Отличие права от социальных норм первобытного общества. Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества. Отличие права от социальных норм первобытного общества


9. Причины возникновения права и его отличие от социальных норм первобытнообщинного строя.

Обычаи, нормы морали, а также религиозные заповеди, действовавшие в первобытном обществе, не содержали четких дозволений, обязываний, ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. Личность вне общества - ничто. В то же время переход к "производящей" экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что преобразовалась вся система социальных отношений. Специализируясь на выпуске конкретной продукции, человек мог удовлетворить свои потребности, лишь обменивая ее на продукты труда и услуги других членов общества. Но для наиболее полного удовлетворения своих интересов человек вынужден идти на ограничение собственной воли. Столкновение интересов вызывает необходимость их согласования, достижения компромисса, что служит основанием для формирования права. Формированию права активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители нарождающегося класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких социальных норм, которые бы не только защищали, но и выражали их частные интересы.

Право как особая разновидность социальных норм весьма существенно отличается от социальных норм первобытнообщинного строя:

- если обычаи создавались всем обществом, то право формируется либо непосредственно государством, либо иными социальными организациями и под их контролем;

- если обычаи выражали общую волю и защищали общественный интерес, то право является выражением воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов членов общества;

- если обычаи носили в основном нефиксированную форму, то право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов;

- если обычаи охранялись от нарушений всем обществом, то право обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

10. Критический анализ основных теорий происхождения государства и права.

Вопрос о происхождении государства и права относится к числу наиболее дискуссионных в научной литературе. Это обусловлено тем, что происхождение государства и права напрямую связано с вопросом о сущности государства и права. Причины, которые обусловили появление государства и права предопределяют и сущность данного социального института. Историей общественного развития накоплено много различных теорий, который по-разному объясняют проблему происхождения государства и права. Это множество учений о происхождении государства и права определяется существованием довольно противоречивых социально-классовых, национальных, культурных, экономических и прочих интересов людей.

Одной из наиболее древних и классических теорий происхождения государства и права является теологическая теория (Фома Аквинский). Теология - богословие, отсюда теологическая теория - теория божественного происхождения государства и права. Эта теория на протяжении многих веков поддерживается религией, представители этой теории - церковные деятели. Согласно этой теории, государство есть реализация божественной идеи - Бог внушил людям мысль о необходимости создания государства и дал людям первых правителей - государей. Социальное назначение этой теории состоит в создании ореола святости, непогрешимости у государства и государственных служащих и внушении простым людям мысли о покорности государственным служащим и их действиям. Поэтому теологическую теорию поддерживало и государство, она сеяла в обществе иллюзии о святости правительства и о необходимости соблюдать все распоряжения государственной власти. Следует констатировать, что на сегодняшний день наблюдается возрождение религиозных идей, а следовательно и повышение авторитета теологической теории. В странах исламского мира религия занимает господствующее положение в государственном механизме, элементы усиления роли религии наблюдаются и в современной России. Создаются и функционируют религиозные учебные заведения, где учащимся преподносится теологическая теория.

Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). Согласно этой теории, государство возникает из разросшейся семьи, поэтому государство приравнивается к власти отца в семье. Социальное назначение этой теории состоит в оправдании власти государства, нравственном оправдании существующего правительства. Отсюда делается вывод, что восстание против правительства - это восстание против Отечества. Но данная теория ненаучна, она не выдерживает логической критики.

Теория насилия (Людвиг Гумпловский, Евгений Дюринг, Карл Каутский). Согласно данной теории, государство и право возникают из актов завоевания, искоренения одних народов другими. Первоначально на Земле существовали пастушеские и земледельческие племена людей. Земледельческие племена вели оседлый образ жизни, пастушеские - кочевой. В поиске новых земель пастушеские племена вели завоевательные войны, покоряли земледельческие племена и навязывали им свою власть. Так создавались государства. Отсюда следовал вывод, что войны в истории человечества носят прогрессивный характер. Данная теория имеет реакционный характер. Она оправдывает военный авантюризм, политику захватничества. С другой стороны, с точки зрения экономической, войны могут быть успешными только тогда, когда человеческий быт, экономика общества создают предпосылки для решения военных проблем.

Значительный след в развитии общественной мысли оставила психологическая теория (Леон Петражицкий, Сорокин, Гурвич и др.). Появление государства обусловлено психологическими эмоциями: потребностью повелевать, свойственной одним, и потребностью подчиняться, свойственной другим. Люди по своей природе неравны. Одни рождаются с психологическими задатками руководителя, другие - исполнителя. В этом заключена идея необходимости государства и права. Данная теория является идеалистической по своему характеру. Между тем, государство и право определяются прежде всего социальными факторами, необходимостью ограничений совместной жизни людей под влиянием политики, экономики, нравственности, психологии.

