Презентация счет у первобытных людей. Коснпект и презентация к уроку математики "Как люди научились считать"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация на тему: Нумерации разных народов и их возникновение. Презентация счет у первобытных людей


Презентация "Счет и цифры с древнейших времен до современности"

«Счет и цифры с древнейших времен до современности » Выполнил: уч. 5В класса --------------- Гербут Максим Руководитель: учитель математики Дингес Н.А. -----

«Счет и цифры с древнейших времен до современности »

Выполнил: уч. 5В класса ---------------

Гербут Максим

Руководитель: учитель математики

Дингес Н.А. -----

Цель: Изучить историю возникновения счета Символы, использующиеся для записи чисел Цифры вчера и сегодня Ненаучные гипотезы начертания арабских цифр Употребление чисел в математических стихах, пословицах и крылатых выражениях

Цель:

  • Изучить историю возникновения счета
  • Символы, использующиеся для записи чисел
  • Цифры вчера и сегодня
  • Ненаучные гипотезы начертания арабских цифр
  • Употребление чисел в математических стихах, пословицах и крылатых выражениях
Как люди научились считать Первобытные люди не знали счета. Их учителем была сама жизнь.

Как люди научились считать

Первобытные люди не знали счета. Их учителем была сама жизнь.

Как люди научились считать Наш далекий предок сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей – одного оленя. Это было соотношение как «один» и «много». Специальные названия чисел имелись только для одного и двух. 3 - это два и один, 4 -это два и два.

Как люди научились считать

Наш далекий предок сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей – одного оленя. Это было соотношение как «один» и «много». Специальные названия чисел имелись только для одного и двух. 3 - это два и один, 4 -это два и два.

Как люди научились считать Развитие счета пошло быстрее, когда человек обратился к своим пальцам рук и ног. Указательный палец сыграл роль единицы, одна пятерня – пять, две - десять, пятнадцать – это две руки и нога, двадцать - говорили «человек» (две руки и две ноги). Пальцевой счет приводил к упорядочению счета и упрощению словесного выражения. Пальцы были первыми выражениями чисел. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Следы счета на пальцах сохранились во многих странах. В Китае и Японии предметы обихода считают пятерками и десятками. Во Франции в ходу счет двадцатками.

Как люди научились считать

Развитие счета пошло быстрее, когда человек обратился к своим пальцам рук и ног. Указательный палец сыграл роль единицы, одна пятерня – пять, две - десять, пятнадцать – это две руки и нога, двадцать - говорили «человек» (две руки и две ноги).

Пальцевой счет приводил к упорядочению счета и упрощению словесного выражения. Пальцы были первыми выражениями чисел. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Следы счета на пальцах сохранились во многих странах. В Китае и Японии предметы обихода считают пятерками и десятками. Во Франции в ходу счет двадцатками.

Как люди научились считать По мере развития цивилизации потребность в счете стала необходимостью. Для этого использовали разноцветные шнуры и завязывали узелки (в Перу, в древней Азии), а тот, кто завязывал их, называли «вспоминателем».

Как люди научились считать

По мере развития цивилизации потребность в счете стала необходимостью. Для этого использовали разноцветные шнуры и завязывали узелки (в Перу, в древней Азии), а тот, кто завязывал их, называли «вспоминателем».

Как люди научились считать Также делали зарубки на дереве или кости, использовали камешки, (кстати, слово «калькулятор» произошло от латинского «калькулюс», что означает камень).

Как люди научились считать

Также делали зарубки на дереве или кости, использовали камешки, (кстати, слово «калькулятор» произошло от латинского «калькулюс», что означает камень).

Как люди научились считать Кроме этого изготавливали различные предметы. Так, 8 тысяч лет назад, древние пастухи делали из глины кружки. Сколько овец в загоне – столько кружков, для других животных были другие фигурки. Все это делало счёт утомительным, а хранение рулонов папирусов, тяжёлых глиняных предметов, верёвок с узелками – неудобным. Первые счетные приборы привели к образованию первых систем счисления.

Как люди научились считать

Кроме этого изготавливали различные предметы. Так, 8 тысяч лет назад, древние пастухи делали из глины кружки. Сколько овец в загоне – столько кружков, для других животных были другие фигурки. Все это делало счёт утомительным, а хранение рулонов папирусов, тяжёлых глиняных предметов, верёвок с узелками – неудобным. Первые счетные приборы привели к образованию первых систем счисления.

Символы, использующиеся для записи чисел Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять. Эти черточки у них получались в виде клиньев, они писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали. Вот так выглядели эти дощечки.

Символы, использующиеся для записи чисел

Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять. Эти черточки у них получались в виде клиньев, они писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали. Вот так выглядели эти дощечки.

Символы, использующиеся для записи чисел Шло время, и вместо черточек и палочек стали использовать буквы. Из Древнего Рима пришла римская система, которая оказалась сложной для счета. Вот как бы выглядел пример вычисления римскими цифрами и современными: XXCLIV-MDCCLXIII=XVIIICCCXCI 20154-1763=18391

Символы, использующиеся для записи чисел

Шло время, и вместо черточек и палочек стали использовать буквы.

