Первобытная жизнь. Жизнь человека в первобытном обществе: социальные нормы и отношения, власть и государство, история развития первобытного общества.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Условия материальной жизни первобытного общества. Развитие орудий труда. Первобытная жизнь


Условия материальной жизни первобытного общества. Развитие орудий труда

Условия материальной жизни первобытного общества. Развитие орудий труда

В первобытную эпоху человек находился в сильнейшей зависимости от окружающей природы, он был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой. Процесс овладения стихийными силами природы протекал крайне медленно, так как орудия труда были самые примитивные. Первыми орудиями человека были грубо оббитый камень и палка. Они явились как бы искусственным продолжением органов его тела: камень — кулака, палка — вытянутой руки.

Люди жили группами, численность которых не превышала нескольким десятков человек: большее количество не могло бы прокормиться вместе. Когда группы встречались, между ними иногда происходили столкновения. Многие группы гибли от голода, становились добычей хищных зверей. В этих условиях совместная жизнь была для людей единственно возможной и абсолютно необходимой.

Долгое время первобытный человек жил главным образом за счёт собирания пищи и за счёт охоты, которые осуществлялись коллективно, при помощи простейших орудий. То, что совместно добывалось, совместно и потреблялось. Вследствие необеспеченности пищей у первобытных людей встречалось людоедство. На протяжении многих тысячелетий, как бы ощупью, путём крайне медленного накопления опыта, люди научились выделывать простейшие орудия, пригодные для удара, резания, копки и других очень несложных действий, которыми тогда почти исчерпывалась вся область производства.

Огромным завоеванием первобытного человека в борьбе с природой было открытие огня. Сначала люди научились применять огонь, возникавший стихийно. Они видели, как молния зажигает дерево, наблюдали лесные пожары, извержения вулканов. Случайно добытый огонь долго и тщательно хранился. Лишь спустя много тысячелетий человек познал тайну добывания огня. При более развитом производстве орудий люди подметили, что огонь получается от трения, и научились добывать его.

Открытие огня и его применение дало людям господство, над определёнными силами природы. Первобытный человек окончательно оторвался от животного мира, закончилась длительная эпоха становления человека. Благодаря открытию огня существенно изменились условия материальной жизни людей. Во-первых, огонь служил для приготовления пищи, в результате чего круг доступных человеку предметов питания расширился: стало возможным употреблять в пищу приготовленные при помощи огня рыбу, мясо, крахмалистые корни, клубни и т. п. Во-вторых, огонь стал играть важную роль при изготовлении орудий производства, а также давал защиту от холода, благодаря чему люди получили возможность расселиться на большей части земного шара. В-третьих, огонь давал защиту от хищных зверей.

В течение длительного периода охота оставалась важнейшим источником средств существования. Она доставляла людям шкуры для одежды, кости для изготовления орудий и мясную пищу, которая оказала влияние на дальнейшее развитие человеческого организма и прежде всего — на развитие мозга.

По мере физического и умственного развития человек оказывался в состоянии делать более совершенные орудия. Для охоты служила палка с заострённым концом. Затем к палке стали прикреплять каменный наконечник. Появились топоры, копья с каменными наконечниками, каменные скрёбла и ножи. Эти орудия сделали возможными охоту на крупных животных и развитие рыболовства.

Главным материалом для выделки орудий на протяжении очень долгого времени оставался камень. Эпоха преобладания каменных орудий, насчитывающая сотни тысячелетий, носит название каменного века. Лишь позднее человек научился делать орудия из металла — сначала из самородного, в первую очередь из меди (однако медь, как мягкий металл, не получила широкого применения для изготовления орудий), затем из бронзы (сплав меди и олова) и, наконец, из железа. В соответствии с этим за каменным веком следует бронзовый век, а за ним — железный век.

Наиболее ранние следы плавки меди в Передней Азии относятся к V—IV тысячелетиям до нашей эры. В Южной и Средней Европе плавка меди возникла примерно в III—II тысячелетиях до нашей эры. Древнейшие следи бронзы в Месопотамии относятся к IV тысячелетию до нашей эры.

Наиболее ранние следы плавки железа обнаружены в Египте; они относятся к периоду за полторы тысячи лет до нашей эры. В Западной Европе железный век начался около тысячи лет до нашей эры.

