Ткачество в древнем египте. Узорчатые ткани
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ткани. Ткачество в древнем египте


Персональный сайт - Древнейшие гобелены, коптские ткани, ткачество, coptic fabric

Древнейшие гобелены

Искусство изготовления гобеленов (шпалер) имеет древнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера, но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте

 

Древнейшими сохранившимися до нашего времени шпалерами являются коптские ткани (одежда, фрагменты мебельной обивки или обоев из египетских захоронений III-XII веков), связывающие античность и средние века. Коптские ткачи развили технику шпалер, введя в употребление некоторые приемы, использующиеся и сегодня.

 

 Коптские ткани

Древние греки называли жителей страны фараонов "айгип-тос"; то есть египтяне. Арабы, подчинившие Египет в середине VII века, переиначили на свой лад это греческое слово. Они стали именовать египтян, большинство из которых исповедовало христианство, "кобтами". Отсюда - "копты", так называли жителей долины Нила, и "коптский" для обозначения языка, культуры и искусства древнего народа.

Коптское искусство охватывает IV-XII века. Впитав в себя художественное наследие Древнего Египта, Греции, Рима, Сирии, оно превратилось в своеобразный сплав языческих и христианских представлений.

Самая известная область этого искусства-ткачество. Мастера использовали разные материалы: коноплю, хлопок, шелк, но чаще - лен и шерсть. Прочные льняные нити служили основой, а легко поддающиеся окраске шерстяные - утком. Комбинируя нити разных цветов, ткачи создавали разные изображения. Они применяли все известные в то время техники: гобеленную, петельчатое плетение, вышивки, брошэ, набойку, резерваж.

Из тканей делали одежду, покрывала, занавесы и предметы разнообразного назначения. Открыли коптские ткани сто лет назад, раскапывая христианские захоронения в египетских селениях: Ахмиме, Фаюме, Саккаре и других местах. В музейных и частных собраниях мира хранится до 150 тысяч фрагментов коптских тканей. В России самой крупной коллекцией,более трех тысяч образцов, обладает Государственный Эрмитаж.

В ранних тканях сильны эллинистические традиции. Особенно популярными были античные сюжеты и мифологические персонажи. Об этом можно судить хотя бы по наплечному многокрасочному медальону IV века с погрудным изображением молодой женщины. Греческие буквы, вытканные на лия. Этот образец ткани, несомненно, восходит к живописному оригиналу, не дошедшему до нашего времени. Использование нитей более двадцати оттенков позволило мастеру добиться тончайшей градации цветов. Отличаясь высокими художественными дос-тоинствами, этот памятник интересен удачным соединением древнеегипетских и эллинистических элементов.

Из олимпийских богов коптские ткачи отдавали предпочтение Дионису. Бога веселья представляли одного или с пляшущими, музицирующими и поющими сатирами, менадами, Паном, Селеном. Полна скрытой символики сцена на многокрасочной круглой вставке IV-V веков. В ветвях виноградной лозы, вырастающей из вазы, стоит, скрестив ноги и подняв вверх руки, Дионис в наброшенном на плечи плаще. Здесь же олени, птицы и пантера. На белом фоне яркие пурпурные силуэты с вкраплениями красного, розового, зеленого и желтого цветов. Одним из самых популярных античных героев у коптов был Геракл. Его изображения встречаются в скульптуре, поделках из металла, кости, особенно много - на тканях. Интересна среди них пурпурная прямоугольная вставка V века. В центре ее вытканы Дионис и Ариадна на колеснице, влекомой пантерами. Их сопровождает Геракл с палицей на плече. На бордюре вставки представлено двенадцать подвигов легендарного героя, порядок расположения которых от левого верхнего угла вниз следующий: удушение Немейского льва, поединок с царицей амазонок Ипполитой, поимка Керинейской лани, борьба с Лернейской гидрой, охота на Стимфалийских птиц, метавших железные перья, укрощение могучих коней Диомеда, покорение Кербера - трехголового пса- стража подземного царства, расправа с коварным египетским царем Бусирисом, схватка с Критским быком, очистка Авгиевых конюшен, демонстрация Эриманфского вепря царю Эврисфею, трусливо спрятавшемуся в кувшине, и, наконец,- добыча молодильных яблок в саду Гесперид. Небольшие по размерам фигурки довольно условны, но им нельзя отказать в образной выразительности и динамичности

