Амарнский период древнего египта. «Эхнатон фараон-реформатор. Амарнский период в культуре Древнего Египта»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Шпаргалка: Особенности амарнского периода искусства древнего Египта. Амарнский период древнего египта


Махашвили билеты 1 курс / Махашвили / 16

№16

Древний Египет: Новое Царство (амарнский период).

Амарнским периодом (или Амарной) в истории Древнего Египта принято называть эпоху правления фараона XVIII династии Эхнатона (1351-1334 гг. до н.э.).

При Аменхотепе III (1388-1351 гг. до н.э.) Египет достигает своего расцвета. Аменхотеп Ш при жизни почитается как бог. Вместе с почитанием фараона небывалого размаха достигает почитание Амона, издревле считавшегося покровителем царской власти. Именно в это время начинается строительство грандиозного храма царя всех богов в Карнаке, ставшего впоследствии одним из самых известных храмов древнего мира. Но такой расцвет культа верховного бога имел достаточно сильные отрицательные стороны. Из концепции покровительства Амона над царской властью вытекала идея ее зависимости от воли бога, толкователями которой были жрецы. Жречество, постепенно набирая силу, становится соперником фараона и претендует на управление страной. В этой ситуации главной задачей фараона становится подрыв авторитета жрецов, в первую очередь, Амона. Решением этой проблемы могло бы стать противопоставление культу Амона культа иного бога, который целиком бы поддерживал царскую власть. И вот на престол вступает сын Аменхотепа III – Аменхотеп IV. При нем в ответ на усиливающиеся влияния жрецов Амона начинается возвышение культа второстепенного до этого божества Атона – видимой формы солнечного диска. Выбор солнечного божества был не случаен, потому что солнце в Древнем Египте всегда было окружено особым почетом. Аменхотеп IV принимает новое имя – Эхнатон (“Действенный дух Атона”). Он покидает столицу страны Фивы и в среднем течении Нила основывает новую – Ахетатон, “Горизонт Атона”, на месте которого находится современная деревушка Телль-эль-Амарна (отсюда и название исторического периода). Вскоре Эхнатон возводит почитание Атона в ранг государственной религии, запрещая культы всех остальных богов.

Древнеегипетское искусство всегда было тесно связано с религией, художественные каноны считались священными и часто были отражением религиозного мировоззрения. Поэтому неудивительно, что религия Атона получила отражение и в искусстве. Изменить искусство – значило внести вклад в великую религиозную революцию, освободиться от прежних канонов, связанных со старыми “ложными” богами. Главным мотивом искусства Амарны стал “поиск истины”, который выразился в общей реалистической направленности этого искусства.

Ахетатон, в отличие от многих древнеегипетских городов, строился по единому плану, поэтому имел хорошую четкую планировку. В целом, Ахетатон представлял собой вытянутый вдоль Нила прямоугольник.

Большой храм Атона, “Дом Атона в Ахетатоне”, был религиозным центром города. При его постройке был применен материал, не характерный для древнеегипетской храмовой архитектуры – кирпич-сырец. Храм Атона представлял собой чередование открытых дворов. Чтобы придать зданию соответствующую ему нарядность и одновременно скрыть бедность материала, из которого оно было построено, архитекторы уделили много внимания декорировке. Стены и колонны были покрыты цветными рельефами.

При Эхнатоне в архитектурном облике дворцов происходят значительные изменения. Дворец предстает уже не как прямоугольный массив, и не как храм, обнесенный гигантскими колоннами, а как дом-вилла в центре других зданий, окруженных открытым пространством. Стоит отметить, что внутренняя планировка дворца соответствовала традиционной. Оформление дворцов Ахетатона было интересным и необычным, оно сочетало в себе традиционные формы архитектурной декорировки – пилоны, мачты с флагами, “египетский карниз” (в форме вытянутой трапеции), колоннады и скульптуры – с исключительным богатством новых орнаментов и материалов. Это придавало архитектуре Амарны ее красоту и неповторимость. Широко применялись рельефы, облицовки многоцветными фаянсовыми плитками. Появились новые типы колонн, например, такие, ствол которых копировал изгибы древесного ствола, или колонны в форме связок папирусов с висящими вниз головой, под капителями, утками. Обогатились и традиционные формы колонн, получившие некоторые новые элементы, придавшие им еще большую красоту и изящество. Новым приемом было применение различных камней для разных частей колонн и поливных изразцов для облицовки стволов. Оформленная таким образом колонна выглядела очень красочно и нарядно.

В Амарнском изобразительном искусстве царя уже нельзя было изображать согласно традиции (идеализированное изображение, показывающее божественное происхождение фараона), иначе его образ совпал бы с образами тех богов, культы которых он преследовал. Поэтому фигуры членов царской семьи и их подданных должны были иметь новый облик, лишенный иконографического сходства с изображениями старых богов. Неудивительно, что на первых этапах появления нового стиля изображения отличались несоразмерностью отдельных частей фигур, резкостью линий, угловатостью одних контуров и чрезмерной закругленностью других. Примером изменений может служить колосс Эхнатона. Известно, что Эхнатон был больным, физически слабым человеком. Таким мы видим его и в этой статуе. Сразу бросаются в глаза исхудалое лицо, слишком вытянутый подбородок, пухлые губы, узкие косые глаза и тощая шея. Фигура Эхнатона поражает своим одутловатым животом, пухлыми бедрами и тощими руками. Части тела не пропорциональны: голова слишком мала по сравнению с туловищем.

На смену утрировке портретных черт фараона и его семьи приходит зрелость мастерства. Скульпторы и художники, продолжая следовать реалистической направленности искусства, уже не используют гротескных форм. Они изображали человека таким, какой он есть, не приукрашивая и не уродуя его. Скульптура эпохи расцвета амарнского искусства поражает мастерским отбором черт, что делает изображаемых людей почти живыми. Пример бюст царицы Нефертити работы скульптора Тутмоса. Одним из отличительных особенностей изобразительного искусства Амарны было стремление к передаче чувств человека, его характера и возраста. Интересной особенностью скульптуры Амарны было то, что впервые при изготовлении статуй применялись разные материалы: лицо и руки делали из кристаллического песчаника, туловище с белыми одеждами – из известняка.

В амарнском изобразительном искусстве впервые появились изображения египетского царя в быту, появляются сцены из личной жизни царя. Стремление искусства Амарны к наиболее точной передаче действительности привело к появлению новых сложных композиций. художники стараются показать самые разнообразные позы и действия, тем самым придавая изображению жизненность и динамичность.

Изобразительное искусство Амарны сохранило некоторые прежние каноны в изображении человеческой фигуры. Художники эпохи Амарны часто изображали людей с туловищем в три четверти и с фасным разворотом плеч. При изображении детей они сохраняли пропорции, характерные для взрослого человека. Они по-прежнему следовали традиции, согласно которой размер изображаемого человека зависел от его социального статуса. Хотя иногда и эти каноны нарушались, в пользу правдоподобного изображения

studfiles.net

Амарнский период развития

Особый период развития египетского искусства представляет время правления фараона – реформатора Аманхотепа IV– Эхнатона в начале 14 века до нашей эры.

