Стоянки первобытных людей в татарстане. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Территория Татарстана в эпоху каменного века. Стоянки первобытных людей в татарстане


Электронный атлас :: Эпоха камня

Первобытное общество на территории Татарстана

Первые люди в бассейнах Волги и Камы появились еще в ледниковом периоде, в эпоху т. н. среднего палеолита.

Палеолит – это древний каменный век (состоит из двух греческих слов: “палайос” – древний и “литое” – камень). Палеолит – наиболее древний период в истории человечества – длился около трех миллионов лет. В свою очередь он делится на три этапа: нижний (древнейший и самый долгий), средний и верхний (поздний) палеолит. Если история древнейшего человека, история отделения его от животного мира происходила в южных широтах Евразии и экваториальной Африке, то его появление в Восточной Европе, в том числе и в Волго-Камье, связано именно со средним палеолитом.

Группа неандертальцев в поисках места для стоянки (по картине З.Буриана) Нижняя челюсть неандертальца Череп неандертальца Реконструкция неандертальца Гарпун неандертальца

Это произошло около 80–100 тысяч лет тому назад. Самое древнее стойбище людей данного периода обнаружено у нас в Татарстане на территории современного Тетюшского района, на правом берегу Волги в урочище “Красная глинка”. Отдельные стойбища известны также выше по Каме – в бассейне ее притока Чусовой и в Пермской области. Средний палеолит – период существования неандертальцев: так названы эти древнейшие первобытные люди по их костным остаткам, впервые выявленным в долине Неандерталь в Германии. Неандерталец представляет собой звено в цепи развития человека, стоявшее между древнейшими обезьяно-людьми и современным человеком. Неандертальцы – это первые люди-охотники; они пользовались грубыми и примитивными орудиями труда и оружием из камня – рубилами, скребками, первобытными ножами, коллективно охотясь на диких животных и поровну деля добычу. Неандерталец был коренастый, сильный человек с широкой грудью и большой головой; ноги короткие, слегка согнутые в коленях, руки довольно длинные.

Около 40 тысяч лет тому назад началась эпоха позднего палеолита, характеризующаяся появлением современного по внешнему облику человека – Homo sapiens, человека разумного. В науке принято называть их также кроманьонцами по первым находкам скелетов этих людей у селения Кро-Маньон во Франции. Они уже собирались в значительно большие коллективы, чем неандертальцы; возникли первые родовые организации. В подобных организациях все люди были равны, и свою жизнь они устраивали сообща. Мужчины были целыми днями на охоте, а все остальные дела, в том числе и воспитание детей, полностью ложились на плечи женщин. В результате групповой жизни ребенок знал только мать, он всегда находился в роду своей матери. Таким образом, сама первобытная жизнь заставила женщину занять привилегированное положение в хозяйственной и общественной жизни. Именно по этой причине ранний период первобытнообщинного строя обычно называют матриархатом (состоит из двух слов: латинского “матре” – мать и греческого “архе” – начало, власть).

Нижняя челюсть кроманьонца Реконструкция кроманьонца Изображение мамонта на кости Кроманьонец и первобытное искусство

Бессилие человека перед грозными силами природы способствовало зарождению первобытной религии. Древнему человеку было непонятно, почему сверкает молния и гремит гром; его всегда пугал ночной мрак, когда в каждой пещере и за каждым кустом его ожидала страшная встреча с хищным зверем. Каждое непонятное явление природы он приписывал сверхъестественным силам, глубоко верил в происхождение людей от различных животных и растений. Такая форма первобытной религии называется тотемизмом.

Пластинки. Орудия труда кроманьонца Цилиндрический нуклеус. Орудие труда кроманьонца Орудие труда кроманьонца Орудия труда кроманьонца Орудия труда кроманьонца

Мезолитическая кремневая трапеция с низовий р.КамыМезолитическая кремневая трапеция с низовий р.Камы

Одновременно с подобной религией возникло и первобытное искусство, которое представлено каменными статуэтками женщин и наскальными рисунками животных. 12–14 тысячелетий тому назад началась эпоха мезолита – среднего каменного века (“месос”–средний и известный уже нам “литое” – камень). В результате окончательного отступления ледника установился климат, близкий к современному. Человека уже не устраивала лишь охота, да и такие крупные животные, как мамонт, шерстистый носорог и пещерный медведь вымерли, ушли на север олень и песец. Люди начали заниматься рыболовством и домашним скотоводством, впервые приручив некоторые виды диких животных. Человек изобрел лук и стрелу, правда, стрелу пока только с каменным наконечником.

Места обитания людей мезолита известны в республике в левобережье нижнего течения Камы, в низовьях Белой и Ика, в бассейне Свияги, на правом берегу Волги у Камского Устья и Тетюш.

Человек вступил в новый каменный век – эпоху неолита (“неос” – новый), охватившую IV и III тысячелетия до н.э. В этот период берега Волги и Камы стали более многолюдными. В районе современных Обсерватории, Займища, Борового Матюшино, а по Каме от ее устья до реки Белой отдельными группами располагались поселки из деревянных домов-полуземлянок, где со своими семьями жили охотники, рыболовы и землепашцы. В эпоху неолита усовершенствовалась техника изготовления каменных орудий – люди изобрели способ шлифовки и полировки лезвий топоров, ножей и других орудий, которые стали настолько прочными и острыми, что такими ножами можно было бриться. Просверленные топоры и молотки стали насаживать на черенки, а не просто прикреплять их прутьями к палкам, как делали раньше.

Каменное тесло эпохи неолитаКаменное тесло эпохи неолита

Неолит по-другому называют еще неолитической революцией, под которой подразумевают прежде всего переход от присваивающих (охота, рыболовство) к производящим формам хозяйства, иными словами, к земледелию и скотоводству. Следовательно, впервые в истории человечества появился оседлый образ жизни: возникли земледелие и домашнее скотоводство, была усовершенствована охота, сильно развилось рыболовство, люди научились делать лодки, появились ткачество и гончарное дело.

Сосуды с неолитической стоянки Костяной кинжал из неолитического погребения

Все эти достижения неолитической революции не только значительно облегчили жизнь первобытных людей, но и явились большим стимулом для дальнейшего развития общества. Роль этих достижений и преобразований, бесспорно, была очень велика в жизни древнего человека, и о каждом из них можно было бы говорить очень долго. Здесь коротко остановимся лишь на одном из этих нововведений.

Сосуды с неолитической стоянкиСосуды с неолитической стоянки

Слово о керамике, глиняной посуде, которая, по сравнению, например, с земледелием и животноводством, кажется на первый взгляд не таким уж большим достижением. Однако это лишь на первый взгляд. Вдуматься посерьезней, и получится совсем другая картина. Прежде всего, глиняный горшок, хоть и вылепленный пока от руки, – это единственный сосуд в жизни и быте первобытных племен, который можно было ставить на огонь. Если люди раньше ели мясо в сыром, полусыром виде или наскоро зажарив на углях, то с изобретением керамики начали варить суп, есть наваристый бульон. Употребление молока и молочных продуктов, изготовление настоев лекарственных растений – все это стало возможным благодаря появлению глиняной посуды. Помогают находки керамики и науке, в исследовании истории материальной культуры. Являясь наиболее массовой и хорошо сохранившейся до наших дней посудой древнего общества, она дает много ценных сведений при выявлении и определении археологических культур, при изучении вопросов жизни и быта их носителей, переселения людей в другие края, связей с иными культурами.

