Первобытное общество урок. Урок истории для 5 класса на тему «Первобытное общество. Первобытные верования. Зарождение искусства»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок истории для 5 класса на тему «Первобытное общество. Первобытные верования. Зарождение искусства». Первобытное общество урок


Методическая разработка урока «Первобытное общество»

Степная Юлия Владимировна – Преподаватель спецдисциплин Колледж индустрии питания и сферы услуг г. ТомскДата поступления работы на конкурс: 07.03.2017г.

Технологическая карта урока по теме «Первобытное общество»

 

Стадия занятия

Цель

Содержание деятельности

Время

Форма работы

Оснащение

Методический прием

учителя

обучающихся

1

Знакомство с профессиональной ситуацией

 

Мотивировать, сформировать интерес и желание выполнить работу

Приглашает принять участие в конкурсе

Знакомятся с ситуацией

2 мин

Фронтальная

Объявление о конкурсном проекте музея

Творческая интрига

 

2

Работа с теоретической информацией

 

Актуализировать знания, знать основные принципы изображения китайского пейзажа;

акцентировать внимание на ключевых понятиях

Задает эвристические вопросы, комментирует некоторые ключевые термины, обобщает

Читают и комментируют ключевые термины, вырабатывают цели урока

8 мин

Фронтальная,

Индивидуальная

Текст лекции

Музыкальное сопровождение

Эвристическая беседа, метод погружения

 

3

Выполнение практической работы

 

Развить художественные способности, преодолеть страхи

Задаёт вопросы, комментирует композиционные варианты

выбирают свой путь выполнения работы

30 мин

Фронтальная,

Индивидуальная

Листы формата А4, А3, художественные принадлежности, видеопрезентация

Творческая мастерская

Экспресс-технология

4

Выставка

 

 

Воспитать эстетические представления и художественный вкус

Консультирует

Оформляют выставку (рамку)

2 мин

Индивидуальная

 

 

 

Планшеты

Выставка творческих работ

Конкурсная технология

5

Оценивание

 

Воспитать объективную самооценку

Комментирует, оценивает с позиции эксперта

Оценивают свою работу

2 мин

Индивидуальная

Критериальные баллы

Личностно-ориентированная технология

6

Рефлексия

 

Уметь анализировать свою деятельность, делать выводы

Задает вопросы рефлексивного характера

Отвечают на вопросы

2 мин

Фронтальная

 

Личностно-ориентированная технология

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: Мировая художественная культура

Раздел программы: «Древние цивилизации»

Тема: Понятие «культура». Общая характеристика Древней культуры. Зарождение религии и культуры в первобытном обществе. Специфика культуры общинного строя.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала

Цели занятия:

Обучающие:

уметь:

-  узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

-  устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

-  пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

-  выполнять учебные и творческие задания;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

знать:

- основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства.

Развивающие:

- развитие творческой логики;

- развитие элементов практической творческой деятельности;

- развитие культурологического интереса к искусству Древних цивилизаций;

Воспитательные:

- воспитание «творческой смелости» и уверенности в своих силах;

- воспитание потребности в творческом самовыражении,

- воспитание эстетических представлений о древних культурах.

Предполагаемый результат:

- Развитие практических графической навыков в тематической работе;

- Формирование реальных практических умений при работе на заказ.

Используемые технологии:

- личностно-ориентированные технологии;

- технологии развивающего обучения;

- технологии систематизации и визуализированной презентации знаний

Длительность урока: 90 минут

Оснащение урока:

- лист формата А4 и А3

- метаплан

- скотч / магниты / стикеры

- музыкальное сопровождение (СD player)

- компьютерная презентация (видеопроектор)

- художественные инструменты и материалы (маркеры и фломастеры)

Ход урока:

Вступление

 Приветствие аудитории

Знакомство с профессиональной ситуацией:

Заказ на выполнение практической работы в рамках конкурсного отбора для Музейного проекта по оформлению интерьера зала «Древние цивилизации. Первобытный стой»

Теоретическая часть

Работа с лекционным материалом в виде текста. Студентам предложен текст со смешанной информацией: наряду с описанием Первобытной эпохи, в текст включены характеристики других эпох.

Задание 1. Ознакомиться с текстом и выбрать для заполнения таблицы 1 необходимый материал.

Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего эксплуатируемой территории), равно обеспечивающим распределением, социально-экономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.

Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы. Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества – вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя.

Накануне великого оледенения человек уже умел охотиться на крупнейших животных: слонов, носорогов, оленей, зубров. В ашельскую эпоху появляется уже оседлость охотников, подолгу живущих на одном месте. Сложная охота очень давно стала дополнением к простому собирательству.

Люди того времени уже хорошо владели технологией приготовления изысканных блюд из теста и рыбы. Их изделия отличались тонким вкусом и были очень ароматны.

            Мустьерские неандертальцы жили как в пещерах, так и в специально изготовленных из мамонтовых костей жилищах – чумах.

            На потолках жилого интерьера обильно располагались объёмные лепнины, с ярко выкрашенными элементами.

            В это время человек уже научился сам добывать огонь трением, а не только поддерживать огонь, зажженный молнией. Основу хозяйства составляла охота на мамонтов, бизонов, оленей. Охотники были вооружены копьями, кремневыми остриями и дубинами. К этой эпохе относятся первые искусственные захоронения покойников, что свидетельствует о возникновении очень сложных идеологических представлений.

Каменные изделия человека делились на две группы: оружие и орудия труда (наконечники копий, ножи, скребки для выделки шкур, кремневые инструменты для обработки кости и дерева). Широкое распространение получили различные метательные средства (дротики, зазубренные гарпуны, специальные копьеметалки), позволяющие поражать зверя на расстоянии.

Охотники имели в своём арсенале и огнестрельное оружие, которое позволяло сделать охоту более эффективной и успешной.

По мнению археологов, основной ячейкой социального строя верхнего палеолита была небольшая родовая община, насчитывающая около сотни людей, из которых двадцать были взрослыми охотниками, ведшими хозяйство рода. Небольшие круглые жилища, остатки которых обнаружены, возможно были приспособлены для парной семьи.

Находки погребений с прекрасным оружием из мамонтовых бивней и большим количеством украшений свидетельствуют о появлении культа вождей, родовых или племенных старейшин.

Искусство верхнего палеолита свидетельствует о высоком развитии интеллекта человека этой эпохи. В пещерах Франции и Испании сохранились красочные изображения, относящиеся к этому времени. Открыта такая пещера и российскими учеными на Урале (Калова пещера) с изображениями мамонта, носорога, лошади. Изображения, сделанные художниками ледникового периода красками на стенах пещер и резьбой на кости, дают представления о тех животных, на которых они охотились. Это было связано, вероятно, с различными магическими обрядами, заклинаниями и плясками охотников перед нарисованными животными, что должно было обеспечить успешную охоту.

Особо следует отметить культ медведя, восходящий еще к мустьерской эпохе и позволяющий говорить о зарождении тотемизма. На палеолитических стоянках у очагов или у жилищ часто находят костяные фигурки женщин. Женщины представлены очень дородными, зрелыми. Очевидно, главная идея таких статуэток – плодовитость, жизненная сила, продолжение человеческого рода, олицетворенные в женщине – хозяйке дома и очага.

Часто в женских изображениях встречалось портретная схожесть, изящность линий лица и причёски, свидетельствовали о большом мастерстве художников и скульпторов.

Обилие женских изображений, найденных в верхнепалеолитических стоянках Евразии, позволили ученым сделать вывод, что культ женщины-прародительницы порожден матриархатом. При весьма примитивных взаимоотношениях полов дети знали только своих матерей, но далеко не всегда знали отцов. Женщины охраняли огонь в очагах, жилище, детей; женщины старшего поколения могли вести счет родства и следить за соблюдением экзогамных запретов, чтобы не рождались дети от близких родственников, нежелательность чего была, очевидно, уже осознана. Запрет кровосмешения дал свои положительные результаты – потомки прежних неандертальцев стали более здоровыми и постепенно превратились в людей современного типа.

