Астрономия в Древнем Китае. Астрономия древнего китая
Астрономия в Древнем Китае
Карта звездного неба. Эпоха империи Сун. XII в.
Проследить развитие астрономии на территории Китая можно с древних времен. Вообще, интерес жителей этой страны к изучению всего на свете составляет черту национального характера. Это относится и к астрономии.
Так, археологи нашли крашеную керамику, возраст которой — 5000—7000 лет. На ней присутствуют л унарные и солярные символы, а также орнаменты, связанные с лунным календарем. На гадательных костях и черепашьих панцирях эпохи Шан-Инь (вторая половина II тысячелетия до н. э.) встречаются названия некоторых созвездий и календарные знаки. Упоминаются также некоторые затмения Солнца.
Как и почти у всех первобытных народов, у китайцев с незапамятных времен находился в употреблении лунный календарь, то есть способ счета дней по фазам Луны. Поскольку месяц в 29—30 дней считался длинным в качестве мерила промежутков времени древней жизни, вполне естественным было его деление на 3—4 части.
Практика вести записи небесных явлений не прекращалась во все периоды истории Древнего Китая. Количество накопленных рукописных документов астрономического содержания является самым большим по сравнению с имевшимися в любой другой цивилизации.
Примерно во II—I тысячелетиях до н. э. китайскими астрономами небо было разделено на 28 участков-созвездий, в которых двигались Солнце, Луна и планеты. Потом они выделили Млечный Путь, назвав его явлением неизвестной природы. Основатель династии Чжоу У-ван (правил, по некоторым данным, в 1121 — 1115 гг. до н. э.) приказал воздвигнуть астрономическую башню в Гаочэнчжэне (город Гаочэн в современной провинции Хэнань). Это была первая обсерватория в Китае.
Начиная с эпохи Чуньцю (722—481 гг. до н. э.) китайцы письменно регистрировали появления комет, называвшихся в Китае «звездами-метлами» и испокон веков считавшихся предвестниками несчастий. Позднее появились их подробные описания и зарисовки. Было подмечено, что хвост кометы всегда находится в удалении от Солнца. В летописи под названием «Чуньцю» того же периода зарегистрировано 37 солнечных затмений, наблюдавшихся в течение 242 лет. Современными учеными подтверждены 33 из них. Самое раннее произошло 22 февраля 720 г. до н. э.
Следующий период в истории Древнего Китая называется эпохой Сражающихся царств или периодом Чжаньго. Он длился с V в. до н. э. до объединения Китая императором Цинь Шихуанди в 221 г. до н. э.
В эти времена астрономами Гань Гуном и Ши Шэнем в 355 г. до н. э. был составлен сводный каталог «Звездный канон Гань и Ши», куда были внесены более 800 звезд. Немного позднее знаменитый китайский астроном Чжан Хэн поделил небо на 124 созвездия и зафиксировал около 2500 видимых звезд.
Одним из составителей упомянутых каталогов (Гань Гуном) была сделана запись, которую считают описанием солнечных пятен. Он упоминал о неких «солнечных затмениях», которые якобы начинаются от центра Солнца. Здесь ценно то, что отмеченное затемнение было охарактеризовано им как явление на солнечной поверхности, как оно и есть на самом деле.
С III в. до н. э. в Китае пользовались солнечными и водяными часами. Все астрономические наблюдения велись со специальных площадок-обсерваторий.
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
Астрономия в древнем Китае. Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3
Астрономия в древнем Китае
Летописи сообщают о состоянии астрономии в древнем Китае совершенно невозможные вещи.
Судите сами (помня все сказанное в гл.2 и 3). Книга «Шуцзин» утверждает (см.[124], стр.120), что в XXI веке до нашей эры (4000 лет тому назад) китайские астрономы не только умели предсказывать солнечные (!) затмения, но и обязаны были это делать: когда астрономы Хи и Хо императора Чунг Кинга ошиблись в предсказании затмения 22 октября 2137 г. до н. э., им отрубили головы. Хорошо, что такого обычая не было в Европе, а то бы и Коперник, и Кеплер остались бы без голов.
По другим сведениям (см.[125], стр.58) китайские астрономы всерьез взялись за предсказание затмений только (!) около начала нашей эры. Уже тогда им якобы была известна точная продолжительность драконического месяца (интервала между двумя последовательными пересечениями Луной эклиптики). Это тем более замечательно, что непосредственно из наблюдений (даже с точными часами) этот месяц не определяется (поскольку эклиптика является условной линией). Чтобы его вычислить нужно владеть хотя бы элементами сферической тригонометрии, а ведь по тем же достовернейшим сведениям (см. [ 125], стр.75) отношение окружности к диаметру (величина «пи») в то время полагалось в Китае равным трем!
Естественно, что умея предсказывать затмения, древние китайские астрономы пренебрежительно относились к затмениям, которые уже состоялись. Только этим можно объяснить, почему многие из имеющихся в летописях описаний солнечных затмений либо совсем не удается отождествить с затмениями, вычисляемыми современной астрономической наукой, либо это удается лишь с большим трудом; (см.[125], стр.57—58).
Впрочем, отождествление многих затмений оказалось возможным, по–видимому, тоже лишь из–за того, что китайские документы подобно античным описывали затмения без точных дат и очень неполно. Например, (см.[125], стр.59) «современные китайские историки астрономии отождествили частное лунное (!) затмение 5 сентября 775г. до н. э. с затмением, о котором в «Шицзи» сказано только следующее: «Раньше было затмение Луны, но его считали явлением обычным». (Кстати сказать, указание на «обычность» затмения Луны относит это сообщение даже не в Средневековье, а в Новое время). К сожалению, полного исследования этих отождествлений мы произвести не смогли, из–за недоступности соответствующей литературы.
Еще в марте 28 г. до н. э. (см.[125], стр.50) китайские астрономы наблюдали пятна на Солнце, что, напомним, в Европе удалось сделать только Галилею с помощью подзорной трубы.
Приблизительно в это же время китайские астрономы определили (см.[125], стр.65) периоды обращений планет практически с современной точностью (ошибка меньше одной тысячной), в чем, как мы знаем, они снова существенно превзошли Коперника. Более того, они различали синодический и звездные периоды обращения планет, считая одновременно, что «небо круглое и подвижное, а земля четырехугольная и неподвижная» (см.[125], стр.73). То, что во все это верит китайский астроном Чжан Бао–цун, из книги которого заимствована эта потрясающая информация, быть может, по совокупности обстоятельств и простительно, но то, что все это бездумно повторяет советский астроном Старцев, уже ни в какие ворота не лезет.
Несколько позже (см.[125], стр.92—93) «выдающийся китайский астроном» И Синь (685—727 гг.) с помощью «бронзовой армиллярной сферы» (но, по–видимому, без часов) ухитрился измерять координаты неподвижных звезд настолько точно, что обнаружил их собственные движения (каково! а?), что в Европе сумели сделать только в 1718 г., да и то с некоторой неуверенностью. Он же принимал участие и в измерении дуги меридиана (!), осуществленном в 725 году (см.[125], стр.95—95).
Мы совсем не исчерпали всех «замечательных открытий» китайских ученых, которые они делали, как с удовлетворением отмечают современные китайские ученые, а за ними и наш Старцев, непременно за несколько десятков или сотен лет до ученых западных стран, но, чтобы не утомить читателя, мы ограничимся приведенными примерами.
Нужно, впрочем, отметить, что современные комментаторы древнекитайских астрономических сообщений иногда проявляют и осторожность. Например, в главе книги «Шицзи», повествующей о деяниях императора Шун–ди, говорится (см.[6], стр.58), что он приказал сделать «зрительный инструмент» («цзюань—цю»), чтобы семь движущихся светил «могли быть наблюдаемы ежедневно».
Как будто бы отсюда можно вывести с полной очевидностью, что и зрительная труба Галилея была известна китайским астрономам за 4000 лет до великого ученого… Но нет, современные ученые почему–то останавливаются и толкуют «зрительный инструмент» как «астрономический квадрант»! (см.[125], стр. 134). А ведь информация о телескопах во времена Шун–ди ничуть не хуже информации об определении в VII веке собственных движений звезд или об умении в начале нашей эры вычислять солнечные затмения (с точностью до минут!).
Все сказанное не означает, что мы вообще отрицаем самостоятельную китайскую астрономию. Напротив, мы считаем, что астрономы Китая внесли важный вклад в историю астрономии, но отнюдь не мифическими открытиями непременно раньше столь же Мифических западных открытий. Однако выявить реальное движение китайской астрономии в напущенном тумане очень трудно. Во всяком случае, надо считать, что уже в XIII веке н. э. в Китае существовали астрономические (скорее всего, на самом деле, астрологические) обсерватории, поскольку нет оснований не верить сообщению (см.[125], стр.102), что Пекинская обсерватория была в 1279 г. «построена заново» (а на самом деле, конечно, построена впервые). Точно так же, мы должны считать (см.[125], стр.103), что Нанкинская обсерватория была впервые открыта в 1384 г. (информация о будто бы существовавшей в Нанкине с V века обсерватории, от которой «ничего не сохранилось», является очередным мифом).
К 1584 году историки относят и принятие нового календаря. По–видимому, эта информация соответствует действительности. Только это был не календарь, сменивший многочисленные предыдущие, невероятно точные календари, а первый астрономически обусловленный календарь.
Надо думать, что соответствует действительности и информация (см. [125], стр.107—108) о взаимном сотрудничестве в XIII—XVII веках китайских и арабских (точнее, арабоязычных) астрономов. Таким образом, китайская астрономия не замыкалась в себе, а интенсивно участвовала в общем международном научном сотрудничестве. Это и был ее реальный вклад в развитие астрономической науки.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
esoterics.wikireading.ru
Астрономия Древнего Китая - Все о космосе
Страница 1 из 3
Астрономия Древнего Китая
В наше время историческая наука полагает, что начало Древнейшей Китайской цивилизации совпадает по времени с воцарением Первой Династии Раннего Царства Древнего Египта, то есть реально датируется концом IV тысячелетия до нашей эры. В историографии Китая, или Срединной (Поднебесной) Империи, этот период принято называть ЛЕГЕНДАРНЫМ. Он на целое тысячелетие древнее, чем наиболее ранняя культура китайской Империи Ся.