Из Древнего Рима пришла римская система, которая оказалась сложной для счета. Вот как бы выглядел пример вычисления римскими цифрами и современными:

XXCLIV-MDCCLXIII=XVIIICCCXCI

20154-1763=18391

Символы, использующиеся для записи чисел

Символы, использующиеся для записи чисел

Символы, использующиеся для записи чисел Римские цифры используются до сих пор: ими нумеруют главы в книге, циферблат часов. Римская десятичная система исчисления существовала в Европе до XIV века.

Символы, использующиеся для записи чисел

Римские цифры используются до сих пор: ими нумеруют главы в книге, циферблат часов.

Римская десятичная система исчисления существовала в Европе до XIV века.

Символы, использующиеся для записи чисел В Древнем Вавилоне длительно применялась шестидесятеричная система, остатки которой мы находим до сих пор в делении часа или градуса на 60 минут, а минуты – на 60 секунд.

Символы, использующиеся для записи чисел

В Древнем Вавилоне длительно применялась шестидесятеричная система, остатки которой мы находим до сих пор в делении часа или градуса на 60 минут, а минуты – на 60 секунд.

Символы, использующиеся для записи чисел Двенадцатеричная система к нам пришла из древности. 12 - это дюжина. Существует выражение «чертова дюжина» или число 13. Так вот, несчастливым оно стало потому, что на Тайной Вечери, включая Иисуса Христа, тринадцатым был Иуда Искариот.

Символы, использующиеся для записи чисел

Двенадцатеричная система к нам пришла из древности. 12 - это дюжина. Существует выражение «чертова дюжина» или число 13. Так вот, несчастливым оно стало потому, что на Тайной Вечери, включая Иисуса Христа, тринадцатым был Иуда Искариот.

Символы, использующиеся для записи чисел Сохранился обычай считать столовые приборы, сервиз, стулья в гарнитуре – числом 12 (дюжина), либо 6 - полдюжины. Сервиз из 12 дизайнерских тарелок

Символы, использующиеся для записи чисел

Сохранился обычай считать столовые приборы, сервиз, стулья в гарнитуре – числом 12 (дюжина), либо 6 - полдюжины.

Сервиз из 12 дизайнерских тарелок

Символы, использующиеся для записи чисел Славяне для обозначения чисел употребляли буквы, а чтобы не спутать с текстом, то спереди и сзади от числа ставили точки. Этот способ изображения числа называется цифирью! Над буквами для обозначения числа ставились специальные знаки-титлы.

Символы, использующиеся для записи чисел

Славяне для обозначения чисел употребляли буквы, а чтобы не спутать с текстом, то спереди и сзади от числа ставили точки.

Этот способ изображения числа называется цифирью! Над буквами для обозначения числа ставились специальные знаки-титлы.

Символы, использующиеся для записи чисел Для обозначения больших чисел они придумали свой оригинальный способ: Десять тысяч – тьма; десять тем – легион; десять легионов – леодр; десять леодров – ворон; десять воронов – колода. Становится понятным выражение, когда говорят, что комаров, например, целая тьма!

Символы, использующиеся для записи чисел

Для обозначения больших чисел они придумали свой оригинальный способ:

Десять тысяч – тьма;

десять тем – легион;

десять легионов – леодр; десять леодров – ворон; десять воронов – колода.

Становится понятным выражение, когда говорят, что комаров, например, целая тьма!

Символы, использующиеся для записи чисел Так кто же придумал цифры ? Казалось бы греки, которые создали математику, как науку, однако они не увлекались вычислениями и обозначали цифры , как и в Древней Руси. А индийцы любили вычислять и даже математические книги писали в стихах! Они первыми догадались, что значение цифры зависит от места её записи, значит, с помощью десяти цифр можно записать любое число! В Европу эти цифры попали благодаря арабам, а потому индийские цифры называют арабскими.

Символы, использующиеся для записи чисел

Так кто же придумал цифры ? Казалось бы греки, которые создали математику, как науку, однако они не увлекались вычислениями и обозначали цифры , как и в Древней Руси. А индийцы любили вычислять и даже математические книги писали в стихах! Они первыми догадались, что значение цифры зависит от места её записи, значит, с помощью десяти цифр можно записать любое число!

В Европу эти цифры попали благодаря арабам, а потому индийские цифры называют арабскими.

Символы, использующиеся для записи чисел Арабы упростили индийские цифры, они стали выглядеть вот так: Слово цифра нам досталась от арабов по наследству. Нуль, или «пусто», называли «сифра». Позднее все десять значков для записи чисел: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 назвали цифрами.

Символы, использующиеся для записи чисел

Арабы упростили индийские цифры, они стали выглядеть вот так:

Слово цифра нам досталась от арабов по наследству. Нуль, или «пусто», называли «сифра». Позднее все десять значков для записи чисел: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 назвали цифрами.

Цифры вчера и сегодня

Цифры вчера и сегодня

Ненаучные гипотезы начертания арабских цифр Одна из ненаучных гипотез происхождения начертания современных арабских цифр заключается в том, что количество углов соответствует числовому значению цифры.

