Ученые уже много знают о том, какие растения и животные были на нашей планете в далеком прошлом. Об этом рассказывают и кости доисторических животных и отпечатки растений, которые находят в глубоких слоях земли, и кусочки птичьих перьев и клочки шерсти зверей, попавшие много миллионов лет назад в клейкую смолу деревьев. Попадали в эту смолу и насекомые. Смола окаменела, превратилась в красивый камень — янтарь. Искусные умельцы сейчас делают из янтаря украшения, а ученым многие кусочки янтаря рассказывают о животном и мире растительном, который был на нашей планете десятки миллионов лет назад.
Ученые много знают и о наших предках — людях, которые населяли Землю в далеком прошлом. Благодаря находкам археологов и антропологов известно, что, например, рост предка человека, жившего 500—600 тысячелетий назад и получившего в современной науке имя питекантропа, был примерно 170 сантиметров. Умственные способности его были невелики: объем черепа не превышал 900 кубических сантиметров.
Люди, жившие на Земле примерно 400 тысячелетий назад, их называют синантропами, были поменьше ростом — 150—160 сантиметров, но череп имели уже гораздо вместительнее — до 1200 кубических сантиметров.
Неандерталец — человек, живший на Земле примерно 100— 40 тысяч лет назад, был ростом с синантропа, но значительно превосходил его умственными способностями. И наконец. Homo sapiens, как его называют, то есть разумный человек, появившийся 40—30 тысяч лет назад — кроманьонец, — и ростом и объемом черепа почти не отличался от современного человека.
Все это палеонтологи узнали, изучив найденные ими отдельные кости или целые скелеты. Орудия и украшения, каменные топоры и ножи, бусы и браслеты рассказывают, как жили наши далекие предки. А благодаря умению ученых по черепу, по костям восстанавливать внешний облик человека мы можем даже увидеть, как выглядел неандерталец или кроманьонец.
Все это так. Но можем узнать ли мы, что первобытные люди думали? Можем узнать ли мы что-либо об их обычаях и обрядах? Нет — казалось бы. Ведь после себя книг они не оставили, как не оставили ни легенд, ни преданий, ни сказок.
Конечно, о многом мы догадываемся, о многом судим по орудиям, по предметам быта,— например, о том, как охотились, чем охотились, на кого охотились. Но вот что при этом думали древние люди, мы узнать не можем.
Так, по крайней мере, считали ученые долгое время.
Но вот однажды…
Все открытия, конечно, случаются однажды, и большинство — неожиданно. Особенно замечательные. А открытие, которое сделал испанский адвокат — любитель археологии дон Сантьяго Томазо де Саутуола, — было одно из самых замечательных открытий позапрошлого века. Однако оно не принесло ему славы. Мало того, Саутуола стал объектом насмешек, и еще хуже — его обвинили даже в подлоге. Одни ученые издевались над адвокатом, другие негодовали. Еще бы! Этот адвокат решил морочить их, он утверждал, что человек, живший многие тысячелетия назад, способен был рисовать!
Но Саутуола не совершал никакого подлога. Однажды он опустился в пещеру, находящуюся неподалеку от его дома. Спустился для того, чтоб искать кости доисторических животных. Повезло — он нашел здесь много костей животных, каменные орудия, обнаружил следы пребывания в пещере древнего человека. С каждым днем поиски увлекали ученого все больше и больше, он методически обследовал плотно утрамбованный пол пещеры.
Он знал: находки могут быть только в земле. Поэтому ни стены, ни потолок пещеры его не интересовали.
Через какое-то время в пещеру вместе с адвокатом спустилась его маленькая дочь. Она долго уговаривала отца взять ее с собой, но, попав в пещеру, вскоре поняла, что старалась зря — очень уж скучно, темно и сыро было там. А отец к тому же находил какие-то совсем неинтересные вещи. От скуки девочка стала внимательно осматривать потолок и стены пещеры. И вдруг…
— Смотри, папа, быки! — воскликнула она.
