Врачевание в первобытном обществе кратко. 4.3. Врачевание в первобытном обществе. Зарождение медицины. Возникновение врачевания
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема: Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание. Врачевание в первобытном обществе кратко


4.3. Врачевание в первобытном обществе. Зарождение медицины. Возникновение врачевания

Медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры.

Эпоха первобытного строя охватывает период от по­явления первых людей до возникновения классового общества. Эту эпоху принято также называть каменным веком. Существование первобытнообщинного строя как особой общественно-экономической формации и общие закономерности развития общества в этот период впер­вые обосновали классики марксизма-ленинизма. По мнению Ф. Энгельса, человеческое общество возникло не сразу.

При выделении человека из мира животных труд явился решающим фактором. В. И. Ленин, разви­вая учение Ф. Энгельса, определил изначальный этап формирования человеческого общества. По его мнению, первобытный родовой коммунизм является первым эта­пом существования подлинно человеческого общества.

Характерной особенностью первобытного общества было то, что все его члены имели одинаковое отношение к средствам производства и способ получения доли об­щественного продукта был для всех единым, т. е. глав­ной отличительной чертой первобытного строя было от­сутствие частной собственности и классов.

Период зарождения первобытного общества включает в себя период 2 млн. лет – 40-50 тыс. лет тому назад.

Различают 2 стадии развития:

1. Древнейшие люди, ведушие кочевой и полукочевой образ жизни, занимающиеся собирательством, охотой, рыболовством. Проявляли заботу о ближних, обживали пещеры, добывали огонь. Появились зачатки гигиены.

2. появление социальных признаков – трудовая деятельность, мышление, язык, общественные отношения.

Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя. Надо сказать, что первобытно-родовая община переживала в своем развитии два периода:

1) матриархат;

2) патриархат.

Основные моменты развития первобытно-родовой общины:

1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы;

2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;

3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»), а после появление железа. Собственно говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а так как охота является уделом мужчин, то произошел переход к патриархату.

С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д.

Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что в наши дни в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц племени, рода и т. д.

Следующим периодом развития было получение людьми огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». Вследствие того что люди получили огонь, их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.

Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными.

Появилось коллективное врачевание

1. Появление лекарственных средств растительного, животного, минерального происхождения (касторовое масло, эвкалиптовая смола, глина).

2. Забота о детях

3. Помощь при родах и травмах

4. Остановка кровотечений

5. Кровопускание (мелкие стрелы)

6. Появление инструментов из камня, рыбьей чешуи, кости.

В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага.

Существует мнение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет.

4.4. Возникновение религиозных представлений. Первоначальные медицинские воззрения первобытного человека были реалистическими, стихийно-материалистическими. В дальнейшем наряду с реально-эмпирическими приемами и представлениями о причинах болезней в значительной части древних лечебных средств и приемов получили отражение фантастические представления и мире, возникшие у первобытного человека позднее.

Самой ранней формой подобного рода фантастических представлений был фетишизм, т.е. непосредственное олицетворение и возвеличивание предметов и явлений природы, еще без представления о стоящем за ними каком-то «особом» сверхъестественном существе. Позднее с переходом к классовому обществу эти сверхъестественные свойства стали представляться отдельно от природы, как «особые» духовные существа.

Анимизм - одухотворение природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней. Весь мир стал представляться первобытному человеку раздвоенным на мир материальный ,естественный и мир сверхъестественный, господствующий над ним, населенный духами – двойниками реальных существ, предметов и явлений. В дальнейшем эти представления в родовом обществе представлялись в виде религии. В основе всех религиозных воззрений лежит борьба доброго и злого начала, божества и злого духа (демона). В соответствии с развитием религиозных верований возникли демонологические представления о болезни, как о злом духе, вселяющемся в человека. С развитием мифологических представлений усложнилась идея божественного (демонологического) происхождения болезней. Болезни стали рассматривать как следствие гнева богов, как результат влияния злых духов. Соответственно создавались и методы борьбы с болезнями как с живыми существами или духами. Первобытный человек считал, что амулет защищает от проникновения болезни в его тело. Амулетами придавался образ предка, покровителя рода.

В период тотемизма (веры в общее происхождение и кровную близость родовой группы людей с каким – либо видом животных) амулеты изображали в виде животных, которое считалось предком и покровителем рода. Широко применялись заговоры и заклинания. Большое распространение у разных народов имели устрашающие методы для того, чтобы «изгнать» болезнь из тела больного или помешать ей «войти» в него. Для изгнания болезни применялись слабительные, внутрь давались вещества, вызывающие отвращение, рвоту. Знахари также применяли метод внушения: магические действия, танцы, костюмы с необычными украшениями, устрашающие маски, бубен и т.д.

Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.

По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже анимизм.

Магия (mageia – колдовство) – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на людей, предметы, события, явления природы. Лечебная магия – врачевание, основанное на культовой практике.

