Изобретения первобытных людей 5 класс. Проектная работа Ванюковой Анастасии 5 класс "Открытия и изобретения первобытных людей"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Изобретения и открытия первобытных людей проект 5 класс. Изобретения первобытных людей 5 класс


Trojden | Открытия и изобретения древних охотников: Михайловский Ф. А.

1. Человек осваивает планету. За многие сотни тысяч лет люди расселились на больших пространствах. Останки и орудия древнейших людей археологи находят в Европе и в Азии. Но в других частях света таких находок не обнаружено. Америку и Австралию смог освоить только «человек разумный».

Но что заставило людей осваивать новые земли? Может быть, им было тесно в Африке?

Похоже, что дело не в этом. На огромных пространствах земного шара людей было очень мало, и численность их почти не увеличивалась долгие сотни тысяч лет. Временами она даже уменьшалась. Ведь жизнь людей была очень тяжёлой и полной опасностей. Большинство не доживало даже до 20 лет. Люди умирали от болезней и голода или погибали на охоте.

Тогда, может, всё дело в любознательности человека и в его любви к путешествиям? Конечно, и в те далёкие времена были свои первопроходцы, самые смелые и любознательные, прокладывавшие дорогу остальным. Но по просторам планеты двигались не одиночки, а целые группы людей, включая женщин, стариков, детей. Их интересовало, где найти пищу, чтобы не умереть с голоду.

Охота и собирательство были ненадёжными способами добывания пищи. Собирательство зависело от того, уродятся съедобные плоды или нет. Охота не всегда была удачной. А когда добыча ускользала из рук, наступал голод. Чтобы выжить, древним собирателям и охотникам приходилось постоянно искать более богатые пищей территории.

Собирание мёда. Древний рисунок

Человек осваивал планету, потому что добывал себе пищу только охотой и собирательством, а эти занятия требовали постоянного поиска и передвижения.

Что побуждало первобытных людей осваивать земные просторы? По карте на с. 4—5 опишите направления освоения новых земель. Предположите, какие трудности древние люди вынуждены были преодолевать на своём пути.

2. Значение охоты в жизни людей. Охота стала для древних людей более важным занятием, чем собирательство. Она давала людям питательную мясную пищу. Успех на охоте во многом зависел от самих людей, ведь охотники могли совершенствовать приёмы охоты и своё оружие.

Первобытные люди охотились на крупных животных. Один крупный зверь обеспечивал пищей сразу всех, а мелких зверьков требовалось бы поймать очень много. Для охоты на них нужны капканы, которые люди ещё не умели делать. Победить большого зверя удавалось только общими усилиями охотников, поэтому первобытные люди охотились не в одиночку, а коллективно.

Раненый бизон убил охотника. Роспись каменного века

Люди гнали зверя или целое стадо животных к обрыву или к ловушке, а потом добивали камнями и копьями. Помогал и огонь — можно было поджечь траву и, напугав животных, погнать их в нужную сторону. Охота сплачивала и организовывала людей. Каждый знал своё место на охоте. Молодые охотники учились у старших. Охота побуждала людей изобретать новые орудия труда. Охота стала самым важным занятием древнейших людей.

1. Почему охоту можно считать более важным занятием первобытных людей, чем собирательство?

2. Почему она могла быть только коллективной?

3. Орудия каменного века. За сотни тысяч лет люди научились мастерски обрабатывать камень. Они уже не делали грубых рубил, служивших и ножом, и молотком, и топором. Для всякой работы делался свой инструмент. Скребками снимали звериные шкуры и соскабливали с них жир. Каменными ножами шкуры разрезали.

Каменный наконечник привязывали кожаными ремешками к древку. Такое копьё намного лучше деревянного. Из костей и рогов вырезались шилья и иглы. Кость соединили с деревом, и получился гарпун — копьё с зазубренным костяным наконечником. Им ловили рыбу.

1. Каменные ножи. 2. Каменные наконечники. 3. Костяные гарпуны

Но самым важным материалом оставался камень. Время, когда люди пользовались каменными орудиями труда, учёные называют каменным веком.