Природа изменилась во многих отношениях: потеплел климат, растаял ледник, потекли на юг полноводные реки, постепенно освобождались большие пространства земли, закрытые ранее ледником, обновилась и развилась растительность, исчезли мамонты и носороги.

В связи со всем этим нарушился устойчивый, налаженный быт палеолитических охотников на мамонтов, пришлось создавать иные формы хозяйства. Пользуясь древесиной, человек создал лук со стрелами. Это значительно расширило объект охоты: наряду с оленями, лосями, лошадьми стали охотиться на разных мелких птиц и зверей. Большая легкость такой охоты и повсеместность дичи сделали ненужными прочные общинные коллективы охотников на мамонтов. Мезолитические охотники и рыболовы небольшими группами бродили по степям и лесам, оставляя после себя следы временных стоянок.

Потеплевший климат позволил возродить собирательство. Особенно важными для будущего оказалось собирание диких злаков, для чего даже были изобретены деревянные и костяные серпы, с кремниевыми лезвиями. Новшеством было уменье создавать режущие и колющие орудия со вставленными в край деревянного предмета большого количества острых кусков кремня.

            Вероятно, в это время люди ознакомились с перемещением по воде на бревнах и плотах и со свойствами гибких прутьев и волокнистой коры деревьев.

Были построены большие корабли и лодки для долгого путешествия в другие страны.

            Началось приручение животных: охотник-лучник шел за дичью с собакой; убивая кабанов, люди оставляли на выкорм выводки поросят.

Искусство мезолита существенно отличается от палеолитического: произошло ослабление нивелирующего общинного начала и возросла роль отдельного охотника – в наскальных изображениях мы видим, не только зверей, но и охотников мужчин с луками и женщин, ожидающих их возвращения.

Выполнение практической работы

Задание 2. Выполнить рабочий эскиз

Используя из таблицы яркие тематические характеристики образов и предметов, студенты выполняют тематическую композицию (А4) на тему «Первобытное общество»

Задание 3. Выполнить просмотр слайд-шоу (видеоряд).

Провести краткий самоанализ образов и предметов в работе и внести корректировку.

Задание 4. Выполнить эскиз декоративного панно «Первобытное общество» в технике 3-х цветной графики на А3

Выставка

Оформление работ и экспресс - развеска

Оценивание

Учитель оценивает с позиции эксперта каждую работу, отмечая её достоинства.

Студенты оценивают свою работу, отмечая минусы или проблемные стороны, а также дают советы и рекомендации друг другу.

Критерии оценки:

  Соответствие теме (согласно характеристикам таблицы 1)

  Содержательная часть композиции (наличие действующих лиц и объектов с определёнными тематическими характеристиками)

  Грамотное использование трёхцветной графики

  Авторский стиль

  Эстетический вид (степень завершённости)

Рефлексия

 

Приложение 1

 Таблица 1

Характерные признаки первобытного строя

Основные виды деятельности человека

Материалы

для трудовой деятельности человека

Ручные

изделия

Образы и изображения в предметах быта

         

Приложение 2

Приоритетные технологии и методики

Спецификой данной разработки урока по Мировой художественной культуре на тему «Первобытное общество» является комплексное использование ряда технологий и методик. Это позволяет осуществлять нестандартный подход к проведению занятий и разрушает некий привычный стереотип урока, который вызывает пассивность у современных студентов и как следствие даёт низкие результаты обучения. Поэтому

основу разработки урока по МХК составляют следующие технологии и методики, которые, по мнению автора, являются наиболее живыми и результативными.

Помимо известных педагогических технологий автор предлагает также свою интерпретацию специфических приемов и методов организации учебного процесса.

Конкурсная технология – реальная ситуация участия в выставке активно мотивирует студентов на достижение результата, ведёт к осмыслению и рациональному использованию творческого продукта- своей работы. Фактом практического доказательства полезности результатов творческой деятельности является организация экспресс-вернисажа в конце урока.

Метод творческой интриги, т.е. отсутствие традиционного начала урока, с озвучиванием темы и целей занятия. На протяжении урока действенно и мотивировано, интрига ведёт студентов к самостоятельному открытию темы урока и других основополагающих моментов занятия. Это даёт возможность менять эмоциональный ритм урока, держать его в тонусе.

Метод погружения – предусматривает создание предметно-тематической среды для аудитории, чтобы активизировать процессы представления на данную тему. На уроке прослушивание музыки позволяют студентам более содержательно представить атмосферу первобытного общества что, безусловно, отражается на качественно-эмоциональном содержании их работ.

Рефлексия – позволяет студентам провести краткий самоанализ своих способностей, оценить свои работы и степень своей успешности – это создаёт ситуацию объективной картины учебного процесса работы на занятии и демонстрирует результат развития аудитории.

Личностно-ориентированные технологии – позволяют проводить занятия в доверительно обстановке, формируют атмосферу творческого сотрудничества и комфорта.

Информационно-коммуникационные технологии – использование на уроке аудио (музыка) и видео (презентация) аппаратуры повышают эмоциональное восприятие информации, закрепляют эффективность усвоения зрительного ряда и способствует повышению рейтинга предмета

labirintznaniy.ru

Первобытное общество на территории Дона

ПЛАН УРОКА № 1 (1.1)

Тема урока: Первобытное общество на территории Дона

Цели урока:

образовательные – познакомить учащихся с населением Дона в первобытную эпоху;

развивающие – развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, хронологическую последовательность;

воспитательные – интерес к истории Донского края;

МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА:

Тип урока: урок первичного усвоения знаний;

Вид урока: лекция с элементами беседы;

Методы урока: словесный, наглядный;

Межпредметные связи: География. Природно-климатические зоны. История. Урок № 1 Происхождение человека.

Оснащение урока: учебник История Донского казачества. Наглядный иллюстративный материал. Карта.

Литература: Астапенко М.П. Природа и история донского края – Ростов-на-Дону, 2006;

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент: принятие рапорта дежурного, объявление темы урока, постановка цели урока.

  1. Актуализация опорных знаний.

Когда появились первые люди на Дону?

Какие народы проживали на Дону в древности?

Почему в народных песнях поётся:

-Ой, ты, батюшка, славный тихий Дон,

Ты кормилец наш, Дон Иванович.

Чем ещё Донской край привлекал внимание различные народы?

Чтение учащимся о отрывка о природе Донского края (стр. 34-36 М.П. Астапенк. Природа и истроия родного края)

  1. Формирование новых понятий и способов действий

200-100 тысяч лет назад на территории нашего края появились первобытные люди.

1. КАМЕННЫЙ ВЕК

Когда начинается история донского края? Когда появились первые люди на донской земле?

Это произошло сотни тысяч лет тому назад. Условия жизни этих людей были очень суровы. С севера на юг надвигался огромный ледник. В одно время он доходил до среднего течения Дона, а дальше - на юг, вплоть до Азовского моря, простиралась полоса тундры и холодных степей. Стада мамонтов, бизонов, оленей бродили по окраине великого ледника, на них-то и охотились древние люди. Люди жили первобытным стадом. Они уже умели изготовлять различные орудия из камня, кости, дерева, добывать огонь и пользоваться им, строить простейшие жилища, из шкур животных шить одежду. Ранний период истории принято делить на палеолит, мезолит и неолит, т. е. древнекаменный, среднекаменный и новокаменный века. В свою очередь они делятся на периоды.

В Приазовье и на Нижнем Дону, вблизи Таганрога, Азова, Ростова, Константиновска найдены орудия древнекаменного века. Это кремневые остроконечники, скребла, проколки. Ими наносили удары животным, рубили туши, резали шкуры, соскабливали с них жир.

Основным занятием людей была коллективная охота. Как только уменьшалось количество диких животных, охотники отправлялись на поиски новых стад мамонтов, бизонов, оленей.

