Бог амон древний египет. Амон - отец богов и фараонов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Амон - отец богов и фараонов. Бог амон древний египет


Амон (бог) Википедия

Амо́н — древнеегипетский бог чёрного небесного пространства, воздуха. Позже, при Новом царстве — бог солнца (Амон-Ра). Считался покровителем Фив[2].

История культа

Амон в мифологии Египта — сокрытый бог небес. Баран и гусь (символы мудрости) — это священные животные Амона. С эпохи Среднего царства его изображали в антропоморфном облике и перьями шути на головном уборе, заимствованные у бога плодородия Мина (Коптос). Первоначально Амон — местный бог Фив. Помимо этого локального культа, Амон считался также одним из сокрытых божеств гермопольской Огдоады, состоя в паре со своей женской ипостасью (Амаунет). Мифологическая проработка образа Амона скудна. Считалось, что его супругой является Мут, хотя в более ранних источниках в этом качестве фигурировала Усерет (что касается Амаунет, то она была лишь женским воплощением Амона и собственного образа не имела). Сыном Амона и Мут являлся бог луны Хонсу. Амон, Мут и Хонсу вместе составляли фиванскую триаду. Так как Амон отождествлялся с Мином, к нему прилагался эпитет «Камутеф».

Уже в Первый переходный период появляются первые упоминания об Амоне не просто как о самостоятельном божестве, а как о демиурге и верховном боге. Появляется титул «Супруга бога Амона», которым обладали поначалу верховные жрицы, а позже исключительно женщины царской крови. В результате политического возвышения Фив в период Среднего царства культ Амона приобретает большую популярность, а при XVIII династии фиванских фараонов становится главным государственным богом. В русле синкретизма он был отождествлён с древним гелиопольским солнечным богом Ра в образе бога Амона-Ра, царя богов и старшего божества Эннеады.

В период Нового царства жречество Амона-Ра сосредоточило в своих руках огромное богатство и влияние. В частности, оно (в лице верховного жреца Хапусенеба) сыграло важную роль в возведении на престол женщины-фараона Хатшепсут, ставшей единоличной правительницей благодаря решению оракула Амона.

Правление XVIII династии отмечено возведением грандиозных храмов Амону в Карнаке и Луксоре, достигших особых высот при Хатшепсут, Тутмосе III, Аменхотепе III и Рамсесе II.

После провала попытки фараона Эхнатона запретить почитание Амона и ввести взамен культ Атона, приближённый к монотеизму, его преемники Тутанхамон , Эйе и Хоремхеб реставрировали культы древних божеств во главе с Амоном-Ра. В результате, позиции фиванских жрецов только усилились, что привело к фактическому установлению теократии при последних Рамессидах (XX династия) и восшествию на престол Херихора, верховного жреца Амона.

Амон в Куше

В результате завоевания Египтом Нубии (Куша), верховное божество кушитов было окончательно отождествлено с Амоном во времена XVIII династии. Как результат, к I тысячелетию до н. э. культ Амона в этих бывших южных владениях Египта стал ещё более централизованным, чем в самом Верхнем Египте, где большую популярность приобретают Исида и Хор. Священным городом Амона в Нубии стала её первая столица Напата.

Когда нубийский правитель Кашта добился у Шепенупет I (англ.)русск., единокровной сестры фараона Такелота III, бывшей «Супругой Бога» (верховной жрицей Амона), признания его дочери Аменирдис I своей наследницей, это означало начало установления контроля Напаты над Египтом. Фараоны XXV (эфиопской) династии всячески демонстрировали своё почтение перед Амоном; после их изгнания из Фив перемещается и важнейший центр культа Амона. Он получил значительное распространение в Мероэ и Нобатии, также ставшими теократическими государствами, где ключевую роль в принятии политических решений играл оракул Амона.

Вероятно, из Нубии же было заимствовано и ассоциирование этого бога с бараном, в частности, изображения Амона, изначально полностью антропоморфного божества (держащего уас человека в длинной короне), в виде человека с головой барана с закрученными рогами.

