История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Раздел 4 ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Цивилизации древнего мира междуречье


Цивилизации Древнего Междуречья — реферат

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………….…2

 

Глава I. Древнее Междуречье…………………...………………...4

 

I.1. Древнее Междуречье ………………………….….…...4

 

I.2. Истоки Месопотамской цивилизации ……….…….....5

 

  

 

Глава II. Цивилизации Древнего Междуречья...………………....7

 

                      II.1. Шумерская цивилизация……………………………...7

 

         II.2. Вавилонская цивилизация.…………………………..12

 

         II.3. Угасание культуры Междуречья..…………………..17

 

Заключение………………………………………………………..19

          Список использованной литературы…………………….………22

     ВВЕДЕНИЕ

 

Цель работы: изучить район древнего Междуречья — одно из тех мест на Земле, которые заселены с глубокой древности, мест, где, согласно данным официальной науки, возникли самые первые, самые древние цивилизации из тех, что мы можем обнаружить.      Задачи: рассмотреть истоки возникновения цивилизаций Древнего Междуречья, выяснить как они развивались и какое оказали влияние на судьбу всего человечества.

Для решения поставленных задач мне помогали работы следующих авторов :

книга проф. Заблоцкой Ю.А.1 содержит богатый материал по истории возникновения первых цивилизаций, о том, что явилось предпосылками зарождения цивилизационных структур, Матвеев К.П., Сазонов А.А.2 – рассказывают о культурах, которые сформировали основы Шумерской цивилизации, отражает  быт, ремесло, появление сложных систем искусственного орошения и примитивной меновой торговли ;  Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчёк Н.М. 3 – книга содержит огромный материал по одному из самых ранних центров – Шумерской цивилизации, в ней можно найти ответы на такие вопросы:  какой народ создал Шумерскую цивилизацию, на каком языке общалось население, как происходило возникновение первых в истории человечества городов, становление храмов, как центра округи, появление письменности, науки, создание первых школ и ранних форм государственности ; Вигасин А.А., Дандамаев М.А., Крюков М.В. 4, которые в своей работе прослеживают все периоды развития Вавилонской цивилизации в свете новых достижений археологов и историков – это было время подлинного возрождения, экономического и культурного расцвета в истории Вавилона; Оппенхейм Л.А. 5, раскрывает суть и основные причины угасания и конечную гибель культуры Междуречья .

Слово «Междуречье» буквально  означает «Земля между двумя реками», «Месопотамия». Месопотамская цивилизация (др.-греч. Μεσοποταμία — «Междуречье») сошла с пьедестала истории величаво-медленным шагом, словно спускалась по ступенькам зиккурата. Эта цивилизация сформировалась и существовала на протяжении нескольких тысячелетий в тяжелых условиях вторжений и завоеваний. Жители Междуречья, видевшие не один разгром и не одну волну переселенцев, не дрогнули и перед персами. Перед новым завоевателем они не чувствовали себя ущербными и неполноценными. К тому же персы с уважением отнеслись к культуре и святыням народов Междуречья. У Месопотамской цивилизации не было непосредственных преемников, хотя ее достижениями и ученостью воспользовались многие цивилизации мира. Прекратили свое существование и канули в лету Шумер, Аккад, Ур, Вавилон, но культура, ими созданная, претворяясь, продолжала и продолжает жить и в наше время. Эту цивилизацию вновь открыли в эпоху европейского Возрождения и особенно в эпоху Просвещения. Ученые разных стран продолжают изучать интригующе загадочный, наполненный величием и славой мир обитателей Междуречья. Этот процесс пока еще не окончен. Холмы Месопотамии раскрыли не все свои секреты. Политические события наших дней показывают всю актуальную значимость Передней Азии, а вместе с тем и всей ее многотысячелетней культуры в полном ее охвате. Нельзя не сказать о сильном и глубоком впечатлении, которое она производит на современного человека. Когда европейская цивилизация еще даже не зародилась, в Междуречьи из неведомой тьмы веков проступила богатая мощная культура, удивительно высокоразвитая и невероятно разнообразная. Ее творческие и движущие силы поражают воображение: ее литература, ее законы, ее художественные произведения сформировали основу всех последующих цивилизаций Западной Азии. В любой из них можно без труда найти подражания, адаптации или переработанные образцы шумерского искусства, часто скорее испорченные, чем улучшенные в процессе переработки. Таким образом, открытие забытых шумеров – великий вклад в копилку человеческих знаний. Исследования шумерских памятников важны не только сами по себе; они позволяют нам определить происхождение той великой культурной волны, которая накрыла весь мир Древнего Востока, докатившись даже до Средиземноморского бассейна.

 Глава I. Древнее Междуречье

  I.1. Древнее Междуречье

В IV-II тыс. до н.э. на обширной территории от Средиземного моря до Тихого океана появляются первые в истории человечества цивилизации. Возникло несколько центров формирования древних цивилизаций, четыре из которых связаны с бассейнами крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхе. Независимо друг от друга шло зарождение цивилизационных структур и образование четырех речных цивилизаций Месопотамской, Египетской, Индостанской и Китайской.6

Одна из самых древних  цивилизаций в мире возникла на Востоке  на территории Месопота́мии (др.-греч. Μεσοποταμία — «Междуречье») в плодородной низменности между Тигром и Евфратом. Становление цивилизации проходило в особо благоприятных географических условиях. Месопотамия тянется от гор Армении на севере до Персидского залива на юге. С запада к ней примыкают Сирийские степи, с востока Иранское нагорье.