Важной вехой на пути улучшения орудий труда явилось изобретение лука и стрел, с появлением которых охота стала доставлять больше необходимых средств к жизни. Развитие охоты привело к зарождению первобытного скотоводства. Охотники стали приручать животных. Раньше других животных была приручена собака, позднее — крупный рогатый скот, козы, свиньи.

Дальнейшим крупным шагом в развитии производительных сил общества явилось возникновение первобытного земледелия. Собирая плоды и корни растений, первобытные люди стали замечать, как прорастают зёрна, обронённые на землю. Тысячи раз это оставалось непонятным, но рано или поздно в уме первобытного человека установилась связь этих явлений, и он стал переходить к возделыванию растений. Так возникло земледелие.

Долгое время земледелие оставалось крайне примитивным. Землю взрыхляли вручную, сначала простой палкой, затем палкой с загнутым концом — мотыгой. В речных долинах семена бросали в ил, нанесённый разливами рек. Приручение животных открыло возможность использовать скот в качестве тягловой силы. В дальнейшем, когда люди овладели плавкой металла и появились металлические орудие, их применение сделало земледельческий труд более производительным. Земледелие получило более прочную основу. Первобытные племена начали переходить к оседлому образу жизни.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

социальные нормы и отношения, власть и государство, история развития первобытного общества. » Дикая граница

adminNiramin - Сен 13th, 2016 Категории: Разное

Первобытное общество просуществовало от появления человека на Земле до первых задатков становления государственности.

На протяжении довольно большого периода первобытные племена жили по принципу коллективного труда и коллективного потребления. То есть, все члены племени имели свои обязанности и трудились для общего блага, а любая добыча делилась поровну.

zhizn-cheloveka-v-pervobytnom-obshhestve2

Поскольку родовые общины состояли, преимущественно, из кровных родственников, и искать себе пару для создания семьи среди них запрещалось, люди стали жить соседскими общинами. Они выбирали себе суженых у соседей, тем самым укрепляя отношения с разными общинами.

Со временем первобытные люди поняли, что земледелие и животноводство гораздо эффективней собирательства и охоты. Эти новые занятия предполагали оседлый образ жизни, строительство домов и помещений для хранения урожая.

zhizn-cheloveka-v-pervobytnom-obshhestve1

Более сытая и менее опасная жизнь неизбежно приводит к демографическому приросту, соответственно, приходится строить новые дома. Так возникают небольшие деревни, а потом и города. Люди, обладающие какими-либо талантами, силой, материальными благами, выделяются в высший слой общества – так возникают первые классовые неравенства. Из этих людей избирают представителей власти (старейшин и вождей), которым подчиняются остальные – так зарождается государственность.

wildfrontier.ru

"Первобытность. Жизнь первобытных людей"

Разделы: История и обществознание

Тема: «Первобытность. Жизнь первобытных людей».

Цели урока:

  1. Систематизация и контроль знаний учащихся.
  2. Повысить интерес учащихся к изучению истории
  3. Продолжить формирование умений четко выражать свои мысли.
  4. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Учебное оборудование:

1. карта мира.

2. схема путешествия (на доске)

3. технические средства обучения:

- мультимедийный проектор, - диск «Атлас Древнего мира» (1998год, Марис Мультимедиа)

4.любой иллюстративный материал, относящийся к данной теме.

Ход урока.

Перед началом урока на доске вывешивается карта мира, рисуется схема путешествия по станциям. (Урок проходит в игровой форме).

Организационный момент.

Объявление темы и задачи урока.

Учитель: «Несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древнейших людей: их внешность, занятия, отношения между собой. А как ученые назвали этот период времени? (Дети дают ответ).Учитель: «Итак, этот период времени ученые назвали первобытностью. Что же для него характерно? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал. Запишите тему урока в тетрадь: «Первобытность. Жизнь первобытных людей». Ваша задача вспомнить каковы черты первобытности. Сформулировать отличительные черты первобытного общества. Для этого нам нужно совершить путешествие по станциям первобытности».

Схема путешествия по станциям первобытности.

Учитель: «Первая станция называется «Смотрелкино». Внимательно просмотрите сюжет и выделите основные этапы развития первобытного общества. (По ходу просмотра материала дети делают записи в тетради). (сюжет) После просмотра материала ученики при помощи своих записей и учителя выделяют основные этапы развития первобытного общества:

- 5 млн. лет назад появились предки первых людей- 2,5 млн. лет назад первобытные люди научились изготавливать примитивные орудия труда из камня.- менее 2 млн. лет назад древнейшие люди расселились за пределами Африки (на Ближнем Востоке)- 500 тыс. лет назад освоили огонь- менее 500 тыс. лет назад зарождается речь.