Сравните первые каменные орудия (с. 13,18) с теми, которые вы видите на иллюстрации. Почему древний человек всё время улучшал орудия труда?

4. Великое оледенение. Около 100 тысяч лет назад на планете наступило очередное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник — огромный слой льда толщиной до 2 километров. Привыкшие к тёплому климату животные — антилопы, бегемоты, львы — погибли или ушли далеко на юг. Вместо них появились другие, не боявшиеся холода — северный олень, бизон, шерстистый носорог, пещерный медведь. А самым крупным и сильным животным был мамонт — громадный слон с рыжевато-бурой шерстью и длинными, изогнутыми бивнями.

Охота на мамонта. Современный рисунок

Представьте себе, что вы участвовали в охоте на мамонта вместе с первобытными людьми. Составьте об этом рассказ, используя иллюстрации.

Жилище первобытного человека. Современная реконструкция

Как же повлияло великое оледенение на жизнь и развитие человека? Человек не погиб. Он умел трудиться, у него был огонь. Он научился охотиться на очень крупных животных, даже на мамонтов. Но охота на них была трудным и опасным занятием. Одолеть таких больших зверей можно было только сообща, устраивая им ловушки. Мамонты были неповоротливы и проваливались в замаскированные ямы. Каждый мамонт оказывался настоящей «кладовой» мяса, костей и шкур, ведь его вес достигал 6 тонн. На холоде мясо хорошо сохранялось, поэтому люди смогли запасать его.

Оледенение вынудило человека позаботиться о постройке жилищ. Для сооружения землянок и хижин в ход шли кости и бивни мамонтов. Сверху жилище покрывали звериными шкурами. Людям пришлось также придумать тёплую одежду. Её сшивали костяными иглами из мохнатых шкур.

В чём состояли трудности охоты на мамонтов?

5. Лук и стрелы. Примерно 13 тысяч лет назад вновь наступило потепление. Ледник таял и, отступая к северу, оставлял за собой озёра и реки. Природный и животный мир стал похожим на наш. Охотиться теперь стали на быстро бегающих животных небольшими группами или в одиночку. Для такой охоты требовалось новое оружие.

Люди заметили, что согнутые гибкие ветви распрямляются с большой силой. Так были изобретены лук и стрелы, поражавшие зверя на расстоянии сотни шагов. Наконечники стрел делали из камня.

Охота на оленей. Рисунок первобытного человека

Появились каменные ножи, состоящие не из одного куска камня, а из небольших каменных пластин с острыми краями, которые вставляли в рукоятки из кости или дерева. Нож из каменной пластины на костяном держателе легко было отремонтировать, стоило только заменить сломанную пластину.

Прикрепив заострённый камень к деревянной рукоятке, люди сделали топор. Через несколько тысяч лет они научились сверлить камень полой костью, подсыпая на камень песок. Потом обух крепко насаживали на рукоятку.

Осваивая освобождаемую ледником территорию, люди изобрели плот, а затем из толстых стволов деревьев стали выдалбливать лодки.

Таким образом, изменения климата на планете — великое оледенение, а затем таяние ледника — заставляли человека всякий раз приспосабливаться к новым условиям, способствовали его развитию.

1. Какое наблюдение, скорее всего, помогло людям в изобретении лука и стрел?

2. Предположите, как в результате изобретения новых орудий труда изменилась жизнь человека.

1. Многие животные не смогли приспособиться к условиям оледенения и вымерли (например, саблезубый тигр). Что помогло человеку выжить?

2. Почему лук и стрелы человек придумал после таяния ледника? Как изменилась жизнь людей с изобретением лука и стрел?

3. Почему раннюю историю человечества называют каменным веком?

