Древняя русь раннефеодальное государство. Вопрос 2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Организация центрального и местного управления.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнерусское государство (Киевская Русь) – общее раннефеодальное государство восточных славян. Древняя русь раннефеодальное государство


2.1. . Киевская Русь как раннефеодальная монархия

Тезисы: Восточные славяне: их происхождение. Проблемы формирования государственности. Образование государства у восточных славян.

Первые территориальные образования. Общественный строй. Политические объединения. Предпосылки государственности. Славяне и «военная демократия». Десятичная система управления. Десятские. Сотские. Тысяцкие. Территориальные племенные союзы. Куявия. Славия. Артания. Хазарский каганат. Булгарское царство.

Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Условия образования. Формирование государственной территории. Полиэтничность государства. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства.

Начало государственного управления. Территориальное деление. Земельная собственность. Вотчина. Форма правления. Характеристика положения Великого князя. Порядок передачи власти. Лествица. Органы управления и власти. Княжеский совет. Отношения с другими князьями. Свемы. Налоги. Дворцово-вотчинная система управления. Вече. Местное управление и положение посадников, наместников, волостелей, тысяцких, сотских. Система кормления.

Возникновение сословий и их правовое положение. Бояре. Положение низших слоев феодалов — дружинников и слуг. «Княжьи мужи». «Боярские дети». Тиуны. Огнищане. Мытники. Простое свободное население. Смерды. Территориальная община — вервь, мир и их правовой статус. Посадское население. Мир. Зависимое население. Закупы, рядовичи. Челядь, робы, холопы.

Особенности судебной системы. Вотчинная юстиция. Вооруженные силы. Государство и религия. Крещение Руси.

Возникновение и развитие Древнерусского права. Источники права. Договоры Руси с Византией. Церковные уставы. Кормчая книга. Обычай и судебная практика. «Русская Правда».

Гражданское и уголовное право Руси по Русской Правде. Вещное право. Обязательное право. Обстоятельства возникновения обязательств. Виды договоров: займа, купли-продажи, мены, хранения, найма. Взыскания за неисполнение обязательств. Наследственное право. Наследование по закону и по завещанию. Семейное право.

Преступление — обида. Виды преступлений. Лихое дело. Татьба. Состав преступления. Стадии совершения преступления. Соучастие. Умысел и неосторожность. Объективная сторона преступления. Система наказаний и их цель по Русской Правде. Поток и разграбления. Вира. Вирник. Продажа. Епитимья.

Суд и процесс по Русской Правде. Стадии процесса. Гонение следа и свод. Состязательный процесс. Виды доказательств. Ордалии. Поле. Послухи и видоки.

1. Формирование государственности

К VI в. племена восточных славян переживают процесс разложения первобытно-общинного строя. Родоплеменные и кровнородственные отношения сменяются территориальными, политическими и военными связями.

По мере разделения труда и возрастании его производительности появляется возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделения верхушки, богатевшей за счет эксплуатации соседей и использования рабского труда.

Возникновению классового общества способствовали и многочисленные войны. В связи с войнами возрастала зависимость крестьян-общинников от князей и их дружин, обеспечивавших охрану общин от внешних врагов.

К VIII в. на территории славянских племен было образовано 14 племенных союзов. Во главе союза стояли князь и княжеская дружина.

Формой общественных отношений славян в VII—VIII вв. выступала военная демократия. К ее признакам относятся:

  • участие всех членов племенного союза в решении важнейших вопросов;

  • особая роль народного собрания как высшего органа власти;

  • всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Господствующий класс складывался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и богатых членов общины.

2. Политические образования восточных славян

Преследуя военно-политические цели, племенные союзы объединялись в еще более крупные образования — «союзы союзов». Источники свидетельствуют о существовании в VIII в. трех крупных политических центров: Куявии — южной группы славянских племен (Киев), Славии — северной группы (Новгород), Артании — юго-восточной группы (Рязань).

3. Образование Древнерусского государства

Древнерусское государство образовалось в 882 г. в результате объединения под властью Киева двух крупнейших славянских государств — Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена — древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и поляне. Древнерусское (Киевское) государство по своей форме было раннефеодальной монархией.

Оно просуществовало до середины XII в. Во второй половине XI — начале XII вв. на его территории стали образовываться княжества-полугосударства: Киевское, Черниговское, Переяславское.

4. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства

Согласно норманнской теории возникновения Древнерусского государства государство восточных славян создали варяги (норманны). Сторонники этой теории основываются на легенде о призвании варягов управлять славянами. В связи с этим они полагают, что славяне находились на низком уровне развития и были не способны создать государство. Славяне были завоеваны варягами, и последние создали государственную власть.

Однако источники свидетельствуют, что ко времени появления варягов в Новгороде государство там уже сложилось. Славяне имели высокий уровень как социально-экономического, так и политического развития, что и послужило основой для образования государства.

Варяжские князья и их дружины не оказали существенного влияния на развитие восточных славян, более того, варяжская знать сама оказалась под влиянием славянской культуры и скоро обрусела.

5. Киевская Русь

По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Его функции на раннем этапе существования Древнерусского государства заключались в организации вооруженных сил, командовании ими, сборе дани и налаживании внешней торговли. В дальнейшем большее значение приобретала деятельность князя в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями и т.д. Доходы князя складывались из феодальных повинностей, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и других поборов.

Взаимоотношения с другими князьями строились на основе крестных грамот, в которых определялись права и обязанности великого князя и князей-вассалов (защита последних, оказание им помощи, их помощь великому князю и т.п.).

Великокняжеский престол передавался по наследству, сначала по принципу старшинства — старшему в роду, а затем «отчины» — сыну.

Великий князь в своей деятельности опирался на совет крупных феодалов — бояр и духовенство. Хотя совет и не имел четко определенной компетенции, бояре вместе с князем решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, суда, законодательной деятельности и др.

При князе состоял совет из бояр и «княжих мужей». Руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства возлагалось на тиунов и старост. Со временем они превращаются в управляющих отраслями княжеского хозяйства. На смену десятичной системе управления приходит дворцово-вотчинная, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Формируются два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина.

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую роль играло народное собрание — вече. В вече участвовали все свободные жители города (посада) и примыкающих поселений (слобод). К компетенции вече относились вопросы налогообложения, обороны города, организации военных походов и избрания князей. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из городского патрициата, старейшин и др.

Местное управление осуществлялось посадниками (наместниками) в городах и волостелями в сельской местности, и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Представители князя обладали следующими полномочиями: осуществляли сбор дани и пошлин, исполняли правосудие, устанавливали и взимали штрафы и др. Вместо жалованья за службу они имели право оставить часть собранного с населения себе. Такая система управления получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления являлась территориальная община — вервь. Вервь XI—XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общин и представляла собой конгломерат мелких поселений. К компетенции верви относились вопросы перераспределения земельных наделов, налогово-финансовые вопросы, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Государство, используя вервь в фискальных, полицейских и административных целях, было заинтересовано в дальнейшем сохранении общинной структуры.

Судебных органов как особых учреждений еще не существовало. Судебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах — князья, посадники, волостели и другие представители княжеской власти.

Оформлялась церковная юрисдикция. Церковь судила зависимое население своих земель, духовенство по всем категориям дел, население государства по некоторым категориям дел (преступления против религии, нравственности и т.п.).

Вооруженные силы включали дружину великого князя, дружины местных князей, феодальное ополчение и народное ополчение.

В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство. Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха. Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В качестве организационных центров выступали епархии, приходы и монастыри.

Устанавливается порядок сбора десятины в доход церкви. Ей предоставлялось право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по некоторым категориям дел и др.

studfiles.net

Древнерусское государство (Киевская Русь) – общее раннефеодальное государство восточных славян

ТОП 10:

 

Создание Древнерусского государства было подготовлено всем ходом социально‑исторического развития восточнославянских земель в VI–IX вв. Существует три группы внешних и внутренних причин создания этого государства. Первая группа – социально‑экономические причины , связанные с развитием земледелия и животноводства, ремесла и торговли.