Уже во времена патриархата появился так называемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной заболевания, мог вселиться в тело какого-нибудь человека и терзать его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги прекратились, предка необходимо задобрить жертвоприношением либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию духов.

Вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.

studfiles.net

Государственное образовательное учреждение

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮРГЫ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Методическая разработка

по проведению практических занятий

для студентов «1» курса и преподавателей

по учебной дисциплине «История медицины»

для специальности: 060101.65 «Лечебное дело»

высшего профессионального образования

факультет лечебный

кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Подготовили:

Т.К.Климшина

И.Е.Новокщенова

В.Д.Вильгельм

С.В.Вяльцин

Обсуждена на заседании кафедры

« »________________20 г

Ханты-Мансийск – 2010 г.

Тема 1: Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание.

Цель обучения:ознакомить со структурой проведения практического занятия, показать значимость данной темы в системе медицинских знаний, ознакомиться с этапами становления врачевания в первобытном обществе.

Место проведения занятия:учебная комната.

Оснащение занятия: демонстрируются фотографии, книги по истории медицины, старинные издания.

План занятия:

Этап занятия

Время (мин)

Водное слово преподавателя

10

Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию

30

Устное собеседование по теме занятия

50

Перерыв

20

Лекция-беседа

60

Подведение итогов, заключительное слово преподавателя

10

Изучение данного материала:лекция-беседа

Контроль знаний:

Вопросы к занятию:

  1. Назовите классификацию истории медицины по периодам, предложенную Т.С. Сорокиной.

  2. Перечислите периоды, которые пережила первобытно-родовая община. Причины перехода от матриархата к патриархату.

  3. Охарактеризуйте понятие «неолитическая революция».

  4. Дать общую характеристику развития и становление медицины в первобытно-общинный строй

  5. Какие особенности в период неолита имела первобытная медицина (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия).

Подведение итогов занятия:самоанализ и самооценка студента.

Домашнее задание:подготовка к следующему практическому занятию, подготовка тематических докладов.

Доклады к следующему занятию:

  • «Аюр Веда» - основной труд о медицине древней Индии.

  • Тибетская медицина

  • Бог медицины древнего Египта Имхотеп.

  • Талмудистская медицина

  • Иглоукалывание в практике врачей древнего Китая

  • Закон Хаммурапи

Материал для подготовки к занятиям:

  • Учебник Ю.П. Лисицын «История медицины» 2004 год.

  • Лекционный материал

  • Дополнительная литература (по представленному кафедрой списку).

Теоретическая основа:

  1. Введение.

История медицины – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Врачебная деятельность проходила на фоне общеисторического развития общества, формируясь по законам, единым для всякой науки. На примерах борьбы различных школ и умений, неразумного отрицания или поспешного принятия великих открытий (кровообращение, наркоз, антисептика, оспопрививание, открытие возбудителей болезни) прослеживается связь медицины с общественной жизнью.

Поэтому каждому, кто желает стать полноценным профессиональным специалистом, необходимо понимать, на сколько важен предмет, который вы начинаете изучать. В процессе изучения вы встретитесь с интереснейшими фактами в становлении и развитии современной медицины. Знание истории медицины позволит прогнозировать, изыскивать какие-то «новые» идеи. Анализ и синтез накопленных знаний позволит избежать повторения уже свершенных ошибок. Зная периодику, хронологию и логику истории, можно прогнозировать развитие медицины, подходящие для современного самосознания и претворять их в жизнь.

Существует оригинальная классификация современной медицины, (предложенная Сорокиной) которая разделена на три большие группы: народная, традиционная, научная.

В древности лечение было занятием коллективным; «врачом» в определенных обстоятельствах мог стать любой общинник. В качестве лекарств использовались средства растительного, животного и минерального происхождения. Народная медицина не дошла до наших времен в первозданном виде. Многое утрачено, уничтожено. Рациональные и приемлемые в любых обстоятельствах методы древних знахарей соседствуют с негативным опытом, возникшим в результате ошибочного миропонимания. Если магические ритуалы безвозвратно ушли в прошлое, то проверенное временем траволечение прочно вошло в арсенал современных терапевтов.

Традиционная медицина появилась около 3 тыс. лет назад. В качестве примера можно назвать Аюрведу, китайскую лечебную практику, методы тибетских монахов. Возникнув как результат развития цивилизаций, естественно развиваясь в рамках собственной культуры, традиционные способы терапии возможны и эффективны только в условиях определенной культуры. Многовековой опыт, накоплены за длительный период развития медицины, передается от учителя к ученику.

Период развития научной медицины укладывается всего в несколько столетий. Это понятие еще более узкое, хотя интернациональность, динамичность и обоснованность научных методов открывают перед человечеством широкие перспективы.

  1. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание.

