Боги древних славян доклад. Боги древних славян доклад по теме Философия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация на тему Боги древних славян. Боги древних славян доклад


Боги древних славян - презентация, доклад, проект

Описание слайда:

Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью. Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры. Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью. Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры.

myslide.ru

Боги древних славян доклад по теме Философия

Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью. Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры. Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью. Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры.

allyslide.com

Настин уголок: Мой школьный доклад

Древняя Русь - это наша страна, только давно-давно. И в то время люди верили, что на свете существует много-много богов, больших и маленьких, главных и не очень. А еще были маленькие божки и разные существа, добрые и не очень.

Презентация - это как доклад, только  с картинками! Я рассказывала, а учительница показывала всем изображения, которые я специально приготовила для презентации.

У древних  славян было много богов, хороших и плохих. Например: Дадждьбог, Перун, Сварог, Чернобог, Хорс, Стрибог, Симаргл, Мокошь, Сварожичь, Святовит, Триглав, Прове, Прилегала, Подага, Жива, Русалка, Мавка, Упырь, Бес, Леший, Баба Яга, Водяной, Домовой, Кикимора, Полудницы, Банник, Дворовой, Овинник, Огненный Змей, Волколак, Берегиня и много других еще. Да!

Странные названия!? Да?

Из этих множества богов я покажу и расскажу о некоторых богах: Дадждьбоге, Перуне Свароге и Чернобоге.

Даждьбог

Дадждьбог – бог солнца, податель тепла и света. А также Дадждьбог  солнечное божество, замыкает зиму и отмыкает весну, покровитель свадеб, предок  русских людей от князя до земледельца. 

Перун
бог грома и молнии

Громовник Перун – бог грозовых туч, грома и молнии.

Также Перун главный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец и воин.

Сварог
покровитель мастеров и кузнецов

Сварог – отец небесный. Именно он создал Землю и всё, что на ней. А еще бог Сварог - кузнец.

Чернобог
темный бог злодей

Чернобог - бог тьмы, он злой и приносит несчастье всем. 

Домовой
домовенок - лучший друг

Домовой – не бог, а маленький божок, волшебное существо-дух. Он хозяин дома  и живет под печкой или на печке.

Домовой следит за порядком вещей, любит чистоту и порядок.

Кикимора

Кикимора - тоже не бог, а волшебное существо. Это женский недобрый дух, жена домового, лешего или Болотника. Она похищает детей.

Кикиморы очень любят шутить над людьми, часто - очень зло.

***

Можно рассказывать долго-долго о богах Руси, ведь их было очень много. 

nastinugolok.ru

Lecture on Боги древних славян

Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью. Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры. Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью. Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры.

allyslide.com

Реферат Боги древних славян

Боги древних славян.

В отличие от античной мифологии, хорошо известной по художественной литературе и произведениям искусства, а также мифологий стран Востока, тексты мифов славян не дошли до нашего времени, поскольку в ту далекую пору, когда создавались мифы, они еще не знали письменности.

Славянская мифология и религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом, "творцом молнии", каким был у индусов Индра, у греков Зевс, у римлян Юпитер, у германцев Тор, у литовцев Перкунас — у славян был Перун. Понятие о боге-громовнике сливалось у славян с понятием неба вообще (именно — движущегося, облачного неба), олицетворение которого некоторые ученые видят в Свароге. Другие вышние боги считались сыновьями Сварога — Сварожичами; такими богами были солнце и огонь. Солнце обоготворялось под названием Даждьбога, а также Хорса. Брат Сварога, самый таинственный бог и хранитель стад Велес первоначально также был солнечным богом. Все эти названия очень древние и употреблялись всеми славянами.

Хотелось бы перечислить некоторых из этих загадочных богов древних славян.

Перечень богов в алфавитном порядке.

Авсень, славянский бог урожая

Авсень – персонификация урожая в Новом году в восточнославянской мифологии. Этот персонаж упоминается в колядках (песнях), которые исполняются ходившими от двора ко двору группами молодежи. За пожелания здоровья и благополучия в семье хозяева одаривают пришедших. Авсень связан с животными - конем, коровой, козой и другими, олицетворяющими плодородие и богатство.

Агидель – славянская богиня реки Агидель

Агидель – дочь Али и Ильма сестра Альвов-Эльфов и Гмуров. Внучка Святогора, Плеяны, Сварога. Правнучка Кощея, Волыни. Праправнучка Матери Сырой Земли, Вия, Ра, Сварога. Именем славянской богини Агидель названы река Агидель (Белая, истекает из Уральских гор), г. Агидель (респ. Башкортостан, на берегу р. Белая), «Агидель» (заповедник в Башкирии).

«Сказал Урал-батыр:

- Иди, мой сын, куда велит тебе сердце, броди среди людей и не оглядывайся назад до тех пор, пока не набредешь на большую реку.

Идель - исполин, подобный отцу, - пошел на юг, оставляя на земле тяжелые следы. Отец долго следил за ним, роняя слезы, ибо знал, что Идель уже никогда не вернется обратно.

Идет Идель, идет, даже на отдых не останавливается. Долго шел он так, потом повернул направо и, наконец, двинулся на север. Шел Идель, шел целые месяцы и годы, потом, направился он в западную сторону.

Наконец, добрался до полноводной реки, в которой водилось много выдры (по-башкирски - каллы). Обернулся назад Идель и видит, что вслед за ним широкой лентой движется светлая вода. И стала она вливаться в ту полноводную реку, поросшую камышами.

Так родилась река Агидель, исполненная дивной красоты».

(Башкирский эпос «Урал-батыр»)

Агуна, славянский бог Земного Огня

Агуна – славянский бог Земного Огня. Агуна – сын бога Сварога, младший из Сварожичей. Брат Азовушки, Асгаста, Волыни, Всевышнего, Ильма, Ильмары, Пелена, Перуна, Святовита, Семаргла, Трояна. Агуна – являет собой Силу Богов Небесных на Земле - очищающую и оберегающую от всякой нечисти. Служит посредником между Миром Людей и Миром Богов (отсюда - Огненные Жертвоприношения и кремация мертвых тел).

