Богиня древнего египта нейт. Богиня Нейт - «медсестра крокодилов»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Египетская богиня Нейт. Богиня древнего египта нейт


Нейт - богиня защитница, целительница, покровительница ткачества

Египетская богиня Нейт - ее культ просуществовал более 3 тыс. летЕгипетская богиня Нейт - ее культ просуществовал более 3 тыс. летНейт (Нит, Нет) – одна из самых древних богинь Египта, важнейшим культовым центром которой был город Саис (столица 5 нома в Нижнем Египте, см. Карта Древнего Египта). В этом городе был храм, посвященный ей – одно из самых известных зданий в Древнем Египте.

На одной из стен храма от имени богини Нейт была сделана надпись, содержащая лаконичную, но чрезвычайно глубинную философскую мысль: «Я все, что было, и все, что будет».

Имя, популярное у королев

На голове Нейт ее эмблема: щит с двумя перекрещенными стрелами. Рельеф из храма в Дендерах На голове Нейт ее эмблема: щит с двумя перекрещенными стрелами. Рельеф из храма в Дендерах Ей поклонялись с древнейших времен, начиная с раннего периода древнеегипетской истории. Ее эмблема - щит и две пересеченных стрелки - появляются на стелах еще во времена фараонов I династии (ок. 3000 – 2890 гг. до н.э.).

Ее имя включается как элемент в женские королевские имена того периода (Нейтхотеп - жена фараона Аха; Мернейт - мать фараона Дена).

Имя Нейт носила дочь фараона Пепи I (VI династия, XXIII в. до н.э.), которая была женой фараона Меренра, а после его смерти стала женой фараона Пепи II.

Имя, связанное с богиней, носила также женщина-фараон из этой же - VI – династии - Нитокрис (ряд исследователей сомневается в реальности ее существования).

Ее значение постепенно уменьшилось во время Древнего царства. Однако во время правления XXVI династии (ок. 664-525 гг. до н.э.), когда Саис был столицей Египта, Нейт снова играла важную роль. Ее имя вновь появляется в составе женских королевских имен.

Первоначально она была богиней охоты и войны; это показывают не только ее эмблема, но также и ее связи с богом Упуатом (Вепуатом), который также почитался в Саисе. Обязанность обоих божеств состояла в том, чтобы «открыть пути» королю, чтобы гарантировать ему успех в сражении.

Защитница мертвых и покровительница Дуамутефа

Исида, Анубис, Нейт, сыновья Гора во время бальзамирования Осириса. Фрагмент росписи саркофага. Розенкрейцеров музей. Сан-Хосе. Калифорния, США

Исида, Анубис, Нейт, сыновья Гора во время бальзамирования Осириса. Фрагмент росписи саркофага. Розенкрейцеров музей. Сан-Хосе. Калифорния, СШАПостепенно египетская богиня Нейт приобретала роль богини-защитницы и стала связанной с определенными ритуалами похорон. «Тексты пирамид» упоминают о ее бдениях над телом усопшего Осириса вместе с Исидой, Нефтидой и Селкет.

Она появляется в «Текстах пирамид» Древнего царства обычно с Селкет, Исидой и Нефтидой. Эти богини бдят над телом умершего бога Осириса; каждая из них занимала свою сторону саркофага – Нейт стояла на восточной стороне.

Нейт охраняет ковчег с внутренностями фараона Тутанхамона. Каирский музейНейт охраняет ковчег с внутренностями фараона Тутанхамона. Каирский музейВ музее Каира хранятся сокровища из гробницы фараона Тутанхамона. Среди них есть золотой ковчег, содержащий алебастровые канопы (сосуды) с внутренностями фараона. Одну из сторон ковчега – восточную - охраняет богиня Нейт, другие стороны – Селкет, Исида и Нефтида.

Она была также покровительницей (как и три вышеупомянутые богини) одного из четырех сыновей Гора - Дуамутефа, бога с головой шакала, который следил за сохранностью канопы с желудком покойного.

