Презентация - Первобытные земледельцы и скотоводы. Земледельцы первобытные
Тест для 5 класса по теме "Первобытные земледельцы и скотоводы"
Тест « Первобытные земледельцы и скотоводы»
Вариант -1.
По мнению ученых, земледелие и обработка металлов появились:
А) в Восточной Азии;
Б) в Западной Азии;
В) в Южной Африке;
Г) в Северной Европе.
Первое животное, которое приручил человек, - это:
А) Овца;
Б) Коза;
В) Собака;
Г) Корова.
Какой из перечисленных металлов человек освоил первым?
А) Золото;
Б) Серебро;
В) Железо;
Г) Медь.
Раньше других растений земледельцы стали выращивать
А) Рожь;
Б) Гречиху;
В) Ячмень и пшеницу;
Г) Кукурузу.
Какие предметы использовали в своей работе ремесленники?
А) Плуг;
Б) Серп;
В) Мотыга;
Г) Печь для обжига изделий;
Д) Гончарный круг;
Е) Гарпун;
Ж) Ткацкий станок;
З) Печь для выплавки.
Земледелие возникло из:
А) Охоты;
Б) Собирательства;
В) Рыболовства;
Г) Ремесла.
7.Назовите принцип, объединяющий эти понятия:
Собирательство и земледелие, охота и скотоводство
А) Эти занятия позволили первобытным людям выжить в борьбе с природой;
Б) Собирательство возникло в одно время с земледелием, охота - со скотоводством;
В) Из собирательства возникло земледелие, из охоты – скотоводство.
8.Что такое ремесло?
А) Обработка земли;
Б) Разведение скота;
В) Изготовление изделий;
Г) Продажа товаров.
9. Как вы поняли: « У каждой семьи -свое хозяйство»?
Тест « Первобытные земледельцы и скотоводы»
Вариант -2.
1. Скотоводство возникло из:
А) Охоты;
Б) Собирательства;
В) Рыболовства;
Г) Ремесла.
2. Какое ремесло не возникло у первобытных людей?
А) Изготовление рыцарских доспехов.
Б) Гончарство.
В) Прядение.
Г) Ткачество.
3. Какие орудия труда понадобились первым земледельцам для подготовки и выплавки земли?
А) деревянная мотыга;
Б) Гончарный круг;
В) Серп;
Г) Зернотерка;
Д) Каменный топор;
Е) Печь для выжигания деревьев.
4. По мнению ученых, скотоводство и земледелие возникло:
А) более 100 тыс. лет назад;
Б) более 9 тыс. лет назад;
В) более 10 тыс. лет назад;
Г) более 2 млн. лет назад;
Д) более 40 тыс. лет назад.
5.Назовите принцип, объединяющий эти понятия:
Собирательство и земледелие, охота и скотоводство
А) Эти занятия позволили первобытным людям выжить в борьбе с природой;
Б) Собирательство возникло в одно время с земледелием, охота - со скотоводством;
В) Из собирательства возникло земледелие, из охоты – скотоводство.
Животное, которое приручил человек:
А) Мамонт и свинья;
Б) Овца и корова;
В) Саблезубый тигр и свинья
Г) Собака и дикие козы.
Что хранилось в корзинах у первобытных людей :
А) Вода и мука;
Б) Собранные фрукты;
В) Глиняная посуда;
Г) Нити тканей.
Самый могущественный дух для людей это:
А) Идолы;
Б) Жертва;
В) Боги;
Г) Солнце.
9. Как вы поняли: «Неравенство и выделение знати»?
infourok.ru
Презентация «Первобытные земледельцы и скотоводы»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМОБЕЗЬЯНА Отличительные признаки ЧЕЛОВЕК 1. Передвижение на четырёх конечностях.
2. Прямохождение. 3. Скошенный лоб.
4. Большая черепная коробка. 5. Общение с помощью речи.
6. Общение с помощью жестов и звуков. Необходимый уровень. С помощью стрелок соедини отличительные признаки со словами «обезьяна» или «человек» в каждой паре: признаки 1–2, 3–4, 5–6, 7–8.
Программный уровень. Распредели стрелками все признаки с 1 по 13.
Слайд 2
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМОБЕЗЬЯНА Отличительные признаки ЧЕЛОВЕК 7. Возможность обдумывать свои действия по ходу самих действий, одновременно использовать готовые или слегка доработанные предметы.
8. Возможность предвидеть результаты своих действий, изготовить вещь по заранее заданному
образцу, плану.
Слайд 3
08.10.2015Первобытные земледельцы и скотоводы
Слайд 4
Определяем проблемуПервые люди были вынуждены бороться за выживание. Их всегда подстерегала опасность от: хищников, голода, болезни. Большинство людей гибло, не дожив до 30 лет. Природа давала возможность выжить только самым сильнейшим. Около 10 тыс.назад люди перестали зависеть от природы, численность людей возросла и человек расселился по всему земному шару.Благодаря чему человек перестал зависеть от природы?
