Первобытно-общинный строй. Первобытно общинный строй в курске
Первые сведения из истории края
Ю. А. Липкинг
«Наш край в период первобытнообщинного строя. Первые сведения из истории края»
«Курский край в период средневековья (до XIV в.)»
А. Н. Бочаров«Наш край в XIV — начале XVII в.»
1975
* * *
НАШ КРАЙ В ПЕРИОД ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ. ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ КРАЯ
Век камня
Большая часть Европы примерно по XIII тысячелетие до н. э. была покрыта льдами. Но наша область, расположенная на Среднерусской возвышенности, почти вся избежала этой участи. Поэтому на ее территории с очень давних времен жили люди.
Как давно появился человек в наших местах, точно неизвестно. Самые ранние стоянки относятся к древнекаменному веку. Им по 18—20 тысяч лет. Пока таких стоянок на курской земле мы знаем шесть.
Наибольшей известностью пользуется Авдеевская стоянка на реке Рагозне, недалеко от Сейма, километрах в 25—28 к западу от Курска. На стоянке раскопками был вскрыт слой с костями мамонта, волосатого носорога, северного оленя, песца. Среди костей и под ними найдено много кремневых орудий: наконечников метательных копий, скребков, ножей, проколок, изделия из кости и фигурки женщин, вырезанные из бивня мамонта. Обнаружены следы жилищ-полуземлянок.
Еще три подобные стоянки открыты в самом Курске, в районе улиц Полевой и Котлякова. Любопытно, что о первой из них сообщил рабочий одного из курских заводов, о второй стало известно благодаря находке шестилетнего мальчика, а о третьей сообщили ученики близрасположенной школы № 12. Пятая стоянка была обнаружена еще в предвоенные годы на хуторе Октябрьском под Рыльском, шестая — в сентябре 1975 года у пос. Пены Льговского района.
Прошли тысячелетия. Отступили льды. Закончился древнекаменный век. С ХII по V тысячелетие до н. э. был век среднекаменный. Вероятно, и тогда жили люди в наших лесах, но стоянки их пока неизвестны. Зато мы знаем десятки стоянок, относящихся к следующему за среднекаменным позднекаменному веку — неолиту (V—III тысячелетия до н. э.), во всех частях области: и под Льговом, и под Рыльском, и под Суджей, и на крайнем востоке, и на крайнем ее севере. В самом Курске и в его окрестностях есть неолитические стоянки у Кировского моста, у моста Киевского железнодорожного, на Боевой даче, в Рышкове, близ Лебяжьего, на Мокве.
Большинство стоянок неолита расположено близ рек, в основном на песчаных дюнах. Обнаруживают их чаще всего в котлованах по кремневым изделиям и по черепкам чрезвычайно своеобразных остродонных сосудов, украшенных ямками и отпечатками костяного гребешка.Жили у нас в неолите лесные охотничьи племена. Кроме охоты занимались они рыболовством, собирательством. Скотоводство и земледелие находились в зачаточном состоянии.
Век бронзы
В конце III тысячелетия до н. э. в наших краях появляются первые бронзовые изделия: украшения, потом — шилья, ножи, топоры. Они или бронза для их изготовления шли к нам издалека — с Кавказа, с Урала, с Балканского полуострова. Своей медной руды у нас в лесостепи нет.
Бронза и изделия из нее были дорогими. Их берегли, сломанные не бросали, а переплавляли. Поэтому на стоянках бронзовые изделия встречаются в очень небольшом числе. Памятники бронзового века у нас изучены лучше, чем неолитические. В начале бронзового века, то есть в конце III и в первой половине II тысячелетия до н. э., в наших местах проживали племена, известные в археологии под названием племен катакомбной культуры. В этом названии отражено своеобразие их погребального обряда. Для мертвых копали глубокие ямы. В нижней части ямы с одной стороны выкапывалась своеобразная пещерка — катакомба. В ней помещали скорченный труп покойника, посыпали его красной охрой, ставили рядом сосуд с пищей, оружие, украшения. После вход в катакомбу закрывали каменной плитой, яму засыпали, а сверху насыпали курган.
В нашей области, к северу от Курска, еще до революции раскопан курган с катакомбным погребением. Кроме того, в разных частях области неоднократно находили черепки типичной катакомбной керамики с затейливым орнаментом. До войны при рытье котлована под фундамент на Красной площади Курска было обнаружено парное погребение катакомбной культуры, то есть погребение с убитой женщиной. Скелеты были красными от охры, которой посыпали мертвецов.
Во второй половине II тысячелетия до н. э. племена катакомбной культуры после жестокой борьбы были вытеснены и частично истреблены пришедшими с востока племенами срубной культуры. Название это дано тоже по особенностям погребального обряда. Срубники хоронили мертвых под курганами. Но ни катакомб, ни ям не копали. Покойника, осыпанного красной охрой, клали на поверхности земли. Нередко над ним воздвигали невысокий сруб, который сверху покрывали бревнами, и насыпали курган.
Обычно вокруг центрального погребения (видимо, погребения вождя) хоронили простых членов рода — мужчин, женщин, детей. Нередко под одной насыпью оказываются десятки скелетов. И при каждом — сосуд, поставленный с заупокойной пищей, иногда оружие, украшения, чаще всего из зубов и когтей животных. На территории нашей области несколько лет назад было раскопало три срубных кургана (в селе Средние Апочки Горшеченского района).
И катакомбники и срубники были уже в основном скотоводами. Большая часть рода оседло проживала на стоянке, остальные пасли стада в нескольких десятках километров от поселения. Немалое значение имело уже и земледелие. Сеяли главным образом ячмень, просо. На стоянках находят кремневые или бронзовые серпы, мотыги, зернотерки. Жили люди в полуземлянках. Печей не было. Их заменяли очажные ямы посреди жилища.
Стоянок бронзового века в нашей области известно несколько десятков, курганов — сотни. Во многих местах обнаружены сверленые каменные топоры бронзового века. Несколько топоров найдено в черте Курска, особенно в районе кожзавода. Видимо, там был когда-то курганный могильник. Лет пятнадцать тому назад один из курских школьников нашел в русле Тускаря великолепный бронзовый наконечник копья. Наконечник находится в областном краеведческом музее.
Ранний железный век
В IX—VIII веках до н. э. в западной части области появляются первые железные изделия и начинается выплавка железа из местных болотных руд. К этому времени весь запад области был заселен племенами земледельцев-пахарей. В VII—VI веках до н. э. эти племена воздвигают в Курском Посеймье и Попселье более полусотни укрепленных поселений на высоких мысах вдоль берегов рек. Рвы и валы этих городищ сохранились до наших дней. Возле большинства городищ располагались неукрепленные поселки-селища. Из городищ раннего железного века назовем Старогородское, Арбузовское, Мойсеевское на Свапе, Курское, Липинское, Кузину гору, Кудеярову гору, Лысую гору, Рыльское, Тимохинское на Сейме, Переверзевское и Шуклинское на Тускаре, Бесединское на Рати, Гочевское на Псле.
На городищах и селищах в те века люди жили в наземных глинобитных хижинах. Печей еще не было. Были открытые очаги посреди жилища. Кроме земледелия занимались скотоводством, охотой. Ловили рыбу.
Как жители запада области в раннем железном веке хоронили своих мертвых, до сих пор неизвестно. В восточной половине области в те века жили кочевники-скотоводы. Они оставили нам свои погребальные курганы.
Вся область с VI по II век до н. э. входила в состав могучей Скифской «державы».
Ранние славяне
До сих пор не ясно, когда в нашей области впервые появились славяне. Но известно, что во II веке до н. э. население Курского Посеймья и Попселья, го есть всей западной части, было уже славянским.Следы славянских, в основном неукрепленных, поселений II века до н. э. — II века. н. э. обнаружены в ряде мест, в частности у реки Курицы, у реки Снагости под с. Комаровкой, у реки Рати к востоку от Титовокого городища.
Значительно больше известно у нас поселений III — V веков н. э. Археологи именуют их черняховскими поселениями. Это неукрепленные, иногда обширные поселки земледельцев. Черняховцы отличались высокой по тем временам материальной культурой.
