Былины летописи древней руси. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. Рыбаков Б.А. — М.:, 2016. — 495 с.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя мудрость Руси. Сказки. Летописи. Былины (В. В. Жикаренцев, 2009). Былины летописи древней руси


Сказания, былины, эпос, летописи древней Руси

Книга представляет собой фундаментальный труд выдающегося отечественного историка и археолога академика Б.А. Рыбакова. Автор обращается к теме русского эпоса: сопряжению письменной традиции — по материалам летописей — и устной былинной традиции. На основе привлечения огромного источниковедческого и фольклорного материала автор проявляет множество сюжетных и смысловых параллелей между этими традициями. Б.А. Рыбаков относит начало русского летописания к IX в., тем самым пересматривая традиционно принятую датировку. Автору удается показать возможности дешифровки эпических произведений русского фольклора и использования их в рамках исторических исследований. Адресуется студентам, преподавателям и научным работникам гуманитарных специальностей. Полнота, ясность и последовательность изложения материала делают книгу доступной и полезной для широкого круга читателей.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Сказания. Былины Глава 1. Истоки русского эпоса 1. Следы древнейшего русского исторического эпоса 2. Сказания о Кие, о Киеве и о полянах Глава 2. Начало былинной поэзии 1. Былины как источник представлений о взглядах народа на родную историю 2. Фрагменты былинного эпоса IX-X вв 3. Микула Селянинович Глава 3. Владимиров цикл былин конца X в 1. Историческая обстановка в конце X в 2. Добрыня Никитич 3. Илья Муромец Глава 4. Былины середины XI в 1. Вещий Боян и былина о Соловье Будимировиче 2. Киевское восстание 1068 г. и его отражение в былинах 3. Новгородская былина «Глеб Володьевич» Глава 5. Былины эпохи Владимира Мономаха (второй Владимиров цикл) 1. Датирующие признаки былин рубежа XI и XII вв Тугарин Змеевич Апракса-королевична 2. Алеша Попович. Идолище Алеша Попович Идолище Поганое у князя ВладимираИдолище Поганое в Иерусалиме и Царьграде 3. Данило Игнатьевич Глава 6. Былины-новеллы эпохи Владимира Мономаха 1. Ставр Годинович. Иван Гостиный сын. Святогор 2. Чурило Пленкович Глава 7. Угасание былинного жанра в ХП-ХШ вв 1. Саур Леванидович. Сухан Одихмантьевич 2. Новгородские былины. Былины о князе Романе. Гибель богатырей

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Летописи Глава 8. Начало русского летописания 1. История изучения летописей 2. Начало киевского летописания 3. Киевский летописный свод конца X в Глава 9. Киевское и новгородское летописание XI в 1. Новгородская боярская летопись XI в 2. Киевская летопись середины XI в Глава 10. Нестор и его «Повесть временных лет» 1. Три редакции «Повести временных лет» 2. Анализ вводной части «Повести временных лет» Повесть временьных лет (Нестора) Черноризьца Феодосиева манастыря Печерьскаго Глава 11. Полемическое летописание эпохи Святополка и Мономаха (1093—1125 гг.) 1. Боярские публицисты конца XI в 2. Нестор и князь Святополк 3. «Поучение» и «Летопись путей» Мономаха 4. Владимир Мономах и княжеский съезд 1100 г 5. Нестор и Мономах 6. Мстислав Владимирович и норманнская тенденция в летописании Глава 12. Княжеские летописцы Южной Руси в середине XII в 1. Киевские и Черниговские летописи в своде 1199 г 2. Летопись Изяслава Мстиславича 3. Княжеский архив и летопись Грамоты из архива князя Изяслава Мстиславича 4. Петр Бориславич, боярин-летописец Заключение

www.etnokniga.ru

Чем различается история древней Руси в былинах и летописях?

Собор Святого Владимира в Херсонесе

Такие различия связаны с именем князя Владимира, Великого князя Киевского (980–1015), в описании отдельных событий. Одно из них – крещение Руси, с которым пришла письменность и книжное просвещение на славянском языке. Однако при более детальном рассмотрении всех исторических сведений, касающихся Великого князя Владимира Святославича, можно отметить много вымыслов и откровенную ложь в трактовке его жизни.

Предания рисуют его человеком жестоким, кровожадным, безнравственным, утопающим в чувственных наслаждениях и необузданных страстях, перечисляя, сколько у него было жен и наложниц. По одним версиям у Владимира было пять законных жен, среди которых первой супругой была Рогнеда, взятая им в жены насильно. Затем говорится о 300 наложницах в Вышгороде, 300 – в Белгороде, 200 – в селе Берестове, включая в число наложниц вдову убитого им брата Ярополка, Юлию. По другим версиям жен было больше с учетом Юлии, которую он взял себе беременной и которая родила ему Святополка.

Говорят, что Владимиру часто приводили для растления замужних женщин и девочек потому, что языческая вера разрешает многоженство. Историками признается возможность сознательного очернения (оболгания) летописцами князя Владимира для того, чтобы показать чудотворное воздействие на него христианской веры. Эти два фактора и рассмотрим более подробно с точки зрения логики, а не со стороны религиозного (часто фанатичного) иллюзорного представления об окружающем мире. Есть версия о том, что представители разных народов пытались склонить князя Владимира в свою веру, и якобы существует летопись, повествующая, как он послал десять доверенных людей в разные страны. А потом из рассказов своих посланцев о разных религиях он выбрал греческую религию.

