Девиз гладиаторов древнего рима. Военные фильмыДолг, честь, отвага в фильмах о войне.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Жизнь и питание гладиаторов древнего мира. Девиз гладиаторов древнего рима


Жизнь и питание гладиаторов древнего мира

Однажды мой племяш занялся культуризмом. Сразу же встал вопрос питания. Варианта было два - чисто белковый рацион, преимущественно из рыбно-куриного мяса для наращивания мышечной массы. Второй варинат - рацион более сбалансирован и разнообразен, преимущественно включал вегетарианскую пищу. Племяш не вегатарианец, но стремление к фигуристому накачанному телу было очень сильным. В разговоре с ним затронули тему гладиаторов древнего Рима и я вспомнил, что они были вегетарианами. Мне самому стало интересно и я поискал про них информацию. Так появилась эта статья. Может кому-нибудь будет тоже интересно) 

Существует много мифов относительно гладиаторов и их сражений на арене. Западный кинематограф снимает сериалы и отдельные фильмы, по сути не имеющие ничего общего с историческими реалиями того времени. Давайте разбираться – где правда, а где миф, основываясь на исторических документах. Меня больше всего интересует питание гладиаторов, помогающее вынести тяжёлые физические нагрузки, бои и способствующее скорому заживлению ран. Но… начнём с начала.

Гладиаторы в древнем мире были очень популярны и узнаваемы в лицо. С некоторых из них, особо популярных, делались слепки и ваялись профили, отливались статуи, их подвиги изображали на сосудах и предметах интерьера. Гладиаторы были из разных социальных слоёв – ошибочно думать, что все гладиаторы были рабами. Первоначально, конечно, так и было – на арену выпускали тех, кого взяли в плен, купили на невольничьем рынке, поймали за убийство или воровство, попавших в долговую яму. Бои на арене устраивались на потеху публике и во время важных религиозных праздников как дар Богам и Богиням. Со временем, чтобы бои были более зрелищные, гладиаторов выбирали тщательнейшим образом и готовили специально для боёв.

Миф о том, что гладиаторы на арене гибли как мухи – не больше, чем миф. Жизнь гладиатора стоила очень дорого – гладиатор до выхода на арену должен был несколько месяцев тренироваться, подготовка занимала очень много времени, и поэтому гладиаторов берегли. Наряду с боями на арене между людьми, практиковались и бои между гладиаторами и зверями. В противовес человеческой жизни выходили быки, львы, тигры и крокодилы. По большим праздникам специально привозили Индийских слонов. Особо отличившихся и понравившихся публике гладиаторов одаривали деревянным мечом, символизировавшим свободу. Гладиаторы, «выйдя на свободу», вновь подписывали контракт и выходили на арену. Привыкшие к рёву публики, уважению и ежедневным тренировкам гладиаторы не мыслили себя вне стен арены и тренировочного барака.

Как свидетельствуют раскопки и обрывки истории – успешные гладиаторы были очень состоятельными людьми, имевшими своё поместье, семью и детей. Не обошла участь гладиаторской жизни и некоторых императоров, например Коммода, правившего в 176-192гг. Жажда славы, а может быть и адреналин, толкали императора на всё новые и новые бои. Император приказал каждый его выход на арену отмечать в исторических справках, благодаря чему можно с уверенностью сказать, что это было 735 раз. Много это или мало? За 20-30 боёв гладиатор мог получить свободу. Если гладиатор участвовал в 50 боях и сумел при этом выжить, то его популярность могла сравниться с популярностью нашей Примадонны в эпоху Советского времени. Таким гладиаторам прощалось многое, их люди любили и почитали за богов, увековечивая бюсты и профили в анналах истории.

Гладиаторы должны были обладать следующими ценностями:

  1. Fortitudo (сила)
  2. Disciplina (дисциплина)
  3. Constantia (выдержка)
  4. Patientia (терпение)
  5. Contemptus mortis (презрение смерти)
  6. Amor laudis (жажда славы)
  7. Cupido victoriae (жажда победы)

Это объясняет, почему народ терпел императора-гладиатора, напрочь забывшего о государстве. В 192 году 31 декабря, в результате заговора, Коммоду убили, что вызвало волну негодования по всему Риму, у которого отобрали их «земного бога».

