География древнего востока. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (IV – I тыс. до н.э.)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Какие географические знания накапливали в государствах Древнего Востока? География древнего востока


Географическое положение. История Древнего Востока

Географическое положение

Согласно древнегреческому историку Геродоту из Галикарнасса, посетившему Египет в середине V в. до н. э., «вся страна, наводняемая и орошаемая Нилом, принадлежит Египту, и все люди, живущие ниже Элефантины и пьющие нильскую воду, – египтяне». Иными словами, в древности Египтом называлась долина Нила – вытянутая с юга на север полоса земли на северо-востоке Африки, которую великая река во время своих ежегодных разливов затопляла, делая ее плодородной. Упомянутая Геродотом Элефантина – самый южный город Египта: выше по течению реки (т. е. южнее) от него находится 1-й порог Нила, являвшийся границей Египта и Нубии. К северу от Элефантины долина Нила на большем ее протяжении очень узка (от 4 до 20 км в ширину). Эта ее часть называлась Верхний Египет. Ниже по течению (т. е. севернее) от Мемфиса – древней столицы Египта – Нил разветвляется на несколько рукавов, образующих так называемую Дельту. Это название было дано древними греками, так как на карте эти рукава напоминали перевернутую греческую букву «дельта» (в форме треугольника). На плодородных землях Дельты в древности особенное развитие получило скотоводство. Долина Нила в районе Мемфиса и Дельта вместе назывались Нижний Египет.

Древний Египет

В наше время Дельта образована двумя рукавами (устьями) Нила – Розеттским (западным) и Дамиэттским (восточным). В различные периоды древности их число колебалось от пяти до семи. Античные авторы приводят разное их число и названия. Устья Нила впадают в Средиземное море, побережье которого в те времена представляло собой болотистую область, малопригодную для жизни, поэтому и города, и сельские поселения начинались ближе к центру Дельты. С Красным морем Египет соединяла пересохшая речная долина Вади-Хаммамат, тянувшаяся от Коптоса в Верхнем Египте к району современного Косейра (егип. Гасуу) на морском побережье, где находилась важная морская гавань. Так как на побережье Средиземного моря не было поселений, не было здесь и гаваней. Морские порты египтян располагались в глубине Дельты. Именно таким образом в середине I тыс. до н. э. возникла важная древнегреческая торговая колония в Египте – Навкратис. Лишь в начале эпохи эллинизма, во время завоевания Египта Александром Македонским, непосредственно на морском побережье, недалеко от впадения в море Канопского устья Нила, был основан укрепленный пункт, ставший затем крупнейшим торговым центром и резиденцией царей эллинистического Египта, – Александрия Египетская. Характерно, что и древние египтяне, и люди Античности воспринимали этот город как своего рода «нарост» на территории Египта, а не органичную часть страны, именуя его «Александрия при Египте». С обеих сторон долину и Дельту Нила окаймляли пустыни – Ливийская на западе, Аравийская на востоке. Восточная часть Дельты граничила с Суэцким перешейком, соединяющим Африку с Азией, и, кроме того, от Восточной Дельты ответвлялась в направлении Синайского полуострова еще одна пересохшая долина – Вади-Тумилат. С запада к долине Нила, в ее средней части примыкает обширный Фаюмский оазис; еще несколько оазисов (Сива, Бахрия, Дахла, Харга) лежат значительно дальше в глуби Ливийской пустыни и соединяются с Египтом караванными путями.

Как видно, Египет – небольшая страна с четкими естественными границами, отделяющими ее от остального мира. Относительная изоляция Египта обеспечивалась не только и не столько ими (так, например, Восточная Дельта всегда была своего рода контактной зоной, обеспечивавшей взаимодействие Египта с его азиатскими соседями), а прежде всего тем, что соседние народы долгое время уступали египтянам по численности и уровню развития и поэтому не представляли для них угрозы. Вторжения в Египет были очень редки и ни разу не привели к смене преобладающего в его населении этноса – египтян – народа, образующего особую группу в составе афразийской, или семито-хамитской, языковой семьи.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ГЛАВА I. Географические рамки Древнего Востока — Мегаобучалка

О.В. Данилова

ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Уфа

Редакционно-издательский центр УГНТУ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Филиал в г. Октябрьском

О.В. Данилова

ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Учебное пособие

 

 

 

УДК 008

ББК 71

Д 18

 

Утверждено Редакционно-издательским советом УГНТУ

В качестве учебного пособия

 

 

Рецензенты:

Директор ГБОУ СПО «ОКСТ» в г.Октябрьском,

канд.ист.наук, доцент Р.Р.Мардамшин.

Преподаватель высшей категории МБОУ «Гимназия №1»,

канд.ист.наук Э.Н.Сарварова.

 

Данилова О.В.

 

Д 18 Древневосточные цивилизации: учебное пособие. – Уфа: Редакционно-издательский центр УГНТУ, 2014. – 90 с.

ISBN 978-5-7831-1163-1

 

Аннотация. Учебное пособие «Древневосточные цивилизации» по дисциплине мировая и национальная культура предназначено для студентов технических вузов.

Данное пособие направлено на выработку у студентов представлений о древних цивилизациях, что чрезвычайно важно для формирования у них современного исторического мышления. Отличительной особенностью данного пособия от учебника является направление акцента автора на археологические раскопки, проводимые на ближнем востоке, на протяжении многих веков. Автор также уделяет внимание культуре и религии древнего мира, человеку, его образу жизни, взглядам.

 

УДК 008

ББК 71

 

Ó Уфимский государственный нефтяной

технический университет, 2014

Ó Данилова О.В., 2014

ISBN 978-5-7831-1163-1

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………..………………………………4

ГЛАВА I.Географические рамки Древнего Востока……………………….….6

ГЛАВА II.Понятие «цивилизация» и «культура» в описании и объяснении

истории Древнего Востока……………………..……………………..9

ГЛАВА III.Формирование общины и основные особенности развития

государства в странах Древнего Востока…………………………..16

ГЛАВА IV.Источниковая база древневосточных цивилизаций...……………..29

ГЛАВА V.Хронология и периодизация Древнего Востока……..……………..40

ГЛАВА VI.Краткийочерк зарубежного востоковедения…….………………...49

ГЛАВА VII.Краткий очерк отечественного востоковедения…..………………66

Заключение………….……………………………………………………………..73

Список литературы.………………………………………………………………76

Глоссарий…………………………………………………….………………...…..79

Приложения…………………………………….…………………...……………..84

Введение

Курс истории Древнего Востока является одним из самых обширных в мировой культуре, так как формирует общую перспективу развития мировой цивилизации, охваченную не одним тысячелетием. В предмет изучениявключены великие «первичные» цивилизации – древнеегипетская, древнемесопотамская, индийская и китайская. В обширной географической зоне существовало множество государств, оставивших яркий след в истории человечества – Это Древнеегипетское царство и Ассирия, Вавилон и Хеттская держава, государства Восточного Средиземноморья и империя Ахеменидов, государства Маурьев и Гуптов в Индии и несколько империй в Поднебесной. Все они по своему характеру, типу культуры, динамике исторического развития отличались друг от друга. Поэтому актуальным для данного учебного пособия является расширение и более подробное рассмотрение исторических аспектов формирования и развития основных государств древневосточных цивилизаций, знакомства с археологическими раскопками и материальной культурой древних народов с целью расширения общекультурного кругозора и повышения качества знаний студентов по данной дисциплине.

Задача автора учебного пособия состоит в выявлении и передаче студентам особенностей каждой из восточных цивилизаций, чтобы способствовать пониманию гетерогенности той системы, которая объединяется общей дефиницией «Древний Восток».

Сегодня уже не стоит доказывать значительность востоковедческой проблематики, так как интерес к первоосновам великих цивилизации огромен. Особенно актуально осмысление места и роли Востока для современной России, цивилизация которой часто характеризуется как «евразийская».

Временная дистанция между современным миром и создателями первых на земле цивилизаций увеличивается, а они становятся нам всё ближе, нужнее и понятнее. Хотя проблема понимания «востоковедения» всё ещё остаётся одной из самых острых на сегодняшний день в исторической и культурологической науке, потому как важнейшие открытия в материальной и духовной культуре, сделанные в древности на Востоке, составляют фундамент общечеловеческой цивилизации и определяют безусловную актуальность изучения восточных цивилизаций.

 

 

ГЛАВА I. Географические рамки Древнего Востока

Историки давно пытаются объяснить причину возникновения самых древних на Земле цивилизаций и их значение в судьбах народов Древнего Востока. Поэтому здесь уместно рассмотреть роль географического фактора в истории человеческих сообществ, так как природно-географический фактор, вне всякого сомнения, накладывает отпечаток на устроение общества и организацию его хозяйственной деятельности, а также на атрибуты духовной жизни, которые необходимы для создания технологий.