4. Посчитайте, сколько тысяч лет прошло между потеплением на земле и возникновением письменности.



trojden.com

Проектная работа Ванюковой Анастасии 5 класс "Открытия и изобретения первобытных людей"

Просмотр содержимого документа «Проектная работа Ванюковой Анастасии 5 класс "Открытия и изобретения первобытных людей"»

Изобретения и открытия первобытных людей Выполнила: ученица 5 а класса Ванюкова Анастасия Руководитель проекта: Елисова З.Ю.

Изобретения и открытия первобытных людей

Выполнила: ученица 5 а класса Ванюкова Анастасия Руководитель проекта: Елисова З.Ю.

Цель: Узнать какие изобретения и открытия были у первобытных людей.

Цель:

  • Узнать какие изобретения и открытия были у первобытных людей.
Задачи: Изучить какие были открытия и изобретения у первобытных людей. Выяснить какие изобретения дошли до нашего времени.

Задачи:

  • Изучить какие были открытия и изобретения у первобытных людей.
  • Выяснить какие изобретения дошли до нашего времени.
Открытия первобытных людей Первым и наиболее важным открытием первобытного человека стал огонь

Открытия первобытных людей

  • Первым и наиболее важным открытием первобытного человека стал огонь
С помощью огня человек обезопасил себя от диких животных

С помощью огня человек обезопасил себя от диких животных

С открытием огня жизнь первобытного человека изменилась. С помощью огня люди стали отапливать жилища и готовить пищу.
  • С открытием огня жизнь первобытного человека изменилась. С помощью огня люди стали отапливать жилища и готовить пищу.
Но с открытием огня человек не остановился в своем развитии, чтобы облегчить жизнь себе человек изобретает палку-копалку Па́лка-копа́лка — одно из первых орудий ( инструментов ), которое использовал  человек , предназначена для разрыхления почвы, копания [1] [2] . Изготовлялась из камня или дерева, имела заостренный конец

Но с открытием огня человек не остановился в своем развитии, чтобы облегчить жизнь себе человек изобретает палку-копалку

Па́лка-копа́лка — одно из первых орудий ( инструментов ), которое использовал  человек , предназначена для разрыхления почвы, копания [1] [2] . Изготовлялась из камня или дерева, имела заостренный конец

С помощью этого инструмента люди стали подкапывать корешки и плоды
  • С помощью этого инструмента люди стали подкапывать корешки и плоды
Еще одно изобретение первобытного человека рубило Рубило было универсальным орудием и могло применяться в самых разных случаях, заменяя  нож ,  топор ,  кирку . Но оно было не единственным в арсенале древних людей.

Еще одно изобретение первобытного человека рубило

Рубило было универсальным орудием и могло применяться в самых разных случаях, заменяя  нож ,  топор ,  кирку . Но оно было не единственным в арсенале древних людей.

Для охоты человек изобрел гарпун, лук и стрелы, копье. Гарпун м. бросковое  копьё ,  острога , для боя морского зверя;  спица , носок, кутило; пускается швырком, на хвосте, оборе или тросе (Даль В. И.  Толковый словарь живого великорусского языка ). Предположительно, впервые гарпун начали использовать в  эпоху мезолита , однако, в  Катанде  (Конго) костяные гарпуны с зазубринами изготовливались 75 — 174 тыс. лет назад

Для охоты человек изобрел гарпун, лук и стрелы, копье.

Гарпун м. бросковое  копьё ,  острога , для боя морского зверя;  спица , носок, кутило; пускается швырком, на хвосте, оборе или тросе (Даль В. И.  Толковый словарь живого великорусского языка ). Предположительно, впервые гарпун начали использовать в  эпоху мезолита , однако, в  Катанде  (Конго) костяные гарпуны с зазубринами изготовливались 75 — 174 тыс. лет назад

Лук -  оружие , предназначенное для стрельбы  стрелами .

Лук -  оружие , предназначенное для стрельбы  стрелами .

Копьё — метательное, колющее или колюще-рубящее древковое  холодное оружие . Длина копья составляла от 3 до 4 метров .

Копьё — метательное, колющее или колюще-рубящее древковое  холодное оружие . Длина копья составляла от 3 до 4 метров .