Здесь явный перебор об откровениях, благодаря которым Великий князь решился стать христианином. Во-первых, зачем князю Владимиру надо было постигать христианскую религию, с которой он был знаком с детства благодаря своей бабке княгине Ольге, исповедовавшей именно греческую религию. Говорят, что в 988 году князь Владимир захватил греческий город Херсонес и отправил послов к греческим императорам Василию и Константину с предложением выдать за него их сестру царевну Анну. А может быть, братья-императоры сами предложили свою сестру в жены Владимиру ввиду явного преимущества русского князя, с условием крещения его в христианской православной религии. Отдав Херсонес в приданое царевны Анны.

Из истории мы знаем, с каким трудом и насилием крестили Русь, когда только к сентябрю 990 года можно было говорить о закончившемся крещении новгородцев. А для крещения всех восточнославянских племен понадобились долгие десятилетия, и на этом основании до сих пор идут споры среди историков о сроках крещения. Но это совершенно не важно и не имеет никакого значения, когда поймали и крестили последнего язычника. Князь-воин, как и его отец, много времени проводил в походах, которые требовали по тогдашним обычаям присутствия самого князя. В 981 году Владимир воевал с польским князем Мешко за приграничные земли Червенской Руси. В 982 году Владимир присоединил к Древнерусскому государству территорию «вятичей», обложив их данью. В 983 году он покорил балтийское племя ятвигов и открыл путь к Балтике. В 984-м Владимир покорил радимичей. В 985–987 годах Киевский князь воевал против болгар, а затем, обложив данью Хазарию, двинулся в сторону Тамани, после чего византийские императоры прислали свою сестру Анну замуж за Владимира.

И здесь надо подумать, как мог князь Владимир, известный, по словам Титмара Мерзебургского, как «великий распутник», имевший восемь сотен наложниц, управляться с ними со всеми? Хотя какую правду могли повествовать летописи? Есть описание «очевидцев» развратного ложа русского царя: «Огромно и инкрустировано драгоценными самоцветами. И с ним сидят на этом ложе 40 девушек для его постели. Иногда он пользуется как наложницей одной из них в присутствии своих сподвижников,… И он не имеет никакого другого дела, как сочетаться (с девушками), пить и предаваться развлечениям». И далее: «Вплоть до XVIII века существовали гаремы, чадра, пока Петр I не положил конец этим обычаям». А была ли чадра у русской женщины?..

Хронологи, обличающие Киевского князя в распутстве, подробно описывающие, как Владимир насильно взял в жёны полоцкую княжну Рогнеду, ни слова не говорят о том, что польский король, напавший на Киев после смерти Владимира, взял в наложницы его дочерей. И никто почему-то не замечает о стратегической важности Полоцка как для Киева, так и для Новгорода, а Рогнеда была женой князя. Не видят того факта, что Полоцкое княжество, как и Псков, было всегда самостоятельным и только много позже (1397) было включено в Великое княжество Литовское. В Интернете есть информация, что в 2008 году специалисты РУП «Белаэрокосмогеодезия», а затем и российского ЦНИИ геодезии, аэросъёмки и картографии установили, что географический центр Европы находится в Полоцке. Полоцк оказался «сердцем» Европы. Владимир для укрепления Русского государства подчинил своему влиянию ряд славянских племен и распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. В это время по указанию князя Владимира строились оборонительные рубежи с новыми городами и крепостями, а по окраинам Руси была организована пограничная стража. О ней мы знаем из былин и сказок о князьях Черниговских, об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и других чудо-богатырях. В былинах Великий Киевский князь Владимир известен под именем Владимира Красно Солнышко, «ласкового князя Владимира», а по летописным источникам это «блудодей» и извращенец, у которого жен и наложниц едва ли не больше чем, у царя Соломона. Единственное сходство с которым у Киевского князя в том, что у них обоих государства были наиболее развиты в период их правления.

Автор: Сергей Пузырев Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-67430/© Shkolazhizni.ru

7lostworlds.ru

Древняя мудрость Руси. Сказки. Летописи. Былины (В. В. Жикаренцев, 2009)

Введение – главная идея сказки

Сначала цель у меня была научить вас, мой читатель, понимать и свободно читать образы, которые несут в себе сказки и былины в общем. Сказка – каз – казать (образы). Любая сказка направлена на то, чтобы передать человеку знания, которые заключены внутри неё в образах. Но будущая книга называется «Дорога Домой», а имя определяет судьбу вещей, поэтому я вынужден был ограничиться сказками и былинами, в которых рассказывается, кaк вернуться домой.

С чего мы начнём рассматривать сказки? С того, что определим действующие лица и пространства, где они действуют. В сказках рассказывается о пространствах ума, поэтому важно научиться видеть и проживать эти внутренние пространства.

Главных героев в сказке несколько. Первый и главный – это Иван-царевич или Иван-дурак, что одно и то же, потому что царевичем может быть только тот, у кого пустой, не связанный шаблонами ум. Умный же человек может быть только либо глупым правителем, либо тираном, тираном, потому что умные больше всего на свете ценят силу (страх большой в них живёт). Иван-царевич/дурак может также представляться в сказках как: купец, солдат, младший брат и т. п.

Вторая по значимости идёт Василиса Премудрая/Прекрасная, но она появляется только в конце сказки. Она олицетворяет Мудрость и Любовь, которые герой получает в награду за свои подвиги. Собственно, герой сказки и пускается в путь, чтобы обрести Мудрость и Любовь. Сказка показывает путь, по которому нужно идти к Мудрости и Любви – главной цели духовного развития наших предков.

Я особо хочу обратить ваше внимание, уважаемый читатель, что Мудрость и Любовь – это не какие-то абстрактные понятия в уме, а это вполне конкретные вещи, которые реально можно получить, если задаться цели и приложить соответствующие усилия. Нужно только знать строение и законы, по которым ум работает, также важно знать какие усилия и куда приложить, чтобы получить мудрость, – об этом-то и рассказывали сказки. Сказок, где герой получает в награду Василису Премудрую, до нас дошло великое множество, их рассказывали по всей Руси, следовательно, практика получения Мудрости и Любви в Древней Руси была широко распространена. Образ жизни наших предков был таков, что каждый должен был обрести Мудрость и Любовь, – мне так видится, раз сказки были так широко распространены.