Ненаучные гипотезы начертания арабских цифр

Одна из ненаучных гипотез происхождения начертания современных арабских цифр заключается в том, что количество углов соответствует числовому значению цифры.

Ненаучные гипотезы начертания арабских цифр А.С. Пушкин предложил свой вариант формы арабских чисел. Суть его в том, что все десять цифр, включая нуль, помещаются в магическом квадрате.

Ненаучные гипотезы начертания арабских цифр

А.С. Пушкин предложил свой вариант формы арабских чисел. Суть его в том, что все десять цифр, включая нуль, помещаются в магическом квадрате.

Употребление чисел в математических стихах, пословицах и крылатых выражениях Числа прочно вошли в нашу жизнь, они отображены в пословицах и поговорках: Один в поле- не воин Два сапога- пара Заблудиться в трёх соснах Идти на все четыре стороны Знать как свои пять пальцев Хоть одно чадо , хоть шесть все просят есть За семь вёрст киселя хлебать Весна да осень - на дню погод восемь За три девять земель, в три девятом царстве Десятая вода на киселе Ноль внимания

Употребление чисел в математических стихах, пословицах и крылатых выражениях

Числа прочно вошли в нашу жизнь, они отображены в пословицах и поговорках:

Один в поле- не воин

Два сапога- пара

Заблудиться в трёх соснах

Идти на все четыре стороны

Знать как свои пять пальцев

Хоть одно чадо , хоть шесть все просят есть

За семь вёрст киселя хлебать

Весна да осень - на дню погод восемь

За три девять земель, в три девятом царстве

Десятая вода на киселе

Ноль внимания

Употребление чисел в математических стихах, пословицах и крылатых выражениях Юмореска «Десять мудрецов» (Вл.Луговой) Однажды десять мудрецов решили пообедать. Один так жадно ел свой суп, что их осталось девять . Уснули девять мудрецов. Шел дождь. Стояла осень. Один из них так долго спал, что их осталось восемь . В гостях один из восьмерых остался насовсем. Пересчитайте мудрецов – теперь их стало семь . Семь мудрецов стояли в ряд. Один решил присесть. Колодец принял он за стул, и вот их стало шесть . Шесть мудрецов взялись подряд все доски обстрогать. Один улегся на верстак – и вот их стало пять . Пять мудрецов, как говорят, стреляли метко в тире. Один на цель навел приклад – и стало их четыре . Четверка дружных мудрецов отправилась на море. Они нырнули вчетвером, а вынырнули трое . Один из трех решил зайти проведать в клетке льва, но все же из троих в живых осталось целых два . Два мудреца брели в лесу средь сосен и осин. Один за дерево зашел. Домой пришел один .

Употребление чисел в математических стихах, пословицах и крылатых выражениях

Юмореска «Десять мудрецов» (Вл.Луговой)

Однажды десять мудрецов решили пообедать.

Один так жадно ел свой суп, что их осталось девять .

Уснули девять мудрецов. Шел дождь. Стояла осень.

Один из них так долго спал, что их осталось восемь .

В гостях один из восьмерых остался насовсем.

Пересчитайте мудрецов – теперь их стало семь .

Семь мудрецов стояли в ряд. Один решил присесть.

Колодец принял он за стул, и вот их стало шесть .

Шесть мудрецов взялись подряд все доски обстрогать.

Один улегся на верстак – и вот их стало пять .

Пять мудрецов, как говорят, стреляли метко в тире.

Один на цель навел приклад – и стало их четыре .

Четверка дружных мудрецов отправилась на море.

Они нырнули вчетвером, а вынырнули трое .

Один из трех решил зайти проведать в клетке льва,

но все же из троих в живых осталось целых два .

Два мудреца брели в лесу средь сосен и осин.

Один за дерево зашел. Домой пришел один .

Употребление чисел в математических стихах, пословицах и крылатых выражениях Интересным является употребление чисел в математических стихах: Пушкин Маяковский 17 30 48 Есенин 18 17! 18 16! 140 10 01 115 13 3006! 126 138 14 126 14 140 3 501. 90 17! 90 16! 132 17 43… 240 110! 526! 16 42 511 704 83.

Употребление чисел в математических стихах, пословицах и крылатых выражениях

Интересным является употребление чисел в математических стихах:

Пушкин

Маяковский

17 30 48

Есенин

18 17! 18 16!

140 10 01

115 13 3006!

126 138

14 126 14

140 3 501.

90 17! 90 16!

132 17 43…

240 110! 526!

16 42 511

704 83.

Вывод 1.Изобрести числа и цифры заставила сама жизнь. 2.Десять цифр позволяют записать любое число. 3.Современный мир использует арабские цифры. 4.Числа - это целый мир! «Все прекрасно благодаря числу» (Пифагор )

Вывод

1.Изобрести числа и цифры заставила сама жизнь. 2.Десять цифр позволяют записать любое число. 3.Современный мир использует арабские цифры. 4.Числа - это целый мир!