Слайд 5
Первобытные земледельцы и скотоводыПриблизительно 13 тыс. лет тому
климат потеплел и условия существования людей снова изменились
Больших животных стало меньше
Появились маленькие и быстробегающие звери,
на которых охотиться было сложнее
Слайд 6
Появление новых орудий трудаПоэтому в это время появился лук, стрела из которого летела дальше и точнее, чем брошенное рукой копье.Был изобретён и каменный топор, который представлял собой привязанное к палке жилами животных ручное рубило.Люди овладели реками, озёрами и морями, строя из связанных стволов деревянные плоты.
Позднее из толстых стволов деревьев начали выдалбливать лодки.
Слайд 7
Первобытные земледельцыЗаметив, что семена диких злаков,
упав в рыхлую землю, прорастают,
образовывая колосья,
люди начали сеять их.
Так из собирательства возникло
земледелие
Слайд 8
Стадии мотыжного земледелияМужчины топорами расчищали землю от кустов и деревьев...Рисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. Москва
Слайд 9
…женщины разрыхляли почву
мотыгой – палкой с прикреплённым к ней наконечником
из рога или камня…Стадии мотыжного земледелияРисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. Москва
Слайд 10
…а потом засевали в землю зёрна.Стадии мотыжного земледелияРисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. Москва
Слайд 11
Колосья собирали серпами из рога или кости, вставляя в них острые камни.
Мотыжное земледелие требовало больших физических усилий,
но давало постоянные урожаи.
Оно лучше, по сравнению с собирательством обеспечивало людей едой.Стадии мотыжного земледелияРисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. Москва
Слайд 12
Первобытные земледельцы и скотоводыДревнейшие селения земледельцев
возникли в Передней Азии 10 тыс. лет тому назад
Первыми сельскохозяйственными растениями
были пшеница и ячмень.
Из Передней Азии земледелие распространилось на другие регионы.Рисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. Москва
Слайд 13
Первобытные земледельцы и скотоводыНачалось одомашнивание
животных.
Первой была приручена собака,
которая помогала людям
во время охоты
и охраняла жильё человека.
Слайд 14
Первобытные земледельцы и скотоводыКогда у членов рода было достаточно мяса,
охотники не убивали всех пойманных животных,
оставляя живыми козлят, поросят, ягнят и других молодых животных.
Люди приручили и научились разводить свиней, овец, коз, коров.
Так из охоты возникло скотоводство.
Это произошло приблизительно одновременно
с переходом от собирательства к земледелию.
Слайд 15
Поселения земледельцевЗемледельцы жили на одном месте, возле своих полей.
Слайд 16
Первобытные ремесленникиПереход к осёдлости
способствовал развитию
ремёсел – изготовлению
изделий (предметов), которые
не встречаются в Природе.
Люди усовершенствовали
обработку камня:
около 7 тыс. лет назад
они научились сверлить и
шлифовать камень…
Слайд 17
Первобытные ремесленники…начали изготовлять глиняную посуду, опаленную на огне.
Это позволило перейти к употреблению варёной еды.
Слайд 18
Первобытные ремесленникиИз льна и шерсти начали ткать ткани, а из неё шили одежду,
лёгкую, чем из шкур.
Слайд 19
Органы управленияДелами племени управлял
совет старейшин:
он распределял между родами
места для охоты,
выпаса скота
и земледелия,
решал споры
между родственниками.
Для решения особенно важных дел
и вопросов старейшины созывали
собрание всех взрослых членов
племени. ВОЖДЬНАРОДНОЕ СОБРАНИЕСОВЕТ СТАРЕЙШИНИзобразите в виде схемы
«Органы управления»
lusana.ru
II. первобытные земледельцы и скотоводы
ПОУРОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПОУРОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ВВОДНЫЙ УРОК
Учащиеся получают первичное представление об изучаемом в V классе историческом курсе и о видах исторических источников. Одна из главных задач урока - заинтересовать пятиклассников учебным предметом.
План урока:
1. Повторение курса «Эпизодические рассказы из истории СССР».
2. Знакомство с учебником.
3. Характеристика исторических источников: письменных, вещественных, этно-. графических. 1. Задание: «В IV классе вы познакомились с историей нашей Родины. Какие события из ее прошлого запомнились вам больше всего? Чем запомнились? Вспомните, в каком году произошли эти события». Небольшая беседа обычно протекает.активно, наиболее подготовленные ученики дают развернутые ответы. Если класс молчит, допустимы вспомогательные вопросы: «Какое важное событие произошло в 1380 г.? В каком году началась и в каком закончилась Великая Отечественная война?» и т. п.
Учитель подчеркивает: недостаточно знать историю только своей Родины. Важно познакомиться с историей других стран и народов, с историей всего человечества. «Мы приступаем к изучению истории всего мира, иначе говоря, к изучению всемирной истории»,- говорит он. Понятие всемирная история новое для "пятиклассников, целесообразно раскрыть его в ходе работы с физической картой полушарий или самодельной картой по истории первобытного общества (см. пособие, рис. 1).
Задание: Покажите на карте и назовите части света. Опыт свидетельствует, что лишь отдельные ученики способны выполнить задание.
Учитель, сопровождая свои слова показом по карте, сообщает учащимся, что в нынешнем году они узнают о жизни древних народов Африки, Азии и Европы.
2. Определение слова «история» учащиеся находят в учебнике: один из учеников читает вслух абзацы 1, 3, 4 на стр. 6. Затем учитель спрашивает: «Как называется первый отдел всемирной истории?»
