Законы не изменились с первобытных времен на английском языке. Употребление времен в английском языке: логика использования
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как выразить русские мысли в системе английских времен. Законы не изменились с первобытных времен на английском языке


Употребление времен в английском языке: логика и случаи использования

Употребление времен в английском языке: логика использования

Английские времена считаются самой сложной темой, потому что в русском языке у нас всего 3 времени, а в английском их 12.

При их изучении у каждого возникает много вопросов:

  • Какое время нужно использовать?
  • Будет ли считаться ошибкой использование одного времени вместо другого?
  • Почему тут нужно использовать это время, а не другое?

Эта путаница происходит из-за того, что мы учим правила грамматики, но не до конца понимаем их.

Однако английские времена не так сложны, как кажется. 

Их использование зависит от того, какую мысль вы хотите донести до своего собеседника. Чтобы правильно это делать, вам нужно понять логику и случаи употребления английских времен.

Сразу предупреждаю, в этой статье я не буду объяснять вам грамматическое образование предложений. В ней я дам именно понимание времен. 

В статье мы рассмотрим случаи использования 12 времен и сравним их между собой, в результате чего вы поймете, чем же они отличаются, и когда какое время надо использовать.

Давайте начнем.

Какие времена есть в английском?

В английском языке, также как и в русском, есть 3 знакомых нам блока времен. Это:

1. Present (настоящее) – обозначает действие, которое происходит в настоящем времени

2. Past (прошедшее) – обозначает действие, которое происходит в прошедшем времени (когда-то давно)

3. Future (будущее) – обозначает действие, которое будет происходить в будущем времени

Однако на этом английские времена не заканчиваются. Каждая из этих групп времен подразделяется на:

1. Simple – простое

2. Continuous – длительное

3. Perfect – завершенное

4. Perfect Continuous – длительно-завершенное

В итоге получается 12 времен.

Именно использование этих 4-х групп ставит в тупик изучающих английский язык. Ведь в русском языке такого разделения нет.

Как понять, какое время нужно использовать?

Чтобы правильно употреблять английские времена нужно 3 вещи:

  • Понимать логику английских временТо есть знать, какое время для чего предназначено и когда используется
  • Уметь строить предложения согласно правиламТо есть не только знать, а уметь говорить эти предложения
  • Понимать, какую именно мысль вы хотите донести до собеседникаТо есть уметь выбирать нужное время, в зависимости от смысла, который вкладываете в свои слова

Чтобы понять английские времена, давайте подробно рассмотрим каждую группу.

Еще раз повторю, я не буду объяснять грамматическое образование предложений. А объясню вам логику, по которой мы определяем, время какой группы надо использовать.

Начнем мы с самой легкой группы – simple.

Бонус: Хотите легко выучить английские времена и использовать их в своей речи? Приходите к нам на открытый урок в Москве и узнайте, как легко освоить времена и начать говорить на английском за 1 месяц по методу ESL!

Времена группы Simple в английском языке

Simple переводится как «простое».

Это время мы используем, когда говорим о фактах, которые:

  • происходят в настоящем времени
  • происходили в прошлом
  • будут происходить в будущем

Например:

I drive a car.Я вожу машину.

Мы говорим, что человек умеет водить машину и это факт.

Давайте рассмотрим еще один пример:

She bought a dress.Она купила платье.

Мы говорим о факте того, что когда-то в прошлом (вчера, на прошлой неделе или в прошлом году) она купила себе платье.

Запомните: Когда вы говорите о каком-то действии, как о факте, то используйте группу Simple.

Вы можете подробно изучить все времена этой группы здесь:

Теперь давайте сравним Simple с другой группой времен – Continuous.

Времена группы Continuous в английском языке

Continuous переводится как «длительное, продолженное».

Когда мы используем это время, то говорим о действии, как о процессе, который:

  • происходит в настоящий момент
  • происходил в прошлом в определенный момент
  • будет происходить в будущем в определенный момент

Например:

I am driving a car. Я веду машину.

В отличие от группы simple, здесь мы не имеем в виду факт, а говорим о процессе.

Давайте посмотрим разницу между фактом и процессом.

Факт: Я умею водить машину, у меня есть права.

Процесс: Я села за руль какое-то время назад и сейчас веду машину, то есть нахожусь в процессе вождения.

Рассмотрим еще один пример.

I will be flying to Moscow tomorrow. Завтра я буду лететь в Москву.

Мы говорим о том, что завтра вы сядете в самолет и в течение какого-то времени будете находиться в процессе полета.

То есть, например, вам нужно выйти на связь с клиентом. Вы говорите ему, что не сможете поговорить с ним в это время, так как будете в процессе полета.

Запомните: Когда вы хотите подчеркнуть длительность действия, то есть то, что действие является процессом, используйте времена группы Continuous.

Подробно про каждое время этой группы вы можете прочитать здесь:

А теперь давайте перейдем к группе Perfect.

Времена группы Perfect в английском языке

Perfect переводится как «завершенное/совершенное».

Это время мы используем, когда делаем акцент на результате действия, который:

  • мы получили к настоящему моменту
  • мы получили к определенному моменту в прошлом
  • мы получим к определенному моменту в будущем

Заметьте, что даже в настоящем времени это время переводится на русский язык как прошедшее. Однако, несмотря на это, вы говорите, что результат этого действия важен именно в настоящий момент.

Например:

I have fixed my car.Я починил машину.

Мы делаем акцент на результате, который есть у нас в настоящий момент – работающая машина. Например, вы говорите, что починили машину, теперь она работает, и вы можете поехать к друзьям на дачу.

Давайте сравним эту группу с другими.

Говорим о факте (simple):

I cooked dinner.Я готовила ужин.

Например, вы рассказываете подруге о факте того, что вчера приготовили вкусный ужин.

Говорим о процессе (continuous):

I was cooking dinner.Я готовила ужин.

Вы говорите, что находились в процессе готовки. Например, не брали трубку, так как готовили (находились в процессе) и не слышали звонка.

Говорим о результате (perfect):

I have cooked dinner.Я приготовила ужин.

Вы в данный момент имеете результат этого действия – готовый ужин. Например, вы зовете всю семью к обеду, так как ужин готов.

Запомните: Когда вы хотите сделать акцент на результате действия, то используйте группу perfect.

Подробно про все времена группы perfect читайте в этих статьях:

А теперь давайте перейдем к последней группе perfect continuous.

Времена группы Perfect Continuous в английском языке

Perfect Continuous переводится как «завершенное длительное». Как вы заметили по названию, эта группа времен включает в себя признаки сразу 2-х групп.

Ее мы используем, когда говорим о длительном действии (процессе) и о получении результата. 

То есть мы подчеркиваем, что действие началось какое-то время назад, длилось (находилось в процессе) определенное время и в данный момент:

1. Мы получили результат этого действия

Например: Он чинил машину 2 часа (действие длилось 2 часа, а в данный момент у него есть результат – работающая машина).

2. Действие все еще продолжает длиться

Например: Он чинит машину 2 часа (он начал чинить машину 2 часа назад, находился в процессе и сейчас все еще чинит ее).

Мы можем говорить, что действие началось какое-то время назад, длилось и:

  • закончилось/продолжается в настоящем
  • закончилось/продолжалось до определенного момента прошлом
  • закончится/будет продолжаться до определенного момента в будущем

Например:

I have been cooking this dinner for 2 hours.Я готовила ужин 2 часа.

То есть вы начали готовить 2 часа назад и к настоящему моменту у вас есть результат вашего действия – готовый ужин.

Давайте сравним это время с другими, похожими на него. 

Говорим о процессе (continuous):

I am painting a picture.Я рисую картину. 

Мы говорим, что в данный момент находимся в процессе рисования. Нам не важно сколько на это уже ушло времени, нам важно, в данный момент вы вовлечены в этот процесс. 

Говорим о результате (perfect)

I have painted a picture.Я нарисовала картину.

Мы говорим, что в данный момент у нас есть результат - законченная картина.

Говорим о результате и процессе (perfect continuous)

1. I have been painting a picture for an hour.   Я рисовала картину час. 

Мы говорим, что в данный момент у нас есть результат - законченная картина. Также вы подчеркиваете, что для получения этого результата вы находились в процессе рисования один час. 

2. I have been painting a picture for an hour.   Я рисую картину один час. 

Мы говорим, что сейчас находимся в процессе рисования, при этом мы акцентируем внимание на том, что заняты этим процессом уже час. В отличие от времен continuous, где нам важно только то, что происходит в определенный (данный) момент, а не то, сколько мы уже этим занимаемся.

Запомните: Если вы хотите подчеркнуть не только полученный результат, но и его длительность (сколько времени заняло у вас его получение), то используйте Perfect Continuous.

Вы можете прочитать его подробное объяснение в следующих статьях:

Общая таблица сравнения времен групп simple, continuous, perfect и perfect continuous

Давайте еще раз посмотрим, за что отвечает каждая группа времен. Посмотрите на таблицу:

Время Пример Акцент
Simple I did my homework.Я делала домашнюю работу.  Говорим о факте.

Например, вы когда-то учились в университете и делали домашнюю работу. Это факт. 

Continuous I was doing my homework.Я делала домашнюю работу.  Говорим о процессе, подчеркиваем длительность действия.

