Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе. Глава 1 Зарождение воспитания в первобытном обществе Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава 1 Зарождение воспитания в первобытном обществе Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества. Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе


Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.

 

История педагогики является профилирующей дисциплиной педагогических учебных заведений, занимает важное место в общепедагогическом образовании и воспитании будущих учителей. Изучение истории школы и педагогики – важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания, образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, школы и педагогики – с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.

Школа и педагогика – арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов.

Изучение истории педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Курс истории педагогики охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.

I. Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания.

К числу традиционных относятся:

1. Эволюционно-биологическая Представители этой концепции Ш.Летурно – франц. социолог, А.Эспинас, Дж.Симпсон сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве, связывали воспитание с природным стремлением к продолжению рода, с так называемым естественным отбором. По этой концепции воспитание появилось и имеет место не только в человеческом обществе, но и в мире животных и птиц, насекомых.

2. Психологическая концепция. С позиции этой концепции (предств. Амер. Ученый П.Монро) воспитание также основывается на инстинкте, но объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. При таком подходе как и в первой концепции игнорируются социальные корни воспитания, которые сводятся только к психологическому процессу.

3. Биосоциальная концепция (трудовая) Авторы биосоциальной концепции (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) допускали существование воспитания только в человеческом обществе, понимали его как процесс сознательной человеческой деятельности, связывали воспитание с появлением трудовой деятельности.

Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественно социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности, считают что социальная функция воспитания заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения.

II. Зарождение воспитания в первобытном обществе.

Тысячалетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40–35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, уметь охотиться, разжигать огонь, готовить пищу, изготовлять орудия труда, оружие и т.д., быть сильными и выносливыми. Постепенно передача опыта старших младшим начало приобретать черты особого вида деятельности. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.

 

III. Воспитание в рабовладельческом обществе.

а) Воспитание и школы в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет).

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5–му тысячалетию до н.э.

Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки развития мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмысления сущности воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии, Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена. Общей чертой всех рабовладельческих государств было воспитание и обучение в основном детей рабовладельцев и некоторой прослойки свободных граждан. Школы были разными по своей направленности и расположению.

В Индии существовали три высшие касты: жрецы (брахманы), воины, общинники (земледельцы, ремесленники, торговцы). Четвертой – низшей кастой были наемные рабочие (слуги, рабы).

Наибольшей привилегией пользовалась каста брахманов (жрецов). Для их детей открывались жреческие школы. Основой воспитания было нравственные, умственные и физические качества. Ведущими качествами личности считались праведность и чистота помыслов. Брахманское образование прежде всего носило религиозный характер, включая однако грамматические и другие «подсобные науки» (правила поведения, науку чисел, астрологию, науку о змеях, этилологию, логику и др. Ученики должны были постичь абсолютную истину и реальность – брахману. Срок брахманского обучения составлял 12 лет.

Для общинников открывались общинные школы, обучали письменности, грамоте, воспитывали трудолюбие, терпение.

У будущих воинов воспитывали силу, мужество, у низшей касты – терпение, послушание. Переход от семейного воспитания к общественному начинался с 8, 11, 12 лет. Существовали в Индии и повышенные школы. Там получали образование немногие юноши из очень богатых семей. Обучались религии, поэзии, литературе, философии, грамматике, математике, астрономии.

В Древней Индии впервые были введены нуль и счет с помощью 10 знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.

Кастовый строй наложил специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии. Важным фактором генезиса воспитания и образования оказалась религиозная идеология: брахманизм (идуизм), а последующем буддизм (у истоков буддийской традиции стоял Будда или Шакья–Мани (623–544 гг до н.э.). Будда (Просветленный) – достиг высшего духовного совершенства (считали его последователем), он выступал против монономи брахманизма, за уравнивание каст в религиозной жизни и в воспитании. Буддизм отвергал принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности и провозгласил равенство людей по рождению.

По преданию, Будда начинал просветительскую деятельность в лесной школе близ города Бенареса. Вокруг него отшельника – гуру (учитель) собирались ученики, которым он преподавал свое учение.

В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе». В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался как отец. Деятельность учителя считалась весьма почетной. Приобретение образования было делом крайне важным.

