Культура викингов - судьба древнескандинавской цивилизации. Культура древних викингов
Культура викингов и традиции Древней Скандинавии
Список статей:
Культура викингов – сердце Древней Скандинавии
Традиции викингов – это особый пласт мирового культурного наследия, ведь в данном случае мы говорим о целой эпохе (которая, кстати, так и называется – эпоха викингов). Скандинавские традиции включают в себя обширный перечень культурологических, в частности – обрядовых действий и явлений, дошедших до нас отнюдь не в одной лишь фольклорной и мифологических оболочке. Богатый археологический материал и сохранившиеся исторические документы (в первую очередь – работы средневековых хронистов) являются научной базой для современных знаний о скандинавской культуре.
Обычно под культурой викингов подразумевают быт и традиции народов, проживавших не только на территории Скандинавского полуострова (в основном – Норвегия и Швеция), но и в близлежащих регионах, таких как Дания и островное государство Исландия. Безусловно, германо-скандинавская культура также включает в себя верования, быт и традиционный уклад народов Северной Европы, в частности – территории современной Германии и в меньшей степени Великобритании. С другой стороны, очевиден тот факт, что культура Скандинавии в эпоху Раннего Средневековья оказала масштабное влияние на культуру всего европейского и даже частично азиатского региона (это в первую очередь торгово-культурные связи между викингами и представителями Древней Руси).
Но в связи с этим возникает закономерный вопрос – что конкретно мы подразумеваем, когда говорим о культуре викингов или скандинавских традициях? Ведь это не только могучие боги и непоколебимые герои, эпические мифы о становлении и гибели Вселенной. Традиции викингов – это гордые драккары, рассекающие свинцовую гладь северных морей. Традиции викингов – это далекое путешествие в райский Винланд за сотни лет до Колубма и Веспуччи. Традиции викингов – это эффектные «длинные дома», жестокие обряды вроде знаменитого «кровавого орла» и легендарные воины – берсерки и ульвхендары. Это эрили – резчики по камню, и скальды – поэты, сжимающие в одной руке – меч, в другой – искусство стихосложения. В этом – вся глубина скандинавской культуры, во многой до сих пор непонятой нами.
Эпоха викингов: кто построил Европу?
Традиционно эпохой викингов называют период Раннего Средневековья, соответствующий следующим хронологическим рамкам – VIII-XI век нашей эры. Эпоха викингов в Северной Европе следует сразу за так называемым «германским железным веком» (IV-VIII вв). Легендарный период владычества северных воителей предваряет нападение скандинавских воинов на английский город Дорсет в 789 году. В дальнейшем викинги регулярно совершают набеги на Англию, Ирландию, Францию. В 860 году скандинавы в составе войска русов приходят в Константинополь. Через десять лет норвежские мореплаватели открывают Исландию, еще через пять лет – Гренландию.
В эпоху викингов скандинавские воины, исследователи и первопроходцы неоднократно осаждали европейские города, правили отдельными регионами и даже целыми странами. Они обильно торговали и путешествовали, и поэтому эпоха викингов в Европе справедливо считается особым историческим феноменом, который оставил глубочайший след в культурном и историческом наследии всех европейских государств. Финалом эпохи викингов в Европе (да и во всем мире) считается легендарная битва при Стамфорд-Бридже (1066 год) и гибель последнего скандинавского конунга, короля Норвегии, Харальда III Сурового.
То есть фактически эпоха викингов представляет собой трехсотлетнее главенство скандинавской культуры над средневековыми европейскими народами. Как результат – многие правящие династии Позднего Средневековья ведут свою родословную именно от викингов, неустрашимых иноземных захватчиков (именно так их называли в южных районах). Посему неудивительно, что быт, религия и культура викингов так интересны нам сегодня, ведь именно эти отчаянные воины во многом создали мир, который известен нам сегодня из школьных учебников истории. Мир, который мы видим вокруг себя. Мир, который многим из нас хотелось бы видеть…
Отдельным блоком стоит тема язычества викингов. Это тоже неотъемлемая часть скандинавской культуры, однако данному вопросу посвящены другие разделы информационного портала «РУНАРИУМ». В разделе «Культура» как таковое язычество викингов не отражено, разве что – в обрядах и тех материалах, где рассмотрение конкретных элементов традиции викингов невозможно вне культурно-религиозного контекста. В основном речь здесь пойдет о кораблях викингов, их оружии, воинской культуре, быте и, конечно, о знаменитых (и не очень) людях, чьи деяния скандинавские скальды прославляли в веках.
runarium.ru
Древнескандинавская цивилизация и культура викингов.
Германо-скандинавские народы относятся к индоевропейской языковой семье, что роднит их с такими географически далекими культурами, как скифы, персы, индийцы. Однако сравнительно рано из общего ствола индоевропейцев выделилась западная ветвь, включающая греков, италиков, кельтов, славян, балтов и германцев. Эти этносы сыграли колоссальную роль в судьбах Европы и мира.
Общеизвестно значение греков и римлян, как создателей уникальной античной цивилизации. Но не меньшее место в истории занимает и так называемая "Варварская Европа", которая находилась в сложных отношениях с миром античности, а позже пришла ему на смену, впитав греко-римское наследие и усвоив уроки прошлого. Одним из ведущих народов "Европы варварских полей" и были германцы.
Им принадлежала ключевая роль Великого переселения народов. Германские племена: готы, вандалы, герулы, бургунды, англы и саксы, лангобарды, франки покидают землю предков и создают свои королевства на территории бывшей Западной римской империи. Ряд этих государств составил позднее основу средневековой Европы.
Участие древних германцев в многочисленных воинах и частая перемена мест обитания сказалась на социальной структуре. У этих племен не сохранилось древней индоевропейской касты жрецов и религиозные обряды проводились вождями, либо наиболее уважаемыми людьми. В силу указанных причин, а также ранней христианизации, германская мифология не дошла до нас в своем первозданном виде. Но сохранился ее скандинавский вариант.
Скандинавские племена, за исключением готов, бургундов и герулов, не приняли участия в Великом переселении народов. В эти годы они проявляли относительное миролюбие. Предки шведов образовали сильную Свейскую державу (описанную еще Тацитом).
С З в.н.э. она входит в полосу экономического и культурного расцвета - так называемый Вендельский период. Связи скандинавов распространяются от Британских островов до Средней Волги, в искусстве сложился международный "вендельский стиль", в котором прослеживается и римское, и восточное (сарматское) влияние. Особое значение для его создания имела ирландо-шотландская традиция. Посредниками между скандинавами и кельтами, видимо, выступали англо-саксы (что подтверждается как раскопками погребений в Сеттон Ху (восточное побережье Англии), так с другой стороны анализом англосаксонского эпоса "Беовульф", рассказывавшего о легендарных событиях в Швеции и Дании, но с рядом кельтских мотивов (подводные великаны, отрубленная кисть и т.д). Но подлинным центром нового искусства, охватившего европейский континент до франкской державы и Лангобардской Италии была Швеция и такие ее поселения, как Упсала, Хельге, Вальсъерде, Вендель.
Однако, период процветания и относительного покоя сменило событие, напомнившее эпоху Переселения народов и получившее название "движение викингов".
А.П. Гуревич описывает это явление так: "В мире скандинавов в конце 8, первой половине 9 веков произошел резкий сдвиг - перерыв в постепенном развитии. Среди них появляется новый тип - смелые мореплаватели, искатели добычи, приключений и впечатлений, имеющие связи в разных странах. Короче, прежний и привычный строй жизни был сломан, сделался невозможным" (Гуревич А .И. //Походы викингов. М.).