Следующий главный герой – Кощей, Змей, Чудо-юдо мохнатое, чудище лесное, морское, подводное – всё это синонимы ума и жизни на земле. Ум человека – это и есть жизнь на земле, это он держит нас всех в плену. Мы живём вдоль содержимого ума, вдоль образов мира и шаблонов/образцов поведения, которые в нём содержатся, так? И никуда от этих образов и образцов поведения нам не деться, так? Это и называется «быть в плену у Кощея Бессмертного – у ума». Цель духовного развития человека – выйти из плена бессмертного ума и обрести Мудрость.

Но здесь я вас прошу быть очень точными в образах. В сказках рассказывается, как герой пошёл и освободил Василису Премудрую, что автоматически подразумевает, что она где-то была, просто нужно было её освободить. Ум думает, что мудрость, дескать, где-то внутри есть, её нужно только найти и освободить. В вас нет ещё пока ни Мудрости, ни Любви в прямом смысле, вот когда вы пускаетесь в путь, чтобы добыть, например, перо жар-птицы, вот тогда вы их обретаете, обретаете Василису Премудрую.

А как в сказках герой заполучает Василису Премудрую? Когда он побеждает змея или Кощея Бессмертного. Если змей олицетворяет ум и жизнь в уме, значит, победа над змеем олицетворяет победу над умом, то есть овладение умом. Победа над умом – это победа над жизнью, то есть над мёртвыми шаблонами, которые содержатся в уме и творят окружающий иллюзорный мир.

Любая сказка, где речь идёт о том, как Иван идёт за, например, золотыми яблоками, на самом деле рассказывает о том, как овладеть умом и получить разум, разум, потому что Мудрость живёт только в разуме и нигде больше. А разум, мы знаем, состоит из мужского и женского начал, вот почему мужчина в сказках всегда ищёт женщину, и наоборот. Когда мужское и женское начала обретают друг друга внутри и снаружи, шаблоны исчезают и начинается настоящая жизнь: жизнь по уму умирает, начинается жизнь по разуму. Если вы влюблялись (я не имею в виду страсть, которая затмевает и разум, и ум), то знаете, о чём идёт речь.

А где пролегает путь героя, куда он держит свой путь? Он идёт, долго ли, коротко ли, а приходит сначала в Медное царство, потом в Серебряное, а потом достигает Золотого царства, где и ждёт его Василиса Премудрая и стерегущий её змей, Кощей или иное чудище. Его-то (а на самом деле жизнь в уме) и должен победить Иван, чтобы получить Василису. Всюду, где пролегает путь героя, – всё это пространства сознания, которые существуют в уме человека, и все их нужно изучить и пройти – таково условие обретения мудрости и любви.

Мы познакомились с главными героями сказки, теперь мы поговорим о представленных в сказках пространствах сознания: о Золотом, Серебряном и Медном царствах.

kartaslov.ru

Русская обрядовая поэзия: Свадьба ::: РЕСУРС "СЛАВЯНСКИЙ ВОПРОС"

В.Г. Мирзоев “Былины и летописи. Памятники русской исторической мысли” Москва, "Мысль", 1979.

К оглавлению :: На следующую страницу

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших сторон развития советской исторической науки за последнее время стало усиленное изучение вопросов теории. Колоссальное накопление фактов, научно-техническая революция, совершенствование методов исследования, появление новых тенденций в развитии современного мира — все это оказывает решающее влияние на переоценку многих положений, считавшихся незыблемыми, и приводит к новым открытиям. В прошлом в советской исторической науке недостаточно исследовались вопросы теории, что заставляет в настоящее время особенно настойчиво восполнять эти пробелы. В частности, существенное значение имеет изучение проблем становления исторического знания. Оно должно показать место исторического знания в жизни общества, расширение идей, накопление фактов и связей между ними, пути познания прошлого, закономерность, повторяемость и многовариантность исторического развития. Неизученными остаются до сих пор принципы логики и специфика исторического исследования — исторические абстракции, конкретно-исторические понятия, исторический образ — категории, выработанные длительным процессом развития исторического исследования. Немало невыясненных вопросов и в наших представлениях о соотношении истории с другими отраслями знания. Очевидно, все эти задачи не могут быть решены изучением лишь современной истории или ближайших к ней периодов. Здесь, как и в других подобных случаях, требуется исследование исходной точки исторической и даже предысто-рической мысли.

Известно, что первый период исторического знания в нашей стране падает на время Древней Руси, когда были созданы начальные формы отражения исторической действительности. Мифология и эпос — первые попытки реконструировать прошлое, а летописи — ранний период исторического знания. Гносеологически мифы, эпос и летописи представляют продолжение одного другим, хотя это развитие не является прямолинейным: летописи по сравнению с былинами имеют не только гораздо более сложный состав, но и представляют собой огромный скачок в историческом знании — от дописьменной к письменной эпохе, целую революцию в духовном развитии человечества. Кроме того, проблема взаимоотношения эпического и летописного начал усложняется еще тем, что первое и второе существовали очень долгое время параллельно.

Предлагаемая работа ставит своей целью методологическое изучение былин и летописей, исследование развития идей исторического познания, исторической мысли, способов реконструкции прошлого, т. е. того первоначального фундамента, который был заложен для будущего здания исторической теории. Нет необходимости останавливаться на том, что первые обобщения, достигнутые историческим эпосом, а потом летописями, возникли в соответствующей своему времени форме, когда общество переживало свое детство, мешая истину с вымыслом, знание с магией, глубокие идеи с примитивными представлениями.

