Афина древняя. Греческая Афина: храмы и статуи богини. История, легенды и описание. Храм Афины-Паллады
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Статуя Афины в Парфеноне: 13-метровая скульптура древней богини Афины Парфенос. Афина древняя


Древнегреческая богиня мудрости Афина - мифы и легенды

афина богиня

Древнегреческая мифология очень яркая, в силу представленного в ней множества богов и богинь. Одной из неординарных представительниц является прекрасная светловолосая богиня Афина Паллада. Отец ее, никто иной, как сам верховный бог Зевс властелин небес. По своей значимости Афина не уступает, а иногда и превосходит своего властного отца. Ее имя увековечено в названии греческой города - Афины.

Кто такая Афина

Появление Афины окутано тайнами, из текста древнего источника «Теогонии» следует, что Зевс узнал: его мудрая жена Метида должна родить великих дочь и сына. Правитель не захотел отдавать свои бразды правления кому-либо, и проглотил беременную жену. Позднее, почувствовав сильную головную боль, Зевс попросил бога Гефеста ударить его молотом по голове – так появилась во все своем вооружении Афина богиня войны и мудрости. Владея стратегиями и тактикой ведения справедливых войн, Афина преуспела и стала также покровительницей во многих видах ремесел:

  • общественный порядок – Афина богиня мудрости в государственных делах, учредила высший суд в Афинах;
  • корабельное дело и мореплавание - зодчие Ферекл, Арг и Данай, под наставничеством Афины создали свои корабли, один из которых Арго был отправлен богиней на небо;
  • мастерица по металлу – статуя Афродиты считается работой самой Афины;
  • ткацкое и прядильное ремесло – изготавливала одежду для себя и других богинь. Афина обучила ткать женщин. Прялка – символ Афины;
  • музыка – труба и двухрожковая флейта изобретение Афины;
  • целительство – исцеляла и воскрешала с помощью крови медузы Горгоны;
  • покровительница – во многих других положительных аспектах. Афину любят за вовремя оказанную помощь. Геракл, Одиссей, Персей, Ахилл, Ясон, Телемах герои древнегреческой мифологии, призывали в трудные моменты Афину.
кто такая афина

Как выглядит Афина?

Греческая богиня афина традиционно изображена в военном одеянии, с величественной осанкой в руке копье, блистающее на солнце. Гомер, древний сказитель эпической поэмы «Иллиада», описывает Афину как светлоокую, с зорким взглядом, полную мощи в золотых доспехах прекрасную, но «немягкую сердцем» Деву. Художники изображали богиню с суровым, задумчивым лицом, в длинном балахоне (пеплосе) или панцире.

Символ Афины

В мифологии, каждый предмет одеяния, фона вокруг божества изобилует различной символикой, имеющей сакральный смысл. Эти архетипы – связующее звено между людьми и богами. Зная эти символы, в памяти человека возникают образы, с помощью которых можно идентифицировать того или иного персонажа. Символика Афины легко узнаваема:

  • шлем Афины - из железа, украшен 4 конями, или чудовищем со змеиным хвостом;
  • копье – одна из статуй богини украшала древний акрополь в Афинах, ее сияющее золотом копье, первое, что видели мореплаватели, возвращавшиеся в город;
  • эгида – щит из козье шкуры, с изображением медузы Горгоны;
  • Ника - статуэтка богини Победы в руке Афины;
  • сова – символ мудрости;
  • змея – дар предвидения.

Дети Афины

Древнегреческая богиня Афина считалась целомудренной девой, сам Эрот игнорировал просьбу своей матери богини Афродиты пустить в Афину стрелу любви, так как боялся даже пролетать мимо из-за грозного взгляда богини. Тем не менее, радости материнства были не чужды Афине и она воспитала приемных детей:

  • Гигиея – богиня здоровья, считается по одним источником дочерью Асклепия (врачевателя) и Афины;
  • Эрихтоний – сын Геи и Гефеста, по легенде Гефест гнался за Афиной и обронил семя на землю, Гея посчитала это позором для себя и отказалась воспитывать сына. Афина тайно воспитала Эрихтония. Богиня Афина часто изображается со змеей, исследователи полагают - это символ Эрихтония.
афина богиня

Миф о богине Афине

Древнегреческая мифология описывает богов, которые подобно людям: любят, ненавидят, стремятся к власти, жаждут признания. Интересен миф о Афине, в котором Кекропс, первый афинский царь, не мог решить, кому быть покровителем города. Афина и Посейдон (бог океана) начали спорить, Кекропс предложил богам решить спор следующим образом: изобрести самый полезный предмет. Посейдон высек трезубцем источник воды, Афина ударила копьем в землю и появилось оливковое дерево. Женщины проголосовали за Афину, мужчины за Посейдона, так у Афин стало два покровителя.

 

womanadvice.ru

храмы и статуи богини. История, легенды и описание. Храм Афины-Паллады

Афина покровительствует стремящимся к познанию, городам и государствам, наукам и ремеслам, уму, сноровке, помогает молящимся ей повысить свою изобретательность в том или ином деле. В свое время являлась одной из самых почитаемых и любимых богинь, соперничая с Зевсом, так как по силе и мудрости была ему равна. Она очень гордилась тем, что навсегда осталась девой.

Рождение Афины

Она родилась необычным образом, как большинство божественных созданий. По наиболее распространенной версии, Вседержитель Зевс прислушался к совету, данному Ураном и Геей, после чего произвел поглощение своей первой жены Метиды-Премудрости в момент ее беременности. Мог родиться сын, который бы в результате сверг громовержца. После поглощения из головы Зевса родилась его наследница – Афина.

афина храм

Описание

Богиня-воительница отличалась от своих спутников по пантеону тем, что имела крайне необычную внешность. Другие женские божества были нежны и изящны, в то время как Афина не гнушалась использовать в ведении дел и мужской атрибут. Так, она запомнилась ношением доспехов. С ней было и ее копье.

Еще покровительница градостроения держала подле себя животное, которому отдавалась священная роль. Она надевала коринфский шлем, на макушке которого был высокий гребень. Характерно для нее ношение эгиды, что обтягивалась шкурой козы. Этот щит украшала голова, которую в прошлом потеряла Медуза (горгона). Крылатая богиня Ника является спутницей Афины. Священным деревом древние греки считали оливу и связывали ее непосредственно с этим божеством. Символом мудрости была сова, которая не уступала в этой ответственной роли змее.

По преданиям Паллада имела серые глаза и русые волосы. Очи ее были велики. Кроме красоты имела еще и хорошую воинскую подготовку. Она тщательно полировала доспехи, всегда была готова к схватке: копье навострено, а колесница – готова нестись на битву за справедливость. В подготовке к бою обращалась за помощью к циклопам-кузнецам.