Древней формой земледелия в лесных районах была огневая подсечная система. На определенном участке вырубали лес, когда деревья подсыхали, их сжигали, удобренную пеплом землю обрабатывали и засевали. Через два‑три года участок бросали и выжигали (осваивали) новый. Обрабатывали землю с помощью сохи и рала с железным наконечником. В дальнейшем появились рало с полозом, соха с присошником (лопаткой для переворачивания земли), в качестве тягловой силы стали использовать лошадей. Все это свидетельствовало о победе пахотного земледелия.

Развивались также ремесло и торговля. Из литой стали кузнецы делали мечи, ножи, кинжалы, сабли, копья, а также напильники, пилы, ножницы, стамески. Центрами местной торговли были городища – погосты и племенные «грады». Важную роль в развитии внешней торговли сыграл так называемый путь «из варяг в греки». Он начинался на северном берегу Финского залива, проходил по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ильмень‑озеру с его рекой Ловать, потом волоком до Западной Двины, с нее волоком до Днепра, далее по Днепру и Черному морю до Константинополя. Вдоль этого пути возникали города – центры ремесла и торговли.

Развитие земледелия и животноводства, ремесла и торговли, рост городов потребовали единения славянских земель. Образование единого государства должно было способствовать улучшению хозяйственной деятельности, расширению экономических связей, формированию межгосударственных отношений на основе принципа «купли‑продажи», завоеванию внутреннего и внешнего рынка и получению прибыли.

Вторая группа причин связана с внутриполитическим развитием восточнославянских земель . Процессы славянизации края и необходимость подчинения местного балтского, финно‑угорского и тюркского населения, появление местных князей (княжений) и социального неравенства, захват знатью земель соплеменников и создание земельных владений – вотчин (поместий феодалов), сбор дани с населения, принудительный труд зависимых крестьян в хозяйствах землевладельцев – все это требовало формирования института феодального права и системы феодальных отношений, усиления политической власти и военной мощи феодалов, их сплоченности. Внутриполитическая ситуация усиливала заинтересованность феодалов и подталкивала их к созданию единого государства.

Третья группа причин связана с внешнеполитическими обстоятельствами. Необходимость обороны славянских земель от нападения со стороны соседних государств и от набегов аваров, печенегов, половцев и других воинственных кочевников, потребность преодоления опустошительных княжеских междоусобиц вызвали внутренний протест и содействовали формированию общественной мысли в пользу объединения. В конце концов это привело к объединению военных, экономических и людских ресурсов и созданию великого и могучего государства – Киевской Руси.

Составитель «Повести временных лет» рассказывает о существовании у восточных славян до создания Древнерусского государства ряда самостоятельных местных княжеств. Поляне имели свое княжество во главе с Кием, «а в древлях (у древлян) свое, в дреговичи свое, а словени свое в Новгороде, а другое на Полоте иже полочане». Местные княжения представляли собой начальную форму государственности на Руси, или протогосударства. Словене, кривичи и меря платили дань норманнам (варягам)[2], совершавшим частые опустошительные набеги на их земли, а вятичи, радимичи, северяне и какое‑то время поляне платили дань хазарам, создавшим мощное тюркское государство с центром в низовье Волги.

В современной историографии термином «Киевская Русь» обозначается раннефеодальное государство – монархия восточных славян во главе с великим князем киевским. Оно возникло в результате объединения двух восточнославянских государственных образований – Куявии (политический союз полян, северян и вятичей; центр – Киев) и Славии (чудь, словене, меря, кривичи; центр – Новгород) и существовало в IX–XII вв. на территории, граничащей с путем «из варяг в греки».

История Древнерусского государства начинается с 862 г., когда, как свидетельствует летопись, чудь, словене и весь отправили своих послов за море – к варягам, чтобы объявить им свое решение. «Земля наша великая и богатая, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». «И собрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю Русь, и пришли до славян, и сел старший Рюрик в Новгороде… Синеус – на Белоозере… Трувор – в Изборске». Отсюда и начинается династия Рюриковичей в русской истории.

Летописное предание о приглашении варягов на Русь стало поводом для норманнской теории , согласно которой норманны (варяги) являются основателями Древнерусского государства. Эта теория была сформулирована еще во второй четверти XVIII в. историками Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и др. Ее не принимали М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский, С.А. Гедеонов и другие российские ученые.

В современной историографии выявлено, что создание Киевской Руси было подготовлено всем предыдущим ходом социально‑исторического развития восточнославянских земель. Белорусский историк и археолог Э.М. Загорульский убедительно доказывает, что местные княжения были у славян еще до призвания варягов и поэтому основу государственности на Руси заложили не норманны. С помощью археологических материалов он утверждает, что до второй половины IX в. восточные славяне еще не успели расселиться до Ильменя и Белоозера, а летописные кривичи – это балтские племена. Получается, что варягов на Русь могли призвать неславянские народы севера Восточной Европы. Более того, приглашения на княженье были обычной практикой в эпоху средневековья и не они определяли характер государственных образований.

В 882 г. Олег (по летописи – родственник Рюрика, управлявший Новгородом после смерти Рюрика вместо его малолетнего сына Игоря Рюриковича) вместе с воинами‑варягами и дружинами словен, кривичей, чуди, мери, веси совершил поход на юг, взял Смоленск, Любеч и дошел до Киева, где правили Аскольд и Дир. Выдав себя за купца, идущего с товаром в Византию, Олег убил их и сделал Киев столицей объединенного государства («мать городов русских»). Следовательно, Аскольд и Дир были представителями местной династии, иначе зачем надо было с ними воевать, тем более убивать.

Сев на престол в Киеве, Олег начал строительство крепостей – опорных пунктов для управления и сбора дани, а также для обороны границ Руси от врагов. Ильменские словене и кривичи были обложены постоянной данью. Олег подчинил и обложил данью древлян, северян и радимичей, которые до этого платили дань хазарам, что дает основание говорить о русско‑хазарской войне при Олеге.

В 907 г. Олег совершил успешный поход в Византию. Русы высадились на берег и опустошили окрестности Константинополя. Византийский император вынужден был заплатить контрибуцию и предоставить русским купцам торговые привилегии.

После смерти Олега киевским князем стал Игорь. Он подавил восстание против Киева в земле древлян, завершил начатое при Олеге подчинение и включение в состав Древнерусского государства уличей (жили на Днепре, к югу от полян) и тиверцев (жили по Днестру до нижнего течения Дуная). В 941 и 944 гг. Игорь совершил походы на Византию. Осуществлялись также походы по морю в Закавказье, богатые страны Южного и Западного Прикаспия.

Последним актом деятельности Игоря стал его поход в землю древлян за данью, которая в то время являлась основным источником существования князя и его дружины. Собрав большую дань с древлян, Игорь, подстрекаемый своими дружинниками, решил, что этого мало. Он отпустил дружину и с небольшой ее частью вернулся, «желая больша именья». Это вызвало гнев древлян. Они схватили Игоря около города Искоростень и казнили его: привязали ноги к двум согнутым березам, которые, выпрямившись, разорвали тело Игоря на две части.

Княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. Ее дружины разрушили и сожгли многие города древлян, в том числе центр «деревской земли» Искоростень, уничтожили местную знать и князя древлян Мала. Ольга ликвидировала местные княжения и создала свои органы управления. При ней сбор дани был упорядочен. Вместо полюдья, когда князь вместе с дружиной объезжал подчиненные ему земли, собирая в неограниченных размерах дань, были установлены нормы дани – «уроки» и созданы центры, где находились княжеские мужи, управлявшие ее сбором. Сюда население прилегающей округи привозило дань. Дань брали с «дыма» (хозяйства) или «рала» (плуга).

Сын Игоря Святослав правил до 972 г. Видный полководец и крупный политический деятель своего времени, Святослав всю жизнь провел на боевом коне и почти не знал поражений. Под его руководством дружины русов воевали на широких просторах от Оки до Кавказа и от Волги до Адрианополя. Он, как правило, не нападал на врага неожиданно, предупреждал его: «Хочю на вы ити». Такими, по словам летописи, были и его воины.

В результате походов Святослава на восток Киев подчинил себе вятичей, Волжскую Болгарию, разгромил хазарский каганат, расширил и укрепил свои владения на Северном Кавказе и в Крыму. Святослав осуществлял походы против Дунайской Болгарии, Византии, намеревался создать русо‑болгарское государство и перенести свою столицу на берег Дуная. Однако этим планам не суждено было сбыться, так как Святослав был убит на днепровских порогах печенегами, когда возвращался из похода.