Былины и летописи в течение длительного времени исследовались в русской дореволюционной и советской историографии в источниковедческом и литературоведческом отношениях и накопили весьма обширную литературу [1]. Но дореволюционная русская историография не изучала историческое мышление Древней Руси. Только А. А. Шахматов и его школа выдвинули положение об идеологической направленности летописцев, которыми «управляли политические страсти». Однако, не будучи марксистом, А. А. Шахматов, провозгласив эту революционную для буржуазного источниковедения начала XX в. мысль, не мог включить социальный и идеологический разбор летописей в свою блестящую аналитическую работу. Принцип, открытый А. А. Шахматовым, был потом развит советской исторической наукой на качественно новой основе марксистско-ленинской методологии. Вопросы исторического познания в былинах и летописях впервые стали изучаться советскими историками.

Проблема историзма русского героического эпоса была поставлена в коллективном труде «Русское народное поэтическое творчество» (т. I, M., 1953) в статьях Д. С. Лихачева, В. П. Адриановой-Перетц и других ученых, обративших внимание на отражение народным сознанием исторической действительности, на идейное содержание былин. Решительный отказ от принципов исторической школы дан В. Я. Проппом в труде «Русский героический эпос» (изд. 1. М.—., 1955; изд. 2. М., 1958), где автор глубоко обосновал положение о том, что русский народ не столько воспроизводил в своем эпосе историческую действительность, сколько выражал свои стремления и идеалы, а сами былины возникли задолго до начала Киевского государства. Соотношение мифа b героического эпоса было рассмотрено в работах Е. М. Meлетинского «Происхождение героического эпоса» (М., 1963) и В. М. Жирмунского «Эпическое творчество славянских народов и вопросы сравнительного изучения эпоса» (М., 1953).

Б. А. Рыбаков, взяв за основу тезис Б. Д. Грекова «Бы-.лина — это история, рассказанная самим народом», в своей известной книге «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» (М., 1963) рассматривает эпические сказания как первую форму исторического повествования. Цель эпоса — воспитание молодежи, ее подготовка к реальным испытаниям. Автор подчеркивает прогрессивную направленность былин, воспевание принципиально нового. Однако Б. А. Рыбаков видит в процессе развития героического эпоса раздвоение: одно направление воспевает князей, другое — остается народным. По мнению автора, былины не восстанавливают фактической канвы, но в своей совокупности дают достоверную историю. «Будучи исторически осмыслен,— пишет Б. А. Рыбаков,— русский былинный эпос может стать неоценимым историческим источником, но, разумеется, не для восстановления канвы событий, а для изучения народных оценок тех или иных периодов, отдельных событий и лиц» [2].

Наиболее ранней попыткой осмыслить летописный период исторического знания была принципиально важная публикация Б. Д. Грекова «Первый труд по истории России» («Исторический журнал», 1943, № 11—12). Затем выступил Н. Л. Рубинштейн со статьей «Летописный период русской историографии» («Ученые записки МГУ», вып. 93. История, кн. 1. М., 1946). В следующем году вышла брошюра И. П. Еремина «Повесть временных лет» (М., 1947), посвященная главным образом стилю летописи. Оба последних автора согласны между собой в том, что уровень общественного сознания в то время был чрезвычайно низок и что историческое мышление было архаичным и упрощенным. Однако эти выводы находятся в противоречии с конкретным материалом обширной исторической литературы Древней Руси.

Крупным шагом вперед в понимании идейной основы летописей были труды Д. С. Лихачева «Русские летописи и их культурно-историческое значение» (М.—Л., 1947) и «Повесть временных лет» (ч. 2. Приложения. Под ред. чл.-корр. АН СССР В. П. Адриановой-Перетц. М.—., 1950). Д. С. Лихачев установил, что ряд сюжетов в летописях был заимствован из народного эпоса, и проследил формирование идейной основы летописания. В статье Д. С. Лихачева «О летописном периоде русской историографии» («Вопросы истории», 1948, № 9) автор указывает на большой удельный вес исторического знания в Древней Руси и на интерес русских летописцев к исторической причинности. В другой статье — «Некоторые вопросы идеологии феодалов в литературе XI—XIII вв.» («Труды отдела древнерусской литературы». М.— Л., 1954, № 10)—. С. Лихачев отметил идеи, выдвигаемые летописцами для обоснования власти феодалов.

Принципиальная оценка начального периода русской историографии была сформулирована М. Н. Тихомировым й «Очерках истории исторической науки в СССР» (т. I. M., 1955). Рассматривая летописи как произведения, отражающие интересы господствующего класса, М. Н. Тихомиров указал на широкий исторический фон «Повести временных лет», проникнутой идеей общности всех русских земель, единства русского народа, на ее горячий патриотизм, заставляющий порицать враждующих между собой князей. Вместе с тем в «Повести» ясно видно отрицательное отношение составителей к народным восстаниям, заметно сказывается церковный элемент, над историческим мышлением авторов довлеет идея божественного промысла. М. Н. Тихомиров видит в «Повести» начальные элементы исторического исследования: сличение и сопоставление разнородных исторических известий, критическое (в известной мере) отношение к своим источникам, их отбор и переработку, что составляет выдающуюся особенность этого произведения.