«Все прекрасно благодаря числу» (Пифагор )

multiurok.ru

Презентация по математике "Нумерации разных народов и их возникновение"

Презентация на тему: Нумерации разных народов и их возникновение

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Нумерации разных народов и их возникновение Описание слайда:

Нумерации разных народов и их возникновение

№ слайда 2 Наша цель: Узнать, какими же знаками и системами счисления пользовались древние Описание слайда:

Наша цель: Узнать, какими же знаками и системами счисления пользовались древние люди , египтяне, римляне, вавилоняне, арабы, и т. д.

№ слайда 3 Содержание Счет у первобытных народовЕгипетская нумерация Римская нумерация Слав Описание слайда:

Содержание Счет у первобытных народовЕгипетская нумерация Римская нумерация Славянская нумерацияАлфавитная нумерацияВавилонская нумерацияАрабская нумерация

№ слайда 4 Счет у первобытных народов Описание слайда:

Счет у первобытных народов

№ слайда 5 Появление счета Счет появился тогда, когда человеку потребовалось информировать Описание слайда:

Появление счета Счет появился тогда, когда человеку потребовалось информировать своих сородичей о количестве обнаруженных им предметов.

№ слайда 6 Первый счет Самым простым инструментом счета были пальцы на руках человекаС их п Описание слайда:

Первый счет Самым простым инструментом счета были пальцы на руках человекаС их помощью можно было считать до 5, а если взять две руки, то и до 10.

№ слайда 7 Появление десятичной системы счисления Одна из таких систем счета впоследствии и Описание слайда:

Появление десятичной системы счисления Одна из таких систем счета впоследствии и стала общеупотребительной - десятичная.

№ слайда 8 Например: 1 человек - это 20, 2 человека - это два раза по 20 и т.д. Описание слайда:

Например: 1 человек - это 20, 2 человека - это два раза по 20 и т.д.

№ слайда 9 Преимущества и неудобства Преимущества в том, что очень просто.Неудобства в том Описание слайда:

Преимущества и неудобства Преимущества в том, что очень просто.Неудобства в том ,что для счета нужны люди.

№ слайда 10 Египетская нумерация Описание слайда:

Египетская нумерация

№ слайда 11 История египетской нумерации Одна из древнейших нумераций египетская. До нас дош Описание слайда:

История египетской нумерации Одна из древнейших нумераций египетская. До нас дошли надписи, сохранившиеся внутри пирамид, на плитах и обелисках.

№ слайда 12 Возникновение Очень наглядной была система этих знаков у египтян. Египтяне приду Описание слайда:

Возникновение Очень наглядной была система этих знаков у египтян. Египтяне придумали эту систему около 5 000 лет тому назад. Это одна из древнейших систем записи чисел, известная человеку

№ слайда 13 Цифры Египта Как и большинство людей для счета небольшого количества предметов Е Описание слайда:

Цифры Египта Как и большинство людей для счета небольшого количества предметов Египтяне использовали палочки Каждая единица изображалась отдельной палочкойТакими путами египтяне связывали коров Если нужно изобразить несколько десятков, то иероглиф повторяли нужное количество раз. Тоже самое относится и к остальным иероглифам.Это мерная веревка, которой измеряли земельные участки после разлива Нила.Цветок лотосаПоднятый палец - будь внимателенголовастикУвидев такое число, обычный человек очень удивится и возденет руки к небу Египтяне поклонялись богу Ра, богу Солнца и, наверное,так изображали самое большое свое число

№ слайда 14 Например: Число 1 245 386 в древнеегипетской записи будет выглядеть Описание слайда:

Например: Число 1 245 386 в древнеегипетской записи будет выглядеть

№ слайда 15 Преимущества и неудобства Преимущества в том, что на тот момент не было лучше сч Описание слайда:

Преимущества и неудобства Преимущества в том, что на тот момент не было лучше счета.Неудобства в том ,что было тяжело писать.

№ слайда 16 Римская нумерация Описание слайда:

Римская нумерация

№ слайда 17 Возникновение Наиболее долговечной из древнейших цифровых систем оказалась римск Описание слайда:

Возникновение Наиболее долговечной из древнейших цифровых систем оказалась римская нумерация.Система римских цифр основана на употреблении особых знаков для десятичных разрядов .

№ слайда 18 Цифры Рима В римской нумерации 7 цифр. Какие числа они обозначают, показывает сл Описание слайда:

Цифры Рима В римской нумерации 7 цифр. Какие числа они обозначают, показывает следующая таблица:

№ слайда 19 Правило римской нумерации Если меньшее число стоит слева от большего, то вычитае Описание слайда:

Правило римской нумерации Если меньшее число стоит слева от большего, то вычитаем.Если меньшее число стоит справа от большего, то прибавляем.

№ слайда 20 Например: четыре записывается как IV, т. е. пять минус один, восемь — VIII (пять Описание слайда:

Например: четыре записывается как IV, т. е. пять минус один, восемь — VIII (пять плюс три), сорок—XL (пятьдесят минус десять), девяносто шесть—XCVI (сто минус десять плюс пять и плюс еще один) и т. д.