Согласно древним книгам первые школы в Китае появились в 3-м тысячалетии до н.э. Они возникли (на месте приб) в жилищах для престарелых бравших на обучение молодежь (СЯН). Позже появились школы (СЮЭ) (учить, учиться). В СЮЭ учились дети свободных и состоятельных людей (в основном очень богатых). В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству. Писали на черепашьих панцирях, костях животных, на сосудах из бронзы (10 в. до н.э.), на бамбуковых стволах, на шелковой ткани. Во II в. до н.э. стали изготовлять бумагу и тушь.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой но емкой формуле: легкость, согласие между учителем и учеником, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы.

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н.э. К ним относились даосизм, буддизм и конфуцианство.

Среди первых педагогов, соединивших опыт обучения и воспитания и теоретически осмысливших его, был знаменитый китайский мудрец Конфуций (551–479 до н.э.) (Латинизированная форма от кит. Кун–Фу–цзы, т.е. учитель Кун.) Слава о нем облетела весь мир. Он считался первым Учителем Китая, и память о нем сохранилась до наших дней. Он создал свою школу, где по преданию прошли обучение до 3 тыс. человек. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками. Классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

Конфуций первым в истории возвысил человека, он был учителем человечности. Его мысли, слова очеловечивают человека способствовать осмыслить свою жизнь. Обучение имеет целью развивать духовную чуткость ученика. Великое свершение начинается с малых дел. Великий учитель Куп понимал: чтобы воспитать человека, нужно помочь ему развиваться свободно. Он первым стал учить примером собственной жизни, он учил учиться совершенствуя свою природу. Он первым в истории человечества провозгласил целью обучения: развитие природных задатков человека.

В книге «Беседы и суждения» учениками Конфуция записаны его высказывания; в них содержатся и философское осмысление жизни, и советы педагога. Конфуций под обучением понимал духовный рост любой личности.

Некоторые изречения Конфуция, которым уже 2,5 тысяч лет.

«Есть ли слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Учитель ответил: «Это взаимность». – «Чего себе не желаешь, того не желай другим».

«Молодежь дома должна быть почтительна к родителям, вне дома уважительна к старшим, отличаться осторожностью и искренностью, обильною любовью ко всем и сближаться с людьми человечными.»

«Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно».

«Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей».

На исходе эпох Древнего Китая IIв. до н.э. – IIв н.э. конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникли системы государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования (начин. Обучение 7-8 лет, учились 9 лет) в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.

Похожие статьи:

poznayka.org

Глава 1 Зарождение воспитания в первобытном обществе Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества

Обращение к проблеме происхождения воспитания обусловлено логикой развития научного знания и помогает представить себе и понять характер воспитания в условиях весь­ма отдаленных исторических реалий.

Описание историко-культурных процессов, происходив­ших на ранних этапах истории человечества, основывается прежде всего на использовании данных археологии и этног­рафии, которые позволяют сопоставлять факты и явления материальной и духовной культуры различных народов на раннем этапе их развития. Особое значение имеют труды уче­ных и путешественников XVIII–XIX – начала XX в., в ко­торых описывались жизнь и быт аборигенных народов Афри­ки, Австралии, островов Полинезии, Дальнего Востока, внут­ренних районов Сибири, племен Южной и Северной Америки и др., находившихся еще на очень ранних стадиях развития. Труды такого рода представляют большой интерес для реконструкции общей картины воспитания на ранних этапах развития человечества, поскольку культура описыва­емых народов сохранила свою самобытность.

Не преуменьшая значимости более поздних этнографи­ческих исследований, необходимо принять во внимание, что их данные требуют более строгого критического анализа и оценки, так как отстававшие в своем развитии народы, всту­пая в контакт с европейцами, не могли не испытывать пря­мого или косвенного воздействия их цивилизации. В связи с этим нужно иметь в виду, что этнографические параллели позволяют по принципу аналогии лишь условно реконстру­ировать некоторые важные для истории педагогики историко-культурные явления первобытной эпохи.

