Боги древнем египте. Все Боги Древнего Египта: список и описание
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Боги и богини Древнего Египта (стр. 1 из 4). Боги древнем египте


Боги Древнего Египта – список и описание в таблице (5 класс, история)

В учебнике 5 класса истории Древнего мира сразу после изучения первобытного мира начинается история Древнего Египта. Давайте познакомимся с богами Древнего Египта.

Главные боги Египта

В период Раннего царства каждый крупный город египтян имел свой пантеон богов, именуемый эннеада. Среди верховных божеств все-таки на территории всей страны выделялось 9 основных существ.

Впервые пантеон из 9 богов был зафиксирован в Гелиополисе и относится к временам раннего Египта. Ученые полагают, что пантеон верховных богов египтян был перенят именно оттуда.

Бог Ра в Древнем Египте являлся верховным существом и олицетворял солнце. Он изображался с человеческим телом и соколиной головой, над которой располагалось изображение Солнца.

Бог Амон-Ра

Рис. 1. Бог Амон-Ра.

В разных городах имя Ра изменялось на Амон-Ра или Хнум-Ра. Именно он создал окружающий мир и стал им управлять. Для людей это было самое счастливое время.

Его божественная сила была заложена в имени. Чтобы обрести эту силу, другие боги всеми способами пытались его узнать, но тщетно. Лишь в глубокой старости Ра раскрыл секрет своего имени и дорого за это поплатился.

Рассердившись, Ра покинул Землю и ушел на небеса, но продолжил заботиться о людях. С тех пор ежедневно на лодке Атет он движется по небосводу, а чуть выше его головы зияет золотой круг, символизирующий солнце. В полдень он меняет лодку и на другом челноке направляется в подземное царство. Там он встречается с гигантским чудовищем Апопом, олицетворяющим сумрак. Между ними случается битва и Ра всегда побеждает, но Апоп вновь возвращается на следующий день на свое место и вновь готов к схватке со светом.

Бог Осирис был правнуком Ра и выполнял обязанности правителя мира. Он вступил в брак с богиней Исидой и обучил людской род многим нужным ремеслам и умениях. Его брат, бог по имени Сет, живущий в пустыне, завидовал Осирису. Выбрав момент, Сет атаковал Осириса и умертвил брата, а тело разделил на 14 кусков и разбросал по миру. Вскоре части Осириса были найдены Исидой, собраны вместе и в подземном царстве собраны в мумию, ставшую первой в истории Египте.

Бог Осирис

Рис. 2. Бог Осирис.

Исида была очень популярна в Египте за счет того, что являлась богиней плодородия и материнства. Она родила от Осириса Гора – бога, правившего последним в Египте до фараонов. Гор изображался древними художниками с головой сокола и телом человека. Он решил отомстить за отца и вызвал Сета на бой, в котором одержал над ним верх, а затем изгнал побежденного в пустыню. Гор сумел оживить своего родителя, отдав за его воскрешение свой левый глаз. С тех пор Осирис – правитель загробного мира.

Кроме Осириса, Сет приходился братом Исиде и Нефтиде, которую взял себе в жены. Сет являлся богом пустынных бурь, войны и хаоса. Он являлся воплощением зла и представлялся в виде человека с головой осла.

Египтяне почитали Нефтиду как богиню творения, пронизывающего пространство и время, всего того, что нельзя почувствовать на ощупь или увидеть.

Прочие персонажи египетской мифологии

По подсчетам ученых, в Древнем Египте было около 5 тысяч богов. Такое огромное число связано, как правило, с тем, что в каждом крупном городе божества и прочие мифические существа были уникальными с различной иерархией. Список и описание всех существ бесконечен, но некоторых следует рассмотреть подробно.

Живым, видимым и осязаемым существом, которому египтянами придавалась некоторая божественность, были кошки. Эти животные символизировали плодородие и солнце. Известно, что в Древнем Египте жили три вида кошек – дикая ливийская, камышовый кот и сервал. Кошки стали воплощением богини Бастет в Древнем Египте, а она стала невероятно популярной среди населения. Кошек за свою причастность к богам стали именовать «оком Ра».

В озере, полыхающем огнем, что распложено в подземном царстве (Дуата) обитал монстр с туловищем и передними лапами льва, головой крокодила и задними конечностями гиппопотама – Амат. Он пожирал души мертвых, признанных грешными на суде Осириса.

Изначально богом Дуата был бог смерти Анубис, но вытесненный оттуда Осирисом, он стал провожатым людских душ и взвешивал их душу на специальных весах. Он изображался с головой шакала.

Бог Анубис

Рис. 3. Бог Анубис.

Рассмотрим богов, живущих не в Дуате, при помощи таблицы.

Бог

Функции

Изображение

Атон

Бог небесного светила. Отвечает за освещение светом мира людей

В виде солнечного круга с тянущимися к людям руками

Птах

Творец мира, покровитель человеческого творчества и плодородия

Человеческое

Маат

Богиня правды в Древнем Египте. Она покровительница справедливости, законности и нравственных устоев. Перо с головы Маат укладывалось на одну чашу весов Осириса, а душа человека на другую

Женщина с пером страуса на голове.