В эпоху неолита возникли значительные изменения в общественной жизни, в духовной культуре. Роды стали объединяться в племена, начали формироваться этнические группы (древнегреческое “этнос” означает племя, народ). Именно в это время произошло формирование общих предков современных индоевропейских и финно-угорских народов, начали выделяться отдельные археологические культуры.

Археологическая культура – это общность археологических памятников, относящихся к одному времени, определенной территории и отличающихся местными особенностями. Она соответствует какому-либо союзу племен. Если археологическая культура осталась от древних племен, историческое название которых нам не известно, то она называется условно по имени самого характерного или впервые изученного памятника, а иногда исходя из особенностей этой культуры.

Шли тысячелетия. Отделившись от животного мира, человек прошел через свое младенчество, свое детство – каменный век. Трудным ли было для него это время, можно ли его назвать “золотым веком”? Нет, не легким был этот древнейший период для человека. Несмотря на то, что на земле было обилие зверя, дичи, рыбы, охотиться на них лишь каменными топорами и стрелами было чрезвычайно трудно. В ледниковый период, продолжавшийся несколько сот тысячелетий, человек страдал в холодных пещерах, в крайне неуютных, примитивных жилищах-шалашах, погибал от неизвестных ему болезней. Однообразная еда, в основном мясная, сокращала ему жизнь. По мнению специалистов, неандерталец, например, несмотря на силу и здоровье в молодости, к 50 годам превращался в дряхлого старика. Однако, невзирая на трудности, жизнь текла своим чередом. Человек становился все опытнее, все умнее. И каждое ушедшее поколение закладывало основу для будущего, более совершенного.

tatarhistory.ru

1. Территория Татарстана в эпоху каменного века.

Древний каменный век. Первые люди на территории современного Татарстана появились в эпоху палеоли­та, т.е. около 100-40 тысяч лет тому назад. Тогда на средневолжских просторах господствовал холодный и сухой климат с относительно малым количеством осад­ков, присущий приледниковым, тундровым зонам. Рас­тительность была скудной. Наиболее распространенны­ми крупными животными были северные олени, лоси, лошади, медведи, шерстистые носороги и мамонты. На них и охотился первобытный человек.

В период позднего палеолита (40-12 тыс. лет назад) происходило заметное потепление климата. С юга стали мигрировать в наши края теплолюбивые животные, а за ними и люди. Стоянки того времени обнаружены по берегам Волги и Камы ­у сел Долгая Поляна, Сюкеево, Красновидово, Измери и некоторых других. Люди также пользовались каменны­ми ножами, скребками, копьями, дротиками, но уже вы­деланными более тщательно, чем у предшественников.

В период позднего палеолита окончательно сложился современный тип людей. Возникло первобытное родо­вое общество, основу которого составляли материнские роды. Это были коллективы кровных родственников, свя­занных между собой общим происхождением. Люди уже жили в долговременных, искусственно сооруженных до­мах, вели оседлый образ жизни. В хозяйстве по-прежне­му господствовала коллективная охота на крупных жи­вотных. Охотились, как правило, мужчины, а женщины занимались сбором дикорастущих трав и ягод, воспиты­вали детей, поддерживали огонь в жилищах, заготавли­вали топливо. Роль женщины в обществе была исклю­чительно велика, и счет родства велся по материнской линии.

3а время палеолита люди ушли далеко вперед в сво­ем развитии. Однако они все еще полностью находились во власти природных сил: их преследовали дикие животные, в случае неудачной охоты грозил голод, му­чили болезни. Редко кто доживал до старости. Средняя продолжительность жизни была небольшой и не превы­шала 23-25 лет.

В это же время зарождается первобытная религия. Это была вера в происхождение людей от животных и растений (тотемизм), в существование души и духов (ани­мизм), в силу различных обрядовых действий (магия), в сверхъестественные свойства предметов (фетишизм).

Возникает первобытное искусство, во многом свя­занное также с религиозным сознанием людей эпохи позднего палеолита. Появляются изображения зверей, вылепленные из глины фигурки.

Средний каменный век. На смену древнему камен­ному веку пришел мезолит (VIII-V тыс. до н.э.). С ним связаны дальнейшие прогрессивные изменения в жизни человеческого общества. Эти изменения происходят на фоне резкого потепления климата. Вымирают мамонты и шер­стистые носороги. Берега рек и озер приобретают совре­менные очертания. Бывшие приледниковые зоны покры­ваются смешанными и хвойными лесами. В них живут лоси, олени, бурые медведи, кабаны, волки, лисы, зай­цы. Природно-географические условия края приближа­ются к современным.

В эпоху мезолита заметно меняется образ жизни че­ловека. Загонная, коллективная охота на крупных животных окончательно теряет свое значение. Лоси, медве­ди, кабаны становятся добычей небольших групп охот­ников, вооруженных луком и стрелами. На мелкого зверя и птицу охотились поодиночке. Резко возрастает роль рыболовства. Люди изобрели гарпун, рыболовные сети и крючки, а также лодки-долбленки с веслами. Собира­тельство по-прежнему остается дополнительным источ­ником питания.

Человек постоянно совершенствовал технику обработ­ки камня, изобретал новые виды орудий. Распространение получают каменные ножевидные пластины и изготовлен­ные из них скребки, проколки, наконечники стрел. В ши­роком ходу были кремневые лезвия геометрических форм, которые вставляли в костяную основу ножей.

Новый каменный век. Настоящий перелом в хозяй­ственный жизни общества произошел во времена неоли­та (IV - первая половина III тыс. до н.э.). Раньше пер­вобытный человек довольствовался только тем, что да­вала ему природа в готовом виде, то есть занимался охо­той, рыболовством, собирательством. Теперь же, в нео­лите на первый план выступают земледелие и скотовод­ство как основные источники добывания пищи. Этот переход от присваивающего к производящему хозяйству был настолько существенным явлением, что ученые не­редко называют его «неолитической революцией».

Территория Татарстана во времена неолита стала бо­лее многолюдной. Поселки охотников и рыболовов рас­полагались, как правило, по берегам рек и озер. Состоя­ли они из домов-полуземлянок.

Человек сделал еще одно открытие: научился лепить глиняную посуду. С тех пор появилась возможность го­товить еду в горшках (раньше мясо и рыбу ели полусы­рыми, обжарив на костре) и хранить в них продукты.

В эпоху неолита матриархат - первобытное родо­вое общество с привилегированным положением женщины - достигает своего наивысшего развития. Отдель­ные родовые группы объединяются в племена. Каждое племя занимало определенную, достаточно компактную территорию. Составляющие его роды имели общее про­исхождение и говорили на близком языке.

studfiles.net

В гости к неандертальцам | Республика Татарстан

Некоторые ученые утверждают, что история нашей республики начинается с урочища Красная Глинка, что возле тетюшского села Бессоново. Именно здесь в начале пятидесятых годов прошлого века была обнаружена одна из самых древних на территории Татарстана стоянок первобытных людей.