Владимир I (Красное Солнышко) завершил подчинение Киевом восточнославянских земель, посадил своих 12 сыновей в городах восточных славян, ввел христианство на Руси, начал укрепление южных границ страны для обороны от кочевников. Это содействовало укреплению единства Киевской Руси. В X в. она простиралась от Карпат на западе до Оки и верхней Волги на востоке и от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге.

В то же время между князьями‑родственниками постоянно происходили войны за киевский престол. Попытка князей наладить отношения на съезде в Любече в 1097 г. привела к фактическому раздроблению Киевской Руси. В первой половине XII в., после непродолжительного усиления центральной власти киевского князя Владимира II (Мономаха), Киев постепенно теряет свое доминирующее положение. В 30‑е гг. XII в. Киевская Русь как относительно единое государство прекращает свое существование.

В последнее время некоторыми белорусскими историками отрицается факт существования Древнерусского государства , утверждается, что в этом государстве не было единства восточных славян, общего письменного языка, культуры, общих достижений в хозяйственной деятельности, градостроительстве, духовной жизни. При этом историки ссылаются на независимость Полоцкого княжества от Киева. Киевская Русь – это будто бы выдумка историков.

С этим нельзя согласиться по следующим причинам.

1. Любое феодальное княжество, в том числе и Полоцкое, являлось своего рода государством, поскольку имело все атрибуты законодательной, исполнительной и судебной власти. Только на белорусской земле можно насчитать более десяти княжеств, каждое из которых было в некотором смысле независимым. Княжеские междоусобицы являлись общей закономерностью развития государств Европы раннего средневековья. Однако, несмотря на это, все княжества Киевской Руси как в ее границах, так и за пределами воспринимались как единая Русь. Население Руси в соседних странах называли русами, русинами, русичами, а сами русины называли себя людьми русской веры или в соответствии с местными названиями‑этнонимами – киевлянин, полочанин, туровец, пинянин, новгородец и т. д. Значит, восточнославянское единство, единое государство существовали.

2. Анализ исторических источников показывает, что Полоцкая земля никогда не выпадала из политической жизни Руси, была частью Древнерусского государства. Вместе с другими русскими князьями полоцкие князья участвовали в походах против Литвы, чуди, степных кочевников, а позже – крестоносцев. Полоцкий князь Брячислав Изяславич всю жизнь воевал вместе со своим дядькой Ярославом Мудрым против общих врагов. Совместно с южнорусскими князьями воевал против кочевников и Всеслав Чародей. Войны с Киевом нередко провоцировались полоцкими князьями и были далеко не такими «частыми и извечными», как это представляют некоторые историки. В 1021 г. киевский князь Ярослав Мудрый разгромил войска полоцкого князя Брячислава Изяславича за то, что тот внезапно напал на Новгород, захватив пленных и имущество горожан. В 1067 г. киевские князья братья Изяслав, Святослав и Всеволод Ярославичи на р. Немиге нанесли сокрушительный удар по войскам Всеслава Чародея за нападение на Псков и Новгород. В 1116 г. киевский князь Владимир Мономах осадил Минск в ответ на опустошение минским князем Глебом Слуцка.

Следует отметить, что наследники Всеслава Чародея воевали друг с другом больше, чем с Киевом. В результате полоцкие князья потеряли все завоевания в Прибалтике, а по полоцким улицам позже прошли крестоносцы.

3. После введения христианства в X в. в Киевской Руси существовала единая православная вера, которую и сегодня часть белорусов называет русской. Церковь способствовала укреплению идеи единства Руси, единых основ в духовной и политической сферах, осознанию населением своей принадлежности к одному народу, своих единых корней и общей исторической судьбы.

4. Практически единым был тип города, его планировка, внешний и внутренний вид. Единым для всех княжеств был древнерусский письменный язык. Достаточно сравнить письменные памятники Киева, Полоцка, Турова, Новгорода времен Ефросинии Полоцкой, чтобы убедиться, что не было языка кривичей и дреговичей, полочан и туровцев, а существовал единый древнерусский язык. А разве Софийские соборы в Киеве, Полоцке и Новгороде не свидетельствуют о восточнославянском единстве? Перечисление общностей можно продолжать и продолжать.

Вместе с тем Киевская Русь являлась специфическим раннефеодальным государством. Она не была единым, централизованным, монолитным государственным образованием. Киевская Русь сформировалась как федерация феодальных княжеств, каждое из которых сохраняло относительную самостоятельность и самобытность. В землях древлян, вятичей, кривичей и радимичей существовали местные княжеские династии. Киевскую Русь можно назвать феодальным федеративным государством‑монархией с мощной военной организацией , что позволяло защищать ее от покушений со стороны соседних государств и набегов воинственных кочевников, совершать завоевательные походы в соседние богатые страны и держать в подчинении местных князей и бояр, склонных к сепаратизму. Экономические и этнические связи в этом государстве нельзя считать прочными.

 



infopedia.su

Киевская Русь – раннефеодальное государство

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 26Следующая ⇒

Киевская Русь (IX-XI вв.) была раннефеодальной монархией. Во главе государства находился Великий князь Киевский, власть которого передавалась по наследству. Чаще всего порядок передачи престола определялся принципом родового старейшинства, называвшийся «лествичным» (или «лестничным» порядком наследования). Он означал переход власти не к старшему сыну, а от брата к брату, т.е. к старшему в роду. Однако изредка князь мог быть избран на вече.

Первоначально управление страной киевский князь осуществлял во время полюдья– объезда с дружиной подвластных земель для сбора дани и суда. Затем для управления отдельными княжествами киевский князь стал отправлять в качестве наместников своих сыновей, братьев, дружинников.

Великий князь Киевский опирался на дружину. Она делилась на старшую и младшую. В старшую дружину входили наиболее знатные воины, они являлись советниками князя. С развитием феодального землевладения дружинники постепенно превращались в земельных собственников – бояр. Младшую дружину составляли гриди и отроки. Они осуществляли сбор дани, участвовали в военных походах.

Правление киевских князей вкратце можно охарактеризовать следующим образом.

Олег включил в состав своих владений земли древлян, северян, радимичей. При нем в 907 г. и 911 г. были совершены два удачных похода на Константинополь. Греки были вынуждены заключить договор на выгодных для русских условиях. По договору русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия.

После Олега в Киеве княжил сын Рюрика Игорь (912-945). В 944 г. был подтвержден договор с Византией, но на менее выгодных условиях. В 945 г. он был убит древлянами за то, что попытался повторно собрать с них дань. Само взимание дани еще не было упорядочено.

Жена Игоря Ольга (945-957) жестоко отомстила за смерть мужа. Столица древлян Искоростень была сожжена. Тем не менее, Ольга вынуждена была упорядочить сбор дани. Она установила «уроки» – размеры дани и «погосты» – места сбора дани. Таким образом, было положено начало формирования налоговой системы. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян. Но самым важным деянием Ольги было то, что она первая из киевских правителей приняла христианство.

Сын Ольги и Игоря Святослав(957-972) государственную деятельность совмещал с полководческой. В период своего правления он присоединил земли вятичей, победил Волжскую Болгарию, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат. Русь стала полностью суверенным государством. Возвращаясь после похода на Византию, отряд Святослава был разбит печенегами, а сам Святослав был убит.

Объединителем всех земель восточных славян в составе Киевской Руси стал сын Святослава – Владимир (980-1015), прозванный народом Красное Солнышко. В 980 г. он попытался провести первую религиозную реформу. Был создан единый пантеон наиболее почитаемых языческих богов во главе с Перуном. Поклоняться этим божествам должны были во всем государстве. Но реформа потерпела крах. Население по-прежнему поклонялось привычным божествам. Тем не менее, реформа 980 г. подготовила условия для принятия христианства.

