Реферат: по дисциплине Кубановедение на тему: Первобытные люди на Кубани. Жизнь первобытных людей на кубани
по дисциплине Кубановедение на тему: Первобытные люди на Кубани
Министерство образования и науки РФ
Кубанский социально-экономический институт
Экономический факультет
Реферат по дисциплине Кубановедение
на тему: Первобытные люди на Кубани
Работу выполнил:
студент гр.05-БУ
Куценко А.А.
Проверил:
Калягина Г.В.
Краснодар 2006
План
Введение
1. Кубань в эпоху каменного века 4 стр.
2. Эпоха меди и бронзы 5 стр.
3. Эпоха раннего железа 6-8 стр.
4. Кубань в эпоху древнего средневековья 9-10 стр.
Заключение
Список литературы
Введение
Невозможно понять историю страны, не зная историю ее отдельных регионов. Кубань с глубокой древности стала связующим мостом между Европой и Азией, между цивилизациями Востока и Запада.
Шли годы, века, тысячелетия, сменялись племена, народы, поколения, возникали и исчезали государства, а Кубань по-прежнему оставалась торной дорогой истории и по-прежнему каждый камень здесь «гудел голосами эпох».
Люди появились в этом благодатном краю примерно 500 тыс. лет назад. Специалисты выделяют два пути заселения Северо-Западного Кавказа: из Передней Азии через Закавказье и второй западный.
В настоящее время в Краснодарском крае и Адыгее известно значительное число памятников каменного века. Среди них Шахонская, Среднехаджохская, Баракаевская, Монашеская и др. пещерные стоянки.
На Ильской стоянке, возраст которой 39-34 тыс. лет, раскопано жилище неандертальца. В навесе Сатанай открыто единственное на Кавказе погребение кроманьонца.
Цели и задачи моей работы:
1.Показать развитие первых людей на Кубани
2.Выразить особенности древнего периода
Кубань в эпоху каменного века
Пять тысяч веков назад - предположительно, именно тогда появились на Кубани первые люди. Двигаясь с юга, из Передней Азии, через горы Кавказа, они постепенно заселили Северо-западный Кавказ. Стоянки древнекаменного века (палеолита) обнаружены археологами по Черноморскому побережью и северному склону Кавказского хребта. Наиболее древняя из них - на реке Уруп, среди более поздних - всемирно известные Ильские, где были найдены следы самого древнего человека Кубани, искусственного жилища. Стоянок среднекаменного (XII-IX тыс. до н.э.) века - мезолита и новокаменного - неолита (VIII-V тыс. до н.э.) известно немного, но они свидетельствуют, что на протяжении полумиллиона лет человек здесь жил непрерывно, осваивал природные богатства, совершенствовал орудия труда. На Западной Кубани от Тамани до Сочи, сохранились дольмены - каменные гробницы.
Известны четыре типа дольменов, с 25 до 14 века до н.э.- время жизни этой культуры.
а) Плиточный - обычный распространенный тип – стены перекрестные, пол представляет собой отдельные плиты.
б) Составные дольмены – с одной или несколькими стенами, сложенные из более мелких плит и камней.
в) Корытообразные сооружения – т.е. выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой.
г) Монолиты – полностью вместе с крышей высечены в скале.
Кубань в эпоху меди и бронзы
VII-V тысяч лет назад на территории Кавказа люди научились обрабатывать медь, а затем и бронзу. В эпоху бронзы (III-II тыс. до н.э.) на Кубани жили племена, названия которым археологи дали по их погребальным обрядам. Это племена ямной, катакомбной, срубной, дольменной археологической культуры и майкопские племена, получившие свое название от всемирно известного кургана в г. Майкопе. Племена катакомбной культуры занимались в основном земледелием и скотоводством. Захоронение происходило в особых камерах, катакомбах. Племена срубной культуры занимались так же земледелием и скотоводством. Хоронили людей в подкурганные могильные ямы, укрепленные деревянными срубами и перекрытыми бревнами. Из Месопотамии в III тыс. до н.э. и принесли с собой многие достижения древневосточной цивилизации: гончарный круг, колесо, металлургию. У них уже выделилась родовая знать, о чем свидетельствуют богатые захоронения под курганными насыпями. Северными соседями оседлых майкопских племен были скотоводы-кочевники - племена ямной культуры, оставившие тысячи курганов, под которыми в простых могильных ямах, с небольшим количеством вещей, они хоронили соплеменников. А по Черноморскому побережью обитали племена дольменной культуры, хоронившие умерших в каменных гробницах - дольменах. Во II тыс. до н.э. "ямников" сменяют новые скотоводческие племена катакомбной культуры (катакомба - это яма, в одной стене которой вырыта пещерка для умершего), а с середины II тыс. до н.э. их теснят племена срубной культуры (могильную яму они укрепляют срубом из бревен). В Закубанье в это время из потомков майкопских племен и племен дольменной культуры складывается Северо-Кавказская археологическая культура. Во II тыс. до н.э., в период бронзового века, Кубань становится зоной контактов различных археологических культур, могущество которых зависело от металла, поступающего с Северного Кавказа.
Кубань в эпоху раннего железа
В VIII в. до н.э. племена Северо-Западного Кавказа начинают осваивать железо. Происходят важные изменения в хозяйстве: степные племена переходят к кочевому скотоводству, а оседлые - занимаются пашенным земледелием, животноводством, ремеслом. Частые конфликты между племенами приводят к образованию союзов племен - племенных союзов. Здесь впервые в истории оказались запечатлены и дошли до нас названия племен Северо-Западного Кавказа. Это - степные ираноязычные кочевники - киммерийцы, скифы, сарматы: оседлые земледельческие племена, объединенные общим названием "меоты". В VII-VI вв. до н.э. киммерийцы и скифы через перевалы Кавказа совершали свои военные походы в Малую и Переднюю Азию. Предкавказье было не только плацдармом для таких походов, но и постоянным местом обитания этих народов в VII-VI вв. до н.э. В курганах скифской родо-племенной знати были обнаружены многочисленные военные трофеи: произведения искусства стран Передней Азии и античной Греции.
Скифы оказали большое влияние на культуру меотов, местных племен, населявших большую часть Северо-Западного Кавказа в I тыс. до н.э. Меотов относят к кавказской языковой группе и считают их далекими предками адыгов. Укрепленные поселения меотов - городища располагались по высоким террасам рек и дополнительно укреплялись с напольной стороны рвами и валами. Меоты возделывали пшеницу, ячмень, просо, рожь, лен; разводили лошадей, коров, овец, коз; рыбу ловили сетями. Все основные орудия труда изготовляли из железа, украшения и доспехи - из бронзы. Среди ремесел наиболее развитым было гончарное. Меоты применяли гончарный круг; посуду, рыболовные и ткацкие грузила обжигали в специальных печах. Города-колонии Боспора оказали большое влияние на хозяйство и культуру меотских племен. Но не меньше - северные соседи - кочевники-сарматы, занимавшие территорию между Доном и Волгой. В IV в. до н.э. сарматские племена проникли в степи Северного Кавказа и захватили правобережье Кубани, населенное меотами. Часть кочевников-сарматов перешла к оседлому образу жизни. Их контакты с меотами-земледельцами привели к взаимообогащению культур, слиянию меотской и сарматской знати.