Кремниевые рубящие орудия, скребки, остроконечники, ножи, резцы, отщепы, нуклеусы (части камней, от которых древние люди откалывали пластины для изготовления орудий) были найдены археологами под руководством М.Паничкиной. Обнаруженные здесь же, в обнажениях волжского мыса, костные останки носорога, лошади, зубра говорят о том, что в урочище обитали охотники.

Отщепы и нуклеусы археологи находят и по сей день. После многочисленных экспертиз ученые датировали эти находки ашельско-мустьерским периодом, то есть серединой древнего каменного века. А это 75-100 тысяч лет назад.

Девственные места

В путешествие в глубину истории мы решили отправиться с ребятами из краеведческого объединения в начале лета.

Добраться до Бессонова несложно. Село находится чуть в стороне от трассы Ульяновск — Тетюши. Оно небольшое (230 жителей), но разбросанные вольно по берегам озер дома придают ему вид солидного населенного пункта.

Озера — гордость Бессонова — богаты жирными карпами и карасями, в чем мы успели убедиться. Берега их украшают изящные рощицы берез и тополей, а от холодных ветров их укрывают густые заросли ивняка. Порыбачить сюда приезжают жители из отдаленных сел.

Не разгадано пока происхождение названия села. Существуют только предположения. Согласно одному из них, название произошло от фамилии помещика. Но Бессоново, как свидетельствуют документы, никогда не было помещичьим. Иная версия — название перешло от другого села с таким же названием, жители которого переселились в XVIII веке на удобное и красивое место.

Поближе познакомившись с этим краем, мои юные подопечные выдвинули свою версию: название села произошло от слов «без сна». Расположенные рядом чарующие озера, лес, Волга не оставляют жителям времени для другого иного отдыха, как только ахать и наслаждаться видами первозданной природы.

Наше знакомство с селом началось со встречи на его окраине с деревянной полуразвалившейся церковью. Оказалось, с ней связана страшная тайна. Во времена господства атеизма местные жители попытались разобрать церковь на хозяйственные нужды. Однако гибель при ее разборке одного за другим двух мужчин (бревном пришибло) заставила колхозников отступиться. Они увидели в том Божью кару. И стоит поныне полуразрушенная церковь, мрачно взирая на село черными глазницами выбитых окон. Никто больше не решается прикоснуться к ней…

С юга к селу подступает, охватывая его полукругом, густой лиственный лес. Он широкой полосой — в пять километров — отрезает Бессоново от Волги. Этот лес и стал нашим главным препятствием на пути к знаменитому месту раскопок стоянки древнего человека.

Нашей группе из десяти человек предстояло пройти незнакомыми лесными тропами несколько километров. Поэтому без опытного проводника было не обойтись. Нам любезно согласился помочь учитель географии местной школы Анатолий Неткасов — краевед и опытный турист.

Он с недоверием покосился на ребячьи кроссовки:

— В сапогах было бы надежнее. К лесу надо серьезно относиться. У нас даже гадюки встречаются. Был тут случай с городским мальчиком: полез в траву палку взять, а это оказалась змея. И укусила его. А противоядия нет ни здесь, ни в Тетюшах. Ладно, успели его в Ульяновск отвезти, а то уж посинел весь…

Притихли-присмирели ребята, стали с опаской на лес озираться.

— Но в это время они редко попадаются, — поспешил успокоить наш гид. — Главное — их не трогать. Змеи сами не нападают, только защищаются.

В школьном кабинете географии, где собран богатый геологический материал, мы с Анатолием Ивановичем тщательно изучили карту волжского побережья от Щучьих до Ундорских гор. Определили оптимальный маршрут: от села по тропе выходим на лесную просеку, идущую параллельно Волге в сторону Щучьих гор, доходим до низины, поворачиваем к реке. На берегу делаем привал и после отдыха проходим правее и поднимаемся по оврагу вверх. Весь путь, по нашим оценкам, составит около шести километров.

Можно пройти и более коротким маршрутом, правее. Но этот путь труднее и опаснее. В некоторых местах вода подходит прямо к обрыву, а его не обойти. К тому же высокий берег круто нависает, может обвалиться.

Узнав, что мы отправляемся «в гости к неандертальцам», к нашей группе охотно присоединилась и жена Анатолия Ивановича, учитель истории Надежда Ивановна.

— Вдруг, — улыбается она, — без меня сделаете важное историческое открытие.

И вот мы вступили в прохладу зеленого царства.

Древняя стоянка

Стоял один из первых теплых деньков — после майских холодов. По сторонам внизу цвели фиолетовые хохлатки, красно-синие яснотки, золотистый гусиный лук. В тенистых местах под кустами бересклета и шиповника белели бусинки — колокольчики ландышей. О недавних ночных заморозках напоминали пожухлые листья молоденьких дубков на открытых пространствах.

Затерянные в густых шумливых кронах, звонко распевали соловьи, присвистывали синички, бесстрастно отсчитывала года кукушка, трещала о понятных только ей вестях сорока. На одной из полян на берегу болотца, покрытого редкой ряской, валялись растрепанные куриные перья. Ястреб или лисица полакомились — в селе они не редкие гости.

В том, что Бессоново — село прилесное, охотничье, мы уже успели убедиться. Недалеко от него на дороге встретили зайца, который, завидев нас, пустился наутек в лесопосадку. А в доме Неткасовых нам показали необычные вешалки из больших лосиных рогов. Один из местных жителей рассказал любопытную историю о свинье, которая бегала в лес «на свидание» с кабаном, а потом привела хозяевам черных кабанят. По рассказам, в здешнем лесу охотники прежде встречали и рысь, и медведя. На нашем пути не раз попадались разрытая кабанами земля, свежие лисьи следы. Осенью охотники ходят в лес на болотца пострелять вальдшнепов и уток.

Отдохнув на полянке возле квартального столба, мы свернули направо на узкую тропу. Вскоре она пошла под уклон. Стало больше попадаться валежника — лес поредел.

Вдруг шедшие впереди девочки с визгом отпрянули в сторону от тропы: «Змея!..» В низине, под кустом бересклета лежала неподвижно изогнутая крючком серебристая лента. Это была безобидная кольчатка — кольчатый червь. Его длина может достигать трех метров.

Появление кольчатки, сгустившийся аромат ландышей, от которого слегка кружилась голова, и прохладный влажный ветерок, потянувший из-за поредевших деревьев, говорили о приближении Волги. Повеселели лица ребят: мы в двух шагах от доисторического места!

Над вершинами деревьев в сторону реки пронесся орлан. Добрый знак. Выйдя на берег, мы с восхищением замерли. Противоположный берег Волги едва просматривается — река здесь разлилась как море, сужаясь постепенно вправо к Ульяновску, очертания которого выплывают вдалеке из белой дымки.

Слева, по крутому берегу вверх на Щучьи горы поднимаются тяжело, будто уставшие путники, деревья, переплетенные ветвями друг с другом. По одному им не удержаться — свалишься с осыпающегося обрыва вниз в воду. Вдалеке, где река делает резкий поворот, выступил вперед острый, как нос корабля, мыс. Кажется, он вот-вот врежется в противоположный пологий берег. Осыпаться изогнутому серпом выступу не дают цепкие корни деревьев и кустарника. Несомненно, прекрасный обзор и удаленность и влекли в древности на это место людей.