Сегодня становится очевидным, что чем дальше и глубже мы смотрим в прошлое, тем больше убеждаемся в том, что в разные этапы истории человечества географический фактор играл неоднозначную роль. Без сомнений в ранние периоды природная среда имела более определяющее значение на древнее общество, но с развитием производительных сил, усовершенствования орудий труда, приобретения навыков их использования сокращало зависимость человечества от окружающей среды. Жители каждого региона находили различные методы покорения природы, создавая при этом свои ирригационные сооружения, применяя те методы хозяйствования, которые приемлемы только для их местности. Таким образом, человек становился главной силой, преобразующей лицо планеты.

Не преувеличивая роль географического фактора, можно отметить, что именно природная среда определяла экономику и формы государственности, а также менталитет создателей древнейших цивилизаций. Если проследить воздействие географического фактора на основу жизни древневосточных обществ, то можно констатировать тот факт, что территории Древнего Востока по природным условиям отличались друг от друга, имея лишь некоторые общие черты. Это район в основном субтропического климата с жарким, сухим летом и мягкой зимой, бассейны рек с плодородными аллювиальными долинами пересекаются с каменистыми пустынями, обширными плоскогорьями и горными хребтами. Особую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы. В бассейнах этих рек благодаря плодородию почв можно было эффективно развивать хозяйство при налаживании системы искусственного орошения и отвода воды (ирригации и мелиорации).

В период поздней первобытности в предгорьях и степях стали возникать первые очаги неолитической революции: Загрос, Палестина, Абиссинское нагорье, восточная часть Малой Азии и др. В этих местностях произрастали дикорастущие зерновые злаки, имелись породы животных, пригодных для одомашнивания, что привело в последующем к образованию раннеземледельческих культур. К тому же экономический рост, создавая возможности накопления и изъятия продуктов потребления, двигал вперед социальную дифференциацию, а необходимость централизованного труда при проведении ирригационных работ вела к сосредоточению власти на «верхах» общества и стимулировала дальнейшее развитие производительных сил. Следовательно, здесь имелись все предпосылки перехода экономики от присваивающей к производящей. Следствием этого стал переход к оседлому образу жизни и развитие специализированного ремесла – керамики, ткачества, строительства домов и т.д., что потом привело к большим успехам в интеллектуальной сфере, а в дальнейшем всё это привело ещё и к новым формам хозяйства: изменению образа жизни, социальной структуре, в семейных отношениях, культуре. Так же географический фактор оказал большое влияние и на плотность населения Древневосточных регионов, в каждой местности она значительно отличалась, что впоследствии породило несходство в характере обществ и созданных ими культурных комплексах, двигаясь к цивилизационному порогу.

Ранние земледельческо-скотоводческие общности стали исходным началом первых цивилизаций, самостоятельно пройдя этот путь, накапливая устойчивые материальные и духовные ценности, но многие из них так и не превратились в настоящие цивилизации.

Решающим значением для истории всего человечества послужили события периода VI и III тыс. до н. э. Это было расселение общин, освоение ими долин и укрощения рек: Нила, Нижнего Евфрата, Инды, Каруна и Керхе. Немного позже земледелие стало развиваться и в долине Хуанхэ. Общины стали расселяться на равнины периодически заливавшимися водами рек из-за избыточного населения, но там переселенцев ждали далеко не райские условия. Все эти реки протекали через зону пустынь или зону сухих степей, климат был очень жаркий, поэтому зерновые культуры не могли расти без искусственного орошения. В то же время все три реки сильно разливались, надолго затопляя большие территории. Поэтому посевы затоплялись паводком либо сгорали от солнца. Поначалу жизнь здесь была менее надежна, чем в предгорьях, к тому же в долинах не хватало строительных материалов и металлов. Понадобился упорный труд многих поколений, чтобы решить задачу рационального использования разливов рек для целей земледелия.

Это была крупнейшая победа, которая привела, в конечном счете, к важнейшему рубежу в истории человечества – цивилизации, как более высокой ступени развития общества. В первую очередь это произошло в долине Нила и Евфрата, где была выше продуктивность труда и темпы социального развития. Постепенно, под воздействием великих первичных цивилизаций происходило расширение семьи цивилизованных обществ, что привело к смещению пространственных рамок Древнего Востока.

Неравномерность исторического развития стран Древнего Востока обусловило своеобразие хронологических рамок для разных регионов. В наши дни принято считать, что хронологически период древности на Востоке начинается с создания основ цивилизации и государственности, а древнейшие сословно-классовые общества и государства образовались на Ближнем Востоке в конце IV - начале III тыс. до н. эры [10].

Учитывая особенности и неравномерность развития различных обществ Востока, мы по-разному определяем хронологические рамки древней истории отдельных регионов. Древняя история Ближнего Востока начинается во второй половине IV тыс. до н.э. и заканчивается 30-ми годами IV века до н.э., т.е. временем Восточного похода Александра Македонского. С 323 г. до 30 г. до н.э. длится история эллинистических государств, образовавшихся после распада мировой державы Александра. Причем период эллинизма изучается в курсе истории античности. Историю Индии мы изучаем с середины III тыс. до н.э. по V век н. э. История же древнего Китая занимает время с конца III тыс. до н.э. до III века н.э. Точно так же, для каждой страны применяется своя периодизация, наиболее точно и адекватно отражающая качественные сдвиги в основных сферах жизни данного общества – социально-экономическом строе, духовной культуре, его политической и государственной организации [17].

megaobuchalka.ru

Географическое положение и природные условия. История Древнего Востока

Географическое положение и природные условия

Словом «Месопотамия» (Междуречье) древние греки обозначали земли, лежавшие между Тигром и Ефратом. На деле, однако, Тигр и Евфрат являются не границами этого края в точном смысле слова, а скорее главными ориентирами, к которым тяготеют его настоящие границы. Используя наименование «Месопотамия», античные авторы хотели подчеркнуть то, что подавляющая часть этой территории лежит между двумя реками. Месопотамия – это плоская равнина в бассейне Тигра и Евфрата, раскинувшаяся на северо-запад от Персидского залива до Верхнего Евфрата и гор Восточной Анатолии. Сейчас территория Месопотамии в основном входит в состав Ирака. Весь этот обширный регион делился на Нижнюю и Верхнюю Месопотамию.

В Верхней (Северной) Месопотамии Тигр и Евфрат далеко отстоят друг от друга. Нижняя (Южная) Месопотамия лежала в нижнем течении Тигра и Ефрата, где эти реки текли близко друг к другу. Сейчас Тигр и Евфрат при впадении в Персидский залив сливаются в единую реку Шатт-эль-Араб; в древности они имели отдельные устья. Евфрат в пределах Нижней Месопотамии разделялся на несколько рукавов; их долины были полностью заселены.

Нижнюю Месопотамию в древности именовали Шумером и, в свою очередь, делили на южную и северную часть. Юг Нижней Месопотамии именовался Приморьем, или Шумером в узком смысле слова, а север первоначально называли Ки-Ури, а позднее – Аккад (по названию города Аккад, столицы Месопотамии в конце III тыс. до н. э.). Отсюда и название Нижней Месопотамии в целом, закрепившееся с конца III тыс. до н. э., – «Шумер и Аккад». Еще позже Нижнюю Месопотамию стали называть Вавилонией, по ее новому главному центру – Вавилону.

К середине I тыс. до н. э. Нижняя Месопотамия стала именоваться Вавилонией, а Верхняя – Ассирией. Оба этих названия употребляли и греческие ученые, но при этом Ассирией они часто называли и земли, лежащие к западу от Евфрата до Средиземного моря. Внутри территории этой «расширенной» Ассирии географам необходимо было различать часть, лежащую к западу от Евфрата, и часть, лежащую к востоку от него. Первую из указанных частей греческие географы стали называть Сирией (редуцированный вариант названия Ассирия), а вторую – Месопотамией.

Таким образом, первоначально название Месопотамия относилась только к Верхней Месопотамии. Кроме того, в древнееврейском языке существовало название Нахараим, дословно – «Страна двух рек» (русский синоним – Двуречье). Так древние евреи называли Верхнюю Месопотамию. Греческое «Месопотамия» (Междуречье) соответствовало библейскому «Нахараим» (Двуречье). Наконец, в начале нашей эры римские географы распространили название Месопотамия и на Вавилонию (Нижнюю Месопотамию). Так возникло современное географическое понятие «Месопотамия».

Двусмысленность названия Месопотамия и его аналогов сказывается иногда по сей день. Например, там, где в Библии встречается наименование Нахараим, на европейские языки его переводят как Месопотамия, хотя в Библии Нахараимом называется только Верхняя Месопотамия, а название Месопотамия в современных европейских языках означает и Верхнюю Месопотамию, и Нижнюю. Аналогично современное русское название Двуречье, являясь калькой с древнееврейского «На-хараим», тоже относится ко всей Месопотамии, а не только к Верхней.