— Какие быки, где? — небрежно ответил отец, разглядывая очередную находку. — Никаких быков тут не может быть…
— Нет, может! Вон посмотри на потолок.
Отец поднял глаза и застыл в изумлении: двадцать пять удивительных животных — козлы и дикие лошади, туры и бизоны, изображенные почти в натуральную величину,— смотрели на него с потолка пещеры.
Весть о необычайном открытии быстро разлетелась по Испании. В 1880 году Саутуола выпустил о своей находке книгу. Тысячи людей приходили и приезжали на холм Альтамир, где находилась пещера, чтобы увидеть рисунки первобытных людей. Пещеру посетил даже сам король.
И только ученые не пожелали посмотреть на творчество древних: они были уверены, что рисунки на потолке пещеры — подделка, что древние люди не могли рисовать, тем более не могли оставить цветные рисунки.
Так многие тысячелетия назад первобытные художники изображали быков.
Напрасно Саутуола доказывал, что рисунки подлинные. Ему никто не верил. Он так и умер в 1888 году — через девять лет после своего знаменитого открытия — с клеймом мошенника. Впрочем, последние годы его жизни о нем уже никто не вспоминал, так же как и о пещере на холме Альтамир.
А через шесть лет после смерти адвоката один из его противников сам находит пещеру, в которой на стенах и на потолке изображены животные. И не только быки и туры, но и медведи, и олени, вымершие много тысячелетий назад. И по стилю, и по манере рисунки эти очень напоминают те, которые были воспроизведены в книге Саутуолы!
И этот «портрет» быка оставил нам на скале первобытный художник.
Вот тогда-то и вспомнили про него. Ученые снова занялись пещерой на холме Альтамир. Они приехали к дочери покойного адвоката, к той самой, которая когда-то первая увидела удивительных быков. И вдруг выяснилось, что совсем рядом с пещерой Саутуолы местные жители нашли еще одну подземную «картинную галерею», однако, наученные горьким опытом, они уже не хотели о ней говорить. Неохотно рассказала о ней и дочь Саутуолы.
Эта почти трехсотметровая пещера, на стенах которой найдено более ста пятидесяти изображений животных, оказалась для ученых настоящим кладом.
Потом стало известно, что существует еще несколько пещер со странными рисунками.
О пещерах с рисунками на стенах и на потолке заговорили ученые всего мира.
Еще бы! Теперь уже не только кости, скелеты, клочки шерсти или перьев могли рассказать об удивительных животных прошлого — о них рассказывали очевидцы. Вот они, портреты животных, сделанные чуть ли не с натуры. Одни нарисованы цветными красками (сейчас установлено, что первобытные живописцы пользовались окисью железа и перекисью марганца; мелко истолченные и перемешанные с жиром, они давали цветовую гамму: окись железа — от охряно-желтого до красного и перекись марганца — от коричневого до черного), другие выцарапаны или выбиты на скалах, на камне. Целые стада бизонов и оленей, лошадей и мамонтов!
Первобытный художник, конечно, был и охотником. Не исключено, что в этой сцене он изобразил и себя.
Скоро выяснилось, что среди первобытных творцов были не только художники, были и скульпторы — в пещерах начали находить вылепленные из глины фигурки зверей!
То, что первобытные люди умели рисовать и лепить, само по себе уже замечательное открытие.
Но чем больше таких рисунков находили, чем больше их изучали, тем интереснее становились выводы.
Например, обратили внимание, что на большинстве наскальных изображений животные либо ранены, либо убиты, либо поверх рисунков изображен топор или большой камень. Что бы это могло значить?
informvest.ru
5 мест, где можно увидеть самую удивительную наскальную живопись
12 сентября 1940 года были найдены наскальные рисунки в знаменитой пещере Ласко во Франции, которую называют Сикстинской капеллой доисторической живописи. Существует и еще несколько мест, где можно встретить впечатляющие художества первобытных людей.
