Реки древней индии. Реки Древней Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя Индия. Реки древней индии


Реки Древней Индии — Индия, культура, города, описание

Реки Древней Индии описаны в текстах Индуизма. В Древней Индии существовало ведийское семиречье — жители Древней Индии жили среди семи рек. Одна из главных рек Древней Индии — Сарасвати. В некоторых источниках написано, что река протекала между двумя другими реками — Ямуной и Шатадру. Также о ней говорится, что эта река высохла в пустыне. Ученые полагают, что Сарасвати — это сезонная река Гхаггар-Хакра, которая разливается от муссонных дождей. Богиню, которую отождествляли с этой рекой, позже называли богиней мудрости и знания. 

 

                 

Сарасвати  

Инд — не менее важная река в Древней Индии. Именно там зародилась Харапская цивилизация. В Ведах упоминается также еще пять рек — Шатадру, Витаста, Випаша, Парушни, Асикни. Шатадру является самым крупным притоком Инда. В настоящее время по реке Саталедж (современное название реки) проходит граница Пакистана и Индии. С рекой Випаша связана легенда, от которой она получила свое имя. С санскрита Випаша переводится как освобожденный от пут. Васиштха, герой легенды, связал себя и хотел утопиться в этой реке, переживая из-за смерти своих сыновей. Но только он упал в реку, его путы развязались сами.

 

Инд

Устье реки Инд

Шатадру

Випаша

  Еще одна река Древней Индии — Нараяни. Она протекает посередине территории нынешнего Непала. Река берет свое начало между двумя высочайшими вершинами мира в Большом Гималайском Хребте.  

 

Нараяни

Большой Гималайский Хребет

Семиречье

 

india-onlain.ru

Реки Индии | IndiaWay.ru

Большинство индийских рек начинаются с Гималаев. Этот горный массив со своими огромными ледниками и снежными шапками даёт начало водным артериям Индии. Эта кровеносная система полуострова, питаемая чистейшими ручьями гор, и тающими ледниками приносит огромное количество воды в засушливые районы Индии, благодаря чему люди испокон веков живущие по берегам многочисленных рек Индии. Могут чувствовать себя в безопасности. Не бояться голода и жажды, в засушливы период. Кроме того такие огромные реки, как Ганг и Ямуна. Считаются священными, им поклоняются как богам и приносят жертвы.

Индусы считают, что омывшись в Ганге и прочитав при этом определённые молитвы, можно избавиться от грехов. В большие религиозные праздники тысячи индийцев приходят к берегам священных рек и. совершают омовения, прося богов помочь им в делах. Избавить от болезней. Различных напастей. Женщины, входя в воду, просят детей. Считается, что если правильно попросить реку, то бесплодна женщина может родить. После смерти, совершив кремацию трупа, пепел также высыпают в реку. Считается, что таким образом можно облегчить душе перерождение. Отношение к этим водным артериям как к неким божествам вполне понятны в жарком пустынном климате Индии. Ведь если реки чем-то были недовольны человеком, то пересыхали, тогда людей ждали неисчислимые беды голод и смерть. Поэтому в Индии тысячелетиями формировался культ обожествления рек. Отводя с помощью небольших каналов воду на поля, люди могли позволить себе вырастить хороший урожай и покормить себя и свою семью. По берегам рек с древних времён селились разные народы. Строились большие города. Реки служили прекрасным средством доставки грузов. Многие храмы строились возле больших рек, так как по воде было очень удобно доставлять строительные материалы.

Индийские реки

Реки Индии в современных условиях

В последнее время правительство Индии прикладывает огромные усилия, вкладывая значительные средства в восстановление речных русел. Из-за бурного прироста населения и неконтролируемых сбросов канализационных вод, русла рек мелеют, они заболачиваются и некогда полноводные судоходные реки Индии. Превращаются в жалкие ручейки. А это наносит вред сельскому хозяйству и ведёт к разрушению почв. Начинается наступление пустынь на города. Ганг самая большая водная артерия Индии на её берегах располагаются крупные поты. Название происходит из древней мифологии. Там река Ганга в Индии являлась сердцем земли. Для древних жителей Индии эта река так же являлась средоточием жизни, она приносила живительную влагу на поля. Многочисленная фауна позволяла бедному люду выжить в непростых условиях. В современном мире Ганг стал иметь ещё большее значение, разросшиеся города потребляют в огромных количествах воду из реки и не только для полива полей много воды потребляют различные промышленные предприятия, разросшиеся как грибы по берегам некогда полноводной реки.

Как лучше расплачиваться за покупки туристам в Индии, подробнее: Валюта Индии.

