Чуваши древние булгары. Потомки древних булгар строят мечети в Чувашии. Спецрепортаж
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Чувашия должна называться «Волжской Булгарией». Чуваши древние булгары


КАЗАНСКИЕ ЧУВАШЕ-ТАТАРЫ – ПОТОМКИ БУЛГАР (Из доклада 1925 года «Происхождение чуваш»)

 

КАЗАНСКИЕ ЧУВАШЕ-ТАТАРЫ – ПОТОМКИ БУЛГАР

( Из доклада М.П. Петрова-Тинехпи «Происхождение чуваш». От 26 февраля 1925 г.)

Дело в том, что казанские татары считают себя потомками булгар, а не татар пришельцев из Азии. Выдающимися выразителем этой теории является татарский учёный Гайнундин Ахмаров. Основными доводами его, между прочим, являются следующие утверждения:

1. Казанские татары не любят, когда их называют татарами, названием, которое будто бы навязано им татаро-монгольскими завоевателями булгар

2. Татары, завоеватели булгарского царства, были азиатскими кочевниками, между тем как у казанских татар нет никаких воспоминаний о кочевом быте.

Сущность этих доводов сводится к тому, что современные казанские татары – не настоящие татары, хотя и говорят они на одном из татарских диалектов. Мы принимаем это утверждение, но с ограничением в том смысле, что действительно весьма значительная часть современной татарской массы произошла не от татар. В самом деле, ведь, определённо известно, что в период Золотой Орды, до образования Казанского царства, на Средней Волге, на территории Древней Булгарии, татар почти не было. Бартольдом В.В. доказано, что монгольские завоевания вообще отнюдь не являлись переселением завоевателей, так как большая часть азиатских кочевников обычно обратно возвращалась на родину[1], в новозавоеванной же стране оставлялись только немногочисленные военные силы и небольшое количество чиновников для управления[2].

Таким же образом дело обстояло и в разгромленной Булгарии. Здесь тоже татар почти не было, а было сплошь туземное чувашское население, занимавшееся земледельческим трудом. И только, начиная с 1438 года начался приток в Среднее Поволжье татарского населения, который отмечен в русских летописях. “Началися собиратися (в Казань) мнози варвары от различных стран, от Золотой Орды, и от Асторохани, и от Азуева (Азова), и от Крыма”, в руки которых перешло сначала политическое, а затем и экономическое господство.

Таким образом, началось закрепощение края и населения, а вместе с тем и татаризация, продолжавшаяся и после падения Казанского царства, вплоть до второй половины 19 века. Она шла тем успешнее, что с потерей политического господства, татары не лишались силы экономической. Академик Платонов С.Ф. пишет, что “татары, потеряв политическое господство в своем царстве, не потеряли экономической силы. Под кровом русской власти, они продолжали, в качестве уже государевых помощников, захват и закрепление за собой инородческих земель и их ясачного населения. Успех их был тем вернее, что они ещё сохраняли за собой престиж старых городов края; а затем они лучше русских знали сам край и строй инородческих отношений” [3].

Как быстро шло отатаривание чуваш, видно из следующего. На основании многих документов 16-19 вв. мы находим следы существования чуваш в таких местах, где их в настоящее время вовсе нет, но есть татары. Так чуваши жили в самой Казани, как её постоянные жители, в количестве 150 дворов, за Булаком[4]; г. Арск и Арская земля сплошь была населена чувашами[5]; Лаишевский уезд по обоим берегам Камы занят был ими[6]; к западу от реки Свияги не было татар вовсе, а были чуваши[7]. По свидетельству Стрежневского В.И. в “Выписи из отделённых книг сотника алатырских казаков 155 (1647) упоминаются обширные поместья чувашских мурз в нынешнем Сергачском уезде[8]; видно из ведомости составленной Васильским исправником Станиславским ещё в 1802 г. в которой прямо сказано “они же сами из чуваш”. Далее чуваши в 16 веке жили в Слободском уезде, по реке Чепце, в Елабужском уезде, в Сарапульском уезде и т.д. Во всех указанных местах в настоящее время чуваш нет: они отатарились. Для дополнения картины, позволим себе привести статистические данные по бывшей Казанской губернии:

А) в 1826 г. в Казанской губернии было:

Чуваш всего…………..371758 ч.

Татар…………………..136470 ч.

Чуваш более на 235288

Б) В 1897 г. по переписи было в Казанской губернии:

Чуваш………………….513044 ч.

Татар…………………...744267 ч.

Татар стало более на 231223 ч.

Быстрый и чрезмерный численный рост татарского населения бывшего в 1876 г. почти в два раза меньше чуваш, а в 1897 г. превышавшего их чуть не в 2 раза, объясняется именно поглощением чувашского населения. Страрое Никитино и Новое Никитино, Солдакоеево, Обрыскино, Новое Узеево, Среднее Челны, Тугаево, Сунчелеево и Большие Савруши Чистопольского уезда, Белая Воложка и Утеево в Тетюшском уезде, чувашский Брод в Спасском уезде и прочее и прочее.

Думаем, что сказанного достаточно, чтобы убедиться в том, что значительную часть татарского населения Среднего Поволжья в настоящее время составляют отатарившиеся чуваши. Уже западноевропейские путешественники 17 века (Гакстгаузен и Олеарий) высказываются в том смысле, что казанские татары не ордынские татары, потому что в их быте не сохранилось следов родства с последними. Новейшими же исследованиями точно установлено, что в бытовой жизни казанских татар до настоящих дней удержались обычаи. Верования, вполне совпадающие с чувашскими. Наконец, не надо упускать из виду и того обстоятельства, что сами древние булгары резко отличали себя от татар завоевателей. Это ясно из речей их послов к русскому князю Юрию в 1223 году. “Пришёл народ неведомый, и язык коего прежде неслыхивали, вельми сильный”. – говорили они о пришельцах из глубин Азии. [9]

Отсюда понятно, почему татары казанские не любят отождествлять себя с азиатскими пришельцами 13 века. Таким образом, единственный народ, кроме чуваш, претендующий на происхождение от булгар, оказывается в значительной степени отатарившимися чувашами[10].

Библиография:

1. Бартольд В.В. История Туркестана. Труды Туркестанского государственного университета. Ташкент, 1922, вып. 2;

2. Бартольд В.В.. культура мусульманства. Петроград. 1918, с. 18; 3. Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты. СПб, 1910, С. 101-102; 4. Список списцовых книг по городу Казани с уездом. Казань, 1877; 5. Карамзин. История государства Российского, т. 8, С. 123-125; 6. Списки населённых мест Казанского и Лаишевского уездов с кратким описанием. Казань, 1893; 7. Известия О.А., И, и Э, 1911, т. 27, в. 5; 8. Действия Нижегородского Архива. Комиссии. Выпуск 10, с. 452; 9. Татищев III, 459; 10. Татары, населяющие местность, простирающуюся к северу от Казани и называющуюся по дорогам, по ней проходящим, Нагай-Жулы, Жарей-Жулы, Арча-улы и Алат-жулы, отличаются тем, что в одежде их преобладает белый цвет, являющийся по словам Бессонова А. “национальным цветом финских инородцев восточной полосы России”, к числу которых обычно причисляют и чуваш. (Журнал Мин. Нар. Просвещения, ч. CCXVI, С. 224). Таким образом, здесь мы тоже не можем не видеть явлений татаризации.

ИСТОЧНИК

 

 

СПРАВОЧНО:

Петров-Тинехпи, Михаил Петрович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Петров.

Михаи́л Петро́вич Петро́в (псевдоним Тинехпи́; 16 сентября 1877, Мунъялы, Ядринский уезд, Казанская губерния — 30 июля 1938, Цивильск, Чувашская АССР) — чувашский общественный деятель, историк и этнограф, идеолог чувашского булгаризма и национализма[2]. Член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

Детство и юность

Михаил Петрович Петров родился в 1877 году в деревне Мунъялы Ядринского уезда Казанской губернии (ныне в Вурнарском районе Чувашии) в крестьянской семье. Детство прошло в нищете: семья жила в черной избе, не имела ни лошади, ни коровы.