Пещера Ласко, Франция
Это один из самых крупных и важных палеонтологических памятников на планете. Такого количества наскальных росписей нет ни в одной другой пещере. Кроме впечатляющего количества надписей удивляет и то, как они хорошо сохранились. Сюжеты пещеры стандартны для живописи того периода: это рисунки животных, людей, инструментов.
Пещера входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и закрыта для посещения туристами. Дело в том, что из-за присутствия людей в Ласко был нарушен хрупкий природный баланс, который позволял этим надписям просуществовать долгие тысячелетия. Теперь стены пещеры раз в несколько недель обрабатывают ученые, устраняя со скалы постоянно размножающиеся бактерии и водоросли. Для посещения туристами создана пещера Ласко 2, находящаяся в двух сотнях метров от оригинальной пещеры и состоящая из репродукций.
Капова пещера, Россия
Пещера находится на территории республики Башкортостан в заповеднике Шульган-Таш, имеет протяженность около трех километров. Образовалась она в известняке, в карстовом массиве. В пещеру впадает небольшое озеро, вода в котором непригодна для питья и используется исключительно для качестве целебных ванн.
Рисунки на стенах Каповой пещеры были открыты в середине пятидесятых советским зоологом Рюминым. Нанесены они с помощью охры, и их возраст составляет около восемнадцати тысяч лет. Это колоссальное число сложно себе вообразить: творчество и желание создавать что-то новое заставляло человека рисовать еще до существования цивилизации, религии, науки, языка. Место, в отличие от пещеры Ласко, полностью доступно для туристов.
Пещера Альтамира, Испания
Эта пещера, открытая в 1789 году, также довольно известна благодаря тому, что в ней, как и в Ласко, используется техника полихромной живописи: то есть, рисунки имеют цвет. Интересен тот нюанс, что для создания трехмерного эффекта используются естественные контуры стен.
Можно, кстати, найти рисунки не только на стенах, но и на потолке. После нескольких закрытий пещеры из-за того, что в рисунках появилась плесень от сырости, в 2011 году посещения снова были возобновлены.
Урочище Тамгалы, Казахстан
В этом месте в горах Анракай, в 170 километрах от Алма-Аты, когда-то находилось святилище древних людей. Тут можно увидеть изображения божеств, животных и людей: брачных пар, воинов, охотников.
Всего рисунков насчитывается около двух тысяч. Большинство надписей ученые относят к бронзовому веку. Очередной объект Всемирного наследия ЮНЕСКО находится под открытым небом и открыт для посещения.
Ньюспейпер-Рок, США
Находится это место на юго-востоке штата Юта, дословно его название переводится, как «газетный камень». Особенностью его является коллекция петроглифов, которая создавалась индейцами в доисторический период. До сих пор остается непонятным, почему на такой маленькой площади нарисовано такое большое количество петроглифов.
venividi.ru
Пещерная живопись
Первым художником на Земле стал пещерный человек. Об этом нам рассказали раскопки и археологические исследования. Больше всего трудов пещерных художников было найдено на территории, которую сейчас мы называем Европой. Это рисунки на скалах и в пещерах, которые служили для первобытных людей убежищем и жилищем.
По мнению историков, живопись зародилась в каменном веке. Это было время, когда люди еще не умели пользоваться сталью. Их предметы обихода, орудия труда и оружие, были сделаны из камня, оттуда и название – каменный век. Первые рисунки также вырезали с помощью простых предметов – куска камня, или костяного орудия. Может быть, поэтому многие работы первобытных художников сохранились до нашего времени. Линии представляют собой глубокие надрезы, по сути, своеобразную гравировку на камне.
Что рисовали пещерные люди? В основном их интересовало то, что окружало их и давало им жизнь. Поэтому их рисунки – это преимущественно очертания животных. При этом художники того времени могли довольно точно передать движение того или иного зверя. В связи с этим были даже случаи сомнения в подлинности таких рисунков. Специалисты просто не могли поверить, что пещерные люди могли быть настолько способными к искусству.