Катастрофическое загрязнение вод приводит к массовой гибели рыбы. По прогнозам экологов, если в ближайшие годы не предпринять решительных мер по спасению реки можно будит уже не восстановить эту некогда полноводную артерию. Непродуманные строительства на берегах этой реки уже привели некоторые регионы Индии и Пакистана к катастрофическим последствиям. Обмеление реки из-за строительства на её берегах крупных электростанций привело к неконтролируемому изменению климата. Некоторые пустыни значительно увеличились и продолжают расти. Это может со временем погубить значительную часть сельскохозяйственных земель и обнищанию, итак, не очень богатого населения. Правительство пытается что-то предпринять, но огромное количество населения требует все большего потребления воды. Получается замкнутый круг.

Легенды Ганга

Легенды Ганга

Существует множество легенд свезённых с этой великой рекой. Местные жители всегда обожествляли реку, и её воды относились к ней, как к живому существу искали покровительство в трудные времена. Просили прощения и свято верили, что воды святой реки Ганга могут смыть все прегрешения. Не зря до сих пор сотни тычь паломников приходят на берег Ганга, чтобы совершить очищающее омовение. Только давно уже воды этой реки Индии перестали быть чистыми и целебными с каждым годом все больше опасности, что вода начинает разносить опасные инфекции и заболевания, а религиозные фанатики говорят, что это наказание за прегрешение. Одной из самых древних и красивых легенд является легенда о царском жертвоприношении. Когда царь хотел принести в жертву коня, но он пропал. Обвинив в пропаже мудреца царь навлёк на себя проклятие, а снять его можно было только после смерти и сожжения высыпав пепел в реку. Тогда душа переродится, и проклятие будит снято с царского рода. Многие годы дети царя влачили жалкое существование. Государство пришло в упадок. А все из-за неблаговидного поступка правителя. Снять проклятие другим образом было невозможно. Пока дети царя не умерли, и не был произведён обряд очищения. Только после этого страна стала возрождаться и процветать.

Отсюда пошёл обряд бросать пепел умерших людей в воды Ганга. Очень красивая легенда, но благодаря ей в воды реки попадает огромное количество нечистот теперь этот обряд не приносит того очищения на которое так рассчитывают люди.

Путешествие к водам реки Ганг, видео:

indiaway.ru

Реки Индии

Реки Индии – священны для индусов. Сложно понять отношение местных людей к этому природному божеству.

Ганг – водное божество Индии

Поклонение водоемам длится веками, каждую реку воспевают, ее образ описывают писатели и поэты, а жители Индии считают, что у водной стихии на суше есть душа. Поэтому, пребывая на территории страны с неординарной культурой и религией, следует учтиво относиться к местным обычаям и законам, иначе люди имеют право даже на свершение самосуда.

Наибольшим уважением и могущественностью пользуется река Ганг, Индия практически полностью опоясана ее семью водными рукавами. Этот водоем находится в душе каждого индуса, если спросить о нем у обычного прохожего, истории и мифы о небесном даре Ганге могут звучать и несколько часов. Каждый верующий человек считает своим долгом ответить на вопрос о священном месте, таким образом, он несет истину людям.

reki-indii

Ганг – священная река Индии, ее назвали в честь богини материнства Ганги. Древние индийские Веды говорят о том, что по рукавам водоема Ганга посылает детей в дар матерям и принимает их обратно, когда приходит время. На человека, знающего культуру Индии заочно, произведет неизгладимое впечатление похоронная процессия индусов. Согласно местным обычаям, умершего кремируют на берегу Ганга, а его прах выпускают по течению реки. Так покойника отпускают к истокам, к богам. Не все крупные реки Индии пригодны для проведения священных обрядов, лишь Ганг может принимать души усопших.

Для этого народа материальные вещи – лишь временный дар, они веруют в превосходство духа. Несмотря на то, что реку ежедневно наполняют останками десятков трупов и отравляют ее, население не видит в этом экологической катастрофы и продолжает использовать воду для купаний, орошения полей, на которых выращивают растения для питания, стирают.

Такое превозношение водоемов возникло немного позже вследствие того, что речная вода в буквальном смысле даровала жизнь индусам. Страна обладает слишком жарким климатом, солнце буквально пересушивает землю и очень сложно подобрать настолько стойкие растительные культуры, которые смогут выдержать такую засуху. Индия не достигла высокого технического развития, как европейские страны. Поэтому местное население вынуждено страдать от погодных условий, не в состоянии что-либо поменять. Нет никаких оросительных систем для полей, кроме ручьев, которые пропускают от рукавов Ганга и других рек.

