Первобытная культура культурология. История культуры народов мира / Лекция 3 Первобытная культура
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА. Первобытная культура культурология


Культурология: Первобытная культура

 Первобытная культура

Культура первобытного общества охватывает самый протяженный по времени и, возможно, наименее изученный период мировой культуры. Первобытная, или архаическая культура насчитывает более 30 тыс. лет. Когда человечество перешло от охоты и собирательства к земледелию (5-6 тыс. лет назад), закончился период первобытного искусства и первобытной культуры. Начался период ранних государств, письменности и городской цивилизации. Таким образом, первобытная культура - это до - и бесписьменная культура. С земледелием и скотоводством человечество знакомо менее десяти тысяч лет, а до того на протяжении сотен тысяч лет люди добывали пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Примитивных охотников и собирателей, рыболовов и огородников (в крайнем случае - ранних земледельцев) можно называть первобытными людьми, а зрелых земледельцев и скотоводов, сформировавших государства, правильнее именовать древними людьми (но никак не первобытными в строгом смысле). Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Их часто называют осколками или пережитками первобытного общества.       Наиболее важное явление культуры первобытного общества – это синкретизм. Синкретизм – это нерасчлененность, невыделенность, единство нескольких явлений, которые потенциально могут существовать самостоятельно. В первобытной культуре можно выделить несколько видов синкретизма: 1.     синкретизм человека с природой выражается в тотемизме, где обнаруживается тождество между  растением или животным  и человеком или родовой группой. Животное или растение воспринимается как предок рода, в которую  вселяется душа умерших предков. 2.     синкретизм человека с коллективом выражается в том, что первобытный человек, какими бы индивидуальными способностями не обладал, не мог в одиночку противостоять грозной силе природы. Только в полном слиянии с коллективом, растворении в нем без остатка мог человек обрести возможность личного своего существования. 3.     синкретизм  личного и общественного или универсального и  индивидуального. В первобытных языках нет слов, обозначающее родовое понятие «человек», То есть человек – это только соплеменник, все остальные «чужие», «нелюди». Также первобытным людям незнакомо слово «я», о себе они предпочитают говорить в третьем лице. 4.     синкретизм объективного и субъективного выражается в магических действиях, где нет разделенности между своими творческими возможностями и своей зависимости от окружающего мира. Первобытные люди уверены в том, что определенная последовательность их действий или  действий специального колдуна  может дать им столь необходимые для их жизни природные блага. 5.     синкретизм в духовности выражен в тесном переплетении рационально-логического с эмоциональным, что дает повод делать вывод о том, что у первобытных людей  отсутствует логическое мышление. Однако последовательность трудовой деятельности давала положительный результат.  Например, байдарка алуэтов столь совершенна, что современный конструктор вряд ли что добавит для  совершенствования ее морских качеств.  Мышление первобытных людей было логичным, но логика эта специфична, она вычленяет отношения сходства и различия смежности в пространстве и последовательности во времени. Более глубокие связи для первобытного мышления недоступны. Для первобытной культуры характерен антропоморфизм – одушевление всего окружающего мира, проистекавшее из ощущения неразрывного единства человека и природы.

  Возникновение искусства антропологи связывают с появлением Homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков - гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад представляли собой людей высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т.д. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности: наскальная живопись, каменная скульптура, глиняная посуда. В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материала - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к периоду Ориньякской культуры (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости.  При изображении человеческих фигур туловище вытянуто сильно, лицо отсутствует, руки условны и подчеркнуты признаки пола. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше - около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые "венеры" - фигурки женщин высотой 10-15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «Венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первым признаком антропоморфных, т.е. человекоподобных изображений.  Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента. Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура - трехмерное, или объемное. Главным персонажем палеолитического искусства являются бизоны. Кроме них найден множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов. В эпоху Мадлен животные изображаются в движении. Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное на бегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет. И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.  Изображения животных имели магическое назначение, и процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Первые подобные находки сделаны в Х1Х веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства»),  художественные достоинства которых привлекают сегодня множество ученых. Картинная галерея Альтамиры тянутся более чем на 280 метров в длину и состоят из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 г. до н.э. Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают человеческие тела. В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Фон де Гам во Франции.   В пещере Фон де Гам археологи открыли целую «картинную галерею» - 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей. При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской обводили не только контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение совершенной нового вида искусства, невозможного и неизвестного охотникам и собирателям. Речь идет об архитектуре - искусстве проектировать и строить здания в соответствии с заранее намеченными целями и проектом, отвечающим техническими возможностями и эстетическими критериям местного коллектива (поселка, города, страны). Как вид искусства архитектура входит уже в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье)

etnokultura.blogspot.com

Лекция 3 Первобытная культура

16

Лекция №3

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

План

  1. Генезис культуры.