По представлениям древних египтян она отгоняла злых духов, пуская в них стрелы из своего лука. Эти качества женщины-воительницы привели к тому, что древние греки отождествляли ее со своей воинственной богиней – Афиной, изображаемой со щитом и копьем.

Также ее отождествляли с другой богиней-воительницей, пришедшей в Древний Египет из Малой Азии – Анaт, обычными атрибутами которой также были щит и копье.

Великая целительница

Золотое кольцо с серебряной гранью. Между богинями Нейт и Сехмет, картуш фараона Псамметика. Последний период, XXVI династия, 664-525 до н.э. Музей в Афинах.

Золотое кольцо с серебряной гранью. Между богинями Нейт и Сехмет, картуш фараона Псамметика. Последний период, XXVI династия, 664-525 до н.э. Музей в Афинах.Однако Нейт почиталась не только как защитница и покровительница умерших – считалось, что она обладает могучими целительными способностями. Ее призывали и ей молились при болезнях, ее изображали на подголовниках, чтобы она отгоняла злых духов во время сна людей.

Как богине ткачества и плетения ей приписывалось изобретение и изготовление погребальных полотен-пелен, которыми древние египтяне плотно обертывали мумии после обрядов бальзамирования и мумифицирования тел умерших.

В период Нового царста льняные полоски для обертывания мумии считались «подарками Нейт». Таким образом, она связана с богиней Татет, которая пеленала мертвых (т.е. во время пеленания призывалась именно эта богиня) для сохранения их тел.

Как богиня плетения и ткачества (в основном женских занятий) Нейт почиталась в качестве защитницы женщин и покровительницы брака.

Богиня-мать и создатель мира

Нейт. Бронза. Поздний период (ок. 711-323 до н.э.). Музей искусств, Лос-Анджелес, США

Нейт. Бронза. Поздний период (ок. 711-323 до н.э.). Музей искусств, Лос-Анджелес, СШАЕе имя также может интерпретироваться в значении «вода», поэтому она иногда почиталась как персонификация первичной воды, предшествовавшей процессу создания мира. В этом качестве она идентифицировалась как великая богиня мать-создательница.

Она нередко отождествлялась с богиней Мехурт (Мехет-верет) («большое наводнение») и принимала в этом случае облик коровы - форма, которую принимали и другие богини неба, в частности Нут и Хатхор, с которыми ее культ связан и темой материнства.

В последнем пантеоне мифов Огдоады (восьмерки важнейших богов, создавших вселенную) периода Нового царства (1550 – 1069 гг. до н.э.) она идентифицировалась как мать солнечного бога Ра и была тесно связана с богом изначальной воды Нуном.

Как мать Ра, она иногда описывалась как «Великая Корова, которая родила Ра», а также как «Божественная мать, родившая Ра прежде, чем что-либо было рождено», что означало, что она была первым божеством, от которого и пошел мир богов и людей.

Ассоциация с водой, а значит, и с Нилом, также повлияла и на то, что она иногда считалась женой Хнума, была связана с источниками этой величайшей реки в мире.

В Эсне (в греко-римский период) Нейт вместе с Хнумом играли роль божеств-создателей мира. Эти боги почитались как отец и мать всего, а некоторые тексты описывают эти два божества в виде одного гермафродитного бога, сочетающего в себе одновременно и мужское и женское начало. В этом качестве она почиталась как богиня Верхнего Египта, которая, как считалось, обосновалась в Дельте уже в более поздние времена.

Прародительница крокодилов и змей

Рисунок Ж-Ф. Шомпальона, расшифровавшего египетские иероглифы

Рисунок Ж-Ф. Шомпальона, расшифровавшего египетские иероглифыТакже она считалась прородительницей всех змей и крокодилов. В надписях из пирамиды Унаса, где были найдены самые первые «Тексты пирамид», она названа «медсестрой крокодилов». Есть ее изображения, на которых богиня грудью кормит двух маленьких крокодилов.

Одновременно она выступала и матерью злейшего врага бога Ра – огромного змея Апопа, который родился от плевка Нейт в воды Нуна.