Амон в античной литературе

Согласно Геродоту, Амон (греч. Ἄμμων; Аммон) — имя Зевса у египтян[3]. Пиндар написал гимн Амону, называя его «владыкой Олимпа»[4]. Его храм стоял в Фивах, статую бога работы Каламида в храм пожертвовал Пиндар[5]. Его животное — баран[6]. Амон Ливийский изображаем с крутыми рогами[7]. Упоминается Еврипидом[8]. Бог солнца[9].

Получил имя от пастуха, воздвигнувшего храм в Ливии[10]. По другому рассказу, Дионис в Индии (то есть Эфиопии) искал воду и не находил, из песка вышел баран и показал воду. Тогда Дионис попросил Зевса включить барана в число созвездий. Там, где нашлась вода, Дионис построил храм Зевса-Амона[11]

Оракул Амона вещал, что нужно отдать Андромеду на съедение чудовищу[12].

Известно, что оракула Амона, расположенного в оазисе Сива в ливийской пустыне, посетил отбивший Египет у персов Александр Великий[13], оракул назвал Александра сыном «Зевса-Аммона»[14], что придало ему убеждённости в собственной божественности.

Рационалистическая интерпретация

По рационалистической интерпретации, Амон — не бог, а древний египетский царь. Согласно Диодору, Рея была первой женой ливийского царя Аммона, но когда узнала, что её муж изменил с нимфой Амалтеей и у них родился сын Дионис, бежала к брату Крону и стала его женой. Крон, по настоянию Реи, вёл войну с помощью титанов против Аммона. В последовавшем сражении сторонники Крона одержали верх, в то время как Аммон, который испытывал трудности из-за нехватки припасов, бежал на Крит и женился на дочери одного из куретов (в то время были царями) Крите. После женитьбы Аммон получил власть над этими районами, и остров, который до этого времени назывался Идея, он назвал Крит в честь своей жены.[15]. Согласно историку Леонту, когда Дионис правил Египтом, Амон прибыл из Африки и пригнал ему скот, за это Дионис подарил ему землю против египетских Фив. Поэтому ваятели изображают Амона с рогатой головой[16].

Эпонимы

Некоторые термины (эпонимы) в современных языках происходят от имени Амона, дошедшего посредством греческого языка в форме «Аммон».

В частности, это название вымерших головоногих аммонитов, спиралевидная форма ракушек которых напоминает бараньи рога, с которыми иногда изображался этот бог.

Другой пример — аммиак, название которого производится от латинского выражения sal ammoniacus («соль Амона»), так как неподалеку от храма Амона в ливийском оазисе Сива можно было добыть хлорид аммония. В жарком климате мочевина (Nh3)2CO, содержащаяся в продуктах жизнедеятельности животных (в частности, караванных верблюдов, проходивших через оазис, который был важным пересечением торговых путей), разлагается особенно быстро. Одним из продуктов разложения и является аммиак. По другим сведениям, аммиак получил своё название от древнеегипетского слова, обозначавшего людей, поклоняющихся богу Амону. Они во время своих ритуальных обрядов нюхали нашатырь Nh5Cl, который при нагревании испаряет аммиак.

См. также

Примечания

  1. ↑ Любкер Ф. Ζεύς // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 1479–1482.
  2. ↑ Амон // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. ↑ Геродот. История II 42
  4. ↑ Пиндар, фр.36 Бергк
  5. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 16, 1
  6. ↑ Тацит. Анналы V 4
  7. ↑ Овидий. Метаморфозы V 328
  8. ↑ Еврипид. Алкестида 116
  9. ↑ Нонн. Деяния Диониса XIII 369
  10. ↑ Павсаний. Описание Эллады IV 23, 10
  11. ↑ Гигин. Мифы 133; Гигин. Астрономия II 20, 3
  12. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 4, 3; Овидий. Метаморфозы IV 669
  13. ↑ Страбон. География XVII 1, 43 (стр.814)
  14. ↑ Курций Руф. История Александра Великого IV 7, 25-30
  15. ↑ Диодор Сицилийский, «Историческая библиотека» III, 68-71; 74
  16. ↑ Гигин. Астрономия II 20, 4

Литература

  • Амон, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890. — Т. Ia. — С. 665.
  • Ammon // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  • Амон, египетское божество // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Франк-Каменецкий И. Г. Памятники египетской религии в фиванский период. — М., 1917—18. — Т. [1] — 2.
  • Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. — Л., 1956.
  • Павлова О. И. Амон Фиванский. Ранняя история культа (V—XVII династии). — М., 1984.