  2. Особенности первобытной культуры.

- Ритуал и его функции в первобытном обществе.

- Мифология,магия и религия.

- Шаманизм и шаманы, их роль в первобытном обществе.

3. Происхождение искусства и его функции.

В отечественной философии человек рассматривается как единственный субъект культуры, создающий жизненную среду для себя и формирующийся под ее воздействием. Это значит, что становление мира культуры является результатом длительного процесса взаимовлияния биологической и социальной эволюции. Здесь можно выделить следующие принципиальные моменты: 1) способность общественного человека продуцировать культуру является итогом взаимодействия биологической и социальной эволюции, включающей в себя эволюцию орудия труда, вследствие чего человек не только творец культуры, но и сам формируется на основе труда и культуры; 2) переход от до человеческойстадии к человеческой происходил постепенно и прогрессирующим образом в течение длительного времени. Иными словами, не только история развития культуры есть историяобъективированиядуховных способностей, но и история развития духовных способностей человека есть история превращения культуры в «ингредиент» этих способностей.

Мир культуры тесно связан с процессом гоминизации,с процессом перехода от животного к человеку, одним из аспектов которого является переход от определенных инстинктивных, рефлекторных реакций животного на мир к неопределенности человеческого знания. Действительно, животное обладает инстинктами, связанными с научением, регулирующими его поведение в каждый момент жизни. Исследования в областиэтологиипоказывают, что поведение одних животных, живущих в относительно стабильной и неизменной среде, в основном заранее запрограммировано и следует строгому канону, тогда как поведение других животных в условиях меняющегося окружения требует отклонения от стандарта и выбора из нескольких поведенческих альтернатив. Можно сказать, что у животного мир восприятия и мир действия (поведения) сопряжены. У человека же эти два мира опосредованы миром социальной истории и в связи с этим только человек может попасть в ситуацию, когда он действительно не знает, что должен делать.

Таким образом, у человека возникла потребность в принятии надежного решения и определения меры этой надежности. Именно эта потребность и лежит в основе генезиса культуры (мифологии, религии, искусства и пр.) с ее разнообразным арсеналом физических и духовных техник. Только культура дает возможность человеку строить свое поведение на основе предсказания будущих, еще не существующих событий при помощи различных стратегий. Одной из таких трех стратегий в первобытных, архаических культурах является стратегия подражания, когда предугадывание будущего исходит из подражания воспринимаемым свойствам тех или иных явлений окружающего мира. С этой стратегией органически связаны процедуры магии и колдовства, когда будущее не столько предсказывается, сколько вынуждается: жертва умиротворяет гневных богов и заставляет их выполнить ту или иную просьбу человека или племени. В этом плане существенно то, что эта стратегия создает у человека религиозную веру, снимая тем самым неопределенность ситуации принятия решения. В общем, оказывается, что неопределенность знания снимается определенностью веры. Такого рода стратегия обеспечивает надежность поведенческих решений в тех ситуациях, где с рациональной точки зрения можно было бы ожидать от индивида полной беспомощности.

Другой стратегией является индивидуальное систематическое наблюдение пространственно-временных связей и зависимостей. Один из множества примеров такого типа содержится в сообщениях об индейцах племени «черная стопа»:они заблаговременно предсказывали приход весны по степени развития плода в чреве убитой самки бизона. Такое предсказание, как правило, оказывается достаточно точным. Возьмем второй пример: заклинаниеосагов(одно из индейских племен) связывает воедино одно дикое растение, маис и бизонов. Объясняется это переплетение следующим образом: летомосагиохотятся на бизонов до тех пор, пока в прерии цветет указанное растение. Они знают, что маис созревает вскоре после окончания цветения этого растения. А это значит, что надо возвращаться в Пуэбло к уборке урожая маиса.

Третья стратегия — умозаключение поаналогиина основе выделения сходных признаков анимистическим мышлением, которое населяет природу божествами, демонами и духами.Примеры, иллюстрирующие эту стратегию, весьма многочисленны. Так, известно, что в одном племени пигмеев спорынья, имеющая форму зуба, применяется как противоядие при змеином укусе. Или овладение огнем в эпоху палеолита, сыгравшее колоссальную роль в культурной эволюции человечества. В преданиях всех народов огонь — символ вечности. Поэтому огонь в легендах не создан, а украден у богов и отдан людям (именно так, например, описывает это событие древнегреческий драматург Эсхил). Существенно здесь то, что огонь необходимо поддерживать, «подкармливать» как животное, а это породило традицию сохранения его жрицей огня — весталкой. С факелом в руках человек, наконец, стал господином самых сильных и самых быстрых животных, использование огня привело к появлению различного рода технических устройств, что оказало влияние на развитие общества.