Тонкие наблюдения свойственны историографической характеристике «Повести временных лет», данной Л. В. Черепниным («Русская историография до XIX века». Курс лекций. М., 1957). Отношение составителей летописи к настоящему служит исходной предпосылкой для описания и объяснения прошлого. Авторы «Повести» предвосхищают призыв к объединению Руси, который позже прозвучал в «Слове о полку Игореве», а сама идея единства отразила процесс формирования древнерусской народности. Глубоким является замечание о том, что идея добра и зла в трактовке летописца приобретает чисто классовое содержание. Л. В. Черепнин видел в «Повести» мотивировки психологического характера, а также некоторые элементы исследовательского направления. В работе «Повесть временных лет, ее редакции и предшествующие ей летописные своды» (вышедшей на девять лет раньше «Русской историографии») Л. В. Череп-нин выдвинул идею непосредственного соотношения политических событий и историографии, в которой связал три редакции «Повести временных лет» с ближайшими им событиями междукняжеских отношений. Так, редакция Нестора возникла в связи с перенесением мощей Бориса и Глеба в каменную церковь; перегруппировка в лагере Всеволодовичей и Святославичей вызвала пересмотр труда Нестора, а третья редакция была обусловлена усобицей между Мономахом и Ярославом.

Б. А. Рыбаков в своем анализе русского летописания («Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи») обратил внимание на субъективизм летописцев — авторов «Повести временных лет». Наряду с бережным отношением к источнику летописец, который был одновременно автором, составителем, компилятором и редактором, испытывал сильное влияние церковных и княжеских кругов. Именно их причастность объясняет противоречия летописного текста и некоторые нарочитые умолчания «Повести», в которой видны попытки оправдать существующий строй и его представителей. Если былины дают народную, то летопись — придворную оценку событий. Б. А. Рыбаков видит в «Повести временных лет» стремление сгладить жизненные противоречия путем широкой социальной демагогии в церковном духе. В отдельных случаях «Повесть» доходит до злободневности изображения событий, в частности в рассказах о соперничестве старшей и младшей дружины, в полемике против Святополка и в идеализированном изображении Мономаха. Целый ряд важных наблюдений и выводов историографического плана был сделан Б. А. Рыбаковым в вышедших позднее работах: ««Слово о полку Игореве» и его современники» (М., 1971), «Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве»» (М., 1972) и др.

Книга И. У. Будовница выдвигает основные проблемы, в которых, по мнению автора, нашла свое выражение общественно-политическая мысль Древней Руси, развивавшаяся в условиях острой классовой борьбы. Первая из них — идея единства Руси как главное условие ее существования, вторая — централизация управления страной как средство развития государства. Важное значение в духовной жизни Киевской Руси И. У. Будовниц придает «теории общественного примирения» [3].

Советские историки значительно продвинули изучение древнерусского летописания. Накопление новых сведений, наблюдений и идей было результатом энтузиазма и мастерства специалистов, а также стимулировалось научным и политическим интересом, который проявлялся широкой общественностью к древней истории России у нас и за рубежом.

Эти обстоятельства привели к постановке проблемы изменения методов исследования летописных источниковвоооще. Она-то и стала в центре полемики 70-х годов по вопросам изучения Начальной летописи («Повести временных лет»). Основой спора явилась оценка научного наследия А. А. Шахматова и его школы, открывших целую эпоху в методике изучения летописания. С критикой А. А. Шахматова, не всегда обоснованной конкретным материалом, в ряде своих работ выступил А. Г. Кузьмин [4]. Ему отвечали Л. В. Черепнин [5], Д. С. Лихачев, В. Л. Янин, Я. С. Лурье [6], А. А. Зимин [7]. В ходе дискуссии было подчеркнуто выдающееся значение А. А. Шахматова и его школы в русском и мировом источниковедении и поставлена задача дальнейшего использования и развития сформулированных ими идей с подчинением этой методики целям марксистско-ленинской исторической науки. Хотя споры велись по проблемам методики исторического исследования, в них неизбежно были подняты важнейшие вопросы методологии исторической науки.

Дискуссия подтвердила необходимость пересмотра принятой схемы и вообще методики летописания. Однако было подчеркнуто, что, категорически отрицая абсолютизацию методов исследования, марксистско-ленинская наука исходит из незыблемого положения об учете и использовании того рационального, что было добыто буржуазной наукой. Задача состоит в том, чтобы отбросить устарелые методы, сохраняя и творчески применяя на основе марксистско-ленинского учения прогрессивные приемы исторического исследования. Большое место было уделено специфике исторического исследования. Сюда относятся проблемы объективности и субъективности исторического исследования, борьба против априорности. Ценность новых наблюдений над одними и теми же фактами (явление, характерное для изучения летописи) состоит в том, что они должны указывать на направление постижения реальной исторической деятельности, извлекаемой (при условии правильного применения методов исследования) из исторических источников. Выдвижение рабочих гипотез обосновано необходимостью творческой работы и представляет собой закономерный (хотя и чреватый субъективностью) этап изучения источника. Нельзя отрицать и интуицию исследователя, понимаемую как результат творческого поиска, соединенного с глубоким вживанием в предмет. Был также поднят вопрос о соотношении истории и других наук, об использовании данных филологии, лингвистики и иных отраслей знания. Споры вокруг изучения «Повести временных лет» объективно еще раз подтвердили важность изучения проблем становления исторического знания не только для определенного периода, но и для всей исторической науки. Полемика подняла кардинальные вопросы методики и методологии исторической науки, приобретшие актуальность в современный период ее развития.