Ссылки

wikiredia.ru

Бог - Амон | Древний восток

Бог Амон - Египет.

Изображение Бога Амона.

Бог Амон проделал долгий путь к становлению верховным богом всего Египта. Образ отца богов — и даже его имя — изменялся вместе с культурой государства, вплоть до самой известной его формы, носящей имя «Амон-Ра». Но при этом он далеко не всегда был именно таким. Религиозный культ, превозносящий Амона как главу богов, зародился в Фивах, во времена раннего и древнего царства. Именно в этот период началось формирование мифологического значения бога.

Амон — история верховного бога Египта

Как уже было сказано, местом зарождения культа Амона стал город Фивы. Именно там в период до XXIII века до нашей эры Амона стали почитать как одного из главных богов. Изначально его культ представлял собой культ неба, в связи с тем, что Амон являлся покровителем небесного пространства. Помимо Амона в Фивах особым почётом пользовались еще два божества — его жена Мут, богиня-мать, и их сын Хонсу, покровитель Луны. Всех вместе богов называют Фиванской триадой, так как именно они стали центром формирования религии в одном из самых важных египетских городов.

Первый переходный период стал особо важным для культа Амона. В это время его стали считать не просто божеством, а создателем мира и верховным богом. Именно этот период стал переломным для религиозного культа этого божества. Из ранга довольно важного бога Амон перешёл в ранг важнейшего. Также, после становления Амона демиургом, появился один из значимых титулов в египетской религии — «Супруга бога Амона». Изначально титул носили верховные жрицы, но во времена Среднего царства он получил огромное политическое значение — в связи со становлением теократии — и им титуловались уже женщины царских кровей.

Самым главным историческим моментом для культа Амона стал период Среднего царства. Именно в эту эпоху, в связи с приобретением Фив большой значимости среди городов Египта, культ этого бога набрал большую мощь. Дальше больше, в период, когда власть была в руках фараонов из Фив, Амон получил звание главного государственного бога.

Но всё было не настолько радужно для внешнего облика бога. Когда его провозгласили новым главенствующим богом, для того, чтобы укрепить данное религиозное веяние, Амона пришлось объединить с другим «главным» богом — Ра. Всё дело в том, что в другом не менее важном египетском городе — Гелиополе — главенствовал именно культ Ра, покровителя Солнца. Естественно, что жречество этого города было бы против смены курса культа, и поэтому фивские жрецы пошли на очень серьезные уступки. Они объединили образ солнечного бога и бога небесного пространства. Именно так и появилась самая известная на сегодняшний день ипостась Амона — Амон-Ра.

Следующим этапом развития Амона — разумеется, уже в образе Амон-Ра, — стало возвышение и разрастание его культа во время Нового царства. В этот период жрецы Амона имели просто невероятную власть в своих руках. Именно они, в свое время, сыграли главную роль в одном из важнейших событий египетской истории – становления фараона-женщины Хатшепсут. Разумеется, женщины и до этого были правителями Египта, однако они носили титул цариц. А Хатшепсут стала одна править всем Египтом именно благодаря решению оракула Амона. Другими словами, жречество этого бога нарекло ее верховным правителем.

В дальнейшем сила и власть жречества Амона только укреплялась, за исключением правления Эхнатона. Этот фараон попытался сместить Амона с позиции главного божества и заменить его Атоном, однако его попытки оказались бесплодными, и его потомки вновь вернули Амону звания верховного бога.

Образ Амона

В связи с тем, что образ Амона довольно сильно менялся с каждым новым витком развития его культа, этот бог получил довольно скудное отображение в мифологии. Конечно, слияние с Ра дало свои результаты, но образ Амона-Ра также очень слабо присутствует в мифологии. Единственное, что о нём можно сказать, так это то, что он, после присвоения ему статуса демиурга, стал прародителем богов и создателем Вселенной.