В 1887 году Михаил Петров поступил в школу в селе Аликово. После конфликта с учителем, мало сведущим в педагогике и избивавшим учеников, он сбежал домой и вскоре перевелся в Яндобинскую школу. Здесь его взял под опеку выпускник Симбирской чувашской школы А. И. Иванов, и «ученье пошло великолепно».

В 1890 году учитель повез Михаила Петрова и еще нескольких учеников поступать в Симбирскую чувашскую школу. В путешествии, по воспоминаниям Михаила, он впервые столкнулся с унижениями чувашей по национальному признаку со стороны русских и татар; еще больше его удивило, что боготворимый им учитель молча сносил все оскорбления[2].

Михаил прошел конкурс на прием в школу, которую окончил в 1897 году. Во время обучения в Симбирске Петров овладел русским языком.

Сотрудничество и конфликт с Яковлевым

По окончании обучения Петров год проработал учителем начального училища в селе Средние Тимерсяны Симбирского уезда. Здесь он записывал чувашские народные песни и передавал их Николаю Ашмарину. Мечтая получить более серьезное образование, Петров заключил договоренность с начальником Симбирской школы Иваном Яковлевым: Петров перевел на чувашский еще не переведенные псалмы, а Яковлев взамен разрешил ему оставить учительство и поступить в духовную семинарию — единственное место, где чувашам дозволялось продолжать образование.

После окончания семинарии в 1901 году Яковлев направил Петрова руководить двухклассным училищем в селе Сиктерма Спасского уезда, а в 1903 году пригласил его преподавать русский язык в женском училище при Симбирской школе. В это время Петров помогал Яковлеву в миссионерской работе: переводил с русского и церковнославянского на чувашский книги, молитвы, песнопения, участвовал в переводах Нового завета.

В 1905 году Петров опубликовал свою первую научную работу, этнографический очерк «О чувашах Ядринского уезда Казанской губернии». В июне того же года он женился на выпускнице Симбирской школы Татьяне Павловой, а 1 июля был рукоположен в сан священника. Петрова определили служить в село Раскильдино Курмышского уезда, но он добился, чтобы его оставили в Симбирске. Здесь он служил законоучителем при школе и настоятелем школьной церкви, а с сентября 1906 года — также законоучителем открытой при школе приходской церкви.

В январе-марте 1907 года в Симбирской чувашской школе произошел бунт учеников против оскорблявшего их русского учителя Кочурова (в результате из школы был исключен будущий классик чувашской поэзии Константин Иванов). Михаил Петров занял в конфликте сторону учеников. Яковлев счел это предательством интересов школы и, более того, решил, что именно Петров «натравил исподтишка чувашское юношество» на Кочурова.

Из-за конфликта с Яковлевым и пошатнувшегося здоровья во второй половине 1907 года Петров вернулся на родину, в Ядринский уезд, и поступил приходским священником в село Малое Карачкино.

Священничество и Казанская академия

На родине Михаил Петров содействовал открытию начальных училищ в деревнях Бурнаши, Юмалоки, Орба-Павлово, добился открытия в Малом Карачкино народной читальни.

В 1911 году он овдовел.

В должности священника Петров повел борьбу за введение чувашского языка в богослужение, которому противилось русское духовенство. По видимому, к этому времени относится нормализация его отношений с Яковлевым, которого он даже приглашал в Малое Карачкино убедиться в успехах этой борьбы.

В 1914 году Петров оставил Малое Карачкино и поступил в Казанскую духовную академию. Помимо обязательных богословских курсов, по выбору он изучал этнографию, историю тюркских народов и языков. Дипломная работа Петрова была посвящена истории Симбирской чувашской школы.

В 1916 году в Казани было опубликовано большое сочинение Петрова, посвященное положению нерусского населения в Среднем Поволжье.

После революции

В 1917—1918 годах Михаил Петров принял активное участие в национальном движении чувашского народа, действуя с национал-демократических позиций. Также ему принадлежит значительная роль в чувашском религиозном движении: Петров участвовал в проведении собраний чувашского духовенства, акций за создание чувашской епархии, выдвигал свою кандидатуру на пост чувашского епископа (архиерея).

В сентябре 1918 — марте 1919 года Петров преподавал чувашский язык, историю и этнографию в Шихранской учительской семинарии, затем служил священником в селе Ишаки Козьмодемьянского уезда. Здесь он во второй раз вступил в брак, вновь с выпускницей Симбирской чувашской школы.

В 1919 году Петров опубликовал в газете «Канаш» две статьи о принципах адаптации русских заимствований и неологизмах чувашского языка. 12 сентября того же года был избран членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

В начале 1921 года Михаил Петров отказался от сана священника и поступил на работу, а затем и возглавил Переводческую комиссию при Отделе народного образования Чувашской автономной области. Одновременно в 1921—1923 годах он преподавал чувашеведческие дисциплины на Центральных чувашских педагогических курсах, преобразованных затем в Педагогический техникум, и на Чувашском рабфаке.

В 1922—1926 годах Михаил Петров работал в Чувашском государственном издательстве. В частности, он перевел на чувашский ряд рассказов Антона Чехова, опубликовал на чувашском языке несколько научно-популярных книг для детей. В 1925 году вышла его важная работа «О происхождении чуваш».

Параллельно в 1920-х годах Петров работал в Центральном чувашском музее, в 1926—1930 годах был его директором. На этом посту активно пополнял музей экспонатами, собирал письменные источники. В те же годы Петров много работал для Общества изучения местного края, был членом Центрального бюро краведения при Академии Наук СССР. В 1926 году участвовал в работе I съезда тюркологов в Баку, в 1929 году был избран членом-корреспондентом Совета науки и культуры Чувашской АССР. В 1931—1936 годах работал в Чувашской республиканской научной библиотеке.

Концепция чувашской истории

/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/06/On_Chuvash_ethnogesesis.jpg/220px-On_Chuvash_ethnogesesis.jpg

Обложка историко-публицистического труда М. П. Петрова «О происхождении чуваш» (1925).

В дореволюционных работах и в первые годы после революции Михаил Петров предстает, с одной стороны, как поборник чувашского языка, но с другой, как провозвестник мирной русификации народов Поволжья. В духе Ивана Яковлева он видит смысл истории чувашей в том, чтобы «в грядущие времена окончательно слиться с великим державным народом»[3].

Однако к середине 1920-х годов Петров-Тинехпи формулирует концепцию чувашской истории на противоположных, национал-демократических основаниях. В историко-публицистических трудах этого периода «золотым веком» чувашской истории провозглашается период Волжской Булгарии — национального государства чувашей. Петрову-Тинехпи принадлежит значительная роль в популяризации идеи о гунно-булгаро-чувашской преемственности, разработанной ранее в научном ключе русским тюркологом Николаем Ашмариным[4]. Падение Волжской Булгарии в 1236 году было объявлено им чувашской национальной катастрофой, а следующий год — «годом политической смерти чуваш-болгар».

Весь последующий период вплоть до 1917 года Петров-Тинехпи считал эпохой «мертвящего чужеземного ига». Сопутствующее ему «материальное и моральное оскудение чуваш» прямо связывалось с утерей независимости. При этом Петров-Тинехпи одинаково негативно оценивал и татарское (Золотая Орда, Казанское ханство), и русское господство, считая, что второе являет собой «естественное продолжение и развитие первого».

«Начатое дикими выходцами из Азии… довершила дореволюционная русская государственность, варварски хищная и до жестокости тупая. Своей колонизационной и обрусительной политикой она довела чуваш, этих потомков некогда выдающегося и культурного народа, почти до могилы».

— М.П. Петров. О происхождении чуваш. С. 58-59

Присоединение Чувашского края к России Петров-Тинехпи интерпретировал как вынужденную сдачу: «чуваши, не желая подчиниться, долго воевали… Но когда их окружили крепостями, пришлось смириться». Черемисские войны второй половины XVI века Петров-Тинехпи считал национально-освободительным движением народов Поволжья, в том числе чувашского народа: «… На берегах Средней Волги, можно сказать, не было народа, который так сильно отстаивал бы свободу, как чуваши».