Удивительно, что и краски при рисовании начали использоваться именно первобытными людьми. Красители они добывали из земли и растений. Это были смеси на основе минералов и природных веществ. В них добавляли жир животных, воду и сок растений. Красители были такие стойкие, что изображения с использованием красного, желтого, белого и черного, сохраняли свою яркость тысячи лет.
Археологи находили и древние орудия живописи. Как уже говорилось, это были изделия для вырезания – костяные палочки с заостренным концом, или инструменты из камня. Художники использовали и своеобразные кисти, которые делали из волоса животных.
Ученые не приходят к единому мнению по поводу того, зачем пещерным людям понадобилось рисовать. Многие считают, что склонность человека к прекрасному зародилась одновременно с появлением самого человека. Потребность изображать окружающий мир, по их мнению, была исключительно эстетической. Другое мнение говорит о том, что рисунки были частью религиозных ритуалов того времени. Древние люди верили в магию и придавали рисункам значение оберегов и талисманов. Изображения притягивали удачу, и ограждали людей от злых духов.
Не важно, какое из этих мнений наиболее близко к истине. Важность имеет то, что первым периодом в развитии живописи историки считают каменный век. Работы древних художников на стенах их пещер, стали прообразом великолепных творений последующих эпох.
www.letopis.info
Пещерная живопись
Долгие годы современная цивилизация не имела представлений о каких-либо объектах древней живописи, однако в 1879 году археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе со своей 9-летней дочерью в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей — не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Годом позже Саутуола вместе со своим другом Хуаном Вилановым-и-Пьером из Мадридского университета опубликовали результаты своих исследований, в которых датировали исполнение рисунков эпохой палеолита. Многие учёные восприняли это сообщение крайне неоднозначно, Саутуолу обвиняли в фальсификации находок, однако позднее подобные пещеры были открыты во многих других уголках планеты.
Наскальные рисунки в пещере Альтамира
Пабло Пикассо посетив пещеру Альтамира воскликнул: «после работ в Альтамире все искусство пошло на спад». Он не шутил. Искусство в этой пещере и во многих других пещерах, которые находятся во Франции, в Испании и других странах, относится к числу величайшего достояния в области художества, которое когда-либо создавалось.
Пещера Магура
Пещера Магура является одной из крупнейших пещер в Болгарии. Она расположена в северо-западной части страны. Стены пещеры украшены доисторическими наскальными рисунками, созданными примерно от 8000 до 4000 лет назад. Обнаружено было более 700 рисунков. На рисунках изображены охотники, танцующие люди и множество животных.
Куэва-де-лас-Манос - «Пещера Рук».
Куэва-де-лас-Манос находится в Южной Аргентине. Название можно дословно перевести, как «Пещера Рук». В пещере изображены в большинстве своем – левые руки, но также есть сцены охоты и изображения животных. Картины, как полагают, были созданы 13000 и 9500 лет назад.
Бхимбетка.
Бхимбетка расположена в центральной Индии и содержит более 600 доисторических наскальных рисунков. Рисунки изображают людей, живших в то время в пещере. Животным также уделили много места. Были найдены изображения бизонов, тигров, львов и крокодилов. Считается, что самой старой картине 12.000 лет.
Серра-да-Капивара
Серра-да-Капивара - национальный парк на северо-востоке Бразилии. Это место – дом множества каменных убежищ, которые украшены наскальными рисунками, которые представляют собой ритуальные сцены, охоту, деревья, животных. Некоторые ученые считают, что самые старые наскальные рисунки в этом парке созданы 25 000 лет назад.
Доисторические наскальные рисунки в Лаас Гаал
Лаас Гаал представляет собой комплекс пещер на северо-западе Сомали, которые содержат некоторые из самых ранних известных художеств на Африканском континенте. Доисторических наскальным рисункам, по оценкам ученых, между 11000 и 5000 лет. Они показывают коров, церемониально одетых людей, домашних собак и даже жирафов.