Уже первоначальное знакомство с различным характером этих трех стратегий показывает, что все они содержат рациональныемоменты, но в разной степени пригодны для отражения свойств реальности и для экстраполяции будущего. В плане нашегоизложения существенно то, что именно культура позволяет вырабатывать различные стратегии, устраняющие неопределенность принимаемых человеком или группой людей решений и тем самым снимать страх перед будущим. Таким образом, в основе происхождения и функционирования культуры лежит эта потребность, органически присущая природе человека.

Необходимо учитывать сложный характер человеческой природы, которая имеет космический, биологический, психический, социальный и культурный аспекты. Вместе с тем человеческую природу, как бы она ни была определена, следует рассматривать как некое целое, чьей функцией является культура. Поэтому можно считать, что человеческая культура в основном функционирует одинаково в прошлом и настоящем. В связи с этим представляет интерес первобытная культура — культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми вытекающими отсюда особенностями.

Одной из особенностей первобытной культуры является ее гомогенность(однородность). В современной культурологии выделяется три типасоциокультурныхсистем: гетерогенные (неоднородные), гомогенные игомеостатические.Первым присущи: 1)аксиологический (ценностный) плюрализм и 2) существование множества социальных групп с дифференцированными, зачастую антагонистическими интересами. Эти системы, типичные для европейского круга культур, являются гетерогенными в двойном смысле: культурном и социальном.

Более того, эти гетерогенные структуры взаимно усиливают друг друга,динамизируютцелостнуюсоциокультурнуюсистему, способствуя, с одной стороны, распространению новых культурных ценностей, с другой же — стимулируя эволюцию групповых интересов.

Имеются социокультурныесистемы, которые находятся в изоляции и постоянно воспроизводят свое первоначальное устройство. Это гомогенные системы, т.е. такие, где нетаксиологическогоплюрализма{культурнаягомогенность)и нет социальных групп с различными интересами (социальная гомогенность). В этих системах недифференцированные интересы исключают плюрализм ценностей, а отсутствие этого плюрализма блокирует формирование новых интересов. Такой процесс консервирует целостную социокультурную систему.

Между гетерогенной системой, характерной для европейского круга культур, и гомогенной системой, типичной для первобытных культур, находится большая группа промежуточных социокультурных систем, иллюстрацией которых является древняя Греция и императорский Китай. С первой системой их связывает дифференциация интересов отдельных социальных групп, переходящих в определенных случаях в открытый антагонизм, с другой — существование монолитной,повсеместно принятой совокупности основных ценностей. О промежуточных социокультурных системах можно сказать, что они гомогенны культурно, но гетерогенны социально, и поэтому социальный плюрализм дополняется культурной однородностью иПервобытнаясоциокультурнаясистема обладает своей динамикой развития, которая сводится к воспроизведению существующей системной структуры. Эта система при отсутствии действия внешних факторов не подвержена никаким существенным изменениям, повторяя периодически ритуалы обновления, позволяющие устранить накапливающиеся напряжения, и регенерируя свой социальный состав припомощи церемоний инициации. Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам, регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения.

Социальныеразличия вызывают различия культурные почти неизбежно. Один из показательных примеров — «расщепление» первоначально единойАфро-датыковременам Платона («Пир») наАфродитуПандемос,«простонародную», иАфродитуУранию,«небесную». Если же такого расщепления не происходит и культура остается единой в условиях социальных различий, это не самоочевидный факт, а предмет для осмысления.«...Биографии богов Олимпа отражают в известном смысле изменение общественных отношений»(ЛукашИ. Пути богов.М., 1984. С.136).

Другой особенностью первобытной культуры является ее синкретичность,которая нашла воплощение в тотемизме. Действительно, фундаментальная черта этой культуры — идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу, с тотемным животным. Такого рода идентификация является выражением факта неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда преодолеть иррациональное поведение объекта труда — животных, поэтому они старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. Необходимо наряду с этим подчеркнуть, что на основе концепцииДж.Фрэзерао родстве магии с наукой можно прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм представлял собой единую недифференцированную сферу культуры. Он имплицитно содержал в себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию изображения, существующую благодаря эстетическому, затем происходит его превращение в ряд относительно самостоятельных сфер обыденной и специализированной культуры.

Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже былитабуированы.Исследователи (Дж.Фрэзер,Л.С. Васильев и др.) приводят многочисленные примеры того, что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга и великой святости оставил на обочине дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его соплеменник. Когда ему сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях.

К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода. На последний момент нужно обратить особое внимание, ибо с ним связаны явления альтернативности и многовариантности в мировой истории и многообразия культур. Подобно тому, как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в социально-экономической сфере; детерминация прогрессивного развития, импульсы которой идут из этой сферы, пресекается в случае, если противоположные данной детерминации нормы поведения становятся внутренними побудительными стимулами жизнедеятельности людей, превращаются в стереотипы поведения. Этот феномен с наибольшей, «классической» ясностью проявляется на стадии первобытного развития человечества, когда особую роль играют различного рода ритуалы.