Эти люди (их называли викинги - слово "викинг" -происходит от "вик" - "бухта", "залив", или "викингр" - "пират", "налетчик")- собирались в боевые дружины и ходили в далекие морские походы. Жертвами их набегов стали Англия, Ирландия, Франция, Северная Германия, Пиренейский полуостров, Южная Италия. Проникали они (под именем варягов) и в Византию и восточную Европу (известна их значительная, хотя и неоднозначная роль в создании Киевском Руси).
Для военных походов викинги строили свои знаменитые "драконьи корабли" (с носом, украшенным изображением зверя или дракона). Они делались из дерева, имели изящную форму, достигая иногда З0 м в длину, вдоль бортов вывешивались щиты, за которыми укрывались гребцы.
Перемены затронули различные стороны жизни древних скандинавов. В это время зародились и быстро достигли процветания их новые города. Важное значение имели также религиозные центры.
В Упсале (Швеция) имелся знаменитый языческий комплекс, посвященный Одину, Тору, и Фрейру - верховной триаде скандинавского пантеона, (точная иллюстрация трехчленной структуры индоевропейской мифологии Дюмезиля - магическая власть, военная сила, плодородие).
Особенно прославлен был храм Фрейра (легендарного родоначальника шведских королей). Древние боги почитались в виде деревянных идолов, сохранилось описание статуи Тора (в натуральную величину), сидящего в колеснице, запряженной козлами. В жертву богам приносили домашних животных, оружие и драгоценности, а иногда и людей. Существовали также и священные рощи. Представление о языческих святилищах можно отчасти получить по поздним христианским церквям. В Боргунде (Норвегия) был построен храм, напоминающий деревянные соборы русского Севера. При этом, он как и его славянские аналоги, был мало похож на христианские церкви западноевропейского или византийского канонов. Возможно, на характере деревянных северных церквей сказались архитектурные традиции, восходящие раннесредневековой общности народов Балтийского моря.
Дома скандинавов имели прямоугольную форму. Они строились из деревянных досок или прутьев, обмазанных глиной. Крыша обычно покрывалась соломой. Каркас дома поддерживали деревянные столбы, покрытые резным орнаментом. На стенах внутри висели гобелены из шерсти, вдоль стен размещались деревянные настилы.
В каждом доме имелся ткацкий станок, большинство людей носили домотканую одежду. У мужчин это были полотняные рубахи и шерстяные штаны, поверх которых надевалась туника с длинными правами. Туника перетягивалась поясом. Зимой люди ходили в меховых шубах или плащах, заколотых на плече специальной булавкой.
Женщины носили поверх платья длинные туники, состоявшие из двух прямоугольных кусков ткани, скрепленных на плечах ремешками и двумя большими брошами. Они отращивали очень длинные волосы, связывая их узлом на макушке. Мужчины же имели обычно волосы до плеч, иногда заплетая косички по обе стороны лица. Бороду также заплетали в косицу.
Женщины у древних скандинавов пользовались значительной самостоятельностью, в частности имели право на развод. Вообще германцы, так же, как и кельты, верили в их вещую силу. Некоторые женщины, исповедовавшие культ Фрейи, являлись прорицательницами и толковательницами снов.
Перемены, сопровождавшие появление "движения викингов", затронули и сферу декоративно-прикладного искусства. Вендельский звериный стиль сливается с ленточным орнаментом. Появляется образ большого зверя, заполняющего плоскость изображения так называемых рунических камней. Рамкой данному изображению служили изощренно переплетенные змеи или один дракон, кусающий себя за хвост. На этих лентообразных чудовищах помещались руны - языческие письменные знаки. (Кстати сам рунический алфавит, известный со П в. н. э., в эпоху викингов также пережил трансформацию).
По сравнению с предшествующим периодом, искусство приобрело экспрессию и некую хаотичность. Уже современников поражали скандинавские изделия, с присущими им сюжетами смертельной борьбы людей и животных, конвульсивно вцепившихся друг в друга чудовищ, культом смерти и уничтожения. Это искусство отражало северную эпоху викингов, с ее крушением старого мира...
Викинги совмещают в себе черты воинов, купцов и путешественников. Они открыли и заселили Исландии (правда, встретив уже живущих там ирландских монахов-отшельников). Оттуда смелые мореплаватели проникли в Гренландию и даже в Северную Америку, где основали свои поселения.
Освоение Исландии сыграло ключевую роль в судьбе древнескандинавской цивилизации (вполне сопоставимую со значением Ирландии у кельтов).
Здесь надо иметь в виду, что культура викингов возникла и развивалась уже в христианскую эпоху, представляя собой своего рода, "запоздалые цветы северного язычества". (Возможно, это обстоятельство объясняет ее сумрачный колорит, ощущение грядущей катастрофы. Носители викингской культуры как бы предчувствовали свою историческую обреченность). Втягивание скандинавов в жизнь континентальной европы неизбежно влекло за собой их крещение, нередко сопровождавшееся культурными эксцессами. В Исландии же этот процесс проходил сравнительно мирно (как и в Ирландии), здесь долгое время процветало двоеверие, а затем древние боги перешли в разряд поэтических метафор.
Отчасти, благодаря последнему обстоятельству и сохранилась древнескандинавская мифология. Исландцы были народом поэтов. Поэзия на острове подразделялась на эддическую и скальдическую. Первая (в основном, к ней относятся песни, включаемые в так называемую "Старшую Эдду", записанную в Исландии в ХIII в.) имела сравнительно простую форму, но богатое мифопоэтическое содержание. Вторая, была чрезвычайно сложна по стилю, хотя рассказывала обычно о простых вещах - битвах, пирах, прославляла военных вождей.
Скальдическая поэзия моложе эддической, ибо появилась одновременно с движением викингов. Литературоведами она рассматривается, как "своего рода мутация". В скальдической поэзии, подобно скандинавскому орнаменту, культивировалась вычурная, запутанная форма. Ее авторы - скальды (поэты-певцы) выработали целую систему метафор, получивших название "кеннингов". Они говорили "снег чаш", "кости земли", "путь угрей", "медведь морских струй", "темный дракон щита", а подразумевались: серебро, горы, море, корабль, конь. Со временем, кеннинги усложнялись, составляясь не из двух, а из трех и более слов. Так,"береза звонкого костра руки" означало "женщина" ("звонкий костер руки"- золото; "береза золота"- женщина. Кеннинг в кеннинге).
Вместе с тем, скальдическая традиция взаимодействовала с эддической, черпая в мифах и эпосе сюжеты для своих метафор.
Викинги создали и прозаический жанр литературы - саги, которые могли рассказывать об исторических событиях, биографиях отдельных людей. Были саги, в которых имелось много сказочных мотивов - их называли "лживыми сагами".
Наконец, существовала особая группа историй, посвященная легендарным героям. Самая известная из них - "Сага о Вельсунгах", сюжеты которой присутствуют и в литературе континентальных германцев ("Песнь о Нибелунгах" и др.).
Но, пожалуй, знаменитейшей книгой Исландии и всей древней Скандинавии является "Младшая Эдда". Ее написал в XIII в. исландец Снорри Стурлусон. В "Младшей Эдде" рассказы о древних богах изложены с такой полнотой, что скандинавская мифология, наравне с греческой и индийской может считаться настоящим эталоном, с которым удобно соотносить фольклорные традиции других индоевропейских народов. Причем, здесь сохранилось много космогонических и эсхатологических сюжетов (чего так не хватает ирландским легендам). Безусловно, на характер их описания наложила отпечаток природа Исландии, грандиозная и первозданная "как в первый день творения".