Рисунок жирафа в Тадрарт Акакус.
Тадрарт Акакус образует горный хребет в пустыне Сахара, в западной Ливии. Этот район известен своими наскальными рисунками с 12 000 до н.э. до 100 года. Картины отражают меняющиеся условия пустыни Сахара. 9 000 лет назад здешние окрестности были полны зелени и озер, лесов и диких животных, о чем свидетельствуют наскальные рисунки, изображающие жирафов слонов и страусов.
Рисунок медведя в пещере Шове
Пещера Шове, на юге Франции, содержит некоторые из самых ранних известных доисторических наскальных рисунков в мире. Изображения, сохранившиеся в этой пещере могут иметь возраст около 32 000 лет. Пещера была обнаружена в 1994 году Жаном Мари Шове и его командой спелеологов. Картины, найденные в пещере, представляют изображения животных: горных козлов, мамонтов, лошадей, львов, медведей, носорогов, львов.
Наскальная живопись Какаду.
Расположенный на северной территории Австралии, Национальный парк Какаду содержит одну из самых больших концентраций произведений искусства, созданных аборигенами. Считается, что самым старым работам 20 000 лет.
Рисунок бизона в гещере Альтамира.
Обнаруженная в конце 19 века, пещера Альтамира находится в северной Испании. Удивительно, но картины найденные на скалах были такого высокого качества, что ученые долго сомневались в их подлинности и даже обвиняли первооткрывателя Марселино Санс де Саутуола в подделывании живописи. Многие не верят в интеллектуальный потенциал первобытных людей. К сожалению, первооткрыватель не дожил до 1902 года. В этом году картины были признаны подлинными. Изображения сделаны углем и охрой.
Картины Ласко.
Пещеры Ласко расположенные на юго-западе Франции, украшены впечатляющими и знаменитыми наскальными рисунками. Возраст некоторых изображений составляет 17 000 лет. В своем большинстве наскальные рисунки изображены далеко от входа. Самые известные изображения этой пещеры – изображения быков лошадей и оленей. Самый большой наскальный рисунок в мире – бык в пещере Ласко, длинна которого составляет 5.2 метра.
animalworld.com.ua
Наскальные рисунки — поиски начала
Наскальные рисунки — поиски начала
05.05.2007 Рубрики: Первобытное, Разное Метки: Монтеспан Н.А Дмитриева Наскальные рисунки Первобытное Тассилия Фон де Гом 3 901 просм. Комментариев нет
Поиски начала — едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается пытливый человеческий ум. Любое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло — это кажется нам очевидным. Но, шаг за шагом добираясь до его истоков, исследователь находит бесконечную цепь превращений, переходов из одного состояния в другое. Оказывается, что всякое начало относительно, оно само является следствием долгого предшествующего развития, звеном бесконечной эволюции. Не только происхождение жизни на земле и человеческого рода — итог длительного процесса, звено в цепи превращений. То же можно сказать и об искусстве. Когда, где и почему оно «началось» — точный и простой ответ невозможен. Оно не началось в строго определенный исторический момент — оно постепенно вырастало из не искусства, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком. В изучении его древнейших форм историки изобразительного искусства находятся в более благоприятном положении, чем историки искусства слова, музыки и театра. Последние могут судить о первобытных песнях и зрелищах только по косвенным данным, по аналогии с творчеством ныне живущих народов, задержавшихся вплоть до XIX века и даже XX века на стадии первобытнообщинного строя.