Договорная теория (Гуго Гроций, Б. Спиноза, Жан-Жак Руссо, А.Н. Радищев). Государство возникает в результате общественного договора, который заключают люди с целью создания стабильного правового порядка, с целью защиты своих прав и интересов. По этой теории в эпоху первобытного строя люди жили неупорядоченной системой отношений, существовала "война всех против всех". Поэтому с целью прекращения этого произвола они заключают общественный договор, создается государство. При этом люди рождаются свободными и обладают правами на жизнь, свободу, собственность и т.д. Заключая общественный договор, люди отдают часть своих естественных прав правительству, чтобы оно осуществило защиту общественного порядка. Следует вывод: если какое-либо правительство нарушает общественный договор, народ имеет право на восстание и свержение правительства. Эта теория оказала прогрессивное влияние на демократические движения в Европе и Азии. Вместе с тем, эта теория не обладает исторической научностью. Дело в том, что историческая наука и прочие науки о человеке не поддерживают факт о заключении договора у какого-либо народа. Поэтому эта теория используется как гипотеза, ее идеи получили широкое распространение в современном мире.

Наряду с этими теориями в науке существуют и другие теории. В частности, марксистско-ленинская - возникновение государства в результате классовой борьбы - рассматривает государство как инструмент подавления одного класса другим.

studfiles.net

Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества

 

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право", "правда". Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом). Появление права во многом связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы. Право по сути своей выражает меру свободы и ответственности в обществе. У индивидов, обладающих частной собственностью, появляется не только сознание собственной независимости от членов рода, но и притязания к другим индивидам, связанные с желанием максимально полно реализовывать свои возможности в своих интересах. На определенном этапе человек перестает быть неотъемлемой частью общины, племени, он становится более или менее независимым индивидом, частные (собственные) интересы которого могут уже не совпадать с интересами общества в целом. В этой ситуации неопределенные и немногочисленные нормы родовой организации уже' не могут справляться с функцией упорядочения отношений в обществе. Обычаи архаичны, они не способны решить многие коллизии развивающегося общества. К тому же лица-обладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, которые защитили бы их права и интересы. Все эти вопросы и должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения.

В процессе возникновения права можно выделить три способа(пути), которые приводят к формированию одного из основных источников права. Эти пути таковы:

• Санкционирование обычаев.Государство санкционирует, т. е. разрешает действие, берет под свою защиту определенные обычаи, выгодные и угодные господствующему классу или лицам, стоящим у власти. В результате формируется такой источник права как санкционированный обычай-исторически сложившееся общее правило поведения людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и поддерживаемое силой государственного принуждения. Подчеркнем, государство санкционирует не все обычаи, а лишь те, которые объективно необходимы, угодны и выгодны правящему классу.

• Юридическая (прежде всего судебная) практика.При разрешении конкретных споров, конфликтов судебные (административные) органы выносят решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости. На эти решения ориентируются в дальнейшем при разрешении аналогичных конфликтов. Так формируется юридическая практика. В результате этого способа формирования права складывается такой источник права, как правовой (судебный, административный) прецедент, формируется т. н. прецедентное право. Правовой прецедент- это решение суда по конкретному делу, которое в дальнейшем становится обязательным для других судов при разрешении аналогичных дел. Этот источник характерен для англосаксонской правовой системы.

• Прямое нормотворчество государства.Для достижения своих целей, закрепления выгодных для себя порядков государственная власть издает особые акты (указы, уложения, декреты, законы и др.), обязательные для исполнения в данном государстве и поддерживаемые силой государственного принуждения. В результате прямого нормотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт- это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на установление, изменение или отмену норм права.

Обратите внимание, способы формирования права и источники права - не одно и то же. Способы формирования права - это определенная деятельность, процесс создания того или иного источника права. Источники права - это формы выражения вовне правовых норм, определенные носители, в которых содержатся сформированные нормы права. Во всех этих случаях речь идет о позитивном (объективном) праве, для него характерна неотъемлемая связь с государством. Как Вы могли заметить, все пути формирования позитивного права связаны с государством, именно государство превращает различные социальные нормы в правовые. Только после того, как некие правила санкционированы или сформулированы государством и взяты им под защиту государственного принуждения, они могут расцениваться как правовые.