В аналогичном ключе Петров-Тинехпи рассматривал и восстания чувашских крестьян в XVII—XVIII веках. По его утверждению, стойкость и упорство восставших нельзя осмыслить вне их памяти о собственной (булгарской) государственности, поскольку «чуваши никогда не забыли былой самостоятельности и свободы».

Похожей интерпретации чувашской истории придерживался в своих трудах писатель и политический деятель Метри Юман.

Критическая кампания, арест и гибель

С 1929 года в печати стали появляться статьи и брошюры, в которых Петров-Тинехпи подвергался жесткой критике за националистические взгляды. В 1935 году историк Иван Кузнецов отнес его к числу чувашских «национал-шовинистов»[5]. В 1936 году Тинехпи был уволен из библиотеки «как не справившийся с работой заведующим кабинетом чувашеведения».

В 1937 году председатель правления Союза писателей Чувашии Уйп Мишши выступил в журнале «Сунтал» с критической статьей в адрес деятелей чувашского национального движения. Уйп утверждал, что еще в 1917 году «контрреволюционеры», в том числе Михаил Петров-Тинехпи, учредили «буржуазное чувашское правительство». Концепция булгаро-чувашской преемственности, которую последовательно отстаивал Петров-Тинехпи, была объявлена проявлением «буржуазного национализма»[6].

30 апреля 1937 года Михаил Петров-Тинехпи был арестован. Обвинительные документы реконструируют его «тайную жизнь» после революции. По версии сотрудников НКВД ЧАССР, еще в 1918—1919 годах он вел переговоры с католическими ксёндзами в Казани, желая установления связи чувашей, марийцев и удмуртов с западным капиталистическим миром, чтобы совместно с ним вести борьбу с большевизмом. В годы Гражданской войны Петров-Тинехпи, по версии следствия, участвовал в «кулацком» восстании, за что был приговорен к расстрелу; спастись ему удалось благодаря заступничеству Даниила Эльменя.

Утверждалось, что Петров-Тинехпи входил в группу «контрреволюционно настроенных националистов» наряду с Николаем Шубоссинни и рядом других деятелей. Группу обвинили в отрицании классовой борьбы в Чувашии, намерении «оторвать» Чувашию от Советского Союза, а также пропаганде идеи булгаро-чувашской преемственности. На причастность к организации чувашских националистов проверялся научный корреспондент Петрова-Тинехпи, лингвист Николай Поппе[7].

5 декабря 1937 года Михаил Петров-Тинехпи был осужден на 10 лет исправительно-трудового лагеря. 30 июля 1938 года, по мнению историка Е.П. Погодина, не выдержав допросов[8], Петров-Тинехпи скончался в Цивильской тюрьме.

Оценки личности и взглядов

Иван Яковлев, несмотря на сложные отношения, благожелательно характеризовал Михаила Петрова как образованного и трудолюбивого человека, «которого он продвигает к чувашскому делу, но которого враги этого дела не пропускают»[2].

В 1955 году при подготовке к реабилитации марксистские работники исследовали исторические труды Петрова. Было, в частности, заявлено, что в них отсутствует классовый подход, а концепция булгаро-чувашской преемственности сравнивалась с немецкой расовой теорией[7]. Тем не менее, в 1956 году Михаил Петров-Тинехпи был реабилитирован.

Историк Василий Димитриев, сторонник концепции добровольного присоединения Чувашского края к России, критикует труды Петрова-Тинехпи, в частности, за резко негативное отношение оного к Русскому государству. Вместе с тем, Димитриев положительно отзывается о личных качествах научного оппонента, считая его «высоконравственным человеком», который прожил «сложную жизнь»[2].

Философ Юрий Яковлев обращает внимание на радикальные перемены во взглядах Тинехпи после 1917 года. До революции он — служитель церкви, выступающий за обрусение чувашей, после — чувашский националист и атеист. В этом усматривается особая модель поведения, «иезуитство». По мнению философа, чувашский просветитель Иван Яковлев и его наиболее выдающиеся духовные ученики, Михаил Петров-Тинехпи и Метри Юман, пытались пройти через перипетии первой половины XX века, скопировав стратегию современного им еврейства (в пример приводится Илья Эренбург), но все они потерпели на этом пути неудачу[3].

Память

С 2001 года в Чебоксарах проводятся ежегодные Петровские чтения[9], посвященные истории и музееведению. Союзом чувашских краеведов учрежден диплом имени М. П. Тинехпи.

Избранные сочинения

  • «О Чувашах Ядринского уезда Казанской губернии» (1905)
  • «Положение инородцев в Волжско-Камском крае и просветительская система Н. И. Ильминского» (1916)
  • «О происхождении чуваш» (1925)
  • «Краткие очерки из чувашской истории. Часть 1-я. Следы древнейшей истории» (1928)
  • «Симбирская чувашская школа и Иван Яковлевич Яковлев» (1928)

Ссылки

Справка // ru.openlist.wiki

Примечания

  1. ↑ Н. Ванеркке. Чăвашла çырасси (правĕлăсемпе орфокрафи словарĕ). — Шупашкар, 1929.
  2.  

· В.Д. Димитриев. М.П. Петров (Тинехпи) - деятель просвещения и культуры, этнограф и историк. — Чебоксары, 2003.

· · Ю.В. Яковлев. М.П. Петров-Тинехпи как иезуит // Чувашский национальный музей. Люди. События. Факты.. — 2002.

· ↑ Н.И. Ашмарин. Болгары и чуваши. — Казань, 1905.

· ↑ И.Д. Кузнецов. Чăваш большевиксен организацин кĕскен çырна историйе (чувашский) // Канаш. — 1935. — 20 октября.

· ↑ Уйап Мишши. Халах тăшманĕсене – буржуаллă националистсене тĕпĕ-тымарĕпех кăкласа çĕмĕсе тăкар (чувашский) // Сунтал. — 1937. — № 9.

· · С.В. Щербаков. М.П. Петров-Тинехпи и репрессии 1937 года (анализ материалов уголовного дела № 9733) // Чувашский национальный музей: Люди. События. Факты. — 2008.

· ↑ Е.П. Погодин Об историзме в изучении истории чувашского народа // Проблемы национального в развитии чувашского народа. — Чебоксары: Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 1999.

· ↑ Петровские чтения. Сайт Чувашского национального музея.

www.chgign.ru

Почему чуваши не являются потомками волжских булгар. Ч.1

Когда я впервые прочел утверждение что чуваши являются потомками волжских булгар то подумал что это чья то глупая шутка. Но увидев это в некоторых словорях и энциклопедиях, понял, что это абсурдное утверждение прочно входит в наше историографическое и этнографическое пространство и не один серьезный историк или лингвист не возьмется опровергнуть эту теорию.Кому было нужно финнский, по сути народ причислить к тюркскому, да еще и булгарам, попробуем разобратся в конце, этого небольшого исследования. А сейчас разберем этот вопрос по компанентам. И так:ПИСЬМЕННОСТЬ.Как известно, в начале эры большенство народов использовало различные варианты т.н. рунического письма. При чем на просторах Евразии оно применялось от Орхона до Исландии, в том числе и известные "черты-резы".Так вот, интересующая нас письменность чувашей неоставила нам ни одного достоверного образца. Как нам это обьясняют чувашеведы? Вот выдержка из работы Трофимова А.А. Древнечувашская руническая письменность. Ч., 1993 :"Чуваши явились прямыми последователями культуры раннего государства на Волге. В народе рунические письмена были распространены очень широко, воспроизводились на различных предметах, материалах и в различной технике."и далее:"Алфавит древнечувашской рунической письменности содержит около 35 знаков. Он перекликается с принципами алфавита Древнетюркской рунической письменности, воссозданный датским ученым В.Томсеном. Но чувашская руническая письменность не связана своим возникновением с орхоно-енисейскими письменами. Ее истоки лежат намного глубже, скорее всего восходят к древнеиранской системе письма, к арамеям, аршакидской пехлеви. В ней, как и в рунической письменности дунайских болгар, находят себе место и греческие буквы. Форма чувашских знаков зависел от используемого материала и техники воспроизведения. Поэтому конфигурация некоторых букв доходит до 5—6. Текст писали справа налево, сверху вниз, во мн. случаях, особенно в вышивке, использовали приемы лигатуры и узоров. Гласные в середине или конце слов встречаются лишь в текстах, выполненный в поздний период существования рунического письма. В мире функционирования оригинальная системы письма, рунические письменности Востока и Запада, чуваши — единственный народ, который, обладая богатейшим наследием — традициями древнейшей культуры, смог сохранить и развивать ее вплоть до 19 в." Вот очень бы хотелось увидеть хоть одну книгу или документ на чувашском языке, написаном руницей с 10 по 19вв.! Может быть кто то обладает таким раритетом?Когда я задаю этот вопрос ярым сторонникам чувашебулгаризма, то , как правило они отвечают в таком ключе, мол было завоевание татарами, геноцид и уничтожение всей их культуры. Но, позвольте! Кто уничтожал чувашскую литературу в 16-19вв.? А тут чувашский ученый А. А. Трофимов высказался более конкретно: "Была у нас письменность, но "ее корова языком слизала".Вывод1: Если у чувашей не сохранился ни один письменный источник, то это говорит о том что они не имкют отношения к волжским булгарам, у которых она была и сохраниласб до наших дней.

