Древний мир лекции. Цикл лекций по истории искусств. Древний мир
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок №1 «История Древнего мира». Древний мир лекции


Цикл лекций по истории искусств. Древний мир — ПУНКТУМ

Первобытное искусство — 10 октября в 19-30

good_1

Так ли оно примитивно на самом деле? Что мы знаем о Стоунхендже, о дольменах и уникальных орудиях труда древнего человека? Что принято называть Первобытным искусством? А было ли оно первым?

Возраст некоторых памятников Первобытного искусства все чаще вызывает споры в научных кругах. Радиоуглеродный анализ и другие специфические способы определения возраста произведений искусства, дают пищу для научных изысканий и обвинений друг друга в невежестве.

Но что делать простым людям, зрителям, почитателям искусства, да и просто тем, кого со школьной скамьи учили дарвинской теории и периодизации Первобытного искусства?

Кому верить? Традиционалистам и приверженцам теории эволюции или  разоблачителям древности Стоунхенджа, которые утверждают, что этому памятнику не больше 150 лет?

Нам остается только смотреть и сравнивать. Смотреть на великие  загадочные произведения древности и понимать, что таинственные истоки древних построек, наскальных рисунков, орудий труда, заставляют нас испытывать трепет и восхищение перед нашими далекими предками, перед их мастерством, мудростью, религиозностью и величием.

Первобытное искусство, а так ли оно первобытно?..

Месопотамия — 17 октября в 19-30

good_2

Бородатые большеглазые люди с пронзительными взглядами и загадочными предметами в руках. Именно им мы обязаны наличием календаря и математики, именно они увековечили первый свод законов, который охватывал все сферы жизни. А маленькие цилиндрические печати, созданные в этой стране, находят в раскопках по всему миру… Красивое, загадочное время.

Плодородный полумесяц – так называется то место, откуда по общепринятой теории вышли первые на Земле земледельцы. Именно там были одомашнены первые дикие козы. Страна красочных мифов и многообразия богов с причудливыми именами. Только у богини Иштар было около дюжины имен, которыми ее величали в разных частях не такой уж и большой страны.

Да и страна имела столько разных названий, что ученикам, порой, нелегко их сходу запомнить: Урук, Убайд, Шумер, Ассирия…

Мы же знаем эту страну, как Междуречье – сказочный край между Тигром и Евфратом, страдающий в наши дни, но тогда, в древности, расцветший величественной архитектурой; оставивший  несметные сокровища научных знаний на глиняных табличках, заполненных затейливой клинописью.

Какое же ты, Междуречье?

Древний Египет — 24 октября в 19-30

good_3

Египет. Величественный, иногда беспощадный, но вечный…

Почему эти застывшие в неудобных позах людях, завораживают и влекут за собой? Иногда кажется, что они вот-вот вздохнут и начнут свое неторопливое царственное движение.

А статичность и схематичность их поз очень иллюзорна. Обратите внимание на то, как вырезаны из камня их фигуры, как льются складки их одежды. Выпуклая часть ступни величественного фараона, кажется вот-вот оторвется от земли, а взгляд Нефертити настолько пронзителен, что смотреть в ее единственный нарисованный глаз просто невозможно. Да-да, только один глаз нарисован, другой таит в себе тайну загробного мира – главной цели жизни любого из древних Египтян. О загробная жизнь! О Осирис – покровитель умерших и любимейший из богов Египта, история его земного пути, любимейшая история египтян.

Какие истории они оставили нам? Что мы можем узнать о Египте, изучая произведения искусства, одной из величайших цивилизаций древности? Всегда ли древний Египет был языческим, и кто из фараонов ввел первую монотеистическую религию?

Много загадок, много споров, много информации. Но у каждого должен быть свой Египет, свой Древний Египет, для понимания нашего современного мира тоже.

Крито-Микенская культура — 31 октября в 19-30

good_4

Однажды, один критянин задался вопросом, почему на холме, на котором пастухи любили выпасать своих овец, попадаются какие-то старые предметы? Но турецкие власти не разрешили ему копать. И только через пару десятилетий, один предприимчивый археолог, выкупив эти земли в собственность, открыл для истории реальность древнегреческих легенд.

На свет из-под спуда многовековых земель вышел Кносский дворец – кладезь сокровищ. Не только материальных, но и культурных.

Оказался правдой миф о Лабиринте, оказался правдой миф о Минотавре, и вот-вот окажется правдой миф об Атлантиде…

Древняя столица Крито-Микенской цивилизации – Тира, ставшая теперь Меккой для любителей греческого отдыха под названием Санторини, именно она некоторыми учеными сравнивается с Атлантидой, описанной однажды Платоном.

Удивительная культура, не оставившая культовых сооружений. Удивительный народ, черноволосый, статный, с точеными фактурными фигурами, как будто отлитыми из каучука. Удивительные традиции игр с быками. На сколько они были безопасны, и были ли это игры?

О Крите. О загадочном Лабиринте, о происхождении этого слова, о гениальном скульпторе Дедале и его несчастном сыне Икаре, о Минотавре и об Артуре Эвансе, человеке, который открыл нам реальность этих легенд.

Древняя Греция. Скульптура — 1 ноября в 19-30

good_5

Три эпохи Греческой скульптуры. Архаика, Классика и Эллинизм. От статичности образа к убивающей экспрессии.

После искусства Древнего Египта, которое не менялось столетиями, сохраняя традиции изображения человека в неизменном, идеально-неудобном для изображаемого виде, искусство Древней Греции менялось, как минимум раз в 200-300 лет.

И те метаморфозы, которые происходили со скульптурой, очень ярко характеризуют переходы от одной эпохи к другой.

Статичность Архаики, совершенство Классики и агония Эллинизма. Характеристики этим стилям пусть дают ученые, а мы просто посмотрим на загадочный взгляд куросов и кор, с их улыбками, которые, видимо, не давали покоя Леонардо через 2000 лет. Мы посмотрим на совершенное тело Дискобола, который в напряжении застыл перед броском. Мы посмотрим на мучения Лаокоона и вспомним причину его страданий на исходе самой известной древней войны.

Мы посмотрим на греческую скульптуру, и, на ее метаморфозы. Так ли они естественны? Так ли естественны те изменения, которые происходят в искусстве? Какие выводы для нашего времени мы можем сделать, просто посмотрев на Греческую скульптуру?

Древняя Греция. Архитектура — 8 ноября в 19-30

good_6

Архитектурные каноны, знакомые нам с детства. Почти в любом городе мира, пройдясь по центру, можно увидеть нечто, пусть отдаленно, но напоминающее древнегреческий ордер.

Названия ордерных систем, смутно знакомые с детства. Дорический, ионический, коринфский. Каждый из ордеров имеет свою историю происхождения. И каждый, как ни странно, свою половую принадлежность.

Архитектура Древней Греции, настолько знакома нам, что если что-то изменить в ее образе, то мы воспримем это, как личное оскорбление. И тем не менее, исследователи утверждают, что «всё было не так», и не такой белоснежно мраморной была архитектура древних греков, а очень яркой, красочной и контрастной.

Совершенство же греческой архитектуры заложено в ее пропорциях. Знания древних о геометрии и восприятии человеческого зрения дают нам возможность открывать для себя совершенство греческих храмов при каждой встрече с ними. Недаром даже поэты, порой, сравнивали величавый и статный женский образ с древнегреческой колонной.

Архитектурный ордер – то, что нас окружает в городской архитектуре. Его законы, правила и происхождение.

Древний Рим – Республика — 15 ноября в 19-30

good_7

Этруски – предки величайшей империи. Демократия, как воздух. Римский портрет и ассимиляция ордерной системы. Величайшие инженерные изобретения: акведуки и дороги.

Построив государство на завоеванных землях Апеннинского полуострова, древние римляне впитали в себя почти всё, что было достигнуто народами этих земель. Инженерные достижения, ремесленное мастерство, искусство, и, конечно, религию. Причем, они принимали в свой пантеон всех богов, завоевываемых ими земель. Можно было на одной улице Рима встретить изваяния Юпитера (заимствованного у греков Зевса) и Нила (египетского бога великой реки). Они обожествляли и героев, и возводили им храмы. Например, знаменитый храм Геркулеса (опять же заимствованный греческий Геракл) на Бычьем форуме.

Мы так много знаем о Древнем Риме, что кажется узнать новое очень трудно. Но можно посмотреть новым взглядом на великие произведения искусства того времени и попытаться представить их, как часть жизни тех людей. Да и людей можно увидеть почти живыми, ведь именно в эпоху республиканского Рима появляется величайшее искусство римского скульптурного портрета, до наших дней поражающее зрителей своей реалистичностью.

О Риме, о людях покоривших мир.

Древний Рим – Империя — 22 ноября в 19-30

good_8

Наследник Древней Греции. Поглотитель культуры и мира. Кровожадные правители и великие постройки. Колизей – главное зрелище и Пантеон – главный храм. Средоточие культур и обреченная цивилизация.

Период прославления безумных императоров,  кровавых зрелищ, истых верующих, подобострастной скульптуры, расцвета гигантской архитектуры и распада империи.

Две великие постройки, оставшиеся потомкам в назидание и прославление великого прошлого. Две великие постройки – символы Рима до наших дней, вот уже две тысячи лет. Две великие постройки, такие разные по значению, но такие схожие по духу. Духу перемен, духу народа. Колизей и Пантеон.

Колизей – самая большая арена мира. Пантеон – самый большой храм своего времени.

Колизей – гимн зрелищу. Пантеон – гимн религии.

Архитектура круглых стен, удивительных крыш и таких разных назначений. Загадочные истории постройки и транспортировки колонн, история происхождения кессонированного потолка и гигантские подземелья Колизея.

Два архитектурных шедевра, как символы великой эпохи. Империя в лицах и памятниках. Как читать историю по произведениям искусства. О Древнем Риме и его наследниках.

Лектор – Мария Крестьяникова

Образование:

РАМ им. Гнесиных,

Академическая Школа Дизайна.

Преподаватель Истории искусств, Истории Дизайна, автор курсов: «Жанр в искусстве», «Стили в мировой культуре – параллели в музыке, изобразительном искусстве и архитектуре» и др.

Создатель и руководитель «Школы Хороших Людей».

Ведущий цикла концертов «Русская камерная музыка» в Доме Кино.Лектор открытых лекций, организованных Школой Театральной Фотографии на темы: «История дизайна», «Модерн», «Русский модерн»

Приглашенный преподаватель МАХЛ РАХ (дисциплина «История музыки»)

Стоимость — 400р.

Можно оплатить заранее — [rk_button sku=»0510161420″ description=»школа хороших людей. история искусств» price=»400″]

или записаться и оплатить на месте

punktum.ru

Курс лекций "История Древнего Востока" (mp3) / О. В. Перзашкевич, Г. И. Довгяло, А. А. Прохоров

File Description SizeFormat 
Лекция 1_2012.mp3Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА25,37 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 2_2012.mp3Лекция 2. ПРЕДЫСТОРИЯ ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ, ЖИВОТНОВОДСТВА И РЕМЕСЛА31,6 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 3_2012.mp3Лекция 3. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ЕГИПТА. СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИИ ЕГИПТА КАК НАУКИ18,01 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 4_2012.mp3Лекция 4. ЕГИПЕТ НАКАНУНЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ27,23 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 5_2012.mp3Лекция 5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЕЕ ИСТОРИИ17,73 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 6_2012.mp3Лекция 6. РАСЦВЕТ ДРЕВНЕЕЕГИПЕТСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ30,58 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 7_2012.mp3Лекция 7. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА28,72 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 8_2012.mp3Лекция 8. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО МЕЖДУРЕЧЬЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АССИРИОЛОГИИ КАК НАУКИ24,27 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 9_2012.mp3Лекция 9. ДВУРЕЧЬЕ НАКАНУНЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ15,18 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 10_2012.mp3Лекция 10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ НА ЮГЕ ДВУРЕЧЬЯ И ЕЕ НАЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ19,01 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 11_2012.mp3Лекция 11. ВАВИЛОНИЯ ВО II ТЫС. ДО Н. Э.24,6 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 12_2012.mp3Лекция 12. АССИРИЙСКАЯ И НОВОВАВИЛОНСКАЯ СУПЕРДЕРЖАВЫ23,07 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 13_2012.mp3Лекция 13. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДВУРЕЧЬЯ22,27 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 14_2012.mp3Лекция 14. СИРИЯ, ФИНИКИЯ И ПАЛЕСТИНА В ДРЕВНОСТИ33,68 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 15_2012.mp3Лекция 15. МАЛАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ27,7 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 16_2012.mp3Лекция 16. ДРЕВНИЕ АРИИ. ДРЕВНЯЯ СРЕДНЯЯ АЗИЯ И РАСПАД ЗАПАДНЫХ АРИЕВ32,72 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 17_2012.mp3Лекция 17. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ИРАНА28,17 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 18_2012.mp3Лекция 18. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ ДО ПРИХОДА АРИЕВ26,34 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 19_2012.mp3Лекция 19. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ (КОНЦА II ТЫС. ДО Н. Э. - I ТЫС. Н. Э.)18,23 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 20_2012.mp3Лекция 20. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. ИСТОЧНИКИ12,22 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 21_2012.mp3Лекция 21. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ30,65 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 22_2012.mp3Лекция 22. ПЕРИОД ВОСТОЧНОГО ЧЖОУ И ЧЖАНЬ-ГО22,12 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 23_2012.mp3Лекция 23. ЭПОХА ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ИМПЕРИЙ - ДИНАСТИИ ЦИНЬ И ХАНЬ10,88 MBMPEG AudioView/Open
Лекция 24_2012.mp3Лекция 24. МИРОВОСПРИЯТИЕ, КУЛЬТУРА И НАУКА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ16,38 MBMP3View/Open

elib.bsu.by

История древнего мира : Оглавление

История древнего мира
Кн. 1.
Ранняя древность

М.: Наука: Главная редакция восточной литературы издательства, 1989.

Оглавление

Введение ................ 5

И. М. Дьяконов (Ленинград). Лекция 1. Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла. Общие черты первого периода истории древнего мира и проблема путей развития......31И. М. Дьяконов (Ленинград). Лекция 2. Города-государства Шумера 57 И. М. Дьяконов (Ленинград). Лекция 3 Ранние деспотии в Месопотамии ....... ........73Н. В. Козырева (Ленинград). Лекция 4. Старовавилонский период истории Месопотамии............86В. К. Афанасьева (Ленинград). Лекция 5. Шумерская и аккадская культура..............111И. В. Виноградов (Ленинград). Лекция 6. Раннее и Древнее царства Египта...............140Г. Ф. Ильин, Я. М, Дьяконов (Москва — Ленинград). Лекция 7. Первые государства в Индии. Предгородские культуры Средней Азии и Ирана.............. 161Н. Б. Янковская (Ленинград). Лекция 8. Ашшур, Митанни, Аррапхэ .................174В. А. Якобсон (Ленинград). Лекция 9. Месопотамия в XVI—XI вв. до н. э......... . . . ......198Г. Г. Гиоргадзе (Тбилиси). Лекция 10. Ранняя Малая Азия и Хеттское царство.................212И. М. Дьяконов (Ленинград). Лекция 11. Сирия, Финикия и Палестина в III—II тысячелетиях до н. э. ........235И. В. Виноградов (Ленинград). Лекция 12. Среднее царство в Египте и нашествие гиксосов......... . . 258И. В. Виноградов (Ленинград). Лекция 13. Новое царство в Египта 272 И. А. Лапис (Ленинград). Лекция 14. Культура древнего Египта 292 Ю. В. Андреев (Ленинград). Лекция 15. Крито-микенский мир . 312 Ю. В. Андреев (Ленинград). Лекция 16. Греция в XI—IX вв. до н.э. по данным гомеровского эпоса .........332Ю. Б. Циркин (Новгород). Лекция 17. Финикийская и греческая колонизация ...............351В. Д. Неронова (Пермь). Лекция 18. Этрусские города-государства в Италии ...............369Г. Ф. Ильин, И. М. Дьяконов (Москва — Ленинград). Лекция 19. Индия, Средняя Азия и Иран в первой половине I тысячелетия до н. э...... .........382Т. В. Степугина (Москва). Лекция 20. Первые государства в Китае 401Указатель собственных имен............445Указатель географических названий.........450Указатель этнических названий...........459

История древнего мира

Скачать

 

Кн.2.

Расцвет древних обществ

Оглавление

И.М. Дьяконов. В.А. Якобсон. Н. Б. Янковская (Ленинград). Лекция 1. Общие черты второго периода древней истории ....5В. А. Якобсон (Ленинград). Лекция 2. Новоассирийская держава 27 И.М. Дьяконов (Ленинград). Лекция 3. Урарту. Фригия. Лидия 45 Ю.В. Андреев (Ленинград). Лекция 4. Греция в архаический период и создание классического греческого полиса...... 69В.К.Афанасьева. И.М. Дьяконов. И.П. Вейнберг (Ленинград — Даугавпилс). Лекция 5. Культура Передней Азии в первой половине I тысячелетия до н. э............... 94М.А. Дандамаев. И.В. Виноградов (Ленинград). Лекция 6. Нововавилонская держава и поздний Египет.......... 127М.А. Дандамаев (Ленинград). Лекция 7. Мидия и ахеменидская Персия.... 141Л.М. Глускина (Ленинград). Лекция 8. Греко-персидские войны 159 Л.М. Глускина (Ленинград). Лекция 9. Расцвет афинской рабовладельческой демократии............... 180И. П. Вейнберг (Даугавпилс). Лекция 10. Предэлллинизм на Востоке....................... 195Э. Д. Фролов (Ленинград). Лекция 11. Пелопоннесская война .... 210Л. М. Глускина (Ленинград). Лекция 12. Предэллинизм на Западе: Греция и Македония в IV в. до н. э............ 230Э. Д. Фролов (Ленинград). Лекция 13. Предэллинизм на Западе: кризис полисной демократии и «младшая тирания» в греческих полисах.................... 257М. Н. Ботвинник (Ленинград). Лекция 14. Греческая культура VII—IV вв. до н. э..... 274 И.М. Дьяконов (Москва). Лекция 15. Александр и диадохи . . . 302И. С. Свенцицкая (Москва). Лекция 16. Эллинистический Египет 318 И. С. Свенцицкая (Москва). Лекция 17. Эллинизм в Передней Азии 332 И. С. Свенцицкая (Москва). Лекция 18. Македония. Греция и Северное Причерноморье в период эллинизма......... 353И. С. Свенцицкая (Москва). Лекция 19. Эллинистическая культура 367 И. Д. Амусин (Ленинград). Лекция 20. Общественные и религиозные течения в Палестине во II в. до н. э.— I в. н. э. Кумранская община 384Редакционная коллегия. Лекция 21. Закавказье и сопредельные страны в период эллинизма............... 399В. Д. Неронова (Пермь). Лекция 22. Этруски и ранний Рим . . . 415И.Ш. Шифман (Ленинград). Лекция 23. Карфагенская держава в Западном Средиземноморье (I тысячелетие до н. э.) . . . . . 431 А. Б. Егоров, В. Д. Неронова (Ленинград —- Пермь). Лекция 24 Римская республика с конца VI до середины II в. до н. э. . . . 445 Е. В. Зеймаль (Ленинград). Лекция 25. Парфия и Греко-Бактрийское царство ..................... 465Г. Ф. Ильин (Москва). Лекция 26. Индия во второй половине I тысячелетия до н. э....................476Т. В. Степугина (Москва). Лекция 27. Расцвет рабовладельческого общества в Китае...................490Т. В. Степугина (Москва). Лекция 28. Идеология и культура Китая периода расцвета рабовладения............. 517Указатель собственных имен................534Указатель географических названий............. 544Указатель этнических названий............... 556

История древнего мира

Скачать

Кн.3.
Упадок древних обществ

Оглавление

В. Д. Неронова (Пермь). Лекция 1. Общие черты третьего периода древней истории............5А. Б. Егоров (Ленинград). Лекция 2. Римская республика с середины II в. до 31 г. до н. э..... 22A. Б. Егоров (Ленинград). Лекция 3. Социально-экономическое и политическое развитие ранней Римской империи .... 49И. С. Свенцицкая (Москва), А. Б. Ковельман (Москва). Лекция 4. Восточные провинции Римской империи..... 73Ю. Б. Циркин (Новгород). Лекция 5. Западноевропейские провинции Римской империи . .......88Г. С. Кнабе (Москва). Лекция 6.Римское общество в эпоху ранней Империи...............112Редакционная коллегия. Лекция 7. Культура ранней Римской империи...141Редакционная коллегия. Лекция 8. Возникновение христианства ... 151 Т. В. Степугина (Москва). Лекция 9. Китай в первой половине I тысячелетия н. э.... 169B. В. Малявин (Москва). Лекция 10. Культура древнекитайской империи... 187E. М. Дьяконова (Москва). Лекция И. Древняя Япония ....211Е. В. Зеймаль (Ленинград), Г. Ф. Ильин (Москва). Лекция 12. Кушанское царство. Индия в начале I тысячелетия н. э. ... 220Редакционная коллегия. Лекция 13. Культура Индии начала нашей эры .... 231C. Г. Кляшторный (Ленинград). Лекция 14. Гуннская держава на востоке.... 243В. Г. Луконин (Ленинград). Лекция 15. Сасанидская держава III—V вв.. .. 255Редакционная коллегия. Лекция 16. Закавказье и сопредельные страны между Ираном и Римом. Христианизация Закавказья .... 275В. Д. Неронова (Пермь). Лекция 17. Поздняя Римская империя (III—V вв.).... 295Редакционная коллегия. Лекция 18. Идеология поздней Римской империи.... 323В. Д. Неронова (Пермь). Лекция 19. Вторжение варваров и крушение Римской империи.... 348 .....Редакционная коллегия. Заключение... 367Указатель собственных имен.....381Указатель географических и топографических названий...389 Указатель этнических названий ....397

История древнего мира

Скачать

Подготовлено по изданию:

История древнего мира. Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы издательства, 1989.

©Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989.

www.sno.pro1.ru

Урок №1 «История Древнего мира»

История Древнего мира. Урок №1 в 5-ом классе.

Тема: «Введение. Мир древней истории» 1 учебный час

Цели:

Учащиеся должны понимать, что такое история, Древний мир, исторический источник, археология, этнография, цели изучения истории.

Должны уметь определять, какие предметы прошлого относятся к письменным и вещественным историческим источникам.

    Учебно-методическое обеспечение урока:

    Учебное пособие, иллюстрированная схема «классификация исторических источников». Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнали – Остались вопросы».

    Ход урока

    Организационный момент: Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку и включение их в деловой ритм урока. (Здравствуйте ребята. Поздравляю Вас с началом нового учебного года. Меня зовут Дмитрий Александрович, и в этом учебном году мы с Вами будем изучать новый для вас предмет – Историю Древнего мира. На этом уроке у Вас, Всех, есть возможность стать отличниками, и чтобы достичь такой цели вы должны выполнить несколько условий: У вас должны быть книги и тетради, вы должны быть дисциплинированными и ответственными, готовить домашние задания, и активно работать на уроке!)

    Целемотивационный этап, составление таблицы «ЗХУ»

      На доске располагается таблица из 5 колонок (понятие, знаем, хотим узнать, узнали, остались вопросы)

      Изучение новой темы

        План урока:

        Понятие «история Древнего мира»

          Учитель ведет беседу с учениками, в процессе которой, учащиеся знакомятся с понятиями история – наука о жизни людей в прошлом, древний мир – начальный этап развития человечества.

          Древний мир условно делится на два этапа. Первый этап начинается с момента появления предков человека до образования первых государств и письменности. Получил название первобытности. Второй этап от возникновения первых государств до V в. н.э.

          Исторические источники

          1. Вещественные исторические источники

            Письменные исторические источники

            При изучении данного пункта рекомендую составить схему с размещением ее на доске (смотри приложение 1)

            Археология, этнография, антропология

              На данном этапе урока: подписать тетради, книги, познакомить учащихся с требованиями к ответу на уроке, критериях оценок.

              Важно! В пятом классе продолжить работу по формированию культуры чтения. В связи с этим особое внимание уделить чтению параграфа, выделению самого главного в нем.

              Дети работают с учебным пособием (страница 5-6). Самостоятельно, находят названия наук, которые помогают изучать историю (используйте карточки приложения 2, за правильное дополнение определений ученик получает карточку эксперта).

              Проверка понимания изученного

                Вопросы для проверки понимания: 1. Что такое история (наука о жизни людей в прошлом) 2. Как ученые назвали начальный этап истории человечества? (Древний мир) 3. Какие «следы жизни» оставили историкам люди, жившие в глубокой древности? (перечисление источников). Какие науки помощницы, есть у истории? (археология, этнография, нумизматика).

                Закрепление изученного материала.

                  Учащиеся письменно составляют вопросы к изученной теме. Качество составленного вопроса позволит определить насколько хорошо учащиеся усвоили основные понятия и материал темы.

                  Физкультминутка

                  Информация о домашнем задании § 1, зад. 3, 4 на с. 6 учеб. пособия

                  Подведение итогов урока. Рефлексия

                    Задание 4 с. 6 учебного пособия. Заполнение графы «узнали» в таблице «ЗХУ», самостоятельное заполнение оставшихся граф учащимися.

                    После заполнения таблицы учащимся предлагается оценить урок, для оценки качества урока учащиеся получают специальные таблички (приложение 3) (1 комплект на парту, если мнения расходятся учащиеся берут разные таблички, а если оба ученика оценили урок одинаково то поднимают одну карточку на двоих).

                    Выставление оценок.

                    №п/п

                    Этап урока

                    Время

                    Цели и задачи

                    1

                    Организационный момент

                    5 мин.

                    Сформировать позитивную обстановку, включить учащихся в деловой ритм урока. Подписание тетрадей, книг.

                    2

                    Целемотивационный этап

                    3 мин.

                    Составление таблицы «ЗХУ», формирование трудового настроения в классе, включение учащихся в учебно-познавательный процесс урока.

                    3

                    Изучение новой темы

                    13 мин.

                    Содействовать формированию научного знания и интереса к учебному процессу учащихся, знакомство с основными понятиями темы, работа с учебным пособием

                    4

                    Проверка понимания темы

                    3 мин.

                    Проверить понимание учащимися основных понятий и терминов

                    5

                    Закрепление изученного материала

                    5 мин.

                    Закрепить полученные в процессе урока знания.

                    6

                    Физкультминутка

                    1 мин.

                    Снижение утомляемости учащихся, формирования навыков ЗОЖ

                    7

                    Д/З

                    1 мин.

                    Информировать учащихся о домашнем задании

                    8

                    Подведение итогов урока. Рефлексия

                    4 мин.

                     

                    Приложени1. Иллюстрированная схема «Исторические источники»

                    ИСТОЧНИКИ

                    ВЕЩЕСТВЕН-НЫЕ

                    ПИСЬМЕН-НЫЕ

                    ОРУДИЯ ТРУДА

                    УКРАШЕНИЯ

                    ОРУЖИЕ

                    КЕРАМИЧЕС-КИЕ ИЗДЕЛИЯ

                    ЖИЛИЩА И ИХ СОДЕРЖИМОЕ

                    ПРОИЗВЕДЕ-НИЯ ИСКУССТВА

                    ЛЕТОПИСИ

                    ЖИТИЯ

                    СБОРНИКИ ЗАКОНОВ

                    ГРАМОТЫ

                    ДОГОВОРЫ

                    ХРОНИКИ

                    ПРИВИЛЕИ

                     

                    Приложение 2. Работа с понятиями и определениеями

                    АРХЕОЛОГИЯ- наука изучающая жизнь людей по … источникам (стр.5 учебника)

                    ЭТНОГРАФИЯ- наука изучающая первобытные …, традиции … . (стр.6 учебника)

                    МИФЫ – сказания, … о … происходивших ранее.

                    …- наука изучающая физический облик людей (стр.6 учебника)

                    Приложение 3. Карточки для рефлексии и награждения учащихся давших верный ответ

                    Для Рефлексии

                    Не понравилось, и остались вопросы без ответов

                    Все понравилось, не осталось не отвеченных вопросов

                    Все понравилось, но остались вопросы без ответов

                    Не понравилось, но не осталось не отвеченных вопросов

                     

                    Приложение4. Таблица «ЗХУ»

                    ПОНЯТИЕ

                    ЗНАЮ

                    ХОЧУ УЗНАТЬ

                    УЗНАЛ

                    ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ «?»

                    xn--j1ahfl.xn--p1ai

                    Контрольные вопросы

                    1. Охарактеризуйте основные этапы преподавания экономической (социально‑экономической) географии в советской и российской средней школе.

                    2. Как школьная география отражает научные и методические основы современной географической науки?

                    3. Объясните, как социально‑экономическая география представлена в современной российской средней школе.

                    4. Что вы знаете о преподавании социально‑экономической географии в высшей школе России?

                    5. Как вы понимаете задачи повышения своей географической и общей культуры?

                    6. Объясните, почему для перехода к новой экономике необходима реформа образовательной системы.

                    Литература к теме 1

                    Основная

                    1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. – М., 1990.

                    2. Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н., Носов И.М. Теория и методология географической науки. Учебник для вузов. – М., 2006.

                    3. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки. Учебник для вузов. – М., 2004. – Гл. 1–2.

                    4. Максаковский В.П. Географическая культура: учебник для вузов. – М., 1998.

                    5. Экономическая и социальная география. Основы науки: учебник для вузов / под ред. М.М. Голубчика. – М., 2003. – Гл. 1–3.

                    Дополнительная

                    1. Баранский Н.Н. Избранные труды. Становление советской экономической географии. – М., 1980.

                    2. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: учебное пособие для вузов / Под ред. В.Г. Глушковой, А.А. Венгерова. – М., 2003. – Гл. 1–3.

                    3. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. – М., БСЭ, 1988.

                    4. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: учебник для вузов. – М., 2000.

                    5. Голубчик М.М., Евдокимов С.П. География: учебник для экологов и природопользователей. – М., 2003. – Раздел 1.

                    6. Дергачев В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение. – М. 2004.

                    7. Дьяконов К.Н., Касимов Н.С., Тикунов В.С. Современные методы географических исследований. – М., 1996.

                    8. Исаченко А.Г. География в современном мире: книга для учителя. – М., 1998. – Гл. 1, IV.

                    9. Максаковский В.П. Литературная география. – М., 2006.

                    10. Машбиц Я.Г. Основы страноведения: книга для учителя. – М., 1999.

                    11. Мукитанов Н.К. От Страбона до наших дней. Эволюция географических представлений и идей. – М., 1985.

                    12. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. – М., 1980.

                    13. Скопин А.Ю. Введение в экономическую географию: учебник для вузов. – М., 2001. – Ч. 1.

                    14. Экономическая и социальная география в СССР. История и современность: книга для учителя. – М., 1987.

                    Тема 2. Историко‑географическое введение (лекции 5–9) Лекция 5. Подходы к теме. Эпоха древнего мира

                    В начале темы 1 мы рассмотрели историю становления и развития социально‑экономической географии, т. е. историю географической мысли , которая структурно входит в общую СЭГ. А говоря о пограничных направлениях СЭГ, назвали и историческую географию , изучающую конкретную историческую географию прошлого. Вы уже знаете и о том, что метод историзма, исторический подход , – один из классических в нашей науке. Напомню крылатую фразу уже упоминавшегося французского страноведа Э. Реклю: «История – это есть география во времени, а география – история в пространстве». Или высказывание известного нашего географа и методиста А.С. Баркова, назвавшего географию и историю родными сестрами.

                    Мы уже называли и тех отечественных представителей СЭГ, которые оставили нам образцы классического исторического подхода. К сожалению, интереснейшая книга И.А. Витвера «Историко‑географическое введение в экономическую географию зарубежного мира», изданная еще при его жизни, давно уже стала библиографической редкостью. Так что для расширения своих знаний в этой области вы должны воспользоваться «Исторической географией мира» В.П. Максаковского.

                    В этой книге я исходил из общепринятой в исторической науке периодизации всемирного исторического процесса, в котором обычно выделяют следующие последовательные исторические эпохи: 1) Древний мир, 2) Средние века, 3) Раннее новое время, 4) Новое время, 5) Новейшее время. Сегодняшняя лекция будет посвящена первой из них.

                    Эпоха Древнего мира – самая длительная в истории человечества. Говоря о ее хронологических рамках, нужно исходить из того времени, когда зародился человеческий род. После сенсационных открытий английского археолога и антрополога Л. Лики в Олдувайском ущелье (Кения) еще в 30‑х гг. ХХ в. считалось, что первые антропоиды появились 2,5 млн лет назад. Но сравнительно недавние раскопки в Эфиопии увеличили этот возраст до 4, а в Чаде – до 7,5 млн лет. А завершилась эпоха Древнего мира в V в. н. э., когда произошел распад Западной Римской империи. Так что ни одна из последующих исторических эпох даже отдаленно не сможет сравниться по продолжительности с Древним миром.

                    В свою очередь Древний мир принято подразделять на две части – эпоху первобытности и эпоху древних цивилизаций , которые по продолжительности тоже почти несопоставимы.

                    Эпоха первобытности (дикости, варварства) продолжалась миллионы лет. За это время произошел переход от первых антропоидов, человеко‑обезьян, к «человеку умелому» (Homo habilis), и к «человеку прямоходящему» (Homo erectus). За 600–700 тыс. лет до н. э. началась смена архантропов другими древнейшими людьми – палеоантропами (питекантропами, неандертальцами). И только 30–40 тыс. лет назад их стали сменять неоантропы и появился, наконец, «человек разумный» (Homo sapiens). После этого начался процесс сапиетации , т. е. его совершенствования и распространения.

                    Прародиной «человека разумного» стали тропические районы Африки и Азии, откуда он затем расселился по всей земной суше (рис. 9). В Северную Америку первобытные люди попали из Азии через Берингов пролив, в Австралию – тоже из Азии, через Зондский архипелаг. Так что к концу палеолоита, т. е. примерно за 10 тыс. лет до н. э., все материки, кроме, разумеется, Антарктиды, были уже в той или иной степени заселены. В позднем палеолите разобщенность отдельных больших человеческих групп, оказавшихся в совершенно различных условиях обитания, постепенно привели к формированию трех больших человеческих рас.

                    Рис. 9. Пути древнейшего расселения человечества (по Н.Н. Чебоксарову)

                    Основные черты мирового развития в эпоху первобытности сводились к следующему.

                    Во‑первых,  о б щ а я   ч и с л е н н о с т ь   л ю д е й  в полном соответствии с господствующим тогда архетипом воспроизводства населения росла, чрезвычайно медленно. Ученые считают, что за 15 тыс. лет до н. э. на Земле жило примерно 3 млн за 7 тыс. лет – 10 млн, за 5 тыс. лет – 20 млн человек. Размещение этих людей по поверхности планеты было крайне неравномерным, а средняя плотность населения составляла всего 8–10 человек на 100 км2.

                    Во‑вторых,  з а в и с и м о с т ь   п е р в о б ы т н ы х   л ю д е й   о т   п р и р о д ы  была так велика, что, по Л.Н. Гумилеву, сам палеолитический человек входил в окружавший его «вмещающий» ландшафт в качестве его верхнего звена. Но постепенно люди научились преодолевать многие трудности и приспосабливаться к условиям окружающей среды. Даже если это были условия оледенения огромных пространств в Европе.

                    В третьих, первобытный человек уже в те времена наносил  б о л ь ш о й   в р е д   п р и р о д е.  Чаще всего – в результате пожаров, как следствия неосторожного обращения с огнем, который он научился добывать трением 60 тыс. лет назад. Так что лесные и травяные пожары в тропических, таежных лесах и саваннах стали распространенным явлением. В эпоху первобытности случались и настоящие экологические кризисы, которые представляют и сегодня большой интерес для изучения. В качестве примеров можно привести наступление ледников в Европе или превращение Сахары из саванны в пустыню.

                    В‑четвертых для эпохи первобытности было характерно  о ч е н ь   п р и м и т и в н о е   х о з я й с т в о в а н и е.  Сначала оно ограничивалось сбором дикорастущих плодов и растений и только позднее появились более продуктивные охота и рыболовство. Такой тип хозяйства получил наименование присваивающего.

                    В‑пятых, в эпоху первобытности  с о ц и а л ь н ы е   о т н о ш е н и я  также находились на весьма примитивном уровне. В раннем палеолите это было, можно сказать, первобытное человеческое стадо. Постепенно оно преобразовалось в первобытную общину с коллективными собственностью и трудом, которые Ф. Энгельс удачно окрестил первобытным коммунизмом , а Ж.Ж. Руссо назвал «золотым веком» человечества, когда люди еще не знали цивилизации, но не знали и эксплуатации. Заметим также, что при госп одстве собирательства главным добытчиком оказалась женщина, что привело к установлению матриархата, а с переходом к охоте и рыболовству его сменил патриархат.

                    В‑шестых,  м а т е р и а л ь н у ю   к у л ь т у р у  первобытности фактически определял каменный век, который начался 2–2,5 млн лет назад. По мере перехода от древнего каменного века (палеолита) к среднему (мезолиту) и новому (неолиту) каменные орудия все более совершенствовались. С их помощью в Европе были созданы такие крупные мегалитические (от греч. мега – большой и литос – камень) сооружения как знаменитый Стоунхендж в Южной Англии или мегалиты на острове Мальта.

                    В‑седьмых, крайне примитивной была и  д у х о в н а я   к у л ь т у р а  первобытных людей. Их религиозные верования были политеистическими (многобожие). Зависевшие от многих природных явлений, первобытные люди обожествляли прежде всего Солнце, Луну, землю, воду и т. д. На этом фоне, правда, выделялось первобытное искусство, достигшее довольно высокого уровня. Вы наверняка слышали о наскальных рисунках первобытных художников, найденных в алжирской Сахаре (Тассилин‑Адджер), в южной части Франции (пещера Ласко), на севере Испании (пещера Альтамира). Все эти объекты, как и мегалиты, ныне входят в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

                    После эпохи первобытности началась гораздо более короткая по времени эпоха древних цивилизаций . Добавлю, что само слово цивилизация вошло в научный обиход в XVIII в. для обозначения грани между дикостью и варварством и появлением более развитого общества. Постепенно сложилась и теория цивилизации, большой вклад в создание которой внесли такие западные ученые, как немецкий философ О. Шпенглер, английский историк и социолог А. Тойнби, американский политолог С. Хантингтон и такие русские ученые, как Н.Я. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, О.Я. Яковец. В их работах упоминается разное количество цивилизаций. Например, А. Тойнби сначала выделял 21 цивилизацию, а затем – 33. У С. Хантингтона вы обнаружите 8 цивилизаций. Такое разночтение объясняется различиями в критериях выделения цивилизаций. Кроме того, цивилизации бывают разных масштабов – региональные, субрегиональные, локальные.

                    Цивилизации не вечны. Давайте вспомним теорию Л.Н. Гумилева о фазах развития суперэтноса (как синонима крупной цивилизации). По его мнению, каждая цивилизация проходит в своем развитии следующие фазы: 1) рождения, 2) пассионарного подъема, 3) развития, 4) инерции («золотая осень цивилизации»), 5) обскурации (ее «сумерки»), 6) мемориальную. Если говорить о древних цивилизациях, то многие из них уже давно мертвы. Но многие до сих пор живы.

                    Теперь пришло время сказать о главной движущей силе, которая привела к возникновению древних цивилизаций. Такой силой оказалась  н е о л и т и ч е с к а я   р е в о л ю ц и я,  которая началась за 6–7 тыс. лет до н. э. и продолжалась (в Старом Свете) 2–3 тыс. лет. Эта революция означала грандиозный социально‑экономический переворот, затронувший все сферы жизни людей.

                    Самое главное заключается в том, что неолитическая революция привела к переходу от прежней, присваивающей экономики к экономике производящей , т. е. к земледелию и скотоводству. А это означало формирование первого в истории общественного разделения труда.

                    О том, что подобное разделение труда между племенами земледельцев и кочевников‑скотоводов не происходило мирно, свидетельствуют и некоторые библейские сюжеты. Вспомните хотя бы сюжет о сыновьях Адама и Евы Каине и Авеле. В те времена труд земледельца был гораздо тяжелее, чем труд пастуха. Вот зависть и привела к тому, что земледелец Каин убил своего младшего брата Авеля – «пастыря овец». За это он был проклят Богом и отмечен особым знаком – «каиновой печатью».

                    Что же касается главных географических очагов неолитической революции, то ими фактически стали те семь очагов происхождения культурных растений, которые, как вам должно быть известно еще со школьных времен, были выделены замечательным русским ученым Н.И. Вавиловым. Древнейшим из них был, очевидно, Юго‑Западно‑Азиатский очаг, который явился родиной пшеницы, ржи, ячменя, овса, многих видов овощей, фруктов и ягод. Средиземноморский центр стал родиной маслины, льна, Южно‑Азиатский – риса, сахарного тростника, Китайский – чая, сои, проса, Абиссинский – кофе, южно‑мексиканский – кукурузы, Южно‑Американский – картофеля, томата, хлопчатника. Добавим, что Н.И. Вавилов выделил и главные очаги доместификации домашних животных: еще за 13 тыс. лет до н. э. в их число вошла собака, за 10 тыс. лет – овца, коза, за 9 тыс. лет – свинья, за 8 тыс. лет – корова, за 5 тыс. лет – лошадь.

                    Наяду с этим неолитическая революция привела к кардинальному усовершенствованию орудий и средств труда . Именно в этот период каменный век сменился медным. Перечитайте «Одиссею» Гомера, и вы почти на каждой странице встретите упоминание о «медно‑остром копье», «медно‑богатом граде Сидоне» и т. п. В конце IV тысячелетия до н. э. наступил бронзовый век, а в начале I тысячелетия – железный век. Применение железа стало мощным стимулом развития. Оно ускорило распашку земель, сведение лесов, добычу ископаемых. В ту же пору было изобретено колесо, научились использовать энергию воды и ветра (водяные и ветряные мельницы, парусные суда). Было усовершенствовано текстильное и гончарное ремесло. В домашний обиход вошли столы, стулья, тарелки и др.

                    Производство более сложных и разнообразных орудий материальной культуры уже не могло оставаться побочным занятием земледельцев. В результате произошло второе крупное общественное разделение труда – отделение ремесла от земледелия . Оно привело к значительному по тому времени увеличению материального богатства и, что особенно важно с позиций исторической географии, к зарождению городов.

                    В качестве еще одного последствия неолитической революции можно назвать своего рода демографическую революцию , которая привела к неолитическому демографическому взрыву. В самом деле, уже за 2 тыс. лет до н. э. численность людей на Земле возросла до 50 млн, а к началу нашей эры – до 200 млн человек. Но при этом нужно помнить и о том, что среднегодовой прирост населения составлял тогда всего 0,1%. Тогда же сложился тот тип воспроизводства населения с очень высокой рождаемостью и очень высокой смертностью, который принято называть традиционным. А средняя продолжительность жизни составляла всего 25 лет.

                    Очень высокая смертность объяснялась распространением голода, болезней, эпидемий, стихийных бедствий. Огромный урон наносили беспрерывные завоевательные войны, отличавшиеся крайней жестокостью: только при покорении Галлии Юлий Цезарь истребил примерно 1 млн человек. Эти потери в какой‑то мере компенсировались очень ранними браками. Так, по древнеримскому законодательству минимальный брачный возраст для девушек установлен в 12 лет, для юношей – в 14 лет. Египетская царица Клеопатра в 22 года имела уже четырех детей. Что же касается средней продолжительности жизни, то, конечно, бывали и исключения. Например, египетский фараон Рамсес II прожил 90 лет, причем от своих жен и наложниц имел более 200 детей (!). Недавно в Долине царей на западном берегу Нила, в окрестностях города Луксора, было обнаружено захоронение 52 сыновей Рамсеса II, который пережил большинство своих наследников.

                    Рост производительных сил, вызванный неолитической революцией, имел и важнейшие социально‑экономические и политические последствия . Дело в том, что он привел к появлению прибавочного продукта и, следовательно, к эксплуатации человека человеком. А это в свою очередь имело следствием постепенный распад первобытной общины и возникновение первого в истории классового общества – рабовладельческого . Первоначально рабовладельческие цивилизации ограничивались небольшими городами‑государствами, но со временем они начали охватывать все большие территории. В начале нашей эры пояс рабовладельческих государств уже протягивался от Атлантического до Тихого океана (рис. 10).

                    Рис. 10. Пояс рабовладельческих государств Евразии, Африки и Азии (по Ф.П. Коровкину)

                    Наконец, когда мы говорим о древних цивилизациях, то, естественно, не можем не упомянуть и об изменениях в области духовной культуры . Одним из важнейших, если не важнейшим, признаком перехода от первобытности к цивилизации стало появление письменности, которая открыла совершенно новые возможности хранения и передачи духовного наследия. Древние цивилизации оказали огромное влияние на последующее развитие всей мировой культуры. Важно и то, что с ними же связано зарождение древнейших религий – как мировых (христианство, буддизм), так и национальных (индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм). Влияние этих религий также сильнейшим образом ощущается и в наши дни.

                    Таковы общие черты древних цивилизаций. Но между ними были и немалые различия, в основе своей и географические.

                    Здесь вполне уместно сослаться на широко известную книгу Л.И. Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки», которая вышла в свет в Париже на французском языке еще в 1897 г., а затем была переведена на русский язык.

                    Лев Ильич Мечников, старший брат известного русского биолога Ильи Ильича Мечникова, из‑за участия в студенческих волнениях еще в молодости вынужден был эмигрировать из России. В Италии он примкнул к отрядам Гарибальди, был тяжело ранен. Затем жил в Швейцарии, где сотрудничал в многотомном издании Э. Реклю «Земля и люди. Всеобщая география». Помимо нескольких восточных языков он свободно говорил на десяти европейских. Мечников был близок с Герценом и Огаревым, участвовал в работе I Интернационала, но по мировоззрению считал себя анархистом и примыкал к Бакунину.

                    В своей книге Л.И. Мечников выделил три периода в развитии мировой цивилизации – речной, морской и океанической . Цивилизации Древнего Востока он отнес к речному, а античные цивилизации Средиземноморья – к морскому периоду. И с этим вполне можно согласиться.

                    Более конкретно под речными цивилизациями Л.И. Мечников имел в виду четыре цивилизации Древнего Востока , которые возникли в бассейнах великих исторических рек. Это Нильская (Египетская), Тигро‑Евфратская (Месопотамская), Индо‑Гангская (Индостанская), и цивилизация в бассейнах Хуанхэ и Янцзы (Китайская). Впрочем, Мечников ставил вопрос и о пятой речной цивилизации в бассейне рек Амударьи и Сырдарьи (Среднеазиатской). Не будет ошибкой утверждать, что именно в этих районах зародилась неолитическая революция.

                    По рисунку 10 можно определить и древнейшие государства, возникшие в районах речных цивилизаций. В долине Нила это был Древний Египет, история которого насчитывает тысячи лет. В долинах Тигра и Евфрата это были Шумер, Ассирия, Вавилон, в долинах Инда и Ганга – древнеиндийские государства. А бассейны Хуанхэ и Янцзы, можно сказать, породили такие древние китайские империи как Цинь (отсюда – англ. «Чайна», франц. «Шин», итал. «Хин»), а затем хань (отсюда – самоназвание китайцев – «ханьцы»). Со временем крупные государства сложились и за пределами великих исторических рек – например, Персидское царство.

                    По форме правления большинство государств Древнего Востока представляли собой разновидности восточной деспотии. Это относится и к фараонам в Египте, и к «царям царей» в Вавилоне, и к императорам в Китае. О численности населения этих древних государств судить довольно трудно. Но в Древнем Китае предположительно обитало 50–70 млн человек.

                    Теперь давайте попробуем составить представление о наследии цивилизаций Древнего Востока в области материальной и духовной культуры.

                    Свидетельствами  м а т е р и а л ь н о й   к у л ь т у р ы  древнейших цивилизаций могли бы быть города, основанные еще до нашей эры. Но, увы, от большинства из них практически ничего или почти ничего не осталось. Нет ни Мемфиса, ни Фив в Египте, ни Вавилона в Междуречье. И только в Китае древнейшие города еще существуют, хотя и под другими названиями.

                    Но некоторые, ставшие всемирно известными, объекты материальной культуры того времени сохранились гораздо лучше. Наверное, вы с детства знаете о трех великих пирамидах в пригороде Каира, самая большая из которых, пирамида Хеопса, имеет высоту около 150 м и сложена из 2,3 млн известняковых глыб. Знаете и о построенной при династии Цинь Великой Китайской стене, остающейся и поныне грандиозным памятником строительства той далекой эпохи. Почти наверняка слышали и о случайно обнаруженной в 70‑х гг. ХХ в. гробнице первого императора этой династии Цинь‑Шихуанди, загробную жизнь которого охраняют более 8 тыс. терракотовых воинов. Все эти объекты тоже входят во Всемирное культурное наследие.

                    В области  д у х о в н о й   к у л ь т у р ы  наследие древних цивилизаций также очень велико. Ведь почти все народы Древнего Востока уже имели свою письменность: клинопись у шумеров, иероглифическое письмо у египтян и китайцев, санскрит в Индии. Письменность послужила стимулом к развитию образования, а также науки, в особенности математики, астрономии, географии, медицины.

                    От древних шумеров и вавилонян до нас дошла шестидесятиричная система – деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд, от древних индийцев – десятиричная система счисления. Они же предложили свою систему цифр, которую затем заимствовали народы Передней Азии, а от них и европейцы. Это те самые цифры, которыми мы сейчас пользуемся, только европейцы не совсем правильно назвали их арабскими. Добавим, что и шумеры, и египтяне, и вавилоняне, и индийцы, и китайцы уже в древности стали делить год на 12 месяцев.

                    О современных религиях, зародившихся еще на Древнем Востоке, мы уже говорили.

                    Перейдем теперь к характеристике античных цивилизаций Средиземноморья , которые Л.И. Мечников отнес к морским цивилизациям. И действительно, Средиземное море играло в жизни античных (от лат. anticuus – древний) цивилизаций огромную роль. Отсюда и общее собирательное название прибрежных народов – «народы моря».

                    Хронологически первым из таких народов были критяне, создавшие свою критоминойскую (по имени легендарного царя Миноса) культуру. Далее назовем финикийцев, которые жили на восточном побережье моря и, будучи отличными мореходами, основывали свои колонии по его берегам. Самой большой из них был Карфаген в нынешнем Тунисе.

                    Типичным народом моря были и древние греки, заселившие не только южную оконечность Балканского полуострова, но и острова Эгейского моря, побережье Малой Азии, а также завоевавшие остров Крит, колонизовавшие острова Родос и Кипр. Еще в эпоху так называемой гомеровской Греции (XII–VIII вв. до н. э.) греки расширили свою ойкумену благодаря морскому походу на Трою, описанному в «Илиаде», и плаваниям Одиссея («Одиссея»). А в VIII–V вв. до н. э. началась великая греческая колонизация (рис. 11), имевшая три главных направления: западное – в Южную Италию, Сицилию, Южную Галлию, Испанию, восточное – к берегам Понта (Черного моря) и южное – к берегам Африки. При этом нужно вспомнить, что Древняя Греция (Эллада) представляла собой конгломерат отдельных полисов‑государств, часто враждовавшим друг с другом (Афины и Спарта) и к тому же переживших разрушительное нашествие персов. Но позднее Персидскую державу разгромил во время своего восточного похода Александр Македонский.

                    Рис. 11. Колонии греков в VIII–V вв. до н. э.

                    Со Средиземным морем была тесно связана и жизнь Древнего Рима. В результате трех пунических войн с Карфагеном (римляне называли карфагенян пунийцами) Римская держава утвердилась в Восточном Средиземноморье. Затем шаг за шагом она подчинила себе и Западное Средиземноморье, после чего все море получило у римлян наименование Mare nostrum («Наше море»). Именно так называет его в своей «Географии» Страбон. В период расцвета Римской империи в начале нашей эры ее границы продвинулись далеко к северу и к востоку (рис. 12), а население достигло 60 млн человек. Но затем началось медленное угасание этой империи, которое завершилось в 476 г. ее крушением. Эта дата и означает конец античной эпохи.

                    Рис. 12. Территориальный рост Римской империи

                    Почти во всех странах Средиземноморья в эпоху античных цивилизаций основой экономики оставалось сельское хозяйство, профиль которого всюду был довольно сходным: оливки, виноград, зерновые, разведение овец и коз. Но наряду с сельским хозяйством продолжало развиваться и ремесло – гончарное, керамическое, текстильное, кожевенное, металлическое. И это не говоря уже о строительстве знаменитых римских дорог. Большие успехи были достигнуты и в кораблестроении, причем наибольшее распространение получили триремы – боевые гребные суда с тремя рядами весел.

                    Чтобы вы оценили вклад античных государств в мировую цивилизацию, достаточно привести несколько примеров.

                    Первый пример – из  с ф е р ы   г о с у д а р с т в е н н о г о   с т р о я.  Вспомним, что Древняя Греция стала родиной демократии (Афины при Перикле), олигархии (Спарта), тирании (остров Самос). Древний Рим пережил длительные периоды царской власти, затем республиканской (respublica – общественное дело) и, наконец, императорской.

                    Второй пример – из  с ф е р ы   м е ж д у н а р о д н о г о   р а з д е л е н и я   т р у д а. Уже в ту пору сложились некоторые важные черты международной торговли как между речными цивилизациями Древнего Востока, так и между цивилизациями Средиземноморья. Но наряду с этим сложились и торговые пути между Азией и Европой. Один из них был морским, а другой сухопутным, вошедшим в историю как Великий шелковый путь (рис. 13). В течение тысячелетий он соединял столицу Китайской империи город Чаньань с побережьями Средиземного и Черного морей. Перевозка товаров по этому пути обычно занимала порядка 200 дневных переходов.

                    Рис. 13. Великий шелковый путь

                    Третий пример – из  с ф е р ы   м а т е р и а л ь н о й   к у л ь т у р ы.  Все вы с детства знаете о семи чудесах света, в большинстве своем связанных с Древней Грецией, о Микенах и Трое, об афинском Акрополе, об Олимпии. Знаете, что в парижском музее Лувр можно увидеть такие шедевры древнегреческой скульптуры, как «Венера Милосская» и «Ника Самофракийская», а в музее Ватикана – скульптурную группу «Лаокоон». Знаете, что в Риме, который называют «вечным городом», от эпохи античных цивилизаций остались Форум, Колизей, Пантеон, триумфальные арки, термы, дворцы. То же относится к сохранившимся еще римским дорогам, мостам, акведукам, «сработанным еще рабами Рима». Не надо забывать и о том, что далеко за пределами современной Италии именно римлянами были основаны такие города, как Лондон, Париж, Лион, Кёльн, Женева, Толедо, Вена, Будапешт, Белград, София.

                    Четвертый пример – из  с ф е р ы   д у х о в н о й   к у л ь т у р ы.  Греческий алфавит еще в античную эпоху стал могучим средством культурного прогресса (да и само это слово происходит от его первых букв – «альфа» и «бета»). И в наши дни в театрах идут трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида. Древняя Греция дала миру плеяду блестящих ученых в области философии, истории, географии, математики, механики, астрономии, медицины, труды которых сохранили свое значение до наших дней. Не случайно К. Маркс назвал Аристотеля «Александром Македонским греческой философии».

                    Что же касается латинского языка (латыни), то вы знаете, что в дальнейшем на ее основе произошло формирование многих языков, ныне образующих романскую группу индоевропейской семьи. На латыни писали римские поэты Вергилий, Гораций, Овидий. Римские ученые внесли свой вклад в развитие астрономии, географии, истории, философии. Еще большее развитие в Древнем Риме получили прикладные науки, связанные с нуждами земледелия, мореплавания, строительства и градостроительства, военного дела. Вспомним также созданный еще в римскую эпоху юлианский календарь.

                    Особо нужно сказать о греческой мифологии, без знания которой практически невозможно понять классическую живопись. С нею связаны и такие поныне часто употребляемые выражения, как «титаническая борьба», «рог изобилия», «сизифов труд», «прокрустово ложе», «яблоко раздора», «панический страх», «олимпийское спокойствие», «муки Тантала», «ахиллесова пята» и др. Добавлю, что те из вас, кого зовут Александр, Алексей, Анатолий, Андрей, Аркадий, Варвара, Василий, Галина, Георгий, Григорий, Дмитрий, Евгений, Евгения, Екатерина, Зинаида, Зоя, Ирина, Лариса, Леонид, Лидия, Никита, Николай, Петр, София, Татьяна, Федор имеют имена греческого происхождения, а те, кого зовут Валентин, Валентина, Валерий, Виктор, Виктория, Виталий, Клавдия, Константин, Марина, Наталья, Павел, Роман, Сергей, Юлий, Юлия – римского происхождения.

                    Вот сколько мостиков можно перебросить от эпохи античных цивилизаций к нашим дням! Но нельзя забывать и о том, что за пределами пояса рабовладельческих государств древности, который показан на рисунке 10, существовал гораздо более обширный «варварский» мир кочевых, полукочевых и оседловых племен. Только в Центральной Америке и в области Анд в Южной Америке сложились три очага ранней цивилизации индейских народов – ацтеков, майя и инков.

                    studfiles.net


                    Смотрите также