греция храм афины

Святыни, возведенные в ее честь

Она пришла к нам из древности, но поклоняются богине и сегодня. Широко почитаема Афина. Храм является тем местом, куда все желающие могут прийти и обратиться к ней. Люди стараются сохранить эти культовые места.

Одним из самых значимых строений, прославляющих богиню, можно считать храм, созданный Писистратом. Археологи провели раскопки двух фронтонов и прочих деталей. Построен Гекатомпедон в шестом столетии до нашей эры. Размеры целлы достигали ста футов. Он был найден в девятнадцатом веке немецкими археологами.

На стенах строения имелись картины из мифологии древних греков. Например, там можно увидеть Геракла в борьбе со страшными чудовищами. Чрезвычайно живописное место!

Когда прошла Марафонская битва, начали построение Опитодома, также посвященного воительнице. Строительство не удалось завершить, поскольку вскоре нападение осуществили персы и разграбили город. Произошло обнаружение барабанов колонн с северных стен Эрехтейона.

Одним из самых значимых памятников архитектуры Древней Греции считается еще и Парфенон. Это уникальное строение, возведенное в честь Афины-Девственницы. Постройка датируется серединой пятого века до нашей эры. Архитектором считается Калликарт.

Старый Парфенон оставил после себя несколько деталей, которые использовали, чтобы застроить Акрополь. Этим занимался Фидий, когда шла эпоха Перикла. В связи с широким почитанием Афины храмы в ее честь были многочисленны и помпезны. Скорее всего, многие из них до сих пор не найдены и приятно порадуют нас в будущем. Хотя и сейчас есть большое количество строений, представляющих богатое историческое наследие.

Храм Эрехтейон в Афинах можно назвать выдающимся памятником. Его соорудили греческие архитекторы. Находится храм Афины-Паллады на севере - близ Парфенона на Акрополе. Был сооружен между 421-м и 406 годами до нашей эры, как считают археологи.

На создание прекрасного строения вдохновила людей Афина. Храм является образцом ионического ордера. Кроме богини войны и знаний, в этих стенах можно почитать владыку морей Посейдона и даже афинского царя Эрехтея, о котором мы можем узнать из легенд.

Историческая справка

Когда умер Перикл, начала возводить Греция храм Афины, чье строительство было не такой простой задачей и завершилось в то время, когда город постигло крушение.

По преданию, на той точке, где построили строение, когда-то спорили богиня-воительница и Посейдон. Каждый хотел стать властелином Аттики. Информация про храм Афины включает отсылки на хранившиеся здесь важнейшие реликвии полиса. Раньше под это был отведен архаический Гекатомпедон, который построили во время царствования Писистрата.

храмы и статуи афины

Храм был уничтожен на протяжении греко-персидского противостояния. Для этого места тоже большую роль играла богиня Афина. Храм включал в себя ее деревянного идола, который, как предполагалось, упал с неба. Почитался здесь и Гермес.

В храме большое значение придавали пламени золотого светильника, что никогда не угасало. Достаточно было налить масло в него всего раз в год. Храм назвали в привязке к остаткам, которые раньше были гробом Эрехтея. Кроме всего перечисленного выше, там было множество прочих святынь, которые, впрочем, имели не такое большое значение.

Служение богине-воительнице

Храмы и статуи Афины как одного из самых важных греческих божеств многочисленны и впечатляющи. С богиней связывали дерево оливы, которое сожгли в 480 году, но оно выросло из пепла и продолжило свою жизнь.

Древо произрастало недалеко от храма-святилища, посвященного нимфе Пандросе. Зайдя в святое место, можно было заглянуть в воды колодца, пополнявшегося от соленого водного ключа. Предполагалось, что сам бог Посейдон выбил его.

храм афины паллады

Переход права владения храмом

Не всегда в этих стенах царила богиня Афина. Храм некоторое время принадлежал христианам, которые проводили здесь свои богослужения во время существования Византии.

До 17 столетия за строением следили, поддерживали его и ухаживали. Ущерб был нанесен, когда 1687 год принес в Афины войска Венеции. Во время осады святыню повредили. Когда независимость Греции была восстановлена, фрагменты, которые упали, поставили на нужные места. В данный момент ничего, кроме развалин, к сожалению, не осталось. Еще можно увидеть былые черты в портике Пандросы, что находится на северной стороне.

Лорд Элджин, который был послан британцами в Константинополь в 1802 году, получил разрешение, данное султаном Селимом III на вывоз с территории страны всех найденных частей святыни, на которых могли быть найдены надписи или изображения. Одну кариатиду храма перевезли на территорию Британии. Теперь эта реликвия, как и фриз Парфенона, является экспонатом Британского музея.

храм эрехтейон в афинах

Архитектурная конструкция

Данное святилище обладает необычной асимметричной планировкой. Это вызвано тем, что имел место перепад между высотами почвы, на которой проходила постройка. С юга на север уровень земли снижается. Есть две целлы. В каждой из них должен был быть сооружен вход. Обильно наполняют строение реликвии древности. Прихожане входили с двух входов: северного и восточного. Ионические портики были их оформлением.

В восточной части Эрехтейона, что располагалась более высоко, находилось пространство, посвященное хранительнице города, которой являлась Афина-Полиада. Изображение богини из дерева хранилось именно здесь. Когда проходили Панафинеи, совершали подношение к нему нового пеплоса. В портике данной целлы имеются колонны, чье количество равно шести.

Внутренний вид храма

В западной части храма можно было увидеть вещи и элементы, которые прославляли Посейдона и Эрехтея. С лицевой стороны есть ограничение, которое создают две анты. Меж них - четверка полуколонн.

Подтверждено наличие двух портиков: северного и южного. Обрамление дверного входного проема с севера включало резьбу, включавшую розетки. Южная сторона примечательна знаменитым Портиком кариатид.

Его назвали так в честь шести статуй высотой чуть более двух метров. Они поддерживают архитрав. В состав изваяний включен пентеликонский мрамор. Сегодня вместо них стоят копии. Что касается оригиналов, их хранилищем стал Британский музей. Лорд Элджин ввез туда одну кариатиду.

информация про храм афины

Также музей Акрополя содержит остальные. Пандрозейон – таким являлось наименование портика кариатид. Пандроза была дочерью Кекропса. В честь нее и названо строение. В качестве сюжета, на основании которого построен фриз, взяли мифы, повествующие о кекропидах и Эрехтее. До наших дней дошли некоторые останки монумента. Изваяния, материалом для которых был паросский мрамор, закрепили перед темным фоном, который образовывал элевсинский материал.

fb.ru

История Афин

Основание города Афины теряется в глубине веков. По преданию, город существовал ещё до Микенской эпохи.

Согласно Платону, в его диалоге «Тимей» сообщается, что египетские жрецы богини Исиды рассказали Солону, посетившему Египет, о существовании в прошлом, еще 9.600 лет до н.э., процветающего города с названием «Афины».