В трудах советских историков содержатся важные положения, посвященные историческому мышлению Древней Руси. Настоящая работа предлагает общий анализ исторических идей, содержащихся в былинах и летописях. Их можно свести к вопросам, попытка решения которых и составляет в основном то, что будет дано в книге. К ним относятся предмет и границы исторического знания, его периодизация, объяснение настоящего прошлым, использование воспитательной и этической функций истории, раскрытие происхождения современных (сказителям былин и составителям летописей) общественных институтов, извлечение практической пользы из истории. Мысль древнего историка билась в поисках достоверности в фактах прошлого, отделения их от вымысла, познания конкретной и общей причинности, вырабатывала общие понятия, представление о типичном, суждения ценности, развивала, образно-эмоциональное мышление. Такой подход к делу позволяет заглянуть в корни исторического познания, обнаружить первые зачатки научного метода, лежащие в основе современной истории, и тем самым в посильной степени способствовать углубленному пониманию истоков становления исторической мысли. Путем решения этих задач избран социологический метод, предусматривающий широкие обобщения в исследовании как исторической мысли в целом, так и отдельных ее сторон, связанных между собой.

Исторический эпос рассматривается в работе как историографический источник. Разумеется, при этом учитывается художественная форма былин, поэтический вымысел, определяющий особенности подхода к нему как к историческому материалу для анализа. Наряду с этим былины отличаются большой текучестью как объект изучения. Они содержат фактический материал, причудливо трансформированный веками и синтезированный в очень своеобразной манере. Помимо этого эпос отличается нерасчлененностью описания действительности, собирая вместе и спрессовывая как во времени, так и в пространстве самые различные аспекты бытия.

Восприятие мира былинами резко отличается своим коллективизмом, отражением общественных интересов как единственно мыслимых. Былины провозглашают идею совершенствования человека, преследуют цели его нравственного и эстетического воспитания. Они указывают на место человека в обществе и видят его в служении индивидуума коллективу. Образно-эмоциональное мышление в былинах неразрывно связано с устной передачей, которая естественно подразумевает большую свободу обращения с материалом. Важной чертой былин как источника является в качестве пережитка первобытного времени одухотворение природы и ее олицетворение.В отличие от эпоса основой летописи является политическая история, которая довольно тесно связывает ее с современными событиями, с жизнью и ставит перед ней практические цели. Объект летописи — реальный человек, общество, которое мыслится как целостный организм. В отличие от былин летописи четко различают прошлое, настоящее и будущее, в общем связывая их между собой. Историческое познание в летописи несравнимо развивается вширь и вглубь, поднимает общефилософские проблемы истории на основе христианского вероучения. Летопись обнаруживает связи в различных исторических памятниках, которые она сознательно использует, давая относительно точную информацию о фактах, образуя общие понятия.

Включая в историческое знание различные группы источников, летопись рассматривает бытие как продукт целенаправленной деятельности, вводит в повествование категорию необходимости. Фантазия умеряется в летописи письменной прозой, которая отрицает поэтическое воображение былин. Неизмеримо раздвигаются представления о пространстве и времени, передача опыта становится системой, развивается способность к самооценке.

Современная историческая наука обладает большим количеством летописного материала. Однако автор ограничил разбор историографии летописей характеристикой одного, но великого памятника — «Повести временных лет». Это классическое произведение, шедевр средневековой исторической мысли, вобрав в себя все главные черты русского летописания, дает возможность на его примере разносторонне подойти к анализу начального периода исторической мысли Древней Руси.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА К ВВЕДЕНИЮ

[1] А. М. Астахова. Былины. Итоги и проблемы изучения. М.—Л., 1966; В. И. Буганов. Отечественная историография русского летописания. М., 1975.

[2] Б. А. Рыбаков. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963, стр. 357.

[3] И. У. Будовниц. Общественно-политическая мысль древней Руси (XI— XIV вв.). М., 1960, стр. 103 и др.

[4] А. Г. Кузьмин. К вопросу о происхождении варяжской легенды.— «Новое о прошлом нашей страны». Памяти М. Н. Тихомирова. М., 1967; его же. Хронология Начальной летописи, или «Повести временных лет».— «Вестник Московского университета». История, 1968, № 6; его же. Индикты Начальной летописи (К вопросу об авторе «Повести временных лет»).— «Славяне и Русь». К шестидесятилетию Б. А. Рыбакова. М., 1968; его же. «Слово о полку Игореве» о начале Русской земли.— «Вопросы истории», 1969, № 5; его же. Две концепции начала Руси в «Повести временных лет».— «История СССР», 1969, № 6; ег,о же. Русские летописи как источник по истории Древней Руси. Рязань, 1969; его же. Варяги и Русь на Балтийском море.— «Вопросы истории», 1970, № 10; его же. Древне-Русские исторические традиции и идейные течения XI века.— «Вопросы истории», 1971, № 10; его же. Спорные вопросы методологии изучения Русских летописей.— «Вопросы истории», 1973, № 2; его же. К спорам о методологии изучения начального летописания.— «История СССР», 1973, № 4, и др.

[5] Л. В. Черепнин. Спорные вопросы изучения Начальной летописи в 50— 70 годах.—«История СССР», 1972, № 4; его же. К спорам о методологии изучения начального летописания (Ответ А. Г. Кузьмину ).-«История СССР», 1973, № 4.

[6] Д. С. Лихачев, В. Л. Янин, Я. С. Лурье. Подлинные и мнимые вопросы методологии изучения русских летописей.— «Вопросы истории», 1973, № 8. [7] А. А. Зимин. О методике изучения древнерусского летописания. «Известия АН СССР». Серия литературы и языка. Т. 33, 1974, № 5.

К оглавлению :: На следующую страницу

К началу страницы

lmkn.narod.ru

Древняя мудрость Руси. Сказки. Летописи. Былины - Владимир Жикаренцев

Загрузка. Пожалуйста, подождите...