Например, вы не убрались в комнате, потому что были заняты процессом выполнения домашней работы.

Perfect I have done my homework.Я сделала домашнюю работу.  Говорим о результате.

Например, вы пришли на урок с готовой домашней работой.Преподавателю неважно, сколько времени у вас это заняло. Его интересует результат – сделана работа или нет.

Perfect Continuous I have been doing my homework for 2 hours.Я делала(ю) домашнюю работу 2 часа. Подчеркиваем не только результат, но и длительность действия до его получения.

Например, вы жалуетесь другу, что домашняя работа слишком сложная. Вы потратили на ее выполнение 2 часа и:

  • сделали ее (получили результат)
  • все еще делаете в настоящий момент

Итог

Используйте английские времена, в зависимости от того, какой смысл вы хотите донести до собеседника. Самое главное понимать, на чем делается акцент в каждом из времен.

1. Говорим о действии, как о факте – Simple

2. Говорим о действии, как о процессе – Continuous

3. Говорим о действии, делая акцент на результате – Perfect

4. Говорим о действии, подчеркивая, что оно заняло определенное время перед получением результата – Perfect Continuous

Надеюсь, теперь вам стала понятна логика английских времен, и вы сможете донести до собеседника правильный смысл. 

easyspeak.ru

Все времена глагола в английском языке. Сводная таблица

Present Perfect или Past Indefinite? Времена в английском — важнейшая тема грамматики. Все 12 времен английского глагола в нашей статье, с примерами и переводом.

Временные формы глагола, или Verb Tenses

На языке лингвистики, грамматическая категория времени (tense) — часть парадигмы глагола, выражающая отношение между временем, к которому относится высказывание, и моментом самого высказывания. А проще говоря, это то, что дает нам понять, когда происходило/происходит/будет происходить определенное событие.

Не существует языка, в котором было бы больше трех времен: прошедшего, настоящего и будущего. Основные времена английского языка образуются следующим образом:

  • Past (прошедшее): I learned English. — Я изучал английский.
  • Present (настоящее): I learn English. — Я изучаю английский.
  • Future (будущее): I will learn English. — Я буду изучать английский.

Но обратите внимание: будущее время образуется не изменением формы глагола, а при помощи дополнительных слов (чаще — вспомогательных глаголов, auxiliary verbs). Поэтому, с точки зрения словообразования, в английском существует только два времени: настоящее и прошлое.

А как же времена Perfect, Continuous, …?

Все остальное лингвисты называют видами или аспектами (aspects). Аспект глагола характеризует длительность описываемого действия, его частоту и завершенность. В английском существует три ключевых аспекта:

  • Simple (или Indefinite — простой или неопределенный): I learn English. — Я изучаю английский.
  • Progressive (или Continuous — прогрессивный, продолженный или длительный): I am learning English. — Я изучаю английский.
  • Perfect (перфектный, совершенный или завершенный): I have learned (learnt — BrE) English. — Я выучил английский (цель, к которой мы стремимся).

Кроме того, объединив два из этих аспектов, получаем еще один:

  • Perfect progressive (прогрессивно-перфектный или завершенно-длительный): I have been learning English. — Я изучал английский.

К сожалению, смысл, который вкладывают носители английского в ту или иную форму глагола, часто не совпадает с ее названием. Например, простое настоящее время (Simple Present) может обозначать привычные прошлые действия или ритуалы: I walk to the store — Я хожу в магазин (ходил до настоящего момента), а настоящее продолжительное (Present Progressive) может служить для обозначения действий, только начинающихся в текущий момент, то есть будущих: I am walking to the store — Я иду (сейчас пойду) в магазин).

If I could only learn all the tenses and aspects, I would be really happy...

Модальность как вклад в парадигму

Модальность (mood), которая также вносит свою лепту в образование глагольных форм, описывает отношение говорящего к действию: считает ли он это действие необходимым, обязательным, неизбежным, вероятным и т.д. Разнообразные виды модальности в английском выражены модальными глаголами (modal verbs):

  • I shall walk to the store. — Мне надо (желательно) сходить в магазин.
  • I will walk to the store. — Я пойду в магазин.
  • I should walk to the store. — Я должен сходить в магазин.
  • I would walk to the store. — Я бы пошел в магазин.
  • I may walk to the store. — Я могу пойти в магазин (у меня есть такая возможность).
  • I might walk to the store. — Я мог сходить в магазин (у меня была такая возможность).
  • I must walk to the store. — Я обязан пойти в магазин.
  • I can walk to the store. — Я могу пойти в магазин (я в состоянии сходить в магазин).
  • I could walk to the store. — Я мог сходить в магазин (был в состоянии это сделать).

Здесь снова не все однозначно. Модальные глаголы shall и will, скорее, являются маркерами будущего времени, чем выражают модальность. Кроме того, существуют особые ограничения на употребление модальных глаголов в различных временах английского.  

  • Напомним английские модальные глаголы: will/would, shall/should, can/could, may/might, need, have (to), must, ought (to). Следующие 4 пары модальных глаголов участвуют в формировании новых видо-временных форм: will/would, shall/should, can/could, may/might — сюда также относится глагол must, который существует только в настоящем времени.

Залог — активный и пассивный

Но и это еще не все. Несколько форм глагола образуются еще и потому, что в английском существует понятие залога — активного, active voice, и пассивного, passive voice (в русском им соответствуют действительный и страдательный). При этом к категории времени залог никакого отношения не имеет.

  • Активный залог: I invited a friend. — Я пригласил друга.
  • Пассивный залог: I was invited by a friend. — Меня пригласил друг.

Времени много не бывает

Если суммировать все вышеназванное, получим 88 видо-временных форм глагола:

((5 видов модальности × 2 времени) + (1 модальность shall/will)) × (4 аспекта × 2 залога)

Пытаться заучивать все эти формы, наверное, бессмысленно. Нужно просто запомнить основную схему образования видо-временных форм глагола и научиться понимать смысл соответствующих высказываний (к тому же, многие формы глагола в реальной жизни почти не используются).

Таблица английских времен - простое (неопределенное) время

Таблица английских времен - завершенное (совершенное) время

В таблицу внесены лишь видо-временные формы глагола в активном (действительном) залоге. Пассивный (страдательный) залог образуется с помощью вспомогательного глагола to be (быть) в соответствующем времени и Participle II (причастия прошедшего времени) основного глагола:

Simple (Indefinite)

Continuous (Progressive)

Perfect

Present

I am given (мне дают)

I am being given (мне дают)

I have been given (мне дали)

Past

I was given (мне дали)

I was being given (мне давали)

I had been given (мне дали)

Future

I will be given (мне дадут)

не существует

I will have been given ()

Так сколько же времен в английском?

На самом деле, приведенная таблица объединяет основные формы глагола. А помимо них в английском существуют и другие средства придать глаголу признаки залога, аспекта или времени.

Например:

  • Привычные действия в прошлом (Past Habitual): I used to walk to the store. — Как правило, я ходил в магазин (вариант перевода: Раньше я всегда ходил в магазин).
  • Ближайшее будущее (Immediate Future): I am about to walk to the store. — Я пошел в магазин (вариант: Схожу в магазин.)

Существует множество комбинаций вспомогательных глаголов, выполняющих подобные функции в английском. Вот их-то и придется выучить наизусть.

Из всего вышесказанного напрашивается довольно неутешительный вывод: система форм английского глагола сложна и точное количество видо-временных форм, так называемых «времен» глагола, так и не установлено. Sic.

Для тех, кто лучше воспринимает информацию на слух — обзорный рассказ о временах английского одного из учителей школы EngVid:

Время и время

Важно не путать понятия tense (грамматическое понятие времени) и time (общее понятие времени: «Когда бог создавал время, он создал его достаточно»).

Например, настоящее время (present tense) не всегда относится к текущему времени (present time):

  • I hope it rains tomorrow. — Надеюсь, завтра пойдет дождь. (Время Present Simple используется для выражения надежд на будущее).

Прошлое время (past tense) также не всегда относится к прошедшему моменту:

  • If I had some money now, I could buy it. — Если бы у меня сейчас были деньги, я бы это купил.

Пульс времени

Предлагаем альтернативный подход — диаграмму, которая поможет вам почувствовать, что имеют в виду носители английского, употребляя ту или иную форму глагола (по материалам сайта //english.stackexchange.com):

English Tense and Aspect Chart

Казалось бы, не самая простая система времен, не так ли? Однако хитроумные англичане решили пойти еще дальше.

В дополнение к основным, они изобрели новые формы глагола, которыми будут пользоваться наши потомки после того, как наконец-то изобретут машину времени (более подробно на английском: //technobabble.wikia.com/wiki/Time_Travel_Tenses).

Машина времени

Словарик путешественника во времени

Основной принцип образования Time Travel Tenses (TTT) — прибавление [ʌɪ] к существующим формам глагола, например: isn't = aisn't, didn't = daidn't и т.д.

Future Events That Will Now Not Happen — Будущие события, которые теперь уже не произойдут

"I willn't have five kids and my husband cain't marry me because he was killed by the time police when he was nineteen." — У меня не будет пятерых детей и мой муж не женится на мне, потому что он был убит полицией времени в 19 лет.