В отличие от Дажьбога и Перуна, чьи Лики скрыты от людей в зимнее время, Агуна остается на Земле круглый год, вздымая свои золотые кудри на Огненном Жертвеннике и в домашнем очаге… Культ Огня также тесно связан с почитанием Огненного Сокола Рарога - Пламенного Посланника Небес, к коему мы, возжегая Коло Священного Огня на капище, обращаемся со словами: «Огнь-Батюшка! Распери крыла…», призывая тем самым Силу Богову положить зачин проводимому обряду… Именем славянского бога Агуны названы г. Агун, р. Агун. В Грузии Агуна ещё и покровитель виноградарства и виноделия.

Азовушка – славянская богиня – дух Азовского моря

Азовушка - дочь Сварога и Матери Сва, сестра Всевышнего, Асгаста, Волыни, Ильма, Ильмары, Пелена, Перуна, Святовита, Семаргла, Трояна, тетка Крышня-Кришны. Именем славянской богини Азовушки названы Азов-Гора (588, Свердловская обл., Урал), реки Азовка (Ростовская обл.), Аза, Азат (Армения), Асса и Азы-чоч (Ингушетия), г. Азов (ок. 500 год до н.э.), Азовское море, Азия. Вершины Азов-горы – святилище, место совершения, начиная с раннего железного века (VII-III в. до н.э.), культовых и религиозных действий (Уральская историческая энциклопедия) и место действия некоторых древних славянских мифов. Сам район расположен на осевой линии главного Уральского хребта, как раз на стыке материков.

Ант – прародитель Антов

Ант - сын бога Велеса и богини Прии. Брат Арка, Асилы, Брага, Крива, Мороза, Подага, Прова, Савы, Сна, Тура, Ярилы. Внук Коровы Земун. Прародитель славянских народов – Анты, Друды, Казаки, Черкесы. Именем славянского бога Анта названы реки Анта (Ростовская обл., г. Новочеркасск) и Ант (Ant, Вост. Англия, Норфолк), города Антия, Антополь (Белоруссия, Брестская обл.), Анттила (2 шт.), Анттола (2 шт.), оз. Антыкан, д. Антушки (Костромская обл.), ул. Антовская (С.-Петербург).

Асгаст – славянский князь

[ок. 5.000 до н.э.] Ас – по-русски значит «Бог». Асгаст - сын Уряны и Сварога. Муж Асуицы и Дулёбы. Брат Азовушки. Отец Асеня, Яра. Асени - правители берендеев От Яра пошли Яры, Новояры, Святояры, Белояры. Асгаст – волшебный правитель Асграда [старинное название г. Азов на Дону].

Асила – славянский бог

Асила по-русски значит «Звёздный». Он рождается из Синей Звезды, прилетевшей от трона Вышнего. Имя Асила имеет корень «ас», что значит «бог». Асы у русский, скандинавов и др. народов класс богов, также и асуры, охуры в Индии и Иране. В древнем Риме – Асил. Асила - сын Велеса. Внук коровы Земун и Рода. Брат Арка, Брага, Крива, Мороза, Подаги, Прова, Савы, Сна, Трояна, Тура, Ярилы. От Асилы пошли народы: Асилки, Волотоманы, Белорусы, Поляки, Кельты.

Барма, славянский бог молитвы

Барма – старейший бог. Барма – сын Рода (родился из слова Рода). Муж богини Тарусы. Дети Бармы от Тарусы – дочь Маня и сын Ман. От Мана пошёл народ манси, его дочь Славуня [3.000 до н.э.], жена Богумира, построила древний славянский город Аркаим. От Славуни и Богумира пошли народы – Древляне, Киммерийцы, Поляне, Друды, Казаки, Черкесы, Русы [4.000-2.000 до н.э.], Северяне, Скифы, Кривичи, Венеды, Восточные немцы, Вятичи, Словене, Хазары. Сын Славуни и Богумира Словен в 2.591 до н.э. пришёл на реку Волхов и основал древний русский город Волхов. Именем Бармы названы страна славян Бьярмия, позднее Пермская земля, г. Пермь, пермяки. Барма – это добрый бог, но если он впадает в ярость, то в этот момент лучше не попадаться ему на пути. Обладает волшебным лебедем, верхом на котором летает.

Баян – славянский бог музыки и поэзии

Баян - бог песен, славословий, музыки и музыкальных инструментов. Вещий мифический сказатель. В Слове о полку Игореве Баян, назван внуком Велеса (Велес, покровитель скотоводства, считался и богом песен). Баян - сын Тура и Турицы. Внук Велеса и Макоши. Правнук Рода.

 «Рекъ Боянъ и ходы на Святъславля песнотворца стараго времени Ярославля, Ольгова коганя хоти: «Тяжко ти головы кроме плечю; зло ти телу кроме головы».

В. А. Жуковский: «Пел Боян, песнотворец старого времени, пел он походы на Святослава, правнука Ярослава, сына Ольгова, супруга дщери Когановой».

Баян (Боян) - русское «богач», «богатство», «богатый», «изобильный»; бурятское «баян»; тувинское «бай», «пай».

Белун, славянский бог жатвы

Белун - по белорусским поверьям бог жатвы в образе старика со светлой бородой, в белых одеждах. Он помогает жать, награждает золотом того, кто ему услужит. А также он помогает заблудившимся в лесу, выводя их на тропу.

Богумир, славянский бог – родитель русских

Богумир [3.000 до н.э.] - сын Дажьбога и Морены. Брат Ария, Кисека, Зари и Коляды. Внук Лады и Перуна. Муж Славуни, дочери Манна [манси], внучки Бармы [г. Пермь] и Тарусы [г. Таруса]. Богумир и Славуня построили древний славянский город Аркаим. От Богумира и Славуни пошли народы – Древляне, Киммерийцы, Поляне, Друды, Казаки, Черкесы, Русы [4.000-2.000 до н.э.], Северяне, Скифы, Кривичи, Венеды, Восточные немцы, Вятичи, Словене, Хазары. Сын Богумира и Славуни Словен в 2.591 до н.э. пришёл на реку Волхов и основал древний русский город Волхов. В «Слове о полку Игореве» говорится: «Мы Дажьбожьи внуки».