Парадоксально, но в мифах защищает Ра от змей и крокодилов – своих же порождений - сама же Нейт. Впрочем, это парадокс только для человека, приученного к формальной логике. Для мифологизированного сознания, а именно такое было у древних людей, никаких противоречий в этом не было. В мифах одно и то же божество может быть как добрым и милостивым, так и жестоким и кровожадным.

Видимо, тесная ассоциация Нейт с водой привела к тому, что еще в период Древнего цартва она иногда считалась женой бога Сета и матерью Себека – бога-крокодила (крокодилы, как известно, проводят значительную часть своей жизни именно в воде).

Судья в спорах богов

Бронзовая Нейт из Лувра - совершенство и красотаБронзовая Нейт из Лувра - совершенство и красотаО большом ее влиянии и значении говорит известный мифологический сюжет о споре между Сетом и Гором на право занять трон Египта после смерти Осириса.

Божественный трибунал, взявшиеся рассудить спорщиков, никак не могли прийти к общему мнению. Тогда Бaнебджед предложил богу Ра обратиться за советом к Нейт. Богиня рассудила, что владыкой Египта должен стать Гор – законный сын Осириса. В противном случае она пригрозила, что небо упадет на землю.

В качестве компенсации для Сета она предложила удвоить ему количество собственности – земли (египетские боги были довольно меркантильны, судя по мифам), а также предложить ему в качестве жен двух иностранных богинь - Aнат и Aстарту (это притом, что по другим мифам она сама была женой именно Сета!). Все боги (кроме Сета) согласились с мудростью ее решения.

Греческий ученый Геродот (V в. до н.э.) во II книге своей «Истории», описал большой фестиваль в честь Нейт, называвшийся «банкетом ламп». Во время этого ежегодного празднования зажигались сотни масляных ламп, которые горели всю ночь, в то время как сами люди пировали, восхваляя богиню.

В последние династические времена Нейт рассматривалась в основном как ипостась богини Хатхор.

Нейт - женщина, львица, змея

Нейт с шаттлом - инструментом для прядения. Фрагмент росписи из могилы принца Камозе. Эпоха Нового царства, XI в. до н.э. Нейт с шаттлом - инструментом для прядения. Фрагмент росписи из могилы принца Камозе. Эпоха Нового царства, XI в. до н.э. Она обычно изображается как женщина, носящая красную корону Нижнего Египта.

Часто изображается в облике женщины с шаттлом (инструментом, используемым при плетении) на голове.

В Верхнем Египте иногда изображалась в виде женщины с головой львицы.

Как богиня, связанная с водой, изображалась и в виде змеи.

Также есть изображения, на которых она кормит грудью молодого крокодила (Себека).

Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru

Нейт Мифология Древнего Египта

Нейт, в египетской мифологии богиня города Саис. Культ Нейт возник в западной части дельты Нила и в Ливии, а впоследствии распространился по всему Египту. Наивысший расцвет ее культа относится ко времени XXVI Саисской династии в 7-6 веках до нашей эры. Нейт изображали в виде женщины в короне Нижнего Египта, часто - кормящей грудью двух маленьких крокодилов. Ее фетиш - щит с двумя перекрещенными стрелами. На острове Элефантина и в Латополе (где она вытеснила местную богиню Небтуи) Нейт считалась женой Хнума. Иногда отождествлялась с Хатор. В Нейт соединялись одновременно мужское и женское начало, она имела функции демиурга.

Уже в "Текстах пирамид" и надписях Древнего царства имя Нейт встречается неоднократно, она почиталась как мать бога Себека и путеводительница умерших. Вообще Нейт постоянно выступает в качестве матери божеств, особенно солнечных, и в месте своего особенного почитания, Саисе, играла первенствующую роль, не входя в состав триады. До степени главного божества страны возвысилась в так называемую саисскую эпоху, совпадающую с началом синкретизма и гностического направления в религии; поэтому с Нейт сопоставлялись все женские божества и с ее именем соединялись довольно возвышенные философско-богословские представления. Плутарх и Платон передают следующим образом саисский догмат: "Я все бывшее, настоящее и грядущее; моего покрывала никто не открывал; плод, рожденный мной — солнце". Это подтверждается египетскими текстами поздних времен, например следующей молитвой: "о великая мать, рождение которой непостижимо. О богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! О, открой свою завесу, сокровенная, ибо не дано мне пути, чтобы войти к тебе. Явись, прими мою душу и защити ее руками твоими".