Первыми жителями Афин считаются пеласги.

По преданию, во время правления Кекропа - первого мифического царя Афин (II-III тысячелетие до н.э.), именем которого и был назван первый акрополь (Кекропия), жителями Афин были ионийцы, переселившиеся на землю Аттики. Затем город был переименован в честь богини мудрости Афины, подарившей ему благодатное маслинное дерево - источник жизни и богатства, в связи с чем она и завоевала титул покровительницы города в споре с богом морей Посейдоном.

Богиня Афина ПалладаОливковое дерево- подарок богини АфиныПосейдон - бог моря

Знакомый всем миф о Тесее и Минотавре свидетельствует о тесной связи Афин с Критом ещё в Минойскую эпоху, когда отец Тесея, Эгей, восседал на афинском троне, который перешел после его смерти сыну.

Во время Троянской войны Афины выступили на стороне Микен, послав против Трои почти 3.000 солдат на 50 кораблях во главе с Менесфеем. В то время, ещё с III тысячелетия до н.э., действовали рудники в Лаврионе, добывая для города олово и серебро, а позже, в железный век, и железо. Изделия из керамики, производство оливкового масла, меда и вина, а также пентелийского мрамора способствовали в совокупности высокому росту торговли, что в скором времени принесло городу небывалый экономический расцвет.

Первым законодателем Афин считается Дракон, издавший в VII веке до н.э., так называемые, Драконовы законы, увековеченные им на мраморе. На смену жестким Драконовым мерам пришли законы Солона - «сейсахфея», освободившие жителей Аттики от долгового бремени.

В «Золотой век» (500-300 век до н.э.) Афины стали культурным и интеллектуальным центром Европы. То, что мы сегодня называем «культурой Запада», основывается во многом на культуре Древней Греции. В это время стратегом Афин был Перикл и, несмотря на то, что его правление длилось всего 32 года, V век до нашей эры назван его именем. Историк античности Фукидид называл Перикла «первым среди афинян», поскольку он, по его мнению, сочетал в себе основные «добродетели» великого государственного мужа: ум, красноречие, патриотизм и бескорыстие.

АфиныИсторик античности ФукидидПерикл

Политика Перикла была направлена на усиление гегемонии афинской демократии, которая стала символом свободного общества. Однако, непрекращающиеся конфликты с персидской империей привели, в конечном итоге, к катастрофе эллинизма в Пелопоннесской войне.

В 86 году до н.э., после осады, Афины были захвачены армией римского стратега Левкия Корнилия Силлы, которая подвергла город жестокому разграблению.

Но, несмотря на это, Афины по-прежнему оставались метрополией и в период римского господства, пока в III веке город не был разграблен и уничтожен германским племенем герулов. Правда, городу удалось сохранить свой духовный облик: в его школах обучались такие выдающиеся личности той эпохи, как, например римский император Флавий Клавдий Юлиан.

В 529 году - примерно 200 лет спустя после принятия Византией христианства в качестве официальной религии - на основе указа византийского императора Юстиниана афинские школы были закрыты.

В этот период времени Афины становятся тенью своего выдающегося прошлого: центр эллинизма уже давно переместился на север - в Македонию и на восток - в Константинополь, в результате чего Афины превращаются в маленький периферийный городок с численностью населения в 20.000 человек.

К тому времени Парфенон был обращен в христианский храм, посвященный Панагии (Пресвятой Богородице).

В XIII - XV веках Афины вновь претерпели осаду, но уже со стороны латинских государств, образовавшихся после падения в 1204 году столицы Византии - Константинополя - в ходе 4-ого Крестового похода.Былая слава города и его стратегическое положение содействовали тому, чтобы он стал столицей Франкского герцогства Афинского (в те годыАкрополь служил дворцом).

В 1458 году Афины были завоеваны турками. После вторжения османов, на город претендовала и Светлейшая венецианская республика. Именно в тот период от артиллерийского обстрела венецианских кораблей под руководством венецианского дожа Франческо Морозини пострадал великий памятник античности - Парфенон.

После национально-освободительной борьбы греческого народа в начале XIX века, ко времени, когда Афины стали в 1833 году столицей Греции, из-за многочисленных осад город представлял собой маленькое, практически опустошенное и разрушенное поселение.

Освободившись от турецкого владычества, начиная с 1834 года, Афины, по инициативе короля Оттона, уже на правах столицы Греции, начали застраиваться по проектам придворного архитектора Лео фон Клензе.

После Малоазийской катастрофы 1922 года, в связи с большим наплывом беженцев, прибывших с территории Малой Азии, уже в 1923 году в городе было создано много новых кварталов.

Во время Второй мировой войны Афины были завоеваны гитлеровскими захватчиками. С окончанием войны, и, особенно в 60-ые годы прошлого столетия, город начал вновь расти, застраиваясь не только на окраинах, но и в центре.

Греческая столица всегда был центром происходящих в стране политических событий. Здесь прошла революция 3 сентября 1843 года, в результате которых страна от абсолютной монархии перешла к конституционной монархии.

Здесь же имели место первые события Гражданской войны - так называемые Декабрьские события: ряд военных столкновений, прошедших с декабря 1944 года, практически сразу после освобождения города от немецких захватчиков (18 октября 1944 года), по январь 1945 года, между силами левых организаций - Национально-освободительным фронтом (ЕАМ), Национальной народной освободительной армией (ЕЛАС), Коммунистической партией Греции (ККЕ) - и армией греческого государства и Англии.

27 апреля 1967 года в Афинах был совершен государственный переворот, завершившийся приходом к власти военной диктатуры трех полковников (хунты) - Георгиоса Пападопулоса, Стильяноса Паттакоса и Николаоса Макарезоса, с их последующим свержением в 1974 году.

Вступление Греции в 1981 году в Европейский Союз (тогда Европейское экономическое сообщество) принесло городу много инвестиций.

А также почитайте:

История города Салоники История города Салоники

Салоники - это город с богатой историей.На протяжении столетий он был населен разными народами. Его создание совпадает с началом эпохи Эллинизма

История города Касторья История города Касторья

Согласно мифологии, свое имя, Касторья получила в честь сына Зевса, Кастораса. Но существуют и другие версии, по одной из которых оно произошло от болгарского «костур»

История города Ксанфи История города Ксанфи

Ксанфи (Ксанти) - крупный старинный греческий город, который заслужил звание столицы одноименного нома в Восточной Македонии и Фракии

www.grekomania.ru

АФИНА ПАЛЛАДА | Богиня Афина | Богиня мудрости | Мифы об Афине | Богиня Минерва | Рождение Афины из головы Зевса | Спор Афины и Посейдона | Сова Минервы | Эгида Афины | Статуя Афины Фидия | Арахна

АФИНА ПАЛЛАДА

Миф о рождении Афины Паллады. — Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей). — Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном. — Тип и отличительные признаки Афины Паллады. — Статуя Афины Паллады работы Фидия. — Богиня Афина и бог Эрот. — Миф о флейте сатира Марсия. — Афина-работница: миф о лидийке Арахне. — Великие Панафинеи.