Жилища были наземными, не углубленными в землю. В них были уже печи, подобные русским печам. Посуда изготовлялась на гончарном круге и хорошо обжигалась. При раскопках находят оружие, бронзовые украшения, иногда римские монеты. Мертвых славяне III—V веков сжигали и останки их закапывали в глиняном сосуде.
К IV—V векам относятся богатые погребения, случайно обнаруженные в 1919 и 1927 годах местными жителями у села Большой Каменец, в верховьях реки Суджи. Кто именно и по какому обряду здесь был похоронен, точно выяснить не удалось, так как о находках стало известно поздно: к приезду археологов все было разорено и перекопано, сохранилось только несколько предметов, среди них золотая цепь длиной свыше двух метров, золотая шейная гривна, золотые браслеты, кольца, серебряный сосуд византийской работы с фигурами девяти муз и конские нагрудники. Изучение сосуда показало, что он изготовлен в конце IV или в начале V века в одной из византийских ювелирных мастерских. Однако похоронены были, конечно, не византийцы (их в наших местах никогда не было), а богатые и могущественные славянские вожди.
До недавнего времени в области мы не знали следов славян VI—VII веков. Несколько лет тому назад их поселения и могильники обнаружены близ г. Суджи и против села Лебяжьего под Курском. Особенно ценный научный материал дали раскопки могильников. Курганов тогда славяне еще не насыпали. В погребениях находят оружие, комки спекшихся в огне погребального костра кольчужных колец, бронзовые поясные пряжки, височные кольца, браслеты, броши, бусы. Встречаются парные погребения. В них рядом с сосудом, содержащим останки воина, находится сосуд с останками убитой и сожженной женщины. В мужском погребении — оружие, поясные пряжки, в женском — бусы, украшения.
Памятников славян VIII—X веков в области очень много. В эти века наши предки заново приспособили, укрепили и заселили десятки старых, возникших еще в первом тысячелетии до нашей эры и тысячу лет пустовавших городищ (Бесединское, Шуклинское, Липинское, Гочевское на Пеле, Старогородское и Мухинское на Свапе и многие другие). Тогда же началась вторая, уже славянская жизнь Курского городища, а также городища на Ивановой горе в Рыльске.
Итак, славяне появились в крае не позднее II века до нашей эры. С тех пор в наши места вторгались и другие племена. Но основная часть населения полностью никогда не уходила и не сменялась.
* * *
КУРСКИЙ КРАЙ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (ДО XIV ВЕКА)
Между Русью и кочевничьей степью
Начиная с I тысячелетия до н. э. восток области был кочевничьим, скотоводческим, запад же — оседлым, земледельческим. Так же было и в последующие века, и в эпоху Киевской Руси, и позже, вплоть до второй половины II тысячелетия: восточнее Курска жили степняки-кочевники, западнее — оседлая земледельческая Русь. Первая граница между ними проходила по рекам Снове, Тускарю, далее через Беседино, Обоянь. Здесь находилась и первая линия славянорусских крепостей, большая часть которых обосновалась на древнейших, еще скифских времен, городищах. Крепости эти созданы были славянами Северского союза в конце VIII — начале IX века.
С 882 года Северская земля, включая весь запад Курской земли, вошла в состав единого Древнерусского государства. И с тех пор в течение многих веков курские «городки» и курские воины — кмети — порубежным щитом стояли между Русью и степью, принимая на себя первые удары сперва хазар, потом печенегов, половцев. Это заставляло князей постоянно заботиться об усилении линий пограничных крепостей. В области такие линии тянулись по Тускарю (городища Курское, Шуклинское, Переверзевское, Свободенское), по Сейму (Липинское, Коробкинское, Артюшковское, Юрасовское и др.), по Курице (Гнездиловское, Северное Нартовское), по Свапе (Ратманское, Старогородское, Мойсеевское, Красный Курган, Мухинское), по Пслу (Обоянское, Гочевское, Горнальское, Суходольское и др.). Всего в VIII — IX веках на курской земле возникло не менее 60 славяно-русских городищ.
Судьба этих крепостей-городищ сложилась по-разному. Часть их была оставлена нашими предками и запустела еще до монголо-татарского нашествия, другие в эпоху Киевской Руси превратились в укрепленные усадьбы феодалов, третьи оставались пограничными крепостцами до Батыева разгрома. И лишь некоторые стали настоящими городами.
До наших дней дожили только два домонгольских города: Рыльск и Курск.
Рыльск
Рыльск неоднократно упоминается в летописи, начиная с 1152 года. Он был центром небольшого Рыльского княжества. Археологические разведки на горе Ивана Рыльского, которая находится в самом городе, показали, что Рыльск как городище возник еще в I тысячелетии до н. э. Как славянская крепость он возродился в конце VIII века. Когда началось дробление Киевской Руси на ряд самостоятельных княжеств, Рыльск и Рыльское княжество стали частью более крупного и независимого Черниговского, а затем Новгород-Северского княжества. Во время монголо-татарского ига Рыльское княжество и рыльские князья продолжали существовать как феодально зависимые от Золотой орды.
Первое письменное упоминание о Курске мы находим в написанном еще до монголо-татарского нашествия «Житии» крупного политического и церковного деятеля Киевской Руси Феодосия Печерского.
Как видно из «Жития», Феодосий еще ребенком приехал с отцом в Курск. В это время в Курске были уже рынки, хлебопекарни, феодалы и властелин (князь или княжий наместник). Были кирпичные церкви. В «Житии» описывается картина уже сформировавшегося древнерусского города.
Точно известно, что Феодосий умер в 1074 году. Летописный Устюжский свод сообщает, что скончался Феодосий в возрасте 82 лет. Значит, родился он в 992 году, а в Курск, следовательно, приехал в конце X века.
Есть и другие древние упоминания о домонгольском Курске в летописях. Но были сомнения в том, находился ли он на том же месте, где сейчас, или перенесен сюда в более поздние времена.
Сейчас многочисленными археологическими находками доказано, что Курск испокон веков стоял там, где находится сейчас. Об этом, в частности, говорят в большом числе найденные в черте города куски стеклянных браслетов. Такие браслеты носили только в домонгольской Киевской Руси, и только горожанки. Да и само название города «Курск», явно произошедшее от названия реки Кур, показывает, что на другой реке искать его было бы неразумно.
В двух местах в черте Курска обнаружены скопления плинфы — особой формы домонгольского древнерусского кирпича. Плинфа изготовлялась только в городах и шла исключительно на постройку городских церквей. Кстати, плинфа, найденная в Курске, относится к X веку. Значит, во второй половине этого века Курск уже безусловно был настоящим городом. И мы можем праздновать тысячелетие нашего славного города-воина.
Как город, как центр Курского княжества Курск со времени феодальной раздробленности Киевской Руси находился под властью то Черниговских, то переяславских, то даже далеких суздальских князей. И куряне, как и жители других княжеств, постоянно вовлекались в усобицы между князьями.
В начале XIII века курские кмети в составе русских дружин героически сражались с монголо-татарами в битве на Калке.
О судьбе Курска и курян во время нашествия Батыя летописи не говорят. Но о ней рассказала археология. Несколько лет тому назад при прокладке газопровода южная часть Красной площади была прорезана глубокой траншеей. В траншее, на глубине около полутора метров, обнаружено громадное скопление костей и черепов взрослых людей и детей. Длина костища более 10 метров, толщина — до полуметра. Это могла быть только братская могила жертв монголо-татарского нашествия.
Истории известно, что монголо-татары истребляли всех взрослых и детей в тех городах, которые отказывались подчиниться захватчикам и оказывали им вооруженное сопротивление. Доказательством именно такого героического сопротивления и служит страшное костище на Красной площади Курска.
Мертвые города Курской земли
Были и еще домонгольские города на территории нашей области. Некоторые из них упоминаются в летописях, но где они находились, неизвестно (Вьяхань, Попаш). Следы других сохранились, но мы не знаем, как назывались эти мертвые теперь города. Так, значительный по размерам город Киевской Руси находился в 25 километрах к юго-востоку от Курска на реке Рать, у поселка Беседино. Там хорошо сохранилось небольшое крепкое городище — остаток городского кремля. К нему примыкает площадь, на которой находился городской посад. По краю посада хорошо прослеживается вал — остатки древней городской стены. На поверхности посада много черепков славянской посуды X—XIII веков, кости людей и животных. Попадаются стеклянные браслеты. Типичная картина следов древнерусского города. Но наряду со славянской керамикой здесь немало и другой — покрытой резноцветной глазурью. Это фрагменты ордынских сосудов. Исследования показали, что здесь на руинах разрушенного славянского города в XIII веке возникла Ордынская слобода, где жили люди татарского баскака Ахмата.
