Приазовье в первобытную эпоху до 5 века. Сарматы в восточном Приазовье в 1-2 веке
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4.Трипольская культура. Приазовье в первобытную эпоху до 5 века


4.Трипольская культура

  1. Обьект, предмет и методы изучения курса «История отечества»

Предмет «Истории Отечества» – изучение особенностей, тенденций и закономерностей развития Донецкого региона, его отдельных сегментов и явлений.

Основные методы изучения «Истории Отечества»:

1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

2) хронологически-проблемный – предусматривает изучение истории Отечества по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

3) проблемно-хронологический – применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

4) периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

5) сравнительно-исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий

6) ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;

7) статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;

8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.

  1. Географическая и природно климатическая характеристика Донецкого края

Географическая и природно-климатическая характеристика Донбасса имеет свои особенности

Климат. Донбасс ходится в степной зоне, климат умеренно континентальный, с малоснежной зимой и жарким летом. Средние температуры января от −5 до −8 °C, июля 21– 23°С. Осадков около 500 мм в год. Весной бывают суховеи (чаще – в мае). Рельеф преимущественно равнинный (высотой до 200 метров ), расчленённый оврагами и балками

Полезные ископаемые. Недра области богаты разнообразными полезными ископаемыми, из которых наибольшее значение имеет каменный уголь. Значительны запасы каменной соли Минерально-сырьевая база промышленности строительных материалов и чёрной металлургии представлена значительными месторождениями доломитов, известняков, огнеупорных и пластичных , глин, мергеля, гипса ,каолинов ,мела , строительных и кварцевых песков, гранита, кварцита и другое. Есть также ртуть ,минеральные краски ,фосфориты ,асбест, графит. В северных районах области находится Днепровско-Донецкая нефтегазоносная область ,в южных, на побережье моря – Причерноморско-Крымская нефтегазоносная провинция. Эксплуатируются источники минеральных вод. На границе Донецкой и Харьковской областей находится Юзовское месторождение сланцевого газа.

Водные ресурсы. По территории Донецкой области протекают около 110 рек, из которых 47 длиной более 25 км. Общая длина рек составляет более чем 3 000 км. Самая крупная из них – Северский Донец длиной 1 053 км, а в границах области – более 100 км, шириной от 60 до 80 м. Средняя глубина 1,5–2 м (на плесах достигает 7 м). Озёр на территории области мало. Для улучшения водоснабжения создано 141 водохранилище.

Почвы. Для почвенного покрова большей части Донецкой области характерны чернозёмы, в северных районах встречаются дерновые слабооподзоленные почвы, вдоль побережья Азовского моря – слабо осолоделые чернозёмы и солонцы. Чем дальше на север тем меньше нужных для цветка минералов в чернозёме.

Растительность. Природная степная растительность сохранилась главным образом на заповедных участках, на побережье Азовского моря – участки с солончаковой растительностью. Леса и кустарники занимают 5,6 % территории области, преимущественно в долине Северского Донца – сосновые боры, на Донецком кряже – дубравы, байрачные леса. Преобладают северо-степные возвышенные и склоновые природно-территориальные комплексы. Для Донецкой области характерны два типа растительности: степная и лесная. На юге и востоке области господствуют степи, на севере и Донецком кряже - степи и байрачные леса.. В настоящее время все свободное пространство донецких степей, пригодное для использования человеком, распахано. Растительный покров сильно нарушен и изменен хозяйственной деятельностью человека. Нетронутая степная растительность сохранилась лишь в заповедниках Каменные Могилы и Хомутовская степь, да на крутых склонах оврагов.

Животный мир. Практически повсеместно в природе встречаются полевая мышь, серая крыса, хомячок серый и другие мышевидные грызуны, лисица, заяц-русак, из птиц – перепел, серая куропатка, серая ворона, удод, жаворонки, ласточки, воробьи, дятлы. В немногочисленных лесах области (преимущественно на севере) встречаются: лисица, барсук, енотовидная собака, лось, косуля, дикий кабан, белка, заяц-русак, обыкновенный ёж, из птиц: фазан, грач, сорока, соловей, синицы, горлицы, совы, дятлы. На песчаных косах и побережье Азовского моря: лисица, заяц-русак, из птиц: серый гусь, чибис, лысуха, утки, кулики, голуби и другие. В реках области встречаются рыбы: карп, карась, щука, краснопёрка, лещ, рыбец, толстолобик, сом обыкновенный, ёрш, окунь, судак, линь. В акватории Азовского моря: бычок, килька, хамса, сельдь, пузанок азовский, камбала, пиленгас и другие. Птицы. Около 250 видов обитает в Донецкой области, но большая часть бывает в нашем крае только пролетом - весной и осенью. Самая крупная птица - дрофа. Вес её достигает до 16 кг. В лесах, полезащитных полосах живут синицы, мухоловки, горихвостки, пеночки, зарянки, поползни, кукушки, козодои, иволги, грачи, дятлы, серые вороны, галки, сороки, горлицы. В населенных пунктах живут воробьи, ласточки, скворцы, стрижи. В степи и на полях встречается несколько видов жаворонков, перепелов и серая куропатка. Только на Белосарайскойкосе и на Кривой косах сохранились такие птицы, как степной кулик, кроншнеп, кулик-авдотка. На побережье Азовского моря живут чайки, чибисы, кулики

  1. Приазовье в первобытную эпоху

Палеолит В Приазовье были найдены стоянки людей древнего каменного века (палеолита, 40- 10 тыс. лет назад):

• Мураловка (на берегу Миусского лимана, 19 тыс. лет назад) – были найдены орудия из кремня и кости,

• Амвросиевское костище (на реке Крынка, 18-19 тыс. лет назад), используемое в древности для охоты и забоя бизонов («базовый лагерь»),

• Каменная Балка 2 (западнее устья реки Дон, 15,6-16 тыс. лет назад), заселение которой связано с временным улучшением климата в Северном Приазовье,

• Каменная Балка 1 (рядом с предыдущей, 14,5 тыс. лет назад) существовало в холодный, но влажный период с обилием леса,

• Фёдоровка (на реке Каратыш, 13-15 тыс. лет назад) похож на 2 предыдущие стоянки (заселялся дважды), использовался как временное поселение,

• Янисоль (у села Малоянисоль на реке Кальчик, 13-14 тыс. лет назад) – обнаружены всевозможные орудия для неспециализированной охоты,

• Калка (на берегу Старокрымского водохранилища) – 68 кремниевых орудий (в том числе 14 – микропластинки для составных орудий).

Мезолит Мезолитические памятники (мезолит, или средний каменный век) Приазовья представлены стоянками так называемой Зимниковой группы:

• Зимовники 1,

• Пищевик 1,

• Орловское (обе на реке Кальмиус),

• Ольгинка (на реке Сухая Волноваха) характеризуют укрупнение поселений, этническую пестроту, интенсивность охоты (тур, тарпан, благородный олень, кабан и другие).