 

Миф о рождении Афины Паллады

Один из древнейших греческих мифов рассказывает следующее о происхождении и рождении богини мудрости. Афина Паллада (в римской мифологии — богиня Минерва) была дочерью Зевса (Юпитера) и его первой супруги Метиды (в переводе с древнегреческого языка — «размышление»). Богиня Метида предсказала, что у нее сперва родится дочь, а затем сын, и этот сын будет властелином вселенной.

Зевс (Юпитер), напуганный таким предсказанием, обратился за советом к богине Гее (Земле). Гея посоветовала Зевсу проглотить Метиду, что он и исполнил.

Спустя несколько времени Зевс (Юпитер) почувствовал сильную головную боль. Зевсу казалось, что череп его готов разлететься на куски. Зевс попросил бога Гефеста (Вулкана) раздвоить ему голову топором и посмотреть, что там происходит. Лишь только Гефест исполнил его просьбу, как из головы Зевса вышла вооруженная и в полном расцвете сил Афина Паллада — «могучая дочь могучего отца», как богиню Афину обыкновенно называет Гомер.

рождение Афины Паллады

Богиня родов Илифия помогает Зевсу (сидит) родить Афину Палладу из его головы. Справа от Зевса: Илифия, Геракл, Арес. Слева от Зевса: Гефест (бежит), Гера, Посейдон, Аполлон. NB Над головой богини Геры летит кукушка — ее символ; бог Посейдон держит трезубец; бог Аполлон играет на лире.

Несколько памятников античного искусства (между прочими — Парфенонский фриз, не существующий теперь), изображали рождение Афины Паллады.

Афина Паллада есть, таким образом, олицетворение божественного разума и благоразумия Зевса (Юпитера). Афина Паллада — сильная и воинственная богиня, умная и рассудительная. Так как богиня Афина родилась не от матери, а прямо из головы Зевса (Юпитера), то Афине Палладе чужды все женские слабости. Богиня Афина отличается серьезным, почти мужским характером; ее никогда не смущают волнения любви и страсти. Афина Паллада — вечная девственница, любимица Зевса (Юпитера), его единомышленница, хотя иногда, как, например, в Троянской войне, богиня Афина поступает против воли отца.

Здраво и ясно смотрит Афина Паллада на человечество и охотно принимает участие во всех жизненных проявлениях людей. Афина Паллада всегда на стороне правого дела, помогает храбрым героям одерживать победы над врагами, является покровительницей Одиссея и Пенелопы, руководительницей Телемаха.

В богине Афине как бы олицетворяется человеческая культура. Богиня Афина изобрела много полезных предметов, как-то: плуг и грабли. Афина научила людей запрягать волов и заставила их склонить шею под ярмом. Мифы древней Греции полагают, что Афина Паллада первая смирила лошадь и превратила ее в домашнее животное.

Афина Паллада научила Ясона и его спутников построить корабль «Арго» и покровительствовала Аргонавтам все время, пока продолжался их знаменитый поход.

Афина Паллада — богиня войны, но она признает только благоразумную войну, ведомую по всем правилам военного искусства и имеющую определенную цель. Этим Афина Паллада отличается от бога войны Ареса (Марса), которому приятен вид крови и который любит ужасы и смятение войны.

Богиня Афина является повсюду строгою исполнительницей законов, покровительницей и защитницей гражданских прав, городов и гаваней. Афина Паллада обладает зорким глазом. Поэты античности называли богиню Афину «голубоглазой, светлоокой и дальнозоркой».

Афиной Палладой был учрежден Ареопаг. Богиню Афину почитали как покровительницу музыканты, художники и все ремесленники.

 

Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей)

Когда богиня Гея (Земля), родив от бога Гефеста сына Эрихтония (иначе — Эрехтея), бросила его на произвол судьбы, Афина Паллада подобрала Эрихтония и воспитала. По греческому мифу, Эрихтоний походил одною половиною своего туловища, а именно — его нижней частью, на змею.

Гея передает Эрихтония Афине Палладе

Богиня Гея передает новорожденного Эрихтония (Эрехтея) Афине Палладе. Слева изображен бог Гефест, отец Эрихтония. Бог Гефест держит кузнечные щипцы. В воздухе порхают две богини Ники. Справа — взрослый Эрихтоний.

Богиня Афина, занятая постоянно войнами, положила ребенка в корзину и поручила Эрихтония на время дочерям Кекропса, запретив им открывать корзину. Но две из дочерей Кекропса, вопреки советам старшей, Пандросы, мучимые любопытством, открыли корзину с Эрихтонием и увидали там спящего ребенка, обвитого змеей, которая тотчас же ужалила любопытных девушек.

Эрихтоний был поручен богиней Афиной Пандросе, дочери Кекропса, и вырос под ее наблюдением. Желая выказать Пандросе, а также и богине Афине свою благодарность, Эрихтоний выстроил в городе Афинах храм, одна половина которого была посвящена Афине Палладе, а другая Пандросе.

 

Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном

Когда Кекропс основал город, названный потом Афинами, он не мог решить, кого выбрать покровителем названного города — богиню Афину (Минерву) или бога Посейдона (Нептуна). Эта нерешительность царя Кекропса вызвала спор между богами — Афиной и Посейдоном.

Древнегреческий скульптор Фидий изобразил на обоих фронтонах Парфенона (храма Афины) этот спор. Куски этих фронтонов хранятся теперь в Британском музее.

спор бога Посейдона и богини Афины

Бог Посейдон и богиня Афина спорят о покровительстве над Аттикой.

Чтобы примирить богиню Афину и бога Посейдона, Кекропс решил выбрать того из них, кто изобретет самый полезный предмет. Бог Посейдон (Нептун) ударил землю своим трезубцем, и появился источник морской воды. Затем Посейдон сотворил коня, как бы желая дать понять, что народ, покровителем которого он, Посейдон, будет избран, станет племенем мореплавателей и воинов. Но богиня Афина превратила дикого коня в домашнее животное, а от удара копья Афины по земле появилось оливковое дерево, покрытое плодами, указывая этим, что народ богини Афины будет сильным и могучим благодаря земледелию и промышленности.

Царь Афин Кекропс обратился тогда к народу, прося его самого решить, которого из богов народ Афин желает избрать своим покровителем. Народ прибегнул к всеобщему голосованию, причем все мужчины подавали голос за бога Посейдона, а женщины — за богиню Афину. Одной женщиной оказалось больше, богиня Афина одержала победу, и город был посвящен ей. Но, опасаясь гнева Посейдона (Нептуна), пригрозившего поглотить своими волнами Афины, жители воздвигли храм и Посейдону. Вот каким образом афиняне в одно и то же время стали землепашцами, мореплавателями и промышленниками.