В VI в. до н.э. на Таманском полуострове, где обитало одно из меотских племен - синды, были основаны греческие города-колонии. Каждый город имел свою сельскохозяйственную округу и был отдельным городом-государством. В городах-колониях хозяйство, быт, общественная жизнь протекали так же, как на родине, в Греции. Развивалось ремесленное производство посуды, черепицы, тканей, металлических изделий; сельская округа не только кормила города, но и давала излишки хлеба для вывоза в Грецию в обмен на дорогие изделия и продукты, которые здесь не производились. Необходимость совместной обороны и общие торговые интересы городов-колоний в 481 г. до н.э. привели к их объединению в одно государство, названное в истории Боспорским. Основой существования городов Боспора была посредническая торговля с городами Греции и местными племенами меотов. Многовековые связи с древнегреческими городами сказались на развитии земледелия и скотоводства, ремесел и военного дела, быта и торговли местных племен. Боспорские правители подчинили себе племена синдов, другие меотские племена поставили в зависимое положение. Жители Боспора поклонялись Зевсу, Гере, Апполону, Афродите, Деметре, Артемиде, Гермесу, Гераклу и в их честь устраивали религиозные празднества, которые сопровождались состязаниями атлетов, конников, музыкантов. Важную роль в хозяйстве боспорских городов играло рыболовство: рыбу солили в каменных ваннах, где она превращалась в соусоподобную массу, и в амфорах вывозили в Грецию. Боспорцы выращивали виноград и производили свое вино. Во II-III вв. до н.э. новое сарматское племя - аланы - вытесняет меото-сарматское население с правобережья в Закубанье. С конца I в. до н.э. Боспор подпал под влияние Рима, расцвет его городов продолжался в I-II вв. н.э. В города стала переселяться верхушка местных племен, и в первую очередь сарматов. Некоторые из них играли важную роль в управлении государством. К середине III в. н.э. по степям Прикубанья и территориям Боспорского государства прошли полчища гуннов. Под напором кочевников меото-сарматское население уходит в горные районы Закубанья, а морская торговля и хозяйство Боспора приходит в упадок. А в IV в. н.э. под ударами гуннов и других варварских племен, Боспорское государство распалось и прекратило свое существование, хотя города государства не погибли, жизнь в них продолжалась и в последующие столетия.
mirznanii.com
Жизнь первобытных людей на кубани - История
Кубань в эпоху каменного века
Пять тысяч веков назад - предположительно, именно тогда появились на Кубани первые люди. Двигаясь с юга, из Передней Азии, через горы Кавказа, они постепенно заселили Северо-западный Кавказ. Стоянки древнекаменного века (палеолита) обнаружены археологами по Черноморскому побережью и северному склону Кавказского хребта. Наиболее древняя из них - на реке Уруп, среди более поздних - всемирно известные Ильские, где были найдены следы самого древнего человека Кубани, искусственного жилища. Стоянок среднекаменного (XII-IX тыс. до н.э.) века - мезолита и новокаменного - неолита (VIII-V тыс. до н.э.) известно немного, но они свидетельствуют, что на протяжении полумиллиона лет человек здесь жил непрерывно, осваивал природные богатства, совершенствовал орудия труда. На Западной Кубани от Тамани до Сочи, сохранились дольмены - каменные гробницы.
Известны четыре типа дольменов, с 25 до 14 века до н.э.- время жизни этой культуры.
а) Плиточный - обычный распространенный тип – стены перекрестные, пол представляет собой отдельные плиты.
б) Составные дольмены – с одной или несколькими стенами, сложенные из более мелких плит и камней.
в) Корытообразные сооружения – т.е. выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой.
г) Монолиты – полностью вместе с крышей высечены в скале.
Кубань в эпоху меди и бронзы
VII-V тысяч лет назад на территории Кавказа люди научились обрабатывать медь, а затем и бронзу. В эпоху бронзы (III-II тыс. до н.э.) на Кубани жили племена, названия которым археологи дали по их погребальным обрядам. Это племена ямной, катакомбной, срубной, дольменной археологической культуры и майкопские племена, получившие свое название от всемирно известного кургана в г. Майкопе. Племена катакомбной культуры занимались в основном земледелием и скотоводством. Захоронение происходило в особых камерах, катакомбах. Племена срубной культуры занимались так же земледелием и скотоводством. Хоронили людей в подкурганные могильные ямы, укрепленные деревянными срубами и перекрытыми бревнами. Из Месопотамии в III тыс. до н.э. и принесли с собой многие достижения древневосточной цивилизации: гончарный круг, колесо, металлургию. У них уже выделилась родовая знать, о чем свидетельствуют богатые захоронения под курганными насыпями. Северными соседями оседлых майкопских племен были скотоводы-кочевники - племена ямной культуры, оставившие тысячи курганов, под которыми в простых могильных ямах, с небольшим количеством вещей, они хоронили соплеменников. А по Черноморскому побережью обитали племена дольменной культуры, хоронившие умерших в каменных гробницах - дольменах. Во II тыс. до н.э. "ямников" сменяют новые скотоводческие племена катакомбной культуры (катакомба - это яма, в одной стене которой вырыта пещерка для умершего), а с середины II тыс. до н.э. их теснят племена срубной культуры (могильную яму они укрепляют срубом из бревен). В Закубанье в это время из потомков майкопских племен и племен дольменной культуры складывается Северо-Кавказская археологическая культура. Во II тыс. до н.э., в период бронзового века, Кубань становится зоной контактов различных археологических культур, могущество которых зависело от металла, поступающего с Северного Кавказа.
Кубань в эпоху раннего железа
В VIII в. до н.э. племена Северо-Западного Кавказа начинают осваивать железо. Происходят важные изменения в хозяйстве: степные племена переходят к кочевому скотоводству, а оседлые - занимаются пашенным земледелием, животноводством, ремеслом. Частые конфликты между племенами приводят к образованию союзов племен - племенных союзов. Здесь впервые в истории оказались запечатлены и дошли до нас названия племен Северо-Западного Кавказа. Это - степные ираноязычные кочевники - киммерийцы, скифы, сарматы: оседлые земледельческие племена, объединенные общим названием "меоты". В VII-VI вв. до н.э. киммерийцы и скифы через перевалы Кавказа совершали свои военные походы в Малую и Переднюю Азию. Предкавказье было не только плацдармом для таких походов, но и постоянным местом обитания этих народов в VII-VI вв. до н.э. В курганах скифской родо-племенной знати были обнаружены многочисленные военные трофеи: произведения искусства стран Передней Азии и античной Греции.