Расцвет древнерусского государства связан с именем Ярослава Мудрого (1019-1054). Когда в 1015 г. Владимир умер, на киевском престоле оказался его сын Святополк (1015-1019), но влиятельная дружина Владимира на престоле хотела видеть других сыновей Владимира - Бориса и Глеба. Святополк приказал их убить. Известие об убийстве Бориса и Глеба всколыхнуло восточнославянское общество. Русская Православная Церковь назвала их своими первыми святыми. Святополк получил прозвище Окаянный. Против Святополка выступил его брат Ярослав, княживший в это время в Новгороде. В 1019 г. Ярослав утвердился на киевском престоле. При Ярославе Мудром Русь достигла наивысшей точки развития. Он покровительствовал образованию, живописи, строительству. При нем появились первые государственные школы. Появился первый свод законов – «Русская правда». При Ярославе Мудром появляются первые монастыри, самым крупным из них стал Киево-Печерский.

Таким образом, в политике киевских князей прослеживаются общие черты. Они настойчиво расширяли свои владения, подчиняя все новые славянские племена, вели постоянную борьбу с кочевниками - хазарами, печенегами, половцами; стремились обеспечить более благоприятные условия для ведения торговли с Византией. В результате деятельности киевских князей было укреплено государство, Русь значительно расширила свои владения и вышла на международную арену.

 

Основные категории населения Киевской Руси

Экономическую и социальную основу общества в Киевской Руси состав­ляла земледельческая община – вервь (мир). Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством, пла­тила штрафы,владела землей, которую распределяла между семь­ями. За владение и пользование землей общин­ники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли. Свободные общинники назывались люди (в единственном числе – людин).

Некоторые люди становились зависимыми. Закупом становился разорившийся общинник, который брал в долг («купу») деньги, скот, семена, инвентарь. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Рядовичи – зависимые люди, заключившие договор («ряд»), и на его основе выполнявшие различные работы. Выполнение условий договора или возвращение долга делали зависимых свободными.

Спорным является положение смердов. Часть историков полагает, что смерды – полусвободные княжеские данники, сидевшие на земле князя и платившие дань в его пользу, другие же ученые склонны называть смердами все свободное сельское население.

В Киевской Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества. Фео­дальная система хозяйства отличалась в основном натуральным характером и сла­бым уровнем торговых связей. Основной формой организации феодального производства стала вотчина, т.е. земельное владение, передаваемое по наследству. Княжеские, боярские, монастырские вотчины начинают создаваться в ХI в., но их было еще очень мало.

В Киевской Руси в небольшом количестве существовали холопы и челядь. Фактически они были на положении рабов и пополнялись за счет пленников или из числа разорившихся соплеменников.

К привилегированным категориям относились князья, бояре, духовенство, купцы.

Принятие христианства

С подчинением всех восточнославянских племен сложилась территория единого государства. В идеологической сфере прежние языческие культы стали не пригодны, поскольку носили местный характер. В 980 г. Владимир Святославич завладел киевским престолом, сместив старшего брата Ярополка (972-980). В этом же году он провел языческую реформу, создав общерусский языческий пантеон во главе с Перуном. Однако он не был принят всеми славянами.

Через несколько лет Владимир решает принять монотеистическую религию. Согласно легенде к нему явились представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина и требует многих других ограничений. Иудаизм он не принял из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всему миру. Римская вера (католичество) была отвергнута из-за главенства римского папы над светскими государями и из-за того, что богослужение ведется на латыни. Лишь проповедь представителя византийской (православной) церкви произвела на Владимира благоприятное впечатление.

После этого он отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, те назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу – самыми красивыми. Выбор Владимира в пользу православия был обусловлен следующими причинами: стремление князя сплотить население в один народ и укрепить тем самым государство и свою власть; наиболее подходило менталитету восточных славян и самого Владимира; давние торговые и дипломатические отношения с Византией.

В 988 г. произошло крещение Руси. Киевляне первыми приняли новую веру, а других пришлось крестить «огнем и мечом». Произошли восстания ряда племен, например, вятичей, жителей Новгорода против насильственной христианизации. Язычество еще долго сохраняло свои позиции в обществе, даже после крещения люди продолжали верить в языческих богов. В итоге произошел синтез православия и язычества, приведший к складыванию самобытной религии – русскому православию. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна – с днем Ильи Пророка. Сохранился и исключительно языческий по происхождению праздник масленицы.

Главой русской церкви стал митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их подчинении находились городские и сельские (женатые) священники - белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство - монахи. Долгое время церковь существовала за счет десятины – десятой части от всех налогов, отчисляемой в ее пользу. Постепенно у нее появляются собственные села и земли.

Принятие Русью христианства имело огромное историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Прежде всего, оно способствовало объединению славянских племен в единый этнос. После принятия христианства на смену древней славянской письменности пришла новая, разработанная греками братьями Кириллом и Мефодием. Появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Началось каменное строительство, стали развиваться иконопись, фресковая живопись. Русь приобщилась к сокровищам мировой культуры.

Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, и насилие со стороны верхов. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала против рабства.

 

 

Читайте также:

lektsia.com

Шпаргалка - Киевская Русь как раннефеодальная монархия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Витебский государственный университет

имени П.М. Машерова»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «История государства и права славянских народов»

тема: «Киевская Русь как раннефеодальная монархия»

Витебск, 2009

ПЛАН РАБОТЫ:

Введение

Общественный и государственный строй Киевской Руси

Гражданский порядок в древнерусском обществе по «Русской Правде»

Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Высшие органы власти и управления: великий князь, княжеский совет, вече. Развитие великокняжеской юрисдикции. Отношения вассалитета-сюзеренитета. Феодальные съезды. Численная или десятичная система управления и переход к дворцово-вотчинной системе

Особенности местного управления Киевской Руси

Экономическое развитие Киевской Руси

Основные этапы развития денежного обращения древнерусского государства

Заключение

Литература

Введение

В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в городе Киеве. Образованию этого государства способствовало развитие ремесел, техники обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими государственными образованиями отдельных славянских племен.

Момент возникновения Древнерусского государства связан с перерастанием политических образований в феодальное государство восточных славян – Древнерусское Киевское государство.

Древнерусское государство, образовалось в IX в. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением.

Усилению объединения способствовали и внешняя торговля, сложные политические отношения с Византией, необходимость борьбы против нападавших племен.

Важным фактором, стимулировавшим объединение, была определенная этническая общность славян, сходство языческих верований.

Однако главным было то обстоятельство, что киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а потому и сильную дружину, мог защитить власть имущих в условиях острой классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий.

Древняя Русь имела большое значение в развитии трех братских народов (русского, украинского и белорусского), так как была первой ступенью в истории государственности их общего предка – древнерусской народности.

Древнерусское государство способствовало дальнейшему развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов-землевладельцев, угнетению феодально-зависимого населения и явилось одной из крупнейших держав средневековой Европы.

Общественный и государственный строй Киевской Руси

К IX в., времени образования Древнерусского государства, у восточных славян установилась феодальная собственность на землю и сложились классы – феодалы-землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне. В господствующий класс феодалов входили киевские князья, общинная знать (бояре), местные (племенные) князья, дружина князей, верхушка служилых людей.

Земельные владения князей росли за счет экспроприации общинных земель, колонизации земель других племен, захвата пустошей. Киевские князья, стоявшие во главе Древнерусского государства, начинали считать себя верховными собственниками всех земель, ранее принадлежавших крестьянам-общинникам. Дань постепенно превращалась в феодальную ренту. Сбор дани приобретал насильственный характер и зачастую вызывал активное сопротивление крестьян.

Крупными феодалами были правители и других княжеств – представители великокняжеской династии, местные князья. В класс феодалов входили бояре – крупные землевладельцы, захватившие общинную землю, княжеские дружинники, получившие землю от князя. Такое земельное владение именовалось вотчиной, постоянным владением, которое могло быть передано по наследству.

Только на княжеской службе можно было сделаться боярином. Бояре из родоплеменной знати за свою вассальную службу получали иммунитет – освобождение от платежа дани и от подсудности княжеского суда, как сам боярин, так и зависимое от него население.

У многих бояр была своя дружина. Его дружинники оседали на земле и превращались в вассалов второй очереди (подвассалов), они обязаны боярину военной службой.

Остальная масса киевского общества, состояла из двух главных слоев: людей свободных и рабов.

С развитием городской жизни и торговой деятельности в составе свободных людей или «мужей» стали различать горожан от сельского населения. Горожане назывались «градскими людьми» и делились на «лучших» или «вятших», т.е. зажиточных, и «молодших» или «черных», т.е. бедных. По занятиям своим они назывались купцами или «гостями» и ремесленниками.