 

Тип и отличительные признаки Афины Паллады

Афина Паллада была главным божеством для афинян, и Акрополь считался ее священной горой. Античный культ богини Афины существовал очень долго и прекратился только под влиянием христианского учения.

Сохранилось много античных монет с изображением головы Афины Паллады (у римлян — богини Минервы). На одной из древнереческих монет изображена также сова — птица богини Афины, ее символ (сова Минервы).

Известный ученый Готфрид Мюллер говорит, что идеальным типом Афины Паллады является статуя Фидия — Афина Парфенонская. Черты лица статуи Афины Паллады работы Фидия стали прототипом всех статуй богини Афины у древних греков и богини Минервы у древних римлян. Знаменитый ваятель Фидий изобразил Афину Палладу со строгими, правильными чертами. У Афины Фидия высокий и открытый лоб; длинный, тонкий нос; линии рта и щек несколько резкие; широкий, почти четырехугольный подбородок; глаза, опущенные долу; волосы, просто откинутые по сторонам лица, и вьются слегка по плечам.

Афина Паллада (Минерва) часто изображается в шлеме, украшенном четырьмя конями, показывая этим, что богиня примирилась с богом Посейдоном (Нептуном), которому была посвящена лошадь.

Богиня Афина всегда носит эгиду. На эгиде Афины Паллады помещена голова Медузы Горгоны. Афина всегда украшена драгоценностями, и ее наряд очень роскошный.

На одной из античных камей на Афине Палладе, кроме блестящей эгиды, надеты богатое колье из желудей и серьги в виде виноградных гроздей.

Иногда на монетах шлем богини Афины украшен фантастическим чудовищем с змеиным хвостом. Афина Паллада всегда изображается со шлемом на голове, весьма разнообразным по формам.

Обыкновенное оружие богини Афины (Минервы) — копье, но иногда она держит в руке громовые стрелы Зевса (Юпитера). Афина Паллада также часто держит на руке статую Ники — богини победы.

Художники античности изображали охотнее всего Афину Палладу. На самых древних памятниках античного искусства богиня Афина изображается с поднятым щитом и копьем.

Эгида Афины Паллады, которую богиня всегда носит, есть не что иное, как шкура козы, на которую богиня прикрепила голову Медузы Горгоны. Иногда эгида заменяет богине Афине щит. Олицетворяя в физическом порядке молнию, Афина должна носит эгиду как отличительный признак. На статуях древнегреческой архаики Афина Паллада употребляет эгиду вместо щита. В эпоху золотого века древнегреческого искусства Афина Паллада носит эгиду на груди.

Голова Медузы Горгоны — также один из отличительных признаков богини Афины и изображается или на эгиде, или на шлеме. Голова Медузы Горгоны должна была намекать на то, какой ужас овладевал врагами Афины Паллады, когда богиня появлялась перед ними. На одной древнеримской фреске, открытой в Геркулануме, богиня Минерва одета в пеплос, ниспадающий на хитон грубыми и неизящными складками; Минерва закрыла левую руку эгидой и готова вступить в бой.

Статуя Афины Паллады работы Фидия

Знаменитая статуя древнегреческого ваятеля Фидия, Афина Парфенонская, была изваяна из слоновой кости и золота.

Богиня Афина скульптора Фидия стояла во весь рост, грудь ее покрывала эгида, а туника ниспадала до пят. Афина держала в одной руке копье, а в другой — статую богини победы Ники.

На шлеме у нее был сфинкс — эмблема божественного разума. По бокам сфинкса были изображены два грифона. Над забралом статуи Афины работы Фидия — восемь коней, несущихся во весь опор, — символ быстроты мысли.

Голова и руки статуи Фидия были из слоновой кости, вместо глаз вставлено два драгоценных камня; золотые драпировки могли по желанию сниматься для того, чтобы город Афины в случае каких-либо общественных бедствий мог воспользоваться этим сокровищем.

На наружной стороне щита, поставленного у ног богини Афины, была изображена битва афинян с амазонками, на обратной стороне — борьба богов с великанами. Миф о рождении Пандоры был изваян на пьедестале статуи Фидия.

Богиня Минерва скульптора Зимарта, бывшая на выставке в Салоне 1855 г., есть повторение шедевра Фидия, возможно точно и тщательно воспроизведенная копия по описанию древнегреческого автора Павсания, дошедшему до нас.

Прекрасная бронзовая статуя богини Минервы, находящаяся в Туринском музее, является одной из самых замечательных и красивых античных статуй, сохранившихся до нашей эпохи.

 

Богиня Афина и бог Эрот

Целомудренная богиня Афина никогда не изображалась античными художниками обнаженной, и если некоторые современные художники и представляют Афину в этом виде в своих произведениях, например, «Суд Париса», то это по незнанию древних традиций.

Богини Афины никогда не касались стрелы бога Эрота, который ее всегда избегал и оставлял в покое.

Богиня любви Афродита (Венера), недовольная тем, что ее шаловливый сын не делает даже попытки ранить своею стрелою целомудренную богиню, осыпала Эрота за это упреками.

Эрот оправдывается, говоря: «Я боюсь Афину, она страшная, глаза ее зорки, а вид ее мужественен и величественен. Каждый раз, как я отваживаюсь подойти к Афине, чтобы задеть ее моей стрелой, она вновь пугает меня своими мрачными взорами; кроме того, у Афины на груди такая страшная голова, и я в страхе роняю мои стрелы и дрожа бегу от нее» (Лукиан).

 

Флейта Марсия

Богиня Афина нашла однажды оленью кость, сделала флейту и стала извлекать из нее звуки, доставлявшие ей большое удовольствие.

Заметив, что при игре у нее раздуваются щеки и некрасиво оттопыриваются губы, богиня Афина, не желая так обезображивать свое лицо, забросила свою флейту, прокляв заранее того, кто найдет ее и будет на ней играть.

Флейту Афины нашел сатир Марсий и, не обращая внимания на проклятие богини, принялся играть на ней и стал хвалиться своим талантом, вызывая самого бога Аполлона на состязание с ним. Марсий не избежал страшной кары за свое ослушание и высокомерие.

 

Афина-работница: миф о лидийке Арахне

Когда богиня Афина является покровительницей ремесел и всяких женских работ, она носит название Афины-работницы, или Эрганы (по-древнегречески).

Тканье разных тканей было одним из главных промыслов афинян, но азиатские ткани всегда ценились выше по тонкости и изяществу работы. Это соперничество между двумя странами породило поэтический миф о соперничестве между Арахной и богиней Афиной.

миф об Арахне-пауке

Арахна-паук. Иллюстрация Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте Алигьери, 1860-е гг.