На севере Месопотамии зимой выпадал снег, весной и осенью шли дожди. В Междуречье климат сухой и жаркий. Лето длилось 6 месяцев, и температура воздуха достигала +60 С. Количество атмосферных осадков невелико. Выпадали они главным образом зимой. Со стороны Персидского залива ветры гнали на берег большие волны, поднимая уровень воды в Тигре и Евфрате, что приводило к наводнениям. Совсем не случайно миф о всемирном потопе родился именно в этом регионе. В силу таких климатических условий Междуречье явилось одним из тех регионов, где могла зародиться цивилизация. Он был богат плодородной почвой аллювиальным илом, наносимым сезонными наводнениями. Но благоприятная среда Тигра и Евфрата находилась во власти природы. И на этот вызов человек отвечал упорным трудом, организованностью и стремлением выжить.

Уже в IV тыс. до н.э. здесь начала развиваться ирригация. Система оросительных каналов, распределяющая воды Тигра и Евфрата, бассейны, арыки обратили орошаемые ими области в плодородные житницы, питающие миллионы людей. Эту чрезвычайно тяжелую работу по строительству и чистке каналов месяц-два в году выполняло все взрослое население Междуречья. И так продолжалось из года в год, из века в век на протяжении всей истории Месопотамской цивилизации.

В хозяйственном отношении Тигр и Евфрат объединяли проживавшие здесь народы, но никак не влияли на их этнополитическую пестроту и разобщенность. В Междуречьи одни государства не раз сменялись другими, и различные народы постоянно враждовали между собой. После шумеров, аккадцев, ассирийцев и халдеев здесь появились персы, а затем греки. К тому же в Древнем Междуречьи отсутствовали природой, созданные границы, защищавшие его население от грабительских набегов соседних племен. Этот регион, в отличие, например, от Египта, всегда был проходным двором для кочевников и завоевателей. Месопотамская цивилизация формировалась в условиях полицентризма, когда лидерство переходило от одного центра к другому. Однако в этническом, культурном и религиозном отношении это все-таки была одна Месопотамская цивилизация.7

Для того, чтобы Месопотамская цивилизация состоялась было все необходимое, хотя без большого разнообразия. В изобилии имелись глина и природный асфальт. Из глины делали ящики, бочки, трубы, очаги, литейные формы, мебель, веретена, светильники, статуэтки, погребальные ящики. Из глины лепили сосуды, сперва от руки, а затем на гончарном круге. Также из глины изготовляли и главный строительный материал сырцовый кирпич, примешивая в него рубленый камыш или солому. Этот кирпич не обжигался в печи, а просто просушивался на солнце. Из него строили дворцы, храмы и жилые дома. Наконец, на глине писали и верили в то, что первых людей боги тоже вылепили из глины.

На севере Междуречья встречались месторождения свинца, олова, железа, в гористых районах много камня. Шумеры научились получать чистую медь, из которой делали оружие, топоры, серпы, посуду, светильники и статуэтки. Несколько позднее появилась бронза - сплав меди со свинцом или оловом. Таким образом, в III тыс. до н.э. шумеры открыли человечеству дверь в бронзовый век.

Главное дерево Месопотамии финиковая пальма, дающая питательные и вкусные плоды, но невысокую по качеству древесину. И, тем не менее, она приносила огромную пользу. В древности знали 360 ее полезных свойств, которые были воспеты в литературе, изобразительном искусстве и религии. В Междуречьи финиковая пальма считалась священным деревом, а ее культ способствовал появлению легенды о дереве жизни. Уже с древних времен здесь росли и другие фруктовые деревья, инжир, виноград, по берегам рек ива, камыш и тростник.     I.2. Истоки Месопотамской цивилизации

    Первые пробные шаги к цивилизации человечество сделало в Передней Азии примерно в VIII тыс. до н.э. Была предпринята попытка выйти из первобытного существования собирателей и охотников.8 И вряд ли этот переход произошел в одночасье. Для этого потребовалось не меньше тысячелетия. В VII тыс. до н.э. земледельческо-скотоводческие племена, обитавшие у горных хребтов Загроса, начинают переселение в поисках новых пространств для своих полей и новых пастбищ для скота. Именно их поселки появляются на окраинах Междуречья. Прошла не одна сотня лет, прежде чем эти племена, приручив диких коз и собак, стали пользоваться мотыжным земледелием. Судя по культуре Джармо, люди жили в примитивных домах, построенных из глины и тростника, обоготворяли силы природы и поклонялись богине-матери, покровительнице плодородия. Однако генеральная линия развития Месопотамской цивилизации отнюдь не связана с козьими пастухами, как называют носителей культуры Джармо.9

В основе всех последующих достижений цивилизации Междуречья лежит Хассунская культура (VI тыс. до н.э.). Ее признаки глинобитные постройки, появление металлических изделий и глиняная посуда, украшенная орнаментом. Хассунская культура уже отражает образ жизни оседлых земледельцев и скотоводов. Хассунцы жили в глинобитных многокомнатных домах с плоской крышей. Обязательной принадлежностью каждого дома являлась печь, иногда в виде довольно массивного сооружения. Заметное место в рационе хассунцев занимала вареная пища, в том числе разные каши. Полы в доме покрывались циновками из камыша. Благоустроенный быт хассунцев дополняла нарядная глиняная посуда. Она украшалась орнаментом в виде крупных треугольников и узорами, нанесенными темной краской, оттенки которой варьируют от черного до красного. Нередко воспроизводились достаточно сложные сцены и символы. Дописьменная эпоха сохранила две формы хранения и передачи информации устную и художественную. Хассунская керамика своеобразный хранитель информации, отражающий образ жизни оседлых земледельцев и скотоводов. Хассунская культура создана обществом относительного благосостояния, о чем свидетельствует забота его членов о своем внешнем облике: каменные браслеты, бусы из сердолика, халцедона и бирюзы.