Тот

Бог мудрости и научного познания. Является божеством луны

Голова ибиса человеческое тело

Уаджет

Заступница Северного Египта

Богиня-змея

Тефнут

Одна из богинь, символизирующая пространство между Землей и Небом

Рененутет

Покровительница урожая

В виде кобры

Нейт

Богиня сражений и охоты

Двуполая женщина

Что мы узнали?

У древних египтян было колоссальное количество богов и у каждого была своя, даже самая маленькая зона ответственности в окружающем людей мире.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Все Боги Древнего Египта: список и описание

Все Боги Древнего Египта: список и описаниеАмат (Амт, Амамат)Амат — мифологическое чудовище, но также богиня возмездия за грехи. В её образе совмещались черты крокодила, льва и гиппопотама: тело принадлежало гиппопотаму, лапы и грива льву, а голова крокодилу.На загробном суде, если сердце покойного перевешивало на чаше весов, то он попадал в Поля Иару, то есть в рай. Если этого не случалось, то сердце умершего пожирала Амт.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеАмон-РаВ Фивах (Верхний Египет) Амон был местным богом ветра. После объединения Верхнего и Нижнего Египта культ Амона постепенно набрал силу и слился с культом Ра. После чего Амон-Ра стал верховным богом Египта.Все Боги Древнего Египта: список и описание