Было ощущение, что мы и вправду оказались в гостях у охотников. На ровной площадке у самой воды располагалась стоянка рыбаков. В ее центре — кострище с толстым, в полметра слоем золы, будто огонь здесь горел многие годы. По сторонам стояли две стенки, сделанные из жердей, скрепленных лыком. Это приспособление для сохранения тепла костра наверняка было изобретено еще охотниками древнекаменного века. В стороне — большой шалаш для ночлега, покрытый на случай дождя густыми ветками. Около него валялась длинная сухая дубина. Для защиты от зверя.

На краю площадки, под навесом, сплетенным из липовых веток, сидел рыбак среднего возраста, прячась от жаркого солнца. У него было коренастое, мускулистое тело, покрытое бронзовым загаром, небритое, морщинистое лицо, растрепанные, выгоревшие на солнце длинные волосы. Он сидел на широком пне, опираясь правой рукой на шест, похожий больше на копье. Казалось, мужчина замер, выжидая зверя и приготовившись в любое мгновение метнуть в того оружие.

— Вот вам и неандерталец, — пошутил кто-то из ребят. — Охранник стойбища.

Нескончаемые открытия

В истории существует любопытная теория о двух линиях эволюции неандертальцев. Археологами были найдены останки более ранних неандертальцев, которые, как это ни странно, были больше похожи на современных людей, чем классические. У них более развитый подбородок и выше лоб. Между двумя линиями — «физической» и «умственной» — шла борьба за выживание. Считается, что «умные» победили. Именно их линия привела к формированию Человека разумного.

Однако, когда видишь расставленные на Волге браконьерские сети в период массового нереста рыбы, невольно начинаешь сомневаться: а завершилась ли борьба и «те» ли победили?

Сбросив на ходу рюкзаки, ребята ринулись к воде порыться в прибрежных камешках — скорее вперед, к открытиям!..

Быстро обнаружилось, что на некоторых камешках просматриваются необычные узоры — отпечатки древнейших организмов. Попадались окаменевшие осколки раковин моллюсков, «чертовы пальцы», гладыши, напоминающие янтарь, осколки, переливающиеся золотистыми искорками. Среди находок был и плоский каменный кругляш серого цвета с металлической сердцевиной. Диаметр его — с ширину ладони. Анатолий Иванович предположил, что это окаменевший позвонок плезиозавра, жившего примерно двести миллионов лет назад. Если это так, то в наших руках редкая удача!

Успокоившись немного от обилия древних находок, мы принялись за разведение костра. Мальчики закинули удочки — несколько бычков нам удалось поймать.

Отдохнув и отобедав «по-первобытному» — на земле кружком возле костра, мы отправились, наконец, к оврагу. Он выходил когда-то к урочищу Красная Глинка.

Почему в прошедшем времени? Дело в том, что место, где брали для хозяйственных нужд ценную красную глину, сейчас затоплено волжской водой. После постройки Куйбышевской ГЭС вода в районе Бессонова поднялась аж на восемнадцать метров! Большая часть знаменитого урочища безвозвратно размыта, включая место обнаружения древнейшей стоянки…

Но не все так безнадежно. Осталась часть урочища, оврагом врезающаяся в берег, мало изученная. Этот овраг мы и решили обследовать.

Сделать это оказалось нелегко. Дно и склоны оврага глинистые, вязкие. Глина здесь зеленовато-серая. На ощупь она шелковистая, прохладная. Руки после смытой глины стали чистыми, матовыми, как после качественного мыла, и пахли лесной свежестью.

Ключевая вода вымывает из почвы по сторонам камни. Мы нашли в воде несколько черных пластин — возможно, окаменевшие торфяные отложения. На них четко просматривались узорчатые отпечатки ракушек и растений. Попалось несколько крупных окаменелостей с застывшими в них мелкими ракушками и больших осколков раковин.

…Подниматься вверх становилось все труднее и труднее. Ноги увязали в липкой, податливой глине, словно в болотной жиже. Берег все выше и круче. Выручали торчащие по бокам причудливые отростки корней деревьев: ухватишься руками и перепрыгнешь заболоченное место. Тщательно ощупывали все «подозрительные» камни.

Орудия предков

И вот кому-то из ребят попался потемневший прочный камень, напоминающий древнее рубило или топор. Весом он был с килограмм. Верх его плоский, а низ и бока — острые. Камень удобно держать в руке. Хочется верить, что таким его сделала рука древнего человека, а не природа.

Пройдя еще немного, мы нашли на дне оврага закопченную с одной стороны кость. И снова вопрос: сколько лет она пролежала в земле?

Еще один переход. Неожиданно впереди на берегу качнулся куст орешника и по склону шумно посыпалась земля. Рука инстинктивно потянулась к камню — древнему орудию обороны. Поднявшись на берег, мы увидели кабанью тропу, уходившую от оврага в глубину леса. По ней метнулось что-то темное — разглядеть мы не успели. Неужели шум был предупреждением о том, что мы зашли в запретную зону?..

Нам удалось найти еще один любопытный камень. Он торчал в земле рядом со свежими лисьими следами на склоне оврага. Очень похож на нож: острое лезвие, плоская тыльная сторона, удобная ручка, частично отколотая.

С найденными камнями мы провели небольшой эксперимент: рубилом смогли легко перерубить палку толщиной с палец, а ножом содрать кору с палки. Но ребята понимали: чтобы убедиться в том, что все эти находки — орудия неандертальцев, нужны серьезные исследования и новые поиски…

* * *

Тревожно прошелестели верхушки деревьев. Стало сумрачно — наступал вечер. Пора было выбираться из древнего мира камней и возвращаться в современность.

По неосторожности я поранил об острый край камня ладонь. Подорожника рядом не было, и я приложил к ране глину из оврага. Боль сразу стихла. О лечебных свойствах породы рассказывали местные жители. Говорили, что даже вода, пропитанная ею, вылечивает больных. Мы кипятили из воды, взятой в овраге, чай. Он был необыкновенно ароматным и сладковатым на вкус.

Возможно, именно лечебные свойства местной природы и привлекали сюда людей в древности. Так что не исключено, что красивое сочетание «Красная Глинка» — название древнейшего поселения — тоже дошло до нас из дремучей глубины тысячелетий…

Юрий МЫШЕВ.

Тетюши.

На снимке: автор статьи на месте стоянки первобытного человека.