Сельское население носило название смердов, они были свободными людьми, имели свою пашню и свое хозяйство. Если смерд шел в батраки к землевладельцу и работал на его земле, то он не считался самостоятельным человеком и носил название «закупа». Закуп, однако, не был рабом, он мог снова стать смердом, если мог рассчитаться со своим хозяином.

Впоследствии смердами стали называть всех феодально-зависимых крестьян. Смерды жили общинами, носившими название «верви» или «погоста».

Человек, принадлежавший какому-либо союзу или входивший в какое-то сообщество, пользовался защитой рода, общины, дружины, товарищества. Лишенный же покровительства своих близких, изгнанный из какого-либо сообщества, человек становился беззащитным. Его можно было «убить во пса место» и остаться безнаказанным. Такие беспризорные и беззащитные люди назывались «изгоями». Изгои были как бы «изжитые», выкинутые вон из жизни люди. [2.с.22]

Часть населения составляли рабы. Рабов-пленников называли «челядь». Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам (самопродажа в рабство, женитьба на рабе, сбежавший закуп и др.), назывались холопами.

Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной. Во главе государства стоял наследственный князь, называвшийся великим князем. Он управлял при помощи совета других князей и дружинников. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь располагал значительной военной силой, куда входил и флот.

Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили дань и военную добычу, пировали вместе с князем. Князь советовался с дружиной по всем делам.

Гражданский порядок в древнерусском обществе

по «Русской Правде»

Древнейшим сводом законов Руси является Русская Правда. В Русской Правде нашли свое отражение основные отрасли права.

Феодальная собственность на землю становится дифференцированной. Сначала крупным землевладельцем становился князь. Он раздавал свои земли боярам-вассалам, они со своей стороны раздавали полученную землю своим боярам и близким людям. Постепенно полученные за службу князю земли закрепились за боярами и слугами и превратились в наследственные и стали называться вотчинами, а земли, которые давались в условное владение за службу и под условие службы назывались поместья. Крупными земельными собственниками стали князья.

Великие киевские князья признавали Русскую землю своим благоприобретенным имением и считали вправе распоряжаться ею по своему произволу: дарить, завещать, бросать. А при отсутствии завещания власть переходила по наследству к детям умиравших князей.

В Русской Правде есть карательные постановления о нарушении границ поземельного владения.

Земля была коллективной собственностью общины. Русскую общину составляли жители селения или деревни, владеющие сообща принадлежащей селению землей. Каждый совершеннолетний поселянин мужского пола имел право на участок земли, равный участкам других жителей его селения, где практиковался периодический передел земли. Только двор, состоящий из избы, холодных построек и огорода, составлял наследственную собственность семейства без права отчуждения лицам, не принадлежащим к общине. Леса, сенокосы и выгоны находились в общем пользовании. Возделанная пахотная земля делилась на равные участки, состоявшие во временном пользовании членов общины, и периодически перераспределялась между ними обыкновенно через 6, 9, 12 лет. Подати и повинности, лежавшие на общине, распределялись между дворами. [2.с.27]

Наследство, называемое в Русской Правде открывалось в момент смерти отца семейства и переходило к наследникам или по завещанию, или по закону. Отец имел право разделить свое имение между детьми и выделить из него часть своей жене по своему усмотрению. Мать могла передать свое имущество любому из сыновей, которого признавала наиболее достойным. Наследование же по закону открывалось тогда, когда после своей смерти наследодатель не оставил завещания.

После отца, не оставившего завещания и не разделившего своего дома при жизни, наследовали законные дети умершего, причем часть наследства шла в пользу церкви «на помин души усопшего» и часть – в пользу пережившей супруги, если муж при жизни не назначил ей доли из своего имущества. Дети, рожденные от рабы, не наследовали отцу, а получали вместе с матерью свободу. Между детьми законнорожденными в праве наследования предпочитались сыновья дочерям, но братья, исключившие сестер из наследства, обязывались содержать их до выхода замуж; а при выходе замуж – должны были снабдить их приданым по своим средствам. [2.с.29]

Двор отцовский без раздела переходил к младшему сыну. Имущество матери, не оставившей завещания, наследовал сын, в доме которого она жила после смерти мужа. Имущество княжеского смерда наследовали лишь его сыновья, а когда их не было, то все имущество умершего поступало князю, причем часть наследства выделялась незамужним дочерям.

Над малолетними детьми с их имуществом устанавливалась опека, опекуном выступала мать, а если мать повторно выходила замуж, то опека принадлежала ближайшему родственнику умершего.

Гражданские обязательства допускались только между свободными лицами. Из договорных обязательств выделяют: заем, наем, поклажа и купля-продажа.

Для купли законной нужно было вещь приобрести за деньги от собственника и совершить договор в присутствии двух свободных свидетелей.

Займы различают с процентами и без. Заем с процентами более трех гривен – необходимо наличие свидетелей, которые удостоверяли договор если возникал спор. Если займ до трех гривен, то ответчик очищается присягой. Заем до одного рубля обеспечивался поручительством, а свыше рубля – письменным актом и закладом. Закладные письменные акты назывались записями, закладными досками. В заклад поступали домашний скот, строения, земля, ценности.

В Русской Правде закупом именуется свободный человек, получивший ссуду и обязавшийся выплатить ее своею работою. Запрещалось господину продавать закупа под угрозой освобождения последнего от займа и уплаты господином 12 гривен продажи (штрафа). С другой стороны, закон давал право обращать закупа в полного раба за бегство, не вызванное несправедливостью господина. Закуп обязан был возместить господину причиненный ущерб, происшедший по его вине или нерадению, например, за пропавший скот, если закуп не загнал его во двор, если потерял хозяйский плуг или борону. [2.с.28]

Договор поклажи совершается без свидетелей, но если возникает спор, то очищение присягой.

Действительность договора мены и купли-продажи:

· Совершается трезвыми людьми;

· Отсутствие пороков в продаваемой вещи.

Браку предшествовало обручение, которое считалось нерасторжимым.

Необходимые условия брака:

· Возраст: жених – 15 лет, невеста – 13 лет;

· Согласие родителей;

· Свободное волеизъявление;

· Отсутствие родства.

Церковь не допускала вступления в третий брак.

Преступлением Русская Правда признавала деяния, запрещенные законом, а также наносящие ущерб лицам, которые состояли под властью и защитой князя. Размер княжеского взыскания или штрафа определялся вирою.

Вирою назывался штраф за убийство свободного человека и она составляла 40 гривен. За убийство княжих мужей, конюшего, старосты и тиуна выплачивалось две виры. Убийство свободной женщины оплачивалось полувирой и равнялась 20 гривнам.

За тяжкое увечье (лишение глаза, руки, носа, ног) взыскивалась полувира.

Виновный в убийстве без вины со стороны убитого, подвергался не только имущественному, но и личному наказанию – с женой и детьми выдавался князю на поток и разграбление. За убийство рабов штраф – 12 гривен.

Самые злонамеренные деяния: поджог и конокрадство, за что виновный выдается князю на поток.

Судебный процесс носит состязательный характер и начинается по инициативе истца. Стороны процесса обладают равными правами. Судопроизводство гласное, устное. Особую роль в системе доказательств играли ордалии, жребий, присяга.

Судебный процесс делился на три этапа:

1. заклич – объявление о совершении преступления;

2. свод – очная ставка;

3. гонение следом – поиск доказательств и преступника.

Обвиняемый призывался в суд доводчиком. Призываемый в суд по уголовному делу должен был найти поручителя, который бы поручился за него в его явке в судебное заседание в указанный срок. Если же обвиняемый не находил поручителя, то его лишали свободы и заковывали в железо.

Существовал суд общины.

Жалобы сторон на решение суда подавались князю.

Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Высшие органы власти и управления: великий князь, княжеский совет, вече. Развитие великокняжеской юрисдикции. Отношения вассалитета-сюзеренитета. Феодальные съезды. Численная или десятичная система управления и переход к дворцово-вотчинной системе

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь – его функции заключались в налаживании внешней торговли, командовании вооруженными силами, сборе дани. Все большее значение приобретает деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. великокняжеский престол передавался по наследству (сначала по принципу старшинства – старшему в роду, потом – «отчины», т.е.сыну).