АнубисБог — погребальных обрядов, он защищал тело в период подготовки к похоронам и оберегал мумию в гробнице. Изображали его с головой шакала.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеАписСвященный бык города Мемфис, бог силы и плодородия.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеАтонБог Солнца. В период правления фараона Эхнатона Атон был единственным богом египтян. Считалось, что Атон сотворил все вещи и правит всем миром.Все Боги Древнего Египта: список и описание
Атум Бог заходящего солнца. Культ его слился с культом солнечного бога Ра, и Ра-Атум стал верховным богом Египта. Он считался предводителем девяти великих богов, которым поклонялись в Нижнем Египте.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеБастБогиня, изображавшаяся в облике кошки или с кошачьей головой. Ей поклонялись как носительнице солнечного света.Все Боги Древнего Египта: список и описание
БэсБог танцов и пиров, которому в Древнем Египте поклонялись простолюдины. Его изображали в виде кривоногого уродца карлика с широким бородатым лицом, облаченного в львиную шкуру. Бэс защищал людей от змей, отпугивал злых духов, помогал при родах. Он охранял египтян от разных бед и как покровитель семьи почитался по всей стране. Сохранилось множество оберегов в виде фигурок Бэса.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеГебОдин из девяти великих богов («великой эннеады»), которого чтили в Гелиополе, «Городе Солнца» (Нижний Египет). Геб был богом Земли.Все Боги Древнего Египта: список и описание
Гор (Хор)Сын Осириса и Исиды, бог восходящего солнца. Его заклятым врагом был Сет, захвативший трон Осириса. Гор бросил Сету вызов, и они долго состязались в силе и хитроумии. В конечном счете спор был разрешен Осирисом, который потребовал отдать трон Гору как своему законному наследнику.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеИсидаБогиня любви и судьбы, дочь Геба и Нут. Исида вышла замуж за своего брата Осириса и родила от него сына Гора. Она была верной женой и любящей матерью. С помощью магии она воскресила и Осириса, и Гора, убитых Сетом. Исиду часто изображают с младенцем Гором на руках. Она воспитала в сыне ненависть к Сету, чтобы Гор отомстил за отца.Все Боги Древнего Египта: список и описание
МаатДочь Ра, богиня истины и справедливости. Маат наблюдает за правильностью совершения религиозных ритуалов и следит за поведением людей.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеМеритсегерМестная богиня Фив, изображавшаяся в виде змеи с головой женщины. К праведникам Меритсегер была благосклонна, а грешников карала ядовитым укусом.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеМесхентБогиня деторождения, помогавшая женщине терпеть боли при родах и предопределявшая судьбу новорожденного.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеМинБог мужской плодовитости, тесно связанный с Амоном-Ра. Во время праздника в его честь воздвигали священный столб, на который полагалось карабкаться участникам ритуала. Мин также покровительствовал племенам охотников и собирателей, обитавшим в пустыне к востоку от Нила.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеМонтуБог войны с головой сокола. Его священным животным был бык Бухие, который считался «душой Ра».Все Боги Древнего Египта: список и описаниеМутБогиня-мать, изображавшаяся с головой коршуна. Сочетавшись браком с Амоном-Ра, она стала царицей небес.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеНейтБогиня рукоделия, согласно некоторым мифам, соткавшая мир. Нейт также охраняет мумифицированное тело покойника до момента его погребения.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеНефертумСын Птаха и Сехмет. Его изображали в виде бородатого мужчины с кривым мечом в руке и цветком лотоса на голове. Согласно некоторым мифам, бог Ра каждое утро рождается из цветка лотоса.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеНефтидаБогиня мертвых, жена Сета. Когда Сет убил Осириса и спрятал его тело, Нефтида отправилась вместе со своей сестрой Исидой на поиски трупа.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеНехбетЖена бога Нила Хапи, покровительница Верхнего Египта. Нехбет защищает фараона и его детей. Иногда ее изображали в виде самки коршуна, распростершей крылья над головой фараона. НунБог первозданного хаоса, олицетворение беспредельной и бесформенной водной пучины, существовавшей в начале времен, до сотворения мира. Из глубин Нуна чудесным образом родился Ра, ставший «отцом богов».Все Боги Древнего Египта: список и описаниеНутБогиня ночного неба, мать звезд. Нут была сестрой и женой бога Земли Геба, но бог воздуха Шу разъединил супругов.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеОсирисБог плодородия, научивший людей возделывать землю и поклоняться богам. Завистливый брат Осириса, Сет, убил его и выбросил сундук с телом в реку. Исида отыскала труп и спрятала его от Сета, но Сету все же удалось снова завладеть телом брата. На сей раз убийца разрезал труп на части и разбросал их по всему Египту. Исида с большим трудом собрала все части воедино и предала тело мужа погребению. Возродившись в царстве мертвых, Осирис стал судьей в загробном мире. Он выносит приговор усопшему и решает его дальнейшую судьбу.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеПтахБог ремесла и искусства, истины и справедливости, которого изображали с посохом в плотно облегающих, длинных белых одеждах. Сначала ему поклонялись только в Мемфисе (Нижний Египет), но когда Мемфис стал столицей Египта, Птах приобрел общеегипетское значение. Ему приписали роль творца мира и создателя всех богов. Супруга Птаха — богиня Сехмет.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеРаСолнечный бог, изображавшийся с головой сокола, увенчанной солнечным диском или коброй. Ра поклонялись как верховному богу, создателю других богов и людей. Каждого фараона считали сыном Ра.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеРененетБогиня — покровительница детей. Она давала им имена, оберегала от несчастий и предопределяла их судьбу. РенпетБогиня, управлявшая течением времени. Каждую весну она возвещала о наступлении нового года и вливала в молодых людей свежие силы.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеСебекБог рек и озер, пресных вод и плодородия, изображавшийся в облике крокодила или человека с головой крокодила. Египтяне считали, чем больше в реке крокодилов, тем богаче будет урожай. Тем не менее Себек считался жестоким богом, умилостивить его можно было только частыми и обильными жертвоприношениями.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеСелкет (Серкет)Богиня, покровительница мертвых, изображающаяся в виде скорпиона. Она помогала своему отцу богу Ра истреблять врагов. К людям она была благосклонна и излечивала их от ран. СераписБог загробного мира, которому поклонялись греки и римляне, правившие Египтом. В образе Сераписа слились египетские боги Апис и Осирис. Серапис считался богом-целителем, спасителем от несчастий.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеСетБог зла, убивший своего брата Осириса и захвативший его трон. Позже боги передали власть Гору, которого Сет не смог убить. А Сет стал богом бурь и владыкой пустыни.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеСехметСвирепая богиня войны, истребляющая врагов Ра. Первоначально она была богиней любви Хатор. Но когда Ра послал ее уничтожить человечество, она превратилась в яростную Сехмет. Изображалась богиня в виде женщины с головой львицы.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеСешатБогиня письма, хранительница «библиотеки» богов. Сешат ведет записи обо всех поступках смертных и обо всем, что ожидает людей в будущем.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеСокарБог растительности и покровитель мертвых. Его изображали в виде мумии с головой сокола. Сокар охранял врата загробного мира.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеТауртБогиня с телом гиппопотама или крокодила и львиными лапами. Она покровительствовала будущим матерям, поэтому и изображалась с округлым животом. Таурт лечила от бесплодия, помогала женщинам при родах, следила, чтобы у них было достаточно молока.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеТефнутЛьвиноголовая богиня росы и дождя, сестра и супруга Шу. Тефнут была первой богиней, сотворенной Ра.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеТотБог луны, владыка мудрости и магии, покровитель красноречия, изобретатель письменности. Изображался с головой ибиса и палеткой писца. Тот помогает Осирису вершить суд в загробном царстве, записывая показания весов, на которых взвешивалась душа умершего.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеУпуатБог, сопровождавший душу покойного в загробное царство. Изображался с головой шакала или волка. Иногда отождествлялся с Анубисом.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеХапиБог Нила. Будучи мужского пола, Хапи тем не менее изображался с женской грудью, символизирующей плодородие, которое даровали египетским полям ежегодные разливы могучего Нила.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеХаторБогиня любви и плодородия. Ее изображали либо в облике коровы, либо в виде женщины, чью прическу украшал солнечный диск между коровьими рогами. Один из мифов повествует о том, как Ра послал Хатор уничтожить человечество, и тогда эта богиня превратилась в Сехмет, богиню войны и разрушения.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеХонсуСын Амона-Ра и Мут, бог луны. Хонсу наделяет фараона властью и могуществом. Его изображают в облике прекрасного сильного юноши с прической, увенчанной лунным серпом.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеХнумБог-горшечник, создавший людей из глины на гончарном круге. Жизнь в тела людей вдохнула жена Хнума, Хегет. Согласно некоторым мифам, Хнум сотворил также богов. Хнума изображают с головой барана.Все Боги Древнего Египта: список и описаниеШуБог воздуха и солнечного света, первое порождение Ра. Он разделил Геба и Нут, слившихся в супружеских объятиях. Так образовались Земля и Небо