Неолит В VI тысячелетии до н. э. в Приазовье под влиянием Малой и Передней Азии сложился свой центр ранних (сурских, 5700 – 4350 лет до н. э.) неолитических культур (новый каменный век). Животноводство здесь развивалось по модели Восточной Европы (преобладание коров и овец), развивалась керамика, глинобитные жилища, возделывали ячмень, просо, карликовую пшеницу. Сурские общины расселились в Поднепровье, Приазовье (в том числе в низовьях реки Молочной: поселения Семёновка 1 и Каменная Могила 1, известный грот «Чуринг» и пещера «Колдун»), однако на самой территории Мариуполя ранних неолитических поселений нет. Археологические раскопки уникального Мариупольского могильника (могильник обнаружен в 1930 году при строительстве завода «Азовсталь») на территории левого берега Кальмиуса обнаружили поздненеолитическое родоплеменное захоронение (5500-5200 лет до нашей эры) нижнедонской культуры. Там было найдено 122 захоронения людей, керамика, погребальный инвентарь (раковины моллюсков, пластины и скребки из кремния, бусы, в том числе в виде полумесяца, предположительно игравшие роль денег, погребальные саваны, охра – символ крови и огня, которой осыпали трупы умерших и другие предметы). На керамической посуде учёные увидели орнаментальный рисунок, который был неизменный во всех захоронениях от Днепра до Дона. У людей, захороненных в Мариупольском могильнике была развита религиозная система (существовали амулеты, фигурки быков-фетишей, булавы, близкое расположение к реке, по которой, по многим верованиям, души мёртвых отправлялись в иной мир). Среди находок – 2 вырезанные фигурки быка – образцы реалистического искусства, перламутровые бусы, нашивки для одежды из клыков кабана, пряслице (орудие ткачества). Останки принадлежали людям большой европеоидной расы, имевшим большой рост (172– 174 см), очень длинные ноги, массивный скелет. Из археологических данных известно, что часть населения нижнедонской культуры около 5100 года до н.э. из-за засушливого климата ушла в Западное Приазовье и поселилась рядом с племенами сурской культуры. В результате их взаимодействия появилась новая культура – азово-днепровская (5100 – 4350 до н. э.). Кроме Мариупольского могильника неолитическими стоянками в Приазовье являются: Раздорское, Самсоново, Ракушечный Яр, 5 погребений на хуторе Каратаево (Ростов-на-Дону).

Энеолит Ранний этап энеолита (медно-бронзовый век, 5-4 тыс. лет назад) В Северном Приазовье связан со становлением среднестоговской (или скелянской, новоданиловской) культуры (3800-3300 годы до н. э.), сформировавшейся на основе традиций нижнедонской и сурской культур в междуречье Кальмиуса и Нижнего Дона. К среднестоговской культуре относят 4 захоронения вблизи Мариупольского могильника (стены могил укреплялись каменными плитами, булавы с почковидным навершием, подвески из зубов сурка, клыков кабана, медные бусины, браслеты, пояс из перламутровых нитей, сверху могила засыпалась камнями). При контакте скелянской и азово-днепровской культур сформировалась следующая энеолитическая культура – квитянская (конец IV– I половина III тыс. до н. э.), положившая начало возникновению курганов («могил») в Северном Приазовье («утробное» положение умершего, ориентировка головой на восток, растительная подстилка, охра как элемент погребения, наличие кромлеха – каменной кольцевой наброски). К энеолитическим относят также археологические памятники Приазовья: • нижнемихайловской культуры (3000 – 2600 лет до н. э.: курганы в Ильичёвском районе Мариуполя, на месте электростанции комбината имени Ильича) – характеризовалась созданием своеобразных культовых комплексов – стел и алтарей, захоронениями с чернолощёнными горшочками с напутственной пищей, • животиловско-волчанской культуры (середины III тыс. до н. э.: погребения у пгт. Сартана) – присутствовали кроме горшочков и своего рода игральные фишки в виде костей коленных чашечек, астрагалов и метаподиев овец, • ямной культуры (поздний энеолит, середина III тыс. до н. э.: множественные курганы в районе Волонтёровки и Новосёловки, у сёл Кременёвка, Огородное, Чермалык и др.) – ориентация умершего на восход Солнца и Луны, наличие горизонтальных площадок сверху кургана для погребальных ритуалов. Именно этой культуре принадлежит около 80 % всех курганов Северного Причерноморья. В курганах «Каменных могил» да и в самом городе (курган на пересечении проспекта Строителей и улицы Урицкого города Мариуполя, в народе – «Зеленая горка», на старинных картах – «Дед») были найдены следы племен эпохи меди-бронзы. В 1993 году при строительстве водопровода, проходившего по окраине кургана «Зеленая горка» (Мариуполь), были найдены кости, обнаружены три погребения, относящиеся к бронзовому веку, не исключено, что в кургане находятся и погребения скифо- сарматского периода. Отдельные курганы имеют объём грунта более 2000 м³, а вес более 2400 тонн. В те годы жили люди довольно высокого роста (мужчины – 173 см, женщины – 160 см), более походили на восточные народы, тогда же активно развивалась индоевропейская (арийская) языковая семья. Уникальной признана находка Мариупольской археологической экспедиции в 1984 года. Вблизи Мариуполя были обнаружены остатки деревянных четырёхколёсных повозок со сплошными деревянными дисковидными колёсами. Учёными эта находка датирована XXVII веком до н. э. Таким образом, найденные в Приазовье повозки являются на сегодня одним из древнейших видов колёсного транспорта в мире (раньше таковым считался транспорт Месопотамии XXVI века до н. э.).

Бронзовый век На смену медному веку (энеолиту) пришла эпоха бронзы. Крупнейшие памятники культур бронзового века Приазовья:

• катакомбная культура (XXVІІ– XX века до н. э.): захоронение на месте строительства второго маннесмана завода имени Ильича, курганы «Дед», «Виноградники», могильник «Зирка», курган у пос. Каменск – найдены бронзовые ножи, шило, остатки колесного транспорта, захоронение юноши-мастера по изготовлению стрел,

• бабинская культура (XX– XVI века до н. э.): курганная группа «Б» на месте завода «Азовсталь», Самойлово, Старый Крым – захоронения выглядят беднее катакомбных, появление мужских поясных пряжек из кости и рога, антропологически – индоиранские племена с примесью древнесредиземноморского типа

• срубная культура (XVI– XII века до н. э.): курганная группа «Баба» у села Николаевка Волновахского района, у посёлка Каменск, группа «В» на месте «Азовстали» – умершего в курганах ограждало деревянное сооружение из брёвен – сруб, отмечался резкий демографический прирост населения,

• белозёрская культура (XII– X века до н. э.) – связана с некоторым оскудением местных растительных запасов, что вызвало несколько волн миграций населения.

Трипольская культура — археологическая культура, названная по месту открытия у села Триполье недалеко от Киева. Была распространена в эпоху энеолита на территории Украины на запад от Днепра и в Молдавии, а также в восточной Румынии, где её называют культурой Кукутени (Кукутень).

Происхождение Трипольской культуры не определено; в основе — неолитические племена, среди которых особая роль принадлежала носителям культур Бонн, Кереш, линейно-ленточной керамики и буго-днестровской культуры.

Первые поселения этой археологической культуры, были открыты Викентием Хвойкой в конце ХІХ века возле села Триполье, Киевской губернии, от чего и произошло название.

Основные отрасли хозяйства — земледелие и скотоводство. Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена существования этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в местах её распространения.

Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков гектаров. Они состояли из нескольких десятков наземных глинобитных жилищ, разделённых внутренними перегородками. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами и имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жили общины, состоявшие из нескольких семей.

Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из первых мест в Европе того времени по совершенству орнамента, отделки и росписи.

5.Киммерийцы, скифы, сарматы

Киммерийцы - древнейший народ украинской истории, который был южным соседом праславян в X-VII вв. до н. э Киммерийцы жили в южноукраинских степях от Дона до Дуная. Их окончательное происхождение не выяснено. Киммерийский народ состоял из племен, объединенных в союзы во главе с царями-вождями. Войско киммерийцев формировалось из отрядов всадников, которые были хорошо вооружены. Эти племена занимались скотоводством, в котором ведущее место занимало коневодство. Широкое развитие в киммерийцев приобрело искусство, которое носило прикладной характер. На каменных изделиях высекались изображения разнообразной военной амуниции. По языку киммерийцы, вероятно, были иранцами. Развитие их общества был остановлен нашествием скифов.

Скифы - один из древнейших народов Древнего мира. Они появились на территории Украины в первой половине VII в. до н. н.э., придя с востока, из степей между Каспием, Уралом и Кавказом. В конце VII в. до н. э скифы окончательно покорили местные племена, завершив политическое формирование Скифии.