ПИСЬМЕННОСТЬ ВОЛЖСКИХ БУЛГАР.О бытовании в VIII-IX веках рунической письменности у булгар, говорят надписи из Маяцкого и Саркельского городищ, коллекции Новочеркасского музея, Падь-Сент Микложского клада (Венгрия), Дунайской Болгарии и т. д. Но с 10 века осуществляется переход на арабицу. Это обусловленно проникновением в Поволжье мусульманской культуры. При чем, если официально считается 922 год, годом принятия ислама Волжской Булгарией, но эта культура проникла туда еще раньше. По легендам, еще при жизни Магамета т.е. в 7 веке. Но достоверные сведения мы имеем от Ибн-Русте в «Ал-Алак ан-нафиса», написанном в 903—913 гг.: «Болгары — народ земледельческий и возделывает всякого рода зерновой хлеб, как-то: пшеницу, ячмень, просо и другие. Большая часть их исповедует ислам, и есть в селениях мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами»Автограф поэта Габдуллы Тукаева 1904гКакой письменности обучали в этих училищах, думаю ни кому пояснять не надо. И образцы этой письменности мы рассмотрим в следующем разделе.

w-real-history.livejournal.com

Чувашия должна называться «Волжской Булгарией»

Булгарский Владимир Леонидович, адвокат, Москва

Источник: http://mosentesh3.ucoz.ru/publ...

См. также

 

Ссылки

 

 

Булгарский Владимир Леонидович

- Вы пробовали себя в политике?

- В девяностые годы вступил в движение «Новые силуэты», которое возглавлял Сергей Кириенко. Сначала оно называлась «Новая сила», потом вошло в объединенный «Союз правых сил» (в 1999 году), и мы участвовали в выборах в Госдуму России. Региональное отделение «Союза правых сил» я возглавлял до 2002 года. Потом переехал в Москву, и с 2003 года живу в Москве с семьею.

- Утверждают, вы могли стать депутатом Госдумы…

- Перед выборами трех нижегородцев поставили в региональный список, и это в какой-то момент оказалось важным. Мы же думали, что наберем пять процентов, не больше, потому настойчивости не проявили, посчитали, она не имеет смысла. А смысл был, поскольку «СПС» тогда набрал около десяти процентов! И если бы мы заранее проявили активность при формировании регионального списка, я мог бы стать депутатом. Надо было просто побороться при составлении списка, сказать пару слов. Но мы за места не боролись, а нижегородцы — постарались. Кириенко потом стал Полномочным представителем в Приволжском федеральном округе и забрал в свой аппарат Глебову, которая была первой в региональном списке. Второй и третий номера из списка — Лихачев и Котюсов — прошли автоматически. Я был четвертым в списке и в депутаты не попал. Если бы мы, чебоксарцы, тогда оказались более предусмотрительными, то я мог бы оказаться на третьем месте и стать депутатом. Но это аналитика из серии «если бы да кабы». Мне ею не интересно заниматься.

…После выборов я переехал в Москву. Если бы не участвовал в них, то может быть, работал бы адвокатом в Чебоксарах.

- Почему вы переехали?

- Купил в Москве квартиру и переехал. Тогда она стоила 500 тысяч рублей. Эти деньги заработал на адвокатском поприще, продал свои акции Сбербанка. Тогда одна акция стоила тысячу рублей, и у меня их было много. В 1996 году акции давали чуть ли не силой. Предпринимателям, которые приходили в банк, говорили: «Купите акции, иначе мы вам счет не откроем». Силком совали, уговаривали. Они стоили очень дешево. Потом — пошли в рост.

А сейчас одна акция Сбербанка стоит 100 тысяч рублей.

- Политикой занимаетесь?

- Нет, я — не политик. Я — адвокат, веду гражданские, уголовные, иногда, но реже — арбитражные дела.

- Много земляков среди адвокатов?

- Земляков, честно говоря, среди адвокатов немного. Знаю одного, он несколько лет успешно поработал в Москве, но уехал, вернулся в Чебоксары.

- Как вам работается в Москве?

- Чебоксары, конечно, хороший город, это родина. Но и в Москве можно трудиться. Здесь даже интереснее. Зарплата — ощутимее, возможностей — больше. Кто знает, что такое акции, может зарабатывать на них. И по юридической части есть простор для деятельности.

Стремлюсь чаще общаться, встречаться с земляками.

- Кого из них знаете?

- Знаю многих. Прежде всего, среди военных, силовиков. Например, Бориса Ермолаева из МЧС, он — компанейский, настоящий, честный мужик; Анатолия Черзарова знаю, Николая Каштанова, строителя.

…Со многими земляками общаюсь. Среди юристов есть хорошие земляки, которые трудятся в МВД. Среди прокуроров, судей — пока не встречал земляков.

- Если бы вам все же удалось в 1999 году стать депутатом, что бы вы предприняли?

- Считаю, Чувашии нужно менять имидж, встраивать его в систему новых бизнес-интересов.

- Как это осуществить? Что конкретно следует менять в имидже Чувашии?

- Приведу аналогию. Когда промышленные компании, обладающие хорошим потенциалом, стремятся повысить прибыль, преуспеть в своей деятельности, они осуществляют так называемый ребрендинг. То есть меняют бренд. Меняют одно, не очень звучное название, ассоциирующееся с определенным негативом, на другое, более звучное, вызывающее новые, интересные, привлекательные ассоциации.

…Чувашии тоже необходимо осуществить ребрендинг.

- То есть?

- …Следует переименовать Чувашию, назвать её «Республика Волжская Булгария». Это название — исторический капитал. На нашу республику по-другому посмотрят. А сейчас очень многие инвесторы просто не знают, где находится регион: то ли на Алтае, то ли рядом с Чукоткой.

Волжская Булгария — имя, причем, красивое, звучное имя, которое засветилось, закрепилось, хорошо известно в истории.

- Обоснуйте свое предложение.

- Язык чувашский — очень древний. Но в истории он известен только с 1521 года. По другим сведениям — с 1507, 1503 года. Получается, нонсенс. Язык — особо архаичный, особо древний, все ученые это отмечают. А название языка появилось только в начале XVI века. Как такое может быть? Это же абсурд!

... А как назывался язык до XVI века?

Если открыть «Российский энциклопедический словарь», то тюркские языки делятся на группы. Среди них — булгарская группа, которая, в свою очередь, делится на древнебулгарский, хазарский, чувашский языки. Других нет. Самый близкий язык — татарский.

До XVI века с казанскими татарами чуваши составляли один народ, потом его искусственно разделили. Затем татарский язык поменялся, впитал кыпчакские слова, язык Золотой Орды. А у нас булгарский язык каким был, таким и остался. Потому необходим ребрендинг.

Кстати, когда шла перепись 2002 года, я в опросный лист в графе «национальность» вписал «булгарин». И дочку записал булгаркой.