Другой, еще более интересный памятник Киевской Руси находился недалеко от села Гочево на реке Псле. На очень высоком краю долины, на правом берегу, расположены два небольших городища. Одно из них — круглое, крутое, отделенное от остальной площади очень глубоким валом, на вид совершенно неприступное. До сих пор оно именуется Крутым Курганом. Другое городище местное население зовет Царским дворцом. Перед городищем площадь посада, подобная той, какая есть у Бесединского городища. Только здесь вал стены почти совершенно распахан. Население зовет эту площадь Предгородьем. Здесь тоже обнаружена древняя керамика, кости, много металлургического шлака. Рядом с Предгородьем находилась очень значительная курганная группа. Сейчас почти все курганы либо распаханы, либо раскопаны.
Перед Великой Отечественной войной гочевские древности раскапывались. Была вскрыта картина страшного разгрома и гибели славянского города при нападении кочевников. Найдено много скелетов в полуземлянках, следы пожара. Считалось, что город погиб во время монголо-татарского нашествия. Позже удалось выяснить, что гочевские древности являются следами крупного славянского города Римова, разрушенного в 1185 году половцами. Гибель Римова описана в летописи. Упоминает ее и безымянный автор «Слова о полку Игореве»: «Се у Рим кричат под саблями половецкими!».
Следы древнего города находятся и у с. Горналь Суджанского района. До революции там насчитывалось до тысячи курганов. Как назывался в древности этот город, неизвестно.
Еще один небольшой домонгольский город находился у с. Липино, на Сейме, километрах в 30 к западу от Курска. По некоторым данным, домонгольский город был и на Свапе, близ Дмитриева, на месте Старогородского городища.
Таким образом, вся западная часть территории Курской области была, начиная с рубежа старой и новой эр, населена нашими предками — древними славянами.
Во второй половине I тысячелетия н. э. славяне (северяне), населявшие наш край, вошли в состав древнеславянских племен, на основе объединения которых образовалась Древняя Русь.
* * *
НАШ КРАЙ В XIV — НАЧАЛЕ XVII ВЕКА
Освобождение Курского края из-под власти Великого княжества Литовского
ХIII век для Руси был веком суровым, кровавым, обильно смоченным горькими слезами женщин и детей, освещенным заревом пожарищ сожженных сел и городов. Наступило XIV столетие, а Русь по-прежнему была раздробленной и выплачивала дань татарам. Курский край, расположенный по реке Сейму от его истока до среднего течения, опустошенный монголо-татарами, входил во владения чернигово-северских князей. Между князьями шли беспрерывные междоусобные войны. Пользуясь этим, литовский князь Ольгерд, проводивший захватническую политику в интересах класса феодалов, в 1355 году захватил Курский край.
Чернигово-северские князья оказались под властью Литвы. Они должны были со своими дружинами участвовать в походах против немецких рыцарей, нападавших на Литву с запада, и против татар, которые совершали нападения с юга и юго-востока. В 1380 году в Куликовской битве некоторые чернигово-северские князья выступили на стороне Дмитрия Донского в составе дружины брянского князя Дмитрия, хотя между литовским князем Ягайло и татарским ханом Мамаем был заключен военный союз.
Рыльский князь Федор Патрикеевич со своей дружиной участвовал на стороне князя Витовта в битве с татарами на реке Ворскле в 1399 году, окончившейся поражением Литвы. В этой битве он был убит.
В середине XV века на сторону Великого княжества Литовского перешел русский князь Иван Дмитриевич Шемяка, сын Дмитрия Шемяки, ведшего ожесточенную борьбу за власть с московским князем Василием II. Он получил от литовского князя города Новгород-северский и Рыльск. В дальнейшем его сын Василий Шемяка со своею дружиною в 1500 году перешел на сторону Ивана III.
К началу XVI века в основном закончился процесс образования Русского централизованного государства, у которого уже было достаточно сил, чтобы начать борьбу за освобождение западных и юго-западных русских земель из-под власти Литвы.
В 1500 году началась война Русского государства с Великим княжеством Литовским. Василий Шемяка содействовал победе русских войск над литовцами под городом Мстиславцем в 1501 году. По перемирию 1503 года Литва признала Рыльск за Русским государством. В 1507 году при Василии III вновь вспыхнула война с Литвой. После ее окончания в 1508 году по «вечному миру» Курская земля вошла в состав Русского централизованного государства и стала его южной пограничной областью.
Таким образом, Курский край находился под гнетом татар около 117 лет и под господством Великого княжества Литовского — более 150 лет.
Сельское хозяйство, ремесло торговля
Природа Курского края была разнообразна: степные пространства с черноземными, тучными землями перемежались лесными дремучими массивами, в которых встречалось много диких животных: бурые медведи, лоси, дикие кабаны, бобры, выдры, сурки, дикие козы, волки, барсуки, зайцы; из птиц — глухари, рябчики, куропатки. На болотах и озерах гнездились стаи диких уток, гусей. Реки изобиловали рыбой. В Сейме водилась такая ценная рыба, как стерлядь, сом, судак.
Население в основном занималось земледелием. Выращивали зерновые культуры: рожь, пшеницу, просо; из бобовых — горох; огородные культуры — капусту, репу, морковь, редис, огурцы, лук, чеснок, укроп. В садах росли яблони, груши, вишни. Было развито и животноводство. Подсобными занятиями являлись охота, рыболовство, бортничество.
Сельскохозяйственные орудия были примитивными: двузубые сохи с железными лемешками-отвалами, серпы, грабли, сошники как деревянные, так и железные. Вследствие этого, несмотря на плодородие почвы, урожаи снимались низкие — примерно 6—8 центнеров с одного гектара. Системы земледелия существовали различные: трехполье, перелог, в лесистых местах — частично подсека.
В конце XIV — начале XVII века Курский край явился одним из центров феодального землевладения. Крупными землевладельцами были монастыри. Самым крупным являлся Знаменский монастырь (в начале он назывался Богородицким), который находился там, где сейчас кинотеатр «Октябрь» в г. Курске. Во владения монастырей входили пашенные земли, лесные угодья, рыбные, бобровые гоны. Земельные владения монастыри имели и в черте городов, так называемые белые места, жители которых не платили государственные налоги.
Обрабатывали землю духовных и светских феодалов крестьяне, отбывавшие барщину и выплачивающие оброк — натуральный и денежный.
Как и по всей стране, в Курском крае хозяйство феодалов и крестьян было натуральным. Но с развитием экономики оно постепенно втягивалось в торговые отношения.
Ремесло и торговля сосредоточивались в городах, в основном в Курске и Рыльске. Одним из распространенных видов ремесел в Курске было плотничество. Плотники строили суда, на которых купцы по главной водной артерии Курского края — реке Сейму — везли свои товары (Сейм в то время был судоходным). Издавна существовало в Рыльске в Курске кузнечное ремесло.
Курск имел торговые связи со многими городами — с Орлом, Путивлем, Тулой, Осколом, Мценском, Калугой и другими. В Курск купцы из Тулы и Ельца везли железные орудия труда, из Курска вывозили хлеб, мед и другие продукты сельского хозяйства. Торговля была сопряжена с большими опасностями. Всегда можно было ожидать нападения татар на торговые суда, плывшие по Сейму, на торговые караваны, двигавшиеся сухопутным путем. Но, несмотря на эти трудности, торговля неуклонно росла.
Города-крепости
Что же представляли собой города Курск и Рыльск в это время?
В конце ХVI века, учитывая удобное расположение города Курска в целях обороны южных границ от набегов татар, правительство царя Федора Ивановича решило построить в Курске крепость. Строительство крепости началось около 1594 года и закончилось в 1597 году. Строили ее служилые люди из Орла и Мценска под руководством воеводы Ивана Полева.