О жизни скифов, их быт, обычаи, религию, общественный строй, внешний вид подробно рассказывает греческий историк и географ Геродот в своей работе «История». Его рассказы подтверждаются археологическими исследованиями скифских памятников. Ядро Скифии составляли племена царских скифов и скифов-кочевников, которые господствовали над всеми другими племенами. Вблизи древнегреческого города Ольвия жили каллипиды или еллиноскифы. Далее на север жили скифы-пахари, к востоку от них - скифы-земледельцы. Последние два народа, считают исследователи, не были этническими скифами, а принадлежали к праславянских, попавших под скифское влияние. Северо-причерноморская Скифия достигла своего расцвета в IV в. до н. н.э., во времена правления царя Атея, который вел частые войны за контроль над причерноморскими землями. Ударной силой скифского войска была конница. Воин-скиф был одет преимущественно в панцирь, имел боевой пояс и щит, а его голову защищал шлем. Арсенал скифского оружия состоял из небольшого сложного лука, копья, дротиков, топоров, кинжалов, коротких мечей.

Лесостепные племена скифов занимались пахотным земледелием, у них развивалось скотоводство, садоводство, различные промыслы и ремесла. О социальном расслоении скифского общества красноречиво свидетельствуют многочисленные захоронения скифских властителей в виде курганов, в которых найдены уникальные изделия из золота и серебра. Скифская религия была политеистической. Все боги изображались в виде человека. В изобразительном искусстве скифов преобладал звериный стиль (образы коня, оленя и др.).

Итак, в своем развитии скифское общество достигло стадии перехода от варварства к цивилизации. На рубеже IV-III вв. до н. э начался упадок этого могущественного государства и на большей ее территории появились новые кочевые племена.

Сарматы - Сформировались в заволжских степях на рубеже III-II вв. до н. э, волнами двигались на запад в поисках новых территорий, новых пастбищ. Античные авторы в своих произведениях подчеркивали агрессивность и воинственность сарматов. Под конец II в. до н. н.э. начинается массовое переселение сарматских племен на территорию Северного Причерноморья, а уже на рубеже нашей эры они осваивают степи между Доном и Днепром, проникая вплоть до Южного Буга и Дуная. Постоянные сарматские набеги и требования платить дань обусловили переселение раннеславянского населения Среднего Поднепровья на новые территории.

Апогея развития сарматское общество достигло в I в. н. э Хозяйство сарматов носило характер предшественников, а общество находилось на переходном этапе от родоплеменных до раннеклассовых отношений. Сарматы были умело за скифов в военном деле, использовали совершенную оружие. Со временем часть сарматского населения была ассимилирована местными славянскими племенами.

studfiles.net

Северное Приазовье - Украина

Северное  — Приазовье известно людям с незапамятных времен. Двадцать пять тысяч лет тому назад на азовских берегах уже ютились стойбища скуластых, низкорослых неандертальцев. Свидетельство этому —обнаруженные археологами следы неандертальской стоянки у села Широкино Новоазовского района Донецкой области, кремневые орудия труда, найденные на Обиточной косе, а также скопление в этом районе окаменевших костей животных —так называемой фауны неандертальцев: мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей, песцов.

Кроме того, на азовском берегу, особенно в устьях речек и у лиманов, раскопано и исследовано множество памятников новокаменного века — неолита. Инфо grandukraine.com. Особое место среди этих находок занимает Мариупольский могильник, открытый в 1930 году на левом берегу реки Кальмиус, натерритории нынешнего города Мариуполя. В этом могильнике ученые обнаружили 122 человеческих костяка и множество типичных для эпохи неолита орудий труда,изготовленных из порфирита и кремня.

А северо-восточнее города Мелитополя наберегу реки Молочной возвышается живописное нагромождение огромных глыб песчаника— это известный всему миру памятник неолитического времени Каменная могила, государственный археологический заповедник Академии наук Украины. Археологи предполагают, что гроты Каменной могилы были не только жилищем древних людей, но и местом, где совершались религиозные обряды.

На территории Северного Приазовья обнаружено и исследовано более двухсот памятников эпохи бронзы (III —I тысячелетия до нашей эры). Тогда в степях и на берегах приазовских рек жили племена охотников, рыбаков и скотоводов. А в VII столетии до нашей эры вСеверное Причерноморье и Северное Приазовье вторглись с востока кочевые скотоводческие скифские племена, которые принесли с собой железные орудия труда. На территории Донецкой, Запорожской и Херсонской областей исследовано много скифских поселений и могильников: курганы возле Артемовска и Жданова, Мелитопольский, курганы Солоха, Огуз, Малый Огуз, Деев курган и другие.

Шедевры скифского искусства были найдены в 1969 году в кургане Гайманова могила возле села Балки Запорожской области: серебряная и золотая оковки колчана, золотая посуда, золотой гребень, на которых изображены сцены битвы конных и пеших воинов, эпизоды из скифского быта.

На смену скифам во II столетии до нашей эры в Северное Приазовье с востока хлынула новая волна кочевников—сарматов. Смешиваясь с сарматско — скифскими, из Среднего Приднепровья в степную часть проникали ранне славянские племена Черняховской культуры, а после сарматов — различные тюркские племена, стремившиеся к роскошным приазовским пастбищам. С конца IV столетии нашей эры тут же кочевали гунны, которых в VI столетии вытеснили авары, а последних в VII веке — хазары.

Помнит Азовское море и парусники античных мореходов, которые бороздили его просторы две с половиной тысячи лет назад. Суда, груженные пряностями, амфорами с вином и маслом, начинали свой путь от Киммерийского Боспора(Керченский пролив) и заканчивали в Танаисе — древнем городе в устье Дона. А на северном берегу моря греческие мореходы основали торжище Кремны, о котором не один раз упоминает в своих книгах знаменитый античный летописец Геродот.

Следы этого поселения обнаружены возле урочища Петрова балка, в 18 километрах западнее города Бердянска. Здесь найдены амфоры, монеты античного времени, керамические рыболовные грузила и множество других свидетельств, говорящих отом, что на этом месте когда-то шла бойкая торговля греков с местными обитателями — царскими скифами. С торжищем Кремны связана и легенда опроисхождении могущественного народа — сарматов, сынов амазонок. Поведал этулегенду Геродот. Легенда об амазонках Азовского моря. 

Интересно, что в полном соответствии с легендой возле урочища Петрова балка (предполагаемого местоположения торжища Кремны) до недавнего времени струился единственный на этом побережье источник с превосходной питьевой водой, который местные жители называли «Ключом амазонок». Возле источника обычно разбивали свой лагерь юные бердянские туристы и назывался он «Орлиное гнездо». Но, к сожалению, несколько десятков лет назад в этом районе произошел оползень и родник исчез.

grandukraine.com

Какие государства и народы располагались в Восточной Европе до X векаТайны мира и человека

 

4 367

Похожее изображение

История России корнями уходит в историю многих государств и народов, когда-либо проживавших на территории от Балтики до Тихого океана. Каждый россиянин может считать себя потомком любого древнего жителя Евразии, которая представляла собой в веках «гигантский котел этнической переплавки» бесчисленных больших и малых народов.

Киммерийцы. С глубокой древности юг Русской равнины был областью расселения многочисленных народов. Первыми обитателями Север­ного Причерноморья, имя которых сохранила письменная история, были киммерийцы, жившие здесь в VIII—VII веках до н. э.

Картинки по запросу киммерийцы

Древнегреческий историк Геродот сообщает, что киммерийцы жили в Северном Причерноморье до прихода скифов. Пребывание киммерийцев здесь принято относить к концу II — началу I тысячелетия до н. э. Киммерийцы представляли собой сильное государство. О киммерийцах упоминается в ассирийских клинописных текстах VIII века до н. э. Особенно сильно беспокоили киммерийцы Ассирию при царе Асаргадоне. В анналах другого ассирийского царя, Ашурбанипала, отмечается победа над «народом гиммера» (название киммерийцев в античных источниках). В тех же анналах говорится о борьбе с киммерийцами египетского фараона Псамметиха.

Греческие авторы считали, что исходным пунктом всех походов киммерийцев в страны Древнего Востока было Северное Причерноморье, а пути их набегов шли через Кавказ и Балканский полуостров.