Считается, что самым первым китайским Императором был Фу-Си (2953-2698 годы до нашей эры). Он и являлся создателем первых китайских письменных знаков — ТРИГРАММ. Его преемником был "божественный земледелец" Шень-Нун, правление которого длилось почти так же долго... 140 лет! Этого древнего Владыку сменил "божественный" Хуан-Ди (2698-2598 годы до нашей эры). Именно этот Император известен, как предводитель "Сыновей Неба". Вообще сказания о "Сыновьях Неба" были очень распространены у древних китайцев. При этом наиболее заметный след в литературно-исторической традиции Поднебесной оставил после себя именно Хуан-Ди.
В древнем литературном источнике, хронике "Юнаэ дадянь, свиток 11956" повествуется о путешествиях Хуан-Ди по Вселенной. Для этой цели, между прочим, он использовал некое транспортное средство (аппарат, корабль, установку?) именуемое "Дракон Чен-Хуан", обладавшее целым рядом уникальных особенностей, в частности:
"...в один день он (Дракон Чен-Хуан) покрывает мириады верст, севший на него человек достигает возраста двух тысяч лет..."
Китайские хроники сообщают, что Хуан-Ди прибыл на Землю со звезды Сю-аю-Юань. Есть мнение, что это звезда Альфа Льва, которая удалена от Солнца на расстояние 83,5 светового года. Но "космический гость" Хуан-Ди прибыл на Землю не один! У него были и помощники, которые, если верить хроникам, научили людей не только изготовлять луки, рыть колодцы, наблюдать за звездами и применять иглоукалывание, но также обучили искусству ВОЗВЕДЕНИЯ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ!
"Жизнеописание Хуан-Ди" вошло в даосский канон, где помещены упоминания о том, что именно он был Императором Поднебесной на протяжении целого века! Но вот в еще более древних источниках, таких, как "Записки о поколениях Владык и царей", а также в труде, озаглавленном "Книга о Горах и Морях." ("Шань-Хай-Цзин") повествуется о Прародителе китайцев, таинственном Пань-Гу.
Именно он совершил немыслимый по длительности и дальности перелет, прежде чем оказался в долине реки Хуанхэ. Причем он СПАЛ во время этого путешествия, пребывая в середине некоторого "Небесного Яйца".
"Прошло 18000 лет, прежде чем он проснулся... Вокруг него был сплошной черный мрак".
Вообще что-то странное и непонятное, как представляется современным исследователям, происходило в начале III-го тысячелетия до нашей эры на территории Срединной Империи (а может, и не только на ее территории). Древнекитайские хроники, следует отметить, упоминают о какой-то крупной катастрофе, которая носила достаточно продолжительный характер. Любопытны также и некоторые удивительные находки, имевшие место на территории Китая в течение нескольких последних десятилетий.
Вот, скажем, китайский археолог Хи-Пу-Тей еще в 1938 году обнаружил в ущелье Байян Кар-Уул некую пещеру. Ее стены в изобилии несли на себе изображения человеческих фигур в одеяниях, напоминающих скорее современные скафандры! Ну и, кроме того, изображения Солнца, Луны и звезд. Но, пожалуй, самым странным являлось то, что изображения двух из этих звезд были соединены между собой ЦЕПОЧКАМИ, состоящими из маленьких точек.
Помимо прочего, именно в этой пещере и были найдены те самые 716 гранитных дисков, о которых еще с 1962 года не затихают жаркие споры. Иезуитский миссионер Мартин в своей книге "История Китая" поведал о древнем сказании, где сообщается о космической катастрофе так:
"Опора неба обрушилась. Земля была потрясена до самого основания. Небо стало падать к северу. Солнце, Луна и звезды изменили пути своего движения. Вся система Вселенной пришла в беспорядок. Солнце оказалось в затемнении, и планеты изменили свои пути...".
Именно в это время, как полагают исследователи, на территории Китая и вели свою загадочную деятельность "Сыны Неба". Об этом, в частности, и сообщают древнекитайские тексты, такие как даосский канон "Дао-Цзы" и уже упоминаемые выше "Записки о поколениях Владык и царей".
Упоминается там и о том, что среди "Сынов Неба" имелась женщина, которая вела наблюдения за Солнцем. Делала она это, основываясь на длине тени! Другая женщина наблюдала "за Луной, нарождающейся на исходе дня, за ее четвертями и полнолуниями. Один "Сын Неба" наблюдал за движением звезд, а другой сводил все это воедино, составляя календарь".
Действительно, в 2698 году до нашей эры в Китае появился загадочный календарь, создание которого древняя китайская Легенда связывает с царствованием Императора Хуан-Ди и прибытием на Землю "Сынов Неба" на "ОГНЕННО-ХВОСТОМ КОРАБЛЕ-ДРАКОНЕ".
Древнейшие варианты легенд о Хуан-Ди сообщают, что он был первым "Сыном Неба", который прибыл на Землю, сопровождаемый "сиянием великой молнии, опоясавшей звезду Цзы". Эта звезда находится в созвездии Большой Медведицы. Легенды упоминают и о том, что первый "Сын Неба":
"...выплавил двенадцать Великих Зеркал и использовал их, следя за Луной...".
Свойства этих зеркал были воистину удивительны: "Когда на зеркало попадали лучи Солнца, то все изображения и знаки его обратной стороны отчетливо выступали из тени, отбрасываемой зеркалом...".
Хуан-Ди владел информацией относительно прошлого и будущего, посвящен он был и в секреты того, что сегодня принято именовать ГРАВИТАЦИЕЙ... Один из современных германских историков, непосредственно занимающийся вопросами истории развития науки и техники, причем именно с самых древнейших времен, некоторое время тому назад выступил с неожиданным сообщением, согласно которому первым человеком в истории Земли, который еще в незапамятной древности посетил Луну, был... китаец по имени Хоу-И.
astroera.net
Астрономия в Древнем Китае — Пси-Фактор
В наше время историческая наука полагает, что начало Древнейшей Китайской цивилизации совпадает по времени с воцарением Первой Династии Раннего Царства Древнего Египта, то есть реально датируется концом IV тысячелетия до нашей эры. В историографии Китая, или Срединной (Поднебесной) Империи, этот период принято называть ЛЕГЕНДАРНЫМ. Он на целое тысячелетие древнее, чем наиболее ранняя культура китайской Империи Ся.
Считается, что самым первым китайским Императором был Фу-Си (2953-2698 годы до нашей эры). Он и являлся создателем первых китайских письменных знаков ТРИГРАММ. Его преемником был «божественный земледелец» Шень-Нун, правление которого длилось почти так же долго… 140 лет! Этого древнего Владыку сменил «божественный» Хуан-Ди (2698-2598 годы до нашей эры). Именно этот Император известен, как предводитель «Сыновей Неба». Вообще сказания о «Сыновьях Неба» были очень распространены у древних китайцев. При этом наиболее заметный след в литературно-исторической традиции Поднебесной оставил после себя именно Хуан-Ди.
В древнем литературном источнике, хронике «Юнаэ дадянь, свиток 11956» повествуется о путешествиях Хуан-Ди по Вселенной. Для этой цели, между прочим, он использовал некое транспортное средство (аппарат, корабль, установку?) именуемое «Дракон Чен-Хуан», обладавшее целым рядом уникальных особенностей, в частности:
«…в один день он (Дракон Чен-Хуан) покрывает мириады верст, севший на него человек достигает возраста двух тысяч лет…»
Китайские хроники сообщают, что Хуан-Ди прибыл на Землю со звезды Сюаю-Юань. Есть мнение, что это звезда Альфа Льва, которая удалена от Солнца на расстояние 83,5 светового года. Но «космический гость» Хуан-Ди прибыл на Землю не один! У него были и помощники, которые, если верить хроникам, научили людей не только изготовлять луки, рыть колодцы, наблюдать за звездами и применять игло-укалывание, но также обучили искусству ВОЗВЕДЕНИЯ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ!
«Жизнеописание Хуан-Ди» вошло в даосский канон, где помещены упоминания о том, что именно он был Императором Поднебесной на протяжении целого века! Но вот в еще более древних источниках, таких, как «Записки о поколениях Владык и царей», а также в труде, озаглавленном «Книга о Горах и Морях.» («Шань-Хай-Цзин») повествуется о Прародителе китайцев, таинственном Пань-Гу.
Именно он совершил немыслимый по длительности и дальности перелет, прежде чем оказался в долине реки Хуанхэ. Причем он СПАЛ во время этого путешествия, пребывая в середине некоторого «Небесного Яйца».
«Прошло 18000 лет, прежде чем он проснулся… Вокруг него был сплошной черный мрак».
Вообще что-то странное и непонятное, как представляется современным исследователям, происходило в начале III-го тысячелетия до нашей эры на территории Срединной Империи (а может, и не только на ее территории). Древнекитайские хроники, следует отметить, упоминают о какой-то крупной катастрофе, которая носила достаточно продолжительный характер. Любопытны также и некоторые удивительные находки, имевшие место на территории Китая в течение нескольких последних десятилетий.
Вот, скажем, китайский археолог Хи-Пу-Тей еще в 1938 году обнаружил в ущелье Байян Кар-Уул некую пещеру. Ее стены в изобилии несли на себе изображения человеческих фигур в одеяниях, напоминающих скорее современные скафандры! Ну и, кроме того, изображения Солнца, Луны и звезд. Но, пожалуй, самым странным являлось то, что изображения двух из этих звезд были соединены между собой ЦЕПОЧКАМИ, состоящими из маленьких точек.