По своему очертанию крепость имела форму треугольника и расположена была на крутом мысу, образованном притоком Сейма — Тускарем и Куром — притоком Тускаря. Стены ее были дубовые с пятью деревянными башнями: Пятницкой, Красной, Никитской, Въездной и Тускарной. Недалеко от устья Кура, где склоны не так круты, как на восточной стороне, находился бастион Белград, обнесенный каменными стенами. Из всех башен Пятницкая была самой большой, находилась напротив современной улицы Ленина. К воротам башни через ров был перекинут подъемный мост. Красная башня находилась в северо-восточном углу крепости, а Никитская — в северо-западном. Две башни — Въездная и Тускарная — возвышались на восточной стороне. Из крепости к реке Тускарю был прорыт подземный ход длиною 48 метров, по которому, в случае осады крепости противником, можно было доставлять воду. Кроме того, в центре был вырыт глубокий колодец. На территории современной Красной площади и частично Первомайского парка располагался рынок. В междуречье Тускаря и Кура находился посад, заселенный «черными людьми» — ремесленниками и торговцами.
После строительства крепости возникли слободы: Пушкарная, Стрелецкая, Казацкая, где жили служилые люди — пушкари, стрельцы, казаки. Гарнизон крепости состоял из дворян, детей боярских, казаков, пушкарей, стрельцов и других групп служилых людей. Первым воеводой в Курске в 1597—1598 гг. был князь С. С. Гагарин.
Когда подъезжаешь к Рыльску с востока, то видишь знаменитую Иванову гору, нависшую над Сеймом. На ровной площадке этой горы находилась Рыльская крепость. Стены крепости были дубовые. Если на востоке город прикрывали крутые, обрывистые берега Сейма, то на юге проходил глубокий овраг, а на западе и севере были устроены земляные валы, защищавшие подступы к городу. К источникам воды из крепости были прорыты подземные ходы. В западном и юго-западном направлениях от крепости располагался посад. Он был окружен высоким земляным валом длиной около двух километров. Вал имел проезжие и глухие башни. Гарнизон крепости, так же как и Курска, состоял из дворян, детей боярских и служилых людей. В 1616 году рыльский гарнизон насчитывал 773 человека.
Классовая борьба в Курском крае в конце XVI — начале XVII века
В конце XVI века с дальнейшим развитием сельского хозяйства, ремесла, торговли усиливается и эксплуатация крестьян. Возросли барщина и оброк. Крепостническое государство, защищая интересы господствующего класса феодалов, прикрепило крестьян к земле, объявив о ликвидации Юрьева дня — права перехода-крестьян от помещика к помещику. Поэтому все сильнее обострялась и ярче разгоралась классовая борьба.
Многие крестьяне и холопы, не выдержав усиливающегося гнета, бежали в южные города: Путивль, Курск, Рыльск. Особенно увеличился приток беглых в эти края во время великого голода (1601—1603 гг.), поразившего центр Русского государства (в Курском крае в это время был хороший урожай зерновых), и после подавления восстания холопов и крестьян в 1603 году под руководством Хлопка.
Что же ждало беглых крестьян и холопов в Курском крае?
Их государство привлекало на военную службу для охраны границ. Они становились служилыми людьми «по прибору», то есть находившимися на государственной военной службе. Они получали по 12—14 четей земли (четь — примерно с полгектара), и это позволяло им вести собственное хозяйство.
Служилые люди «по прибору» кроме своей основной обязанности охранять границы должны были строить оборонительные сооружения и вспахивать десятинную государеву пашню. Служилые люди «по прибору» Курска и Рыльска должны были вспахать 600 десятин. Эта феодальная повинность отнимала много времени и отрицательно сказывалась на ведении собственного хозяйства.
Таким образом, бывшие холопы и крестьяне вновь испытывали гнет теперь уже со стороны государства.
Много налогов выплачивало посадское население. Например, полоняничный налог взимался на выкуп пленников, стрелецкий шел на выплату жалованья стрельцам, ямской — на содержание почтовой гоньбы.
Феодальное государство, словно вампир, высасывало соки у эксплуатируемых. И когда Лжедмитрий I, ставленник польских интервентов, пообещал казакам, стрельцам, крестьянам, холопам, посадским людям всякие милости, население городов Курского края поддержало его.
Первым перешел на сторону Лжедмитрия I город Путивль, за ним город Рыльск, а затем Курск, Старый Оскол, Белгород. Как рассказывает летопись, в Рыльске народ схватил воевод, связал их и привел к самозванцу.
Лжедмитрий I после своего поражения в битве 21 января 1605 года при селе Добрыничи (20 километров северо-западнее Севска) находился два дня в Рыльске. После его ухода в Путивль к Рыльску подступили царские войска под командованием воеводы Федора Мстиславского. Он потребовал сдачи города. Но жители ответили, что будут стоять за «прирожденного государя». Артиллерийский огонь, который вели из крепости, расположенной на высокой горе, наносил большой урон Отряду Мстиславского. Простояв под Рыльском две недели, он снял осаду и отступил на север. Это дало возможность Лжедмитрию I собрать новые силы и двинуться на Москву.
После убийства Лжедмитрия I и изгнания поляков из Москвы в 1606 году царем стал Василий Шуйский. При нем положение народных масс еще более ухудшилось.
Комарицкая волость (район, расположенный между Путивлем и Кромами), Курский край, где находилось особенно много беглых холопов и крепостных крестьян, бурлили и волновались. Эти районы были пороховым погребом, который вот-вот должен был взорваться от накала народной ненависти к эксплуататорам. И он взорвался.
В 1606 году началась крестьянская война под руководством талантливого предводителя народных масс Ивана Исаевича Болотникова. Местом зарождения восстания и его первоначальным центром явился город Путивль. Вскоре восстанием был охвачен весь юг России, куда входил и Курский край. С отрядами восставших И. И. Болотников прошел на Москву несколько западнее Рыльска. Сподвижник Болотникова Илья Муромец, идя на помощь ему, прошел со своими отрядами через Рыльск, Льгов и Курск. Как свидетельствуют документы, в походе Болотникова на Москву приняли участие холопы, казаки, стрельцы Курского края.
Героическая борьба курян с внешними врагами
Период с XVI века и до второй половины XVII века — героическая страница в истории Курского края. С XVI века он стал пограничной областью Русского государства и являлся щитом, который принимал на себя удары внешних врагов — татар, поляков, литовцев.
С 1507 года отношения Русского государства с крымскими татарами ухудшились. Во второй половине XVI века крымский хан Девлет-Гирей совершил ряд грабительских набегов. Особенно опустошительным был набег в 1571 году, когда крымские татары дошли до Москвы и выжгли посад.
Беспокойной и полной опасностей была жизнь у жителей Курского края. Здесь одной половине населения нередко приходилось жать или косить, а другой — стоять под ружьем, сторожа и себя и тех, кто трудился в поле, от внезапных набегов крымцев. Жить здесь означало воевать.
Крымские ханы двигались в сторону Москвы, главным образом по знаменитому Муравскому шляху (название от слова мурава-трава), который начинался от Перекопа и шел на север, проходя через Курский край, восточнее города Курска. Свои дерзкие, внезапные набеги татары совершали зимой, когда замерзали топи и реки, и летом во время покоса трав, но большей частью во время жатвы, когда люди рассыпались по полям и их удобнее было захватить в плен. Коварный, жестокий враг при совершении набегов соблюдал большую осторожность: двигался лощинами, оврагами, скрываясь в траве, ночью, не зажигая огней. Такая тактика способствовала его внезапному появлению, и он совершал страшные опустошения. Каждый татарин имел по две запасные лошади, чтобы на них увезти захваченную добычу. Тысячи и тысячи пленных, среди которых было много жителей Курского края, гнали татары в Крым, где на невольничьем рынке продавали их в рабство.