Похожие статьи

www.shoustar.com

Боги Древнего Египта

Боги Древнего Египта Регион: Египет

Дата создания: 04.05.2010, изменено: 13.01.2012, общий рейтинг: 3.477

ЕГИПЕТСКИЕ БОГИ Боги Древнего Египта сыграли огромную роль для создания древнеегипетского общества, укрепления власти фараонов, а также для развития искусства и архитектуры. Огромное количество храмов,сохранившихся на территории современного Египта, посвящены богам: Хору,Ра, Хатхор, Амону, Осирису, Исиде, Серкету и многим другим богам. Отимени богов формировались принципы построения общества, правилаповедения и своды законов. ОСНОВНЫЕ БОГИБог Нун Хаос (от (др.-егип. "nwn" [Naun] - "вода", "водный") - первозданный океанБогиня Наунет - Жена Бога Нуна (олицетворение ночного неба)Дети Нуна и Наунет: Хапи, Хнума и Хепри

Бог Хух (Хех) - божество времени и вечности, бескрайнего пространства (космоса), Изборажается в облике мужчины с головой лягушки.

Нун Хаос создал бога Ра

Бог Ра — древнеегипетский бог  солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «солнце». Другие имена: Амон, Амон-Ра, ХнумДочери Бога Ра - Маат, Серкет, Хатхор, Сехмет и Тефнут (Любимая дочь, Око бога Ра)Альтернативные боги Солнца

Бог Амон - Бог Солнца, Царь БоговБог Атон - единый бог солнечного диска, первая попытка ввести единого бога (Фараон Эхнатон)Бог Амон-Ра - единый бог, созданные Богом Ра и Богом АмонЖена Бога Амона - Богиня Мут, их сын - Бог Хонсу

Боги - дети и внуки Богов Солнца

Богиня Маат - дочь Бога Ра, олицетворение  истины, справедливости, гармонии и этики. Изображается со страусинным  пером илм крылатой. Жена Птаха (одна из)Богиня Серкет - дочь Бога Ра, так же известная как Селчис, Селкет, Селкис, Селкхит, Селкит, Серкхет, Серкет-хетит и Серкуэт) — покровительница мёртвых Бог Птах - Бог искусств и ремесел, Жена - Богиня МаатДети Птаха и Маат - Нефертум, Имхотеп Бог Атум - создал себя сам их Хаоса - вышел из океана. Оплодотворил сам себя, проглотив свое семя и выплюнул богов-близнецов:Бог Шу -  воздух, покровитель воздушного пространства, освещаемого солнцемБогиня Тефнут - влага, любимая дочь бога Ра, Жена бога Шу

Дети Шу и Тефнута :  земля — Геб  и небо — НутБог Геб - земляБогиня Нут - небо, богиня космического пространства

Дети Геба и Нут: Осирис ,  Исида, Сет и НефтидаБог Осирис (Рождение)Богиня Исида (Возрождение)Сын Исиды и Осириса: Хор (Гор)Бог Хор (высота, небо) Богиня Хатхор - жена Хора - дочь Бога Ра, богиня неба, любви, женственности и красоты, изображается в образе коровы (человеское тело с рогами на голове), иногда в виде львицы.Дети Хора и Хатхор: Ихи (Бог Музыки)

Бог Сет (Пустыня), олицетворение Зла, грома, молний и засухи - убил Осириса из-за измены Нефтиды Богиня Нефтида, второе имя Небетхед (Владычица дом) - родила Анубиса от любовной связи с Осирисом, младшая дочь Геба, изображается с корзиной на головеСын Нефтиды : Анубис (незаконнорожденный)Бог  Анубис  - Бог Тьмы, потустороннего мира, сын богини Нефтиды, изображается  с человеческим телом и собачей головой или в образе Собаки, воспитан ИсидойБогиня Инпут - жена Анубиса, сестра Осириса, богиня мест погребения, изображается с головой Собаки

ДРУГИЕ БОГИ

Бог Ихи - бог Музыки, сын Хора и ХатхорБогиня Бастет - Баст (кошка) - богиня радости, любви, веселья, плодородия, лунного и солнечного света.  Египтяне приписывали кошке магические свойства. У  бога Египта Ра была кошачья голова, а богиню плодородия и материнства Бастет изображали обычно с телом женщины и головой кошки.Бог Себек - Бог Крокодил,  Бог воды и разлива НилаБог Тот -  бог Луны, мудрости, счета и письма, покровитель  наук, писцов, священных книг, создатель календаря, изображается с головой ИбисаБог Мин - бог плодородия, "производитель урожаев", которого изображали со стоящим фаллосом и с плетью в правой руке, а также в короне с двумя длинными перьями.Бог Апис - бог плодородия в облике быка с солнечным диском, душа Бога ПтахаБог Нефертум - бог растительности, изображался в виде ребенка на стебле лотосаБогиня Нейт -  "устрашающая" - богиня войны и охоты, воды и моря, жена Бога Птаха, мать Себека (бог-крокодил) боги египта