Помимо прочего, именно в этой пещере и были найдены те самые 716 гранитных дисков, о которых еще с 1962 года не затихают жаркие споры. Иезуитский миссионер Мартин в своей книге «История Китая» поведал о древнем сказании, где сообщается о космической катастрофе так:
«Опора неба обрушилась. Земля была потрясена до самого основания. Небо стало падать к северу. Солнце, Луна и звезды изменили пути своего движения. Вся система Вселенной пришла в беспорядок. Солнце оказалось в затемнении, и планеты изменили свои пути…».
Именно в это время, как полагают исследователи, на территории Китая и вели свою загадочную деятельность «Сыны Неба». Об этом, в частности, и сообщают древнекитайские тексты, такие как даосский канон «Дао-Цзы» и уже упоминаемые выше «Записки о поколениях Владык и царей».
Упоминается там и о том, что среди «Сынов Неба» имелась женщина, которая вела наблюдения за Солнцем. Делала она это, основываясь на длине тени! Другая женщина наблюдала «за Луной, нарождающейся на исходе дня, за ее четвертями и полнолуниями. Один «Сын Неба» наблюдал за движением звезд, а другой сводил все это воедино, составляя календарь».
Действительно, в 2698 году до нашей эры в Китае появился загадочный календарь, создание которого древняя китайская Легенда связывает с царствованием Императора ХуанДи и прибытием на Землю «Сынов Неба» на «ОГНЕННОХВОСТОМ КОРАБЛЕДРАКОНЕ».
Древнейшие варианты легенд о Хуан-Ди сообщают, что он был первым «Сыном Неба», который прибыл на Землю, сопровождаемый «сиянием великой молнии, опоясавшей звезду Цзы». Эта звезда находится в созвездии Большой Медведицы. Легенды упоминают и о том, что первый «Сын Неба»:
«…выплавил двенадцать Великих Зеркал и использовал их, следя за Луной…».
Свойства этих зеркал были воистину удивительны: «Когда на зеркало попадали лучи Солнца, то все изображения и знаки его обратной стороны отчетливо выступали из тени, отбрасываемой зеркалом…».
Хуан-Ди владел информацией относительно прошлого и будущего, посвящен он был и в секреты того, что сегодня принято именовать ГРАВИТАЦИЕЙ… Один из современных германских историков, непосредственно занимающийся вопросами истории развития науки и техники, причем именно с самых древнейших времен, некоторое время тому назад выступил с неожиданным сообщением, согласно которому первым человеком в истории Земли, который еще в незапамятной древности посетил Луну, был… китаец по имени Хоу-И.
Заметим, что «по совокупности заслуг» Хоу-И действительно может быть причислен к наиболее выдающимся фигурам древнейшей китайской мифологии. Его отличительной чертой было то, что, согласно одной из легенд цикла, он питался только «цветами и летал на «небесной птице» за бесконечный горизонт».
Когда завистливые боги оклеветали его, «Великий Небесный Император» сослал его на Землю. Вот здесь-то Хоу-И и поступил на службу к Императору Империи Ся, которого звали Яо (около 2333 года до нашей эры). Ну а когда тоска по звездам, охватившая Хоу-И, сделалась невыносимой, он сел в свою «небесную птицу» и стартовал, «на потоке светящегося воздуха» в направлении Луны.
Удивительно точны сохранившиеся в многотысячелетней давности преданиях его (Хоу-И) описания естественного спутника Земли. Кстати, путешествовал он не один, а вместе со своей спутницей-женой по имени Чанг-Э. Именно она описывала Луну следующим образом:
«Светящийся, мерцающий как стекло шар огромной величины и чрезвычайно холодный».
Различные тексты повествуют, что легендарные супруги немало десятков раз летали по маршруту Земля-Луна. Однако вовсе не на «небесной птице», что еще можно было бы как-то принять современным аналитикам, а на борту «огромного корабля». Это крайне загадочное транспортное средство, согласно древним хроникам, описывалось следующим образом:
«У этого огромного корабля была также способность летать на Луну и звезды. Поэтому его имя было «корабль, который висит среди звезд».
Вышеприведенная легенда была опубликована в китайском журнале «Китай на стройке» в 1961ом году. Там же, в комментариях к легенде, приводилась следующая деталь: «Этот огромный летающий корабль жители древнейшего Китая наблюдали в течение 12 лет во время его взлетов и посадок».
Но, оказывается, на этом Легенда не заканчивается. Далее в ней сообщается, по крайней мере, еще одна исключительно любопытная для исследователя вещь Хоу-И соорудил на Луне хрустальный «Дворец Великого Холода». Кстати сказать, имя загадочного персонажа Хоу-И связано также с еще одним древнейшим Преданием, известным как «Легенда о десяти Солнцах».
Тогда, почти пять тысяч лет тому назад, один из рассветов принес на землю невыносимый жар. Взглянув на небо, испуганные люди увидели кошмарную, никогда прежде не виданную картину… В небесах сияло не одно, а десять Солнц! Кроме обычного, привычного всем Солнца, которое дарит свет и жизнь, неведомо откуда появились ЕЩЕ ДЕВЯТЬ, ДВИЖУЩИХСЯ ПО НЕБОСВОДУ, зловещих солнц!
Их жар становился совершенно непереносимым пересыхали поля, стали исчезать реки, умирали люди. Народы посчитали, что пришли «последние времена». И тогда, услышав совет Великого Старца, жители Поднебесной изготовили колоссальных размеров лук со стрелами. А потом обратились к «небесному охотнику» Хоу-И, чтобы он с помощью этого оружия попытался уничтожить чужие Солнца!..
Хоу-И, выпуская стрелу за стрелой, поразил все девять чужих Солнц, оставив сиять только привычное всем людям, родное Солнце. Про этот великий подвиг Хоу-И узнала богиня Сиванму. Она решила достойно вознаградить героя и подарила ему ЭЛИКСИР БЕССМЕРТИЯ… Но легенды о Хоу-И в мифологии Поднебесной далеко не единственные и далеко не самые древние!
Цикл легенд о путешествиях легендарного Императора Хуан-Ди по Вселенной с помощью «Дракона Чен-Хуан» довольно обширен. В них упоминается, в частности, преемник Императора Хуан-Ди по имени Шао-Хао. Любопытно описание явления, которое сопровождало его приход на Землю: «звезда, словно радуга, полетела вниз». Или вот такой нюанс: «огромная звезда, словно ковш, опустилась на Цветущий остров…».
Имелись у «Сына Неба» и очень уж «нестандартные» помощники. Такие, например, как Чан-И. Он, в основном, занимался тем, что вел тщательные наблюдения за поверхностью Луны (пребывая в то же время на Земле).
Еще один соратник «Сына Неба», по имени Юй-Оу, «определял предзнаменования по изменению яркости звезд, по их движению и метеорам…».
Но помощники Хуан-Ди интересны еще и тем, что создавали значительное количество технических средств! И хотя подробные описания их странной «аппаратуры в древних хрониках отсутствуют, кое-что там все же сообщается. Например, говорится о том, что Хуан-Ди, как уже было отмечено, «выплавил двенадцать Великих Зеркал и использовал их…». А также:
«На Озере Зеркала в народе передают, что «Сын Неба» Хуан-Ди отливал свои зеркала именно там. Ныне сохранился камень, которым их шлифовали. Ползучие травы на этом камне не растут…».
Запись, без сомнения, любопытна уже сама по себе, поскольку, судя по всему, «этот камень» имел размеры достаточно внушительные. Но тогда каковы же были размеры самих «Великих Зеркал»? И потом, свойства этих зеркал и их назначение содержат в себе не одну загадку! Тем более что, помимо этих зеркал, «Сыны Неба» были заняты также изготовлением «чудесных треножников».
Кстати сказать, пришедшая на территорию Китая во II тысячелетии до нашей эры удивительная культура Империи Шан (Ин) известна, прежде всего, своими уникальными изделиями из темной бронзы. В том числе и не имеющими, казалось бы, никакого практического смысла «бронзовыми треножниками». Сегодня искусствоведы все более склоняются к мысли, что эти изделия ИСТОРИЧЕСКАЯ ДАНЬ ПАМЯТИ тем самым легендарным «чудесным треножникам» тех самых легендарных времен!..
По поводу этих таинственных «прототипов» хроники сообщают, что для их изготовления использовался металл, добываемый на горе Шоушань. Скорее всего, это была медь. Относительно смысла и назначения «чудесных треножников» можно сегодня строить множество самых различных предположений. Поскольку, скажем, в бочко-образной (так следует согласно древнему описанию) емкости, размещенной на опоре «треножника», объем которой не превышал 100 литров, непонятно каким образом «сотни духов, чудовищ и животных наполняли его внутри…».
Наконец, как сегодня следует понимать такой вот нюанс в характеристике «чудесного треножника»: «он был подобием Великого Единого»? Специалистам, занимающимся анализом этих древнейших китайских хроник, представляется вполне вероятным, что эти «чудесные треножники» были чем-то вроде отставного элемента гипотетической системы Сверхдальней Космической Связи!.. Поскольку в описании имеется упоминание, что их («треножники») наводили на звезду Сюаю Юань.
Но как же тогда понимать следующие слова хроники: «…Этот треножник знал благоприятные и неблагоприятные признаки, знал ныне существующее и исчезающее…»? А также еще: «треножник мог покоиться и мог идти»; «мог становиться легким и тяжелым».
Вообще согласно хроникам, описывающим события XXVII столетия до нашей эры, «в горах появилась повозка, подобная сосуду». Именно появилась, как будто из ничего, сама по себе! Причем, судя по некоторым словесным оборотам, нижеприведенное описание принадлежит не очевидцу, наблюдавшему эту загадочную технику непосредственно, а скорее летописцу, жившему несколько позднее:
«Сосуд этот, как говорят, был словно серебряная глазурованная черепица, подобен киноварно-красной керамике». Уточним также, что такая «повозка» была в те времена явлением отнюдь не единичным, поскольку многие тысячи подобных устройств покрыли долины Южного Китая!