По этой причине, с каждым годом водоемы становятся все мельче и теряют свои свойства. Восполняется водный запас рек только дождевыми или подземными водами, но этого слишком мало для установления баланса. Если не использовать реки для полива, местное население просто не сможет выжить без аграрного дела. Поэтому реки действительно, становятся спасением для индусов. Сравнительно чистый источник – Аравийское море, это единственное море в Индии, не связанное с потусторонними силами. Оно относится к окраинным водам Индийского океана.

Реки Индии навсегда останутся символом бытия, вечности и тленности, это неотъемлемая часть неповторимой индийской культуры.

familytravelers.ru

Древняя Индия

Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины

Харьковская общеобразовательная школа І-ІІІ степеней № 59

Харьковского городского совета Харьковской области

Конспект урока

по Всемирной истории в 6 классе

на тему:

«Древняя Индия»

Чут Наталия Васильевна

учитель истории и правоведения

Тема урока: « Древняя Индия» Цели урока: ознакомить учащихся с природно-климатических условиями, географическим положением Индии, с древ­нейшими цивилизациями долины реки Инд; совер­шенствовать навыки установления взаимосвязи между географическим положением и хозяйственным разви­тием страны; осветить различные научные подходы к проблеме арийского вторжения в Индию.

Ожидаемые результаты: после этого урока ученики смогут:

  • соста­вить представление о природно-климатических усло­виях и географическом положении Индии;
  • рассказать об основных этапах освоения человеком полуострова Индостан;
  • совершенствовать навыки работы с учебни­ком и контурной картой;
  • понять, что могут существовать различные под­ходы в освещении исторических событий.
Основные термины и понятия: Индская цивилизация, арии, раджа, Чандрагупта, Ащока.

Оборудование: учебники, атласы, контурные карты, Хрестоматия по истории Древнего мира, мультимедиа-презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

ІІІ. Изучение нового материала.

План

1.Природно-климатические условия и географическое положение Индии.

2. Древнейшие цивилизации долины реки Инд.

3. Приход ариев. Возникновение цивилизации в долине реки Ганг.

4.Государства Древней Индии.

IV. Закрепление новых знаний.

V. Итоги урока.

VI. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вопросы на повторение.

1.Что такое цивилизация?

2.Где возникли первые цивилизации? С чем это было связано?

3. Назовите ранние города. Как они возникали?

Учитель подводит итоги беседы. Первые цивилизации возникали обычно в долинах рек. Жизнь на берегу реки означала наличие пло­дородной почвы, запаса рыбы. По реке было легче, чем по суше, перевозить грузы. Вероятно, поэтому в Египте люди селились на берегу Нила, в Месопотамии — на берегах Тигра и Евфрата.

Тема нашего сегодняшнего урока – Древняя Индия.

«Мозговой штурм» - ассоциации со словом «Индии».

Как видим, об этой таинственной и далёкой стране вы кое что знаете и слышали. На уроках литературы, когда изучали творчество выдающегося английского писателя Дж. Киплинга, и на уроках географии в 7 классе будете знакомиться с Индией. Смотрели индийские фильмы, танцы, слушали индийские песни или познавательные передачи по ТВ, в которых рассказывается об этой стране.

Легко перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках чарующее слово - Индия.

На территории Древней Индии сегодня находятся три самостоятельных государства: собственно Индия, Бангладеш и Пакистан, по землям которого и протекает легендарный Инд.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Природно-климатические условия и географическое положе­ние Индии.

Если из Двуречья путешествовать на восток, то мы с вами попадаем в сказочную страну – Индию. Она находится на полуострове Индостан и омывается водами Индийского океана на юге, на западе - водами Аравийского моря, а на востоке – водами Бенгальского залива. На севере Индии расположены величайшие в мире горы—Гималаи. Вершины их сплошь покрыты льдами и сне­гом (слово «Гималаи» означает «жилище снега»). Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили хорошей защитой от вражеских нашествий. В Гима­лаях находится самая высокая на земле вершина — Джомо­лунгма, ее высота 8848 м. Слово «Джомолунгма» означает «под­небесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вер­шине горы обитают боги. В областях, рас­положенных близ Гималайских гор, порой бывает так же хо­лодно, как и в Северной Европе. Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. Когда же ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы их останавливают. Поэтому целых два месяца в году, июль и август, в Индии льют дожди и реки выходят из берегов. В остальное время года дожди бывают редко.

Самые широкие и многоводные реки Индии - Инд и Ганг. Синдху - так называли одну из своих главных рек обитатели Древней Индии; грекам она была известна как Индос, а сами аборигены - как инды.