Ратные люди нашего края из Путивля и Рыльска совершали походы в глубь степей, доходя до Азовской крепости и Крымского полуострова, проявляя при этом героизм, бесстрашие и смелость в борьбе с врагом. В 1556 году из Путивля под руководством воеводы Ржевского вышел отряд и направился к Днепру, где соединился с черкасами (украинцами), а затем приступом взял сильную крепость Очаков. Захватив военную добычу, он благополучно вернулся в Путивль. Другой отряд в том же году под командованием Данилы Чулкова и Ивана Мальцева совершил поход на Дон, достиг крепости Азов и разбил татарский отряд, встретившийся на пути.
Накануне Ливонской войны правительство Ивана Грозного предприняло меры для укрепления южных границ. На линии Рыльск — Курск были сооружены земляные укрепления, лесные завалы. Увеличилось количество сторож и станиц. Сторожа — это караул из двух или более служилых людей, которые постоянно или посменно дежурили в опасных местах.
Сторожи ставились обыкновенно у больших одиноких степных деревьев. Один воин наблюдал за местностью с вершины дерева. Заметив пыль на степной дороге, он сообщал об этом своему товарищу. Тот садился на коня и скакал к другому дереву, сторож которого, едва заметив скачущего, скакал к третьему, и т. д. Таким образом, весть о неприятеле распространялась довольно быстро.
Станица — это большая группа служилых людей (от 50 до 100 человек). На их обязанности лежало объезжать дозором большие пространства. Они удалялись от своих крепостей на 300—400 километров.
Подвижная охрана играла большую роль, но этого было недостаточно для предотвращения татарских набегов в глубь территории. Многочисленные конные отряды татар прорывались сквозь заградительные заставы. Поэтому после смерти Ивана Грозного при Федоре Ивановиче и в первой половине XVII века был построен ряд крепостей: Белгород (1593 г.), Старый Оскол (1596 г.), Курск (1597 г.), Новый Оскол (1647 г.), Короча (1638 г.), Обоянь (1638 г.).
Курская крепость взяла под свой контроль Муравский шлях.
1612 год — год решающих побед русского народа над польско-литовскими захватчиками. Свой вклад в дело победы внесли куряне. В 1612 году поляки осадили Курскую крепость. Им удалось ворваться в город, сжечь посад со стороны Кура, захватить часть крепостной стены. Защитники отступили в малое старое укрепление — малый острог. Сложилась очень тяжелая обстановка. Но поляки не смогли взять малый острог и перешли к длительной осаде. Несколько раз предлагали осажденным сдаться, но те отвечали отказом. Враг вынужден был отступить от крепости, так и не овладев ею.
ДОКУМЕНТЫ
Указ Ивана IV о суде над государственными преступниками и о ссылке в г. Курск за ябедничество (ябедничество — необоснованные показания, клевета. К ябедничеству могли отнести любое выступление против представителей власти)
12 марта 1582 г.
Лета 7090 марта во 12 день, государь, царь и великий князь Иоанн Васильевич всея Русии приговорил со всеми бояры: ябедников, крамольников (крамольник (от крамола) — мятежник, лицо, виновное в антигосударственной деятельности) и составщиков (составщик — тяжебник, доносчик) по прежним уложениям не щадити; холопей боярских и иных чинов людей, которые будут в суде за себя или за своего государя или на кого иного стояти, а в жалобнице (письменная просьба или жалоба) иск напишет большой, а по суду того не сыщут, и доведет ответчик, что он иск подписал ложно, ино того жалобника обвинити, и что искал затейно (ложно) лишек, и на нем столько же доправя, отдати ответчику, да пошлины и продажа (штраф) на нем же. А в суде будет говорить не по делу, и того не слушати и не писати, и его бив кнутьем от суда отсылати и впредь к суду не пущати. А буде лаял кого прежним делам, то по тому ж не писати; а не докажет чим (зачем) лаял, ино его бив кнутьем доправити безчестие без суда. А назовет кого вором, а убивства или кромолы и рокоша (мятежа, измены) на царя государя не доведет: и того самого казнити смертью, для того, в жалобнице и в суде не лай; а который в жалобнице или в суде лжет и составит ябеду, ино того казнити торговою казнью (торговая казнь — битье кнутом на торговой площади), да написати в казаки в украйные городы Севск и Курск.
(Собрание важнейших памятников по истории древнего русского права. СПб, 1859, с. 310—311)
Из грамоты митрополита ростовского Филарета о разгроме войск Болотникова на р. Восме и об участии в сражении путивльских и рыльских казаков
12 июня 1607 г.
...Июня в 5 день писал к нему государю, царю и великому князю Василию Ивановичу всеа Руси его государев боярин и воевода князь Ондрей Васильевич с товарыщи, что они с воры (воры — обычное официальное название всех, кто боролся против существовавшего феодально-крепостнического строя) сошлись на речке Восме, от Коширы верст за двенадцать, июня в 5 день... и бояре и воеводы и всякие ратные люди тех воров наголову побили, и их воровских воевод наряд, и набаты и знамяна, и коши все поймали и живых языков болши пяти тысяч взяли; а имали их и побивали на тритцати верстах, а достальные воры и лутчие их промышленники, терские и яицкие, волские, доньские, и путивльские и рыльские атаманы и козаки, сели в баяраки и городок себе сделали; и его дети государевы бояре и воеводы, и дворяне, и дети боярские, и ратные всякие люди, к тому городку приступали и, божиею милостию, тех воров взятьем взяли...
(Акты археографической экспедиции, т. II, СПб, 1836, с. 166—167)
gorenka.org
Первобытно-общинный строй
ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ Б.И. Гаврилов, История России с древнейших времен до наших дней. Москва, 1999.
История человечества делится на три периода: каменный век, бронзовый век и железный век. В основу деления положен материал, из которого преимущественно изготовляли орудия труда в ту или иную эпоху. С самого начала своего существования люди стремились объединиться в крупные коллективы — это позволяло успешнее охотиться, защищаться от врагов и неблагоприятных природных явлений. Первой стадией общественной (социальной) организации человечества явился первобытно-общинный строй. Он возник в самом начале каменного века, 700— 800 тысяч лет назад, когда еще продолжалось биологическое формирование человека. Первобытно-общинный строй характеризовался ярко выраженной коллективностью в производстве и потреблении, что было вызвано крайне низким уровнем развития производительных сил, особенно орудий труда.
Каменный век (палеолит) Палеолит – древний каменный век (от греческого «палайос» - древний и «литос» - камень).подразделяется на нижний (или ранний) палеолит, мезолит (средний каменный век) и поздний палеолит. В эпоху нижнего палеолита (700— 100 тыс. лет назад) на Земле произошло общее поднятие суши, тектонические процессы вызвали похолодание, наступил 1-й ледниковый период. В это время в Африке и Юго-Восточной Азии началось превращение обезьяны в первобытного человека, появились обезьянолюди: питекантропы, синантропы и ранние неандертальцы. Они объединялись в орды, или стада, в несколько десятков особей. Первобытное человеческое стадо было древнейшей формой общественного бытия. Оно сменило зоологические объединения обезьян-приматов и других животных. Первые люди занимались собирательством, облавной охотой на крупных животных, овладели примитивной техникой обработки камня. Продвигаясь вслед за животными на север, люди освоили район вечнозеленых субтропиков у Черного моря, Кавказ и Закавказье. Историческим памятником того времени на территории СНГ является Сатани-Дар (Чертов Холл) в Армении. Там найдены ручные рубила из обсидиана (вулканическое стекло), заостренные с одного конца. Они являлись универсальным орудием. Техника их изготовления свидетельствует, что человек еще не умел соизмерять силу удара с прочностью камня, рука была сильна, но груба и неопытна. Новый шаг в освоении Земли был сделан около 300 тыс. лет назад, когда человек дошел до района Житомира (Украина). Рубила в этот период совершенствуются, ими уже можно резать. Объектами охоты человека являлись крупные животные: мамонт, пещерный медведь, лев, барс, горный козел. Огнем люди пользовались, но добывать его еще не умели.