На второй станции выбираются два ученика, которые готовят развернутые ответы  по карточкам. Им дается время на подготовку.

Карточка №1.

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Чем первобытный человек отличался от животных и современного человека?

Для этого вспомни:

  1. От кого произошел человек?
  2. Как он выглядел?
  3. Сравни условия жизни древнего и современного человека.
  4. Сравни занятия, орудия труда.

Сделай вывод.

Карточка №2.

Подумай и ответь: «Почему появилось неравенство?» Для этого вспомни:    1.Какой металл первым начал использовать человек?    2.Какое это имело значение?    3. Почему на смену родовой общине пришла соседская?

Сделай вывод.

Пока ребята готовят развернутый ответ по карточкам, класс «переместился» на станцию «Картово», где проверяется знание карты. (Один ученик работает у доски по  карте, остальные по Атласу Древнего мира)Учитель: «Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей?  (Африка) Покажите предполагаемую область прародины человечества? (Восточная Африка) Покажите древнейший район земледелия?» (Западная Азия) Далее заслушиваются развернутые ответы по карточкам №1 и №2. (Учащиеся делают дополнения)Учитель: «А теперь мы переходим на станцию «Отгадайкино». На этой станции , вам, ребята,  нужно догадаться о чем идет речь? Для этого внимательно слушайте вопросы».

Вопросы:

  1. Как называется толстый слой льда? (ледник)
  2. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща? (род)
  3. Первое домашнее животное? (собака)
  4. Подарок людей идолу? (жертва)
  5. Гибкий прут, стянутый тетивой? (лук)
  6. Основные занятия древних людей? (охота, собирательство)
  7. Первый металл, открытый человеком? (медь)
  8. Несколько родов? (племя)
  9. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам? (археология)
  10. Участок земли в соседской общине? (надел)

Учитель: «Молодцы, ребята! А на станции «Задачкино»  мы с вами будем решать исторические задачи». На этой станции решаются творческие задачи. Каждому ученику раздается алгоритм решения исторических задач

Алгоритм решения исторических задач.

1.Внимательно прочитайте условие задачи и вопрос к ней. 2.Выделите из текста задачи, что дано (географический объект, исторический деятель, дата, исторический факт). 3.Начни обдумывать эти данные и определи, что они дают для ответа на вопрос. 4.Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия. 5.Если в условии не хватает каких - либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению. 6.Обязательно докажи свое решение. 7.Проверь, является ли твое решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.

По каждой задаче ученики высказывают свою точку зрения).

Задача №1. Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «огонь», «корзина», «копье», «лодка», «весло», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племен? Докажите свою мысль.

Задача №2. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило появление плота?

Задача №3. Какие находки нужно найти археологам, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди?

Задача №4. До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем, австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе?

Учитель: «На станции «Терминово», вам ребята, нужно вспомнить и дать определение различным понятиям». (учитель называет термины, дети дают им трактовку).

Термины.

История, исторический источник,  орудия труда, религия, искусство, родовая община, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство. (Этот список может быть дополнен). Учитель: «Итак, ребята, мы с вами подошли к последней станции, которая называется «Выводово». Каковы же особенности и основные черты первобытности? Давайте  запишем наши выводы в тетрадь». (Дети делают выводы и при помощи учителя оформляют их в тетради).

Вывод: «Первобытность - это такой порядок жизни людей, при котором:

  1. Люди живут небольшим коллективом.
  2. Все равны.
  3. Все имущество является общим.
  4. Преобладает совместный труд.

Подведение итогов, выставление отметок.

Домашнее задание: повторить п.1- п.5. Прочитать текст параграфа «Счет лет в истории». Урок окончен.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Реферат - Жизнь первобытных людей - Рефераты на репетирем

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Однажды некий археолог Саутуола проводил раскопки в подземной пещере Альтамира в Северной Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю в поисках заветных находок, девочка пробралась вглубь пещеры и нашла там изображенных на стенах бизонов, которые словно застыли на бегу в причудливых позах. С помощью красной, чёрной и коричневой красок неизвестный художник добился невероятных успехов: рисунки обрели удивительную живость и объемность. Учёные долгое время не могли поверить в то, что рисунки Альтамира созданы десятки тысяч лет назад. Это и неудивительно, ведь люди, не умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, оказывается обладали талантом художника! И все же поверить пришлось, т.к. вместе с рисунками в пещере были найдены произведения первобытного искусства.