Задание: Найдите оглавление (стр. 3-5). Учебник делится на четыре части, или, иначе говоря, на четыре раздела. Названия частей выделены самыми большими на этих страницах буквами. Как называются разделы учебника? Уже на данном уроке учащиеся запоминают название первого раздела курса, которое учитель пишет на доске (На доске целесообразно записывать названия разделов (тем, уроков), новые слова, имена, даты, так называемые «памятки», домашние задания и т. п. Ниже в пособии указаны лишь относительно сложные случаи использования доски). Он объясняет, что слово «первобытный» означает «древнейший» (с более точным определением учащиеся познакомятся при изучении § 2).
Учитель обращает внимание на роль иллюстраций в учебнике: рисунки помогут создать представление о жизни людей в древности. Предлагается найти, например, цветн. рис. 1:
- Вы еще не изучали жизнь первобытных людей, но, рассмотрев этот рисунок, уже сможете ответить на некоторые вопросы. Почему древнейшие люди могли жить только в жарких странах?
- Они не имели одежды, - говорят ученики.
- Поясните свою мысль: в каких странах можно было прожить без одежды?
Выслушав учащихся, учитель спрашивает:
- Есть ли другие доказательства того, что люди могли жить только в жарких странах? Рассмотрите рисунок и скажите, как люди добывали пищу.
- Они охотились и собирали плоды. А в жарких странах больше фруктов и ягод, чем в северных.
- Какие орудия труда вы видите на рисунке?
- Камни и палки.
Дополняя ответы, учитель поясняет, что не всякий камень и палка являются орудиями труда. Например, камень, найденный где-нибудь на берегу реки, не назовешь орудием труда. Но если первобытный человек придавал камню определенную форму, то такой камень превращался в орудие труда.
В ходе рассмотрения рисунка желательно подчеркнуть, что древнейшие люди жили на Земле два с половиной миллиона лет назад, добывали пищу собирательством и охотой (подробнее об этом будет рассказано на следующем уроке).
3. Учитель предлагает вспомнить, как ученые узнают о жизни древних людей. Этот вопрос рассматривался в IV классе, поэтому учащиеся способны указать на роль раскопок, назвать берестяные грамоты, надписи на камне и коже и т. д.
Раскрывается понятие исторический источник.
- Слово «источник» имеет несколько значений. Что означает оно в предложении: «В лесу ребята увидели источник»? Что означает то же слово в выражении «источник знаний»? Что может быть названо источником, знаний? Приведите пример.
Учащиеся дают разные ответы, но им понятно главное - слово «источник» может употребляться как в прямом, так и в переносном смысле. Учитель поясняет, что развалины древних зданий, обломки посуды, различные древние надписи являются источниками знаний по истории.
Пятиклассники находят в учебнике определение понятия «письменный исторический источник» (стр. 7). Подчеркивается, что древнейшим письменным источникам около 5 тыс. лет. Представление о древнем письменном источнике может быть создано с помощью задания: «Вообразите, что в горах вы видите высеченную на скале надпись (учитель поворачивается к стене класса, будто стена и есть та скала, вглядывается, «разбирая» текст, и учащимся кажется, что они и в самом деле видят надпись): «Я царь великий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, 6 тыс. воинов убил, 20 городов сжег, 10 тыс. мужчин и женщин в плен взял, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги». О чем расскажет ученым этот письменный источник?
Настоящую древнюю надпись прочесть очень трудно. Почему - обычно учащимся понятно: надписи сделаны на незнакомом языке и сложными знаками. Учитель добавляет, что ученые потратили много сил, разгадывая древние надписи. Большая часть их уже прочитана, некоторые еще предстоит разгадать (Не разгадано древнейшее индийское письмо (упомянуто в учебнике), письмо Крита, этрусков, острова Пасхи, народов Америки - майя, ольмеков и др).
Учитель отмечает, что, изучая одни только письменные источники, нельзя узнать, как жили люди в глубокой древности (древнейшие надписи были сделаны около 5 тыс. лет назад, а люди существуют на Земле два с половиной миллиона лет).
Объясняются термины «археология», «вещественные источники». Целесообразно остановиться на том, какую роль играют раскопки: 1) древних мусорных ям; 2) древних могил; 3) древних городов.
1. Для чего раскапывать древние мусорные ямы? Детям это кажется смешным. Но любая находка, даже самая незначительная, о многом расскажет археологу.
Задание: В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей животных. Представьте себя на месте ученых: как бы вы стали изучать эти кости, чтобы побольше узнать о занятиях жителей поселка?
«Задавайте мне вопросы, - предлагает учитель, - я отвечу на них. Что вы хотите узнать о костях?*» Выполняя задание, учащиеся знакомятся с методами исторической науки, учатся рассуждать.
Ученики. Каким животным принадлежали кости?
Учитель. Диким быкам, диким оленям, диким кабанам. А также домашним животным: собакам, козам, свиньям.
Ученики. Нельзя ли узнать, когда были убиты животные?
Учитель. Примерно десять тысяч лет назад.
Ученики. Не видны ли следы обработки этих костей людьми? Нет ли надписей на костях?