- Что может дать ребрендинг?

- Имидж, хороший исторический образ — это капитал, дополнительное богатство. Его надо использовать. Богатство, связанное с историей, способно привлечь другие богатства, финансовые капиталы. Потому что «как вы яхту назовете, так она и поплывет».

- Не возникнут ли при перемене названия имущественные проблемы? Например, могут всплыть какие-то договоры, подписанные руководством Волжской Булгарии…

- Никаких имущественных проблем не возникнет... . Какие аспекты вы имеете в виду?

- Ну, например, сейчас ряд исследователей убедительно доказывает, что между чувашами и скифами можно поставить знак равенства. А между тем, хорошо известно про так называемое «скифское золото». Кстати, и у Волжской Булгарии было еще одно неофициальное название — «Золотая Булгария», далеким смысловым отголоском которого является часто употребляемый современный термин «Солнечная Чувашия».

- Не надо усложнять тему. Да, иногда проводят параллели, причисляют чувашей к скифам или более древним шумерам. Но ситуация такая. Мы, чуваши — не скифы и не шумеры. Мы — потомки гуннов и булгар. Великая Булгария сначала была на Кавказе, там, где территория современного Краснодарского края. Потом появилась Волжская Булгария — на территории современной Чувашии и Южного Татарстана.

Конечно, часть скифских племен, шумер влилась в состав булгар в период великого переселения народов. Любой народ рождается из многих семей, объединенных общей исторической судьбой. Затем скифы стали гуннами, гунны — булгарами, булгары — татарами и чувашами. Скифское — что-то передалось, что-то растерялось. Теперь это уже совсем другие народы. Потому не надо создавать терминологическую путаницу. То, что современная Чувашия находится на территории Волжской Булгарии — стопроцентно доказанная историческая правда. А все остальное надо еще доказывать. Никто не знает, какой процент скифов влился в состав булгар.

В современном «Российском энциклопедическом словаре», официальном издании Российской Академии наук, четко написано: «булгары волжско-камские, их потомки — чуваши, казанские татары». А к скифам относятся и чуваши, и татары, и все остальные волжские, в том числе — славянские народы.

- Сейчас иногда ученые Чувашии и Татарстана спорят по поводу своего булгарского происхождения.

- Не надо спорить. Правы и те, и другие. Если татарстанцы захотят тоже переименовать себя в булгар, то пусть называют. Тогда Чувашия будет называться «Западной Булгарией», Татарстан — «Восточной Булгарией».

- Но придется же менять и название нации?

- Это совсем не обязательно.

- А есть прецеденты?

- Есть, их немало. Балкарцы называют себя не балкарцами, а таулулу — людьми гор. Чеченцы называют себя «нохчи». Осетины — «аланами», грузины — «картвелами», самоназвание армян — «хай». В словарях это всё есть.

Многие народы России имеют одно официальное название и при этом не забывают другое, историческое, самоназвание.

…Самоназвание может остаться прежним — чуваши, а официальное название должно стать другим — булгары. Потому что оно связано с историей, предками.

- Сколько могла бы стоить акция по переименованию, ребрендингу Чувашской Республики?

- Она не будет стоить много. Во-первых, потому что не надо сразу бросаться менять все бумаги, документы. Переименовывали же Северную Осетию в Северную Осетию-Аланию, Горьковскую область — в Нижегородскую, Ленинград — в Санкт-Петербург… Если потребуется напечатать официальные новые документы — напечатают с новым названием, а в старых — пусть остается прежнее. Никаких сложностей, коллизий это не создаст, не будет стоить дополнительных денег.

…У Чувашии нет природных богатств, надо самим себя за волосы вытаскивать. Потому следует сделать ребрендинг, чтобы по-другому на Чувашию посмотрели, заметили её, начали понимать, что это за регион, какая у него история. Европейские компании открывают автомобильные заводы в Псковской, Калужской областях, где нет народу, некому работать. Почему бы в Чувашии не открыть? По плотности это густонаселенный регион и, если построить заводы, то рабочие руки найдутся сразу. Для этого надо по-другому показать республику, сделать ей новую презентацию.

…А то пока доминирует мнение: никакой Чувашской Республики не было в природе, её придумали большевики, Чувашия появилась на карте после революции 1917 года. На самом же деле это — не так. У республики — большая и очень интересная, богатейшая история.

 

xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai

Мечети Чувашии, Черная палата в Булгарах, Урмаево и конный завод Чапаева

Древние булгары известны своим архитектурным искусством, которое проявилось в строительстве крупных мечетей. Их современные потомки достойно продолжают дело своих предков на территории Чувашии.

Это особенная, уникальная мечеть, рассказывает Фанис-хазрат Хаджиев, имам-мухтасиб из села Урмаево, которое находится в Чувашии. Крыша здания не обычная двухскатная, как во многих деревнях, а купольная – на древне-булгарский манер.

Фанис-хазрат Хаджиев, имам-мухтасиб урмаевского мухтасибата рассказывает: «Не зря же в старину делали купол. Здесь купол играет роль акустики. В то время же не было динамиков, громкоговорителей таких не было. А вот в Булгарах в старину они умели делать такие вот купола и когда купола делаешь - создает естественный звук и когда читаешь азан или Коран здесь уже все слышно».

В Урмаево проживает около трех тысяч человек, практически все – татары, мусульмане. В селе три мечети. Эта – необычная – дань уважения предкам, которые, как здесь считают, были древними булгарами.

Фанис-хазрат Хаджиев, имам мухтасиб урмаевского мухтасибата: «Соборная мечеть сделанная по архитектуре древнего булгара. минарет у нас как малый минарет в Булгарах. само здание сделано по архитектуре Черной палаты».

Черная палата в Булгаре

Черную палату – Кара Пулат в Урмаево начали строить всем миром на добровольные пожертвования жителей села в 2008 году. Торжественно открыли этот дом Аллаха в июне 2012-го.

Фаяз Хузин, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор исторических наук, археолог-булгаровед рассказывает: «Практически все булгарские архитектурные памятники они каменные. но из кирпича булгары строили тоже. поэтому если сейчас наподобие черной палаты строят здания наши мусульмане в Чувашии они тоже не ошибаются. мы – хорошие строители, наши предки вернее, из кирпича, из камня из дерева тоже».

Черная палата в Булгаре - это очень известный исторических архитектурный памятник. Она построена в 14 веке. Одни считают, что это была мечеть или медресе, другие – что судилище. Есть и поэтическая легенда, объясняющая название.

Фаяз Хузин: «В 14 веке в период Золотой орды напали на Болгар враги, Аксак Тимур скорее всего. И дочь последнего хана, чтобы спастись поднимается на крышу черной палаты, на купол, чтоб не сдаваться врагам, и бросается в огонь. Таким образом, здание остается в огне и якобы от копоти, от пожара такой цвет».

Мечети Чувашии

В Чувашии не одно ново-«булгарское» здание. Соборная мечеть трех сподвижников в соседнем с Урмаево селе Шагырдан снаружи напоминает булгарскую Джамиг, хан-мечеть, а внутри переплетаются узоры булгарской, Среднеазиатской и Османской каллиграфии.

Есть там в волжской Булгарии белая палата. А это новая мечеть на месте старого прихода номер 5 имени Рахимуллы в Урмаево. Было вот такое здание. Сейчас все другое. Идут отделочные работы. И здесь тоже слышны отголоски Древней Булгарии.

Дамир Камардинов, архитектор: «Сочетание фальцованного железа и квадратных шашек оно с тех времен издревле они шли и пытался даже характером материала отразить старину, то, что раньше было наши деды прадеды делали. Вот все опытным путем делается. Я очень горжусь этим объектом».

Чувашский конный завод

Конечно, какие же потомки древних булгар без коней? В татарских деревнях практически у каждого есть эти красивые благородные животные для подсобного хозяйства и для души.

Чапаев здесь вдвойне имя нарицательное. Ведь родился легендарный красный командир на этой земле, в честь Василия Ивановича назвали Чувашский конный завод. Получается, все конезаводчики немножко чапаевцы. Но житель Урмаева Абзалетдин Зиннатович Шайдуллин утверждает, что в первую очередь популярность лошадей в их селе связана именно с предками, булгарскими наездниками.