Альфой и омегой мифолого-сакральногомировоззрения, присущего первобытным, архаическим обществам, выступает ритуал. Сквозь его призму рассматриваются природа и социальное бытие, дается оценка поступков и действий людей, а также разнообразных явлений окружающего мира. Ведь ритуал переживается как непосредственная данность, он актуализирует глубинные смыслы человеческого существования. Ритуал — основное средство обновления мира, чтобы обеспечить непрерывность его существования и тем самым гарантировать выживание коллектива в экстремальных условиях. Главное здесь в том, что в основе ритуальной человеческой деятельности лежит принцип подражания явлениям природы — они воспроизводились путем соответствующих ритуальных символических эквивалентов. Ритуал выступал в первобытную эпоху основной формой общественного бытия человека и главным воплощением человеческой способности к деятельности. Из него впоследствии развились производственно-экономическая, духовно-религиозная и общественная деятельность.

Существенно то, что ритуал несет информацию о закономерностях природы, полученную в ходе наблюдения за биокосмическими ритмами. Благодаря ритуалу человек архаического и традиционного общества ощущает себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами. В эпоху архаики человек «схватывал» беспредельную диалектику, логику развития космоса в силу обобщения опыта практики и социальной жизни как высшей формы проявления закономерностей космоса. В архаическом ритуале тесно переплелись молитва, песнопение и танец. В танце человек подражал различным явлениям природы, чтобы вызвать дождь, рост растения, соединиться с божеством. Постоянное психическое напряжение, вызванное неопределенностью судьбы, отношения к врагу или божеству, приводило к специфическому двигательному побуждению, которое и находило выход в танце. Танцующие участники ритуала были воодушевлены сознанием своих задач и целей, например, танец шамана должен был обеспечить контакт с духом болезни, танец в честь тотемов должен был принести роду благополучие, воинский танец должен был усилить чувство силы и солидарности членов племени.

В целом немаловажно то, что в ритуале участвовали все члены коллектива, он активизировал все находящиеся в распоряжении человека средства восприятия и переживания мира — зрение, слух, обоняние,

осязание, вкус и пр. В ритуале происходит социализация чувств и мыслительных возможностей индивида благодаря внутриритуальнымдействиям и соответствующим им знаковымпротосистемам,изкоторых позже возникают искусство, философия и наука какинституциализированноеумозрение.

Известно, что содержание культуры представляет собой продукт творческой деятельности человека в своих различных проявлениях, что всякого рода деятельность формирует систему поведения и вместе с тем организуется этой системой. Следовательно, культура в целом может быть описана и в терминах этологии.Многообразная система поведения человека своей парадоксальностью выделила его из окружающего мира, позволила ему выйти из состояния полной подчиненности природе и создать универсальный динамический канон своего бытия, учитывающий его биологический, социальный и идеологический аспекты. Из трудов поэтологииживотных и человека известно, какую существенную роль играет поведение в формировании и развитии ритуалов.

Сама система ритуалов в значительной степени воспроизводит в модифицированной форме на определенном языке систему поведения. Эта этологическаясистема порождает систему мифа как некую универсальную систему, определяющую ориентацию человека в природе и обществе. В системе мифа закрепляются и регламентируются представления человека об окружающем мире, затрагиваются фундаментальные проблемы мироздания. Отечественные исследователи С. Токарев и В.Мелетинскийпишут в «Мифах народов мира» следующее о мифе: «неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, безразличие к противоречию, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер, метафоричность, эмоциональность — эти и другие особенности первобытного мышления превращают миф в очень своеобразную символическую (знаковую) систему, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир». Указанные особенности архаического мышления связаны с тем, что само мышление осуществляется благодаря использованию зафиксированного в памяти человека знания, которое неотъемлемо отмифотворческоговосприятия пространства) времени, причинности с его слитностью субъекта и объекта.

Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи.

Нобудет ли такое описание исчерпывающим? В биологии, скажем, многие ученые отказались от близкого по смыслу утверждения, что функционирование живого существа может быть описано в терминах физики и химии.

лее значительны две главные функции древнего мифа — освоение пространства и времени. Это значит, что с самого начала существования культуры ее содержание определяется мифом, который органически связан с фундаментальным устремлением человеческого творчества наовладение пространством и временем и их преодоление. Ведь не случайно представления о пространствеи времени впервые выражены в сюжетах мифов, тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем мифологическом сознании осваивал пространство и время.