Велес, славянский бог богатства

Велес – сын Рода, брат Хорса. Покровитель домашнего скота и богатства, воплощение золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев… Ему подчиняются все низшие духи. Велес женился на Азовушке – духе Азовского моря, дочери Сварога и Матери Сва. Волшебной обителью Велеса и Азовушке стал остров Буян. В основном Велес занимается земными делами, ведь его почитают как владыку лесов, животных, бога поэзии и достатка. Он является лунным богом, братом Солнца и Великим Хранителем Прави. По ведическим учениям, после смерти людские души поднимаются по лунному лучу к вратам Нави. Здесь души встречает Велес. Чистые души праведников отражаются от Луны и уже по солнечному лучу идут к Солнцу – обители Всевышнего. Иные души либо остаются с Велесом на Луне и очищаются, либо вновь воплощаются на Земле в людей или низших духов. Так же Велес является стражем и хранителем реки Смородины, Ра-реки и Черного камня. Имя Велеса, по мнению многих исследователей, происходит от слова «волохатый» – мохнатый, что ясно указывает на связь божества со скотом, покровительством которого он является. Так же, возможно, что слово «волхв» происходит от имени этого бога и от обычая его жрецов одеваться в вывороченные мехом наружу «волохатые» шубы для подражания своему божеству. Велесу приносят в жертву быков, овец. Он воплощает силу золота. Отсюда понятен смысл клятвы Святослава: «Если они предадут Перуна – пусть пожелтеют как золото!»  Перун и Велес не просто соседствуют в клятвах, но и противостоят друг другу: первый - бог дружины, а второй - бог всей остальной (невоенной) Руси. В то время как изображение Перуна находилось в верхней, княжеской части Киева, изваяние Велеса стояло внизу, на Подоле, у торговых пристаней. Согласно преданиям, Змей Волос (Велес) каким-то образом сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает на перепончатых крыльях, умеет выдыхать огнь (хотя сам до смерти боится огня, в первую очередь молнии) и очень любит яичницу и молоко. Поэтому другое имя Велеса – Смок, Цмол. Есть основания думать, что укрощенный, загнанный в подземелье Велес стал «ответственным» за земное плодородие и богатство. Он от части утратил свое чудовищное обличие, сделался более похожим на человека. Не зря же последний пучок колосьев оставляли в поле «Волосу на бородку». Велес обладает волшебными предметами, а именно у Велеса есть волшебные гусли, и когда он начинает на них играть, то все вокруг забывают обо всем. А чудесной игре на волшебных гуслях Велес учился у самой Живы. Святилища Велеса устраивают обычно в низинах и оврагах или рощах. Велесов день - Комоедицы, 24 марта. В этот день медведь просыпается и из берлоги выходит. Начинается новый год. Комоедицами заканчивается двухнедельное празднество новогоднее, с 9 марта отсчет… Хоронят зиму с ее метелями да морозным страхом, катятся огненные колеса с горы… В этот день зажигают новый огонь во всех домах, чистый огонь новой жизни…

Вечерка, славянская богиня вечера

Вечерка - богиня вечера (ей соответствует Вечерник). Сестра Полудницы, Купальницы и Зари-Зареницы.

Вий, славянский бог подземного мира

Вий - царь подземного мира, брат Дыя. Воевода Чернобога. В мирное время он тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич, которым потчует грешников. У него тяжелые веки - их держат вилами его многочисленные слуги. Он до смерти не выносит солнечного света.

Дажьбог, славянский бог Солнца

Даждьбог - Сварожич.  Даждьбог был у языческих славян богом Солнца. Имя его не от слова «дождь», как иногда ошибочно думают, оно означает - «дающий Бог», «податель всех благ». Славяне верят, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки - утром и вечером - он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне приписывают особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня. У Даждьбога величавая поступь и прямой взгляд, не знающий лжи. И еще дивные волосы, солнечно-золотые, легко летящие по ветру. Сын Неба возит чудесный щит на легкой колеснице, запряженной четверкой белоснежных коней, начал озарять красы и дивные дива Земли: поля и холмы, высокие дубравы и смолистые сосновые боры, широкие озера, вольные реки, звонкие ручейки и веселые родники-студенцы.

Дива, славянская богиня охоты

Дива (Дева, Дивия, Дина (валах.), Devana (чеш.)) - Богиня охоты, заповедных лесов, зверей, девиц (женские тайные охотничьи общины). Дочь Додолы и Перуна. Жена Огненного Волха. Треба: мясо диких животных, шкурки соболей и куниц, пирожки, ленты.

Макошь, славянская богиня судьбы

Макошь - Богиня, прядущая Нити Судеб - на Небе, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды). Ткать Пряжу Судеб ей помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми. Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат и т.п.

Мара-Морена, славянская богиня смерти

Мара-Морена - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть» Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем... В противоположность Живе и Яриле, Марена воплощает собой торжество Мари - «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна... И, конечно же, мы знаем соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы, в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.

Морок, славянский бог обмана

Морок - Бог лжи и обмана, невежества и заблуждений. Но также он - хранитель путей к Правде, скрывающий от иных Истину за пустой маятой мирскою.

Переплут, славянский бог моря

Переплут - Бог моря, мореходства. Ему подчиняются водяные.

Перун, славянский бог грозы

Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Перуна считают покровителем воинов и витязей. Его славят в дни победы и ему приносят жертвы, желая достижения военного успеха. Так же Перуну подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей. Перун – это, прежде всего, бог грозы, грома. В Весенней грозе древний человек усматривал животворящий источник, обновление природы, отсюда - первостепенная роль Перуна. Перун вооружен палицей, луком со стрелами (молнии - это стрелы, которые метал бог), и топором. Топор считался одним из главных символов бога. В мифах, быличках и легендах Перун часто является противником Змея Волоса (Велеса) с которым он борется. О борьбе Перуна со Змеем или мире: представителей двух противоположных миров, существовали не только славянские мифы, следы которых находят в поздних славянских сказаниях. Перун тесно связан помимо огня с культом воды, дерева и камня. Он считается родоначальником небесного огня, который, нисходя на землю, дает жизнь. С наступлением весеннего тепла он оплодотворяет землю дождями и выводит из-за туч ясное солнце. Его усилиями мир всякий раз как бы рождается заново. Согласно некоторым легендам, молнии Перуна двоякого рода:

  • лилово-синие - «мертвые», разящие насмерть;
  • золотые - «живые», созидающие, пробуждающие земное плодородие.
Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой, серебряной головой и золотыми усами и бородой. В народных легендах Перуна представляют в образе всадника, скачущего по небесам на коне или едущего на колеснице. Грохот от колесницы люди принимали за раскаты грома. А так же Перуна представляют себе в виде немолодого разгневанного мужчины с рыжей клубящейся бородой. Рыжая борода - непременная черта Бога грозы у самых разных народов. В частности, рыжебородым считали Громовержца Тора в скандинавском пантеоне. У Перуна точно известно, что волосы были, как грозовая туча - черно-серебряные. Колесница Перуна запряжена крылатыми жеребцами, белыми и вороными. Между прочим, сорока - одна из птиц, посвященных Перуну, именно из-за своей окраски. Само имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильнее бьет», «разящий». Перуна считали учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды. Люди верят, что Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает облик лесного быка Тура, поэтому бык считается священным животным Перуна. Цветком Перуна считается голубой ирис (шесть лилово-голубых лепестков, громовой знак). Святилища Перуна устраиваются под открытым небом. Они имеют форму цветка; в тех святилищах, что раскопаны археологами, «лепестков» обычно восемь, но в древнейшие времена, по мнению ученых, их было шесть. «Лепестки» представляли собой ямы, в которых горят неугасимые священные костры. Посередине ставится скульптурное изображение Перуна. Перед изображением Бога помещается алтарь, обычно в виде каменного кольца. Туда складываются приношения и проливают жертвенную кровь: чаще всего животную.

Погода, славянский бог погоды

Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды. Сын Стрибога.

Полудница, славянская богиня дня

Полудница - богиня дня. Ей также соответствуют Полуночница или Полуночник. Сестра Купальницы, Вечерки и Зари-Зареницы.

Посвист, славянский бог бури

Посвист - старший ветер, считается богом бури. Сын Стрибога.

Радогост, славянский бог кары Всевышнего

Радогост - у него была львиная голова. Он - суть карающий лик Всевышнего. На свет Радогост явился в полном вооружении. В руке он держал щит, а на щите нес голову буйвола, представляющего бога Велеса. В другой руке он держал молот Сварога, на голове его сидела Уточка. От ухода в Навь Радогост становится загробным судьей, чтобы карать грешников и судить людские души.

Род – Единый Бог Славян

В Роде объединяется все: добро, зло, любовь, ненависть, жизнь, смерть, созидание, разрушение и т.д. Все остальные боги, впрочем, как и люди, являются его проявлениями. Он – Отец и Мать богов. Род участвует во всех порождениях, в том числе и людей. Род – Вселенная. Род родил – камень Алатырь; бога молитвы Барму – из слова Рода; Козу Седунь [Сатана]; Корову Земун; Ладу-матушка – богородица; Майю; Матерь Сва – дух Божий – Род испустил из своих уст; Мать Сыру Землю – из сбитого молока; Мировую Уточку – из пены Океана; Ра – бога солнца – вышел из лица Рода; Сварога – отца небесного; Стрибога – из дыхания Рода; Тарусу – Дух Бармы; Чёрного змея; Юшу – Змея, держащего Землю.

Сварог, славянский бог семейного очага

Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин. Об этом боге ходят довольно противоречивые сведенья. Например, Дажьбога в одной летописи называют сыном Сварога, что дает основания видеть в нем бога Неба. По легенде Сварог бил по камню, который принесла русалка Рось, чтобы у нее родился сын от Перуна. И, когда Сварог бил по камню, то искры сыпались во все стороны, и из этих искр и родился Тарх – Дажьбог. Поэтому доподлинно неизвестно кто его настоящий отец Перун или Сварог. Само имя бога связывают с санскритским «свар» - Небо, а так же Свет. Сварог - кузнец. Он кует в небесной кузнице и, потому его связывают с огнем. Сварог - хозяин и хранитель священного огня и его творец. Сварог так же считается отцом бога Огня Семаргла и Стрибога, а так же всех своих воинов Ратичей. Сварог очень способствовал развитию знаний. Так же мы находим сравнения Сварога с Гефестом (греч.). Именно Сварог подарил людям клещи и научил выплавлять медь и железо. Сварог установил самые первые законы, по которым каждому мужчине полагалось иметь только одну женщину, а женщине одного мужчину. Самое большое святилище Сварога находится в польском селении Радогост. Сварогу поклоняются в Чехии, Словакии, где называют его «Рарогом».

Святибор, славянский бог леса

Святибор - Бог лесов, боров, господин леших.

Святовит, славянский бог света

Святовит - Бог света, плодородия, урожая, осеннего солнца, зерна. Также считается божеством войны и победы, поэтому его часто представлют в образе воина-всадника. Самое почитаемое святилище Святовита находится в балтийско-славянском городе Арконе. Оно описано в многочисленных хрониках, в которых говорится, что святилище представляло собой каменный храм, выкрашенный в красный цвет. Там находилось изображение бога в виде четырехликого идола. Кроме того, в храме хранились и военные атрибуты Святовита: меч, знамя и копье. При храме живет белый священный конь. Считается, что по ночам бог выезжает на нем, чтобы принять участие в сражениях с врагами. Поскольку подобные идолы обнаружены и на территории России, следует считать, что в глубокой древности Святовита почитали у всех славянских народов.

Сива, славянский бог сева

Сива - бог сева, урожая и скотины, сходен с функциями, выполняющимися Велесом и Ярилой. После того, как Сива прогнал Кощея с горы Хвангура, он сам стал там править, и ему прислуживала богиня Жива. Рядом с Сивой и Живой был живой колодец с живой водой, и из этого колодца бил огонь до неба.

Сида, славянская богиня, хранительница Нави

Сида - хранительница и провожатая Пути в Навь.

Спорыш, славянский бог достатка

Спорыш – у восточных славян дух жатвы, живущий в двойном колосе, бог достатка, урожая, богатства. Из таких колосьев в Белоруссии после жатвы плели венок, приносили на хозяйский двор и пели «спорышевы песни». Кого Спорыш любит - у того дом будет всегда полной чашей. Также, как и Авось, Спорыш непредсказуем. У кого поселится - неизвестно. Но как усядется на одном месте - не сгонишь. Чтобы Спорыш ушел, сильно надо постараться в лености да разгильдяйстве.