Любим был коптскими ткачами и сказочный певец Орфей. В этом герое воплощались представления древних о возвышающей, облагораживающей силе искусства. Его музыка воздействовала не только на людей, но и на животных, птиц, деревья и камни. На пурпурной вставке-медальоне V-VI веков представлен легендарный певец. На его голове фригийский колпачок, в руках - лира. Вокруг завороженные игрой бог лесов и полей Пан, кентавр, пан-тера, верблюд, грифон, лев, кабан, заяц и разные птицы. Ясный линейный ритм и четкие силуэты определяют запоминающийся образ. Но ткачи не ограничивались только изображением персонажей античной мифологии. В их работах много и представителей животного, растительного, фантастического миров, встречаются и сцены повседневной жизни. Одна из них - на парных вставках-кругах V-VI веков выполнена вышивкой. Скорее всего памятник происходит из Александрии. На нем представлен мальчик, играюший с собакой. Незамысловатый сюжет проникнут беззаботностью и радостным восприятием жизни. Часто сюжетом для коптских тканей служили сцены охоты. На круглой многокрасочной вставке IV века мы видим эпизод охоты на медведя. В круглящиеся листья аканфа удачно вписана фигура животного. Ткач выразительно передал кульминационный момент схватки человека со зверем, когда пронзенный дротиком медведь теряет силы.

 

Прекрасная ткань III - IV веков с изображением богини случая и судьбы Тихэ (римской Фортуны), почитавшейся как покровительница Александрии, Антиохии и других эллинистических городов. В центре квадратного медальона выткана изящно склоненная, редкого обаяния голова богини с венчающими ее атрибутами: оборонительной городской стеной с башнями. Ткань отличается гармоничностью цветового решения, Формы трактованы сочно и переданы моделировкой, с проработанными тонкими штрихами деталями. Живописно и с артистической свободой положены темные линии контура лица и шеи. Несомненно, образцом для этой ткани служил живописный оригинал.

Погрудное изображение божества реки Нил с венком из длинных листьев водяных растений воплощено в облике могучего мужчины с атлетически развитыми плечами. Светлые блики на лице, груди, руке придают фигуре особую рельефность. Энергичный поворот головы, экспрессивный взгляд широко раскрытых глаз делают образ полным энергии и динамики. Четко обведенные темной линией глаза, жесткий рисунок овала лица, что также характерно для портретной живописи III века.

Нил-коптская ткань,  4в.    Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина

коптская ткань IV-VIвв.    Москва,  ГМИИ им. А.С. Пушкина

 1.Брак Афродиты и Гефеста, коптско-арабский Период, 7-ой-8в. Лувр.   

2.Приседающая Афродита. Лен и шерстяная вышивка. Коптский Египет, 3-4в.

1.  Коптская ткань с изображением Диониса и Ариадны   4-6 в

2   Коптская ткань с изображением сцены рождения Афродиты  4-6в

Сохранившиеся фрагменты коптских тканей 4-6в.

С утверждением христианства изменилась образная система коптских тканей. Все чаще в них воспроизводятся сюжеты христианской истории, появляется мотив креста - символа новой веры. В связи с этим претерпевает изменения и характер самих изображений. Рисунок становится схематичным, яркие цвета сопоставляются друг с другом, сюжетные коллизии приобретают незамысловатый характер. Эти качества в полной мере преобладают на медальоне VII-VIII веков с эпизодами истории Иосифа Прекрасного. Суть ее такова: у старца Иакова было двенадцать сыновей, старшие пасли овец далеко от дома, отец послал младшего Иосифа навестить их, но завистливые братья бросили юношу в колодец, потом продали купцам-арабам, а те перепродали его начальнику стражи фараона Потифару. На дальнейшей, полной превратностей судьбе Иосифа мы не останавливаемся, поскольку на коптских тканях (а их более полусотни) иллюстрируются только отмеченные нами события.

