Возникновение первобытного общества от присваивающего к производящему. 2. Причины возникновения государства. Переход от присваивающей к производящей экономике («неолитическая революция»). Возникновение раннеклассовых обществ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Неолит. Возникновение первобытного общества от присваивающего к производящему


Переход от присваивающего хозяйства к производящему.

Количество просмотров публикации Переход от присваивающего хозяйства к производящему. - 436

Варианты периодизации первобытной эпохи.

Цивилизационный подход, его истоки, сущность и влияние на современное состояние исторической науки.

Основоположники цивилизационного подхода: Данилевский, Шпенглер, Тойнби.

Развил и конкретизировал понятие цивилизации английский историк А. Тойнби. Под цивилизацией он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью различных факторов (культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и др.)

Цивилизационная теория основывается на том, что каждая страна, каждый этнос прошли в своем развитии последовательно сменяющие друг друга стадии формирования, расцвета и упадка при сохранении на всœех стадиях определœенных, свойственных стране и этносу качественных ценностно-культурных характеристик. Цивилизационный подход— это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государства и права с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии, нравах и т.д.

А. Тойнби выделил древневосточную, греческую, римскую, египетскую, арабскую, православную, средневековую, современную и иные цивилизации. Г. Еллинœек подразделял всœе государства на два типа: идеальный и эмпирический. Идеальный тип — это мыслимое государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в реальной жизни не существует. Идеальному типу противопоставляется эмпирический, который получается в результате сравнения отдельных реально существующих государств друг с другом

Рассматривая формационный и цивилизационный подходы к типологии государства и права, следует отметить, что по отдельности, строго изолированные друг от друга, они чрезвычайно уязвимы с точки зрения их существования. К тому же в них присутствует множество схожих характеристик, точек пересечения. По этой причине современная наука делает попытки найти компромиссные решения этого вопроса. К примеру, предлагается гипотеза так называемого “формационно-цивилизационного резонанса” (Б.П. Шулындин).

Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в базе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т.д. По этому принципу история человеческой цивилизации делится на века – каменный, бронзовый и желœезный. В каменном веке, который обычно отождествляется с первобытно-общинным строем, выделяются три эпохи: палеолит (греч.– древний камень) – до 12 тыс. лет назад, мезолит (средний камень) – до 9 тыс. лет назад, неолит (новый камень) – до 6 тыс. лет назад. Эпохи подразделяются на периоды – ранний (нижний), средний и поздний (верхнийНа смену каменному веку приходит краткий период энеолита (лат.– энеолит; греч.– халколит), ᴛ.ᴇ. существования культур с медно-каменным инвентарем.

Бронзовый век начался в Европе с III тыс. до н.э. В это время во многих регионах планеты возникают первые государства, развиваются цивилизации – Междуречья, Египта͵

Первые изделия из желœеза появляются на территории России в X–VII вв. до н.э.

Другую систему периодизации, основанную на комплексной характеристике материальной и духовной культур, предложил в 70-е годы XIX в. Л. Морган. В соответствии с этой системой первобытное общество делится на три периода: дикость, варварство и цивилизацию. Период дикости - ϶ᴛᴏ время раннего родового строя (палеолит и мезолит), он завершается изобретением лука и стрел. В период варварства появляются керамические изделия, возникают земледелие и животноводство. Для цивилизации характерно появление бронзовой металлургии, письменности и государств.

В 40-е годы XX в. советские ученые П.П. Ефименко, М.О. Косвен, А.И. Першиц и др. Размещено на реф.рфпредложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых были эволюции форм собственности, степень разделœения труда, семейные отношения и т.д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так: 1) эпоха первобытного стада; 2) эпоха родового строя; 3) эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).

Все названные системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI-XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи. По этой причине оптимальная система периодизации должна учитывать наибольшее число показателœей развития общества.

А. Фергюссон (ХVIII в.) в качестве критерия периодизации выдвинул ʼʼстепень освоения культурыʼʼ: дикость, варварство, цивилизация. Позднее шведский ученый С. Нильсон несколько исправил и дополнил эту периодизацию, выделив 4 стадии: дикость, номадизм (греч. nomados – кочующий, кочевничество), земледелие и цивилизация.

Теории, так или иначе объясняющие историю первобытного общества, появились в ХIХ в. Объяснением этому факту может служить открытие и целœенаправленное и планомерное исследование реликтовых обществ. В 1861 ᴦ. И. Бахофен развил идею о матриархате. Причину развития первобытного общества он видел в смене религиозных представлений.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ(neolitic revolution) – произошедший революционный переворот в производстве, связанный, как правило, с переходом от присваивающего к производящему хозяйству и создавший предпосылки для формирования раннеклассового общества.

Термин ʼʼнеолитическая революцияʼʼ ввел в 1949 английский археолог Гордон Чайлд.

Ранее люди забирали у природы ее дары (дикорастущие съедобные растения, зверей, рыбу), теперь же они начали производить то, чего в природе до них не было (производить селœекцию культурных растений, выводить новые породы скота). Именно эта смена базовых видов производственной деятельности привела, по мнению Г.Чайлда, к развитию социальной дифференциации.