Добавить комментарий

rt-online.ru

Стоянки первобытных людей в татарстане

Стоял один из первых теплых деньков — после майских холодов. По сторонам внизу цвели фиолетовые хохлатки, красно-синие яснотки, золотистый гусиный лук. В тенистых местах под кустами бересклета и шиповника белели бусинки — колокольчики ландышей. О недавних ночных заморозках напоминали пожухлые листья молоденьких дубков на открытых пространствах. Затерянные в густых шумливых кронах, звонко распевали соловьи, присвистывали синички, бесстрастно отсчитывала года кукушка, трещала о понятных только ей вестях сорока. На одной из полян на берегу болотца, покрытого редкой ряской, валялись растрепанные куриные перья. Ястреб или лисица полакомились — в селе они не редкие гости. В том, что Бессоново — село прилесное, охотничье, мы уже успели убедиться. Недалеко от него на дороге встретили зайца, который, завидев нас, пустился наутек в лесопосадку. А в доме Неткасовых нам показали необычные вешалки из больших лосиных рогов. Один из местных жителей рассказал любопытную историю о свинье, которая бегала в лес «на свидание» с кабаном, а потом привела хозяевам черных кабанят. По рассказам, в здешнем лесу охотники прежде встречали и рысь, и медведя. На нашем пути не раз попадались разрытая кабанами земля, свежие лисьи следы. Осенью охотники ходят в лес на болотца пострелять вальдшнепов и уток. Отдохнув на полянке возле квартального столба, мы свернули направо на узкую тропу. Вскоре она пошла под уклон. Стало больше попадаться валежника — лес поредел. Вдруг шедшие впереди девочки с визгом отпрянули в сторону от тропы: «Змея!..» В низине, под кустом бересклета лежала неподвижно изогнутая крючком серебристая лента. Это была безобидная кольчатка — кольчатый червь. Его длина может достигать трех метров. Появление кольчатки, сгустившийся аромат ландышей, от которого слегка кружилась голова, и прохладный влажный ветерок, потянувший из-за поредевших деревьев, говорили о приближении Волги. Повеселели лица ребят: мы в двух шагах от доисторического места! Над вершинами деревьев в сторону реки пронесся орлан. Добрый знак. Выйдя на берег, мы с восхищением замерли. Противоположный берег Волги едва просматривается — река здесь разлилась как море, сужаясь постепенно вправо к Ульяновску, очертания которого выплывают вдалеке из белой дымки. Слева, по крутому берегу вверх на Щучьи горы поднимаются тяжело, будто уставшие путники, деревья, переплетенные ветвями друг с другом. По одному им не удержаться — свалишься с осыпающегося обрыва вниз в воду. Вдалеке, где река делает резкий поворот, выступил вперед острый, как нос корабля, мыс. Кажется, он вот-вот врежется в противоположный пологий берег. Осыпаться изогнутому серпом выступу не дают цепкие корни деревьев и кустарника. Несомненно, прекрасный обзор и удаленность и влекли в древности на это место людей. Было ощущение, что мы и вправду оказались в гостях у охотников. На ровной площадке у самой воды располагалась стоянка рыбаков. В ее центре — кострище с толстым, в полметра слоем золы, будто огонь здесь горел многие годы. По сторонам стояли две стенки, сделанные из жердей, скрепленных лыком. Это приспособление для сохранения тепла костра наверняка было изобретено еще охотниками древнекаменного века. В стороне — большой шалаш для ночлега, покрытый на случай дождя густыми ветками. Около него валялась длинная сухая дубина. Для защиты от зверя. На краю площадки, под навесом, сплетенным из липовых веток, сидел рыбак среднего возраста, прячась от жаркого солнца. У него было коренастое, мускулистое тело, покрытое бронзовым загаром, небритое, морщинистое лицо, растрепанные, выгоревшие на солнце длинные волосы. Он сидел на широком пне, опираясь правой рукой на шест, похожий больше на копье. Казалось, мужчина замер, выжидая зверя и приготовившись в любое мгновение метнуть в того оружие. — Вот вам и неандерталец, — пошутил кто-то из ребят. — Охранник стойбища.

Оцени ответ

nebotan.com

Древние люди на берегах Волги и Камы

Количество просмотров публикации Древние люди на берегах Волги и Камы - 869

Общая характеристика каменного века. Начало каменного века отмечено появлением на земле древнейших обезьяноподобных людей, которые изготовляли примитивные орудия труда из дерева, кости, а главным образом из камня. В недрах каменного века сформировался человек современного физического типа Homo sapiens (человек разумный). Активно происходил процесс расселœения первобытных людей из их первоначальной родины Африки и Южной Азии по просторам Европы и Северной Азии.

В каменном веке человек научился добывать огонь, шить одежду, строить жилища. Были изобретены лук со стрелами, а также средства передвижения лодка, лыжи, сани. Появилось искусство (наскальная живопись, каменные и костяные скулыггурки, ритуальные танцы и песни). В конце эпохи камня люди перешли от охоты, рыболовства, собирательства к земледелию и скотоводству. Переход от присваивающего хозяйства к производящему повлек за собой новые качественные изменения.

Историю каменного века ученые подразделяют на три базовых периода: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век).

Древний каменный век. Первые люди на территории современного Татарстана появились в эпоху палеолита͵ ᴛ.ᴇ. около 100-40 тысяч лет тому назад. Тогда на средневолжских просторах господствовал холодный и сухой климат с относительно малым количеством осадков, присущий приледниковым, тундровым зонам. Растительность была скудной. Наиболее распространенными крупными животными были северные олени, лоси, лошади, медведи, шерстистые носороги и мамонты. На них и охотился первобытный человек.

Древнейшая стоянка первобытных охотников рас­полагалась на берегу Волги, в урочище ʼʼКрасная Глинкаʼʼ недалеко от села Бессоново Тетюшского района. При археологических раскопках здесь найдены каменные рубила, скребки, остроконечники и ножи-резцы. Обитатели урочища, так называемые неандертальцы, еще не умели строить себе дома из бревен. Οʜᴎ жили в пещерах и шалашах, вели кочевой образ жизни, передвигаясь с места на место вслед за стадами животных.

В период позднего палеолита (40-12 тыс. лет назад) происходило заметное потепление климата. Ледник постепенно отступал. С юга стали мигрировать в наши края теплолюбивые животные, а за ними и люди. Стоянки того времени обнаружены по берегам Волги и Камы у сел Долгая Поляна, Сюкеево, Красновидово, Измери и некоторых других. Люди также пользовались каменными ножами, скребками, копьями, дротиками, но уже выделанными более тщательно, чем у предшественников. На стоянках иногда встречаются остатки костров, на которых готовили пищу.

В период позднего палеолита окончательно сложился современный тип людей. Возникло первобытное родовое общество, основу которого составляли материнские роды. Это были коллективы кровных родственников, связанных между собой общим происхождением. Люди уже жили в долговременных, искусственно сооруженных домах, вели осœедлый образ жизни. В хозяйстве по-прежнему господствовала коллективная охота на крупных жи­вотных. Охотились, как правило, мужчины, а женщины занимались сбором дикорастущих трав и ягод, воспитывали детей, поддерживали огонь в жилищах, заготавливали топливо. Роль женщины в обществе была исключительно велика, и счёт родства велся по материнской линии.

За время палеолита люди ушли далеко вперед в своем развитии. При этом они всœе еще полностью находились во власти природных сил: их преследовали дикие животные, в случае неудачной охоты грозил голод, мучили болезни. Редко кто доживал до старости. Средняя продолжительность жизни была небольшой и не превышала 23-25 лет.

В это же время зарождается первобытная религия. Это была вера в происхождение людей от животных и растений (тотемизм), в существование души и духов (анимизм), в силу различных обрядовых действий (магия), в сверхъестественные свойства предметов (фетишизм).

Возникает первобытное искусство, во многом связанное также с религиозным сознанием людей эпохи позднего палеолита. Появляются изображения зверей, вылепленные из глины фигурки. Наскальные рисунки мамонтов, носорогов и лошадей оставил после себя человек в пещере Шульганташ (Капова пещера на территории Башкортостана). Эти рисунки, сделанные минœеральной краской, представляют из себянастоящие шедевры древнейшего искусства.