Изображался Амон в антропоморфном виде, с короной шути на голове — головным убором, украшенным двумя большими перьями. Его священными животными считались гусь и баран, который являлись символами мудрости в древнем Египте. Помимо всего прочего, изначально Амон входил в гермопольскую Огдоаду, в которой изображалось восемь прабогов.

на Ваш сайт.

ancient-east.ru

Амон | Боги египетской мифологии

Назад к разделу

Амон

Амон | Египетская мифология

Амон (Амен, Амун, Имен) — древнеегипетский бог Солнца, царь богов и покровитель власти фараонов.

Амон, первоначально — местный бог Фив, где почитался как небесное божество. Помимо этого локального культа, Амон считался также одним из сокрытых божеств гермопольской Огдоады, состоя в паре с Амонет (Амаунет). В Огдоаде выступал воплощением воздуха и ветра. Мифологическая проработка образа Амона скудна. Считалось, что его супругой является Мут, хотя в более ранних источниках в этом качестве фигурировала Уасрет (что касается Амонет, то она была лишь женским воплощением Амона и собственного образа не имела). Сыном Амона и Мут называли лунного бога Хонсу. Амон, Мут и Хонсу вместе составляли фиванскую триаду. Амона также связывали с Мином, в этом качестве по отношению к нему прилагался эпитет «Камутеф».  

Уже в Первый переходный период появляются первые упоминания об Амоне не просто как о самостоятельном божестве, а как о демиурге и верховном боге. В результате политического возвышения Фив при Среднем царстве культ Амона приобретает большую популярность, а при XVIII династии фиванских фараонов становится главным государственным богом. В русле синкретизма он был отождествлён с древним гелиопольским солнечным богом Ра в образе бога Амона-Ра, царя богов и старшего божества Эннеады.

 

В период Нового царства жречество Амона-Ра сосредоточило в своих руках огромное богатство и влияние. В частности, оно (в лице верховного жреца Хапусенеба) сыграло важную роль в возведении на престол женщины-фараона Хатшепсут, ставшей единоличной правительницей благодаря решению оракула Амона. Правление XVIII династии отмечено возведением грандиозных храмов Амону в Карнаке и Луксоре, достигших особых высот при Хатшепсут, Тутмосе III и Аменхотепе III.

 

После провала попытки фараона Эхнатона запретить почитание Амона и ввести взамен культ Атона, приближённый к монотеизму, его преемники Тутанхамон (сменивший своё имя с Тутанхатон), Эйе и Хоремхеб реставрировали культы древних божеств во главе с Амоном-Ра. В результате, позиции фиванских жрецов только усилились, что привело к фактическому установлению теократии при последних Рамессидах (XXI династия) и восшествию на престол Херихора, верховного жреца Амона.

 

Согласно Геродоту, Амон — имя Зевса у египтян. Пиндар (один из самых значительных лирических поэтов Древней Греции - ) написал гимн Амону, называя его «владыкой Олимпа». Его храм стоял в Фивах, статую бога работы Каламида в храм пожертвовал Пиндар. Его животное — баран. Амон Ливийский изображаем с крутыми рогами. Упоминается Еврипидом. Бог солнца.

Назад к разделу

Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

world-of-legends.su

Амон - бог Солнца и царь богов в Египте

Амон - божественный царьАмон - божественный царьАмон – один из важнейших древнеегипетских божественных персоналий, бог Солнца и царь богов. Его имя буквально переводится как «сокрытый», «потаенный».

Его образ претерпел в древнеегипетской мифологии значительные изменения.

Первоначально - один из покровителей Фив

Первоначально он был одним из местных божков города Фивы (входил с состав так называемой «восьмерки Гермополиса» - Огдоады, состоящей из четырех божественных супружеских пар: Нун - Наунет, Хух и Хаухет, Кук и Каукет, самого божества и его супруги - Амаунет).