Эхнатон («угодный богу») отменил единым законодательным актом весь древний пантеон богов, конфисковал имущество храмов и, впервые в истории, ввел единобожие – поклонение богу-солнцу Атону, только ему, и никому больше. Новое божество Атон был самим солнцем – диском, сияющим в небе: святлый круг, испускающий лучи. Каждый луч оканчивался человеческой рукой, что должно было символизировать дарование благ на земле. Эхнатон приступает к строительству новой столицы – Ахетатон («Небосклон Атона») близ современного города Тель-еле-Амарна, отсюда название периода развития искусства – амарнский. Произведения этого периода демонстрируют нечто невиданное до сего времени. Удивительно что при сохранении основных канонических приемов стиль скульптуры и рельефов говорил об интересе к интимным переживаниям, лирическим мотивам. Сохранились рельефы с изображениями сцен частной жизни Эхнатона: он в семейном кругу, ласкает и забавляет детей. Две женщины сопровождали его на жизненном пути, и может быть, соучаствовали в его реформаторской деятельности: его мать Тия и любимая жена Нефертити, родившая Эхнатону шестерых дочерей.

Традиционная портретность египетской скульптуры приобретает новое качество. Эхнатон требовал от художников реализма передачи индивидуальных черт без прикрас: прежде всего это касалось его облика. До той поры фараонов изображали с портретным сходством, но героизированно, непременно с могучим телосложением. Наружность Эхнатона меньше всего соответствовала идеалу героического владыки. Неправильные черты болезненного лица и фигуры Эхнатона овеяны подлинным дыханием жизни, внутренним обаянием, исполнено экспрессии.

Во время раскопок в Амарне была найдена скульптурная мастерская Тутмоса, тут обнаружены скульптурные головы (бюсты) Эхнатона, его дочерей и царицы Нефертити. Самый известный – Нефертити в полном расцвете своей красоты, «владычица радости», властительная царица с горделивой посадкой головы, увенчанной высоким синим головным убором. Этот бюст раскрашен и почти полностью завершен, только левая глазная впадина оставлена пустой. Белки глаз, радужная оболочка и зрачки на египетских скульптурных портретах обычно инкрустировались алебастром, хрусталем и черным деревом. У Нефертити инкрустирован только один правый глаз. Необычайная мягкость моделировки, тончайшие переходы от выпуклости к впадине лица, от освещенных мест к теневым рождают неповторимый образ.

Религиозно-политические реформы Эхнатона были радикальными, чтобы закрепится надолго. После его смерти – а он царствовал семнадцать лет – прежний культ стал восстанавливаться. Следующий фараон, Тутанхатон, женившийся на дочери Эхнатона, взошел на престол, когда ему было всего десять лет, и жрецы воспользовались малолетством царя, чтобы полностью вернуться к старым порядкам. Тутанхатона переименовали в Тутанхамона, столицу вновь вернули в Фивы, город Ахетатон был заброшен, а вскоре и разрушен. Храм Атона, царский дворец, художественные мастерские – все было превращено в обломки не временем, а руками людей, политических противников царя-реформатора, само имя которого не упоминалось или его называли «врагом из Ахетатона»..

Открытие в 1922 году гробницы Тутанхамона было большим событием в археологии и в египтологии. Это открытие принадлежит археологу Говарду Картеру.

Не тронутая человеческой рукой гробница фараона состояла из нескольких камер, наполненное таким множеством драгоценных предметов, что для их разработки и исследования понадобилось пять лет. Тут были большие статуи и маленькие статуэтки; золотые ларцы; ложа и кресла из черного дерева, инкрустированные золотом, слоновой костью и цветным фаянсом, покрытые великолепными росписями и рельефами; золотые модели колесниц, тоже расписанные; фигурные алебастровые сосуды и бесчисленные ювелирные украшения.

Среди сокровищ Тутанхамона много сосудов и светильников из алебастра, сквозистого, нежно-белого с золотым оттенком, уподобленных лотосам, лилиям. Ложа и кресла сконструированы с таким расчетом, чтобы тело в них покоилось и нежилось: сиденья мягко вытянуты, приспособлены для подушек, подлокотники – для рук, лежащих без напряжения, расслаблено. Декор изыскан: много ажурных вставок, цветных инкрустаций, ножки кресел заканчиваются львиными лапами, ножки складного стульчика – утиными головками, держащими в клювах нижние перекладины, сидения имитирует свисающую звериную шкуру.

В последней погребальной камере стоял огромный ящик, обитый листовым золотом, внутри него – еще три таких же ящика, в последнем ящике находился каменный саркофаг, заключавший в себе три золоченных гроба, один в другом, имеющих форму человеческого тела. В последнем гробу, сделанном из чистого золота, лежала запеленатая мумия Тутанхамона с артистически исполненной портретной золотой маской на лице. Лицо юного фараона, нежно-округлое, с пухлым ртом и большими широко расставленными глазами, было мальчишески – пленительно. Сама мумия была осыпана драгоценными изделиями: амулеты, ожерелья, подвески, браслеты и кольца, золотые наконечники на пальцах, два кинжала у пояса, один золотой, другой, что более удивительно, железный, - изделия из железа не встречались в Египте. Обилие золотых изделий поражает воображение.

studfiles.net

Шпаргалка - Особенности амарнского периода искусства древнего Египта

Реферат

Тема:

«Особенности амарнского периода Египетского искусства»

Юридическая академия НГУ.

Сверкает и блестит на горизонте утром,

Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной.

И тает мрак ночной под сенью рук горящих.

Ликуют два Египта, и жаркий юг и север.

И на ноги встает от сна восставший люд.

Омыв себя водою и взяв свои одежды,

Хвалу тебе возносят, когда восходишь ты.

Во всей земле твоей творят свою работу.

И мирно бродит скот на пастбищах своих.

Чуть зеленеют травы, в лучах твоих деревья,

И птицы вылетают из гнезд своих ночных.

гимн единому богу солнца Атону, культ которого установил Эхнатон, отец Тутанхатона (в последствии Тутанхамона)

Конец XVIII династии (конец XV – начало XIV в. до н. эр.)– это период, имевший исключительное значение в истории египетского искусства.

Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, Аменхотеп IV выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, на том месте, где находится сейчас селение Амарна, новую столицу, назвав ее «Ахетатон», что значит «Небосклон Атона». По названию места раскопок столицы Аменхотепа IV весь период его царствования часто называется «амарнским». Сам он также принял новое имя – Эхнатон – «Дух Атона».

Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и в искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией. И действительно, уже памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм. Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам сухость и однообразие.

Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей – частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходом, перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен, которого стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал, из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты инкрустациями из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта. В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились большие сады с прудами и озерами, иногда с особыми помещениями для зверинца.

Раскопки Ахетатона знакомят нас и с жилищами знати, которые также строились из кирпича, из камня же делались лишь базы колонн и обрамления дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенного стеной участка размером около 70x55 м. В стене были два входа – главный и особый для слуг; от главного входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером около 22x25 м. Правую его часть составляла центральная комната и две-три другие – приемные. Жилая часть состояла из спальни хозяина с умывальной, женских помещений и кладовых. Все комнаты имели окна под потолком, вследствие чего центральная комната всегда строилась выше других. Стены и полы покрывались росписями. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, а также сад с прудом и беседками. Дома низшего городского населения значительно отличались от усадеб знати как размерами (10x8 м), так и полным отсутствием служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати. Эти дома составляли особый поселок за городом по дороге к гробницам. Поселок был обнесен стеной и занимал участок в 69x69,5 м, на котором вплотную друг к другу было расположено семьдесят четыре дома, разделенных пятью улицами. В каждом доме имелся небольшой дворик, общая комната, спальня и кухня.