В районе верхнего течения Евфрата найдены поселения так называемой Халафской культуры ( V тыс. до н.э.) Она характеризуется глинобитными круглоплановыми домами, керамикой с монохромной, а затем и полихромной росписью, глиняными фигурками полных сидящих женщин. Специфика халафского зодчества преобладание круглых строений. Наиболее интересны круглые постройки на каменном фундаменте с примыкающими к ним прямоугольными помещениями. Возможно, здесь жили племенные вожди. Тонкостенная халафская посуда представляет собой едва ли не наиболее совершенные глиняные изделия древности. По желто-оранжевому фону орнамент расписывался красно-коричневой и коричневой краской. Тщательно сделанная глиняная посуда украшалась разноцветным геометрическим и растительным узором, а также изображениями пятнистых барсов, оленей, птиц, рыб, змей. Излюбленный мотив халафских мастеров головы быков. Впервые появляется техника глазури. Представлены в халафской культуре и терракотовые женские статуэтки. Судя по всему у халафцев ремесло уже отделилось от земледелия, и появилась самая примитивная меновая торговля.

В ходе расселения некоторая часть племен из горных областей Элама и Северной Месопотамии  заняла юг Междуречья. Здесь в середине V тыс. до н.э. сложилась Убейдская культура, которая широко распространилась в Южном Междуречье. Она отличалась монохромной расписной керамикой с геометрическими и криволинейными мотивами росписи, терракотовыми серпами и терракотовыми статуэтками стоящих женщин с головами фантастических существ. Основным занятием убейдцев было сельское хозяйство.10 Они уже начали сооружать большие и сложные системы искусственного орошения, включая каналы и водохранилища. Активно шел процесс специализации производств. Возводились не только утилитарные постройки, но и монументальные и культовые строения, что свидетельствует о значительном потенциале, который уже был накоплен убейдцами. Вероятно, излишки продуктов питания давали возможность какой-то части населения заниматься другими делами, нежели земледелие. Выделились ремесленники, торговцы, жрецы. Таким образом, в пору Убейда сформировались основы Шумерской цивилизации.

     Глава II. Цивилизации Древнего Междуречья

      II.1. Шумерская цивилизация

     Какой народ создал Шумерскую цивилизацию? На каком языке общалось население Месопотамии? Основы цивилизации в Междуречье заложили шумеры. Уже в VI тыс. до н.э. они были основным населением Междуречья, но вовсе не первыми его обитателями. Постепенно занимая Южную Месопотамию, шумеры, возможно, встречали здесь какие-то племена. Где находилась прародина шумеров не ясно. Сами шумеры считали себя выходцами с острова Дильмуна в Персидском заливе. Они говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено.11

С III тыс. до н.э. в Междуречье из Сирийской степи стали проникать семитские племена. Язык этой группы племен получил название восточносемитского (аккадского). К концу III тыс. до н.э. шумерское и семитское население окончательно смешалось. С конца IV тыс. до н.э. в Месопотамии сосуществовали три языка: дошумерский банановый, шумерский и восточносемитский (аккадский). Примерно до 2350 г. до н.э. население Нижней Месопотамии говорило по-шумерски, в Верхней Месопотамии преобладал аккадский язык. В конце концов семитский язык оказался в роли основного: дошумерский язык исчез, а аккадский победил и постепенно вытеснил язык шумеров, восприняв множество шумерских слов. Это отнюдь не объяснялось могуществом и многочисленностью восточных семитов, а лишь тем, что они были подвижными пастушескими племенами, быстро сливавшимися с соседними народами. Этнической вражды между народами, говорившими на различных языках, не было. Все население Месопотамии называло себя черноголовыми, независимо от языка, на котором каждый говорил.

Со второй половины IV тыс. до н.э. начался новый  этап в развитии Месопотамской цивилизации, получивший название Урукской культуры (2-я пол. IV - III тыс. до н.э). Именно в это время завершилось формирование экономической и культурной основы Шумерской цивилизации, сложившейся в южной части Междуречья.12

Первые в  истории человечества города возникли на территории Междуречья. Уже в IV тыс. до н.э. большие поселения превращаются здесь в города-государства. Город-государство это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией. Обычно каждый такой город имел свой храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни зиккурата, дворец правителя и глинобитные жилые постройки. Города Шумера строились на холмах и были окружены стенами. Они делились на отдельные поселки, из соединения которых и появились эти города. В центре каждого поселка находился храм местного бога. Бог главного поселка считался господином всего города. В каждом из таких городов-государств жило приблизительно 40-50 тыс. человек.