Future Events That Will Now Happen — Будущие события, которые теперь произойдут

"I will never marry because my husband was killed when he was 19." — Я никогда не выйду замуж, потому что мой муж был убит в 19 лет.

Past Events That Would Have Happened — Прошлые события, которые могли бы произойти

"I daidn't have any children because the time police killed my husband" — У меня не было детей, потому что полиция времени убила моего мужа.

Past Events That Did Happen — Прошлые события, которые уже произошли

"I don't have any children because my husband died." — У меня нет детей, поскольку мой муж умер.

Current Circumstances That Would Have Been True — Настоящее, которое могло бы быть истинным

"My husband doeisn't exist because he was killed." — Моего мужа не существует, поскольку он был убит (средств русского языка для передачи смысла этого высказывания пока не хватает).

Current Circumstances That Now Are True — Истинное настоящее

"I don't have a husband." — У меня нет мужа.

Да, такой предусмотрительности можно только подивиться! Хотя, вполне вероятно, к моменту изобретения машины времени человечество научится передавать мысли на расстоянии, не облекая их в слова…

А пока пространственно-временной континуум не покорен, чтобы покорить английский, найдите время изучить эту сложную, порой труднообъяснимую, но довольно логичную английскую систему времен. Удачи!

Читаем дальше:

Present SimplePresent PerfectPresent ContinuousPresent Perfect ContinuousPast SimpleFuture SimpleВремена PerfectСогласование временСогласование времен Simple

Пройдите интерактивный урок по этой теме и проверить свои знания

Читайте также

97181

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Может быть интересно

Другие статьи по темам

skyeng.ru

таблица времен в английском языке с примерами

Времена в английском языке

Грамматический тренажер Лингвалео – простой способ выучить времена

Времена в английском языке – камень преткновения многих начинающих, ведь система видовременных форм английского настолько сильно отличается от русской, что ее поначалу трудно понять. В этой статье приведены все времена глагола в таблицах, с помощью которых их легко выучить, систематизировать, повторить.

Другие статьи на тему времен глагола:

Содержание:

Времена в английском языке: краткая справка

В английском языке выделяют, как и в русском, активный и пассивный залог глагола. В активном залоге действие направлено ОТ лица или предмета, выраженного подлежащим, в пассивном – наоборот, по отношению к нему.

Активный залог: I invited a guest. – Я пригласил гостя.

Пассивный залог: I am invited. – Я приглашен.

В активном залоге выделяют три времени:

  • Present – настоящее время,
  • Past – прошедшее время,
  • Future – будущее время.

Действие в каждом из трех времен может относиться к одному из четырех видов:

  • Simple (Indefinite) – простое (неопределенное) действие,
  • Continuous – длительное действие,
  • Perfect – совершенное (то есть завершенное) действие,
  • Perfect Continuous – длительно-совершенное действие.

Соответственно, есть 12 видовременных форм или времен, как их называют для краткости. В таблице приведены ссылки на подробный разбор каждого времени и по одному краткому примеру – далее будет более подробная таблица.

В пассивном залоге тоже три времени, но нет вида Perfect Continuous, всего 8 форм. Итого в английском языке 20 видовременных форм. В таблице нет ссылок, потому что пассивный залог рассматривается в одной статье.

Present Past Future
Simple

Present Simple Passive

I am called – Меня позвали

Past Simple Passive

I was called – Меня позвали

Future Simple Passive

I will be called – Меня позовут

Continuous

Present Continuous Passive

I am being arrested – Меня арестовывают

Past Continuous Passive

I was being arrested – Меня арестовывали

Perfect

Present Perfect Passive

I have been warned – Я предупрежден

Past Perfect Passive

I had been warned – Я был предупрежден

Future Perfect Passive

I will have been warned – Я буду предупрежден

Важно заметить, что времена употребляются не одинаково часто. Активный залог, как и в русском, используется намного чаще, чем пассивный, времена Simple намного чаще, чем Perfect, а некоторые формы вообще почти не используются. В разговорной речи процентов 50, если не 80, глаголов – это всего три простейших времени Simple.

Времена в английском языке

Примерное соотношение использования времен в речи.

Все времена глагола в английском образуются по определенным схемам, они приведены в таблицах ниже. В отличие от испанского, французского, русского языков, в английском почти не изменяются окончания глаголов – именно поэтому «формулы времен» английского выучить намного проще, т. к. не нужно заучивать множество окончаний.

Однако в образовании видовременных форм активно участвуют три самых употребительных глагола в английском языке: to be, to do, to have. Зная эти вспомогательные слова, выучить таблицу времен не составит труда.

Еще одну трудность представляют неправильные глаголы – они образуют форму прошедшего времени (Past Simple) и причастия прошедшего времени (Past Participle) не стандартным прибавлением окончания -ed, а особым способом. Их нужно учить отдельно. К счастью употребительных неправильных глаголов не так уж много, они часто встречаются в речи, а поэтому быстро запоминаются.

Таблица времен английского языка: активный залог

В таблицах ниже приведены примеры времен от первого лица единственного числа (“Я танцую, я танцевал и т. д.), поскольку обычно мы говорим о действиях именно от первого лица. Выше приведены ссылки, перейдя по которым вы можете более подробно узнать о каждом времени во всех лицах и числах.

Плюс, минус и вопросительный знак в таблице указывают на утвердительную, отрицательную и вопросительную формы.

  PRESENT PAST FUTURE

SIMPLE

– Действие “вообще”,– Регулярно повторяющееся действие.

+ I danceЯ танцую I dancedЯ танцевал I will danceЯ буду танцевать
I do not danceЯ не танцую  I did not danceЯ не танцевал  I will not danceЯ не буду танцевать 
? Do I dance?Я танцую? Did I dance?Я танцевал? Will I dance?Я буду танцевать?

CONTINUOUS

– Действие, происходящее в определенный момент или период времени,– Действие, запланированное на ближайшее будущее (Present Continuous)

+ I am talkingЯ говорю I was talkingЯ говорил I will be talkingЯ буду говорить
I am not talkingЯ не говорю  I was not talkingЯ не говорил  I will not be talkingЯ не буду говорить 
? Am I talking?Я говорю? Was I talking?Я говорил? Will I be talking?Я буду говорить?

PERFECT

– Действие, завершенное до момента речи, его результат имеется налицо к моменту речи.

+ I have paintedЯ покрасил I had paintedЯ покрасил  I will have paintedЯ покрашу
I have not paintedЯ не покрасил  I had not paintedЯ не покрасил  I will not have paintedЯ не покрашу 
? Have I painted?Я покрасил? Had I painted?Я покрасил? Will I have painted?Я покрашу?

PERFECT CONTINUOUS

– Действие, начавшееся и длившееся до момента речи или закончившееся непосредственно перед ним.

+ I have been waitingЯ ждал I had been waitingЯ ждал I will have been waitingЯ буду ждать
I have not been waitingЯ не ждал  I had not been waitingЯ не ждал  I will not have been waitingЯ не буду ждать 
? Have I been waiting?Я ждал? Had I been waiting?Я ждал? Will I have been waiting?Я буду ждать?

Таблица времен английского языка: пассивный залог

    PRESENT PAST FUTURE

SIMPLE

– Действие “вообще”,– Регулярно повторяющееся действие.

+ I am invitedЯ приглашен I was invitedЯ был приглашен I will be invitedЯ буду приглашен
I am not invitedЯ не приглашен I was not invitedЯ не был приглашен I will not be invitedЯ не буду приглашен
? Am I invitedЯ приглашен? Was I invited?Я был приглашен? Will I be invited?Я буду приглашен?

CONTINUOUS

– Действие, происходящее в определенный момент,– Действие, происходящее в определенный период времени.

+ I am being askedМеня спрашивают I was being askedМеня спрашивали
I am not being askedМеня не спрашивают I was not being askedМеня не спрашивали
? Am I being asked?Меня спрашивают? Was I being asked?Меня спрашивали?

PERFECT

– Действие, завершенное в прошлом (до момента речи), его результат имеется налицо к моменту речи.

+ I have been acceptedЯ принят I had been acceptedЯ был принят I will have been acceptedЯ буду принят
I have not been acceptedЯ не принят I had not been acceptedЯ не был принят I will not have been acceptedЯ не буду принят
? Have I been accepted?Я принят? Had I been accepted?Я был принят? Will I have been accepted?Я буду принят?

Тренажер для запоминания времен английского языка

В изучении времен есть такие трудности:

  • Разницу между временами нужно понять, так как система времен в английском языке отличается от аналогичной системы в русском.
  • Нужно запомнить, как образуются видовременные формы. Может показаться, что это трудно, но на самом деле это легко, при условии, что вы твердо знаете спряжение глаголов to be, to have, to do, а также хотя бы десяток-другой неправильных глаголов.
  • Самый трудный и долгий этап – отработать времена до автоматизма, научиться строить предложения, не задумываясь над тем, какое время поставить и как его скомпоновать из “запчастей”.

Лично я, когда учил времена, отрабатывал их с помощью письменных упражнений из учебников, а также складывая фразы в уме в течение дня, иногда бормоча их себе под нос. Сейчас для отработки этого навыка можно использовать специальный тренажер на LinguaLeo в разделе “Грамматика”.

тренажер по временам в английском языке

Тренажер дает не только утвердительные, но и вопросительные и отрицательные предложения. Все фразы озвучены.