svr.su

Боги и богини Древнего Египта

Введение

Мифология древнего Египта считается одной из самых развитых и богатых, известных за всю историю существования древних цивилизаций. Начало формирования её относят к 6-4 тысячелетию до нашей эры. С тех пор она претерпела существенные изменения. Поклонение божествам прошло свой путь эволюции от скромного культа местного божка до помпезного почитания их во всём Египте. Это имело отношение к возвеличиванию той или иной династии, которая в свою очередь покланялась некоему мифологическому персонажу. Ярким примером этого может служить распространение культа богини города Саис Нейт в 7-6 веках до нашей эры одновременно с воцарением Саисской династии.

Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами. Бог-творец Птах (согласно мемфисской теологии) был, например, объединен в богиней войны Сехмет, а бог-целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.

Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом[1] .

Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила.

Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных. Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку.

Развитие религиозных представлений древних египтян

1.1 Религиозные верования в Древнем Египте.

Религия древних египтян зародилась в первобытно-родовых общинах и прошла длительный путь развития до сложных теологических систем восточной деспотии. Для неё характерно прочное сохранение древнейших верований на всём протяжении истории Древнего Египта: фетишизма (например, поклонение камню бен-бен, связанное позднее с культом бога Ра), обожествления растений (например, священной сикоморы богини Хатор) и особенно зооморфизма (культа животных). Почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного. Так, бога Анубиса почитали в виде волка, богиню Баст – в виде кошки, бога мудрости Тота – в виде ибиса или павиана, бога Гора - в виде сокола и т. д.

Многочисленные божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли различные природные силы и общественные явления. Небо представлялось женщиной или коровой, земля и воздух - мужскими божествами. Ибисоголовый Тот был покровителем письменности и колдовства, а богиня Маат олицетворяла миропорядок. Явления природы воспринимались как отношения различных божеств[2] .

Некоторые боги в древности почитались египтянами в виде животных или птиц[3] . Сокола Хора еще с древнейших времен связывали с представлениями о могучем небесном божестве. После образования государства Хор выступает неизменным покровителем фараонов, которые сами назывались теперь Хорами. Слиянию культа Хора с царским способствовало и то, что с развитием поклонения Осирису как умершему царю Хор входит в круг осирических мифов. В то же время соколы, объекты поклонения в различных местностях, сливались с возникавшими тут местными культами солнечных божеств.

На более позднем этапе наблюдается антропоморфизация божеств (т. е. наделение их человеческими качествами). При этом старые представления не исчезли, но стали сочетаться с новыми[4] . Так, богиня Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, бог Тот – в виде человека с головой ибиса, и т. д.

Убийство священного животного наказывалось смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на особых кладбищах. Переход от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству привёл к значительным переменам в религиозных верованиях. На первый план выдвинулись боги, олицетворявшие различные стихии: небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце (бог Ра), луну (бог Тот) и др. В образе бога Хапи египетские земледельцы почитали реку Нил.

Итак, религия в Древнем Египте была одна, но ее формы разнообразны. Культы местных божеств, зародившиеся в доисторической древности в форме тотемизма, оказались в Египте необычайно живучими и исчезли лишь с исчезновением египетской религии. Местные культы претерпевали, разумеется, существенные изменения – менялись их содержание и форма, но самый факт их существования на протяжении тысячелетий – одна из основных особенностей египетского религиозного развития. Для жителя данной местности, во всяком случае для подавляющей массы жителей, местный бог был всем. Так было не только в незапамятные времена и на заре истории, но и в греко-римское время.

На протяжении тысячелетий египтяне жили в отдельных, мало связанных друг с другом областях – номах. В каждом номе почитали своих богов. Но подчас это были воплощения одних и тех же сил природы с разными именами. Так, богом земли в одних номах был Акер, в других Геб. Представления о боге с одним именем в разных номах были также противоречивы. Если в мифах Гелиополя бог Сет – злейший противник солнечных богов и убийца бога Осириса, то в Гераклеополе – он помощник бога Амона – Ра.

Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.

Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека[5] . Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности. В египетских мифах нашло отражение складывание сословного общества и деспотического государства. Некоторые боги становились покровителями царей при жизни и охранителями нетленной мумии. Помимо этого, мифы в форме пророчеств донесли до нашего времени страх общественных верхов перед возмущением угнетенных низов.

Большую услугу в понимании египетских мифов оказывают изображения богов на рельефах в гробницах и храмах, статуи и статуэтки. Сохранившиеся изображения богов – это окаменевшие мифы. Застывший язык формы и жестов, несмотря на всю свою условность, настолько универсален, что не нуждается в специальном переводе. Боги представлены в своем животно-человеческом облике и с атрибутами своей власти. Создатели этих произведений, таким образом, донесли своеобразие духовной жизни древних египтян.