№ слайда 21 Преимущества и неудобства Преимущества эта нумерация очень удобна, даже в наше в Описание слайда:

Преимущества и неудобства Преимущества эта нумерация очень удобна, даже в наше время её используют.Неудобства в том ,что объёмное написание

№ слайда 22 Славянская кириллическая нумерация Описание слайда:

Славянская кириллическая нумерация

№ слайда 23 Возникновение Славянская кириллическая нумерация была создана по подобию греческ Описание слайда:

Возникновение Славянская кириллическая нумерация была создана по подобию греческой записи чисел греческими же монахами братьями Кириллом и Мефодием.До XVII века эта форма записи чисел была официальной на территории России, Белоруссии, Украины, Болгарии, Венгрии, Сербии и Хорватии.

№ слайда 24 Славянские цифры Описание слайда:

Славянские цифры

№ слайда 25 Правила написания Число 10000 опять обозначалось той же буквой, только без титла Описание слайда:

Правила написания Число 10000 опять обозначалось той же буквой, только без титла, но его уже обводили кружком.Чтобы различать буквы и цифры, над числами ставился особый значок — титло ( ~ ). Так можно было записывать числа до 999. Для больших чисел использовался знак тысяч , который ставился впереди символа, обозначавшего число.Для 10000 ставился кружок из точек.

№ слайда 26 Преимущества и неудобства Преимущества в том, легко считать. Она до сих пор испо Описание слайда:

Преимущества и неудобства Преимущества в том, легко считать. Она до сих пор используется в православных церковных книгах.Неудобства в том ,что тяжелые правила написания.

№ слайда 27 Алфавитная нумерация Описание слайда:

Алфавитная нумерация

№ слайда 28 Возникновение В середине V в. до н. э. появилась запись чисел нового типа, так н Описание слайда:

Возникновение В середине V в. до н. э. появилась запись чисел нового типа, так называемая алфавитная нумерация.

№ слайда 29 Например: Записи – все эквивалентны и означаютчисло 532. Описание слайда:

Например: Записи – все эквивалентны и означаютчисло 532.

№ слайда 30 Преимущества и неудобства Преимущества эта нумерация легка в счете.Неудобства эт Описание слайда:

Преимущества и неудобства Преимущества эта нумерация легка в счете.Неудобства эта нумерация тяжела в написании.

№ слайда 31 Вавилонская нумерация Описание слайда:

Вавилонская нумерация

№ слайда 32 Возникновение В древнем Вавилоне примерно за 40 веков до нашего времени создалас Описание слайда:

Возникновение В древнем Вавилоне примерно за 40 веков до нашего времени создалась позиционная нумерация, то есть такой способ записи чисел, при котором одна и та же цифра может обозначать разные числа, смотря по месту, занимаемому этой цифрой. В вавилонской поместной нумерации ту роль, которую у нас играет число 10, играет число 60, и потому эту нумерацию называют шестидесятеричной.

№ слайда 33 Вавилонская нумерация Первой известной нам позиционной системой счисления была ш Описание слайда:

Вавилонская нумерация Первой известной нам позиционной системой счисления была шестидесятеричная система вавилонян, возникшая примерно за 2500-2000 лет до н.э. Основанием ее служило число 60 следовательно, в ней должно было быть 60 цифр.

№ слайда 34 Например: Число 53 нужно было бы записать так:  Описание слайда:

Например: Число 53 нужно было бы записать так: 

№ слайда 35 Преимущества и неудобства Преимущества легко считать.Неудобства в том ,что объём Описание слайда:

Преимущества и неудобства Преимущества легко считать.Неудобства в том ,что объёмное написание.

№ слайда 36 Арабская нумерация Описание слайда:

Арабская нумерация

№ слайда 37 Возникновение Это, самая распространенная на сегодняшний день нумерация, которой Описание слайда:

Возникновение Это, самая распространенная на сегодняшний день нумерация, которой мы пользуемся в настоящее время.Применяемые в настоящее время цифры :сложились в Индии около 400 г.н.э Арабы стали пользоваться подобной нумерацией около 800 г.н.э., Арабские цифры:В России арабская нумерация стала использоваться при Петре I (до конца XVII века сохранилась славянская нумерация)

№ слайда 38 История Из арабского языка заимствовано и слово "цифра" (по-арабски "сыфр"), озн Описание слайда:

История Из арабского языка заимствовано и слово "цифра" (по-арабски "сыфр"), означающее буквально "пустое место" Это слово применялось для названия знака пустого разряда, и этот смысл сохраняло до XVIII века, хотя еще в XV веке появился латинский термин "нуль" (nullum - ничто).

№ слайда 39 Использовать на уроках занимательной математики в 5 классах гимназии №12.Спасибо Описание слайда:

Использовать на уроках занимательной математики в 5 классах гимназии №12.Спасибо за внимание!!!Презентацию подготовили:ученики 5Г класса гимназии № 12 Матюнина Анастасия, Кременевский Антон.

ppt4web.ru

Внеклассное занятие по математике "Из истории счета"

Разделы: Начальная школа

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Как люди научились считать?

Учитель: Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры, числа. А как считали древние люди, которые их не знали. Вот послушайте.

– Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Первобытные люди не знали счета, то есть не умели считать. Учиться им не у кого было, поэтому обучение их шло очень медленно, т.к. учителем первобытных людей была сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, наши предки научились из множества предметов выделять ОДИН. Из стаи волков – вожака, из стада оленей – одного оленя, из колоса с зернами – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как “ОДИН – МНОГО”.

Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки) привели человека к представлению о числе, наш предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если видел их много, то говорил – “много”.

Учиться считать требовала сама жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатинами – против берлоги, трех – с одной стороны и трех – с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще не было, он показывал на пальцах.

III. Как люди научились записывать числа

Специальные названия чисел имелись поначалу только для одного и двух. Название чисел указывают на их происхождение. Так у индейцев 2 – глаза, у тибетцев – крылья и т.д.

Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде обложенных ракушек и камешков или в виде узелков, завязанных на ремне или веревке.

…Вглядитесь внимательно в рисунок: какой-то человек поднял обе руки вверх. Ему было чему удивляться. Ведь он обозначил целый миллион. Такого человека рисовали древние египтяне, когда хотели изобразить миллион. Человек исполнял обязанности числа.

Очень разные и порою даже забавные были “цифры” у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим числом палочек (См. Приложение 1). А 10 обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы написать 15, надо было поставить 5 палочек и 1 подкову. И так до сотни. Для 1000 был придуман крючок, для 1 000 – значок в виде цветка. 10 000 обозначали рисунком пальца, 100 000 – лягушкой, 1 000 000 – знакомой фигуркой с поднятыми руками.

Значительно позднее цифры стали изображать иначе. Вот посмотрите римскую нумерацию: I – один, II – два… На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку в виде знака: V. Потом к V стали прибавлять по одной палочке: VI – шесть, VII – семь, VIII – ? А как короче записать 4? От пяти отнимали один, а записывали так: IV. Вы знаете, что10 – это две пятерки, поэтому в римской нумерации цифру “десять” изображали двумя V, иначе 2 пересекающиеся палочки: X.

Римские цифры употребляют довольно часто и в наши дни. Например, на часовом циферблате, в книгах, когда обозначают номер тома или главы. Но все же римская нумерация была не очень удобна для записи и выполнения арифметических действий. После того, как люди создали алфавит, во многих странах числа стали записывать, применяя буквы. Однако и буквенная нумерация была неудобна для обозначения большого числа.

Способ записи чисел всего несколькими знаками (десятью), который принят и теперь во всем мире, был создан в Древней Индии. Индийская система счета распространилась по Европе, а цифры получили название арабских.

IV. Знакомство с цифрами и числами

1. Цифра 1 – число 1.

Вот один иль единица, Очень тонкая как спица.

Магия числа: Философ и математик Пифагор и его единомышленники верили в магию числа. Они считали, что числа несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Была даже создана целая наука, в которой каждое имя имело свое число. Если имя сочетается с характером человека – это хорошо, если противоречит – плохо. Конечно, вера в счастливые и несчастливые числа уходит корнями в суеверие, но все равно интересно узнать, что ЕДИНИЦА – это символ славы и могущества, действия и честолюбия. С этим числом связано: уверенность в себе, такие понятия, как СМЕЛОСТЬ и ХРАБРОСТЬ. Но в то же время надо избегать непродуманных решений. Имена эти – Вера, Наташа, Оксана, Толя, Костя, Илюша и слава.

Один, или единица – это начало всех начал. Этому числу посвящено много стихов, загадок, скороговорок.

Послушайте стихотворение С. Михалкова “Первый раз”.

Все бывает в первый раз: Первый зуб и первый класс, Первая пятерка. Как начало первых драк Первый схваченный синяк, Первая касторка. День за днем, за годом год Человек живет, растет, Облик свой меняет, И под старость он подчас То, что было в первый раз, С грустью вспоминает.

А теперь “хитрые” задачки:

– Что легче? 1 кг ваты или 1 кг железа?

– Сколько? Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил 3 легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот поселок?

2. Цифра 2 – число 2.

А вот эта цифра 2. Полюбуйся какова: Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею.

Магия числа: Как утверждают древние греки, число 2 – это символ любви и равновесия. Число 2 – это мягкость, тактичность. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом. Имена этого числа: Ира, Саша, Лида, Вася, Коля.

Числу 2 тоже посвящено много стихов, загадок, скороговорок. Во многих крылатых словах и пословицах встречается двойка.

Как вы понимаете пословицы?

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Ум хорошо, а два лучше.

– А теперь “хитрые” задачки:

– Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

– Аня и Маша имеют фамилии Строгова и Добрина. Какую фамилию имеет каждая из девочек, если известно, что Маша и Добрина – одноклассницы?

(Аня Добрина и Маша Строгова).

3. Цифра 3 – число 3.

А вот это – посмотри Выступает цифра 3. Тройка – третий из значков, Состоит из двух крючков.

Магия числа: Долгое время число 3 для многих народов было символом полноты, счастливым числом. Число 3 стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках (Три поросенка, Три медведя…) ну, а что означает тройка как число имени? Это талант, веселость, указание на науку, на спорт, мир искусства. Так что Кати, Вити, Алеши, Димы и Феди, если вы это учтете, то обязательно придете к успеху.