Проходили тысячелетия, человек все больше совершенствовал орудия труда, улучшал способы охоты. Труд менял внешность человека, она все больше приближалась к современной. Начинали развиваться зачатки искусства, возникали первобытные верования, отражавшие страх человека перед грозными и непонятными ему явлениями природы. Климат постепенно изменялся. Становилось теплее. Ледники таяли и все дальше отступали на север.

Суровый полярный ландшафт на Дону сменялся бескрайними степями. Вдоль рек и балок появлялись лиственные леса. Крупные животные были истреблены или ушли на север. Людям пришлось теперь охотиться на сравнительно мелких животных. А это можно было делать и в одиночку.

Каменный век заканчивается периодом неолита (VI - V тысячелетия до нашей эры). В это время на Дону возникают более сложные и полезные виды труда - земледелие, скотоводство. Люди научились изготовлять посуду из глины. Кроме звериных шкур у них появились ткани из шерсти животных и волокон растений. Люди стали жить родовыми общинами.

Первоначально земледелием занимались женщины, поэтому их роль в жизни рода была велика. Это был период матриархата.

Все больше совершенствовались орудия труда - появились полированные, тщательно обработанные топоры, молоты, гарпуны, стрелы. Такие орудия находят по течению Северского Донца, Нижнего Дона, на Нижнекундрюческих песчаных массивах, у Матвеева Кургана.

2. МЕДНО-КАМЕННЫЙ И БРОНЗОВЫЙ ВЕКА

В III - II тысячелетиях до нашей эры на смену неолиту пришел медно-каменный век. В это время на территории Восточной Европы происходит выделение пастушеских, земледельческих и охотничьих племен.

В донских степях расселились пастушечьи племена, и скотоводство здесь преобладало, но в речных долинах и поймах развилось земледелие. Археологи раскопали ряд поселений этого времени. Древнейшие из них - Ливенцовское (на окраине Ростова) и Константиновское поселения.

В поселениях найдены медные орудия и большое количество орудий из камня. Они свидетельствуют о том, что жители этих мест занимались земледелием, скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Поселения были укреплены валами и частоколами для защиты от набегов воинственных кочевников, которые все сильнее теснили племена оседлых земледельцев.

Сооружались и более мощные укрепления, одним из которых является Ливенцовская крепость. Она, видимо, выдержала не одну осаду кочевников: в ее стенах и подле них найдено множество наконечников стрел. Постепенно кочевники завоевали всю территорию Подонья и оставили в донском крае многочисленные курганы, которые иногда называют донскими пирамидами. Многие из них - это надмогильные насыпи бронзового века.

По способу сооружения могил в курганах эпохи бронзы определяют различные племенные культуры: ямную, катакомбную и срубную.

Племена этих культур господствовали на Дону во II тысячелетии до нашей эры. Уже в конце этого периода быстро идет разложение родового строя, растет имущественное неравенство между членами рода и возникают мощные межплеменные союзы. Самым сильным из них был киммерийский. В него вошли многие племена, жившие в нашем крае.

Опустошительные завоевательные походы киммерийцев потрясли рабовладельческие страны Ближнего Востока и Малой Азии.

Остатки поселений киммерийского периода I тысячелетия до нашей эры обнаружены у Ростова. Это городища Сафьяново, Хопровское, Кобяково, Гниловское.

  1. Формирование умений и навыков

Возврат к цели урока. Мы сегодня ставили цель проследить, когда появились первые люди на территории нашего края. Сейчас закрепим знания.

1. Какие климат преобладал на Дону в период каменного века?

2. Опишите животный мир на Дону?

3. Где были найдены первые стоянки человека?

4. Какие занятия жителей были предположительно согласно археологическим находкам?

5. Расскажите о быте и нравах первобытных людей.

6. Что нового появилось в период медно-каменного века?

  1. Задание на дом:

Вопросы и задания:

1. Систематизируйте и обобщите свои знания о первобытнообщинном строе, полученные при изучении курсов истории древнего мира и истории СССР. Используйте их и материал § 1 данного пособия для выделения основных признаков первобытнообщинного строя.

2. Совершите экскурсии в областной краеведческий музей и Новочеркасский музей донского казачества, ознакомьтесь с разделом археологии. Каково назначение тех или иных предметов, представленных в экспозиции, из какого материала и какой техникой они выполнены? Можно ли сделать выводы о хозяйственной деятельности и общественных отношениях людей, изготовивших эти вещи и пользовавшихся ими?

3. Если вы хотите более глубоко изучить далекое прошлое родного края, прочтите книгу В. Кияшко, В. Косяненко, В. Максименко «Легенда и быль донских курганов».

§ 1 стр. 5

  1. Итог урока

Сегодня мы с вами познакомились с историей Донского края в первобытную эпоху. Рассмотрели, какие были природные условия, животный мир, занятия первобытных людей, быт

Оценки за урок.

infourok.ru

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Первобытные общества"

Урок-игра « Повторение и обобщение по теме первобытное общество»

Цель урока: повторение и обобщение пройденного материала по теме « Первобытное общество»

Задачи:

  • обобщить знания учащихся об истории и культуре первобытного общества;

  • осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученному материалу;

  • развивать познавательную активность и умение работать в группах.

Подготовительный этап

Дети заходят в кабинет , парты сдвинуты для групповой работы,

ПЛАН.

1.ПОВТОРЕНИЕ

2.ПОВТОРИМ И ЗАКРЕПИМ!

Д/З ПОВТОРИТЬ ГЛАВЫ 1 И 2;

СОЧИНИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ о ДРЕВНЕМ ЧЕЛОВЕКЕ.

СЕГОДНЯ МЫ ОТПРАВИМСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАШИНЕ ВРЕМЕНИ, НО ЧТОБЫ НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ БЫЛО УСПЕШНЫМ , НЕОБХОДИМО ПРИНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:

  1. Каждый ряд становится отдельной командой.

  2. Каждая команда получит свой конверт с заданиями

  3. За каждый верный ответ вы получите жетон, по числу жетонов в конце путешествия определим лучших из лучших, которые получат звание

« Покоритель времени» и артефакт.

НО :

  1. СИГНАЛОМ ГОТОВОГО ОТВЕТА ЯВЛЯЕТСЯ ПОДНЯТАЯ РУКА

  2. ЗА ВЫКРИКИ С МЕСТА И НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ – ЛИШЕНИЕ ЖЕТОНА

  3. А ЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЖЕТОН

Итак приступим к разгону машины времени: спрашиваю только тех, кто понимает руку.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ- 5 МИНУТ

Я задаю вопросы, кто быстрее и правильнее ответит, получит жетон: время 5 минут

ЗАДАНИЕ № 1

ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

НАУКА О ПРОШЛОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

КАКОЕ ЖИВОТНОЕ ЧЕЛОВЕК ПРИРУЧИЛ ПЕРВЫМ?

СОБАКУ

КАКОЙ ЗВЕРЬ БЫЛ САМОЙ ЛУЧШЕЙ ДОБЫЧЕЙ НА ОХОТЕ?

МАМОНТ

ИЗ ЧЕГО ЛЮДИ ЛЕПИЛИ ПОСУДУ ?

ИЗ ГЛИНЫ

ОТКУДА ДРЕВНИЕ ЛЮДИ БРАЛИ КРАСКУ ДЛЯ РОСПИСИ ПЕЩЕР?

ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ ОТ ЖИВОТНЫХ?

УМЕНИЕ ИЗГОТАВЛИВАТЬ ОРУДИЯ ТРУДА

ЧТО ТАКОЕ «ЮЖНАЯ ОБЕЗЬЯНА»?

АВСТРАЛОПИТЕК

ГДЕ ЖИЛИ ДРЕВНИЕ ЛЮДИ, ЕСЛИ НЕ БЫЛО ПЕЩЕР?

В ШАЛАШАХ ИЗ ВЕТОК И КОСТЕЙ МАМОНТА

ГДЕ НАШЛИ ПЕРВЫЕ РИСУНКИ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ?

В ПЕЩЕРАХ АЛЬТАМИРЫ ИСПАНИЯ

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ВЕРА В ДУХОВ И БОГОВ?

