Наскальная живопись первобытных людей — 10 открытий искусства. Наскальная живопись самая древняя
Самая древняя в Европе наскальная живопись
Опубликовано 13.05.2012 Germanist tags наскальные рисунки, пещера Chauvet, самая древняя живопись в Европе, университет Савойи
Пока без комментариев
Наскальная живопись в пещере Chauvet
Cклонность к украшению стен, видимо, появилась у людей уже давно. Исследование, опубликованное в журнале «ProceedingsoftheNationalAcademyofSciences», показывает, что наскальные рисунки во французской пещере Chauvet возникли 28000 — 40000 лет назад. Таким образом, они являются самой древней известной в Европе живописью. Шерстистые носороги, пещерные львы, мамонты, дикие лошади, пещерные медведи, олени, бизоны, зубры, козы, пантеры, филины и гиены на стенах изображены так детально и похоже, что многие исследователи думали до сих пор, что они были сделаны не раньше, чем 12000 — 18000 лет назад.
Однако ученые во главе с геологом Бенджамином Задлером из французского университета Савойи не позволили ввести себя в заблуждение. Они исследовали горную породу у входа в пещеру. Измерения однозначно показали, что пещера была окончательно засыпана 21500 лет назад. С тех пор никакие люди не могли в неё проникнуть вплоть до открытия в 1994 году. Более ранние исследования древесного угля и костей животных из пещеры уже показали, что она использовалась людьми 30000 — 32000 лет назад. Значит, и рисунки тоже относятся к периоду ориньякской культуры.
Наскальная живопись в пещере Chauvet
Наскальная живопись в пещере Chauvet
Наскальная живопись в пещере Chauvet
Наскальная живопись в пещере Chauvet
Наскальная живопись в пещере Chauvet
europe-today.ru
Топ 10 шедевров наскальной живописи первобытных людей
Времена меняются, но интерес к искусству людей Каменного века не ослабевает. Некоторые его образчики кажутся странными, другие — сверхъестественными. Одним находятся объяснения, другие же лишь обрастают новыми теориями. Однако шаг за шагом, наскальная живопись открывает завесу тайны над тем, чем жили наши предки, во что верили и как представляли себе окружающий мир.
Неолитический вертеп
Привет от исчезнувшей расы людей
В 2005 году учёные совершили открытие, которое по-прежнему бурно обсуждается, особенно среди любителей тайн и загадок. В пустыне Сахара близь Египта была найдена неолитическая (или палеолитическая, специалисты ещё не пришли к общему выводу) стоянка древних людей и наскальная живопись, изображающая… Сцену Рождества Спасителя. Разумеется, это не может быть иллюстрацией к жизни Иисуса (рисунок старше Христа как минимум на 3 000 лет), но все же общие черты есть, а что ещё надо конспирологам.
Композиция изображения очень интересна: новорождённый находится между двумя взрослыми фигурами. На нём акцентируется внимание, он будто парит в воздухе, указывая на звезду, расположенную над ним. Также на рисунке можно увидеть двух животных — бабуина и льва (впрочем, у второго не хватает важной детали — головы). Не менее интересно то, что для создания сюжета была использована тёмно-красная охра, предназначенная для сакральных целей. Примечательно и то, что до раннехристианского периода композиции подобного рода до сих пор не встречались.
Суданские изразцы первобытных людей
«Гостевая книга» на протяжении веков
В Судане полтора десятка рельефов привели учёных в замешательство в 2011 году. Все 15 памятников были найдены в засушливой долине Ваби Абу Дом и располагались в логическом построении — от единичных изображений до целых композиций из 30 деталей. На данный момент специалистам удалось выяснить, что рельефы имеют разный возраст и авторов. Выдолбленные в породе рисунки относятся как к Неолиту, так и более близкому к нам времени: так, некоторые «гравюры» изображают кресты, всадников, храмы (эти работы датируются приблизительно 500 годом н.э., когда в Судан пришло христианство). На более древних рельефах можно увидеть хорошо сохранившиеся изображения домашнего скота (археологи относят эти композиции к X веку до н.э.).
А вот изразцы, которым 5 000 лет и более, поставили учёных в тупик. Объяснить их смысл не представляется возможным. Некоторые из рисунков представляют собой спирали, причём настолько точные, что некоторые специалисты склоняются к невероятной теории визуализации древними людьми магнитного поля (можно сказать, что так недалеко и до версии с инопланетянами). Другие же представляют собой геометрические узоры, чьё предназначение неизвестно. Учёные также нашли «каменные барабаны», резонирующие звук от удара каменными предметами. Возможно, эти артефакты служили для сигнальных целей.
Маленькие ручки Сахары
То ли ребенок, то ли варан, то ли пришелец
В 2002 году, в Сахаре была обнаружена так называемая «пещера зверей». Название она получила от огромного количества рисунков безголовых фигур на своих сводах. Впрочем, не они послужили объектом пристального внимания исследований. Загадкой стали 13 отпечатков маленьких ладоней. Некоторые из них находились внутри оттисков ладоней взрослого человека. Подобное проявление родительской любви долгое время вызывало умиление, пока один антрополог не заметил, что пальцы «детей» непропорционально длинны, а размер ладоней не соответствует даже новорождённому. Более того, согласно исследованиям, эти отпечатки, возраст которых насчитывает 8000 лет, вообще не принадлежат человеку.
Анализ показал, что «ладошки» созданы с помощью лап зверей, скорее всего — пустынного варана. Для всех оттисков был использован один и тот же пигмент, поэтому остаётся загадкой причина столь милого родства с рептилиями.
Венера из Холе-Фельс
Когда нет эротических журналов
Эту фигурку из слоновой кости тоже можно назвать образцом искусства Каменного века. Статуэтка была найдена в немецкой пещере Холе-Фельс (от неё и получила своё название). Также она известна как «Венера Шельклингенская» и «Венера Швабская». Как и у всех артефактов, связанных с культом плодородия, у этой Венеры отсутствует голова, но ярко выражены набухшая грудь и половые органы. Как шутят некоторые учёные, это доисторическое порно-искусство. Как бы то ни было, статуэтке около 40 000 лет и она является самой древней из найденных.
Фигурка размером с ладонь дала новые причины для споров о костях животных, найденных в пещере. Учёные ныне склоняются к тотемической версии или игровому ритуалу, так как останки принадлежат не травоядным, а хищникам. Фигурки зверолюдей, найденные тут же, вполне могли быть олицетворениями шаманских видений или просто частью игры типа шахмат. Забавно то, что автор этих артефактов мог просто баловаться — в том числе и с Венерой. И не изображать богиню плодородия, а вырезать фигуру голой женщины для потехи или удовлетворения своего либидо. Вряд ли мы точно узнаем её назначение когда-либо.
Шотландские спирали
Камень-загадка или просто шутка мастера?
Загадочный кусок горной породы под названием «камень Кочно» был найден в Шотландии в 1887 году, когда местные жители вырыли его из земли. В 1965 году археологи всерьёз опасались, что все завитки, спирали и рисунки, выбитые на нём неизвестными авторами десятки тысяч лет назад, не проживут и десятка лет из-за постоянной эрозии и вандалов. Было принято снова закопать камень и лишь в 2005 году эту массивную плиту (13х8 метров) удалось тщательно изучить, просканировать и законсервировать. Исследования показали, что камень Кочно является лучшим примером использования спиралевидного орнамента по всей Европе.
Возраст изображений — около 5 тысяч лет и их предназначение покрыто мраком. Многие учёные склоняются к версии, что спирали помогали прогнозировать солнечные и лунные затмения, а останки краски лишь доказывают это.
Фут-фетишизм из Чако
Фрейд бы порадовался изучению этого фетиша
Не стоит отдавать всю славу лишь ладошкам на стенах. Тысячу лет назад, люди культуры Пуэбло почитали ступни как сакральные объекты. Этот народ жил на территории каньона Чако в Нью-Мексико, США.
Любовь к ногам была всесторонней: даже стены украшались отпечатками обуви, отдельных пальцев, пяток и просто ступней. Ко всему прочему, среди представителей культуры Пуэбло был высокий процент людей с полидактилией (присутствие одного или нескольких дополнительных пальцев). Такие люди пользовались особым уважением как отмеченные богами. Подобный вывод учёные сделали, изучив более 90 останков из местных захоронений.
Пуэбло выражали любовь к ногам повсюду: их форма придавалась разбросанным камням, они выбивались на стенах, полах, сводах пещер. При этом археологи обнаружили интересную особенность — чем больше на ступне пальцев, тем важнее место, обозначенное этим знаком.
Акустическое искусство доисторической эпохи
Эффект полного погружения до изобретения кинотеатров
В 2014 году было проведено масштабное исследование, позволяющее показать связь между расположением древних каракуль и резонансными эффектами пещер. Так, европейские и индийские образцы наскальной живописи с изображениями бегущего стада парнокопытных чаще всего встречается там, где звук деформируется и создаётся впечатление шума от сотен ног. Также многие сцены изображают природные явления — гром, звуки воды и т.д.
Причём исследования мест с хорошей акустикой часто давало неожиданный результат и там находили неизвестные до этого наскальные рисунки. И наоборот: где были рисунки — обязательно присутствовал эффект эхо. И пусть древние люди не до конца понимали природу явления, считая его проявлением воли богов, но отлично искали места его проявления.
Бизоны Хиггса
Фоторобот помог воссоздать исчезнувший вид
Перед нами один из редких случаев, когда научное открытие было совершено благодаря наскальной живописи и было связано только с ней. Изучение ДНК древних зубров поставило учёных в затруднительную ситуацию: они не относятся ни к одному из современных видов. То есть теоретически, их существование вообще стояло под вопросом. Это и послужило поводом назвать находку «Бизоном Хиггса» (прямая аллюзия на бозон Хиггса, микрочастицу, существование которой до недавнего времени невозможно было доказать опытным путём).
Дальнейшие исследования подтвердили существование бизона Хиггса — им оказался гибрид степного бизона и зубра. ПО неизвестной причине, около 120 000 лет назад эти два вида скрестились, создав устойчивое потомство, расселившееся по Европе.
Удивительно, но древние люди, проживавшие на территории Испании и Франции во время последнего ледникового периода 18 000 лет назад, смогли чётко показать этот гибридный вид в наскальном искусстве, подмечая даже небольшие детали: массивные рога американских бизонов и небольшие горбы современных европейских зубров.
Чарамские пришельцы
Духи предков стали пришельцами. Почему бы и нет?
В 2014 году индийские археологи рассказали о сенсационной находке: в пещере близь деревеньки Чарам (штат Чхаттисгарх) были найдены наскальные рисунки, изображающие инопланетных гостей! Изображение появилась на стенах 10 000 лет назад и иллюстрирует древнюю легенду о неких невысоких гуманоидах, именуемыми «Рохела». Они приземлились недалеко от поселения в серебристом шаре, помахали рукам местным жителям и унеслись ввысь. Одно время, крестьяне даже поклонялись этому изображению.
Учёных удивляет тот факт, что краски не потеряли свою яркость за тысячелетия. А сторонники палеоастронавтики указывают на то, что существа на рисунках не имеют ртов, глаз, одеты как космонавты, имеют гибкое вытянутое тело и держат в руках что-то вроде бластеров. Особо впечатлительные даже нашли стреноженный шар с антеннами на фоне пришельцев.
Загадка неандертальцев
В испанской пещере Эль-Кастильо были найдены рисунки, возраст которых составляет 40800 лет. Это самые древние образцы искусства на Земле. Точки, отпечатки ладоней и простые геометрические фигуры могли быть даже не творением рук современного человека, так как в этой местности проживали не представители Homo Sapiens, а неандертальцы.
Если теория окажется верной, то неандертальцы автоматически станут не отдельным видом гоминидов, а самостоятельной расой внутри нашего вида. На данный момент этому существует огромное количество доказательств: настенная живопись, орудия труда, украшения. При этом развитие общества и культуры неандертальцев не уступала, а во многом превосходило прогресс вида Сапиенс.
Сквозь глубину веков на нас смотрят бизоны и охотники на них, загадочные фигуры гостей с далёких планет и божественные сущности. Возможно, нам не дано узнать предназначение каждого рисунка или артефакта, но наслаждаться их первозданной красотой и непринуждённостью человечество сможет ещё многие тысячелетия, если вандалы и время не сотрут это искусство в порошок.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!
www.publy.ru
Шедевры наскальной живописи — Naked Science
Пещера Шове (Франция)
Эту уникальную археологическую достопримечательность обнаружил в 1994 году французский спелеолог Жан Мари Шове. В пещере было обнаружено более 300 наскальных рисунков лошадей, львов, носорогов, волков, бизонов и других животных. Радиоуглеродная датировка показала: возраст отдельных «полотен» составляет 30-33 тыс. лет. Поражает и сохранность рисунков. Судите сами: Увы, увидеть их может далеко не каждый – пещера закрыта для посещений во избежание разрушения хрупких картин. Ведь испортить их способно малейшее изменение света, температуры и влажности воздуха. Даже археологи могут находиться там всего несколько часов. А вот немецкому режиссеру Вернеру Херцогу повезло: он даже снял документальный фильм об этой картинной галерее – «Пещера забытых снов».
Ньюспейпер-Рок (США)
Эта скала, расположенная неподалеку от города Монтиселло (штат Юта), считается одним из самых внушительных каменных «полотен», на котором на один квадратный метр приходится огромное количество петроглифов. Всего на скале насчитывается около 650 изображений. Нанесли их, как предполагают ученые, древние индейцы доколумбовых культур Фремонт и Анасази. Велика вероятность, что петроглифы высекались как в древнюю эпоху, так и после знакомства с европейцами. Считается, что рисунки рассказывают об охоте на кабанов, мамонтов и бизонов, а также о приручении лошадей и быков, изобретении колеса и других орудий труда.
Куэва-де-лас-Манос (Аргентина)
Дословно название пещеры можно перевести как «Пещера рук», поскольку на ее стенах запечатлены отпечатки сотен ладоней (800 изображений), причем 90% из них – левые. Отпечатки были сделаны от 13 тыс. до 9 тыс. лет назад, предположительно путем распыления краски вокруг кисти. Больше всего рук можно увидеть у самого входа в пещеру. Складывается впечатление, будто они служат приветствием для входящего. Есть также мнение, что изображения рук у древних индейцев символизировали переход во взрослую жизнь, поэтому в этом почитаемом предками индейцев месте отпечатаны ладони мальчиков-подростков. Помимо рук в пещере есть и рисунки животных – страуса-нанду и гуанако, а также петроглифы.
Альтамира (Испания)
Эту пещеру, что на севере Испании, еще называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Возраст рисунков эпохи палеолита насчитывает порядка 20 тыс. лет. Для придания цвета древние художники пользовались углем и охрой, а для объема – естественными выступами и углублениями в стенах пещеры. Рисунки здесь настолько хороши, что научное сообщество поставило под сомнение их подлинность, обвинив первооткрывателя пещеры Марселино де Саутуолу в подделке. Лишь после смерти археолога в 1902 году было установлена подлинность рисунков. Сегодня в связи с разрушением изображений пещера закрыта для туристов. Вместо этого в 2001 году в музейном комплексе, расположенном рядом с Альтамирой, открылись копии панно Большого плафона.
Альта (Норвегия)
Крупнейшая и единственная из открытых для туристов «выставок» наскальной живописи находится под открытым небом в 4 км от города Альта, недалеко от Северного полярного круга. 5 тыс. изображений животных (рыб, оленей), самих охотников и рыбаков, религиозных обрядов и просто танцевальных сюжетов, открытых в 1970-х годах, доказывают, что в период с 4200 до 500 лет до н.э. эти места тоже населяли люди. 3 тыс. рисунков (как раз тех, что расположены под открытым небом) внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Урочише Калбак-Таш (Тялбак-Таш), расположенное на правом берегу реки Чуи на 723 километре от Чуйского тракта, – крупнейшая коллекция петроглифов в Горном Алтае. Урочище протянулось на 10 км и насчитывает более 5 тыс. рисунков и рунических надписей. Самыми популярными являются рисунки живых существ: быков, оленей, волков, барсов и прочих животных, распространенных в этих местах. Урочище было святилищем для людей разных эпох – от неолита (VI-IV тыс. до н.э.) до древнетюркского периода (VII-X вв. до н.э.).