Жанры первобытного искусства. Первобытное искусство: жанры и особенности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытное искусство. Жанры первобытного искусства


Первобытное искусство: жанры и особенности

Первобытное искусство: жанры  и особенности

      Под первобытной культурой принято  понимать архаичную культуру, которая  характеризует верования, традиции искусство народов, живших более 30000 лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это бесписьменная культура.

      Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в  такой временной последовательности:

  • Каменная культура,
  • Наскальная живопись
  • Глиняная посуда.

      В глубокой древности для искусства  человек использовал подручные  материалы – камень, дерево, кость. Много позже, а  именно в эпоху  земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал – огнеупорную  глину – и стал применять её для изготовления посуды и скульптуры.

Ориньякская культура (поздний палеолит)

      Если  расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно  раньше – около 25 тыс. лет тому назад.

     К этой эпохе относятся так называемые «венеры» - фигурки женщин высотой 10-15 см. обычно подчёркнуто массивных  форм. Женские скульптурки учёные считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.

     Склонность  первобытного человека изображать именуют  зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность  небольшие фигурки и изображения  зверей получили название пластики малых форм. И зоологические и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение, выполняли культовую функцию. Религия и искусство возникли практически одновременно. Наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.

     Первобытное искусство представлено в следующих  основных видах:

    • Графика
    • Живопись
    • Скульптура
    • Декоративное искусство
    • Рельефы барельефы

     На  смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстракционного  орнамента, нанесённого на глиняную посуду. Неолитическая революция  завершается победой железных орудий над каменными, земледелия – над  собирательством, осёдлого образа жизни  – над кочевым, патриархата –  над матриархатом, а также разделением  культуры на духовную и материальную, возникли государства, городские цивилизации  и архитектура, письменности; разложением  общинного строя и формированием  социально-классового расслоения общества.

     Погребение  следует считать искусством, возникшим  на пересечении скульптуры, архитектуры  и религии. В архитектурном плане  погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями и групповые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

     Поздний период древнего каменного века был  временем зарождения искусства. В 1879 году в горах Кантабрии, на севере Испании, была впервые открыта палеолитическая  пещерная живопись. Осветив своды  пещеры, работавший здесь археолог увидел нанесённые красно-коричневой краской силуэты животных: оленей, коз, кабанов, ланей, полихромные изображения  бизонов. Живопись была настолько совершенна, что учёные долго не решались поверить в её древность.

     Через образы животных люди выражали какие-то важные для них представления  о мире. Женщины — первые представители  человеческого рода, которых стали  изображать. В пещерах сохранилось  несколько таких рисунков. Чаще их предпочитали изображать в виде скульптур. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнажёнными, матерями, имевшими много детей. Но встречаются  и фигурки стройных, изящных женщин, как будто ещё не испытавших тягот и радостей материнства. Это — молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные.

     По  всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты. Они должны были оказывать магическое действие, приносить благополучие не только женщинам и детям, но и всей общине.

     В среднем каменном веке на скалах и  в пещерах изображают совсем другие сцены. Главным предметом изображения  становится группа людей. На наскальных рисунках этого времени в Испании, Индии или на юге Африки можно  видеть толпы охотников на оленей или диких быков, группы танцующих  людей. Они изображены условно и  не отличаются один от другого, у них  нет лиц. Их движения переданы очень  живо, и почти всегда можно понять, что они делают. Иногда считали  нужным изобразить пышный головной убор (наверное, из перьев) или широкую  юбку, как будто сделанную из пальмовых  листьев. Такое внимание к одежде не случайно: это ритуальные костюмы, и люди в них не просто танцуют, а совершают важный обряд.

     Глядя на такие изображения, люди видели не только себя, но и своих умерших  предков, действиям которых они  старались подражать, потому что  считали их образцовыми.