Расцвету, искусства Ахетатона внезапно был положен конец. Реформы Эхнатона не могли закрепиться, Тутанхамон, был вынужден пойти на примирение со знатью и жречеством, восстановив прежний порядок, а спустя четверть века после смерти Эхнатона, жрецы объявляют его еретиком, разрушают его город, а вычеркивают его имя из списков «законных» фараонов — в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб. Однако разрыв с традициями при Эхнатоне вызвал столь решительные сдвиги во всех областях культуры, что полный возврат к старому был уже невозможен. Значение искусства Амарны не ограничилось временем ближайших преемников Эхнатона; оно сыграло существенную роль и в сложении искусства периода XIX династии, а тем самым и всего искусства второй половины Нового царства в целом.

Источники:

— Art history of development, 1994 Betta , Москва;

— Виртуальная энциклопедия Древнего Египта — members.xoom.com/_XMCM/foox/;

— http//www.egipt.com ;

— www.yandex.ru/.

www.ronl.ru

«Эхнатон фараон-реформатор. Амарнский период в культуре Древнего Египта» - Реферат

ГОУ СОШ №551

с этнокультурным греческим

компонентом образования

Реферат по МХК

на тему:

«Эхнатон – фараон-реформатор. Амарнский период в культуре

Древнего Египта».

Ученица Геращенко К.П. 9 «А»

Учитель Князькина Е.Ю.

Москва 2009

Содержание

Стр.

Введение ……………………..……………………………………...

3

1.

Аменхотеп IV………………………………………………………

5

1.1. Происхождение……………………………………….……….

5

1.2. Первоначальные преобразования……………………………..

6

2.

Бог Атон…………………………………………………………….

9

3.

Фараон Эхнатон…………………………………………..……......

10

3.1. Введение культа Атона………………………………...….……

10

3.2. Город Ахетатон……………………………………..……..……

12

3.3. Внешняя политика…………………………………..…….……

13

4.

Нефертити…………………………………………….……………..

19

4.1. Происхождение………………………………….………….…..

19

4.2. Солнечная чета – Эхнатон и Нефертити……….………..…….

20

4.3. Дом Эхнатона…………………………………….……….…….

22

5.

Искусство периода Амарны……………………………………....

26

5.1. Архитектура …………………………………………………….

26

5.2. Изобразительное искусство…………………….……………...

32

5.3. Декоративно – прикладное искусство……….…..………….…

43

6.

Последствия атонистической революции……………………....

46

7.

Современные оценки……………………………………………....

47

Заключение…………………………………………………………..

50

Список литературы…………………………………………………

51

Введение, цели и задачи исследования

На протяжении многих лет известных египтологов и простых людей, интересующихся историей Древнего Египта, увлекала и притягивала своей безмолвной неизвестностью тема фараона, о жизни которого так много было сказано, но загадок осталось не меньше. Аменхотеп IV, чьё имя означало "Амон доволен", должен был стать одним из великих правителей, которым из года в год покровительствовал и обеспечивал власть вечный бог солнца Амон.

Но фараон не пожелал подчиниться принятому ещё тысячи лет назад закону, и преклонил колени всей страны перед солнечным диском Атоном, взошедшим над горизонтом "чёрной земли" всего на 17,5 лет и пропавшим во тьме ночи после гибели своего верного посланника, имя которого вошло в историю, как Эхнатон - "угодный Атону". Его называют фараоном - еретиком и святым, деспотичным тираном и человеком, старающимся улучшить жизнь своего народа.

Реформа не была внезапной, культ Атона был известен и раньше, и, тем не менее, признание его официальным культом повлекло за собой очень заметные изменения: в общежитии и традициях, в заметной демократизации царской власти и во всех областях литературы и искусства. Этот фараон XVIII династии запретил все старые культы, единственным истинным богом провозгласив Атона - бога солнца. Эхнатон основал новую столицу - Ахетатон. Яркий, но недолгий период царствования Эхнатона принято называть амарнским периодом.

Я всегда интересовалась историей и культурой Древнего Египта. В прошлом году я защищала проект «Женщина, которая хотела стать царём». Этот проект про царицу-фараона Хатшепсут. Работая над ним, я узнала много нового и хотела бы продолжить свои исследования дальше. Фараон-реформатор Эхнатон и его Жена Нефертити всегда привлекали моё внимание. Их правление стало яркой и необычайно загадочной страницей в культуре Египта. Я хотела бы приоткрыть завесу этих тайн.

Цель исследования:

  • изучить эпоху правления Эхнатона,

  • изучить скульптуру, архитектуру, поэзию Амарнского периода.

Задачи исследования:

  • подробнее узнать кто такой Эхнатон? И как фараон смог провести такую крупную реформу в Древнем Египте?

  • какую роль играла Нефертити в осуществлении реформ Эхнатона?

  • какие изменения во всех областях искусства и литературы произошли в эпоху Амарны?

  • могли ли эти изменения повлиять на античное искусство Древней Греции и Древнего Рима?

Эхнатон и Нефертити с дочерьми приносят жертву богу Атону.

Фрагмент рельефа из Ахетатона

  1. Аменхотеп IV

1.1. Происхождение

Эхнатон («Угодный Атону»), ранее Аменхотеп IV Уаэнра Неферхеперура (1364—1347 до н.э. или 1351—1334 до н.э.) — десятый фараон XVIII династии египетских фараонов. Аменхотеп IV — сын Аменхотепа III и царицы Тейе (Тии), получивший бразды правления после преждевременной кончины старшего брата по имени Тутмос.

Брак Аменхотепа III с дочерью заведующего скотом одного из провинциальных храмов, по-видимому, был в свое время неодобрительно встречен фиванским жречеством и столичной знатью. Эта личная неприязнь была определенным проявлением давно назревавшего конфликта внутри верхов египетского общества.

В детстве Эхнатон болел, а возможно, его жизнь была в опасности из-за решения Фиванского оракула, которым ведали жрецы бога Амона. Вся юность Эхнатона прошла вдали от Фив, а частично и за пределами Египта. О его существовании не упоминается ни в одной из надписей времен правления Аменхотепа III.

Царствование Аменхотепа III (отец Эхнатона) было периодом наивысшего расцвета и могущества Египта (по крайней мере, со времен строительства пирамид). Аменхотеп являлся верховным владыкой Палестины, Финикии и Сирии, а его собственное государство включало большую часть территории современных Судана и Ливии. Египет имел тесные торговые связи с Микенской Грецией и поддерживал дипломатические отношения, закрепленные брачными узами, с протомидийским царством Митанни, находившимся близ горы Арарат. Единственным серьезным соперником Аменхотепа III являлась Ассирийская держава, территория которой простиралась от халдейских городов Южной Месопотамии до областей хеттов (хатти) в Центральной Анатолии, а влияние распространялось еще далее на запад.

Аменхотеп III был любителем роскоши и, по крайней мере, на склоне лет, человеком распущенным. Реальная власть принадлежала царице Тии, титулы которой свидетельствуют о ее могуществе. После смерти Аменхотепа III она управляла государством в качестве регента. Тия призвала своего сына в Фивы, где он был возведен на трон под именем Аменхотепа IV.

