Акведуки - постройки Древнего Рима. Акведук это в древнем риме
Римские Акведуки – Картинки - Фото
Римские акведуки, являясь шедеврами гидротехнического искусства, не имеют аналогий в античном мире. Вода - это жизненно необходимый предмет потребления, и потребность в ней особенно высока в Средиземноморье с его длинным, жарким и сухим летом. Рост городов привел к повышению спроса на воду, и, по меньшей мере, с V века до н.э. некоторые крупные греческие города снабжались водой, проведенной из отдаленных источников по акведукам. Самый первый римский акведук датируется 312 г. до н.э.
К середине I века н.э. в Риме было девять акведуков, о которых написал подробные трактаты знаменитый сенатор и консул Секст Юлий Фронтин, руководитель водного хозяйства Рима. Позднее в империи было построено только два новых акведука; вместе с ними общая протяженность водопровода превысила 450 км.
Арки акведука Клавдия, пересекающие поля к востоку от Рима и несущие наверху канал Новый Анио.
По приблизительным подсчетам, античный Рим (город) имел больший показатель водоснабжения из расчета на одного человека, чем современный город, хотя эта цифра вызывает некоторые сомнения: ясно, что акведуки строились не только для снабжения населения Рима питьевой водой, но и для множества других целей. Часть воды шла на ирригацию загородных садов за городом и на производственные цели, но все большее количество воды требовалось для общественных нужд: бань, городских фонтанов, цирков.
Частным лицам за право подключения к общественному водоснабжению и необходимо было получить разрешение у римского сената и платить за воду. Поступление в частный дом воды было роскошью, а демонстрация воды в фонтанах и бассейнах - свидетельством материального достатка. В других частях империи акведуки были предметом престижа, часто их строили богатые благотворители, в том числе при возведении нового банного комплекса.
Технология акведуков
Почти все античные акведуки были простыми самотёчными системами. Источник должен был находиться выше, чем город, который он обслуживал, а водопровод должен был иметь постоянный уклон вниз, чтобы вода стекала под действием силы тяжести. До города вода обычно шла по прямоугольному желобу, облицованному изнутри водонепроницаемой замазкой из извести и измельченной терракоты. Желоб был закрыт сверху, чтобы вода была чистой, но не был закупорен, как современные водопроводы. Угол наклона был достаточно маленьким, чтобы вода не вымывала дно желоба, но при этом он должен был обеспечивать ее движение. Античные авторы говорили о минимальном угле наклона между 1:5000 и 1:200, но фактические примеры лежат в пределах от 1:40 у первых 6 км карфагенского акведука до 1:14000 у 10-километрового участка акведука в Ниме.
Там, где это было возможно, желоб акведука лежал в земле, но мог и подниматься на надежный фундамент каменной кладки для создания ровного утла наклона при пересечении небольших низин или впадин. Время от времени для компенсации крутых склонов вводились короткие вертикальные участки, похожие на водопады.
На схеме показано, как работает изогнутая часть трубопровода (обратный сифон) с использованием закрытой системы труб при пересечении глубокой низины.
Использование самотёчной системы подразумевало, что желоб нигде не должен был подниматься выше, чем расположен источник. Акведук должен был также обходить такие препятствия, как горы, или проходить сквозь них по туннелю. Трудности, которые это могло повлечь за собой, ясно видны из длинной надписи, найденной в Алжире, прославляющей труд римского военного инженера и землемера по имени Ноний Дат. Дат отвечал за прокладку водопровода для города Салды в Мавритании Цезарейской. К сожалению, во время постройки крупного туннеля длиной около 500 метров что-то пошло не так, поскольку, как говорит надпись, две группы, копавшие туннель с разных концов, выполнили каждая больше чем половину работы, но не встретились. Дат был отозван назад, провел повторное исследование линии и привел это предприятие к благополучному завершению. Вероятно, прокладка туннелей всегда была одним из самых сложных этапов строительства водопроводов. Изучение сернакского туннеля, являющегося частью акведука, снабжавшего водой римский город Немаус (Ним), показало, что над участком длиной 60 м в течение двух месяцев работало шесть групп рабочих, равномерно расставленных вдоль водовода.
Проблемы также возникали, если на пути акведука лежала крутая низина. Там, где это было возможно, римляне предпочитали обходить низину поверху, так как это, по-видимому, было самым простым и самым дешевым техническим решением. Альтернативой была постройка моста, такого как Пон-дю-Гар, по которому через реку Гар к городу Ниму проведен римский акведук длиной 50 км. Его высота почти 49 м, а длина центрального пролета - 24,5 м. Вероятно, из всех римских акведуков он производит самое сильное впечатление, но он не был единственным. Столь же впечатляюще выглядят остатки длинных фундаментов-аркад, оставшихся от акведуков, снабжавших водой Рим. Они до сих пор видны на равнинах Римской Кампании. Арки использовались для уменьшения объема строительства и для сохранения простоты коммуникаций там, где акведук пересекал поля или жилые районы.
На подходе к городу акведук часто шел по аркам, поскольку многие античные города строились на холмах, и канал с водой нужно было поднять на такую высоту, чтобы вода могла поступать в город. Результатом стали такие впечатляющие сооружения, как трехъярусный акведук в Сеговии (Испания).
Художественная реконструкция показывает арки акведука Клавдиев-Новый Анио, пересекающие петлю более древних и низких акведуков Марцев-Теплый-Юлиев прямо над ведущей из Рима дорогой Виа Латина.
Еще одним способом пересечения глубоких низин, в тех случаях, когда построить через них мост было невозможно, стало сооружение закрытой напорной системы в форме обратного сифона. В этом случае вода поступала в свинцовый трубопровод, идущий от резервуара-накопителя, расположенного выше, по низкому мосту через низину и вверх под собственным давлением в приемный резервуар, расположенный на другой стороне чуть ниже, чем первый. Затем нормальная работа акведука возобновлялась. Потрясающие воображение сифоны сохранились возле городов Аспендос (ныне в Турции) и Лион (Франция). Сохранилось описание свинцовых труб диаметром до 0,3 м (1 римский фут). Система в целом могла справиться с разницей в уровнях, превышающей 100 м (300 римских футов).
Там, где акведук входил в город, специальный резервуар (castellum aquae) распределял воду по нескольким водопроводным трубам. Он был оборудован шлюзами для контроля водоснабжения, что позволяло закрывать отдельные части для ремонта. Трубы часто делали из свинца, терракоты, а в северо-западных провинциях - из дерева. Их прокладывали под улицами или мостовыми, и вода циркулировала под давлением по замкнутому кругу. Как предполагал римский архитектор и писатель Витрувий, распределительные трубы были сконструированы так, чтобы в периоды нехватки воды частное водоснабжение могло быть отключено в первую очередь, вслед за ним - бани и общественные постройки. В самом плохом варианте вся наличная вода поступала только в общедоступные фонтаны. Поскольку все дома в Помпеях находились не дальше 50 м от уличного фонтана, все городское население имело доступ к чистой воде.
Каждый элемент конструкции акведука, взятый в отдельности, впечатляет. Но если учесть весь объем организации, а также практическое воплощение и способность римских инженеров к решению сложнейших проблем, касающихся системы водоснабжения в целом - а они и вправду поразительны, - легко согласиться с такими античными авторами, как Плиний Старший или Фронтин, что акведуки являются одним из величайших чудес древнего мира.
Невероятно высокий Пон-дю-Гар несет на себе нимский акведук через глубокую долину реки Гар.
22.09.2018
mjjm.ru
Как устроен акведук
Термин «акведук» пришел к нам из латинского языка (aguae ductus) и в переводе означает «ведущий воду» (agua — вода, duco — веду). Что такое акведук в современном русском понимании? Это — сооружение для пропуска водных потоков на значительной высоте через пересеченную местность, включающую преграды естественного и рукотворного происхождения.
Акведук используется для обеспечения водой населенных пунктов, промышленных производств или сельскохозяйственных угодий из находящегося на возвышенности отдаленного источника воды. Принцип работы акведука заключается в свободной подаче воды по желобу, кювету, трубе под небольшим уклоном. Таким образом, используются физические законы, позволяющие без дополнительных усилий перемещать огромные потоки воды по искусственно созданным каналам.
Из истории возникновения акведуков
История возникновения акведуков берет свое начало от древних вавилонян и египтян, которые научились строить водоводы для снабжения своих жилищ водой, наблюдая за естественным течением рек — с возвышенности на более низкий участок.
Еще в VII веке до н.э. ассирийцами был возведен известняковый акведук для обеспечения водой их столицы Ниневии. Источник от столицы отделяла широкая долина. Протяженность водовода составила 80 километров, а его трехсот метровый участок над долиной достигал десятиметровой высоты.
В истории сохранились сведения об акведуках, которые сооружали племена майя и древние греки. Древнегреческий путешественник, географ и историк Геродот воспел акведук на острове Самос как одно из чудес света.
Построенные древними римлянами акведуки значительно отличались от первых сооружений по своей технологии уже в те времена для их строительства использовались такие водостойкие материалы, как пуццолановый бетон.
В возведении акведуков участвовали лучшие зодчие, производящие сложные точные расчеты. Например, акведук в Провансе Пон-дю-Гар имел разницу в высоте между источником и конечным пунктом всего 17 метров. При этом его общая длина составляла 50 километров, причем на каждый километр уклон составлял всего 34 сантиметра. Такая точность и лучшие строительные технологии обеспечили римским акведукам многовековое успешное использование — даже спустя тысячу лет после развала Римской империи акведуки не потеряли свою технологическую значимость.
В некоторых случаях при строительстве акведуков перепад поверхности составлял свыше 50 метров. Для того, чтоб обеспечить свободное прохождение водного потока, строители создавали дополнительно напорный водовод (дюкер). Эти технологии используются и сегодня, когда при прокладке водопроводов приходится пересекать места со значительными углублениями.
Современное использование акведуков
В современном понимании, определение, что такое акведук, заключается в описании сооружения, предназначенного для перемещения больших потоков воды надземным способом. Учитывая высокую себестоимость возведения и содержания акведуков по сравнению с подземными водопроводами, сегодня их строительство оправдано лишь в густонаселенных гористых странах, преимущественно там, где прокладка подземного водовода сопряжена с определенными трудностями.
Однако в ряде стран эксплуатируются акведуки, предназначенные для пропуска судов над руслом реки или над долиной. Эти мостовые конструкции позволяют соединять системы каналов, по которым могут пройти небольшие суда. Строительство их началось еще в XVII веке, и некоторые из них успешно действуют и сегодня.
Наиболее известными современными водяными мостами для судоходства являются:
Магдебургский судоходный акведук (Германия, 2003 год) длиной 918 метров, проложенный над поверхностью земли поперек реки Эльбы и соединяющий каналы Эльбе-Хафель и Миттеланд.
Акведук Понткисиллте, Врексхем (Великобритания, 1795-1805 гг). Водяной мост построен в долине реки Ди для соединения угольных шахт Денбигшира с национальными судоходными каналами посредством канала Эллесмер.
Поворотный водяной мост, Бартон (Великобритания). Он сооружен на реке Ирвелл и предназначен для переноса канала Бриджоутер через Манчестер Шип. Поворотный акведук построен в 1894 году и не имеет аналогов во всем мире.
normateh.ru
Акведуки Древнего Рима - чудо инженерии. История и постройка
Акведуки стали важным достижением древнеримских инженеров: благодаря строительству этих сооружений римлянам удалось наладить идеальную систему водоснабжения городов, требующих большого расхода воды.
Акведук представляет собой оросительный канал, идущий через дороги и реки: по таким каналам в города доставляли воду. Если акведук протягивали на поверхности земли, то перекрывали верх с целью сохранить воду чистой. Нередко на пути таких древних трубопроводов встречались овраги или ямы: тогда архитекторы трудились над созданием прочных и почти воздушных конструкций. Арочные пролеты украшали и дополняли ландшафт. Арки шли в несколько ярусов: это помогало сделать сооружение особенно устойчивым.
Известны самые старые водопроводы мира – это египетские и ближневосточные конструкции, которые снабжали водой древние государства, Египет и Ниневию.
Римские акведуки: история
Наиболее выдающимися по величию архитектурной мысли и сложности конструкций были акведуки Древнего Рима. До сих пор туристы могут видеть на экскурсиях некоторые отлично сохранившиеся водопроводы в европейских городах.
В 6 веке до нашей эры у жителей миллионного города Рима возникла насущная потребность в постройке акведука для подачи в город питьевой и технической воды. Горожанам не поступала вода в достаточном количестве, кроме того – вода требовалась для обеспечения терм, римских саун.
Аквия Апия стал первым мостом длиной в 16 км. Далее римляне выстроили акведуки Марция и Клавдия: они исправно снабжали город водой.
Известные древние водопроводы
1. Лучше всех удалось сохранить 275-метровый Гардский акведук, расположенный в одной из французских провинций поблизости от крупного города Нима. На стене конструкции архитекторы оставили надпись, по которой ученым удалось установить примерное время постройки и первоначальную высоту моста – акведук был выше, чем известный Колизей.
Работали над возведением сооружения каменщики, руководил которыми зять императора Августа. Мост с многочисленными арками выстроили из каменных блоков: вес некоторых из них достигал 6 тонн. Этот акведукпоставлял воду из речки Фонтан-дель-Юр: несмотря на отсутствие декоративных элементов мост очень функционален и прост в конструкции.
Длинный и прочный акведук тянул воду над очень сложным рельефом местности: архитекторы моста смогли с высокой точностью рассчитать несущие детали и расположить арки по закону строгой симметрии. Трехъярусный акведук состоит из нескольких рядов арок, размещенных друг над другом.
Среди сохранившихся акведуков Древнего Рима именно этот долгое время интенсивно использовался в качестве магистрали, но ввиду износа сооружения мост закрыли для проезда транспорта. В наши дни по акведуку запрещено автомобильное движение – пропускают лишь пешеходов.
Особой изюминкой акведука является его уникальный способ построения: большое количество каменных блоков держится лишь на ювелирной подгонке камня. В конструкции не использован цемент или другие скрепляющие строительные компоненты, но блоки безупречно прилегают друг к другу. На блоке во втором ярусе исследователи отыскали высеченное на камне имя «Вераний» - возможно, это имя принадлежит архитектору моста.
2. Среди других акведуков Древнего Рима известен Карфагенский водопровод – сейчас от него остались лишь руины, а когда-то он подавал в город воду из рек Тунисского Атласа. Это мощное сооружение имело длину 132 км. Потоки воды текли естественно, по уклонам рельефа. Сам акведук заложили жители Карфагена, а завершили постройку римляне. Несколько раз сооружение было разрушено и восстановлено.
3. Древний водопроводный мост 30-метровой высоты расположен в испанской провинции Сеговия – он тянется на 17 километров. Ныне сохранившийся один из пролетов бывшего моста можно увидеть в центре города. Поток из этого водопровода направлялся сначала в большие цистерны, затем из резервуаров вода шла по другим внутригородским каналам. Сооружение разрушили мавры в XI веке, но затем акведук быстро восстановили.
4. Константинополь был крупным и хорошо развитым городом, где также была велика потребность в снабжении чистой водой. Даже на северных землях Африки можно встретить акведуки Древнего Рима - римляне и на этой территории выстроили общественную систему водоснабжения. Сейчас в окрестностях Стамбула до сих пор туристам демонстрируют руины - небольшой фрагмент постройки. Это был один из известных и мощных акведуков - Валента, также много раз подвергавшийся реконструкции. Водопровод отличался классическим римским стилем, мост был украшен арками, от одной из которых начинался знаменитый туристический маршрут - бульвар Ататюрка.
5. Древним инженерам было под силу не только снабдить город водой, но и разработать успешную систему сохранения влаги. В старинном Стамбуле работали более 40 водохранилищ, некоторые из них функционируют и сейчас.
Туристы едут в Стамбул посмотреть на уникальный подземный зал-резервуар с 336 колоннами: это Цистерна Базилика, расположенная неподалеку от Храма Софии. Хранилище воды отстраивали почти четверть века, а пользовались этим резервуаром больше 1000 лет. Теперь это настоящий музей рукотворных чудес, привлекающий путешественников со всего мира.
6. Также интересен и акведук в Эфесе – древнем городе, в котором был возведен беломраморный храм Артемиды. После войн город оказался во власти римлян, которые стремились благоустроить все свои наделы. В Эфесе выстроили не только бани и библиотеки, школы и театр, но и провели систему водоснабжения с акведуком. Водопровод создали из керамического материала, он проходил над и под землей. Водную магистраль собрали из трубных секций, соединенных между собой функциональными растровыми соединениями.
Водопроводы Древнего Рима
Увидеть древние акведуки и посетить самые интересные места, связанные с историей Рима, вполне реально – достаточно приобрести доступную по цене туристическую путевку в бюро путешествий Resort.ru. Это обширный выбор туров и самые комфортные условия поездки, приятные впечатления от экскурсий и великолепного сервиса.