09mog.ru
Жизнь первобытных людей на кубани... -reshimne.ru
Кубань в эпоху каменного векаПять тысяч веков назад - предположительно, именно тогда появились на Кубани первые люди. Двигаясь с юга, из Передней Азии, через горы Кавказа, они постепенно заселили Северо-западный Кавказ. Стоянки древнекаменного века (палеолита) обнаружены археологами по Черноморскому побережью и северному склону Кавказского хребта. Наиболее древняя из них - на реке Уруп, среди более поздних - всемирно известные Ильские, где были найдены следы самого древнего человека Кубани, искусственного жилища. Стоянок среднекаменного (XII-IX тыс. до н.э.) века - мезолита и новокаменного - неолита (VIII-V тыс. до н.э.) известно немного, но они свидетельствуют, что на протяжении полумиллиона лет человек здесь жил непрерывно, осваивал природные богатства, совершенствовал орудия труда. На Западной Кубани от Тамани до Сочи, сохранились дольмены - каменные гробницы.Известны четыре типа дольменов, с 25 до 14 века до н.э.- время жизни этой культуры.а) Плиточный - обычный распространенный тип – стены перекрестные, пол представляет собой отдельные плиты.б) Составные дольмены – с одной или несколькими стенами, сложенные из более мелких плит и камней.в) Корытообразные сооружения – т.е. выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой.г) Монолиты – полностью вместе с крышей высечены в скале.Кубань в эпоху меди и бронзыVII-V тысяч лет назад на территории Кавказа люди научились обрабатывать медь, а затем и бронзу. В эпоху бронзы (III-II тыс. до н.э.) на Кубани жили племена, названия которым археологи дали по их погребальным обрядам. Это племена ямной, катакомбной, срубной, дольменной археологической культуры и майкопские племена, получившие свое название от всемирно известного кургана в г. Майкопе. Племена катакомбной культуры занимались в основном земледелием и скотоводством. Захоронение происходило в особых камерах, катакомбах. Племена срубной культуры занимались так же земледелием и скотоводством. Хоронили людей в подкурганные могильные ямы, укрепленные деревянными срубами и перекрытыми бревнами. Из Месопотамии в III тыс. до н.э. и принесли с собой многие достижения древневосточной цивилизации: гончарный круг, колесо, металлургию. У них уже выделилась родовая знать, о чем свидетельствуют богатые захоронения под курганными насыпями. Северными соседями оседлых майкопских племен были скотоводы-кочевники - племена ямной культуры, оставившие тысячи курганов, под которыми в простых могильных ямах, с небольшим количеством вещей, они хоронили соплеменников. А по Черноморскому побережью обитали племена дольменной культуры, хоронившие умерших в каменных гробницах - дольменах. Во II тыс. до н.э. "ямников" сменяют новые скотоводческие племена катакомбной культуры (катакомба - это яма, в одной стене которой вырыта пещерка для умершего), а с середины II тыс. до н.э. их теснят племена срубной культуры (могильную яму они укрепляют срубом из бревен). В Закубанье в это время из потомков майкопских племен и племен дольменной культуры складывается Северо-Кавказская археологическая культура. Во II тыс. до н.э., в период бронзового века, Кубань становится зоной контактов различных археологических культур, могущество которых зависело от металла, поступающего с Северного Кавказа.Кубань в эпоху раннего железаВ VIII в. до н.э. племена Северо-Западного Кавказа начинают осваивать железо. Происходят важные изменения в хозяйстве: степные племена переходят к кочевому скотоводству, а оседлые - занимаются пашенным земледелием, животноводством, ремеслом. Частые конфликты между племенами приводят к образованию союзов племен - племенных союзов. Здесь впервые в истории оказались запечатлены и дошли до нас названия племен Северо-Западного Кавказа. Это - степные ираноязычные кочевники - киммерийцы, скифы, сарматы: оседлые земледельческие племена, объединенные общим названием "меоты". В VII-VI вв. до н.э. киммерийцы и скифы через перевалы Кавказа совершали свои военные походы в Малую и Переднюю Азию. Предкавказье было не только плацдармом для таких походов, но и постоянным местом обитания этих народов в VII-VI вв. до н.э. В курганах скифской родо-племенной знати были обнаружены многочисленные военные трофеи: произведения искусства стран Передней Азии и античной Греции.
reshimne.ru
1. Вопрос. Кубань и Черноморье в период первобытно
Заселение Кавказа первобытным человеком шло с юга и было длительным и сложным. Древнейшие остатки жизни человека у нас в крае относятся ко времени за 700—600 тысяч лет назад. Установить это помогла одна случайная находка. На берегу р. Псекупса было найдено орудие первобытного человека — ручное рубило.
Климат нашего края был тогда относительно теплый. Земли его отличались и прежде плодородием. Растительность была самой разнообразной. В степной части поражали разнотравье и продолжительность зеленого покрова. Сохранялись в , то время в большей мере такие растения, как самшит и тис. Изобиловали разнообразным животным миром горы и леса. Тут встречались олени и косули, зубры, медведи и барсы. Воды края и омывающие его моря изобиловали рыбой. Человек бродил, собирая съедобные растения, корни, плоды и охотясь на животных. Следы пребывания этого древнейшего человека найдены не только на р. Псекупсе, но и по течению соседних речек Апчас, Марты, а также на р. Белой. С постепенным похолоданием климата, связанным с наступлением с севера ледника, жизнь человека изменялась. Охота па крупных животных становится одним из основных занятий человека. В качестве жилищ он использует пещеры, а там, где их не было, селится под скальными навесами, строит простые жилища, обтягивая их шкурами животных. Известно много пещерных стоянок. Это —Большая Воронцовская пещера, Хостинские, Навалишенская, Ацинская, Лхштырская.
Орды первобытных охотников в это время жили не только по Черноморскому побережью, но и по северному склону Кавказского хребта. На обширных степных просторах Прикубанья паслись стада мамонтов, бизонов, оленей, диких лошадей и ослов. Все оци становились добычей человека. Одна из наиболее изученных стоянок — Ильская. Люди здесь жили в шалашах, укрепленных у основания камнями. Мужчины занимались охотой, главным образом па зубров, женщины — собирательством. Съедобные растения могли надолго обеспечить питанием людей во время неудачных охот. Охотились всем коллективом путем облав и загонов. Орудиями были уже не ручные рубила, а остроконечники, скребла, кремневые ножи и наконечники копий.
В эпоху неолита (V—IV тысячелетия до нашей эры) родовые общины, жившие на территории нашего края, переходят к животноводству и начинают заниматься земледелием. Но окончательно земледелие завоевало себе прочное место в эпоху медно-каменного века (III тысячелетие до нашей эры). К этому времени относятся наиболее древние в Прикубанье земледельческие поселки. Их сравнительно недавно открыли в предгорьях южнее г. Майкопа. Одно из таких поселений находится на окраине поселка Каменномостского. Оно было, ограждено каменной стеной, дома располагались вдоль стен, а центральная часть поселения служила для загона скота. Население занималось мотыжным земледелием и скотоводством. Охота стала иметь подсобное значение. Основные орудия труда — топоры, тесла, ножи, наконечники стрел, скребки, вкладыши для серпов и другие делались еще из камня. Медных изделий было мало.
В горных районах нашего края и на Черноморском побережье во второй половине III и II тысячелетий до нашей эры жили племена, оставившие интереснейшие погребальные памятники — дольмены. Обычно дольмены сложены из пяти огромных плит, четыре из которых составляли стенки, а пятая . крышу. В передней плите, как правило, имеется отверстие, закрывающееся каменной пробкой. Иногда дольмены высекались в целых глыбах и только сверху покрывались плитой. Дольмены служили для захоронений и представляли как бы наземные склепы. При раскопках в дольменах были найдены медные топоры, тесла, наконечники копий, глиняные сосуды. Строители этих громадных гробниц занимались охотой, мотыжным земледелием и жили оседло.
В степях Прикубанья в это же время жили племена скотоводов. Они разводили коров, овец, приручена уже была лошадь. Орудия труда они делали из бронзы, хотя продолжали существовать еще и каменные. Памятниками их времени остались курганы, которые встречаются по всей Кубанской степи
studfiles.net
Реферат - по дисциплине Кубановедение на тему: Первобытные люди на Кубани
Министерство образования и науки РФ
Кубанский социально-экономический институт
Экономический факультет
Реферат по дисциплине Кубановедение
на тему: Первобытные люди на Кубани
Работу выполнил:
студент гр.05-БУ
Куценко А.А.
Проверил:
Калягина Г.В.
Краснодар 2006
План
Введение
1. Кубань в эпоху каменного века 4 стр.
2. Эпоха меди и бронзы 5 стр.
3. Эпоха раннего железа 6-8 стр.
4. Кубань в эпоху древнего средневековья 9-10 стр.
Заключение
Список литературы
Введение
Невозможно понять историю страны, не зная историю ее отдельных регионов. Кубань с глубокой древности стала связующим мостом между Европой и Азией, между цивилизациями Востока и Запада.
Шли годы, века, тысячелетия, сменялись племена, народы, поколения, возникали и исчезали государства, а Кубань по-прежнему оставалась торной дорогой истории и по-прежнему каждый камень здесь «гудел голосами эпох».
Люди появились в этом благодатном краю примерно 500 тыс. лет назад. Специалисты выделяют два пути заселения Северо-Западного Кавказа: из Передней Азии через Закавказье и второй западный.
В настоящее время в Краснодарском крае и Адыгее известно значительное число памятников каменного века. Среди них Шахонская, Среднехаджохская, Баракаевская, Монашеская и др. пещерные стоянки.
На Ильской стоянке, возраст которой 39-34 тыс. лет, раскопано жилище неандертальца. В навесе Сатанай открыто единственное на Кавказе погребение кроманьонца.