1.2. Первоначальные преобразования

Еще юношей будущий знаменитый реформатор Аменхотеп IV стал соправителем отца, который в последние годы своей жизни был, вероятно, тяжело болен. В это время, как и в первые годы самостоятельного правления Аменхотепа IV, на ведение государственных дел большое влияние оказывала его мать Тейя.

Когда на престол вступил Аменхотеп IV, он производил впечатление богобоязненного человека, выражавшего всеми своими действиями глубокое почтение к древней политеистической религиозной традиции.

Первый год правления Эхнатона, тогда еще Аменхотепа IV, начался по традиции с ритуальной коронации царя. Примечательно, что эта церемония была совершена не как обычно, в Карнакском храме, а в городе Фиванской области Гермонте. Такой выбор не был случайным: Гермонт считался “Южным Гелиополем” – городом на юге, соответствующим великому городу Солнца на севере. Сам Гелиополь пользовался в эпоху Нового царства огромным авторитетом. Поэтому, не доверяя фиванскому жречеству, Эхнатон, таким образом, хотел заручиться поддержкой сильной жреческой коалиции Гелиополя. Этому способствовало и то, что верховным богом Гелиополя считался Ра, который часто отождествлялся с Атоном.

Примечательно, что еще в правление отца Эхнатона, Аменхотепа III, в этом городе был построен небольшой храм Атона. Таким образом, выбор Гермонта был очень мудрым решением. Во-первых, коронация была проведена в городе именно Фиванской области, которая на данный момент была сосредоточием политических сил Египта. Во-вторых, не конфликтуя со жрецами Амона Фиванского, Эхнатон заручился поддержкой со стороны гелиопольского жречества. И, в-третьих, отдав дань почтения Ра, царь тем самым уже сделал первый шаг к почитанию близкого к его культу культа Атона.

Фрагмент из храма Гемаатон

Уже в начале своего правления Аменхотеп IV начинает активно внедрять культ Атона. Как уже было сказано, первый шаг к этому был сделан еще во время коронации. Теперь Эхнатон приказывает воздвигнуть в Карнаке новые значительные памятники во славу Атона.

Всего было построено четыре храма: “Солнечный Диск найден” (ГемпаАтон), “Крепки памятники Солнечного Диска навечно” “Возвышены памятники Солнечного Диска навечно”, а также “Двор первобытного камня”, который был еще одним знаком почтения Гелиополю, так как камень Бенбен был одним из почитаемых символов этого города. Известно, что персонал всех четырех храмов достигал 6.800 человек. Это значит, что в Карнаке было построено не скромное святилище бога Атона в храме Амона. Речь шла о фактической организации нового культа.

На 4-ом году своего правления Аменхотеп IV принял удивительное решение – отпраздновать свой первый Хеб - сед. Традиционно этот магический ритуал обновления сил царя проводился по истечении тридцати лет правления фараона и далее повторялся через каждые 1-2 года. Что заставило царя нарушить этот обычай? Вероятно, он испытывал потребность в дополнительной магической силе, которая помогла бы ему в дальнейшем укреплении культа Атона. Хотя к этому времени культ Атона был уже достаточно сильно развит, города Египта признали верховенство нового бога. Известно место, в котором проходил Хеб - сед Эхнатона – это был храм “Атон найден”.

Новый повелитель Египта, Аменхотеп IV, еще в Фивах стал заметно отходить от традиций культа Амона. Это проявляется в искусстве: в изображениях исчезает символика Амона-Ра и других древних богов и появляется новый образ - Солнечный Диск, лучи которого оканчиваются кистями человеческих рук с символами жизни и власти. Официальная традиционная неподвижность, отрешенность в изображениях царя и его семьи сменяются динамичностью, натурализмом, приобщенностью к земной жизни. Очень точно, а может быть несколько утрированно, воспроизводятся непривлекательные особенности царского телосложения.

Этот контраст старого и нового стилей особенно резко бросается в глаза в фиванской гробнице везира Аменхотепа IV по имени Рамосе (царь изображен здесь то в старом, то в новом стиле). Гробница не закончена, и что сталось с везиром - неизвестно. Вслед за ним стали "исчезать" и другие вельможи. Источники хранят полное молчание о событиях последующего времени. Можно лишь предположить, что разрыв между новым фараоном, его новаторским искусством и культом нового бога Атона, с одной стороны, и фиванским жречеством и древними традициями - с другой, все углублялся.

2. Бог Атон

Атон ("диск солнца"), в египетской мифологии бог - олицетворение солнечного диска. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV. В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.

Слабой стороной религии Атона было безразличное отношение к традиционному и столь дорогому для египтян учению о загробной жизни и связанному с ним представлению о загробном возмездии. Верующий в загробную жизнь египтянин оказался дезориентированным, а их было большинство, и все они были в лагере противников Атона.

Фрагмент рельефа из дворца в Ахетатоне

3.Фараон Эхнатон

    1. Введение культа Атона

В XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV провёл религиозную реформу, оказавшую существенное влияние на искусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все многочисленные старые культы. Единственным и истинным богом был провозглашён Атон — само сияющее на небе солнце. Носитель великой животворной силы, Атон изображался в виде диска с исходящими от него лучами, которые завершались знаком жизни — анх (крестом с петлёй в верхней части), и воспевался в ликующем гимне:

«Утром ты озаряешь землю, прогоняешь мрак,посылаешь лучи света... Вся земля принимается за работу, деревья и травы зеленеют, птицы летают в своих болотах, крылья их величают дух твой... всё живёт, когда ты смотришь на нас...».

На шестом году царствования Аменхотеп IV, изменивший своё имя на Эхнатон (Полезный Атону), покинул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона), в местности, ныне называемой Амарна. Яркий, но недолгий период царствования фараона-реформатора принято условно обозначать как «амарнский период», а в искусстве — как

4. Нефертити

4.1. Происхождение

Более 3300 лет назад родилась женщина необыкновенной красоты - Нефертити, что в переводе с древнеегипетского означает "Красивая пришла". Источники о дате рождения и происхождении Нефертити не сохранились. Как свидетельствуют дошедшие до наших дней изображения на папирусах и барельефах, Нефертити - жена фараона-реформатора Эхнатона.

Ее можно, без всякого сомнения, назвать одной из самых известных женщин древности. Тысячи посетителей Государственного музея в Берлине стремятся к ней, воплотившей в своем нетленном образе идеалы женственности, царственности и необычайного величия, победившие тысячелетия. Ее образ, наряду с пирамидами и улыбкой юного Тутанхамона стал одним из бессменных символов древнеегипетской цивилизации. Она, почитавшаяся как живая богиня современниками, проклятая и забытая потомками вновь "царствует" в нашем мире, напоминая о нескончаемой борьбе человека со временем и провозглашая неизменный идеал красоты. Ее звали Нефертити.

Юность Нефертити прошла в Фивах - блестящей столице Египта эпохи Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) Грандиозные храмы богов соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В лазуритовое небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикомор и финиковых пальм проглядывали аллеи сфинксов, соединяющие храмы и выложенные бирюзово – зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы богатых домов. Египет был в апогее своего расцвета. Покоренные народы Сиро – Палестины везли сюда, в Фивы, бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами лазурит и произведения ремесла; из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом… бесчисленным золотом, которым так славился Египет в древности. В обиходе были тончайшие ткани из гофрированного льна, пышные, потрясающие своим разнообразием парики, богатые украшения и бесценные умащения.