Однако боями на арене гладиаторские бои не ограничивались, продолжаясь боями на воде. Бои на кораблях назывались навмахии, от греч. «Ναυμαχία» — морская битва. Первое морское сражение история запечатлела в 46г. до н.э. Организатором морской битвы стал Гай Юлий Цезарь, положивший начало совершенно новому направлению в зрелищных битвах. Для этого боя было выкопано целое озеро на Марсовом поле в Риме. Чтобы оценить размах сражения и подготовки к нему – достаточно сказать, что на озере размещалось 16 галер с 2 тысячами гладиаторов в них. Другим крупным сражением на этом же озере была имитация саламинского сражения между грецкими и персидскими флотами, участвовало 24 боевых корабля и 3000 гладиаторов. Крупнейшей же навмахией стало «шоу» по приказу императора Клавдия. Вместить 50 боевых кораблей и 20 тысяч гладиаторов смогло озеро Фучино близ Рима. Особенностью «морских» баталий было то, что на них не было места персональным или личностным сражениям – успех зависел от слаженной работы команды, поэтому только на таких баталиях кровь и текла рекой.

На навмахию Клавдия собралось более полумиллиона зрителей. Все гладиаторы, оставшиеся в живых, были освобождены от гладиаторских обязательств и выпущены на свободу. Исключение составили экипажи нескольких галер, уклонявшихся от основного сражения.

Не смотря на серьёзность битв, были случаи, когда на арене шутили. Так в правление императора Галиена тореадор не мог поразить быка за 10 попыток, но, тем не менее, удостоился лаврового венка победителя. Когда публика ревела в негодовании, император через глашатаев объявил, что награждает победителя за то, что он сделал невозможное – невозможно не поразить быка за такое количество попыток… Своеобразная, конечно, шутка. Другая история свидетельствует о ювелире, который обманул жену императора, вручив кольцо с фальшивыми драгоценностями. Трясущегося ювелира вывели на сцену, объявив, что тот будет сражаться со львами. Однако выпустили под общий смех публики петухов.

Быт гладиатора был похож на современные солдатские будни – гладиаторы жили в бараках, запиравшихся на ночь. Утром их ждал завтрак и многочасовые тренировки. Перед заходом солнца – ужин и сон. Дисциплина была жёсткой, а тренировки тяжёлыми. К гладиаторскому бараку был прикреплён лекарь, который часто осматривал солдат на предмет их физического и морального здоровья, составлял рацион питания и рекомендовал интенсивность тренировок.

Нельзя не поговорить и о гигиене, которой римские врачи уделяли большое внимание. Пословица – «Лучше предотвратить болезнь, чем её лечить» – как раз из Рима. Гигиена была на высшем уровне, чистоте питьевой воды, продаваемым фруктам и овощам уделялось самое пристальное внимание. Специальные служащие проверяли на чистоту все питьевые водоёмы и весь продаваемый товар.

Питание у гладиаторов, как это не парадоксально, было строго вегетарианским, а вино, развлечения с женщинами и знатные пирушки после боя – удел режиссёрской фантазии и правящей элиты Рима. Вином гладиаторы удостаивались лишь по большим праздникам, что было крайне редко, но и то, не для всех. Римская цивилизация славилась не только своей высокой культурой, но и медициной, которая была очень прогрессивна для того времени. Читая трактат врача Атеная, понимаешь, что он актуален и сейчас:

  • Не следует пить молока, чтобы не заболеть (молоко римляне в чистом виде не пили и всегда разбавляли водой).
  • На ночь не стоит употреблять тяжёлую пищу.
  • Здоровая пища – это фрукты и мучные изделия.
  • Не следует кушать сдобный хлеб, сырое мясо, изюм и копчёности.

Пищу готовили с большим количеством специй, компенсируя таким образом недостаток вкусов и питательных микроэлементов. Пищу не солили. Соль использовалась как консервант для продуктов, чтобы они не пропали, поэтому пища была ароматной и всегда свежей. Древние врачи изучали действия тех или иных продуктов на организм, отмечая свои наблюдения и записывая результаты, благодаря чему множество трудов дошло до нашего времени.

Еда, только попавшего в гладиаторский барак новобранца, включала в себя похлёбки и каши, похлёбка была своеобразной диетой для очистки организма от «прежней» пищи. Рецепт одной из похлёбок включает в себя смесь муки, мёда, тёртого сыра, оливкового масла и воды. Уже потом, спустя время, новобранцу разрешалось употреблять в пищу каши, а позже и основные блюда. К основным блюдам можно отнести ячневую крупу и фасоль. Фасоль употребляли с большим количеством овощей. Также в рационе были сухофрукты и минеральная вода.