Эпоха мезолита Мезолит – средний каменный век (от греческого «мезос» - средний и «литос» - камень). (средний каменный век, 100—30 тыс. лет назад) связана с появлением типичного неандертальца: человека небольшого роста, с низким лбом, сильно развитыми надбровными дугами и скошенным подбородком. Неандертальцы уже владели членораздельной речью. Несмотря на резкое изменение климата, неоднократные наступления ледников, доходивших до середины территории современной Украины, люди продолжали продвигаться на север. Важнейшим центром расселения людей кроме Кавказа и Закавказья стал Крым. Памятниками этой эпохи в Крыму являются стоянки первобытных людей в пещерах Киик-Коба и Шайтан-Коба. Человек заселяет и Среднюю Азию (стоянка неандертальцев в гроте Тешик-Таш в Узбекистане). В эпоху мезолита человек сделал крупнейшее открытие — научился добывать огонь, что превратило мясо животных в питательную и легко усвояемую пищу. Люди начали строить жилища из костей и шкур. Охота на крупных животных, владение огнем, постройка жилищ обусловили относительную оседлость, которая в свою очередь способствовала увеличению и сплочению орды. Усложнились общественные отношения, появилась забота о членах орды. Это отразилось, в частности, в возникновении обычая погребать покойников (например: могилы неандертальцев в Киик-Кобе и Тешик-Таше). Появляются рисунок и простой орнамент, возникают зачатки искусства.
Поздний палеолит (30 тыс. лет назад — около XIII тысячелетия до н. э.) совпал с ледниковым и межледниковым временем. В тот период человек освоил центральную часть России, перешел Полярный круг, проник в Сибирь и Забайкалье. Естественный рост населения неизбежно вытеснял его избыток в пустынные, но зато богатые дичью области с более суровым климатом. Человек этого времени — кроманьонец — по внешнему физическому типу являлся уже вполне современным человеком — Homo Sapiens (человек разумный — лат.), в отличие от раннепервобнтного человека — Homo Habilis (человек умелый — лат.). В позднем палеолите в человечестве возникают и формируются расовые различия. Эта эпоха ознаменована новой техникой обработки кремня: было изобретено новое рубило — так называемый нуклеус, удар которым наносился не наискось, как прежде, а строго перпендикулярно, отчего точность удара резко повысилась. Это экономило сырье и давало гораздо больший производственный эффект: сколотые пластины стали длиннее и совершеннее по качеству. Следовательно, возросла гибкость руки человека, развивалась его творческая деятельность и психика. Сколотые длинные правильные пластины сделали возможным изготовление небывалых ранее наконечников копий, ножей, скребков, резцов. Это дало возможность обрабатывать кость. Орудия стали делать с костяными рукоятками. Были изобретены копьеметалка, гарпун, костяная игла. Люди научились шить из меха одежду, из звериных шкур и костей строили целые поселки. Основным видом охоты являлись грандиозные облавы с участием всего племени, или орды, на больших животных с целью добыть сразу много пищи. Появилось рыболовство, Одно из типичных поселений людей того времени — первобытная стоянка у села Костёнки на Дону близ Воронежа. Первобытная община крепла, установился матриархат. Существовавшие тогда беспорядочные половые отношения (промискуитет) не давали возможности определить отцовство, поэтому счет родства мог вестись только по женской линии. Парная семья не могла еще стать самостоятельной хозяйственной единицей, поскольку прокормиться можно было только в большом коллективе. Кроме того, характерной чертой родовых общин являлась экзогамия — уход мужчин для брачных отношений в соседние общины. То, что все мужчины в общине были чужими, а понятие отцовства в общественном смысле не осознавалось, придавало большое значение женщине, которая воплощала единство общины. К тому же женщины, «хранительницы очага», вели домашнее хозяйство и занимались собирательством, т. е. сбором съедобных трав и кореньев, мелких животных, что имело немалое значение в периоды неудачной охоты и повышало роль женщины в общине. Одной из характерных черт позднего палеолита является быстрое развитие искусства. В материале стоянок Костёнки и Гагарине на Дону, Мальта и Буреть на Ангаре в слоях позднего палеолита обнаружены скульптуры животных и людей, различные украшения и орнаментированные предметы. В Каповой пещере на Урале сохранились великолепные росписи. В искусстве того времени господствовали две темы: зверь как объект охоты и женщина-мать, что было связано с охотничьей магией, тотемизмом (поклонение мифическому предку-животному, покровителю рода), матриархатом и культом плодородия. Тогда же возникли зачатки религиозных представлений. На это указывают, в частности, обнаруженные археологами могилы позднего палеолита, где вместе с покойником помещены орудия труда и охоты, руки и ноги у мертвеца связаны (чтобы не вылез из могилы), а сам он посыпан красной охрой, символом крови, жизни и возрождения после смерти в другом мире.
www.wikidocs.ru
Первобытно-общинный
Азиатский
(или восточный, характерный для Индии, Китая и других государств древности)
Рабовладельческий
(или античный, получивший распространение в Древней Греции и Риме)
Феодальный
(зародившийся в средневековой Европе)
капиталистический
Коммунистический
По прогнозу К. Маркса, на смену эксплуататорским формациям (восточной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической) придет коммунизм. В начале своей философской и общественной деятельности (1844–1847 гг.) К. Маркс не отделял себя от других социалистов и часто употреблял термины «социализм» и «коммунизм» как синонимы. Но в период создания международной революционной организации «Союз коммунистов» (предшественника I Интернационала) он развел эти понятия: социализм – общество социальной справедливости, коммунизм – некапиталистическое общество социальной справедливости, экономическую основу которого составит общественная собственность. В ХХ в. социализмом марксисты стали называть первую стадию построения коммунизма.
Основным достоинством марксизма является показ влияния экономики на историю. Однако увлечение экономическим анализом нередко приводит марксистов к принижению роли других сфер жизни общества.
Разумеется, К. Маркс и Ф. Энгельс не сводили все богатство исторического процесса к смене способов производства. Они подчеркивали, что надстройка часто оказывает обратное влияние на базис. Мало того, ведущая роль экономики, по их мнению, – явление временное. В ряде последних работ они наметилиновый вариант формационного подхода. В нем развитие человечества начинается с первичной формации (первобытного общества), где главную роль играет не экономика, а биологическое выживание, продолжение рода. Здесь человек зависит от природы. Во вторичной формации, включающей все эксплуататорские общества, ведущим фактором становится экономический. Переход к третичной формации (коммунистической) означает конец «царства необходимости», «предыстории» и начало собственно человеческой истории, в которой общество, сознательно избавившись от эксплуатации, государства и других факторов, сдерживающих прогресс, сможет развиваться свободно. Тем самым логика истории заключается в постепенном преодолении зависимости человека от природы и экономики и установлении господства разума.
В таблице 1 показано соотношение основного и более позднего вариантов формационного подхода. Смысл последнего заключается не только в том, чтобы яснее обосновать идею построения общества, основанного на разуме, но и объяснить многовариантность развития человечества. Так, вторичная формация соответствует четырем эксплуататорским способам производства, сменяющим друг друга во всемирной истории. При этом, как считал Маркс, единых для всех стран «правил» прохождения этих ступеней не существует. Если в Греции были рабовладение, феодализм и капитализм, в Германии – феодализм и капитализм, то Россия при благоприятных обстоятельствах сможет на своем пути к коммунизму ограничиться лишь феодализмом. Специфику русской истории Маркс объяснял, в частности, сохранением крестьянской общины (см. подробнее: Черных Ю.А., Черных В.Ю. Философия истории: новые подходы: учеб. пособие. Пермь, 1997. С.11, 26–30).
В целом формационная теория как одна из попыток серьезного научно-философского анализа закономерностей развития общества заслуживает высокой оценки. Марксу удалось показать важную роль материального производства, дать подробный анализ капитализма, подчеркнуть нравственную ценность труда, коллективизма и стремления к справедливости, а главное – применить к истории диалектический метод. Последний позволяет представить противоречия как источник саморазвития общества. Понятно, что это – еще не истина в последней инстанции. Так, с религиозной точки зрения источником развития является божественная воля, но она непознаваема с помощью методов современной науки.