РЕЛИГИЯ

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЧАСТЬ КАРТЫ С УСЛОВНЫМИ ЗНАКАМИ О ПОЯСНЕНИЯМИ?

ЛЕГЕНДА ИЛИ СКАЗКА

КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ- ЖЕТОН

ЗАДАНИЕ № 2

А помните , когда-то давно люди не умели разговаривать, но очень хотели?

СОЧИНИТЕ РАССКАЗ , ЖЕСТАМИ И РИСУНКАМИ ПО ТЕМЕ БЕЗ СЛОВ И РАССКАЖИТЕ НАМ. ВРЕМЯ – (5+5) 10 МИНУТ

ТЕМЫ ( выдаются каждой команде своя) :

-ОХОТА БЫЛА УДАЧНОЙ, МЫ УБИЛИ ОГРОМНОГО МАМОНТА

- В РЕКЕ У БОЛЬШОГО ХОЛМА МНОГО РЫБЫ

-КТО НАШЕЛ МОЙ КАМЕННЫЙ ТОПОР

- Я НАШЕЛ НОВУЮ ПЕЩЕРУ , ГДЕ СУХО И ТЕПЛО

КОМАНДА, ЧЬЕ ПОСЛАНИЕ ОТГАДАЛИ ПОЛУЧАЕТ 3 ЖЕТОНА, ЕСЛИ КТО-ТО НАЧНЕТ РИСОВАТЬ , ТО ПЛЮС ЖЕТОН.

НАСТОЯЩИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ВСЕГДА НАЙДЕТ ОБЩИЙ ЯЗЫК С ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ, ДАЖЕ БЕЗ СЛОВ.

ФИЗКУЛЬТПАУЗА « НА ОХОТУ МЫ ПОШЛИ

ЗВЕРЯ-МАМОНТА НАШЛИ,

ОН ОГРОМНЫЙ ,КАК ГОРА,

НАМ ЕГО ПОЙМАТЬ ПОРА.

КАМНИ ПОДНИМАЕМ,

ДРУЖНО ВНИЗ КИДАЕМ.

МЫ С ОХОТЫ ВОЗВРАТИМСЯ

И ДОБЫЧЕЙ НАСЛАДИМСЯ.»

( ИЗОБРАЖАЕМ ЖЕСТАМИ ОХОТУ)- 3 МИНУТЫ

ЗАДАНИЕ № 3

ЧТО Ж , ПОТОМКИ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ, ПРИШЛО ВРЕМЯ ПРОВЕРИТЬ , КАК ВЫ РАБОТАЕТЕ СООБЩА!

Прошу взять задания : ВНИМАНИЕ!

Вам надо установить соответствие между понятием и определением, соединить стрелочкой,

У вас 5 + 2 минут!

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Кто становился рабом?

Захваченные на войне пленники

Кто такие РЕМЕСЛЕННИКИ?

Люди, которые занимаются изготовлением различных изделий

Кем были ЗНАТНЫЕ ?

Потомки вождей, знаменитых людей

Что такое СОБИРАТЕЛЬСТВО?

Поиск в лесах съедобных растений и плодов

Что такое НЕРАВЕНСТВО?

Разделение общества на богатых и бедных

Что такое ТКАЧЕСТВО?

Создание изделий из волокон

Что такое РЕЛИГИЯ?

Вера в сверхъестественные силы , духов и богов

А ТЕПЕРЬ 1 РЯД ПЕРЕДАЕТ СВОЕ ЗАДАНИЕ 2, ВТОРОЙ -ТРЕТЬЕМУ, А ТРЕТИЙ ПЕРВОМУ. ПРОВЕРЬТЕ ДРУГ ДРУГА И СТАРЕЙШИНЫ ОГЛАСИТЕ , КТО ОТВЕТИЛ БЕЗ ОШИБОК? 3 ЖЕТОНА

У КОГО 2-3 ОШИБКИ – 2 ЖЕТОНА

4 ОШИБКИ- 1 ЖЕТОН

ЗАДАНИЕ № 4

Вы знаете, что для лучшей сохранности продуктов, человек научился изготавливать из глины посуду.

Я объявляю конкурс "Первобытный гончар”.

Команды получают куски пластилина, карты -инструкции и лепят сосуды, затем наносят на сосуды рисунок так, чтобы он помог уберечь его содержимое от злых духов (рисунки должны располагаться по горловине сосудов). -10 МИНУТ

ЖЕТОНЫ ВЫДАЮТСЯ ПО ЧИСЛУ СОСУДОВ , КАЖДОМУ!

ВЫ МОЛОДЦЫ!

НАШЕ КРАТКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ЗАВЕРШАЕТСЯ: ДАВАЙТЕ ПОДСЧИТАЕМ ЖЕТОНЫ У КАЖДОЙ КОМАНДЫ .

( идет подсчет)

по итогам определяется команда, набравшая наибольшее число жетонов.

СЕГОДНЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ СТАЛИ__________________________, ИМ ПРИСВАИВАЕТСЯ ЗВАНИЕ «ПОКОРИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ» , и эта команда получает отметку «5» , остальные команды – отметка «4» ,, но это не всё, ВОЖДИ ПЛЕМЕН РЕШИЛИ НАГРАДИТЬ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ПУТЕШЕСТВИЯ СЛАДКИМИ ПРИЗАМИ .

Угощаем учеников конфетами.

Ребята , если вам понравился урок , то наклейте зеленый кружок на ваш конверт, если не понравился - то красный.

ЗАДАНИЕ № 1

ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

РЕЛИГИЯ

КАКОЕ ЖИВОТНОЕ ЧЕЛОВЕК ПРИРУЧИЛ ПЕРВЫМ?

СОБАКУ

КАКОЙ ЗВЕРЬ БЫЛ САМОЙ ЛУЧШЕЙ ДОБЫЧЕЙ НА ОХОТЕ?

АВСТРАЛОПИТЕК

ИЗ ЧЕГО ЛЮДИ ЛЕПИЛИ ПОСУДУ ?

ЛЕГЕНДА ИЛИ СКАЗКА

ОТКУДА ДРЕВНИЕ ЛЮДИ БРАЛИ КРАСКУ ДЛЯ РОСПИСИ ПЕЩЕР?

В ШАЛАШАХ ИЗ ВЕТОК И КОСТЕЙ МАМОНТА

ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ ОТ ЖИВОТНЫХ?

В ПЕЩЕРАХ АЛЬТАМИРЫ ИСПАНИЯ

ЧТО ТАКОЕ «ЮЖНАЯ ОБЕЗЬЯНА»?

МАМОНТ

ГДЕ ЖИЛИ ДРЕВНИЕ ЛЮДИ, ЕСЛИ НЕ БЫЛО ПЕЩЕР?

ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ГДЕ НАШЛИ ПЕРВЫЕ РИСУНКИ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ?

УМЕНИЕ ИЗГОТАВЛИВАТЬ ОРУДИЯ ТРУДА

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ВЕРА В ДУХОВ И БОГОВ?

НАУКА О ПРОШЛОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЧАСТЬ КАРТЫ С УСЛОВНЫМИ ЗНАКАМИ О ПОЯСНЕНИЯМИ?

ИЗ ГЛИНЫ

ЗАДАНИЕ № 2

( ПОКАЖИТЕ ЖЕСТАМИ )

-ОХОТА БЫЛА УДАЧНОЙ, МЫ УБИЛИ ОГРОМНОГО МАМОНТА

________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 2

( ПОКАЖИТЕ ЖЕСТАМИ )

____________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 2

( ПОКАЖИТЕ ЖЕСТАМИ )

-КТО НАШЕЛ МОЙ КАМЕННЫЙ ТОПОР

____________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 3

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

РАБЫ

Потомки вождей, знаменитых людей

РЕМЕСЛЕННИКИ

Создание изделий из волокон

ЗНАТНЫЕ

Захваченные на войне пленники

СОБИРАТЕЛЬСТВО

Разделение общества на богатых и бедных

НЕРАВЕНСТВО

Поиск в лесах съедобных растений и плодов

ТКАЧЕСТВО

Вера в сверхъестественные силы , духов и богов

РЕЛИГИЯ

Люди, которые занимаются изготовлением различных изделий

infourok.ru

Урок истории для 5 класса на тему «Первобытное общество. Первобытные верования. Зарождение искусства»

План – конспект урока №14.