В настоящее время проявляется большой интерес к первобытной мифологии, магии и шаманизму. Не случайно в фокусе философских исследований на Западе сегодня находятся ненаучные формы знания и сознания. Это связано с ростом негативного отношения к сциентизмуи поиском альтернативных мировоззренческих ориентаций.Эпистемологиирелигиоведыподвергают анализу шаманизм и магию, причем первые обращаются к ним, чтобы придать науке «человеческое лицо» путем обнаружения в ней черт ненаучного мышления и следов человеческих интересов и ценностей, а вторые рассматривают магию как своеобразный тип рациональности; об этом свидетельствует, в частности, развитиепсихотроники.

В новейшей западной философии имеется релятивистская тенденция к сближению науки и ненаучных форм мировоззрения. Так, в книге английского ученого У. Резерфорда«Шаманизм. Основания магии» описываются действия шамана, его магические пляски, экстаз и транс. Собравшиеся вокруг костра соплеменники «наблюдают», как душа шамана якобы покидает тело, отправляясь путешествовать в заоблачные выси. Эту картину и сейчас можно увидеть в ряде африканских и северных племен. Магия оставила свой след в культуремесопотамскойцивилизации, даосизме, зороастризме, исландских сагах, древнегреческих мифах, в полинезийских поверьях, на всем пространстве от Арктики до Австралии. Магическое «искусство» шамана, его врачующие снадобья и весь опыт зависит от локальных этнических и географических условий. Этимологически термин «шаман» восходит к понятию «знания» в индоевропейских языках: шаман — это «тот, кто знает». Антропологи подчеркивают, что шаман значит «властитель духов», религиоведы связывают шаманизм с идеей сверхъестественного,с анимизмом и тотемизмом.

Мировоззрение шамана покоится на метафорическом представлении природы как человеческого тела, живого существа, функционирование которого производно от действия каждой его части. Такого рода представление просматривается в индуистском понятиидхармы,в даосизме, в «космосе» древних греков. Осью мировоззрения шаманаявляетсяпредставление о Вселенной как о космосе. Космос же, как упорядоченное и сбалансированное целое предполагает источник организации — так возникает идея «великого духа», первый шаг на пути к монотеизму. Для достижения обители «Великого духа» шаману необходимо звено, соединяющее мир людей и небесные выси. Им выступает священная гора (Синай, Олимп,месопотамскиезиккураты,древнеегипетские пирамиды,ацтекскиехрамы Солнца) или Мировое дерево(Иггдразильу скандинавов и пр.).

Для понимания структуры магического универсума важное значение имеют магические числа, например, число «семь», касается ли это звезд, смертных грехов, небесных сфер или чудес света. Йогическая космология предполагает иразделенностьмира людей и потустороннего мира — этому обычно служит река (типаСтиксау древних греков), через которую проложен путь, часто в виде узкого моста, подобного острию меча. Переправа по такому мосту — испытание веры. И, наконец, соотношение тела, духа и души, способность к перевоплощению и переселение душ (метемпсихоз илиреинкарнация)характеризуют понимание природы в шаманизме.

Особую роль в деятельности шамана играет методика магического транса, традиционно это психическое состояние понимали как форму одержимости демоном, который подчинил шамана своей воле. Транс — это способ «путешествия души» шамана в потусторонний мир, и в нем неправомерно усматривать лишь замаскированный обман и невежество. В настоящее время появились свидетельства, позволяющие понять магический транс как своеобразную форму человеческого существования. Во-первых, ученики М.Харнера,организовавшего в США школу шаманов, утверждают, что во время транса они переживали связные и красочные картины «иного мира», в котором душа якобы «свободно витала». Во-вторых, есть сообщения ряда людей о том, что они переживали (во время болезни, под действием лекарств, музыки или танца) переход в «иные состояния сознания». И, в-третьих, имеются отчеты исследователей о так называемыхпаранормальныхфеноменах, которые говорят о способности некоторых людей к телепатии, ясновидению, биолокации ит.д.В рамках этих концепций принято считать, что шаман способен к экстрасенсорному восприятию, его способности развиты до необычных пределов.

В ходе специального обучения шаман приобретает мистический опыт, позволяющий ему совершать экстатические «путешествия» с Земли на Небо или с Земли в Преисподнюю. Ему известна тайна прорыва уровней реальности, представляемой в архаическом сознании трехэтажной —Небо, Земля и Преисподняя. Эти три космические зонысоединены между собой центральной осью (ее образами являютсяМировойстолб, Небесная колонна, Мировое дерево, Мост, Лестница и т.д.). Только шаман может духовно «путешествовать» по всем этимкосмическим зонам, вести борьбу со злыми духами и демонами в преисподней и передавать небесным богам просьбы и приношения своих соплеменников.