Викторина: В древности оно выглядело как простая палка, а как сейчас?

Викторина:

  • В древности оно выглядело как простая палка, а как сейчас?
Эти изобретения не потерялись со временем, а видоизменились и дошли до нашего времени

Эти изобретения не потерялись со временем, а видоизменились и дошли до нашего времени

Гарпун, лук и стрелы, копье все это оружие для охоты. Что произошло с ним сейчас
  • Гарпун, лук и стрелы, копье все это оружие для охоты. Что произошло с ним сейчас
Предок этого орудия был овальным, каменным, заостренным
  • Предок этого орудия был овальным, каменным, заостренным
Вывод: Многие изобретения первобытных людей дошли до нашего времени. И мы ими пользуемся в быту, сельском хозяйстве. Открытия и изобретения первобытных людей вывели человека на новый виток развития и заложили основу культуры.

Вывод:

  • Многие изобретения первобытных людей дошли до нашего времени. И мы ими пользуемся в быту, сельском хозяйстве. Открытия и изобретения первобытных людей вывели человека на новый виток развития и заложили основу культуры.
Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Решение Изобретения и открытия первобытных людей проект 5 класс

Никто на свете не может назвать имени самого первого изобретателя и рассказать о самом первом изобретении. Но и то же время можно с полной уверенностью утверждать, что история изобретений и открытий началась с появлением человека на Земле. Сама жизнь заставляла первобытных людей непрерывно изобретать ради хлеба насущного.

Представим себе первобытного человека, только что переставшего ходить на четвереньках. Он ищет себе еду. Увидел птицу или зверька, погнался за ними. Хорошо, если догнал, поймал. А если нет? Скажем, устал, упустил зверька. Или птица взмыла вверх и была такова. Как тут быть?

Присел человек, стал думать. Он умел думать, и в этом его главное преимущество перед всеми животными.

И думал он примерно так. Зверь бегает быстро, птица летает высоко. А если взять камень и бросить? Камень может догнать и зверя и птицу. Или если отломить от дерева палку и стукнуть ею зверя? Кроме того, камнем и палкой можно и защищаться от злых и сильных зверей. Надо попробовать.. .

Вот теперь мы можем точно сказать, что самым первым изобретателем был первобытный человек, едва научившийся ходить на двух ногах. А камень, поднятый с земли и зажатый в руке, и палка, отломанная от дерева, были его самыми первыми изобретениями.

Вторым по счету изобретением были те же палка и камень, но только связанные друг с другом. Человек очень скоро увидел, что ему гораздо удобнее орудовать палкой, если к ее концу привязан камень. Это орудие с одинаковым успехом могло применяться и для нападения и для защиты. Им можно было и срубить дерево. Чем не топор?

Дальше уже трудно нумеровать изобретения, потому что их было множество в течение даже малого времени. Чем дальше жил человек, тем больше он изобретал. Надо переправиться на другой берег реки — срубил дерево, столкнул его в воду, поплыл. А плыть неудобно. Дерево крутится под ногами, перевертывается. Вот если заострить переднюю часть, выдолбить в стволе углубление, обтесать

с боков, — может, лучше?

Оцени ответ

1000melocey.ru

Открытия и изобретения древних охотников



Что побуждало первобытных людей осваивать земные просторы? По карте на стр 4-5 опишите направления освоения новых земель. Предположите, какие трудности древние люди должны были преодолевать на своем пути.

Поиски новых источников пищи. Осваивали новые земли двигаясь с юго-востока Африки на Запад в Европу, на Восток в Азию, на Юг к Австралии и на Север. Они преодолевали реки, пустыни, горы. Огромное количество хищников, болезни и голод.

Почему охоту можно считать более важным занятием первобытных людей, чем собирательство?

Потому что, она давала мясо, что было более сытным и обеспечивало сразу большим количеством еды. Шкуры и кости крупных животных шли на создание хижин, из шкур шили одежду.

Почему она могла быть только коллективной?