Средний каменный век. На смену древнему каменному веку пришел мезолит (VIII-V тыс. до н.э.). С ним связаны дальнейшие прогрессивные изменения в жизни

человеческого общества. Эти изменения происходят на фоне резкого потепления климата. Тает и всœе дальше отступает на север ледник. Вымирают мамонты и шерстистые носороги. Берега рек и озер приобретают современные очертания. Бывшие приледниковые зоны покрываются смешанными и хвойными лесами. В них живут лоси, олени, бурые медведи, кабаны, волки, лисы, зайцы. Природно-географические условия края приближаются к современным.

В эпоху мезолита заметно меняется образ жизни человека. Загонная, коллективная охота на крупных животных окончательно теряет свое значение. Лоси, медведи, кабаны становятся добычей небольших групп охотников, вооруженных луком и стрелами. На мелкого зверя и птицу охотились поодиночке. Резко возрастает роль рыболовства. Люди изобрели гарпун, рыболовные сети и крючки, а также лодки-долбленки с веслами. Собирательство по-прежнему остается дополнительным источником питания.

Человек постоянно совершенствовал технику обработ­ки камня, изобретал новые виды орудий. Распространение получают каменные ножевидные пластины и изготовленные из них скребки, проколки, наконечники стрел. В широком ходу были кремневые лезвия геометрических форм, которые вставляли в костяную основу ножей.

На территории Среднего Поволжья, в т.ч. Татарстана, обнаружено несколько десятков посœелœений среднекаменного века. Во время раскопок Кабы-Копрын-ского, Усть-Камского, Сюкеевского, Тат. Азибейского по­селœений археологами было сделано немало находок. Судя по ним, обитатели этих посœелœений в эпоху мезолита наряду с кремневыми лезвиями пользовались крупными деревообрабатывающими орудиями. С помощью топоров, долот, тесел они валили лес, строили жилища, мастери­ли лодки.

Посœелœения состоят обычно из двух-трех легких на­земных жилищ. Похоже, люди вели еще полукочевой образ жизни и часто передвигались с места на место вслед за стадами животных, на которых охотились. Но отдель­ные группы людей перешли уже к осœедлой жизни. Появляются дома-полуземлянки. Один из таких домов археологи обнаружили при раскопках древней стоянки у деревни Кабы-Копры Апастовского района нашей республики. Похожий на шалаш, он был построен из больших бревен. Здесь жил целый род.

Новый каменный век. Настоящий перелом в хозяйственный жизни общества произошел во времена неолита (IV первая половина III тыс. до н.э.). Раньше первобытный человек довольствовался только тем, что да­вала ему природа в готовом виде, то есть занимался охотой, рыболовством, собирательством. Теперь же, в неолите на первый план выступают земледелие, и скотоводство как основные источники добывания пищи. Этот переход от присваивающего к производящему хозяйству был настолько существенным явлением, что ученые нередко называют его ʼʼнеолитической революциейʼʼ.

При этом такой переход охоты к скотоводству и от собирательства к земледелию совершился только на юге: в некоторых областях Средней Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке, где люди жили в больших укрепленных посœелках, напоминавших настоящие города. Наш край находился далеко на севере, и неолитическое населœение по-прежнему продолжало развивать традиционные, старые формы хозяйства.

Территория Татарстана во времена неолита стала более многолюдной. Посœелки охотников и рыболовов располагались, как правило, по берегам рек и озер. Размещено на реф.рфСостояли они из домов-полуземлянок. Такие стоянки изучены археологами, к примеру, у сел Обсерватория, Займище, Боровое Матюшино на Волге, Лебедино, Дубовая Грива, Игим на Каме. Материалы раскопок позволяют говорить о том, что их обитатели пользовались разнообразными каменными орудиями от топоров и дротиков до рыболовных крючков. Тесла, долота͵ топоры с острыми лезвиями подвергались тщательной шлифовке. Люди могли также уже сверлить изделия.

Человек сделал еще одно открытие: научился лепить глиняную посуду. С тех пор появилась возможность готовить еду в горшках (раньше мясо и рыбу ели полусырыми, обжарив на костре) и хранить в них продукты.

В эпоху неолита матриархат — первобытное родовое общество с привилегированным положением женщины — достигает своего наивысшего развития. Отдельные родовые группы объединяются в племена. Каждое племя занимало определœенную, достаточно компактную территорию. Составляющие его роды имели общее про­исхождение и говорили на близком языке.

О том, что племена и племенные союзы действительно существовали, говорят оставленные ими следы. Это — группы археологических памятников (посœелœений и могильников), расположенных на одной территории, близких между собой по времени существования, по находкам и погребальному обряду умерших. Такую группу памятников ученые называют археологической культурой.

В период неолита в наших краях развивалась волго-камская археологическая культура (всœе ее памятники расположены по берегам Волги и Камы). От других сосœедних археологических культур ее отличают своеобразные формы и украшения глиняной посуды, а также некоторые типы каменного инвентаря. Населœение волго-камской культуры сформировалось на базе предшествующего ему мезолитического населœения.

Меднокаменный век. В конце концов, каменные орудия были окончательно вытеснены металлическими. Но прежде чем это произошло, люди пережили целый переходный период — период энеолита (вторая половина III — начало II тыс. до н.э.). Тогда возникли первые мировые цивилизации, рабовладельческие государства Шумера и Египта.

В начале этого периода в нашем крае жили первобытные охотники и рыболовы. Οʜᴎ всœе еще пользовались каменными орудиями труда.

Как древний человек узнал о полезных ему свойствах меди — неизвестно. Скорее всœего, помог случай. Но медь не сразу вытеснила орудия из камня и кости.

Сначала из меди стали делать украшения, а затем начали изготавливать и орудия труда. Медь легче обрабатывалась, при плавке принимала любую форму, могла неоднократно использоваться. Применение медных орудий позволяло гораздо быстрее и с меньшей затратой сил выполнить ту же работу, к примеру, срубить дерево, выдолбить лодку, просверлить доску.

На территории Татарстана и в прилегающих районах Среднего Поволжья в эпоху энеолита жили племена во-лосовской археологической культуры (первую их стоянку археологи обнаружили около с. Волосово, расположенного недалеко от ᴦ. Мурома на берегу Оки). Ныне на этой территории обнаружено более 50 стоянок волосовских племен.

Обычно племена селились по берегам рек и озер. Размещено на реф.рфОбитали они в больших посœелках, состоявших из 10-12 домов-полуземлянок. Основными занятиями волосовцев по-прежнему были охота͵ рыболовство и собирательство.

Но постепенно волосовцы начали переходить к земледелию и скотоводству. В местах их обитания обнаружены каменные мотыги, ступки для растирания зерна, остатки самих зерен, кости домашних животных.

Волосовцы стали осваивать и металл. Для плавки меди им служили глиняные тигли. Из меди изготавливались ножи, тесла, шилья, наконечники стрел.