Коптские ткани создавались на протяжении почти тысячи лет. Через образы античной и христианской мифологии, воплощенные в этих замечательных памятниках, мы имеем возможность познакомиться с художественными вкусами народа, жившего в далекую эпоху, представить уровень развития искусства Египта того времени.

По материалам журнала "Юный художник".4, 1986г.  и сайтов  artyx.ru . touregypt. net. .kunstpedia.com .

olga-bryntseva.narod.ru

Ткани

Производство древнего Египта

Ткани, как и большинство других предметов, сохранившихся со времен Древнего Египта, известны нам по находкам в гробницах, где их широко применяли для запеленания покойников. Иногда все же удается обнаружить какой-нибудь предмет одежды, который покойник носил при жизни, например рубашку или положенную в гробницу ткань, не предназначенную для запеленания.

Прядение и ткачество принадлежат к числу древнейших видов мастерства, которыми владели древние египтяне. Мы имеем образцы тканей, сделанных еще в эпоху неолита[851]. На стенах нескольких гробниц XII династии [236] в Бени-Хасане[852] и в Эль-Берше[853], а также в гробницах XVIII династии в Фивах[854] изображено возделывание льна, обработка льняного волокна посредством колочения, прядение, тканье или некоторые из этих операций. В Каирском музее хранится найденная Уинлоком в Фивах модель эпохи XI династии, изображающая женщин, занятых прядением и изготовлением тканей[855].

Существует ряд работ, посвященных исследованию с различных углов зрения и описанию прядения и ткачества в Древнем Египте[856]; в одной статье, написанной Кроуфут, проводится сравнение между древними и современными методами. Пряжу пряли руками (преимущественно женщины) при помощи небольшого веретена, которое висело на ссучиваемой нити. Ткацкий станок был ручным и горизонтальным вплоть до гиксосского вторжения, когда на смену ему пришел вертикальный ткацкий станок.

Прялки[857], веретена, напрясла и грузики от ткацкого станка часто встречаются при раскопках.

До позднего времени основным видом тканей, встречающихся в египетских гробницах, являются льняные ткани, хотя иногда находят ткани из травяного и тростникового волокна. Шерсть, хотя в какой-то мере она, по-видимому, всегда применялась для изготовления одежды, а в более позднюю эпоху применение [237] ее совершенно несомненно, считалась тем не менее нечистой в ритуальном отношении. Геродот, говоря о

97

Египтянах, писал : «Ничего шерстяного нельзя вносить в храмы или хоронить с мертвыми; это запрещено». Лишь очень поздно Египет познакомился сначала с хлопком, а потом с шелком. Мы переходим к описанию каждого из этих материалов в порядке их значимости.

Лен (первоначально Linum humile, но теперь Linum usitatissimum) возделывался в Египте с глубокой древности. До нас сохранились льняные ткани неолитического[858], бадарийского[859] и додинастического[860] периодов и эпохи I династии[861]. Лен производится в Египте в значительном количестве и теперь. Плиний отмечает коммерческое значение выращивания льна в Египте. По его словам[862], «благодаря льну... Египет в состоянии ввозить товары из Аравии и Индии»; он утверждает также, что страна «извлекает из льна огромные прибыли».