В рационе гладиаторов было одно блюдо, которое «некая национальность» выдаёт за собственное изобретение. В том виде, в котором есть сейчас – возможно, но первый рецепт и сама идея принадлежит Греции, откуда перенял Рим! Это… борщ!!! «Умойтесь», братья и сёстры из родственной Украины. С салом – это ваше изобретение, а вот питательный, полезный и вкусный – это греческое… Для борща специально выращивали свёклу и капусту. Удивительно, но… самым целебным в борще считали капусту. В рацион не только гладиаторов, но и всего Рима входило огромное количество рецептов на основе капусты. Даже Цицерон посвящал капусте свои хвалебные оды. Рецептов борщей было очень много, именно Римляне догадались, прежде чем варить борщ, обжарить в масле свёклу.

Хлеб, который пекут, как уже писалось выше – не входил в рацион гладиаторов, но его заменяли ячменные лепёшки. Пили воду или напиток на основе забродившего ячменя – квас в нашем понимании. Пиво в Риме варили, но этот напиток был удел бедняков и низшего сословия.

Очень любопытно, что, прежде чем новичка допускали до тренировок, должно было пройти 1-2 месяца вегетарианской диеты. Через 4 месяца уже можно было заниматься тяжёлыми тренировками и тренировками с оружием. Только через год можно было выходить на арену, и дело тут вовсе не в том, что за год бойцов готовили к сражению, были ведь и опытные пленные воины. А в том, что на растительной пище бойцы быстро набирали нужный вес, кости приобретали крепость, организм очищался от шлаков, которые вызывали излишнее перенапряжение в мышцах и снижали скорость реакции гладиатора, мешая его победе. Гладиаторы были отнюдь не мускулистыми и поджарыми «голливудскими бугаями», а крепкими мужчинами плотного телосложения с небольшим «брюшком». Жировая прослойка защищала организм от падений, ударов и травм.

Исследователи из Медицинского университета Вены, проанализировав несколько тысяч костей, принадлежащих гладиаторам, подтвердили факт вегетарианского питания. Сравнив кости гладиаторов с костями «рядовых жителей Рима», учёные отметили, что у гладиаторов, по химическому составу, кости крепче.

Почему же вегетарианское питание было обязательным для гладиаторов? Учёные считают, что вегетарианская диета помогала им оставаться сильными, а слой жира служил дополнительной защитой от холодного оружия при поединках. Стронций, содержащийся в растительной пище, укрепляет кости и способствует скорейшему заживлению ран. Подкожно-жировая клетчатка, при вегетарианском питании, плотная и хорошо снабжается кровью. При мясном питании – она очень рыхлая и кровоснабжение очень затруднено. Не верите? Проверьте…J

Вегетарианское питание очень лёгкое для пищеварительной системы, пища быстрее усваивается и переваривается, лёгкость в теле появляется уже через полчаса после приёма пищи. В организме не образуются токсины, не происходит перенапряжение желудочно-кишечного тракта от излишней его работы. Ведь даже Гиппократ писал, что говядина вызывает меланхолию и плохо переваривается желудком. Он рекомендовал употреблять в пищу бобы и злаковые, что получило широкое распространение.

Уж если гладиаторы со своими интенсивными тренировками, повышенными физическими нагрузками и частыми множественными травмами отдавали предпочтение растительной пище, может стоит задуматься о рационе своего питания…

vegetarian.ru

Римские гладиаторы

«Мы жертвуем живыми, чтобы накормить мертвых» — так император Каракалла в III веке нашей эры сформулировал идейную основу гладиаторских боев, вместе со звериными травлями ставших самым кровавым и жестоким зрелищем в истории человечества. Согласно римским верованиям, которые они, в свою очередь, заимствовали у этрусков, зверства должны были умиротворить души умерших. В древности это было высшей честью, которую могли воздать знатному предку благодарные наследники.

Впрочем, поначалу этот этрусский обычай достаточно медленно укоренялся в жизни римлян времен ранней Республики, может быть, потому что им приходилось много работать и много воевать, и в качестве развлечений они предпочитали атлетические состязания, конные скачки, а также простые театральные представления, разыгрывающиеся непосредственно в толпе отдыхающих. Тогда римлян никак нельзя было назвать любителями созерцания предсмертных конвульсий и стонов раненых, так как этого более чем хватало в их повседневной полувоенной жизни.

Но энтузиасты находятся в любом деле, и в 264 году до н.э. на Коровьем рынке Рима во время поминок по Бруту Пере, устроенных его сыновьями Марком и Децимом, состоялся поединок трех пар гладиаторов (от латинского слова «gladius» — меч). Но лишь спустя еще почти 50 лет это зрелище получило определенный размах: уже 22 пары гладиаторов на протяжении 3 дней услаждали взоры жителей на погребальных играх, устроенных в память о дважды консуле Марке Эмилии Лепиде тремя его сыновьями. И только в 105 году до н.э. благодаря неустанным заботам народных трибунов об увеселении римской черни, уже начавшей формироваться как социальный класс, гладиаторские бои были введены в число официальных публичных зрелищ. Так джинн был выпущен из бутылки...