Первые признаки медицинской помощи обнаружены в период первобытно-общинного строя. Первобытно-родовая община пережила два периода: матриархат и патриархат. Переход к патриархату осуществился, когда изменился образ жизни людей: больше стали заниматься охотой, а охота – удел мужчин. Первобытно-общинная эпоха в истории человечества длилась сотни тысяч лет. Именно в этот период стала развиваться народная медицина. Немногим более 200 лет назад ученые считали древнего человека абсо­лютно здоровым, а появление болезней относили к издержкам цивилиза­ции. Столь категоричное утверждение сформировалось под воздействием старинных преданий, где рассказывалось о том, что в самую раннюю пору человеческого существования люди уподоблялись богам. Оставаясь вечно молодыми, обитатели Земли жили беспечно и весело, не зная забот и печа­лей; даже смерть приходила к ним как сладкий сон. Античные философы называли период зарождения человечества золотым веком.

Палеопатологи отметили наличие у первобытного человека сердечно­сосудистых заболеваний. Атеросклеротические бляшки обнаружены у му­мий коренных жителей Северной Америки, захороненных на территории и штата Кентукки в США. Древние люди умирали от опухолей, туберкулеза и даже страдали кариесом. На скелетах древнего человека чаще всего встречаются травматические дефекты. Травмы могли быть получены во время охоты или в результате трепанации (опе­рация вскрытия костной полости), которая производилась в ритуальных целях. Видимо, прав был В. Ленин, утверждавший: «Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно по­давлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой». По ископаемым останкам ученые смогли довольно точно установить продол­жительность жизни в каменном веке: в большинстве случаев она не пре­вышала 30 лет. До более зрелого возраста люди доживали в исключи­тельных случаях. В борьбе с природой первые Ноmо sapiens погибали, не успевая состариться. Крайне низкая продолжительность жизни сохра­нялась на том же уровне вплоть до Возрождения.

Самыми древнейшими людьми были архантропы, появившиеся около 2 миллионов лет назад. В отличие от австралопитеков они окончательно вста­ли на ноги, имели свободную кисть с отстоящим большим пальцем и более развитый мозг. Способные к тонким трудовым операциям, наряду с собира­тельством и рыболовством, архантропы занимались охотой, добывали огонь, изготавливали простейшие каменные орудия. Именно в тот период человек об­рел членораздельную речь, примитивное мышление и сознание. Собирая рас­тения для пропитания, древнейшие люди познавали их целебные свойства, по­степенно вырабатывая методы траволечения. В процессе антропогенеза (эволюционного формирования физического типа) происходило становление человеческого общества. Хромой питекантроп с острова Ява, очевид­но, не Мог существовать без поддержки сородичей. Однако он прожил много лет, оставаясь калекой. Следовательно, его не только лечили, но и заботи­лись о нем, предоставляя кров, огонь, пищу.

Архантропы не знали погребений и связанных с ними ритуальных обрядов. Культовые церемонии появились в общинах древних людей ­палеоантропов (неандертальцев), обитавших на планете 200-350 тысяч лет назад. В тот период произошел переход от человеческого стада к первобытной родовой общине, то есть начали формироваться некоторые черты цивилизации. Палеоантропы жили в постоянных стойбищах, в ис­кусственно сооружаемых жилищах. Они уже имели определенную культу­ру, выражавшуюся в первых гигиенических навыках: грели воду, утепляли хижины, шили теплую одежду. Благодаря этому люди пережили леднико­вый период и даже был расширен ареал обитания, расселившись на обшир­ных территориях Северной Евразии.

Неандертальцы продолжали заботиться о больных, опекая даже ле­жачих «стариков». В пещере Ла Шапель-о-Сен найден скелет мужчины, умершего в преклонном возрасте - в 45 лет. О тяжести его физического состояния свидетельствуют такие болезни, как деформирующий артрит по­звоночника, перелом бедра и артрит нижней челюсти. Еще более удиви­тельными находками отмечена пещера Шанидар (Ирак). На одном из мужских черепов выявлена деформация стенки глазничной впадины, что свидетельствует о том, что человек был, слеп на левый глаз. Расцвет первобытного общества относится к эпохе верхнего палеоли­та, когда уже завершился антропогенез, обусловив резкий подъем произво­дительных сил и развитие социальных отношений. Ранние родовые общины были группой равноправных людей, где женщина имела равные права и могла быть выбрана главой рода. Родоначальница, хранительница очага, она заботилась о благополучии и здоровье сородичей, занимаясь врачеванием, впрочем, наравне с остальными членами общины. Археологи обнаружили многочисленные свидетельства культа матери-прародитель­ницы, так называемые каменные бабы, ко­торые у славянских народов именовались берегинями. Несмотря на то, что история не сохранила данных о первобытных врачевательницах, их существование косвенно подтверждается в легендах разных народов.