Большую роль в развитии Шумерской цивилизации  сыграл город Урук, расположенный на Евфрате. В IV тыс. до н.э. он являлся самым крупным городом Месопотамии. Урук занимал площадь примерно 7,5 кв. км., треть которой была под городом, треть занимала пальмовая роща, а на остальной площади располагались кирпичные карьеры. Обжитая территория Урука составляла 45 га. В районе Урука находилось 120 различных поселений, что свидетельствовало о стремительном росте населения. В Уруке располагалось несколько храмовых комплексов, а сами храмы отличались значительными размерами. Шумеры были великолепными строителями, хотя им не хватало камня и дерева. Для защиты от воздействия воды они облицовывали здания. Делали длинные глиняные конусы, обжигали их, красили в красный, белый или черный цвета, а затем вдавливали в глиняные стены, образуя красочные мозаичные панно с узорами, имитирующими плетенку. Подобным образом был украшен красный дом Урука - место народных собраний и заседаний совета старейшин.

yaneuch.ru

Государства Древнего Востока. Междуречье: рождение цивилизации - ДРЕВНИЙ МИР - УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ - Каталог файлов

От гор Армении на севере до Персидского залива протянулась обширная территория, названная древними греками Месопотамией.  В переводе с древнегреческого языка слово "Месопотамия” значит "Земля между реками” или "Междуречье”.  Двуречье (Междуречье, Месопотамия) – древняя страна, заключенная между двумя реками – Тигром и Евфратом.

Природно-климатические условия – Зима – короткая, лето – длинное. Южная часть – низменность: болотистая, илистая, плодородная. Много птиц, рыб и животных. Мало и деревьев.

Основные занятия – Земледелие, скотоводство, Ремесло. Осушение болот. Строительство каналов.

Шумер - древнейшая цивилизация. В нижнем течении Тигра и Евфрата поселился народ шумеры. Города шумеров располагались на холмах и были обнесены стенами. Город и его округа имели определенную территорию. Это был город-государство. Во главе шумерских городов стояли правители - патесси. Сначала это были верховные жрецы, а затем цари. Царя называли "большой человек". Цари основывали династии. Династия - ряд правителей из одного рода, последовательно сменяющих друг друга по праву наследования.

Своих руководителей шумеры называли – «нубанда».

«Машки» - сборщики налогов.

«Дуггур» - казначеи.

«Галл – уку» - воначальники.

Дамкар» - руководители торговли.

Самыми крупными и могущественными городами-государствами Шумера были Ур, Урук, Лагаш (3 тыс. до н.э.). Правители городов-государств издавали законы. Это были первые законы в истории. В них провозглашалось, что царь является исполнителем воли верховного бога города-государства. Определялись границы государства. Выполнение законов и распоряжений правителей осуществлялось через назначенных ими чиновников. Город-государство имел свою казну, находившуюся в распоряжении правителя. Города-государства воевали между собой, поэтому они нуждались в войске. В ходе войн расширялись границы городов-государств. Несколько городов могли быть объединены под властью одного царя. Пленных шумеры обращали в рабов.

Что такое государство. На примере Шумера вы увидели, что появление цивилизаций связано с возникновением государства. Государства возникли более 5 тыс. лет назад.

Государство имеет определенную территорию, границы, армию, собирает налоги с населения. Отношения в обществе регулируются законами. Известны разные формы государства. В древности типичной формой государства была монархия. Высшая власть в монархии принадлежала одному человеку: царю. шаху, императору. Жители страны, подчиненные монарху, назывались подданными. Страну, имеющую единую систему власти, единые законы, армию, казну (налоги), обладающую определенной территорией и границами, называют государством.

Культура Шумера

 Возникновение письменности. Развитие системы управления государством, накопление богатств правителями, знатью и храмами требовало учета имущества. Для обозначения того, кому, сколько и что принадлежало, были придуманы специальные знаки-рисунки. Пиктография - древнейшее письмо с помощью рисунков. Позже, изображение было упрощенно. Постепенно оно стало настолько условным, что превратилось в знак.

Шумерские знаки выдавливались палочкой на влажных глиняных табличках, они походили на клинья. Запись представляла собой сложное сочетание знаков-клиньев. Такая письменность называется клинописью.

 Рождение литературы. В Шумере были созданы первые поэмы, запечатлевшие древние предания и рассказы о героях. Письменность позволила донести их до нашего времени. Так родилась литература. Самым известным памятником письменной литературы является «Сказание о Гильгамеше». 

Знания шумеров. Открыли пояс Зодиака - 12 созвездий, образующих большой круг, по которому Солнце совершает свой путь в течение года. Ученые жрецы умели составлять лунный календарь, деля год на 12 месяцев, а месяц на 29-30 дней,  вычисляли сроки лунных затмений. В Шумере было положено начало одной из древнейших наук - астрономии.

В математике шумеры умели считать по десяткам. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.

В городах Древнего Шумера были созданы первые школы. Учились в них только мальчики, девочкам давали домашнее воспитание. Мальчики отправлялись на занятия с восходом солнца. Школы были организованы при храмах. Учителями были жрецы.

Учителя называли "отцом", а учеников - "сыновьями школы". И в те далекие времена дети оставались детьми.

Наследники Шумера,  древний Аккад (2109 г. до н.э. – конец 21 века до н.э.) . Наследие шумеров стало основой для развития других цивилизаций Месопотамии.

В 3 тысячелетии до н. э. в области севернее Шумера появились аккадцы - народ, говоривший на одном из семитских языков. Аккадцы основали город Аккад, ставший столицей их государства, тоже называвшегося Аккадом.

Правитель Аккада Шаруккин (Саргон) Древний – «настоящий правитель», правитель всех четырёх сторон света». Первый правитель в 24 веке до н. э. завоевал все шумерские и аккадские города и объединил их в одно государство. При Саргоне была создана первая в истории регулярная армия, насчитывавшая пять с половиной тысяч человек. Совершил поход на запад до Серебряных гор на Сирии.