Среча, славянская богиня счастья

Среча - богиня счастья и удачи.

Стрибог, славянский бог ветра

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра. Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками». Родился Стрибог из дыхания Рода. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна. Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств. Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус».

У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:

Посвист - старший ветер, считается богом бури;

Подага - жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;

Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;

Южный ветер - имеет горячий, южный нрав, несет с собой тепло и запах Юга;

Северный ветер - несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;

Западный ветер - настоящий европеец, немного суховат, бывает сердит, но малый он добрый;

Восточный ветер - как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный;

Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.

Сурица, славянская богиня света

Сурица - солнечная Богиня радости, света (напиток сурья (мед питный)). Супруга Хмеля. Дочь Дажьбога.

Ярило, славянский бог неистовой любви

Ярило – Яростный – значит неукротимый, яровать – неистовать, забываясь, Ярун – глухарь во время тока, не видящий и не слышащий ничего кроме подруги и ревнивых соперников, которых надо прогнать. И еще много родственных слов, и все они рассказывают о сильных эмоциях, неподконтрольных рассудку и часто связанных с идеей плодородия, размножения, физической любви. Вот эта сторона любви, которую поэты называют «страстью кипучей», и находилась «в ведении» славянского Бога Ярило. То есть, его можно назвать в какой-то степени богом любви. Ярило представляют юным мужчиной: пылким, влюбленным женихом одетым в белые одежды, босым, разъезжающим на белом коне. По другим поверьям Ярило изображается в виде женщины, одетой в мужской наряд: белые брюки и рубашку. В правой руке она держит чучело человеческой головы, в левой - ржаные колосья. На голову Яриле надевают венок из первых полевых цветов. Именно так на праздники весной наряжали девушку древние славяне, сажали ее на коня и водили по полям. Ярила принадлежит к ежегодно умирающим и воскресающим богам плодородия (именно это означает чучело головы в его руке).

Ярила - бог весны: он воплощает ее плодородные силы, он приносит ее с собой, от него зависит и ее своевременный приход, и осуществление надежд крестьян. Ярило появляется в положенное время года, распространяет весеннее солнечное тепло, возбуждает производительную силу в растениях и людях, вносит в жизнь природы и жизнь людей молодую свежесть, пылкость чувств, наполняет людей храбростью. Именно из-за отца Ярило стал земледельцем, ведь его отец могучий Велес, как и его мать, он стал воином (матерью была Дива-Додола). Родился Ярило от того, что Дива понюхала чудесный ландыш, в который превратился Велес. Яриле подчиняются дикие животные, духи природы и низшие божества. Зимой Ярила превращается в Мороз и уничтожает то, что родил весной.

bukvasha.ru

Боги древних славян

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 3

Цель урока: формировать интерес к истории Отечества.

Образовательные задачи:

  • формирование навыков самостоятельной работы обучающихся, поиска и вычленения необходимой информации;
  • формирование понимания роли богов в жизни человека в прошлом;
  • формирование компетентностей: мобильности, коммуникативных, информационных.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного и творческого мышления обучающихся;
  • активизация мыслительной деятельности, расширение кругозора обучающихся;
  • развитие умения выступать перед аудиторией.

Воспитательные задачи:

  • формирование интереса, уважения к родной истории;
  • развитие коммуникативных качеств учащихся через умение работать в группах.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая.

Оборудование для учителя:  мультимедийная презентация, тестовое  задание, выставка учебных пособий, энциклопедий.

Используемая методическая литература: поурочные разработки по предмету "Окружающий мир" 3 класс

Оборудование для учащихся: учебник “Окружающий мир” (Н.Ф. Виноградова, 3 кл., ч.2), рабочие тетради “Окружающий мир” 3кл., ч.2.,

Материально-дидактическое оснащение урока:

  • Используемое оборудование: мультимедиапроектор, доска-экран.
  • Демонстрационный материал и программы: мультимедийная презентация

Раздаточный материал:

  • Карточка с заданием “Соедини стрелкой слова”;
  • Карточка с текстами о злых духах: леший, русалка, кикимора, водяной, домовой.

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, готовы вы к уроку? На вас надеюсь я друзья! Мы хороший дружный класс, Всё получится у нас!

Я посылаю тепло улыбки вам, а вы улыбнитесь друг другу. Вот с таким хорошим настроением начнем урок.

Учитель: Вы знаете, что есть на свете такая замечательная страна, где быль чудеснее сказки. И находится она не за семью морями, далёкими горами, а в учебнике “Окружающий мир”. Называется она Страной историей. Попасть туда нетрудно – стоит лишь перевернуть страничку и продолжить изучение интересного раздела “Как жили наши предки”.

- Ребята, скажите, надо ли изучать историю? (ответы детей)

- Как вы думаете, зачем мы изучаем историю наших предков? (ответы детей)

Обобщение: Нам интересно знать, как жили русские люди раньше. Хотим понять, чем они интересовались, что любили наши предки и что отвергали, чем занимались, какую одежду носили, каким богам поклонялись.

 - Не случайно эпиграфом нашего урока стали  слова великого русского поэта А. С. Пушкина: “...Клянусь честью, что   ни за что на свете я не хотел бы переменить  Отечество или иметь другую историю,    кроме истории наших предков”. Поэтому 2012 год указом Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева объявлен годом Российской истории (на оформленном стенде сведения о знаменательных датах, которые отмечаются в 2012 году).

II. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, скажите, как можно изучать историю?

Ответы детей: Историю можно изучать по учебникам, археологическим раскопкам, историческим документам.

- Перед вами исторический документ:

Созижден высоко Перунов гордый храм, Он тени распростёр далёко по горам; Пред ним всегда горит неугасимый пламень, При входе утверждён краеугольный камень, И камнем гибели народом наречён.

<Презентация 1. Слайд №1>

Вопросы:

- Кто догадался, кому посвятили древние славяне эти строки?

- Совершенно верно, Перуну.

- Как догадались?

- Кем был Перун?