Все группы феодалов находились в отношениях сюзеренитета-вассалитета. Верховным сюзереном был великий князь, его вассалами – местные князья – сюзерены своих бояр и служилых людей. Вассалы несли военную службу. Наиболее влиятельные участвовали в заседаниях княжеского совета. Привлекалось к участию в совете и высшее духовенство. Феодалы-вассалы в качестве вознаграждения за службу получали земельные владения (на праве либо вотчины, либо землевладений, предоставленных им на время службы или пожизненно). Это усиливало зависимость крестьян от местной знати, которой они платили феодальную ренту. Постепенно все в большей мере определялось положение, в силу которого вся земля принадлежала тому или иному феодалу. Право собственности феодалов на землю (на которой жили и работали крестьяне) выражалось прежде всего в том, что они получали с крестьян феодальные подати. Позднее зависимость крестьян от феодалов приобретала все более жесткую форму, а право собственности на землю получило более четкое выражение. [6.с.18]

При великом князе в Киеве функционировал совет. Сначала его состав состоял из дружинников и «старцев градских». С развитием феодальных отношений советниками становятся бояре – верхушка феодалов, осевшая на земле, как правило, вокруг Киева. Со временем в совет стали входить митрополит, епископы, архимандриты, игумены.

После укрепления местных феодальных княжеств для решения вопросов, касавшихся всех русских земель, созывались феодальные съезды. Так, на съезде, состоявшемся в 70-х годах XI в., обсуждались новые статьи Русской Правды (Правды Ярославичей). Для обеспечения единства русских земель в борьбе с кочевниками, половцами созывались Любечский (1097г.), Долобский (1103г.) феодальные съезды. [6.с.22]

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание — вече, которое приобретает более формализованные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют «старцы градские» (старейшины). Определяется компетенция веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом вече был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин).

Установились две системы управления: численная и дворцово-вотчинная. Первая своими занималась организацией военного ополчения. Военным структурным единицам соответствовали определенные военные округа, состоявшие под управлением тысяцких, сотских и десятских. Со временем утрачивается соответствие числовому обозначению. Тысяча стала не вооруженным числом людей, а понятием территориальным. Тысяцкие являлись прежде всего руководителями военных сил округа, но вместе с тем они сосредоточивали в своих руках власть, судебные и политические функции.

Численная система по мере феодализации была вытеснена дворцово-вотчинной. Центром управления становился княжеский двор. Княжеские дружинники отрывались от двора и оседали на своих землях. Основными административными представителями князя на местах были княжеские тиуны, которые стали играть основную роль в административно-финансовой и судебной организациях.

Тысяцкий вошел в состав княжеских слуг, постепенно превращаясь в воеводу, начальника всех вооруженных формирований княжества, сотники превратились в представителей городских властей.

Возникают при дворе своего рода ведомства по управлению определенными отраслями хозяйства. Наиболее влиятельными лицами сделались дворецкий, конюший (обеспечение войска конным составом), чашник (отвечал за продовольствие).

Особенности местного управления Киевской Руси

Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости: собирали дань, пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Часть собранного с населения они оставляли себе. Вместо жалованья за службу они имели право сбора «корма» с населения. Размер «корма» определялся в грамотах. Помощники посадников и волостелей – тиуны, вирники и другие – также получали «корм». Такая система управления называлась – системой кормления.

Великокняжеские наместники и волостели посылались не во все земли Древнерусского государства, а лишь на территорию домена великого князя. На землях местных князей суд и управление находились в руках посылаемых ими наместников и волостелей.

В процессе развития феодальных отношений право суда, сбора податей, управления в большей мере сосредотачивается в руках крупных феодалов, которое подтверждается иммунитетными грамотами. Каждый крупный феодал имел свой аппарат принуждения и власти.

Суд не был отделен от администрации. Судебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах. Судили князья, волостели, посадники, представители княжеской власти. Росло значение боярского суда над крестьянами.

Оформлялась и церковная юрисдикция. Церковь имела право судить зависимое население своих земель, судить духовенство до всем делам, а все население государства — по определенным категориям дел (преступления против религии, нравственности, семьи и прочие). Церковные уставы определяли перечень дел, относящихся к суду митрополита, епископа.

Вооруженные силы складывались из дружины великого князя, дружин местных князей, феодального ополчения (военных отрядов, приводимых в распоряжение князей их вассалами). Во время войн создавалось народное ополчение.

Экономическое развитие Киевской Руси

Достаточно высокий уровень развития земледелия, ремесла и скотоводства на Руси, оживленное строительство городов привело к становлению торговых отношений. Однако торговля еще не занимала заметного места в народном хозяйстве Киевской Руси. Городские ремесленники работали, как правило, на заказ, по которым заказчики часто расплачивались другой продукцией, то есть происходил натуральный обмен.

Традиционно торговля называлась «гостьба», торговцы или купцы – «гости», места торговли – «погосты». Позже, после принятия христианства, при погостах стали строить храмы, около которых устраивались кладбища. Кстати, в каменных подвалах церквей купцы в целях безопасности часто хранили свои товары, различные торговые договоры и документы, и за это церковь имела доход.

Купцы-гости традиционно почитались, государство и население высоко ценили их труд. За убийство купца полагалось выплатить штраф в 12 гривен серебра, что в два раза больше, чем за простого смерда.

Своего расцвета ремесленное производство достигло в XI-XIII веках, тогда на Руси насчитывалось несколько десятков специальностей. Из-за высокого спроса на изделия из железа (доспехи, оружие) первое место среди ремесел занимала выплавка железа. Особенно ценился труд оружейников, златокузнецов, бронников, чьи слободы в городах занимали почетное место.

Большое развитие получило плотницкое мастерство, поскольку церковные храмы, дома простых людей и боярские хоромы возводились преимущественно из дерева. Высокого качества достигло изготовление тканей, особенно из льна и шерсти. С распространением христианства особым почетом стали пользоваться зодчие по возведению каменных церквей и монастырей, а также художники по внутренней росписи храмов и иконописцы. [6.с.21-22]

Большое развитие получила внешняя торговля. Русские купцы торговали с Центральной Европой, Византией, Средней Азией, Скандинавией. Купцы использовали Дунай для торговли с Европой. Они плавали также по Балтийскому, Азовскому, Черному, Каспийскому и Средиземному морям. Крупнейшими центрами международной торговли были Новгород и Киев.

Основными экспортными товарами были меха, мед, лен, кожа, ювелирные изделия, оружие и др. Импорт составляли товары роскоши для знати: пряности, драгоценные камни, шелка, бархат, оружие, парча, благородные и цветные металлы.

Основные этапы развития денежного обращения

древнерусского государства

В результате развития торговли на Руси появились деньги.

В Киевской Руси чеканкой денег почти не занимались, а использовали арабские и византийские монеты из серебра и золота, в основном во внешней торговле. Гораздо большее распространение внутри страны имели серебряные и медные слитки. Известна такая единица как гривна – слиток серебра весом в один фунт, или примерно 400г. Гривну рубили пополам и каждая половина гривны называлась «рубль», или «рублевая гривенка». На слитках ставилось княжеское клеймо с указанием веса. Далее рубль делили на две части – две полтины, и еще пополам – два четвертака. Для изготовления денег пользовались привозным сырьем.

В Киевской Руси были достаточно развиты кредитные отношения. В тексте встречались такие понятия, как «отдача денег в рост», «одолжение по дружбе», «процент», «торговля в кредит», «барыш», «долгосрочный и краткосрочный кредит», определялся порядок взыскания долгов, различалась несостоятельность злостная и в результате несчастного случая. считалось не по-христиански брать высокие проценты за кредит. Было запрещено обращать в рабство полузависимых людей, отрабатывающих свой долг у заимодавца. Запрещалось заниматься паразитическим ростовщичеством.

Заключение

Значение Киевской Руси в истории огромно. При ней сложилась древнерусская народность, объединившая восточнославянские племена в новом, более высоком, этническом образовании. Киевская Русь – колыбель трех братских восточнославянских народов – русского, украинского, белорусского.

Создание Древнерусского государства – единого государства восточных славян – имело большое значение для их дальнейшего государственно-правового развития.

По своей классовой сущности Древнерусское государство было феодальным, по форме – относительно единым государством, во главе которого стоял великий киевский князь. Наиболее древней системой управления была десятичная система. Укрепление феодализма на Руси привело к появлению новой системы управления – дворцово-вотчинной.