Изучение археологических материалов (особенно, по Америке) и быта сохранившихся отсталых народов показало, однако, что жесткая связь между социальной стратификацией и переходом к производящему хозяйству встречается отнюдь не везде. Известны народы, которые продолжали заниматься присваивающим хозяйством, но уже далеко ушли от первобытного равенства. К примеру, индейцы Аляски 18–19 вв. занимались в основном рыболовством и охотой, однако ко времени прихода европейцев у них уже существовали такие институты как вождества, войны между племенами, патриархальное рабство.

До неолитической революции производство избыточного продукта происходило случайно и неустойчиво, поскольку не было технологий длительного сохранения дефицитной пищи. Когда же открывают способы длительного хранения запасов пищи (копчение, соление и т.д.), то сразу возникает мощный стимул не поедать немедленно всю добычу, как это происходило в раннепервобытном обществе, а накапливать ее на ʼʼчерный деньʼʼ.

Согласно оценкам, переход от охоты и собирательства к земледелию позволил повысить плотность населœения в сотни раз. Поскольку данный переход происходил далеко не во всœех регионах планеты, то рост общей численности населœения планеты происходил более медленно – не в сотни, а только в десятки раз.

Племена, оказавшиеся на Севере, в суровых условиях, долгое время оставались на прежнем уровне развития. Зато в южных зонах эволюция была более быстрой.

Человек уже использовал шлифованные и сверленые орудия с рукоятками, ткацкий станок, умел лепить посуду из глины, обрабатывать дерево, строить лодку, плести сеть. Гончарный круг, появившийся в IV тыс. до н.э., резко повысил производительность труда и улучшил качество глиняной посуды. В IV тыс. до н.э. на Востоке было изобретено колесо, стала использоваться тягловая сила животных: появились первые колесные повозки.

В эпоху неолита произошло первое общественное разделœение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в развитии производительных сил, и второе общественное разделœение труда — выделœение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда.

Земледелие было распространено очень неравномерно. Первые очаги земледелия обнаружены в Палестинœе, Египте, Иране, Ираке. В Средней Азии искусственное орошение полей при помощи каналов появилось уже в IV тыс. до н.э.

Эволюция человека особенно ускорилась в связи с открытием металла — меди и бронзы (сплава меди с оловом). Орудия труда, оружие, доспехи, украшения и посуду начиная с III тыс. до н.э. стали изготавливать не только из камня и глины, но и из бронзы.

referatwork.ru

2. Причины возникновения государства. Переход от присваивающей к производящей экономике («неолитическая революция»). Возникновение раннеклассовых обществ

На рубеже 10-12 тыс. лет назад возникли экологичес­кие кризисные явления, которые, по мнению некоторых ученых, уг­рожали существованию человечества как биологического вида. Про­изошли неблагоприятные изменения климата, началось вымирание мегафауны (мамонтов и др. животных), бывшей основ­ным источником питания человека в некоторых районах.

Человечество ответило на эти кризисные явления переходом к но­вому способу существования и воспроизводства – к производящей экономике, произошла «неолитическая революция».

Постепенно от охоты, рыболовства и собирательства, а также ар­хаичных форм земледелия, скотоводства человечество переходит к развитым формам земледелия (подсечно-огневому, неполивному, по­ливному, в том числе ирригационному) и скотоводства (пастбищно­му, отгонному, а затем и кочевому). Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества.

Сельское хозяйство позволяло создавать запасы и переживать тя­желые времена года, прежде всего, зиму. На этапе перехода к производящей экономике в разных райо­нах были одомашнены многие растения и животные. Занятие сельским хозяйством привело человечество к оседлости.

Социально-экономическая и экологическая сущность «неолитической революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и жи­вотных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход сопровождался не только селекционной деятельностью, ко­торая легла в основу земледелия и скотоводства, но и иной производ­ственной деятельностью — прежде всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой.

Производящая экономика к IV-III тыс. до н.э. стала вторым и ос­новным способом существования и воспроизводства человечества.

Итогом «неолитической революции» явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ (например, в районе Ближнего Востока оно относится примерно к VII тыс. до н.э.). На следующем этапе социально-экономического развития (примерно к IV—III тыс. до н.э.) происходит расцвет ранне­земледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилиза­ции – происходит становление раннеклассовых обществ. Они возникали, как правило, в долинах крупных рек: Тигра и Евфрата, Нила и других, и составили к III—II тыс. до I н.э. настоящий пояс первичных цивилизаций.

Производящая экономика объективно вела к организации произ­водства, появлению новых управленческих, организационных функ­ций, становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производством пищи и тем самым к необходимости регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение и распределение прибавочного продукта. Возникла необходимость нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных форм, выдачи ему из общественных фондов.

Эта экономика объективно привела к дальнейшему разделению труда. Выделяются группы организаторов производства, работников информационных систем, в которых осуществляется учет труда и рас­пределения его результатов, а также работников систем контроля за соблюдением регламентирующих норм.