Автор: А.Фанталов
norse.ru
Каким было искусство времён викингов? | Культура
На просторы Восточной Европы, далеко от морей и от своей родины, викинги-варяги не отваживались приходить с грабежом. Они проникали сюда по рекам как купцы или предлагали услуги в качестве наемных воинов: служили в Новгороде и Киеве, ходили с киевскими князьями по Черному морю в походы на Царьград — Константинополь.
Викинги прекрасно владели искусством кораблестроения, были отчаянными мореходами. Поэтому корабль играл огромную роль в их жизни, служил для многих основным жилищем, «родным домом». За кораблем ухаживали, как за живым существом — украшали, чистили. На носу укрепляли фигуры зверей и мифологических существ, вырезанные из дерева, чаще всего голову дракона. По этим носовым украшениям корабли викингов и получили свое название «дракенов», т. е. драконов.
Дракены иногда внушительных размеров строились прочно с палубными надстройками до двух этажей на корме. Они способны были ходить на веслах и под парусами и вмещали до 200 человек. Оснащались суда прямым парусом, расшитым узорами. Дракены не опрокидывались даже в сильные бури. Одним из секретов было то, что они «умели» всегда оказываться на самом высоком гребне волны.
Викинги первыми в Европе освоили просторы северной Атлантики и Арктики, основали свои колонии в Гренландии и Исландии. Почти за 500 лет до Колумба они высадились на побережье Ньюфаунленда, Лабрадора и Северной Канады, где до сих пор археологи находят предметы скандинавского прикладного искусства. Дошедшие до нас изображения кораблей викингов (VIII-IX вв.) носят примитивный характер. Художник не ставил иных целей, кроме простого сообщения факта на поминальном камне, — это схема-намек на корабль, означающий путешествие в потусторонний мир. Его изображение документально точно, ведь викингу моряку нельзя ошибиться в типе корабля.
«Эпоха викингов» длилась свыше 300 лет — между 750 и 1060 годами. В это время они опустошали набегами Англию, Ирландию, Шотландию, Северную Францию (Нормандию), доходили (доплывали) до Италии и Сицилии, где основали свое государство, вторгались в Прибалтику. Неудивительно, что эти жестокие набеги запомнились народам Европы. Захватив богатую добычу — золото, серебро, меха, ткани, викинги возвращались в Скандинавию, отдыхали некоторое время, чтобы затем, набрав свежие дружины, вновь уйти на несколько месяцев, или даже лет, в морские походы.
У викингов существовало два состояния: опасная военная жизнь на чужбине и короткие периоды жизни дома, проходившие в пирах, спортивных состязаниях и охоте. Быт обеспечивали рабы. Такое существование викинги вели лишь при дворах князей — конунгов. Постоянных столиц не было и резиденции конунгов часто менялись. В этих местах и получила свое развитие культура викингов в двух ее формах: литературной — сагах и поэзии скальдов — и прикладном изобразительном искусстве.
Поэзией многие воины-викинги занимались самостоятельно. Предметы же прикладного искусства поручали изготавливать другим. Ведь поэзию нетрудно было «взять» с собой в походы, держа ее все время в памяти. А материалы, инструменты и сами произведения прикладного искусства не всегда можно было возить с собой. Поэтому правильнее говорить об искусстве эпохи викингов. Потому что создавали его многие люди, жившие в то время на Скандинавском полуострове.
Викинги смотрели на искусство своеобразно. Оно было для них не формой отражения действительности, а средством для ее украшения. Их повседневная жизнь была малопривлекательной, и в короткие промежутки отдыха хотелось скрасить ее однообразие и грубость.
Главным средством для этого было устное творчество — рассказывание саг и скальдическая поэзия. Викинги были воинами с развитым чувством чести и честности (известное в средние века предупреждение противнику — «Иду на «вы» — происходит от них!), и им был чужд всякий вымысел. Они не отличали фантазии или вымысла от лжи. Поэтому в сагах и в поэзии сообщать можно было только правду. А приукрашивание допускалось лишь в изменении словесной формы, причем не в изменении смысла слов.
Они искали и находили возможность выразить одно и то же понятие разными словами. Вместо того, чтобы сказать «ночь», один поэт говорил «долина мрака», другой — «бездна тьмы». И слушателям было понятно, о чем идет речь. Такая шифровка известных слов посредством других получила название кеннингов. Например: «битва» — «буря копий» или «лязг дротиков». «Корабль» — «олень моря» или «медведь морских струй».
Постепенно кеннинги усложнялись. В результате стихотворение из четырех строчек превращалось в страницу, в набор слов, докопаться до смысла которых составляло особый труд. Так же обстояло дело с изобразительным искусством. Оно тоже должно было служить средством украшения. Украшались рукоятки мечей, пряжки ремней, кубок-рог для питья, украшения, поминальные камни, а также элементы жилья: деревянная посуда, наличники окон и дверей.
Например, чтобы собрать воинов на сход, бежал герольд, держа в руке будкавль с изображением воина. Древний художник всегда задумывался: кому, для чего, в каких случаях жизни понадобится произведение. И если знал, что его будут держать в руках, любоваться им, то вкладывал в свой труд весь талант. А на обработку придорожного могильного камня тогда не считали нужным тратить много сил. Достаточно было ограничиться намеком: камень поминальный и должен быть понятен лишь немногим посвященным.
На Оркнейских и Фарерских островах до сих пор вяжут и плетут сети и свитера не только женщины, но и мужчины. Утраченные в непрочной шерсти старинные образцы вязки викингов дошли до нас в форме орнамента на камнях, в отделке деревянных частей домашнего интерьера и мебели, в иллюстрациях пергаментных книг. И расшифровать их можно подобно тому, как расшифровываются кеннинги скальдической поэзии.
Основой украшения был орнамент, который долгое время затруднялись обозначить каким-нибудь общеизвестным термином. Его нельзя назвать «звериным», хотя кое-где стилизованные фигурки животных бывают вплетены в него. Или растительным, ибо основа растения — лист и цветок — отсутствуют в нем. Нет и геометрических фигур: квадратов, треугольников, кругов и т. д.
И все же он близок к геометрическому, т.к. основой его являются линия и точка. Короткая прямая линия, длинная извилистая или витая линия и точка. Узелок, маленький шарик, крохотный кружок. Из этих двух элементов построено все орнаментальное богатство эпохи викингов. Свой орнамент они взяли из жизни. Они постоянно видели вокруг себя корабельные снасти, веревки, канаты, а также вязанные из шерсти вещи: сети для рыбной ловли. Реальная жизнь и породила их искусство.
В других областях изобразительного искусства викинги себя не проявили. Потому что эти области были чужды их жизни, представлению о мире. Они не изображали человеческое тело, считая это недопустимым, предосудительным. Зато их владение линией прекрасно проявлялось, когда надо было изобразить коня или корабль. Увлекаясь формой, преувеличивая ее значение, викинги не шли вразрез с правдой искусства, потому что брали эти формы в реальной жизни.
shkolazhizni.ru
Культура викингов.
Культура
Жизнь скандинавов IX-XI веков
Задумываясь над причинами норманнской экспансии в Европе, мы сталкиваемся с противоречием: с одной стороны, несомненно, что нападения викингов на другие страны были подготовлены задолго до IX века, с другой стороны, их начало производит впечатление внезапности. Наступил момент, когда под воздействием ряда причин — оживления торговли и прогресса в кораблестроительной технике и мореплавании, недостатка земли и роста потребности в жизненных средствах, развития частной собственности, усиления воинственной знати и открывшихся новых возможностей для удовлетворения ее агрессивности — произошел перелом: началась широкая экспансия скандинавов. Она проявилась и в мирной колонизации, и в захвате чужих земель, и в пиратстве и разбое, и в бурном развитии торговли и мореплавании, и в наемничестве. Викинги первыми объехали на кораблях вокруг всей Европы и посетили четыре части света.