Сформировавшийся в Киевской Руси государственный аппарат, его центральные и местные органы, военные силы являлись эффективным орудием укрепления господства феодалов, подавления сопротивления эксплуатируемых трудящихся масс.

Вместе с формированием и развитием Древнерусского государства складывалось и развивалось право. Важнейшим законодательным памятником является Русская Правда. В праве Киевской Руси нашли отражение общественные отношения, закреплялись порядки, складывавшегося древнерусского феодального общества. Это было право привилегия. В его нормах предусматривалось привилегированное положение представителей класса феодалов.

Киевская Русь была великой державой средневековья. Высокий авторитет Киевской Руси был закреплен многочисленными международными договорами, тесными взаимоотношениями киевских князей со многими зарубежными царствующими домами.

Литература:

1. Исаев И.А. История государства и права России. Москва, 1996.

2. Кара-Мурза С.Г., Курицин В.М., Чибиряев С.А. История государства и права России. Москва, 1998.

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Москва, 1997.

4. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года. Москва, 1996.

5. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Москва, 1998.

6. Титов Ю.П. История государства и права России. Москва, 1999.

www.ronl.ru

Вопрос 2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Организация центрального и местного управления.

Киев как политический и военный центр силой, убеждениями и договорами стремился подчинить себе соседние славянские племена. Однако были вполне конкретные обстоятельства, требовавшие установления единства, это — защита территории и населения от степных кочевников. Союзниками славян в этой борьбе оказались варяжские княжества. Феодальная поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах — княжеский домен и вотчинное землевладение. Правовыми основаниями для владения землей становятсяпожалование, наследование, купля. В начальный период существенное значение имел захват пустующих и населенных земель.

Формирование правящего класса приводит к появлению феодальной зависимости. Дружина князя дифференцируется на «старшую» и «младшую». Бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. В XI—XII вв. происходитоформление боярствакак особого сословия.

Дружина не имела ничего, кроме своего князя. Дружиннику за службу князь жалует землю, населенную крестьянами.

Одним из важнейших способов обеспечения боярского хозяйства стало использование труда кабально зависимых людей(закуп).

Бояре усиливают эксплуатацию крестьян-общинников, попадающих к ним в зависимость, с помощью (захват, насилие) и (кабала, долг). Совершая военные походы, князь с дружиной захватывает пленных и превращает их в рабов (холопов). Холопы выполняли вспомогательные хозяйственные функции, главной рабочей силой были крестьяне-общинники.

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоялкиевский великий князь. В своей деятельности он опирался надружинуисовет старейшин. Управление на местах осуществляли егонаместники(в городах) иволостели(в сельской местности). Великий князь находился в отношениях с другими князьями. Усиление местных феодалов (XI—XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти -феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Первыми вассалами становились князья-наместники, не служившие непосредственно в княжеской дружине. Основной обязанностью вассалов является не уплата дани, а военная служба.

Существовала значительная роль вечевых собраний в принятии государственных, политических решений.

Киевский престол по традиции должен был занимать старший член княжеского рода.

Одновременно шел процесс территориального раздробления: отдельные земли и области становились все более независимыми от Киева.

В XI—XII вв. города заключали с князьями договоры, которые регламентировали и ограничивали княжескую власть на территориях, центром которых были областные города. Местное управление осуществлялось доверенными людьмикнязя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправленияоставалась территориальная община —вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы, полицейский надзор, налоги, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.

Совет при князесостоял из бояр и «княжих мужей». Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществлялитиуны и старосты. Складывалисьдва центравласти — княжеский дворец и боярская вотчина, становление системы происходило в условиях феодальной раздробленности.

studfiles.net

1.2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия.

Феодальная поземельная собственность складывается с 9 в. в двух основных формах—княжеский домен и вотчинное землевладение. Внеэкономические формы эксплуатации (дань , “полюдье”) уступают место экономическим , основным на праве собственности . Правовыми основаниями для владения землей становятся пожалование , наследование , купля . В начальный период существенное значение имел захват пустующих и населенных земель .

Формирование правящего класса приводит к появлению сложных отношений “сюзеренитета - вассалитета”, т.е. феодальная зависимость. Дружина князя дифференцируется на “старшую” и “младшую” (и по возрасту , и по социальному положению ). Бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. В 11-12 в.в. происходят оформление боярства, как особое сословие и закрепление его правового статуса. Формируется вассалитет как система отношений с князем - сюзереном , его характерными признаками становятся специализация вассальной службы , договорной характер отношений и экономическая самостоятельность вассала . В феодальном договоре о службе соединились два начала : более древнее и личное , служебное (дружинник) и более позднее - зависимость по земле , служба , строго обусловленная землевладением . В связи с этим изменяется социально - экономическое поведение боярства .

Бояре усиливают эксплуатацию крестьян-общинников , попадающих к ним в зависимость , с помощью внеэкономических (захват , насилие ) и экономических (кабала , дом ) мер . Совершая военные походы , князь с дружиной захватывает пленных и превращает их в рабов (холопов ) . Однако рабский труд у славян не стал основной формой эксплуатации : экономические , климатические, географические и другие условия не способствовали этому . Рабы выполняли вспомогательные хозяйственные функция , главной рабочей силой были крестьяне-общинники.

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь . В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин . Управление на местах осуществляли его наместники (в городах ) и волостители (в сельской местности ) .

Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия . Усиление местных феодалов (11-12 в.в.) вызывает появление новой формы и нового органа власти —“сейма” , т.е. феодального съезда . На таких съезда решались вопросы войны и мира , разделение земель , вассалитета.

Отношение сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положении служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина и “слуги под дворским”. Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией.

В статуте крупного боярина-вотчинника соединились право собственности на землю и власть. Первыми вассалами становились князья-наместники, не служившие непосредственно в княжеской дружине. Основной обязанностью вассалов является не уплата дани , а военная служба .

Стремление киевских князей к централизации своей власти определило ликвидацию племенных князей, скорое устранение князей-наместников и раздачу земель сыновьям князя (что усилило сюзеренитет отцовского авторитета). При этом принцип старшинства приходил в столкновение с принципом “отчины”: при перемещении князяй-братьев с одного “стола” на другой, некоторые из них не желали менять насиженные места, другие же рвались к киевскому “столу” через головы старших братьев. Для урегулирования подобных коллизий уже в 11-12 в.в. начинают заключаться междукняжеские договоры, содержанием которых являлись условия господства-подчинения, союзов и военных коалиций. Закрепление “отчины” (вотчины) в родовую собственность позволяло боярам даже при смене своего сюзерена-князя оставлять при себе земельную собственность. Князь в своих договорах часто признавали за своими боярами-вассалами свободу службы и безнаказанный отход от службы.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятниками. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления , которая зародилась в недрах дружинной организации , а затем превратилась в военно-административную систему . Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения) .

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община - вервь. В ее компетенцию входили земельные пределы (перераспределение земельных наделов ) , полицейский надзор , налогово-финансовые вопросы , связанные с обложением податями и их распределение , решение судебных споров , расследование преступлений и исполнение наказаний . “Вервь” 11-12в.в. сочетала в себе элементы соседской и семейной общины .

Волость - община представляет собой конгломерат мелких поселений. Государство было заинтересовано в сохранении общинной структуры , которую оно использовало в фискальных , полицейских и административных целях . Община была наделена некоторыми судебными функциями , на нее возлагались обязанности по перераспределению земельных наделов и аккумулированию пустующих и брошенных земель . Феодалы , приобретавшие общинные земли , освобождались от государственного “тягла” , податных , судебных и административных обязанностей .

Государственная власть постепенно усиливала свой контроль над общиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские, наконец, общиной начинает управлять приказчик-посельский. Однако в Древней Руси община представляла собой достаточно автономное образование с собственными суверенными правами , и главным ее оппонентом оказалась боярщина - институт , основанный на вотчинном землевладении .

Процесс формирования русской государственности связан с нарастающей силой боярства.

Совет при князе состоял из бояр и “княжеских мужей”. Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли старосты . Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства . Десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной , при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику) . Складывались два центра власти - княжеский дворец и боярская вотчина , становление принципа происходит в процессе феодальной раздробленности .