Древнеегипетские льняные ткани весьма различаются между собой по текстуре — от тончайшего газа до грубого холста. Ряд специалистов исследовали природу и качество египетских тканей, в том числе Дж. Томсон[863], У. У. Миджли[864], Т. Миджли[865], Т. У. Фокс[866], У. Г. Томсон[867] [238], А. Ф. Кендрик[868], А. Ф. Геннеберг[869], Г. Линг Рот[870] и Г. М. Кроуфут[871]. По словам Т. Миджли, «в настоящее время мы довольно хорошо изучили текстуру ткани раннединастического периода в Египте, а также хорошо разбираемся в устройстве ткацкого станка со всеми его принадлежностями... Из росписи гробниц... мы узнали, какой обработке подвергались стебли льна для получения лубянистых волокон, как их очищали, чесали, выравнивали, пряли и сучили. Наконец, мы видим на этих картинах уток и основу, прикрепленную колышками к земле, прутья, разделяющие нити... и изготовление ткани из этой тщательно подготовленной пряжи. Берда не было, поэтому... промежутки между нитями основы были больше, чем в современных тканях... Если не считать этого, то просто удивительно, что для примитивного ткачества и ткачей Древнего царства осталось неизвестным лишь немногое из того, что известно и практикуется в наши дни... Так, мы видим, что еще на заре истории Египта техника прядения и ткачества достигла высокого уровня. Нет сомнения, что ранние фазы эволюции ткацкого станка следует искать в недрах додинастической эпохи».

В гробнице Тутмоса IV было найдено несколько маленьких кусочков цветной гобеленовой льняной ткани[872], а в гробнице Тутанхамона — несколько предметов из цветной гобеленовой льняной ткани и образцы вышивки[873]. [239]

Уинлок нашел гофрированную льняную ткань времен XI династии[874], а в Каирском музее хранятся три образца гофрированных льняных тканей XVIII династии, причем на одной из них с исключительным искусством выполнены два ряда плиссировки, под прямым углом друг к другу[875],

Период Династия Приблизительные даты Каменный век Палеолит Не датирован Неолит Конец неолитического периода датируется приблизительно 5000 г. до н. э. Додинастический Бадарийская культура 5000-3400 до н. э. Ранний додинастический Средний …

Для более полного понимания вопроса о ремесленных производствах Древнего Египта и применявшемся в них сырье необходимо хотя бы общее знакомство с историей этой страны. Нужно отчетливо представлять себе и глубокую …

msd.com.ua

Узорчатые ткани

В художественном текстиле более позднего времени (XII век) наблюдаются известные перемены: надписи вместо угловатого куфи исполняются округлым почерком насх, рисунок делается более схематичным, излюбленным становится золотой фон. В это время очень распространены широкие декоративные полосы, где между узких кайм со стилизованным буквенным орнаментом расположены овальные или ромбовидные медальоны, в которых чередуются изображения животных и птиц. В расцветке этих тканей доминирует мягкий желто-золотой цвет узора на карминно-красном фоне. Полосы с надписями нередко разделены тонкими светло-синими линиями. Орнаментальные полосы, значительно более широкие, чем в изделиях предшествующего периода, располагаются близко друг к другу, оставляя мало свободного фона.

Наряду с узорными льняными и шелковыми тканями в египетском текстиле были очень распространены различные виды вышивок. Выделывались также драгоценные, затканные тяжелыми золотыми и серебряными нитями ткани с очень тонкой основой, на которой рельефно выступали пышные узоры. С XIII-XIV веков в египетском художественном текстиле преобладают ткани, сплошь покрытые узкими разноцветными полосами с мелким геометрическим узором, образованным сочетаниями различных звезд, треугольников и других фигур.

Родоначальницей производства хлопчатобумажвых иабивных тканей многие исследователи считают Индию. Уже в 1 веке до и. э. индийские набивные ткани были извествы в Греции и Риме; позднее они получили раепространение в странах Азии и Африки.

До ваших дней из древних тканей в оригинале сохранились лишь коптские ткани (II—XII века н.э.). Копты - потомки египтян, принявшие христианство. Несмотря на завоевание Египта персами, а затем арабами, орнаментальные узоры на коптских тканях с характерными сочетаниями геометрических и растительных мотивов, со своеобразной трактовкой фигур людей и животных долгое время сохраняли присущие им особенности.

Значительных успехов в искусстве украшения шелковых тканей достигла в VIII веке Япония. Так, набивные ткани кайосети поражают необычайной заонченностью и оригинальностью рисунка. Узор на эти ткани наносился деревянными формами - манерами. Популярным в Японии был и другой способ украшения тканей, напоминающий технику горячего батика - рокети, которым расписывались в основном ширмы. Наконец, нередко здесь сочетали набивку деревянными манерами и ручную роспись. По выразительности рисунка, его тонкости и лаконичности японские ткани древних времен и средних веков поражают даже современного человека.