Арахна была незнатного происхождения. Отец Арахны был простой красильщик родом из Лидии (область в Малой Азии), но Арахна славилась своим искусством ткать красивые и тонкие ткани. Арахна умела ровно и быстро прясть, а также украшать свои ткани всевозможными вышивками.

Всеобщие похвалы так вскружили Арахне голову и она начала так гордиться своим искусством, что вздумала состязаться с богиней Афиной, хвастаясь, что она может ее победить. Богиня Афина, приняв вид старухи, пришла к гордой ткачихе и стала доказывать Арахне, как опасно для простой смертной оспаривать первенство у богини. Арахна ей дерзко ответила, что, явись перед нею сама богиня Афина, она сумеет и ей доказать свое превосходство.

Богиня Афина приняла этот вызов, и они принялись за работу. Афина-Эргана выткала на своем станке историю своей распри с богом Посейдоном, а дерзкая Арахна изобразила на своих тканях разные любовные похождения и превращения богов. При этом работа Арахны была исполнена с таким совершенством, что богиня Афина не могла отыскать в ней ни малейшего недостатка.

Рассердившись и забыв, что она должна быть справедлива, Афина-Эргана в пылу гнева ударила ткачиху Арахну челноком по голове. Арахна не могла перенести подобного оскорбления и повесилась.

Богиня Афина превратила Арахну в паука, который вечно ткет свои тончайшие паутины.

Этот миф древней Греции указывает на превосходство восточных тканей: Арахна, лидийка по происхождению, все же одержала победу над афинской Эрганой. Если лидийка Арахна и была наказана, то не как работница, а только за свое высокомерное желание тягаться с богиней.

 

Великие Панафинеи

Праздник, известный под названием Великие Панафинеи, был учрежден в Афинах в честь Афины Паллады, защитницы и покровительницы этого города.

Великие Панафинеи были, несомненно, самым большим и древним народным праздником. Великие Панафинеи праздновались каждые четыре года, и в них принимали участие все афиняне.

Праздник Великие Панафинеи продолжался с 24-го по 29-е число древнеаттического месяца Гекатомбеона (половина июля и августа).

Первый день Великих Панафиней был посвящен музыкальным состязаниям, которые происходили в Одеоне, построенном по повелению Перикла. В Одеон собирались всевозможные певцы, музыканты с их разнообразными инструментами и поэты.

Другие дни Великих Панафиней были посвящены гимнастическим и конским состязаниям, причем победителя награждали венком из оливковых ветвей и красиво расписанными сосудами, наполненными драгоценным оливковым маслом.

Самая торжественная часть праздника Великие Панафинеи происходила в день рождения богини Афины — 28-го числа месяца Гекатомбеона. В этот день устраивалось шествие, в котором принимали участие не только все взрослые, но и дети.

Во главе процессии шли юные афинянки, они несли новое платье для статуи богини Афины — шафранного цвета пеплос. В продолжение девяти месяцев все знатные афинянки работали над ним, украшая его всевозможными вышитыми и вытканными узорами. За ними шли другие афинские девушки (канефоры), неся на головах священные сосуды. Вслед за канефорами появлялись жены и дочери афинских вольноотпущенников и чужестранки — они не имели права нести священные сосуды и могли только держать вазы и сосуды с вином, а также складные стулья для знатных жен.

Почтенные старцы, роскошно одетые за счет города, следовали за ними с оливковыми ветками в руках; затем — устроители и распорядители праздника; мужчины с ветками и сосудами с оливковым маслом; быки, предназначенные в жертву богине Афине; дети, ведущие украшенного барана; музыканты и певцы.

Шествие заключали великолепные колесницы, запряженные четверками; ими управляли знатные юноши и всадники на прекрасных конях, в память того, что Афина Паллада первая научила запрягать и управлять лошадьми.

Отдельные группы этого шествия были изваяны на фронтоне и фресках Парфенона Фидием, и часть этих барельефов сохранилась до наших дней.

Афине Палладе были посвящены:

  • оливковое дерево,
  • петух, раннее пение которого будит людей труда,
  • змея, символ ума и обдуманности,
  • сова, от проницательных глаз которой ничего не остается скрытым во мраке ночи.

Эпитет «совоокая» придавали древнегреческие поэты и самой богине Афине.

 

уроки древнегреческого языка

 

© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

zaumnik.ru

Афина Парфенос - статуя Афины в Парфеноне

Статуя Афины Парфенос, находящаяся в Парфеноне (в Акрополе, в самом центре Афин, Греция), достигает порядка 10 метров в высоту. Статуя представляет собой образ воинственной женщины, настоящей богини. Афина Парфенос в переводе с древнегреческого звучит как Афина Дева.

Парфенон, венчающий Акрополь, является достоянием не только греческого культурного наследия, но и гордостью всего современного мира.

Четкость и логика архитектурных форм данного храма противопоставлены естественным склонам горы, однако такой фон кажется неразделимым с созданным архитектурным решением.

Парфенон в Акрополе: значение для древних греков

Отличительной манерой творения зодчих Древней Греции был принцип так называемого «золотого сечения», который придавал гармонии сооружениям.

Правильным и удачным можно считать выбранное архитекторами соотношение размеров самого Парфенона и горы, обладающей одноименным названием всего храмового комплекса.

Вид на Парфенон

Вид на Парфенон

Предназначением Парфенона являлось проведение праздничных торжеств. Одновременно с этим, он выступал настоящим хранилищем, сберегая не только материальные ценности, но и произведения искусства.

Также как в Олимпии почиталась статуя Зевса, в Парфеноне это была Афина Парфенос.

Узнайте больше о Парфеноне на нашем сайте — «Великий храм Парфенон — дар человечества богам»

Знаменитую Афину Парфенос, в переводе с древнегреческого звучащую как Афина Дева, смело можно назвать символом Древней Эллады.

В середине V столетия до нашей эры величайшим мастером скульптурного искусства Фидием был создан этот шедевр. В те далекие времена изображенная богиня Афина, покровительница древнегреческой столицы, располагалась в центре полиса в Парфеноне.

История статуи Афины Парфенос – покровительницы мирных жителей

Афина Парфенос, находящаяся в Акрополе, достигает порядка 10 метров в высоту. Статуя представляет собой образ воинственной женщины, настоящей богини, от которой исходила ещё одна скульптура — статуя бескрылой богини Победы Ники.

Афина Парфенос

Афина Парфенос

Стоит отметить, что произведение имело деревянный остов, при том, что основная часть композиции выполнена из слоновой кости.

Встречаются на скульптуре и элементы чеканного золота, в частности – одежда и шлем Афины исполнен именно из данного материала.

Около тонны драгоценного металла и слоновая кость покрывали весь деревянный каркас 13-метровой скульптуры. Кстати, используемое в процессе творения автором Фидием золото было на счету национальных запасов государства.

