Занятие первобытных людей. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу – охота и рыболовство
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Разработка урока-игры "Жизнь первобытных людей." (5 класс) с презентацией. Занятие первобытных людей


Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу – охота и рыболовство

Образование 15 августа 2015

Невероятно много тысячелетий назад и в Африке, и в Европе, и в Азии, как предполагают ученые, появился первобытный человек. Он очень отличался от современного человека. Он был просто очень низкого роста – всего на 50-60 см больше нынешнего первоклассника. Первобытный человек был некрасив: на большой голове с короткой толстой шеей под глубокими надбровьями прятались маленькие глазки. Зато он был очень сильным и выносливым и в отличие от зверей ходил, хоть и неуклюже, но прямо. Поэтому руки он приспособил для того, чтобы держать дубину и делать различные предметы. Первобытный человек активно заселял землю: пока континенты соединялись между собой участками суши, он прошел в Америку и Австралию. Уже наступало похолодание, и люди все время передвигались и старались жить вместе, поскольку в одиночку выжить труднее. А пока еще на земле не наступило похолодание, первобытные люди охотились на мамонтов.занятие первобытных людей позволявшее добывать мясную пищу

Для этого они выкапывали ямы-ловушки и с шумом и криками загоняли огромного зверя в них. Или гнали крупного зверя к ущелью или обрыву. Туда животные падали, и человеку оставалось их добить. Но из ямы было трудно, почти невозможно достать крупного зверя. Приходилось вытаскивать его постепенно по частям. Яма была как бы кладовкой. Опасная охота – это было занятие первобытных людей. Добывать мясную пищу было достаточно трудно. Но после добычи мамонта пищи хватало надолго. Кроме того, у людей появлялись и теплые мягкие шкуры. В теплых местах они охотились – на бегемотов, тапиров, антилоп, диких быков, даже горных козлов. Мясо ускоряло рост и активность человека. От мясной пищи человек становился сильнее и умнее. Постепенно менялся его внешний вид: руки становились короче, голова и мозг крупнее, у него развивалось мышление. Этого человека назвали позже кроманьонец.

Кочевники

Сначала первобытные люди, сделав дротики, метательное орудие, охотились на животных при их помощи на небольшом расстоянии. Это было первое занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу. Но изловив животных рядом со своим жильем, они стали перемещаться в поисках еды. Огромные носороги, бизоны, олени, такие мелкие птицы, как куропатки – все шло в пищу.занятие первобытных людей позволявшее добывать мясную пищу ответ

Человек сумел огнем обогревать и охранять свои жилища. В это время он охотился только с одним могучим оружием – копьем. Копья делали из дерева, но к концу привязывали или приматывали твердый острый камень, чтобы пробить тело животного и его толстую шкуру. Копья украшали неглубокими рисунками. Эти рисунки обозначали, что человек сильнее зверя, и лесные и пустынные духи придут ему на защиту и помощь. Иногда первобытные люди убивали даже таких крупных животных, как слон или лев. Из зубов зверей они делали для себя ожерелья. Если дело происходило на севере, то, найдя в вечной мерзлоте труп мамонта, люди охотно его съедали. А уж охота на северного оленя - постоянное занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу. Если пещера или построенное жилище было удобным и удачным, то оно могло служить нескольким поколениям. Век их был короток.

Изобретения в новой эпохе – неолит

Люди всегда уважали волка за его сообразительность, настойчивость, быстроту, отличный нюх и силу. И человек приручает волка. Так у него появился друг и помощник на охоте и защитник – собака. А потом первобытный человек научился, сгибая ветки, делать новое оружие – так появился лук. С его изобретением можно было охотиться на зверя издалека. Теперь стая собак выслеживала зверя, направляла его в нужное место и издалека, при помощи лука, не боясь, что его искалечат, человек охотился. Чем была охота в те времена? Это главное занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу.занятие первобытных людей добывать мясную пищу Этих всех зверей и охоту на них первобытные художники рисовали на скалах и стенах своих пещер. Но люди видели в ручьях, небольших речках и озерах плавающих рыб и с гарпуном охотились на них, заходя в воду. Они прицеливались и попадали острым концом в рыбу. Но добыча была мала. У людей появилось больше времени, и поэтому они научились делать лодки. На них они отплывали от берега и высматривали косяки рыб. А рыба - это тоже вкусное и сытное мясо. Рыболовство - это было новое занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу.