К исходу II века до н.э. бои, длившиеся несколько дней подряд при участии не одной сотни гладиаторов, не удивляли уже никого. Появились и люди, для которых содержание и обучение гладиаторов стало профессией. Они назывались ланистами. Суть их деятельности заключалась в том, что они находили на невольничьих рынках физически крепких рабов, причем желательно военнопленных и даже преступников, выкупали их, обучали всем премудростям, необходимым для выступлений на арене, а затем сдавали в аренду всем желающим устроить гладиаторские бои.

И все же основную массу профессиональных бойцов арены составляли выходцы из гладиаторских школ. Во времена правления Октавиана Августа (около 10 года до н.э.) в Риме существовало 4 императорские школы: Большая, Утренняя, где готовили бестиариев — гладиаторов, сражавшихся с дикими зверями, школа Галлов и школа Даков.

Среди римских аристократов стало модным иметь своих личных гладиаторов, которые не только зарабатывали хозяину деньги выступлениями, но и выполняли функции личных охранников, что во времена гражданских волнений поздней Республики было чрезвычайно актуальным. В этом отношении всех перещеголял Юлий Цезарь, содержавший одно время до 2 тысяч гладиаторов-телохранителей, составлявших настоящую армию.

Надо сказать, что гладиаторами становились не только по принуждению рабовладельца или по приговору суда к арене, но и абсолютно добровольно, в погоне за славой и богатством.

Несмотря на все опасности этой профессии, простой, но крепкий парень с римского социального дна действительно имел шанс разбогатеть. И хотя шансов погибнуть на пропитанном кровью песке арены было куда больше, рисковали многие. Самые удачливые их них, помимо любви римской черни, а случалось, и римских матрон, получали солидные денежные призы от поклонников и устроителей боев, а также проценты от ставок в букмекерских конторах. К тому же римские зрители частенько бросали на арену особенно полюбившемуся победителю деньги, драгоценности и другие дорогостоящие безделушки, что также составляло немалую долю в доходах цирковой звезды. Император Нерон, например, подарил однажды гладиатору Спикулу целый дворец. А еще многие из известных бойцов давали всем желающим уроки фехтования, получая за это весьма приличную плату.

Тем не менее удача на арене улыбалась совсем не многим — публика хотела видеть кровь и смерть, поэтому гладиаторам приходилось биться всерьез, доводя толпу до неистовства.

И все же большую часть гладиаторов составляли не добровольцы, а рабы и преступники. Проданные в школу или приговоренные судом к арене, что, безусловно, было предпочтительней смертной казни, они после курса обучения, длившегося 3 года, должны были сражаться в цирке. Если гладиатору удавалось остаться в живых, то после еще 2 лет обязательного пребывания в школе в качестве тренера или помощника ланиста он получал полное освобождение и восстанавливался в гражданских правах. А если принимал решение продолжить карьеру гладиатора, то так же, как и добровольцы, оставался в разряде infames — «опозоренных».

Незадолго до игр люди, специализировавшиеся на рекламе, ходили по всему городу и писали краской объявления о предстоящих боях везде, где можно было дотянуться кистью. Порой для этих целей использовали даже надгробия. На древних кладбищах сохранились некоторые из них с высеченной просьбой — «Не пишите объявлений!» Впрочем, римская публика без всяких объявлений назубок знала расписание ближайших гладиаторских боев.

Церемония их открытия была впечатляющим зрелищем. Устроитель игр на колеснице или пешком, в зависимости от занимаемого положения, окруженный толпой друзей и клиентов, объезжал или обходил весь цирк под бурные аплодисменты и одобрительные крики толпы, уже чувствовавшей запах крови. Затем следовал парад гладиаторов — участников игр в полном боевом вооружении. Публика, приветствуя своих любимцев, буквально неистовствовала. В определенный момент гладиаторы останавливались напротив императорской ложи, выбрасывали вперед правую руку и кричали: «Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!», а после этого строем уходили в подтрибунное помещение, где ожидали выхода на арену.

Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления, введенные в практику массовых развлечений Юлием Цезарем. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города. Или на арене вырастал целый лес из свежесрубленных деревьев, а гладиаторы изображали нападение германцев на тех же легионеров из засады. Фантазия режиссеров-постановщиков древнеримских шоу не знала границ. И хотя римлян чем-то удивить было крайне трудно, императору Клавдию, правившему в середине I века, это вполне удалось. Воплощенная по его приказу наумахия (инсценировка морского сражения) была такого масштаба, что оказалась способной поразить воображение всех жителей Вечного города от мала до велика. Хотя наумахии устраивались достаточно редко, так как были очень дорогостоящими даже для императоров и требовали тщательной разработки.