А ведь всего 120 лет назад учёные даже не подозревали о том, что среди первобытных людей существовали талантливые художники и мастера. Этим художникам удалось передать облик и характер зверей, изобразить их в “оригинале”. Оленей рисовали чуткими и настороженными, мамонтов – мощными и сильными, с высоким затылком, коней - быстрыми и стремительными. Много было картин, изображающих зверей, поражённых копьями и истекающих кровью. Первобытные люди боялись природных явлений. Естественных причин таких сил природы, как гроза, наводнение люди не знали. Они верили в то, что между животными и теми изображениями, которые сами создавали, существует необъяснимая сверхъестественная связь. Люди думали, что если на стенах пещеры изобразить оленей, бизонов или горных баранов, то живые звери под воздействием сверхъестественных сил станут заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Нарисовав поражённое копьём животное, можно добиться успеха на охоте.

Наблюдения за несколькими племенами Австралии в течение длительного периода времени помогли учёным разгадать смысл и значение пещерной живописи. Главным занятием австралийских племен были охота и собирательство. Но перед тем, как начать охоту, они совершали магический обряд, вбивая в нарисованное на песке животное копье.

В это же время у людей зародилась вера в то, что люди чудесным образом могут превращаться в животных, а те в свою очередь будут превращаться в камни, растения и другие неодушевленные предметы. Такие существа, порождённые фантазией первобытного человека, называются оборотными. Они как бы помогают или вредят людям. С помощью таких образов люди пытались объяснить явления, окружающие и происходящие вокруг них.

У людей появилась вера в то, что в теле каждого человеке обитает нечто сверхъестественное – душа. Когда человек спит, он ничего не слышит и не замечает, т.е. душа покидает его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя – душа не успевает вернуться в тело, и человек может умереть. Люди верили, что души их предков, и души умерших переселяются в далёкую, так называемую ''страну мёртвых''. Там души также живут, охотятся, ловят рыбу и занимаются собирательством. Поэтому в могилу умершего клали всё необходимое для жизни в ''стране мёртвых'' – крепкую обувь, пищу на дорогу, оружие и одежду. Эти появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

Люди придумали названия временным отрезкам, связанные с металлами: железный век, каменный век, бронзовый век. Каменным веком называется древнейший период истории человечества, когда основным материалом для изготовления необходимых человеку вещей – оружия и орудий труда – являлся камень. Собирая камни и изготавливая необходимые орудия, люди познакомились с медью, в то время она встречалась на Земле в виде самородков, схожих с обыкновенными камнями. Из меди делали ножи, наконечники копий и стрел. Это был медный век . Но медные изделия были лёгкими и непрочными. Далее люди познакомились с оловом . но тоже довольно хрупким металлом. Позже появилась бронза . Вероятно куски меди и олова случайно попали в костёр, раскалились, соединились вместе – и получился сплав, который объединил в себе лучшие свойства как меди, так и олова – это и была бронза. По прошествию определённого времени люди научились добывать железо из руды. Железный век наступил около трёх тысячелетий назад.

Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты – основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды – плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь – это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев. Первые люди на земле, подобно малым детям не знали, какова продолжительность года. Люди пытались определить продолжительность каждого времени года. В зависимости от сезона менялось количество зверей и съедобных плодов и кореньев. С возникновением земледелия люди стали ещё больше интересоваться сезонными изменениями в природе. Земледельцы поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам. Стали запоминать, в каком году произошло важное событие.

Мозг людей постоянно выдавал новые мысли и идеи. Эти идеи они диво воплощали в жизнь. Как только человек придумал взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, для ускорения пахотной работы, тут же началось использование тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Тут же изобрели подобие плуга. В него стали запрягать быков. Люди поняли, что плуг, в отличии мотыги может рыхлить и твёрдую землю. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие не возможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи. В общине складывался новый порядок, она стала состоять из нескольких больших семей. Раньше каждая семья имела свой скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке земли - люди рассчитывали только на себя. В больших поселениях на одной территории жизнь объединяла людей.