Вопросы и ответы

Какие заботы были у первобытного человека? Ответ – накормить себя, найти пещеру для спокойной жизни, защитить себя.

Какие орудия применяли первобытные люди для получения мяса? Ответ – дротик, копье, лук и стрелы.

Какое оружие требовалось рыболовам? Ответ – гарпун.

Какое было занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу? Ответ – охота и рыболовство. Причем охота загоном животных, забивание отставших от стаи слабых зверей. Это было особенно удобно и менее опасно.

Какие рисунки изображались на жилищах людей? Ответ – животные, люди, сцены охоты.

Какого самого крупного зверя рисовали первобытные люди? Ответ – бизона.

Какой период называют каменным веком? Ответ – палеолит.

Кто был предком разумного человека? Ответ – кроманьонец.

Древнейшие орудия охоты позволяют нам думать, что первобытный человек учился сам их изготавливать и передавать свои знания другим людям общины. Первобытные люди очень медленно и примитивно придумывали, как их делать, но это их развивало, и появлялись элементы того, что теперь мы называем культурой. Они учились жить сообща, расширялось их восприятие мира. Они учились рисовать и делать флейты – так они выражали свои чувства. Теперь, видя, как живут австралийские аборигены, которые до прихода европейцев были полностью отрезаны от всего мира, мы можем предполагать, как жили первобытные люди.

Много позже люди освоили изготовление металлического, точнее, бронзового, оружия и предметов быта – сосудов, чанов, украшений и амулетов.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Первобытные люди. Древнейший человек: рост, внешность, основные навыки и занятияОбразование Первобытные люди. Древнейший человек: рост, внешность, основные навыки и занятия

Как гласят научные данные, первобытные люди появились около 4 миллионов лет назад. В течение многих тысячелетий они эволюционировали, то есть совершенствовались не только в плане развития первобытного общества, но и в...

Что такое религиозное верование? Возникновение религиозных верований. Религиозные верования первобытных людей. Религиозные верования славянДуховное развитие Что такое религиозное верование? Возникновение религиозных верований. Религиозные верования первобытных людей. Религиозные верования славян

Религия является неотъемлемой частью человеческой истории, и вопреки высказываниям многих идеологов атеизма, религиозные верования - еще далеко не пережиток прошлого. Они во многом формируют современную реальность и в...

Дикий человек. Первобытные люди и их потомкиОбразование Дикий человек. Первобытные люди и их потомки

Первобытные люди. Какими они были? Как выглядели и что умели? Ученые уверены, что нашли исчерпывающие ответы на эти вопросы, однако так ли это?.. В данной статье мы также выясним, где живут дикие люди сегодня.

Важнейшие изобретения и открытия первобытных людей: описание, история и интересные фактыОбразование Важнейшие изобретения и открытия первобытных людей: описание, история и интересные факты

Издавна недра земли озадачивали людей некоторыми находками. Часто среди таковых оказывались камни со сквозными отверстиями, которые не могли появиться случайным образом в природных условиях. В народе они получили назв...

Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, был естественного происхожденияОбразование Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, был естественного происхождения

Период первобытности в истории человечества - весьма суровое время. Это было настоящее испытание для людей, выживание и дальнейшее развитие напрямую зависело от их активности. Тем не менее даже в этих условиях люди ст...

Орудия труда первобытных людей. Возникновение, использованиеОбразование Орудия труда первобытных людей. Возникновение, использование

Начало истории формирования человеческого общества ознаменовано тем далеким временем, когда стали появляться первые орудия труда первобытного человека. Наши предки (австралопитеки), занимаясь собирательством, не приме...

Пещера Чокурча: описание. Стоянки первобытных людей в КрымуПутешествия Пещера Чокурча: описание. Стоянки первобытных людей в Крыму

Долина реки Малый Салгир. Именно тут расположился один из самых древних памятников эпохи палеолита. В начале XX века на окраине Симферополя была обнаружена пещера-грот с останками первых людей, орудий и наскальных рис...