Главное здесь в том, что шаман осваивает космологию, мифологию и магию своего племени, чтобы использовать их в качестве своеобразных карт для мистического «путешествия» в «иные» миры. Результаты этого находят практическое приложение в жизнедеятельности племени, дают возможность решать различные реальные проблемы, имеющие значение для существования племени. Есть удовлетворительное объяснение, согласно которому шаман решает эффективно эти проблемы не при помощи оперирования понятиями и словами, а посредством манипулирования образами памяти. Скажем, он должен ответить на вопрос, куда делись стада диких оленей, на которых охотится племя. На этот факт в реальности влияет множество факторов: состояние трав напастбищах, направление и сила ветра, температура и т.д. Здесь слишком много неизвестных причин, чтобы обычный человек мог ответить наэтот вопрос. К тому же не все «переменные» можно даже зафиксировать, в то же время все они содержатся на уровне подсознания в виде образов. Адепты мистицизма считают, что только шаман может в своем«путешествии» в глубь подсознания достигнуть этих образов. Во времяКамлания их селекция, ассоциация совершается моментально — так как этообразная, а не вербальная память. В итоге камлания шаман может сделать, скажем, такой интуитивный вывод: «Вижу оленей в долине на востоке».

•^Необходимо учитывать, что шаман в своей ритуальной деятельности синтезирует целостную модель мира, сформированную в рамках архаических культур, и дает возможность древним коллективам ориентироваться в окружающем мире и решать свои насущные проблемы. Зачастую шаман является хранителем всей коллективной памяти, т.е.Мифологии и эпоса, изобретателем музыкальных инструментов, знахарем, художником и певцом. Он же следит за календарем и фиксирует

Чтобы совершить чудо, сверхъестественные способности не обязательны. Вот Финейговорит аргонавтам:«...Этих людей преминув у острова с берегом гладким /Бросив якорь, птиц вы отгоните хитростью разной /Наглых, что в бесконечномдислепосещают обычно /Остров пустой...»(АполлонийРодосский.Аргонавтика,II, 1182— 385). Аргонавты приплывают в указанные места, и все именно так там видят; то, что дляФинеябыло знанием (опытным или собранным покрупицам из рассказов путешественников, — в этом случае неважно), для них (аргонавтов) становится прорицанием, ясновидением, предсказанием будущего, если хотите — чудом. В строке 391Финейи сам называет свой рассказ«прорицаньем»...

первые астрономические сведения. Особая связь существует между шаманизмом, культом огня и обработкой металлов, в которой издавна усматривали магические элементы. Гипнотическое искусство шамана в дополнение к выполняемым им функциям обеспечивают ему высокий авторитет, дающий возможность порой объединять в себе власть шамана и вождя.

В целом можно сказать;что шаманизм представляет собой смесь реальных знаний и умений, фантазии, некритической веры, спонтанных реакций, примитивных заблуждений, иллюзионистского и гипнотического искусства и многого другого. И нет ничего удивительного, что шаманизм вошел в качестве одного из фундаментальных элементов во многие культуры мира, что имеются многообразные связи между шаманизмом и исламом, христианством, иудаизмом, индуизмом, буддизмом и даосизмом. Именно шаманизм как архаическая система верования выполняет в первобытных, архаических культурах вполне определенные социальные функции, обусловленные условиями бытия первобытного человека. Ведь окружающий человека мир в процессе его предметно-чувственного освоения опосредован «миром» символов, символической деятельностью, которые на ранних этапах развития общества проявляются в формах тотемизма, анимизма, магии, шаманизма и религии в силу низкого уровня производительных сил и неразвитости общественных отношений.

studfiles.net

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА. | Kursak.NET

КУЛЬТУРОЛОГИЯ – наука, учение о культуре.

Термин ввел американский ученый-антрополог Лесли Уайт.

Культура – это творческая, формирующая деятельность, осуществляющаяся на основе принятых человеком и обществом ценностей и норм поведения. Она порождает нечто принципиально новое, отличное от существовавшего в природе.

Природа, благодаря культуре, возделывается, очеловечивается, наделяется новым смыслом, превращается в новую среду обитания, искусственно созданную человеком.

Культура – особая, качественно новая форма жизнедеятельности человека, принципиально отличная от других форм организации живого на земле.

Объект культурологии – культура как целостный феномен.

Предмет культурологии – содержание, структура, динамика, технологии функционирования социокультурного опыта и всех видов и форм человеческой практики.

Культурология сформировалась на междисциплинарной основе, т.е. возникла на стыке ряда наук: истории, философии, социологии, психологии, антропологии, искусствоведения и т.д.

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

В первобытном обществе все формы культуры тесно переплетены. Художественное творчество, мифология и религия составляют единый, синкретический (нерасчлененный, слитный) культурный комплекс, характерный для неразвитого, первоначального состояния.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЕ

- Археологические – Обнаруженные в земле орудия труда, скульптуры и погребения, сохранившиеся в пещерах Испании, Франции, в Сахаре произведения наскальной живописи.

- Этнографические – Наблюдения за обрядами, бытом современных традиционных обществ Нового Света (Австралии, Океании и т.д.)