4.2. Солнечная чета – Эхнатон и Нефертити

Красавица Нефертити стала супругой царя Аменхотепа IV еще при жизни его родителей - фараона-солнце Аменхотепа III и "великой царской супруги" Тейе, неординарный ум, властность и мудрость которой были "притчей во языцах" на всем древнем Востоке. В одном из дипломатических писем, написанного клинописью на глиняной табличке царем государства Митанни, располагавшегося в Малой Азии, фараону Аменхотепу IV говорится: "Все, о чем говорил я твоему отцу, известно матери твоей Тейе. Никто другой не знает этого, и ты можешь об этом спросить свою мать…"

К одному из праздников Аменхотеп III подарил жене воистину царский подарок: потрясающую красотой и богатством летнюю резиденцию - дворец Малькатта, рядом с которым находилось огромное искусственное озеро, засаженное лотосами, с ладьей для прогулок царицы. Удостаивавшаяся почестей, недоступных другим египетским царицам, Тейе была обожествлена еще при жизни и оказывала колоссальное влияние на супруга и детей.

Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом около двадцати лет. Тех самых двух десятилетий, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей самые устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны: на смену культам богов предков волей царственной четы пришел новый государственный культ Атона - животворящего солнечного диска. Вместе со старинными религиозными устоями исчезли и канонические правила древнеегипетского искусства; пройдя через годы утрированного реализма, искусство времени Эхнатона и Нефертити родило те шедевры, которые были обнаружены в мастерских Ахетатона.

Нефертити, одно из имен которой - Нефернеферуатон - означало "Прекрасны совершенства Солнечного диска", играла важную роль в событиях своего времени. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь. В Гемпаатоне и Хутбенбене - больших храмах бога Атона в Фивах ей возносили молитвы; ни одно из храмовых действ не могло происходить без нее, залога плодородия и процветания всей страны. "Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - говорится о ней в надписях гробниц вельмож-современников, - при звуке голоса ее ликуют". Одновременно, будучи воплощением грозной богини Тефнут, львиноголовой дочери Солнца, карающей преступивших законы, Нефертити порой изображалась с палицей, повергающей восставших врагов Египта.

От Эхнатона она родила шесть дочерей. Отсутствие у царицы сына – наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи, любовь которой стала одним из основных сюжетов для художников Ахетатона. Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства супругов.

4.3. Дом Эхнатона

“Царь любил свою красивую жену, был привязан к своим маленьким дочерям, обожал скульптуру и живопись, был одарен поэтическим талантом, испытывал чувство внутренней связи со своим божеством, любил природу, а также музыку…”. Можно было бы и ограничиться этим прекрасным тонким описанием Эхнатона Иммануилом Великовским, который достаточно полно изучил факты, относящиеся к амарнскому периоду. Мы же попробуем рассмотреть эту личность чуть более подробно, но намного менее романтично, также исходя не из современных теорий, а из известных фактов.

Ни один аспект жизни Эхнатона нельзя рассматривать, абстрагируясь от его религии. Возможно, даже в семейной жизни, прежде всего, присутствовал не Эхнатон, его “Я”, а его религия.

“Солнцепоклонничество Эхнатона было слишком личным, чтобы найти живой отклик у народа” (Перепелкин). Этим объясняется особенный уход Эхнатона в семью, тогда как обычно фараоны более выражались во вне. Участвуя в общественно-политической жизни, они очень мало оставляли места своим личным отношениям (по крайней мере, в смысле художественного их отображения).

Однако так пожелал Господь, что и сейчас все, что касается личности Эхнатона, его жизни, жизни его дома, его религии, его веры окутано поистине мистической тайной.

По рельефам и фрескам мы знаем, что Эхнатон имел шесть дочерей от Нефертити. Возможно, что седьмой дочерью фараона от другой жены (может, умершей) была девочка по имени Бакетатон (если здесь нет ошибки: под этим именем более известна сестра Эхнатона и Сменхкара), находившаяся на воспитании у царицы Тии, пока та была жива. По этой причине Бакетатон изображалась меньшей по размерам, чем остальные дочери, которые были выше не ростом, а происхождением. А также есть сведения о второй Анхесенпаатон, дочери царя от Кийи. Всех их связывала очень нежная привязанность друг к другу. Особенные доверительные отношения были у Эхнатона и его матери. Есть изображения, говорящие, что она могла даже находится на особых условиях жены действующего царя, т.е. своего сына. На семейных сценах мы видим Эхнатона с наиболее близкими к царю людьми: дочерьми, женой Нефертити, матерью Тии, женой Кией, и Сменхкара. К сожалению, не сохранилось его изображений вместе с Тутанхамоном.

Иноземные цари были, как правило, сведущи в семейных дворцовых делах фараона, порой до тонкостей. Можно сделать вывод, что если в письмах к Эхнатону они (например, критские цари, с которыми египтяне имели довольно тесные связи, особенно в культурном плане) приветствовали и его сыновей, то, следовательно, сыновья у Эхнатона были…

Теперь коснемся личных семейных отношений Нефертити и Эхнатона. Основываясь на исследованиях таких египтологов, как Перепелкин, можно сказать, что в этой сфере также много неясного, т.е. все более реально, можно сказать, поземному и менее сказочно (как обычно предлагается читателю в исторических романах). Также неизвестно выбрал ли Эхнатон сам себе спутницу и царицу (как его отец) или это был “политический” брак, ясно лишь, что со временем их отношения стали достаточно близкими (вероятно, когда жена последовала учению мужа, которое поддерживали немногие).

Искренность Нефертити помогла Эхнатону раскрыться и раскрепоститься. Для Эхнатона она была нежной женой “божественного сына”, его помощницей, заместителем на земле, но, в отличие от отца, Аменхотепа III, он не делает из своей жены богоподобного (Тии уподобляли Хатхор) существа. Нефертити в его глазах лишь одна из женщин, удостоившаяся стать великой женой “божественного сына”. Это видно и из надписей в ее честь, и из доверяемых ей действий в ритуале поклонения Атону, что очень показательно. Тем более, если учесть, что у Эхнатона были и другие дети (сыновья), равные по возрасту его дочерям, можно понять, что Нефертити была возведена по чувствам фараона и по обычаю в ранг любимой жены фараона и, следовательно – царицы. Но были и другие жены (хотя о наличии близких отношений между Эхнатоном и этими женщинами неизвестно). Таким образом, все предположения о том, что Нефертити была единственной женой, равной своему “божественному” супругу, неоднозначны. Очевидно только ее заслуженное возвышение и, пусть и не такое большое, но все же влияние на супруга.

refdb.ru

Особенности амарнского периода искусства древнего Египта

Реферат

Тема:

«Особенности амарнского периода Египетского искусства»

Юридическая академия НГУ.

гимн единому богу солнца Атону, культ которого установил Эхнатон, отец Тутанхатона (в последствии Тутанхамона)

Конец XVIII династии (конец XV – начало XIV в. до н. эр.)– это период, имевший исключительное значение в истории египетского искусства.

Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и в искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией. И действительно, уже памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм. Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам сухость и однообразие.

Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей – частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходом, перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен, которого стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал, из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты инкрустациями из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта. В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились большие сады с прудами и озерами, иногда с особыми помещениями для зверинца.