Поиски начала — едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается пытливый человеческий ум. Любое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло — это кажется нам очевидным. Но, шаг за шагом добираясь до его истоков, исследователь находит бесконечную цепь превращений, переходов из одного состояния в другое. Оказывается, что всякое начало относительно, оно само является следствием долгого предшествующего развития, звеном бесконечной эволюции. Не только происхождение жизни на земле и человеческого рода — итог длительного процесса, звено в цепи превращений. То же можно сказать и об искусстве. Когда, где и почему оно «началось» — точный и простой ответ невозможен. Оно не началось в строго определенный исторический момент — оно постепенно вырастало из не искусства, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком. В изучении его древнейших форм историки изобразительного искусства находятся в более благоприятном положении, чем историки искусства слова, музыки и театра. Последние могут судить о первобытных песнях и зрелищах только по косвенным данным, по аналогии с творчеством ныне живущих народов, задержавшихся вплоть до XIX века и даже XX века на стадии первобытнообщинного строя.
Эти аналогии приблизительны: каким бы ни был архаическим общественный строй народов, оттесненных с магистрального пути истории, все же протекшие тысячелетия не могли оставаться для них неподвижным временем без развития. Время само есть движение и развитие. И современное (то есть относящееся к последним двум столетиям) искусство коренных австралийцев или африканцев все же совсем иное, чем у людей каменного века. Это можно сказать с уверенностью, потому что вещественные изобразительные памятники доисторических эпох сохранились. Еще в начале прошлого столетия их совсем не знали. Примерно с середины XIX века началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научной археологии. Чуть не во всех концах земли были обнаружены и раскрыты очаги материальной культуры незапамятных времен: стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты. Почти сплошь изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, уже в эпоху неолита (нового каменного века), стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются (большой точности здесь быть не может) VI—IV тысячелетиями до н. э. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту (древнему каменному веку), то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет тому назад. Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Испании (знаменитые пещеры Альтами-ры, которые один исследователь шутя назвал «первобытной Сикстинской капеллой»), во Франции (пещеры Фон де Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костенки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире. Вплоть до недавно открытых и произведших сенсацию во всем мире гигантских многоцветных росписей горного плато Тассили в Сахаре, среди песков пустыни. Можно думать, что еще много находок предстоит впереди. По данным современной науки, человек верхнего палеолита по своей физической конституции был вполне подобен современному человеку. Он владел членораздельной речью и умел выделывать довольно сложные орудия из камня, кости, дерева и рога. Родовые коллективы жили охотой на крупного зверя. Роды начинали объединяться в племена, где возникал матриархальный уклад. Казалось бы, у этого примитивного человеческого общества, которое даже еще не возделывало землю и не приручало животных, не должно бы быть никакого искусства. Между тем оно было — доказательства налицо. Значит, искусство, во всяком случае, — один из самых древних атрибутов человеческого существования. Оно старше, чем государство и собственность, старше всех тех сложных взаимоотношений и чувств, в том числе чувства личности, индивидуальности, которые складывались позже, в развитом и расчлененном человеческом коллективе; оно старше земледелия, скотоводства и обработки металлов. Но тогда это искусство было, вероятно, до крайности примитивным? Не видя его и рассуждая отвлеченно, мы могли бы предположить, что это были беспомощные каракули, вроде каракулей двухлетнего ребенка. Так ли это на самом деле? Рисунок на потолке Альтамирской пещеры — одно из изображений бизона. Он относится к так называемому мадленскому периоду, то есть к концу эпохи верхнего палеолита, ему не менее двухсот тысяч лет. Экономными, смелыми, уверенными штрихами, в сочетании с большими пятнами