- О ком будем говорить на уроке?

- Тема урока: Боги древних славян. <Презентация 1. Слайд №2>

- На уроке мы должны узнать, каким богам поклонялись древние славяне, каких духов боялись и какие праздники проводились в честь богов.

II. Работа над новой темой

Жизнь древнего человека зависела от природы. Не зная причин происхождения природных явлений, люди приписывали их воле богов. Такая вера получила название язычество, т.е. “народная вера” <Презентация 1. Слайд №3>

Богов у славян было много, и каждый из них отвечал за что-то своё.

- Сейчас ребята расскажут вам о наиболее почитаемых богах. Вы внимательно слушаете и запоминаете. Эти знания расширят ваш кругозор о богах наших предков.

- Перед вами изображение главного бога Перуна. <Презентация 1. Слайд №4>

- О нем нам расскажет (Ф.И.ученика)

Ученик: Бог Перун был грозный бог, его считали ещё богом войны. Рука его управляла громом и молниями. В честь него ставились деревянные идолы (фигуры), сделанные из могучего дуба. Возле них приносились жертвы богу Перуну. И место это называлось храмом Перуна.

Дополнение учителем: Если черные тучи закрыли небо, значит Перун в гневе. А в гневе он страшен, посылает на землю бури и ливни, выбивает градом посевы, поджигает жилища, убивает скот, людей.

Учитель: - Древние славяне верили в бога Сварога. О нем нам расскажет (Ф.И.ученика).

Ученик: Сварог – бог огня, неба, ненастья, ветров, ураганов. По преданию он бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нём готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог является защитником кузнецов.

<Презентация 1. Слайд №5>

Учитель: - Сыном Сварога был бог Даждьбог. Об этом боге расскажет (Ф.И.ученика).

Ученик: Даждьбог – это бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает. Именно от него ожидали исполнения желаний, здоровья и прочих благ. Даждьбога считали добрым богом. Даждьбог — “дающий Бог”.

<Презентация 1. Слайд №6>

Учитель: - Была у древних славян и богиня. Её звали Макошь. О ней нам расскажет (Ф.И.ученика). <Презентация 1. Слайд №7>

Ученик: Макошь - богиня урожая, подательница благ, “ма” означает “мать”, “кошь” - корзина. <Презентация 1. Слайд №8>

Макошь считалась самой главной богиней восточных славян. От количества урожая зависела судьба человека, поэтому ещё её называли богиней судьбы.

Учитель: У древних славян был и бог солнца. О нём нам расскажет (Ф.И.ученика).

Ученик: Ярило - бог солнца. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о тёплом лете и хорошем урожае. Ярило – божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира.

<Презентация 1. Слайд № 9>

Дополнение учителем: Но бывает, что бог Ярило сердится на людей. Тогда сохнут реки, выгорают посевы на полях. Голод губит людей и животных.

- Молодцы ребята. Вы подготовили интересные сообщения.

III.

Закрепление изученного.

Учитель: - А теперь проверим, как ребята внимательно слушали. Предлагаю выполнить задание на карточке. С левой стороны записаны боги, а справа значение богов. <Презентация 1. Слайд № 10>

С помощью стрелки соедините слова левого и правого столбика.

Перун бог жатвы
Сварог бог войны
Даждьбог бог неба
Ярило богиня урожая
Макошь бог солнца

- Поменяйтесь карточками. Проведем взаимопроверку с помощью экрана.

- (Ф.И. ученика) читай первое предложение. (и т.д.)

- Оцените работу. Кто выполнил без ошибок? Молодцы.

<Презентация 1. Слайд №11>

Физминутка с движениями

Учитель: Немного отдохнем. Встали все. Мы знаем, что славяне отличались трудолюбием. Мужчины были хорошими охотниками. Изобразите, как они охотились из лука, догоняли раненных зверей, как сидели в засадах на зверей. А женщины отвечали за порядок в доме. Изобразите, как они подметали полы.

- Хорошо. Садитесь.

Продолжение изученного

Учитель: - Ребята, кроме добрых богов и богинь, существовали и злые, которых наши предки называли нечистой силой. Они вызывали у них страх и неприязнь.

- В литературных произведениях, какого жанра мы встречаемся с такими персонажами?

- Предлагаю посмотреть фрагмент из мультфильма.

(отрывок из поэмы “Руслан и Людмила”).

<Презентация 1. Слайд №12>

- Каких сказочных существ увидели? Назовите. (Ответы детей)

- Кроме этих двоих были и другие. Предлагаю познакомиться с ними.

Работа по группам

- Для этого поработаем в группах. Для каждой группы я приготовила рассказы о разных нечистых духах. (1 гр. – о лешем, 2 гр. – о русалке, 3 гр. – о кикиморе, 4 гр. – о водяном, 5 гр. - о домовом).

- Ваша задача, внимательно прочитать, подчеркнуть характерные особенности данного существа. Организуйте группы. (Групповая работа).

- Проверяем.

1 гр. Леший - хранитель лесов. Леший похож на человека. Волосы у лешего длинные серо-зелёные. В лесу леший может выглядеть гигантом, а на открытой местности он чуть выше травы. Чаще всего он показывается людям дряхлым стариком или косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой.

<Презентация 1. Слайд №13>

2 гр. Русалки живут в реках. Они походят на красивых девушек с рыбьим хвостом вместо ног, с длинными распущенными зелёными волосами. В целом русалки — существа опасные и враждебно настроенные к людям.

<Презентация 1. Слайд №14>

3 гр. Кикимора - дух сна и ночных приведений. Появляются только ночью. Кикиморы любят шутить с людьми. Они могут быть невидимыми. От кикиморы можно было защититься чтением молитвы.

<Презентация 1. Слайд №15>

4 гр. Водяной дедушка - хозяин вод. Водяного представляли в виде голого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зелёные усы. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно человека, чтобы он его развлекал.

<Презентация 1. Слайд №16>

5 гр. Домовой живёт в доме, по русскому поверью живёт за печкой. Если полюбит хозяина, то заботится о хозяине, а не полюбит - разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой около печки.

<Презентация 1. Слайд №17>

Физминутка

Учитель: - Домовой решил проверить, какие мы внимательные. Посмотрите внимательно вокруг. Что необычное заметили в классе? (на стенах висят рисунки с изображением старинной посуды).