Наибольшего расцвета Аккад достиг при внуке Саргона Древнего Нарамсине (24 век до н.э.) правил единолично и расширил территорию.

Правление III династии Ура. Царь Шульги проводил в жизнь планы завоевания других земель. Его почитали как живого бога.

Царь Древнего Вавилона Хаммурапи. Расцвет Вавилонского царства (18 в до н.э.). В начале 2 тысячелетия до н. э. Аккад был завоеван соседними воинственными племенами. Эти племена основали свое государство со столицей в городе Вавилон (удобное географическое положение: через него проходили караванные и речные пути Передней Азии).

Название Вавилон означало "Врата бога".  При царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Вавилонское царство подчинило себе почти всю Месопотамию. Хаммурапи издал дошедший до нас первый известный человечеству свод законов, который вошёл в историю как законы Хаммурапи.  Свод законов содержал 282 статьи по различным вопросам жизни общества.

Законы Хаммурапи начертаны на каменном столбе, который был установлен в храме солнца в Вавилоне. Царь был изображен на верхней части стелы, стоящим перед богом солнца Шамашем. Таким образом хотели подчеркнуть, что именно бог солнца даровал царю законы, которые он должен был передать своим подданным. Царь считался проводником воли бога.

 Как было устроено общество Древнего Вавилона. Царь являлся верховным правителем. Считалось, что он получил свою власть и страну от богов. Царь имел право распоряжаться землей государства и достоянием своих подданных. Он наделял землей вельмож и чиновников. Тем самым царь поощрял их за государственную службу. Чем выше было положение человека в системе управления государством, тем больше он имел возможностей обогатиться, получая от царя больше земли.

Земля храмов и общинников также считалась собственностью царя, отданной им в пользование. Никто, кроме царя, не обладал правом полной собственности на землю. Попав в немилость к царю, перестав ему служить, человек мог потерять свою землю и богатства. Так складывалась особая форма власти-собственности, типичная для большинства государств Древнего Востока.

Жизнь и имущество подданных, независимо от их положения, принадлежали царю. Он мог поступать, руководствуясь исключительно собственной волей, то есть по произволу. Власть царя была ничем не ограничена. Даже жрецы именовали себя не только "рабами богов", но и "рабами царя". Такое государство называется деспотией, а его неограниченный правитель деспотом. Деспотия как форма государства преобладала на Древнем Востоке.

 Подданные царя. Среди подданных царя Хаммурапи можно выделить три разряда: свободные люди, обладавшие всеми правами; свободные люди, лишенные некоторых прав; рабы. В рабство обращали военнопленных. Однако и вавилоняне, не сумевшие выплатить долг, могли попасть в рабство. Рабов было немного. Через несколько лет пребывания в рабстве человека могли отпустить на волю.

Из законов Хаммурапи мы знаем, что наказания и штрафы отличались в зависимости от того, к какому разряду подданных относился пострадавший. Самые маленькие наказания были за преступления, совершенные против рабов. В отношении свободных людей, обладавших всеми правами, действовало древнее правило "око за око. зуб за зуб". Если от действий врача умирал полноправный человек, врачу отрубали руку. Если же врач не смог вылечить раба, он только уплачивал штраф. Если строитель плохо построил дом, он рухнул и под его обломками погиб сын хозяина, закон повелевал убить сына строителя. Понимание закона в Древнем Вавилоне было жестоким.

Хаммурапи, однако, не хотел, чтобы его законы вредили народу. Он провозгласил себя защитником вдов и сирот. Царю и государству было невыгодно, чтобы уменьшалось число тех, кто оплачивал налоги. Ведь налоги обогащали казну. В законах Хаммурапи содержались статьи, облегчавшие положение тех, кто не мог вовремя выплатить долг кредитору, и ограничивавшие пребывание должников в рабстве тремя годами.

 Город Вавилон. Долгое время земли Вавилона подчинялись Ассирии. В VII в. до н.э. Вавилон получил независимость и вновь достиг небывалого расцвета. Это произошло в 604-562 г. до н.э. Наследник престола стал царем Навуходоносором. Вавилон превратился в центр международной торговли, он поражал современников своим великолепием.

Самым великолепным храмом Вавилона был "Дом основания неба и земли". Его семь ступеней-террас возвышались над царственным городом. Семерка считалась у вавилонян священным числом. Семь планет управляли семью днями недели. Каждый день посвящался определенной планете, олицетворявшей бога или богиню. Вавилоняне верили, что движения планет и звезд руководят жизнью людей и государств.

Храм - Зиккурат был посвящен главному богу Вавилона Мардуку. В святилище находились его статуя и золотой трон бога. Перед статуей совершались жертвоприношения, происходили религиозные церемонии. По мнению археологов, зиккурат мог достигать высоты 90 м. На вершине зиккурата, облицованной голубыми глазурованными плитками и золотом, находился алтарь бога. Доступ к нему имели только жрецы.

К зиккурату вела широкая улица - дорога процессий, украшенная великолепными воротами богини Иштар.

 Висячие сады. Царь Навуходоносор II заботился о том, чтобы Вавилон был не только самым могущественным, но и самым красивым городом мира. При нем были созданы знаменитые висячие сады. На огромных искусственно насыпанных террасах были высажены самые прекрасные растения. Действовала система их постоянного полива. Сады образовывали живое море зелени с яркими вкраплениями цветущих растений.