Статуя-триада из храма божества в Фивах (слева направо): Амон, фараон XIX династии Рамзесс II (ок. 1279-1213 гг. до н.э.), жена бога - Мут. Гранит. Туринский музей, ИталияСтатуя-триада из храма божества в Фивах (слева направо): Амон, фараон XIX династии Рамзесс II (ок. 1279-1213 гг. до н.э.), жена бога - Мут. Гранит. Туринский музей, ИталияЕгипетский бог Амон вначале почитался как один из покровителей города Фивы, божество воздуха и урожая. Однако период ХII династии (20-18 вв. до н.э.) он вытеснил (заменил) в качестве главного покровителя города Монту.

Амон с характерными чертами Мина. Статуэтка из собрания Британского музеяАмон с характерными чертами Мина. Статуэтка из собрания Британского музеяС ростом могущества Фив росло и влияние Амона. Супругой божества стала считаться богиня неба Мут.

У божественной четы был один ребенок - Хонсу, божество Луны. Вместе они составили фиванскую триаду: Амон – Мут - Хонсу.

В период Среднего царства с ним отождествляется божество плодородия Мин. В этом случае Амон изображается с характерным для изображений Мина эрегированным фаллосом.

В эпоху XVIII династии Нового царства (16-14 вв. до н.э.) он слился с богом солнца Ра в единое божество, получив имя Амон-Ра, которое впервые встречается «Текстах пирамид», то есть еще во времена Древнего царства.

Царь всех богов Египта

Бог Амон-Ра становится главой всего египетского божественного пантеона при фараонах Нового царства, которые были уверены в том, что именно это божество помогает им одерживать военные победы (в частности помог Яхмосу I изгнать гиксосов из Египта) и всячески поддерживает. В нем невидимо (что следует из самого его имени) существуют все божества, люди и предметы.

В этот период образ Амона отождествляется и сливается с образами других божественных существ: Гора, Хапи, Нуна, Птаха, Хепри, Себека, Хнума и других. Он почитался и как мудрый, всеведущий, "царь всех богов", небесный заступник, защитник угнетенных, творец мира.

Так деликатно изображен акт зачатия королевой Мутемвией от Амона фараона Аменхотепа III. Храм Аменхотепа III, Луксор, XVIII династияТак деликатно изображен акт зачатия королевой Мутемвией от Амона фараона Аменхотепа III. Храм Аменхотепа III, Луксор, XVIII династияС его культом неразрывно связано и обожествление фараона, поскольку фараон почитался как его сын во плоти (фараон рождается от брака божества и царицы-матери, к которой он является в образе ее мужа).

Фараоны иногда носили имена, включающие в себя имя своего божественного отца - Аменемхет, Аменхотеп. Он  обеспечивал великое покровительство и защиту фараона.

В честь него  были построены многочисленные храмы, самые грандиозные - в Луксоре и Карнаке. Величественные останки этих храмов и сейчас поражают воображение. Например, храм Амона в Карнаке занимает территорию 260 000 кв. метров! Во время  "прекрасного праздника долины" - праздника, посвященного этому божеству, из этого храма при большом стечении народа (только в храме могло поместиться 80 000 человек!) торжественно выносили статую божества, установленную на ладье. Египетский бог Амон Ра с помощью жрецов изрекал в этот день свою волю, предсказывал будущее, выносил решения по сложным вопросам.

Иконография Амона

Сфинксы с головой овна - защитники фараона. Храм Амона в Карнаке.Сфинксы с головой овна - защитники фараона. Храм Амона в Карнаке.

Его священное животное — баран и гусь (оба - символы мудрости). Перед храмом в Карнаке находится целлая аллея, вдоль которой расположены в ряд огромные статуи с львиным телом, но с головой барана, охраняющих фараонов, стоящих между их передними лапами.

Небесный отец - египетский бог Амон Ра. Рельеф храма Рамсеса III в Мединет Абу, ЛуксорНебесный отец - египетский бог Амон Ра. Рельеф храма Рамсеса III в Мединет Абу, ЛуксорОбычно его изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Его плоть часто окрашивали ляпис-лазурью, что придавало телу синий цвет. С одной стороны, такая окраска подчеркивала его небесный статус, с другой - египтяне полагали, что именно такая дорогая краска, которую привозили в Египет издалека, достойна украшать столь великое божество.