Тренажер работает так:

  • Вам дают фразу на русском языке и предлагают собрать английский перевод слово за словом.
  • Если вы забыли правило, нажмите на кнопку “Показать правило”, чтобы появилась справка.
  • Если вы собрали фразу неправильно, вы увидите правильный вариант.
  • Необходимо собрать правильно 10 фраз. Через некоторое время программа напомнит, что нужно повторить упражнение.

Хотя часть возможностей Лингвалео открывается только при платной подписке, отрабатывать времена можно бесплатно, в том числе и пассивный залог.

Чем полезны таблицы времен?

В школе, на курсах времена обычно изучают последовательно и очень медленно: сначала одно время, через пару дней другое и т. д. В итоге может образоваться каша в голове из симплов, презентов, континусов и перфектов – все перемешано и нет целостной картины. Я, например, когда учился в школе, просто отчаялся что-то понять во временах, эта система казалась просто непостижимой (равно как и артикли, да и вся грамматика).

С помощью таблиц легко разложить информацию по полочкам, утрясти в голове, привести в порядок. Если забудется, то подсмотреть. К тому же с помощью таблицы можно начать изучение темы времен. Пусть даже вы толком ничего не поймете, но у вас будет представление, что именно предстоит освоить.

Где найти видеоуроки по временам в английском языке?

Времена рассматриваются практически в любом учебнике, но если вам хочется послушать живое объяснение, хорошие видеоуроки по временам есть на Puzzle English. Уроки можно смотреть бесплатно. Например, вот урок на тему “Present Simple или Present Continuous”.

 

langformula.ru

Согласование времён в английском языке

В английском языке существует грамматическое явление, известное как последовательность, или согласование времён. Если в главной части предложения сказуемое поставлено в прошедшем времени (преимущественно в Past Indefinite), это повлечёт за собой изменение в глагольных формах придаточного предложения. Наиболее часто такой сдвиг происходит при необходимости преобразовать прямую речь в косвенную.

Согласование времён: таблица и правила

В тех случаях, когда в главной части сложноподчинённого предложения находится сказуемое в настоящем или будущем времени, глагол в придаточной части не ограничивается какими-либо правилами и может оказаться в любой требуемой временной форме. Однако если в главном предложении глагол, выступающий в роли сказуемого, поставлен в одно из прошедших времён, вторая часть требует изменений по определённой системе. В русском языке подобного явления не существует. Это одна из многочисленных грамматических особенностей, которой обладает английский (согласование времён). Таблица поможет увидеть разницу.

Прямая речьКосвенная речь
Времена группы Present (настоящее)

Present Indefinite

(Simple)

Angela said: "I work on it".

Анжела сказала: "Я работаю над этим".

(постоянно, регулярно либо изредка, время от времени)

Past Indefinite

(Simple)

Anglela said that she worked on it.

Анжела сказала, что работает (работала) над этим.

Present Progressive

(Continuous)

Cecilia told us: "I am working at this moment".

Сесилия сказала нам: "Я работаю в данный момент".

Past Continuous(Progressive)

Cecilia told us that she was working at that moment.

Сесилия говорила нам, что была занята (работает) в тот момент.

Present Perfect

We thought: "Mary have worked excellent today".

Мы думали: "Мэри сегодня отлично поработала".

(и теперь виден результат)

Past Perfect

We thought that Mary had worked excellent that day.

Мы думали, что Мэри в тот день отлично поработала.

Present Perfect Continuous

Camilla complain: "I have been working for five hours together.

Камилла жалуется: "Я работаю пять часов подряд".

Past Perfect Continuous

Camilla complained that she had been working for five hours together.

Камилла пожаловалась, что работает пять часов подряд.

Времена группы Past (прошедшее)
Past Indefinite(Simple)

Clara worked at home.

Клара работала дома.

Past Perfect

We found out that Clara had worked at home.

Мы узнали, что Клара работала дома.

Past Continuous(Progressive)

He know: "Daria was working here yesterday".

Она знает: "Дарья работала здесь вчера".

Past Perfect Continuous

He knew that Daria had been working there the previous day.

Он знал, что Дарья работала там за день до этого.

Past Perfect

Maria said: "I had worked good".

Мария сказала: "Я поработала хорошо".

Past Perfect

Maria was sure that she had worked good.

Мария была уверена, что работала хорошо.

Past Perfect Continuous

Diana told us:" I had been working on that project for two years".

Диана рассказала нам: "Я работала над этим проектом на протяжении двух лет".

Past Perfect Continuous

It became known that she had been working on that project for two years.

Стало известно, что Диана работала над (этим) тем проектом два года.

Времена группы Future (будущее)
Future Indefinite

Ben said: "I'll work on it"

Бен сказал: "Я поработаю над этим".

Future in the Past (Simple)

Ben promised that he would work on that.

Бен пообещал, что будет работать над этим.

Future Continuous

They said to me: "She will be working".

Мне сказали: "Она будет работать".

Continuous Future in the Past

I was told that probably she would be working.

Мне рассказывали, что вероятнее всего она будет работать.

Future Perfect

She thought: "I'll have translated the book by Sunday".

Она думала: "Я переведу книгу к воскресенью".

Perfect Future in the Past

She thought that she would have translated the book by Sunday.

Она думала, что переведёт книгу к воскресенью.

Future Perfect Continuous

By tomorrow John will have been reading and translating these books for two months.

Завтра будет уже два месяца, как Джон читает эти книги и делает перевод.

Perfect Continuous Future in the Past

We knew that by tomorrow John would have been reading and translating those books for two months.

Мы знали, что завтра будет уже два месяца, как Джон читает и переводит эти (те) книги.

Наречия и местоимения

При изменениях, связанных с переходом на косвенную речь, преобразования происходят не только в грамматических формах, но и в некоторых сопуствующих словах: наречиях времени и местоимениях.

  • He said: "I admire the waterfall in National Park today". Он сказал: "Сегодня я любуюсь водопадом в Национальном Парке".He told us how he admired the waterfall that day. — Он рассказывал нам, как любовался водопадом в тот день.

согласование времен

  • She told us: "Yesterday I bought this turquoise dress". — Она рассказала нам: "Вчера я купила это бирюзовое платье". She told us that she had bought that turquoise dress the day before. — Она рассказывала нам, что купила это бирюзовое платье накануне.

Модальные глаголы

В употреблении модальных глаголов есть некоторые особенности. При переходе в другую временную группу иногда вносятся некоторые изменения.

Изменяются модальные глаголы по следующей системе.

Прямая речьКосвенная речь
shall, willwould
cancould
maymight
mustmust (если это предположение или логические доводы)
musthad to (если долженствование обусловлено внешними обстоятельствами)
shallshould (если это совет)

He said: "I can fly the aircraft". — He said that he could fly the aircraft. Он сказал: "Я умею управлять самолётом". — Он сказал, что может управлять самолётом.

согласование времен таблица

Однако есть ряд глаголов, которые не меняются: should, mustn't, would, had better, could, might, ought to, etc.

Исключения

Согласование времён распространяется не на все случаи. Существует ряд исключений:

1. Если в придаточном предложении говорится о каком-либо научном законе или общеизвестном факте, который сохраняет свою актуальность независимо от влияния или мнения людей, тогда согласование времён исключается.

  • Our teacher told that air and water are necessary to animals. Наш учитель сказал, что воздух и вода необходимы животным.
  • Primitive tribes didn't know that the Earth goes round the centre of our Solar system — the Sun.Первобытные племена не знали, что Земля вертится вокруг центра нашей Солнечной системы — Солнца.

английский согласование времен таблица

2. При использовании сослагательного наклонения в придаточной части глагол не переходит в другое время.

  • If the wind were cold, she would go home. — Если бы ветер был холодным, она бы ушла домой. I knew that if the wind were cold, she would go home. — Я знала, что если бы ветер был холодным, она ушла бы домой.

Такое грамматическое явление, как согласование времён, отсутствует в русском языке. Чтобы освоить этот материал, нужно не только хорошо разобраться в правилах, но и потренироваться в самостоятельном составлении предложений и диалогов с использованием этой темы. Один из лучших способов — это пересказ диалогов своими словами.

fb.ru

Таблица времен английского языка ‹ Грамматика ‹ engblog.ru

Чтобы не пропустить новые полезные материалы, подпишитесь на обновления сайта

В английском языке насчитывается 12 времен действительного залога. Для нас это число кажется огромным, и создается впечатление, что в английских временах очень сложно разобраться. На самом деле, это не так, и с практикой все студенты учатся правильно выбирать нужное время.

Но на начальных этапах обучения любой способ запомнить функции времен является полезным. Не важно, учите ли вы английский язык через Скайп или занимаетесь самостоятельно, вам обязательно понадобится эта таблица. Мы советуем вам пользоваться сводной таблицей времен английского языка с примерами на первых порах, чтобы не потеряться во временах.

Мы предлагаем вам изучить и скачать две таблицы: таблицу образования времен и таблицу употребления времен английского языка. В первой наглядно показано, как образуются времена в английском языке, а во второй перечислены все функции времен с англоязычными примерами. Таблицы составлены на основе статей о том, как выучить времена в английском языке, опубликованных в блоге, поэтому, если вы захотите подробно прочитать о том или ином времени, просто введите его название в поиск по сайту.