краски, передана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций. Изображение не только контурное, но и объемное: как осязателен крутой хребет бизона и все выпуклости его массивного тела! Рисунок полон жизни, в нем чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовность зверя ринуться вперед, наклонив голову, выставив рога и исподлобья глядя налитыми кровью глазами. Рисующий, вероятно, живо воссоздавал в своем воображении тяжелый бег бизона сквозь чащу, его бешеный рев и воинственные крики преследующей его толпы охотников. Нет, это не элементарный рисунок. Его «реалистическому мастерству» мог бы позавидовать современный художник-анималист. Предположение о «детских каракулях» первобытного человека решительно не подтверждается. В конце концов, это не должно нас удивлять. Ведь в пределах своего образа жизни, своих занятий, своего кругозора первобытный человек должен был быть великим мастером — иначе как бы он смог выстоять в условиях жесточайшей борьбы за существование, окруженный враждебными силами природы, слабый, без когтей и клыков, почти безоружный? Некоторые способности, именно те, которые нужны были ему в борьбе за жизнь, должны были развиться у него до самого изощренного умения. О тысячах вещей, сейчас доступных любому ребенку, он не имел никакого представления, тысячи способностей были у него совершенно не развиты, зато те, которые были тогда жизненно необходимы,. — развиты намного лучше, чем у современного цивилизованного человека. Разве современный человек смог бы охотиться на свирепого носорога или мамонта с помощью кремневого копья? Разве современный человек обладает таким знанием, таким чутьем лесной, дикой, звериной жизни, такой ориентацией среди шорохов, следов, запахов леса? Навыками, жизненно необходимыми человеку каменного века, были и навыки ручного труда — искусных манипуляций руки. Если присмотреться к орудиям труда пещерного жителя, хотя бы к его костяным иглам, то видно, какая это была утонченная и искусная работа: голыми руками, с помощью кремневых скребков, выточить тонкую, крепкую заостренную иглу да еще проделать в ней ушко. Рука такого мастера была уже поистине мудрой: она прошла великую школу труда. Необходима была и острая наблюдательность, развитая, правда, в узком, определенном направлении, — во всем, что касалось звериных повадок и привычек. Зверь был источником жизни, средоточием помыслов, врагом и другом, жертвой и божеством….
Из Краткой истории искусств под ред. Н.А Дмитриевой
Впервые наскальные рисунки обнаружил испанский дворянин Марселлино де Сантуола, проживавший в городе Сантандер. Он увлекался археологией и как-то раз производил раскопки в пещере Альтамира неподалеку от своего дома. С ним пришла его маленькая дочь, которой быстро надоело наблюдать за раскопками, и она принялась бродить по пещере. Вскоре отец услышал ее крик: «Быки! Быки!» Действительно, быки в пещере испугают кого угодно, и Сантуола, бросившись на помощь дочке, увидел, что девочка смотрит на потолок пещеры. Там оказалось множество изображений быков, бизонов, оленей, лошадей и разных других животных, некоторые были нарисованы в натуральную величину.
Открытие повергло археологический мир в смятение, как это бывает с большинством открытий; ученые никак не могли поверить, что эти поистине замечательные рисунки могли появиться на столь раннем этапе развития человека. Рисунки пещеры Альтамира были восприняты с таким же недоверием, с каким сначала не хотели признавать в неандертальце человека и в некоторых древних кремневых орудиях произведение человеческих рук. Сейчас уже написано множество книг, перед научными обществами прочитано бесчисленное количество докладов, в некоторых французских пещерах найдено множество других рисунков, и все это убедило археологов в том, что пещера Альтамира сохранила подлинные творения древнейшего периода мирового искусства; и этим открытием мы обязаны одной маленькой девочке, которая испугалась нарисованных быков и позвала своего отца.
Теперь давайте задумаемся о том, какой цели служили эти рисунки. Альтамирские рисунки находятся в темной пещере, которая имеет общую длину 280 метров. Пещера никак не освещается, а изображения встречаются на стенах по всему ее периметру. Сейчас без специального освещения их не видно, и художнику во время рисования нужно было пользоваться лампой или факелом; таким образом, мы делаем новое открытие — выходит, что древний человек уже имел искусственное освещение.