Египет сегодня производит достаточно качественный хлопок и ткани. Египетский хлопок считается лучшим в мире, что дает еще один хороший повод для покупки местной одежды. Однако, чтобы обнаружить модные с европейской точки зрения вещи, нужно немного потрудиться. Все, что производится в Египте по лицензии европейских фирм, стоит также почти по-европейски. Размеры соответствуют принятым в континентальной Европе. Интересны ткани с национальными узорами.

Древний Египет

Начиная примерно с 3400 года до н. э. проследить за развитием ткачества довольно несложно. Египетский метод мумификации, погребение вместе с умершим множества предметов из повседневной жизни, особые климатические условия Египта, способствовавшие сохранению большого числа погребений, дали человечеству значительные практические сведения о жизни и привычках древних египтян. Кроме того, до нас дошло много памятников египетской живописи и скульптуры, по которым также можно судить о развитии ткачества.

Сохранились льняные ткани неолитического, бадарийского и додинастического периодов и эпохи 1 династии. На фрагментах льняной ткани из додинастического погребения в Гебелайне изображена сцена охоты на гиппопотама на двух лодках разных размеров. В гробницах фараонов I и II династий (3400 - 2980 годы до н. э.) найдены ткани с основными и уточными нитями одинаковой толщины и с плотностью по основе - 48 нитей на сантиметр, по утку60 нитей на сантиметр. Ткани мемфисской династии (29802900 годы до н. э.), найденные в гробницах в Верхнем Египте, тоньше современных льняных полотен и имеют плотность 19Х32 и 17Х48 нитей на квадратный сантиметр.

В египетских гробницах были также найдены деревянные и глиняные фигурки (около 2500 года до н. э.) ткачей и сновальщиков за работой. Снование с помощью колышков, забитых в землю, до сих пор используется некоторыми народами в ручном ткачестве (например, в Гватемале).

Среди рисунков на стенах гробницы Хемотепа из Бени - Хасана (2000 - 1788 годы до н. э.) есть несколько рисунков изображением вертикального станка и работающих ткачей, а также процессов изготовления пряжи и подготовки ее к ткачеству. Аналогичные изображения имеются на стенах еще нескольких гробниц XII династии в Бени-Хасане и Эль-Берше, а также в гробницах XVIII династии в Фивах. В Фивах археолог Уинлок нашел модель времени XI династии, изображающую ткущих женщин.

Ткани египетских мумий показывают, что люди Древнего Египта владели совершенным ткацким мастерством. При всем нашем современном оборудовании мы не можем достичь некоторых результатов, полученных когда-то древними мастерами. В отдельных тканях египетских мумий плотность по основе превышает 200 нитей на сантиметр, в то время как современное ткацкое оборудование не позволяет вырабатывать ткани с плотностью по основе большей чем 150 нитей на сантиметр. Так, например, повязка на лбу мумии, хранящейся в одном из английских музеев, сделана из полотна с плотностью по основе 213 нитей на сантиметр. Линейная плотность пряжи в этой ткани 0,185 текс (т. е. масса одного километра пряжи составляет 0,185 грамма) . Масса одного квадратного метра такой ткани составила бы 5 граммов.

Интересны результаты исследования образца ткани египетской мумии, хранящейся в Ивановском художественном музее [3]. Ткань датируется XVI - XV веками до н. э. и состоит из четырех слоев: полотна, пропитанного прозрачным веществом желто-охристого цвета, белого грунта, напоминающего по цвету и блеску рыхлый снег, краскизеленого, красного и желтого цветов, прозрачного лака серовато-пепельного цвета. Ткань полотняного переплетения имеет плотность по основе 24 нити на сантиметр, по утку13 нитей на сантиметр. Грунт состоит из мелких анизотропных кристаллических обломков белого цвета, нерастворимых в эфире. Краска аморфная, с кристаллическими включениями, нерастворимая ни в воде, ни в универсальных органических растворителях, сохранила свежесть и яркость. Лак аморфный, не подвергшийся кристаллизации. Полученные результаты говорят о том, что в датируемое время египетские мастера умели изготовлять прочные полотняные ткани, знали способ их предохранения от тления, им был известен некристаллизующийся лак, сохраняющий яркость и свежесть красок в течение длительного времени.