Инд и Ганг берут начало в Гималаях. На берегах этих рек и селились в древности индийцы. Они считали реки священными, дающими жизнь. (стих)

Долины крупнейших рек Индии сходны по своим природным условиям с речными долинами Междуречья и Египта:

- здесь так же жарко,

- ежегодно Ганг и Инд широко разливаются

- и несут вместе с водой плодоносный ил.

Работа с документом. Природные богатства Индии

Документ № 1

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

II, 36. …Земля их, изобилующая взращенными человеком плодами, заключает в себе и много рудоносных жил разных металлов: есть в ней много серебра, золота, немало меди и железа, а так­же олово и другие металлы, необходимые для изготовления ук­рашений, предметов повседневного пользования, и для военного снаряжения.

Помимо плодов Деметры (пшеница), в Индии произрастает много проса, орошаемого обилием речной влаги, много различных бобовых, а также рис и так называемый боспор (один из видов проса) и, кроме того, многое, другое из того, что полезно для пропитания. И все это большей частью — дикорастущее...

Поэтому Индия никогда, говорят, не знала голода или общей, недостачи того, что необходимо для пропитания. Ведь каждый - год там бывает по два дождливых сезона — один зимний, когда, как и у других, происходит сев пшеницы, другой — летний, во время которого сеют рис и боспор, а также сезам и просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обоих урожаев. А если плоды одного урожая не вызревают, то и в этом случае они не остаются без плодов.

И дикорастущие ягоды, и произрастающие по болотистым местам различные корни, благодаря своей сладости, доставляют людям обилие пищи. Ведь почти все равнины этой страны пропитаны сладкой влагой от рек и летних ливневых дождей, что имеют удивительное обыкновение обильно выпадать в одно и то же время каждый год. Это происходит оттого, что теплая влага все время оседает из окружающего воздуха, и оттого, что жар сваривает в болотах корни, особенно больших трост­ников.

Вопросы к документу.

1.На какие полезные ископаемые богата Индия? Чему способствовали залежи таких ископаемых?

2. Ка­кому занятию благоприят­ствовали природные усло­вия долин Инда и Ганга в древности?

3. Какие с/х культуры выращивали древние индийцы?

4. Почему индийцы никогда не знали голода? Учитель указывает на различие в природных условиях долин Инда и Ганга.

В долине реки Инд редко выпадают дожди, в долине реки Ганг – с июня по сентябрь идут ливни. В древности долину Ганга покрывали

топкие болота и джунгли — непроходимые заросли деревьев и кустарников. Джунгли не похожи на леса нашей Украины: поражает ог­ромная высот деревьев, густота растительности — здесь всегда было темно и душно, стволы деревьев терялись в высоте. Ги­гантскими гирляндами свешивались лианы, создававшие сплош­ную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора. В долине Ганга во­дились слоны, тигры, пантеры, множество птиц и змей.
  1. Древнейшие цивилизации долины реки Инд.
Проблемный вопрос. Предположите, какая из речных долин Ин­дии была раньше заселе­на земледельцами. Почему? (Долина Инда сравнитель­но с долиной Ганга, покры­той джунглями, была бо­лее благоприятна для жизни в древнейшие времена.)

Самостоятельная работа учеников.

По данной информации составьте пять вопросов, начинающихся словами кто, что, где, когда, почему.

Рассказ учителя.

История неохотно раскрывает свои тайны. Но иногда они становятся известны почти случайно. Однажды индийский археолог Р. Д. Банерджи вел раскопки. Найдя замечательный памятник ІІ в. до н.э., он очень обрадовался и старался быстрее закончить работу, как вдруг чуть глубже обнаружил остатки более древней культуры.

Так из небытия восстал знаменитый Мохенджо-Даро (Холм мертвых), целый город, существовавший более 4 тыс. лет назад. Был найден и еще более древний город Хараппа.

Ученые установили, что Мохенджо-Даро и Хараппа - два самых больших города древней цивилизации, возможно, столицы крупных политических объединений. На самом высоком месте городе стояла цитадель, укрепленная мощными стенами, где обычно спасались от наводнений. Внутри цитадели находился огромный бассейн для ритуальных омовений. С помощью специального устройства сюда подавалась свежая вода.

Удивляют широкие и прямые улицы этих городов, на редкость прочный кирпич (даже теперь его трудно расколоть), из которого возводились постройки. Дома были двух или даже трехэтажными. Вместо окон в толстых стенах делались небольшие отверстия для освещения: и толщина стен, и крошечные окна лучше предохраняли от индийской жары. Даже верхние этажи домов имели водопровод, чтобы совершать омовения, не выходя из жилища.