Древние греки, которые ошибочно приписывали создание этих садов ассирийской царице Семирамиде, включили их в число семи чудес света, наряду с египетскими пирамидами.

 Падение Вавилона. Мощные укрепления не спасли Вавилон от вражеского завоевания. Последний правитель Вавилона Валтасар был обречен на гибель. Как повествует библейская легенда, он устроил пир в то время, когда Вавилон окружило войско врагов. Валтасар и его гости кощунственно пили вино из золотых и серебряных сосудов, похищенных из Иерусалимского храма. Вдруг во время пира таинственно появившаяся рука начертала на стене огненные слова "Мене, мене, текел, упарсин". Никто не мог понять, что они означают. Валтасар призвал вавилонских мудрецов, но те не смогли истолковать надпись.

В это время в Вавилоне в плену находилось множество евреев. Пророк Даниил был среди них, его бросили в ров со львами. Валтасар приказал извлечь Даниила из рва и привести во дворец. Даниил раскрыл смысл таинственных слов: "..-исчислил Бог царство твое и положил конец ему…ты взвешен на весах и найден очень легким; разделено царство твое и отдано врагам".

Так и случилось. Стража Вавилона плохо несла службу. Город был оставлен без должного прикрытия. Враги - персы - беспрепятственно проникли в Вавилон и предали город огню и мечу. Опьяневший царь Валтасар был убит.

Так бесславно закончилась история великого Вавилона, но сам он вошел в историю как символ города-властелина, смешения языков и народов, идолопоклонства, грандиозного торжища, где все продается и покупается.

 Боги и храмы Древней Месопотамии. Главным зданием любого города-государства в Древней Месопотамии был храм.  Храмы имели вид высокой ступенчатой башни.  Такие ступенчатые храмы называются зиккураты.

Поклонение многим богам называется язычеством. Язычники представляли своих богов в виде идолов, животных или высших существ, похожих на совершенных людей.

Иштар (Венера)  - имя богини плодородия и любви в Древней Месопотамии.

Син - имя бога луны и ночи в Древней Месопотамии.

Шамаш - имя бога Солнца и справедливости в древней Месопотамии.

Эа - имя бога воды и мудрости в Древней Месопотамии.

Энки - владыка земли и повелитель пресных вод.

Энлиль – имя бога  ветра и воздуха.

Главным богом Вавилона был Мардук, считавшийся создателем мира и людей.

Очень важную роль в Шумере, Аккаде и Вавилоне играли жрецы. Основным занятием жрецов было служение богам.

 

II. Контрольно-измерительные материалы.

1.  Альтернативные  ( закрытые)  тесты.

 

1.Месопотамия – это….

А) территория  между Тигром и Евфратом     В) территория  между Индом и Гангом    С) территория  Малой Азии    D) территория  по реке Нил     Е) территория  между Тигром и Гангом    

2.Правители городов-государств в Двуречье?

А) дуггур   В) Патеси   С) дамкар    D) Машки   Е) галл-уку

3. Кто расширил территории Аккадского государства?

А)Шаруккин   В) Шульга   С) Ур-Нанше   D) Нарамсин   Е) Ур

4.В каком году гутеи завоевали Аккадское государство?

А) 2200г до н.э   В) 2000г до н.э.   С) 2100 г до н.э.   D) 2109 г до н.э.   Е) 1500 г до н.э.

5. В каком  веке 3 династия Ура потеряла власть и Аккадское государство распалось на мелкие государства?

А) 19 в до н.э.   В)  20 в до н.э.  С) 21 в до н.э.  D)  22 в до н.э.   Е) 25 в до н.э.

6.По законам Хаммурапи, что полагалось за членовредительство?

А) тюрьма   В) смертная казнь   С) штраф    D) членовредительство в ответ своему обидчику  Е) трудовые работы

7.Самые величественные ворота в Вавилоне, сделанные из меди и украшенные изображениями животных?

А) Иштар    В) Мардука  В) Баб-илу   С) Вавилонские   D) Мистические

8.Великое литературное произведение Двуречья?

А) Вавилонское столпотворение   В) сады Семирамиды     С) законы Хаммурапи    D)  Поэма о Гильгамеше   Е) нет такого произведения

9.Как называется письмо Двуречья?

А) иероглифы    В) клинопись  С) петроглифы   D) пиктография    Е) буквенное письмо

10. Вера человека в сверхъестественные силы добра и зла

А) магия   В) тотемизм    С) поклонение    D) религия     Е) анемизм

 

2. Творческие задания.

 

А) О какой стране идет речь?

"…плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что до плодов Деметры, то земля приносит их в изобилии. Листья пшеницы и ячменя достигают там целые четыре пальца в ширину. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед” (Двуречье)

 

Б) Какую информацию о жизни в Двуречье дают археологические данные?

 

Во время исследования захоронений в шумерском городе Уре были найдены: медные наконечники копий, вазы из глины, алебастра, наконечники стрел из кремня, золотые кубки и кинжалы; украшения (диадемы, пояса, ожерелья) из серебра, золота, лазурита и сердолика; арфы, украшенные золотом, сердоликом и перламутром; колесницы, серебряные модели лодок; изображения быков, кости ослов и волов; пластинки с изображением сцен охоты.

 

В) О каком царе рассказывает данный внизу текст? Прочти его, в конце текста вместо многоточия впиши имя этого царя.