- Что это?

- Это посуда древних славян.

- Из чего была сделана посуда древних славян? (из глины)

Закрепление

- Отдохнули, продолжаем урок дальше.

- Подведём итог групповой работы.

- Для этого решите кроссворд. Откройте рабочие тетради, стр. 17. Вам надо выполнить пять заданий. Предлагаю начать с выполнения заданий по вертикали.

<Презентация 1. Слайд №18>

- Проведем самопроверку с помощью экрана.

<Презентация 1. Слайды №19 - 23>

Праздники славян

- Какое слово получилось по горизонтали?

- Масленица. Это один из праздников, которую проводили в честь бога Ярило. В последний день масленицы сжигали соломенное чучело — символ зимы и блинами встречали бога солнца Ярило. Этот праздник дошел и до наших дней.

<Презентация 1. Слайд №24>

- В масленую неделю пели песни, зазывали масленицу. Послушайте, как это делали. (Ученица рассказывает стихотворение)

- Были и другие праздники. О них прочитайте самостоятельно по учебнику на стр. 63.

Вопросы:

- В честь какого бога проводится праздник Ивана Купалы?

- Когда отмечают этот праздник?

- Как отмечают его?

<Презентация 1. Слайд № 25>

Демонстрация выставки учебных пособий

Учитель: - Кто хочет узнать о праздниках древних славян, предлагаю посетить читальный зал школьной или сельской библиотеки, где найдёте различные учебные пособия.

Итог урока

- Наш урок подходит к завершению. Проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Для этого выполним тестовую работу с использованием карточек с цифрами. В каждом вопросе 3 варианта ответа. Вы показываете нужную карточку с ответом.

<Презентация 1. Слайды № 26 - 34>

1. Перун был богом:

а) солнца;

б) войны;

в) огня.

2. Славяне верили, что в лесу живёт:

а) водяной;

б) леший;

в) домовой.

3. Масленицу проводили в честь:

а) бога Ярило

б) злых духов

в) просто так

- Молодцы. Вы успешно справились с работой. Я вами довольна.

Оценивание детей.

Домашнее задание. Предлагаю на выбор. Кто хочет получить высокую оценку, готовит сообщение о богах, о которых на уроке не говорили. Кто хочет поучить хорошую отметку, выполните задание учебника стр. 64.

Итог на рефлексивной основе

- Мне бы хотелось, чтобы вы продолжили фразы:

Сегодня на уроке я узнал ......

Мне было особенно интересно .....

Литература

1. Н.Ф.Виноградова. Окружающий мир. 3 класс, ч.2 Вентана-Граф, 2010.

2. Н.Ф.Виноградова. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3класс, ч.2 Вентана-Граф, 2010.

3. Суворов Ю. М. Знаете ли вы историю своей Родины? – Минск, 1980.

4. Энциклопедия для детей. Т. 2/ Под ред. С. Исмаиловой. М., 1996.

5. Методическая газета для учителей начальных классов “Начальная школа” №13 - 2005.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Боги древних славян»

страница 1 Тема урока: « Боги древних славян» Цели урока: 1. Дать представление о возникновении религиозных верований у славян

2. Познакомить с понятиями: язычество, духи, боги, идолы, жертва. 3. Познакомить с пантеоном славянских божеств. 4. Воспитывать уважение к предкам, к истории Руси. Оборудование: компьютер, видиапроектор, учебник «Окружающий мир» (3 класс), сообщения учащихся.

Ход урока.

  1. Организация урока.
  2. Вступительное слово учителя.
- Мы продолжаем знакомство с темой «Как жили наши предки»

(1 слайд). Сегодня мы познакомимся с возникновением верований у славян.

- Наши предки в борьбе с хищными зверями, голодом, болезнями, засухой, наводнениями на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Задумываясь над тем, как устроен окружающий мир, они искали объяснения всему неизвестному. Так появились религиозные верования.

- Что такое религия? (2 слайд)

3. Знакомство с низшими духами.

- Трава, деревья, реки, камни – словом все, что окружало человека, казалось ему живым. Он наделял их умом, чувством, речью. Весь мир казался населенным добрыми и злыми духами.

  • В каждой избе за печью живет добрый старичок домовой
(3 слайд) – покровитель дома. По ночам он любит шалить, но чаще помогает людям. Домового «кормили» оставляя на ночь ужин.

- Побольше о домовом узнаем из сообщения ученика. (сообщение)

Домовой

«Божество домашнего очага. Великорусы называли его дедушкой, хозяином. Малорусы – дядько, государь. Белорусы – падпечка. Место домового обычно под или за печкой. По поверьям привязанность домового к дому очень велика: или обычно за печкой называли его дедушкой, хозяином. даже после пожара он не покидает печи обгорелого жилья. Кроме избы он поселяется в банях, винокурнях. т.е. везде, где есть печь, отчего его иногда называют банником.

Домовой – покровитель всех домашних животных. У него есть своя любимая лошадь или корова, которую он холит , чистит, подсыпает им больше корма.

Домовой очень редко показывается человеку, и то перед несчастьем, предостерегая хозяев. Его можно видеть в ночь на Светлое воскресенье или Чистый четверг: он космат, но более этой приметы нельзя упомнить, так как он отшибает память».

  • Иногда в доме поселялось злое существо, стараясь выжить его обитателей. Это кикимора (4 слайд). В нее превращался родившийся мертвым или умерший ребенок.

- Сообщение о кикиморе нам прочтет ученик. (сообщение)

Кикимора.

«В славянской мифологии – мифическое существо женского пола. Бывают двоякого происхождения: или это младенцы, умершие некрещеными, или это дети, проклятые своими родителями и поэтому похищенные нечистой силою. Кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляются в виде покинутого на пути ребенка: подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Наравне с домовыми духами кикиморы живут за печкой и порой надоедают хозяевам шумом и возней. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние.

Сестра кикиморы – кикимора болотная, злой, болотный дух. Близкая подруга Лешего. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Людям показывается очень редко, ибо предпочитает быть невидимкой и только кричит из болота громким голосом и затаскивает зазевавшихся путников в трясину».