Связь права и государства функциональная, они существуют вместе, поддерживая друг друга. Однако это не означает, что право должно рассматриваться в качестве признака государства, как это делается в некоторых учебных пособиях. Это очень сложный (и, возможно, неразрешимый) вопрос - что же первично, государство или право. В современном обществе они неразрывны. А более подробно вопрос о сущности права будет рассматриваться в теме 9.

В любом случае, право возникает, чтобы регулировать общественные отношения. Право - самый цивилизованный способ разрешения социальных конфликтов. Его назначение - внести упорядоченность в общественную жизнь, урегулировать значимые и потенциально-конфликтные социальные отношения. Право является регулятором общественных отношений. На определенном этапе развития общества социальные нормы родовой организации уже не могут справиться с функциями социальной регуляции в связи с существенным усложнением общественных отношений и их динамизмом. На этом этапе формируется право как особый вид социальной регуляции, обладающий рядом важных признаков, не характерных для мононорм родовой организации.

Итак, в отличие от социальных норм родовой организации, для права характерны:

1. Общеобязательность: оно распространяется на всех, находящихся на территории данного государства.

2. Формальность, формальная определенность. Для права очень важны формы внешней объективации, определенные источники, которые признаются официальными (указы, законы и др.) и, следовательно, содержащиеся в них нормы расцениваются как правовые. При этом само содержание правовой нормы приобретает четкость, определенность, что помогает избежать разночтений. Этот признак связан зачастую с появлением письменных источников права, в которых по возможности определенно формулируются правовые предписания. Для обычаев, социальных норм родовой организации формальная определенность, письменные формы закрепления нехарактерны, они существуют в устной форме.

3. В праве четко разграничиваются права и обязанности субъектов. Нормам родовой организации это не присуще, они выступают в качестве императива, обязательного варианта поведения, в котором права являются одновременно и обязанностями, они слиты воедино. Вообще право, как уже говорилось, существует в обществе формально равных, свободных индивидов, которые могут предъявлять друг к другу какие-либо требования. Эта возможность и появляется у них в результате наличия принадлежащих им определенных прав и обязанностей.

4. Право поддерживается силой государственного принуждения. Создается специальный аппарат принуждения, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям. Все это, естественно, не существовало в родовой организации с ее общественной властью.

megaobuchalka.ru

Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества

 

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право", "правда". Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом). Появление права во многом связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы. Право по сути своей выражает меру свободы и ответственности в обществе. У индивидов, обладающих частной собственностью, появляется не только сознание собственной независимости от членов рода, но и притязания к другим индивидам, связанные с желанием максимально полно реализовывать свои возможности в своих интересах. На определенном этапе человек перестает быть неотъемлемой частью общины, племени, он становится более или менее независимым индивидом, частные (собственные) интересы которого могут уже не совпадать с интересами общества в целом. В этой ситуации неопределенные и немногочисленные нормы родовой организации уже' не могут справляться с функцией упорядочения отношений в обществе. Обычаи архаичны, они не способны решить многие коллизии развивающегося общества. К тому же лица-обладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, которые защитили бы их права и интересы. Все эти вопросы и должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения.

В процессе возникновения права можно выделить три способа(пути), которые приводят к формированию одного из основных источников права. Эти пути таковы:

• Санкционирование обычаев.Государство санкционирует, т. е. разрешает действие, берет под свою защиту определенные обычаи, выгодные и угодные господствующему классу или лицам, стоящим у власти. В результате формируется такой источник права как санкционированный обычай-исторически сложившееся общее правило поведения людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и поддерживаемое силой государственного принуждения. Подчеркнем, государство санкционирует не все обычаи, а лишь те, которые объективно необходимы, угодны и выгодны правящему классу.

• Юридическая (прежде всего судебная) практика.При разрешении конкретных споров, конфликтов судебные (административные) органы выносят решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости. На эти решения ориентируются в дальнейшем при разрешении аналогичных конфликтов. Так формируется юридическая практика. В результате этого способа формирования права складывается такой источник права, как правовой (судебный, административный) прецедент, формируется т. н. прецедентное право. Правовой прецедент- это решение суда по конкретному делу, которое в дальнейшем становится обязательным для других судов при разрешении аналогичных дел. Этот источник характерен для англосаксонской правовой системы.

• Прямое нормотворчество государства.Для достижения своих целей, закрепления выгодных для себя порядков государственная власть издает особые акты (указы, уложения, декреты, законы и др.), обязательные для исполнения в данном государстве и поддерживаемые силой государственного принуждения. В результате прямого нормотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт- это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на установление, изменение или отмену норм права.