Ребусы – карточки. (См. Приложение 3).

4. Цифра 4 – число 4

За тремя идут 4, Острый локоть оттопыря.

Магия числа: Древние считали четвертку символом устойчивости и прочности. Ани, Вадики, Пети, Светы и Зои! Знайте, что вас ждет успех в науке и технике. Вы трудолюбивы, надежны, стойки и честны.

Числам слагают и песни “Дважды два – четыре”. (Загадки с.138)

Число 4 представлено квадратом, четыре стороны которого означают четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух и Воду.

Возьмите в руки квадрат. Как из него построить 2 треугольника? А теперь один большой треугольник?

Посмотрите на квадраты. (См. Приложение 2). Во что можно превратить квадраты. Работа на листочках. (часы, картинка, кубик, замок, стул…)

5. Цифра 5 – число 5

А потом пошла плясать По бумаге цифра 5. Руку вправо протянула, Ножку круто извернула.

Магия числа: числу 5 Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. С этим, наверное, согласны и все школьники. А что ждет ребят с этими именами? Вова, Гриша, Валя, Нина, Марина, Виталий, Сережа, слушайте внимательно. Люди с числом “5” больше всего любят приключения и путешествия. Но лучших результатов в жизни можно достигнуть, если направить свою энергию на учебу. Так что не исключено, что из вас могут получиться крупные ученые. Дерзайте! Вперед к знаниям!

Возьмите 5 палочек, постройте из них 2 треугольника. Добавьте еще 1 палочку и постройте домик. Переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.

V. Итог урока

Много интересного узнали сегодня за урок. Впереди еще встреча с остальными числами.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация «Как люди научились считать?»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Как люди научились считать?

Слайд 2

У первобытных людей не было никаких инструментов, кроме топоров и палок, поэтому древние люди считать не умели.

Слайд 3

С появлением в жизни людей домашних животных появилась и необходимость знать, сколько голов скота есть у человека, сколько он может продать, а сколько использовать в пищу; сколько урожая собрали.

Слайд 4

Первые пастухи вели счёт с помощью различных предметовДелали зарубки и вязали узелкиПерекладывали камешки и ракушки

Слайд 5

Возникновение цифр

Слайд 6

Египет

Слайд 7

Майя

Слайд 8

Русь Православная

Слайд 9

Циферь

Слайд 10

Петр IТакой способ обозначения чисел по сравнению с принятой в Европе десятичной системой был очень неудобен. Поэтому Петр I ввел в России привычные для нас десять цифр, отменив буквенную цифирь.

Слайд 11

Начиная с XVI века, когда в Европе было развито книгопечатание, многие художники работали над созданием разнообразных типографских шрифтов, над формой цифр. Они старались придать им приятный для глаз вид. Но история цифр на этом не кончается. Например, совсем недавно в ряде стран стали использовать такую запись:1 2 3 4 5 6 7 8 9 0Чем же эти цифры лучше обычных? А тем, что у четных цифр «хвостики» идут вверх, а у «нечетных» - вниз. Теперь труднее спутать, скажем 2 и 5. Правда это нововведение широко не прижилось.

Слайд 12

А вот начертание цифр, которое знакомо каждому:Это изображение цифр связано с потребностями техники. Это цифры, записываемые на обороте почтового конверта. Цифры предназначены для электронной машины, сортирующей корреспонденцию.

Слайд 13

Системы управления очередью, табло вызова клиентов, (электронная очередь).    А вот еще одно изображение цифр знакомое каждому:Эти цифры можно видеть на калькуляторах, электронных часах, счетчиках и т.д.

Слайд 14

История цифр не закончена. Может следующую страничку напишите в ней ВЫ?

lusana.ru

Презентация на тему " Как люди научились записывать числа"

Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями - различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке.

Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и "обучение шло медленно.

Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей - одного оленя, из выводка плавающих уток - одну птицу, из колоса с зернами - одно зерно.

Поначалу они определяли это соотношение как "один" и "много".

Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: "Много". Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять, шесть и т. д.

Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатинами -- против берлоги, трех - с одной стороны и трех - с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах.

И ноги кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две- 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога - 15, две руки и две ноги - 20.

Следы счета на пальцах сохранились во многих странах. Так, в Китае и Японии предметы домашнего обихода (чашки, тарелки и др.) считают не дюжинами и полудюжинами, а пятерками и десятками. Во Франции и в Англии и поныне в ходу счет двадцатками.

Специальные названия чисел имелись - поначалу только для одного и двух. Числа же больше двух называли с помощью сложения: 3 - это два и один, 4 - это два да два, 5 - это два, еще два и один.