В городах обнаружены большие склады для хра­нения зерна, по которым можно судить, что в те времена в до­лине Инда было развито земледелие и применялось искусственное орошение. Жилые дома имели ван­ные и туалеты. В городах была оборудована канализация — система труб из обожженного кирпича. Даже в современной Индии многие города лишены тех удобств, которые существо­вали в глубокой древности.

В городах Мохенджо-Даро и Хараппа жили ремесленники. Они изготовляли красивую посуду с узорами, ткали тонкие ткани, выплавляли из меди и бронзы орудия труда и украшения. В развалинах домов археологи нашли зернотёрки, ступки, топоры, ножи, оружие, и всё это было сделано из меди и бронзы. Железа древние индийцы не знали. Города вели оживлённую торговлю. Об этом свидетельствуют большие и маленькие бронзовые гири, найденные при раскопках.

Представить, как выглядели жители Мохенджо-Даро, помогают бронзовые, медные, каменные скульптуры, найденные археологами. Вот танцовщица при храме - юная, длинноногая, стройная, со множеством браслетов на руке. А вот жрец. Он очень красив. Глаза его полузакрыты - жрец погружен в молитву. Его мантия, перекинутая через левое плечо, украшена орнаментом в виде священного трилистника. Тщательно подстриженные волосы перехвачены широкой лентой, ниспадающей на спину; на лбу - круглая пряжка. Изваяна скульптура из белого стеарита, сохранившего следы красной пасты. Глаза сделаны из белого перламутра и от этого кажутся живыми.

Особенно обрадовались археологи, найдя надписи на че­тырехугольных печатках, медных пластинках и других пред­метах. Но вот досада! Все попытки расшифровать эти надписи ни к чему не привели: неизвестно, какой народ жил здесь и на каком языке он говорил; к тому же найденных надписей сов­сем немного. И какой порядок жизни существовал в древнейших городах? Пока не прочитаны письменные источники, точно ответить на этот вопрос трудно. Можно только предполагать.

Эта цивилизация была названа Индской в честь реки Инд или Хараппской, а местное населении – дравиды. Когда в 15 в. до н.э. с Иранского нагорья спустились кочевники арии. Они увидели руины цветущих городов. До сих пор ученым неизвестно, по­чему древнейшие города Индии прекратили свое существование. Точно причина упадка не установлена, но известно, что в это время дравидское население сдвигается на юго-восток и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий или миграционными процессами, проходившими в это время между Кавказом и долиной Инда.

  1. Приход ариев. Возникновение цивилизации в долине реки Ганг.
В середине 2 тыс. до н.э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена ариев. Происходит возвращение к первобытнообщинному строю. Индоарийцы были пастушеско-земледельческими патриархальными племенами, их было 9. Племена возглавляли раджи. Главным племенем было племя бхаратов. Все племена арийцев объединялись в союз, во главе стоял – махараджа. Главным занятием было скотоводство. Арии разводили овец, коров, лошадей. Даже слово война на языке ариев обозначала «поиск коров». Постепенно арийцы переняли у местного населения оседлый образ жизни, стали заниматься обменной торговлей и даже земледелием. А со временем занятие земледелием стало считаться занятием почётных - уделом «благородных».

Появление арийцев в Индии еще не так давно было принято объяснять как завоевательное вторжение племен высшей расы, частично истребившей, частично поработившей и ассимилировавшей местное население. Но открытие Индской цивилизации в 20-х годах XX в. доказывает, что культура дравидов была выше, чем у пришельцев. Конечно, отношение пришельцев с местным населением далеко не всегда были мирными, но в результате этнических перемещений и взаимных контактов происходила ассимиляция населения Индии; в то же время арии передавали свой язык – санскрит.

! Санскрит – литературный древнеарийский язык, на котором говорили в Древней Индии.

Рассказ учителя. Самым важным достижением в истории Индии в конце ІІ тыс.до н.э. было хозяйственное освоение и заселение долины Ганга, до этого поросшей джунглями. К середине I тыс. н. а. и в долине Ганга основной отраслью хозяйства стало земледелие.

Появление железных орудий труда позволила расширить территорию пахотных земель за счёт осушения болот и орошения полупустынных земель.

Задание.

Однажды древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину:

—Индия удивительнейшая страна, - рассказывал он другу.

— Там на кустах растет белая шерсть...

—Этого не может быть, ты лжешь!

—Нисколько... Индийцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец и делают из нее ткани. А из тростника выжима­ют сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, чем пчелиный мед.