5 класс.

Тема: «Первобытное общество. Первобытные верования. Зарождение искусства»

Курс: История Древнего мира.

Тип урока: Комбинированный.

Цели:

  1. Образовательная

Понятия

Персоналии

Даты

Религия

Миф

Искусство

  1. Развивающая

— познакомить учащихся с религиозными верованиями, со знаниями первобытных людей;

— ознакомить учащихся с зарождающимся искусством первобытных людей;

— совершенствовать аналитические навыки учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Воспитательная

— формирование интереса к изучению Всеобщей истории;

— воспитывать уважение к культуре других стран и государств.

План урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление темы.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

Основные вопросы урока

  1. Знания первобытного человека.

  2. Религиозные верования.

  3. Искусство первобытных людей.

Ход урока

Часть урока

Действия учащихся

Действия учеников

1.Орг. момент

Проверка отсутствия учащихся;

Проверка подготовки учащихся к уроку.

2.Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания в форме опроса.

Индивидуальные задания на карточках.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Выполняют индивидуальные задания по карточкам.

3. Изучение нового материала

Зачитывается новая тема, материал дается по приведенному плану, после каждого пункта подводится итог.

Учащиеся записывают в тетради новые термины, определения, названия, имена.

При подведении итогов по каждому пункту плана записывают выводы в тетради.

4.Закрепление материала

Учитель задает вопросы, предлагает назвать основные термины, определения и дать краткие пояснения по теме.

Ответы учащихся.

5. Итог урока

Подведение итогов урока, выставление оценок

6.Домашнее задание

На доске записывается домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Орг. момент.

Проверка домашнего задания.

  1. Индивидуальное задание. (3 человека).

Разгадать кроссворд.

  1. Работа с классом.

На слайде изображены виды деятельности первобытного человека – скотоводство, ремесло и охота. Ученики должны рассказать об одном из видов деятельности.

Изучение нового материала.

Постановка цели урока.

Учитель. Ребята, мы продолжаем знакомиться с жизнью первобытных людей. Вы уже много узнали: как и когда появился человек, какими орудиями труда владел, знаете вы и о родовых общинах первых людей. Но помимо физических потребностей – еда, сон, питье, человеку еще нужна потребность в духовном развитии – учение, религия, искусство. Вы согласны со мной? А теперь скажите мне, какая тема нашего сегодняшнего урока, как вы думаете?

Ответы.

Показ слайда.

Учитель. Тема сегодняшнего урока «Первобытные верования. Зарождения искусства». Запишите эту тему в тетрадь.

Новый материал.

Учитель. Сегодня у нас не простой урок, а урок – экскурсия в гости к историку Профессору Крэгу. Но он, естественно, не сможет с нами пообщаться, т.к. он жил очень давно. Но после себя он оставил много полезного для последующих поколений. А роль экскурсовода буду выполнять сегодня я, а вы мне будете помогать.

Показ слайда.

Учитель. Профессор Крэг оставил для нас послание – загадку, которое мы с вами должны разгадать.

Учитель разворачивает свиток.

Дорогие ребята! Я рад, что вы заинтересовались такой интересной наукой, как история. Но эта наука полна загадок. Надеюсь, вы сможете их решить. Желаю вам успехов. И вот вам вопросы.

Вопросы на свитке:

  1. Знания первобытного человека?

  2. Религиозные верования первобытного человека.

  3. Искусство первобытных людей.

Показ слайда.

Учитель. Сложные вопросы нам послал Профессор Крэг? Сегодня на уроке мы вместе найдем ответы на эти загадки.

1. Знания первобытного человека.

Учитель. Ребята, прочтите мне первую загадку.

Ученики читают первую загадку.

Учитель. На эту загадку нам помогут ответить Кирилл, Елисей, Юля, Егор и Настя.

Ученики выходят к доске и зачитывают подготовленные дома сообщения.

Одновременно с сообщениями идет показ слайдов.

Учитель. Знания первобытного человека были ограничены, однако они не бедны, а иногда по-своему весьма богаты. Первобытные люди накапливали знания в различных областях. Это изготовление орудий труда и оружия, собирательство, охота, рыболовство, земледелие и скотоводство, – все это развивалось на основе громадного накопления знаний.

1. (Кирилл) Первобытному человеку было необходимо знание географии той области, в которой он жил и кормился. У него развита способность быстро и верно изобразить «маршрутную карту» (на песке, коре, коже). Слайд.

2. (Елисей) У первобытного человека были превосходны знания флоры и фауны: знание всевозможных примет, умение предсказать погоду, толковать следы человека или зверя. Зная след отца или матери, всегда могли определить по детским следам, чьи дети прошли. Слайд.

3. (Юля) Первобытный человек накопил немало знаний в области минералогии: породы камней и их месторождения, физики: изготовление лука и стрел, копьеметалки, различных рычагов, химии: изготовление лекарств, красок, обработка шкур, в том числе токсикологии: обработка ядами наконечников стрел. Слайд.

4. (Егор) Первобытный человек разбирался в анатомии. Широкое развитие получило умение лечить раны, вывихи, удалять зубы.  Открыты лечебные свойства различных растений. Известны им были массаж и диеты. В то время уже существовала хирургия: умели останавливать кровотечение, залечивать переломы. Слайд.

5. (Настя Зубова) Первобытный человек уже начинает пользоваться счетом. Разведение скота и возникновение обмена между племенами требовало упорядочивания счета и единиц измерения. В период расцвета родовой организации стали применяться простейшие счетные приспособления: связки соломы, камешки, раковины, шнурки с узелками и др., затем возникает пятеричная система исчисления, основой которой оказались пальцы руки. Слайд.

Учитель. Ребята, ответили мы с вами на первую загадку? Давайте подведем итог и перечислим знания первобытных людей.

Итог: подводится учащимися совместно с учителем.

Первобытные люди владели такими знаниями, как знания о растениях, медицине, о счете, о науках и т.д. Записать в тетради.

Слайд.

2.Религиозные верования первобытного человека.

Учитель. Первобытные люди обладали определенными знаниями об окружающем мире, но многое было для них таинственным и пугающим: ураган, дождь, гром, молния. Люди считали, что земля, вода, небо населены богами и духами, которые управляют явлениями природы и жизнью самих людей. Так, около 200тыс. лет назад зародилась религия. Первобытный человек пытался задобрить богов, расположить их к себе при помощи магии. Первобытный человек пытался представить, как устроен мир, каковы причины природных явлений, откуда появились люди и все, что их окружает. Слайд.

Записи в тетради: религия – вера в сверхъестественное (богов, духов, идолов) и поклонение им.

Задание: ребята, прочтите на стр.22 первый абзац и ответьте на вопросы (Слайд):

  1. Что такое идол?

  2. Чем занимались шаманы и колдуны?

  3. Что такое магия?

Ответы учеников.

Физкультминутка.

Учитель. Ребята, мы с вами говорили о шаманах. А теперь представим, что мы с вами одно племя. Я буду шаманом, и показывать свои ритуальные действа, а вы мое племя и повторять за мной все движения.

Движения:

  1. Хлопки в воображаемый бубен.

  2. Повороты вокруг себя вправо и влево.

  3. Повторение хлопков в бубен.

Учитель: Ребята, ответили мы на вторую загадку Профессора Крэга?

Итог: подводится учащимися совместно с учащимися.

Первобытный человек не мог объяснить многие природные явления. Считал, что ими управляют боги и духи. Так, 200 тысяч лет назад зародилась религия.

3.Искусство первобытных людей.

Учитель. Мы с вами узнали о знаниях первобытных людей, их религиозных верованиях. Теперь посмотрите на доску. Слайд. Перед вами рисунки из пещер, которые находятся на территории Испании, Италии, Франции и России.