В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обы­чаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме раз­личных видов устного народного творчества: песен, сказок, легенд, былин, поговорок и т.д. Эти формы памяти народа восходят к древним пластам культуры, в которых отражены и взгляды на воспитание, и его практика. Изучение воспитательных традиций каждого народа, отражающих многообраз­ную историю его материальной и духовной жизни, является важным источником в процессе восстановления общей кар­тины истории воспитания.

Принято считать, что приблизительно три миллиона лет тому назад из животного мира отпочковалась ветвь гоминидов, послужившая исходной формой предков человека – австралопитека и самых древних людей – архантропов и палеоантропов, из которых сформировался в ходе истории современный человек.

Естественно, что о характере воспитания детей в ту прак­тически доисторическую эпоху достоверных данных нет. Мож­но предполагать, что оно мало отличается от того, что мож­но наблюдать ныне у человекообразных обезьян, и обсуж­дать эти проблемы достаточно затруднительно. В общем, в пределах этого огромного хронологического интервала мо­гут быть обозначены, и то условно, только основные этапы антропогенеза: от 1,5 млн до 300–200 тыс. лет тому назад эпоха архантропов и от 300–200 тыс. до 45–35 тыс. лет назад эпоха палеоантропов – собирателей и охотников, когда на­чинается постепенное становление человека.

В пределах евро-азиатского региона первобытные люди появились в раннем палеолите: около 700 тыс. лет назад. Этот регион охватывал Крым, Кавказ, Среднюю Азию, а позднее также Приднестровье и Сибирь.

Палеоантропы совершенствовали способы изготовления орудий и охоты, вели различные виды групповой хозяйствен­ной деятельности. Эволюция хозяйственной деятельности спо­собствовала улучшению общих условий жизни. Наряду с вре­менными местами проживания стали появляться постоянные стойбища. Начали складываться относительно более благопри­ятные условия для увеличения численности детей, удлинения периода их перехода в категорию взрослых. Все это в истори­ческой перспективе стало предпосылкой возникновения ус­ловий, необходимых для появления впоследствии собственно воспитания. Расширение эмпирического опыта воспитания породило потребность в его сохранении и продолжении. В ре­зультате этого детей стали шире привлекать к трудовой дея­тельности. В этом совместном труде ускорялось развитие детей и подростков, совместная деятельность которых со взрослы­ми осуществлялась, по-видимому, в таких видах труда, как поддержание огня, приготовление пищи, сбор съедобных ко­реньев и плодов, участие в ловле рыбы и т.п. Раннее включе­ние детей в трудовую деятельность, обусловленное жизнен­ными потребностями, имело и воспитательное значение: в процессе совместного труда со взрослыми дети не только ов­ладевали практическими умениями, но и усваивали нормы общения, приобщались к традициям поведения старших.

Можно предположить, что в это время еще отсутствовали специальные формы воспитания и оно не отделялось от со­вместной жизни детей и взрослых. Таким образом, можно говорить лишь о тенденциях, которые способствовали зарож­дению самых примитивных форм воспитания как более или менее организованного процесса. Однако совместный труд детей и взрослых постепенно приобретал со стороны стар­ших обучающе-направленный образ действий. Вместе с этим подражание детей поведению взрослых в быту, совместном труде, отражавшееся в играх, способствовало усвоению под­растающими поколениями практических умений и традиций, унаследованных от своих предков.

studfiles.net

Глава 1 Зарождение воспитания в первобытном обществе Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества

Обращение к проблеме происхождения воспитания обусловлено логикой развития научного знания и помогает представить себе и понять характер воспитания в условиях весь­ма отдаленных исторических реалий.

Описание историко-культурных процессов, происходив­ших на ранних этапах истории человечества, основывается прежде всего на использовании данных археологии и этног­рафии, которые позволяют сопоставлять факты и явления материальной и духовной культуры различных народов на раннем этапе их развития. Особое значение имеют труды уче­ных и путешественников XVIII–XIX – начала XX в., в ко­торых описывались жизнь и быт аборигенных народов Афри­ки, Австралии, островов Полинезии, Дальнего Востока, внут­ренних районов Сибири, племен Южной и Северной Америки и др., находившихся еще на очень ранних стадиях развития. Труды такого рода представляют большой интерес для реконструкции общей картины воспитания на ранних этапах развития человечества, поскольку культура описыва­емых народов сохранила свою самобытность.

