В связи с чем первобытные люди проводили трепанацию черепа. Подход с головой: древние медики успешно проводили трепанацию черепа
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

От молотка до пилы. Как и когда проводили трепанацию черепа? В связи с чем первобытные люди проводили трепанацию черепа


Первобытные нейрохирурги: с ритуалами и без анестезии

Мария Борисовна Медникова д.и.н., к.б.н., Институт археологии РАН

О первобытной медицине известно не очень много — «гиппократы» каменного века не вели дневников. Однако учёные знают, что доисторические нейрохирурги работали на высоком уровне: они могли вскрывать черепа соплеменников, причём так, что пациенты после операции жили долго и счастливо. Вот только в медицинских ли целях проводились операции? Корреспондент АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ обратилась за подробностями к доктору исторических наук, кандидату биологических наук, ведущему научному сотруднику Института археологии РАН Марии Медниковой.

Трепанированный череп из Перу. Фото предоставлено С. Дробышевским

Трепанированный череп из Перу. Фото предоставлено С. Дробышевским

— Мария, добрый день! Наверняка не все знают, что такое трепанация. Можете рассказать простыми словами, что из себя представляет эта операция и как именно она проводится? И, главное, зачем? 

— Трепанация — это любая преднамеренная хирургическая операция, нарушающая целостность свода черепа человека. Впрочем, существуют поверхностные трепанации, не нарушающие эту целостность. Выполняется она разными способами: с помощью скобления, прорезания или сверления. Иногда разные хирургические способы комбинируются. 

В древности трепанации проводились ракушками, различными каменными орудиями и металлическими инструментами. Если говорить про технику проведения операций — благодаря антропологическим исследованиям выяснилось, что операция путём сверления — одна из древнейших в мире. Первая сквозная операция была сделана 10 тыс. лет назад!

— На территории какой страны? 

— На территории левобережной Украины. Череп с самым древним свидетельством трепанации хранится в нашей стране, в Кунсткамере — потому что раскопки проводились в конце 50—х гг. XX века, когда ещё был СССР. Трепанированные останки нашли в могильнике Васильевка III. Выяснилось, что он принадлежали довольно пожилому мужчине по тем временам — ему было лет 50. Причём эта операция была сделана сверлением за несколько лет до смерти, потому что края повреждения очень хорошо зажили. Воздействию подверглась левая теменная кость — то есть область, которая располагалась ближе всего к затылку.

А несколько лет назад мы с коллегами опубликовали описание ещё одной очень древней находки, относящейся к эпохе верхнего палеолита. Мы описали фрагмент черепной крышки, найденной на территории Воронежской области, на стоянке Костенки 8 или Тельмановской стоянки, которая раскапывалась очень давно — в конце 50-х гг. прошлого века. Фрагмент черепной коробки принадлежал мужчине. Находка тоже хранится в Кунсткамере — там лежат самые важные трепанированные останки, обнаруженные на территории СССР.

Череп с двумя трепанациями из Энсишейм, Франция. Источник: Alt, Kurt W. et al. Evidence for stone age cranial surgery // Nature, Vol. 387, 22 may 1997, p. 360.

Череп с двумя трепанациями из Энсишейм, Франция. Источник: Alt, Kurt W. et al. Evidence for stone age cranial surgery // Nature, Vol. 387, 22 may 1997, p. 360.

— Летом 2016 года BBC опубликовали подробную статью о том, что скелеты, найденные на юге России, говорят о ритуальных целях трепанации. Можете подробнее рассказать об этих находках?

— Как раз об этих находках мои коллеги вместе с зарубежными учёными опубликовали весной 2016 года статью в научном журнале. Но вообще эти находки появились ещё в конце 90—х гг. XX века. И я имела возможность включить некоторые из них в свою сводку данных по трепанации. В частности, я говорю о материалах из раскопок могильника «Вертолётное поле» в Ростове-на-Дону. Впервые на этот могильник обратила внимание местный антрополог Елена Батиева. Когда она обнаружила скелеты в слоях этого памятника, я предложила идею о том, что трепанации в их черепах были сделаны не с медицинскими, а с ритуальными целями. Насколько я помню, в кургане были обнаружены 7 человек со следами сквозного хирургического воздействия. 

Очевидно, трепанации говорят о необычной активности местного знахаря в те далёкие времена. Но всё—таки, поскольку у людей из могильника «Вертолётное поле» не было найдено следов хронических заболеваний, которые могли бы запечатлеться в структуре костной или зубной ткани, становится понятно, что это была операция ритуального характера. 

Если говорить о трепанациях и ритуалах, то нельзя не вспомнить так называемые символические трепанации. Это устоявшийся научный термин, и сначала он применялся к зажившим повреждениям свода черепа у кочевников, которые проникли на территорию современной Венгрии во время великого переселения народов, в первом тысячелетии нашей эры. И у очень многих кочевников были на голове округлые шрамы — причём они находились в строго определённых местах у представителей одного и того же племени. 

Мурзак-Коба. Предполагаемая символическая трепанация на черепе женщины. Источник: Медникова М. Б., Моисеев В. Г., Хартанович В. И. Обряды перехода в каменном веке по данным физической антропологии // Краткие сообщения Института археологии, 2015 г., выпуск 237, с. 57.