Особенно ревностным проповедником ее славы был жрец Учагор, посвятивший Камбиза в мистерии богини Нейт. Большинство мифологов склоняется видеть в Нейт демиурга, космическое божество материи, из которой воссиял солнечный бог; лук и стрелы, с которыми она изображалась, указывали, может быть, на лучи солнца. Нередко ей приписывался характер воинственной богини, поражающей силы противные свету, а также врагов Египта. Это послужило одной из причин ее сопоставления с Афиной. Геродот описывает ее праздник, состоявший в паломничестве в Саис и зажжении по всему Египту лампад; он же упоминает об ее оракуле. Культ Нейт, вероятно, был известен ливийцам; по крайней мере, ее иероглиф был одним из знаков их татуировки. Изображалась она часто кормящей грудью крокодилов, а также на саркофагах, вместе с Селкит.

Нейт является создательницей семи богов и людей. Ее называли "Великая Нейт - мать богов Амаунтет, которая родила Рат-тауи, великую Ихет, родившую солнце", "отец отцов и мать матерей". Один из эпитетов Нейт - "открывательница путей" на запад. В древнейший период Нейт - богиня войны и охоты; как богиня воды и моря она - мать бога-крокодила Себека, а также вообще всех крокодилов. Связанная с заупокойным культом, Нейт являлась главой "дома бальзамирования"; вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет изображалась на саркофагах. Считалось также, что Нейт обладает магической силой: лечит больных, отгоняет злые силы, поэтому она часто изображалась на подголовнике ложа.

godsbay.ru

Египетская богиня Нейт: vitas1917

Нейт, в египетской мифологии богиня города Саис. Культ Нейт возник в западной части дельты Нила и в Ливии, а впоследствии распространился по всему Египту. Наивысший расцвет ее культа относится ко времени XXVI Саисской династии в 7-6 веках до нашей эры. Нейт изображали в виде женщины в короне Нижнего Египта, часто — кормящей грудью двух маленьких крокодилов. Ее фетиш — щит с двумя перекрещенными стрелами. На острове Элефантина и в Латополе (где она вытеснила местную богиню Небтуи) Нейт считалась женой Хнума. Иногда отождествлялась с Хатор. В Нейт соединялись одновременно мужское и женское начало, она имела функции демиурга.Уже в «Текстах пирамид» и надписях Древнего царства имя Нейт встречается неоднократно, она почиталась как мать бога Себека и путеводительница умерших. Вообще Нейт постоянно выступает в качестве матери божеств, особенно солнечных, и в месте своего особенного почитания, Саисе, играла первенствующую роль, не входя в состав триады. До степени главного божества страны возвысилась в так называемую саисскую эпоху, совпадающую с началом синкретизма и гностического направления в религии; поэтому с Нейт сопоставлялись все женские божества и с ее именем соединялись довольно возвышенные философско-богословские представления. Плутарх и Платон передают следующим образом саисский догмат: «Я все бывшее, настоящее и грядущее; моего покрывала никто не открывал; плод, рожденный мной — солнце».

Это подтверждается египетскими текстами поздних времен, например следующей молитвой: «о великая мать, рождение которой непостижимо. О богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! О, открой свою завесу, сокровенная, ибо не дано мне пути, чтобы войти к тебе. Явись, прими мою душу и защити ее руками твоими».