Вскоре родовую общину заменила соседская община. Стал развиваться обмен. Именно тогда появилось разделение людей на бедных и богатых. Если каждая семья была независима, самостоятельно вела хозяйство и распоряжалась своим имуществом, то некоторые становились богаче, а другие беднее. Появилось неравенство. Кто-то добывал свое богатство посредством грабежа. Для ведения военных действий выбирался глава племени – вождь. Он собирал людей для походов на соседние племена, выполнял роль судьи в спорах между семьями. Устраивал празднества и жертвоприношения богам. Во время охоты часть добычи вождь забирал себе. Глава племени и его подчиненные приобрели славу знатных людей. Их родственники пользовались почётом, которого не было у остальных. На знатных людей работали лучшие ремесленники, им всюду был обеспечен радушный прием.

Захваченных на войне людей вожди делали своими рабами, которые беспрекословно должны были им подчиняться. Там, где жила знать поселения вскоре превращались в крупные города, а вожди становились правителями государств. Позже ученые находили в таких городах святилища – места, где стояли идолы.

Особое внимание следует уделить летоисчислению, которым мы сейчас пользуемся. Оно началось со времен Иисуса Христа. Вера в Иисуса Христа, христианское вероисповедание укрепилось и распространилось по всему миру. Один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-й год – год рождения Христа, первый год.

Рекомендуем ознакомится: http://ref.repetiruem.ru

worldunique.ru

Значение словосочетания ПЕРВОБЫТНАЯ ЖИЗНЬ. Что такое ПЕРВОБЫТНАЯ ЖИЗНЬ?

Значение слова не найдено

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: Эхо Москвы — это что-то положительное, отрицательное или нейтральное?

Положительное

Отрицательное

Предложения со словом «первобытная жизнь»:

  • Когда первобытный человек открыл для себя волшебную силу красок, перед ним предстал мир мистики и религии.
  • В первобытном обществе все его члены делились по родоплеменному принципу, в государстве население разделено по территориальному принципу.
  • Среди них местами встречались и остатки первобытного исполинского племени рефаимов, следы которого сохранялись до позднейшего времени.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

kartaslov.ru

Доисторическая жизнь

Доисторическая жизнь

 

Название «доисторическая жизнь» обозначает все живые существа, которые жили на земле до того времени, когда люди научились описывать историю. О некоторых животных и растениях мы знаем лишь по их ископаемым остаткам, так как они исчезли еще до того, как на Земле появился человек. Наскальные рисунки и ископаемые остатки рассказывают нам о животных — современниках наших предков. Многие из них давно вымерли..

Когда около 4,6 млрд лет назад образовалась наша планета, на ней не было жизни, так как ее поверхность была слишком горячей. По мнению ученых, жизнь зародилась на грязевых поверхностях, подогреваемых вулканами. Самые древние остатки живых организмов датируются 3,5 млрд лет. Больше всего они были похожи на современные бактерии.

Жизнь в море:

 

Прошли сотни миллионов лет, и некоторые живые организмы приобрели способность использовать энергию солнечного света для производства питательных веществ. В этом процессе, называемом фотосинтезом, они использовали углекислый газ атмосферы, а в качестве побочного продукта выделяли кислород. Растения и до сих пор используют этот способ создания пищи. Науке известны данные, свидетельствующие о том, что небольшие по размерам простейшие растения существовали на Земле уже 3 млрд лет назад. В результате их деятельности в атмосфере нашей планеты появился кислород. Его содержание в воздухе постепенно росло и в конце концов достигло примерно современного уровня.

Первые животные были, по-видимому, одноклеточными, как эвглена, которая и сейчас живет в стоячих водоемах. С течением времени из одноклеточных организмов образовались многоклеточные, что дало начало более сложным формам жизни. Около 1 млрд лет назад появились первые организмы, имевшие вид цепочек растительных клеток, а остатки первых многоклеточных животных обнаружены геологами в породах, имеющих возраст более 600 млн лет. Это были губки, медузы и организмы, напоминающие червей.

Около 570 млн лет назад у многих животных появились твердые раковины, которые сохраняются намного лучше, чем остатки мягких тел существовавших ранее организмов. В осадочных породах этого времени обнаруживаются кораллы, жаброногие ракообразные, морские звезды, змееподобные животные и самые интересные с научной точки зрения животные — трилобиты (это были хорошо защищенные от врагов организмы, родственные современным крабам и насекомым).