Учитель. Такие следы отсутствуют. Надписи также не обнаружены. Если других вопросов нет, отвечайте, что можно узнать о занятиях жителей поселка на основании находок.
Ученики. Десять тысяч лет назад люди охотились здесь на оленей, быков, кабанов. Они разводили домашних животных: собак, коз, свиней.
Учитель. Как узнать, какое занятие было развито больше: охота или скотоводство? Что для этого надо сделать?... Подсчитаем, каких костей было больше. Допустим, что костей диких животных.
Ученики. Значит, охота была развита больше.
Учитель. В мусорной яме не найдено ни одной коровьей кости. Объясните этот факт.
Ученики. Коровы еще не были приручены людьми.
Учитель. Возможно ли иное объяснение?
Ученики. Может быть, жители поселка считали корову священным животным и не ели ее мяса.
2. Вопросы: С какой целью археологи раскапывают могилы? Почему древние люди клали в могилу вещи, которыми умерший пользовался при жизни? (Ответить могут лишь немногие ученики, знакомые с этим материалом, помимо школы.) Полезно уже здесь упомянуть, что древние люди верили в посмертную жизнь человека. В «стране мертвых» умершему будто бы потребуется все, чем он пользовался на земле. Поэтому в древних могилах в отличие от мусорных ям находят неповрежденные предметы: в могиле воина - меч и шлем, в могиле богатой женщины - бусы, серьги и кольца, в могиле бедняка - горшок с пищей и орудия труда.
3. Значение раскопок древнего города раскрывается на одном-двух примерах.
а) В древности существовал город Ниневия (см. § 17), расположенный к югу от Кавказских гор. Однажды Ниневию осадили вражеские войска. Два года не могли они овладеть городом. Наконец враги ворвались внутрь его: по улицам неслась конница, сверкали мечи и блестели копья. Победители увели пленных, увезли все, что можно было увезти: драгоценную утварь, скот, металлическое оружие. Ограбленные дома были преданы огню. Город опустел. Никто не решался селиться
на пепелище, только ветер гулял по некогда шумным улицам, Он приносил пыль и песок и засыпал город.
Объясняя, почему древние города оказались под землей, учитель обратит внимание на знакомый учащимся предмет:
- Парта, за которой вы сидите, чистая, но если в классе не убирать неделю, то можно будет пальцем написать на парте свое имя. Теперь представьте себе, каким слоем пыли и песка покрылись развалины Ниневии за две с половиной тысячи лет. Она вся оказалась под землей.
Когда в Ниневию пришли археологи, они обнаружили полуразрушенные кирпичные стены, ворота, дома и царский дворец. Что могут рассказать о жизни людей раскопки города? Историков интересуют мельчайшие подробности: широкими или узкими были улицы, мостились ли они, из какого материала сложены стены домов, как выглядели царский дворец и дома жителей. Полеено отметить, что при раскопках Ниневии найдены не только вещественные, но и ценнейшие письменные источники - библиотека, состоящая из 20 тыс. «книг».
б) Город Помпеи, расположенный в Италии, был засыпан пеплом во время извержения вулкана Везувия около 2 тыс. лет назад (см. стр. 221). Город погиб, не будучи разграблен и не пострадав от огня. Ученые восстановили не только внешний, но и внутренний вид домов, мастерских, бань, театра и других зданий. Хорошо сохранились мебель, орудия труда, произведения живописи и скульптуры, множество предметов быта. (Можно использовать либо несколько диапозитивов из серии «Древний город Помпеи», либо цветные фото XVI-XVIII учебника.)
Далее учитель называет еще один источник знаний о древних людях. Это изучение жизни народностей, сильно отставших в своем развитии (рассматривается фотография «У шалаша австралийцев» на стр. 9). Учитель рассказывает, пользуясь настенной картой, об одной-двух из этих народностей (К числу наиболее отсталых современных народностей относятся мрабри в Таиланде, кубу на Суматре и хадзапи в Танзании. См.: Охотники, собиратели, рыболовы. Под ред. А. М. Решетова. Л., 1972, с. 8, 108, 144).
В наши дни в Восточной Африке живет маленькое племя хадзапи. Оно не знает ни земледелия, ни скотоводства. Хадзапи добывают себе пищу охотой на антилоп, носорогов и других животных, а также собиранием плодов и съедобных кореньев, птичьих яиц, меда диких пчел. Хадзапи не умеют добывать и обрабатывать металлы, они делают орудия труда из камня и дерева, посуду из скорлупы яиц страуса, ложки из раковин. Одеждой им служат небольшие кожаные передники и сандалии, защищающие от шипов колючих кустарников. Хадзапи кочуют в поисках пищи, от непогоды они прячутся в пещерах или в небольших шалашах.
В конце урока возможна беседа по вопросу: «Как ученые узнают о жизни древних людей?»
Домашнее задание. Учебник, стр. 6-10. Вопрос 3 на стр. 9.
ist.na5bal.ru
Первобытные земледельцы и скотоводы
скачать ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ
ВАРИАНТ 1
В Западной Азии люди научились обрабатывать металлы около:
а) 15 тысяч лет назад;
б) 10 тысяч лет назад;
в) 9 тысяч лет назад;
г) 7 тысяч лет назад.