Абзалетдин Шайдуллин, житель п. Урмаево: «У нас в крови первое любимое животное лошадь, считаю я. у меня уже дед и отец тоже постоянно верхом на коне и я тоже».

Он с детства рядом с лошадьми. Говорит, нет умнее и вернее животных. Вспоминает своего первого коня. Лошадь умерла и ее жеребенка решили зарезать, мол, не выживет. Абзалетлдин, тогда молодой парнишка, выпросил отдать малыша ему. Кормил молоком, вырастил и даже дрессировал немножко. Назвал Пионером. Говорит, нет умнее и вернее животных.

Абзалетдин Шайдуллин: «И как я свистну, они друг за другом кругом по полям собираются и они как солдаты идут строем, я рабочую лошадь веду в руках и они за мной друг за другом».

Абзалетдин Шайдуллин полон сил и планов. Мечтает о породистых рысаках, о том, что когда-нибудь примет участие в скачках, работает и не забывает принимать активное участие в делах уммы. Так, в Священный месяц Рамадан Абзал абы с семьей проводит ифтар для всего поселка. Ему скоро 70, здоровье, бывает, немножко подводит, но его два десятка красавчиков унывать не дают.

Абзалетдин Шайдуллин: «Давление поднимается, когда я встану с постели 180-170. как выйду, с ними работаю, у меня уже нормализуется, зайду в дом, у меня уже 120 на 80 и у меня настроение хорошее и аппетит».

Булгары и жители Урмаево

Связь с булгарской цивилизацией жители Урмаево чувствуют давно, говорит Фанис-хазрат. Мусульмане Чувашии не раз бывали в Татарстане, на территории бывшего средневекового городища, где сейчас историко-архитектурный музей-заповедник.

Фанис-хазрат Хаджиев, имам мухтасиб урмаевского мухтасибата рассказывает: «Они у нас в крови… Булгары. Каждый год мы туда тянемся, хочется туда ехать чтобы делать зират. И вообще в старину у нас деды, бабушки говорили постоянно, что наши села, деревни вот эти в Чувашии татарские, они вообще переехали из булгар. У нас так говорят. Одни ученые так говорят, другие ученые говорят, что мы из других регионов сюда переехали, обосновались здесь. Если честно сказать, это душа говорит, что мы переехали из Булгар».

Фаяз Хузин, археолог-булгаровед: «Сейчас все исследователи, которые занимаются происхождением тюркских народов в частности чуваш и татар согласны в том, что булгары приняли участие и в формировании чуваш и в формировании татарского народа. Дискуссионный вопрос о степени участия этих булгар. Чуваши считают себя прямыми наследниками эта точка зрения только в чувашской стереографии распространена, а татары это очень сложный процесс. В формировании татар принимали участие и древние тюрки начиная с хуннов, и булгары и местные фино-угры и славяне русские».

Алмуш хан

«Может моя линия связана с Алмуш ханом. Это же история, надо все время изучать. Мы рады, что мы мусульмане, мы рады, что мы связаны с булгарами корнями и мы рады, что связаны с татарами-мишарами», - говорит местный житель.  А вот и сам Алмуш хан – правитель древнего булгарского государства (на фотографии).

Фаяз Хузин, доктор исторических наук: «Он был сам мусульманин. При нем мусульманство, ислам признали как государственную религию в 922 году при присутствии представителей из Багдада. Единственное описание сохранилось у Ибн Фадлана. У них хорошо сложились отношения, они долго общались, а вот первое впечатление - он довольно строгий, энергичный такой».

Есть сходство с мусульманами Чувашии или нет, судить вам, но сами жители Урмаево говорят, что характер у них точно булгарский – твердый и решительный.

Фаяз Хузин: «Булгарские памятники археологические известные в настоящее время достоверные юго-восточной части Чувашии и там же живут мусульмане татары, которые считают себя потомками булгар. Они в этом отношении не ошибаются».

Здесь уделяют внимание религиозному образованию и занимаются благотворительностью. Сильные, свободные и сплоченные. Такими представляют своих предков древних великих булгар мусульмане в Урмаево. И сами стараются соответствовать этому образу.

Наталья Шагеева, Эдгар Шагиахметов, канал Алиф. Чувашия.

alif.tv

Кто же они — суваро-булгары?

Ил. 19. Хĕвел паллиллĕ тата çÿл тÿпеллĕ сувар-пулкар палăкĕ. 1307 ç. Çырни чăвашла çапла вуланать: «Çарăмсан шывне пырса вилчĕ». Памятник суваро-булгар с небесным сводом и солярным символом. 1307 г. Надпись читается на современном чувашском языке: «Умер прибыв к реке Черемшан». Suvar-Bulgar monument with the cope of heaven and a solar symbol. 1307. The inscription in the modern Chuvash language reads: ‘He arrived to the Cheremshan river and died here’.Потомки древних суваро-булгар современные чуваши — пятый по численности народ России. В основном проживает он в Поволжье, на местах своего бывшего самого первого в Восточной Европе средневекового государства Волжская Булгария, занимавшего территории современных Самарской, Ульяновской областей, республик Татарстан, Чувашия, части республик Марий Эл, Удмуртия, Башкортостан и Пензенской области (ил. 13).

С одной стороны чувашей окружают финно-угорские народы — марийцы, мордва, с другой стороны — славянский народ, тюрки-татары. По генетическим, лингвистическим, этнографическим данным, культура чувашей стоит особняком и равноудалена как от славян, так и от финно-угров и тюрок-татар.

Являясь одним из крупнейших народов России, максимальная численность которого зафиксирована переписью населения СССР в 1989 году и составляла 1842,3 (на территории РСФСР 1773,6) тысяч человек, чуваши проживают в самой маленькой республике Волго-Уральского региона (18,3 тыс. кв. км). Скромность ее пространственных параметров может, пожалуй, и удивить: с юга на север вся территория вытянута на 190 км, а с запада на восток достигает 160 км, — при этом в самом узком месте составляет всего 80 км. Республика не богата природными ресурсами и полезными ископаемыми, имеющиеся малочисленные исторические памятники и достопримечательности не превратили ее в туристическую Мекку. Но главная причина, по которой имя чувашского этноса в современном полиэтническом мире звучит сравнительно негромко, не экономические параметры и миниатюрность территории, отведенной в 1920 году под государственную автономию, куда не вошли исконные исторические территории проживания суваро-булгар (чуваш), а «особость» и малоизученность его подлинного исторического прошлого.

Если другие народы Поволжья известны с давнейших времен, то название крупного этноса как «чуваши» в письменных источниках появляется лишь с начала XVI века. Ученые долгое время не могли определить, куда их отнести. В разное время были выдвинуты самые различные теории о происхождении чувашей. Одни считали, что их предками являются хазары, другие — буртасы, третьи — гунны, четвертые — финно-угры, пятые — древние аварцы, шестые — шумеры, седьмые — волжские суваро-булгары...

Вряд ли на территории российского государства существует какой-либо другой народ, вопрос о происхождении которого в такой же степени привлекал бы внимание различных исследователей, как в свое время привлекала к себе проблема происхождения современных чувашей. Одной из основных причин большого интереса к их происхождению является прежде всего язык.

Имея много общих черт, они не входят в языковые и этнокультурные пространства, объединяющие, например, соседние народы финно-угорской (марийцы, мордва, удмурты) группы. Отнесенные современными учеными к тюркоязычным народам, чуваши говорят на языке, заметно отличающемся от языков всех своих «ближайших родственников» тюрков — татар, башкир, казахов, узбеков и др. (прекрасно понимающих друг друга без перевода). Среди тюркских языков чувашский язык стоит обособленно и поэтому вместе с древне-булгарским языком выделяется в особую группу, названную булгарской. Как известно, ведущие ученые-тюркологи XIX века не торопились причислять чувашей к тюркскими народам: с одной стороны, констатировалось значительное своеобразие их языка, с которым протоболгарский (суваро-булгарский) имел многие точки соприкосновения, с другой — ни в одном из исторических источников античности и раннего средневековья, в которых говорится о древних суварах и булгарах, они не названы собирательным названием «тюрки». Отделяет чувашей от тюрков и их этническая религиозная принадлежность, имеющая параллели с религией древних земледельцев Передней и Средней Азии, Ирана, Индии. Поэтому и активного взаимодействия с «родственниками-тюрками» у чувашей не сложилось.