Первую же наумахию провел в 46 году до н.э. Юлий Цезарь. Тогда на Марсовом поле Рима для проведения морской битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В этом представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов. Казалось, более масштабное зрелище устроить уже невозможно, но во 2 году до н.э. первый римский император Октавиан Август после годичной подготовки представил римлянам наумахию с участием 24 кораблей и 3 тысяч солдат, не считая гребцов, которые разыграли битву между греками и персами при Саламине. Побить этот рекорд удалось только императору Клавдию. Для проведения задуманной им наумахии было выбрано Фуцинское озеро, находящееся в 80 километрах от Рима. Никакой другой близлежащий водоем просто не мог вместить 50 настоящих боевых трирем и бирем, экипажи которых составили 20 тысяч приговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городские тюрьмы, посадив на корабли всех, кто мог носить оружие.

А чтобы отбить у такого количества преступников, собранных в одном месте, охоту организовать мятеж, озеро было окружено войсками. Морское сражение происходило в той части озера, где холмы образовывали естественный амфитеатр. Недостатка в зрителях не было: около 500 тысяч человек — практически все взрослое население Рима, расположилось на склонах.

Корабли, разделенные на два флота, изображали противостояние родосцев и сицилийцев. Сражение, начавшееся около 10 утра, закончилось лишь в четвертом часу дня, когда сдался последний «сицилийский» корабль. Римский историк Тацит писал: «Боевой дух сражавшихся преступников не уступал боевому духу настоящих воинов». Воды озера были красными от крови, не говоря уж о раненых, только убитых было больше 3 тысяч человек. После сражения Клавдий помиловал всех уцелевших, за исключением нескольких экипажей, уклонившихся, по его мнению, от боя. Публика же была в совершеннейшем восторге от увиденного. «Переиграть» Клавдия никому из последующих императоров уже не удалось. Не случайно его смерть оплакивал буквально весь город, ведь он, как никто другой, возможно, за исключением Нерона, умел развлечь публику. И пусть за время своего правления Клавдий показал себя далеко не блестящим государственным деятелем, это не мешало ему быть едва ли не самым почитаемым в народе императором.

Гладиаторские бои были не чужды и образованнейшим людям того времени. Цицерон, например, так оценивал эти игры: «Людям полезно видеть, что рабы могут мужественно сражаться. Если даже простой раб может проявлять мужество, то какими же должны быть римляне? Кроме того, игры приучают воинственный народ к виду убийства и готовят его к войне». Плиний, Тацит и многие другие выдающиеся римские писатели и мыслители были горячими поклонниками цирковых зрелищ. Исключение составлял, пожалуй, только философ Сенека, всячески ратовавший за их запрещение, что не в последнюю очередь привело к его вынужденному самоубийству по приказу его венценосного воспитанника Нерона.

Почти все римские императоры стремились превзойти в грандиозности игр друг друга, чтобы завоевать любовь толпы. Император Тит на открытии Колизея, вмещавшего до 80 тысяч зрителей и сразу ставшего главной ареной Древнего Рима, приказал умертвить разными способами 17 тысяч евреев, десять лет работавших на его строительстве. А император Коммод, прошедший курс обучения в гладиаторской школе, сам сражался на арене. Все его поединки, естественно, заканчивались победами. Впрочем, римляне, не любившие «халтуры» в таком важном деле, довольно быстро заставили его закончить карьеру гладиатора. Хотя войти в летопись игр Коммоду все же удалось — однажды он убил меткими выстрелами из лука пятерых весьма дорогостоящих бегемотов. Император Домициан, будучи виртуозом в стрельбе из лука, любил потешить зрителей, поражая стрелами голову льва или медведя так, чтобы стрелы как будто становились для них рогами. А рогатых от природы животных — оленей, быков, зубров и так далее он убивал выстрелом в глаз. Надо сказать, что римский народ очень любил этого правителя.

Встречались среди римских императоров и весельчаки. С именем Галлиена, например, связана очень забавная история. Одного ювелира, продававшего фальшивые драгоценные камни и приговоренного за это к арене, бестиарии выгнали на середину цирка и поставили напротив закрытой львиной клетки. Несчастный с замиранием сердца ждал неминуемой и притом ужасной смерти, и тут дверь клетки распахнулась и из нее вышел… цыпленок. Не выдержавший напряжения ювелир упал в обморок. Когда зрители вдоволь насмеялись, Галлиен повелел объявить: «Этот человек обманывал, поэтому и его обманули». Затем ювелира привели в чувство и отпустили на все четыре стороны.