На территории Центрального и Южного Китая вот уже несколько тысяч лет пользуется также исключительным почетом цикл легенд и преданий о «Железном Юй-Чи». Надо заметить, что у исследователей этой проблемы в настоящее время не имеется сколько-нибудь однозначного представления о том, что же именно мог представлять собой этот очень уж странный персонаж древнейших легенд Поднебесной. В частности, правильно ли полагать его живым существом, основа которого носила в свое время биологический характер? Или же это, скорее, какое-то подобие того, что в наше время понимается под КИБОРГОМ? Тем более что, согласно Преданию, были у него и «братья», число которых превышало восемьдесят!
Ничего определенного о внешнем облике «Железного Юй-Чи» сказать также практически невозможно, поскольку сам он состоял как бы из двух тел, которые даже могли в течение какого-то времени существовать раздельно. Еще одна загадка, которую таят в себе легенды-хроники, заключается в том, что даже сам Хуан-Ди именовался «Сыном Неба». А вот «Железный Юй-Чи», единственный из всех «Древний Сын Неба»!
Заметим еще одно исключительно нетривиальное обстоятельство: все восемьдесят «братьев» «Железного Юй-Чи» ВООБЩЕ НИКОГДА НЕ ПРИЧИСЛЯЛИСЬ К «СЫНАМ НЕБА»! И в то же время, в результате то ли поломки, то ли «смерти», то ли еще по какой-то причине, «братьев» Юй-Чи отправили «за восемь пустот» и за «восемь пределов».
Что касается комментариев по поводу гибели самого «Железного Юй-Чи», то здесь хроники сообщают, что он был похоронен на Земле. По совершенно неясной для аналитиков этих преданий причине голова Юй-Чи, отделенная после его смерти от туловища (!?), еще в течение многих столетий после этого ПРОДОЛЖАЛА ИЗЛУЧАТЬ ТЕПЛО! А из места ее захоронения долгие годы исходило излучение красноватого цвета. И еще: «при жизни» Юй-Чи его пищей служили «железо», песок и камни! Вот и пойми, с чем здесь имеем дело?
Через 3000 лет, в хрониках VI-го века уже нашей эры, содержится такая информация:
«Тот череп, словно созданный из меди и железа, который ныне обнаружили жители области Цзычжоу, копая землю, это и есть остатки Юй-Чи…».
В настоящее время китайцы полагают, что «Железный Юй-Чи» был в свое время захоронен в уезде Чжоу провинции, ранее именовавшейся Чахар. Впрочем, проверить эти предположения, во всяком случае, европейским ученым, весьма затруднительно, поскольку сегодня власти Китая отказываются давать любую информацию касательно дальнейшей судьбы предполагаемых «останков Юй-Чи».
«Отец китайской историографии» Сыма-Цянь (II век до нашей эры), бывший одним из самых доверенных лиц могущественного Императора У-Ди, писал в своих исторических записках:
«Я бывал в местах, где почтенные старцы как по отдельности, так и вместе постоянно рассказывали о Хуан-Ди… Хотя поверья и поучения, конечно, в чем-то между собой и различались, но вообще-то они недалеки от древних знаний и близки к истине. Я читал… древние легенды. В них ярко раскрыты добродетели пяти древних Владык (самого Хуан-Ди, Юй-Чи и их помощников) и их родословная. И пусть я еще неглубоко изучил их, но все, о чем говорится в этих хрониках, что в них выражено и показано, отнюдь не пустая выдумка…».
Кто знает, возможно, гигантские пирамиды древнейшего (центрального) Китая вблизи города Циянь как раз и хранят для потомков легендарное наследие «Сына Неба».
Александр Кульский
psifactor.info
Тайны Планеты: Астрономия в Древнем Китае
Очерки становления и развития астрономии на Дальнем Востоке. Китайская астрономия: Откуда есть пошла...
Из доклада А.В. Маракуева ‘У истоков древней астрономии’ Дальнего Востока, прочитанном на математической конференции в ДВГУ, 2 апреля 1934 года. При решении вопроса об истоках древней культуры Дальнего Востока большую роль играет происхождение древней китайской астрономии, лежащей в основе астрономических познаний всего Дальнего Востока. К сожалению, в истории китайской астрономии много неясного, гораздо больше, нежели в древнегреческой, египетской, шумерской (вавилонской) астрономии и не меньше, чем в астрономии племен майя.
Для иллюстрации диаметрально противоположных точек зрения на древнюю астрономию Китая, я могу сослаться, с одной стороны, на автора статьи Астрономия в 14-м издании энциклопедии Британника (1925 г.), поддерживающего гипотезу о седой древности китайской астрономии.
В своих высказываниях он опирается, правда с оговорками, на много раз уже разбиравшиеся и до сих пор стоящие под подозрением примеры: солнечное затмение, которое, якобы, китайские придворные астрономы должны были предсказать (но не предсказали), вычислениями XXII до н. э. и точное определение наклона эклиптики, для которого китайцами в XII в. до н. э. была получена величина в 23 54'3''.15. Величина эта была приведена в Шуцзине, почти точно совпадающая с вычислениями Лапласа.
С другой стороны известный японский синолог Идзима Тадао неоднократно утверждал в своих работах, что начало китайской астрономии восходит, самое большое, к IV в. до н. э. И что возникла она, по-видимому, под влиянием греческой культуры, занесенной в Китай в эпоху, непосредственно следовавшую за походом Александра Македонского на Индию (330 г. до н. э.).
В самом деле, если китайский шелк проникал в это время в Грецию, то почему не могла проникнуть греческая астрономия в Китай, тем более, что в Енисейских раскопках обнаружены бронзовые предметы микенского и ионического стилей, вместе с зеркалами и ножами, тождественными с древними китайскими, что указывает на проникновение греческой культуры вглубь Азии.
Вавилонская и ассирийская астрономия в IV в. была воспринята Грецией. Почему она не могла непосредственно перейти в Китай, тем более, что в Вавилоне она должна была существовать намного раньше?
1. Так же как в Вавилоне, в основе древнейшей астрономии Дальнего Востока лежала астрология. Космогонические теории древней китайской астрологии объяснены наиболее понятным образом в Наставлении по астрономии, написанном Хуай-нань-цзы во II в. до н. э. Для истории древнекитайской астрономии, точно также как и для истории дальневосточной математики, большое значение имеет Трактат о гномоне, о времени составления которого давно уже шел спор. Что его нельзя относить к началу Чжоуской династии, как то делали китайцы, было известно давно.
Не менее важное значение имеет Раздел об астрономии в Исторических записках Сы-ма Цаня. Отметим, что Исторические записки намечены к изданию Академией Наук СССР и их астрономический раздел скоро появится на русском языке, возможно в переводе автора настоящего доклада.
Дата выхода Исторических записок в свет около 99 г. до н. э. Пока в происхождении их текста мы не сомневаемся, но есть любопытные указания на тождество ассирийских табличек с записями предсказаний оракула в библиотеке Ассурбанипала и содержания оракула в Исторических записках. Большое значение для истории древней китайской астрономии имеют надписи на древней бронзе. Синдзо в своих исследованиях использовал астрономические даты 180 текстов на бронзе.
2. Насколько можно выяснить из проделанных уже работ, в развитии древнекитайской астрономии, начиная со времен, теряющихся во мраке прошлого и кончая годом основания великой календарной системы (Тай-чу, около 104 г. до н. э.), наблюдается плавный эволюционный ход, на первый взгляд, как будто не нарушаемый иностранным влиянием. Ход этот можно разбить на такие периоды:
1) Введение солнечного календаря во времена легендарного императора Яо, правление которого китайцы относят к XXIV в. до н. э.
2) Введение системы 28 лунных станций (домов), примерно, в начале Чжоуской династии, т. е. в XIII в. до н. э.
3) Введение гномона ту-гуй, около середины периода, охватываемого Весенними и осенними записями для наблюдения точной эпохи солнцестояния. По-видимому, введение гномона подало идею принять зимнее солнцестояние за начало года.
4) Новый толчок к движению вперед астрономических знаний в середине периода Борющихся царств (Чжань-го, 480-250 г. до н. э.), а именно: Выработка твердой календарной системы Календаря Чжуаньюй (Чжуань-юй ли) в это время; Наблюдение за 5 планетами; Основание теории Пяти стихий (У-син шо): дерево (му), огонь (хо), земля (ту), металл (цзинь), вода (шуй), соединение которых обуславливает все в космосе. Начало систематических наблюдений над звездами, наименование, каталогизация созвездий и т. п.
5) Принятие первой официальной системы - Великого первого календаря (Тай-чу ли) в 104 г. до н. э.
3. Можно почти не сомневаться в том, что на Дальнем Востоке, как и почти у всех первобытных народов, с незапамятных времен находился в употреблении чисто лунный календарь. Действительно лунный календарь, то есть способ счета дней по фазам луны, является естественным обобщением использования ночью лунного света для человеческой жизни.
Поскольку месяц в 29-30 дней великоват в качестве мерила промежутков времени первобытной жизни, вполне естественным становится его деление в древности на 3-4 части. Способ разделения лунного месяца на 4 четверти был, по-видимому, очень широко распространен во всей западной Азии, и мы, почти, можем не сомневаться в том, что деление месяца на 4 недели, принятое сейчас во всем капиталистическом мире, является ничем иным, как видоизменением древнего исчисления времени по четвертям луны. Даже в Китае замечаются следы употребления счета по четвертям луны в начале Чжоуской (Чжоу) династии, хотя этот факт не для всех китаеведов ясен. Способ разделения лунного месяца на три декады употреблялся на Дальнем Востоке почти до наших дней.
Десять порядковых числительных китайской нумерации (или, как их называют китайцы, 10 пней , ши гань): цэя, и, бин, дин, моу, цзи, чэн, синь, жэнь, гуй, первоначальное значение которых основательно забыто, представляют собой ничто иное, как порядковые обозначения дней декады (сюнь). Действительно, в древних классических сочинениях мы видим, что эти порядковые именуются 10 дней (ши жи), а название десять пней (ши гань) появляется не ранее Ханьской (Хань, 206 г. до н. э. 221 г. н. э.) династии.
4. Переход от одной общественно-экономической формации к другой и рост населения требовал увеличения объема производства пищевых продуктов, а так как для этого необходимо систематическое возделывание культурных растений, то составление хорошего солнечного календаря стало насущной потребностью населения Дальнего Востока. Введение в употребление солнечного календаря, по-видимому, соответствует временам священных (вероятно, сказочных) императоров Яо и Шуня, правление которых обычно относят к XXIV в. до н. э.
Так как в эти удаленные от нас времена не могло быть и речи о знакомстве с длиной тропического года, то единственным доступным способом являлось определение эпох времен года путем наблюдения появления некоторых определенных, выбранных в качестве ориентированных светил немедленно после захода или как раз перед восходом солнца.
Так, египтяне пользовались гелиакальным восходом Сириуса для определения начала своего астрономического календаря, а халдейские жрецы гелиакальным восходом Капеллы. В Китае для этих целей служил целый ряд светил, употреблявшихся в разных местах в разные времена; все они именовались по-китайски ориентированными светилами (чэнь). В китайских астрономических сочинениях мы можем проследить смену не менее чем пяти чэнь: Антарес, Орион, семь звезд Большой Медведицы, точки соединения луны и солнца и само солнце, меридиальная высота которого определялась гномоном.
Из перечисленных методов первые три употреблялись до начала Чжоуской династии, то есть ранее XII в. до н. э.; четвертый был введен, по-видимому, взамен Северного ковша, и, в свою очередь, уступил место пятому, то есть применению гномона для определения высоты солнца. В Гун-яновых Комментариях к Чунь-цю, написанных, повидимому, в III в. до н. э., мы находим фразу: Антарес является великим ориентировочным светилом, Орион является великим ориентировочным светилом и самое северное (то есть Большая Медведица) тоже является великим ориентировочным светилом.
Альфа Скорпиона издавна считалась светилом, прохождение которого через меридиан вечером тотчас после захода солнца обозначает середину лета (то есть пятый месяц года по китайскому счету). Так как он служил ориентировочным светилом в течение многих столетий существования Иньской династии, то был, в конце концов, обожествлен в качестве бога-покровителя Иньских народов; позднее его стали обожествлять, как святого небесного Дракона (Скорпиона) всей нацией.
Постепенно за ним монополизировалось название Ориентировочного светила (чэнь), и когда возникли 12 символов для обозначения 12 месяцев вероятно, в конце Иньской династии иероглиф чэнь стал символом, обозначающим пятый месяц. Цань, три звезды в поясе Ориона, служили, по-видимому, созвездием, определяющим середину зимы (то есть одиннадцатый месяц по китайскому счету) своим появлением на восточном небе, как раз после захода солнца.
Одиннадцатый знак сюй в ряду 12 символов (ши ар чжи), означающих 12 месяцев года, представляет собой, по-видимому, ничто иное, как рисунок топора, фигура которого как будто напоминает расположение звезд в созвездии Цань. Китайский иероглиф суй, обозначающий понятие год, состоит из иероглифов сюй и бу, шаг, и, как видно из этого анализа, изображал промежуток между месяцем сюй (одиннадцатым месяцем) одного года и тем же месяцем следующего года.
Северный ковш (Бэй-доу), или семь звезд Большой Медведицы, представлялся древним китайцам в виде ковша, направление ручки которого после захода солнца служило указанием времени года. В частности, отвесное положение ручки в определенный час принималось за знак начала нового года. По всей вероятности, это изобретение принадлежит северным китайцам, это может быть народ Чжоуской династии до XII в. до н. э. Последовательная смена ориентировочных светил от Северного ковша (Вэй-доу) до системы 28 лунных станций (эр ши ба сю фа) как будто подтверждается наличием следов внутренних связей между 28 лунными станциями (сю).
5. Следует отметить, что 12 символов: цзы, чоу, инь, мао, чэнь, сы, у, вэй, шэнь, ю, сюй, хай, известных в наше время под названием 12 ветвей (ши эр чжи), по-видимому, были изобретены для обозначения 12 месяцев года и, вероятно, вошли во всеобщее употребление во времена Иньской династии. Имея 10 порядковых числительных для счета дней и 12 порядковых числительных для обозначения месяцев, было вполне естественным соединить эти две системы для образования удобной системы шестидесятеричного цикла. Доказательства из разных источников, включая данные недавних раскопок на месте древней столицы Иньского государства, приводят нас к убеждению, что счет дней при помощи шестидесятеричного цикла начался, по крайней мере, в Иньской династии.
Сомнения, которые выражались рядом ученых, в том числе Идзимой, в подлинности находимых в Китае костей с надписями, не могут быть распространены на все кости после находки Анъянских костей. Ряд животных (мышь, вол, тигр, заяц, дракон, змея, конь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья), эквивалентных 12 символам, повидимому, первый раз был соединен с последними около периода Борющихся царств (Чжан-го ши-дай, 480-250 гг. до н. э.).
Предположение Шаванна о тюркском происхождении животного цикла, переданного китайцам гуннами, пока не было подвергнуто никем серьезной критике, хотя мне лично кажется странным включение в него обезьяны, животного, неизвестного тюркским племенам Центральной Азии. По-видимому, примерно в начале Чжоуской династии, в XII в. до н. э., появилась гениальная идея использования положения луны для определения времен года.
Если мы будем наблюдать ежесуточное движение луны по звездному небу, начав наше наблюдение с первого появления полумесяца (то есть с новолуния) и затем мысленно проследим ход луны на двое суток назад из этого положения, то мы придем к точке соединения (конъюнкции) солнца и луны. Определение же точки соединения на звездном небе сразу же даст нам истинное положение эпохи времени года.
Система 28 лунных станций (эр ши ба сю фа), широко распространенная на всем Дальнем Востоке, представляет собой ничто иное, как способ деления эклиптики на 28 частей, примерно соответствующих числу суток в звездном месяце (27,3 суток) и дающих 28 точек для определения положения точек соединения. Хотя ее (системы) первоначальный смысл был давно позабыт, однако, мы видим эту систему до самого последнего времени в употреблении в Китае, в Индии и в Персии, с небольшими отличиями, обусловленными давностью заноса в них системы и некоторой последующей культурной разобщенностью этих стран.
Место происхождения системы 28 лунных станций долгое время служило объектом спора среди ученых. Синдзо полагает, что этим местом был Китай, основываясь на следующих положениях. Если мы продолжим ручку Северного ковша, то наткнемся сначала на яркую звезду Арктур, а затем на Спику.
По мнению Синдзо тот факт, что китайская система начинается со Спики, что Арктур именуется по-китайски Да-цзяо, а Спика Цзяо и тот факт, что индийская система лунных станций содержит среди звезд Арктур, несмотря на большое удаление его от эклиптики, показывают, что система 28 лунных домов появилась в Китае, как последующий этап системы Северного ковша.
Далее, тот факт, что индийская система содержит Вегу и Алтаир среди своих членов звезды, удаленные от эклиптики наводит на мысль о происхождении системы в такой стране, как Китай, где история о любви небесного Волопаса к небесной Ткачихе, то есть Веги к Алтаиру, была общеизвестна с давних пор.
Опираясь как на эти, так и на ряд других соображений, Синдзо считает несомненным, что система 28 лунных домов была изобретена и принята в долине реки Вэй, в Китае, около XII в. до н. э., последовав за системой Северного ковша; что она перешла в Индию, вероятно, в китайскую эпоху Борющихся царств (480?250 г. до н. э.), а затем проникла в Персию; что с тех пор в китайской системе делались изменения, по крайней мере, одно из которых в эпоху Ханьских династий зафиксировано историческими документами, в то время как в Индии система осталась в первичной своей форме.
Противником этой точки зрения выступает Идзима, утверждающий, что лунные дома существовали раньше в Вавилоне (и в Индии) и, вероятно, оттуда попали в Китай. Защищая концепцию Идзимы, я должен заметить, что Л. де Соссюр всю жизнь держался той точки зрения, что и Синдзо, но незадолго до смерти изменил ее на диаметрально противоположную.
6. Следующим важным шагом по пути прогресса бы-ло введение гномона, последовавшее немного раньше периода Весенних и осенних записей (Чунь-цю, 722?481 гг. до н. э.). Употребление гномона описывается в Чжоуском обряднике (Чжоу-ли), время составления которого ранее обычно относили к началу Чжоуской династии (XII в. до н. э.), но теперь мы знаем, что дата его написания должна быть отнесена к более позднему времени, а поэтому тексты Чжоуского обрядника не изменяют нашего представления о появлении гномона. Опять-таки приходится признаться, что астрономические приборы древнего Китая гномон, клепсидр и сфера очень схожи с западными.
Как только стали пользоваться гномоном для определения длины тени отбрасываемой в момент прохождения солнца через меридиан, так можно было теоретически ожидать два важных следствия: прежде всего, определение эпох солнцестояний должно было сделаться гораздо более точным, нежели раньше, что, в свою очередь, улучшило составление календаря и, во-вторых, должна была появиться идея использования зимнего солнцестояния, как идеального начала года. Как мы увидим далее, оба этих факта действительно появились в середине Чунь-цу, хотя конечно, они могли появиться и вне всякой связи с употреблением гномона.
7. Остановимся на минуту на чрезвычайно важном для нас вопросе астрономической стороне хронологии Весенних и осенних записей. Весенние и осенние записи (Чунь-цю) представляют собой систематизированные летописи, удела Лу, охватывающие правление 12 князей и период в 242 года, начиная с 1-го (722 г. до н. э.) года правления князя Иня (Инь-гун) и до 14-го (481 г. до н. э.) года правления князя Ай; будучи составлены, если верить китайским преданиям, с большой тщательностью великим китайским мудрецом Конфуцием (Кунь Цзы), они являются ценнейшим материалом для изучения древней истории Китая. Даты в летописях даны в годах, месяцах и днях. Счет годов ведется от восшествия каждого князя на престол, месяцы лунные, идущие в каждом году по порядку от первого до двенадцатого, в некоторых годах со вставочным месяцем.
Что же касается дней, то счет их идет по шестидесятеричной системе, совершенно независимой от годов и месяцев года. Нигде нет указаний на систему календаря, то есть не дается правил расстановки вставочных месяцев, а также не указывается соответствие шестидесятеричного цикла системы с первыми числами месяцев. Приходится разрешать эти вопросы путем изучения самих летописей, начиная научно-исследовательскую работу с вопроса о подлинности текста, дошедшего до нас.
С древних времен на текст этих летописей в Китае было написано много комментариев, древнейшим и наибо-лее интересным с астрономической точки зрения из которых является Комментарий (Цзо-чжуань), содержащий массу ценного во всех отношениях материала. К сожалению, мы до сих пор не можем назвать ни времени составления, ни автора Цзо-чжуаня.
Предания говорят, что он написан Цзо Цю-мином, современником Конфуция; среди критиков нашего века наиболее распространенной точкой зрения является та, что Цзо-чжуань сфабрикован Лю-синем около начала нашей эры. Два вопроса хронологии Весенних и осенних записей (Чуньцю) и дата составления Комментария к ним несмотря на всю важность для древней истории Китая долгое время не поддавались разрешению, хотя на них было истрачено немало усилий.
К счастью, в Чунь-цю мы находим записи 36 солнечных затмений; отбросив 5 из них, как основанных на недоразумении, мы имеем 31 случай для исследования, а также 389 дат, данных в шестидесятеричной системе. Сравнивая эту 31 запись солнечных затмений с результатами современных вычислений (напр., с Опполцеровскими), мы получаем точную эпоху на протяжении 242 лет, а, изучая распределение 389 дат шестидесятеричной системы среди этих твердо установленных эпох, мы можем раскрыть способ расстановки вставочных месяцев, то есть тот способ, который практиковался в эти времена.
В результате научно-исследовательских работ, проведенных Синдзо в 1920 г., ему удалось установить расстановку вставочных месяцев в календаре эпохи Весенних и осенних записей. А раз их место найдено, то истинная хронология всех дат может быть определена очень легко.
Из второй таблицы, помещенной в работе Синдзо, мы видим, что во второй половине периода Весенних и осенних записей (722-481 гг. до н. э.) вставочный месяц появляется более или менее регулярным образом 7 вставочных месяцев в 19 лет, причем процедура вставки производится так, чтобы первый месяц года заключал в себя зимнее солнцестояние. В период с 722 г. до середины VII в. начало года, было, по-видимому, на месяц позднее, а с середины VII в. до 600 г. до н. э. мы наблюдаем переходный период, в течение которого видим большое разнообразие в выборе начала года. Отсюда видно, что незадолго до середины периода Чунь-цю (600 г. до н. э.) произошло радикальное улучшение календаря.
Установив эпоху составления Цзо-чжуаня (около 360 г. до н. э.), мы получаем ценнейший исторический материал, исходящий из определенной эпохи и необычайно ценный для истории всей дальневосточной цивилизации. Что касается астрономии, то в течение этого периода в ней мы видим большой прогресс, по крайней мере в следующих областях:
1. Основание календарной системы Чжуань юй.
2. Наблюдения за пятью доступными невооруженному глазу планетами, приведшие к созданию теории пяти стихий, согласно которой все явления в нашем мире являются ни чем иным, как различными соединениями пяти основных стихий: дерева (му), огня (хо), земли (ту), металла (цзинь) и воды (шуй).
Школа пяти стихий идеологически питала дальневосточную интеллигенцию в течение более 2000 лет. Надо сказать, что китайская связь 5 планет с 5 стихиями и с 5 небесными царями, находит себе параллель в греческой космогонической системе, в которой Зевс был богом Юпитера, Аполлон богом Марса, Кронос богом Сатурна, Афродита богиней Венеры и Гермес богом Меркурия.
8. Мы говорили уже о том, что во вторую половину периода Чунь цю (722-481 гг. до н. э.) значительно продвинулось вперед определение эпох времен года, а отсюда можно заключить, что гармонизация лунного и солнечного затмений путем интеркаляции 7 вставочных месяцев в течение 19 лет происходила уже без недоразумений.
Мы можем даже подозревать о существовании в этом раннем периоде определенной календарной системы, при наличии которой вставка месяца могла производиться механическим способом. Но мы можем сказать с уверенностью, что во второй половине периода Борющихся царств, была основана определенная календарная система, названная системой Чжуань юй, которая находилась в общем употреблении до принятия Первого официального календаря (Тайчу ли) в 104 г. до н. э., в правление императора У-ди. В системе Чжуань юй длина года равна 365 1/4 дней, длина месяца равна 29,53085 суток, что дает: 29,53085*235=365 1/4 *19, причем в 366 г. до н. э.
Эпоха времени года, носившего китайское название начало весны (ли-чунь), на 1/24 года предшествующая весеннему равноденствию и считавшаяся в этот период идеальным началом года, новолуние (конъюнкция), считавшееся идеальным началом месяца, день цзя-инь, бывший первым в шестидесятеричной системе и заря, считавшаяся идеальным началом дня, совпали в одно время и этого знаменательного совпадения было достаточно, чтобы выбрать его за начало календарной системы, поэтому год цзя-инь был принят за первый год в счете годов по шестидесятеричному системе. Доказательства из других источников заставляют определить время образования календарной системы Чжуань-юй между 360-330 гг. до н. э.
В качестве косвенного доказательства можно привести следующую цитату из книги Мынцзы (собрание изречений великого китайского философа Мынцзы, жившего около 300 г. до н. э.): хотя небо высоко и звезды далеки, но, исследуя их проявления, мы можем, сидя у себя, определить в какой день тысячу лет назад было солнцестояние.
Эта цитата особенно интересна для нас, ибо, прежде всего, показывает, что во времена Мынцзы, очевидно, давно уже существовала определенная календарная система, дававшая даже профану, каким, вероятно был в астрономии Мынцзы, крепкую уверенность в ее надежности, и, во-вторых, что успех астрономов в приготовлении хорошего лунно-солнечного календаря возбудил в публике научный интерес к науке вообще.
104 г. до н. э. является важным периодом в истории китайской астрономии. В этом году была созвана первая широкая астрономическая конференция для обсуждения вопроса о календарной реформе; после оживленной дискуссии была принята официальная календарная система, известная под названием Первая календарная система (Тай-чу-ли). Это была первая система, официально признанная китайским правительством; все последующие за ней календарные системы, число которых к нашему времени составило более 50, равным образом торжественно проводились, как официальная реформа календаря, и тексты их помещались в китайских династических историях.
Разумеется, все они построены на лунно-солнечной системе. Что касается самого Тай-чу-ли, то, по-видимому, он тождественен с календарем системы Сань-тун (Сан Тун ли), подробное описание которого дано в Истории Ханьской династии (Хань шу). Как видно из этого описания, в календаре принято: Длина года=385:3651539=365,2502 суток, Длина месяца=29,53085 суток, Что дает 365 385:1539*19=29 43:81*235.
Кроме того, в 11-ом месяце года, предшествовавшего 104 г. до н. э., зимнее солнцестояние, новолуние (конъюнкция), день цзя-цзы, полночь и затмение совпали друг с другом; такое совпадение само по себе должно было быть принято за начало новой календарной системы. Я позволяю себе сказать, что теоретически цикл затмений может быть приближенно определен личным числом из ряда: 88, 135, 223, 358 лунных месяцев. В Тай-чу-ли принят период в 135 месяцев, в то время как на западе был известен цикл в 223 месяца ( Халдейский сарос ).
Чтобы быть беспристрастным, придется заметить, что этот факт скорее говорит в пользу независимого от западного влияния прогресса китайской астрономии, по крайней мере, до 104 г. до н. э. 9. В китайских летописях мы находим запись о том, что в период Борющихся царств жили два знаменитых астронома Ши и Гань, которые, наблюдая пять планет и звездное небо, составили каталог неподвижных звезд. Сам каталог, однако, давно уже был утерян.
Совсем недавно Синдзо удалось открыть выдержки из каталога, разбросанные в качестве цитат по ряду книг раннего периода Танской династии (около VII в. до н. э.), а именно: Кай-юань чжань цзин (Конспект астрономии), Тянь-вэнь яо-лу, Тянь ди жуй-сян-чжи, а также в одной книге, добытой не столь и давно в Дуньхуанских (Дуньхуан) раскопках в Ганьсу. На основании этих отрывков, он восстановил каталог 120 звезд с положением их по измерениям Ши-шэня. Ему удалось также, на основании явления предварения равноденствий, определить примерную дату наблюдений около 300 г. до н. э.
Я попробовал изложить Вам историю развития китайской астрономии от древнейших времен до Ханьских династий, то есть до II в. н. э. Как видно, мы только сейчас приподнимаем завесу прошлого с наиболее интересной древней части китайской астрономии и относительно нее существует большое разнообразие мнений.
Пока я лично присоединяюсь к мнению Идзимы о более вероятном западном происхождении ДВ астрономии; правда, до II в. до н. э. мы не видим непосредственных следов западного влияния, но не исключена возможность привнесений, не оставивших письменных следов. Но это не значит, что вопрос решен, и мы не вернемся к его пересмотру, накопив больше материала.
oxablogg.blogspot.com
Развитие астрономии в Древнем Китае
Развитие астрономии в Древнем Китае. Самого высокого развития древняя астрономия Востока получила в Китае.
Уже в конце третьего тысячелетия до нашей эры при дворе правителя страны существовали две должности придворных астрономов, а в 12 в. до н. э. в разных концах Китая начали возводить обсерватории для наблюдения за движениями светил.
Следует сказать, что китайская астрономия была прежде всего астрологией, а составление гороскопов — карт влияния светил на тех или иных людей и события — было самым обычным делом за много веков до нашей эры.
Первым дошедшим до нас китайским астрономическим сочинением считается «Ши цзин» («Книга песен»), которая была создана в 4 в. до н. э. В ней содержатся отдельные сведения о движении планет, Солнца и Луны.
Примерно в это же время китайцы определили продолжительность солнечного года (365,25 дня).
Интересно, что в Китае небесный круг делили не на 360, а на 365,25 градусов или на 28 созвездий, расположенных, в отличие от вавилонского Зодиака, вдоль видимого пути не Солнца, а Луны. А Млечный Путь назывался почти так же, как у европейцев,- Молочной Рекой.
Начиная с середины третьего тысячелетия до нашей эры китайские астрологи вели подробные записи всех «небесных событий» — затмений, появления новых звезд, «звезд с метлой» — комет, метеоров.
Первая запись о появлении кометы на небосклоне относится к 2315 г. до н. э., о лунном затмении — к 1137 г. до н. э., о солнечном — к 720 г. до н. э., первый метеоритный дождь зарегистрирован в 687 г. до н. э.
В 301 г. китайские ученые открыли существование пятен на Солнце, которые затем наблюдали много раз.
В 6 в. до н. э. повсюду в Китае был принят солнечно-лунный календарь. Началом года считался день зимнего солнцестояния, началом месяца — новолуние. Сутки делились на 12 часов, каждый из которых имел название, совпадающее с названиями месяцев в году.
Годы объединялись в 60-летний цикл: каждый год посвящался одному из 12 животных — созвездий Зодиака, и одной из пяти стихий (вода, огонь, металл, дерево, земля).
vunderkind.info
Астрономия в Древнем Китае | Взгляд за Грань
В наше время историческая наука полагает, что начало Древнейшей Китайской цивилизации совпадает по времени с воцарением Первой Династии Раннего Царства Древнего Египта, то есть реально датируется концом IV тысячелетия до нашей эры. В историографии Китая, или Срединной (Поднебесной) Империи, этот период принято называть ЛЕГЕНДАРНЫМ. Он на целое тысячелетие древнее, чем наиболее ранняя культура китайской Империи Ся.
Считается, что самым первым китайским Императором был Фу-Си (2953-2698 годы до нашей эры). Он и являлся создателем первых китайских письменных знаков ТРИГРАММ. Его преемником был «божественный земледелец» Шень-Нун, правление которого длилось почти так же долго… 140 лет! Этого древнего Владыку сменил «божественный» Хуан-Ди (2698-2598 годы до нашей эры). Именно этот Император известен, как предводитель «Сыновей Неба». Вообще сказания о «Сыновьях Неба» были очень распространены у древних китайцев. При этом наиболее заметный след в литературно-исторической традиции Поднебесной оставил после себя именно Хуан-Ди.
В древнем литературном источнике, хронике «Юнаэ дадянь, свиток 11956» повествуется о путешествиях Хуан-Ди по Вселенной. Для этой цели, между прочим, он использовал некое транспортное средство (аппарат, корабль, установку?) именуемое «Дракон Чен-Хуан», обладавшее целым рядом уникальных особенностей, в частности:
«…в один день он (Дракон Чен-Хуан) покрывает мириады верст, севший на него человек достигает возраста двух тысяч лет…»
Китайские хроники сообщают, что Хуан-Ди прибыл на Землю со звезды Сюаю-Юань. Есть мнение, что это звезда Альфа Льва, которая удалена от Солнца на расстояние 83,5 светового года. Но «космический гость» Хуан-Ди прибыл на Землю не один! У него были и помощники, которые, если верить хроникам, научили людей не только изготовлять луки, рыть колодцы, наблюдать за звездами и применять игло-укалывание, но также обучили искусству ВОЗВЕДЕНИЯ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ!
«Жизнеописание Хуан-Ди» вошло в даосский канон, где помещены упоминания о том, что именно он был Императором Поднебесной на протяжении целого века! Но вот в еще более древних источниках, таких, как «Записки о поколениях Владык и царей», а также в труде, озаглавленном «Книга о Горах и Морях.» («Шань-Хай-Цзин») повествуется о Прародителе китайцев, таинственном Пань-Гу.
Именно он совершил немыслимый по длительности и дальности перелет, прежде чем оказался в долине реки Хуанхэ. Причем он СПАЛ во время этого путешествия, пребывая в середине некоторого «Небесного Яйца».
«Прошло 18000 лет, прежде чем он проснулся… Вокруг него был сплошной черный мрак».
Вообще что-то странное и непонятное, как представляется современным исследователям, происходило в начале III-го тысячелетия до нашей эры на территории Срединной Империи (а может, и не только на ее территории). Древнекитайские хроники, следует отметить, упоминают о какой-то крупной катастрофе, которая носила достаточно продолжительный характер. Любопытны также и некоторые удивительные находки, имевшие место на территории Китая в течение нескольких последних десятилетий.
Вот, скажем, китайский археолог Хи-Пу-Тей еще в 1938 году обнаружил в ущелье Байян Кар-Уул некую пещеру. Ее стены в изобилии несли на себе изображения человеческих фигур в одеяниях, напоминающих скорее современные скафандры! Ну и, кроме того, изображения Солнца, Луны и звезд. Но, пожалуй, самым странным являлось то, что изображения двух из этих звезд были соединены между собой ЦЕПОЧКАМИ, состоящими из маленьких точек.
Помимо прочего, именно в этой пещере и были найдены те самые 716 гранитных дисков, о которых еще с 1962 года не затихают жаркие споры. Иезуитский миссионер Мартин в своей книге «История Китая» поведал о древнем сказании, где сообщается о космической катастрофе так:
«Опора неба обрушилась. Земля была потрясена до самого основания. Небо стало падать к северу. Солнце, Луна и звезды изменили пути своего движения. Вся система Вселенной пришла в беспорядок. Солнце оказалось в затемнении, и планеты изменили свои пути…».
Именно в это время, как полагают исследователи, на территории Китая и вели свою загадочную деятельность «Сыны Неба». Об этом, в частности, и сообщают древнекитайские тексты, такие как даосский канон «Дао-Цзы» и уже упоминаемые выше «Записки о поколениях Владык и царей».
Упоминается там и о том, что среди «Сынов Неба» имелась женщина, которая вела наблюдения за Солнцем. Делала она это, основываясь на длине тени! Другая женщина наблюдала «за Луной, нарождающейся на исходе дня, за ее четвертями и полнолуниями. Один «Сын Неба» наблюдал за движением звезд, а другой сводил все это воедино, составляя календарь».
Действительно, в 2698 году до нашей эры в Китае появился загадочный календарь, создание которого древняя китайская Легенда связывает с царствованием Императора ХуанДи и прибытием на Землю «Сынов Неба» на «ОГНЕННОХВОСТОМ КОРАБЛЕДРАКОНЕ».
Древнейшие варианты легенд о Хуан-Ди сообщают, что он был первым «Сыном Неба», который прибыл на Землю, сопровождаемый «сиянием великой молнии, опоясавшей звезду Цзы». Эта звезда находится в созвездии Большой Медведицы. Легенды упоминают и о том, что первый «Сын Неба»:
«…выплавил двенадцать Великих Зеркал и использовал их, следя за Луной…».
Свойства этих зеркал были воистину удивительны: «Когда на зеркало попадали лучи Солнца, то все изображения и знаки его обратной стороны отчетливо выступали из тени, отбрасываемой зеркалом…».
Хуан-Ди владел информацией относительно прошлого и будущего, посвящен он был и в секреты того, что сегодня принято именовать ГРАВИТАЦИЕЙ… Один из современных германских историков, непосредственно занимающийся вопросами истории развития науки и техники, причем именно с самых древнейших времен, некоторое время тому назад выступил с неожиданным сообщением, согласно которому первым человеком в истории Земли, который еще в незапамятной древности посетил Луну, был… китаец по имени Хоу-И.
Заметим, что «по совокупности заслуг» Хоу-И действительно может быть причислен к наиболее выдающимся фигурам древнейшей китайской мифологии. Его отличительной чертой было то, что, согласно одной из легенд цикла, он питался только «цветами и летал на «небесной птице» за бесконечный горизонт».
Когда завистливые боги оклеветали его, «Великий Небесный Император» сослал его на Землю. Вот здесь-то Хоу-И и поступил на службу к Императору Империи Ся, которого звали Яо (около 2333 года до нашей эры). Ну а когда тоска по звездам, охватившая Хоу-И, сделалась невыносимой, он сел в свою «небесную птицу» и стартовал, «на потоке светящегося воздуха» в направлении Луны.
Удивительно точны сохранившиеся в многотысячелетней давности преданиях его (Хоу-И) описания естественного спутника Земли. Кстати, путешествовал он не один, а вместе со своей спутницей-женой по имени Чанг-Э. Именно она описывала Луну следующим образом:
«Светящийся, мерцающий как стекло шар огромной величины и чрезвычайно холодный».
Различные тексты повествуют, что легендарные супруги немало десятков раз летали по маршруту Земля-Луна. Однако вовсе не на «небесной птице», что еще можно было бы как-то принять современным аналитикам, а на борту «огромного корабля». Это крайне загадочное транспортное средство, согласно древним хроникам, описывалось следующим образом:
«У этого огромного корабля была также способность летать на Луну и звезды. Поэтому его имя было «корабль, который висит среди звезд».
Вышеприведенная легенда была опубликована в китайском журнале «Китай на стройке» в 1961ом году. Там же, в комментариях к легенде, приводилась следующая деталь: «Этот огромный летающий корабль жители древнейшего Китая наблюдали в течение 12 лет во время его взлетов и посадок».
Но, оказывается, на этом Легенда не заканчивается. Далее в ней сообщается, по крайней мере, еще одна исключительно любопытная для исследователя вещь Хоу-И соорудил на Луне хрустальный «Дворец Великого Холода». Кстати сказать, имя загадочного персонажа Хоу-И связано также с еще одним древнейшим Преданием, известным как «Легенда о десяти Солнцах».
Тогда, почти пять тысяч лет тому назад, один из рассветов принес на землю невыносимый жар. Взглянув на небо, испуганные люди увидели кошмарную, никогда прежде не виданную картину… В небесах сияло не одно, а десять Солнц! Кроме обычного, привычного всем Солнца, которое дарит свет и жизнь, неведомо откуда появились ЕЩЕ ДЕВЯТЬ, ДВИЖУЩИХСЯ ПО НЕБОСВОДУ, зловещих солнц!
Их жар становился совершенно непереносимым пересыхали поля, стали исчезать реки, умирали люди. Народы посчитали, что пришли «последние времена». И тогда, услышав совет Великого Старца, жители Поднебесной изготовили колоссальных размеров лук со стрелами. А потом обратились к «небесному охотнику» Хоу-И, чтобы он с помощью этого оружия попытался уничтожить чужие Солнца!..
Хоу-И, выпуская стрелу за стрелой, поразил все девять чужих Солнц, оставив сиять только привычное всем людям, родное Солнце. Про этот великий подвиг Хоу-И узнала богиня Сиванму. Она решила достойно вознаградить героя и подарила ему ЭЛИКСИР БЕССМЕРТИЯ… Но легенды о Хоу-И в мифологии Поднебесной далеко не единственные и далеко не самые древние!
Цикл легенд о путешествиях легендарного Императора Хуан-Ди по Вселенной с помощью «Дракона Чен-Хуан» довольно обширен. В них упоминается, в частности, преемник Императора Хуан-Ди по имени Шао-Хао. Любопытно описание явления, которое сопровождало его приход на Землю: «звезда, словно радуга, полетела вниз». Или вот такой нюанс: «огромная звезда, словно ковш, опустилась на Цветущий остров…».
Имелись у «Сына Неба» и очень уж «нестандартные» помощники. Такие, например, как Чан-И. Он, в основном, занимался тем, что вел тщательные наблюдения за поверхностью Луны (пребывая в то же время на Земле).
Еще один соратник «Сына Неба», по имени Юй-Оу, «определял предзнаменования по изменению яркости звезд, по их движению и метеорам…».
Но помощники Хуан-Ди интересны еще и тем, что создавали значительное количество технических средств! И хотя подробные описания их странной «аппаратуры в древних хрониках отсутствуют, кое-что там все же сообщается. Например, говорится о том, что Хуан-Ди, как уже было отмечено, «выплавил двенадцать Великих Зеркал и использовал их…». А также:
«На Озере Зеркала в народе передают, что «Сын Неба» Хуан-Ди отливал свои зеркала именно там. Ныне сохранился камень, которым их шлифовали. Ползучие травы на этом камне не растут…».
Запись, без сомнения, любопытна уже сама по себе, поскольку, судя по всему, «этот камень» имел размеры достаточно внушительные. Но тогда каковы же были размеры самих «Великих Зеркал»? И потом, свойства этих зеркал и их назначение содержат в себе не одну загадку! Тем более что, помимо этих зеркал, «Сыны Неба» были заняты также изготовлением «чудесных треножников».
Кстати сказать, пришедшая на территорию Китая во II тысячелетии до нашей эры удивительная культура Империи Шан (Ин) известна, прежде всего, своими уникальными изделиями из темной бронзы. В том числе и не имеющими, казалось бы, никакого практического смысла «бронзовыми треножниками». Сегодня искусствоведы все более склоняются к мысли, что эти изделия ИСТОРИЧЕСКАЯ ДАНЬ ПАМЯТИ тем самым легендарным «чудесным треножникам» тех самых легендарных времен!..
По поводу этих таинственных «прототипов» хроники сообщают, что для их изготовления использовался металл, добываемый на горе Шоушань. Скорее всего, это была медь. Относительно смысла и назначения «чудесных треножников» можно сегодня строить множество самых различных предположений. Поскольку, скажем, в бочко-образной (так следует согласно древнему описанию) емкости, размещенной на опоре «треножника», объем которой не превышал 100 литров, непонятно каким образом «сотни духов, чудовищ и животных наполняли его внутри…».
Наконец, как сегодня следует понимать такой вот нюанс в характеристике «чудесного треножника»: «он был подобием Великого Единого»? Специалистам, занимающимся анализом этих древнейших китайских хроник, представляется вполне вероятным, что эти «чудесные треножники» были чем-то вроде отставного элемента гипотетической системы Сверхдальней Космической Связи!.. Поскольку в описании имеется упоминание, что их («треножники») наводили на звезду Сюаю Юань.
Но как же тогда понимать следующие слова хроники: «…Этот треножник знал благоприятные и неблагоприятные признаки, знал ныне существующее и исчезающее…»? А также еще: «треножник мог покоиться и мог идти»; «мог становиться легким и тяжелым».
Вообще согласно хроникам, описывающим события XXVII столетия до нашей эры, «в горах появилась повозка, подобная сосуду». Именно появилась, как будто из ничего, сама по себе! Причем, судя по некоторым словесным оборотам, нижеприведенное описание принадлежит не очевидцу, наблюдавшему эту загадочную технику непосредственно, а скорее летописцу, жившему несколько позднее:
«Сосуд этот, как говорят, был словно серебряная глазурованная черепица, подобен киноварно-красной керамике». Уточним также, что такая «повозка» была в те времена явлением отнюдь не единичным, поскольку многие тысячи подобных устройств покрыли долины Южного Китая!
На территории Центрального и Южного Китая вот уже несколько тысяч лет пользуется также исключительным почетом цикл легенд и преданий о «Железном Юй-Чи». Надо заметить, что у исследователей этой проблемы в настоящее время не имеется сколько-нибудь однозначного представления о том, что же именно мог представлять собой этот очень уж странный персонаж древнейших легенд Поднебесной. В частности, правильно ли полагать его живым существом, основа которого носила в свое время биологический характер? Или же это, скорее, какое-то подобие того, что в наше время понимается под КИБОРГОМ? Тем более что, согласно Преданию, были у него и «братья», число которых превышало восемьдесят!
Ничего определенного о внешнем облике «Железного Юй-Чи» сказать также практически невозможно, поскольку сам он состоял как бы из двух тел, которые даже могли в течение какого-то времени существовать раздельно. Еще одна загадка, которую таят в себе легенды-хроники, заключается в том, что даже сам Хуан-Ди именовался «Сыном Неба». А вот «Железный Юй-Чи», единственный из всех «Древний Сын Неба»!
Заметим еще одно исключительно нетривиальное обстоятельство: все восемьдесят «братьев» «Железного Юй-Чи» ВООБЩЕ НИКОГДА НЕ ПРИЧИСЛЯЛИСЬ К «СЫНАМ НЕБА»! И в то же время, в результате то ли поломки, то ли «смерти», то ли еще по какой-то причине, «братьев» Юй-Чи отправили «за восемь пустот» и за «восемь пределов».
Что касается комментариев по поводу гибели самого «Железного Юй-Чи», то здесь хроники сообщают, что он был похоронен на Земле. По совершенно неясной для аналитиков этих преданий причине голова Юй-Чи, отделенная после его смерти от туловища (!?), еще в течение многих столетий после этого ПРОДОЛЖАЛА ИЗЛУЧАТЬ ТЕПЛО! А из места ее захоронения долгие годы исходило излучение красноватого цвета. И еще: «при жизни» Юй-Чи его пищей служили «железо», песок и камни! Вот и пойми, с чем здесь имеем дело?
Через 3000 лет, в хрониках VI-го века уже нашей эры, содержится такая информация:
«Тот череп, словно созданный из меди и железа, который ныне обнаружили жители области Цзычжоу, копая землю, это и есть остатки Юй-Чи…».
В настоящее время китайцы полагают, что «Железный Юй-Чи» был в свое время захоронен в уезде Чжоу провинции, ранее именовавшейся Чахар. Впрочем, проверить эти предположения, во всяком случае, европейским ученым, весьма затруднительно, поскольку сегодня власти Китая отказываются давать любую информацию касательно дальнейшей судьбы предполагаемых «останков Юй-Чи».
«Отец китайской историографии» Сыма-Цянь (II век до нашей эры), бывший одним из самых доверенных лиц могущественного Императора У-Ди, писал в своих исторических записках:
«Я бывал в местах, где почтенные старцы как по отдельности, так и вместе постоянно рассказывали о Хуан-Ди… Хотя поверья и поучения, конечно, в чем-то между собой и различались, но вообще-то они недалеки от древних знаний и близки к истине. Я читал… древние легенды. В них ярко раскрыты добродетели пяти древних Владык (самого Хуан-Ди, Юй-Чи и их помощников) и их родословная. И пусть я еще неглубоко изучил их, но все, о чем говорится в этих хрониках, что в них выражено и показано, отнюдь не пустая выдумка…».
Кто знает, возможно, гигантские пирамиды древнейшего (центрального) Китая вблизи города Циянь как раз и хранят для потомков легендарное наследие «Сына Неба».