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание - вече. Выросшее из традиций племенных сходов, оно приобретает более формальные черты: для него готовится “повестка дня”, подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют “старцы градские” (старейшины). Определяется компетенция вече : при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения , обороны города и организации военных походов , избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом вече был совет, состоявший из “лучших людей” (городского патрициата, старейшин).

Вече в качестве государственного института оценивалось исследователями неоднозначно: как совещание правителей города, совещание князя со знатью города, как военный совет. По-разному определялась и роль совета (думы) при князе : иногда его рассматривали как постоянно действующий государственный орган , как порождение аристократической родовой традиции или как не орган вовсе , а просто “акт думания” , принятия решений .

Становление княжеской администрации проходило на фоне первых административных и правовых реформ. В 10 в. княгиней Ольгой была проведена “налоговая” реформа: были установленны пункты (“погосты”) и сроки для сбора дани, регламентированы ее размеры (уроки). В начале 11в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламинтирующий кобально-долговые и заемные отношения.

Кроме дани, княжеская администрация получала с населения другие прямые сборы - дар, полюдие, корша. Подати уплачивались медом, мехами и деньгами.

После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикции. Духовенство делилось на “черное” (монашество) и “белое” (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церьковь получила право на приобретение земель , населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении “церковных людей”, дела о преступлениях против нравственности,брачно-семейные). .

studfiles.net

Языческая Русь – раннефеодальное государство — Древняя славянская культура

Языческая Русь – раннефеодальное государствоВопрос о том, когда появилось на Руси государство – до сих пор является дискуссионным. Русь времен Рюрика, Олега, Игоря, Ольги и Святослава называют «варварской державой», «суперсоюзом племен», «протогосударством». До наших дней дожила теория, что до крещения на Руси не было государства. Но обратимся к источникам. Кого западные и восточные соседи видели в правителях Руси – племенных вождей или правителей государства?

Западная Европа Средневековья относилась к титулам более чем серьезно. Так вот, с самого начала, с сообщения Бертинских анналов о посольстве «народа Рос» к императору франков, Людовику Благочестивому в 839 г. правителя русов именуют «королем». Через сто с лишним лет, в «Хронике Продолжателя Регинона», княгиню Ольгу назовут «Еленой, королевой ругов». И далее, вплоть до «короля Полоцкого» и «короля Суздальского» хроники Генриха Латвийского. Вождей племен – скажем, куршей, ливов, половцев – «королями» никто не величал (в хрониках читаем про «сеньора ливов» или «половецких баронов»). Восточные авторы тоже называют русских князей «царями» или даже каганами. И поясняют: «ар-Рус, так же, как аль-Хазар – это название государства, а не людей и не города». «Аль-Хазар» – Хазарский каганат. В западных хрониках XI века говорится о том, как польский «герцог» Болеслав помогал киевскому «королю» Святополку в войне с его братьями.

Не признавала за русскими правителями достоинства государей, именуя их «архонтами» (старейшинами), лишь Византия. Впрочем, проповедник Илларион писал о князе Игоре и его сыне Святославе: «Не в худой и не в неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышима всеми четырьмя концами земли».

Итак, современники почти единодушно почитают Русь Х в. державой, сопоставимой с Хазарским каганатом и королевствами Запада. Но при этом в Русском государстве не было развитого государственного аппарата управления. Князь сам по полгода объезжал земли с дружиной, собирая дань. Княжеская власть осуществлялась только там, где князь лично присутствовал. В отсутствии князя работали древние системы самоуправления – советы старейшин, вечевые сходки.

Княжеская власть не воспринималась, как внешняя по отношению к обществу. В договоре Святослава с Византией читаем: «а со мною бояре и русь вся». Стало быть, вместе с князем заключали договор не только бояре, но и все русы. А значит, власть не отделялась от общества. Таким образом, все признаки государства, принятые в современном обществе, на Руси X в. отсутствовали.

В этот период в Западной Европе было то же самое. В державе франков в IX в. так же правили в своих землях «племенные герцоги», так же по полгода колесил по стране король или император, собирая дань и творя суд. И точно так же собирались на законодательные собрания «все франки». И даже саксы так же бунтовали против франков, как древляне или вятичи против русов, даже успешнее.

И держава франков, и русские земли – это раннегосударственные образования, переходная форма между племенным объединением и государством с развитой системой управления.

В летописи древляне, а также вятичи, дулебы и другие, ставятся в ряд с литвой, немцами, свеями-шведами, лютичами, поморянами. Литва, немцы и шведы — это народы, а лютичи и поморяне — «союзы племён». Таким же союзом были и вятичи, которые, по данным археологии, включали в себя шесть племён. Союз племён — это качественно новая, по сравнению с племенем, ступень объединения людей, не родовая, а территориально-политическая. Племя объединяло людей по происхождению, «земля» — по общему месту проживания (собственно земле) и политическим интересам — совместной обороне от чужаков, контролю над торговыми путями и так далее. «Повесть временных лет» упоминает в этих союзах племён и «княжение свое» и законы (именно законы, а не обычаи) «отцов своих». Призывая Рюрика, князя ругов-русов с острова Рюген, славяне обращались к нему: «судить и володеть нами по праву», имея в виду, свои законы.

Территории эти союзы племен занимали немалые — древляне занимали территорию, не уступавшую королевству англов тех времён. Причем, согласно Повести Временных лет, до Рюрика: «жили мирно поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты».

Несколько слов об уровне культуры русов в языческие времена. Во-первых, там были города. Об этом свидетельствует не только скандинавское название Руси — Гарды, буквально — города, но и восточные источники. Так араб Ибн Русте пишет, что у русов «много городов» (притом, его соплеменник и современник, Ибн-Хордадбег, утверждает, что в самой Византии есть только пять городов, остальные же — «укреплённые деревни»), и географ Баварский исчисляет города в землях восточных славян сотнями.

Было развито ремесло и торговля. Восточные авторы отмечают, что русы производят «отличные мечи» и ввозят их в земли халифов. То есть, русы продавали не только всевозможное «сырьё» — меха, мёд, воск, но и изделия своих ремесленников.

На двух сохранившихся до наших дней мечах стоят славянские имена мастеров. Это знаменитый «Людота коваль» времен князя Святослава, и второй – сороковые годы Х в. — «Славимир». Другим предметом экспорта были кольчуги — Ибн Русте называет кольчуги славян «прекрасными», а средневековая поэма «Рене де Монтабан» — «отличными». Герой поэмы, рыцарь Карла Великого, купил одну и стал пользоваться славой неуязвимого бойца.

Знала языческая Русь и письменность. Имена ремесленников и владельцев обнаруживают археологи на различных предметах. Ибн Фадлан пишет, что на могиле сородича русы установили столб с его именем и именем «царя русов». «Черноризец Храбр» в своем труде «О письменах» сообщает, что после «черт и рез» славяне стали пользоваться греческим письмом «без устроения», приспосабливая его к нуждам своего языка. От такого письма, очевидно, и произошло то, что мы по традиции неправильно называем кириллицей», а люди Средневековья — русским письмом.

Итак, признание иноземцами титула государей за русскими правителями и имени государства за самой Русью говорит об уровне общественного развития языческой Руси. Высокая оценка иноземцами изделий русских мастеров — это уровень цивилизации. Грамотность простых людей — кузнецов, купцов, княжьего служилого люда — это уровень культуры. Уровень, надо сказать, весьма высокий — ещё несколько веков спустя в ином рыцарском романе христианской Европы можно было прочесть: «жил благородный рыцарь. Он был таким учёным, что даже умел читать».

Собственно, культурным центром Европы X века был Константинополь – Цареград. Все остальные культурные и экономические центры были по сравнению с ним – отсталой провинцией. Такие русские города, как Киев и Новгород были в X в. более развитыми в культурном и экономическом смысле, чем Лондон и Париж.

Однако надо признать, что нет и не может быть никакого «выше» и «ниже», что особенности языческой Руси — или уже крестившегося Запада — это именно особенности, а не признаки «отсталости» (чтобы говорить об отставших, нужно быть твёрдо убеждённым, что все идут в одном направлении).

Лучшая ваша благодарность — ссылка на эту статью на вашем сайте, блоге или форуме. Спасибо!

svargich.ru