Занятие первобытных людей, приведшее к возникновению земледелия:
а) охота; в) рыболовство;
б) собирательство; г) скотоводство.
3. Древние скотоводы разводили:
а) свиней и овец;
б) лошадей и кошек;
в) коз и коров;
г) уток и гусей.
9—7 тысяч лет назад люди овладели такими видами ремесла, как:
а) обработка металлов;
б) кораблестроение;
в) ювелирное дело;
г) ткачество.
10—7 тысяч лет назад люди научились делать одежду из:
а) льна; в) шерсти;
б) шелка; г) хлопка.
Первобытные люди для успешной пахоты в плуг запрягали:
а) коров; в) коз;
б) быков; г) лошадей.
В результате развития земледелия и скотоводства условия жизни людей стали зависеть от:
а) их собственного труда и умений;
б) природы в еще большей степени;
в) покровительства духов и богов;
г) существовавших порядков в человеческом стаде.
Впервые имущественное неравенство появляется в:
а) человеческом стаде;
б) родовой общине;
в) соседской общине;
г) государстве.
В соседской общине каждая семья имела в личном пользовании:
а) скот; д) изделия ремесла;
б) пастбища; е) орудия труда;
в) лес; ж) пруд.
г) участок земли;
Военными действиями племени руководил:
а) старейшина; в) Совет старейшин;
б) вождь; г) царь.
9 У первобытных людей изображения богов и духов, сделанные из дерева, глины или камня, назывались:
а) оборотнями; в) молитвами;
б) идолами; г) обелисками.
12. Установите последовательность развития трудовой деятельности людей:
а) земледелие;
б) охота;
в) ремесло.
ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ
ВАРИАНТ 2
Первобытные люди стали заниматься земледелием и скотоводством более:
а) 20 тысяч лет назад; в) 10 тысяч лет назад;
б) 15 тысяч лет назад; г) 7 тысяч лет назад.
Занятие людей, приведшее к возникновению скотоводства:
а) охота; в) рыболовство;
б) собирательство; г) земледелие.
Первым земледельцам орудиями труда служили:
а) серп; в) гарпун;
б) каменный топор; г) мотыга.
Добыча меди и умение ее обработки способствовали возникновению:
а) кузнечного дела; в) кожевенного дела;
б) гончарного дела; г) прядения.
5. Первые земледельцы срезали колосья серпом, изготовленным из:
а) дерева; в) камня;
б) кости; г) глины.
Глиняную посуду для хранения воды:
а) высушивали под лучами солнца;
б) обжигали в огне очага;
в) сушили на воздухе;
г) обмазывали смолой.
О том, что земледелие стало основным занятием первобытных людей, свидетельствуют:
а) остатки посуды для хранения зерна;
б) орудия труда;
в) пещерные рисунки;
г) остатки жилищ.
8. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли:
а) человеческое стадо;
б) племя;
в) город;
г) государство.
9. Жители соседской общины помогали друг другу:
а) вырубать леса;
б) выращивать урожай на участках;
в) рыть пруды;
г) осушать болота;
д) охотиться;
е) изготавливать орудия труда;
ж) пасти скот.
Знатными людьми в соседской общине становились:
а) вождь и его дети;
б) лучшие ремесленники;
в) старейшины и их дети;
г) лучшие земледельцы и скотоводы.
Просьба, с которой люди обращались к богам и духам, называлась:
а) жертвой; в) молитвой;
б) душой; г) религией.
Установите последовательность развития трудовой деятельности людей:
а) ремесло;
б) собирательство;
11 в) скотоводство.
скачать
nenuda.ru
II. первобытные земледельцы и скотоводы
ПОУРОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПОУРОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ВВОДНЫЙ УРОК
Учащиеся получают первичное представление об изучаемом в V классе историческом курсе и о видах исторических источников. Одна из главных задач урока - заинтересовать пятиклассников учебным предметом.
План урока:
1. Повторение курса «Эпизодические рассказы из истории СССР».
2. Знакомство с учебником.
3. Характеристика исторических источников: письменных, вещественных, этно-. графических. 1. Задание: «В IV классе вы познакомились с историей нашей Родины. Какие события из ее прошлого запомнились вам больше всего? Чем запомнились? Вспомните, в каком году произошли эти события». Небольшая беседа обычно протекает.активно, наиболее подготовленные ученики дают развернутые ответы. Если класс молчит, допустимы вспомогательные вопросы: «Какое важное событие произошло в 1380 г.? В каком году началась и в каком закончилась Великая Отечественная война?» и т. п.
Учитель подчеркивает: недостаточно знать историю только своей Родины. Важно познакомиться с историей других стран и народов, с историей всего человечества. «Мы приступаем к изучению истории всего мира, иначе говоря, к изучению всемирной истории»,- говорит он. Понятие всемирная история новое для "пятиклассников, целесообразно раскрыть его в ходе работы с физической картой полушарий или самодельной картой по истории первобытного общества (см. пособие, рис. 1).
Задание: Покажите на карте и назовите части света. Опыт свидетельствует, что лишь отдельные ученики способны выполнить задание.