Вопросы:

  1. Кого изображал древний человек?

  2. Как вы думаете, что использовал человек вместо кисточки?

  3. Какие краски использовал человек?

Ответы учащихся.

Учитель. Для рисунков человек использовал минеральные краски (мел, охру, уголь), смешанные с жиром животных. Их наносил пучком травы, шерсти, пальцем. Но очень важно, что художественное творчество было тесно связано с представлениями об окружающем мире, о красоте природы. И сейчас художники изображают то, что окружает нас. И вы сами, ребята, тоже не раз фиксировали красоту заката, животных, себя на фоне природы.

Учитель. Итак, ребята. Мы с вами дали ответ на последнюю загадку Профессора Крэга.

Давайте вместе подведем итог. На уроке мы познакомились с культурой первобытных людей. Скажите, пожалуйста, какова роль культуры в жизни первобытного человека?

Ответы.

Закрепление изученного материала.

Слайд – кабинет.

Учитель. ( в руках шкатулка) Ребята, мы разгадали все загадки. Но Профессор Крэг подготовил для нас сюрприз. В этой шкатулке бесценный подарок для каждого из нас. Чтобы открыть эту шкатулку, разгадаем зашифрованный текст.

Слайд с текстом.

Текст.

Первобытные люди владели знаниями о ________________________________________________ (медицине, растениях и т.д.). Вера в богов, духов, идолов и поклонение им – это ____________________ (религия). Красками служили: ________________________________________ (охра, уголь, мел).

Учитель. Текст вами разгадан, открываю шкатулку. (в шкатулке лист, на котором написано слово «знания»). Ребята, бесценным подарком для вас могут быть знания, и их вам дарит Профессор Крэг.

Рефлексия: Вам понравился наш сегодняшний урок? Что не понравилось? Почему?

Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание:

§3 – читать.

Учить термины в тетради. (Слайд).

www.alllessons.ru

Урок по истории Древнего мира: "Первобытное общество"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: систематизация и закрепление знаний.

Цель: Выявить ключевые признаки первобытного общества на разных этапах развития человечества.

Задачи:

  • актуализация ключевых понятий по теме;
  • проследить развитие хозяйства от присваивающего к производящему;
  • на примере краеведческого материала и жизни первобытных племен современной Африки научить выделять ключевые признаки первобытного общества.

Ход урока

I. Терминологический диктант: Учитель дает определение термина, учащиеся должны записать его.

1. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща и ведущих общее хозяйство (род).

2.Несколько родов, объединенных вместе (племя).

3. Коллектив людей, где каждая семья имела свое хозяйство, свой участок земли (соседская община).

4. Как называлось хозяйство, где люди занимались только охотой, рыбалкой, собирательством? (присваивающее).

5. Как называлось хозяйство, где люди занимались не только охотой, рыбалкой, собирательством, но и разводили скот, выращивали зерно? (производящее).

6. Кто управлял племенем? (совет старейшин).

7. Перечислите орудия труда людей каменного века (палка-копалка, копье, лук, гарпун...).

8. На этот вопрос нужно ответить “да “ или “нет”. Женщины в родовых общинах имели равные права с мужчинами (нет).

9. У людей каменного века было разделение на богатых и бедных (нет).

10. Как называется вера в загробную жизнь, приписывание животному, растению магических сил? (религия).

Взаимопроверка, обсуждение ответов, подведение итогов по данному этапу.

II. Игра-викторина.

Условия и правила: команда может обсуждать вопрос не более минуты, если ответа нет, могут ответить болельщики, или соперники. Вопросы задаются поочередно.

1.Объясните, чем родовая община отличалась от соседской. Приведите примеры.

2. Где легче было выжить человеку в родовой общине или соседской? Докажите.

3. Как повлияло умение обрабатывать металл на развитие человечества? Приведите примеры.

4. Как появилось скотоводство, обоснуйте его роль в развитии человечества.

5. Каковы главные отличия производящего хозяйства и присваивающего? Приведите примеры.

6. Почему и как возникли религиозные верования у людей?

Жюри: подведение итогов по этапу.

III. Просмотр презентации о нашем крае в далеком прошлом и современных племенах Африки (см приложение: текст и презентация)

Беседа по вопросам:

- что общего в жизни племен нашего края и других регионов в далеком прошлом?

- есть ли отличия, если да, то в чем?

- какие изменения, на ваш взгляд произошли в жизни первобытных племен Африки в начале 21 века, что осталось прежнего?

IV. Подведение общего итога. Рефлексия.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок истории для 5 класса на тему «Первобытное общество. Первобытные верования. Зарождение искусства»

План – конспект урока №14.

5 класс.

Тема: «Первобытное общество. Первобытные верования. Зарождение искусства»

Курс: История Древнего мира.

Тип урока: Комбинированный.

Цели:

  1. Образовательная

Понятия

Персоналии

Даты

Религия

Миф

Искусство

  1. Развивающая

- познакомить учащихся с религиозными верованиями, со знаниями первобытных людей;

- ознакомить учащихся с зарождающимся искусством первобытных людей;

- совершенствовать аналитические навыки учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Воспитательная

- формирование интереса к изучению Всеобщей истории;

- воспитывать уважение к культуре других стран и государств.

План урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление темы.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

Основные вопросы урока

  1. Знания первобытного человека.

  2. Религиозные верования.

  3. Искусство первобытных людей.

Ход урока

Часть урока

Действия учащихся

Действия учеников

1.Орг. момент

Проверка отсутствия учащихся;

Проверка подготовки учащихся к уроку.

2.Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания в форме опроса.

Индивидуальные задания на карточках.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Выполняют индивидуальные задания по карточкам.

3. Изучение нового материала

Зачитывается новая тема, материал дается по приведенному плану, после каждого пункта подводится итог.

Учащиеся записывают в тетради новые термины, определения, названия, имена.

При подведении итогов по каждому пункту плана записывают выводы в тетради.

4.Закрепление материала

Учитель задает вопросы, предлагает назвать основные термины, определения и дать краткие пояснения по теме.

Ответы учащихся.

5. Итог урока

Подведение итогов урока, выставление оценок

6.Домашнее задание

На доске записывается домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Орг. момент.

Проверка домашнего задания.

  1. Индивидуальное задание. (3 человека).

Разгадать кроссворд.

  1. Работа с классом.

На слайде изображены виды деятельности первобытного человека – скотоводство, ремесло и охота. Ученики должны рассказать об одном из видов деятельности.

Изучение нового материала.

Постановка цели урока.

Учитель. Ребята, мы продолжаем знакомиться с жизнью первобытных людей. Вы уже много узнали: как и когда появился человек, какими орудиями труда владел, знаете вы и о родовых общинах первых людей. Но помимо физических потребностей – еда, сон, питье, человеку еще нужна потребность в духовном развитии – учение, религия, искусство. Вы согласны со мной? А теперь скажите мне, какая тема нашего сегодняшнего урока, как вы думаете?

Ответы.

Показ слайда.

Учитель. Тема сегодняшнего урока «Первобытные верования. Зарождения искусства». Запишите эту тему в тетрадь.

Новый материал.

Учитель. Сегодня у нас не простой урок, а урок – экскурсия в гости к историку Профессору Крэгу. Но он, естественно, не сможет с нами пообщаться, т.к. он жил очень давно. Но после себя он оставил много полезного для последующих поколений. А роль экскурсовода буду выполнять сегодня я, а вы мне будете помогать.

Показ слайда.

Учитель. Профессор Крэг оставил для нас послание – загадку, которое мы с вами должны разгадать.

Учитель разворачивает свиток.

Дорогие ребята! Я рад, что вы заинтересовались такой интересной наукой, как история. Но эта наука полна загадок. Надеюсь, вы сможете их решить. Желаю вам успехов. И вот вам вопросы.

Вопросы на свитке:

  1. Знания первобытного человека?

  2. Религиозные верования первобытного человека.

  3. Искусство первобытных людей.

Показ слайда.

Учитель. Сложные вопросы нам послал Профессор Крэг? Сегодня на уроке мы вместе найдем ответы на эти загадки.