- Фольклорные – Сказания, предания, мифы, песни и т.п.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Палеолит (древнекаменный век) (2 млн. лет – 10 тыс. лет до н.э.)

Характеристика периода:

- Главные занятия – охота и собирательство.

- Основной – язык жестов. Имелись начатки звуковой передачи информации. С помощью звуков выражались угроза, ярость, страх, удовлетворение от еды и т.п.

- Существовали определенные представления о загробном мире. Сохранились остатки погребений древнейших людей. Тела располагались в соответствии со сторонами света – восток –запад. Т.о., имелось представление о связи движения солнца с посмертной судьбой человека. Вокруг тела клались орудия труда.

- Около 40 тысяч лет назад появилось искусство: наскальная живопись, фигурки животных из камня и глины, женские фигурки (так называемые «палеолитические Венеры»). Они служили магическим целям.

2. Мезолит (среднекаменный век) (Около 10 – 8 тыс. лет до н.э.)

Характеристика периода:

- Появились лук и стрелы. Была приручена собака. Интенсивно развивалось рыболовство.

- В центре внимания наскальной живописи оказывается человек. Преобладают многофигурные композиции.

3. Неолит (новокаменный век) (8 -3 тыс. лет до н.э.)

Характеристика периода:

- Переход к скотоводству и земледелию. Появились прядение, ткачество. Люди научились изготавливать посуду из глины.

- Изобразительное искусство становится условным. Рисунки упрощаются, вместо целого предмета изображается его часть. Среди изображений преобладают круги, спирали, кресты, полумесяцы, свастики и др. солярные и лунарные символы. Все это – свойства развития абстрактного мышления.

- Появились мегалиты – сооружения из больших камней, прообразы архитектуры.

4. Бронзовый и железный века (3 тыс. до н.э.)

Характеристика периода:

- Научились изготавливать орудия из металла, следовательно, увеличилась производительность труда, появилось богатство. Борьба за распределение богатств между племенами привело к учащению войн, расслоению членов общины на богатых и бедных.

- Появление письменности. Выделение людей, занимающихся умственным трудом.

- Возникла монументальная архитектура: укрепления (связано с войнами), храмы, усыпальницы.

- Для нужд вождей стали изготавливаться предметы роскоши. Как результат, расцвет ремесел.

- Рождаются новые жанры устного творчества. В эпосе прославляются героические деяния богов, воинов и вождей. Среди простого народа распространялась волшебная сказка.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

1. Магия – это способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг другу. Эта мистическая связь становится орудием человеческой воли.

Например, изображения рук служили знаком обладания и магической власти над данной территорией.

Образы животных, изображенных на стенах пещер, должны были изображать возможную добычу. С этой целью перед изображениями совершались специальные обряды.

2. Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов и обожествление их. Такой предмет – фетиш – воспринимается как носитель демонических сил, как мистически связанный с судьбой поклоняющегося ему племени.

Фетишем могла стать спасшая людей пещера, «добычливое» копье, сеть, с помощью которой удалось наловить особенно много рыбы. Эти предметы считались счастливыми. Им оказывали особое внимание, уход за ними был особенно тщательный.

3. Тотемизм.

Фетишизм был связан с поклонением неодушевленным предметам. Другое распространенное среди первобытных людей верование – тотемизм – было связано, главным образом, с поклонением животным.

Тотемизм предполагал связь между представителями определенного рода и определенным видом животных (иногда растений). Род носил имя своего тотема и верил, что находится с ним в кровном родстве. Тотем нельзя было убивать, причинять ему вред, употреблять в пищу.

4. Анимизм.

Аnima – душа.

Еще одна важная составляющая первобытной религии – анимизм, вера в сверхъестественные существа. Они могут быть заключены в какой-нибудь части тела (души) или действовать самостоятельно (духи).

Одушевлялись силы природы. Верили в злых и добрых духов. Каждый человек обладал бессмертной душой. С душами умерших людей следовало поддерживать хорошие отношения. Иначе они могут вернуться, что крайне опасно для живых.

От мертвых не только защищались, но и пытались их задобрить, обеспечить благополучное посмертное существование. В могилу стали класть самые ценные и полезные вещи покойника. Иногда в могилу клали принесенные в жертву умершему рабов, слуг и жен. Они должны были служить ему в потусторонней жизни.

Культура и личность

Американский ученый Мелвин Джон Херсковиц ввел в научный оборот термин «инкультурация» – вхождение индивида в конкретную форму культуры, усвоение особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру.

Инкультурацию следует отличать от социализации. Последняя – освоенные в детстве способы поведения.

Херсковиц выделяет два уровня инкультурации. Первый – детство. В этот период жизни человек приобретает культурные нормы, этикет, традицию и религию. Ребенок лишь усваивает предшествующий культурный опыт. Он лишен права выбора и оценки. 1-й уровень инкультурации – ведущий механизм, обеспечивающий стабильность культуры.