—Вранье! На свете нет ничего слаще меда!

Вопросы к заданию.

Подумайте, лгал ли путешественник?

О каких продуктах и вещах он говорил?

(Хлопок. Сахар.)

Выращивались ячмень, пшеница, бобовые, рис, хлопок, сахарный тростник, кунжут.

Ведущим пахотным орудием был плуг, в который запрягали волов и буйволов. Буйвол в условиях жаркого влажного климата незаме­ним. Он обладает силой и выносливостью, поедает разные травы и водяные растения, которые не едят другие домашние животные. Болота и леса в долине Ганга трудно было бы ос­воить без буйволов. Их применяли для вспашки топких участ­ков земли, непроходимых для обычных быков. Еще большей силой обладают слоны, которых использовали и в хозяйстве и на войне. Грудь боевого слона была защищена панцирем, лоб — медным или железным щитом, клыки удлинены желез­ными клинками, кривыми, как сабля. На спине слона была укреплена башенка, где находились стрелки из лука, на шее си­дел воин с длинным копьем.

В древней индийской поэме «Махабхарата» сказано: «Корова, коза, человек, овца, лошадь, осел и мул (помесь осла с лошадью) — эти семь считаются домашними животными».

Какие выводы можно сделать из этих слов?

Сохраняло важное значение скотоводство. Из домашних животных были известны коровы, буйволы, овцы, козы, ослы, верблюды, лошади.

В индийской книге «Веды» есть упоминания о плотниках, ткачах, кузнецах, гончарах и других мастерах свидетельствуют об известной специализации ремесленного производства.

Между различными племенами становится всё более частым обмен. Роль первых денег играли в древней Индии коровы, но, по-видимому, наиболее обычной в этот период была меновая торговля.

Рабы у древних индийцев были, но данные о применении их труда очень скудны. Чаще всего рабы упоминаются как домашние слуги, но это объясняется, видимо, характером источников (религиозная литература, эпос).

Рабы находились на положении, мало отличающемся от положения домашнего скота. Их продавали, дарили, передавали вместе с другим имуществом как приданое. Они передавались зависимыми царями в качестве дани. В источниках сохранились воспоминания о человеческих жертвоприношениях, причём в жертву приносились также рабы. Слова «раб», «сын рабыни» считались ругательствами. Рабы исполняли самые тяжёлые работы, подвергались избиениям, заковывались в цепи и т. п.

В первой половине 1 тыс. до н.э. снова в Древней Индии возникают государства. Появляются и города, но уже не крупные, свойственные Хараппской культуре, а маленькие, очень хорошо укрепленные "пуры". Дома в них были каменные, деревянные, глинобитные, обязательно защищенные земляным валом.

4. Государства Древней Индии.

Объединение ариев началось в 4 в. до н.э. при царе Чандрагупте из рода Маурьев. Наивысшего могущества оно достигло во времена правления его внука Ашоки в 3 в. до н.э.("Лишенный печали"). Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нем государство стало одним из крупнейших на Востоке. В молодости он не отличался мягкостью нрава и даже заслужил прозвище Чанда-Ашока ("Жестокий Ашока"). На восьмой год своего правления он одержал победу над государством Калинга (территория современного индийского штата Орисса), получил дополнительные политические и торговые преимущества. Казалось, великому царю суждено и впредь вести войны и укреплять свою власть.

Однако наскальный эдикт Ашоки, оставленный для потомства, гласил: "...И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит мысль Угодного богам" (так Ашока называл себя). Он раскаивался в содеянном.

Ашока, беспощадный когда-то, в другом эдикте наставлял: "И если кто-то причинит вред, Угодный богам считает, что надо пощадить, насколько простить возможно". Неожиданная метаморфоза Ашоки объясняется тем, что царь сделался приверженцем буддизма, религии, возникшей в Индии в 6 в. до н.э., и стал следовать ее правилам. Ашока был первым царём Индии, который понял важность буддизма в укреплении империи и способствовал его распространению.

После смерти Ашока начался распад царства и в 187 г. До н.э. последний правитель из династии Маурьев был убит.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Графический диктант.

Среди предложенных утверждений имеются истинные и ложные. Обозначьте истинные утверждения знаком - ↑, а ложные - ↓.

1. Индийская цивилизация возникла в долине реки Инд.

2. Самыми крупными городами Индской цивилизации были Иерихон и Чатал-Гуюк.

3. Высокоразвитая Индская цивилизация — третья по древности на Земле после Египта и Шумера.

4. Во второй половине II тыс. до н. э. в Северную Индию проникли племена ариев.