1. Знания первобытного человека.

Учитель. Ребята, прочтите мне первую загадку.

Ученики читают первую загадку.

Учитель. На эту загадку нам помогут ответить Кирилл, Елисей, Юля, Егор и Настя.

Ученики выходят к доске и зачитывают подготовленные дома сообщения.

Одновременно с сообщениями идет показ слайдов.

Учитель. Знания первобытного человека были ограничены, однако они не бедны, а иногда по-своему весьма богаты. Первобытные люди накапливали знания в различных областях. Это изготовление орудий труда и оружия, собирательство, охота, рыболовство, земледелие и скотоводство, – все это развивалось на основе громадного накопления знаний.

1. (Кирилл) Первобытному человеку было необходимо знание географии той области, в которой он жил и кормился. У него развита способность быстро и верно изобразить «маршрутную карту» (на песке, коре, коже). Слайд.

2. (Елисей) У первобытного человека были превосходны знания флоры и фауны: знание всевозможных примет, умение предсказать погоду, толковать следы человека или зверя. Зная след отца или матери, всегда могли определить по детским следам, чьи дети прошли. Слайд.

3. (Юля) Первобытный человек накопил немало знаний в области минералогии: породы камней и их месторождения, физики: изготовление лука и стрел, копьеметалки, различных рычагов, химии: изготовление лекарств, красок, обработка шкур, в том числе токсикологии: обработка ядами наконечников стрел. Слайд.

4. (Егор) Первобытный человек разбирался в анатомии. Широкое развитие получило умение лечить раны, вывихи, удалять зубы.  Открыты лечебные свойства различных растений. Известны им были массаж и диеты. В то время уже существовала хирургия: умели останавливать кровотечение, залечивать переломы. Слайд.

5. (Настя Зубова) Первобытный человек уже начинает пользоваться счетом. Разведение скота и возникновение обмена между племенами требовало упорядочивания счета и единиц измерения. В период расцвета родовой организации стали применяться простейшие счетные приспособления: связки соломы, камешки, раковины, шнурки с узелками и др., затем возникает пятеричная система исчисления, основой которой оказались пальцы руки. Слайд.

Учитель. Ребята, ответили мы с вами на первую загадку? Давайте подведем итог и перечислим знания первобытных людей.

Итог: подводится учащимися совместно с учителем.

Первобытные люди владели такими знаниями, как знания о растениях, медицине, о счете, о науках и т.д. Записать в тетради.

Слайд.

2.Религиозные верования первобытного человека.

Учитель. Первобытные люди обладали определенными знаниями об окружающем мире, но многое было для них таинственным и пугающим: ураган, дождь, гром, молния. Люди считали, что земля, вода, небо населены богами и духами, которые управляют явлениями природы и жизнью самих людей. Так, около 200тыс. лет назад зародилась религия. Первобытный человек пытался задобрить богов, расположить их к себе при помощи магии. Первобытный человек пытался представить, как устроен мир, каковы причины природных явлений, откуда появились люди и все, что их окружает. Слайд.

Записи в тетради: религия – вера в сверхъестественное (богов, духов, идолов) и поклонение им.

Задание: ребята, прочтите на стр.22 первый абзац и ответьте на вопросы (Слайд):

  1. Что такое идол?

  2. Чем занимались шаманы и колдуны?

  3. Что такое магия?

Ответы учеников.

Физкультминутка.

Учитель. Ребята, мы с вами говорили о шаманах. А теперь представим, что мы с вами одно племя. Я буду шаманом, и показывать свои ритуальные действа, а вы мое племя и повторять за мной все движения.

Движения:

  1. Хлопки в воображаемый бубен.

  2. Повороты вокруг себя вправо и влево.

  3. Повторение хлопков в бубен.

Учитель: Ребята, ответили мы на вторую загадку Профессора Крэга?

Итог: подводится учащимися совместно с учащимися.

Первобытный человек не мог объяснить многие природные явления. Считал, что ими управляют боги и духи. Так, 200 тысяч лет назад зародилась религия.

3.Искусство первобытных людей.

Учитель. Мы с вами узнали о знаниях первобытных людей, их религиозных верованиях. Теперь посмотрите на доску. Слайд. Перед вами рисунки из пещер, которые находятся на территории Испании, Италии, Франции и России.

Вопросы:

  1. Кого изображал древний человек?

  2. Как вы думаете, что использовал человек вместо кисточки?

  3. Какие краски использовал человек?

Ответы учащихся.

Учитель. Для рисунков человек использовал минеральные краски (мел, охру, уголь), смешанные с жиром животных. Их наносил пучком травы, шерсти, пальцем. Но очень важно, что художественное творчество было тесно связано с представлениями об окружающем мире, о красоте природы. И сейчас художники изображают то, что окружает нас. И вы сами, ребята, тоже не раз фиксировали красоту заката, животных, себя на фоне природы.

Учитель. Итак, ребята. Мы с вами дали ответ на последнюю загадку Профессора Крэга.

Давайте вместе подведем итог. На уроке мы познакомились с культурой первобытных людей. Скажите, пожалуйста, какова роль культуры в жизни первобытного человека?

Ответы.

Закрепление изученного материала.

Слайд – кабинет.

Учитель. ( в руках шкатулка) Ребята, мы разгадали все загадки. Но Профессор Крэг подготовил для нас сюрприз. В этой шкатулке бесценный подарок для каждого из нас. Чтобы открыть эту шкатулку, разгадаем зашифрованный текст.

Слайд с текстом.

Текст.

Первобытные люди владели знаниями о ________________________________________________ (медицине, растениях и т.д.). Вера в богов, духов, идолов и поклонение им – это ____________________ (религия). Красками служили: ________________________________________ (охра, уголь, мел).

Учитель. Текст вами разгадан, открываю шкатулку. (в шкатулке лист, на котором написано слово «знания»). Ребята, бесценным подарком для вас могут быть знания, и их вам дарит Профессор Крэг.

Рефлексия: Вам понравился наш сегодняшний урок? Что не понравилось? Почему?

Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание:

§3 – читать.

Учить термины в тетради. (Слайд).

globuss24.ru

Урок истории для 5 класса на тему «Первобытное общество. Первобытные верования. Зарождение искусства»

Здесь Вы можете скачать Урок истории для 5 класса на тему «Первобытное общество. Первобытные верования. Зарождение искусства» для предмета : История. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

План – конспект урока №14.

5 класс.

Тема: «Первобытное общество. Первобытные верования. Зарождение искусства»

Курс: История Древнего мира.

Тип урока: Комбинированный.

Цели:

  1. Образовательная

Понятия

Персоналии

Даты

Религия

Миф

Искусство

  1. Развивающая

- познакомить учащихся с религиозными верованиями, со знаниями первобытных людей;

- ознакомить учащихся с зарождающимся искусством первобытных людей;

- совершенствовать аналитические навыки учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Воспитательная

- формирование интереса к изучению Всеобщей истории;

- воспитывать уважение к культуре других стран и государств.

План урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление темы.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

Основные вопросы урока

  1. Знания первобытного человека.

  2. Религиозные верования.

  3. Искусство первобытных людей.

Ход урока

Часть урока

Действия учащихся

Действия учеников

1.Орг. момент

Проверка отсутствия учащихся;

Проверка подготовки учащихся к уроку.

2.Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания в форме опроса.

Индивидуальные задания на карточках.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Выполняют индивидуальные задания по карточкам.

3. Изучение нового материала

Зачитывается новая тема, материал дается по приведенному плану, после каждого пункта подводится итог.

Учащиеся записывают в тетради новые термины, определения, названия, имена.

При подведении итогов по каждому пункту плана записывают выводы в тетради.

4.Закрепление материала

Учитель задает вопросы, предлагает назвать основные термины, определения и дать краткие пояснения по теме.

Ответы учащихся.

5. Итог урока

Подведение итогов урока, выставление оценок

6.Домашнее задание

На доске записывается домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Орг. момент.