Ученые XIX–XX вв. считали, что Персидский залив в древности вдавался в береговую линию гораздо севернее, чем сейчас. Эту точку зрения отражает большинство карт и атласов Древнего Востока. Действительно, шумерские Ур и Эреду, сейчас далеко отстоящие от моря, в древности были портовыми городами, в которых разгружались морские суда. Однако геологи выяснили, что на деле границы самого залива с древности и по сей день практически не менялись, и только устье рек Тигра и Евфрата было весьма широким и проходило так, что до речных пристаней в Уре и Эреду могли легко подниматься корабли из Персидского залива. Кроме того, впадина, расположенная близ Эреду, по-видимому, являлась в древности озером, соединявшимся со старым руслом Евфрата системой каналов. Это же русло могло подходить и к Уру.

Район свободно сообщавшихся с Персидским заливом болотистых лиманов Тигра и Евфрата и соединявшихся с ними лагун назывался в древности «Горькое море». Сейчас после аридизации и подъема почвы, вызванного намыванием ила обеими реками, этот район и есть долина Шатт-эль-Араба.

Географически Месопотамия представляет собой широкую неглубокую впадину, ограниченную Аравийским плато, возвышенностями Сирии и горными хребтами – Армянским Тавром и Загросом. Основные очаги развития цивилизации располагались в Нижней Месопотамии, которая была самой благоприятной для земледелия частью всего Плодородного Полумесяца, но бедной минеральными ресурсами и древесиной. К тому же масштабная ирригация, которую месопотамцы стремились по возможности развивать и без которой земледелие здесь изначально было невозможным, приводила к быстрому засолению почв и падению урожайности. В конце концов засоление почв и аридизация климата привели к запустению Южной Месопотамии и ее крупнейшего центра – Вавилона.

Древняя Месопотамия

Территория Верхней Месопотамии представляла собой холмистую степь, местами переходящую в невысокие горы. На востоке Верхней Месопотамии была расположена Ассирия (это название употреблялось греческими авторами и принято в науке для обозначения области с центром в древнем городе Ашшур на Среднем Тигре).

Одна из главных особенностей геополитической карты Месопотамии – два ее постоянных «фронта»: на севере – северо-востоке – востоке от нее (где равнинные жители Месопотамии взаимодействовали с горцами – почти всегда враждебно) и на границе с Аравийским плато (откуда в Месопотамию волна за волной вторгались кочевники).

Крайняя бедность Месопотамии минеральными ресурсами, включая металлы, и деревом с ранних пор стимулировала развитие внешнеторговой и военной экспансии. Месопотамцы вывозили ткани, зерно и ремесленные изделия, а сами отправля–ли торговые и военные экспедиции за лесом, металлами и рабами.

Необходимость компенсировать недостаток природных ресурсов вынуждала месопотамских владык получать соответствующее сырье и изделия в виде дани с горной периферии на севере и востоке, а также устанавливать контроль над основными торговыми путями, выводящими на запад, к Средиземному морю. С середины III тыс. до н. э. и до конца существования независимой месопотамской государственности правители Месопотамии систематически совершали с этими целями военные походы к Средиземному морю и в горные районы Западного Ирана.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Какие географические знания накапливали в государствах Древнего Востока?

История, как и география — любимый школьный предмет, поэтому многое я помню спустя много лет. Однако я постарался освежить информацию для того, чтобы максимально информативно ответить на этот вопрос. Надеюсь, получилось неплохо. :)

Географические знания Древнего Востока

Во времена рабовладельческого строя, сменившему первобытно-общинный, наблюдался значительный подъем производства. Это вызвало расслоение общества и послужило основой первым государствам Востока:

  • Китай;
  • Индия;
  • Вавилония;
  • Египет;
  • Ассирия.

Развивалось скотоводство, обмен и торговля товарами, а уже это вызывало острую необходимость ориентироваться на местности. Появилась письменность, что позволило систематизировать географический материал. Ученые Китая осуществили целый ряд географических исследований. Например, изучение зависимости скорости водяного потока от стока позволило регулировать реки. Гуан Цзы разработал 6 правил, а, вернее сказать, принципов построения карт. Бесспорно, знаменательное достижение ученых Древнего Китая — компас и нехитрые приспособления для определения направления ветра.

Индия издревле считается одним из очагов культуры. Например, «Веды», помимо сборника фольклора, содержат весьма обширные сведения о народах, что населяют Индию, особенностях ее природы и рельефа и еще массу интересной информации. Там же упоминаются реки, Гималайские горы, Индонезия и Цейлон. Установлен факт проникновения индийцев в пески Каракумы и Центральную Азию. В Индии был разработан свой календарь, а астрономы древности предполагали, что Луна «одалживает» свет у Солнца.

Вавилоняне досконально изучили Малую Азию и, скорее всего, достигли самого Черного моря. Искусными мореходами были финикияне и, как следствие, ими была исследована значительная часть Средиземноморья. Множество источников указывает на то, что эти мореходы были первыми, кто отважился обойти морем Африку. Их соседи — египтяне, вели календарь Солнца, рассчитали продолжительность года, изобрели песочные часы.

Однако несмотря на все достижения, те наблюдения за природой и явлениями, что делали ученые Востока, порой трактовались совершенно неверно, а исходя из мифологических представлениях об устройстве мира.

travelask.ru

РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (IV – I тыс. до н.э.)

 

 

Первые крупные рабовладельческие государства появились в IV тысячелетии до н.э. у земледельческих народов Египта, Междуречья, Северной Индии и Китая. Оседлое земледельческое хозяйство давало больше возможностей для применения рабского труда и развития металлургии, чем скотоводческое. Образованию развитых рабовладельческих государств в перечисленных областях способствовали географические условия: положение вдоль больших рек – источников орошения и водных путей («речные цивилизации», И.И.Мечников (1845-1916 гг.), относительно надежные естественные рубежи – горы, пустыни и т.д. Эти государства возникли независимо друг от друга, и лишь со временем взаимное влияние их культур в той или иной степени стало проявляться достаточно отчетливо.

Древнейшие народы Востока оставили нам первые письменные документы. Любопытно, что самые ранние, дошедшие до нас литературные произведения были посвящены описанию путешествий. Повести и сказки о путешествиях в дальние страны – один из древнейших жанров литературы.

Тема путешествий преобладает в древнейшем эпосе. Например, в древнешумерской эпической поэме о Гильгамеше (IV тыс. до н.э.) рассказывается о скитаниях героя, который добрался через пустыни и горы до океана и перебрался через него (126).

Источники этого рода (сказки, эпос и т.д.), наряду с археологическими данными, позволяют составить предположение о пространственно-географическом кругозоре народов Древнего Востока и их представлениях о Земле.

Древние египтяне, например, уже в III тысячелетии до н.э. вели оживленную торговлю с Сирией, Эфиопией, странами бассейна Средиземного моря. Возможно, они также имели отношения с далекой Индией.

К числу наиболее развитых народов III-II тысячелетий до н.э. относились минойцы и финикийцы. К II тысячелетию до н.э. посредническая торговля между Западным и Восточным Средиземноморьем находилась в руках минойцев, которые на острове Крит основали мощную морскую державу. Имеются свидетельства о том, что торговые связи минойцев простирались от Британских островов до Канарских островов, Сенегала и Индии. Однако с середины II тысячелетия до н.э. господство на морских путях Средиземного моря переходит к финикийцам.

Финикийцы, родина которых была на территории современного Ливана, принадлежали к числу первых мореплавателей и первооткрывателей новых земель. В своих плаваниях они проникали далеко за пределы известных земель, но, занятые лишь торговлей, почти ничего не сообщали об увиденном. В одной из горных долин современного Бейрута в те далекие времена было обнаружено рудное тело, в котором удачно сочетались медь и олово. Финикийцы разрабатывали его, изготовляли бронзу и торговали ее. Вообще же в рудных месторождениях Средиземноморского бассейна при обилии меди олова явно недоставало. Поэтому финикийцы совершали регулярные морские походы к островам Силли у берегов Великобритании, где добывали олово. Они также торговали древесиной кедра, произраставшего в горных лесах Ливана. Один из древнейших письменных документов, составленный за 3 000 лет до н.э., представляет собой опись кедровых бревен, погруженных в финикийском порту Библе на сорок кораблей, которые должны были доставить этот груз в Египет. Финикийцы заложили множество торговых портов по всему побережью Средиземного моря, в том числе и Карфаген. Им же принадлежит создание первого фонетического алфавита. Он целиком состоял из согласных звуков, подобно современному семитскому алфавиту. Несколько позже греки дополнили этот алфавит краткими гласными звуками. Финикийский язык лег в основу абсолютного большинства всех известных сегодня алфавитов. В VI в. до н.э. Финикия была завоевана персами, а в 322 г. до н.э. покорена Александром Македонским. В 146 году до н.э. Карфаген был разрушен.