Возникновение и присвоение прибавочного продукта ведет к ста­новлению новых форм собственности: коллективной, групповой, ча­стной — к дальнейшему социальному расслоению общества. Новая ор­ганизация производственной деятельности (ее усложнение, появление новых управленческих функций) также способствует социальной диф­ференциации общества: происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей, неучастие верхушки в материальном производстве. Начинается становление классов, новых организацион­ных форм управления обществом, зарождение государства.

Таким образом, «неолитическая революция» - переход человечества к производящей экономике - приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу — социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.

studfiles.net

Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Неолит.

Поиск Лекций

Производящее хозяйство — хозяйство, где основным источником существования является выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах 12 — 10 тыс. лет назад.

В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на:

- земледельческий;

- скотоводческий;

что способствовало прогрессу в развитии производительных сил.

И второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда.

Земледелие было распространено очень неравномерно. Первые очаги земледелия обнаружены в Палестине, Египте, Иране, Ираке. Для земледельческих племен характерны большие поселения из глинобитных домов, насчитывающие иногда по нескольку тысяч жителей.

Энеолит.

К этой эпохе относится Трипольская культура (VI-III тыс. до н.э.), располагавшаяся между Карпатами и Днепром на плодородных лессовых и черноземных почвах. В этот период первобытное земледельческое общество достигло своего наивысшего расцвета.

Энеолит - меднокаменный век. В этот период появились изделия из чистой меди.

Эволюция человека особенно ускорилась в связи с открытием металла – меди и бронзы. Орудия труда, оружие, доспехи, украшения и посуду начиная с III тыс. до н.э. стали изготавливать не только из камня и глины, но и из бронзы. Увеличился обмен между разными этносами и регионами.. Из-за этого учащались столкновения между племенами. усугублялось разделение труда. Появлялось имущественное неравенство внутри рода.

В связи с развитием скотоводства возрастала роль мужчины в производстве. Наступала эпоха патриархата. Внутри рода возникали большие патриархальные семьи, с мужчиной во главе. Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство). Древнейшие документы Египта и Двуречья свидетельствуют о таком положении, сложившимся к концу IV началу III тыс. до н.э. Также сходство можно найти в древнейших памятниках письменности, появляющихся у некоторых племен Передней Азии, Китая во II тыс. до н.э.

В бронзовом веке уже наметились большие культурные общности, которые, возможно, соответствовали языковым семьям: индоевропейцам, угро-финнам, тюркам и кавказским племенам.

Около V-IV тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества.

Факторы, повлиявшие на это:

· неолитическая революция,

· увеличение эффективности земледелия,

· развитие специализированного скотоводства,

· появление металлургии,

· развитие торговли,

· появление специализированного ремесла.

Накопленное в семьях, старалось оставаться в этой же семье. Члены семья постепенно перестают делиться с общиной. Начинают закладываться основы частной собственности (имущество начинает переходить от отца к сыну).

Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности.

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство.

Начинает складываться верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой – ослабевшие и обедневшие. Соответственно, первые из них постепенно превращаются в господствующих, а вторые – в подчиненных.

Однако долгое время, несмотря на имущественное и общественное расслоение общины, верхушка родовой знати еще должна была считаться с мнением всей общины. Но все чаще трудом коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом которой рядовые общинники уже не могут спорить.

В различных районах мира разрушение первобытнообщинных отношений произошло разновременно.

Первобытнообщинный строй – отправная точка в истории человечества. Это самая длительная по времени общественно-экономическая формация, она существовала у всех народов на ранней стации развития.

В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производительных сил, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой – от каменного века к бронзовому, от бронзового – к железному.

Роль и значение общины.

1)Праобщина- первобытное человеческое стадо. Небольшой непостоянный коллектив древнейших людей на дородовой стадии. Люди занимались собирательством, охотой и рыболовством, вели бродячий образ жизни.

2)Первобытная родовая община. Основой общины становится сознание кровного родства. Род- первая социальная ячейка. Коллективный труд, потребление, охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях, большие коллективные усилия. Один реальный предок, экзогамия (запрет на браки внутри рода). Общая территория, культурная жизнь, бытовые традиции. Орудия труда из камня и кости, лук и стрелы, первые религиозные верования, коллективизм, первые признаки неравенства (по захоронениям). На уровне родов правят главы (старейшины). На уровне общины- совет старейшин.

3)Позднепервобытная родовая община.(Патриархальная). Производство, складывается собственность на землю, укрупнение общин, общины могут собираться ради защиты своей территории в племена. Общность территории, языка, культурной и сакральной жизни. Усложнение организации. Племенем руководит вождь, ему помогает вооружённый отряд

4)Разоложение первобытно - общинного строя. 4-3 тыс. лет до н. э.Появление соседской общины. Отдельные семьи, каждая из которых ведёт самостоятельное хозяйство. Внутри семей очень прочные родственные связи. Браки только за пределами семьи или рода, патриархат. Роли жёстко закреплены. Патриарх защищает наработанный продукт. Возникновение социальной дифференциации.

Фундаментальные принципы всех ранних обществ:

1. Принцип эквивалентного обмена - дара;

2. Принцип эгалитаризма (уравнения)- строгая уравнительность, но с учётом возраста и пола

 

 

poisk-ru.ru


Смотрите также