Таблица образования времен английского языка

↓ Скачать таблицу образования времен английского языка (*.pdf, 50 Кб)

Present Past Future Simple Continuous Perfect Perfect Continuous
Вспом. гл.: do / doesОкон-е: –, -sФормула: V (+s) 

+ I work+ He writes

– I do not work– He does not write

? Do I work?? Does he write?

Вспом. гл.: didОкон-е: —ed, –Формула: V2 

+ I worked+ He wrote

– I did not work– He did not write

? Did I work?? Did he write?

Вспом. гл.: will / shallОкон-е: –Формула: will/shall + V 

+ I will work+ He will write

– I won’t work– He won’t write

? Will I work?? Will he write?

Вспом. гл.: be (is / am / are)Окон-е: -ingФормула: am/is/are + Ving 

+ I am working+ He is writing

– I am not working– He is not writing

? Am I working?? Is he writing?

Вспом. гл.: was / wereОкон-е: -ingФормула: was/were + Ving 

+ I was working+ He was writing

– I was not working– He was not writing

? Was I working?? Was he writing?

Вспом. гл.: will be / shall beОкон-е: -ingФормула: will/shall + be + Ving 

+ I will be working+ He will be writing

– I won’t be working– He won’t be writing

? Will I be working?? Will he be writing?

Вспом. гл.: have / hasОкон-е: -edФормула: have/has + V3 

+ I have worked+ He has written

– I have not worked– He has not written

? Have I worked?? Has he written?

Вспом. гл.: hadОкон-е: -edФормула: had + V3 

+ I had worked+ He had written

– I had not worked– He had not written

? Had I worked?? Had he written?

Вспом. гл.: will have / shall haveОкон-е: -edФормула: will/shall + have V3 

+ I will have worked+ He will have written

– I won’t have worked– He won’t have written

? Will I have worked?? Will he have written?

Вспом. гл.: have been / has beenОкон-е: -ingФормула: have/has + been + Ving 

+ I have been working+ He has been writing

– I have not been working– He has not been writing

? Have I been working?? Has he been writing?

Вспом. гл.: had beenОкон-е: -ingФормула: had been + Ving 

+ I had been working+ He had been writing

– I had not been working– He had not been writing

? Had I been working?? Had he been writing?

Вспом. гл.: will have been / shall have beenОкон-е: -ingФормула: will/shall + have been + Ving 

+ I will have been working+ He will have been writing

– I won’t have been working– He won’t have been writing

? Will I have been working?? Will he have been writing?

Таблица употребления времен английского языка

↓ Скачать таблицу употребления времен английского языка (*.pdf, 85 Кб)

Present Past Future Simple Continuous Perfect Perfect Continuous
I work

1) Обычное, повторяющееся действие

I always close the window at night.

2) Законы и явления природы, научные результаты, факты

The sun rises in the east.

3) Бытовые ситуации

Do you want to spend a lot of money here?

4) Истории, анекдоты, обзоры, спортивные комментарии

Then the prince gets on his horse and rides away.

5) Расписания поездов, сеансов в кинотеатре

The plane from London arrives at 17:40.

I worked

1) Факт или одиночное законченное действие в прошлом

The Titanic sank in 1912.

I went to Germany two years ago.

2) Несколько прошедших действий, происходивших в хронологическом порядке.

I woke up, took a shower, got dressed and went out to have breakfast in a café.

3) Повторяющееся действие в прошлом

I took English courses when I was twelve.

I will work

1) Простое одиночное действие в будущем

He will miss the bus.

2) Действие, которое будет занимать определенный период времени в будущем

Will you be my friend?

3) Последовательность действий в будущем

I will meet you and tell you the whole story.

4) Повторяющиеся действия в будущем

I will visit you a few times while I’m in London.

5) Предположения или мысли насчет будущего

I’m afraid the rain won’t stop soon.

6) Решение, принимаемое в момент разговора

I will order a steak and chips, and you?

7) Обещания, предложения, угрозы, просьбы

Don’t worry, everything will be alright.

I am working

1) Действие, происходящее в момент речи или в настоящий период времени

I can’t understand what you are talking about now.

I am reading a new novel by Fedor Dostoevsky.

2) Действие, охватывающее какой-либо временной отрезок в настоящем

She is studying at the institute.

3) Изменяющаяся ситуация

Is your Russian getting better now?

4) Запланированное действие (известно место и время)

I’m meeting my sister at 5 at the café.

5) Действие в ближайшем будущем (с глаголами движения)

They are moving to the other city.

6) Для выражения отрицательной характеристики

She is always interrupting me when I’m talking.

I was working

1) Длительное действие, которое происходило в определенный момент в прошлом

We were playing chess at 5 o’clock.

2) Два или более длительных действий в прошлом, происходивших одновременно

She was playing piano and her sister was singing.

3) Длительное действие в прошлом, которое прерывается другим (как правило, коротким) действием.

As he was taking a shower, somebody knocked at his door.

4) При описании обстановки или атмосферы

He entered the room. The candles were burning in the corners and the smell of cigarettes was filling the room.

5) Для выражения отрицательной характеристики

The boy was constantly playing tricks on his poor mother.

I will be working

1) Действие, которое будет происходить в определенный момент в будущем

This time next Sunday we will be flying to Hawaii.

2) Действие, которое, по убеждению говорящего, обязательно будет происходить в будущем

He won’t be meeting you tomorrow, because he has fallen ill.

3) Вежливый вопрос о планах собеседника на ближайшее будущее, особенно когда нам нужно, чтобы этот человек что-то для нас сделал

Will you be using the printer for long? I need to print a document promptly.

I have worked

1) Действие, полностью завершенное в прошлом, но имеющее связь с настоящим через результат этого действия

We have bought a new car, so it’s time to sell the old one.

2) Действие, которое началось в прошлом и продолжается в настоящем

We have known each other since school years.

3) В придаточных предложениях времени после союзов when, before, after, as soon as, till, until, чтобы передать будущее действие, которое закончится до начала действия из главного предложения

I’ll serve you a dessert only after you have eaten the main course.

I had worked

1) Действие, которое произошло ранее определенного момента в прошлом

By the end of the year she had learned to cook.

Fortunately the rain had stopped before we left the house.

2) Действие, которое началось в прошлом и длилось до или во время другого момента в прошлом

I got to know that Mary and Jacob had not met since our wedding.

3) Во фразах «не прошло и …, как», «не успел и…, как», «едва», «только»

He hadn’t said a few words when somebody interrupted him.

We had scarcely finished dinner when Lily brought a big cake.

I will have worked

1) Будущее действие, которое окончится до определенного момента в будущем

I will have translated the article by noon.

By the time you come home, I will have cooked dinner.

2) Прошедшее предполагаемое действие («должно быть», «вероятно»)

The reader will have noticed our negative attitude to any form of nationalism.

I have been working

1) Действие, которое началось в прошлом, длилось некоторое время и продолжает совершаться в настоящем

She has been cooking dinner for three hours already.

2) Длительное действие в прошлом, которое закончилось непосредственно перед моментом речи, и результат этого действия оказывает влияние на настоящее

The streets are wet. It has been raining all the morning.

I had been working

1) Длительное действие, которое началось до определенного момента в прошлом и продолжалось в этот момент

She had been cooking for an hour when I came.

2) Длительное действие, которое началось до определенного момента в прошлом и закончилось прямо перед ним

They had been discussing some important matters and he looked upset after that conversation.

I will have been working

1) Будущее длительное действие, которое начнется ранее другого будущего момента или действия и будет продолжаться в этот момент

I will have been working at the project for a month when you join me.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

engblog.ru

Лекции по истории английского языка

Конспект лекций по курсу истории английского языка

Лекция 1-2.Введение. Общие характеристики германских языков

/. Цель изучения предмета. Любой язык представляет собой постоянно изменяющееся историческое явление. Изменения охватывают все аспекты языка: грамматику и словарь, фонетику и письменность. Основная цель изучения истории языка состоит в объяснении сегодняшнего этапа его существования, позволяющем лучше понять его современные особенности.

Сравнительно-историческийметод - совокупность приемов и процедуристорико-генетическогоисследования языковых семей и групп, а также отдельных языков, используемая всравнительно-историческомязыкознании для установления исторических закономерностей развития языков.

Важнейшей процедурой сравнительно-историческогометода служит реконструкция первоначальных и промежуточных языковых состояний,

осуществляемая посредством установления соответствий на всех уровнях языка.

2. Внутренняя и внешняя история языка. Внешняя история любого языка -

это события в жизни народа, говорящего на нем, оказывающие влияние на сам язык, это отражение истории людей в языке, на котором они говорят.

Внутренняя история языка описывает изменения, происходящие в самом языке, его грамматике, словарном составе, фонетическом строе и письменности.

3. Основные характеристики германских языков. Германские языки принадлежат к индоевропейской языковой семье. В начале первого тысячелетия германские племена проживали на обширных территориях Западной, Центральной и Восточной Европы.