Современный чувашский язык настолько своеобразен и настолько отличается от всех остальных групп тюркских языков, что при его изучении у языковедов невольно возникает вопрос — почему и откуда могло возникнуть это своеобразие? И не связано ли оно с какой-то загадочной историей происхождения современных чувашей? Подобные вопросы возникают и у этнографов, и у археологов, и у искусствоведов.

Известный немецкий ученый, профессор Фридрих Радлов, изучая чувашский язык, обратил внимание на необычный вокализм, который не характерен для тюрков, он утверждал, что первооснова чувашского языка не тюркская, в противном случае этот язык не отличался бы так существенно от остальных тюркских языков. Следовательно, чуваши в древности говорили на каком-то своем нетюркском языке и впоследствии тюркские слова усваивались ими как иноязычные, видоизменяясь на почве собственного языка. Тюркские элементы входили постепенно в течение многих веков, со временем вытеснив значительную часть собственного языкового материала.

Известный ориенталист К. Мегес в новой классификации тюркских языков приходит к выводу: языки чувашей и древних булгар «не есть часть собственно тюркских языков», характерная особенность так называемых булгарских языков — наличие в них значительного слоя неалтайских слов и особых слов «неизвестного происхождения».

В чувашском языке есть необычные для других народов звуки (ă, ĕ, ç, ÿ). В отличие от тюркских языков, чувашский, как и шумерский и египетский, состоит из одних мягких звуков, в нём отсутствуют звонкие согласные (б, г, д, ж, з). И даже так называемые полузвонкие, как утверждает академик Б. А. Серебренников, появились в нем в «относительно позднее» время между VII—VIII вв. н. э. Почему суваро-булгары (чуваши) избегали использовать звонкие согласные? Приведенные ниже стихи из Чхандогья упанишады (памятника древней индийской словесности IV—III тыс. лет. до н. э. из сборников песнопений Вед/Самаведы) и восходящие ко времени древней индоиранской общности, дают интересный ответ на этот вопрос:

«Все гласные звуки — воплощение Индры,

Все свистящие звуки —

воплощение Праджапати,

Все согласные — воплощение смерти».

И если (кто-нибудь) будет порицать его за гласные звуки, пусть он скажет тому:

«Я отдался под защиту Индры —

он ответит тебе».

И если (кто-нибудь) будет порицать его за свистящие, пусть он скажет ему:

«Я отдался под защиту Праджапати — он раздавит тебя».

И если (кто-нибудь) будет порицать его за согласные, пусть он скажет тому:

«Я отдался под защиту смерти —

она сожжет тебя».

Все гласные звуки следует произносить звучно и сильно (с мыслью) :

«Пусть дам я силу Индре».

Все свистящие следует произносить,

не глотая и не пропуская звуков,

открыто (с мыслью) :

«Пусть отдам я себя Праджапати».

Все согласные следует произносить медленно, не сливая их друг с другом,

(с мыслью) :

«Пусть сберегу я себя от смерти».

Примечательно, что и в исследованиях лучшего хурритолога, прекрасного знатока древней хурритской истории Гернота Вильхельма при расшифровке и транслитерации хурритских текстов принципиально использованы только глухие согласные. Заметим, далекие предки чувашей — субарейцы длительное время проживали по соседству с древними хурритами и индийцами.

Немецкий ученый, профессор Вильгельм Шотт и шведский ученый, профессор Г. Рамстедт подчеркивали, что чувашский язык отличается от всех тюркских языков тем, что звуку «з» соответствует чувашский «р» (так называемый ротацизм), например общетюрк. кыз (девушка) — чув. хĕр, звуку «ш» — звук «л» (ламбдаизм) — общетюрк. кыш (зима) — чув. хĕл, звуку «к» — звук «х» общетюрк. казан (котел) — чув. хуран и т. д. Ротацизм и ламбдаизм характерны и для древнего суваро-булгарского языка на эпитафиях (надписях) Волжской Булгарии XIII—XIV вв.

Н. А. Андреев (Урхи) в своих исследованиях пришел к выводу, что в чувашском и древнеиранском (персидском) языках пласт взаимозаимствований и лексических параллелей очень древен, как и культура этих народов.

Обширный материал монографии М. Р. Федотова «Чувашский язык в семье алтайских народов» подводит к заключению, что чувашский язык, со всеми его особенностями и богатством, — язык дотюркский.

Всемирно известный востоковед академик Н. Я. Марр доказывал, что чуваши являются «пережитками» сравнительно неплохого сохранения, яфетидов (так принято называть древнейшие народы определенной, в том числе индоиранской группы, по имени библейского Яфета — одного из потомков Ноя), т. е. чуваши являются народом доисторическим (ил. 16).

Финский ученый-лингвист Мартти Рясянен считал, что чувашский язык — это подлинно тюркский язык, который сохранил много архаических черт, утраченных остальными тюркскими языками.

Согласно многим древним и средневековым источникам и исследованиям современных учёных-историков, суваро-булгары (предки современных чувашей) восходят к пратюркам, обитавшим в Северной Месопотамии, и их прародиной является Ближний Восток.

Другие исследователи, относящие чувашский язык к «алтайской» семье, считают, что наши предки — выходцы из Алтая, а суваро-булгарский и хазарский (общий язык народов средневековой Хазарской федерации) языки — вместе с чувашским языком наиболее полно сохранили свои древние черты, т. е. они генетически связаны с древнейшим периодом алтайской и ближневосточной общностей, периодом единого языка — основы, из которого путем дифференциации образовались тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки. Они утверждают, что современный чувашский язык единственный «живой» представитель ветви пратюркской группы алтайской языковой семьи и составляет отдельную, заметно отличающуюся от остальных тюркских языков, группу. Эта ветвь родственна, но не идентична тюркской, поскольку чувашский язык является наследником пратюркского языка, сформировавшегося еще до начала распада последнего на отдельные тюркские языки с III тыс. до н. э. Следовательно, чувашский язык появился на таком раннем этапе, когда тюркских языков (как и самих тюрков) еще не существовало. Термин «тюрки» появился сравнительно поздно, в период первых тюркских каганатов (551—630, 687—744 гг.).

Нисколько не оспаривая и не отрицая проживание древних суваро-булгар на Алтае, следует отметить: систему миропонимания, язык, традиции, религию, малую и монументальную скульптуру, костюм, искусство орнамента, древнюю письменность и т. д., действительно, невозможно отнести только к культуре одного лишь Алтайского региона.

Древние предки чувашей — суваро-булгары — за тысячелетия неоднократно вынужденно переселяясь на новые территории, в разное время испытывали сильное взаимовлияние культур народов Передней и Средней Азии, Ирана, Ближнего Востока, Кавказа, Причерноморья, Индии, Китая и др., оттуда и исходит уникальность их языка и удивительное своеобразие материальной и духовной культур.

Поскольку суваро-булгары, как и всякий другой этнос, сложились в результате слияния и скрещивания различных племен и народов, то и язык их взаимообразно вобрал в себя различные слова из языков соседних народов, с которыми они имели общие границы по маршруту миграций и месту проживания в разные исторические периоды и отдавал соответственно многие слова этим народам. Древнейшие праиндоевропейские взаимозаимствования появились в суваро-булгарском языке в пратюркскую эпоху еще со времен их проживания в Северной Месопотамии. В современном чувашском языке выявлено около четырехсот общих с восточноиранцами слов, восходящих тоже к пратюркскому состоянию. Кроме того, идентичные с чувашским древнесемитские, шумерские, древнекитайские, древнеармянские, картвельские (древнегрузинские), индийские, сюннские (хуннские/гуннские, дошедшие до нас в китайской транскрипции) и др. слова, подтверждают их когда-то совместное проживание и взаимовлияние языков.