Цели и задачи моей работы:
1.Показать развитие первых людей на Кубани
2.Выразить особенности древнего периода
Кубань в эпоху каменного века
Пять тысяч веков назад — предположительно, именно тогда появились на Кубани первые люди. Двигаясь с юга, из Передней Азии, через горы Кавказа, они постепенно заселили Северо-западный Кавказ. Стоянки древнекаменного века (палеолита) обнаружены археологами по Черноморскому побережью и северному склону Кавказского хребта. Наиболее древняя из них — на реке Уруп, среди более поздних — всемирно известные Ильские, где были найдены следы самого древнего человека Кубани, искусственного жилища. Стоянок среднекаменного (XII-IX тыс. до н.э.) века — мезолита и новокаменного — неолита (VIII-V тыс. до н.э.) известно немного, но они свидетельствуют, что на протяжении полумиллиона лет человек здесь жил непрерывно, осваивал природные богатства, совершенствовал орудия труда. На Западной Кубани от Тамани до Сочи, сохранились дольмены — каменные гробницы.
Известны четыре типа дольменов, с 25 до 14 века до н.э.- время жизни этой культуры.
а) Плиточный — обычный распространенный тип – стены перекрестные, пол представляет собой отдельные плиты.
б) Составные дольмены – с одной или несколькими стенами, сложенные из более мелких плит и камней.
в) Корытообразные сооружения – т.е. выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой.
г) Монолиты – полностью вместе с крышей высечены в скале.
Кубань в эпоху меди и бронзы
VII-V тысяч лет назад на территории Кавказа люди научились обрабатывать медь, а затем и бронзу. В эпоху бронзы (III-II тыс. до н.э.) на Кубани жили племена, названия которым археологи дали по их погребальным обрядам. Это племена ямной, катакомбной, срубной, дольменной археологической культуры и майкопские племена, получившие свое название от всемирно известного кургана в г. Майкопе. Племена катакомбной культуры занимались в основном земледелием и скотоводством. Захоронение происходило в особых камерах, катакомбах. Племена срубной культуры занимались так же земледелием и скотоводством. Хоронили людей в подкурганные могильные ямы, укрепленные деревянными срубами и перекрытыми бревнами. Из Месопотамии в III тыс. до н.э. и принесли с собой многие достижения древневосточной цивилизации: гончарный круг, колесо, металлургию. У них уже выделилась родовая знать, о чем свидетельствуют богатые захоронения под курганными насыпями. Северными соседями оседлых майкопских племен были скотоводы-кочевники — племена ямной культуры, оставившие тысячи курганов, под которыми в простых могильных ямах, с небольшим количеством вещей, они хоронили соплеменников. А по Черноморскому побережью обитали племена дольменной культуры, хоронившие умерших в каменных гробницах — дольменах. Во II тыс. до н.э. «ямников» сменяют новые скотоводческие племена катакомбной культуры (катакомба — это яма, в одной стене которой вырыта пещерка для умершего), а с середины II тыс. до н.э. их теснят племена срубной культуры (могильную яму они укрепляют срубом из бревен). В Закубанье в это время из потомков майкопских племен и племен дольменной культуры складывается Северо-Кавказская археологическая культура. Во II тыс. до н.э., в период бронзового века, Кубань становится зоной контактов различных археологических культур, могущество которых зависело от металла, поступающего с Северного Кавказа.
Кубань в эпоху раннего железа
В VIII в. до н.э. племена Северо-Западного Кавказа начинают осваивать железо. Происходят важные изменения в хозяйстве: степные племена переходят к кочевому скотоводству, а оседлые — занимаются пашенным земледелием, животноводством, ремеслом. Частые конфликты между племенами приводят к образованию союзов племен — племенных союзов. Здесь впервые в истории оказались запечатлены и дошли до нас названия племен Северо-Западного Кавказа. Это — степные ираноязычные кочевники — киммерийцы, скифы, сарматы: оседлые земледельческие племена, объединенные общим названием «меоты». В VII-VI вв. до н.э. киммерийцы и скифы через перевалы Кавказа совершали свои военные походы в Малую и Переднюю Азию. Предкавказье было не только плацдармом для таких походов, но и постоянным местом обитания этих народов в VII-VI вв. до н.э. В курганах скифской родо-племенной знати были обнаружены многочисленные военные трофеи: произведения искусства стран Передней Азии и античной Греции.
Скифы оказали большое влияние на культуру меотов, местных племен, населявших большую часть Северо-Западного Кавказа в I тыс. до н.э. Меотов относят к кавказской языковой группе и считают их далекими предками адыгов. Укрепленные поселения меотов — городища располагались по высоким террасам рек и дополнительно укреплялись с напольной стороны рвами и валами. Меоты возделывали пшеницу, ячмень, просо, рожь, лен; разводили лошадей, коров, овец, коз; рыбу ловили сетями. Все основные орудия труда изготовляли из железа, украшения и доспехи — из бронзы. Среди ремесел наиболее развитым было гончарное. Меоты применяли гончарный круг; посуду, рыболовные и ткацкие грузила обжигали в специальных печах. Города-колонии Боспора оказали большое влияние на хозяйство и культуру меотских племен. Но не меньше — северные соседи — кочевники-сарматы, занимавшие территорию между Доном и Волгой. В IV в. до н.э. сарматские племена проникли в степи Северного Кавказа и захватили правобережье Кубани, населенное меотами. Часть кочевников-сарматов перешла к оседлому образу жизни. Их контакты с меотами-земледельцами привели к взаимообогащению культур, слиянию меотской и сарматской знати.
В VI в. до н.э. на Таманском полуострове, где обитало одно из меотских племен — синды, были основаны греческие города-колонии. Каждый город имел свою сельскохозяйственную округу и был отдельным городом-государством. В городах-колониях хозяйство, быт, общественная жизнь протекали так же, как на родине, в Греции. Развивалось ремесленное производство посуды, черепицы, тканей, металлических изделий; сельская округа не только кормила города, но и давала излишки хлеба для вывоза в Грецию в обмен на дорогие изделия и продукты, которые здесь не производились. Необходимость совместной обороны и общие торговые интересы городов-колоний в 481 г. до н.э. привели к их объединению в одно государство, названное в истории Боспорским. Основой существования городов Боспора была посредническая торговля с городами Греции и местными племенами меотов. Многовековые связи с древнегреческими городами сказались на развитии земледелия и скотоводства, ремесел и военного дела, быта и торговли местных племен. Боспорские правители подчинили себе племена синдов, другие меотские племена поставили в зависимое положение. Жители Боспора поклонялись Зевсу, Гере, Апполону, Афродите, Деметре, Артемиде, Гермесу, Гераклу и в их честь устраивали религиозные празднества, которые сопровождались состязаниями атлетов, конников, музыкантов. Важную роль в хозяйстве боспорских городов играло рыболовство: рыбу солили в каменных ваннах, где она превращалась в соусоподобную массу, и в амфорах вывозили в Грецию. Боспорцы выращивали виноград и производили свое вино. Во II-III вв. до н.э. новое сарматское племя — аланы — вытесняет меото-сарматское население с правобережья в Закубанье. С конца I в. до н.э. Боспор подпал под влияние Рима, расцвет его городов продолжался в I-II вв. н.э. В города стала переселяться верхушка местных племен, и в первую очередь сарматов. Некоторые из них играли важную роль в управлении государством. К середине III в. н.э. по степям Прикубанья и территориям Боспорского государства прошли полчища гуннов. Под напором кочевников меото-сарматское население уходит в горные районы Закубанья, а морская торговля и хозяйство Боспора приходит в упадок. А в IV в. н.э. под ударами гуннов и других варварских племен, Боспорское государство распалось и прекратило свое существование, хотя города государства не погибли, жизнь в них продолжалась и в последующие столетия.
Кубань в эпоху раннего средневековья
Во второй половине IV в. н.э. многочисленные монгольские и тюрские племена под общим названием «гунны», вторглись в Европу. Своим южным крылом они разгромили на Северном Кавказе племена алан, прошли огнем и мечем по античным городам Тамани и уничтожили Боспорское государство. Так началась эпоха Великого переселения народов, изменившая всю карту тогдашнего мира. За гуннами в течение столетий, волна за волной, последуют новые завоеватели, поглощая и уничтожая предыдущих.