Бурный период истории, известный под названием «неолитическая революция», характеризовался зарождение земледелия, разведением до­машних животных, транспорта (телеги и лодки), добычей камня и освое­нием строительства из кирпича. Продолжая оставаться коллективным за­нятием, медицина того времени развивалась в соответствии, с разумным и мистическим миропониманием. Результатом рационального взаимодействия с природой являлось применение в лечении лекарственных растений. Так, при нарушении пищеварения использовалась эвкалиптовая смола, лукови­цы орхидеи, касторовое масло.

Медицинские знания, полученные от предков, в неолите были еще весьма ограниченными. Люди понимали свое бессилие перед грозной силой природы, пытаясь объяснить происходящее вокруг, а также внутри себя действием фантастических сил. Именно так возникли первые религиозные представления, отразившиеся на методах врачевания. Вера в присутствие взаимосвязи между человеком и определенным видом животного или растения называется тотемизмом(от алгонкинского «от-отем», - «его род»). Верования в период ранней родовой общины относились, прежде всего, к зоототемизму, то есть к по­читанию животных. Зверю поклоня­лись как отцу или старшему брату, искали у него защиты от бед и бо­лезней. Каждый род носил имя его тотема. Священное животное запрещалось убивать и употреблять в пи­щу. Неизбежным следствием тотемизма сталфетишизм(от португ. fetico «амулет, талисман»), выражавшийся в обожествлении неодушевленных предметов. Вначале это явление имело материальную основу, проявляясь в почитании привычных бытовых вещей, например посуды, оружия, плодо­носящих деревьев. Немного позднее фетишизм обрел идеалистичное нача­ло. Культовые предметы изготавливались специально, получив распростра­нение в виде амулетов и талисманов из дерева, камня или человеческих костей. Согласно верованиям первобытных людей, они оберегали охотника от нападения зверя, защищали род от страшных болезней или нападения врагов. Известно, что в Северной Африке тотемом был буйвол, в Сиби­ри - медведь, в Греции - козел, в Индии, как в древности, так и в наше время, священным животным считается корова.

Более поздним представлением стал анимизм(от лат. апimus «душа, дух»). Одухотворение природы, вера в душу, духов: злые и доб­рые силы напрямую связаны с культом умерших предков. Первобытные обряды погребения в настоящее время не забыты аборигенами Австра­лии, своеобразно повторяются на островах Океании, в племенах Цент­ральной Африки и Южной Америки. Составной частью анимизма являетсямагия(от греч. mageia) - вера в возможность человека действовать на других людей, предметы, стихии. В попытке объяснить сложные явления природы люди неолита выработали специальные приемы, магические действия, якобы помогавшие изменить погоду, определить удачу на охоте, а также исцелить больного.

Лечебная магия, выражавшаяся во вра­чевании, основанном на культовой практи­ке, на заре своего существования была дос­тупна любому члену общины. Простейшие ритуалы не требовали специальных знаний и совершались каждым, кому требовалась защита сверхъестественных сил. В жилищах позднего палеолита обряды проходили в специально отведенных местах. Святилища ус­траивали обычно в глубине пеще­ры, разрисовывая стены изображе­ниями тотема.

В пиренейских пещерах сохра­нились рисунки, исполненные бо­лее 20 тысяч лет назад. Наскаль­ные картины изображают целителя, облаченного в шкуру медведя, с ро­гами оленя на голове. Рисунок на стенах пещеры Трех Братьев (Колдун из пещеры Трех Братьев - территория современной Франции) передает небольшое черно-белое изоб­ражение «колдуна» в виде согнутой фигуры с человеческими ногами, звериными лапами, хвостом и длинной бородой.

В течение веков зоототемизм преобразовывался в культ предков-по­кровителей рода мужского пола. В этот период всеобщим уважением пользовался мужчина, источник материальных благ, занимавшийся охотой, скотоводством, земледелием. В условиях развитого общинного хозяйства женщина утратила свое высокое положение, став «кроткой» помощницей мужа. Возглавлять племя теперь мог только мужчина; должность старей­шины передавалась по наследству. Отдельные черты матриархата сохра­нились только в Египте и Хеттском царстве, где престол передавался по женской линии. Для того чтобы занять трон, наследникам правителя пред­писывалось вступать в брак с сестрами, дочерьми или мачехами.

Религиозные верования отразились на представлении о причинах не­дугов: болезнь представлялась происками духа умершего предка, посе­лившегося в теле человека. В честь покойного главы рода устраивались праздники, создавались памятники - тотемные столбы. Согласно убеж­дениям первобытных людей, сохранив уважение к умершему предку, род обеспечивал себе благополучие и защиту от болезней. В неолите основ­ным приемом врачевания было изгнание злой силы, причем этот про­цесс проводился вполне естественными средствами.

Вопросы для тестового контроля

studfiles.net

Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание

Семинарское занятие №1ТЕМА: Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание.

Цель обучения: ознакомить со структурой проведения практического занятия, показать значимость данной темы в системе медицинских знаний, ознакомиться с этапами становления врачевания в первобытном обществе.