3.1. Фонетические особенности. К основным характеристикам фонетического строя германских языков относятся: динамическое ударение,

фиксированное на первом корневом слоге; абляут -позиционнонезависимое чередование гласных в корне, суффиксе или окончании слова,

способствующее формо- и словообразованию; умляут -фонетическаяассимиляция корневого гласного с гласным окончания, проявляющаяся как своего рода внутренняя флексия; передвижения согласных — регулярные фонетические соответствия согласных германских и прочих индоевропейских языков.

3.2.Грамматические особенности. Германские языки были языками синтетического строя. Именные части речи имели категории падежа, рода и числа, глагольные - времени, наклонения, лица и числа. Основными способами формообразования были окончания, а также чередование гласных в корне слова (особенно в глаголах) и в редких случаях супплетивизм образование разных форм слова от разных корней.

3.3.Система письма. Германцы имели собственный, так называемый рунический алфавит, и фонетическую систему письма, при которой каждый звук передавался одним символом - руной. Этот алфавит появился во втором веке нашей эры и просуществовал у некоторых пародов в течение всего средневековья.

Лекция 3. Древнеанглийский период. Общая характеристика

/. Внешняя история. История английского языка начинается с V века нашей эры, когда произошло вторжение западногерманских племен англов, саксов,

ютов и фризов на Британские острова. Захватав почти к. плодородные земли,

они частично уничтожили, частично вытеснили, а частично подчинили себе местное население - кельтов.

/./. Основные письменные памятники. Первые письменные, памятники представляют образцы рунического письма.

В 7 веке с приходом Христианства на Британские острова пришли и многочисленные монахи, говорившие на латыни и использовавшие латинский алфавит, который постепенно вытеснил рунический позаимствовав из него отдельные символы для обозначения звуков

отсутствовавших в латыни - так возникло так называемое инсулярное или островное письмо.

1.2. Диалектная классификация письменных памятников.

1.2.1. В отличие от племенных диалектов германских племен до их переселения на Британские острова, диалекты древнеанглийско периода

являются

территориальными и именуются по названиию королевств, в

которых

на них говорили. Наиболее важными королевствами и. таким

образом, диалектами того периода были Нортумбрия (нортумбрийский диалект), Мерсия (мерсийский диалект) и Уэссекс (уэссекский диалект).

1.2.2. Основные письменные памятники периода написаны инсулярным письмом. Большинство их них относятся к уэссекскому диалекту и представлены трактатами религиозного содержания, а также хрониками,

историческими и философскими трудами.

2. Внутренняя история. В течение древнеанглийского периода язык развивался крайне медленно.

2.1. Фонетические особенности. Фонетический строй древнеанглийского периода отличался фиксированным динамическим ударением, падавшим на первый корневой слог слова.

Количественные и качественные характеристики гласных звуков были позиционными, т.е. зависели от положения звука в слове. Долгота ударных гласных была фонематичной, позволяя различать слова только долготой ударною корневого гласного. Существовал полный параллелизм долгих и кратких гласных звуков, как монофтонгов, так и дифтонгов.

Согласные были менее многочисленны, чем в современном языке. В их числе не было некоторых фрикативных звуков. Имелся ряд позиционных качественных характеристик согласных, в том числе звонкость/глухость звука.

2.2. Система письма. Древнеанглийская письменное и в основном фонематична — каждой букве соответствовал один звук

2.3.Грамматические особенности. Как и другие германские языки,

древнеанглийский был языком синтетического строя с хорошо развитой системой флексий. Основными средствами передачи грамматических значений были суффиксация, чередование гласных u супплетивизм.

Порядок слов в предложении был относительно свободным.

2.4.Словарный состав. Словарный состав почти полностью состоял из исконных слов. Немногочисленные заимствования были главным образом из латыни. Новые слова образовывались путем деривации

(создания производных слов) и словосложения.

Лекция 4. Среднеанглийский период. Общая характеристика

1. Внешняя история.

1.1. Скандинавское вторжение. Скандинавское вторжение продолжалось

в течение более двух веков, с конца 8 по начало 11 века, когда под контроль завоевателей перешла вся Англия. Скандинавское вторжение и последовавшее за ним переселение скандинавов на территорию Англии, их постоянные контакты и смешение с местным населением оказали глубокое

воздействие на все аспекты английского языка. Относительная легкость

взаимопроникновения языков объяснялась отсутствием каких-либополитических, социальных, культурных или языковых барьеров между их носителями.

1.2. Норманнское завоевание. Началом норманнского завоевания считается

1066 год. Норманны, скандинавское племя, переселившееся за два века до этого на территорию современной Франции, восприняли язык и культуру своей новой страны, и именно французский язык они принесли с собой на Британские острова.

В результате норманнского завоевания французский язык на два с лишним века стал языком правящих классов, языком королевского двора, парламента,

судопроизводства, церкви и школы, отодвинув на второй план.

Восстановление утраченной роли английского языка в 14 веке

сопровождалось большим количеством заимствований ИЗ французского и существенным изменением грамматической структуры языка.

1.3.Образование национального английского языка.

Национальный английский язык сложился к 15 веку на базе лондонского диалекта, сформировавшегося из ранних южных и юго-восточныхдиалектов.

Столица Англии, начиная с 11 века, Лондон был крупнейшим экономическим, политическим, а также культурным центром, в котором жили и работали многие лучшие писатели и поэты того времени. Однако литературная норма языка возникла гораздо позднее, только в новоанглийский период.

2. Внутренняя история. Среднеанглийский период был временем беспрецедентно быстрого развития языка. Этому способствовало то, что в течение первых трех веков периода английский был исключительно устным языком, не имел письменной нормы и мог изменяться без существенных ограничений. В результате все аспекты языка претерпели фундаментальные изменения.

2.1. Фонетические особенности. Фиксированное динамическое ударение сохраняется в исконных словах, в заимствованиях (особенно французских)

ударение падает на последний слог слова.

Появляются новые согласные (фрикативные и аффрикаты). Качество согласных перестает быть позиционным.

Ударные гласные претерпевают количественные изменения под влиянием так называемой ритмической тенденции, усредняющей длительность слога.

2.2. Грамматические особенности. Грамматический строй в среднеанглийский период претерпевает фундаментальные изменения,

превращая синтетический древнеанглийский язык в язык аналитического строя. Возникающие аналитические средства передачи грамматических значений в конце периода становятся доминирующими.

2.3.Словарный состав. Словарный состав языка в течение

среднеанглийского периода почти полностью обновился за счет

чрезвычайно большого числа заимствований, главным образом скандинавских и французских. Наряду с внешними источниками пополнения словаря определенную роль играли и внутренние - в том числе образование производных слов с использованием исконных и заимствованных элементов.

Лекция 5. Новоанглийский период. Общая характеристика

1. Внешняя история

1.1. Становление нации. 15 век стал поворотной вехой в истории английского парода. Закончившаяся в 1485 году война Алой и Белой розы означала конец феодальной раздробленности и переход к капитализму, реальное политическое и экономическое объединение страны, появление единой нации и единого национального языка.

Новоанглийский период стал периодом великих географических открытий,

присоединения к британской империи новых земель и широких контактов с носителями других языков на всех континентах, оставивших свой след в английском языке.

Именно этот период дал миру такие великие имена, как Шекспир, Спенсер.

Бэкон, Марлоу и многие другие.

Относительно спокойное развитие страны было нарушено в 17 веке, когда противоречие королевской власти и парламента привело к переходу власти к последнему, казни короля, а затем, через несколько лет, реставрации монархии. Возвращение на престол сына казненного короля, прожившего более десяти лет в ссылке во Франции, знаменовало новую волну влияния французского языка.

1.2. Установление литературной нормы. Литературная норма английского языка сформировалась в конце 17 века, когда появились первые словари и грамматики, основанные на научных принципах и ставившие своей целью стабилизировать использование языка. Существенный вклад в становление литературной нормы внесли также многие знаменитые литераторы своего

времени, и в первую очередь Уильям Шекспир. Стандарт разговорного английского языка установился несколько позднее.

1.3. Географическое распространение английского языка в 17—20веках.

Новоанглийский период стал периодом языкового объединения страны и вытеснения нормированным английским других языков и диалектов -

кельтского, уэльского, ирландского и др.

В 16 веке с экспансией британского колониализма началось проникновение английского языка в другие регионы земного шара: в 17 веке - в Северную Америку, в 18 - Индию, 19 - Австралию и 20 -ЮжнуюАфрику. Сейчас английский язык является национальным языком более 300 миллионов человек во всем мире, а в качестве своего второго языка его признает во много раз большее число людей.

2. Внутренняя история. Скорость развития языка в течение всего периода постепенно замедляется, чему особенно способствует установление литературной нормы, оказывающей стабилизирующее воздействие на язык.

2.1. Фонетические особенности. Ударение в исконных словах фиксировано,

в заимствованных может падать на любой слог. Ритмическая тенденция привела к возникновению вторичных ударений в многосложных словах.

Изменения в согласных звуках были не столь велики, как в среднеанглийский период. Новым явлением была позиционная вокализация согласных.

Безударные гласные на конце слов в большинстве случаев исчезли: гласные под ударением подверглись влиянию так называемого Великого сдвига -

качественною изменения, в результате которого они стали более узкими и передними по месту их артикуляции

2.2. Грамматические особенности. Грамматический строй в новоанглийский период не претерпел фундаментальных изменений. Основные изменения касались усиления аналитических черт языка: расширения использования вспомогательных слов, увеличения числа аналитических форм, укрепления фиксированного порядка слов в предложении.