5. Природные условия в долине реки Ганг были более благоприят­ными для хозяйственной деятельности, чем в бассейне реки Инд.

6. Вожди арийцев назывались раджами.

7. Основными занятиями жителей Индии были торговля и мореплавание.

V.ИТОГИ УРОКА

Учитель выборочно проверяет диктанты, указывает на типичные ошибки; акцентирует внимание учащихся на основных моментах урока.

Вывод.

  • Древнейшая цивилизация Индии процветала в долине Инда в конце III- начале II тыс, до н.э.
  • Один из крупных городских центров этой цивилизации раско­пан археологами в Мохенджо-Даро и Хараппа.
  • Во второй половине II тыс. до н. э. в Северную Индию проник­ли племена ариев.
  • К середине I тыс. до н. э. была заселена долина Ганга, сформи­ровались государства.
  • В 4 в. до н.э. возникло государство ариев при царе Чандрагупте из династии Маурьев..
  • Наивысшего своего расцвета это государство достигло в 3 в. до н.э. при царе Ашока из династии Маурьев.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Проработать текст параграфа 20, зад. 7 на стр. 114 (письменно).

2. Выполнить задания по контурным картам.

3. Подготовить сообщения по теме «Древнеиндийские религии»

mognovse.ru

Древняя Индия |

Цель: Закрепление знаний учащихся об общих закономерностях складывания государственности у народов Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с природой, занятиям, религиозными верованиями жителей Древней Индии.
  2. Обеспечить усвоение учащимся понятие «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.
  3. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, документа, самостоятельно строить рассказ на основе одного- двух источников знаний.

Тип урока: урок новых знаний.

Оборудование:

  1. Современная политическая карта мира, карта «Древний Восток»
  2. Раздаточный материал (фрагменты документов)
  3. Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира»
  4. Учебник А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира»
  5. Запись основных понятий на доске (касты, брахманы, буддизм)

Этапы урока

I. Организационный момент

II. Изложение нового материала

План

  1. Географическое положение и природные условия Индии.
  2. Занятия жителей Индии.
  3. Религиозные верования индийцев.
  4. Миф о происхождении каст.
  5. Характеристика каст.
  • Изучение первого вопроса плана.

Мы познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали, что здесь было много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Неоценимый вклад в развитие культуры народов мира внесли древние евреи, которые собрали мифы и предания своего народа и создали Библию… А как жили люди на юге Азии? Изучением истории народов Индии и Китая мы займемся на последующих уроках.

Сегодня мы с вами познакомимся с историей еще одного древнейшего государства — Индии. С помощью различных источников мы узнаем о яркой страничке в ее истории.

  • Географическое положение и природные условия Индии.

В истории знай даты и года.И помни: ты без карты никуда.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и картой.

Прочитать п.1.

2. Беседа по прочитанному тексту и работа по карте.

- Покажите на карте Индию. Где она расположена? (Индия расположена на юге Азии).

- Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан).

- Найдите и покажите реки, которые протекают в Индии.(Инд, Ганг).

- Где берут начало эти реки? (Они берут начало в Гималаях).

- Что происходит с реками в июле и августе каждого года? (От сильных дождей они выходят из берегов).

- В каких изученных странах мы встречали это явление? (В Египте и Междуречье).

3. Попытайтесь теперь по этим вопросам составить рассказ.

Индия – страна, расположенная на юге Азии, занимает полуостров Индостан и прилегающую к нему часть материка. С запада, востока и юга её границы омывает Индийский океан. От других стран её отделяют Гималайские горы, одновременно защищающие её от холодных северных ветров, поэтому здесь даже зимой тепло. В западной части полуострова Индостан течет река Инд, давшая название стране, а в восточной – река Ганг. Обе реки берут свое начало в Гималаях, а впадают в Индийский океан. На берегах этих рек и селились древние индийцы, считая, вероятно, эти реки священными, дающими жизнь.

4. Словарная работа в тетрадях.

Индия – страна, расположенная на юге Азии, занимающая полуостров Индостан.

  • Занятия жителей Древней Индии.

1. Проблемное задание.

Ребята! Мы с вами познакомились с географическим положением и климатом Индии. Теперь я вам предлагаю подумать над вопросом о главных занятиях индийцев. Как вы думаете, чем они занимались?

А почему земледелие и скотоводство?

2. Работа с историческим источником.

В распоряжении ученых имеются описания работ археологических экспедиций на раскопках древнего города Мохенджо-Даро.