По данным топонимики, киммерийцы жили в Приазовье. Геродот приводит несколько географических названий, сохранившихся здесь до его времени (V век до н.э.). Это Боспор Киммерийский, Киммерийские переправы, Киммерийские укрепления и область Киммерия. На Днестре были могилы киммерийских царей, погибших во время столкновения со скифами. Геродот считает, что часть киммерийцев ушла в Малую Азию (Каппадокию), а другая часть была ассимилирована2 скифами.

Греческие колонии. С VIII века до н.э. Северное и Восточное Причерноморье привлекало выходцев из Греции, основавших там немало колоний, Ольвию, Херсонес (Корсунь в русской летописи, расположенную близ нынешнего Севастополя), Феодосию, Пантикапей, Фанагорию, Танаис. Эти города были значительными торговыми факториями. Торговля процветала на базе развитого земледелия, ремесел, рыболовства. Политическим центром региона был Пантикапей, находившийся на берегу Керченского пролива (греки называли его Боспором Киммерийским) и являвшийся долгое время столицей Боспорского царства — единственного в Северном Причерноморье крупного государства в то время. Отличительной чертой жизни в причерноморских городах был высокий уровень материальной и духовной культуры. Благодаря археологии до нашего времени дошли шедевры античных ремесел, скульптуры, мозаики, литературы.

Скифы. Главные сведения о скифах дают археология и труды Геро­дота. Пришедший с востока, этот народ в VII веке до н. э. обосновался на северном побережье Черного моря. Он представлял собой большое пле­менное (государственное) объединение и занимал в VII—V веках до н. э. среднее и южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. Могу­щественная Скифская держава сумела противостоять военно-политиче­ским претензиям персов и македонян. Территорию Скифии населяли неодно­род­ные народы, различавшиеся по хозяйственному укладу и образу жизни: скифы-пахари, скифы-кочевники. С V века до н. э. по III век н. э. скифы возглавляют государственное объединение в Северном При­черно­морье — Скифское царство со столицей на Днепре (Каменное городище).

Картинки по запросу скифы

У скифов было развитое хозяйство в виде земледелия, скотоводства и ремесел. Они активно торговали с греческими колониями. Скифы имели довольно развитые социальные отношения. Знаменитые скифские курганы донесли до нас свидетельства яркой и своеобразной культуры.

Известный поэтический образ скифов как «азиатов с раскосыми и жадными очами», созданный А. Блоком, не соответствует действительности: антропологические материалы доказывают, что никаких монголоидных черт у скифов не было. Они являлись типичными европеоидами, а по языку принадлежали к североиранской группе. Из ныне существующих народов ближе всех к ним по языку находятся осетины — потомки сарматов, ближайших родственников скифов.

Сарматы. Перейдя в южно-русские степи из Западной Азии во II веке до н. э., сарматы разбили скифов и заняли земли Причерноморья и При­каспия. В руках скифов остается степной Крым, где и возникло новое царство со столицей в Неаполе Скифском.

Картинки по запросу сарматы

В течение нескольких последующих столетий остатки скифов растворились в среде новых пришельцев — сарматов, аланов, готов. Часть скифов была ассимилирована славянами.

Готы. Из Прибалтики в причерноморские степи во II веке до н. э. пришли германские племена готов. Готы воевали с сарматами и аланами, но им удалось одержать победу лишь через несколько веков. В IV веке н. э. их вождь Германарих образовал царство, раскинувшееся на территории почти всей Восточной Европы. С конца 360-х годов в Готии стала активно распространяться христианская религия. Государство готов просуществовало недолго, пав под ударами гуннов.

Картинки по запросу готы в крыму

 

Гунны, оттеснившие в IV веке н. э. готов на запад, были выходцами из монгольских степей, откуда они откочевали сначала в Среднюю Азию и на Южный Урал, где вошли в военно-дипломатический союз с вогулами (манси), а затем — в Причерноморье. Л. Н. Гуми­лев пишет, что на Южном Урале был создан новый этнос — западные гунны, «также мало похожи на старых азиатских хунов, как техасские ковбои на английских фермеров». Мощный гуннский союз под главенством их вождя Аттилы в конце IV века ворвался в Европу, производя опустошения. После 70 лет войн и походов, в середине V века, гуннский союз распался. Часть гуннов, оставшись на Дунае и в Причерноморье, постепенно была ассимилирована их соседями; другая часть ушла на восток.

Картинки по запросу гунны

Тюркский каганат сложился в середине VI века на Алтае и в Монго­лии, а затем расширил свою территорию до Китая, Аму-Дарьи и Нижнего Дона. При распаде каганата образовалось несколько союзов — авар­ский, хазарский и булгарский.

Авары в VI веке повторили путь гуннов из Азии в Европу; они обосновались на теперешней Венгерской равнине и основали мощное государство, просуществовавшее до начала IХ века. Движение авар через восточно-европейские степи сопровождалось ожесточенными столкновениями со славянами. «Повесть временн‹х лет» рассказывает, что авары («обры») поработили часть славян и подвергали их жестокому угнетению. Воинственные авары постоянно совершали набеги на Византию и на Западную Европу, их орды достигали берегов Северного моря. В конце концов, после долгих войн, авары были разгромлены франками и исчезли со страниц истории. Их гибель нашла на Руси отражение в поговорке: «Погибоша аки обри».

Картинки по запросу авары

Хазарское государство возникло около VII века в прикаспийской части Северного Кавказа и на Нижней Волге. В течение двух веков власть хазар распространилась на Крым, Приазовье и Среднюю Волгу.

В Хазарии были крупные города: Беленджер на реке Сулак, Семендер (возле совре­менного Дербента), Итиль на Волге (столица, население которой отличалось этнической пестротой и достигало 100 тысяч человек), Таматарха и Фанагория на Тамани, Саркел и др. Развитие городов отражало характер хазарской экономики, которая держалась не столько на традиционном для тюрок скотоводстве, сколько на использовании географических выгод и контроле торговых путей Азии и Европы. Носители религии арабы. Дело в том, что в VII—VIII веках арабы завоевали Средиземное море (Восточное и Южное), прекратив этим торговлю между Востоком и Западом. «Великий шелковый путь» сменил вектор движения. Торговые пути пошли через Волгу (Итиль — хазарская река) — серебряный путь и Днепр (Борисфен) — парчовый путь. Взимание больших таможенных пошлин составляло важную статью доходов государства.

И кагану, и купеческой верхушке Хазарии крупные барыши приносила работорговля, заставлявшая охотиться за «живым товаром».

Тесно связана была с принципами экономики Хазарии ее внешняя политика. Но этими принципами ущемлялись соседи хазар, что неизбежно вело к обострению отношений. Некоторое время Хазарский каганат владел политической гегемонией на Восточно-Европейской равнине. В вассальной зависимости от него находилась Волжская Булгария. Хазарские войска под руководством Песаха в 940 г. дошли до Киева и обложили русское княжество данью. Хазария в IX—X вв. была одной из самых богатых и сильных стран Евразии. Орудиями хазарской политики были наемное войско и дипломатические интриги, направленные в числе прочего на сталкивание печенегов и византийцев с Русью. Напряженными были отношения Хазарии с Арабским Халифатом, нанесшим ей ряд военных ударов. Обострялись споры и с Византией по поводу смежных районов в Крыму.

Враждебные отношения с христианскими и мусульманскими соседями привели хазарское правительство в начале IX века к серьезному полити­ческому шагу — официальному принятию иудаизма — религии, в одинаковой мере холодно воспринимаемой и в Византии, и в Халифате. Каган Обадия, обращаясь в иудейство, надеялся на укрепление своих позиций за счет поддержки влиятельной иудейской торгово-ростовщической верхушки Халифата.

Надежды кагана, однако, не оправдались. До принятия иудаизма в Хазарии наблюдалась религиозно-этническая пестрота, но и новая религия с ее догматом избранности не могла объединить все народы, входившие в состав каганата. Иудаизм оторвал кагана и его окружение от провинциальной знати и еще более отдалил от народа. Против правительства образовался своеобразный христианско-мусульманско-языческий союз. Междоусобицы сильно ослабили государство, что усугубилось проникнове­нием в его пределы кочевых орд мадьяров и печенегов. Часть Хазарии отошла к арабам. Началась война с заметно окрепшей Киевской Русью.