Особенно ревностным проповедником ее славы был жрец Учагор, посвятивший Камбиза в мистерии богини Нейт. Большинство мифологов склоняется видеть в Нейт демиурга, космическое божество материи, из которой воссиял солнечный бог; лук и стрелы, с которыми она изображалась, указывали, может быть, на лучи солнца. Нередко ей приписывался характер воинственной богини, поражающей силы противные свету, а также врагов Египта. Это послужило одной из причин ее сопоставления с Афиной. Геродот описывает ее праздник, состоявший в паломничестве в Саис и зажжении по всему Египту лампад; он же упоминает об ее оракуле. Культ Нейт, вероятно, был известен ливийцам; по крайней мере, ее иероглиф был одним из знаков их татуировки. Изображалась она часто кормящей грудью крокодилов, а также на саркофагах, вместе с Селкит.

Нейт является создательницей семи богов и людей. Ее называли «Великая Нейт — мать богов Амаунтет, которая родила Рат-тауи, великую Ихет, родившую солнце», «отец отцов и мать матерей». Один из эпитетов Нейт — «открывательница путей» на запад. В древнейший период Нейт — богиня войны и охоты; как богиня воды и моря она — мать бога-крокодила Себека, а также вообще всех крокодилов. Связанная с заупокойным культом, Нейт являлась главой «дома бальзамирования»; вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет изображалась на саркофагах. Считалось также, что Нейт обладает магической силой: лечит больных, отгоняет злые силы, поэтому она часто изображалась на подголовнике ложа.https://drevniebogi.ru/egipetskaya-boginya-neyt/

vitas1917.livejournal.com

Египетская мифология: Нейт и Себек

Богиня Нейт в мифологии Древнего ЕгиптаДревнейшей богиней Египта выступает нижнеегипетская богиня Нейт, ливийка по своему происхождению. Ее культ процветал в Ливии, существовал на западе Дельты в Фаюме еще в Додинастическую эпоху и дошел до Верхнего Египта, где богиня почиталась в городе Эсне, обзаведясь стараниями теологов супругом в лице бога Хнума. Первоначально Нейт почиталась творцом мира и именовалась «отец отцов и мать матерей».  Ее изображали в виде женщины, обычно с желтой или  светло-зеленой кожей, голова которой была увенчана красной короной Нижнего Египта. Она почиталась также и как богиня неба, родившая Солнце, и в этой ее ипостаси богиню  изображали коровой.

Две перекрещенные стрелы были обозначавшим Нейт иероглифом, поэтому она изображалась несущей лук со стрелами и щит. Считалось, что этим оружием богиня отгоняла злых духов от спящих. Позднее «этот знак был неправильно понят как челнок ткача, так что ее связывали с искусством пряжи и вязания магических узлов, как «великую колдунью», подобно Исиде».  Вероятно, этому способствовало то, что в Саисе было развито ткачество. Ее священной птицей был гриф. Иероглиф, изображающий слово «мать», представлял собой изображение грифа. В г. Саисе – центре культа Нейт, на ее храме была высечена надпись:  «Я есть все, что было, что есть и что будет. Никто из смертных еще не смог приподнять вуаль, скрывающую мое лицо». При храме находилась медицинская школа, называвшаяся Дом Жизни. Нейт почиталась как покровительница врачевания, охоты, оружейного производства и военных действий, ткачества. Считалась покровительницей женщин и брака. 

 

Богиня Нейт в мифологии Древнего Египта. Статуэтка из музеяКульт этой богини пережил два периода расцвета: в начале и конце династической эпохи (I и XXVI династии). Две  царицы Первой Династии носили ее имя, а фараоны XXVI династии были выходцами из Саиса, что объясняет  причину расцвета культа Нейт в этот период. Одним из ее эпитетов был «Открывательница путей» (на запад). Она была связана с заупокойным культом и считалась главой «дома бальзамирования». Вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет Нейт изображалась на саркофагах. Бинты и соляные растворы для мумифицирования считались даром богини Нейт как покровительницы ткачества, и благодаря этим бинтам умерший мог рассчитывать на ее божественную защиту. В Новом царстве она стала отождествляться с Хатхор. В ее честь справлялись мистерии, доступные только посвященным. Поскольку Нейт приписывался воинственный характер, и она считалась поражающей враждебные силы, угрожающие Египту, греки отождествили эту богиню с Афиной.