     Наскальные  изображения охоты и разных обрядов  показывают, что люди среднего каменного  века уже не так сильно, как их предшественники, зависели от природы. Они стали осознавать эту пока ещё относительно слабую независимость, рисуя толпы охотников, способных  убить крупное и сильное животное. Усилия одного человека были бы недостаточными для того, чтобы справиться с трудностями  жизни, и сородичи помогали друг другу  во всём.

     Впервые причастность охотников и собирателей  каменного века к изобразительном  искусству была засвидетельствована  замечательным археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1836 г. гроте Шаффо  пластинку с гравировкой. Он же обнаружил  изображение мамонта на куске  мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция). Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе  был синкретизм.

     Деятельность  человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии.

     Памятники палеолитического, мезолитического  и охотничьего неолитического искусства  показывают нам, на чём в тот период сосредоточилось внимание людей. Росписи  и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно  сценам охоты на промысловых животных.

     Главным объектом творчества этого времени  были звери.

     Первые  произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской  культуре, названной по пещере Ориньяк. С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и  кости с гипертрофированными  формами тела и схематизированными головами - так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.

     Одновременно  с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

     Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами  являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных  по всей структуре символов, несущих  большую эстетическую нагрузку, с  помощью которых передаются самые  разнообразные понятия или человеческие чувства.

     Первоначально необособленное в отдельный вид  деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное  искусство отображало постепенное  познание человеком действительности, его представления об окружающем мире.

     Некоторые искусствоведы выделяют три этапа  изобразительной деятельности в  эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется  созданием качественно новой  изобразительной формы.

     Натуральное творчество - композиция из туш, костей, натуральный макет.

     Искусственно-изобразительная  форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур.

     Верхнепалеолитическое изобразительное творчество - росписи пещер, гравировки на кости.

     Натуральное творчество включает следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого  зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появилась лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Натуральный макет, в свою очередь, проходит несколько стадий. Сначала  использовался естественный фигурный объём - природный холмик. Затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооружённый постамент. Позднее производилась грубая лепка зверя, но без головы. Это сооружение накрывалось шкурой зверя, к которому прикреплялась голова.

     Следующий второй этап - искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление творческого опыта, которое выразилось вначале в полнообъёмной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

     Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов  в цвете и объёмном изображении. Наиболее характерные образцы живописи этого периода представлены пещерными  росписями. Древнейшие памятники искусства  найдены в Западной Европе. Они  датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа. Памятники первобытной  живописи, как уже отмечалось, открыты  более 100 лет назад. Палитры каменного  века бедны, в ней четыре основные краски: чёрная, белая, красная, жёлтая. Две первые употреблялись довольно редко.

     Подобные  этапы можно проследить и при  изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики.

     В одном из домов Мезинской стоянки  был обнаружен древнейший музыкальный  инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения  шумовых или ритмических звуков.

     При изучении жилища Мезинской стоянки  позднего палеолита (в районе Чернигова) были обнаружены расписанные орнаментом кости, молоток из рога северного оленя и колотушки из бивней мамонта. «Возраст» этого набора музыкальных инструментов 20 тыс. лет.

     Особая  область первобытного искусства - орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Ещё в XIX в. На Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены вместе с каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками костяные изделия с искусно нанесённым на них геометрическим орнаментом. Геометрический орнамент - основной элемент Мезинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы.

     Изучив  с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они  тоже состоят из зигзагообразных  узоров, очень похожих на зигзагообразные  орнаментальные мотивы мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент новые комбинации и элементы.

     Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм. Самые ранние из них относятся к палеолиту.

     В России палеолитические скульптуры обнаружены в центре Русской равнины  и в бассейне Ангары. В Сибири и на Урале мелкая пластика процветала и в железном веке. Её находят  при раскопках на палеолитических  стоянках.

     Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древние  памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством. Они имели религиозно-магическое значение, ориентировали человека в  природе.

stud24.ru

Первобытное искусство

С появлением на Земле человека современного вида процесс развития производительных сил и социальных отношений сущест­венно ускорился. Качественный скачок произошел и в развитии культуры. Существенно новым явлением стало первобытное искус­ство. Этот момент — обращение человека к новому виду деятель­ности — художественному творчеству, является выдающимся шагом в его эволюции. Что заставило человека совершить этот поворот от чисто утилитарной деятельности к столь отвлеченному занятию?

Вопрос о причинах возникновения первобытного искусства является одним из самых спорных в науке. Существуют гипотезы, указывающие на различные факторы, послужившие отправной точ­кой художественного творчества человека: его эстетические потреб­ности, половой инстинкт, мифологическое мышление, религиозная практика, познавательная деятельность, необходимость закрепле­ния и передачи накопленного опыта, потребность в развлечении и т. д. Ведутся споры о том, как и когда появилось искусство, чем оно было для первобытного человека, какие результаты его творче­ской деятельности относить к искусству.

Наиболее обоснованным представляется взгляд на происхожде­ние искусства как на результат познавательной деятельности пер­вобытного человека и связанную с этим необходимость отражения, закрепления и передачи социального опыта в специфической опос­редованной форме. В отличие от искусства последующего этапа развития, первобытное искусство не составляло автономной обла­сти в сфере деятельности человека. Художественное творчество было неразрывно связано со всеми существовавшими формами культуры, и прежде всего с мифологией и религией. Это единство образовывало так называемый первобытный синкретизм. Все виды духовной деятельности были связаны с искусством и выражали себя через искусство.

Первобытное искусство в силу синкретического характера куль­туры рассматриваемой эпохи обладало функциональной многопла­новостью. В качестве основных его функций можно выделить следующие: мировоззренческую, воспитательную, познавательную, информационную, коммуникативную, магикорелигиозную, эстети­ческую. Все эти функции неразрывно связаны между собой и проистекают одна из другой.

В искусстве первобытной эпохи получили свое развитие первые представления человека об окружающем мире и о себе самом. Оно способствовало закреплению и передаче знаний, умений и навыков людей, служило средством общения между ними. Первобытное искусство регулировало и направляло социальные и психические процессы в обществе. Оно выступало средством формирования духовного мира человека, упорядочивало психические процессы в нем самом.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигу­ры, высеченные из камня или вылепленные из глины),"декоративное искусство (резьба по дереву, камню, кости, рогу, рельефы, орна­менты). В глубокую древность уходят также истоки других видов художественного творчества: музыки, пения, танца, театрализован­ных представлений.

Первые дошедшие до нас произведения первобытного искусства относятся к верхнему палеолиту, их возраст около 40 тыс. лет. Это скульптурные, графические, живописные изображения, геометри­ческие знаки, а также образы, созданные по подобию предметов природы. Среди них особое место занимают так называемые «Ве­неры» — изображения, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Найдены обобщенно выразительные изображе­ния животных: мамонта, лошади, оленя, медведя, зубра, сцены охоты на них.

Пещерная живопись была открыта в конце XIX в. (Альтамирская пещера в Испании). Позднее исследователи обнаружили десятки подобных пещер в Испании, Франции, а также в России (Капова пещера — Южный Урал). Одно из самых выдающихся открытий в области пещерного искусства было сделано во Франции в 1940 г. Случайно обнаруженная четырьмя мальчиками пещера Ласко стала настоящей сенсацией в мире наскальной живописи, образцы кото­рой принадлежат к числу самых совершенных творений эпохи палеолита. Их приблизительный возраст 15—20 тыс. лет. Найденные детьми высокохудожественные произведения хорошо сохранились, что позволило превратить эту многозальную пещеру в первокласс­ный музей первобытного искусства, называемый «доисторической сикстинской капеллой».

В развитии пещерного искусства прослеживаются несколько периодов, охватывающих более 25 тысячелетий (XXX—IV тысяче­летия до н. э.).