Головной убор божества. Храм Сети I в АбидосеГоловной убор божества. Храм Сети I в АбидосеКаждое из двух перьев на головном уборе разделено вертикально на две секции. Эта двойственность отражает характерную для мировоззрения египтян уравновешенность противоположностей, например, Верхний и Нижний Египет и т.д. Также каждое перо делилось горизонтальными полосками на сегменты. Их число не было случайным. Чаще всего сегментов насчитывается семь, поскольку эта цифра является одной из самых значимых в религиозном мировоззрении древних египтян.

Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru

Бог Монту (Древний Египет) - Русская историческая библиотека

Город Фивы, ставший столицей Древнего Египта в эпоху Нового царства, выделился и разросся далеко не сразу. В будущем Фиванском номе (IV ном Верхнего Египта) кроме самих Фив (поначалу мелкой деревушки) было еще три поселения: 1) древнее Джарти (современный Тод) – на некотором расстоянии от Нила, на восточном его берегу; 2) древнее Маду (современный Медамуд) также на восточном берегу и 3) древнее Иуни-Монту, т. е. Иуни бога Монту (Иуни было созвучно с древним названием города Гелиополя). В наше время Иуни-Монту (в 13 км к югу от Луксора, на западном берегу Нила) называется по-арабски Армантом, а по-коптски Гермонтом.

В этих трех поселениях, а поначалу и в Фивах, главным богом в глубокой древности был Монту. Изображался он в виде человека с головой сокола и, возможно, являлся разновидностью общеегипетского соколиного бога Хора. В Гермонте его женой считалась богиня Чененет или богиня Иунит. Иногда она называется Раттауи. Первая часть этого имени – «Рат» – форма женского рода имени бога солнца Ра, а «тауи» значит «Обеих Земель» (т. е. Верхнего и Нижнего Египта). Такой эпитет богини, равно как и древнеегипетское название Гермонта (Иуни-Монту), созвучное с древнеегипетским названием Гелиополя (Иуни), свидетельствует о несомненном влиянии на Гермонт религиозной системы Гелиополя.

Древнеегипетский бог Монту

Бог Монту

 

Монту считался богом воинской доблести, который приносит победу над врагами в битве. Его основным атрибутом было копье. Монту изображали в виде человека с головой сокола. На ней была надета корона с солнечным диском и двумя перьями. По некоторым предположениям, первоначально Монту был солнечным богом (что как раз и сближало верования Гермонта с гелиопольским культом, сосредоточенным вокруг Ра). Намёк на древний «солнечный характер» Монту даёт и его имя, которое в переводе означает «кочевник» (солнце постоянно движется по небосводу). Но в связи с палящим эффектом солнечных лучей Монту приобрёл облик грозного разрушителя – и постепенно трансформировался в бога войны и битв.

Город Гермонт, а вместе с ним и культ Монту, возвысились в начале Среднего царства. Отсюда происходила XI династия фараонов, начавшая воссоединять Египет после Первого переходного периода. Трое ее царей носят имя Ментухотеп (Монтухотеп), означающее «Монту доволен»

На территории трех вышеназванных поселений и Фив цари XI династии возводили храмы. В храме Тода сохранился рельеф, который изображает фараона XI династии Небхепетра (Ментухотепа I) приносящим жертвенные дары богу Монту. На туринской стеле казначея Меру говорится, что именно бог «Монту дал Обе Земли царю Небхепетра» (речь идет о фактическом объединении Верхнего и Нижнего Египта под эгидой этого царя, восстановившего единство страны после эпохи междоусобиц и смут). Завоевательные войны XI династии велись от имени и по велению Монту.

При XII династии фараонов Гермонт был оттеснён с положения гегемона Египта соседними Фивами. Одновременно и Монту оказался в тени фиванского бога Амона. Однако культ Монту не угас совсем. Этот бог был перенесён в Фивы. Лишившись главного места в пантеоне, он остался весьма почитаемым.

 

rushist.com

Амон - бог Солнца и царь богов в Египте

Амон - божественный царьАмон - божественный царьАмон – один из важнейших древнеегипетских божественных персоналий, бог Солнца и царь богов. Его имя буквально переводится как «сокрытый», «потаенный».