В современной тюркологии считается общепризнанным и вполне с убедительной аргументацией доказанным положение о том, что в чисто лингвистическом плане языки древнебулгарский и современный чувашский близкородственны по всем уровням фонетики, грамматики и лексики.

На принадлежность чувашского языка к суваро-булгарскому убедительно указывают и найденные на территории Волжской Булгарии надмогильные памятники XIII–XIV вв., расшифрованные при помощи современного чувашского языка (ил. 19). Известным татарским ученым Д. Г. Мухаметшиным были исследованы 274 памятника, из них 43 памятника на арабском языке, 4 — на тюркском. Остальные 227 памятников на суваро-булгарском языке (78 найдены на Булгарском городище, 84 — Закамье, 22 — Заказанье, 43 — Предволжье), подтверждают проживание именно носителей данного языка в этот период на всей центральной территории Волжской Булгарии.

Как известно, эпитафии (надписи) на них выполнены арабскими буквами. Они содержат арабские, суваро-булгарские и тюркские слова, иногда и целые предложения. Большинство западных и отечественных исследователей считает, что из этих выражений суваро-булгарскому принадлежат лишь те, которые являются предшественниками современного чувашского языка.

Учёные, отрицающие родство современного чувашского языка с языком суваро-булгарских эпитафий XIII—XIV вв., не раз осуществляли попытки расшифровать их, не прибегая к чувашскому языку, но эти попытки показали, что без учета отличительных особенностей чувашского языка от тюркских, сущность этих эпитафий волжских суваро-булгар XIII—XIV вв. выявить нельзя.

Видный ученый В. К. Магницкий, сличив алфавит этнических имен чувашей с «азбучным указателем населенных мест Казанской губернии, приложенном к изданному в 1866 году Центральным статистическим комитетом «Списку населенных мест Казанской губернии», насчитал по этому указателю и другим источникам до семисот селений, не считая многих уездных и некоторых губернских городов, названия которых происходят и объясняются от старинных этнических имен суваро-булгар (чувашей), что является еще одним веским доказательством их испокон веков массового проживания на данной территории.

Таким образом, древние суваро-булгары и чуваши представляют единый по происхождению и языку народ. Сразу же уточним, что не совсем благозвучный социальный этноним «чуваш» (см. словарь В. И. Даля), начиная с XVI века царскими чиновниками был впервые преднамеренно применен к суваро-булгарскому народу, испытывавшему впоследствии системный геноцид, а потому мы возвращаемся к подлинному названию народа «суваро-булгары» и в дальнейшем называем его и компоненты его культуры только так.

Многочисленные находки разнообразных орудий земледелия и труда в Месопотамии и Средней Азии, на Кавказе и в ареалах салтово-маяцкой культуры, Великой и Дунайской Болгарии, Суварского царства и Волжской Булгарии, Булгарского улуса Золотой Орды и Казанского ханства, где последовательно проживали суваро-булгары, подтверждают их основную хозяйственную деятельность — земледелие и ремесла (ил. 20). Находки остатков ювелирных, ремесленных мастерских, гончарных и металлических горнов убедительно свидетельствуют о давней оседлости суваро-булгар.

Раскопанные руины множества капитальных строений, вспомогательных помещений, зернохранилищ и складов, орудий переработки зерна также подтверждают вышесказанное и опровергают теорию о кочевом укладе суваро-булгар.

Богатейшее разнообразие находок во всех сферах хозяйственной деятельности неопровержимо доказывают оседлую жизнь суваро-булгар с древнейших времен на всех этапах их вынужденных переселений (ил. 17, 18). Куда бы ни забрасывала их судьба, везде основным образом жизни у суваро-булгар оставались земледелие и ремесла.

Одним из важнейших доказательств их оседлости является повсеместное занятие с незапамятных времен пивоварением, которое имеет сакральное (магическое) значение, что отличает их от остальных поволжских народов. Истоки их пивоварения уходят корнями в тысячелетние цивилизации Египта, Шумера и Месопатамии. Из-за сложности технологического процесса, только исконные земледельцы могли варить этот ритуальный чудесный лечебный напиток.

Говоря о праздниках суваро-булгар и совпадении их смысла и значения с праздниками древнейших земледельцев (Акиту др. месопотам. — Акатуй сув.-булг., Килам др. хеттск. — Калгм сув. -булг.) и т. д., необходимо напомнить об укладе самих суваро-булгар, который по своим земледельческим признакам является исключительным для Средней полосы России. Одним из доказательств принадлежности народа к культуре древнейших земледельцев на сегодняшний день является наличие следующих сортов семян в традиционной агрикультуре народа: просо мелкозернистое, горох мелкозернистый, пшеница карликовая — двузернянка, бобы конские мелкосеменные. Именно эти сорта культурных растений зафиксированы у суваро-булгар, при их отсутствии у соседствующих с ними народов (ил. 21).

Утверждения некоторых ученых, что кочевники тоже создавали технологически сложные производства и высокохудожественные предметы из металлов, камня, глины, не совсем корректны. Для изготовления любого такого изделия были необходимы стационарные мастерские, печи, горны, оборудование, инструменты, необходимые знания технологий добычи руды, камня и глины, последующих процессов получения и обработки этих материалов. Поэтому для выполнения таких работ кочевнику обязательно надо было перейти к оседлой хозяйственной деятельности, а тот, кто продолжал привычную кочевую жизнь, эти изделия просто выменивал у оседлых народов. Но некоторые вещи, например из кости и дерева, одежду из кожи и мехов, простую посуду, детали орудий охоты, ловли рыб, одним словом, то, что можно было изготовить в условиях кочевой жизни, они, естественно, производили сами. И их изделия в этой области действительно уникальны и высокохудожественны.

Выводы ученых по локализации культур народов и племен только по обнаруженным фрагментам письменных источников (часто копий и поздних пересказов, нередко противоречащих друг другу) и случайным нехарактерным находкам, не всегда верны.

В настоящее время концепция «Суваро-булгары — тюрки, их прародина — Центральная Азия» рядом ученых считается апробированной и единственно верной истиной. На самом деле конкретных археологических памятников, свидетельствующих о выходе суваро-булгар только из Центральной Азии, не обнаружено, а за отсутствием таковых, при разработке проблемы этногенеза суваро-булгар этими учеными предлагалось привлекать археологический материал, добытый при раскопках древнетюркских памятников, не имеющих к суваро-булгарам непосредственного отношения. Приводимые процентные данные в антропологических показателях суваро-булгар о преобладании у них монголоидных черт, у других, смешанных моноголоидно-европейских черт и т. д. тоже не являются аргументом в пользу только «Центрально-Азиатской идеи». В образовании народов и племенных союзов отдельные компоненты могли брать начало и с Востока, и с Запада, и с Севера, и с Юга. Нет никаких оснований полагать, что предки суваро-булгар обосновались в Волго-Камье, одновременно прикатившись из Центральной Азии неким единым монолитом. Богатство языка, культуры, да и весь облик народа — физический и духовный — говорят против такого предположения (ил. 12, 22).

Только комплексный всесторонний анализ и изучение всех материалов и источников, а не предвзято заранее притянутые к определенной позиции малоубедительные выводы, могут дать цельную объективную картину образа жизни данного народа и его культуры.

При изучении культуры суваро-булгар привлекался в основном тюркский и среднеазиатский материал, что приводило к одностороннему выводу о кочевом характере уклада народа. При этом игнорировались либо вовсе не замечались очевидные многочисленные параллели артефактов древних земледельцев Древнемесопотамского, Кавказского, Индоиранского и Причерноморского происхождения с материально-духовной культурой суваро-булгар. Именно поэтому в изучении истории происхождения суваро-булгар непозволительно игнорирование всего комплекса альтернативных данных, имеющихся в нашем распоряжении на сегодняшний день.

Ювенальев Ю. Ю., Ювенальев С. Ю. Культура суваро-булгар. Этническая религия и мифологические представления. — Чебоксары, 2013. — С. 13—19.

 

xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai


Смотрите также