  • Обложка: Дерзость на шпильках

    Просмотров: 2804

    Дерзость на шпильках

    Риша Вольная

    ОН. Как же порой она меня бесит! Эта её непредсказуемость и постоянная дерзость в мой оплот…

  • Обложка: Потерянная любовь (ЛП)

    Просмотров: 2558

    Потерянная любовь (ЛП)

    Келли Эллиотт

    Возвращение домой, к родителям на ранчо в Техас, было то, к чему я стремился. Стремился и…

  • Обложка: Не потеряй меня (СИ)

    Просмотров: 2284

    Не потеряй меня (СИ)

    Алина Углицкая

     Все, чего она хотела — это жить. Даже после предательства близких и собственной смерти. И ее…

  • Обложка: Попаданка. Дочь чокнутого гения (СИ)

    Просмотров: 2161

    Попаданка. Дочь чокнутого гения (СИ)

    Анастасия Королева

    Когда отец среди ночи просит испытать портал, не стоит соглашаться, даже если уверена, что эта…

  • Обложка: Таинственная помощница для чужака (СИ)

    Просмотров: 2020

    Таинственная помощница для чужака (СИ)

    Виктория Свободина

    В моей скучной и размеренной жизни никогда не было особых потрясений. Но это и хорошо:…

  • Обложка: Лишняя дочь (СИ)

    Просмотров: 1933

    Лишняя дочь (СИ)

    Nata Zzika

    Я всё смогу и всё сумею!Я пережду. Переболею.Переживу и перебьюсь.Перекантуюсь и…

  • Обложка: Рыжая Игрушка.... (СИ)

    Просмотров: 1890

    Рыжая Игрушка.... (СИ)

    Евгения Паризьена

    Я влюблена в него ещё со школы. Один его взгляд и я схожу с ума. Но таких, как я, местная звезда…

  • Обложка: Сердце кугуара (СИ)

    Просмотров: 1876

    Сердце кугуара (СИ)

    Алина Углицкая

    Что может быть проще, чем поехать на солнечный остров Химнесс, затерянный в Атлантическом океане, и…

  • Обложка: Животные инстинкты (СИ)

    Просмотров: 1815

    Животные инстинкты (СИ)

    Дженика Сноу

    Данника слишком молода и невинна, не считая того, что она дочь лучшего друга Дэмиана, поэтому он…

  • Обложка: Теряя контроль (ЛП)

    Просмотров: 1675

    Теряя контроль (ЛП)

    Алекса Райли

    Кингсли и Мина – новобрачные и все в их жизни идеально. Все, кроме одной мелочи. Кингсли так сильно…

  • Обложка: Единственная из чужой Вселенной (СИ)

    Просмотров: 1631

    Единственная из чужой Вселенной (СИ)

    Алия Шакирова

    Верианцы — мужчины, для которых есть лишь одна женщина. С ней, единственной, они могут заниматься…

  • Обложка: Избранница Торкела (ЛП)

    Просмотров: 1622

    Избранница Торкела (ЛП)

    Мишель Ховард

    Что бы ты сделала, если бы на Земле не хватало мужчин? Использовала шанс и оставила тот мир,…

  • Обложка: Лежи смирно, Девочка! (СИ)

    Просмотров: 1591

    Лежи смирно, Девочка! (СИ)

    Майарана Мистеру

     Новогодний подарок читателям.С детства я чувствую себя принцессой, с которой сдувают пылинки.…

  • Обложка: Ведьма, я тебя нашел, или Ты от меня не спрячешься (СИ)

    Просмотров: 1544

    Ведьма, я тебя нашел, или Ты от меня не спрячешься (СИ)

    Маргарита Светлова

    Аннотация к книге "Ведьма, я тебя нашел, или ты от меня не спрячешься"Спасая сестру от навязанного…

  • Обложка: Война академий. Приручить ведьму Хаоса (СИ)

    Просмотров: 1449

    Война академий. Приручить ведьму Хаоса (СИ)

    Анна Терешкова

    Тяжела судьба ведьмы, рожденной в уважаемом и древнем роду с маленьким даром к магии. Еще тяжелее,…

  • Обложка: Будь моей...Или пеняй на себя (ЛП)

    Просмотров: 1409

    Будь моей...Или пеняй на себя (ЛП)

    Алекса Райли

    Дав Розетта сражена наповал горячим парнем, с которым столкнулась в кафе. Его внушительная…

  • Обложка: Темный принц (СИ)

    Просмотров: 1332

    Темный принц (СИ)

    Diabolus_Stace

    Она простолюдинка, он будущий король. Который воспитывался викингами и имеет репутацию…

  • Обложка: Друзья? (СИ)

    Просмотров: 1229

    Друзья? (СИ)

    Александра Павлова

    Сводные брат и сестра. Враги детства и юности, вечные склоки и раздоры. Первая влюбленность и ее…

  • Обложка: Имперская академия некромантии. Целитель (СИ)

    Просмотров: 1133

    Имперская академия некромантии. Целитель (СИ)

    Анна Терешкова

    Вы когда-нибудь видели некроманта и целителя в одном флаконе? Вот и я не видела, но так уж…

  • Обложка: По праву сильнейшего (СИ)

    Просмотров: 1126

    По праву сильнейшего (СИ)

    Ева Горская

    Убив моих настоящих родителей, Он понял, что я для него являюсь истинной парой. Мне тогда было…

  • Обложка: Зови меня Зверь (СИ)

    Просмотров: 1079

    Зови меня Зверь (СИ)

    Любовь Ливадия

    Знакомьтесь – Аврора. Студентка Университета, наследная принцесса королевства Акара, мечник,…

  • Обложка: Знакомство с дочерью моего друга (ЛП)

    Просмотров: 1058

    Знакомство с дочерью моего друга (ЛП)

    Пенни Вилдер

    На публике я такой же бодрящий и гладкий, как замороженное яблоко.Но наедине ... Я сгораю от…