Бычок мясной породы: фото и обзор самых известных пород быковБизнес Бычок мясной породы: фото и обзор самых известных пород быков

Все породы коров делятся на три большие группы: мясные, молочные и мясо-молочные. Конечно же, наиболее популярной разновидностью КРС является вторая. Однако и мясных коров в фермерских хозяйствах держат довольно-таки ...

Консервы мясные: ГОСТ, ТУ и маркировкаБизнес Консервы мясные: ГОСТ, ТУ и маркировка

Мясные и рыбные консервы отличаются продолжительным периодом хранения. Их пищевая ценность достаточно высока. Эти продукты удобно транспортировать. В стране действуют специальные заводы, выпускающие их для широкого кр...

Изогнутый нож для дома, охоты и туризмаДом и семья Изогнутый нож для дома, охоты и туризма

В каждом доме есть несколько ножей. Обычно они разной длины и формы. Каждый из них предназначен для определенной работы. Это может быть инструмент для приготовления пищи на кухне, хозяйственный, садовый нож. Идти в по...

monateka.com

"Жизнь первобытных людей" Урок-игра - история, уроки

День самоуправления

5 класс

Жизнь первобытных людей

Урок-игра

Предварительная подготовка класса:

1. класс делится на три группы

2. организовываются места для каждой группы

3. выбирается жюри из трех человек (один взрослый и 2 ученика)

Оборудование:

1. задания на каждый конкурс для групп

2. сигнальные карточки

Инструктаж:

1.Участвуют в соревнованиях 3 команды:

- команда Охотников;

- команда Собирателей;

- команда Земледельцев.

2.Проводиться жеребьёвка, которая устанавливает очередность ответов команд.

3.За один правильный ответ команда получает 1 балл, за задание, выполненное не до конца на усмотрение жюри.

4.Судят соревнования 3 члена избранного жюри.

5.Если команда не может ответить на поставленный вопрос, право получает та команда, которая раньше поднимет сигнальную карточку.

6.За нарушение дисциплины судьи имеют право применять штрафные санкции (снимать баллы).

Ход урока

«Мне это знакомо»

Задание: назовите по определению историческое понятие.

1) материал, из которого изготавливали первые орудия труда (камень)

2) коллектив людей, произошедший от общего предка (родовая община)

3) символическое изображение бога (идол)

4) первобытное жилище древних людей (пещера)

5) сбор растений древними людьми (собирательство)

6) крупный слон, покрытый шерстью (мамонт)

7) изображение человеком окружающего мира (искусство)

8) объединение нескольких родов (племя)

9) первый металл, открытый древними людьми (медь)

10) вера в сверхъестественные существа (религия)

11) мудрый, опытный человек, глава племени (старейшина)

12) древнейшее каменное орудие (рубило)

13) изготовление различных изделий ручным способом (ремесло)

14) наука о народах и их прошлом (история)

15) первое животное, одомашненное человеком (собака)

16) первый коллектив людей (стадо)

17) слова, обращенные к богам (молитва)

18) это изобретение позволило человеку возделывать большие поля с твердой почвой (плуг)

19) деление людей на знатных и незнатных, богатых и бедных (неравенство)

20) знатные люди (знать)

«Найди ошибку»

Задание оценивается в 3 балла (за каждую исправленную ошибку) плюс один балл за скорость.

Задание: исправьте ошибки в тексте (задание выдается в конверте)

1. Земледелие и скотоводство возникли в Западной Европе более 100 000 лет назад. Первым домашним животным была кошка. Потом люди приручили и одомашнили других животных, например: собака, мамонт, саблезубый тигр.

2. Новое ремесло – обработка металлов – появилось в Африке около 20 тысяч лет назад. Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда, был алюминий.

3. Древние люди жили на Земле более 5 млн. лет назад. Главным отличием древнейших людей от животных была их походка. У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательство и рыбалка.

«Анаграммы каменного века»

Анаграммы раздаются каждой команде в конверте, та команда, которая первая справиться с заданием, получает балл(за каждое слово)

Задание: расшифруйте анаграммы, (слова, в которых буквы перепутаны)

Африка, камень, рубило, скотоводство, мамонт, бизон, гарпун, огонь, копье, лук.