Кругозор народов Междуречья в III-II тысячелетиях до н.э. распространялся на севере до Армении и Закавказья, а на юге – до современного Омана.

Пространственный кругозор древних китайцев вплоть до второй половины II в. до н.э. ограничивался главным образом восточной частью нынешней территории Китая (хотя существовали косвенные торговые связи через кочевников Центральной Азии с довольно отдаленными азиатскими странами). Некоторые достоверные сведения о странах Центральной и Средней Азии древние китайцы получили лишь после путешествия Чжан Цяня (138-126 гг. до н.э.). Это путешествие положило начало торговым связям Китая с Средней Азией, а через нее и с Восточным Средиземноморьем, куда несколько позже была проложена «великий шелковый путь», просуществовавший вплоть до 23 г. до н.э.. В древнем Китае уделялось достаточно много внимания географическим исследованиям. В целом же китайские путешественники сделали не меньше, «открывая» Европу, чем европейцы, прокладывая путь на «Дальний Восток». Но китайский свод знаний остался в стороне от потока западной мысли (110,126).

К рабовладельческой эпохе относится возникновение зачатков научных знаний в области математики, астрономии и механики. В Египте в эпоху Древнего Царства (до II тысячелетия до н.э.) проводилось межевание земель, создавался земельный кадастр (главным образом для определения размера налогов). Аналогичные работы велись и в Междуречье. Египтяне довольно точно определили продолжительность года и ввели в повседневный обиход солнечный календарь. Древним египтянам и вавилонянам были известны солнечные часы. Египетские и вавилонские жрецы, а также китайские астрономы установили закономерности повторения затмений и научились предсказывать их.

«Египет – колыбель науки». Египет называют колыбелью науки, так как здесь еще в глубокой древности возникли методы наблюдения, измерения и обобщения. Египетские жрецы обладали прочными практическими знаниями в области математики (алгебра), астрономии и геометрии, необходимыми для управления обществом. Они совершенствовали способы измерения земельных наделов и определения границ полей, уничтожаемых во время половодий на Ниле, для того, чтобы легче было взимать подати с их владельцев. Они научились определять линию меридиана (направление север-юг), чтобы точно ориентировать воздвигаемые монументы и общественные сооружения. Они также изобрели письменность и нашли способ получения папируса – материала для письма – из растения, обильно произраставшего в заболоченной дельте Нила.

Междуречье. Цивилизация Месопотамии также внесла свою лепту в накопление знаний. Самые первые в мире математики, жившие в государстве шумеров, владели основными правилами алгебры уже 3 000 лет тому назад, хотя алгебраические символы, которыми мы пользуемся теперь, не были известны вплоть до XVI столетия. Но и без них шумеры понимали и использовали многие алгебраические зависимости. Они также могли извлечь квадратный корень из любого числа.

Из Междуречья происходит деление эклиптики на 12 знаков зодиака, года на 12 месяцев, суток на 24 часа, окружности на 360 градусов. В этой стране была также принята лунная неделя.

В первых рабовладельческих государствах древнего Востока создавались и примитивные карты, служившие самым разным целям. Одна из самых древних карт относится приблизительно к 2 500 г. до н.э. Она представляет собой очень схематическое изображение на глиняной табличке северной части Междуречья с рекой Евфрат и двумя горными цепями. На более поздней вавилонской карте (около V века до. н.э.) изображена вся Земля в виде диска, окруженного океаном, с центром в Вавилоне.

Именно в странах древнего Востока появились первые идеи о божественном провидении. Согласно религиозным представлениям древних шумеров, мир управляется богами, похожими на людей, но наделенными в отличие от них сверхчеловеческими возможностями и бессмертием. Каждому из богов подчинялись определенные силы и явления окружающего человека мира природы – течение рек, морские приливы и отливы, ветровые потоки, урожайность нив, изобилие дичи. Боги состязались друг с другом, а их отношение к людям отличалось деспотизмом, а часто и мстительностью.

В других древних культурах все объяснялось ссылкой на существование единого божества, чьи действия были неподсудны, причем это божество следовало как можно чаще ублаготворять жертвоприношениями, чтобы оно благосклоннее относилось к человеческим существам.

Представления древнейших культурных народов о природе, хотя и имели в своей основе реальный практический опыт, сохраняли мифологический характер. Так, еще в III тысячелетии до н.э. древние шумеры создали мифы о сотворении мира, о потопе и рае, которые оказались очень живучими и нашли свое отражение в главной книге всех христианских народов – «Библии».

Вера в прямое воздействие светил на судьбы людей привела к возникновению астрологии. Особенно популярной она была в Вавилоне. Представления о Земле основывались на непосредственном восприятии окружающего мира.

Наблюдения над обозримым горизонтом привели к взгляду о Земле как неподвижном, плоском диске, находившемся в центре мира. В аналогичной, хотя и более поэтической форме, происхождение Земли рисуется в священной книге браминов – «Ведах»: «Земля возникла из воды и подобна распустившемуся цветку лотоса, один из лепестков которого образует Индия» (126).

 

megaobuchalka.ru

Лекция - Туризм на Древнем Востоке 1 страница

Значение передвижений людских коллективов как средства перемещения информации усиливается в предцивилизационный период и во времена возникновения и формирования древневосточных деспотий. До V вв. до н.э. мировым центром, генерирующим основные идеи в области техники и новейших технологий, был регион Ближнего и Среднего Востока.

Неолит «подарил» человечеству не только переход к земледелию и скотоводству, но также и гончарное производство, и ткачество. Это была, в свою очередь, и последняя ступень перед веком металлов. И хотя предцивилизационный неолит в разных районах наступал в разное время, его хронологические рамки можно четко фиксировать по археологическим находкам.

Первые каменные серпы и примитивные зернотерки стали появляться в этом регионе еще во времена позднего мезолита. Это подтверждает тот факт, что труд собирателей был основным в период ранней родовой общины. На их долю приходилось до 60 — 90 % всей добываемой пищи.

К наиболее ранним керамическим изделиям относятся образцы, датируемые IX — началом VIII тыс. до н.э., найденные в Передней Азии: в Иерихоне, Мурейбите, Гильгале и др.

Начало металлургии относится к VII тыс. до н. э. Изделия из чистой меди этого периода находят в регионе Ближнего Востока.

Ткачество было известно в районе Среднего Востока с VII тыс. до н.э. Не так давно был обнаружен тайник льняных изделий в пещере в Иудейской пустыне (Нахал Хемере), заложенный около 6500 г. до н.э.

Распространение основных достижений эпох позднего неолита и ранней бронзы показано в табл. 1.1, из которой отчетливо явствует, что эти достижения распространились благодаря миграционным процессам по всей ойкумене.

Таблица 1.1

Достижение Ближний и Средний Восток Китай Европа
Производство: Керамики Меди Ткачество   9 тыс. лет до н. э. 7 тыс. лет до н. э. 7(?) — 6 тыс. лет до н. э.   6 тыс. лет до н. э. 3 тыс. лет до н. э. 3 тыс. лет до н.э.   6 тыс. лет до н. э. 5—4 тыс. лет до н.э. 3 тыс. лет до н. э.

Следующими технологическими новшествами, которые стали появляться начиная с середины IV тыс. до н. э. опять же в районе Ближнего и Среднего Востока, были: соха, колесо, колесный транспорт и упряжь для животных, механические подъемники воды — шадуфы, усовершенствованный (вертикальный) ткацкий станок.

Технологические импульсы на Ближнем и Среднем Востоке продолжались и во II тыс. до н.э. В Египте и Месопотамии модернизируется соха, к ней добавляется лемех и рукоятки, она стала совмещаться с сеялкой, появляется борона. Гончарный круг стало возможно приводить в действие при помощи ног, что высвобождало у гончара вторую руку. У колеса появились спицы. Усовершенствование упряжи привело к тому, что лошадь (а не только волов, как до этого) стали использовать как тягловое животное. Шадуф стал двойным, благодаря новому механизму стало возможно поднимать одновременно воду из двух водоемов. И наконец, осуществился переход к обработке железа. Первая низкокачественная сталь была получена на севере Малой Азии в XV—XIV вв. До н.э., несколько веков народы, населяющие эту территорию, были монополистами по производству стали. В VIII в. до н. э. ассирийцы впервые получили латунь путем сплава меди и цинка.

В Китае и Европе эти инновации появляются позже, очевидно, что они были привнесены туда и не носили автохтонного характера. Но процесс ассимиляции новых технологий в Европе и Китае носил характер постоянного ускорения. Это привело к тому, что к середине I тыс. до н.э. технологические уровни этих трех регионов практически сравнялись.