Геродот оставил описание праздника в честь Нейт, проводимого в Саисе: «...все в ночь [после жертвоприношения] возжигают множество светильников и ставят их вокруг домов. ...Светильники горят целую ночь, и праздник этот называется праздником возжигания светильников. Даже те египтяне, кто не участвует в саисском торжестве, соблюдают этот праздник: все возжигают в ночь после жертвоприношения светильники, так что возжигание их происходит не только в Саисе, но и по всему Египту».

Бог Себек в мифологии Древнего ЕгиптаКак богиня воды и моря Нейт считалась матерью бога-крокодила Себека (греч. Souxos), которого согласно легенде она рожала во время разлива Нила. Ее часто изображали кормящей грудью двух крокодильчиков. Себек, Сухос почитался в Фаюме и Сумену, находившемся южнее Фив, как бог воды и разлива Нила, бог плодородия. Изображался в виде человека, крокодила или человека с головой крокодила. В Шедите, главном городе оазиса Фаюм, Себек считался главным богом, в оазисе его почитали как демиурга. К этому богу обращались с молитвами об излечении, просили помощи в трудных ситуациях. Считалось, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире. От его имени было образовано имя женского рода – Себекет, богини, сопутствующей Себеку, которая появляется в демотических текстах из Фаюма. Она называется «Владычица» или «госпожа» с эпитетом «великая». Себекет изображалась в виде женщины или женщины с головой льва. 

Бог Себек рядом с фараоном Аменхотепом IIIВ подземных помещениях храмового комплекса, построенного в 2300 г. до н. э. рядом с озером Биркет-Карун и известного под названием Лабиринт, располагались гробницы для фараонов и священных крокодилов. «Над входом в египетский лабиринт были начертаны такие слова: "безумие или смерть - вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие». Здание представляло собой столь сложное переплетение коридоров и помещений, что войти и выйти из него могли только знающие его планировку. «Перед большими праздниками в лабиринте проводили мистерии и приносили ритуальные жертвы, в том числе человеческие. Так древние египтяне выказывали свое уважение богу Себеку - огромному крокодилу. В древних манускриптах сохранились сведения о том, что в лабиринте действительно обитали крокодилы, достигавшие 30 метров в длину». 

Крокодилы в Египте почитались столь священными, что даже утащенного крокодилом человека погребали со всяческими почестями. Вот как описывает это Геродот: "Если какого-нибудь египтянина или (что все равно) чужеземца утащит крокодил или он утонет в реке, то жители того города, где труп прибило к берегу, непременно обязаны набальзамировать его, обрядить как можно богаче и предать погребению в священной гробнице. Тела его не дозволено касаться ни родным, ни друзьям. Жрецы бога [реки] Нила сами своими руками погребают покойника как некое высшее, чем человек существо".

Мумия крокодила - вопрощения Бога СебекаОколо храма Себека в Ком Омбо был расположен некрополь, в котором за многие века были захоронены мумии тысяч крокодилов длиной от 2 до 9 м. В древние времена на месте некрополя в топях жили крокодилы, являющиеся символами бога Нила Себека. Легенда гласила, что Себека спас крокодил, когда дикие собаки загнали его в глубину реки. Во многих египетских храмах почиталась священная пара крокодилов; там устраивали специальные бассейны и инкубаторы, в которых хранились яйца с крокодилятами. Подросшие особи принимали участие в различных храмовых ритуалах, а позже подвергались мумификации. Город Шедитет, где особо было развито почитание крокодилов, долгое время даже назывался Крокодилополем. Гимн восхваляет Себека такими словами:  "Хвала тебе, который возвысил себя из первоначального ила…". 