В 965 году киевский князь Святослав нанес мощный удар по Хазарии, от которого она уже не смогла оправиться. Сын Святослава Владимир пода­вил остатки хазарской государственности. Распалась и этническая система Хазарии. Потомки тюрко-хазар смешались с другими тюркскими народами, стали составной частью возникшего позднее русского народа. Иудео-хазары эмигрировали в Западную Европу, а частью рассеялись по окраинам каганата. Их потомки в виде небольших этнических групп сохранились в Дагестане (горские евреи) и в Крыму (караимы).

Булгарские союзы около VII века делились на четыре группы. Две из них кочевали в Приазовье и Северном Кавказе, приняв позже участие в формировании балкарцев и некоторых других народов. Третья группа отправи­лась на Балканы, где слилась с дунайскими славянами, передав им свой этноним3. Четвертая перекочевала в Среднее Поволжье, где подчинила ряд местных финно-угорских племен.

Государство Волжская Булгария было основано булгарами, пришед­шими в Среднее Поволжье около VII века. Столица — город Булгар — являлась крупным торговым пунктом, связанным с Русью, северными племенами, южными и восточными кочевниками. Прочные связи у булгар установились со Средней Азией, которые укрепились после принятия ими в 922 году ислама.

Картинки по запросу волжские булгары

Волжская Булгария была многонациональным государством. Булгары и финно-угры чересполосно занимали одни и те же районы, частично ассими­лируясь, причем взаимно. Современное чересполосное сосуществование марийцев, мордвы, чувашей, татар уходит корнями в то далекое время. Численно булгары преобладали. Это государство шло в рост до тех пор, пока в 1236 году не подверглось разгрому со стороны монголо-татар. После этого название «булгары» в Поволжье стало постепенно исчезать в условиях ассимиляции. Но не исчез народ, когда-то носивший это имя; потомками волжских булгар являются чуваши и казан­ские татары. Булгарский элемент заметен в процессе формирования башкир, марийцев, удмуртов.

Печенеги появились в Днепровско-Донском междуречье в IX веке. Они воевали с мадьярами, хазарами и Русью. Первое столкновение русских с печенегами было в 915 году, после чего был заключен мир. В 944 году князь Игорь привлек печенегов к совместному походу на Византию. Воевать с печенегами было трудно: они были необычайно подвижны и практически неуловимы. Со своей стороны, печенеги легко поднимались в походы против любой страны. Чаще всего их использовали византийцы, хотя и им печенеги нередко досаждали. По некоторым данным, печенеги участвовали в походе Святослава на Хазарию. Но уже через 3 года после этого византийцам удалось стравить печенегов с русскими. Затяжной конфликт привел к окружению печенегами отряда Святослава на днепровских порогах в 971 году. Святослав был убит.

Картинки по запросу печенеги

После этого наступление печенегов на Русь усилилось, началась изнурительная борьба. Печенеги вмешивались в княжеские междоусобицы. Это длилось до 1019 года, когда Ярослав Мудрый нанес им серьезное поражение. Напор печенегов после этого ослабел. В 1036 году Ярослав повторил успех у стен Киева, фактически уничтожив печенежскую опасность. Вместе с тюрками и берендеями печенеги стали вассалами Руси. В середине XII века эти три этноса объединились в союз, получивший в русской летописи имя Черных Клобуков. Монголо-татарское нашествие привело к полной потере их самостоятельного значения и поглощению другими народами. Гагаузы (современная народность) являются потомками печенегов.

Половцы в XI веке пришли из степей Прииртышья и Восточного Казахстана к берегам Среднего и Нижнего Донца. Весь XI век половцы осваивали степь, за­хватывая новые земли и переходя с места на место, узнавая наиболее удобные стойбища, рыбные и охотничьи промыслы, водные и сухопутные пути торговых караванов, от которых получали немалые пошлины.

Картинки по запросу половцы

Свое имя половцы получили от русских, которые называли их так за светлые волосы и голубые глаза (от слова «полова» — солома). Это не соответствует сегодняшним нашим представлениям о половцах как о людях низкого роста, с черными волосами и с большими скулами. У половцев существовал выраженный культ рода. Умершим родичам на могилы они ставили стелообразные каменные скульптуры. Десятки тысяч статуй стояли на курганах и майданах, на перекрестках дорог и берегах рек.

К середине XII века ареал (среда обитания) половецких кочевий простирался от Днепра до Волги. Половцы представляли собой к тому времени военно-политиче­скую силу, с которой считались и Русь, и Византия. Русским приходилось много воевать с ними. В начале XII века сокрушительное поражение им нанес Владимир Мономах. Разрозненные половцы отступили за Волгу и за Урал, часть их ушла в Закавказье, где поступила на военную службу к грузинскому царю Давиду Строителю, еще одна часть откочевала в Приднестровье. Два половецких хана — Боняк и Тукорган — объединили приднепровские орды, продолжая набеги на Русь. Эти ханы вошли в русский фольклор как заклятые враги, получив в сказаниях и былинах имена Буняки Шелудивого и Тугарина Змеевича.

Первыми в Европе, испытавшими силу удара монголо-татар, были донские половцы, возглавляемые Юрием Кончаковичем. В битве на Калке в 1223 году они потерпели разгромное поражение. Не помогла и помощь русских дружин. Уцелевшие роды ушли на Дунай под покровительство Венгерского королевства и в Египет для службы в гвардии султана. Оставшиеся половцы были переселены завоевателями в Поволжье и включены в Золотую Орду, где смешивались с монголами и родственными тюркскими племенами. Имя половцев исчезло, но их потомки живы в составе казахского, башкирского и других народов.

Финно-угорские народы. «Повесть временн‹х лет» перечисляла народы, которые отдавали дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, норова, либь. Никоновская летопись прибавляла к числу данников Руси мещеру. Все эти народы поддерживали активные хозяйственные связи со славянами, часто вступали в военно-политические союзы. Шли процессы культурно-бытового заимствования, заключались смешанные браки. Некоторые финские (меря, мещера, мурома) и балтские (голядь) народы полностью растворились в славянском этническом массиве. М.Н. Покровский считал: «В жилах великороссов течет 80% фин­ской крови». Шел процесс образования нового этноса, впоследствии получившего название «русский». В.О. Ключевский утверждает, что ассимиляция шла мирно. Волны славян -переселенцев перекатывались через финно-угорские поселения, оставляя рядом с ними славянские деревни, села, хутора. Смешанные браки сопровождались переходом целых родов у мерян, мещеры, муромы на единый язык. Большинство финно-угров крестились по православному обряду, брали русские имена и фамилии. В карельских рунах русские назывались братьями. Финно-угры участвовали в русских военных походах в Византию, в Швецию, в битвах против тевтонских и ливонских рыцарей. Немало финнов находилось

в ближайшем окружении киевского князя и местных князей.

Финно-угорское влияние отчетливо просматривается в российской географической топонимике (Москва, Ока, Сылва, Протва, Сосьва, Лозьва, Муром, Весьегонск и т.п.), в великорусском антропологическом типе, в говоре великороссов, в русской мифологии (водяные, лешие, русалки — калька с финских представлений), в характере хозяйственных промыслов русских, их быту (парная баня, печи-каменки и т.д.).

Славяне: теории происхождения и расселения

История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тысячелетия н. э. (чаще всего с VI века), то есть тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.

Античные авторы знали славян под различными именами: венеды, анты, склавины; но, прежде всего, под именем венедов. Впервые это название встречается в Естественной истории Плиния (середина I века н. э.). Плиний называет венедов в числе народов, соседствующих с группой германских племен — ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррами». Скорее всего, это были области в бассейне реки Вислы и, может быть, более восточные земли.