  • Обложка: Связанные

    Просмотров: 980

    Связанные

    Катерина Дэй Катерина

    Кати закрыла глаза и в них защипало.Она все поняла.По щекам текли безмолвные слезы.Ее больше нет. В…

  • Обложка: Грязная сказка

    Просмотров: 957

    Грязная сказка

    Елена Лабрус

  • Обложка: Проклятый, одинокий, дракон (СИ)

    Просмотров: 946

    Проклятый, одинокий, дракон (СИ)

    Елена Лабрус

    – Тея, ты чего там застыла? – нетерпеливо позвала моя непоседливая младшая сестренка. – Иди косу…

  • Обложка: Следователь УГРО для дракона (СИ)

    Просмотров: 939

    Следователь УГРО для дракона (СИ)

    Маргарита Светлова

    Существуют ли другие миры Нет, конечно! А драконы Разумеется, нет! Так бы я ответила недавно, но не…

  • Обложка: Жених для Красной Шапочки, или Чудовище моей мечты (СИ)

    Просмотров: 895

    Жених для Красной Шапочки, или Чудовище моей мечты (СИ)

    Джейн Доу

    Меня зовут Алекса. Я художница в поисках вдохновения. Когда подруга предложила пожить в ее…

  • Обложка: Босс знает лучше (ЛП)

    Просмотров: 867

    Босс знает лучше (ЛП)

    Дора Коуст

    Командировка в компании босса, которого до чертиков боишься, — то еще испытание. А если при этом…

  • itexts.net

    Древняя мудрость Руси. Сказки. Летописи. Былины

    Нашу страну ожидают большие перемены, но нам не пройти в будущее со старыми взглядами. Чтобы достойно встретить новое и не потерять то, что мы накопили за прошедшие века, нужно проникнуть глубже в смысл жизни. Это нам помогут сделать наши предки… Они обладали очень глубоким пониманием смысла жизни на Земле и ее цели. Обращение к корням всегда помогает выжить и пройти самые трудные этапы пути в новое счастливое будущее… Я открою вам, КАКИМ наши предки видели путь на Небо, в Рай и ЧТО они делали, чтобы попасть туда. Эти знания они оставили нам в сказках, былинах, летописных повествованиях о древней истории.

    Предисловие

    Я продолжаю публиковать отрывки из будущей книги «Дорога Домой». Я это делаю только по одной причине: готовящаяся к публикации новая книга слишком переполнена новой информацией, такой, которая выходит за рамки привычного взгляда на мир.

    Любое сообщество людей существует благодаря общности взглядов на явления жизни: на свою историю, на свою культуру, на своё место в мире, на строение мира. Такая общность взглядов называется «картиной мира». Общая картина мира обеспечивает гармоничные отношения людей друг с другом, она сохраняет мир, в котором живёт человек. Но когда общество готово к переменам, а такое имеет место быть в жизни каждого сообщества, нужно менять картину мира.

    Нашу страну ожидают большие перемены, но нам не пройти в будущее с старыми взглядами. Чтобы достойно встретить их и не потерять то, что мы накопили за прошедшие века, нужно проникнуть глубже в смысл жизни. Это нам помогут сделать наши предки. Они обладали очень глубоким пониманием смысла жизни на земле и её цели. Обращение к корням всегда помогает выжить и пройти самые трудные этапы этого пути в новое счастливое будущее. А нам нужно именно туда.

    Данная книга продолжает разговор, начатый в недавно вышедших в свет книгах: «Русь открывает себя» и «Слово о полку Игореве – послание предков». Я открою вам, КАКИМ наши предки видели путь на Небо, в Рай и ЧТО они делали, чтобы попасть туда. Эти знания наши предки оставили нам в сказках, былинах, летописных повествованиях о нашей древней истории.

    litresp.ru

    Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. 1963 г. 

    Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. — М. АН СССР, 1963 г. — 362 с. + 2 вкл. Тираж 5000 экз.

    Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи

    Твердый тканевый с тиснением переплет. Суперобложка. Энциклопедический 84х108 1/16 формат.

    Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. 1963 г.

    В монографии `Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи` Б. А. Рыбаков провел параллели между былинными сюжетами и русскими летописями. Эта книга является своеобразным введением в историю Киевской Руси. 

    Былины и Сказания, сложенные народом, дают оценку истории, событиям изложенным рядом авторов в летописях уже самим творцом, т.е. народом. Автор связывает Былины с определенными событиями и историческими деятелями, проволит периодизацию былинных сюжетов. 

    Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. 1963 г.

    Сказания. Былины: Истоки русского эпоса. — Начало в былинной поэзии. — Владимиров цикл былин конца 10-го века. — Былины середины 11-го века. — Былины эпохи Владимира Мономаха (Второй Владимиров цикл). — Былины-новеллы эпохи Владимира Мономаха. Угасание былинного жанра в 12-13 вв.

    Интересна книга тем, что авторы древнерусских летописей оцениваются Рыбаковым Б.А. с точки зрения времени их жизни, места проживания, политических взглядов, их кругозора, степени осведомленности, а также симпатий и антипатий.

    Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. 1963 г.

    Летописи: Начало русского летописания. — Киевское и Новгородское летописание 11-го века. — Нестор и его `Повесть временных лет`. — Полемическое летописание эпохи Святополка и Мономаха (1093-1125). — Княжеские летописцы Южной Руси в середине 12-го века.В заключение Рыбаков Б.А. делает вывод что применительно к Древней Руси трудно и возможно не нужно проводить грань между источниковедением и историографией. Также, автор настаивает на необходимости  рассматривать наравне с письменными источниками, субъективными по своей сути, былинную , народную оценку эпох и  событий, отраженных в эпосах.

    mygallary.ru