История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Скульптурный портрет в Древнем Египте. Скульптурные портреты древнего египта


Скульптурный портрет в Древнем Египте — МегаЛекции

Египет

Хронологический анализ архитектуры и искусства Др. Египта.

Додинастический (4 тыс. до н. э.).

Древнее царство (3200-2400 гг. до н. э.).

Среднее царство (21 в. - начало 19 в. до н. э.).

Новое царство (16 - 12 вв. до н. э.):

1) Искусство времени XVIII династии (16-15 вв. до н. э.)

2)Искусство времени Эхнатона и его приемников (конец 15 - начало 14 в. до н. э.)

3)Искусство времени XIX династии (14 - 12 вв. до н. э.)

Позднее время (11 в. - 332 г. до н. э.)

Религия Др. Египта. Боги. Иконография.

В духовной и практической жизни главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, поклонялись растениям (лотосы), насекомым (жук-скарабей) и животным (корова, шакал). Люди поклонялись множеству богов. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила Небесного, где плывет на лодке бог солнца – Ра (солнце в зенитебог солнца – Ра ()е ебесного и представляли как соединение Нила Небесного и ристый с еры.авленных друг на друга мастаб.

) и Нила подземного, к которому каждую ночь Ра возвращается (на запад), одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Восходящее же солнце олицетворял бог Хепри в виде жука-скарабея, отвечающего за воскрешение людей. Осирис – бог плодородия умирающей и воскресающей природы.

Сет – бог зла и пустыни.

Шу – бог воздуха.

Тефут – богиня влаги.

Нут – богиня неба.

Геб – бог земли.

Хатхор – богиня мудрости.

Осирис – бог царства мертвых.

Путь умершего человека подробно описан в «Книге мертвых», которую клали в саркофаг.

Египтяне верили в воскрешение души, если тело будет целым, и поэтому, мумифицировали тела фараонов.

По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило её первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были пересены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять своё племя.

Каноны в архитектуре и искусстве Древнего Египта.

Для египетских рельефов и росписей характерны три основных признака, сложившихся во времена Древнего царства:

1. Передача человеческого тела в условном изображении:

– плечи в фас

– лицо и ноги в профиль

– нижняя часть тела в три четверти

2. Выделение фигуры фараона или знатного человека путем увеличения размеров его изображения по отношению к окружающим фигурам.

3. Построчное расположение изображений

Яркий пример применения канонов в египетском искусстве – палетка фараона Нармера (Н’р м’р), которая полностью соответствует всем трем канонам.

Скульптура

Композиционные каноны в скульптуре также сложились в эпоху Древнего царства и определили направление всего дальнейшего египетского искусства. Одним из основных типов скульптуры была, сидящяя на троне или кресле в строго фронтальной позе (фигура фараона Джосера).

Архитектура

Один из наиболее важных канонов египетской архитектуры – размеры пирамид фараонов больше размеров пирамид подчиненных.

В древнеегипетской архитектуре сложился целый ряд канонов, связанных с ориентацией сооружения. Каких либо жестких правил по ориентации здания на местности не существовало, но преимущественно все сооружения ориентировались на какие либо космические объекты (звезды, светила).

Кроме этого для египетской архитектуры характерен символизм (на пример: пирамида олицетворяет восхождение к богам).

Кроме того, все пирамиды были тщательно сориентированы по сторонам света.

 

Скульптурный портрет в Древнем Египте

Душа умершего, находящаяся в статуе, принимает участие в погребальных обрядах и церемониях. Статуя служила для сохранении я земной формы усопшего, поэтому ей бло придано портретное сходство с ним. Это делалось на случай пропажи или гибели мумии. Умерший изображался в расцвете сил: мужчина – 40 или 50 лет, женщина – 20 или 25 лет. Начиная с V династии наряду с идеализированной статуей в мастабу часто помещали реалистическое изображение усопшего.