Фааикр

Макень

Болиру

Товоскдствос

Мотман

Нозиб

Пурган

Ногьо

Пьеко

Кул

«Первобытное поле чудес»

От каждой команды выходит один человек. Победители выходят в суперигру. Победивший приносит своей команде балл.

Задание: отгадайте зашифрованные слова.

Вопрос:

1. это открытие сделал человек прямой

Овладел огнем

2. это изобретение позволило человеку изготавливать глиняную посуду

Гончарный круг

3. что делал человек, рисуя на стенах животных

Заколдовывал зверя

Суперигра

Вопрос: чем первый человек отличался от животных?

Умел изготавливать орудия труда

kopilkaurokov.ru

Разработка урока-игры "Жизнь первобытных людей." (5 класс) с презентацией

Жизнь первобытных людей.

(урок-игра)

 

Цели урока: сформулировать отличительные черты первобытного общества.

Задачи:

Образовательная

- закрепить полученные на уроках истории знания по эпохе первобытного строя;

Развивающая

- развивать умение учащихся применять фактический материал в игровой форме;

Воспитательная

- формировать устойчивый интерес к истории Древнего мира; навыки  работы в группе

Задачи:

1. Повторить теоретический материал по истории первобытной эпохи.

2. Продемонстрировать умения и занятия первобытных людей.

4. Проанализировать и выявить особенности первобытных верований.

5. Погрузиться в первобытную эпоху, придумать и нарисовать « наскальный рисунок»

Оборудование: три корзинки, набор игрушек «фрукты», «Овощи», «Грибы», «Пирожные и изделия из теста», игрушки «топор, сабля, удочки, пистолет, лук и стрелы и копьё»; пластилин; листы бумаги и фломастеры; раздаточный материал; компьютер.

 

Оформление:

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний учащихся по изученной теме.

III.Организация игровой деятельности.

IV.Подведение  итогов игры и выставление оценок.

 

I.Организационный  момент

Класс заранее разделен на 3 группы (племя), у каждой группы свое название, капитан (вождь).  Кроме того, заранее выбраны в каждом племени:

 - участник –«ремесленник»

 - участник – «охотник»

- участник – «художник»

- участник – «оратор»

 - остальные участники – «члены племени»

Учащиеся заходят в класс и занимают свои рабочие места по группам.

 

II.Актуализация познавательной деятельности учащихся по

изученной теме

УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Три племени: «Племя Бизонов», «Племя Пещерных медведей», «Племя Мамонтов» пришли сразиться в своих знаниях по истории Древнего мира эпохи первобытности. В течение нескольких уроков мы изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Это был самый длительный период в истории человечества. Вам предстоит большая,  но, я надеюсь, интересная работа – защитить свои знания по данной теме и в конце урока объединиться в племенной союз «Всезнаек». Но на протяжении всего урока каждое племя будет добывать себе очки самостоятельно и складывать, как это и полагается в общине, в общий котел. Побеждает то племя, которое набрало максимальное количество очков, а значит и все члены племени получают «5». Но у каждого из вас будет возможность получить индивидуальные отметки за самые интересные и полные ответы. Одно из основных условий для победы – работать должны все члены команды!

Постановка учебной задачи. После повторения изученного материала мы должны будем сформулировать главные отличительные черты первобытного общества. Удачи!

 

IIIХОД ИГРЫ:

1 задание -  проводится по принципу «Своя игра» . слайд

Командам выдается текст с тремя заданиями.  

№1  Заполняется всем племенем таблица.

                     Признаки родовой общины.

   Вместе (что делали)

Общее

трудились

жилье

жили

Орудие труда

отдыхали

имущество

И т.п.

И т.п.

 

№2 Выполнение теста

1)               Когда появился человек на Земле

А)  2 млн.лет назад

Б) 100 тыс.лет назад

В) 10 тыс.лет назад

 

2) Первый металл, из которого древние люди делали орудия труда:

    А)медь

    Б)бронза

    В)железо.

 

3)Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

    А)цари

   Б)жрецы

   В)старейшины.

 

4) В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за одного»?