Место проведения занятия: учебная комната.

Оснащение занятия: демонстрируются фотографии, книги по истории медицины, старинные издания.

План занятия:

Этап занятия Время (мин)
Водное слово преподавателя 10
Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию 30
Устное собеседование по теме занятия 50
Перерыв 20
Лекция-беседа 60
Подведение итогов, заключительное слово преподавателя 10
Изучение данного материала: лекция-беседа

Контроль знаний:

  • Тестирование тематическое
  • Устное собеседование
Вопросы к занятию:
  1. Назовите классификацию истории медицины по периодам, предложенную Т.С. Сорокиной.
  2. Перечислите периоды, которые пережила первобытно-родовая община. Причины перехода от матриархата к патриархату.
  3. Охарактеризуйте понятие «неолитическая революция».
  4. Дать общую характеристику развития и становление медицины в первобытно-общинный строй
  5. Какие особенности в период неолита имела первобытная медицина (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия).

Подведение итогов занятия: самоанализ и самооценка студента.

Домашнее задание: подготовка к следующему практическому занятию, подготовка тематических докладов.

Доклады к следующему занятию:

  • «Аюр Веда» - основной труд о медицине древней Индии.
  • Тибетская медицина
  • Бог медицины древнего Египта Имхотеп.
  • Талмудистская медицина
  • Иглоукалывание в практике врачей древнего Китая
  • Закон Хаммурапи

Материал для подготовки к занятиям:

  • Учебник Ю.П. Лисицын «История медицины» 2004 год.
  • Лекционный материал
  • Дополнительная литература (по представленному кафедрой списку).

Теоретическая основа:

  1. Введение.
История медицины – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Врачебная деятельность проходила на фоне общеисторического развития общества, формируясь по законам, единым для всякой науки. На примерах борьбы различных школ и умений, неразумного отрицания или поспешного принятия великих открытий (кровообращение, наркоз, антисептика, оспопрививание, открытие возбудителей болезни) прослеживается связь медицины с общественной жизнью.

Поэтому каждому, кто желает стать полноценным профессиональным специалистом, необходимо понимать, на сколько важен предмет, который вы начинаете изучать. В процессе изучения вы встретитесь с интереснейшими фактами в становлении и развитии современной медицины. Знание истории медицины позволит прогнозировать, изыскивать какие-то «новые» идеи. Анализ и синтез накопленных знаний позволит избежать повторения уже свершенных ошибок. Зная периодику, хронологию и логику истории, можно прогнозировать развитие медицины, подходящие для современного самосознания и претворять их в жизнь.

Существует оригинальная классификация современной медицины, (предложенная Сорокиной) которая разделена на три большие группы: народная, традиционная, научная.

В древности лечение было занятием коллективным; «врачом» в определенных обстоятельствах мог стать любой общинник. В качестве лекарств использовались средства растительного, животного и минерального происхождения. Народная медицина не дошла до наших времен в первозданном виде. Многое утрачено, уничтожено. Рациональные и приемлемые в любых обстоятельствах методы древних знахарей соседствуют с негативным опытом, возникшим в результате ошибочного миропонимания. Если магические ритуалы безвозвратно ушли в прошлое, то проверенное временем траволечение прочно вошло в арсенал современных терапевтов.

Традиционная медицина появилась около 3 тыс. лет назад. В качестве примера можно назвать Аюрведу, китайскую лечебную практику, методы тибетских монахов. Возникнув как результат развития цивилизаций, естественно развиваясь в рамках собственной культуры, традиционные способы терапии возможны и эффективны только в условиях определенной культуры. Многовековой опыт, накоплены за длительный период развития медицины, передается от учителя к ученику.

Период развития научной медицины укладывается всего в несколько столетий. Это понятие еще более узкое, хотя интернациональность, динамичность и обоснованность научных методов открывают перед человечеством широкие перспективы.

  1. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание.
Первые признаки медицинской помощи обнаружены в период первобытно-общинного строя. Первобытно-родовая община пережила два периода: матриархат и патриархат. Переход к патриархату осуществился, когда изменился образ жизни людей: больше стали заниматься охотой, а охота – удел мужчин. Первобытно-общинная эпоха в истории человечества длилась сотни тысяч лет. Именно в этот период стала развиваться народная медицина. Немногим более 200 лет назад ученые считали древнего человека абсо­лютно здоровым, а появление болезней относили к издержкам цивилиза­ции. Столь категоричное утверждение сформировалось под воздействием старинных преданий, где рассказывалось о том, что в самую раннюю пору человеческого существования люди уподоблялись богам. Оставаясь вечно молодыми, обитатели Земли жили беспечно и весело, не зная забот и печа­лей; даже смерть приходила к ним как сладкий сон. Античные философы называли период зарождения человечества золотым веком.