Портретная статуя, по верованию египтян, должна была обладать портретным сходством для обеспечения загробной жизни умершему. Статуи сильно обобщены, в изображении исключены несущественные, случайные детали. Формы строго геометризированы, статичны. В симметричных позах легко угадывается очертание глыбы камня.

Статуи устанавливались в специальных нишах, и не были предназначены для рассмотрения ни с какой стороны, кроме как с лицевой.

Стоящие фигуры одна нога слегка выдвинута в перед, руки опущены вдоль тела, или одна рука опирается на посох. Стоячие женские статуи: ноги сомкнуты, правая рука лежит на талии. Во всех фигурах подчеркивается физическая мощь. Статуи канонически раскрашивались: одежда – в белый цвет, волосы – черный, глаза инкрустированы.

Парные статуи, помещенные в гробницах, являются характерным признаком египетской скульптуры. Среди шедевров – раскрашенное изваяние супружеской пары Рахотепа и Нофрет выполненные в форме круглой статуи.

Стиль скульптуры Древнего царства сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур, величавой торжественности образов. Статуи устанавливали в специальных нишах, устроенных в гробницах знати или царских заупокойных храмах у стен. Статуи не были рассчитаны на рассматривание их с разных сторон. Скульптура в значительной степени подчинялась также формам и пропорциям архитектуры. Для статуй характерны: симметрия, строжайшая уравновешенность правой и левой половины тела. У спокойно, прямо стоящей фигуры мужчины левая нога выдвинута вперёд, руки или опущены вдоль тела, или одна из них опирается на посох. Женская фигура обычно стоит с сомкнутыми ногами. Правая рука опущена вдоль тела, левая лежит спереди на талии. В парных супружеских статуях жена зачастую обнимает одной рукой мужа за талию. У сидячих фигур также фронтальна постановка, тоже близко сдвинуты, а то и сомкнуты колени, ступни ног, и одна, а то и обе руки лежат на коленях. Канонические правила требовали никогда не передавать в скульптуре случайные движения и позы. В фигурах фараонов и знатных лиц особенно подчёркивали физическую мощь, силу. Художники обобщали детали, отбрасывали второстепенное, создавали спокойные, бесстрастные лица, могучие, величаво - монументальные тела. Промежутки между руками и телом, между ногами каменных статуй почти всегда не высечены. Эти части оставшегося камня условно закрашивались в так называемые цвета пустоты - чёрный и белый. Тела мужских статуй окрашивались красновато-коричневой, а женских - светло-жёлтой охрой, передавая цвет загорелой кожи. Одежды, которые в Древнем Египте ткали изо льна, покрывали белой краской, волосы - чёрной. Глаза инкрустировали светлым и тёмным камнем. Параллель со скульптурой указывает на стилистическое торжество. Лучшим примером может служить статуя Хефрена. Подчёркивается абсолютная статика предельно конструктивной массы этого памятника. Статуя Хефрена вся расположена в одной плоскости. Это то же, что и в пирамиде - господство массы над пространством. Каменное зодчество Древнего царства уже почти целиком использовало все те материалы, которые встречаются в искусстве Египта вплоть до нашей эры. Из мягких пород камня употребляются известняк и песчаник, из твёрдых - гранит, диорит, порфир, базальт. Весь этот материал добывался в самом Египте.

В статуях-памятниках вся структура лица дана совершенно иначе, создаётся близко к оригиналу портрета. Глаза уже сидят глубоко в орбите; всё лицо проработано, ощущается его костяк; мускулы, складки кожи. Резкая игра светотени преобладающей чертой нового портретного стиля. В области художественного ремесла, как и раньше, изобилуют изделия из камня: сосуды, вазы в виде уток, жертвенники. Хорошо разработанная техника фаянса позволила изготовлять сосуды красивых расцветок. Дальнейшее развитие получила обработка металла, появились бронзовые сосуды новой формы и лучшей выделки. Найденные в гробницах деревянные статуэтки, нередко изображают целые сцены повседневной жизни.

megalektsii.ru

Скульптура Древнего царства. Египетский портрет

2011-04-19

Исторический период, именуемый Древним царством, радует нас большим количеством прекрасных древних скульптур, в том числе и портретных. В круглой скульптуре, больше чем в рельефе, наблюдаются четкие каноны и композиции, которые в дальнейшем просматриваются во всём развитии египетской пластики. Скульптура изображает, как правило, человека в движении, у которого левая нога выставлена вперед. Ещё изображают фигуры, стоящие на одном колене, фигуры на корточках или сидящими на троне с одинаково расположенными руками на коленях.