Обратите внимание, способы формирования права и источники права - не одно и то же. Способы формирования права - это определенная деятельность, процесс создания того или иного источника права. Источники права - это формы выражения вовне правовых норм, определенные носители, в которых содержатся сформированные нормы права. Во всех этих случаях речь идет о позитивном (объективном) праве, для него характерна неотъемлемая связь с государством. Как Вы могли заметить, все пути формирования позитивного права связаны с государством, именно государство превращает различные социальные нормы в правовые. Только после того, как некие правила санкционированы или сформулированы государством и взяты им под защиту государственного принуждения, они могут расцениваться как правовые.

Связь права и государства функциональная, они существуют вместе, поддерживая друг друга. Однако это не означает, что право должно рассматриваться в качестве признака государства, как это делается в некоторых учебных пособиях. Это очень сложный (и, возможно, неразрешимый) вопрос - что же первично, государство или право. В современном обществе они неразрывны. А более подробно вопрос о сущности права будет рассматриваться в теме 9.

В любом случае, право возникает, чтобы регулировать общественные отношения. Право - самый цивилизованный способ разрешения социальных конфликтов. Его назначение - внести упорядоченность в общественную жизнь, урегулировать значимые и потенциально-конфликтные социальные отношения. Право является регулятором общественных отношений. На определенном этапе развития общества социальные нормы родовой организации уже не могут справиться с функциями социальной регуляции в связи с существенным усложнением общественных отношений и их динамизмом. На этом этапе формируется право как особый вид социальной регуляции, обладающий рядом важных признаков, не характерных для мононорм родовой организации.

Итак, в отличие от социальных норм родовой организации, для права характерны:

1. Общеобязательность: оно распространяется на всех, находящихся на территории данного государства.

2. Формальность, формальная определенность. Для права очень важны формы внешней объективации, определенные источники, которые признаются официальными (указы, законы и др.) и, следовательно, содержащиеся в них нормы расцениваются как правовые. При этом само содержание правовой нормы приобретает четкость, определенность, что помогает избежать разночтений. Этот признак связан зачастую с появлением письменных источников права, в которых по возможности определенно формулируются правовые предписания. Для обычаев, социальных норм родовой организации формальная определенность, письменные формы закрепления нехарактерны, они существуют в устной форме.

3. В праве четко разграничиваются права и обязанности субъектов. Нормам родовой организации это не присуще, они выступают в качестве императива, обязательного варианта поведения, в котором права являются одновременно и обязанностями, они слиты воедино. Вообще право, как уже говорилось, существует в обществе формально равных, свободных индивидов, которые могут предъявлять друг к другу какие-либо требования. Эта возможность и появляется у них в результате наличия принадлежащих им определенных прав и обязанностей.

4. Право поддерживается силой государственного принуждения. Создается специальный аппарат принуждения, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям. Все это, естественно, не существовало в родовой организации с ее общественной властью.

megalektsii.ru

Правоведение / Копейчиков В.В. =lybs.ru= =lybs.ru=

В первоначальном однородном социальном обществе нормы поведения отражали интересы и волю всех членов рода и племени, возникали в сознании членов этого общества, были одновременно правами и обязанностями (то есть право и обязанность не разграничивались), снабжались внутренним убеждениям людей, их привычками, одобрением или осуждением родственников.

В отличие от социальных норм поведения в первобытном обществе, нормы юридического права выражают волю определенных классов, других слоев соціальнонеоднорідного общества. Они внешне объективируемы, общеобязательные и формально определены в нормативных актах, правовых обычаях, нормативных договорах, судебных и административных прецедентах, которые устанавливаются или санкционируются государством (его органами). В нормах права четко разграничиваются права и обязанности. Это означает, что каждое субъективное право одного субъекта обеспечено обязанностью другого субъекта. Нормы права обеспечиваются всеми средствами убеждения и государственного принуждения.

Поэтому, в отличие от социальных норм первобытного общества нормы юридического права в условиях государственности является средством, его государство использует для управления населения. Они выражают волю экономически и политически господствующих слоев населения, устанавливаются или санкционируются государством в виде субъективных прав и юридических обязанностей. Реализацию норм юридического права обеспечивает государство.