Полукочевая империя гуннов пала под ударами римлян и германцев, пришло время новых завоевателей — болгар. В VII в. болгарские племена Восточного Приазовья и Правобережья Кубани объединились и создали Великую Болгарию, центром её стала полузаброшенная Фанагория. В состав этого государства вошли местные племена алан. Под натиском Хазарского каганата Великая Болгария распалась. Часть болгар, потерпев сокрушительное поражение, ушла на Запад и на Дунае, в окружении славянских племен, создала свое государство — Дунайскую Болгарию, другая ушла на Среднюю Волгу (волжские болгары) и на Верхнюю Кубань, оставшиеся подчинились хазарам. Кубанские болгары («черные болгары») имели некоторую самостоятельность, но платили дань Хазарскому каганату и участвовали в его военных походах. Сначала в бывшей «столице» Фанагории, а с IX в. в Гермонассе находились представители правителя — кагана, именно тогда Гермонасса стала называться Тумен-тархан («место ставки военачальника»). К этому времени хазары уже не были кочевым народом, они вели оседлые образ жизни, но главным занятием населения каганата оставалось скотоводство. В западной части Хазарии, где находились приморские города, продолжали развиваться ремесло и торговля, здесь проходил западный участок Великого Шелкового пути. А в IX в. Хазарскому каганату нанесли удар их восточные соседи — печенеги. Могущественная держава хазар распалась. Кавказские вассалы («Черная болгария») адыги заявили о своей независимости, а аланы — создали свое государство. В X в. киевский князь Святослав Игоревич нанес тяжелое поражение хазарам, совершив поход в Приазовье. В результате Хазария потеряла Тумен-тархан (Таматарха — Тмутаракань), которая отошла Киевской Руси. В XI в. Хазария была уничтожена половцами, оставившими в память о себе каменные изваяния — «Половецких баб». Крупнейшим из местных племен Северного Кавказа эпохи Великого переселения народов были аланы (ясы), предки осетин. Впервые появившееся здесь ещё в I в. н.э., это сарматское племя во II-III вв. н.э. вытеснило меотов в Закубанье, а в IV в. само было частью истреблено, частью вытеснено в верховья Терека и Кубани гуннами. В VII-VIII вв. часть алан входила в состав Великой Болгарии, а затем — Хазарского каганата. В X в. аланы приняли христианство. В X-XI вв. аланы воспользовались ослаблением Хазарского каганата и создали свое раннефеодальное государство. Но уже в XII в. его начинают междоусобицы, а в XIII в. оно было разгромлено монголо-татарами.
Тем самым заканчивается древняя история Кубани на протяжении долгого периода.
Заключение
История Кубани привлекательна и своим прошлым, и своим настоящим. В формировавшейся столетиями евразийской цивилизации Кубань издавна была тем великим перекрестком, где сходились исторические пути многих племен и народов, великих культур Востока и Запада
Северо-Западный Кавказ, а это в основном современная территория Кубани, всегда привлекал к себе людей своими природно-географическими условиями, богатством растительного и животного мира.
Кубань не зря называют жемчужиной России. С древних времен человек тянулся в этот благословенный край с разнообразным климатом и уникальной природой. Они во многом определяли историю населявших край народов.
Современная Кубань — важнейший сельскохозяйственный район России с развитой промышленностью. Ведущие отрасли — машиностроение и металлообработка, пищевая.
Развиты также топливная, химическая и нефтехимическая, микробиологическая, легкая промышленность, деревообработка и производство стройматериалов. Важнейшие промышленные центры: Краснодар, Новороссийск, Армавир, Тихорецк, Ейск, Кропоткин.
4. Мунчаев Ш.М.История России. Учебное пособие для вузов. М.,1997
5. Орлов А.С. История Кубани с древнейших времен до наших дней. М., 2001
6. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. СПб., 1997
7. Ратушняк В.Н. Очерки Кубани с древнейших времен до 1920 года. Краснодар. 1996
8. Ратушняк В.Н. История Кубани: Библиографическое указание литературы. Краснодар. 1992
9.Слуцкий А.И. Истории Кубани. Краснодар.1980
10. Федоров В.А. История России до 1917. Учеб. для истор. факультетов. М., 1998
www.ronl.ru
Статья - по дисциплине Кубановедение на тему: Первобытные люди на Кубани
Министерство образования и науки РФ
Кубанский социально-экономический институт
Экономический факультет
Реферат по дисциплине Кубановедение
на тему: Первобытные люди на Кубани
Работу выполнил:
студент гр.05-БУ
Куценко А.А.
Проверил:
Калягина Г.В.
Краснодар 2006
План
Введение
1. Кубань в эпоху каменного века 4 стр.
2. Эпоха меди и бронзы 5 стр.
3. Эпоха раннего железа 6-8 стр.
4. Кубань в эпоху древнего средневековья 9-10 стр.
Заключение
Список литературы
Введение
Невозможно понять историю страны, не зная историю ее отдельных регионов. Кубань с глубокой древности стала связующим мостом между Европой и Азией, между цивилизациями Востока и Запада.
Шли годы, века, тысячелетия, сменялись племена, народы, поколения, возникали и исчезали государства, а Кубань по-прежнему оставалась торной дорогой истории и по-прежнему каждый камень здесь «гудел голосами эпох».
Люди появились в этом благодатном краю примерно 500 тыс. лет назад. Специалисты выделяют два пути заселения Северо-Западного Кавказа: из Передней Азии через Закавказье и второй западный.
В настоящее время в Краснодарском крае и Адыгее известно значительное число памятников каменного века. Среди них Шахонская, Среднехаджохская, Баракаевская, Монашеская и др. пещерные стоянки.
На Ильской стоянке, возраст которой 39-34 тыс. лет, раскопано жилище неандертальца. В навесе Сатанай открыто единственное на Кавказе погребение кроманьонца.
Цели и задачи моей работы:
1.Показать развитие первых людей на Кубани
2.Выразить особенности древнего периода
Кубань в эпоху каменного века
Пять тысяч веков назад — предположительно, именно тогда появились на Кубани первые люди. Двигаясь с юга, из Передней Азии, через горы Кавказа, они постепенно заселили Северо-западный Кавказ. Стоянки древнекаменного века (палеолита) обнаружены археологами по Черноморскому побережью и северному склону Кавказского хребта. Наиболее древняя из них — на реке Уруп, среди более поздних — всемирно известные Ильские, где были найдены следы самого древнего человека Кубани, искусственного жилища. Стоянок среднекаменного (XII-IX тыс. до н.э.) века — мезолита и новокаменного — неолита (VIII-V тыс. до н.э.) известно немного, но они свидетельствуют, что на протяжении полумиллиона лет человек здесь жил непрерывно, осваивал природные богатства, совершенствовал орудия труда. На Западной Кубани от Тамани до Сочи, сохранились дольмены — каменные гробницы.
Известны четыре типа дольменов, с 25 до 14 века до н.э.- время жизни этой культуры.
а) Плиточный — обычный распространенный тип – стены перекрестные, пол представляет собой отдельные плиты.
б) Составные дольмены – с одной или несколькими стенами, сложенные из более мелких плит и камней.
в) Корытообразные сооружения – т.е. выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой.
г) Монолиты – полностью вместе с крышей высечены в скале.