1.2 Господство богов Египта.

Египетская религия начиналась с обожествления природных стихий, животных и растений, окружавших каждый ном, и возникновения множества маленьких номовых пантеонов весьма аморфной структуры. Затем, по мере формирования единого государства, происходила «социализация» богов, они наделялись новыми для себя властными полномочиями в социуме, и одновременно маленькие пантеоны образовали один большой пантеон, впрочем, не менее аморфный.

«Быт» богов также напоминает картину, знакомую нам по Древней Месопотамии. Божество жило в храме, являющемся его домом («дом» и «храм» обозначались одним иероглифом), и обслуживалось жрецами, функции которых заключались в удовлетворении его вполне «человеческих» (или «животных») потребностей, а также в контроле за сохранностью и приумножением его имущества. Местом непосредственного обитания бога считался наос, особое каменное сооружение внутри храма, в котором располагалось его изваяние, скрытое за запечатанными деревянными дверями. Три раза в день священные двери раскрывались и божество «кормили», сопровождая эту процедуру предварительным умащением идола и сменой его одеяний[6] .

Обычно бог «вел» скрытный «образ жизни» и никуда «не выходил» из наоса, простые люди были лишены возможности лицезреть его, но в египетском календаре существовало множество праздников, во время которых привычный распорядок нарушался и идол покидал место своего обитания. Праздники были двух видов: процессии и мистерии. В дни процессий божество путешествовало, посещая различные «святые места» за пределами родного храма, во время мистерий разыгрывались сцены из жизни божества, также имеющие сакральное значение. Наряду с отмеченным сходством, пантеон египетских богов обладал и ярко выраженными особенностями, резко отличающими его от пантеона богов «царства Шумера и Аккада».

Египетское государство отождествлялось с личностью царя, скрывающей в своей тени все конкретные детали социального механизма. Поэтому «социализация» египетских богов свелась к наделению наиболее значимых из них (Амона-Ра, Осириса, Гора) «регалиями» фараона, правящего в мире живых или в мире мертвых. Остальные боги превратились в их слуг или родственников. В египетской культуре отсутствуют тексты, аналогичные «Энума Элиш», где глава пантеона является лишь «первым среди равных» и для получения определенных полномочий должен добиваться решения «совета богов», здесь верховный бог сосредоточивает в своих руках всю полноту власти и никому не подотчетен. Похожая ситуация воспроизводится и на уровне отдельных номов. Ядро номового пантеона составляет семейство богов, обычно представленное богом-демиургом, его женой и сыном (например, в Фивах это были Амон, богиня неба Мут и бог Луны Хонсу; в Мемфисе – Птах, богиня войны Сехмет и бог растительности Нефертум). Каждый демиург творит свой мир и абсолютно не стремится «вступать в долю» с другими богами. Отсюда возникает и упомянутая «аморфность» египетского пантеона[7] .