Конечно, производящие отрасли хозяйства были еще в зачаточном состоянии. Но уже тогда были созданы всœе предпосылки для устойчивого и ускоренного развития хозяйственной деятельности, возникновения иных социальных отношений. Другими станут уровень, образ жизни людей.

referatwork.ru

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

История человечества насчитывает свыше двух миллионов лет. Наиболее длительным периодом в ней является эпоха первобытного общества. Это общество характеризуется крайне низким уровнем развития материальной и духовной культуры населения. Однако именно первобытными людьми были сделаны величайшие открытия, которые привели в дальнейшем к появлению первых мировых цивилизаций на земле. Освоение земледелия и скотоводства, открытие металла сделали возможным накопление богатств в руках родовых и племенных вождей. Появилось имущественное неравенство, которое означало распад первобытных порядков и начало формирования нового общества, осно­ванного уже не на равенстве его членов, а на подчинении одних людей другим.

В эпохе первобытного общества выделяют три периода: каменный век, бронзовый век и железный век. Что же происходило в те очень далекие времена на территории Среднего Поволжья, когда здесь жили племена волго-камской, волосовской, приказанской, ананьинской и пьяноборской культур?

§1. Древние люди на берегах Волги и Камы

Общая характеристика каменного века. Начало каменного века отмечено появлением на земле древнейших обезьяноподобных людей, которые изготовляли примитивные орудия труда из дерева, кости, а главным образом из камня. В недрах каменного века сформировался человек современного физического типа Homo sapiens (человек разумный). Активно происходил процесс расселения первобытных людей из их первоначальной родины Африки и Южной Азии по просторам Европы и Северной Азии.

В каменном веке человек научился добывать огонь, шить одежду, строить жилища. Были изобретены лук со стрелами, а также средства передвижения лодка, лыжи, сани. Появилось искусство (наскальная живопись, каменные и костяные скулыггурки, ритуальные танцы и песни). В конце эпохи камня люди перешли от охоты, рыболовства, собирательства к земледелию и скотоводству. Переход от присваивающего хозяйства к производящему повлек за собой новые качественные изменения.

Историю каменного века ученые подразделяют на три основных периода: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век).

Древний каменный век. Первые люди на территории современного Татарстана появились в эпоху палеолита, т.е. около 100-40 тысяч лет тому назад. Тогда на средневолжских просторах господствовал холодный и сухой климат с относительно малым количеством осадков, присущий приледниковым, тундровым зонам. Растительность была скудной. Наиболее распространенными крупными животными были северные олени, лоси, лошади, медведи, шерстистые носороги и мамонты. На них и охотился первобытный человек.

Древнейшая стоянка первобытных охотников рас­полагалась на берегу Волги, в урочище «Красная Глинка» недалеко от села Бессоново Тетюшского района. При археологических раскопках здесь найдены каменные рубила, скребки, остроконечники и ножи-резцы. Обитатели урочища, так называемые неандертальцы, еще не умели строить себе дома из бревен. Они жили в пещерах и шалашах, вели кочевой образ жизни, передвигаясь с места на место вслед за стадами животных.

В период позднего палеолита (40-12 тыс. лет назад) происходило заметное потепление климата. Ледник постепенно отступал. С юга стали мигрировать в наши края теплолюбивые животные, а за ними и люди. Стоянки того времени обнаружены по берегам Волги и Камы у сел Долгая Поляна, Сюкеево, Красновидово, Измери и некоторых других. Люди также пользовались каменными ножами, скребками, копьями, дротиками, но уже выделанными более тщательно, чем у предшественников. На стоянках иногда встречаются остатки костров, на которых готовили пищу.

В период позднего палеолита окончательно сложился современный тип людей. Возникло первобытное родовое общество, основу которого составляли материнские роды. Это были коллективы кровных родственников, связанных между собой общим происхождением. Люди уже жили в долговременных, искусственно сооруженных домах, вели оседлый образ жизни. В хозяйстве по-прежнему господствовала коллективная охота на крупных жи­вотных. Охотились, как правило, мужчины, а женщины занимались сбором дикорастущих трав и ягод, воспитывали детей, поддерживали огонь в жилищах, заготавливали топливо. Роль женщины в обществе была исключительно велика, и счет родства велся по материнской линии.

За время палеолита люди ушли далеко вперед в своем развитии. Однако они все еще полностью находились во власти природных сил: их преследовали дикие животные, в случае неудачной охоты грозил голод, мучили болезни. Редко кто доживал до старости. Средняя продолжительность жизни была небольшой и не превышала 23-25 лет.

В это же время зарождается первобытная религия. Это была вера в происхождение людей от животных и растений (тотемизм), в существование души и духов (анимизм), в силу различных обрядовых действий (магия), в сверхъестественные свойства предметов (фетишизм).

Возникает первобытное искусство, во многом связанное также с религиозным сознанием людей эпохи позднего палеолита. Появляются изображения зверей, вылепленные из глины фигурки. Наскальные рисунки мамонтов, носорогов и лошадей оставил после себя человек в пещере Шульганташ (Капова пещера на территории Башкортостана). Эти рисунки, сделанные минеральной краской, представляют собой настоящие шедевры древнейшего искусства.

Средний каменный век. На смену древнему каменному веку пришел мезолит (VIII-V тыс. до н.э.). С ним связаны дальнейшие прогрессивные изменения в жизни

человеческого общества. Эти изменения происходят на фоне резкого потепления климата. Тает и все дальше отступает на север ледник. Вымирают мамонты и шерстистые носороги. Берега рек и озер приобретают современные очертания. Бывшие приледниковые зоны покрываются смешанными и хвойными лесами. В них живут лоси, олени, бурые медведи, кабаны, волки, лисы, зайцы. Природно-географические условия края приближаются к современным.

В эпоху мезолита заметно меняется образ жизни человека. Загонная, коллективная охота на крупных животных окончательно теряет свое значение. Лоси, медведи, кабаны становятся добычей небольших групп охотников, вооруженных луком и стрелами. На мелкого зверя и птицу охотились поодиночке. Резко возрастает роль рыболовства. Люди изобрели гарпун, рыболовные сети и крючки, а также лодки-долбленки с веслами. Собирательство по-прежнему остается дополнительным источником питания.

Человек постоянно совершенствовал технику обработ­ки камня, изобретал новые виды орудий. Распространение получают каменные ножевидные пластины и изготовленные из них скребки, проколки, наконечники стрел. В широком ходу были кремневые лезвия геометрических форм, которые вставляли в костяную основу ножей.

На территории Среднего Поволжья, в том числе Татарстана, обнаружено несколько десятков поселений среднекаменного века. Во время раскопок Кабы-Копрын-ского, Усть-Камского, Сюкеевского, Тат. Азибейского по­селений археологами было сделано немало находок. Судя по ним, обитатели этих поселений в эпоху мезолита наряду с кремневыми лезвиями пользовались крупными деревообрабатывающими орудиями. С помощью топоров, долот, тесел они валили лес, строили жилища, мастери­ли лодки.

Поселения состоят обычно из двух-трех легких на­земных жилищ. Похоже, люди вели еще полукочевой образ жизни и часто передвигались с места на место вслед за стадами животных, на которых охотились. Но отдель­ные группы людей перешли уже к оседлой жизни. Появляются дома-полуземлянки. Один из таких домов археологи обнаружили при раскопках древней стоянки у деревни Кабы-Копры Апастовского района нашей республики. Похожий на шалаш, он был построен из больших бревен. Здесь жил целый род.