Скальды,саги
Важными для обеспечения удачи и счастья семьи были слава,
общественное уважение и память о подвигах и славных деяниях, совершенных ее
предводителями. Скандинавы очень заботились о своих родословных, передавали из
поколения в поколение родовые саги, охотно слушали рассказы о прошлом рода. Вожди
викингов всегда хотели, чтобы об их подвигах знали и современники и потомки.
Обычно
они брали на свой корабль поэта — скальда. Скальды — не профессиональные поэты в
современном смысле слова. Скальд обычно был воином, дружинником конунга, подвиги которого он воспевал; но скальд мог быть моряком,
бондом, заниматься торговлей. Норвегия и в особенности Исландия — родина скальдов.
Число скальдов,
чьи имена известны, достигает нескольких сотен.
В XII и XIII веках в Исландии
происходит подъем культуры, выразившейся в появлении замечательных
повествовательных произведений — саг, в оформлении эддических песен о богах и
героях культурно-исторического содержания, в творчестве выдающихся историков,
среди которых наиболее известны Ари Торгильссон и Снорри Стурлусон. Скальд должен был слагать песни о
могучих воинах и о храбрости конунга. Такие песни назывались сагами, и из них
мы узнаём очень много о путешествиях и войнах викингов.
Способность сочинять стихи ставилась древними скандинавами в один
ряд с другими навыками и искусствами: с умением плавать, скакать верхом, играть
на музыкальных инструментах, кузнечным ремеслом, стрельбой из лука, ездой на
лыжах. Стихосложение было признаком ловкости и умения.
Изобразительное искусство древних скандинавов.
Стилистические новшества в
норманнском искусстве того времени более явно связаны с влияниями тех народов,
с которыми столкнулись скандинавы. Таковы изображения львов, заимствованные из
Франции. Первоначально северные мастера воспроизводили их неумело: звери
выходили уродливыми, но в них была сила, и в этом заключался производимый ими
эффект. Затем появляется новое изображение — «большого зверя» (может быть,
льва), борющегося со змеем (так называемый Еллингский стиль).
Руны
Руны появились на Севере за много
веков до эпохи викингов, но с ее началом
совпали важные изменения в письменности: на
смену древнему алфавиту — «старшим рунам»
пришел новый — «младшие руны». Произошло
упрощение письма: вместо прежних 24 знаков
стало 16. Чаще всего надписи сообщают имена
знатных людей и воинов, в память о которых
они были высечены на камнях, и авторы их —
обычно сородичи — подчеркивают
благородство происхождения и славу этих
людей, иногда и такие их качества, как
щедрость, гостеприимство.
Наиболее часто руны употреблялись в магических целях. Каждая руна
имела свое имя и была ассоциирована с тем или иным божеством языческого пантеона
либо определенным явлением. Например, руна As считалась руной мудрости и
красноречия и была посвящена Одину, руна Sigel была руной победы и была
посвящена солнцу, руна Tiw была руной бога войны Тира.
Знание рун было
привилегией сведущих людей, жрецов. Руны вырезались на оружии для придания ему
смертоносной силы, на кораблях для защиты в плавании. В погребениях и местах
селений древних скандинавов находят большое число рунических амулетов, которые
были призваны защитить их хозяев от злых духов и придать удачу.
Активно использовались руны и для гаданий. Для этой цели руны
вырезались на маленьких деревянных дощечках либо выбивались на кусочках кости
либо камешках. По расположению случайно раскиданных рун предсказатель пророчил
удачу либо наоборот поражение в том или ином начинании либо деле. Очень часто
древние скандинавы не начинали нового дела, не испросив предварительно на это
«воли богов».
Несколько позже руны стали вырезать на наконечниках копий, на мечах, они появились и на могильных камнях скандинавов. Некоторые из таких рунических надписей — настоящие произведения искусства. Лента с текстом извивается по камню, словно сказочный змей, а художник еще подчеркивает это сходство, пририсовывая голову, хвост.
Скандинавы пользовались рунами все средневековье. Но чем сильнее становилось христианство в Скандинавии, тем шире распространялась латынь, а с ней, естественно, и латинская азбука. Богослужебные книги, ученые трактаты, королевские указы писались латинскими буквами. Даже для записи древних северных сказаний руны не применялись. Руны вытеснялись латинским алфавитом, и лишь в глухих селеньях можно было еще порой встретить мастеров, не забывших полностью древнего искусства рун.
Погребения
Изучение погребений дало возможность археологам сделать ряд важных
наблюдений. В Норвегии в течение VII и VIII веков происходило постепенное
упрощение обрядов захоронений, которое, возможно, уже отражало христианское
влияние. Можно было бы предположить, что после начала норманнских походов в
другие страны, когда контакты скандинавов с христианским населением Европы
неизмеримо усилились, эта тенденция в приближении языческих форм погребений к
христианским должна была получить новые импульсы. Однако наблюдается прямо противоположное:
начало эпохи викингов характеризовалось возвратом к чисто языческим формам
погребений. Вместе с покойником в могилу или на погребальный костер старались
положить как можно больше вещей, которые считались необходимыми в загробном мире.
Религиозные верования скандинавов.
Древняя религия скандинавов, насколько о ней можно судить по
наскальной живописи и данным археологии, основывалась на поклонении силам
природы. Эта ее черта сохранилась в памяти о «старших» богах — ванах. Ньерд,
Тир, Улль, Фрейр, Фрей были богами плодородия и изобилия, неба, солнца, морской
стихии. К началу эпохи викингов в религиозных представлениях скандинавов
произошли некоторые изменения. Главное место в скандинавском пантеоне перешло
от ванов к асам. Согласно легенде, между асами и ванами произошла война,
закончившаяся соглашением и обменом заложниками. От ванов в качестве заложников
асам были даны Ньерд, Фрейр и его сестра Фрейя.
Постепенно складывается
представление об асах, как о семье богов,
живущих, подобно людям, в своей усадьбе
Асгард. Они воюют с враждебными родами
великанов и чудовищ, захватывают добычу и
заложников, похищают женщин, пируют. Главой
рода асов был Один. Он правит другими богами,
как отец правит родом. Черты инициатора
битв и покровителя воинов были присущи
Одину уже в то время. По верованиям
скандинавов, умершие попадали в Хель —
мрачное царство мертвых, где царят холод,
печаль, где все бездеятельны. Но воины,
павшие в бою, считались избранниками Одина.
Один в глазах скандинавов был не
только военным вождем, зачинщиком битв и
сеятелем раздоров. Он — и вечный странник,
никогда не остающийся на одном месте,
старец в надвинутой на глаза шляпе, в
голубом плаще, склонный к перевоплощениям и
мистификации. Верхом на восьминогом коне
Слейпнире (конь почитался скандинавами как
священное животное), в сопровождении волка
и воронов, зовущихся «Память» и «Мысль», он
постоянно охотится, как бы олицетворяя дух
беспокойства и тяги к странствиям,
овладевший скандинавами в эпоху викингов.
Один также - покровитель торговли,
воплощение высшей мудрости, он считался
источником магии и поэзии. Чтобы стать
всеведущим и получить знание рун, Один
принес самого себя в жертву, повесившись на
мировом дереве, пронзив себя копьем, и отдал
один глаз в обмен на внутреннее зрение —
мудрость.