Проверка домашнего задания.

  1. Индивидуальное задание. (3 человека).

Разгадать кроссворд.

  1. Работа с классом.

На слайде изображены виды деятельности первобытного человека – скотоводство, ремесло и охота. Ученики должны рассказать об одном из видов деятельности.

Изучение нового материала.

Постановка цели урока.

Учитель. Ребята, мы продолжаем знакомиться с жизнью первобытных людей. Вы уже много узнали: как и когда появился человек, какими орудиями труда владел, знаете вы и о родовых общинах первых людей. Но помимо физических потребностей – еда, сон, питье, человеку еще нужна потребность в духовном развитии – учение, религия, искусство. Вы согласны со мной? А теперь скажите мне, какая тема нашего сегодняшнего урока, как вы думаете?

Ответы.

Показ слайда.

Учитель. Тема сегодняшнего урока «Первобытные верования. Зарождения искусства». Запишите эту тему в тетрадь.

Новый материал.

Учитель. Сегодня у нас не простой урок, а урок – экскурсия в гости к историку Профессору Крэгу. Но он, естественно, не сможет с нами пообщаться, т.к. он жил очень давно. Но после себя он оставил много полезного для последующих поколений. А роль экскурсовода буду выполнять сегодня я, а вы мне будете помогать.

Показ слайда.

Учитель. Профессор Крэг оставил для нас послание – загадку, которое мы с вами должны разгадать.

Учитель разворачивает свиток.

Дорогие ребята! Я рад, что вы заинтересовались такой интересной наукой, как история. Но эта наука полна загадок. Надеюсь, вы сможете их решить. Желаю вам успехов. И вот вам вопросы.

Вопросы на свитке:

  1. Знания первобытного человека?

  2. Религиозные верования первобытного человека.

  3. Искусство первобытных людей.

Показ слайда.

Учитель. Сложные вопросы нам послал Профессор Крэг? Сегодня на уроке мы вместе найдем ответы на эти загадки.

1. Знания первобытного человека.

Учитель. Ребята, прочтите мне первую загадку.

Ученики читают первую загадку.

Учитель. На эту загадку нам помогут ответить Кирилл, Елисей, Юля, Егор и Настя.

Ученики выходят к доске и зачитывают подготовленные дома сообщения.

Одновременно с сообщениями идет показ слайдов.

Учитель. Знания первобытного человека были ограничены, однако они не бедны, а иногда по-своему весьма богаты. Первобытные люди накапливали знания в различных областях. Это изготовление орудий труда и оружия, собирательство, охота, рыболовство, земледелие и скотоводство, – все это развивалось на основе громадного накопления знаний.

1. (Кирилл) Первобытному человеку было необходимо знание географии той области, в которой он жил и кормился. У него развита способность быстро и верно изобразить «маршрутную карту» (на песке, коре, коже). Слайд.

2. (Елисей) У первобытного человека были превосходны знания флоры и фауны: знание всевозможных примет, умение предсказать погоду, толковать следы человека или зверя. Зная след отца или матери, всегда могли определить по детским следам, чьи дети прошли. Слайд.

3. (Юля) Первобытный человек накопил немало знаний в области минералогии: породы камней и их месторождения, физики: изготовление лука и стрел, копьеметалки, различных рычагов, химии: изготовление лекарств, красок, обработка шкур, в том числе токсикологии: обработка ядами наконечников стрел. Слайд.

4. (Егор) Первобытный человек разбирался в анатомии. Широкое развитие получило умение лечить раны, вывихи, удалять зубы.  Открыты лечебные свойства различных растений. Известны им были массаж и диеты. В то время уже существовала хирургия: умели останавливать кровотечение, залечивать переломы. Слайд.

5. (Настя Зубова) Первобытный человек уже начинает пользоваться счетом. Разведение скота и возникновение обмена между племенами требовало упорядочивания счета и единиц измерения. В период расцвета родовой организации стали применяться простейшие счетные приспособления: связки соломы, камешки, раковины, шнурки с узелками и др., затем возникает пятеричная система исчисления, основой которой оказались пальцы руки. Слайд.

Учитель. Ребята, ответили мы с вами на первую загадку? Давайте подведем итог и перечислим знания первобытных людей.

Итог: подводится учащимися совместно с учителем.

Первобытные люди владели такими знаниями, как знания о растениях, медицине, о счете, о науках и т.д. Записать в тетради.

Слайд.

2.Религиозные верования первобытного человека.

Учитель. Первобытные люди обладали определенными знаниями об окружающем мире, но многое было для них таинственным и пугающим: ураган, дождь, гром, молния. Люди считали, что земля, вода, небо населены богами и духами, которые управляют явлениями природы и жизнью самих людей. Так, около 200тыс. лет назад зародилась религия. Первобытный человек пытался задобрить богов, расположить их к себе при помощи магии. Первобытный человек пытался представить, как устроен мир, каковы причины природных явлений, откуда появились люди и все, что их окружает. Слайд.

Записи в тетради: религия – вера в сверхъестественное (богов, духов, идолов) и поклонение им.

Задание: ребята, прочтите на стр.22 первый абзац и ответьте на вопросы (Слайд):

  1. Что такое идол?

  2. Чем занимались шаманы и колдуны?

  3. Что такое магия?

Ответы учеников.

Физкультминутка.

Учитель. Ребята, мы с вами говорили о шаманах. А теперь представим, что мы с вами одно племя. Я буду шаманом, и показывать свои ритуальные действа, а вы мое племя и повторять за мной все движения.

Движения:

  1. Хлопки в воображаемый бубен.

  2. Повороты вокруг себя вправо и влево.

  3. Повторение хлопков в бубен.

Учитель: Ребята, ответили мы на вторую загадку Профессора Крэга?

Итог: подводится учащимися совместно с учащимися.

Первобытный человек не мог объяснить многие природные явления. Считал, что ими управляют боги и духи. Так, 200 тысяч лет назад зародилась религия.

3.Искусство первобытных людей.

Учитель. Мы с вами узнали о знаниях первобытных людей, их религиозных верованиях. Теперь посмотрите на доску. Слайд. Перед вами рисунки из пещер, которые находятся на территории Испании, Италии, Франции и России.

Вопросы:

  1. Кого изображал древний человек?

  2. Как вы думаете, что использовал человек вместо кисточки?

  3. Какие краски использовал человек?

Ответы учащихся.

Учитель. Для рисунков человек использовал минеральные краски (мел, охру, уголь), смешанные с жиром животных. Их наносил пучком травы, шерсти, пальцем. Но очень важно, что художественное творчество было тесно связано с представлениями об окружающем мире, о красоте природы. И сейчас художники изображают то, что окружает нас. И вы сами, ребята, тоже не раз фиксировали красоту заката, животных, себя на фоне природы.

Учитель. Итак, ребята. Мы с вами дали ответ на последнюю загадку Профессора Крэга.

Давайте вместе подведем итог. На уроке мы познакомились с культурой первобытных людей. Скажите, пожалуйста, какова роль культуры в жизни первобытного человека?

Ответы.

Закрепление изученного материала.

Слайд – кабинет.

Учитель. ( в руках шкатулка) Ребята, мы разгадали все загадки. Но Профессор Крэг подготовил для нас сюрприз. В этой шкатулке бесценный подарок для каждого из нас. Чтобы открыть эту шкатулку, разгадаем зашифрованный текст.

Слайд с текстом.

Текст.

Первобытные люди владели знаниями о ________________________________________________ (медицине, растениях и т.д.). Вера в богов, духов, идолов и поклонение им – это ____________________ (религия). Красками служили: ________________________________________ (охра, уголь, мел).

Учитель. Текст вами разгадан, открываю шкатулку. (в шкатулке лист, на котором написано слово «знания»). Ребята, бесценным подарком для вас могут быть знания, и их вам дарит Профессор Крэг.

Рефлексия: Вам понравился наш сегодняшний урок? Что не понравилось? Почему?

Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание:

§3 – читать.

Учить термины в тетради. (Слайд).

docbase.org


Смотрите также