2.3. Словарный состав. Словарь - самый быстро развивающийся аспект языка новоанглийского периода. Способы обогащения словарного состава языка - как внутренние (образование производных слов, конверсия), так и внешние (заимствования). Источники последних весьма многочисленны благодаря не только прямым, но и косвенным (через книги, а в 20 веке - через кино, радио, телевидение) контактам со всем миром.

Лекция 6. Фонетика древнеанглийского периода

1. Гласные древнеанглийского периода.

1.0.В древнеанглийский период существовал полный параллелизм долгих и кратких гласных, как монофтонгов, так и дифтонгов, что позволяет говорить о фонематичности качественных и количественных характеристик гласных.

1.1.Все гласные древнеанглийского периода происходят от гласных общегерманского праязыка, хотя и с некоторыми изменениями, в результате которых монофтонги могли превращаться в дифтонги и наоборот.

1.2.В доисторический период развития английского языка в гласных произошел ряд качественных изменений, объясняющих различие между древнеанглийскими и общегерманскими гласными фонемами. Эти изменения были двух видов: позиционными (или ассимилятивными) и независимыми

(неассимилятивными). Наиболее важными ассимилятивными

изменениями были преломление и палатальная перегласовка.

1.2.1. Результатом преломления стало появление дифтонгов из монофтонгов в определенном фонетическом окружении.

1.2.2.Палатальная перегласовка привела к сужению и сдвигу вперед по артикуляции большинства гласных под влиянием последующих звуков и появлению новых гласных фонем.

1.2.3.Последствия палатальной перегласовки проявились как в грамматике,

гак и в словарном составе языка. В грамматике она привела к чередованию гласных в корне слова у существительных корневого склонения и в степенях сравнения прилагательных, а также у неправильных слабых

глаголов. Чередование гласных в корне в результате палатальной

перегласовки стало также средством словообразования.

2.1 Согласные древнеанглийского периода

2.0. Система древнеанглийских согласных отличалась от современной рядом особенностей. Среди них можно отметить сравнительно небольшое число фонем, отсутствие фрикативных согласных и аффрикатов, а также зависимость качественных характеристик фонемы от ее непосредственного окружения в слове, последнее привело к появлению так называемых позиционных вариантов, впоследствии развившихся в разные фонемы.

Соответствие английских согласных согласным других индоевропейских языков объясняется двумя фонетическими законами, именуемыми по имени их авторов Законом Гримма и Законом Вернера.

Лекция 7-8.Изменения в фонетической системе в среднеанглийский и

новоанглииский периоды

1. Среднеанглийский период.

1.1. Гласные в безударном положении. Все гласные в безударном положении претерпели качественное изменение, превратившись в нейтральный звук [-].

Это фонетическое изменение оказало очень сильное влияние на грамматическую структуру языка, поскольку в результате него многие грамматические окончания слов стали омонимичными.

1.2. Гласные под ударением претерпели как количественные, так и качественные изменения.

1.2.1. Качественным изменениям подверглись три долгих и дна кратких монофтонга, а также все дифтонги, которые в конце древнеанглийского периода претерпели стяжение, превратившись в монофтонги. Одновременно возникли новые дифтонги, образовавшиеся из сочетания гласного звука с согласным, подвергшимся вокализации.

1.2.2. Имелись также количественные изменения ударных гласных. Они происходили в определенных позициях, называемых удлиняющими или сокращающими.

Эти процессы оставили свой след в грамматике и словарном составе языка,

приведя к возникновению чередования корневых гласных в различных формах одного и того же слова, а также появлению различных гласных в исторически однокоренных словах.

1.3. Согласные. Наиболее важным изменением в системе согласных среднеанглийского периода было возникновение фрикативного [ ] и

аффрикат [ ] и [ ] из палатальных согласных или сочетаний с палатальным согласным, имевшихся в древнеанглийском языке. Это привело к разделению аллофонов на самостоятельные фонемы.

Самостоятельными фонемами стали и аллофоны согласных, отличавшихся в древнеанглийский период по глухости/звонкости (s/z, f/v, ð/θ).

2. Новоанглийский период.

2.1.Гласные в безударном положении, нейтрализованные в среднеанглийском, в новоанглийский период опускаются и в редких случаях остаются исключительно для благозвучия.

2.2.Гласные под ударением претерпели как количественные, так и качественные изменения.

2.2.1. Все долгие монофтонги подверглись процессу, именуемому Великим сдвигом гласных, в результате которого они стали более узкими и сдвинутыми вперед по способу артикуляции. Некоторые из них при этом превратились в дифтонги. Особо следует отметить случаи, когда за долгим гласным, претерпевавшим Великий сдвиг, следовал звук "г", который,

вокализуясь, изменял предшествующий гласный, делая его более открытым и превращая монофтонг в дифтонг, а дифтонг - в трифтонг.

Определенные позиционные качественные изменения произошли и с некоторыми краткими монофтонгами ([а], [u]).

studfiles.net

Времена глаголов в английском: полное руководство по использованию

Времена английского глагола

“…лишь усвоив в возможном совершенстве … родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде….” (Ф. М. Достоевский)

Подписываюсь под каждым Вашим словом, Федор Михайлович. Если в голове будут базовые знания родного языка КАК СИСТЕМЫ, логичной и понятной, то мы легко усвоим законы чужого языка. Для такой сложнейшей категории как «время» и части речи «глагол» это актуально вдвойне. Для справки: на филфаке 1 семестр посвящен глаголу и 1 – всем остальным частям речи – он один сложнее всех вместе взятых! Итак, разберемся с временами английского глагола раз и навсегда.

Зачем нас только путают? Времена английского глагола

Когда читаю статьи/пособия об английских глаголах, иногда становится даже смешно от фраз вроде этой: «В английском языке 12 времен, а в русском всего 3. Вот поэтому нам и сложно.»

Правда: у нас 3 времени и нам сложно.

Ложь: в английском 12 времен (их 3, как и у нас).

Дополнительно: поверь, у наших глаголов тоже много своих «заморочек». Если мы разберемся с ними, то быстрее поймем английские. Сейчас именно так и поступим: проанализируем русскую систему времен, а затем «наложим» ее на английские времена глаголов.

Кстати, я не оговорилась. В английском языке 3 времени:

  • Past (прошедшее),
  • Present (настоящее),
  • Future (будущее).

Но каждое из них имеет по 4 формы:

  • Simple,
  • Continuous,
  • Perfect,
  • Perfect Continuous.

Благодаря такой детальной системе, времена в английском языке подробно описывают ситуацию и даже без контекста глаголы дают больше информации, чем русские.

Времена в английском языке таблица

Узнай родные глаголы чуть лучше

Относительно русских глаголов мы остановимся лишь на двух признаках: время и вид. Понимание этих категорий «даст нам силы» для постижения системы английских времен.

1. Время глагола выражает соотношение времени действия и момента речи.

Тут все просто: если действие протекало до момента речи – оно в прошлом, если будет протекать после – оно в будущем, если во время – в настоящем.vremya

2. Вид характеризует действие как завершенное или незавершенное.

Если действие завершено и не может продолжаться (достигнут его предел), то глагол совершенный и отвечает на вопрос «что сделать?».

Пример: Заморозить, выспаться, пробежать, отлучиться и др.

Если действие протяженное, ему «конца и края не видно», то глагол несовершенный и отвечает на вопрос «что делать?».

Пример: морозить, спать, бежать, отлучаться и др.

Вид – это постоянный признак глагола, глагол не «изменяется по виду», а всегда либо совершенный, либо несовершенный.

Подробнее о словоизменении здесь: Взвешиваем языки: словоизменение в русском и английском

Глаголы НЕСОВЕРШЕННОГО вида имеют все три формы времени.

Пример: искала – ищу – буду искать (составная форма будущего времени)

Глаголы СОВЕРШЕННОГО вида имеют формы только прошедшего и будущего времени.

Пример: нашел – найду.

Обрати на это внимание: если действие завершено (все, его предел достигнут), то в русском языке оно НЕ может находиться в настоящем времени.

3. Не всегда реальное время и грамматическая форма глагола совпадают:

Пример: Он вчера приходит ко мне и говорит: «Наконец на улице солнце!»

Действие происходит вчера (то есть в прошлом по отношению к моменту речи), но мы выражаем его формами настоящего времени.

Еще пример: «Поезд отходит в три часа»

Говорим о будущем, а используем форму настоящего времени.

Относительное время глагола

Обрати на это внимание, поскольку в английском языке подобные «несостыковки» тоже есть (и не нужно этого пугаться).

4. Мы можем говорить об абсолютном и относительном временах.

Например, глаголы «ушла» и «заснул» – оба прошедшего времени (абсолютного). Но если мы вставим их в предложение «После того как я ушла, он заснул», то действие «ушла» будет находиться в прошлом относительно действия «заснул». Получается, что относительное время – то, которое мы видим только из контекста. Запомни этот момент.

Относительное время может выражаться не только придаточными предложениями, как в примере выше, но и при помощи причастий, деепричастий.

Пример с деепричастием совершенного вида: Приготовив торт, она убрала его в холодильник. (сначала приготовила, а потом убрала, здесь одно действие идет за другим)

Пример с деепричастием несовершенного вида: Готовя торт, она читала книгу (действия одновременны, параллельны).