К начальному периоду, длившемуся около пятнадцати тысяче­летий, относятся памятники с примитивными рисунками, неясны­ми знаками, волнистыми линиями («макаронами»), прочерченными пальцами по мокрой глине, отпечатками кисти руки. К концу первого периода появляются неуверенные контурные рисунки жи­вотных, которые постепенно совершенствуются, начинают запол­няться краской (пещеры Ласко, Фон де Гом, Пеш Мерль, Ла Мут — во Франции, Альтамира и др.— в Испании).

Второй период — XVIII—XV тысячелетия до н. э. характеризуется переходом от контурного, плоскостного изображения к пере­даче объемности объекта и к его большей детализации (пещеры Ласко, Пеш Мерль, Ла Пасьега и др.).

Третий период — XIV—XII тысячелетие до н. э. Пещерное ис­кусство достигает самых больших высот. Анималистические ансам­бли поражают своими масштабами (до 5 тыс. изображений) и реалистичностью, совершенством передачи объемов, пропорций фигур, перспективы, движения, применением полихромии. Подо­бные ансамбли созданы в пещерах Руфиньяк, Труа, Фрер, Монтес-пан, Ньо, Ласко, Ла Мадлен и многих других. К концу этого периода живопись постепенно перерождается в техническую виртуозность, теряет объемность, становится плоскостной.

Четвертый период — XII—XI тысячелетия до н. э. характеризу­ется переходом к стилизации, обобщению; изображения все более приобретают символический характер (пещеры Лабастид, Фон де Гом, Марсула и др.).

Пятый период — IX—IV тысячелетия до н. э. завершает развитие пещерного искусства в Европе. Оно характеризуется своеобразным возвратом к своим истокам — отсутствием реалистических изобра­жений, появлением чисто символических изображений: беспоря­дочных переплетений линий, геометрических рисунков, рядов точек, загадочных знаков и т. п., содержание которых нам не известно.

Развитие пещерного искусства первобытной эпохи свидетельст­вует о его закономерной эволюции от простейших изобразительных форм через ясные натуралистические образы к упрощению, стили­зации и, наконец, к легко воспроизводимому и читаемому символу.

Обращение человека к художественному творчеству было вели­чайшим событием по тем возможностям, которые в нем заложены. Об этом нагляднее всего свидетельствует возникновение письмен­ности. Современным буквенно-звуковым системам письма предше­ствовали различные его формы, но первоначальным типом было пиктографическое письмо, состоящее из отдельных конкретных изо­бражений. Этот первоначальный тип письма был тесно связан с первобытным изобразительным искусством, от которого пиктогра­фическое письмо стало отделяться в начале мезолита, чтобы спустя тысячи лет, уже на пороге раннеклассовых цивилизаций превра­титься в упорядоченную письменность.

С наступлением эпохи мезолита происходят заметные измене­ния и в искусстве. В изображении начинает преобладать человек. Материальность объектов — цвет и объем — уступает первенство действию, движению. Если пещерная палеолитическая живопись состоит из множества фигур, композиционно не связанных между собой, то наскальное искусство, многофигурные изображения мезо­лита представляют собой композиционное единство, живо воспроизводящее сцены охоты, сбор меда, ритуальные действия, танцы, сражения и др. Так, в Альпере (Восточная Испания) наскальный фриз с изображением сцен охоты включает несколько сотен чело­веческих фигур и десятки животных: стреляющих лучников, мча­щихся антилоп, оленей, каменных козлов и баранов, бегущих быков.

Перед художниками мезолита стояли задачи, отличные от тех, которые решали художники палеолита. Теперь они стремились показать не сами объекты, а передать действие, смысл происходя­щих событий. И хотя изображения человека и животных эпохи мезолита менее детализированы, более схематичны, чем в пре­дыдущий период, зато они гораздо более динамичны, подвижны, экспрессивны. Появление динамичных многофигурных компози­ций говорит о новом, более сложном отражении реальности в сознании человека, о возросшем познавательном уровне художест­венного творчества.