К концу I века н. э. относятся сообщения о венедах Корнелия Тацита. Тацит указывает, что венеды жили между народами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации венедов указать невозможно. Трудно сказать к тому же, были ли венеды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венеды в то время ассимилировались славянами и получили их имя. И если о венедах Тацита можно спорить, то венеды уже более поздних авторов — это несомненно славяне.

Более точны сведения о славянах середины I тысячелетия н. э. Теперь славяне называются своим именем — словены. Византийские авторы описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова. Византийскими авторами сообщаются сведения о разных сторонах жизни и быта славян.

Более существенные сведения имеются в труде готского епископа Иордана. По Иордану, венеды — суть славяне. Из его труда видно, что в VI ве­ке славяне заселяли широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Придунавья до Нижнего Днепра.

Информацию о восточных славянах дают нам не только византийские авторы, содержится она и в описаниях крупнейших арабских географов 2-й половины IX—X вв. О славянах имеются и полулегендар­ные сведения в скандинавских сагах, во франкском эпосе, германских сказаниях.

Места проживания древних славян, получившие название «прароди­ны», определяются неоднозначно.

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, был летописец Нестор — автор «Повести временн‹х лет». Он определил территорию славян по нижнему течению Дуная и Паннонию. С Дуная начался процесс расселения славян, то есть речь идет об их миграции. Киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская», или «балкан­ская». Дунайскую «прародину» славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз во главе с дулебо-волынянами. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII—VIII вв.

К эпохе средневековья восходит зарождение еще одной миграционной теории происхождения славян — «скифо-сарматской». Впервые она зафикси­ро­вана Бавар­ской хроникой XIII века, а позднее воспринята многими западно-европейскими авторами. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья рассеялись на запад и юго-запад.

Третий вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А.И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений славян якобы показывают, что они получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.

Четвертый вариант миграционной теории дал академик А.А. Шах­ма­тов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II—III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А.А. Шах­матова, была вторая прародина славян. Когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.

Существует ряд других теорий миграционного происхождения славян и их «прародины» — это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, — и ряд других теорий.

В противоположность миграционным теориям признается автохтонное — местное происхождение славян. Согласно автохтонной теории, славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии.

Автохтонная теория отмечает сложность процесса образования славян. Первоначально складывались мелкие отдельные разрозненные древнейшие народы на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные и, наконец, в исторически известные народы. Выделяются протославянский, пра­славянский и собственно славянский периоды.

Предки протославян в результате своего культурного сближения дали славянство. Этот процесс археологами прослежи­вается до н. э. с III тысячелетия до I.

Праславянский период начинается с конца I тысячелетия до н.э. Устанавливается культурная, а также и языковая общность. Значительная часть праславян была включена в орбиту скифского влияния. В VI—VII вв. завершается период праславянской истории. Расселе­ние славян на обширнейших пространствах, их активное взаимо­действие с иными народами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки.

В VIII—IX вв. наступает период собственно славянской истории, формирование союзов, образование государств. Происходит скла­ды­ва­ние современных славянских народов.

Таким образом, важнейшим историческим фактом является наличие в I тысячелетии н.э. на территории Восточной Европы славян.

Великое переселение народов: исторические факты

Первые века нашей эры стали временем массовых миграций на территории Европы и Азии, получивших название Великого переселения народов. Для обозначения этого явления порой пользуются термином «этническая революция». Он призван подчеркнуть масштаб миграционных процессов в I тысячелетии и их роль в изменении этнополитической карты Европы и Азии. В ходе глобальных перемещений людей стирались и изменялись границы традиционного расселения, смешивались разные этнические компоненты, создавались новые народы.

Картинки по запросу великое переселение народов славяне

Первая волна Великого переселения была связана с германцами. Во II—III вв. через Восточно-Европейскую равнину, с севера на юг — из районов Сканди­навии и Прибалтики в Крым, на Балканы и оттуда в Южную Азию — двинулись германские племена готов. У Иордана есть упоминание о мордве, мери, веси, эстах и об онежской чуди, которые вошли в состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом.

Под напором гуннов и славян в V веке готы были вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение другие германские племена, граничившие с Римской империей.

В VI—VIII веках политическими лидерами на Евразийском континенте ста­ли тюркские племена — авары, хазары, булгары. Тюрки выделялись в азиат­­ских миграциях — особенно при заселении Сибири: кыргызы, уйгуры и др.

К последним миграционным волнам Великого переселения относятся арабские завоевания, начавшиеся в VII веке и охватившие Аравию, Западную и Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку. С эпохой Великого переселения совпало несколько этапов еврейской миграции с Ближнего Востока. Рассеивание евреев началось еще до новой эры в связи с вавилонскими, македонскими, римскими завоеваниями. Походы арабов вызвали еще несколько волн исхода евреев с их прародины.

К концу VIII века относятся первые экспедиции норманнов как в Западную, так и в Восточную Европу.

В IX веке в южно-русские степи ворвались печенеги, а в XI веке — половцы. В это же время (в конце IX века) далекий переход мадьяр (угро-финское племя, родственное ханты-манси) с Южного Урала в Европу завершился заселением ими Паннонии, где они ассимилировали местных славян.

Таким образом, Великое переселение народов в I тысячелетии н.э. изме­нило этнополитическую панораму Европы и Азии, положило начало современным народам и государствам.

via

Это интересно

 

taynikrus.ru

семинар 1 ф

Тема 1. Северное Приазовье и Подонцовье в древности.

1. Подонцовье и Северное Приазовье в первобытную эпоху. Палеолит, мезолит, неолит, энеолит.2. Приазовье и Подонцовье в античный период (скифы, сарматы, греческое присутствие в регионе).3. Происхождение славян. Заселение Северного Приазовья славянскими племенами.4. Приазовье как регион военного соперничества между славянами и кочевыми племенами. (Хазарский каганат, Киевская Русь, Земля половецкая, Золотая орда).

Ключевые понятия:

Средний палеолит, поздний палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, Каменная могила, киммерийцы, скифы, скифы-земледельцы, сарматы, гунны, хазары, Великая Скифия, Хазарский каганат, аланы, авары, болгары, гунны, торки, печенеги, половцы, Земля половецкая, кипчаки, монголо-татары, салтовско-маяцкая культура, венеты, анты, северяне, системы баскачества.Персоналии:

Атей, Атилла, Геродот, Иордан, Тацит, Кончак, Юрий Кончакович, Аскольд, Рюриковичи, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Великий, Ярослав Мудрый, Владимир Мономаха, Батый, Ногай. Дополнительная литература и источники:Основные эпохи каменного векаhttp://biblionet.com.ua/index.php/kraevedenie/donbass-rus-i-ukraina/osnovnye-epokhi-kamennogo-vekaСредний палеолитhttp://biblionet.com.ua/index.php/kraevedenie/donbass-rus-i-ukraina/vremya-srednego-paleolitaМезолитhttp://biblionet.com.ua/index.php/kraevedenie/donbass-rus-i-ukraina/epokha-mezolitaНеолитhttp://biblionet.com.ua/index.php/kraevedenie/donbass-rus-i-ukraina/epokha-neolitaКиммерийцы, скифы, сарматы, аланыhttp://www.ipiend.gov.ua/img/monograph/file/donbas_181.pdfhttp://biblionet.com.ua/index.php/kraevedenie/donbass-rus-i-ukraina/kimmerijtsy-skify-sarmaty-alanyГунныhttp://biblionet.com.ua/index.php/kraevedenie/donbass-rus-i-ukraina/gunnyХазарский каганатhttp://mylektsii.ru/5-62892.htmlДонецкий район в VI-начало XVI вв.http://mylektsii.ru/5-62892.htmlhttp://biblionet.com.ua/index.php/kraevedenie/donbass-rus-i-ukraina/donbass-ot-srednevekovya-do-novogo-vremenihttp://biblionet.com.ua/index.php/kraevedenie/donbass-rus-i-ukraina/rus-nachalohttp://biblionet.com.ua/index.php/kraevedenie/donbass-rus-i-ukraina/kievhttp://biblionet.com.ua/index.php/kraevedenie/donbass-rus-i-ukraina/oleg-veshchijhttp://biblionet.com.ua/index.php/kraevedenie/donbass-rus-i-ukraina/kaganatyhttp://biblionet.com.ua/index.php/kraevedenie/donbass-rus-i-ukraina/posle-razgroma-khazariiКравченко Э.Е. Еще раз о Диком поле.http://mid-dnr.ru/media/uploads/sbornik29.11.15.pdfПоловцыhttp://biblionet.com.ua/index.php/kraevedenie/donbass-rus-i-ukraina/polovtsyПоход Владимира Мономаха в Донбассhttp://biblionet.com.ua/index.php/kraevedenie/donbass-rus-i-ukraina/pokhod-vladimira-monomakha-v-donbass

freedocs.xyz

Сарматы в восточном Приазовье в 1-2 веке

Обширность территории, занятой сарматскими племенами в степной полосе Предкавказья, обусловливает невозможность рассмотрения их культуры без учета местного исторического контекста, т. е. без учета конкретных историко-географических особенностей каждого региона.