    А) в государстве

   Б)в родовой общине;

   В) в человеческом стаде;

 

5)Первое домашнее животное, прирученное человеком:

   А)корова

   Б)лошадь

   В)собака.

 

6) Несколько родовых общин, живших в одной местности:

   А) человеческое стадо

   Б) племя

   В) соседская община.

 

7)С какого события ведётся современное летоисчисление?

   А)рождение Иисуса Христа

   Б)основание Рима

   В)образование первого государства.

8) Когда люди научились обрабатывать металл?

    А) 40 тыс. лет назад

   Б) 10 тыс. лет назад

   В) 9 тыс. лет назад

 

№ 3 -Установите соответствие между понятиями и их определениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими словами.

1) дары, приносимые идолам

2) существа, по верованиям людей, обитавшие в растениях, камнях, тучах и др.

3) обращение к богам с просьбой о помощи

 

ОТВЕТ:  

ЖЕРТВЫ

МОЛИТВЫ

ДУХИ

 

 

 

 

2 задание -  Сделать ритуальный рисунок перед охотой. Слайд

 

«Охотникам»  выдается лист бумаги и фломастеры. Задание – нарисовать «наскальный рисунок».

 

3 задание – Конкурс гончаров – на лучший горшок. Слайд

«Ремесленникам» племени раздается пластилин. Необходимо слепить горшок – продемонстрировать процесс создания посуды первобытными людьми.

 

4 задание  Кто быстрее из «охотников». Слайд

Необходимо  собрать продукты для племени. «Охотник» собирает в свою корзинку 5 предметов – фрукты, овощи, рыбу или др. продукты питания того времени). Сложность в том, что в большой общей корзине лежат и продукты, употребляемые только в первобытном мире и современные продукты питания.

 

5 Задание   Изобразить и назвать признаки древнего человека. Слайд

Участвуют все члены племени.

Племя «Мамонтов» 

Грубое лицо с приплюснутым носом;

Выступающая вперед нижняя челюсть;

Уходящий назад лоб;

 

Племя «Пещерных медведей»    

Надбровный валик вместо бровей;

Сутулость;

Длинные руки до колен;

 

Племя «Бизонов»

Прыгающая походка;

Густое волосяное покрытие;

Большой палец руки в два раза меньше чем у современного человека;

 

6       задание –  Выбрать  орудия труда необходимые для охоты.

На столе лежат различные предметы. «Охотнику» племени необходимо выбрать только те, которыми могли пользоваться первобытные люди.

 

 

Следующие игрушечные предметы:

                пистолет

камень                 удочка

копье                    топор

лук и стрелы       сабля

 

7       задание - Человеческое стадо – передай информацию.

Участвуют «ораторы» племени. Мы знаем, что в первобытном мире древнейшие люди не умели разговаривать и общались в основном с помощью жестов или звуков.   «Ораторы» племени» выходят перед своим племенем и показывают то задание, которое они получат по карточке. Остальные члены племени должны угадать, что он имел ввиду.

ØЗадание «Мамонтам»:

«Пойдем в лес за плодами»

ØЗадание «Пещерным медведям»:

«Пойдем на охоту за оленем»

ØЗадание «Бизонам»:

«Пойдем на речку ловить рыбу»

8       Задание – конкурс для «вождей»

Блиц для самого главного знатока.

1 - Главное отличие человека от животного (умел изготавливать орудия труда).

2 - Как называется первый человеческий коллектив? (человеческое стадо)

3 - Древнейшее орудие труда из камня (рубило)

4- Почему в могилу клали предметы быта? (Верили в загробную жизнь)

5 - Объединение общин называется… племя

6 - Просьба к богам … молитва

7 - Изображение божества … идол

8 - Вначале было земледелие …(мотыжное), а затем возникло (плужное)

9 - Кого избирали для ведения военных действий (вождя)

места, где стояли идолы … святилища

10 - В каком человеческом коллективе возникает неравенство (соседская община)

 

IV. После выполнения учащимися задания учитель возвращается к учебной задаче.

Команды формулируют черты первобытности

Подведение итогов. Выставление оценок.

 

Домашнее задание- повторение изученного материала.

infourok.ru


Смотрите также