С возникновением первых цивилизаций заметно активизируется торговля. Этому способствует, во-первых, протекционистская политика правителей крупных держав, направленная на создание и поддержание инфраструктуры путей сообщения. Строятся дороги и каналы, возникают постоялые дворы (прообразы будущих гостиниц) и почта, строятся порты. Во-вторых, принимаются меры по безопасности как самих купцов, так и торговых путей, морских и сухопутных. В древних законодательствах появляются статьи, оберегающие жизнь и имущество торговцев, как отечественных, так и зарубежных. В-третьих, развитие прикладных наук позволяет добиться значительных успехов в кораблестроении, что позволяет совершать все более дальние и длительные походы.

На Древнем Востоке по сравнению с периодом военной демократии резко возрастает и экспансионистская политика, находящая свое выражение в многочисленных военных походах. Можно, пожалуй, даже говорить о государствах-агрессорах, таких как Аккадское царство (XXIV—XXIII вв. до н.э.), Ассирия (XV—VII вв. до н.э.), Персидская держава (VI —V вв. до н.э.) и др. Возникновение цивилизаций привело к накоплению огромных богатств у правящей элиты, что было предметом вожделений соседних государств и народов. Сложившийся институт рабства также существовал, в основном за счет военных экспедиций.

Но в то же время возникает такое явление, как дипломатия. Взаимоотношения между государствами требуют определенных норм общения. Появляется институт посольств. Императорские или царские послы отправляются в путешествия в другие страны с дипломатическими миссиями. Этому есть многочисленные свидетельства в китайских хрониках, библиотеках Шумеро-Аккадского царства, древнеегипетских памятниках письменности.

На Древнем Востоке начинает развиваться наука. Ряд экспедиций носит не просто ознакомительный торгово-экономический или военно-стратегический, но и конкретно научный характер. Фараоны и цари снаряжают экспедиции, чтобы получить знания в первую очередь географического, а также этнографического, биологического характера. К подобным походам можно отнести путешествие финикийцев вокруг Африки в правление фараона Нехо II или плавание карфагенянина Ганнона, или экспедицию Скилака, организованную персидским царем Дарием.

Путешествия на Древнем Востоке являлись составной частью образа жизни. Но в силу того что условия, сопровождающие путешественника, были крайне тяжелы, к походам и экспедициям относились со священным трепетом. Путешествующий воспринимался как отмеченный и оберегаемый богом человек. Перед любым предстоящим походом обязательно совершались сложные обряды, во время которых приносились обильные жертвы богам, чтобы они максимально оберегали странников.

У большинства народов древности был миф о Всемирном потопе. И всегда бог (боги) сохранял жизни праведнику и его семье, «разрешив» путешествие по бушующим волнам во время катаклизма. Затем эти «туристы» становились основателями рода человеческого.

Таков, Утнапиштим в «Эпосе о Гильгамеше», составленном впервые еще в Шумере. Его «тур» продолжался две недели.

Знаковым можно считать тот факт, что жертва праведного «туриста» Ноя привела к тому, что «… сказал Господь про себя: «Не буду я больше проклинать землю из-за человека» [9].

Аналогичное предание существовало и в Древней Индии, где основоположником рода человеческого считался Ману, переживший потоп. В Древней Индии бог Индра — «царь богов» считался «помощником странников». В одном из сборников ведической литературы «Брахманы» говорится:

«Цветами осыпаны ноги странника, Плодоносно крепкое его тело, Избавляется он ото всех грехов, Смытых потом его странствий».

Как явствует из древних мифов, странствующий уподобляется богам и светилам, находясь всегда под покровительством божеств, он или является праведником, или же избавляется от многих грехов именно благодаря «очищающим» трудностям путешествия. В ментальности древних странствия носили богоугодный, благой характер.

Одной из первых цивилизаций, зародившейся в Междуречье — между Тигром и Евфратом — в IV тыс. до н.э., была цивилизация шумеров, загадочного народа: до сегодняшнего дня не смолкают споры о его происхождении.

Кочевая жизнь, а может быть, какие-то другие причины, катастрофа сдвинули шумеров с насиженных мест. И они стали мигрировать, в том числе (а возможно, и только) в Двуречье. Шумеры не являются автохтонами, они поселились в районе Тигра и Евфрата в VII —VI тыс. до н.э., создав свою неповторимую цивилизацию.

Распространение цивилизационных ценностей Древнего Междуречья шло очень активно. Шумерам были хорошо известны не только просторы иранских полупустынь, но и богатая природа Индии. С III тыс. до н.э. в Месопотамии стали воздвигать зиккура-ты — ступенчатые храмы. Аналогичные постройки, сделанные также из сырцового кирпича, были обнаружены и в Средней Азии (Туркмения, около города Каахка), и на Аравийском полуострове (в районе Омана), и даже на острове Сокотра в Индийском океане. Из расшифрованных текстов известно, что шумеры активно торговали со страной Мелуха — возможно, это Индская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро, которая существовала на северо-западе полуострова Индостан. Оттуда поступали в шумерские города-государства рис, хлопок, лес, бусы из сердолика.

В свою очередь, многочисленные шумерские цилиндрические печати найдены при археологических исследованиях в Индии. Кроме того, на печатях в Шумере изображали иногда животных, которых там не водилось: слонов, остромордых крокодилов — геви-алов, обитающих в Индии. В болотистых низинах Индии (северозападные районы) до сих пор растет камыш берди, родиной которого, по авторитетному мнению ботаников, является Месопотамия. Именно из такого камыша шумеры и делали лодки. По свидетельству индийского ученого Ш.Р.Рао, лодки, напоминающие древнешумерские, и по сей день применяются на озере Нал близ Лотхала.

Из Омана в Двуречье, крайне бедное полезными ископаемыми, доставляли медь, а также скульптурный камень. Согласно древним документам, в прибрежных районах Омана возвышалась Медная гора, по которой и сверяли свои маршруты кормчие шумерских кораблей.

Первое централизованное государство возникло в Месопотамии в XXIV в. до н.э. Его создал Саргон Великий (Древний). Это был один из самых великих завоевателей древности. Недаром его называли «царем битвы», он лично участвовал в 34 сражениях. Саргон Великий не только объединил, завоевав, южное Двуречье, где располагались города-государства шумеров, но создал державу, контролирующую пространства от Средиземного моря на западе до Каспийского на северо-востоке. Его воины совершили ритуальное «омовение оружия» в водах Персидского залива, когда покорили юг Междуречья. На всем этом огромном пространстве стала интенсивно развиваться торговля. Саргон Великий завоевывал страны и народы, чтобы полностью контролировать торговлю в этом самом передовом регионе планеты в то время. Единое централизованное государство выступало гарантом безопасности караванных путей и морских сообщений. Составленные в его правление многочисленные карты и планы легли в основу первого известного географического описания Передней Азии и стран Персидского залива, которое было сделано на статуе энси (царя) Лагаша — Гудеа в XXII в. до н. э.

Навигации по Нилу способствовала сама природа. Течение помогало передвигаться с юга на север, а практически постоянный бриз делал возможным плавания под парусами и в обратном направлении. Нил был стержнем всей жизни древних египтян. Это была та «столбовая дорога», благодаря которой стали возможны контакты и с Нубией, находящейся на юге, и со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке от Египта. Из центральной части страны начинался близ Копта караванный путь, который вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. На этом караванном пути существовали оборудованные места для отдыха — привалы. Там всегда были хранилища с питьевой водой, представляющей главную ценность в пустыне.

Речное судостроение развилось у египтян очень рано. Частые наводнения, которым подвергалась страна, способствовали его развитию. На стенах древнейших египетских гробниц встречаются изображения, рассказывающие об изготовлении лодок из папируса.

На позднейших памятниках уже запечатлены плывущие с грузом большие речные суда со снастями, каютами и прочими атрибутами настоящего корабля, а не лодки. Обыкновенные грузовые корабли, несмотря на примитивность их конструкции, могли тем не менее поднимать грузы в несколько тысяч талантов*. Эти корабли плавали по всей судоходной части Нила, поддерживая весьма оживленные торговые отношения между египетскими номами (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Древнеегипетский корабль

Талант — самая большая единица веса в древности, принятая во многих странах, составляла около 30 кг.

Сохранились сведения, что в 2750 г. до н.э. египтянин Ханну возглавил экспедицию на побережье Красного моря за драгоценными камнями, слоновой костью и благовонными смолами и растениями. Первое плавание по Средиземному морю было, видимо, осуществлено при фараоне Снофру в XXVII в. до н. э. Из источников известно, что экспедиция была направлена в финикийский город Библ, откуда возвратилось «сорок судов с кедровым деревом». Веком позже при фараоне Сахуре в Палестину и Сирию из дельты Нила также была отправлена флотилия, которая привезла из этих стран вино, оливковое масло и ливанских медведей.

Корабли всегда помещали и в погребальные камеры фараонов. Так, в пирамиде фараона Хеопса был обнаружен корабль длиной 43,4 м. Впоследствии из-за нехватки древесины даже для фараонов стали делать модели судов в масштабе 1:100.

Мореплавание активизировало контакты между странами. Необходимую древесину, сосну например, заготавливали в Сирии. Из гаваней Красного моря корабли отправлялись в страны Аравийского полуострова, Индию, велась посредническая торговля с Китаем. Активно шла торговля с государствами и народами Восточной Африки, где находилась страна Пунт, откуда фараонам привозили золото, слоновую кость, изделия из камня и фаянса.

Известно, что в правление царицы Хатшепсут (1505—1484 гг. до н.э.) была организована экспедиция в страну Пунт за саженцами деревьев и кустарников, из которых можно было получать благовония. Путешествие было удачным. Но, к сожалению, деревья и кустарники не смогли прижиться в новом, малоподходящем для них сухом климате Египта, хотя их везли со всевозможными предосторожностями в мокрой рогоже, а затем высадили в специальные кадки. Фрески во дворце Хатшепсут, которые победили время, и сегодня рассказывают многочисленным туристам об этом вояже.

Необходимость создания глобальной торговой сети, объединяющей акватории Атлантического и Индийского океанов, проявилась в создании канала (прообраза Суэцкого, так как у него был несколько иной маршрут). Во времена VI династии (2350 — 2180 гг. до н.э.) был построен канал, соединивший Красное море через город Бубастис со Средиземноморьем. Известно, что он был восстановлен в XIX в. до н. э. Канал восстанавливался в древности не менее пяти раз, но потом в периоды упадка его вновь и вновь заносило песком.

О районах экваториальной Африки в Древнем Египте было весьма смутное представление, потому что египтяне не совершали дальних путешествий на юг. Их торговые маршруты оканчивались около современного Хартума — столицы Судана. А вот о Ливии, расположенной к западу от Египта, им было многое известно. Геродот, ознакомившись с географическими знаниями египтян, писал следующее: «Ливия, лежащая внутри материка выше моря и приморских жителей, занята дикими зверями. Еще далее от страны диких зверей тянется песчаная полоса — страшно безводная, совершенно безлюдная голая пустыня» [10].

Можно предположить, что египтяне были искусными картографами. Возможно, это и так, но, в основном, производились символические карты Вселенной или путей в загробный мир. Но есть один подлинный артефакт светской карты, где указано расположение дорог в золотоносных шахтах на берегу Красного моря. Эта карта относится к 1500 г. до н.э.

Можно предположить, что достопримечательности Мемфиса и Фив, бывших в разное время столицами государства, знаменитый лабиринт и Фаюмский оазис, величественные храмы в Ком-Омбо и Абу-Симбеле и, наконец, пирамиды и большой сфинкс уже в древности привлекали туристов ничуть не меньше, чем в наши дни. Об этих «туристических» центрах Египта с восхищением пишет, например, Геродот.

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро была расположена на северо-западе полуострова Индостан. По занимаемой территории она превосходила почти в два раза объединенные земли Древнего Двуречья и Египта, раскинувшись на 1,3 млн км2. Более 1000 поселений насчитывала эта страна. Пакистанский археолог Сайд А. Накви назвал Мохенджо-Даро «Манхэттеном бронзового века».

В каждом городе были рынки и храмы. Купцы и монахи, богатые бездельники и чиновники, жаждущие знаний юноши и авантюристы во множестве передвигались по рекам и караванным путям Индского государства. Есть определенный соблазн говорить, что те или иные постройки в древности служили, возможно, постоялыми дворами. Но этому не существует, к сожалению, объективных археологических доказательств. Из-за того что письменность этой цивилизации до сегодняшнего дня все еще представляет загадку, невозможно назвать имена и проследить конкретные маршруты «туристов» Хараппы и Мохенджо-Даро.

Доказано, что цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро вела интенсивную торговлю с Месопотамией и Индокитаем. Недалеко от Бомбея недавно найдены остатки древней верфи, датируемые временами Индской цивилизации. Поражают размеры верфи: 218 х 36 м. По протяженности она почти в два раза превосходит финикийские.

Индия была родиной одной из трех мировых религий — буддизма, возникшего в VI в. до н.э. Основателем его был Сиддхар-тха Гаутама Шакъямуни (563 — 483 гг. до н.э.). Он познал четыре великие истины и стал «человеком просветленным» — Буддой. Это произошло, когда ему было 35 лет. На протяжении оставшихся 45 лет своей жизни Будда непрестанно путешествовал по северной Индии, проповедуя свое учение. У него появились тысячи последователей. После смерти Будды тело его было кремировано и прах разделен между последователями. Эти останки стали первыми реликвиями. Их помещали в ступах — священных башнях, в некоторых районах Азии их называют пагодами. К этим святыням стали стекаться многочисленные паломники, и они становятся одними из первых центров религиозного туризма.

Буддизм был учением, оппозиционным официальным религиям Индии — брахманизму, а затем сменившему его индуизму. Буддизм выступал за всеобщее равенство, против существовавшего кастового строя. Буддизм, таким образом, вступил в противоречие с государственной идеологической доктриной. На буддийских монахов начались гонения со стороны официальных властей, монастыри разрушались. Началась массовая буддийская эмиграция.

Один из выдающихся индийских правителей — Ашока, правивший в III в. до н.э., принял буддизм. При его активной поддержке буддизм стал вновь широко распространяться в Индии, а также «экспортироваться» за ее пределы — на Цейлон, в Бирму, затем в Юго-Восточную Азию, Малайзию и вплоть до территории современной Индонезии. Буддийские миссионеры в III в. до н.э. проникали в Египет и Грецию, а чуть позже в Тибет, Афганистан, Центральную Азию. Буддизм нашел для себя очень благодатную почву в Китае, откуда он прошествовал в Корею и Японию. Можно говорить о первом случае в истории массового миссионерства. Роль Ашоки в становлении буддизма как мировой религии очень велика. Именно он субсидировал миссионерскую деятельность буддийских монахов, и в значительной степени благодаря этим мероприятиям буддизм из религии местного значения становится религией мировой.

Основатель другой оппозиционной официальному брахманизму религии — джайнизма, Вардхамана Махавира, родившийся в начале VI в. до н. э., так же как и Сиддхартха Гаутама, происходил из царского рода и тоже, покинув все в возрасте 28 лет, становится странствующим монахом. Достигнув просветления в возрасте 42 лет, он, как и Будда, оставшиеся 30 лет жизни посвятил проповедованию своего учения, продолжая странствовать.

Если буддизм видит итог в выходе из сансары, череды бесконечных перерождений души, посредством просветления, качественного перехода человека в Будду, то джайнизм представляет собой религию, где души верующих являются «вечными странниками».

В начале нашей эры индийцы стали торговать уже с Суматрой, Явой и другими островами Малайского архипелага. В этом направлении стала распространяться и индийская колонизация. Индийцы раньше китайцев проникли и в центральные районы Индокитая.

Под напором китайской и индийской колонизации островов Юго-Восточной Азии малайцы, проживавшие там, вынуждены были мигрировать. Ими были открыты и освоены такие острова, как Борнео, Целебес, Моллука, Новая Гвинея. Это случилось за несколько веков до начала нашей эры. Кроме того, малайцы проникали и далеко на запад: до острова Мадагаскар.

Миграционные процессы в Китае были чрезвычайно активны еще в доцивилизационные времена, причем они носили не только сухопутный характер. Согласно памятникам, еще в мезолитические времена существовало развитое морское сообщение по заливу Бохайвань между Шаньдунским и Ляодунским полуостровами.

В одной из древних летописей, записанной на бамбуковой дощечке, дается предание об использовании вод (т.е. морей) еще в правление мифической династии Ся неким императором Юем.

В середине II тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ зарождается цивилизация Древнего Китая. Уже к концу II тыс. до н.э. китайцы расселились по Восточной Азии, достигнув берегов Амура на севере и южной оконечности Индокитайского полуострова. Китайцы активно осваивали и акватории морей, омывающих их земли, пытаясь выйти в Тихий океан. Уже в период династии Шан-Инь (XVIII —XII вв. до н.э.) китайское государство имело заморские колонии. Об этом можно узнать из «Шанских од», где в одной из частей, названной «Шицзин» (Книга песен), говорилось, что «грозный Сян Ту привел в повиновение заморские земли» [11]. В XI в. до н. э. при восхождении одного из императоров династии Чжоу (XII—V вв. до н.э.) на престол ему был в качестве дара приморским племенем юэчжэней преподнесен корабль. Известны географические карты отдельных провинций Китая, а также прилегающих к нему стран, сделанные в X в. до н.э. Эти карты размножались ксилографическим способом. Они использовались, в основном, в военно-административных или торговых целях.

О том, что морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая, свидетельствует и тот факт, что правитель царства Ци в VI в. до н. э. «совершая увеселительную прогулку по морю, не возвращался в столицу шесть месяцев». Из этого сообщения можно сделать вывод и о масштабности морских путешествий.

Великий китайский философ Конфуций (551 — 479 гг. до н.э.) в трактате «Лунь юй» сообщает, что «ему очень бы хотелось поплавать по морю в деревянной шаланде». Видимо, этот вид морского путешествия был комфортен и приятен. Известно, что Конфуций более 13 лет провел как странствующий учитель. Идеалом философа было гармоничное общество, где каждый добросовестно исполняет свой долг. Согласно его учению, служение богам и духам не принесет пользы тому, кто забывает о служении людям.

Основатель даосизма — легендарный Лао-цзы, видя упадок правящей династии Чжоу, эмигрирует из страны. Предание гласит, что его задержали на одной из застав на западной границе империи. Начальник заставы заставляет письменно изложить основы его учения. За три дня мудрец надиктовал «Дао дэ цзин» — величайший из даосских текстов. «Дао» переводится как «путь», «тропа», «закон». Следовать этому пути — значит идти путем космического порядка. Главным для даоса является постижение Дао и построение своей жизни в соответствии с ним.

Оставив запись своего учения на заставе, Лао-цзы продолжил свое путешествие верхом на буйволе. Можно предположить, что если бы не вынужденное путешествие, то мир лишился бы изложения учения даосов.

Неслучайно Китай называют страной «трех путей». На протяжении более 2 тыс. лет три учения (три духовных пути) определяли общественную и духовную жизнь Китая: конфуцианство указывало путь гармонизации отношений в обществе; даосизм — индивидуального мистического постижения мира, а буддизм — спасение через сострадание и молитву. Как видим, объединяет мудрецов, в частности, любовь к странствиям, в результате которых они не только смогли постичь смысл жизни, но и пытались указать путь к спасению и совершенствованию народам и государям.

Кроме торговых и прогулочных судов существовали в Древнем Китае и грозные военные корабли. «Существует много различных видов судов: большие лодки, маленькие лодки, быстроходные абордажные суда, многопалубные фрегаты, дозорные шаланды и др.», — пишет летописец. Он также сообщает и о крупном морском сражении между царствами У и Ци в 485 г. до н.э. Известно, что в этих царствах существовали специальные «корабельные павильоны» — верфи, где возводились, кроме военных, и гражданские суда, в частности, для правительственных чиновников и послов.

Китай представлял собой разновидность древневосточной командно-административной системы, поэтому не только внешняя, но и в значительной степени внутренняя торговля были централизованы властью верховного правителя — вана. Для активизации внутренней торговли в стране стали создаваться уже с VII в. до н. э. подробные географические обзоры. Наиболее полные и известные из них — «Шаньхайцзин» и «Юйгун». Наряду с многочисленными мифологическими сюжетами там содержатся описания конкретных путешествий по внутренним районам государства и положение последних по отношению к морским бассейнам или рекам, горным хребтам.

«Юйгун», созданный в эпоху Чжаньго — «Борющихся царств» (V— III вв. до н.э.) — можно рассматривать как прообраз путеводителя. В нем подробно описываются не только природные условия отдельных местностей (в этом произведении Китай был разделен на 9 природных областей), но и их хозяйство, транспорт и т.п.

В «Юйгун» подробно описано путешествие, которое можно квалифицировать как речной туризм. Это был вояж, «предпринятый по Янцзы до впадения ее в море и оттуда до устья Хуанхэ и Сы».

В эпоху Чжаньго можно искать и истоки паломнического и научного туризма. Жрецы различных культов, маги и чародеи верили, что в заливе Бохайвань (Желтое море) находятся острова Пэнлай, Фанчжан, Инчжоу, на которых проживают старцы — отшельники, владеющие многими премудростями, и, в частности, секретом бессмертия. И именно с этой эпохи начинают снаряжаться многочисленные морские экспедиции, направленные на поиски этих чудесных островов.

Строительство Великой китайской стены, начатое в FV в. до н. э., доказывает прекрасные знания китайцев в области физической географии. Стена проходила четко по границе, отделявшей степные районы, где обитали кочевники, от земледельческих, где, собственно, и проживало население страны. Подобные знания можно было получить только путем обобщения результатов многочисленных путешествий жителей Древнего Китая за его пределы. Протяженность Стены ныне 2500 км с 2000-километровыми побочными ответвлениями. Она начиналась как земляные насыпи, которые создавались правителями северных царств начиная с V в. до н.э., чтобы защитить себя от центральноазиатских кочевников. При императоре Цинь Шихуанди (221 — 210 гг. до н.э.) строится как бы прообраз этого монстра в камне — длиной в 500 км, чтобы соединить отдельные участки и создать со временем единую цепь заграждений в 1500 км.

В XV в. в правление династии Мин Великая китайская стена принимает свой современный облик.

Интенсивность путешествий значительно возросла в III в. до н. э. в правление династии Хань. Этому способствовало два фактора: наличие прекрасных путей сообщения в стране и либерализация политической жизни. Таким образом, определенные предпосылки для путешествий в связи с развитием коммуникаций были заложены. С приходом к власти династии Хань началась «оттепель» во внутриполитической жизни. Это благоприятно отразилось и на развитии путешествий.

Основатель предыдущей правящей династии Цинь Шихуанди ввел в стране крайне жесткий диктаторский режим, основанный на философии легизма. Суть его государственной идеологии базировалась на примате законов, причем провозглашалось, что даже за маленький проступок необходимо карать очень жестоко, для того чтобы ни у кого не зародилось даже мысли о крупном преступлении. Существовало 12 видов смертной казни, среди которых отсекание головы было наиболее гуманным. В этом царстве тотального террора вряд ли возможны были массовые передвижения, не согласованные предварительно с властными структурами.

Но это не значит, что путешествий не было вообще. По указу Цинь Шихуанди всю территорию Поднебесной империи пересекли отличные благоустроенные дороги. На их строительстве, так же как и на строительстве Великой китайской стены, работали сотни тысяч человек, и их «сдача» государству произошла в рекордно короткие сроки. Кроме того, был построен «Волшебный канал» протяженностью 150 км. Он был прорыт через горную цепь и соединил север и юг Китая, положив начало внутреннему 1500-километровому непрерывному навигационному пути по рекам. Совершенствование инфраструктуры продолжалось и позже. В I в. до н. э. началось строительство «Великого канала», в целом он был завершен почти через 1,5 тыс. лет, составил около 1200 км и опоясал почти весь Восточный Китай.

В правление Цинь Шихуанди процветал, если так можно сказать, «государственно-чиновничий» туризм. Сам император в сопровождении огромной свиты совершил по стране несколько инспекционных поездок. Не пренебрегал он и морскими путешествиями — в 215 и 210 гг. до н. э., о чем сообщают летописи. Стали регулярными в его правление торговые связи с островом Тайвань.

При Цинь Шихуанди были продолжены поиски островов, на которых проживали отшельники, хранящие секрет бессмертия. С истинно императорским размахом он в 219 г. до н.э. организовал экспедицию под руководством даосских философов и придворных магов Хань Чжуна и Сюй Ши, а также алхимика Сюй Фу, в которой приняло участие несколько тысяч человек. Правда, они, не найдя, а может, и не ища островов, со временем основали поселение на Корейском полуострове. Их можно рассматривать как одних из первых политических эмигрантов в истории. Впоследствии древнекитайский историк и путешественник Сыма Цянь вложит в их уста следующее оправдание такого поступка: «Цинь Шихуанди так жаден до власти, что незачем добывать ему лекарство бессмертия».

www.ronl.ru

Хронологические и географические рамки Древнего Востока

Считается, что древнейшие государства на нашей планете сложились в странах Древнего Востока. Под Древним Востоком понимаются страны располагавшиеся на обширной территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии. Эти страны раскинулись на огромном пространстве, на западном краю которого находится Египет, а на восточном – Китай.

История древневосточных цивилизаций протекает в течении нескольких тысячелетий с IV по I тыс. до н.э. и состоит из множества событий, более или менее известных современным историкам. История Древнего Востока начинается с момента образования рабовладельческого общества и государства, т.е. с конца IV тыс. до н.э.. По сложившейся традиции, мы не заканчиваем историю Древнего Востока какой-либо одной датой или даже столетием: на Западе мы доводим ее до падения Древнеперсидского государства (IV в. до н.э.), тогда как история Индии и Китая рассматривается вплоть до установления феодального строя, что произошло в первые века н.э.

Таким образом, и территориальные, и хронологические рамки истории древнего Востока несколько условны: в частности, в курс древневосточной истории обычно не включается история древнейших государств бассейна Эгейского моря, хотя они существовали во II тысячелетии до н. э. и находились в известном соприкосновении со странами древнего Востока.

Рабовладельческое общество и государство на древнем Востоке имело некоторые специфические черты, позволяющие противопоставлять их классическому (античному) рабовладельческому обществу и государству, сложившемуся на территории древней Греции и Рима.