Так, история сарматских племен, населявших степи Восточного Приазовья, была во многом определена близостью Боспорского царства, оказавшего большое влияние как на экономическое развитие, так и на ход политической истории кочевников. Для выявления закономерностей изменения взаимоотношений двух политических сил Северо-Восточного Причерноморья была сделана попытка изучения серий массового керамического импорта боспорского производства, отвечающего требованиям синхронности и однородности. Изучение цикличности поступления, выявление качественных и количественных изменений позволило использовать этот материал как один из основных индикаторов изменчивости боспоро-сарматских отношений.

Проведенный анализ дал возможность выделить четыре основных этапа отношений: I – конец IV – первая пол. II вв. до н. э.; 2 – вторая пол. II – первая пол. I вв. до н. э.; 3 – вторая пол. I в. до н. э.; 4 – I – первая пол. II вв. н. э. В данной работе рассматривается только последний этап, охватывающий период, который, пожалуй, наиболее часто упоминается в литературе, но, тем не менее, остается наиболее проблемным.

Его особенности определены нарушением с конца I в. до н. э. традиционно действующих почти в течение трех столетий связей сарматов с Боспорским царством и дестабилизацией политической обстановки в регионе, что выразилось в значительном уменьшении количества импорта в памятниках Восточного Приазовья. Отмеченное явление выявляется при сравнении с объемом импорта во втором этапе, когда отношения с сарматами формируются правителями Боспора как одно из направлений государственной политики. Наиболее полное выражение такая тактика получила в период царствования Митридата VI Евпатора и Фарнака, делавших ставку в борьбе с Римом на вооруженные силы северочерноморских кочевников (1, с. 305). Это обусловило стабильно высокий уровень значимости сарматов в делах государства. Расширение политических контактов сравнительно быстро отразилось на экономических связях — меняется качественный и количественный состав привозных изделий. С конца II в. до н. э. объем поступающей к варварам массовой керамики боспорского производства возрастает настолько, что уже может быть квалифицирован как импорт, планомерно поставляемый в степь (2, с. 50). Одновременно возрастает приток таких вещей, как бронзовая и стеклянная посуда, металлические украшения и другие предметы роскоши, поступавших к кочевникам как в результате обмена, так и в виде даров, трофеев или в результате грабежа.

В годы правления Асандра сложившаяся ситуация по сути существенно не меняется, и, хотя усилия царя, направленные на достижение политического равновесия, в какой-то мере определяют уменьшение влияния сарматов, к значительному изменению их роли это не приводит, и к концу I в. до н. э. она остается достаточно высокой. В основе заинтересованности Асандра в варварах, вероятно, лежит попытка использовать их в качестве пассивного противовеса боспорским городам и Риму. События, приведшие к кардинальным изменениям в боспоро-сарматских отношениях, происходят только в последние два десятилетия I в. до н. э.

В Северном Прикубанье эти события проявляются сначала в резком сокращении, а позднее почти полном исчезновении в сарматских погребениях античного керамического импорта. Как нам представляется, основные причины, определившие характер перемен, неразрывно связаны с изменением ведущих акцентов внешнеполитического курса Боспорского царства (1, с. 317). По крайней мере, быстрое усиление реальной зависимости Боспора от Рима со времен царицы Ди-намии не вызывает сомнений (4, с. 202). Характер зависимости во многом был определен стратегической значимостью Боспора, особенно проявившейся в свете римской политики на Востоке. Логическим следствием явилось оформление отношений между Римом и Боспорским царством путем заключения договора, который предусматривал союзнические отношения, хотя и обусловливающие определенную степень подчиненности  Империи, но оставлявшие  за  боспорскими правителями достаточную свободу действий в местных делах (4, с. 207). Все это, надо думать, способствует дальнейшей государственной стабилизации и содействует значительному подъему экономики Боспора. Вместе с тем вряд ли можно  сомневаться,  что  занятие   боспорскими  династами твердой проримской позиции сказывается в изменении отношений с сарматами, так как автоматически уменьшается потребность в военных силах кочевников и, естественно, снижается их значимость в делах государства. Вероятно, такие тенденции начинают проявляться еще в конце правления Асандра, но четкую направленность они приобретают только со времен Аспурга. Судя по надписи 23 г. н. э., посвященной царю, можно говорить о переходе этого правителя к довольно решительной политике по отношению к варварам (5, с. 69). Сарматские племена в надписи не упомянуты, но для нас существенно то, что она, очевидно, отражает вполне сформировавшиеся тенденции. И хотя к концу I в. до н. э. группировки восточноприазовских кочевников во многом сохраняют свои позиции и продолжают функционировать какие-то торговые пути (6, с. 140), весь имеющийся материал свидетельствует о нарушении существовавших ранее стабильных экономических контактов, которые боспорская сторона прерывает в силу описанных выше причин.

Обострение отношений Боспора и сарматов в это время становится особенно очевидным, так как значительные военные силы кочевников, сконцентрированные у границ государства и могущие легко привлекаться во время смут, становятся потенциальным источником военной опасности. Реальным проявлением такой опасности, а также поводом, ускорившим события, явилась война 49 г. н. э. Характер этого столкновения в нашей литературе чаще всего рассматривается либо с позиций внутригосударственного конфликта и его последствий, либо конфликта между двумя сарматскими племенами, в результате которого произошло падение одной, сиракской, и возвышение другой, аорской, группировки.