Первые рыбы, чьи ископаемые остатки найдены в породах несколько более молодого возраста, имели мощный костный панцирь, защищавший их от хищных беспозвоночных (животных, не имеющих внутреннего скелета). Со временем многие виды рыб, в том числе акулы и предки современных костных рыб, заселили моря и пресные воды.

Жизнь на суше:

Пресноводные растения и животные начали постепенно осваивать сушу. Этот процесс начался около 400 млн лет назад. В это время немногочисленные мелкие растения, грибы, клещи и существа, похожие на насекомых, населяли топкие берега озер и устьев рек. Некоторые животные перешли на растительную пищу. Со временем растения распространились на суше и покрыли большую ее часть, создав среду, пригодную для жизни многих видов животных.

В отличие от многих современных рыб, большинство представителей этого класса, живших в то время, могли дышать сухим атмосферным воздухом. У них наряду с жабрами имелись и легкие. У некоторых видов были большие плавники, которые поддерживались крупными костями. Считается, что такие рыбы, обитая на дне стоячих водоемов и рек, могли передвигаться по поверхности ила, используя плавники в качестве конечностей. Все они были плотоядными и, возможно, иногда, охотясь за добычей — насекомыми или береговыми улитками, — могли выходить из воды на сушу.

С течением времени от таких ходящих рыб произошли земноводные. Представители этой группы (теперь к ней относятся лягушки и саламандры) приобрели способность существовать на суше по крайней мере часть своей жизни, хотя для размножения они по- прежнему вынуждены были возвращаться в водоемы. Первые земноводные ползали на животе. Однако у некоторых развились сильные конечности, которые были способны поднимать тело над поверхностью земли. Потомки таких животных превратились в рептилий.

Первые пресмыкающиеся:

 

Первые рептилии жили около 280 млн лет назад. У них, возможно, был твердый, сухой и водонепроницаемый кожный покров, а скорлупа яиц, по-видимому была такой же, как у современных пресмыкающихся.

Постепенно пресмыкающиеся осваивали пространства суши, приспосабливаясь к различным условиям жизни. Некоторые из них снова вернулись в водную стихию. Плезиозавры и плиозавры плавали так же, как это делают современные тюлени, а ихтиозавры по способу плавания напоминали дельфинов. В морях жили и гигантские ящерицы — мозазавры. В воздухе парили летающие рептилии. Самой многочисленной группой пресмыкающихся на земле были динозавры. Некоторые из них достигали гигантских размеров, которые не смогло превзойти ни одно другое наземное животное.

Первые млекопитающие и птицы:

 

Большинство рептилий имели массивное, тяжелое туловище и поэтому передвигались медленно. Однако некоторые из них приобрели способность к быстрым движениям, и им стало легче спасаться от врагов (хищных животных). Изменения в строении их черепа и ребер свидетельствуют об активном способе дыхания, таком, как у современных млекопитающих. От этих звероподобных пресмыкающихся в эпоху, когда на Земле появились ранние динозавры, и произошли самые первые представители млекопитающих.

Птицы появились позже. Самый ранний известный представитель этого класса жил около 147 млн лет назад. Он был, несомненно, родственником небольших плотоядных динозавров.

Когда около 165 млн лет назад динозавры окончательно вымерли, млекопитающие, птицы, современные группы рыб и цветковые растения стали господствовать на Земле. В относительно короткий период времени огромное количество млекопитающих и птиц распространилось на суше и на море. Со временем самыми крупными животными на планете стали некоторые представители млекопитающих.

Появление человека:

 

Одним из наиболее поздно возникших представителей млекопитающих является человек. Наши предки в доисторические времена жили одновременно с ныне вымершими животными. Об этих животных мы узнаем из наскальных и пещерных рисунков, захоронении и ископаемых остатков.

В конце великого ледникового периода охотники, жившие на территории современных Франции и Испании, изображали животных на стенах пещер. В большинстве случаев это были дикие лошади, олени и зубры, которые служили основным источником нищи первобытного человека. Первобытные люди были хорошо знакомы и с ныне исчезнувшими мамонтами, шерстистыми носорогами, пещерными львами и медведями.

Большинство знаний о вымерших животных получено на основе изучения ископаемых остатков. Небольшое количество животных найдено сохранившимися полностью — с мышцами и кожей. Например, в отдельных районах Сибири и Северной Америки шерстистые мамонты попадали в глубокие расщелины в вечной мерзлоте, откуда не могли выбраться. Оказавшись в таких естественных морозильниках, они хранились в замороженном состоянии свыше 10 тыс. лет.