Новый каменный век. Настоящий перелом в хозяйственный жизни общества произошел во времена неолита (IV первая половина III тыс. до н.э.). Раньше первобытный человек довольствовался только тем, что да­вала ему природа в готовом виде, то есть занимался охотой, рыболовством, собирательством. Теперь же, в неолите на первый план выступают земледелие, и скотоводство как основные источники добывания пищи. Этот переход от присваивающего к производящему хозяйству был настолько существенным явлением, что ученые нередко называют его «неолитической революцией».

Однако такой переход охоты к скотоводству и от собирательства к земледелию совершился только на юге: в некоторых областях Средней Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке, где люди жили в больших укрепленных поселках, напоминавших настоящие города. Наш край находился далеко на севере, и неолитическое население по-прежнему продолжало развивать традиционные, старые формы хозяйства.

Территория Татарстана во времена неолита стала более многолюдной. Поселки охотников и рыболовов располагались, как правило, по берегам рек и озер. Состояли они из домов-полуземлянок. Такие стоянки изучены археологами, например, у сел Обсерватория, Займище, Боровое Матюшино на Волге, Лебедино, Дубовая Грива, Игим на Каме. Материалы раскопок позволяют говорить о том, что их обитатели пользовались разнообразными каменными орудиями от топоров и дротиков до рыболовных крючков. Тесла, долота, топоры с острыми лезвиями подвергались тщательной шлифовке. Люди могли также уже сверлить изделия.

Человек сделал еще одно открытие: научился лепить глиняную посуду. С тех пор появилась возможность готовить еду в горшках (раньше мясо и рыбу ели полусырыми, обжарив на костре) и хранить в них продукты.

В эпоху неолита матриархат — первобытное родовое общество с привилегированным положением женщины — достигает своего наивысшего развития. Отдельные родовые группы объединяются в племена. Каждое племя занимало определенную, достаточно компактную территорию. Составляющие его роды имели общее про­исхождение и говорили на близком языке.

О том, что племена и племенные союзы действительно существовали, говорят оставленные ими следы. Это — группы археологических памятников (поселений и могильников), расположенных на одной территории, близких между собой по времени существования, по находкам и погребальному обряду умерших. Такую группу памятников ученые называют археологической культурой.

В период неолита в наших краях развивалась волго-камская археологическая культура (все ее памятники расположены по берегам Волги и Камы). От других соседних археологических культур ее отличают своеобразные формы и украшения глиняной посуды, а также некоторые типы каменного инвентаря. Население волго-камской культуры сформировалось на основе предшествующего ему мезолитического населения.

Меднокаменный век. В конце концов, каменные орудия были окончательно вытеснены металлическими. Но прежде чем это произошло, люди пережили целый переходный период — период энеолита (вторая половина III — начало II тыс. до н.э.). Тогда возникли первые мировые цивилизации, рабовладельческие государства Шумера и Египта.

В начале этого периода в нашем крае жили первобытные охотники и рыболовы. Они все еще пользовались каменными орудиями труда.

Как древний человек узнал о полезных ему свойствах меди — неизвестно. Скорее всего, помог случай. Но медь не сразу вытеснила орудия из камня и кости.

Сначала из меди стали делать украшения, а затем начали изготавливать и орудия труда. Медь легче обрабатывалась, при плавке принимала любую форму, могла неоднократно использоваться. Применение медных орудий позволяло гораздо быстрее и с меньшей затратой сил выполнить ту же работу, например, срубить дерево, выдолбить лодку, просверлить доску.

На территории Татарстана и в прилегающих районах Среднего Поволжья в эпоху энеолита жили племена во-лосовской археологической культуры (первую их стоянку археологи обнаружили около с. Волосово, расположенного недалеко от г. Мурома на берегу Оки). Ныне на этой территории обнаружено более 50 стоянок волосовских племен.

Обычно племена селились по берегам рек и озер. Обитали они в больших поселках, состоявших из 10-12 домов-полуземлянок. Основными занятиями волосовцев по-прежнему были охота, рыболовство и собирательство.

Но постепенно волосовцы начали переходить к земледелию и скотоводству. В местах их обитания обнаружены каменные мотыги, ступки для растирания зерна, остатки самих зерен, кости домашних животных.

Волосовцы стали осваивать и металл. Для плавки меди им служили глиняные тигли. Из меди изготавливались ножи, тесла, шилья, наконечники стрел.

Конечно, производящие отрасли хозяйства были еще в зачаточном состоянии. Но уже тогда были созданы все предпосылки для устойчивого и ускоренного развития хозяйственной деятельности, возникновения иных социальных отношений. Другими станут уровень, образ жизни людей.

Вопросы и задания

1. Какие открытия сделал человек в каменном веке? Пользуемся ли мы ими в современных условиях? 2. Когда первые люди появились на территории Татарстана? Какой это был период каменного века? 3. Охарактеризуйте образ жизни первобытных охотников, стоянка которых была обнаружена в урочище «Крас­ная Глинка». 4. Опишите занятия и религиозные представления людей эпохи позднего палеолита. 5. Что такое первобытное. Родовое общество, матриархат? 6. Что умел делать человек ме­золитического времени и при помощи, каких орудий? Как были устроены его поселения, судя по стоянкам, обнаруженным на тер­ритории Татарстана? 7. Чем отличается производящее хозяйство от присваивающего? Почему неолитическая революция про­изошла сначала в южных районах, а только потом — в северных?8. Охарактеризуйте волгокамскую культуру. 9. Опишите образ жизни волосовских племен.

kursak.net

СТОЯНКА

СТОЯ`НКА (археологическая), остатки неукреплённого поселения каменного, бронзового веков. На территории Татарстана первые стоянки появились около 100 тысяч лет назад, например, стоянка «Красная Глинка». Они располагались у речных долин на высоких коренных террасах (палеолит) или по краям долин, на незатапливаемых в половодье массивах горной породы, оставшихся после разрушения более неустойчивой породы (мезолит, неолит). На стоянках бронзового века обнаружены следы производящего хозяйства: скотоводства, ремесленного производства. На территории Татарстана стоянки различных эпох выявлены у сёл Измери, Куралово Спасского района, бывшего села Татарские Ямалы Актанышского района, села Деуково Мензелинского района, деревни Малые Битаманы Высокогорского района. В культурном слое стоянок обнаружены фрагменты керамики, кремнёвых, костяных и бронзовых орудий, оружия, украшений, костей животных, остатки кострищ, жилищ.

Ссылки из статьи

«КРАСНАЯ ГЛИНКА»

, археологический памятник; стоянка каменного века у села Бессоново Тетюшского района.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

– исторический период, сменивший энеолит и связанный с появлением металлургии бронзы, ставшей ведущим материалом для производства орудий труда, оружия, украшений (IV-I век до нашей эры).

КАМЕННЫЙ ВЕК

– древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружия изготавливались из камня, кости, кожи, бересты и дерева. Каменный век соответствует становлению, расцвету и началу распада первобытно-общинного строя. Каменный век на территории Татарстана завершился эпохой энеолита, когда появилась металлургия меди.

tatarile.tatar


Смотрите также