Пример с причастием: Убравшая квартиру мама легла отдохнуть (сначала убрала, а затем легла).

Основные отличия: как быстро выучить времена английских глаголов

Теперь мы готовы перейти к временам английских глаголов. Как я сказала выше, их времена дают более исчерпывающую информацию о действии даже без контекста (она заложена грамматически). Назову еще 5 важных отличий форм глаголов в английском языке, обнаруженных мною при написании этой статьи.

1. Иное отношение к понятию «момент речи».

Пример: русский человек говорит «я живу в России». В тот момент, когда я об этом говорю – я живу. Все, время настоящее (оно у нас одно).

В английском языке «я живу в Лондоне» может быть «всегда, постоянно» или «в данный момент, ограниченно, а потом что-то может поменяться». От этих условий зависит выбор времени (Present Simple или Present Continuous).О природе формы Continuous

2. Отсюда вытекает еще одно существенное отличие – важность «отрезка времени», в который соверШАЕТся действие.

Это прекрасно показывает пример, описанный выше, и все времена «семейства» Continuous. Приведу еще один:

Сравни: «Я был в Москве в прошлом году» и «Я был в Москве на протяжении всего лета»

Для русского глагола разницы нет: прошедшее время, несовершенный вид.

Однако, на английский язык первый вариант мы переведем в Past Simple, а второй – в Past Continuous, поскольку указан отрезок времени.

I was in Moscow last year. – I was living in Moscow all summer.

Получается, указание на отрезок времени предполагает использование формы Continuous.

3. Также значение имеет «момент времени», к которому соверШИТся действие.

Пример: русский человек может сказать «я закажу суп» (глагол будущего времени, совершенного вида).

В английском языке такое предложение будет построено в Future Simple: I will order a bowl of soup (спонтанное решение, принятое в момент речи).

Чтобы сделать глагол перфектным (совершенного вида, если провести аналогию с русским), нужно указать на конкретный момент времени, к которому действие будет закончено:

I will have called him back by six o’сlock. – Я перезвоню ему ближе к шести часам (действие завершится к определенному моменту, используем Future Perfect)

Получается, указание на момент времени предполагает использование формы Perfect.

Кстати, под отрезком и моментом времени подразумевается НЕ только прямое значение «с 17:00 – до 18:00» или «к двум часам ночи», но и время ОТНОСИТЕЛЬНО другого действия/события/состояния (я делала, пока делал ты).

He will have bought a new car before his wife comes back from a trip to London. – Он купит машину до того, как жена вернется из поездки в Лондон (он совершит действие ДО определенного момента, используем Future Perfect).

4. В английском языке, как и в русском, есть понятие «завершенности действия» (perfect). НО!

Есть отличие, в результате которого англоговорящие имеют перфектное настоящее время: результат совершенного действия находится в прошлом или в настоящем? Если в настоящем, то мы используем Present Perfect.

I have broken the cup – в результате осколки;

Our son has learnt how to read – в результате он умеет читать.

Кстати, говоря о Present Perfect, мы снова вернемся к «моменту и отрезку времени». Если действие завершилось К НАСТОЯЩЕМУ времени (just, already) или в отрезок времени, который ЕЩЕ НЕ ЗАКОНЧИЛСЯ (today, this week/month/year), то время считается настоящим.

5. В английском языке есть совершенные продолженные глаголы (в русском языке либо совершенные, либо несовершенные).

She had been working all night long – перевод «Она работала всю ночь» будет логичным, но самый точный смысл предложения «Она проработала всю ночь и закончила работать утром», то есть действие протекало в отрезок времени и закончилось к его концу.О природе формы Perfect Continuous

Получается, указание и на отрезок, и на момент времени предполагает использование формы Perfect Continuous.

Времена английских глаголов с примерами

С теорией разобрались – переходим к практике. Поговорим о каждом конкретном времени. Сразу оговорюсь, что НЕ стану расписывать все случаи употребления времен – эту информацию можно найти в разных источниках. Просто опишу ОСНОВНЫЕ случаи использования времен в английском (с примерами) и объясню их логику.

Что происходит в настоящем

Present Simple используется, когда мы говорим о регулярном, постоянном, типичном действии, которое НЕ привязано к моменту речи.

Пример: She speaks 2 foreign languages – Она говорит на двух иностранных языках (то есть умеет на них говорить, это ее постоянная характеристика).

Попрактикуйся: тренировка Present Simple

Present Continuous используется, когда мы хотим показать, что действие выполняется прямо сейчас (now). ПРИВЯЗАНО к моменту речи.

Пример: The doctor is performing an operation now – Доктор сейчас проводит операцию (он делает это прямо сейчас, в момент речи того, кто сообщает).

Попрактикуйся: тренировка Present Continuous

Present Perfect используется, когда действие завершилось (есть результат), но время не закончилось.

Пример: He has called me today. – Он звонил мне сегодня. (действие уже завершилось, а «сегодня» еще не закончилось).

Попрактикуйся: тренировка Present Perfect

Present Perfect Coninuous употребляется, когда действие началось в прошлом и все еще продолжается в настоящем (мы подчеркиваем его длии-иительность).

Пример: She has been watching TV all day. – Она смотрит телевизор весь день (с самого утра и до сих пор, представляешь? вееесь день!).

Попрактикуйся: тренировка Present Perfect Continuous

Что происходило в прошлом

Past Simple употребляется для выражения действия, которое произошло в определённое время в прошлом, при этом промежуток времени уже ЗАКОНЧИЛСЯ.

Пример: I saw him yesterday. – Я видел его вчера (этот день уже закончился).

Попрактикуйся: тренировка Past Simple

Past Continuous указывает на процесс, ДЛИВШИЙСЯ в определенный момент или период в прошлом.

Пример: I was reading a book at midnight – Я читал книгу в полночь (процесс этот был в прошлом и длился в какой-то отрезок времени).

Попрактикуйся: тренировка Past Continuous

Past Perfect вспоминаем русское относительное время. Помнишь маму, которая легла спать после уборки? Она убралась дома в Past Perfect. Эта «ПРЕДПРОШЕДШЕЕ» время.

Пример: I had studied English before I moved to Moscow – Я выучил английский ДО ТОГО, как переехал в Москву (сначала учил язык, а потом переехал).

Попрактикуйся: тренировка Past Perfect

Past Perfect Continuous указывает на действие, которое началось в прошлом, продолжалось в течение некоторого «отрезка времени» и закончилось к его концу (или не закончилось).

Пример: She had been cooking dinner for an hour before I came – Она готовила ужин целый час до моего прихода (Действие длилось в какой-то отрезок времени, а потом завершилось в определенный момент).

Попрактикуйся: тренировка Past Perfect Continuous

Что произойдет в будущем

Future Simple используется, для обозначения какого-либо факта, решения или намерения в будущем, принятого в момент речи.

We will take a taxi. – Мы возьмем такси (показываем намерение в будущем, принятое сейчас).

Попрактикуйся: тренировка Future Simple

Future Continuous указывает на процесс, который начнется до определенного момента в будущем и все еще будет продолжаться в этот момент.

I will be studying at university in a year. – Я буду учиться в университете через год (в предложении не указывается, когда начнется или закончится событие, речь идет о данном конкретном моменте времени, который длится сейчас, но через год).

Попрактикуйся: тренировка Future Continuous

Future Perfect употребляется для выражения будущего действия, которое совершится до определенного момента в будущем.

He will have gone by then. – Он уже уйдет к тому времени (действие завершится к обозначенному в контексте моменту).

Future Perfect Continuous показывает действие, которое начнется РАНЕЕ другого будущего действия, будет иметь некий РЕЗУЛЬТАТ к этому моменту, но будет ПРОДОЛЖАТЬСЯ и после него.

We will have been living together for 12 years next year – В следующем году мы будем жить вместе уже 12 лет (обозначен момент – следующий год, показана продолжительность – в течение целых 12-ти лет! Но действие и не думает завершаться).

Но эта форма употребляется крайне редко и заменяется либо на Future Continuous, либо на Future Perfect.

Ищем логику во всем: времена в английском языке «для чайников»

Кстати, если тебе будет понятна логика основного значения того или иного времени, то на нее прекрасно лягут и дополнительные случаи использования.

1. Например: использование Present Continuous, когда мы хотим показать недовольство, раздражение.

He is always coming late! — Он все время опаздывает.

Мы же говорим о привычке! Почему не используется Present Simple? Потому что мы указываем на длительность, непрекращаемость этого действия. «Ну сколько это может продолжаться» – негодует Present Continuous в данном случае.

2. Еще один пример: использование Present Simple в расписаниях автобусов, поездов, сеансов кино и др.

The train leaves at 8 a.m – Поезд уходит в 8 утра.

Почему для действий, которые состоятся в будущем, используется настоящее время? Потому что это периодически повторяющиеся действия. Более подробное сравнение Simple и Continuous есть по ссылке.

Так, почти в каждом случае можно найти вполне наглядное объяснение. Если все же не получается – что ж, придется запомнить. Все-таки другой язык – это другое мышление 🙂

Еще лучше поможет разобраться наше видео на YouTube

corp.lingualeo.com


Смотрите также