В Северной Америке обнаружены остатки похожего на мамонта существа, в одну из костей которого был вбит небольшой камень. Это свидетельствует о том, что первобытные люди успешно охотились на этих гигантов.

Понравилась статья? Расскажи друзьям!

< Предыдущая Следующая >
 
Добавить комментарий

megaznanie.ru

Хозяйственная жизнь первобытного человеческого стада

 

Древнейший период человеческой истории принято обозначать как эпоху первобытного человеческого стада. Название это не случайно: человек в то время еще практически никак не выделялся из животного мира. Хозяйственный быт пралюдей и их общественные отношения были таковы, что почти полностью укладывались в порядки, существующие у других общественных животных, в частности, обезьян.

Какими хронологическими границами датируется эта эпоха? Дата начала антропогенеза — становления человека и человеческого общества — в 2,5 млн лет является наиболее реалистичной. Завершается эта эпоха возникновением человека современного типа примерно 100 тыс. лет назад.

Питекантроп

В этот период на Земле последовательно сменяли друг друга древнейшие пралюди. Первым в этой цепочке был питекантроп. Он был существом прямоходящим и отличался от современного человека, да и от сменивших его пралюдей прежде всего строением черепной коробки. Мозг питекантропа имел объем 900 см3, череп сохранил много обезьяньих признаков: малую высоту, примитивную структуру, сильно развитый надбровный валик. Однако руки питекантропа были способны производить простейшие трудовые операции.

Питекантроп, как предполагают ученые, уже умел изготовлять некоторые орудия. Для этого он использовал дерево и кость, а кроме того, валуны и гальку, подвергнув их примитивной обработке: сколы на камнях еще не обнаруживают какой-либо регулярности. Питекантропы в своей деятельности также применяли так называемые эолиты — камни, расколотые природными силами. Именно камень становится основным материалом для изготовления орудий труда и будет использоваться очень долго — вплоть до IV—Ш тыс. до н. э. Поэтому эпоху первобытности принято называть каменным веком, а начальный ее этап — ранним палеолитом (древним каменным веком). Ранний палеолит завершился примерно 100 тыс. лет до н. э.

Вопрос о местах обитания питекантропа связан с проблемой прародины человечества. В качестве наиболее вероятных территорий исследователи указывают на Центральную и Южную Африку и Центральную Азию и исключают гипотезы о возникновении человечества в Австралии и Америке, которые вообще не входили в зону расселения высших приматов. По-видимому, отдельные группы питекантропов жили в условиях относительной изоляции, не встречались между собой и были разделены генетическими барьерами.

Повседневная жизнь питекантропов во многом была похожей на жизнь их непосредственных предшественников — австралопитековых обезьян — и те, и другие вели хищнический образ жизни и охотились на мелких животных. Питекантропы занимались также собирательством и рыбной ловлей — рыбу ловили руками. Они кочевали — так легче было найти пропитание, жили небольшими группами в 25—30 взрослых особей. Жилищами для них служили природные убежища в виде пещер, гротов, скал, а также деревьев и кустов. Питекантропы не умели ни поддерживать, ни тем более добывать огонь.

Синантропы

Следующим в ряду древних пралюдей был синантроп, появившийся на Земле примерно 300 тыс. лет назад. Как и питекантроп, синантроп был среднего роста и плотного телосложения, а объем его мозга составлял в среднем 1050 см3. Предполагают, что синантроп уже был способен к звуковой речи.

Более сложной стала трудовая деятельность синантропа по сравнению с деятельностью питекантропа. Каменные орудия более разнообразны, хотя и не имели еще полностью устойчивой формы. Наиболее часто встречаются ручные рубила и отщепы с явными следами искусственной обработки.

Синантроп научился охотиться на таких крупных животных, как олени, дикие лошади и носороги. Синантропы жили в пещерах, а также научились строить наземные жилища. Постройки, сложенные из бревен и ветвей деревьев, покрывались шкурами животных и могли достигать значительных размеров — до 15 м в длину и до 6 м в ширину. Синантропы вели кочевой образ жизни, предпочитая в качестве мест обитания берега рек и озер.