Палеопатологи отметили наличие у первобытного человека сердечно­сосудистых заболеваний. Атеросклеротические бляшки обнаружены у му­мий коренных жителей Северной Америки, захороненных на территории и штата Кентукки в США. Древние люди умирали от опухолей, туберкулеза и даже страдали кариесом. На скелетах древнего человека чаще всего встречаются травматические дефекты. Травмы могли быть получены во время охоты или в результате трепанации (опе­рация вскрытия костной полости), которая производилась в ритуальных целях. Видимо, прав был В. Ленин, утверждавший: «Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно по­давлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой». По ископаемым останкам ученые смогли довольно точно установить продол­жительность жизни в каменном веке: в большинстве случаев она не пре­вышала 30 лет. До более зрелого возраста люди доживали в исключи­тельных случаях. В борьбе с природой первые Ноmо sapiens погибали, не успевая состариться. Крайне низкая продолжительность жизни сохра­нялась на том же уровне вплоть до Возрождения.

Самыми древнейшими людьми были архантропы, появившиеся около 2 миллионов лет назад. В отличие от австралопитеков они окончательно вста­ли на ноги, имели свободную кисть с отстоящим большим пальцем и более развитый мозг. Способные к тонким трудовым операциям, наряду с собира­тельством и рыболовством, архантропы занимались охотой, добывали огонь, изготавливали простейшие каменные орудия. Именно в тот период человек об­рел членораздельную речь, примитивное мышление и сознание. Собирая рас­тения для пропитания, древнейшие люди познавали их целебные свойства, по­степенно вырабатывая методы траволечения. В процессе антропогенеза (эволюционного формирования физического типа) происходило становление человеческого общества. Хромой питекантроп с острова Ява, очевид­но, не Мог существовать без поддержки сородичей. Однако он прожил много лет, оставаясь калекой. Следовательно, его не только лечили, но и заботи­лись о нем, предоставляя кров, огонь, пищу.

Архантропы не знали погребений и связанных с ними ритуальных обрядов. Культовые церемонии появились в общинах древних людей ­палеоантропов (неандертальцев), обитавших на планете 200-350 тысяч лет назад. В тот период произошел переход от человеческого стада к первобытной родовой общине, то есть начали формироваться некоторые черты цивилизации. Палеоантропы жили в постоянных стойбищах, в ис­кусственно сооружаемых жилищах. Они уже имели определенную культу­ру, выражавшуюся в первых гигиенических навыках: грели воду, утепляли хижины, шили теплую одежду. Благодаря этому люди пережили леднико­вый период и даже был расширен ареал обитания, расселившись на обшир­ных территориях Северной Евразии.

Неандертальцы продолжали заботиться о больных, опекая даже ле­жачих «стариков». В пещере Ла Шапель-о-Сен найден скелет мужчины, умершего в преклонном возрасте - в 45 лет. О тяжести его физического состояния свидетельствуют такие болезни, как деформирующий артрит по­звоночника, перелом бедра и артрит нижней челюсти. Еще более удиви­тельными находками отмечена пещера Шанидар (Ирак). На одном из мужских черепов выявлена деформация стенки глазничной впадины, что свидетельствует о том, что человек был, слеп на левый глаз. Расцвет первобытного общества относится к эпохе верхнего палеоли­та, когда уже завершился антропогенез, обусловив резкий подъем произво­дительных сил и развитие социальных отношений. Ранние родовые общины были группой равноправных людей, где женщина имела равные права и могла быть выбрана главой рода. Родоначальница, хранительница очага, она заботилась о благополучии и здоровье сородичей, занимаясь врачеванием, впрочем, наравне с остальными членами общины. Археологи обнаружили многочисленные свидетельства культа матери-прародитель­ницы, так называемые каменные бабы, ко­торые у славянских народов именовались берегинями. Несмотря на то, что история не сохранила данных о первобытных врачевательницах, их существование косвенно подтверждается в легендах разных народов.

Бурный период истории, известный под названием «неолитическая революция», характеризовался зарождение земледелия, разведением до­машних животных, транспорта (телеги и лодки), добычей камня и освое­нием строительства из кирпича. Продолжая оставаться коллективным за­нятием, медицина того времени развивалась в соответствии, с разумным и мистическим миропониманием. Результатом рационального взаимодействия с природой являлось применение в лечении лекарственных растений. Так, при нарушении пищеварения использовалась эвкалиптовая смола, лукови­цы орхидеи, касторовое масло.