Раскопки Ахетатона знакомят нас и с жилищами знати, которые также строились из кирпича, из камня же делались лишь базы колонн и обрамления дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенного стеной участка размером около 70x55 м. В стене были два входа – главный и особый для слуг; от главного входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером около 22x25 м. Правую его часть составляла центральная комната и две-три другие – приемные. Жилая часть состояла из спальни хозяина с умывальной, женских помещений и кладовых. Все комнаты имели окна под потолком, вследствие чего центральная комната всегда строилась выше других. Стены и полы покрывались росписями. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, а также сад с прудом и беседками. Дома низшего городского населения значительно отличались от усадеб знати как размерами (10x8 м), так и полным отсутствием служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати. Эти дома составляли особый поселок за городом по дороге к гробницам. Поселок был обнесен стеной и занимал участок в 69x69,5 м, на котором вплотную друг к другу было расположено семьдесят четыре дома, разделенных пятью улицами. В каждом доме имелся небольшой дворик, общая комната, спальня и кухня.

Расцвету, искусства Ахетатона внезапно был положен конец. Реформы Эхнатона не могли закрепиться, Тутанхамон, был вынужден пойти на примирение со знатью и жречеством, восстановив прежний порядок, а спустя четверть века после смерти Эхнатона, жрецы объявляют его еретиком , разрушают его город , а вычеркивают его имя из списков «законных» фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб. Однако разрыв с традициями при Эхнатоне вызвал столь решительные сдвиги во всех областях культуры, что полный возврат к старому был уже невозможен. Значение искусства Амарны не ограничилось временем ближайших преемников Эхнатона; оно сыграло существенную роль и в сложении искусства периода XIX династии, а тем самым и всего искусства второй половины Нового царства в целом.

Источники:

- Art history of development, 1994 Betta , Москва;

- Виртуальная энциклопедия Древнего Египта - http://members.xoom.com/_XMCM/foox/;

- http//www.egipt.com ;

- http://www.yandex.ru/.

mirznanii.com

«Эхнатон фараон-реформатор. Амарнский период в культуре Древнего Египта»

Подобный материал:
  • Искусство Древнего Египта. Цели урок, 23.59kb.
  • План: Введение стр История государства Египет стр Религия Древнего Египта стр Смерть, 154.57kb.
  • Государственность Древнего Египта. Право Древнего Египта. Возникновение государств, 44.58kb.
  • Государственность Древнего Египта. Право Древнего Египта. Возникновение государств, 97.58kb.
  • Культура Древнего Египта: религия и мифология. Культура Древнего Египта: научные знания,, 23.28kb.
  • Искусство Древнего Египта слайд № На урок, 87.12kb.
  • Искусство Древнего Египта: периодизация, основные черты, доминанты художественной культуры., 60.64kb.
  • Вопросы к экзаменам и зачётам специальность «Связи с общественностью», 152.71kb.
  • Предфилософия Древнего Египта (спецкурс) Статус дисциплины : сд (по выбору). Кредит, 177.46kb.
  • Архитектура Древнего Египта, 91.51kb.

ГОУ СОШ №551

с этнокультурным греческим

компонентом образования

Реферат по МХК

на тему:

«Эхнатон – фараон-реформатор. Амарнский период в культуре

Древнего Египта».

Ученица Геращенко К.П. 9 «А»

Учитель Князькина Е.Ю.

Москва 2009

Содержание

Стр.
Введение ……………………..……………………………………... 3
1. Аменхотеп IV……………………………………………………… 5
1.1. Происхождение……………………………………….………. 5
1.2. Первоначальные преобразования…………………………….. 6
2. Бог Атон……………………………………………………………. 9
3. Фараон Эхнатон…………………………………………..……...... 10
3.1. Введение культа Атона………………………………...….…… 10
3.2. Город Ахетатон……………………………………..……..…… 12
3.3. Внешняя политика…………………………………..…….…… 13
4. Нефертити…………………………………………….…………….. 19
4.1. Происхождение………………………………….………….….. 19
4.2. Солнечная чета – Эхнатон и Нефертити……….………..……. 20
4.3. Дом Эхнатона…………………………………….……….……. 22
5. Искусство периода Амарны…………………………………….... 26
5.1. Архитектура ……………………………………………………. 26
5.2. Изобразительное искусство…………………….……………... 32
5.3. Декоративно – прикладное искусство……….…..………….… 43
6. Последствия атонистической революции…………………….... 46
7. Современные оценки…………………………………………….... 47
Заключение………………………………………………………….. 50
Список литературы………………………………………………… 51

Введение, цели и задачи исследования

На протяжении многих лет известных египтологов и простых людей, интересующихся историей Древнего Египта, увлекала и притягивала своей безмолвной неизвестностью тема фараона, о жизни которого так много было сказано, но загадок осталось не меньше. Аменхотеп IV, чьё имя означало "Амон доволен", должен был стать одним из великих правителей, которым из года в год покровительствовал и обеспечивал власть вечный бог солнца Амон.

Но фараон не пожелал подчиниться принятому ещё тысячи лет назад закону, и преклонил колени всей страны перед солнечным диском Атоном, взошедшим над горизонтом "чёрной земли" всего на 17,5 лет и пропавшим во тьме ночи после гибели своего верного посланника, имя которого вошло в историю, как Эхнатон - "угодный Атону". Его называют фараоном - еретиком и святым, деспотичным тираном и человеком, старающимся улучшить жизнь своего народа.

Реформа не была внезапной, культ Атона был известен и раньше, и, тем не менее, признание его официальным культом повлекло за собой очень заметные изменения: в общежитии и традициях, в заметной демократизации царской власти и во всех областях литературы и искусства. Этот фараон XVIII династии запретил все старые культы, единственным истинным богом провозгласив Атона - бога солнца. Эхнатон основал новую столицу - Ахетатон. Яркий, но недолгий период царствования Эхнатона принято называть амарнским периодом.

Я всегда интересовалась историей и культурой Древнего Египта. В прошлом году я защищала проект «Женщина, которая хотела стать царём». Этот проект про царицу-фараона Хатшепсут. Работая над ним, я узнала много нового и хотела бы продолжить свои исследования дальше. Фараон-реформатор Эхнатон и его Жена Нефертити всегда привлекали моё внимание. Их правление стало яркой и необычайно загадочной страницей в культуре Египта. Я хотела бы приоткрыть завесу этих тайн.

Цель исследования:

  • изучить эпоху правления Эхнатона,
  • изучить скульптуру, архитектуру, поэзию Амарнского периода.

Задачи исследования:

  • подробнее узнать кто такой Эхнатон? И как фараон смог провести такую крупную реформу в Древнем Египте?
  • какую роль играла Нефертити в осуществлении реформ Эхнатона?
  • какие изменения во всех областях искусства и литературы произошли в эпоху Амарны?
  • могли ли эти изменения повлиять на античное искусство Древней Греции и Древнего Рима?

Эхнатон и Нефертити с дочерьми приносят жертву богу Атону.

Фрагмент рельефа из Ахетатона

  1. Аменхотеп IV
1.1. Происхождение

Эхнатон («Угодный Атону»), ранее Аменхотеп IV Уаэнра Неферхеперура (1364—1347 до н.э. или 1351—1334 до н.э.) — десятый фараон XVIII династии египетских фараонов. Аменхотеп IV — сын Аменхотепа III и царицы Тейе (Тии), получивший бразды правления после преждевременной кончины старшего брата по имени Тутмос.

Брак Аменхотепа III с дочерью заведующего скотом одного из провинциальных храмов, по-видимому, был в свое время неодобрительно встречен фиванским жречеством и столичной знатью. Эта личная неприязнь была определенным проявлением давно назревавшего конфликта внутри верхов египетского общества.

В детстве Эхнатон болел, а возможно, его жизнь была в опасности из-за решения Фиванского оракула, которым ведали жрецы бога Амона. Вся юность Эхнатона прошла вдали от Фив, а частично и за пределами Египта. О его существовании не упоминается ни в одной из надписей времен правления Аменхотепа III.

Царствование Аменхотепа III (отец Эхнатона) было периодом наивысшего расцвета и могущества Египта (по крайней мере, со времен строительства пирамид). Аменхотеп являлся верховным владыкой Палестины, Финикии и Сирии, а его собственное государство включало большую часть территории современных Судана и Ливии. Египет имел тесные торговые связи с Микенской Грецией и поддерживал дипломатические отношения, закрепленные брачными узами, с протомидийским царством Митанни, находившимся близ горы Арарат. Единственным серьезным соперником Аменхотепа III являлась Ассирийская держава, территория которой простиралась от халдейских городов Южной Месопотамии до областей хеттов (хатти) в Центральной Анатолии, а влияние распространялось еще далее на запад.

Аменхотеп III был любителем роскоши и, по крайней мере, на склоне лет, человеком распущенным. Реальная власть принадлежала царице Тии, титулы которой свидетельствуют о ее могуществе. После смерти Аменхотепа III она управляла государством в качестве регента. Тия призвала своего сына в Фивы, где он был возведен на трон под именем Аменхотепа IV.

1.2. Первоначальные преобразования

Еще юношей будущий знаменитый реформатор Аменхотеп IV стал соправителем отца, который в последние годы своей жизни был, вероятно, тяжело болен. В это время, как и в первые годы самостоятельного правления Аменхотепа IV, на ведение государственных дел большое влияние оказывала его мать Тейя.

Когда на престол вступил Аменхотеп IV, он производил впечатление богобоязненного человека, выражавшего всеми своими действиями глубокое почтение к древней политеистической религиозной традиции.

Первый год правления Эхнатона, тогда еще Аменхотепа IV, начался по традиции с ритуальной коронации царя. Примечательно, что эта церемония была совершена не как обычно, в Карнакском храме, а в городе Фиванской области Гермонте. Такой выбор не был случайным: Гермонт считался “Южным Гелиополем” – городом на юге, соответствующим великому городу Солнца на севере. Сам Гелиополь пользовался в эпоху Нового царства огромным авторитетом. Поэтому, не доверяя фиванскому жречеству, Эхнатон, таким образом, хотел заручиться поддержкой сильной жреческой коалиции Гелиополя. Этому способствовало и то, что верховным богом Гелиополя считался Ра, который часто отождествлялся с Атоном.

Примечательно, что еще в правление отца Эхнатона, Аменхотепа III, в этом городе был построен небольшой храм Атона. Таким образом, выбор Гермонта был очень мудрым решением. Во-первых, коронация была проведена в городе именно Фиванской области, которая на данный момент была сосредоточием политических сил Египта. Во-вторых, не конфликтуя со жрецами Амона Фиванского, Эхнатон заручился поддержкой со стороны гелиопольского жречества. И, в-третьих, отдав дань почтения Ра, царь тем самым уже сделал первый шаг к почитанию близкого к его культу культа Атона.

Фрагмент из храма Гемаатон
Уже в начале своего правления Аменхотеп IV начинает активно внедрять культ Атона. Как уже было сказано, первый шаг к этому был сделан еще во время коронации. Теперь Эхнатон приказывает воздвигнуть в Карнаке новые значительные памятники во славу Атона.

Всего было построено четыре храма: “Солнечный Диск найден” (ГемпаАтон), “Крепки памятники Солнечного Диска навечно” “Возвышены памятники Солнечного Диска навечно”, а также “Двор первобытного камня”, который был еще одним знаком почтения Гелиополю, так как камень Бенбен был одним из почитаемых символов этого города. Известно, что персонал всех четырех храмов достигал 6.800 человек. Это значит, что в Карнаке было построено не скромное святилище бога Атона в храме Амона. Речь шла о фактической организации нового культа.

На 4-ом году своего правления Аменхотеп IV принял удивительное решение – отпраздновать свой первый Хеб - сед. Традиционно этот магический ритуал обновления сил царя проводился по истечении тридцати лет правления фараона и далее повторялся через каждые 1-2 года. Что заставило царя нарушить этот обычай? Вероятно, он испытывал потребность в дополнительной магической силе, которая помогла бы ему в дальнейшем укреплении культа Атона. Хотя к этому времени культ Атона был уже достаточно сильно развит, города Египта признали верховенство нового бога. Известно место, в котором проходил Хеб - сед Эхнатона – это был храм “Атон найден”.

Новый повелитель Египта, Аменхотеп IV, еще в Фивах стал заметно отходить от традиций культа Амона. Это проявляется в искусстве: в изображениях исчезает символика Амона-Ра и других древних богов и появляется новый образ - Солнечный Диск, лучи которого оканчиваются кистями человеческих рук с символами жизни и власти. Официальная традиционная неподвижность, отрешенность в изображениях царя и его семьи сменяются динамичностью, натурализмом, приобщенностью к земной жизни. Очень точно, а может быть несколько утрированно, воспроизводятся непривлекательные особенности царского телосложения.

Этот контраст старого и нового стилей особенно резко бросается в глаза в фиванской гробнице везира Аменхотепа IV по имени Рамосе (царь изображен здесь то в старом, то в новом стиле). Гробница не закончена, и что сталось с везиром - неизвестно. Вслед за ним стали "исчезать" и другие вельможи. Источники хранят полное молчание о событиях последующего времени. Можно лишь предположить, что разрыв между новым фараоном, его новаторским искусством и культом нового бога Атона, с одной стороны, и фиванским жречеством и древними традициями - с другой, все углублялся.

2. Бог Атон

Атон ("диск солнца"), в египетской мифологии бог - олицетворение солнечного диска. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV. В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.

Слабой стороной религии Атона было безразличное отношение к традиционному и столь дорогому для египтян учению о загробной жизни и связанному с ним представлению о загробном возмездии. Верующий в загробную жизнь египтянин оказался дезориентированным, а их было большинство, и все они были в лагере противников Атона.

Фрагмент рельефа из дворца в Ахетатоне

3.Фараон Эхнатон

    1. Введение культа Атона
В XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV провёл религиозную реформу, оказавшую существенное влияние на искусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все многочисленные старые культы. Единственным и истинным богом был провозглашён Атон — само сияющее на небе солнце. Носитель великой животворной силы, Атон изображался в виде диска с исходящими от него лучами, которые завершались знаком жизни — анх (крестом с петлёй в верхней части), и воспевался в ликующем гимне:

«Утром ты озаряешь землю, прогоняешь мрак,посылаешь лучи света... Вся земля принимается за работу, деревья и травы зеленеют, птицы летают в своих болотах, крылья их величают дух твой... всё живёт, когда ты смотришь на нас...».

На шестом году царствования Аменхотеп IV, изменивший своё имя на Эхнатон (Полезный Атону), покинул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона), в местности, ныне называемой Амарна. Яркий, но недолгий период царствования фараона-реформатора принято условно обозначать как «амарнский период», а в искусстве — как

4. Нефертити

4.1. Происхождение

Более 3300 лет назад родилась женщина необыкновенной красоты - Нефертити, что в переводе с древнеегипетского означает "Красивая пришла". Источники о дате рождения и происхождении Нефертити не сохранились. Как свидетельствуют дошедшие до наших дней изображения на папирусах и барельефах, Нефертити - жена фараона-реформатора Эхнатона.

Ее можно, без всякого сомнения, назвать одной из самых известных женщин древности. Тысячи посетителей Государственного музея в Берлине стремятся к ней, воплотившей в своем нетленном образе идеалы женственности, царственности и необычайного величия, победившие тысячелетия. Ее образ, наряду с пирамидами и улыбкой юного Тутанхамона стал одним из бессменных символов древнеегипетской цивилизации. Она, почитавшаяся как живая богиня современниками, проклятая и забытая потомками вновь "царствует" в нашем мире, напоминая о нескончаемой борьбе человека со временем и провозглашая неизменный идеал красоты. Ее звали Нефертити.

Юность Нефертити прошла в Фивах - блестящей столице Египта эпохи Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) Грандиозные храмы богов соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В лазуритовое небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикомор и финиковых пальм проглядывали аллеи сфинксов, соединяющие храмы и выложенные бирюзово – зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы богатых домов. Египет был в апогее своего расцвета. Покоренные народы Сиро – Палестины везли сюда, в Фивы, бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами лазурит и произведения ремесла; из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом… бесчисленным золотом, которым так славился Египет в древности. В обиходе были тончайшие ткани из гофрированного льна, пышные, потрясающие своим разнообразием парики, богатые украшения и бесценные умащения.

4.2. Солнечная чета – Эхнатон и Нефертити

Красавица Нефертити стала супругой царя Аменхотепа IV еще при жизни его родителей - фараона-солнце Аменхотепа III и "великой царской супруги" Тейе, неординарный ум, властность и мудрость которой были "притчей во языцах" на всем древнем Востоке. В одном из дипломатических писем, написанного клинописью на глиняной табличке царем государства Митанни, располагавшегося в Малой Азии, фараону Аменхотепу IV говорится: "Все, о чем говорил я твоему отцу, известно матери твоей Тейе. Никто другой не знает этого, и ты можешь об этом спросить свою мать…"

К одному из праздников Аменхотеп III подарил жене воистину царский подарок: потрясающую красотой и богатством летнюю резиденцию - дворец Малькатта, рядом с которым находилось огромное искусственное озеро, засаженное лотосами, с ладьей для прогулок царицы. Удостаивавшаяся почестей, недоступных другим египетским царицам, Тейе была обожествлена еще при жизни и оказывала колоссальное влияние на супруга и детей.

Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом около двадцати лет. Тех самых двух десятилетий, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей самые устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны: на смену культам богов предков волей царственной четы пришел новый государственный культ Атона - животворящего солнечного диска. Вместе со старинными религиозными устоями исчезли и канонические правила древнеегипетского искусства; пройдя через годы утрированного реализма, искусство времени Эхнатона и Нефертити родило те шедевры, которые были обнаружены в мастерских Ахетатона.

Нефертити, одно из имен которой - Нефернеферуатон - означало "Прекрасны совершенства Солнечного диска", играла важную роль в событиях своего времени. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь. В Гемпаатоне и Хутбенбене - больших храмах бога Атона в Фивах ей возносили молитвы; ни одно из храмовых действ не могло происходить без нее, залога плодородия и процветания всей страны. "Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - говорится о ней в надписях гробниц вельмож-современников, - при звуке голоса ее ликуют". Одновременно, будучи воплощением грозной богини Тефнут, львиноголовой дочери Солнца, карающей преступивших законы, Нефертити порой изображалась с палицей, повергающей восставших врагов Египта.

От Эхнатона она родила шесть дочерей. Отсутствие у царицы сына – наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи, любовь которой стала одним из основных сюжетов для художников Ахетатона. Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства супругов.

geum.ru

Особенности амарнского периода искусства древнего Египта

Реферат

Тема:

«Особенности амарнского периода Египетского искусства»

Юридическая академия НГУ.

Сверкает и блестит на горизонте утром,

Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной.

И тает мрак ночной под сенью рук горящих.

Ликуют два Египта, и жаркий юг и север.

И на ноги встает от сна восставший люд.

Омыв себя водою и взяв свои одежды,

Хвалу тебе возносят, когда восходишь ты.

Во всей земле твоей творят свою работу.

И мирно бродит скот на пастбищах своих.

Чуть зеленеют травы, в лучах твоих деревья,

И птицы вылетают из гнезд своих ночных.

гимн единому богу солнца Атону, культ которого установил Эхнатон, отец Тутанхатона (в последствии Тутанхамона)

Конец XVIII династии (конец XV – начало XIV в. до н. эр.) – это период, имевший исключительное значение в истории египетского искусства.

Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и в искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией. И действительно, уже памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм. Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам сухость и однообразие.

Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей – частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходом, перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен, которого стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал, из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты инкрустациями из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта. В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились большие сады с прудами и озерами, иногда с особыми помещениями для зверинца.

Раскопки Ахетатона знакомят нас и с жилищами знати, которые также строились из кирпича, из камня же делались лишь базы колонн и обрамления дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенного стеной участка размером около 70x55 м. В стене были два входа – главный и особый для слуг; от главного входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером около 22x25 м. Правую его часть составляла центральная комната и две-три другие – приемные. Жилая часть состояла из спальни хозяина с умывальной, женских помещений и кладовых. Все комнаты имели окна под потолком, вследствие чего центральная комната всегда строилась выше других. Стены и полы покрывались росписями. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, а также сад с прудом и беседками. Дома низшего городского населения значительно отличались от усадеб знати как размерами (10x8 м), так и полным отсутствием служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати. Эти дома составляли особый поселок за городом по дороге к гробницам. Поселок был обнесен стеной и занимал участок в 69x69,5 м, на котором вплотную друг к другу было расположено семьдесят четыре дома, разделенных пятью улицами. В каждом доме имелся небольшой дворик, общая комната, спальня и кухня.

Расцвету, искусства Ахетатона внезапно был положен конец. Реформы Эхнатона не могли закрепиться, Тутанхамон, был вынужден пойти на примирение со знатью и жречеством, восстановив прежний порядок, а спустя четверть века после смерти Эхнатона, жрецы объявляют его еретиком , разрушают его город , а вычеркивают его имя из списков «законных» фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб. Однако разрыв с традициями при Эхнатоне вызвал столь решительные сдвиги во всех областях культуры, что полный возврат к старому был уже невозможен. Значение искусства Амарны не ограничилось временем ближайших преемников Эхнатона; оно сыграло существенную роль и в сложении искусства периода XIX династии, а тем самым и всего искусства второй половины Нового царства в целом.

Источники:

- Art history of development, 1994 Betta, Москва;

- Виртуальная энциклопедия Древнего Египта - http://members.xoom.com/_XMCM/foox/;

- http//www.egipt.com;

- http://www.yandex.ru/.

Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, Аменхотеп IV выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, на том месте, где находится сейчас селение Амарна, новую столицу, назвав ее «Ахетатон», что значит «Небосклон Атона». По названию места раскопок столицы Аменхотепа IV весь период его царствования часто называется «амарнским». Сам он также принял новое имя – Эхнатон – «Дух Атона».

doc4web.ru