Учитель, сопровождая свои слова показом по карте, сообщает учащимся, что в нынешнем году они узнают о жизни древних народов Африки, Азии и Европы.
2. Определение слова «история» учащиеся находят в учебнике: один из учеников читает вслух абзацы 1, 3, 4 на стр. 6. Затем учитель спрашивает: «Как называется первый отдел всемирной истории?»
Задание: Найдите оглавление (стр. 3-5). Учебник делится на четыре части, или, иначе говоря, на четыре раздела. Названия частей выделены самыми большими на этих страницах буквами. Как называются разделы учебника? Уже на данном уроке учащиеся запоминают название первого раздела курса, которое учитель пишет на доске (На доске целесообразно записывать названия разделов (тем, уроков), новые слова, имена, даты, так называемые «памятки», домашние задания и т. п. Ниже в пособии указаны лишь относительно сложные случаи использования доски). Он объясняет, что слово «первобытный» означает «древнейший» (с более точным определением учащиеся познакомятся при изучении § 2).
Учитель обращает внимание на роль иллюстраций в учебнике: рисунки помогут создать представление о жизни людей в древности. Предлагается найти, например, цветн. рис. 1:
- Вы еще не изучали жизнь первобытных людей, но, рассмотрев этот рисунок, уже сможете ответить на некоторые вопросы. Почему древнейшие люди могли жить только в жарких странах?
- Они не имели одежды, - говорят ученики.
- Поясните свою мысль: в каких странах можно было прожить без одежды?
Выслушав учащихся, учитель спрашивает:
- Есть ли другие доказательства того, что люди могли жить только в жарких странах? Рассмотрите рисунок и скажите, как люди добывали пищу.
- Они охотились и собирали плоды. А в жарких странах больше фруктов и ягод, чем в северных.
- Какие орудия труда вы видите на рисунке?
- Камни и палки.
Дополняя ответы, учитель поясняет, что не всякий камень и палка являются орудиями труда. Например, камень, найденный где-нибудь на берегу реки, не назовешь орудием труда. Но если первобытный человек придавал камню определенную форму, то такой камень превращался в орудие труда.
В ходе рассмотрения рисунка желательно подчеркнуть, что древнейшие люди жили на Земле два с половиной миллиона лет назад, добывали пищу собирательством и охотой (подробнее об этом будет рассказано на следующем уроке).
3. Учитель предлагает вспомнить, как ученые узнают о жизни древних людей. Этот вопрос рассматривался в IV классе, поэтому учащиеся способны указать на роль раскопок, назвать берестяные грамоты, надписи на камне и коже и т. д.
Раскрывается понятие исторический источник.
- Слово «источник» имеет несколько значений. Что означает оно в предложении: «В лесу ребята увидели источник»? Что означает то же слово в выражении «источник знаний»? Что может быть названо источником, знаний? Приведите пример.
Учащиеся дают разные ответы, но им понятно главное - слово «источник» может употребляться как в прямом, так и в переносном смысле. Учитель поясняет, что развалины древних зданий, обломки посуды, различные древние надписи являются источниками знаний по истории.
Пятиклассники находят в учебнике определение понятия «письменный исторический источник» (стр. 7). Подчеркивается, что древнейшим письменным источникам около 5 тыс. лет. Представление о древнем письменном источнике может быть создано с помощью задания: «Вообразите, что в горах вы видите высеченную на скале надпись (учитель поворачивается к стене класса, будто стена и есть та скала, вглядывается, «разбирая» текст, и учащимся кажется, что они и в самом деле видят надпись): «Я царь великий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, 6 тыс. воинов убил, 20 городов сжег, 10 тыс. мужчин и женщин в плен взял, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги». О чем расскажет ученым этот письменный источник?
Настоящую древнюю надпись прочесть очень трудно. Почему - обычно учащимся понятно: надписи сделаны на незнакомом языке и сложными знаками. Учитель добавляет, что ученые потратили много сил, разгадывая древние надписи. Большая часть их уже прочитана, некоторые еще предстоит разгадать (Не разгадано древнейшее индийское письмо (упомянуто в учебнике), письмо Крита, этрусков, острова Пасхи, народов Америки - майя, ольмеков и др).
Учитель отмечает, что, изучая одни только письменные источники, нельзя узнать, как жили люди в глубокой древности (древнейшие надписи были сделаны около 5 тыс. лет назад, а люди существуют на Земле два с половиной миллиона лет).
Объясняются термины «археология», «вещественные источники». Целесообразно остановиться на том, какую роль играют раскопки: 1) древних мусорных ям; 2) древних могил; 3) древних городов.
1. Для чего раскапывать древние мусорные ямы? Детям это кажется смешным. Но любая находка, даже самая незначительная, о многом расскажет археологу.
Задание: В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей животных. Представьте себя на месте ученых: как бы вы стали изучать эти кости, чтобы побольше узнать о занятиях жителей поселка?
«Задавайте мне вопросы, - предлагает учитель, - я отвечу на них. Что вы хотите узнать о костях?*» Выполняя задание, учащиеся знакомятся с методами исторической науки, учатся рассуждать.
Ученики. Каким животным принадлежали кости?
Учитель. Диким быкам, диким оленям, диким кабанам. А также домашним животным: собакам, козам, свиньям.