Его образ претерпел в древнеегипетской мифологии значительные изменения.

Первоначально - один из покровителей Фив

Первоначально он был одним из местных божков города Фивы (входил с состав так называемой «восьмерки Гермополиса» - Огдоады, состоящей из четырех божественных супружеских пар: Нун - Наунет, Хух и Хаухет, Кук и Каукет, самого божества и его супруги - Амаунет).

Статуя-триада из храма божества в Фивах (слева направо): Амон, фараон XIX династии Рамзесс II (ок. 1279-1213 гг. до н.э.), жена бога - Мут. Гранит. Туринский музей, ИталияСтатуя-триада из храма божества в Фивах (слева направо): Амон, фараон XIX династии Рамзесс II (ок. 1279-1213 гг. до н.э.), жена бога - Мут. Гранит. Туринский музей, ИталияЕгипетский бог Амон вначале почитался как один из покровителей города Фивы, божество воздуха и урожая. Однако период ХII династии (20-18 вв. до н.э.) он вытеснил (заменил) в качестве главного покровителя города Монту.

Амон с характерными чертами Мина. Статуэтка из собрания Британского музеяАмон с характерными чертами Мина. Статуэтка из собрания Британского музеяС ростом могущества Фив росло и влияние Амона. Супругой божества стала считаться богиня неба Мут.

У божественной четы был один ребенок - Хонсу, божество Луны. Вместе они составили фиванскую триаду: Амон – Мут - Хонсу.

В период Среднего царства с ним отождествляется божество плодородия Мин. В этом случае Амон изображается с характерным для изображений Мина эрегированным фаллосом.

В эпоху XVIII династии Нового царства (16-14 вв. до н.э.) он слился с богом солнца Ра в единое божество, получив имя Амон-Ра, которое впервые встречается «Текстах пирамид», то есть еще во времена Древнего царства.

Царь всех богов Египта

Бог Амон-Ра становится главой всего египетского божественного пантеона при фараонах Нового царства, которые были уверены в том, что именно это божество помогает им одерживать военные победы (в частности помог Яхмосу I изгнать гиксосов из Египта) и всячески поддерживает. В нем невидимо (что следует из самого его имени) существуют все божества, люди и предметы.

В этот период образ Амона отождествляется и сливается с образами других божественных существ: Гора, Хапи, Нуна, Птаха, Хепри, Себека, Хнума и других. Он почитался и как мудрый, всеведущий, "царь всех богов", небесный заступник, защитник угнетенных, творец мира.

Так деликатно изображен акт зачатия королевой Мутемвией от Амона фараона Аменхотепа III. Храм Аменхотепа III, Луксор, XVIII династияТак деликатно изображен акт зачатия королевой Мутемвией от Амона фараона Аменхотепа III. Храм Аменхотепа III, Луксор, XVIII династияС его культом неразрывно связано и обожествление фараона, поскольку фараон почитался как его сын во плоти (фараон рождается от брака божества и царицы-матери, к которой он является в образе ее мужа).

Фараоны иногда носили имена, включающие в себя имя своего божественного отца - Аменемхет, Аменхотеп. Он  обеспечивал великое покровительство и защиту фараона.

В честь него  были построены многочисленные храмы, самые грандиозные - в Луксоре и Карнаке. Величественные останки этих храмов и сейчас поражают воображение. Например, храм Амона в Карнаке занимает территорию 260 000 кв. метров! Во время  "прекрасного праздника долины" - праздника, посвященного этому божеству, из этого храма при большом стечении народа (только в храме могло поместиться 80 000 человек!) торжественно выносили статую божества, установленную на ладье. Египетский бог Амон Ра с помощью жрецов изрекал в этот день свою волю, предсказывал будущее, выносил решения по сложным вопросам.

Иконография Амона

Сфинксы с головой овна - защитники фараона. Храм Амона в Карнаке.Сфинксы с головой овна - защитники фараона. Храм Амона в Карнаке.

Его священное животное — баран и гусь (оба - символы мудрости). Перед храмом в Карнаке находится целлая аллея, вдоль которой расположены в ряд огромные статуи с львиным телом, но с головой барана, охраняющих фараонов, стоящих между их передними лапами.