Медицинские знания, полученные от предков, в неолите были еще весьма ограниченными. Люди понимали свое бессилие перед грозной силой природы, пытаясь объяснить происходящее вокруг, а также внутри себя действием фантастических сил. Именно так возникли первые религиозные представления, отразившиеся на методах врачевания. Вера в присутствие взаимосвязи между человеком и определенным видом животного или растения называется тотемизмом (от алгонкинского «от-отем», - «его род»). Верования в период ранней родовой общины относились, прежде всего, к зоототемизму, то есть к по­читанию животных. Зверю поклоня­лись как отцу или старшему брату, искали у него защиты от бед и бо­лезней. Каждый род носил имя его тотема. Священное животное запрещалось убивать и употреблять в пи­щу. Неизбежным следствием тотемизма стал фетишизм (от португ. fetico «амулет, талисман»), выражавшийся в обожествлении неодушевленных предметов. Вначале это явление имело материальную основу, проявляясь в почитании привычных бытовых вещей, например посуды, оружия, плодо­носящих деревьев. Немного позднее фетишизм обрел идеалистичное нача­ло. Культовые предметы изготавливались специально, получив распростра­нение в виде амулетов и талисманов из дерева, камня или человеческих костей. Согласно верованиям первобытных людей, они оберегали охотника от нападения зверя, защищали род от страшных болезней или нападения врагов. Известно, что в Северной Африке тотемом был буйвол, в Сиби­ри - медведь, в Греции - козел, в Индии, как в древности, так и в наше время, священным животным считается корова.

Более поздним представлением стал анимизм (от лат. апimus «душа, дух»). Одухотворение природы, вера в душу, духов: злые и доб­рые силы напрямую связаны с культом умерших предков. Первобытные обряды погребения в настоящее время не забыты аборигенами Австра­лии, своеобразно повторяются на островах Океании, в племенах Цент­ральной Африки и Южной Америки. Составной частью анимизма является магия (от греч. mageia) - вера в возможность человека действовать на других людей, предметы, стихии. В попытке объяснить сложные явления природы люди неолита выработали специальные приемы, магические действия, якобы помогавшие изменить погоду, определить удачу на охоте, а также исцелить больного.

Лечебная магия, выражавшаяся во вра­чевании, основанном на культовой практи­ке, на заре своего существования была дос­тупна любому члену общины. Простейшие ритуалы не требовали специальных знаний и совершались каждым, кому требовалась защита сверхъестественных сил. В жилищах позднего палеолита обряды проходили в специально отведенных местах. Святилища ус­траивали обычно в глубине пеще­ры, разрисовывая стены изображе­ниями тотема.

В пиренейских пещерах сохра­нились рисунки, исполненные бо­лее 20 тысяч лет назад. Наскаль­ные картины изображают целителя, облаченного в шкуру медведя, с ро­гами оленя на голове. Рисунок на стенах пещеры Трех Братьев (Колдун из пещеры Трех Братьев - территория современной Франции) передает небольшое черно-белое изоб­ражение «колдуна» в виде согнутой фигуры с человеческими ногами, звериными лапами, хвостом и длинной бородой.

В течение веков зоототемизм преобразовывался в культ предков-по­кровителей рода мужского пола. В этот период всеобщим уважением пользовался мужчина, источник материальных благ, занимавшийся охотой, скотоводством, земледелием. В условиях развитого общинного хозяйства женщина утратила свое высокое положение, став «кроткой» помощницей мужа. Возглавлять племя теперь мог только мужчина; должность старей­шины передавалась по наследству. Отдельные черты матриархата сохра­нились только в Египте и Хеттском царстве, где престол передавался по женской линии. Для того чтобы занять трон, наследникам правителя пред­писывалось вступать в брак с сестрами, дочерьми или мачехами.

Религиозные верования отразились на представлении о причинах не­дугов: болезнь представлялась происками духа умершего предка, посе­лившегося в теле человека. В честь покойного главы рода устраивались праздники, создавались памятники - тотемные столбы. Согласно убеж­дениям первобытных людей, сохранив уважение к умершему предку, род обеспечивал себе благополучие и защиту от болезней. В неолите основ­ным приемом врачевания было изгнание злой силы, причем этот про­цесс проводился вполне естественными средствами.

Вопросы для тестового контроля 1. Из каких этапов состоит процесс исторического развития общества

1. первобытно-общинный

2. рабовладельческий

3. феодальный

4. новая история

5. новейшая история2. Из каких разделов состоит история медицины?

1. общая, частная

2. частная,

3. общая3. Вера в духов и в души называется:

1.тотемизмом

2.анимизмом

3.фетишизмом4. Сколько периодов пережила первобытно-родовая община:

1.-3

2.-4

3.-25. Непосредственным олицетворением и возвеличиванием явлений природы называется:

1.тотемизмом

2.анимизмом

3.фетишизмом6. Средняя продолжительность жизни древнего человека составляла:

1. 30-40 лет

2. 50 лет

3. 20-30 лет7. Как называли каменную бабу эпохи матриархата?

1. берегиня

2. мать-прародительница

3. родильница8. «Мой род» от индейского слова означает:

1. фетишизм

2. идеализм

3. тотемизм9. Какое из ниже перечисленных определений понятия «народная медицина» является верным?

1. Методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке установленном в законодательстве РФ

2. Система знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продления жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека.10. Кто является автором одной из крылатой фразы «Светя другим – сгораю сам»?