Кубань в эпоху меди и бронзы
VII-V тысяч лет назад на территории Кавказа люди научились обрабатывать медь, а затем и бронзу. В эпоху бронзы (III-II тыс. до н.э.) на Кубани жили племена, названия которым археологи дали по их погребальным обрядам. Это племена ямной, катакомбной, срубной, дольменной археологической культуры и майкопские племена, получившие свое название от всемирно известного кургана в г. Майкопе. Племена катакомбной культуры занимались в основном земледелием и скотоводством. Захоронение происходило в особых камерах, катакомбах. Племена срубной культуры занимались так же земледелием и скотоводством. Хоронили людей в подкурганные могильные ямы, укрепленные деревянными срубами и перекрытыми бревнами. Из Месопотамии в III тыс. до н.э. и принесли с собой многие достижения древневосточной цивилизации: гончарный круг, колесо, металлургию. У них уже выделилась родовая знать, о чем свидетельствуют богатые захоронения под курганными насыпями. Северными соседями оседлых майкопских племен были скотоводы-кочевники — племена ямной культуры, оставившие тысячи курганов, под которыми в простых могильных ямах, с небольшим количеством вещей, они хоронили соплеменников. А по Черноморскому побережью обитали племена дольменной культуры, хоронившие умерших в каменных гробницах — дольменах. Во II тыс. до н.э. «ямников» сменяют новые скотоводческие племена катакомбной культуры (катакомба — это яма, в одной стене которой вырыта пещерка для умершего), а с середины II тыс. до н.э. их теснят племена срубной культуры (могильную яму они укрепляют срубом из бревен). В Закубанье в это время из потомков майкопских племен и племен дольменной культуры складывается Северо-Кавказская археологическая культура. Во II тыс. до н.э., в период бронзового века, Кубань становится зоной контактов различных археологических культур, могущество которых зависело от металла, поступающего с Северного Кавказа.
Кубань в эпоху раннего железа
В VIII в. до н.э. племена Северо-Западного Кавказа начинают осваивать железо. Происходят важные изменения в хозяйстве: степные племена переходят к кочевому скотоводству, а оседлые — занимаются пашенным земледелием, животноводством, ремеслом. Частые конфликты между племенами приводят к образованию союзов племен — племенных союзов. Здесь впервые в истории оказались запечатлены и дошли до нас названия племен Северо-Западного Кавказа. Это — степные ираноязычные кочевники — киммерийцы, скифы, сарматы: оседлые земледельческие племена, объединенные общим названием «меоты». В VII-VI вв. до н.э. киммерийцы и скифы через перевалы Кавказа совершали свои военные походы в Малую и Переднюю Азию. Предкавказье было не только плацдармом для таких походов, но и постоянным местом обитания этих народов в VII-VI вв. до н.э. В курганах скифской родо-племенной знати были обнаружены многочисленные военные трофеи: произведения искусства стран Передней Азии и античной Греции.
Скифы оказали большое влияние на культуру меотов, местных племен, населявших большую часть Северо-Западного Кавказа в I тыс. до н.э. Меотов относят к кавказской языковой группе и считают их далекими предками адыгов. Укрепленные поселения меотов — городища располагались по высоким террасам рек и дополнительно укреплялись с напольной стороны рвами и валами. Меоты возделывали пшеницу, ячмень, просо, рожь, лен; разводили лошадей, коров, овец, коз; рыбу ловили сетями. Все основные орудия труда изготовляли из железа, украшения и доспехи — из бронзы. Среди ремесел наиболее развитым было гончарное. Меоты применяли гончарный круг; посуду, рыболовные и ткацкие грузила обжигали в специальных печах. Города-колонии Боспора оказали большое влияние на хозяйство и культуру меотских племен. Но не меньше — северные соседи — кочевники-сарматы, занимавшие территорию между Доном и Волгой. В IV в. до н.э. сарматские племена проникли в степи Северного Кавказа и захватили правобережье Кубани, населенное меотами. Часть кочевников-сарматов перешла к оседлому образу жизни. Их контакты с меотами-земледельцами привели к взаимообогащению культур, слиянию меотской и сарматской знати.
В VI в. до н.э. на Таманском полуострове, где обитало одно из меотских племен — синды, были основаны греческие города-колонии. Каждый город имел свою сельскохозяйственную округу и был отдельным городом-государством. В городах-колониях хозяйство, быт, общественная жизнь протекали так же, как на родине, в Греции. Развивалось ремесленное производство посуды, черепицы, тканей, металлических изделий; сельская округа не только кормила города, но и давала излишки хлеба для вывоза в Грецию в обмен на дорогие изделия и продукты, которые здесь не производились. Необходимость совместной обороны и общие торговые интересы городов-колоний в 481 г. до н.э. привели к их объединению в одно государство, названное в истории Боспорским. Основой существования городов Боспора была посредническая торговля с городами Греции и местными племенами меотов. Многовековые связи с древнегреческими городами сказались на развитии земледелия и скотоводства, ремесел и военного дела, быта и торговли местных племен. Боспорские правители подчинили себе племена синдов, другие меотские племена поставили в зависимое положение. Жители Боспора поклонялись Зевсу, Гере, Апполону, Афродите, Деметре, Артемиде, Гермесу, Гераклу и в их честь устраивали религиозные празднества, которые сопровождались состязаниями атлетов, конников, музыкантов. Важную роль в хозяйстве боспорских городов играло рыболовство: рыбу солили в каменных ваннах, где она превращалась в соусоподобную массу, и в амфорах вывозили в Грецию. Боспорцы выращивали виноград и производили свое вино. Во II-III вв. до н.э. новое сарматское племя — аланы — вытесняет меото-сарматское население с правобережья в Закубанье. С конца I в. до н.э. Боспор подпал под влияние Рима, расцвет его городов продолжался в I-II вв. н.э. В города стала переселяться верхушка местных племен, и в первую очередь сарматов. Некоторые из них играли важную роль в управлении государством. К середине III в. н.э. по степям Прикубанья и территориям Боспорского государства прошли полчища гуннов. Под напором кочевников меото-сарматское население уходит в горные районы Закубанья, а морская торговля и хозяйство Боспора приходит в упадок. А в IV в. н.э. под ударами гуннов и других варварских племен, Боспорское государство распалось и прекратило свое существование, хотя города государства не погибли, жизнь в них продолжалась и в последующие столетия.
Кубань в эпоху раннего средневековья
Во второй половине IV в. н.э. многочисленные монгольские и тюрские племена под общим названием «гунны», вторглись в Европу. Своим южным крылом они разгромили на Северном Кавказе племена алан, прошли огнем и мечем по античным городам Тамани и уничтожили Боспорское государство. Так началась эпоха Великого переселения народов, изменившая всю карту тогдашнего мира. За гуннами в течение столетий, волна за волной, последуют новые завоеватели, поглощая и уничтожая предыдущих.
Полукочевая империя гуннов пала под ударами римлян и германцев, пришло время новых завоевателей — болгар. В VII в. болгарские племена Восточного Приазовья и Правобережья Кубани объединились и создали Великую Болгарию, центром её стала полузаброшенная Фанагория. В состав этого государства вошли местные племена алан. Под натиском Хазарского каганата Великая Болгария распалась. Часть болгар, потерпев сокрушительное поражение, ушла на Запад и на Дунае, в окружении славянских племен, создала свое государство — Дунайскую Болгарию, другая ушла на Среднюю Волгу (волжские болгары) и на Верхнюю Кубань, оставшиеся подчинились хазарам. Кубанские болгары («черные болгары») имели некоторую самостоятельность, но платили дань Хазарскому каганату и участвовали в его военных походах. Сначала в бывшей «столице» Фанагории, а с IX в. в Гермонассе находились представители правителя — кагана, именно тогда Гермонасса стала называться Тумен-тархан («место ставки военачальника»). К этому времени хазары уже не были кочевым народом, они вели оседлые образ жизни, но главным занятием населения каганата оставалось скотоводство. В западной части Хазарии, где находились приморские города, продолжали развиваться ремесло и торговля, здесь проходил западный участок Великого Шелкового пути. А в IX в. Хазарскому каганату нанесли удар их восточные соседи — печенеги. Могущественная держава хазар распалась. Кавказские вассалы («Черная болгария») адыги заявили о своей независимости, а аланы — создали свое государство. В X в. киевский князь Святослав Игоревич нанес тяжелое поражение хазарам, совершив поход в Приазовье. В результате Хазария потеряла Тумен-тархан (Таматарха — Тмутаракань), которая отошла Киевской Руси. В XI в. Хазария была уничтожена половцами, оставившими в память о себе каменные изваяния — «Половецких баб». Крупнейшим из местных племен Северного Кавказа эпохи Великого переселения народов были аланы (ясы), предки осетин. Впервые появившееся здесь ещё в I в. н.э., это сарматское племя во II-III вв. н.э. вытеснило меотов в Закубанье, а в IV в. само было частью истреблено, частью вытеснено в верховья Терека и Кубани гуннами. В VII-VIII вв. часть алан входила в состав Великой Болгарии, а затем — Хазарского каганата. В X в. аланы приняли христианство. В X-XI вв. аланы воспользовались ослаблением Хазарского каганата и создали свое раннефеодальное государство. Но уже в XII в. его начинают междоусобицы, а в XIII в. оно было разгромлено монголо-татарами.