Специфическими чертами общественного и политического строя древневосточных стран являются:

1) относительная неразвитость рабовладельческой системы и длительное сохранение патриархального рабства и полупатриархальных форм эксплуатации;

2) относительная неразвитость частной собственности на землю и устойчивость соседской общины;

3) сильная монархическая власть (так называемая восточная деспотия) в качестве основной формы политической надстройки.

Однако указывая на эти специфические черты экономического базиса и политической надстройки в странах древнего Востока, необходимо помнить, что они были присущи далеко не всегда и отнюдь не всем древневосточным государствам; на более позднем этапе исторического развития здесь вызревают чрезвычайно отчетливые признаки классического рабовладельческого общества. Вместе с тем античные государства - особенно в ранние периоды своей истории - сохраняли немало элементов, характерных для общественных порядков стран древнего Востока. Никакого принципиального различия между древневосточными и античными государствами не существует: второстепенные особенности тех и других не мешают нам рассматривать их как государства, принадлежащие к единой рабовладельческой общественно-экономической формации.

История древнего Востока представляет чрезвычайно большой интерес: здесь не только возникли первые в истории человечества классовые общества, но и закладывались основы той материальной и духовной культуры, которая была воспринята и переработана народами Греции и Рима и, в конечном счете, стала достоянием современной культуры.

Древневосточный мир охватывал собой обширную территорию, включавшую Северо-Восточную Африку, Переднюю Азию, Иранское плоскогорье, Индию и Китай со всеми промежуточными областями. Северная граница древневосточного мира проходила приблизительно но 42° северной широты, а южная граница - приблизительно по тропику Рака. Таким образом, эта обширная территория тянется с севера на юг на 1800 км. Западная граница древневосточного мира проходила приблизительно через Ливийскую пустыню, т. е. по 10° западной долготы (от Пулкова), восточная же граница шла по берегам Тихого океана, иными словами, приблизительно по 110° восточной долготы. Таким образом, протяжение этого огромного прямоугольника превышает в длину 10 тыс. км. Всю эту территорию можно легко разделить на две половины. Западная половина охватывает Египет и Переднюю Азию, в то время как восточная половина обнимает Индию и Китай. Граница между этими двумя половинами древневосточного мира проходит приблизительно по Соломоновым горам, которые расположены в пустынном и малодоступном районе, перерезанном лишь немногими горными проходами.

Западные части этих двух половин, Индия и Египет, обладают некоторыми общими географическими чертами. Так, и Египет и Индия лежат в одинаковом поясе жаркого, субтропического и тропического климата и в значительной степени отрезаны от всего остального мира, образуя довольно замкнутые и изолированные географические районы. Египет, состоящий из долины и дельты Нила, напоминает как бы оазис, затерянный в песках огромных североафриканских пустынь, отрезанный ими от остальных областей Африки. Дельта Нила в глубокой древности была сплошь заболочена и поэтому также не могла быть связующим звеном между Египтом и Средиземным морем. На юге труднопроходимые нильские пороги и болотистые районы Восточной Африки представляли собой довольно серьёзный естественный барьер. Только узкий Суэцкий перешеек и русла высохших потоков (вади) соединяли Египет с Синайским полуостровом и с побережьем Красного моря, являясь древнейшими торговыми и военными путями, которые в слабой степени связывали Египет с великим азиатским материком.

Огромный Индийский полуостров подобно Египту в значительной степени изолирован. С запада, с юга и с востока Индия отделена от всего остального мира безбрежными просторами океана. На севере Индию отделяет от Азии величайший в мире горный хребет гигантских Гималайских гор.

Природные условия Передней Азии и Китая также имеют много общего. Передняя Азия и Китай находятся в полосе умеренного и субтропического климата и в противовес Индии и Египту в территориальном отношении связаны с соседними странами. Малая Азия и островной район Эгейского моря являются мостом из Передней Азии в Европу. Иранское плоскогорье и Средняя Азия открывают множество путей, ведущих в различные области Азии. Китай в географическом и в историко-культурном отношении неразрывно связан с соседними областями Азии. Пограничные районы Китая незаметно переходят в области, населённые соседними племенами.

Несмотря на огромные расстояния и на труднопроходимые районы пустынь и горных массивов, отдельные страны древнего Востока были связаны между собой целой сетью древних торговых и военных путей. Особенное значение в этом отношении имели великие речные магистрали: Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг, Янцзыцзян и Хуанхэ. Нил соединял отдельные части Египта между собой, а весь Египет в целом - с областями тропической Африки, в частности с золотоносной Нубией, а также с районом Средиземного моря. Евфрат и Тигр соединяли отдельные части Месопотамии между собой, а всё Двуречье в целом - с районом Персидского залива, а также с Северной Сирией, с Закавказьем и с Малой Азией, причём по восточным притокам Тигра и их долинам шли пути из Месопотамии на территорию Иранского плоскогорья. Не меньшее значение имели и крупные реки Индии и Китая. Установлению экономических, политических и культурных связей между странами древнего Востока особенно способствовали караванные пути. Целый ряд важных торговых путей со времён глубокой древности шёл из Египта через Сирию в Малую Азию, в Закавказье, в Месопотамию и далее на восток, в Иран, что делало Сирию важнейшим центром скрещения различных торговых путей. Одновременно с этим из прибрежных городов Сирии и Финикии открывались морские пути, связывавшие Переднюю Азию с дельтой Нила и с островным районом Эгейского моря, в частности с крупными островами Кипром и Критом.

Основными типами природных условий для восточного мира являются:

1) безводные плоскогорья с обширными степями и равнинами;

2) низменности, прорезанные и орошаемые большими реками;

3) прибрежные страны, непосредственно прилегающие к морю.

К этим трём типам следует прибавить ещё два существенных типа: горные области и районы пустынь, которые ныне всё больше и больше входят в сферу археологического и исторического исследования.

К первому типу географических условий следует отнести сирийско-месопотамскую степь, связывавшую Сирию с Месопотамией и с Аравией, горные районы и плоскогорья Средней Азии, Малой Азии и Ирана, прикаспийские степи, центрально-азиатское плоскогорье, Декан, а также обширные горные области и степи Китая.

Ко второму типу географических условий относятся древние аллювиальные долины и низменности, созданные наносами великих рек: нильская долина, долина Евфрата и Тигра, получившая у греков название Месопотамии (Междуречье или Двуречье), долины Инда и Ганга в Северной Индии, наконец, долины Янцзыцзян и Хуанхэ в Китае.

К третьему типу географических условий относятся дельта Нила, а также дельта Евфрата и Тигра, которые в древности впадали в Персидский залив раздельными руслами, средиземноморское побережье Сирии и Финикии, наконец, плодородный Малабарский берег, расположенный в юго-западной части Индии.

Среди горных районов следует отметить горные области Малой Азии, Закавказья и Кавказа, северо-восточной части Месопотамии, где находилась собственно Ассирия, далее район гор, отделяющих Месопотамию от Ирана, в частности горную часть древнего культурного района Элама, горные области Ирана, Индии и Китая. Наконец, среди наиболее типичных пустынных областей древневосточного мира следует отметить североафриканскую пустыню Сахару, которая в глубокой древности отличалась значительно менее засушливым климатом и имела иной водный режим, а также Аравию, древнейшая история которой ещё ждёт своего исследователя.

В глубокой древности жизнь людей в значительно большей степени, чем теперь, зависела от природных условий. Однако даже в те времена, когда человек в силу низкого уровня развития техники не мог господствовать над природой, естественные условия всё же не могли оказывать решающего влияния на развитие общественного строя. Природные условия могли только способствовать развитию общественных форм, ускорять или же, наоборот, задерживать и замедлять этот процесс. Естественные условия имеют особенное значение для развития хозяйства, в некоторой степени содействуя преимущественному развитию того или иного вида хозяйства. Недостаточная орошаемость плоскогорий и степных районов мешала развитию земледелия и способствовала преимущественному развитию скотоводства. Это имело место на Иранском плоскогорье и на горных плато Малой Азии. Плодородная почва, богатые естественные удобрения и периодические разливы больших рек в аллювиальных долинах содействовали раннему возникновению оросительного земледелия и высокому развитию ирригационной техники. В странах, расположенных вдоль морского берега, уже в древности возникла и затем получила значительное развитие торговля, в особенности морская и транзитная, как это можно наблюдать в Финикии и в Сирии. Наконец, в горных странах, богатых лесом и полезными ископаемыми, в частности металлической рудой, развивались ремёсла, особенно металлургия. В Малой Азии, в Закавказье и, очевидно, также на Кавказе возникли древнейшие очаги металлургии, откуда руда, металлические изделия и металлургическая техника широко распространились по всему переднеазиатскому миру.



biofile.ru


Смотрите также