Книга: Правоведение / Копейчиков В.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Правоведение / Копейчиков В.В.
2. 1.2. Особенности формирования государственно-правовых институтов у разных народов
3. 1.3. Теории возникновения государства
4. 1.4. Черты, отличающие государственную организацию от организации власти первобытного общества
5. 1.5. Характерные признаки, отличающие право от социальных норм первобытного общества
6. 1.6. Роль государства и права в организации общества и осуществлении политической власти
7. 2.1. Понятие государства и его признаки
8. 2.2. Аппарат государства как система государственных органов. Место аппарата в механизме государства
9. 2.3. Характеристика внутренних и внешних направлений деятельности (функций) государства
10. 2.4. Понятие и виды формы правления, формы государственного устройства и формы государственно-правового режима (формы государства)
11. 2.5. Соотношение и взаимодействие государства и личности
12. 2.6. Формы взаимодействия государства и объединений граждан
13. 2.7. Общая характеристика концепций о сущности и социальном назначении государства
14. 3.1. Понятие права и его признаки
15. 3.2. Место и роль права в системе социальных норм
16. 3.3. Понятие системы права как внутренней его организации
17. 3.4. Характеристика источников права как внешней формы его выражения
18. 3.5. Правотворчество как процесс самоорганизации права
19. 3.6. Правовые отношения
20. 3.7. Реализация норм права: общая характеристика
21. 3.8. Правоохранительная система и правоохранительная деятельность
22. 3.9. Законность, правопорядок, общественный порядок и дисциплина
23. 3.10. Правонарушение: понятие, состав и виды
24. 3.11. Юридическая ответственность: понятие, цель, виды, основания привлечения и освобождения
25. 4.1. Конституционное право - ведущая отрасль национального права Украины
26. 4.2. Исторические предпосылки развития конституционного процесса в Украине
27. 4.3. Общие принципы демократического конституционного строя Украины
28. 4.4. Народовластия в Украине и формы его осуществления
29. 4.5. Виды референдумов
30. 4.6. Избирательное право и избирательная система в Украине
31. 4.7. Территориальное устройство Украины
32. 4.8. Гражданство Украины как один из институтов конституционного права
33. 4.9. Конституционные права, свободы и обязанности граждан Украины, гарантии их соблюдения
34. 4.10. Общая характеристика системы органов государственной власти и местного самоуправления в Украине
35. 4.11. Верховная Рада Украины как единственный орган законодательной власти в Украине
36. 4.12. Президент Украины - глава государства
37. 4.13. Кабинет Министров Украины - Правительство Украины
38. 4.14. Центральные и местные органы исполнительной власти в Украине
39. 4.15. Судебная власть в Украине
40. 4.16. Местное самоуправление в Украине
41. 5.1. Кодекс законов о труде Украины
42. 5.2. Трудовой договор: понятие, стороны и содержание
43. 5.3. Принятие на работу
44. 5.4. Увольнение по инициативе работника
45. 5.5. Расторжение трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа
46. 5.6. Рабочее время
47. 5.7. Время отдыха
48. 5.8. Трудовая деятельность лиц, которые не достигли 18-летнего возраста
49. 5.9. Трудовая дисциплина как разновидность дисциплины
50. 5.10. Материальная ответственность
51. 5.11. Материальная ответственность
52. 5.12. Индивидуальные и коллективные трудовые споры
53. 6.1. Виды формованных пенсий согласно Закону Украины \"О пенсионном обеспечении\"
54. 6.2. Закон Украины \"О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел\"
55. 6.3. Закон Украины \"О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы\"
56. 6.4. Закон Украины \"О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты\"
57. 6.5. Закон Украины \"Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине\"
58. 6.6. Государственную защиту семьи и детства. Закон Украины \"О государственной помощи семьям с детьми\"
59. 7.1. Экологическое право Украины: понятие и предмет правового регулирования
60. 7.2. Законодательство об охране окружающей природной среды: общая характеристика
61. 7.3. Экологические права и обязанности граждан
62. 7.4. Права и обязанности природопользователей
63. 7.5. Земельный фонд Украины и правовые меры его охраны
64. 7.6. Формы собственности на землю
65. 7.7. Аренда земли
66. 7.8. Плата за землю
67. 7.9. Составляющие природно-заповедного фонда
68. 7.10. Правовые средства охраны атмосферного воздуха и животного мира
69. 7.11. Правовая охрана водных ресурсов
70. 8.1. Гражданское право Украины: понятие и система