К началу IV века гладиаторские бои и звериные травли стали постепенно приходить в упадок. Это было время, когда некогда Великая Римская империя стала буквально изнемогать под ударами многочисленных «варварских» племен. Положение усугублялось непрекращающимся экономическим кризисом — сами римляне практически не работали, а привозимые товары непрерывно дорожали. А потому у римских императоров того периода хватало забот, помимо устройства дорогостоящих игр. И тем не менее они продолжались, хотя уже и без прежнего размаха. Окончательно гладиаторские бои были запрещены за 72 года до падения Римской империи.

Во время обучения в школе всех гладиаторов сытно кормили и квалифицированно лечили. Примером тому может служить тот факт, что знаменитый древнеримский врач Гален долгое время работал в Большой императорской школе. Спали гладиаторы попарно в небольших каморках площадью 4 — 6 м2. Тренировки, продолжавшиеся с утра и до вечера, были очень интенсивными. Под руководством учителя, бывшего гладиатора, новички обучались фехтованию. Каждому из них давали деревянный меч и щит, сплетенный из ивы. Удары отрабатывались на вкопанном в землю деревянном колу высотой около 180 см. На начальном этапе обучения «курсант» должен был овладеть умением наносить сильные и точные удары в воображаемые грудь и голову противника, а также не раскрываться при обороне. Для укрепления мышц следующее после деревянного железное учебное оружие специально делалось в 2 раза тяжелее боевого.

Когда новичок в должной степени постигал азы боевого искусства, его, в зависимости от способностей и физической подготовки, распределяли в специализированные группы того или иного типа гладиаторов. Самым старым, классическим типом, просуществовавшим до конца Республики, были самниты, названные так по имени народа, хоть и покоренного римлянами, но нанесшего последним несколько военных поражений, за что и были практически истреблены в I веке до н.э. И тем не менее именно их вооружением римляне и снабдили своих первых гладиаторов. Оно состояло из большого прямоугольного щита, шлема с высоким гребнем и султаном из перьев, короткого прямого меча и поножи на левой ноге. В начале нашей эры название «самнит» заменилось на секутора (преследователя), хотя вооружение оставалось прежним. На них очень походили гопломахи, с той разницей, что их щиты были большими и круглыми. Соперниками гопломахов и секуторов были, как правило, ретиарии — представители одного из самых технически сложных видов этого «спорта». Ретиарии получили это название от своего главного орудия — сети (от лат. — «rete») с тяжелыми грузилами по краям. Задачей ретиария было метнуть сеть так, чтобы опутать противника с головы до ног, а затем уже прикончить его трезубцем или кинжалом. Ни шлема, ни щита у ретиария не было — ему приходилось рассчитывать только на собственную ловкость. В эту группу брали наиболее быстрых и координированных новичков.

Франкийцы были вооружены маленьким круглым щитом, небольшим изогнутым мечом, поножами на обеих ногах, железным нарукавником на правой руке, шлемом с забралом со множеством отверстий, закрывавшим все лицо.

На шлемах галлов, или мурмиллонов (от лат. «murma» — рыба) изображалась рыба, а их вооружение соответствовало галльскому. Часто противниками мурмиллонов выступали ретиарии, напевавшие во время схватки песенку, придуманную в давние времена: «Я ловлю не тебя, я ловлю рыбу. Почему ты убегаешь от меня, галл?». Несколько особняком стояли эсседарии — гладиаторы, сражавшиеся на боевых колесницах. Они были вооружены арканами, пращами, луками и дубинами. Первыми эсседариями были пленные бритты, которых Юлий Цезарь привез из своего не слишком удачного Британского похода.

Наименее способные ученики попадали в андабаты. Они были вооружены только двумя кинжалами, без всякой дополнительной защиты, довершал это снаряжение шлем с двумя отверстиями, совершенно не совпадающими с глазами. Поэтому андабаты вынуждены были сражаться друг с другом практически вслепую, наугад размахивая оружием. Цирковые служители им «помогали», подталкивая сзади раскаленными железными прутами. Публика всегда очень веселилась, глядя на несчастных, а эта часть гладиаторских боев считалась у римлян самой забавной.

Ничуть не меньше, чем поединки гладиаторов, римляне любили зрелища их сражения с дикими животными, как, впрочем, и схватки между зверями.

Еще диктатор Сулла в 93 году до н.э. выставил на арену 100 львов, затем Юлий Цезарь — 400, Помпей — 600 и еще 400 леопардов и 20 слонов. В дальнейшем число животных на аренах росло просто немыслимыми темпами: на играх, данных Ульпием Траяном в честь его победы над даками, было умерщвлено около 11 тысяч самых разных зверей.

Ловцы животных трудились не покладая рук, опустошая римские провинции в Африке и Азии, а также сопредельные территории. Этим чрезвычайно опасным, но и столь же выгодным бизнесом занимались тысячи профессионалов. Помимо сражающихся людей на аренах гибли сотни и тысячи львов, тигров, волков, леопардов, медведей, пантер, кабанов, диких быков, бизонов, слонов, бегемотов, носорогов, антилоп, оленей, жирафов, обезьян. Однажды ловцы ухитрились привезти в Рим даже белых медведей! Видимо, невыполнимых задач для них просто не существовало.

Все эти животные в цирках были жертвами градиаторов-бестиариев. Их обучение было гораздо более длительным, нежели классических гладиаторов. Учеников знаменитой Утренней школы, получившей такое название из-за того, что звериные травли проходили по утрам, обучали не только обращению с оружием, но и дрессуре, а также знакомили с особенностями и повадками разных животных.

Древнеримские дрессировщики достигли в своем искусстве невиданных высот: медведи ходили по канату, а львы клали бестиарию под ноги загнанного, но еще живого зайца, обезьяны ездили верхом на свирепых гирканских гончих, а оленей запрягали в колесницы. Этим удивительным трюкам не было числа. Но когда пресыщенная толпа требовала крови, на арене появлялись бесстрашные венаторы (от лат. wenator — охотник), умевшие убивать зверей не только различными видами оружия, но и голыми руками. Высшим шиком у них считалось накинуть на голову льва или леопарда плащ, замотать его, а затем убить зверя одним ударом меча или копья.

Огромной популярностью пользовалось также стравливание животных друг с другом. Римлянам надолго запомнился бой между слоном и носорогом, во время которого слон схватил метлу, которой подметали арену, ослепил ее острыми прутьями носорога, а затем растоптал противника.

Именно гладиаторские бои, проводимые на аренах цирков, были ежедневным и любимым зрелищем римлян, прекрасно разбиравшихся в нюансах рукопашных схваток.

Публика внимательнейшим образом следила за ходом поединка, отмечая малейшие изменения в действиях сражающихся гладиаторов.

Если один из них во время поединка был тяжело ранен, он мог бросить оружие и поднять вверх руку — этим жестом он просил зрителей о пощаде. Если публике нравилось, как он сражался, то люди поднимали вверх большие пальцы рук или просто махали платками, крича при этом «Отпусти!». Если же не нравилось, то зрители опускали большие пальцы книзу, вопя «Добей!».

Вердикт толпы не оспаривался даже императором.

Бывало, что схватка затягивалась, а оба израненных гладиатора долго не могли одолеть один другого. Тогда зрители могли сами остановить поединок и потребовать от эдитора — устроителя игр — отпустить обоих бойцов с арены. И эдитор подчинялся «гласу народа».

То же происходило и в том случае, если гладиатор настолько угождал публике своим мастерством и мужеством, что она требовала немедленного вручения ему деревянного тренировочного меча в качестве символа полного освобождения не только от схваток на арене, но и от рабства. Разумеется, касалось это только военнопленных и рабов, но не добровольцев.

До наших дней дошло имя гладиатора Фламмы, во время карьеры которого восхищенные зрители четырежды требовали вручения ему деревянного меча, а он все четыре раза отказывался! Не исключено, что Фламма проявлял столь неслыханное упрямство в погоне за славой и деньгами. Так или иначе, но это ему удалось, он ушел с арены добровольно, более или менее невредимым, причем в довольно зрелом возрасте и будучи обладателем приличного состояния.

Гладиаторы древнего Рима были тучными и вегетарианцами-обжорами

Результаты исследований, проведенных австрийскими учеными, ставят крест на прежнем образе римских гладиаторов.

 Исследовав останки более 70 гладиаторов, захороненных на древнеримском кладбище на месте города Эфес, который был тогда столицей Малой Азии, ученые из венского университета пришли к выводу, что это были отнюдь не мускулистые и поджарые красавцы, поедавшие сырое мясо в промежутках между кровавыми сражениями.

 Данные исследования дают возможность ученым ответственно заявить, что гладиаторы были страдающими от избытка веса вегетарианцами, которые питались ячменной кашей и бобами, пишет газета Telegraph.