mirznanii.com

Боги Древнего Египта. Нун

Боги Древнего Египта. Нун

     Пантеон богов Древнего Египта обширен и непостоянен. Иногда одному и тому же божеству придавались разные черты и функции. И наоборот, разные боги порой образовывали диады и триады, меняли обличья, отождествлялись.    Впрочем, такова характерная черта религиозных воззрений начальных этапов цивилизации, когда духовная культура находится в гармоничном соответствии с общественным устройством и уровнем развития материальной культуры, а также представлениями людей о природе и своем месте в ней. С переходом к классовому обществу сохранялись поначалу образы богов, имеющих черты людей и животных. Но теперь эти боги отличались разнообразием и были выстроены в соответствии с определенными иерархическими системами. В такие эпохи не было обширных государств с устойчивой постоянной группой богов.    Тогда в Египте (и в других регионах с культурой подобного типа) существовало несколько десятков более или менее обособленных областей или городов-государств, номов. У каждой такой общественной ячейки были свои представления о богах и их взаимоотношениях. От нома к ному, а также из века в век такие воззрения могли меняться радикально. Это существенно затрудняет описание пантеона египетских богов. То же относится и к представлениям о сотворении мира и участии в этом мифическом процессе тех или иных богов. Есть несколько версий таких мифов, порой принципиально отличающихся друг от друга.    Поражает обилие древнеегипетских богов. В «Мифологическом словаре» (1991) их упоминается больше сотни. Выбрать из них самых главных нелегко. Судьбы богов во многом зависели от текущей политической ситуации. Усиление какого-либо нома сразу же выдвигало на первый план его местных богов. И дело даже не только в том, что этих богов «насаждали» из идеологических соображений. Общественная психология такова, что победитель выступает в ореоле величия как представитель неких высших сил.    Его покровители - боги - в таких случаях признаются более могущественными, чем боги побежденных вождей. Около пяти тысячелетий назад произошло знаменательное событие: присоединение Верхнего Египта к Нижнему. Этому предшествовал долгий период распрей и вооруженных столкновений. Победители-фараоны принадлежали к роду Гора-сокола, а побежденные - к роду Сета, покровителя зверей. В результате Сета стали считать злобным богом пустыни, носителем зла.    Первым из фараонов объединенного Египта принято считать Нармера; по другим сведениям, его имя было Менее, или Мина (не исключено, что под разными именами выступал один и тот же человек - фараоны нередко имели несколько имен). Несмотря на уникальное долголетие египетской цивилизации, в ее истории бывали переходные «смутные» периоды, когда происходили междоусобицы, беспорядки, внутренние конфликты и вторжения иноземцев. В такие времена отношения к богам существенно менялось, а порой пантеон подвергался «перестройке».    Самые древние мифы обычно сообщают о сотворении мира. Но и тут в Египте господствует разнообразие мнений, концепций. Общее у них то, что изначально существовал Нун, первозданный Хаос. Его чаще всего представляли в виде бескрайней водной глади, окутанной мраком. Из него вышел первый бог (или появились первые боги) и стали наводить порядок. Но имя этого бога в разных номах называли по-разному. В Гелиополе это был Атум, в Мемфисе - Птах, в Нубии - Хнум, а в Гермопольском варианте творили мироздание четыре пары богов, олицетворявших природные стихии.    Показательно, что источником творения считались божественная воля и его слово. (Судя по всему, египетский первоисточник послужил основой библейского предания о сотворении мира.) Почему именно слово? Известно, что имя в далекой древности считалось мистически сопричастным с самим объектом. Называя небо и землю, Солнце и Луну, древний человек выделял их из хаоса неразделенных, смутно воспринимаемых сознанием объектов. Таково было, можно сказать, информационное сотворение мира из хаоса. По-видимому, оно-то и послужило основанием наделять Бога способностью творить «из ничего».    То, что в Древнем Египте первые из нам известных богов не были олицетворением Солнца, а являли собой полулюдей-полуживотных, свидетельствует о далекой древности таких верований, восходящей ко временам первобытных охотников. И хотя общество к тому периоду перешло к земледелию и скотоводству, охота оставалась привилегией знатных родов и воинов. Вот почему солнечный бог поначалу оставался «на вторых ролях», а ведущие роли сохранялись за более архаичными олицетворениями животных и природных стихий. Но со временем в мифах на первое место стал выходить солнечный бог (преимущественно такие мифы и дошли до нас). Наконец, необходимо подчеркнуть важную особенность мифов: символичность и поэтичность.    Реалистичные изображения богов, оставленные нам представителями былых цивилизаций, и прежде всего египетской, не должны вводить нас в заблуждение. Некоторые исследователи склонны толковать их как отражение примитивных представлений о природе, фантастических образов, символизирующих материальные объекты и явления. С такими взглядами трудно согласиться. Представьте себе, что бы мы подумали об интеллектуальном уровне людей XIX века, если бы изучали только поэтические произведения? Символы, поэтические образы, имена богов (преимущественно античных) неопровержимо свидетельствовали бы о том, что разум человеческий блуждает в мистическом тумане.    Вот малая часть примеров из Пушкина: «Тебе, наперсница Венеры, / Тебе, кетовой Купидон / И дети резвые Цереры / Украсили цветами трон...»; «О боги мирные полей, дубров и гор...»; «Храни меня, мой талисман...»; «...И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился...»; «Ты, соперник Аполлона, Бельведере-кий Митрофан»; «Бог веселый винограда...» А вот некоторые строки Тютчева: «Чародейкою Зимою / Околдован лес стоит...»; «Зима недаром злится, / Прошла ее пора...»; «О рьяный конь, о конь морской...»; «Два демона ему служили, / Две силы чудно в нем слились: / В его главе - орлы парили, / В его груди - змии вились...»; «Есть близнецы - для земнородных / Два божества - то Смерть и Сон...» В далекой древности преобладало поэтическое воззрение на природу. И когда на египетском рисунке или в тексте пирамид присутствует образ небесной коровы, то лишь весьма наивный человек - и тогда, и теперь - может всерьез отождествлять земную корову, дающую молоко, с небесной божественной коровой, оставившей в небе Млечный Путь.    Обилие богов Древнего Египта, их неустойчивость, сложные взаимоотношения и взаимные переходы логичней всего объяснить не только изменчивой социально-политической ситуацией в стране, но и проявлениями сложной поэтической символики. Вдобавок, невозможно в деталях восстановить ту обстановку, в которой создавались те или иные мифы, рисунки, тексты, а также индивидуальные особенности авторов, их взглядов на мироздание и место в нем человека, их отношения к богам. Не исключено, что за множеством имен разнообразных божеств скрыто нечто единое, всеобщее и тайное. Так, по крайней мере, думал английский египтолог конца XIX века Уоллис Бадж.    По его словам: «Читая древнеегипетские религиозные тексты, читатель может убедиться, что египтяне верили в Единого Бога, самосущего, бессмертного, невидимого, вечного, всезнающего, всемогущего, непостижимого, творца неба, земли и подземного мира... Именно эту часть их воззрений следует признать основополагающей...» В таком суждении есть определенный резон. Известно, что подлинное имя Бога считалось священным и тайным, а завет не упоминать имя Божие всуе существовал у едва ли не всех племен и народов с доисторических времен. Называя отдельных богов, реалистически изображая их, древние египтяне могли сохранять в глубокой тайне имя верховного Творца и Управителя мироздания, повелевающего богами. Однако обо всем этом можно только догадываться.