Таблица 1
Похожие статьи:
www.poznayka.org
Первобытно общинный строй
ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ[1] История человечества делится на три периода: каменный век, бронзовый век и железный век. В основу деления положен материал, из которого преимущественно изготовляли орудия труда в ту или иную эпоху. С самого начала своего существования люди стремились объединиться в крупные коллективы — это позволяло успешнее охотиться, защищаться от врагов и неблагоприятных природных явлений. Первой стадией общественной (социальной) организации человечества явился первобытно-общинный строй. Он возник в самом начале каменного века, 700— 800 тысяч лет назад, когда еще продолжалось биологическое формирование человека. Первобытно-общинный строй характеризовался ярко выраженной коллективностью в производстве и потреблении, что было вызвано крайне низким уровнем развития производительных сил, особенно орудий труда.Каменный век (палеолит)[2] подразделяется на нижний (или ранний) палеолит, мезолит (средний каменный век) и поздний палеолит. В эпоху нижнего палеолита (700— 100 тыс. лет назад) на Земле произошло общее поднятие суши, тектонические процессы вызвали похолодание, наступил 1-й ледниковый период. В это время в Африке и Юго-Восточной Азии началось превращение обезьяны в первобытного человека, появились обезьянолюди: питекантропы, синантропы и ранние неандертальцы. Они объединялись в орды, или стада, в несколько десятков особей. Первобытное человеческое стадо было древнейшей формой общественного бытия. Оно сменило зоологические объединения обезьян-приматов и других животных. Первые люди занимались собирательством, облавной охотой на крупных животных, овладели примитивной техникой обработки камня. Продвигаясь вслед за животными на север, люди освоили район вечнозеленых субтропиков у Черного моря, Кавказ и Закавказье. Историческим памятником того времени на территории СНГ является Сатани-Дар (Чертов Холл) в Армении. Там найдены ручные рубила из обсидиана (вулканическое стекло), заостренные с одного конца. Они являлись универсальным орудием. Техника их изготовления свидетельствует, что человек еще не умел соизмерять силу удара с прочностью камня, рука была сильна, но груба и неопытна. Новый шаг в освоении Земли был сделан около 300 тыс. лет назад, когда человек дошел до района Житомира (Украина). Рубила в этот период совершенствуются, ими уже можно резать. Объектами охоты человека являлись крупные животные: мамонт, пещерный медведь, лев, барс, горный козел. Огнем люди пользовались, но добывать его еще не умели.Эпоха мезолита[3] (средний каменный век, 100—30 тыс. лет назад) связана с появлением типичного неандертальца: человека небольшого роста, с низким лбом, сильно развитыми надбровными дугами и скошенным подбородком. Неандертальцы уже владели членораздельной речью. Несмотря на резкое изменение климата, неоднократные наступления ледников, доходивших до середины территории современной Украины, люди продолжали продвигаться на север. Важнейшим центром расселения людей кроме Кавказа и Закавказья стал Крым. Памятниками этой эпохи в Крыму являются стоянки первобытных людей в пещерах Киик-Коба и Шайтан-Коба. Человек заселяет и Среднюю Азию (стоянка неандертальцев в гроте Тешик-Таш в Узбекистане). В эпоху мезолита человек сделал крупнейшее открытие — научился добывать огонь, что превратило мясо животных в питательную и легко усвояемую пищу. Люди начали строить жилища из костей и шкур. Охота на крупных животных, владение огнем, постройка жилищ обусловили относительную оседлость, которая в свою очередь способствовала увеличению и сплочению орды. Усложнились общественные отношения, появилась забота о членах орды. Это отразилось, в частности, в возникновении обычая погребать покойников (например: могилы неандертальцев в Киик-Кобе и Тешик-Таше). Появляются рисунок и простой орнамент, возникают зачатки искусства.Поздний палеолит (30 тыс. лет назад — около XIII тысячелетия до н. э.) совпал с ледниковым и межледниковым временем. В тот период человек освоил центральную часть России, перешел Полярный круг, проник в Сибирь и Забайкалье. Естественный рост населения неизбежно вытеснял его избыток в пустынные, но зато богатые дичью области с более суровым климатом. Человек этого времени — кроманьонец — по внешнему физическому типу являлся уже вполне современным человеком — Homo Sapiens (человек разумный — лат.), в отличие от раннепервобнтного человека — Homo Habilis (человек умелый — лат.). В позднем палеолите в человечестве возникают и формируются расовые различия. Эта эпоха ознаменована новой техникой обработки кремня: было изобретено новое рубило — так называемый нуклеус, удар которым наносился не наискось, как прежде, а строго перпендикулярно, отчего точность удара резко повысилась. Это экономило сырье и давало гораздо больший производственный эффект: сколотые пластины стали длиннее и совершеннее по качеству. Следовательно, возросла гибкость руки человека, развивалась его творческая деятельность и психика. Сколотые длинные правильные пластины сделали возможным изготовление небывалых ранее наконечников копий, ножей, скребков, резцов. Это дало возможность обрабатывать кость. Орудия стали делать с костяными рукоятками. Были изобретены копьеметалка, гарпун, костяная игла. Люди научились шить из меха одежду, из звериных шкур и костей строили целые поселки. Основным видом охоты являлись грандиозные облавы с участием всего племени, или орды, на больших животных с целью добыть сразу много пищи. Появилось рыболовство, Одно из типичных поселений людей того времени — первобытная стоянка у села Костёнки на Дону близ Воронежа. Первобытная община крепла, установился матриархат. Существовавшие тогда беспорядочные половые отношения (промискуитет) не давали возможности определить отцовство, поэтому счет родства мог вестись только по женской линии. Парная семья не могла еще стать самостоятельной хозяйственной единицей, поскольку прокормиться можно было только в большом коллективе. Кроме того, характерной чертой родовых общин являлась экзогамия — уход мужчин для брачных отношений в соседние общины. То, что все мужчины в общине были чужими, а понятие отцовства в общественном смысле не осознавалось, придавало большое значение женщине, которая воплощала единство общины. К тому же женщины, «хранительницы очага», вели домашнее хозяйство и занимались собирательством, т. е. сбором съедобных трав и кореньев, мелких животных, что имело немалое значение в периоды неудачной охоты и повышало роль женщины в общине. Одной из характерных черт позднего палеолита является быстрое развитие искусства. В материале стоянок Костёнки и Гагарине на Дону, Мальта и Буреть на Ангаре в слоях позднего палеолита обнаружены скульптуры животных и людей, различные украшения и орнаментированные предметы. В Каповой пещере на Урале сохранились великолепные росписи. В искусстве того времени господствовали две темы: зверь как объект охоты и женщина-мать, что было связано с охотничьей магией, тотемизмом (поклонение мифическому предку-животному, покровителю рода), матриархатом и культом плодородия. Тогда же возникли зачатки религиозных представлений. На это указывают, в частности, обнаруженные археологами могилы позднего палеолита, где вместе с покойником помещены орудия труда и охоты, руки и ноги у мертвеца связаны (чтобы не вылез из могилы), а сам он посыпан красной охрой, символом крови, жизни и возрождения после смерти в другом мире.В конце позднего палеолита ледник окончательно отступил. Появились новые, современные виды диких животных. На территории Африки изобретена и быстро распространилась на север так называемая микролитическая техника: изготовлялись кремневые вкладыши (микролиты), которые вставляли в рукоять. Вкладыши можно было менять, не делая новых орудий, и, кроме того, само орудие стало легче. На юге Европы и Азии возникли зачатки земледелия и скотоводства, появились первые домашние животные — собака, свинья. Оскудение охотничьих ресурсов, сокращение числа крупных животных способствовало изобретению лука и стрел, которые дали возможность охоты на птиц и мелких животных. Появились охотничьи силки и ловушки. Новое оружие сделало ненужными для охоты большие коллективы людей — размеры и численность стоянок сократились. Трудности в поисках пищи вызвали большую подвижность населения, жилища стали временными, росла миграция. Одновременно на основе группирования родственных общин образовались различные культурные области, появились как бы основы будущих племен.Неолит[4] начался около XIII тысячелетия до н. э. и закончился на юге в IV тысячелетии, на севере — во II тысячелетии до н. э. В эту эпоху улучшились приемы выделки орудий, появились керамическая посуда, ткачество, судоходство (лодки), различные ремесла. Формируется и укрепляется племя как тип этнической общности и социальной организации людей на основе кровно-родственной связи общин, единого языка, общей территории и до известной степени общего хозяйства (коллективные охоты и т. п.). Возникли племенные советы и вожди, общеплеменные культы и праздники. У племен Черноморья, Кавказа, Средней Азии развились скотоводство и земледелие, причем в Азии с искусственным орошернием. Необходмость контроля за распределением воды привела там к появлению руководящей верхушки, прочной власти и политико-административных центров, возникли зародыши древнейших государств.