Тем самым заканчивается древняя история Кубани на протяжении долгого периода.
Заключение
История Кубани привлекательна и своим прошлым, и своим настоящим. В формировавшейся столетиями евразийской цивилизации Кубань издавна была тем великим перекрестком, где сходились исторические пути многих племен и народов, великих культур Востока и Запада
Северо-Западный Кавказ, а это в основном современная территория Кубани, всегда привлекал к себе людей своими природно-географическими условиями, богатством растительного и животного мира.
Кубань не зря называют жемчужиной России. С древних времен человек тянулся в этот благословенный край с разнообразным климатом и уникальной природой. Они во многом определяли историю населявших край народов.
Современная Кубань — важнейший сельскохозяйственный район России с развитой промышленностью. Ведущие отрасли — машиностроение и металлообработка, пищевая.
Развиты также топливная, химическая и нефтехимическая, микробиологическая, легкая промышленность, деревообработка и производство стройматериалов. Важнейшие промышленные центры: Краснодар, Новороссийск, Армавир, Тихорецк, Ейск, Кропоткин.
4. Мунчаев Ш.М.История России. Учебное пособие для вузов. М.,1997
5. Орлов А.С. История Кубани с древнейших времен до наших дней. М., 2001
6. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. СПб., 1997
7. Ратушняк В.Н. Очерки Кубани с древнейших времен до 1920 года. Краснодар. 1996
8. Ратушняк В.Н. История Кубани: Библиографическое указание литературы. Краснодар. 1992
9.Слуцкий А.И. Истории Кубани. Краснодар.1980
10. Федоров В.А. История России до 1917. Учеб. для истор. факультетов. М., 1998
www.ronl.ru
Реферат: по дисциплине Кубановедение на тему: Первобытные люди на Кубани
Министерство образования и науки РФ
Кубанский социально-экономический институт
Экономический факультет
Реферат по дисциплине Кубановедение
на тему: Первобытные люди на Кубани
Работу выполнил:
студент гр.05-БУ
Куценко А.А.
Проверил:
Калягина Г.В.
Краснодар 2006
План
Введение
1. Кубань в эпоху каменного века 4 стр.
2. Эпоха меди и бронзы 5 стр.
3. Эпоха раннего железа 6-8 стр.
4. Кубань в эпоху древнего средневековья 9-10 стр.
Заключение
Список литературы
Введение
Невозможно понять историю страны, не зная историю ее отдельных регионов. Кубань с глубокой древности стала связующим мостом между Европой и Азией, между цивилизациями Востока и Запада.
Шли годы, века, тысячелетия, сменялись племена, народы, поколения, возникали и исчезали государства, а Кубань по-прежнему оставалась торной дорогой истории и по-прежнему каждый камень здесь «гудел голосами эпох».
Люди появились в этом благодатном краю примерно 500 тыс. лет назад. Специалисты выделяют два пути заселения Северо-Западного Кавказа: из Передней Азии через Закавказье и второй западный.
В настоящее время в Краснодарском крае и Адыгее известно значительное число памятников каменного века. Среди них Шахонская, Среднехаджохская, Баракаевская, Монашеская и др. пещерные стоянки.
На Ильской стоянке, возраст которой 39-34 тыс. лет, раскопано жилище неандертальца. В навесе Сатанай открыто единственное на Кавказе погребение кроманьонца.
Цели и задачи моей работы:
1.Показать развитие первых людей на Кубани
2.Выразить особенности древнего периода
Кубань в эпоху каменного века
Пять тысяч веков назад - предположительно, именно тогда появились на Кубани первые люди. Двигаясь с юга, из Передней Азии, через горы Кавказа, они постепенно заселили Северо-западный Кавказ. Стоянки древнекаменного века (палеолита) обнаружены археологами по Черноморскому побережью и северному склону Кавказского хребта. Наиболее древняя из них - на реке Уруп, среди более поздних - всемирно известные Ильские, где были найдены следы самого древнего человека Кубани, искусственного жилища. Стоянок среднекаменного (XII-IX тыс. до н.э.) века - мезолита и новокаменного - неолита (VIII-V тыс. до н.э.) известно немного, но они свидетельствуют, что на протяжении полумиллиона лет человек здесь жил непрерывно, осваивал природные богатства, совершенствовал орудия труда. На Западной Кубани от Тамани до Сочи, сохранились дольмены - каменные гробницы.
Известны четыре типа дольменов, с 25 до 14 века до н.э.- время жизни этой культуры.
а) Плиточный - обычный распространенный тип – стены перекрестные, пол представляет собой отдельные плиты.
б) Составные дольмены – с одной или несколькими стенами, сложенные из более мелких плит и камней.
в) Корытообразные сооружения – т.е. выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой.
г) Монолиты – полностью вместе с крышей высечены в скале.
Кубань в эпоху меди и бронзы
VII-V тысяч лет назад на территории Кавказа люди научились обрабатывать медь, а затем и бронзу. В эпоху бронзы (III-II тыс. до н.э.) на Кубани жили племена, названия которым археологи дали по их погребальным обрядам. Это племена ямной, катакомбной, срубной, дольменной археологической культуры и майкопские племена, получившие свое название от всемирно известного кургана в г. Майкопе. Племена катакомбной культуры занимались в основном земледелием и скотоводством. Захоронение происходило в особых камерах, катакомбах. Племена срубной культуры занимались так же земледелием и скотоводством. Хоронили людей в подкурганные могильные ямы, укрепленные деревянными срубами и перекрытыми бревнами. Из Месопотамии в III тыс. до н.э. и принесли с собой многие достижения древневосточной цивилизации: гончарный круг, колесо, металлургию. У них уже выделилась родовая знать, о чем свидетельствуют богатые захоронения под курганными насыпями. Северными соседями оседлых майкопских племен были скотоводы-кочевники - племена ямной культуры, оставившие тысячи курганов, под которыми в простых могильных ямах, с небольшим количеством вещей, они хоронили соплеменников. А по Черноморскому побережью обитали племена дольменной культуры, хоронившие умерших в каменных гробницах - дольменах. Во II тыс. до н.э. "ямников" сменяют новые скотоводческие племена катакомбной культуры (катакомба - это яма, в одной стене которой вырыта пещерка для умершего), а с середины II тыс. до н.э. их теснят племена срубной культуры (могильную яму они укрепляют срубом из бревен). В Закубанье в это время из потомков майкопских племен и племен дольменной культуры складывается Северо-Кавказская археологическая культура. Во II тыс. до н.э., в период бронзового века, Кубань становится зоной контактов различных археологических культур, могущество которых зависело от металла, поступающего с Северного Кавказа.
Кубань в эпоху раннего железа
В VIII в. до н.э. племена Северо-Западного Кавказа начинают осваивать железо. Происходят важные изменения в хозяйстве: степные племена переходят к кочевому скотоводству, а оседлые - занимаются пашенным земледелием, животноводством, ремеслом. Частые конфликты между племенами приводят к образованию союзов племен - племенных союзов. Здесь впервые в истории оказались запечатлены и дошли до нас названия племен Северо-Западного Кавказа. Это - степные ираноязычные кочевники - киммерийцы, скифы, сарматы: оседлые земледельческие племена, объединенные общим названием "меоты". В VII-VI вв. до н.э. киммерийцы и скифы через перевалы Кавказа совершали свои военные походы в Малую и Переднюю Азию. Предкавказье было не только плацдармом для таких походов, но и постоянным местом обитания этих народов в VII-VI вв. до н.э. В курганах скифской родо-племенной знати были обнаружены многочисленные военные трофеи: произведения искусства стран Передней Азии и античной Греции.
Скифы оказали большое влияние на культуру меотов, местных племен, населявших большую часть Северо-Западного Кавказа в I тыс. до н.э. Меотов относят к кавказской языковой группе и считают их далекими предками адыгов. Укрепленные поселения меотов - городища располагались по высоким террасам рек и дополнительно укреплялись с напольной стороны рвами и валами. Меоты возделывали пшеницу, ячмень, просо, рожь, лен; разводили лошадей, коров, овец, коз; рыбу ловили сетями. Все основные орудия труда изготовляли из железа, украшения и доспехи - из бронзы. Среди ремесел наиболее развитым было гончарное. Меоты применяли гончарный круг; посуду, рыболовные и ткацкие грузила обжигали в специальных печах. Города-колонии Боспора оказали большое влияние на хозяйство и культуру меотских племен. Но не меньше - северные соседи - кочевники-сарматы, занимавшие территорию между Доном и Волгой. В IV в. до н.э. сарматские племена проникли в степи Северного Кавказа и захватили правобережье Кубани, населенное меотами. Часть кочевников-сарматов перешла к оседлому образу жизни. Их контакты с меотами-земледельцами привели к взаимообогащению культур, слиянию меотской и сарматской знати.
В VI в. до н.э. на Таманском полуострове, где обитало одно из меотских племен - синды, были основаны греческие города-колонии. Каждый город имел свою сельскохозяйственную округу и был отдельным городом-государством. В городах-колониях хозяйство, быт, общественная жизнь протекали так же, как на родине, в Греции. Развивалось ремесленное производство посуды, черепицы, тканей, металлических изделий; сельская округа не только кормила города, но и давала излишки хлеба для вывоза в Грецию в обмен на дорогие изделия и продукты, которые здесь не производились. Необходимость совместной обороны и общие торговые интересы городов-колоний в 481 г. до н.э. привели к их объединению в одно государство, названное в истории Боспорским. Основой существования городов Боспора была посредническая торговля с городами Греции и местными племенами меотов. Многовековые связи с древнегреческими городами сказались на развитии земледелия и скотоводства, ремесел и военного дела, быта и торговли местных племен. Боспорские правители подчинили себе племена синдов, другие меотские племена поставили в зависимое положение. Жители Боспора поклонялись Зевсу, Гере, Апполону, Афродите, Деметре, Артемиде, Гермесу, Гераклу и в их честь устраивали религиозные празднества, которые сопровождались состязаниями атлетов, конников, музыкантов. Важную роль в хозяйстве боспорских городов играло рыболовство: рыбу солили в каменных ваннах, где она превращалась в соусоподобную массу, и в амфорах вывозили в Грецию. Боспорцы выращивали виноград и производили свое вино. Во II-III вв. до н.э. новое сарматское племя - аланы - вытесняет меото-сарматское население с правобережья в Закубанье. С конца I в. до н.э. Боспор подпал под влияние Рима, расцвет его городов продолжался в I-II вв. н.э. В города стала переселяться верхушка местных племен, и в первую очередь сарматов. Некоторые из них играли важную роль в управлении государством. К середине III в. н.э. по степям Прикубанья и территориям Боспорского государства прошли полчища гуннов. Под напором кочевников меото-сарматское население уходит в горные районы Закубанья, а морская торговля и хозяйство Боспора приходит в упадок. А в IV в. н.э. под ударами гуннов и других варварских племен, Боспорское государство распалось и прекратило свое существование, хотя города государства не погибли, жизнь в них продолжалась и в последующие столетия.
Кубань в эпоху раннего средневековья
Во второй половине IV в. н.э. многочисленные монгольские и тюрские племена под общим названием "гунны", вторглись в Европу. Своим южным крылом они разгромили на Северном Кавказе племена алан, прошли огнем и мечем по античным городам Тамани и уничтожили Боспорское государство. Так началась эпоха Великого переселения народов, изменившая всю карту тогдашнего мира. За гуннами в течение столетий, волна за волной, последуют новые завоеватели, поглощая и уничтожая предыдущих.
Полукочевая империя гуннов пала под ударами римлян и германцев, пришло время новых завоевателей - болгар. В VII в. болгарские племена Восточного Приазовья и Правобережья Кубани объединились и создали Великую Болгарию, центром её стала полузаброшенная Фанагория. В состав этого государства вошли местные племена алан. Под натиском Хазарского каганата Великая Болгария распалась. Часть болгар, потерпев сокрушительное поражение, ушла на Запад и на Дунае, в окружении славянских племен, создала свое государство - Дунайскую Болгарию, другая ушла на Среднюю Волгу (волжские болгары) и на Верхнюю Кубань, оставшиеся подчинились хазарам. Кубанские болгары ("черные болгары") имели некоторую самостоятельность, но платили дань Хазарскому каганату и участвовали в его военных походах. Сначала в бывшей "столице" Фанагории, а с IX в. в Гермонассе находились представители правителя - кагана, именно тогда Гермонасса стала называться Тумен-тархан ("место ставки военачальника"). К этому времени хазары уже не были кочевым народом, они вели оседлые образ жизни, но главным занятием населения каганата оставалось скотоводство. В западной части Хазарии, где находились приморские города, продолжали развиваться ремесло и торговля, здесь проходил западный участок Великого Шелкового пути. А в IX в. Хазарскому каганату нанесли удар их восточные соседи - печенеги. Могущественная держава хазар распалась. Кавказские вассалы ("Черная болгария") адыги заявили о своей независимости, а аланы - создали свое государство. В X в. киевский князь Святослав Игоревич нанес тяжелое поражение хазарам, совершив поход в Приазовье. В результате Хазария потеряла Тумен-тархан (Таматарха - Тмутаракань), которая отошла Киевской Руси. В XI в. Хазария была уничтожена половцами, оставившими в память о себе каменные изваяния - "Половецких баб". Крупнейшим из местных племен Северного Кавказа эпохи Великого переселения народов были аланы (ясы), предки осетин. Впервые появившееся здесь ещё в I в. н.э., это сарматское племя во II-III вв. н.э. вытеснило меотов в Закубанье, а в IV в. само было частью истреблено, частью вытеснено в верховья Терека и Кубани гуннами. В VII-VIII вв. часть алан входила в состав Великой Болгарии, а затем - Хазарского каганата. В X в. аланы приняли христианство. В X-XI вв. аланы воспользовались ослаблением Хазарского каганата и создали свое раннефеодальное государство. Но уже в XII в. его начинают междоусобицы, а в XIII в. оно было разгромлено монголо-татарами.
Тем самым заканчивается древняя история Кубани на протяжении долгого периода.
Заключение
История Кубани привлекательна и своим прошлым, и своим настоящим. В формировавшейся столетиями евразийской цивилизации Кубань издавна была тем великим перекрестком, где сходились исторические пути многих племен и народов, великих культур Востока и Запада
Северо-Западный Кавказ, а это в основном современная территория Кубани, всегда привлекал к себе людей своими природно-географическими условиями, богатством растительного и животного мира.
Кубань не зря называют жемчужиной России. С древних времен человек тянулся в этот благословенный край с разнообразным климатом и уникальной природой. Они во многом определяли историю населявших край народов.
Современная Кубань - важнейший сельскохозяйственный район России с развитой промышленностью. Ведущие отрасли - машиностроение и металлообработка, пищевая.
Развиты также топливная, химическая и нефтехимическая, микробиологическая, легкая промышленность, деревообработка и производство стройматериалов. Важнейшие промышленные центры: Краснодар, Новороссийск, Армавир, Тихорецк, Ейск, Кропоткин.