Потому что, еще не было придумано ни капканов, ни более надежного оружия, чем копья. Убить в одиночку большого зверя копьем невозможно. А коллективно их можно было гнать к обрыву, откуда они падали и разбивались, или к ловушке.

Сравните первые каменные орудия стр.13,18 с теми, которые вы видите на иллюстрации. Почему древний человек все время улучшал орудия труда?

Первые орудия труда были более грубые и примитивные, на создание их не требовалось много времени и не приходилось прилагать много усилий. Это были палки-копалки, дубины, рубила. Люди их постоянно совершенствовали и создавали новые, чтобы было удобнее их использовать, чтобы они стали более надежными. Потребности росли, и чтобы их обеспечивать, надо было создавать что-то новое. Здесь на иллюстрации не дубины, а копья, хорошо заостренные. Ими можно было пробить толстую кожу мамонта.

Представьте себе, что вы участвовали в охоте на мамонта вместе с первобытными людьми. Составьте рассказ об этом, используя иллюстрации.

К охоте на мамонта мы начали готовиться заранее. Подготовили копья, договорились, кто, что будет делать, разведали, где находятся мамонты и выбрали место, где сделали яму-ловушку. Это очень опасная задача, поэтому мы старались быть очень осторожными. Мы достаточно долго шли к месту, где ранее нашли мамонтов. Долгое время выжидали благоприятного момента. Вскоре один мамонт отошел от стада и направился в сторону, когда он отошел достаточно далеко от своих, мы выбежали из засады, перерезали ему путь назад, начали громко кричать и окружать, гнать в сторону установленной ловушки. Мы очень устали, но все-таки удалось загнать его в яму. Животное упало на острые копья, установленные внизу, и мы добивали его камнями и копьями. Одному охотнику не повезло. Он подошел слишком близко, и мамонт убил его. Нам удалось добить животное. Это был настоящий праздник. Мы добыли много еды, и голод нам пока не грозит.

В чем состояли трудности охоты на мамонтов?

Они были огромные, неповоротливые, убить его можно было только сообща и загнав в ловушку или к обрыву.

Какое наблюдение, скорее всего, помогло людям в изобретении лука и стрел?

Они заметили, что большим копьем сложно попасть в небольших и быстро бегающих животных. Также, заметили, что гибкие ветви распрямляются с большой силой, что и помогло, скорее всего, создать лук.

Предположите, как в результате изобретения новых орудий труда изменилась жизнь человека.

Появились лук и стрелы, каменные топоры ножи, гарпуны, плот и лодки, что значимо облегчило жизнь древних людей, позволило добывать больше еды, свободнее передвигаться, переплывая реки. Угроза голода стала не такой серьезной, и численность первобытных людей росла.

Многие животные не смогли приспособиться к условиям оледенения и вымерли. Что помогло человеку выжить?

Люди начали строить жилище, которое позволяло укрыться от холода. Поставили себе на службу огонь. Научились шить одежду из шкур животных, создавали новые орудия труда, обеспечивая себе защиту и большие объемы пищи.

Почему лук и стрелы человек придумал после таяния ледника? Как изменилась жизнь людей с изобретением лука и стрел?

Потому что с таянием ледника, появились новые виды животных, которые в отличие от вымерших, были менее крупными и более подвижными. Лук и стрелы позволяли охотиться небольшим коллективом, иногда в одиночку. Можно было убивать и птиц. Стало проще и быстрее себя обеспечивать едой. Это также было менее опасно, так как стреляющий находился на некотором расстоянии от зверя.

Почему раннюю историю человечества называют каменным веком?

Потому что большая часть орудий труда изготавливалась из камня и при помощи камней. Это был основной материал, доступный первым людям.

Посчитайте, сколько тысяч лет прошло между потеплением на земле и возникновением письменности.

Потепление наступило 13 тыс. лет назад, а письменность возникла позже, в Междуречье, например, 3 тыс. лет до нашей эры или 5 тыс. лет тому назад. Прошло 8 тыс. лет.

resheba.com


Смотрите также