1. Ф. Рьюиш

2. А. Визалий

3. Н. Тюльп11. Перечислите этапы развития истории медицины

1. первобытное общество

2. рабовладельческое общество

3. эпоха средневековья

4. новое время

5. новейшая история12. Какие периоды переживала первобытно-родовая община

1. матриархат

2. идеализм

3. патриархат13. Причина перехода от матриархального уклада родовой общины к патриархальному:

1. изменение образа жизни людей

2. увеличение количества мужчин в родовой общине

3. уменьшение количества женщин в родовой общине.14. Был ли первобытный человек абсолютно здоровым?

1. Да

2. Нет15. Выберете верную характеристику понятия «неолитическая революция»:

1. зарождение земледелия, разведением до­машних животных, транспорта (телеги и лодки), добычей камня и освое­нием строительства из кирпича.

2. архантропы занимались охотой, добывали огонь, изготавливали простейшие каменные орудия. Именно в тот период человек об­рел членораздельную речь, примитивное мышление и сознание.16. Великим открытием первобытно-общинной эпохи после бронзы и железа стало:

1. добыча огня

2. выявление ядовитых растений эмпирическим путем

3. добыча каменной соли. 17. В какую эпоху начала развиваться народная медицина:

1. первобытно-общинную эпоху

2. рабовладельческую эпоху18. Каким путем накапливались знания в эпоху первобытных общин:

1. эмпирическим

2. теологическим

3. практическим

4. научным19. В какой период возникает культ животного – тотема (тотемизм):

1. раннего матриархата

2. позднего матриархата

3. патриархата20. Выберите верное определение понятия палеопатология:

1. наука о болезнях и травмах древнего человека.

2. правила проведения раскопок останков древнего человека. 21. В какой период первобытного строя возник культ предка – мужчины:

1. матриахата

2. патриархата

3. народной медицины22. Выберите верное утверждение, характеризующее понятие демонологическая медицина:

1. это добрые духи, охраняющие людей, заботящихся об их благополучии и здоровье

2. это злые духи, способные вызывать болезни, от которых нужно защищаться. 23. В деятельности знахарей, лекарей использовались методы познания народного опыта:

1. эмпирические и религиозные

2. эмпирические и практические

3. практические и религиозные24. Какие древние приемы лечения сохранились и используются в народной медицине:

1. кровопускания

2. лечение травами

3. все перечисленное25. Перечислите лекарственные средства растительного происхождения, дошедшие до наших дней и используемые для лечения сердечно-сосудистых заболеваний:

1. наперстянка

2. пустырник

3. валериана

4. чистотел26. Каким законодательным актом регулируется в настоящее время народная медицина:

1. основы законодательства об охране здоровья граждан РФ

2. конвенция о правах человека

3. конституция РФ27. Назовите статью «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», регулирующая право занятия народной медициной

1. ст. 57

2. ст. 101

3. ст. 3728. Назовите строй, пришедший на смену первобытно-общинного:

1. рабовладельческий строй

2. демократический строй

3. капиталистический строй

4. феодальный строй.29. В какое время зародилась традиционная медицина:

1. около 3 тыс. лет назад

2. около 5 тыс. лет назад

3. около 10 тыс. лет назад30. Самыми древнейшими людьми были:

1. австралопитеки

2. архантропы

3. неандертальцы31. Назовите период перехода от человеческого стада к первобытно-родовой общине:

1. 200-350 тыс. лет назад

2. 500-600 тыс. лет назад

3. 1 млн. лет назад32. Какими методами изучается история развития человечества:

1. археология

2. палеонтология

3. народный фольклор

4. статистическое исследование

5. этнография.33. характер и уровень развития медицины определяются:

1. материальными условиями жизни общества

2. уровнем развития производственных сил и производственных отношений

3. уровнем развития экологии.34. История медицины показывает:

1. как в ходе деятельности людей возникали и развивались практические умения и навыки лечения,

2. как происходило распознавание болезней и сохранение здоровья

3. переодизация исторических эпох35. Возраст первобытно общинной формации составляет:

1. более 2 млн. лет

2. более 1000 лет

3. более 100 лет.36. Что способствовало возникновению культа предка – мужчины:

1. развитие скотоводства

2. развитие охоты

3. развитие земледелия

4. развитее судостроительства 37. Одними из древних видов медицинской

помощи являются:

1. родах и уход за новорожденными детьми,

2. лечение детских болезней и предупреждение их

3. переливание крови38. Где зародилась первая цивилизация:

1. в Африке

2. в Америке

3. в Европе39. Где впервые были найдены наскальные рисунки, отображающие жизненедеятельность первобытного человека:

1. Франция

2. Германия

3. Египет 40. Перечислите, какие первобытные орудия труда и охоты использовались древним человеком:

1. копья

2. стрелы

3. молоты

h.120-bal.ru


Смотрите также