Названия чисел - у многих народов указывают на ; их происхождение.

infourok.ru

itrunonma / itrunonma / issues / #1456

Счет у первобытных людей презентация

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = Загрузить здесь: >>>>>> http://bobikdobrii.ru/?wat&keyword=%d1%81%d1%87%d0%b5%d1%82+%d1%83+%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b2%d0%be%d0%b1%d1%8b%d1%82%d0%bd%d1%8b%d1%85+%d0%bb%d1%8e%d0%b4%d0%b5%d0%b9+%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b7%d0%b5%d0%bd%d1%82%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f Ссылка на загрузку №2: >>>>>> http://bobikdobrii.ru/?wat&keyword=%d1%81%d1%87%d0%b5%d1%82+%d1%83+%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b2%d0%be%d0%b1%d1%8b%d1%82%d0%bd%d1%8b%d1%85+%d0%bb%d1%8e%d0%b4%d0%b5%d0%b9+%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b7%d0%b5%d0%bd%d1%82%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

Счет у первобытных людей презентация

Правда, сейчас цифрами называются все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Индейцы и народы Древней Азии при счете завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета Рис. Постепенное превращение первоначальных цифр в наши современные цифры От пальцевого счета пошли пятеричная система счисления одна рукадесятеричная две рукидвадцатеричная пальцы рук и ног. Они пользовались всего двумя цифрами. Начинаем мы считать,— Краснодар, 1972. Описание слайда: Пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Математикой пользовались наши предки. Этот способ обозначения цифр называется цифирью.

На протяжении нескольких поколений геометрия складывалась в стройную систему. Несколько важных открытий общего характера сделала Софья Ковалевская. При выборе вспомните, кого выбирали старейшиной древние люди. Описание слайда: В разных странах люди по-разному записывали числа.

Счет парами очень удобен, и не случайно у некоторых племён Австралии и Полинезии до самого последнего времени были только два числительных- один и два. Выступление с проектом в классе, школе. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах. Уже при более высоком уровне развития люди при счёте стали применять различные предметы. В деревнях употреблялись счёты в виде зарубок на палках. Сначала считали на пальцах. Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек — десять.

Счет у первобытных людей презентация

<p>Первоначальные представления о числе и форме. Правда это нововведение широко не прижилось. Над буквами, употребляемыми для обозначения чисел, ставились специальные знаки — титла. Урок математики в 1 классе проводился в рамках Дня науки.</p>

Это были первые счётные приборы, которые в конце концов привели к образованию различных систем счисления и к созданию современных счетных машин. Тестовое задание 3-5 минут - Второе задание тестовое: тест пускается по кругу и каждый член племени отвечает на 1 вопрос.

bitbucket.org

Коснпект и презентация к уроку математики "Как люди научились считать"

Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения чисел.

Задачи:

1. Развивать творчество и любознательность.

2. Воспитывать потребность в самостоятельном приобретении знаний, культуру мышления.

3. Развивать вычислительные навыки.

Конспект учебного занятия.

Орг. момент.

Сообщение темы и целей урока.

Беседа.

презентация к уроку математики Как люди научились считать

 (Показ 1 слайда)

 (Показ 2 слайда)

 - Первым людям, которые жили на Земле тысячи лет назад, было очень трудно научиться считать.

 Природные недостатки, преимущества и зависимость людей друг от друга связали и объединили их в племена, и с появлением устной речи древний человек стал человеком мыслящим. Первобытные люди представляли себе только конкретное количество каких - то определенных предметов. Например, пять пальцев, две руки, два глаза. Понятие о числе у разных народов Земли развивалось по - разному. Так у аборигенов Австралии имелось только три численных понятия: один, два и три, и для того, чтобы сказать пять, они говорили два и три. Все, что превосходило это понятие они называли просто словом много. Некоторые африканские племена до сих пор не имеют множественного числа, и вместо того, чтобы сказать две коровы, они говорят корова – корова, а если коров больше, - много коров.

 Постепенно у людей стала развиваться письменность. Цифры, условные знаки для обозначения чисел, в древнее время у разных народов имели различное начертание. (Показ 3 слайда).

 История Древнего Египта насчитывает несколько десятков тысячелетий - с 5000 г. до н. э. до IV в. н. э. В Египте жил послушный, терпеливый, трудолюбивый, упорный и выносливый народ. Египтяне смогли создать мощное, процветающее государство. Единственное, чего не смогли сделать древние египтяне, - развить свое иероглифическое письмо. И это было одной из загадок Древнего Египта. Египтяне, не развив свою письменность, удивительным образом смогли достичь больших успехов в арифметике, геометрии и других точных науках. В Древнем Египте считали десятками, но значки обозначавшие числа, использовались только для разрядов. (Показ 4 слайда).

 Древние греки были хорошими моряками и быстро усваивали знания, привезенные из других стран. В Древней Греции развивался демократический строй. Их умения рассуждать и доказывать повлияло на развитие страны и народов. (Показ 5 слайда).

 (Показ 6 слайда). Именно в Греции появилось название науки арифметика (в переводе – простейшие действия, производимые с числами).

 Первые мореплаватели передали эстафету открытий народам Европы. Без математики не могла развиваться ни одна наука, в которой требуется производить вычисления. (Показ 7, 8, 9 слайдов).

 Первый славянский алфавит был создан Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита. Первые числа записывались с помощью этого алфавита. (Показ 10 слайда). (Показ 11 слайда).

Весь материал – смотрите архив.

videouroki.net


Смотрите также