Ученики. Нельзя ли узнать, когда были убиты животные?
Учитель. Примерно десять тысяч лет назад.
Ученики. Не видны ли следы обработки этих костей людьми? Нет ли надписей на костях?
Учитель. Такие следы отсутствуют. Надписи также не обнаружены. Если других вопросов нет, отвечайте, что можно узнать о занятиях жителей поселка на основании находок.
Ученики. Десять тысяч лет назад люди охотились здесь на оленей, быков, кабанов. Они разводили домашних животных: собак, коз, свиней.
Учитель. Как узнать, какое занятие было развито больше: охота или скотоводство? Что для этого надо сделать?... Подсчитаем, каких костей было больше. Допустим, что костей диких животных.
Ученики. Значит, охота была развита больше.
Учитель. В мусорной яме не найдено ни одной коровьей кости. Объясните этот факт.
Ученики. Коровы еще не были приручены людьми.
Учитель. Возможно ли иное объяснение?
Ученики. Может быть, жители поселка считали корову священным животным и не ели ее мяса.
2. Вопросы: С какой целью археологи раскапывают могилы? Почему древние люди клали в могилу вещи, которыми умерший пользовался при жизни? (Ответить могут лишь немногие ученики, знакомые с этим материалом, помимо школы.) Полезно уже здесь упомянуть, что древние люди верили в посмертную жизнь человека. В «стране мертвых» умершему будто бы потребуется все, чем он пользовался на земле. Поэтому в древних могилах в отличие от мусорных ям находят неповрежденные предметы: в могиле воина - меч и шлем, в могиле богатой женщины - бусы, серьги и кольца, в могиле бедняка - горшок с пищей и орудия труда.
3. Значение раскопок древнего города раскрывается на одном-двух примерах.
а) В древности существовал город Ниневия (см. § 17), расположенный к югу от Кавказских гор. Однажды Ниневию осадили вражеские войска. Два года не могли они овладеть городом. Наконец враги ворвались внутрь его: по улицам неслась конница, сверкали мечи и блестели копья. Победители увели пленных, увезли все, что можно было увезти: драгоценную утварь, скот, металлическое оружие. Ограбленные дома были преданы огню. Город опустел. Никто не решался селиться
на пепелище, только ветер гулял по некогда шумным улицам, Он приносил пыль и песок и засыпал город.
Объясняя, почему древние города оказались под землей, учитель обратит внимание на знакомый учащимся предмет:
- Парта, за которой вы сидите, чистая, но если в классе не убирать неделю, то можно будет пальцем написать на парте свое имя. Теперь представьте себе, каким слоем пыли и песка покрылись развалины Ниневии за две с половиной тысячи лет. Она вся оказалась под землей.
Когда в Ниневию пришли археологи, они обнаружили полуразрушенные кирпичные стены, ворота, дома и царский дворец. Что могут рассказать о жизни людей раскопки города? Историков интересуют мельчайшие подробности: широкими или узкими были улицы, мостились ли они, из какого материала сложены стены домов, как выглядели царский дворец и дома жителей. Полеено отметить, что при раскопках Ниневии найдены не только вещественные, но и ценнейшие письменные источники - библиотека, состоящая из 20 тыс. «книг».
б) Город Помпеи, расположенный в Италии, был засыпан пеплом во время извержения вулкана Везувия около 2 тыс. лет назад (см. стр. 221). Город погиб, не будучи разграблен и не пострадав от огня. Ученые восстановили не только внешний, но и внутренний вид домов, мастерских, бань, театра и других зданий. Хорошо сохранились мебель, орудия труда, произведения живописи и скульптуры, множество предметов быта. (Можно использовать либо несколько диапозитивов из серии «Древний город Помпеи», либо цветные фото XVI-XVIII учебника.)
Далее учитель называет еще один источник знаний о древних людях. Это изучение жизни народностей, сильно отставших в своем развитии (рассматривается фотография «У шалаша австралийцев» на стр. 9). Учитель рассказывает, пользуясь настенной картой, об одной-двух из этих народностей (К числу наиболее отсталых современных народностей относятся мрабри в Таиланде, кубу на Суматре и хадзапи в Танзании. См.: Охотники, собиратели, рыболовы. Под ред. А. М. Решетова. Л., 1972, с. 8, 108, 144).
В наши дни в Восточной Африке живет маленькое племя хадзапи. Оно не знает ни земледелия, ни скотоводства. Хадзапи добывают себе пищу охотой на антилоп, носорогов и других животных, а также собиранием плодов и съедобных кореньев, птичьих яиц, меда диких пчел. Хадзапи не умеют добывать и обрабатывать металлы, они делают орудия труда из камня и дерева, посуду из скорлупы яиц страуса, ложки из раковин. Одеждой им служат небольшие кожаные передники и сандалии, защищающие от шипов колючих кустарников. Хадзапи кочуют в поисках пищи, от непогоды они прячутся в пещерах или в небольших шалашах.
В конце урока возможна беседа по вопросу: «Как ученые узнают о жизни древних людей?»