71. 8.2. Общая характеристика гражданского законодательства Украины. Гражданский кодекс Украины
72. 8.3. Гражданско-правовые отношения, их возникновение, изменение и прекращение
73. 8.4. Субъекты гражданско-правовых отношений
74. 8.5. Объекты гражданско-правовых отношений
75. 8.6. Осуществление гражданских прав и исполнение юридических обязанностей
76. 8.7. Защита гражданских прав
77. 8.8. Понятие и формы собственности в Украине
78. 8.9. Субъекты права собственности и защита их прав
79. 8.10. Гражданско-правовые договоры: понятие и виды
80. 8.11. Гражданско-правовая ответственность
81. 8.12. Наследование по закону и по завещанию
82. 8.13. Приватизация в Украине
83. 8.14. Предпринимательская деятельность в Украине
84. 8.15. Правовые основы инвестиционной деятельности
85. 8.16. Условия и порядок признания юридических лиц банкротами
86. 9.1. Финансовое право Украины: понятие и предмет правового регулирования
87. 9.2. Бюджет и бюджетная система
88. 9.3. Налоговая политика в Украине: общая характеристика
89. 9.4. Система налогообложения и ее значение
90. 9.5. Понятие \"налог\"
91. 9.6. Виды налогов
92. 9.7. Налогоплательщики и объекты налогообложения
93. 9.8. Ответственность за нарушение законодательства о налогах
94. 9.9. Законодательство Украины про банки и банковскую деятельность
95. 10.1. Жилищное право Украины: понятие и предмет его правового регулирования
96. 10.2. Жилищное законодательство Украины: общая характеристика, Жилищный кодекс Украины
97. 10.3. Жилищный фонд и его виды
98. 10.4. Право граждан на жилище и формы его реализации
99. 10.5. Порядок предоставления жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий
100. 10.6. Договор жилищного найма: понятие, значение и ответственность за его невыполнение
101. 10.7. Приватизация государственного жилищного фонда
102. 11.1. Брачно-семейное право Украины: понятие и предмет правового регулирования
103. 11.2. Кодекс о браке и семье Украины
104. 11.3. Брак и семья по семейному законодательству
105. 11.4. Условия и порядок бракосочетания
106. 11.5. Брачный контракт
107. 11.6. Прекращение брака
108. 11.7. Личные и имущественные права и обязанности супругов
109. 11.8. Личные и имущественные права и обязанности родителей и детей
110. 11.9. Опека и попечительство
111. 12.1. Административное право Украины: понятие и предмет правового регулирования
112. 12.2. Источники административного права. Кодекс Украины об административных правонарушениях
113. 12.3. Управление как объект административного права
114. 12.4. Государственная служба; понятие, правовой статус государственных служащих
115. 12.5. Административные правонарушения: понятие и признаки
116. 12.6. Состав административного правонарушения
117. 12.7. Административная ответственность: понятие и особенности
118. 12.8. Административные взыскания: понятие и виды
119. 12.9. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
120. 12.10. Порядок привлечения к административной ответственности
121. 13.1. Уголовный кодекс Украины, его общая характеристика
122. 13.2. Преступление: понятие и признаки
123. 13.3. Уголовная ответственность и ее основания
124. 13.4. Состав преступления
125. 13.5. Состав преступления
126. 13.6. Стадии совершения преступления
127. 13.7. Добровольный отказ от доведения преступления до конца
128. 13.8. Добровольный отказ от доведения преступления до конца.
129. 13.9. Уголовное наказание и его виды
130. 13.10. Уголовная ответственность несовершеннолетних
131. 14.1. Осуществление правосудия в Украине; понятие, основные задачи и признаки
132. 14.2. Принципы осуществления правосудия
133. 14.3. Конституционный Суд Украины, его задачи и функции
134. 14.4. Гражданское судопроизводство в Украине. Гражданский процессуальный кодекс Украины
135. 14.5. Рассмотрение хозяйственных споров в Украине. Арбитражный процессуальный кодекс Украины
136. 14.6. Уголовное судопроизводство в Украине. Уголовно-процессуальный кодекс Украины
137. 14.7. Нотариат в Украине: понятие, задачи и функции
138. 15.1. Прокуратура в Украине: понятие, основные задачи и функции
139. 15.2. Система органов прокуратуры
140. 15.3. Адвокатура в Украине: понятие, основные задачи и функции
141. 15.4. Виды адвокатской деятельности
142. 15.5. Органы внутренних дел Украины
143. 15.6. Милиция в Украине: понятие, основные задачи и функции
144. 15.7. Служба безопасности Украины: понятие, основные задачи и функции
145. 15.8. СЛОВАРЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
На предыдущую
  • Разделы сайта

  • lybs.ru


    Смотрите также