   Нун . Этот египетский бог - один из древнейших и наиболее загадочных. Принято считать, что Нун олицетворял первозданный водный хаос, из которого произошло все сущее, а прежде всего - божества. На древнеегипетском рисунке, изображающем - символически - структуру мироздания, Нун показан первотворцом и пер-воосновой мира. Он возникает из некой субстанции (порядок из хаоса?) и держит в руках ладью бога-солнца, в которой находятся Первые божества (здесь их десять).

    В верхней части рисунка показан подземный мир, окруженный телом Осириса (символ вечного круговорота жизни, возрождающейся после смерти). На голове Осириса стоит богиня Нут, принимая руками солнечный диск, который катит по небу скарабей. В некоторых мифах Нун обретает облик первого бога, сотворившего свою жену Наунет, олицетворяющую небо (их изображали также в образах лягушки и змеи). Этой парой были рождены другие боги. Нередко Нуна называли «отцом богов».    Трудно восстановить первоначальный смысл мифов, в которых упоминается имя этого бога, извлечь «рациональное зерно» из более поздних наслоений, отражающих воздействие идеологических мотивов на представления о жизни природы. Ведь со временем солнечные божества стали связываться с властью фараонов. Владыка над людьми соответствовал владыке над богами. Однако при этом подразумевалось, что существует и некий более древний и великий Бог, образ которого оставался таинственным. В мифе об истреблении людей есть один странный эпизод. Царь богов Ра состарился и был взволнован вестью, что люди замыслили против него злые дела (по-видимому, решили свергнуть его).    Вместо того чтобы самому наказать их, он (из-за своего бессилья?) просит позвать богов, которые пребывали с ним в Нуне, «а также самого бога Нуна». Когда боги прибыли к Ра, «распростерлись они перед его величеством, чтобы сказал он слова свои перед отцом старейшим, создавшим людей». Создается впечатление, что если боги подчиняются Ра, то сам он обращается к творцу всего сущего Нуну. Правда, Нун с почтением обращается к Ра: «Сын мой Ра, бог более великий, чем создавший его и чем сотворившие его...» Но в этом усматривается более всего вежливость, благосклонность Всевышнего.    Если бы Ра был действительно самым главным, то незачем ему было бы обращаться к Нуну с жалобой на людей. Обратим внимание на то, что именем Нун в этом мифе называется первозданное состояние мира (его принято отождествлять с хаосом, хотя такое толкование может быть и не вполне точным), а также имя первоначального бога. Как это понимать? Более всего, пожалуй, это соответствует мировоззрению пантеизма, когда Бог и природа воспринимаются как единое целое; когда природа обожествляется, а Бог предстает как Всемирный Дух и Разум. Так выражаются единство и целостность бытия, всего сущего. Вселенной.    Возможна ли какая-то иная, более правдоподобная версия? Вряд ли. Если уподоблять Нуна хаосу, то это был бы бог деструктивный, олицетворяющий беспорядок, беззаконие, безвластие, а не бог «отец богов». Для такого творения необходимы воля и разум. Сам по себе хаос бесплоден, ибо не обладает упорядоченностью. В гелиопольском мифе о сотворении мира Владыка Вселенной, появившийся из «неоглядного Нуна», изрыгнул из себя бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут. Повествование ведется от имени этого Владыки (Хепри - Сущего - одного из воплощений солнечного божества Атума).    Он не всемогущ; ему требуется помощь божественного отца: «И отец мой Нун произнес: «Да возрастут они!» После того существовали как единый бог в трех лицах - Я, Шу и Тефнут. От Шу и Тефнут водились другие боги и богини. Такова одна из версий древнего мифа, в которой определенно подчеркиваются величие Нуна, его дар наделять силой, духовной мощью богов. В нем соединяются три ипостаси: творца Вселенной, отца богов, духовной силы. Но в то же время (или в той же вечности) при нем остается некая материальная реальность, не разделенная на стихии; ее, пожалуй, можно сопоставлять с первомате-рией, а не с хаосом.    Был ли Нун или какой-то иной бог первоначально единым (триединым), всевышним, безвидным, всемогущим - об этом остается только догадываться. Эта версия заслуживает дальнейшей разработки. А с позиций современной науки идея о первоматерии, которая дала начало привычному нам материальному миру, созвучна концепции вакуума - особого энергоёмкого состояния пространства, из которого в определенных условиях могут возникать элементарные частицы, обладающие массой покоя и представляющие собой «микрооснову» материи. Конечно, подобные идеи не приходили в головы египетским мыслителям. И все-таки их представления о Нуне в философском смысле предваряют концепцию Вакуума, порождающего материальные объекты.

     Понравилась статья? Оставьте Ваш комментарий или поделитесь статьей в социальных сетях.

secretworlds.ru


Смотрите также