Домашнее задание. Учебник, стр. 6-10. Вопрос 3 на стр. 9.
h.120-bal.ru
Первобытные земледельцы и скотоводы | Школьные файлы SchoolFiles.net
Тема: «Первобытные земледельцы и скотоводы». Цели урока: Обучающие: - формирование представления о расселении людей к концу ледникового времени; - формирование представления о мотыжном земледелии; - формирование представления о приручении животных; - формирование представления о родовых общинах. 2) Развивающие: - формирование умения сравнивать исторические явления; - формирование умения выявлять причинно-следственные связи; - формирование умения заполнять таблицы. 3) Воспитательные: - формирование ценностного отношения к труду (компонент: когнитивный). Материалы и оборудование: учебник: История Древнего мира. 5 кл. А.А. Вигасин и др., поурочные планы, примерная программа основного общего образования по истории, презентация «первобытные земледельцы и скотоводы». Ход урока: Этап урока, метод. Приемы Деятельность учителя Деятельность ученика Орг. моменты 1-3 мин. Опрос устный, фронтальный Что изображали первобытные художники? Что представляли собой древнейшие религиозные верования? Что называется религией, религиозными верованиями? Подумайте, с какими целями археологи раскапывают древние могилы. Что они могут найти при раскопках? В сказках рассказывается, что мальчик превратился в козленочка, камень — в гору, гребень — в густой лес. С какими верованиями связаны эти сказочные превращения? Итак, человек начал приобщаться и к духовной культуре и сегодня мы с вами продолжим рассматривать жизнь человека в первобытную эпоху и поговорим о таких новых занятиях человека как земледелие и скотоводство. Изображали тех зверей, на которых они охотились (олени, мамонты, бизоны, носороги, медведи). Верили в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти. Религия - это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему. Появившиеся у первобытных людей верования — в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти — называются религиозными. Люди верили, что души предков переселились в далекую ≪страну мертвых≫. Там они также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды. Хороня сородича, люди клали в могилу все необходимое для путешествия в далекую ≪страну мертвых≫ и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, копья, ожерелье из раковин или, например, медвежьих клыков. Верование в переселение души. Новая тема. План урока: 1. Расселение людей к концу ледникового времени. 2. Мотыжное земледелия. 3. Приручение животных. 4. Родовые общины и племя. 1. 13 тыс. лет назад на Земле наступило потепление, ледник стал таять и отступать на север (показ по карте). Берингов пролив тогда не был покрыт водой и представлял собой перешеек. По нему-то первобытные жители Сибири и проникли в Америку. Люди заселили еще один материк - Австралию. Преодолевая нешироки
schoolfiles.net
Урок Первобытные земледельцы и скотоводы
Урок 5. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства
(В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озеро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотниками, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья ячменя и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие).
Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, существовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.
Вопрос: Вспомните, как называется такое хозяйство. (Присваивающим)
Во главе родовой общины стоял старейшина.
Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли старейшинами.
Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он лучше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и растениях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к нему группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на кабана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старейшина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав.
Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как ударил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорвалась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гарпун... Ну, ясно; зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорвалась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!».
Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине грибы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы болеть».
Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной наблюдательностью и цепкой памятью не только давал советы.
Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда находился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спины. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и доверяли ему во всем.
Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, в выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников.
Собака стала первым домашним животным, она помогала человеку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поросят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло скотоводство.
Запись в тетради: Охота скотоводство
Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножами, состоявшими из кремневых пластинок, вставленных в кость или рог.
Задание: Обратите внимание на рис. вверху стр. 19. Назовите, изображенное орудие труда.
Женщины приносили злаки в поселок и растирали их на зернотерках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерно измельчалось, на следующий год вырастали колосья. Долгое время люди не обращали на это внимания. Но однажды женщины сделали замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который, можно получить много зерен. Так возникло земледелие.
Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других районах Земли земледельцы выращивали другие полезные растения: фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, бананы и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае.
Собирательство земледелие.
Вопросы:
-Прочитайте название первого пункта §4. Почему первое примитивное земледелие получило такое название?
-Какие природные условия необходимы были для занятия мотыжным земледелием? (Теплый климат, обилие враги, мягкая почва)
-Прочитайте третий абзац п.1 §4 и объясните, почему первоначально сложившуюся систему земледелия назвали подсечно-огневой?
-Какие изменения произошли в жизни людей с появлением земледелия и скотоводства? (С появлением этих занятий жизнь людей перестала зависеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они занялись производством хлеба овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь людей улучшилась.)
Учитель: На смену присваивающему хозяйству пришло производящее.
Запись в тетрадях:
Производящее хозяйство - это хозяйство, при котором человек сам производил все то, что было необходимо ему для жизни, занимался земледелием и скотоводством.
Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало усилий; расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай, костяным серпом. Люда не могли справиться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу.
Отношения в родовой общине становились все более сплоченными.
Задание (при наличии времени): Прочитайте §4, п. 3, назовите какими занятиями еще овладел человек? (Научился изготавливать посуду, ткать, сверлить и шлифовать.)
Домашнее задание:
Читать §4, отвечать на вопросы к нему.
Выучите понятие «производящее хозяйство».
Представьте себе, что вы побывали в родовом поселке земледельцев и скотоводов. Опишите все их занятия, включив в свой рассказ названия орудий труда.