В музеях мира хранится большое число образцов орнаментированных тканей, датируемых около 1500 года до н. э. Несколько образцов цветной гобеленовой льняной ткани было найдено в гробнице фараона Тутмоса IV (1466 год до н. э.). На ковре из этой гробницы виден узор в виде лотосов, полукругов и обычного для Древнего Египта крестообразного амулета. В погребении молодого фараона Тута, относящемся примерно к этому же времени, было найдено большое количество изумительных по красоте тканей.

На стене спальни в главном дворце Ахетатона, столицы фараона Аменхотепа IV (Эхнатона), сохранились остатки росписи с изображением дочерей фараона, сидящих на подушках. Рисунок тканей на подушках представляет собой параллельно расположенные ромбы голубого цвета на розовом фоне. В рельефе из гробницы Пареннефера в Ахетатоне также имеется изображение подушки, покрытой узорной тканью. Узор ткани выполнен в виде «дорог» из ромбов разных размеров. На крышке ларца из гробницы Тутанхамона (13751350 годы до н. э.) изображена сцена охоты фараона на львов. На фараоне одежда из ткани золотистого цвета с несложным геометрическим орнаментом. Конь в колеснице фараона покрыт узорной тканью, вероятно, ковром, с мотивами геометрического орнамента на золотистом фоне и с тремя темно-синими полосами по краям. Поле ткани между полосами заполнено тем же узором, что и основной фон ткани.

Древние египтяне знали и широко применяли окрашивание пряжи. Ткани мумий имеют кромки голубого и желто- коричневого цветов. Ложе мумии Тутанхамона покрывала темно-коричневая ткань. Цветом, близким к черному, окрашена ткань, покрывавшая парадные жезлы. На статую телохранителя у входа в гробницу была накинута тонкая темно-желтая ткань. В гробнице Тутанхамона найдено также несколько изделий из цветной гобеленовой льняной ткани.

В Древнем Египте ткачество было тесно связано с мелким крестьянским хозяйством. Ткани были натуральной податью землевладельцев как в Древнем, так и в Новом царстве. При XVIII династии визирь Рехмир принимал в числе подносимых ему даров ткани различных сортов.

Основываясь на тканях римского периода, найденных в Антиное и Александрии, археолог Э. Флемминг высказал предположение, что они были изготовлены на ткацком станке с подвязями. Однако вопрос о происхождении этих тканей долгое время оставался дискуссионным. Первые находки были сделаны в Антиное еще в 1896 - 1897 годах, и ведущие востоковеды того времени - Стржиговский и позднее Херцфельд - признавали иранское происхождение тканей, датируя их временем Сасанидов (224 - 651 годы). Немецкий историк искусства О. фон Фальке в своем известном труде «Художественная история шелкоткачества» защищал гипотезу о местном происхождении тканей. Этой точки зрения придерживались многие ученые, в том числе и Э. Флемминг, пока Р. Пфистер на основе дополнительных материалов, полученных французской археологической экспедицией, не доказал, что ткани были изготовлены в сасанидской Персии. Крупнейший историк текстильного искусства А. Майер, всю жизнь посвятившая изучению художественных тканей, так же как и Э. Флемминг, считает, что упоминаемые ткани были выработаны на станке с подвязями. Иран является родиной этого примечательного технического изобретения, о котором мы еще будем говорить.

Однако вернемся к Египту. В птоломеевский период ткачество было царской монополией, но со II века до н. э. начинает распространяться и частное ткацкое производство. Как правило, частное ткацкое производство было семейным, но иногда использовали также труд наемных работников.

www.narodko.ru