Выдвигалось множество предположений относительно предназначения рисунков; одно состоит в том, что большинство нарисованных животных относятся к объектам охоты и их изображение являлось магическим ритуалом, который отдавал животных во власть шамана племени. На многих рисунках в тела зверей вонзаются стрелы; на некоторых красным цветом нарисовано сердце. Подобные обычаи существовали до самого недавнего времени — чтобы навредить врагу, нужно было сделать его изображение и натыкать в него булавок; то есть, конечно, если вы плохой человек и желаете ему зла.
Значит, пещерные рисунки могли использовать в помощь охотникам. Старейшина племени или, например, шаман рисовал зверя и стрелы, пронзающие его. После этого охотники шли и убивали настоящего зверя, которого привело к ним волшебство художника. Это колдовство, основанное на внушении..
Любопытная деталь — лица никогда не прорисованы; в живописи практически никогда не изображались люди, разве что несколько редких гротескных лиц. Возможно, в этом повинны верования первобытных людей, считавших, что рисунок или скульптура, изображающие человека, становятся частью его личности. Если причинить изображению вред, то это скажется и на человеке, поэтому любой узнаваемый портрет человека вдвое увеличивал риск. А в случае с нарисованными животными это для древнего человека было желательно.
Другая гипотеза состоит в том, что нарисованный мамонт, бизон или любой другой зверь мог быть тотемом племени, древние люди группировались в кланы по родству с животным, например, как братья-бизоны. Мы видели, что этот обычай характерен для австралийских аборигенов, американских индейцев и современных бойскаутов. В таком случае пещеру Альтамира можно считать храмом, в котором хранились тотемные символы. (См."Первобытные люди. Быт, религия, культура" Чарльз Квеннелл, Марджори Квеннелл) Художники тех дней использовали красные и коричневые, черные и желтые цвета и, как настоящие знатоки, управлялись со световыми бликами, полутонами и тенями. Видимо, для начала они черной краской рисовали очертания и затем раскрашивали изображение, добавляя яркости или стирая краску, чтобы добиться эффекта освещения. Фигуры животных часто выполнены в натуральную величину с необычайной убедительностью и жизненной силой. Придумайте,чем можно рисовать на асфальте, если очень хочется, но нет мелков или красок. Сделайте краски из грязи! Этот способ хорош для игр с маленькими детьми: к настоящей грязи примешиваются сухие краски или пищевые красители, для нашей цели- красного, коричневого, чёрного и жёлтого. С детьми постарше можно уже серьёзно задуматься из чего сделаны краски. Здесь очень интересный проект на эту тему. Нам пригодится красная глина, уголь и мел. Учёные обнаружили в пещерах сурик железный — пигмент, лежащий в основе одной из древних красок, пестики для толчения краски и лопатки каких-то животных, служившие палитрой. Художники рисовали кистями, которые было нетрудно сделать. Краски хранили в маленьких баночках из оленьих рогов.
Придумаем, из чего можно сделать кисти.
Живопись первобытных художников достойна всяческих похвал; не будучи приверженцами мелких деталей, они ухватывали суть изображаемых животных. На их рисунках мамонты медленно вышагивают, словно живые от кончиков бивней до кисточки хвоста. Бизоны и вепри нападают; олени и маралы двигаются легким, непринужденным галопом. Рисунки доказывают невероятно развитую способность замечать подробности, которую охотник приобретал вместе с другими своими навыками. Однако в них нет симпатии к животным, характерной для более поздних эпох, когда люди начали их приручать и одомашнивать.Посмотрите, что рисовали или выцарапывали на камне древние художники в разных уголках земли:
http://www.crystalinks.com/petroglyphs1.htmlС такими мелкими картинками можно и поиграть- составить рассказ в картинках о жизни первобытных людей.
Посмотреть и почитать детям по теме:
Приглашение в игру!
Арт проекты для детей:
Играем в древних художников- рисуем на стене бумажной пещеры:
Found on theadventuresofbear.blogspot.com
Выцарапывание рисунка на камне
рисование на упаковочной коричневой мятой бумаге, имитирующей каменную стену
Рисуем на настоящих камнях
Классные варианты оформления выставки детских работ: