ГлавнаяПервобытноеЧто помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях
Возникновение искусства и религиозных верований. Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях
Что помогло первобытным людям выжить в суровых климатических условиях
www.shkolageo.ru
1
Что помогло первобытным людям выжить в суровых климатических условиях?
Что помогло первобытным людям выжить в суровых климатических условиях?
План:
План:
Появление искусства.
Появление религии.
Первые наскальные рисунки – Испания, пещера Альтамира, археолог Саутуола.
Первые наскальные рисунки – Испания, пещера Альтамира, археолог Саутуола.
Оборотни;
Колдовские обряды;
Вера в души.
– это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение.
– это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение.
Вера в богов и духов - …
Вера в богов и духов - …
Изображение почитаемых духов и богов …
Поражение копьями нарисованных животных…
Существа, которые являются фантазией древнейших людей - …
1 Религия
1 Религия
2 Искусство (живопись)
3 Обряды
4 Оборотни
§3, понятия, даты наизусть
§3, понятия, даты наизусть
www.shkolageo.ru
Что помогло первобытным людям выжить в суровых климатических условиях
shkolageo.ru
1
Что помогло первобытным людям выжить в суровых климатических условиях?
Что помогло первобытным людям выжить в суровых климатических условиях?
План:
План:
Появление искусства.
Появление религии.
Первые наскальные рисунки – Испания, пещера Альтамира, археолог Саутуола.
Первые наскальные рисунки – Испания, пещера Альтамира, археолог Саутуола.
Оборотни;
Колдовские обряды;
Вера в души.
– это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение.
– это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение.
Вера в богов и духов - …
Вера в богов и духов - …
Изображение почитаемых духов и богов …
Поражение копьями нарисованных животных…
Существа, которые являются фантазией древнейших людей - …
1 Религия
1 Религия
2 Искусство (живопись)
3 Обряды
4 Оборотни
§3, понятия, даты наизусть
§3, понятия, даты наизусть
shkolageo.ru
Система использования ИКТ-технологий на уроках истории
Разделы: История и обществознание, Информатика
Современный урок и подготовку к нему трудно представить, без использования мультимедийных приложений и ИКТ. Двухлетний опыт применения на уроке истории пошаговых презентаций, отражающих план урока, позволил проанализировать успешность работы учащихся на уроке и их мотивацию на усвоение учебного материала.
На уроках истории используются фрагменты электронного издания «Всеобщая история. История Древнего мира», разработанного издательством «Кордис медиа» (www.cordis.ru), объединяющего достоинства электронных энциклопедий, гипертекстовых учебников, программ - репетиторов с новыми учебно–методическими приемами. Данное электронное издание выпущено для пятых – восьмых классов и дает возможность учителю использовать на уроках и во внеурочной работе различные методики и технологии.
При подготовке презентаций к урокам как детьми, так и учителем, используются различные электронные издания и материалы полученные в поисковых системах Интернета (ссылка на источники информации в планах обязательна), а так же традиционные бумажные носители информации и экскурсии в краеведческий музей.
В домашнем задании дается опережающее задание, позволяющее найти информацию для создания ученических презентаций мини проектов и помочь учителю сделать акценты на факты или события, вызвавшие наибольший интерес у учащихся. Все в сумме дает позитивный настрой на уроке и повышенную мотивацию на обучение предмету у учащихся.
Роль учащихся в данном проекте, благодаря опережающим заданиям, состоит в поиске материалов и информации по темам изучаемого предмета (в данном случае, истории), создании презентаций, в виде демонстрационного материала по итогам работы учащихся над мини проектами.
Используя, возможности проведения уроков в классах с компьютерным сопровождением, появилась идея систематизации всех поурочных планов в электронном варианте в виде презентаций с гиперссылками на нужный урок. Как пример предлагается презентация «ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ 5 класс» (приложение 1). По гиперссылке, можно легко и быстро выйти на презентацию необходимого вам плана урока. Наглядность используемого на уроке материала, использование всех видов памяти во время контроля, объяснения и закрепления, полученных ЗУН, позволяет рекомендовать данный опыт к применению.
Апробация данной работы прошла в МОУ»Средняя общеобразовательная школа №7» города Бийска Алтайского края и Краевом государственном специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат III – IVвида».
Презентация поурочного плана на экране дает возможность учащимся с разной скоростью восприятия, письма и различными видами памяти комфортно чувствовать себя на уроке, не зависеть от скорости восприятия учебного материала другими учениками. Наглядность и дополнительный материал, получать который позволяет электронное издание, а так же другие мультимедиа ресурсы и возможности Интернета, стимулируют у учеников интерес к предмету и позволяют в обычной школе более углубленно изучать предмет.
Поурочные планы 5 класс
СЛАЙД 1
Раздел I.
Жизнь первобытных людей
Урок 4
СЛАЙД 2
Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.
Цель урока:
Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления.
Продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.
Учебное оборудование: карта мира, учебник, рабочие тетради, памятка с алгоритмом решения познавательных задач, «Всеобщая история» учебное электронное издание – история Древнего мира (www.cordis.ru), компьютерная сеть, проекционная система.
Информация для учителя
Для развития логического мышления учащихся на уроках истории можно применять решение познавательных задач. Но добиться эффекта можно, только если дети научены решать такие задачи. Поэтому начинать эту работу целесообразно с первых уроков, поэтапно, начиная с простых и переходя к более сложным задачам, соблюдая алгоритм их решения. У каждого ученика должен быть в тетради «Алгоритм решения творческих задач». Первое время, учителю целесообразно представлять учащимся алгоритм во время решения задач на слайде на экране.
СЛАЙД 3
Алгоритм решения творческих задач
Внимательно прочитай условие задачи и вопрос к ней.
Выдели из текста задачи, что дано (географический объект, исторический объект, исторический деятель, дата, исторический факт).
Начни обдумывать эти данные (слово за словом, строку за строкой) и определи, что они делают для ответа на вопрос.
Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.
Обязательно докажи свое решение.
Проверь, является ли твое решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.
Если урок проводится с использованием учебного электронного издания «Всеобщая история» – история Древнего мира (www.cordis.ru), то возможны два варианта:
В кабинете есть сеть и каждый ученик может на компьютере (одев наушники) самостоятельно посмотреть и прослушать материал. Желательно по алгоритму до начала урока установить начало просмотра необходимого фрагмента. Возможно привлекать учащихся в помощь учителю до урока, по алгоритму найти и установить необходимый к уроку материал.
В кабинете нет сети. Есть только компьютер у учителя. В таком случае идет групповая работа во время просмотра необходимого к изучаемой теме фрагмента.
Для данного урока алгоритм следующий:
СЛАЙД 9
АЛГОРИТМ самостоятельной работы с электронным учебником
Первобытный мир
Тема 1
Становление и развитие человеческого общества. Происхождение человека. Наука и религия о происхождении человека.
Подтема
Религия и искусство в первобытном мире. Зарождение искусства. Наскальная живопись. Первобытные мифы. Появление религиозных представлений
Смотрим и запоминаем
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Родовые общины охотников и собирателей»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 3
КАРТОЧКА №3
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?». Для этого вспомни:
Какие природные изменения произошли на земле примерно 100 000 лет назад?
Как изменился животный мир?
Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?
Что называется родовой общиной?
Сделай вывод.
■ Примерный ответ учащегося: Примерно 100 тыс. дет назад, на земле произошло сильное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т.е. коллективами родственников, имеющих все общее.
2. Решение творческих задач с классом.
СЛАЙД 4
Задача № 1
В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади — 2, медведя —2, горного козла — 767, леопарда — 1.
Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?
Ответ: Охота.
Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных?»
Ответ: Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше ~ лошадей, медведей и леопардов.
СЛАЙД 5
Задача №2
Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие - на стоянки людей каменного века?
Ответ: Первый признак стоянки древнего человека — следы костра, обломки хорошо обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей-расколотая галька).
3. Развернутый ответ учащегося по карточке № 3.
III. Переход к изучению новой темы
Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснять явления природы. На помощь приходит религия.
Задача для учащихся: Что такое религия? Почему она появилась?
IV. Изучение новой темы
СЛАЙД 2
План
Причины появления религии.
Появление искусства.
1. Рассказ учителя.
Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, которое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если и глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдении за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с. 20, учебник Вигасина). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих. Например, почему человек видит сны? Люди поверили в то, что у человека есть душа. Если человек спит — душа его встречается с душами других людей...
2.Работа с дополнительной литературой.
Цитируется небольшой текст.
«...Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями — гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а так же ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное...»
Голдина Р. Д. «Силуэты растаявших времен.» - Ижевск, 1996. С. 131,134.
3. Беседа по вопросам к тексту.
СЛАЙД 6
— Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы полунить вещественные памятники, а значит информаиию.)
— Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)
— Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в стране мертвых, верили в загробную жизнь.)
— Так, что же называется религией?
4. Работа над новым понятием.
СЛАЙД 7
Религия - это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.
Термин на слайде, учащиеся записывают в тетради.
5. Самостоятельная работа с текстом учебника. (или «Всеобщая история» учебное электронное издание – история Древнего мира (www.cordis.ru)).
СЛАЙД 8
Прочитать с. 15 п. 1 §3 учебник Вигасина
— О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер? (о зарождении искусства)
СЛАЙД 9
АЛГОРИТМ самостоятельной работы с элетронным учебником
Первобытный мир
Тема 1
Становление и развитие человеческого общества. Происхождение человека. Наука и религия о происхождении человека.
Подтема
Религия и искусство в первобытном мире. Зарождение искусства. Наскальная живопись. Первобытные мифы. Появление религиозных представлений
Смотрим и запоминаем
Длительность фрагмента 8 мин. 08сек
СЛАЙД 10
— О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер? (о зарождении искусства)
Слайд с изображением Петроглифов. Фото выполнено во время экскурсии в Бийский краеведческий музей имени В. Бианки.
6. Работа в тетрадях.
СЛАЙД 11
Искусство — творческое отражение действительности.
Термин на слайде, учащиеся записывают в тетради.
V. Закрепление изученного на уроке.
СЛАЙД 12
а) Рабочая тетрадь. Выпуск 1. Задание 9, с. 11.
б) Каким словом можно заменить следующие выражения;
Вера в богов и духов —_______________(религия).
Изображения почитаемых богов и духов —_____________(живопись).
Подарки богам и духам —____________________(жертвоприношение).
Поражение копьями нарисованное животное — ________________ (колдовской обряд).
Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей — ____________ (оборотни).
VI. Итог урока
СЛАЙД 13
Домашнее задание:
Прочитать §3 учебника Вигасина.
Подготовить развернутый ответ на вопрос «Почему появилась религия и искусство?». Уметь объяснять эти понятия.
Устно задание №4с.18 учебника Вигасина.
Подготовить сообщение по теме «Как возникло скотоводство».
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
ЛИТЕРАТУРА
Министерство Образования Российской Федерации Составитель И.Т. Тюляева Программно – методические материалы ИСТОРИЯ 5 – 9 классы Издательство Дрофа Москва 2002
Программа. Авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Издательство «Просвещение» 2001 год издания
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2007
Г.И. Годер Рабочие тетради по истории древнего мира (в двух частях) Издательство «Просвещение» 2007 год издания
О. А. Северина История древнего мира 5 класс (в двух частях). Поурочные планы по учебнику «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс»Издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002год
Дмитриевой. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. — М., 1989.
Электронная библиотека "Просвещение". ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА . 5 класс Формат: PC CD_ROM
www.cordis.ru учебное электронное издание «Всеобщая история» – история Древнего мира PC CD_ROM
Федеральная служба геодезии и картографии России АТЛАС «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» с комплектом контурных карт «Роскартография» Москва 2002 Формат: PC CD_ROM
www.KM.ru Поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)» БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ «Кирилл и Мефодий», 2002
Интерактивная книга на русском языке. Поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)» МИФЫ ДРЕВНЕГО МИРА. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
www.nd.ru ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ДиректМедиа Паблишинг. Москва The Yorck Project GmbH. Berlin
www.nd.ru ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ОРНАМЕНТ ДиректМедиа Паблишинг. Москва The Yorck Project GmbH. Berlin
В. Кравцов, В. Соболев, А. Шаповалов СИБИРЬ. НЕИЗВЕСТНЫЕ МИРЫ. Тайны прошлого. Новосибирск, «ИНФОЛИО-ПРЕСС» 1999.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Возникновение искусства и религиозных верований
Урок истории в 5 классе
Цели: обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления; продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.
Оборудование: карта мира, учебник, рабочие тетради, памятка с алгоритмом решения познавательных задач.