Нередко ученые называют эту статую хрисоэлефантинной из-за сочетания слоновой кости и золота. Статуя Зевса также выполнена в данной технике, с использованием аналогичных материалов.

Во времена Византийского периода грандиозная статуя практически бесследно пропала.

Однако, в наши дни ученым удалось установить некоторую информацию о памятнике, благодаря сведениям греческих авторов и известного путешественника и мыслителя тех лет Павсания.

Путешественник Павсаний

Путешественник Павсаний

Географ и мореплаватель неоднократно описывал шедевр в детальной подробной манере. Писал, что одетая в хитон, греческая богиня была создана во весь рост.

Подтверждал Павсаний и материал, из которого изготовлена памятная скульптура.

Описывая богиню Нику, мыслитель подчеркнул, что её размер приравнивался к четырем локтям богини Афины.

Дополнительными элементами в данной скульптурной композиции была голова Медузы и змея, извивающаяся около копья.

Варвакиос Афина, найденная при раскопках, является настоящей копией богини, создателем которой является Фидий. Кстати, говоря об авторе, следует вкратце остановиться на его творчестве.

Творческий путь автора статуи Афины Парфенос

Работы Фидия и творцов его эпохи играет огромную роль и в современной культуре греческого государства.

Фидий, создатель статуи

Фидий, создатель статуи

Также как Гомер и Гесиод, он установил границы представлений о мифологических божествах.

Деятели того времени создали настоящий базис о древнегреческих понятиях в веровании.

Идеалы богов – Зевса, Афины, Гермеса, Аполлона – определенные их произведениями, стали отправной точкой в создании шедевров последующих поколений.

Греческие творцы прекрасного равнялись на примеры искусства классиков древнегреческого мира.

Богов изображали сдержанными, спокойными и неколебимыми: никаких страстей, эмоций или переживаний.

Достоинство, нравственность и уравновешенность – такими их узнали представители нашей современности.

Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса, созданная Фидием, стала предопределяющим элементом в создании образа царя всех олимпийский богов.

В данной работе ему удалось удачно совместить милосердие и всемогущество.

Скульптура Зевса вызывала немало восхищения среди влиятельных деятелей политики и культуры Древней Греции.

Две созданные скульптуры Афины Паллады придали славы автору. Здесь же он вместил образы величия, мужественности и света. Деву считали божеством, покровительствующим ремеслам, защите от завоевателей.

Афине Парфенос предшествовала грандиозная статуя, выполненная из бронзы. Его работой было изображение богини – защитницы от всех врагов.Это творение – статуя Афины Промахос – находилось в Акрополе, рядом с Парфеноном.

Парфенон в Акрополе

Парфенон в Акрополе

В самом храме находились и другие восхитительные статуи Фидия.Кстати, большинство из них является достоянием мировойобщественности и сберегается среди экспонатов Британского музея.

Воссоздание западной части Парфенона в Британском музее

Воссоздание западной части Парфенона в Британском музее

Восточный фронтон Парфенона был украшен композицией, повествующей о рождении Паллады.

В западной части изображался спор богини с Посейдоном – боги не могли распределить владычество над Элладой.

Множество других характерных идей Фидия смогли вместить в себе стилевую выдержанность архитектурных правил с натуральностью и неподдельностью образов.

Одновременная строгость и легкомыслие ставят работы на мастера на возвышенную ступень.

Если же провести анализ творчества предшественников, то в сравнении с работами автора Афины Парфенос без труда можно обнаружить их зажатость и неестественность поз.

По-настоящему живые образы, непринужденные, естественные, они были параллельны свободным движениям простых людей.

Благодаря пластичности и грациозности поз, они отличали фигуры особой живостью до мельчайших деталей.

В сравнении с былыми изваяниями, в которых статичная симметрия и жесткая установленная старина были главными принципами, творчество Фидия стало той золотой серединой, отражавшей некоторые элементы устоявшегося стиля и индивидуальность дальнейшего.

Описание скульптуры Афины Парфенос

Из образа Варвакиос, также относящегося к перечню работ данного мастера, ученые подчеркнули основные черты, которыми предположительно обладала и Афина Парфенос.

Описывая некоторые нюансы её воинственного образа, выделяют шлем богини. Он обладал тремя своеобразными гребнями.

Статуя Афины в Парфеноне

Статуя Афины в Парфеноне

Одинаковые изображения грифонов располагались по бокам, спереди же находился сфинкс.

Щит Афины Парфенос также имел некоторые иллюстрации, в частности на его поверхности вычеканено сражение божеств с гигантами, бой с амазонками.

Существуют догадки о том, что создатель включил и собственное изображение в число изваяний на щите Афины. Предположительно, Дедал и Тезей, присутствующие здесь, являются прототипами Фидия и Перикла. Именно этот поступок стал роковым для великого скульптора.

Он был обвинен в оскорблении богов, вследствие чего попал в тюрьму. В заключении творец покончил с собой. Кстати, существуют ведомости о том, что именно статуя Зевса с Олимпии была его предсмертной работой.

Афина, стоявшая во весь рост, оставляла свободное пространство между верхушкой шлема и потолком Парфенона. Желая увеличить ширину внутренней части здания, автор скульптуры уговорил строителей не следовать классической форме храмов дорийского стиля.

По задумке Фидия фасад должен был разместить более шести колонн, поэтому статую окружали позади и по бокам ровно восемь огромных колонн. Это позволяло создать эффект архитектурной рамы, в которую оказалась вписана статуя Афины Парфенос.

Древнегреческие деятели нередко прославляли в своих трудах богиню Афину. Платон, Сократ и другие философы считали скульптуру Афины тождественно равной понятию прекрасного.

comments powered by HyperComments

attractionstory.ru

Афина – богиня войны и мудрости в греческой мифологии

Древнегреческая Афина – богиня войны, мудрости, ремёсел, знаний и искусств. Такой спектр обусловлен характером и деятельностью, которую приписывали божеству эллины.

Афина богиня войныАфина – пятое дитя Зевса, согласно преданью, была рождена необычным способом. Главный бог Олимпа втайне от Геры женился на Метиде. Но вскоре Зевс узнал, что сын свергнет его с престола. Об этом ему сообщили мойры (или Уран и Гея – по другим источникам). Разгневанный бог, дабы предотвратить утрату власти, проглотил беременную супругу. После этого у него сильно разболелась голова, и он попросил Гефеста разрубить её. Из головы Зевса появилось новое божество – Афина.

Богиня войны по характеру отличается от Ареса, который также покровительствует сражениям. Последний воплощает собой необдуманную агрессию и необоснованную храбрость, тогда как Афину связывают со стратегическим планированием. Её также называют богиней справедливой войны. В противоположность Афродите –олицетворению женственности и любви – покровительница сражений обладает чертами мужественности. Афина выручала своих почитателей в трудную минуту – благодаря правильной стратегии, им удавалось преодолеть самые серьёзные сложности, победить врагов. Поэтому частой спутницей богини стала Ника (Победа).