 Ученые отмечают, что древнеримские мозаики, на которых изображены стройные фигуры бойцов на аренах цирков, по мнению ученых, являют собой скорее художественный образ, дань культурной традиции, идущей со времен Древней Греции, но никак не правдивое изображение гладиаторов того времени.

 Дело в том, что, если бы гладиаторы питались мясом, в их костях уровень содержания стронция и цинка был бы примерно одинаковым. Однако спектральный анализ показал, что стронция в костях гораздо больше чем цинка, как это обычно бывает у вегетарианцев.

 Историки считают, что вегетарианская диета не только делала гладиаторов сильными - слой жира служил им дополнительной броней, защищая жизненно важные органы от холодного оружия. Кроме того, плотность костей у гладиаторов была намного большей, чем у среднего человека, который питался мясом.

 Историки также смогли объяснить, почему зрители в римских цирках требовали добить поверженного воина, показывая кулак с направленным вниз большим пальцем. Они установили, что гладиаторов обычно добивали, протыкая сердце мечом через горло..

Источник: www.paneuro.ru

www.my-article.net

Древнеримские гладиаторы

Гладиаторы Древнего Рима

Автор: matroskin83

Бой гладиаторовИстория появления первых гладиаторов уходит в далекий 264 год до нашей эры. Считается, что всё началось с похорон одного известного римского аристократа, где рабы устроили спектакль в честь памяти усопшего и сражались на смерть. С этого началась история гладиаторов Древнего Рима. Спектакль, который устраивали гладиаторы на арене, считался дорогим удовольствием для знати. Богатые люди покупали билеты на бои, объявления о которых предварительно появлялись в Помпеях.

Гладиаторы Древнего Рима являлись очень дорогими инвестициями, поэтому с ними обращались бережно, хорошо кормили и оказывали медицинскую помощь.

Гладиаторы были рабами, но они были обеспечены всем, в том числе и регулярными тренировками, качественной высококалорийной пищей и лучшей медицинской помощью. На каждого гладиатора тратились крупные суммы, поэтому их старались беречь и не убивать зря. Но были также и такие гладиаторы, которые не были рабами. Это были добровольцы, сражающиеся за деньги. Они давали присягу, после чего автоматически переходили в статус раба и владелец имел все права на жизнь гладиатора.

У гладиаторов существовали своды правил. Для каждого стиля борьбы был свой свод правил. Стили борьбы различали по комбинациям и видам оружия и доспехов.

Существовали также и бои верхом. Но они завершались тем, что гладиатор должен был спешиться и закончить решающий бой пешим.Гладиатор ГопломахГладиатор ТраексГладиатор МурмиллонГладиатор РетриарийВ то время были популярны следующие виды гладиаторов: hoplomachus, thraex и murmillo. Первый вид гладиаторов имел наименьшую степень защиты – он выступал практически без неё. Второй вид был более защищен – его торс покрывал квадратный щит небольших размеров. А murmillo являлся самым защищенным видом гладиатора, но при этом его движения были ограничены из-за больших щитов, защищавших его тело. У всех трёх типов гладиаторов была прочная обувь и одежда, поэтому эти виды имели больше шансов на выживание, в отличие от всех остальных видов. Ещё один вид гладиатора – retiarius, был самым уязвимым. Поскольку из всей защиты у него имелся только небольшой наплечник, правда он мог защищаться кинжалом в ближнем бою и не подпускать к себе противника, обороняясь трезубцем.

Гладиаторы в Древнем Риме сражались не только правой рукой. Кто мог сражаться обеими руками, получал значительное преимущество. Боевые стили перетекали из разных регионов, смешивались и закреплялись. Позднее, когда гладиаторские бои стали стандартными и их закрепили в документах, гладиаторов можно было обучать любому стилю.

Дни, когда проходили состязаниями, объявлялись праздниками. В амфитеатре было огромное количество зрителей, которых рассаживали строго по статусу.

Бои сопровождались музыкой, которая ускорялась по мере приближения кульминации.

Бои открывались с поединка приговоренных на смерть с дикими экзотическими животными. В случае победы гладиатора, ему даровалась жизнь.

Женщины не только посещали гладиаторские бои, но и участвовали сами в сражениях. На арену выходили и мужчины и женщины, бои которых часто заканчивались оргиями.

Гладиаторы старались нанести удар в голову или крупные артерии, что выяснилось по сохранившимся костям.

О гладиаторах до наших дней дошло не так много информации, но их эпоха продлилась целых семь столетий, что характеризовало целую цивилизацию.

Окунуться в эпоху древнеримских гладиаторов и жестоких схваток вы можете посмотрев фильм «Гладиатор» и сериалы «Спартак: Месть» и «Спартак: Боги арены».

kino-voina.ru