Плутарх в своем трактате «Исида и Осирис» пишет, что крокодила «называют подобием бога потому, что только у него одного нет языка, а божественное слово не нуждается в звуке». Кроме того, образ жизни крокодила тесно связан с Нилом, ибо «где самка крокодила откладывает яйца, там она отмечает предел разлива Нила. ...Они кладут шестьдесят яиц, столько же дней высиживают их, и столько же лет живут самые долголетние крокодилы, а это число – первое для тех, кто занимается небесными светилами». Период в 60 лет в древности иногда назывался Великим годом; примерно через 60 лет почти в одной и той же области Зодиака повторяются Великие соединения Юпитера и Сатурна.

 

Использованные материалы:

  1. Макс Мюллер. Египетская мифология;
  2. Мифы народов мира, т. II;
  3. Геродот. История, книга II;
  4. Герман Керн Лабиринты мира;
  5. Матюхина Ю.А. Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних;
  6. М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта.

www.a700.ru

Нейт — Энциклопедия знаков и символов

Статуэтка богини Нейт. Ок. 600 г. до н. э. (XXVI династия)

Уже в «Текстах Пирамид» (606) и надписях древнего царства неоднократно упомянута как мать бога Себека и путеводительница покойного.

Нейт — богиня умерших, она стоит на страже вместе с Изидой, Нефтидой и Селькет у носилок Озириса. Посредством бинтов для мумии умерший должен заслужить её божественную защиту. Бинты и соляные растворы являются даром Нейт, которая считалась покровительницей ткачества.

Постоянно выступает в качестве матери божеств, особенно солнечных.

В Новом царстве она считается «матерью бога», «которая родила бога Ра».

Тем самым Нейт встает на место древней богини, которая стоит по ту сторону поколений.

Сперва через нее было «создано семя богов и людей».

Особенно почиталась в Саисе, где играла первенствующую роль, не входя в состав триады. Через расположение её культового города в дельте объясняется её близкое отношение к богу-крокодилу Сухосу, которого называют её сыном.

До степени главного божества страны возвысилась в т. н. саисскую эпоху, совпадающую с началом синкретизма и гностического направления в религии; поэтому с ней сопоставлялись все женские божества и с её именем соединялись возвышенные философско-богословские представления. Плутарх и Платон передают следующим образом саисский догмат: «Я все бывшее, настоящее и грядущее; моего покрывала никто не открывал; плод, рожденный мной — солнце». Это подтверждается египетскими текстами поздних времен, например следующей молитвой: «о великая мать, рождение которой непостижимо. О богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! О, открой свою завесу, сокровенная, ибо не дано мне пути, чтобы войти к тебе. Явись, прими мою душу и защити её руками твоими».

Особенно ревностным проповедником её славы был жрец Учагор, посвятивший Камбиза в мистерии Нейта.

Большинство мифологов склоняется видеть в Нейт космическое божество материи, из которой воссиял солнечный бог; лук и стрелы, с которыми она изображалась, указывали, может быть, на лучи солнца.

Богиня древнего города Саис была воинственным божественным существом, о чем говорят её атрибуты — лук, стрелы и щит. Богиня войны благословляет также оружие охотников.

Нередко ей приписывался характер воинственной богини, поражающей силы противные свету, а также врагов Египта. Это послужило одной из причин её сопоставления с Афиной.

Геродот описывает её праздник, состоявший в паломничестве в Саис и зажжении по всему Египту лампад; он же упоминает об её оракуле. Культ Н., кажется, был известен ливийцам; по крайней мере, её иероглиф был одним из знаков их татуировки. Изображалась она часто кормящей грудью крокодилов, а также на саркофагах, вместе с Селкит.

Литература

Mallet. Le culte de Neit à Sais. Paris, 1888.

Черновые материалы

энц.ст. 377

Иллюстрации

Древнее изображение святилища Нейт. Слева 2 древка флагов, в середине символ культа, справа наос.

Знак нома Саис .

Символ Нейт.

