цинь Шихуанди – тоже огромный курган, где были спрятаны тысячи глиняных воинов для  охраны императора.

vashurok.ru


Смотрите также