Не преуменьшая значимости более поздних этнографи­ческих исследований, необходимо принять во внимание, что их данные требуют более строгого критического анализа и оценки, так как отстававшие в своем развитии народы, всту­пая в контакт с европейцами, не могли не испытывать пря­мого или косвенного воздействия их цивилизации. В связи с этим нужно иметь в виду, что этнографические параллели позволяют по принципу аналогии лишь условно реконстру­ировать некоторые важные для истории педагогики историко-культурные явления первобытной эпохи.

В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обы­чаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме раз­личных видов устного народного творчества: песен, сказок, легенд, былин, поговорок и т.д. Эти формы памяти народа восходят к древним пластам культуры, в которых отражены и взгляды на воспитание, и его практика. Изучение воспитательных традиций каждого народа, отражающих многообраз­ную историю его материальной и духовной жизни, является важным источником в процессе восстановления общей кар­тины истории воспитания.

Принято считать, что приблизительно три миллиона лет тому назад из животного мира отпочковалась ветвь гоминидов, послужившая исходной формой предков человека – австралопитека и самых древних людей – архантропов и палеоантропов, из которых сформировался в ходе истории современный человек.

Естественно, что о характере воспитания детей в ту прак­тически доисторическую эпоху достоверных данных нет. Мож­но предполагать, что оно мало отличается от того, что мож­но наблюдать ныне у человекообразных обезьян, и обсуж­дать эти проблемы достаточно затруднительно. В общем, в пределах этого огромного хронологического интервала мо­гут быть обозначены, и то условно, только основные этапы антропогенеза: от 1,5 млн до 300–200 тыс. лет тому назад эпоха архантропов и от 300–200 тыс. до 45–35 тыс. лет назад эпоха палеоантропов – собирателей и охотников, когда на­чинается постепенное становление человека.

В пределах евро-азиатского региона первобытные люди появились в раннем палеолите: около 700 тыс. лет назад. Этот регион охватывал Крым, Кавказ, Среднюю Азию, а позднее также Приднестровье и Сибирь.

Палеоантропы совершенствовали способы изготовления орудий и охоты, вели различные виды групповой хозяйствен­ной деятельности. Эволюция хозяйственной деятельности спо­собствовала улучшению общих условий жизни. Наряду с вре­менными местами проживания стали появляться постоянные стойбища. Начали складываться относительно более благопри­ятные условия для увеличения численности детей, удлинения периода их перехода в категорию взрослых. Все это в истори­ческой перспективе стало предпосылкой возникновения ус­ловий, необходимых для появления впоследствии собственно воспитания. Расширение эмпирического опыта воспитания породило потребность в его сохранении и продолжении. В ре­зультате этого детей стали шире привлекать к трудовой дея­тельности. В этом совместном труде ускорялось развитие детей и подростков, совместная деятельность которых со взрослы­ми осуществлялась, по-видимому, в таких видах труда, как поддержание огня, приготовление пищи, сбор съедобных ко­реньев и плодов, участие в ловле рыбы и т.п. Раннее включе­ние детей в трудовую деятельность, обусловленное жизнен­ными потребностями, имело и воспитательное значение: в процессе совместного труда со взрослыми дети не только ов­ладевали практическими умениями, но и усваивали нормы общения, приобщались к традициям поведения старших.

Можно предположить, что в это время еще отсутствовали специальные формы воспитания и оно не отделялось от со­вместной жизни детей и взрослых. Таким образом, можно говорить лишь о тенденциях, которые способствовали зарож­дению самых примитивных форм воспитания как более или менее организованного процесса. Однако совместный труд детей и взрослых постепенно приобретал со стороны стар­ших обучающе-направленный образ действий. Вместе с этим подражание детей поведению взрослых в быту, совместном труде, отражавшееся в играх, способствовало усвоению под­растающими поколениями практических умений и традиций, унаследованных от своих предков.

studfiles.net

Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.

 

История педагогики является профилирующей дисциплиной педагогических учебных заведений, занимает важное место в общепедагогическом образовании и воспитании будущих учителей. Изучение истории школы и педагогики – важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания, образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, школы и педагогики – с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.

Школа и педагогика – арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов.

Изучение истории педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Курс истории педагогики охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.

I. Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания.

К числу традиционных относятся:

1. Эволюционно-биологическая Представители этой концепции Ш.Летурно – франц. социолог, А.Эспинас, Дж.Симпсон сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве, связывали воспитание с природным стремлением к продолжению рода, с так называемым естественным отбором. По этой концепции воспитание появилось и имеет место не только в человеческом обществе, но и в мире животных и птиц, насекомых.

2. Психологическая концепция. С позиции этой концепции (предств. Амер. Ученый П.Монро) воспитание также основывается на инстинкте, но объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. При таком подходе как и в первой концепции игнорируются социальные корни воспитания, которые сводятся только к психологическому процессу.

3. Биосоциальная концепция (трудовая) Авторы биосоциальной концепции (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) допускали существование воспитания только в человеческом обществе, понимали его как процесс сознательной человеческой деятельности, связывали воспитание с появлением трудовой деятельности.

Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественно социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности, считают что социальная функция воспитания заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения.

II. Зарождение воспитания в первобытном обществе.

Тысячалетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40–35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, уметь охотиться, разжигать огонь, готовить пищу, изготовлять орудия труда, оружие и т.д., быть сильными и выносливыми. Постепенно передача опыта старших младшим начало приобретать черты особого вида деятельности. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.

 

III. Воспитание в рабовладельческом обществе.

а) Воспитание и школы в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет).

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5–му тысячалетию до н.э.

Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки развития мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмысления сущности воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии, Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена. Общей чертой всех рабовладельческих государств было воспитание и обучение в основном детей рабовладельцев и некоторой прослойки свободных граждан. Школы были разными по своей направленности и расположению.

В Индии существовали три высшие касты: жрецы (брахманы), воины, общинники (земледельцы, ремесленники, торговцы). Четвертой – низшей кастой были наемные рабочие (слуги, рабы).

Наибольшей привилегией пользовалась каста брахманов (жрецов). Для их детей открывались жреческие школы. Основой воспитания было нравственные, умственные и физические качества. Ведущими качествами личности считались праведность и чистота помыслов. Брахманское образование прежде всего носило религиозный характер, включая однако грамматические и другие «подсобные науки» (правила поведения, науку чисел, астрологию, науку о змеях, этилологию, логику и др. Ученики должны были постичь абсолютную истину и реальность – брахману. Срок брахманского обучения составлял 12 лет.

Для общинников открывались общинные школы, обучали письменности, грамоте, воспитывали трудолюбие, терпение.

У будущих воинов воспитывали силу, мужество, у низшей касты – терпение, послушание. Переход от семейного воспитания к общественному начинался с 8, 11, 12 лет. Существовали в Индии и повышенные школы. Там получали образование немногие юноши из очень богатых семей. Обучались религии, поэзии, литературе, философии, грамматике, математике, астрономии.

В Древней Индии впервые были введены нуль и счет с помощью 10 знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.

Кастовый строй наложил специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии. Важным фактором генезиса воспитания и образования оказалась религиозная идеология: брахманизм (идуизм), а последующем буддизм (у истоков буддийской традиции стоял Будда или Шакья–Мани (623–544 гг до н.э.). Будда (Просветленный) – достиг высшего духовного совершенства (считали его последователем), он выступал против монономи брахманизма, за уравнивание каст в религиозной жизни и в воспитании. Буддизм отвергал принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности и провозгласил равенство людей по рождению.

По преданию, Будда начинал просветительскую деятельность в лесной школе близ города Бенареса. Вокруг него отшельника – гуру (учитель) собирались ученики, которым он преподавал свое учение.

В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе». В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался как отец. Деятельность учителя считалась весьма почетной. Приобретение образования было делом крайне важным.

Согласно древним книгам первые школы в Китае появились в 3-м тысячалетии до н.э. Они возникли (на месте приб) в жилищах для престарелых бравших на обучение молодежь (СЯН). Позже появились школы (СЮЭ) (учить, учиться). В СЮЭ учились дети свободных и состоятельных людей (в основном очень богатых). В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству. Писали на черепашьих панцирях, костях животных, на сосудах из бронзы (10 в. до н.э.), на бамбуковых стволах, на шелковой ткани. Во II в. до н.э. стали изготовлять бумагу и тушь.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой но емкой формуле: легкость, согласие между учителем и учеником, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы.

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н.э. К ним относились даосизм, буддизм и конфуцианство.

Среди первых педагогов, соединивших опыт обучения и воспитания и теоретически осмысливших его, был знаменитый китайский мудрец Конфуций (551–479 до н.э.) (Латинизированная форма от кит. Кун–Фу–цзы, т.е. учитель Кун.) Слава о нем облетела весь мир. Он считался первым Учителем Китая, и память о нем сохранилась до наших дней. Он создал свою школу, где по преданию прошли обучение до 3 тыс. человек. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками. Классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

Конфуций первым в истории возвысил человека, он был учителем человечности. Его мысли, слова очеловечивают человека способствовать осмыслить свою жизнь. Обучение имеет целью развивать духовную чуткость ученика. Великое свершение начинается с малых дел. Великий учитель Куп понимал: чтобы воспитать человека, нужно помочь ему развиваться свободно. Он первым стал учить примером собственной жизни, он учил учиться совершенствуя свою природу. Он первым в истории человечества провозгласил целью обучения: развитие природных задатков человека.

В книге «Беседы и суждения» учениками Конфуция записаны его высказывания; в них содержатся и философское осмысление жизни, и советы педагога. Конфуций под обучением понимал духовный рост любой личности.

Некоторые изречения Конфуция, которым уже 2,5 тысяч лет.

«Есть ли слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Учитель ответил: «Это взаимность». – «Чего себе не желаешь, того не желай другим».

«Молодежь дома должна быть почтительна к родителям, вне дома уважительна к старшим, отличаться осторожностью и искренностью, обильною любовью ко всем и сближаться с людьми человечными.»

«Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно».

«Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей».

На исходе эпох Древнего Китая IIв. до н.э. – IIв н.э. конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникли системы государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования (начин. Обучение 7-8 лет, учились 9 лет) в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.

Похожие статьи:

www.poznayka.org

51. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в первобытном обществе

Основой педагогической мысли древнего мира является воспитание. Его зарождение рассматривалось разными учеными в разное время с разных позиций, выдвигая свои теории основ зарождения этого типа человеческой деятельности. Основными традиционными концепциями считаются эволюционно-биологическая теория, разработанная педагогами-исследователями Ш. Летурно, Дж. Симпсоном и А. Эспинасом, и психологическая теория П. Монро. Обе эти теории, при их принципиальном различии, имеют общий вывод - воспитание зародилось как средство приспособления человека к окружающей среде. Согласно эволюционно-биологической теории, воспитание явилось следствием инстинктивного процесса заботы о потомстве. Теория Монро объясняет воспитание с точки зрения инстинктивного подражания детей взрослым. Зарождение и развитие воспитания, как особого вида деятельности, объясняется особенностями человеческого мышления и сознания, их социальной направленностью.

Первоначальное воспитание было продиктовано жизненной необходимостью. В условиях постоянной опасности со стороны животного мира и природных явлений, а так же необходимости добывать себе пищу, взрослые учили детей способам выживания, которые включали обучение охоте, собирательству, изготовлению одежды и оружия, физической силе и выносливости, знаниям об окружающем мире, необходимым действиям при определенных ситуациях. Воспитание происходило стихийно, по мере возникновения потребности в его элементах. По мере накопления человечеством опыта по разным жизненно важным вопросам, возникали общественные традиции, фольклор. Их возникновение сделало воспитание более эффективным и организованным. Важнейшим средством передачи опыта и накопленных знаний была возникшая у людей речь. Таким образом, долгое время воспитание было процессом передачи накопленного опыта предков, содержание которого постоянно пополнялось и корректировалось, благодаря развитию человеческого сознания и углублению изучения окружающего мира.

Большое значение в воспитании играло возникновение и постепенное усложнение орудий труда. Без помощи взрослых дети не могли овладеть способностью их производства и рационального использования. Дифференциация первобытного воспитания относилась только к полу и возрасту детей, в остальном оно было одинаковым для всех, социальных различий еще не делалось. Дети воспитывались по образу и подобию взрослых.

Социальное расслоение общества, повлекшее за собой значительные изменения в воспитании, относится к 9 - 8-му тысячелетию до н. э. основной социальной ячейкой общества становится семья и, соответственно, возвышается роль семейного воспитания. Семьи более высоких социальных слоев воспитывали детей более гуманно с современной точки зрения. Их позже приучали к труду, причем сама трудовая деятельность имела принципиальные отличия от труда низших слоев общества. Менее состоятельные семьи с раннего детства включали свое потомство в посильные виды работы, так как это являлось необходимым условием выживания для них. Семейное воспитание основывалось на подражании взрослым, передаче опыта, причем форма воспитания зачастую имела магический смысл, сопровождалась секретными ритуалами и заклинаниями. Причиной этого послужило отношение к опыту и знаниям как к великой ценности, передаваемой по наследству от старшего поколения к младшему.

Приемы первобытного воспитания были весьма скудны, так как воспитание являлось лишь следствием необходимости приобретения навыков выживания. Основным приемом было повторение. Старшие показывали детям определенные действия, необходимые для усвоения, а дети многократно повторяли их, пока умение не переходило в навык.

Со временем сущность воспитания менялась, переломным моментом воспитания явилось постепенное изменение мировосприятия. Теперь человек не только приспосабливался к окружающей среде, но и влиял на нее. С ростом социального опыта возникают зачатки организованного воспитания. Дети раннего возраста находятся под присмотром женщин, обучаются элементарным навыкам повседневной жизнедеятельности, играют и перенимают опыт ведения домашнего хозяйства. В более старшем возрасте мальчики проводят основную часть времени с мужчинами, обучаясь охоте, рыболовству, развивая физическую силу и выносливость, перенимая навыки и умения производства орудий труда и предметов быта.

Девочки углубленно изучают быт и ведение хозяйства, заботу о детях.

Дальнейшее социальное расслоение приводит к ужесточению системы воспитания древних общин. В этот период появляются физические наказания и угрозы.

Первыми прототипами школ являются дома молодежи, в которых воспитывались и обучались дети и подростки. Спектр деятельности таких школ охватывал все необходимое для жизни, что есть в существующем обществе. С развитием общества менялось и устройство домов молодежи. Они стали делиться по половому и социальному признакам.

По достижении подростками 10 - 15-ти летнего возраста. Они должны были проходить инициацию, то есть посвящение во взрослые. Инициация носила характер экзамена, однако сопровождалась причинением боли в целях лучшего усвоения материала.

studfiles.net

Зарождение    воспитания,    школы    и    педагогической    мысли    в первобытном обществе.

История педагогики является профилирующей дисциплиной педагогических учебных заведений, занимает важное место в общепедагогическом образовании и воспитании будущих учителей. Изучение истории школы и педагогики – важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания, образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, школы и педагогики – с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.

Школа и педагогика – арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов.

Изучение истории педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Курс истории педагогики охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.

I. Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания.

К числу традиционных относятся:

1. Эволюционно-биологическая  Представители этой концепции Ш.Летурно – франц. социолог, А.Эспинас, Дж.Симпсон сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве, связывали воспитание с природным стремлением к продолжению рода, с так называемым естественным отбором. По этой концепции воспитание появилось и имеет место не только в человеческом обществе, но и в мире животных и птиц, насекомых.

2. Психологическая концепция. С позиции этой концепции (предств. Амер. Ученый П.Монро) воспитание также основывается на инстинкте, но объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. При таком подходе как и в первой концепции игнорируются социальные корни воспитания, которые сводятся только к психологическому процессу.

3. Биосоциальная концепция (трудовая) Авторы биосоциальной концепции (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) допускали существование воспитания только в человеческом обществе, понимали его как процесс сознательной человеческой деятельности, связывали воспитание с появлением трудовой деятельности.

Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественно социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности, считают что социальная функция воспитания заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения.

II. Зарождение воспитания в первобытном обществе.

Тысячалетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40–35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, уметь охотиться, разжигать огонь, готовить пищу, изготовлять орудия труда, оружие и т.д., быть сильными и выносливыми. Постепенно передача опыта старших младшим начало приобретать черты особого вида деятельности. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.

pedagog-social.ru

Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе. — КиберПедия

Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе.