2-й уровень инкультурации – зрелость. Человек на этом этапе становится равноправным членом общества. У него появляется возможность не принимать или отрицать те или иные явления культуры, вносить в культуру изменения. 2-й уровень инкультурации обеспечивает возможность развития культуры.

Вопрос – личность и культура – получил глубокую разработку в творчестве основателя психоанализа З. Фрейда.

З. Фрейд на основе анализа различных душевных расстройств показал связь между внутренними состояниями личности и общественной культурной обстановкой, в которой она развивалась.

З. Фрейд рассматривает личность человека как сложную структуру, в которой борются несколько противоположных тенденций.

С одной стороны, поведение людей обусловлено их инстинктами, с другой – требованиями общества и культуры.

Общество старается подавить в человеке стремление к удовлетворению всех своих желаний, т.к. это приводит к распаду общества, взаимной ненависти и борьбе всех против всех.

Т.о., согласно Фрейду, культура изначально репрессивна, т.е. ориентирована на подавление желаний отдельного человека.

Для объяснения процесса вхождения личности в культуру З. Фрейд ввел понятие Эдипова комплекса. Под ним подразумевались эротические желания, направленные на мать и враждебные чувства к отцу как к сопернику. Причем эти чувства противоречат требованиям культуры, воспитания и поэтому вытесняются в бессознательное.

В результате ограничений, наложенных воспитанием индивид вынужден переключать сексуальную энергию на другие цели. Процесс преобразования либидо в культурно приемлемые формы – труд и творчество – З.Фрейд назвал сублимацией.

Вытеснение влечений он считал мерилом достигнутого культурного уровня.

В целостной форме свою культурологическую концепцию З. Фрейд изложил в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии».

Динамика культуры

Понятие введено в 30-е гг XX века П. Сорокиным в работе «Социальная и культурная динамика».

Динамика культуры – это целостные, упорядоченные, имеющие определенное направление культурные изменения.

Развитие культуры может носить поступательно-линейный характер (развитие западноевропейских культур) (N, Переход к более совершенным политическим институтам).

Развитие может идти циклически, поэтапно (африканские и азиатские культуры, цивилизации доколумбовой Америки – инки, майя, др.) (Китай. Развитое сильное централизованное государство во время правления династии Мин, затем их завоевание маньчджурами (племя к северо-востоку от Китая), создание новой династии

Существует вариант инверсионного развития (лат. «переворачивание», «перестановка») – Политическая культура в России (сильное государство: в 16 веке на кануне смуты, в 19, в 20 в 40-70 гг. Распад, смута – в начале 17 века, в 1917 году, в к.80-90-е гг XX века).

Культурные изменения могут приводить к обогащению культуры (влияние античной культуры на западноевропейскую, византийской культуры – на русскую).

Существуют изменения, ведущие к упрощению культурной жизни, деградации и кризису культуры (культура индейцев Майя, создавших развитую цивилизацию, потом уничтожившие свою знать и ушедшие из городов в леса, фактически вернувшиеся к первобытнообщинному строю).

В особое состояние выделяют культурный застой – состояние длительной неизменяемости и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний. При застое традиция подавляет инновации.

При исследовании динамики культуры сложилось несколько направлений, главными среди которых являются эволюционизм и диффузионизм.

Эволюционизм

Идея эволюционного развития была заимствована из естественных наук. Для эволюционистов характерна идея единства человеческого рода и единообразия развития культур. Это развитие понималось как однолинейное, движение от простого к сложному. Часто эволюционисты настаивали на обязательном прохождении всеми культурами определенных стадий. Характерна идея прогресса – движения вперед, изменения к лучшему, перехода на все более высокую ступень развития. Эволюционисты настаивали на сходстве всех исторических культур на одинаковой стадии развития.

Так, английский ученый Тайлор пытался проследить развитие религии от простейших анимистических верований ко все более и более сложным формам религиозных представлений вплоть до современных мировых религий.

Диффузионизм

Понятие «диффузия» заимствовано из физики. Оно означает «развитие», «растекание», «проникновение». В изучении культур оно обозначает распространение культурных явлений через контакты между народами. Культурные заимствования оказываются главным событием истории.

Основателем диффузионизма был нем. исследователь Ф. Ратцель. (Он изучал географическое распространение предметов материальной культуры. Из факта перемещения предметов он делал вывод о пространственном распространении культур). Основным источником изменений в культурах Ратцель считал контакты между ними.

Уисслер сформулировал общий закон культурной диффузии: антропологические черты имеют тенденцию распространяться во всех направлениях из центра своего происхождения. Широкое распространение какой-либо черты, обряда, обычая он связывал с их древним возрастом. Ограничение распространения какого-либо явления свидетельствовало о его недавнем происхождении.

kursak.net


Смотрите также