  • Стоило ступить в лес – и славянин оказывался во владениях лешего (5 слайд). Этому мохнатому старику с рожками на голове, до пят обросшими зелеными космами, с козлиными ногами – подчинялись все обитатели леса. Коварен старик: любит менять обличие, голос, шутить над людьми, не прочь и навредить им. Но лешего можно задобрить: отдать ему овцу или корову, пообещать первую добычу на охоте, положить для него хлеб или пирог на пень.

- Послушаем ученика нашего класса с сообщением. (сообщение)

Леший.

Леший считается хозяином леса, покровителем зверей и птиц, но иногда он почитается, как дух леса. По убеждениям многих крестьян в каждом лесу был свой лесовик. Он часто появлялся в сопровождении стада волков, или перегонял зверей и птиц с места на место. Леший также охранял лес от охотников, но мог заключить с ним и справедливые договоры на пользование дарами леса.

Как же выглядит леший? Обычно у него рога и козлиные ноги, длинные растрепанные волосы и большая седая борода. Он одет чаще всего в белую рубаху или балахон, на ногах лапти, а на голове широкая большая шляпа. Рост он меняет в зависимости от того, где живет. В лесу он вровень с самыми высокими деревьями, а на лугу или поляне – он вровень с травой. Леший может явиться в виде зверя, птицы, жеребца, человека и даже гриба. Он часто пугает людей хохотом, бьет в ладоши, уносит детей и заводит путников в непролазную чащу.

  • Вечером или ночью появлялся хозяин рек и озер – водяной
(6 слайд) с длинными и зелеными волосами и бородой из тины, покрытый черной чешуей с перепонками на руках. Много неприятностей сулила рыбакам встреча с ним.

- Сообщение о водяном нам прочтет ученик нашего класса. (сообщение)

Водяной.

В русской мифологии – дух, живущий в реках у мельниц. Представляется в народном воображении стариком с длинной седой бородой, с шапкой и жезлом из водяных растений. Он пребывает днем в омуте, где у него построены каменные палаты. Ночью он является на поверхность воды, иногда выходит на берег и по временам борется с лешим. В его власти находятся все рыбы; он может их подарить или проиграть другому водяному.

При каждой мельнице живет один или несколько водяных, которые приносят пользу мель Нику, если он колдун, и величайший вред – если он не старается войти с ними в дружеские отношения. Имеет свое семейство: жен утопленниц, и детей, которые иногда попадают в сети к рыбакам.

Весной, когда начинает ломаться лед, водяной просыпается от долгого зимнего сна, голодный и сердитый: он вздымает волны, разгоняет рыбу.

Вопрос: - Как вы думаете, почему славяне верили в духов? Какие неприятности могли причинить людям духи? (Люди не могли объяснить причины неудач в быту, в занятиях рыбной ловлей, охотой, а также в земледелии и скотоводстве. Поэтому верили в духов и богов). (7 слайд)

  1. Физкультминутка.
  1. Беседа о верховных божествах.
- До появления на Руси христианства наши предки были язычниками (8 слайд). - Что такое язычество? - Кроме низших богов, славяне поклонялись верховным божествам. Одним из главных божеств считался – СВАРОГ.
    • Бог неба СВАРОГ – считался владыкой Вселенной, отцом светлых богов. Его также почитали как бога огня. Он мог появиться и в стволе дерева, и в последнем сжатом снопе, и в круглом хлебе, и в грозной туче, или в облике седобородого странника. Славянам нужно было уважительно относится и к природе и к незнакомым людям. (9 слайд)

      • ДАЖДЬ-БОГ (Харс) – бог Солнца, один из любимейших сыновей СВАРОГА, по представлениям славян обитает на востоке. Оттуда он объезжает на своей колеснице запряженной белыми огненными лошадьми. Бог рассыпает по небу свои лучи – стрелы, освещая и согревая землю. (10 слайд)

      - Работа по учебнику стр.61 (чтение текста о ДАЖДЬБОГЕ)

        • Особенно почитали наши предки бога грома и молнии – ПЕРУНА. Они его считали покровителем земледелия, кузнечного дела и воинов. Молнии – его стрелы и мечи; радуга – его лук; мощной палицей разбивает он тучи, гром выражает его гнев. Перун посылает на землю дожди, от него зависит урожай, а значит и жизнь. Богатырский конь переносит его в любое место, ему служит сокол и орел, ворон и петух, возвещающий наступление утра. Крапива и чертополох напоминают о его стрелах. Могучие дубы, похожие на тучи, считались у славян священными. (11 слайд)
        Работа по учебнику стр.60 ( чтение текста о ПЕРУНЕ)
          • Кроме этих богов наши предки почитали: (12 слайд)

          Вопрос: - Как вы думаете, что предпринимали славяне, чтобы уберечь себя от козней злых духов и гнева богов? (Они обращались к богам с молитвами, с просьбами и благодарностью, приносили им жертвы (дары богам).

          1. Словарная работа. (слайд 13)
          - Обратите внимание на новый слайд. Опишите, что вы на нем видите?

          - Это СВЯТИЛИЩА. Славяне приносили дары богам – для этого существовали специальные места – СВЯТИЛИЩА. Их устраивали на возвышенных местах, окружали рвом, земляничными волами. День и ночь здесь горели костры. Дым костров должен был донести богам эти жертвы и просьбы славян. Проведением праздников жертвоприношений ведали ВОЛХВЫ (чародеи и колдуны), к ним обращались за советом и предсказаниями. Вопрос: Что могли просить славяне у богов (ХОРСЕ, ПЕРУНЕ, РОЖЕНИЦЫ (богине плодородия) ?

          1. Творческая работа.
          Нарисуйте любого бога славян. Как вы его представляете.
          1. Итог урока.
          - Что нового вы узнали на уроке? Что понравилось?
          1. Дом. работа
          Назовите сказки, в которых действуют персонажи, похожие на славянских богов и духов.страница 1 скачать файл

          Смотрите также:

          «Боги древних славян» 74.9kb. 1 стр.

          Программа дисциплины история южных и западных славян нового и новейшего времени 127.87kb. 1 стр.

          О происхождении славян и русов и специфике Деснинско-Северского региона 122.46kb. 1 стр.

          moglobi.ru