Нейт — n.t

В египетской мифологии богиня города Саис (см. рис.). Культ Н. возник в западной части дельты Нила и в Ливии, а впоследствии распространился по всему Египту. Наивысший расцвет её культа относится ко времени XXVI (Саисской) династии (7-6 вв. до н. э.). Н. изображали в виде женщины в короне Нижнего Египта, часто — кормящей грудью двух маленьких крокодилов. Её фетиш — щит с двумя перекрещенными стрелами. На острове Элефантина и в Латополе (где она вытеснила местную богиню Небтуи) Н. считалась женой Хнума. Иногда отождествлялась с Хатор. В Н. соединялись одновременно мужское и женское начало, она имела функции демиурга. Н. является создательницей семи богов и людей. Её называли «Великая Нейт — мать богов Амаунтет, которая родила Рат-тауи, великую Ихет, родившую солнце», «отец отцов и мать матерей». Один из эпитетов Н. — «открывательница путей» (на запад). В древнейший период Н. — богиня войны и охоты; как богиня воды и моря она — мать бога-крокодила Себека, а также вообще всех крокодилов. Связана с заупокойным культом (Н. — глава «дома бальзамирования»), вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет изображалась на саркофагах. Считалось также, что Н. обладает магической силой: лечит больных, отгоняет злые силы, поэтому она часто изображалась на подголовнике ложа. Геродот отождествлял Н. с Афиной (II 59).

Р. И. Рубинштейн [Мифы народов мира. Энциклопедия: Нейт, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 5508 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 210 Словарь)]

www.symbolarium.ru

Нейт | Боги египетской мифологии

Назад к разделу

Нейт

Нейт | Египетская мифология

Нейт — египетская богиня охоты и войны, покровительница Саиса в Западной Дельте. Культ Нейт также был распространён у ливийцев. Её иероглиф был одним из знаков их татуировки.

 

Уже в текстах пирамид и надписях древнего царства Нейт встречается неоднократно как мать бога Себека и путеводительница покойного. Вообще она постоянно выступает в качестве матери божеств, особенно солнечных, и в месте своего особенного почитания, Саисе, играла первенствующую роль, не входя в состав триады. До степени главного божества страны возвысилась в так называемую саисскую эпоху, совпадающую с началом синкретизма и гностического направления в религии; поэтому с Нейт сопоставлялись все женские божества и с её именем соединялись довольно возвышенные философско-богословские представления.

 

Плутарх и Платон передают следующим образом саисский догмат:

 

«Я все бывшее, настоящее и грядущее; моего покрывала никто не открывал; О богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! которой непостижимо. О богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! О, открой свою завесу, сокровенная, ибо не дано мне пути, чтобы войти к тебе. Явись, прими мою душу и защити её руками твоими»

 

Большинство мифологов склоняется видеть в Нейт космическое божество материи, из которой воссиял солнечный бог; лук и стрелы, с которыми она изображалась, указывали, может быть, на лучи солнца.

Назад к разделу

Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

world-of-legends.su

Египетская мифология Египетская богиня Нейт

 

 Богиней охоты и войны в египетской мифологии была египетская богиня Нейт. Это покровительница Саиса в Западной Дельте. Предполагалось, что она соответствовала берберской  и карфагенской  богине Танит. Ее культ также почитался и у ливийцев, ведь одним из знаков их татуировок был иероглиф Нейт. В надписях Древнего Царства и в «Текстах пирамид» эта богиня неоднократно выступает, как путеводитель покойного и мать бога Себека.

Египетская богиня Нейт постоянно встречается в образе матери божеств, в первую очередь солнечных. В Саисе, где ее особенно почитали, Нейт не входила в состав триады, а играла первенствующую роль. Она возвысилась в саисскую эпоху до титула главного божества страны. Это было время начала гностического направления и синкретизма  в религии. С Нейт сравнивались все женские божества, а с ее именем соединялись философско-богословские представления. Страстным ее проповедником был жрец Ухагор. Большая часть мифологов видели в богине космическое божество материи, которую отсвечивал солнечный бог. Египетская богиня Нейт изображалась с луком и стрелами, которые наверно указывали на лучи солнца.



Блок Рекламы:

mithology.ru