«Вскрытое поселение занимает площадь около 260 гектаров. Окраины города погребены под илистыми отложениями реки. Все городские здания и стены сделаны из обожженного кирпича. Каменных сооружений не найдено улицы города тянутся правильными параллельными линиями, пересекающимися под прямым углом. ширина главной улицы в некоторых местах превышает 10 метров, дома тесно примыкают друг к другу. Сохранились нижние части домов, остатки лестниц, отверстия в стенах для балок и перекрытий.

Большинство домов в центре города оборудовано водопроводом и даже канализацией. Почти в каждом доме есть специальная комната для омовений. В трубах и водостоках найдено много глиняных фигурок.

Кроме жилых домов, были обнаружены складские помещения, сторожевые башни. В самом центре города возвышались шесть зданий весьма внушительных размеров.

Найдены каменные и глиняные статуэтки, печати-амулеты и талисманы. Самым интересным изображением является группа животных с трехликим рогатым божеством в центре, сидящим на троне с поджатыми под себя ногами.

Найдено более 2 тысяч печатей из камня, меди, глины и слоновой кости. На многих из них есть надписи.

В большом количестве найдены медные и бронзовые орудия – топоры, серпы, пилы, долота, ножи, бритвы, мечи-кинжалы, наконечники стрел и копий и множество весовых гирь.

Вся керамическая посуда сделана на гончарном круге. В одном из поселения найден древнейший в мире обрывок хлопчатобумажной ткани».

- Попробуйте на основании этого археологического отчета рассказать о хозяйственной жизни города.

  • Религиозные верования индийцев.

1. Комментированное чтение п.4

2. Исследовательская работа.

Задача учителя – приводить факты, а ученики должны делать выводы из информации, содержащейся в фактах.

Факты (Карточки)

  • Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме др.
  • Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи с чем не ели говядины, а того, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел.
  • Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком.

3. Работа в тетрадях.

Запишите выводы по данным фактам.

  • Индийцы поклонялись многим богам, значит, они были язычниками.
  • Особенное отношение у индийцев было к животным, даже некоторым животным они поклонялись как божеству.
  • Индийцы не просто верили в загробную жизнь, а верили в переселение душ.

4. Развитие творческих способностей

- Доклад о Буддизме – мировой религии.

  • Миф о происхождении каст

1. Объяснение учителя.

Возникшее неравенство среди индийцев было закреплено религией. Жрецы в Индии составили Сборник правил бога Брахмы, в котором говорилось, что с самого рождения каждый индиец принадлежал к одной из четырех каст.

Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Индийцы считали, что люди разных каст также отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь у коровы не может родиться поросенок или жеребёнок.

2. Работа с историческим документом.

Определите структуру индийского общества, используя отрывки из законов Ману.

Законы Ману.

А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней(соответственно) брахмана, кшатрия, вайшья и шудру.

Брахманы

Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов.

Все, что существует в мире, — это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.

Кшатрии

Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.

Вайшьи

Пастьбу скота и также раздачу(милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие – для вайшьев.

Шудры

Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим варнам со смирением.

Неприкасаемые

Местожительство неприкасаемых должно быть вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их должны быть только собаки и ослы.

  • Характеристика каст

2. Заполните таблицу.

Название касты

Что имели

Чем занимались

Права

Жрецы (брахманы)

Знатные воины (кшатрии)

Земледельцы (вайшьи)

Слуги (шудры) «неприкасаемые»

3. Словарная работа в тетрадях.

Касты – большие группы людей, с определенными правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

III. Закрепление изученного материала

Тест

1. Впишите недостающие слова.

- Индия расположена на юге материка———————-.

- Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире.

Их название———————.

- Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ——————— океан.

- Самые многоводные реки Индии – это ———- и ———-.

- В — веке до н.э. почти все индийские царства объединились под властьюцаря ——— .

- Индийский мудрец ——— учил, что главное — личные достоинства человека, а не его происхождение.

2. Объясните значение слов.

Брахман — ……………………….. .

Шудра — …………………………. .

Каста — …………………………… .

Будда — …………………………… .

Отшельник — ……………………. .

3. Вставьте пропущенные буквы.

- По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей своего тела – Б… .а.

- Река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города – И.д.

- Труднопроходимые леса в Индии – д…..и.

- Выращивали в Индии х……..к и с……й т……к.

- Животные, водившиеся в джунглях – т…ы, л..ы, л….ы.

4. Выберите неправильный ответ.

Касты в Индии:

А) брахманы

Б) буддисты

В) воины

IV. Заключительный этап урока.

Домашнее задание п.20-21, отвечать на вопросы, по желанию составить рассказили кроссворд об Индии.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

goxi.ru


Смотрите также