Нередко викинги шли в бой, призывая
на помощь Тора, ибо он тоже был богом-воителем.
Вооруженный своим молотом, Мьелльниром, он
сражался с великанами и чудовищами, защищая
от них Мидгард — мир людей. Норвежские и
вслед за ними ирландские конунги считали
себя его потомками, викингов иногда
называли «народом Тора». Имена Одина и Тора
сохранились в скандинавских названиях дней
недели (шведский: onsdag — день Одина, среда,
torsdag — день Тора, четверг, fredag — день Фригг,
жены Одина, пятница).
В начале XIII века знаменитый
исландский поэт, ученый и общественный
деятель Снорри Стурлусон создал книгу,
представляющую собой уникальное собрание
мифов и сказаний. Эту книгу он назвал «Эдда».
Долгое время считали, что все эти истории
автор сочинил сам. В 1643 году, через четыре
столетия после смерти Снорри Стурлусона
исландский епископ Бриньольв Свейнссон
находит древнюю рукопись с песнями о богах
и героях, сюжеты которых совпадают с
рассказами «Эдды». Эта находка заставила
ученых по-новому взглянуть на «Эдду». Она
была переименована в «Младшую Эдду». А
древнейшая рукопись, найденная епископом
Бриньольвом Свейнссоном, стала называться
«Старшей Эддой». Стало ясно, что Снорри
Стурлусон не придумал свою книгу, а записал
языческие мифы и предания. Часть этих
преданий затем была включена Снорри
Стурлусоном в его исторический трактат «Круг
земной».
Сайт создан в системе uCoz
vikings07.narod.ru
жизнь, быт, культура, связь с русской нацией
«Река времени в своём течении уносит все дела
людей и топит в пропасти забвения народы,
царства и царей».
Г.Р. Державин
Что же такое <викинги>? Происхождение этого слова неизвестно. В общем и целом, так называли всех скандинавов в период с середины 8 века. Стать <викингом> означало отправиться в поход из фьордов через моря за богатой добычей и репутацией вершителя судеб; именно эти две цели составляли главный смысл жизни скандинава.
«Женщины викингов пользовались определённым статусом, в те времена совершенно не мыслимым в большинстве стран мира. Арабы, посещавшие поселения викингов в 10 веке, с изумлением отмечали ту степень свободы, которой женщины пользовались в семейной жизни. "Право на развод принадлежит женщинам, - с осуждением писал один из визитёров. - Жена может развестись, когда ей вздумается". Мало того: если брак кончался разводом, приданое подлежало возмещению. По закону, женщины могли владеть землёй и часто в одиночку обрабатывали её, когда их мужья отправлялись выменивать свою продукцию на нужные товары, а то и отплывали за моря - торговать или воевать. Да что там, рунные камни повествуют если уж не о вечной любви женщин к своим мужьям, то, по крайней мере об их практической сметке. " Во век не прибудет в Хассмюру лучшая хозяйка, способная держать в руках всю ферму ",- сказал вдовец некоейОдиндисы из Вестманланда (Швеция) посветил ей такую эпитафию.»***** Одним из основных источников жизнедеятельности викингов была торговля с зарубежными странами. Влияние викингов на торговлю простиралось от Восточной Европы до Азии примерно с 550 года нашей эры. Купцы предшествовавшей викингам эпохи основали несколько центров на основных торговых путях Скандинавии: Бирка (Швеция), Каупанг (Южная Норвегия), остров Готланд (Балтийское море) и, наконец, Хедебю на территории, в то время принадлежащей Дании. По словам Археолога Томаса Макговерна, это были большие рынки. В условиях севера, ярмарки проводились главным образом в конце зимы, когда работы на фермах было не много, появлялось свободное время, а коньки (викинги называли их "ледяные ноги"), лыжи и сани позволяли быстро добраться до места или доставить груз. Кстати, коньки, которые археологи в великом множестве находят на всей территории Скандинавии, делали в основном из лошадиных костей и обтачивались с одной стороны. Они крепились к обуви при помощи ремешков, которые пропускали через проделанные в кости отверстие.
*****«викинги: набеги с севера» Л. Флорентьев 1996 год. Стр. 26
Кельты, франки, саксы, славяне и арабы привносили в атмосферу этих ярмарок свои привычки и обычаи и культуру. Они меняли серебро, шёлк, вина
и мечи на пушнину, янтарь, изделия из кожи и подделки местных умельцев.
«Эти купцы - полиглоты комментировали - нередко в самых нелестных выражениях - порядки и обычаи своих хозяев, да и их самих. "Городу не достаёт роскоши и богатства. Жители питаются всё больше рыбой, которой здесь в изобилии. Люди часто бросают новорожденных младенцев в море, в место того, чтобы выхаживать их. Они используют особую краску для глаз. От того красота их не блекнет; напротив, это очень идёт и мужчинам и женщинам”. Пишет мавританский делец из Кордовы по имени Ибрагим аль – Таруши. Английские гости, чьи воспоминание были заимствованно из более древних источников летописцем 12 века Джоном Уоллингфордскин, очень высоко отзывались о мужчинах - викингах. По их словам, последние ходили в баню по субботам, расчёсывали волосы, красиво одевались. Археологические раскопки подтверждали, что мужчины той поры действительно были хороши собой и ухожены. Найденные скелеты свидетельствуют о том, что их средний рост составлял 5 футов 7.75 дюйма, а вожди были не ниже 6 футов. В захоронениях так же была обнаружена целая коллекция расчёсок и гребней (не только для ухода за причёской, но и для удаления вшей), изящные кувшины для омовений, а так же более прозаические предметы вроде пинцетов и щёточек для прочистки ушей.»***** Судить о прекрасной внешности викингов, можно и по повозке, найденной в осевергском захоронении, которая была украшена трёхмерными изображениями мужских голов, выполненными столь тщательно, что видна каждая деталь: ухоженные волосы, аккуратно подстриженные бороды, впечатляюще загнутые вверх усы, кончики которых заплетены в маленькие косички.
В общем, мытые или не мытые, красавцы или уроды, неистовые викинги в любом случае представляли огромную силу, с которой нельзя было не считаться. "С меча и шпор моих стекала кровь, над головой стервятники кружили '',- говориться в одной из поэм 10 века.. Даже религия северян была воинственна. Пантеон викингов включал три верховных божества: Одина, отца богов; Тора и Фрея. Один, которого называли иногда Вотан или Водан, держал в руках копьё и был богом войны. Тор был великаном воителем предводителем воинства добра, хранителем справедливости. Его символ - молот олицетворял гром. Он был богом неба, богом громовержцем, повелителем ветров дождей и посевов, заступником человечества. Самыми мирными повадками из всей троицы выделялся Фрей, царивший надо всеми богами плодородия и изобилия.
Чужестранцы время от времени заставали викингов за отправлением религиозных обрядов под открытым небом или в храмах, украшенными огромными статуями богов. Религия викингов казалась им (мусульманам и христианам) пышной, но через чур воинственной и не милосердной, ведь она не давала надежды на спасение души.
*****«викинги: набеги с севера» Л. Флорентьев 1996 год. Стр.28
«Общественное устройство в эпоху викингов отнюдь не предоставляла всех равных возможностей. Рабы, или сервы, составляли низший слой общества, хотя он вовсе не обязательно были таковыми от рождения. Банкроты, пленники, сыновья и дочери рабов, они выполняли самую грязную ручную работу на фермах своих хозяев. Их продавали и покупали, как любое движимое имущество.