Воспитание – целенаправленный, организационный процесс, объект-субъект, в процессе его вырабатывается опыт. Зарождение воспитания происходит на самой ранней ступени общественного развития в племенах HOMOHABILIS 2,5 -1,5 млн. лет назад.

Охота Опыт жизнедеятельности Передача информации

Зачаток воспитания

1, 5 млн. лет назад – 45 тыс. лет назад – усложняется хозяйственная деятельность и опыт социального взаимодействия→усложняется социальный опыт→100 тыс. лет назад период оледенения, который ускорил эволюцию социальных и хозяйственных отношений. Появляются первые формы воспитания: магические танцы и ритуалы. 45 тыс. лет назад -8 тыс. лет назад →появляется семья→семейное воспитание→воспитание по половому признаку→инициация (это посвящение, обряд символизирующий переход юноши или девушки в полноправные члены общины, социальная зрелость). 6-4 тыс. до н.э. формируются предпосылки к возникновению школьного образования.

Воспитание и школа в Древнем Риме.

Римская система образования и формирования личности имела отчетливо выраженный гражданский характер. Целью римской системы воспитания было подготовить активного члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства, быть храбрым воином, презирающим рабов и все иноземное, политиком, расчетливым землевладельцем. Возникшие в Древнем Риме в период ранней республики (V в. до н. э) первые начальные школы обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома. ЗА счет рабов и отпущенников, которым господа считал ненужным дать образование, росла интелегенция. Д Древнем Риме школы по имущественному признаку и знатности происхождения делились на элементарные и грамматические. Несколько позднее возникли риторские школы. Марк Фабий Квинтилиан (ок.35-96 г. г), известный римский педагог-практик, переработал заимствованные из Греции педагогические идеи, дополнил их обширными дидактическими указаниями в своем сочинении "О воспитании оратора". Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и вскоре приобрела статус государственного учебного заведения. В школе основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времени античного классицизма. Квинтилиан использовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Квинтилиан полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование. Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику развития. Квинтилиан теоретически обосновал и применил в своей практике три метода обучения и воспитания, которые он считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение. По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

Школа и просвещение в Беларуси в период ее вхождения в состав Великого Княжества Литовского и Речи Поспалитой.

ВКЛ стало одним из крупнейших государств Европы, простираясь от Балтийского моря на Западе до Можейска, Калуги, Тулы и т.д. Государственным языком стал белорусский. На этом языке работала канцелярия великого князя, на нем велась переписка с Восточной Европой и частично с Польшей, только с Западной Европой на латинском. Государственный статус белорусского языка был потерян в 1697 г., только в униатской церкви им пользовались вплоть до отмены унии 1839 г. Согласно Люблинской унии (1569 г.) Польша и ВКЛ объединилась в одно государство – РП. Образование и педагогическая мысль активно развивалась во всех направлениях христианства, которые были широко представлены на Белоруси: православие, католицизм, униатство, протестантство. Обучения велись не только на латинском, польском, но и белорусском языке.

Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе.

Воспитание – целенаправленный, организационный процесс, объект-субъект, в процессе его вырабатывается опыт. Зарождение воспитания происходит на самой ранней ступени общественного развития в племенах HOMOHABILIS 2,5 -1,5 млн. лет назад.

Охота Опыт жизнедеятельности Передача информации

Зачаток воспитания

1, 5 млн. лет назад – 45 тыс. лет назад – усложняется хозяйственная деятельность и опыт социального взаимодействия→усложняется социальный опыт→100 тыс. лет назад период оледенения, который ускорил эволюцию социальных и хозяйственных отношений. Появляются первые формы воспитания: магические танцы и ритуалы. 45 тыс. лет назад -8 тыс. лет назад →появляется семья→семейное воспитание→воспитание по половому признаку→инициация (это посвящение, обряд символизирующий переход юноши или девушки в полноправные члены общины, социальная зрелость). 6-4 тыс. до н.э. формируются предпосылки к возникновению школьного образования.

cyberpedia.su


Смотрите также