 

Скульптуры Древнего царства отличаются высоким качеством обработки используемых материалов. В то время, большинство древних скульптур изготавливались из камня или дерева. Древние скульптуры Нофрет и Хемона свидетельствуют о прекрасном владении навыками обработки мягкого известняка. А древняя диоритовая скульптура Хефрена из Каирского музея свидетельствует об удивительном умении обрабатывать твердые породы камня. Статуя сельского старосты в Каире – прекрасное подтверждение навыков обработки дерева. Изначально все эти скульптуры были разукрашены и даже на многих из них, которые дошли до нас, превосходно сохранился цвет. Даже в раскраске имеет своё отражение канонизация искусства Древнего царства. Вследствие чего, художник не мог самостоятельно выбирать цвет, он был определён для каждого отдельного объекта. Можем привести пример: фигура мужчины, как в рельефе, так и в круглой скульптуре имела кирпично-красный оттенок, а фигура женщины коричневато-желтый оттенок. Скульптурный портрет Древнего царства, так же как и рельеф, имел тесную связь с религией, с теми сложными представлениями, которые установили жрецы для укрепления существовавших ранее классовых отношений.

 

Изначально, лишь фараон мог пользоваться привилегией загробных благ, позже её начинают использовать и приближенные ему лица. Учёные и историки уже во второй половине прошлого века отмечают высокую реалистичность облика Нофрет и Шейх эль Беледа. Интересен тот факт, что в 1888 году во время раскопок Мариэтта из земли показалась статуя Шейх эль Беледа, и люди воскликнули: «О, это же наш сельский староста». Эта древняя скульптура так же, как большинство других скульптур Египта периода пятой династии, середины третьего тысячелетия до нашей эры, являются очень реалистичными. Но главная задача состоит не в том, чтобы установить реализм этих архитектурных памятников, а в том, чтобы выяснить особенный характер данного реализма. Даже если бегло взглянуть на эти портретные головы, то легко можно увидеть различие между головами Древнего, Среднего и Нового царства. Но если сделать более глубокий анализ, то можно увидеть, что скульптура тесно связана с архитектурой, которая в эту эпоху приобретает свои самые величественные монументальные черты.

 

Древние скульптуры писцов в Лувре и Каире являются яркими представителями того, как в синтетическом типе искусства Древнего царств архитектура определяла формы пластики. Портрет является типизированным. Передается своеобразная идеальная сущность. В облике нет ничего мимолетного, лишнего. Религиозные представления о двойнике, которые связанны с тем, что нужно оживить статую, в конечном счёте, привели скульпторов Древнего царства к использованию вставных глаз. К примеру, радужная оболочка глаз в статуях Рахотена и Нофрет изготовлена из серовато-голубого халцедона (его ещё называют сапфирином). Взгляд очень реалистичен и живой. Взгляд в скульптурном портрете Древнего царства обладает неким иллюзионизмом. Этот образ особо выразительно представлен в каирской статуе фараона четвёртой династии Хефрена. Составными элементами образа являются обобщенность формы, полная статика и геометрия композиции. Ещё ни разу в скульптурах Древнего царства, образы не достигали таких абсолютных форм идеализации.

 

Но хочется отметить, что лицо находится в полной гармонии со стилистической направленностью всего памятника. Живое начало в лице, представляется длительным процессом, а не мгновением, которое остановилось. В этом и вся суть воплощенной здесь идеи иератизма. Древняя статуя Хефрена олицетворяет его не только как личность, но и как образ фараона в целом, с его идеей власти наместника некоего божества на земле. Нужно вспомнить, что период правления четвёртой династии, к которому относится этот памятник, приходился на третье тысячелетие до нашей эры, и это был период расцвета. Переход к искусству пятой династии ознаменован некой утерей идей монументальности. В эпоху правления этой династии власть фараона становилась слабее, а земельная знать начала приобретать самостоятельность. И когда эта знать давала индивидуальные заказы, то скульпторы на свои работы переносили черты лица, которые недавно характеризовали самого фараона.

 

Со временем в памятниках пятой династии стиль изменяется, хотя общий образ портрета остаётся таким же. Удлиняются пропорции тела, увеличивается линия силуэта. Ни на голове Ти, Ранофера или писца из Лувра, ни даже в образе «сельского старосты» не наблюдается ничего индивидуального, мимолетного. Отдельное место занимает группа древних памятников, найденных в течение последних лет в Гизе. Они относятся ко времени правления IV династии и выполнены из известняка. Особого внимания заслуживают скульптуры в виде женских голов царских дочерей. Они были обнаружены отдельно от тела перед камерой с саркофагом фараона. По мнению ученых, обследовавших на месте эти головы, их расширяющиеся у основания шеи, указывают на постамент.

 

Самым важным открытием являлся отличающий эти головы от всех других предшествующих и последующих скульптур Древнего царства, стиль, он менее типологичный и более реальный. Очень живо переданы глаза, совершенно без инкрустаций, моделировка энергичных по своему выражению лиц отличается особой мягкостью. Весьма вероятно, что эти известняковые древние головы являлись копиями гипсовых масок. В любом случае на примере этих скульптур мы видим подлинно реалистические тенденции в портретном искусстве первой половины 3-го тысячелетия до нашей эры. Так же родом из Гизы замечательная по своему качеству исполнения статуя Хемиуну времен IV династии. В этой скульптуре так же поражает очень качественная передача портретных черт.

www.transantique.ru

Скульптурные портреты Нефертити | Искусство Древнего мира

Нефертити

К самым лучшим произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити.Особо знаменит бюст из раскрашенного известняка, который древние скульпторы выполнили в натуральную величину. В этой композиции царица одета в синий головной убор и на ней большое многоцветное ожерелье.Ее лицо имеет розовый цвет, губы — красный, брови — черный. Правая глазница сохранила глаз, сделанный из горного хрусталя, где в качестве зрачка использовали черное дерево.

Тонкая шея словно гнется под тяжестью убора. Голова у скульптуры немного выдвинута вперед, и это положение головы добавляет равновесие всей скульптуре. Достаточно одного взгляда на лицо царицы, чтобы понять — перед нами работа, безусловно, гениального скульптора. Впечатляющая уверенность, из которых скульптор передал форму щек, губ, подбородка, шеи.

Не менее гениальна и головка, которая предназначена для небольшой статуи царицы. Высота головки всего 19 см, она выполнена из песчаника теплого желтого оттенка, хорошо передавшего цвет загорелой кожи.

скульптура

Скульптор по какой-то причине не закончил работу: он не доделал ушей, не отполировал поверхность камня, не прорезал орбиты для глаз. Но, несмотря на незавершенность, головка производит огромное впечатление. Царица изображена здесь еще совсем юной. Немного улыбаются губы с милыми ямочками в углах. Лицо полное задумчивой мечтательности — это мечты молодости о будущем счастье, о предстоящих радости, успехи, мечты, которых уже не видно на позднем портрете.

По счастливой случайности известно имя мастера этих удивительных портретов: оба портрета Нефертити были найдены при раскопках мастерской скульптора Тутмеса в Эль-Амарне. На одном из предметов этой мастерской написано, что Тутмеса хвалил фараон и что он был начальником данных работ. Таким образом, можно заключить, что Тутмес был ведущим скульптором своего времени. И это бесспорно подтверждают его произведения.

Похожие записи

ancientart.ru