На следующей ступеньки общественной лестницы находились карлы или свободные крестьяне, которые нанимались на работу к землевладельцам или другим хозяевам, а иногда владели собственными клочками земли. К этому же классу принадлежали ремесленники, рыбаки, корабелы, мелкие торговцы и наёмные солдаты, предлагавшие свои услуги предводителям имевшим наибольшие шансы на успех.
Владельцы больших угодий принадлежали верхушке общества, аристократий. Их называли ярлами, или князьями. Самый амбициозный из этих владетельных вождей мечтали о королевской короне. Поэтому именно аристократы и их младшие отпрыски были настоящими викингами. "Быть викингом" означало в сопровождении своих сподвижников отправиться в далёкие страны, совершить там героические деяния и вернуться домой с триумфом и богатыми трофеями. Это был своего рода трамплин, позволяющий совершить прыжок в вожди, а может быть, даже и на трон не большого королевства.
С незапамятных времён землевладельцы всех категорий - от освобождённых рабов, владевших крохотными клочками земли, до ярлов, имевших огромное угодья, и даже королей, распоряжавшихся собственными наделами, - собирались на местные ассамблеи, известные под названием "дело". Там избирали местных вождей, принимали законы и установления, касающиеся собственности, кражи овец или кровной мести. Это был руководящий орган северян. Однако в моральном кодексе викингов "dergeskapur". Это понятие включает целый ряд качеств, которые считались обязательными как для общества в целом, так и - в особенности - для тех, кто мог прослыть героем в глазах своих соотечественников. Самоуважения, честь, безупречная репутация ставились пре выше всего, а строиться они могли лишь на прочном основании беззаветной верности семье и товарищам. Все стороны жизни определялись обычаем; гостеприимства и подношений, клятву и мщение, добрых дел на благо общества, таких, как строительство мостов или храмов.
Вожди были обязаны демонстрировать мужество, стойкость, верность друзьям, правдивость, красноречие и тягу к жизни наряду с готовностью бесстрашно и без колебаний встретить смерть. Все эти качества и бесчисленное множество других, нашли отражение в древней скандинавской поэме "Havamal", что в дословном переводе означает "Слово Высшего". В поэме изложен весь кодекс поведения эпохи викингов, от простых нравоучений до рассуждений о подлинном смысле вечной славы.
И вот молодёжь, жившая согласно кодексу чести, с детства познавшая мореходство, обращала взгляды к чужим берегам, где была готова совершить кровавые, но героические деяния завоёвывая свою репутацию, но оставляя по себе кошмарную память. Даже в ранней юности мальчики - викинги, что поощрялось, должны были проявлять боевой дух согласно заветам "Havamal".»*******
«Согласно летописи 12 века, погрязшие в междоусобицах славянские племена в 100 милях к юго-востоку от сегодгняшняго Санкт-Петербурга уговорили вождя викингов Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора прийти править ими и навести порядок. Братья согласились и основали три княжества.
Где-то после 862 года Синеус и Трувор умерли, и Рюрик властвовал надо всей обширной областью со своего трона в крепости на реке Волхов. Известная под названием Новгород, или Новый город, земля вокруг крепости Рюрика стала опорным пунктом так называемых русов (вероятно, искажённое название населения местности Родр, впоследствии Рослаген – гористого прибрежного района в Восточной Швеции). Начиная с Рюрика и вплоть до сына Ивана Грозного Фёдора, эти скандинавы правили самой крупной средневековой державой Европы - Россией. » *
Расположенный в треугольнике, образованном Волховом и его притоками ,во время весеннего половодья город превращался в остров. “ Русы же живут на острове посреди озера. Остров можно объехать за три дня, и покрыт он лесами и густой порослью. Климат здесь вреден для здоровья, а места столь болотистые, что почва колеблется под ногами идущего ”. Арабский географ ибн-Рустах в начале 10 века так описывал юный Новгород. Далее он описывал местных обитателей: «они бьются со славянами и для на нападения используют корабли. У них нет ни деревень, ни хозяйств ни полей. «Я не оставлю тебе ни чего; всё, что тебе нужно, ты завоюешь мечом! ». При рождении сына отец подходит к новорожденному с мечом в руке; опуская меч, он произносит.
mirznanii.com
Вера и обычаи древних викингов. Походы викингов. Варяги на Руси.
Если судить по археологическим раскопкам, викингов хоронили вместе с теми предметами, которые могли пригодиться им в загробной жизни. Это были оружие, пища, пиво, украшения. Иногда богатых людей погребали вместе с рабами, лошадьми и собаками. Их могилы были очень большими, ведь там должно было свободно разместиться все то, что они забирали с собой в другой мир. Стены могил состоятельных викингов отделывали деревом, инкрустированным серебром. Над могилой возводился курган и памятник в виде выложенных из камней кораблей, размеры которых также зависели от степени богатства умершего.Чем был выше статус викинга, тем более роскошным был обряд его погребения.
Особое место занимало погребение конунгов. Рядом с телом умершего вождя на палубе корабля размещали все ценные вещи, украшения, пищу, воду и пиво, убитых лошадей и собак, бывало, и предметы мебели, а в руки вкладывали оружие. Затем корабль на поднятых руках переносили на место захоронения. Были случаи, когда девушки-рабыни сознательно принимали решение не расставаться со своим хозяином, чтобы прислуживать ему и в загробном мире. Чтобы облегчить страдания добровольных жертв, перед тем, как лишить их жизни, старуха — "ангел смерти", давала рабыням выпить сильнодействующий болеутоляющий наркотический напиток. После умерщвления их тела переносили на палубу и укладывали рядом с прочим добром. Честь предать конунга огню принадлежала близким родственникам или же знатным викингам.
Смущало ли что-нибудь душу викинга, отправляющегося на завоевание чужих земель? Почему он так невысоко ценил как свою, так и чужую жизнь? Ответ на эти вопросы нужно искать в их вере и обычаях. Внутренний мир викинга покоился на устоях, отличных от христианских, уже давно господствовавших в ту пору в Европе.
Их религия гласила, что первым в мире живым существом был злой великан (ван) Имир. Он, а затем и другие ваны в свою очередь родились из капель растаявшего инея Нифльхейма. От камня произошел Родитель, давший жизнь Одину и его братьям Вили и Ве — первым асам (богам). Убив Имира, боги бросили тело великана в Мировую Бездну. Так появилась Земля. Из его крови они сделали моря и океаны, из черепа — небосвод. Так асам удалось потеснить "зло" в мрачную преисподню — "страну льда" и "страну огня".
Вселенная представлялась скандинавам в виде дерева-исполина, ясеня Индрасиль. Среди его корней, в подземном царстве, сосредоточены силы зла. От корней до кроны — в Мидгарде, живут люди. На вершине, в густых зеленых ветвях, касающихся Луны и Солнца, — обитель богов. От деревьев произошли и первые люди Земли. Мужчина Аск — из ясеня, а женщина Эмбла — из ивы. Бог Один вдохнул в них жизнь и дал душу, Вили — разум, а Ве — речь, слух, зрение и обоняние.
Верховный бог пантеона Всеотец, или Один, — одноглазый старец, сопровождаемый двумя воронами — Хьюгином (Разум) и Мюгином (Память) и двумя волками, рассказывающими ему обо всем, что происходит в мире. Один живет во дворце Вальхалле вместе с павшими на поле брани смелыми воинами. Главный небожитель подарил им вторую жизнь, обязав и ее целиком посвятить войне. Здесь они проводят время не только на пирах, где им прислуживают девы-воины — валькирии, но и на обязательных ежедневных занятиях боевым искусством, необходимых для того, чтобы воины не потеряли форму в ожидании последней битвы между асами и великанами. Ведь боги, как полагали викинги, смертны. А затаившиеся великаны в любой момент готовы нанести им сокрушительный удар. Тогда-то, как предсказывают пророки, и грянет последняя схватка и настанет час "сумерек богов" — конец света. Но так как мир вечен, "сумерки богов" пройдут и народится новая жизнь, воцарятся иные высшие властители, разумные и добрые.
Бог знаний и поэзии — тоже Один. Ради первого он отдал глаз великану Мимиру, а ради второго — выпил магический напиток квасир — "мед поэзии". Любопытна легенда о появлении квасира. Однажды, чтобы заключить перемирие с богами, ваны оставили в качестве заложника великана Ньерда, а затем, в подтверждение искренности своих намерений, вместе с асами плюнули в чашу, и из этой слюны был создан мудрец и скальд (сказитель) карлик Квасир. Но злые гномы, обитающие в корнях дерева Индрасиль, убили его. Кровь же карлика смешали с медом и получили магический напиток, обладающий способностью наделять любого незаурядным умом и даром сочинительства.
Тор — старший сын Одина — бог-громовержец. Этот рыжеволосый исполин был вооружен молотом Мьелльниром, разрушающим силы зла, а его удары были подобны грому небесному. Кроме того, он — покровитель Мидгарда, а значит, защитник всех людей. Ему поклонялись как простой люд, так и воины. К концу эпохи викингов в их обширном пантеоне культ Тора стал главенствующим.
Бальдр — второй сын Одина — бог добра и счастья. Фрея — богиня любви, забирающая часть мертвых воинов у Одина себе. Тюр — однорукий бог победы.
Викинги поклонялись и возносили молитвы своим богам кто как умел. Нередко асам, чьи фигурки имелись в любой семье, приносили кровавые жертвы, в том числе и человеческие. Но настал в истории эпохи викингов такой момент, когда их языческие воззрения, культивирующиеся на протяжении столетий, стали постепенно вытесняться совершенно другими представлениями.
Викинги, повидавшие за долгие годы путешествий разные страны и народы, и зачастую остававшиеся служить богатым европейским правителям, считали, что неуклонно растущее благосостояние последних — это вознаграждение за их христианскую веру. А потому скандинавы, со своим извечным стремлением к лучшей доле, все чаще и чаще стали задумываться о том, что христианский бог, возможно, быстрее сделает их мечты явью.
Первыми из новообращенных среди северных народов стали датчане, вероятно, потому, что их король Харальд I, принявший крещение в 960 году, во многом ускорил этот процесс. Норвежскому королю Олафу Трюгвассону пришлось заставлять своих подданных принимать крещение силой, распространяя необходимость этого и на заселенные норвежцами Исландию, Гренландию, Фарерские, Гибридские и Шетландские острова.
Шведский король Олаф Шетконунг позже других скандинавских правителей заставил свеев и готов отказаться от язычества, которое, несмотря на указ о запрете, продолжало сохраняться там вплоть до XIII века.
Обращение в новую веру приняло массовый характер и у викингов-варягов. Христианами стали Аскольд и Дир, киевская княжна Ольга и правнук Рюрика — князь Владимир.
Но даже став христианами, викинги в большинстве своем так и не смогли окончательно забыть веру своих предков, а потому носили на груди рядом с нательным крестом талисман в виде молота Тора.
Русь и варяги
Славяне, хазары и арабы называли викингов варягами. Обитали эти люди за Балтийским морем, которое вплоть до XVIII века называлось Варяжским. На своих крепких ладьях ходили они и в соседние, и в дальние земли. Через Финский залив, Неву, Ладожское озеро и Волхов — до Ильмень-озера, по Ловати и Западной Двине, не страшась затяжных волоков, добирались до Днепра, а по нему — к Черному морю. Этот путь получил название "из варяг в греки". Первые упоминания о присутствии варягов на Руси встречаются в "Повести временных лет". Согласно летописи уже в начале IX века на речных путях Руси стали появляться эти заморские пришельцы. Изначально для русичей были они купцами и воинами, идущими через Русь в Византию послужить императору и по дороге выгодно поторговать. Именно на такой род занятий и указывает значение русского слова "варяг" — разносчик, мелочной торговец, "варяжить" — заниматься торговлей.
Кроме того, варяги, за которыми закрепилась слава бесстрашных воинов, приглашались в наемные дружины для охраны торговых путей, конвоирования купеческих караванов, защиты территорий удельных князей и участия в междоусобных войнах с другими народами. Именно варяги составляли ядро дружин. Скандинавы, с малолетства обученные военному искусству и почитавшие отца, мать и всех предков, превыше всего ставили "кровное" родство братства, то есть сотоварищей по дружине, мстя за смерть "брата" до последней капли крови. А потому представляли собой идеальное войско, четко соблюдающее субординацию и дисциплину. Во главе заморских пришельцев стояли конунги.
Очень скоро поняв свое превосходство перед миролюбивыми соседями, воинственные скандинавы в 859 году обложили данью чудь, мери, веси, ильменских славян и кривичей. Устав от бесконечных поборов иноземцев, русичи, объединившись, выдворили ненасытных варягов. Но мирного сосуществования все равно не получалось. Измученные бесконечными междоусобицами, они вновь обратились к варягам: "Приходите княжить и владеть нами". Именно это обстоятельство и послужило началом перехода викингов из амбициозных соседей в правители. По одной из существующих версий, на призыв откликнулись три варяжских вождя — Рюрик, Трувор и Синеус — и стали княжить соответственно в Новгороде, Изборске и Белоозере. По другой — только Рюрик, но своим домом ("сине-хус") и верной дружиной ("тру-воринг"). Пришедшие варяги составляли существенную прослойку населения, наибольшее же их количество скапливалось в крупных торговых городах, смешиваясь с местными жителями и принимая их веру.
Существует предположение, что, явившись на Русь, Рюрик пришел в город на реке Волхов. Здесь он жил сам, а после него — княжеские посадники. При его правлении Новгород достиг своего расцвета. Видимо, поэтому "Рюриков" Новгород и затмил собой уже существовавший здесь ранее город.
Рюрик, сосредоточив всю власть в своих руках, не устраивал жителей подвластных ему территорий политикой своего правления и бесчинствами его дружины. Возникали частые смуты. О подавлении одной из них — новгородской, возглавленной неким Вадимом, который и был убит вместе со своими единомышленниками и советниками, сохранилось упоминание в летописи. Многие недовольные бежали из Новгорода и других городов в Киев.
Два дружинника Рюрика, Аскольд и Дир, испросили у него разрешения уйти в Царьград вместе со своими родами. На самом же деле их целью был Киев. Владеть ключами Киева — города, основанного племенным князем-вождем полян Кием, значило иметь власть над всем торговым людом. Довольно легко объединив местных и пришедших вместе с ними варягов и всех бежавших от власти Рюрика, Аскольд и Дир подчинили себе полян. Но, придя в Киев не по приглашению племени, а в качестве завоевателей, к тому же не имея достаточных материальных средств, организовать прочный порядок в городе они не смогли.
В 869 году, передав всю власть своему родственнику Олегу и оставив на его попечении малолетнего сына Игоря, Рюрик умер. После трех лет княжения в Новгороде Олег, собрав войско из варягов и всех подвластных ему племен — чудей, ильменских славян, мери, веси и кривичей, двинулся походом на юг, чтобы подчинить себе другие племена и расширить территориальные границы своего княжества. Дойдя до Киева, он хитростью выманил Аскольда и Дира, убил их и утвердился в городе, сделав его столицей. Правил киевский князь, опираясь на дружину, которая делилась на бояр — советников и гридей — воинов.
Так как именно на Киеве замыкалась греко-варяжская торговая цепь, то все ведущие торговлю города находились в полной зависимости от Киевского князя, который мог, закрыв спуск по Днепру, полностью перекрыть все связи с Византией. Это обстоятельство позволило Киеву добиться существенного преобладания над другими русскими городами.
Объединение Киева и Новгорода (условная дата — 882 год) считается временем возникновения Древнерусского государства. Правление Олега продолжалось с 882 до 912 года и было отмечено подчинением большинства восточнославянских племен и значительным укреплением границ Руси.
Иноземные завоевания
В конце IX столетия норвежские викинги в поисках плодородных земель высадились у берегов Исландии и постепенно начали заселять понравившийся им остров. Первый поселенец, некий Инголфар Арнарсон, так удачно выбрал место для своей фермы недалеко от удобной бухты, что впоследствии именно там начала расти исландская столица Рейкьявик.
От Норвегии до острова при благоприятном ветре добирались примерно за неделю, и это было очень удобно, так что викинги довольно скоро обосновались на острове, и к 930 году сюда перебралось, прихватив с собой домашнюю утварь, скот и семена, около 30 000 норвежцев, в том числе и тех, кто не пожелал подчиниться власти жестокого Харольда Прекрасноволосого, основавшего в Норвегии свое королевство.
Несколько веков независимой Исландией управляли уважаемые и влиятельные предводители — годары, каждое лето собиравшиеся на заседания альтинга — одного из первых прообразов парламента.
Среди предводителей викингов, обживавших Исландию, был Эйрик Рауди (Рыжий). После совершенного убийства он был приговорен к трехлетнему изгнанию с острова. Вспомнив рассказ морского бродяги Гуньбера, видевшего издали заснеженную сушу на краю Западного моря, Эйрик решил собрать команду и идти на запад — так он и вердикту суда подчинялся, и надеялся не упустить шанс первым ступить на ничью землю. А достигнув ее, велел заложить поселение Братталид у края ледниковой шапки. Окрестил эту суровую пустыню предприимчивый Эйрик Зеленой страной — Гренландией. По его мнению, это многообещающее название должно было манить сюда простодушных исландцев, норвежцев и датчан — искателей счастливой доли. И его расчет оказался верен.
Четыре с лишним века в трудах и борьбе с суровой природой жили викинги на юге острова. Население полусотни поселков занималось скотоводством, земледелием, рыболовством, промыслом морского зверя и китов. Вместительные высокобортные кнорры и когги без устали курсировали между Гренландией и европейскими портами. Что-то гренландские поселенцы отправляли на продажу, а что-то из своих товаров меняли на самое необходимое в хозяйстве, в первую очередь на лес, который ценился на острове на вес золота.
…А тем временем до Североамериканского материка оставался всего один шаг, вернее, морской переход в том же западном направлении. И шаг этот был сделан. Кто из викингов первым сошел на американский берег, неизвестно. Но имя сына Эйрика Рыжего — Лейфа, прозванного Счастливым, сделавшего это примерно в 1000 году, известно едва ли не всем. Лейф Эйрикссон со своим отрядом высадился на полуострове Лабрадор, затем, спустившись на юг, открыл остров Ньюфаундленд. Как утверждают саги, несколько позже отряд добрался до края, где росли дикий виноград и маис, а в реках во множестве водился лосось. Этот край викинги назвали Винланд — Страна винограда.
По тому, что северная граница распространения дикорастущих лоз и южная граница обитания лосося проходят по широте 41 — 42 градуса, много позже был сделан вывод: Лейф Счастливый достиг места, где сегодня находится Бостон. Именно там нынешние американцы и соорудили ему памятник как истинному первооткрывателю Нового Света.
Спустя год брат Лейфа — Торвальд возглавил очередную исследовательскую экспедицию, но, попав в стычку с индейским племенем скрелингов, был убит. Эта потеря не остановила его товарищей, и они все-таки попытались основать на этих землях свою колонию. Но не желавшие мириться с таким соседством, скрелинги не давали им покоя ни днем, ни ночью, и через 3 года поселенцы вынуждены были покинуть негостеприимную Америку.
Не ясны до конца причины, заставившие викингов покинуть Гренландию. Одни исследователи объясняют это резким похолоданием, произошедшим там в XIII веке, другие — агрессивностью эскимосов, третьи — эпидемией чумы... Как бы то ни было, окончание эпохи викингов отмечено практически бесследным исчезновением их из Нового Света.
Автор: М.Опарин
norse.ru
Викинги. История. Культура. - MoiKompas.ru
Эти дерзкие и бесстрашные люди на востоке достигали границ Персии, а на западе – Америки. Началом Эпохи Викингов принято считать 793 год. В этом году произошло знаменитое нападение викингов на монастырь, расположенный на острове Линдисфарне (северо-восток Великобритании).
В один из июньских дней 793 г. монахи монастыря святого Кутберта на острове Линдисфарн, близ побережья Нортумбрии, увидели в море паруса. Появление корабля в этом уголке Северо-Восточной Англии было редким событием. Много лет служители монастыря жили уединенно, проводя время в молитвах и хозяйственных занятиях. Их мирная жизнь была мало связана с событиями внешнего мира и не нарушалась ими. Поэтому при виде парусов приближавшихся к острову кораблей монахи не испытали большого волнения. Каковы же были их изумление и ужас, когда на берег сошли воины в кольчугах с боевыми топорами в руках. Монастырь был разрушен и сожжен, все имущество разграблено пришельцами.
Именно тогда Англия, а вскоре и вся Европа узнали о страшных «северных людях» и их страшных кораблях. В следующем году участь Линдисфарна разделили монастыри в Ярроу и Вермуте. Затем подобным же набегам подверглись другие районы Англии, берега Шотландии, Ирландии, Уэльса. В последующие годы нападениям подверглись Лондон и Париж, а норманнская экспансия приобрела ещё более массовый характер.
Причины экспансии были многообразны, начиная от грабительских нападений, пиратства, военных походов, до поиска новых земель, переселения, торговых поездок. Разложение общинно-родового строя у шведов, датчан и норвежцев сопровождалось усилением воинственной знати, которая искала добычи и славы. Многие викинги покидали свою родину из-за перенаселения приморских районов Скандинавии и нехватки плодородных земель.
Куда бы ни отправлялись викинги – на Британские острова, во Францию, Испанию, Италию или Северную Африку, – они безжалостно грабили и захватывали чужие земли. В некоторых случаях они поселялись в завоеванных странах и становились их правителями. Викинги покорили Англию, поселялись в Шотландии и Ирландии. Совместными усилиями они завоевали северную часть Франции, которую позже стали называть Нормандией. В Европе собирали специальные "датские деньги", чтобы откупиться от нашествий викингов.
Норвежские викинги и их потомки создали колонии на островах Северной Атлантики – Исландии и Гренландии, открыли Америку за 500 лет до Христофора Колумба. Викинги широко распространились на Руси и, спустившись по рекам к Черному и Каспийскому морям, угрожали Константинополю и некоторым районам Персии.
Постоянно враждовавшие между собой феодалы Западной Европы не могли объединиться для того, чтобы дать отпор дерзким грабителям. Духовенство молилось: «Боже, избави нас от неистовства норманнов!». Однако завоевания викингов не прекращались.
Эпоха викингов, начавшись в 793 году, продлилась до 1066 года, когда огромный флот под командованием Вильгельма Завоевателя, выходца из Нормандии, напал на Англию. Одержав победу в битве при Гастингсе, началось владычество норманнов над Англией. Этим заканчивается эпоха викингов.По материалам сайта soldatiki.ru