Мурзак-Коба. Предполагаемая символическая трепанация на черепе женщины. Источник: Медникова М. Б., Моисеев В. Г., Хартанович В. И. Обряды перехода в каменном веке по данным физической антропологии // Краткие сообщения Института археологии, 2015 г., выпуск 237, с. 57.

— О чём это говорит?

— О том, что это было такое ритуальное шрамирование — трепанация, не доведённая до конца. И, возможно, эти шрамы наносились в момент посвящения — чаще представителям воинского сословия. То есть, в каком—то смысле, это был такой священный текст, который выделял воинов и противопоставлял их всем остальным. 

— Я слышала, что в древности люди верили: трепанация сделает их умнее…

— Собственно, главные цели древних трепанаций были обозначены ещё в XIX веке. Эти цели классифицировал в 1877 году Поль Брока — крупнейший французский хирург и анатом, один из основателей палеопатологии — изучения болезней древних людей. Он и обсуждал, какие причины могли побудить первобытных мужчин и женщин прибегать к такой радикальной операции. Неужели таким образом лечили головную боль, нервные конвульсии или эпилепсию? Или могли устранять последствия причинённых травм? Последующие исследователи неоднократно обращались к изучению целей трепанации. Собственно, я в своих работах тоже пыталась это сделать. 

Тут очень важно соотнесение с археологическим контекстом останков трепанированных людей. Мы очень часто обращаем внимание на то, что трепанированные люди часто бывают погребены не так, как принято в этом же племени. Например, их трепанированная голова могла быть погребена отдельно от тела. Конечно, учёные, которые считают, что трепанации проводились исключительно в медицинских целях, относятся к этим находкам со скепсисом. Но всё—таки религиозные цели трепанаций доказаны абсолютно независимыми данными. 

Вероятнее всего, многие трепанации связаны с обрядами перехода — это очень распространённое явление в традиционной культуре, где жизнь не представляла собой непрерывный период. Она была чётко разделена на отрезки. И по достижению определённого рубежа человек переходил в другое качество. Чтобы перейти в другое качество, он должен был испытать обряд посвящения.

— Можете привести примеры таких рубежных точек?

— Например, достижение ребёнком подросткового возраста, когда он должен приобщиться к ценностям взрослых. Следующие рубежи — брак и смерть человека. Приведу пример: года два назад я вместе с коллегами опубликовала описание находки в крымском гроте Мурзак—Коба — перед Второй мировой войной там были найдены скелеты — мужчины сорока лет и молодой женщины, которой ещё не исполнилось 25 лет. Ещё в 60—е гг. XX века выдающийся палеопатолог Дмитрий Рохлин обнаружил, что эта женщина испытала очень необычную по современным меркам операцию — ей были частично ампутированы оба мизинца…

— На руках? 

— Да, на руках. А предварительно её, по мнению Рохлина, привели в бессознательное состояние ударом по голове. 

Так вот, мы провели повторное радиологическое исследование останков этой женщины и определили примерное время, когда была сделана эта операция. Оказалось, что операция была сделана, когда девушка уже почти перестала расти, за несколько лет до смерти. Видимо, как раз тогда, когда она проходила подростковую инициацию. И, самое главное, при рассмотрении её черепа мы подробно описали шрам на её голове. Судя по всему, это была символическая трепанация, связанная со вступлением этой женщины в брак.

Интересно, что следы вступления во взрослую жизнь были всем видны — это ампутированные пальцы. А вот следы символической трепанации были скрыты под головным убором или под причёской. То есть это был такой тайный знак. И это интересно, потому что говорит о том, как сложно приобщались люди к своему новому социальному положению. Это были довольно кровавые обряды, но люди мужественно их проходили.

Трепанированные черепа из Перу. Фото предоставлены С. Дробышевским

Трепанированные черепа из Перу. Фото предоставлены С. Дробышевским

— Какие ещё «ритуальные» манипуляции с телом проводились в эпоху палеолита? Можете ли привести самые экзотические примеры?

— Если говорить про палеолит — то самой экзотической манипуляцией с телом стоит назвать именно трепанацию. Потом ледник, который покрывал Европу, растаял, и у людей появилось новое пространство для жизни. Началась эпоха среднего каменного века — мезолита, и в это время появились упомянутые выше ампутации. Следующая эпоха — неолита — тут пышным цветом расцветают техники манипуляций с человеческим телом. Это и есть эпоха господства трепанаций — причём в таком виде, в котором никто и не предполагал. Прежде всего я говорю о территории современных Франции и Германии.

Несколько лет назад я пересмотрела коллекцию в Париже, с которой как раз работал Поль Брока. Это впечатляющая коллекция, включающая в себя сотни черепов людей, которые были трепанированы задолго до смерти. И они жили с очень обширными отверстиями в черепе, причем состояние краев этих отверстий говорит о высоком проценте заживления. В неолите 90% прооперированных людей выживали и жили долгие годы. 