Это был самый могущественный царь Вавилона, и он вошёл в число самых известных властелинов древнего мира. Победив своих противников, он подчинил Двуречье Вавилону, объединил все земли Шумеро – Аккадского царства в одно Вавилонское царство ………………………….. (Хаммурапи).

xn----7sbbzn3afjs.xn--p1ai

ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ, Общее в культуре древнего мира, Древняя Месопотамия

41 Совместное в культуре древнего мира

Без достижений, древних цивилизаций современный мир немыслим ни в одной своей звене. Эта далека сутки, выйдя из мало дифференцированной, более того практически одинаковой во всех регионах первобытности, сфо ормувала совершенно разные модели мировоззрения и свитовпорядкування. Унаследовав от прошлого мифологические способы мышления и действия, народы, сложившиеся из племен, развили свои мифологические системы к тог в уровня, который обеспечивал все основные аспекты существования и стал духовным грунтом, па котором и появились оригинальные и неповторимые феномены - древние страны. Месопотамии,. Египет,. Китай,. Иран,. Индия и др.. Они существовали почти параллельно во времени, представляя миру совершенно непохожие парадигмы бытия и сознания. Выясним, что их объединяет в одну культурную эпоху крайней мере можно сказать, что всем древним цивилизаций ациям свойственнытиві:

- огромное количество открытий в материально-практической и интеллектуально-духовной сферах;

- традиционализм как специфическая черта культуры;

- однотипная структура сознания;

- определенная амбивалентность

. Традиционализм (с лат - передача, наследование) - это особое уважение к прошлому, преклонение перед опытом и мудростью предков и, соответственно, во всех случаях ориентация на прошлое, а также непризнание ценности новаций этой, принципиальное отрицание изменений, автоматизм в культовых службах, честь религиозных святынь и ценностей. В традиционном обществе человек фактически не имеет свободы, а ее жизнь мелко рег руемого, действия определены ролевыми обязанностями и бытовыми функциями. Прошлое взрослых является будущим каждого нового поколения. И так, по современным данным, продолжалось в течение тисячолитліть.

О одинаковую структуру сознания свидетельствует то, что независимо от этнических особенностей, географических координат или социальных условий людям первых цивилизаций были известны такие понятия, как религия, мораль право, политика, наука, искусство, образующие фундамент их духовного и гражданского существовании.

Амбивалентность как одновременность несовместимых тенденций неосознаваемых или скрыто существует между традиционностью и потребностью новаций, а также в наличии в самой культуре противоречия между высокоразвитыми мо оральными и обычными установкам.

Достаточно вспомнить такие повсюду принятые ритуалы древнего мира, как человеческие жертвоприношения или храмовая проституция. Странным для современника является признание цивилизованными людьми естественности рабства или"касс сти неприкасаемых"Даже древние греки, создавшие идеал свободы и народовластия для, последующих эпох, довольно длительное время не чувствовали прав человеческой личности. Права имел член общины, а"чужой"был пр инципово бесправным, хотя те блестящие древние культуры закладывало не только автохтонное население, но и несметное количество неизвестных талантливых мастеров, оторванных насильно от своей родины и преобр. Уоррен в рабов. Однако в последнее тысячелетие до нашей эры было произведено правила, которые позволили более совершенный и очеловеченный мир, подтвердив огромный духовный потенциал этой сутвний потенціал цієї доби.

42 Древняя Месопотамия

Древнему. Востоку присуще видение своей страны"серединой мира", сакральным центром. У шумеров, например"была своеобразная"карта мира", где. Междуречье окружались мировым океаном (откуда, по мнению ученых, начинается восточный традиционализм, этноцентризм, мессианизмоцентризм, месіанізм).

Систему верований и представлений, которые создавали на протяжении тысячелетий разные народы. Месопотамии (Шумерийцы, и а к ка дийци (вавилоняне), ассирийцы и другие), историки называют вавилонской особое распространение ния в ниш приобрел культ космических и астральных божеств. Уже на III тыс. до н.э возникла фантастическая система космогонии. Первичным элементом признавался вечный и безграничный океан, олицетворенный в образе богини - прапородженици. Намму (или. Тиамат). В ее недрах появилась огромная гора, которая символизировала небо (бог. Ану) и землю (богиня. Ки), объединенные в одно целое. Бог воздуха. Энлиль отделил их и породил первый в мире ило - месяц (бог. Нан-р, чм. Он), а месяц - все остальные планеты, в том числе. Солнце (бот. Уту, или. Шаман) и звезды. В этой системе признавались четыре основных элемента; первобытный океан, обтекающий. Вселенная; небо в виде двойных металлических сводов; атмосфера, заполненная воздушными телами, светящиеся, земля в виде плоского диска. Наряду с этими полами обожувалися также ветры, буря, огонь, поля и др.. Было также представление о борьбе злых и добрых духиобрих духів.

Развитие сельского хозяйства выдвинул на первый план земледельческие и скотоводческие культы (бог воды. Энки,. Эа, - создатель ирригации и орудий труда, богиня плодородия. Иштар и ее муж - страждущий потому ог. Таммуз и др.). Со временем, а также с появлением деспотий культ и функции богов менялись. Иштар стала грозной богиней - воительницей, что помогает царю в борьбе с врагами местного бога города. Вавилона -. Мардука - провозгласили творцом. Вселенной, верховным богом города. Возникли учение о божественности царя и царской власти в нововавилонский царстве (VII-VI века до н.э) осуществлялись попытки установить мо нотеизм и централизовать культ, что сопровождалось увеличением численности жрецов и усложнением иерархической системї системи.

В догматике большую роль играет учение о творении посредством слова (вместо прежней теории порождения одних стихий другими). Представление о загробный мир были пессимистичными: души покойников счи ажалися обреченными на жизнь в вечном мраке и питание прахом. Несколько иные представления содержат несколько поэм о невинного страдальца:"Вавилонская теодицея"и"Разговор господина с рабом", которые перехватят. Юваль темы библейских книг. Иова и. Бклезиаст. Некоторые покаянии плачи и псалмы вавилонян также имеют параллели в библейских псалмаелі в біблійних псалмах.

Давньомесопотамська культура - синтез культур многих народов, проживавших на территории. Междуречья. В ее основе - культурные достижения. Шумера,. Вавилона,. Ассирии,. Аккада,. Палестины,. Персии,. Древнего. С. Закавказья и др.. Развиваясь параллельно с. Египтом,. Месопотамия во многом отличалась от него. В отличие от естественно замкнутого пространства. Египта, территория. ЕЕ была открыта для перемещения племя ен, вторжений и завоеваний предпоследним из тех, кто ворвался на эту территорию, были персы, которых победил. Александр. Македонский. Величие и слава. Вавилона были настолько неоспоримы, что и персы, и. Александр. Македонский с должным уважением отнеслись к святыням и культуры народов. Месопотамии. Среди них - рельеф столба законов. Хаммурапи (XIX-XVIII вв, до н э), такие сооружения города, как. Ворота. Иштар, украшу карманы глазурованными рельефами, сады. Семирамиды, семиярусный зикурат, дворцы и храмы VII-VI века до н.э. до н. е,

Александр. Македонский, вступив в октября 331 г до н е к. Вавилову, где"короновался", принес жертвы. Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы. По его замыслу. Вавилон в. Месопотамии и. Александрия в. Египте должны стать столицами его империи. В. Вавилоне. Александр. Македонский и умер 13 июня 323 г до н.э., вернувшись из восточного походзі східного походу.

Месопотамская цивилизация - одна из древнейших в мире. Именно в. Шумере человеческое общество не впервые вышло из стадии первобытности, отсюда начинается подлинная история человечества. В переходе от варварства к цивилизации важную роль сыграла письменность, которой в культуре. Древней цивилизации. Месопотамии принадлежит особое место: изобретен шумерами клинопись - самое характерное из того, что было создано месопотамской цивилизаций ациею. В. Месопотамии не сохранились грандиозные сооружения и даже целые города превратились в бесформенные кучи земли, едва заметные следы древних каналов. О прошлом рассказывают только письменные памятники, н езчисленни клинообразные надписи на глиняных табличках"каменных плитках, скалах и барельефах более 15 млн клинописных текстов хранится ныне в музеях мира и постоянно находятся новые. Месопотамская письменность в своей древнейшей форме - пиктографии - появилась на рубеже IV-III. Тне до н.э. Считают, что в раннем пиктографического письма было более 1,5 тыс. знаков - рисунков каждый из которых означал слово или несколько слов (в. Нововавилонского период их осталось чуть более 300). Сфера применения клинописи быстро расширялась, помимо документов хозяйственной отчетности, появились культовые тексты, сборник пословиц, разные"школьные"или"научные"тексты - списки знаков, названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессия и должностей и, наконец, двуязычные словари. Все это изучалось и переписывалось в древних шко лах - академиях, благодаря чему есть много копий. При таких школах создавались библиотеки, были и частные собрания"глиняных книг"известной из них является большая, систематически подобранная и расставленная библиотеки папка ассирийского царя. Ашшурбанапала выдающейся достопримечательностью шумеро-вавилонской словесности является аккадский"Эпос о. Гильгамеше", в котором говорится о поиске бессмертия, смысл человеческого существования. Найдено целый цикл шумерских поэм о. Гильгамеше и еще несколько аккадских версий этой поэмы. Интересна. Старовавилонским"Поэма о. Атрахасисе", в которой рассказывается о сотворении человека и всемирном потопе. Да каждого из. Месопотамии сохранилась сказка о проделках хитреца, трижды отомстил своему обидчику. Из авторских произведений известны несколько поэм о невинного страдальца -"Вавилонская теодицея"и"Разговор. Володя ря с рабом", которые перехватывают темы библейских книг. Иова и. Экклезиаст. Большой вклад в культуру сделали шумеро-вавилонская математика и астрономия. Мы до сих пор пользуемся позиционной системой цифр и делим круг на 360, час - на 60 минут, а каждую из них - на 60 секунд. Наиболее результативный период вавилонской математической астрономии приходится на V века до н.э. Неоценима наследие месопотамской цивилизация изации в области политической теории и практики, военного дела, права и историософии. Административная система, сформировавшаяся в. Ассирии, была заимствована персами (разделение страны на сатрапии, разделение я в провинции гражданской и военной власти). Идея так называемой истинной царственности, возникшая приблизительно на границе III и II тыс., пережила века. Войдя в. Библию (Книга. Даниила) как идея"смены царств"она стала и одним из источников теории"Москвы как третьего. Рима", распространившейся в. Московской. Руси в начале XVI в. Несмотря на то, что в ветхозаветной и христианской традициях в. Вавилона и. Ассирии отношение было неприязненным,. Вавилон остался в исторической памяти первым"мировым царством", потомками которого стали следующие великих империйиязним,. Вавилон залишився в історичній пам'яті першим "світовим царством", нащадками якого стали наступні великі імперії.

uchebnikirus.com