Богиня Афина фотоПо легенде, дочь Зевса с детства отличалась любознательностью и проявляла интерес к наукам, поэтому отец решил сделать её покровительницей знаний. Афина – богиня войны, мудрости и ремёсел – не раз подсказывала древним грекам нестандартные, но эффективные решения. Она обучила Эрихтония искусству запрягать лошадей, а Беллерофонта – укрощению крылатого коня, Пегаса. Афина, богиня войны и мудрости, помогла Данаю сконструировать огромное судно, на котором он добрался до Греции. Некоторые мифы приписывают божеству покровительство миру и благосостоянию, браку, семье и продолжению рода, развитию городов, а также целительские способности.

Согласно преданию, за право дать своё имя столице Эллады сражались два претендента: Посейдон (покровитель морей и океанов) и богиня Афина. Фото археологических находок и другие данные свидетельствуют о том, что в древние времена город представлял собой архитектурный шедевр: белокаменные дворцы, гигантские стадионы и украшенные резьбой храмы. Бог Посейдон пообещал, что греки никогда не будут нуждаться в воде, если назовут столицу его именем. А покровительница мудрости предложила эллинам вечный достаток пищи и денег и преподнесла в дар горожанам саженец оливы. Греки сделали свой выбор, и сегодня столица Греции носит имя богини, а оливковое дерево считается её священным символом.

Храм богини АфиныХрам богини Афины – Парфенон – расположен в Акрополе на высоте, равной приблизительно 150 м над уровнем моря, он являет собой гигантское белокаменное сооружение, шедевр архитектуры. Внутри него находится статуя богини, выполненная из золотых пластин и слоновой кости. Со всех сторон храм окружают 46 огромных стройных колонн.

Верховным божеством греческой мифологии принято считать Зевса, но культ Афины перекликается с более древним периодом эллинской истории – матриархатом. Поэтому богиню можно считать близкой к Зевсу по значимости или даже равной ему.

fb.ru

Афина Паллада - Мифы Древней Греции

Подробности Категория: Мифы Древней Греции

Афина Паллада (миф древней Греции)

Афина Паллада

Не только своей мудростью отличается Афина Паллада от всех других бессмертных богов, которые живут на Олимпе. Не только тем, что с самого своего рождения больше всего на свете любит она воинские утехи. Но и тем, что, в отличие от других бессмертных, у нее не было матери. Мать у нее, конечно, была, но в то же время как бы и не было. Афину Палладу родил отец, сам громовержец Зевс. А произошло это вот как.Уже давно царствует над миром великий Зевс, и нет никого, кто бы мог поспорить с ним в могуществе. Но все это время неспокойно было на сердце у великого громовержца. Богиня Гея предсказала ему, что ждет его участь отца, великого Крона.– Как и отец, он тоже потеряет власть над миром, – так сказала мудрая богиня, и нельзя было не верить ей.Постоянно твердит об этом и могучий титан Прометей.– Вы думаете, новые цари, что вечно вам блаженствовать в мире. Но разве я не видел, как с Олимпа упали два тирана? И увижу, как скоро третий упадет!Напрасно добивался Зевс, чтобы Прометей открыл ему роковую тайну, кто из его сыновей свергнет его с престола и когда он родится. Но Прометей упорствовал:– Пусть он сколько угодно мечет молнии, гремит ужасными громами. Пусть все небо смешает в белокрылую метель и все до основания уничтожит, меня не сломит он, и не скажу я, от чьей руки он потеряет власть!Что же оставалось делать Зевсу? Решил он защищаться, как умеет. Богини судьбы Мойры, которые никогда не ошибаются, сказали Зевсу, что у богини разума Метис будет от него двое детей: сначала родится дочь Афина, а потом и сын, необычайного ума и силы. И вот он-то, когда вырастет, отнимет у Зевса власть над миром. Обеспокоился Зевс: ведь богиня Метис уже должна вот-вот родить. Усыпил он ее ласковыми словами и проглотил вместе с нерожденным ребенком.И все пошло по-прежнему. Пировал он и развлекался в своем золотом дворце на Олимпе, как вдруг через некоторое время почувствовал странную головную боль, да такую, что разрывала его буквально на части. Зовет он своего сына, славного кузнеца Гефеста, и приказывает ему:– Ударь мне твоим остро наточенным топором по голове и разруби ее пополам.Услышав такую удивительную просьбу, Гефест спрашивает своего отца:– Ты, кажется, хочешь убедиться, в своем ли я уме? Прикажи мне сделать что-нибудь другое, что тебе нужно.– Мне нужно именно то, о чем я прошу тебя, – отвечает ему рассерженный Зевс, – если ты сейчас же этого не выполнишь, то тебе придется испытать немало огорчений.Выполнил Гефест странное требование своего царственного отца, взмахнул он топором и опустил его на голову Зевса.– Что это такое, – воскликнул пораженный Гефест мгновение спустя. – Дева в полном вооружении! Тяжелая штука сидела у тебя в голове, Зевс, не удивительно, что ты был в дурном расположении духа. Носить под черепом такую большую дочь, да еще в полном вооружении – это не шутка. Что же, у тебя военный лагерь вместо головы? О, да ты посмотри, она в одно мгновение уже и взрослой стала, да какая красавица! Зевс, в награду за то, что я помог тебе родить такую дочь, позволь мне на ней жениться!– Это невозможно, мой славный Гефест, – отвечал ему отец, – она никогда не выйдет замуж и пожелает остаться вечной девой.– Жалко, – сказал Гефест, – но если ты не возражаешь, я все-таки попробую с ней справиться.Пока они обсуждали дальнейшую судьбу новорожденной богини, она уже выскочила из головы Зевса и от радости, что родилась и видит свет, начала скакать и отплясывать военный танец, потрясая щитом и взмахивая копьем. Взглянув на свою воинственную дочь, Зевс ответил кузнецу:– Я-то не против, но, думаю, тебе будет нелегко.Вот так и родилась Афина Паллада. Но не только воинской отвагой славилась она, защищая всех несправедливо обиженных. Она покровительствовала греческим героям, хранила крепости и города, а по уму и мудрости вскоре сравнялась она с самим Зевсом. Ее так и называли – богиней мудрости и справедливой войны. И еще у нее было одно любимое дело, в котором не было ей равных. Она очень любила ткать полотно, и никто не мог превзойти ее в этом искусстве. Да и состязаться с ней было опасно. Все знают, как поплатилась Арахна, дочь Идмона, которая захотела стать выше Афины в этом деле.

- КОНЕЦ -

www.planetaskazok.ru


Смотрите также