Энеолит[5] (медно-каменный век, конец III — все II тысячелетие до н. э.) — переходный период к бронзовому веку, время первоначального развития культуры металла, начало освоения меди и бронзы. Новые металлические орудия были гораздо производительнее прежних — кремневых и костяных, экономили и облегчали труд, делали его более эффективным и тем самым открывали возможность ускоренного накопления прибавочного продукта. Спрос на медь и бронзу стимулировал обмен и связи между различными областями. В эпоху энеолита скотоводы отделились от земледельцев и охотников, произошло первое крупное общественное разделение труда, что вызвало перемены в общественных отношениях. В связи с развитием металлургии и пастушеского скотоводства в обществе возросла роль мужского труда. Это привело к замене матриархата патриархатом. Получение большего чем прежде прибавочного продукта вызвало появление и рост имущественного неравенства. Выдающийся памятник культуры земледельческих племен эпохи энеолита находится у села Триполье (трнпольская культура) в Приднепровье (Украина). В поздних слоях стоянки отчетливо прослеживается культура раннего земледелия. Глиняная посуда, но пока еще ручной лепки, там уже обжигалась в печах. В скульптурных изображениях отчетливо прослеживается культ женщины — покровительницы плодородия. О большом значении земледелия в хозяйстве свидетельствуют и каменные зернотерки, и скульптура женщины с этим инструментом, и большие ямы для зерна. Интересны глиняные модели домов и повозок, служившие, вероятно, игрушками. В трипольском обществе существовала значительная имущественная дифференциация, на что указывает выделение больших богатых погребений. Триполъская культура охватывала значительное пространство.Металлические орудия первоначально изготавливали из меди. В III тысячелетии до н. э., добавив к мягкой меди олово, человек получил твердый сплав — бронзу, пригодный для производства рубящих, режущих и колющих орудий. Появились центры добычи и обработки цветных металлов в Прикарпатье, Казахстане, на Северном Кавказе, Урале. Бронзовые орудия вначале изготовляли ковкой, затем литьем. Металлические орудия ускорили процесс общественного разделения труда, значительно развился обмен, что способствовало культурному сближению племенных групп и распространению технических достижений. При патриархальном родовом строе в руках глав больших семей сосредоточивались продукты труда членов семьи. В условиях общественного разделения труда и развития обмена это вело к образованию частной собственности, разлагало первобытное равенство («первобытный коммунизм»), усиливало имущественную дифференциацию. Выделялась племенная верхушка, стремившаяся увеличить свое богатство.В I тысячелетии до н. э. возникло табунное скотоводство. Сложился новый уклад жизни — кочевых скотоводов. Владельцам огромных стад приходилось постоянно менять места выпасов. Они освоили пустыни Средней и Центральной Азии, нагорья Памира и Тянь-Шаня. Широкое развитие кочевого скотоводства стало возможно благодаря изобретению бронзовых литых удил, позволивших обуздать коня. В жизнь скотоводов прочно вошла войлочная юрта.В бронзовом веке появилось новое оружие — наборный гибкий лук скифского типа, острые наконечники стрел, мечи, кинжалы. В войнах крепла родовая аристократия, зарождались племенные союзы кочевников.У кочевых и земледельческих племен рост населения и крепнущие межплеменные связи привели к созданию союзов племен. Союзы позволяли обеспечить безопасность каждого племени, регулировали межплеменные отношения и обмен. Но в условиях, когда стало возможно накапливать и обменивать богатство, участились столкновения между общинами, племенами и союзами племен. Поэтому каждую племенную организацию возглавил выборный военный вождь или совет вождей. Это была высшая форма социально-политической организации первобытного строя — военная демократия. В эпоху бронзы происходили крупные передвижения племен, складывались новые культурно-исторические области. Их своеобразие определялось различием географических условий, природных ресурсов, плотности населения, его хозяйственной деятельности. Под воздействием этих условий развитие культурно-исторических областей шло неравномерно и неодинаково. Внутри больших племенных союзов усиливалось одно племя, язык которого становился главенствующим, происходила культурно-языковая ассимиляция других племен союза, возникали большие этно-культурные общности — среди них индоевропейские (например, скифо-сарматские, славянские, германские племена) и финно-угорские.
[1] Б.И. Гаврилов, История России с древнейших времен до наших дней. Москва, 1999.
[2] Палеолит – древний каменный век (от греческого «палайос» - древний и «литос» - камень).
[3] Мезолит – средний каменный век (от греческого «мезос» - средний и «литос» - камень).
[4] Неолит – новый каменный век (от греческого «неос» - новый и «литос» - камень).
[5] Энеолит – медно-каменный век (от греческогь «энеос» - медный и «литос» - камень).
www.referatnatemu.com
Первобытно-общинный строй
Вистории первобытно-общинного строя выделяют эпоху первобытного человеческого стада (археологическая эпоха нижнего палеолита) и эпоху первобытно-родовой общины (верхний палеолит и неолит). Последняя в свою очередь подразделяется на два периода—период материнского родового строя (матриархат) и период отцовского родового строя (патриархат).
Первобытные люди на начальных этапах своего существования жили небольшими группами, не превышавшими 'нескольких десятков человек: большее количество не могло бы прокормиться вместе. Когда группы встречались, между ними иногда происходили столкновения. Многие группы гибли от голода, становились добычей хищных зверей. В таких условиях совместная жизнь была для людей единственно возможной и необходимой.
Пища первобытного человека долгое время оставалась преимущественно растительной. Люди питались плодами и кореньями. Это подтверждают археологические находки. Черепа древних людей (неандертальцев) отличаются особенностями: у них массивные зубы и стертые коронки. Массивность зубов антропологи объясняют длительным, на протяжении многих поколений, употреблением растительной пищи, а стертость коронок — примесью к нище земли и золы. Следующая ступень существования человека началась с употребления в пищу рыб, раков, ракушек и других водяных животных. В течение тысячелетий, крайне медленно накапливая опыт, люди научились выделывать простейшие орудия, пригодные для удара, резания, копания и других несложных действий.
Огромным завоеванием первобытного человека в борьбе с природой было открытие огня. Сначала люди научились пользоваться огнем, возникавшим стихийно, от молнии. Такой случайно добытый огонь тщательно поддерживался и хранился. Лишь спустя много тысячелетий люди заметили, что огонь можно получать от трения, и научились 'искусственно его добывать. Овладение огнем, по Энгельсу, было революцией в жизни человечества неизмеримо большей, чем в новое время, например, изобретение паровой машины.
Женщины и дети в древнем каменном веке собирают дикие плоды, грибы и корни.Готовить пищу на кострах, выпекая в золе крахмалистые корни, клубни, мясо животных, рыбу и т. п. Огонь стал играть важную роль и при изготовлении орудий производства.
По мере дальнейшего развития человек оказался в состоянии создавать более совершенные орудия, которые сделали возможным и охоту на крупных животных. Охота в свою очередь стала доставлять еще больше необходимых средств к жизни. В течение длительного периода охота была важнейшим источником средств существования первобытного человека; в результате охоты у людей появились шкуры для одежды, кости для изготовления орудий. В связи с развитием охоты первобытный человек перешел к употреблению мясной пищи. Главное значение мясной пищи Энгельс видит в том, что благодаря ей мозг получил в гораздо большем количестве, чем раньше, те вещества, которые необходимы для его питания и развития, что дало ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение
На протяжении долгого времени, в течение сотен тысячелетий, у первобытного человека главным материалом для выделки орудий оставался камень (каменный век). Позднее люди научились делать орудия из металла сначала самородного, в первую очередь из меди, затем из бронзы (сплава меди и олова) и затем из железа. Важной вехой на пути улучшения орудий труда явилось изобретение лука и стрел, с появлением которых охота стала доставлять еще больше необходимых средств к жизни. Охотники научились приручать животных (собак, рогатый скот, коз, свиней).
Дальнейшим крупным шагом в развитии производительных сил первобытного общества явилось возникновение земледелия.