Добывание огня все еще не было известно, но поддерживать природный огонь синантропы уже научились. Это сразу выделило их из природного мира: с этого времени люди были единственными существами на земле, способными использовать огонь для своих нужд. В их жилищах имелись очаги, выложенные камнем, в которых днем и ночью горел костер. Если же он гас, то это становилось для древних людей настоящей трагедией — шансы выжить у них резко падали. Добыча огня становилась важнейшей хозяйственной задачей, а борьба за огонь — частой причиной конфликтов и войн между соседними человеческими коллективами.

Неандертальцы

Неандертальский тип человека сформировался примерно 200 тыс. лет назад. Неандертальцы были небольшого роста (средний рост мужчины составлял 156 см), ширококостные, с сильно развитой мускулатурой. Объем мозга у некоторых неандертальских форм был больше, чем в среднем у современного человека. Однако структура мозга продолжала оставаться относительно примитивной: слабо были развиты лобные доли, важные для функции мышления и торможения. Таким образом, способность к логическому мышлению у неандертальцев была ограничена по сравнению с современным человеком, а поведение характеризовалось резкой возбудимостью, часто приводившей к ожесточенным конфликтам и столкновениям.

Каменные орудия, которые изготовляли неандертальцы, — рубила, острия, проколки, сверла, отщепы — просты и примитивны, как и сама каменная техника этого периода. Основными ее приемами было стесывание и разбивание камня, для чего использовались кремень, песчанник, кварцы, вулканические породы. Каменная техника, однако, постепенно совершенствуется, а сами орудия принимают более правильную форму: лезвия делаются более прямыми и острыми, а сверлы — более тонкими и крепкими. Рубила значительно уменьшились в величине (с 20 до 5 см в длину), появились новые, ранее неизвестные орудия труда — скребла и шилья. Еще одним достижением неандертальца было изобретение составных орудий: часть орудия могла быть выполнена из камня, часть — из кости или дерева.

Усложнялись и другие компоненты материальной культуры. Удачно расположенные и удобные навесы и пещеры занимались под постоянное жилище — они могли использоваться на протяжении жизни нескольких поколений. В открытых местах строились конструктивно сложные наземные жилища.

Хозяйственная жизнь неандертальцев, как и их предшественников, основывалась на собирательстве, рыбной ловле и охоте.

Собирательство требовало больших затрат времени, а пищи давало мало, и в основном малокалорийной. Ловля рыбы требовала исключительной внимательности, быстрой реакции и сноровки и не давала больших объемов добычи.

Охота была наиболее эффективным источником получения столь необходимой для человеческого организма мясной пищи.

Объектами охоты в зависимости от сферы обитания пралюдей были гиппопотамы, слоны, антилопы, дикие быки (в тропической зоне), кабаны, олени, зубры, медведи (в северных областях). Охотились также на таких крупных животных, как мамонт и шерстистый носорог. Охота требовала мужества, выдержки, знания привычек зверя, она была чрезвычайно опасна и невозможна в одиночку.

Неандертальцы устраивали ловчие ямы и использовали загонный метод, в котором участвовали все взрослые мужчины общины. Вот почему именно охота была той формой трудовой деятельности, которая в наибольшей степени стимулировала организованность коллектива неандертальцев. Таким образом, охота, являясь самой прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определила развитие первобытного общества.

Любая добыча — будь-то мясо, рыба, злаки, плоды, моллюски или насекомые — принадлежала не тому, кто ее добыл, а всему коллективу. Распределение добычи было, по-видимому, равнообеспечивающим: учитывались особенности членов общины по полу и возрасту. Если еды было мало, то в первую очередь ее получали охотники. В экстремальных ситуациях практиковались убийства детей и стариков. В наиболее уязвимом положении находились новорожденные девочки. Факт каннибализма у неандертальских племен считается неоспоримо доказанным. Такое поведение неандертальцев ученые объясняют их огромной агрессивностью и господством звериных инстинктов, что было неизбежным следствием их физиологических особенностей — строения черепа и мозга. Бесконечные кровавые конфликты в неандертальских группах, а также тяжелые условия жизни не позволяли неандертальцам доживать до старости, большинство их погибало в молодом возрасте. Однако все же постепенно численность их увеличивалась, и они расселялись по всей Европе, Азии и Африке, занимая гораздо большую территорию, чем раньше питекантропы и синантропы.

 

Похожие статьи:

poznayka.org


Смотрите также