В эпоху неолита искусство, как и в целом первобытная культура, претерпевает глубокие качественные изменения. Важнейшее из них состоит в том, что культура перестает быть единой, она приобретает на различных территориях ярко выраженные особенности, само­бытный характер: неолит Египта отличается от неолита Месопота­мии, неолит Европы — от неолита Сибири и т. д.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему спо­собствовал более углубленному познанию мира, самого человека, что повлекло за собой появление нового содержания и новых изобразительных форм в искусстве. С дальнейшим развитием абс­трактного мышления, языка, мифологии, религии, накоплением рациональных знаний человек пришел к необходимости обобщения существующих понятий. У него возникла потребность воплотить в искусстве более сложные образы: солнце, землю, небо, огонь, воду и др. Это привело к появлению условно-символических изобрази­тельных форм.

Получает распространение орнамент, состоящий из стилизован­ных абстрактных мотивов: крест, круг, спираль, треугольник, квад­рат и т. п. Изображения реальных объектов — человека, животных, птиц, рыб также постепенно стилизовались, превращались в сим­волические знаки, которые выражали религиозно-мифологические представления людей. В то же время стремление украсить все предметы, которыми пользовался человек, удовлетворяло его эсте­тические потребности. Орнамент или отдельные знаки-символы покрывали древнюю керамику — самый распространенный вид де­коративного творчества, деревянную утварь, орудия труда и охоты, оружие, изделия из камня, кости, рога и др. Человек украшал и самого себя раскраской тела, ожерельями, бусами, браслетами, узорчатой одеждой.

В конце неолита в искусстве появляются все новые и новые сюжеты, при этом изобразительный язык становится все более обобщающим, символическим. Тенденция развития первобытного искусства от изображения живых форм к формам отвлеченным, к общей схеме и, в конечном итоге, к знаку-символу — явление закономерное и универсальное для всей первобытной культуры.

К числу наиболее распространенных памятников искусства неолита относятся петроглифы — изображения, высеченные на ска­лах и валунах под открытым небом. Большую часть из них состав­ляют анималистические сюжеты — изображения животных, служивших объектом охоты человека. Как правило, это рельефное изображение. Живопись на них не сохранилась из-за атмосферного воздействия. Такие «картинные галереи» сохранились во многих местах планеты. Петроглифы эпохи неолита, бронзового и начала железного века встречаются на скалах Скандинавии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Италии, Ирландии. Обнаружены они также в Африке, Австралии, Средней Азии, на Кавказе, в Крыму и в других районах мира. В России многочисленные петроглифы обнаружены на берегах Белого моря. Онежского озера, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке.

К числу наиболее загадочных явлений первобытного искусства относится группа памятников — мегалитов. Это менгиры — врытые в землю, вертикально поставленные каменные столбы высотой 4— 5 м и более, стоящие отдельно или группами; дольмены — огромные, весом до нескольких десятков тонн, каменные глыбы, поставленные вертикально и перекрытые каменной плитой, служившие погре­бальными сооружениями эпохи неолита, бронзы и раннего желез­ного века; кромлехи — культовые сооружения, представляющие собой круговую ограду из каменных блоков, которые поддерживают перекрывающие их каменные плиты. Наиболее известное и крупное сооружение этого типа — Стоунхендж (Англия), имеет 90 метров в диаметре и 125 каменных глыб весом до 25 тонн каждая.

Мегалитические сооружения известны в Западной Европе (Ан­глия, Скандинавия, Германия, Голландия, Франция), в Северной Африке (Алжир), в Палестине, Индии, в Крыму, на Кавказе. Только во Франции их насчитывается около четырех тысяч. Однотипный характер таких сооружений, одно и то же время их появления — III—II тысячелетия до н. э., и необычайно широкое распространение наводят на мысль об имевших место однородных верованиях, одной культурной традиции у многих народов, населявших обширные районы земного шара.