Небесный отец - египетский бог Амон Ра. Рельеф храма Рамсеса III в Мединет Абу, ЛуксорНебесный отец - египетский бог Амон Ра. Рельеф храма Рамсеса III в Мединет Абу, ЛуксорОбычно его изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Его плоть часто окрашивали ляпис-лазурью, что придавало телу синий цвет. С одной стороны, такая окраска подчеркивала его небесный статус, с другой - египтяне полагали, что именно такая дорогая краска, которую привозили в Египет издалека, достойна украшать столь великое божество.

Головной убор божества. Храм Сети I в АбидосеГоловной убор божества. Храм Сети I в АбидосеКаждое из двух перьев на головном уборе разделено вертикально на две секции. Эта двойственность отражает характерную для мировоззрения египтян уравновешенность противоположностей, например, Верхний и Нижний Египет и т.д. Также каждое перо делилось горизонтальными полосками на сегменты. Их число не было случайным. Чаще всего сегментов насчитывается семь, поскольку эта цифра является одной из самых значимых в религиозном мировоззрении древних египтян.

Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru

Египетский бог Амон — Язычество

Видное место в египетской мифологии занимал египетский бог Амон, бог солнца. Гусь с бараном считались его священными животными. На изображениях Амона в храмах, пирамидах он предстает человеком в короне, но с головой барана, держащим скипетр, с двумя перьями, солнечным диском. Почитание Амона как небесного божества началось с Фив. По сведениям, дошедшим до нас, первоначально его супругой считалась Мут, в ранних источниках фигурировала Уасрет.

Сыном Амона с Мут признавался лунный бог Хонсу. Поэтому втроем – Амон, Мут, Хонсу составляли фиванскую триаду. Еще Амона связывали с Мином, на что указывает прилагающийся к нему эпитет «Камутеф». Впервые об Амоне, как о верховном боге, самостоятельном божестве, о демиурге упоминается в переходный период. Титулом «Супруга бога Амона» обладали верховные жрицы, позже только женщины по царской крови. Вследствие чего культ Амона приобретает популярность, а уже при фиванских фараонах становится основным государственным богом. В образе Амона-Ра он был уподоблен с богом-солнцем-Ра, царя богов, старшего божества Эннеады. Период египетского бога Амона Ра имел особое влияние, богатство.

В это время было возведено много грандиозных храмов, зданий Амону в Карнаке, Луксоре, особенно во время правления Хатшепсута, ТутмосаIII, АменхотепаIII. После провалов попыток фараона Эхнатона запретить поклонение Амону и ввести вместо этого преклонение Атону, его наследники – Тутанхамон Эйе, Хоремхеб изменили культы древних божеств. В итоге, положение фиванских жрецов увеличилось, что привело на престол Херихора, ставшего верховным жрецом Амона.

Вследствие захвата Египтом Нубии, кушитов, их верховное божество было полностью уподоблено с Амоном. Как факт, культ Амона в египетских южных владениях стал сильнее, нежели в Верхнем Египте, где главнее были боги Хор, Исида. Священным городом Амона считался – Напата, что находился в Нубии. Фараоны династии любыми способами показывали свое уважение перед Амоном, но после вытеснения их из Фив, смещается и центр поклонения Амона, получивший распространение в Мероэ, Нобатии, где основную роль в принятии важных политических решений играл оракул Амона.

Скорее всего, из Нубии было взято представление бога с бараном, в особенности, изображения Амона. Был написан гимн Амону, где его называли «владыкой Олимпа». Его животным считался – баран. Его храм находился в Фивах. Изображался Амон Ливийский с рогами, которые были закручены. Упоминается Еврипидом. Свое имя он получил от пастуха, который воздвигнул в Ливии храм. По рассказам, Дионис в Индии подыскивал воду, но его поиски были бессмысленны, и тогда из песка показался баран, который указал на воду. Дионис тогда попросил у Зевса, чтоб тот добавил барана к созвездиям за свое спасение, а на том месте, где была найдена вода, Дионис возвел храм Зевса – Амона.

pagandom.ru