Информация для учителя
Для развития логического мышления учащихся на уроках истории можно применять решение познавательных задач. Как показывает опыт работы, учащиеся с удовольствием берутся за их решение. Рассуждают, высказывают довольно аргументированно свою точку зрения, спорят друг с другом. Но добиться такого эффекта можно лишь тогда, когда дети научены решать такие задачи. Поэтому учителю целесообразно начинать эту работу с первых уроков, поэтапно, начиная с простых и переходя к более сложным задачам, соблюдая алгоритм их решения.
Алгоритм решения творческих задач
1. Внимательно прочитай условие задачи и вопрос к ней.
2. Выдели из текста задачи, что дано (географический объект, исторический объект, исторический деятель, дата, исторический факт).
3. Начни обдумывать эти данные (слово за словом, строку за строкой) и определи, что они делают для ответа на вопрос.
4. Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
5. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.
6. Обязательно докажи свое решение.
7. Проверь, является ли твое решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Родовые общины охотников и собирателей»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 3.
КАРТОЧКА № 3
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?»
Для этого вспомни:
— Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?
— Как изменился животный мир?
— Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?
— Что называется родовой общиной?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
Примерно 100 тыс. лет назад на Земле произошло сильное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т. е. коллективами родственников, имеющих все общее.
2. Решение творческих задач с классом.
Задача 1. В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тыс. обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади — 2, медведя — 2, горного козла — 767, леопарда — 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. (Охота.)
Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных?» (Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше — лошадей, медведей и леопардов.)
Задача 2. Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие — на стоянки людей каменного века? (Первый признак стоянки древнего человека — следы костра, обломки хорошо обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей — расколотая галька).)
3. Развернутый ответ учащегося по карточке № 3.
III. Переход к изучению новой темы
Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснять явления природы. На помощь приходит религия.
— Что такое религия? Почему она появилась?
IV. Изучение новой темы
План
1) Причины появления религии.
2) Появление искусства.
На доске: тема урока, новые слова: Саутуола, Альтамира, религия, искусство.
1. Рассказ учителя.
Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, которое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с. 20, учебник Вигасина). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих. Например, почему человек видит сны? Люди поверили в то, что у человека есть душа. Если человек спит — душа его встречается с душами других людей…
2. Работа с дополнительной литературой.
… Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями — гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное…
Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен. Ижевск, 1996. С. 131, 134.
3. Беседа по вопросам к тексту.
— Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы получить вещественные памятники, а значит, информацию.)
— Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)
— Для чего люди клали и могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в стране мертвых, верили в загробную жизнь.)
— Так что же называется религией?
4. Работа над новым понятием.
Религия — это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему.
Запись делается на доске, учащимися — в тетради.
5. Самостоятельная работа с текстом учебника.
Прочитать п. 1 § 3 на с. 15 Вигасина или п. 1 § 3 на с. 21 Михайловского.
— О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер? (О зарождении искусства.)
6. Работа в тетрадях.
Искусство — творческое отражение действительности.
V. Закрепление изученного материала
1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 9 (с. 11).
2. Каким словом можно заменить следующие выражения:
— Вера в богов и духов — … (религия).
— Изображения почитаемых богов и духов — … (живопись).
— Подарки богам и духам — … (жертвоприношение).
— Поражение копьями нарисованного животного — … (колдовской обряд).
— Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей — … (оборотни).
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 3 Вигасина или § 3 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появилась религия и искусство?», уметь объяснять эти понятия; устно задание № 4 (с. 18) Вигасина; подготовить сообщение по теме «Как возникло скотоводство».
Дополнительный материал
В искусстве палеолита изображений человека сравнительно мало. Но все-таки они встречаются. В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин — «палеолитические Венеры», как их шутя называют. В этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство, и примитивность. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица — лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» с ее вздутым животом, громадными мешками грудей — сосуд плодородия, и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита. Любопытный парадокс искусства: отношение к человеку — преимущественно животное, в отношении к зверю — больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечивали и прорывались «разумные эмоции» существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески. Тут не просто отношение к зверю как к добыче, источнику питания — тут восхищение его силой, восторг перед ним, почтение к нему как покровителю рода и существу высшему. А как многозначительна, например, такая «жанровая» сцена, начертанная на скале в Алжире: слониха хоботом загораживает своего слоненка от нападения львицы. Здесь уже сочувствие, сопереживание, какая-то эмоциональная просветленность взгляда. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.
Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1989. С. 15.