Мегалитические сооружения явились прототипом монументаль­ной архитектуры. Уже на пороге возникновения первых цивилиза­ций появились циклопические или сырцовые укрепления, храмы, усыпальницы, что в свою очередь было связано с расслоением общества на классы, выделением знати, усложнением религиозных представлений и религиозной практики.

Накопленные археологические данные позволяют проследить возникновение и развитие других видов первобытного художествен­ного творчества: музыки, танца, театрализованного представления, прикладного искусства.

Музыка. Найденные трубчатые кости с просверленными отвер­стиями по бокам, просверленные рога, черепа животных со следами от многочисленных ударов — примеры первых духовых и ударных музыкальных инструментов. Этнологические исследования приво­дят к выводам о большом разнообразии таких инструментов. Про­тотипом струнных инструментов, по всей вероятности, была тетива лука, язычковых — щепа дерева или перо птицы, духовых — трост­никовая или иная, природного происхождения, трубочка, удар­ных — кости животных, деревянные колотушки, камни и др. Наряду с инструментальной формой в музыке несомненно присутствовала ее вокальная составляющая.

Важное место в системе первобытного искусства занимал также танец. О его наличии свидетельствуют наскальные изображения, а также этнологический материал. Танец выполнял те же многооб­разные функции, что и все первобытное искусство в целом. Танцы были ритуальными, военными, охотничьими, мужскими и женски­ми, бытовыми и т. д.

С танцем тесно переплетается театрализованное представление. В примитивных сценах, отражавших весь уклад жизни первобытного человека, его миропонимание и эмоционально-психическую сущ­ность зарождался один из самых сложных синтетических жанров искусства — театр.

С большей долей уверенности можно догадываться и о сущест­вовании самого доступного вида творчества — устного народного — песен, рассказов, сказок, мифов, былин.

Первобытное искусство стало началом образного отражения окружающего мира, средством его познания, а также, формирования внутреннего мира самого человека. Изучение памятников перво­бытного искусства позволяет проследить эволюцию стилей, форм, средств и методов художественного творчества, понять закономер­ности становления и развития всей мировой художественной куль­туры.

Таким образом, культура первобытной эпохи — многогранное, всеобъемлющее и сложное явление. Она послужила основой разви­тия первых цивилизаций, возникших в долине Нила и в Месопо­тамии (конец IV тысячелетия до н. э.), в бассейне Инда (середина III тысячелетия до н. э.), в бассейне Эгейского моря, в Малой Азии, Финикии, Южной Аравии, в бассейне Хуанхе (II тысячелетие до 67 н. э.), в Центральной и Южной Америке (I тысячелетие до н. э.~ I тысячелетие н. э.) и, в конечном итоге, всей современной циви­лизации.

magref.ru

Первобытное искусство — реферат

         

Оглавление 1

Введение 2

Первобытное искусство: жанры и особенности 3

Список использованной литературы 10

 

 

     Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность - детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

     Мы много не знаем о душе человека, который жил 20000 лет тому назад.  Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психофизическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам. Первое становление человека - глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.

     Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят своё выражение в вопросах без ответов.

     Не даёт окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции, и современная антропология. Очевидно лишь, что человек прошёл в своём биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри огромных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

     Наши предки в самый отдалённый из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является существенным фактором в превращении в человека. «Живое существо, не имеющее ни того, ни другого, мы вряд ли сочли бы за человека.

     Радикальное отличие человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и религии.

     Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения - ещё одно описательное качество человека, только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется осёдлое и организованное человечество.

     Возникновение искусства - закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимое от сложения родовой организации, современного физиологического типа человека. Увеличился объём его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

 

 

     Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30000 лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это бесписьменная культура.

     Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:

  • каменная культура,
  • наскальная живопись,
  • глиняная посуда.

     В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал применять её для изготовления посуды и скульптуры.

     Ориньякская культура (поздний палеолит). Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше - около 25 тыс. лет тому назад.

     К этой эпохе относятся так называемые «венеры» - фигурки женщин высотой 10-15 см. обычно подчёркнуто массивных форм. Женские скульптурки учёные считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.

     Склонность первобытного человека изображать именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. И зоологические и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение, выполняли культовую функцию. Религия и искусство возникли практически одновременно. Наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.

     Первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика, живопись, скульптуры, декоративное искусство, рельефы и барельефы.

     На смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстракционного орнамента, нанесённого на глиняную посуду. Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия - над собирательством, осёдлого образа жизни - над кочевым, патриархата - над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникли государства, городские цивилизации и архитектура, письменности; разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества.

     Погребение следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями и групповые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

     Поздний период древнего каменного века был временем зарождения искусства. В 1879 году в горах Кантабрии, на севере Испании, была впервые открыта палеолитическая пещерная живопись. Осветив своды пещеры, работавший здесь археолог увидел нанесённые красно-коричневой краской силуэты животных: оленей, коз, кабанов, ланей, полихромные изображения бизонов. Живопись была настолько совершенна, что учёные долго не решались поверить в её древность.

     Через образы животных люди выражали какие-то важные для них представления о мире. Женщины -- первые представители человеческого рода, которых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисунков. Чаще их предпочитали изображать в виде скульптур. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнажёнными, матерями, имевшими много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин, как будто ещё не испытавших тягот и радостей материнства. Это -- молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные.

     По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты. Они должны были оказывать магическое действие, приносить благополучие не только женщинам и детям, но и всей общине.

     В среднем каменном веке на скалах и в пещерах изображают совсем другие сцены. Главным предметом изображения становится группа людей. На наскальных рисунках этого времени в Испании, Индии или на юге Африки можно видеть толпы охотников на оленей или диких быков, группы танцующих людей. Они изображены условно и не отличаются один от другого, у них нет лиц. Их движения переданы очень живо, и почти всегда можно понять, что они делают. Иногда считали нужным изобразить пышный головной убор (наверное, из перьев) или широкую юбку, как будто сделанную из пальмовых листьев. Такое внимание к одежде не случайно: это ритуальные костюмы, и люди в них не просто танцуют, а совершают важный обряд.

     Глядя на такие изображения, люди видели не только себя, но и своих умерших предков, действиям которых они старались подражать, потому что считали их образцовыми.

     Наскальные изображения охоты и разных обрядов показывают, что люди среднего каменного века уже не так сильно, как их предшественники, зависели от природы. Они стали осознавать эту пока ещё относительно слабую независимость, рисуя толпы охотников, способных убить крупное и сильное животное. Усилия одного человека были бы недостаточными для того, чтобы справиться с трудностями жизни, и сородичи помогали друг другу во всём.

     Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительном искусству была засвидетельствована замечательным археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1836 г. гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция). Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм.

     Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии.

     Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чём в тот период сосредоточилось внимание людей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

     Главным объектом творчества этого времени были звери.

     Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре, названной по пещере Ориньяк. С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.

     Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

     Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по всей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.

     Первоначально необособленное в отдельный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отображало постепенное познание человеком действительности, его представления об окружающем мире.

     Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы.

     Натуральное творчество - композиция из туш, костей, натуральный макет.

     Искусственно-изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур.

     Верхнепалеолитическое изобразительное творчество - росписи пещер, гравировки на кости.

     Натуральное творчество включает следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появилась лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Натуральный макет, в свою очередь, проходит несколько стадий. Сначала использовался естественный фигурный объём - природный холмик. Затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооружённый постамент. Позднее производилась грубая лепка зверя, но без головы. Это сооружение накрывалось шкурой зверя, к которому прикреплялась голова.

turboreferat.ru


Смотрите также