Не менее перспективным может стать изучение данного столкновения в аспекте боспоро-сарматских отношений. Трудно допустить, что Котис и стоящий за ним Рим не созна-вали всех возможных последствий сложившейся ситуации, при которой Митридат II без особых усилий мог организовать обширное выступление сарматских племен (7, с. 229). В этом случае последовавшие действия союзников против Митридата II, наряду с борьбой против мятежного царя, приобретают окраску превентивной войны, направленной на подрыв мощи ближайшего к Боспору и союзного Митридату сарматского объединения сираков. Объяснимы мотивы уничтожения сарматского города Успы, как акции устрашения, что, несомненно «...вселило страх во всех остальных, решивших, что больше не стало безопасных убежищ, раз неприятеля не могут остановить ни оружие, ни крепости...» (8, с. 202 сл.). В связи со сказанным необходимо отметить, что раскопки, проводившиеся в последние годы на территории Восточного Приазовья, дают картину резкого сокращения населения в этом регионе в I в. н. э. (9, с. 49). Среди почти тысячи исследованных погребений комплексов первых веков нашей эры пока встречены единицы. Связывать такое сокращение населения с последствиями сирако-аорской войны вряд ли оправданно, так как активные военные действия, способные привести к падению одной из группировок, вообще могут быть поставлены под сомнение: ни рассказ Тацита, ни другие источники не дают оснований для подобных выводов. Тацит сообщает только о конкретном случае кратковременного использования военных формирований одного племенного союза кочевников против другого (8, с. 202–204). Примеры такого использования хорошо известны для Северного Причерноморья эпохи эллинизма (10, с. 60). Гораздо правомернее связывать факт сокращения населения с деятельностью активно поддерживаемых Римом боспорских правителей, которые были в первую очередь заинтересованы в изменении расстановки сил в регионе. Согласно Тациту, поражение сираков в столкновении 49 г. н. э. могло привести к их значительному ослаблению, оттеснению от границ Боспора, но далеко не к полному разгрому (8, с. 204). Возможно, это было связано с сохранением крупного военного потенциала сираков и сложностями ведения войны в условиях степи; возможно, какую-то роль сыграла инерция политического мышления по отношению к сарматам, бывшим долгое время в тесных контактах с Боспором. По крайней мере, бесспорно, что к середине I в. н. э. в Восточно-Приазовской степи еще сохраняется сиракское население. Дальнейшее углубление конфликта происходит вследствие активизации самостоятельной внешней политики Боспора в последней трети I в. н. э. уже в период царствования Рескупорида II и Савромата I. О происшедших в то время успешных для Боспора столкновениях с варварами может свидетельствовать появление с 80-х гг. I в. н. э. так называемой «военной чеканки» меди, повествующей о боевых подвигах правителей (11, с. 58). Чеканятся монеты с изображением доспехов, конной статуи царя над воротами города, царя, попирающего коленопреклоненного пленника. Победный характер этих монетных типов определенно связан с новым положением царя, как царя самостоятельно и успешно охраняющего границы государства от варваров (11, с. 58). Учитывая сложную военно-политическую обстановку, сложившуюся в I в. н. э. в Восточном Приазовье, вполне правомерно предположить, что военные действия охватили и этот регион. Для уточнения вопроса о времени и месте происшедших событий необходимо полностью привести надпись на стеле, найденной в Танаисе: «...тысячи завоевав сираков и скифов и Таврику присоединив по договору, сделал море свободным для мореплавателей в Понте и Вифинии, при стратеге граждан... Зеноне, сыне Дада, сына Эвия и при Юлии Д... и Юлии Родоне, бывших наместниках царской резиденции, я, Зенон, сын Зенона сына Дада, посланный царем в эмпорий, посвятил Зевсу, Аресу и Афродите при Бораспе, сыне Баба, архонте Танаиса, Эллинархе Родоне, сыне Харитона. В 490 г. 1-го Дистра». Надпись датируется 193 г. н. э. и свидетельствует о большой победе, одержанной Боспором в тот год или незадолго до этого (12, с. 728). В тексте говорится о конкретном завоевании, связанном с племенами сираков. Судя по характеру упоминания сираков наряду со скифами, звучащему как-то обыденно, здесь имеются в виду племена, хорошо известные грекам и, скорее всего, обитавшие в Приазовской степи, в реальной близости к границам Боспора. Однако сарматские памятники конца II в. н. э. на указанной территории практически неизвестны. Противоречие это может быть объяснено только в том случае, если считать, что в надписи отражены более ранние события времен Савромата I или Рескупорида II. Сам тэкст этому не противоречит, так как позволяет сделать предположение о том, что плита воздвигнута сыном в ознаменование событий, происшедших при жизни или с участием его отца, видимо, являвшегося архонтом Та-наиса. Следовательно, сама победа может быть отодвинута на 40–60 лет назад, а события, ей предшествовавшие, вообще отнесены к концу I – нач. II вв. н. э. Предположение станет более вероятным, если принять во внимание популярность имени Рескупорида у последующих царей боспорской династии (13, с. 61).

Правда, в некотором противоречии с высказанной гипотезой находится отсутствие в Северном Прикубанье сарматских погребений названного периода. Можно предположить, что резкое сокращение импорта обусловило исчезновение в археологическом материале именно тех предметов, которые широко применялись для датировок ранних этапов. Следовательно, поиск целесообразнее направить не на обнаружение погребений этого времени, а на выделение их из массы имеющихся комплексов.

Таким образом, единственный источник, помещающий сираков в Приазовье в самом конце II в. н. э., не противоречит археологически подтвержденному выводу о том, что начало активного оттока населения из степных районов к северу от р. Кубань хронологически совпадает с событиями I – нач. II вв. н. э. Причем немаловажным доводом в пользу тезиса о целенаправленном вытеснении сарматов из приграничных с Боспором территорий является то, что смены населения здесь не происходит и в позднесарматское время эта область степи остается не заселенной кочевниками.

Таким образом, с середины I в. н. э. Боспор переходит к наступательной военной политике по отношению к сарматским племенам Восточного Приазовья. И операции такого плана не только проводились, но и достигли значительного успеха, оградив тем самым северо-восточные границы государства от долговременной варварской угрозы. Происшедшие события во многом обусловили перестановку сил в среде местных сарматских и меотских племен и привели к изменению этнополитической обстановки на всем Северо-Западном Кавказе.

Весьма важным сейчас является выяснение основных тенденций в перемещении сарматских группировок, которые, бесспорно, не носили характера однозначного и единовременного движения. Небезынтересен в этом отношении факт усиления с рубежа нашей эры сарматского влияния, отмечавшийся, в меотских памятниках правобережья р. Кубань. Возрастает процент погребений с типичной для сарматов Восточного Приазовья западной ориентировкой, изменяются типы оружия и набор инвентаря. Увеличение сарматских черт было настолько существенным, что дало возможность предполагать полное подчинение сиракам оседлого меотского населения (14, с. 115; 15, с. 14 сл.). Необходимо отметить, что многие черты обряда и вещи из меотских могильников первых веков нашей эры, отождествляемые с материальной культурой сарматских племен, более близки среднесарматским памятникам Поволжья, а не Приазовья, у которых много специфических черт, не прослеженных в меотской культуре. Таким образом, не исключено, что материалы меотских могильников отражают только последствия событий, приведших к отмеченному перемещению. Что же касается вопроса о полном и безоговорочном подчинении сарматами меотских племен, то пока это представляется значительным упрощением реальной обстановки.

Передвижение приазовских сарматов к северу – в Подонье, и далее в Поволжье, возможно, имело место не один раз и в связи с разными событиями и чаще всего носило характер перемещения небольших групп населения (16, с. 166). Что же касается движения конца I в. н. э., то оно отличалось гораздо большим масштабом и было более значительным по своим последствиям, но выявление его направлений и основных особенностей является задачей отдельного исследования.

Автор: Н. Ф. Шевченко

Литература: 1. Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.–Л., 1949. 2. Шевченко Н. Ф. Античный керамический импорт в сарматских погребениях Восточного Приазовья.– Древности Кубани (материалы семинара). Краснодар, 1987. 3. Сапрыкин С. Ю. Митридатовские традиции в политике Боспора на рубеже н. э. – Античность и варварский мир. Орджоникидзе, 1985. 4. Блаватская Т. В. Рескрипты царя Аспурга.– СА, 1965, № 2. 5. Блаватский В. Д. Строительное дело Пантикапея.– МИА, 1957, №56. 6. Ср. напр.: КБН, № 142. 7. Блаватский В. Д. О римских войсках на Таврическом полуострове в I в. н. э. В кн.: Античная археология и история. М., 1985. 8. Корнелий Тацит. Соч., т. 1. Л., 1969. 9. Ждановский А. М. Некоторые аспекты социально-политической истории племен Прикубанья в I–III вв н. э.– Археология и вопросы социальной истории Северного Кавказа. Грозный, 1984. 10. А баев В. И. Сармато-Боспорские отношения в отражении нартовских сказаний.– СА, 1958, XXVIII. 11. Фролова Н. А. Монетное дело Рискупорида II. В кн.: Нумизматика и эпиграфика, вып. VII. М, 1968. 12. КБН, № 1237. 13. Блаватский В. Д. О Рискупориде I.– СА, 1976, № 4. 14. Виноградов В. Б. Сиракский союз племен на Северном Кавказе.– С А, 1965, № 1. 15. Десятчиков Ю. М. Процесс сарматизации Боспора. Автореф. дисс. канд. ист. наук. М, 1974. 16. Капошина С. И.   Сарматы на Нижнем Дону. В кн.: Античная история и культура Средиземноморья и Причерноморья. Л., 1968.



biofile.ru


Смотрите также