— Пишут, что инки достигли в трепанировании высокого мастерства – более 80% «пациентов» выживало. Я так понимаю, подобного профессионализма европейские медики достигли только в XX веке. Как же это удалось инкам? 

— Если сравнивать достижения инков и древних хирургов, которые жили на территории Европы 6—7 тыс. лет назад, то, пожалуй, древние европейцы были профессиональнее инков. Однако инки делали трепанации намного чаще, причём они пользовались техниками вскрытия черепной коробки, которые не так активно применялись в Евразии. В Перу чаще сверлили отверстия и прорезали мостики между ними. Но, кстати, этот способ был очень опасный и часто плохо заканчивался. Но если сравнивать трепанации хирургов XIX века и трепанации инков, то вторые тут будут выигрывать. Потому что в XIX веке из-за трепанаций в парижских и лондонских больницах умирало подавляющее большинство пациентов. Это была очень опасная операция. Собственно, до изобретения антибиотиков всё заканчивалось довольно плохо — каждый перелом черепа был инфицирован и примерно каждый третий больной погибал от гнойного заражения.

Что же умели люди в древности, чего не умели люди XIX века? Возможно, у древних людей был более высокий иммунитет. Кроме того, применялись различные средства растительного происхождения — первобытные знахари хорошо знали местную флору и умели её применять. А для остановки воспалительного процесса, например, использовались различного рода смолы и зола. Но, в принципе, это остаётся тайной — как в эпоху неолита хирурги могли так успешно проводить операции. И неизвестно, почему через тысячу лет смертность от трепанаций стала сильно больше. Этот вопрос ещё требует своего изучения.

— Я слышала, что есть находки черепов с несколькими отверстиями от трепанаций. А каков мировой рекорд по числу трепанаций, сделанных одному человеку?

— Если говорить про древние трепанации на территории нашей страны — то пять отверстий. Каждое отверстие было сделано в результате отдельной операции, а в конечном итоге все дырки слились в одно большое отверстие. Эти операции проводились в последние годы жизни молодой женщины, представительницы карасукской культуры Южной Сибири. Это второе тысячелетие до нашей эры.

Васильевка III. Трепанированный череп и микрофокусная рентгенограмма сквозного дефекта (б). Источник: Медникова 2015, с. 53.

Васильевка III. Трепанированный череп и микрофокусная рентгенограмма сквозного дефекта (б). Источник: Медникова 2015, с. 53.

— И после пяти трепанаций женщина осталась жива и здорова?

— Да! Правда, последние операции, видимо, всё—таки вызвали осложнения, и через несколько месяцев после пятой трепанации она скончалась. Это мы выяснили благодаря изучению так называемой костной мозоли и следам возникшего воспалительного процесса на краях отверстия.

Если говорить про территорию Западной Европы, то там встречались скелеты с семью отверстиями. Людям делали серию операций, которые разделялись месяцами. 

— Мы поговорили с вами про трепанацию в первобытные времена — а как часто она применялась в Средние века? 

— Довольно часто. Средние века гораздо проще изучать — потому что остались письменные источники. Трепанации в эпоху палеолита мы изучаем только благодаря находкам палеантропологов и археологов.

В раннем Средневековье есть тексты целителей и медиков, например, арабского учёного Абу-л-Касима Аз-Захрави (Абулкасиса), который жил на рубеже X-XI веков. С одной стороны, он опирался на переведённые на арабский язык труды античных хирургов. А, с другой стороны, Абулкасис сам предложил свой усовершенствованный метод проведения трепанаций. В трактате «О хирургии и инструментах»  автор приводит рисунки трепанационных инструментов и описывает ход операции. 

Если говорить о более позднем Средневековье, то, безусловно, операции проводились, но не так часто. По-видимому, их делали представителям высшего слоя — королям и правителям. В письменных источниках остались имена этих людей. 

— Назовите, пожалуйста, пару имён. 

— Например, потомок Карла Великого — Карл Жирный (888 год), 14—летний король Кастилии Энрике (1214 год), Лоренцо — герцог Урбинский (1517 год). А рекорд поставил принц Нассау ский, который в 1591 году перенёс 27 трепанаций черепа. О простых людях мы ничего не знаем — о таких операциях не сообщалось в письменных источниках. 

Скорее всего, трепанация относилась к сложной хирургической помощи для высшего сословия. Но, возможно, короли и правители занимали особое положение и считались медиаторами, которые осуществляли тесную связь с богом. И, может быть, именно поэтому применение таких рискованных операций было оправданным. Кроме того, обращаю ваше внимание на распространение сюжетов о трепанации в изобразительном искусстве позднего Средневековья и раннего Возрождения.

— Первое, что приходит на ум — картина Иеронима Босха «Извлечение камня глупости».

— Да, причём толкование её до сих пор неоднозначное. Искусствоведы совершенно по-разному её интерпретируют, потому что эта картина метафорическая — излечение камня глупости и трепанирование. Существует большое количество безымянных гравюр, посвящённых трепанации. Некоторые картины ещё рисовали менее известные по сравнению с Босхом художники— Адриан Брауэр — его картина хранится в «Эрмитаже». В общем, мы видим, что тема трепанации была в Средневековье и в эпоху Возрождения в центре внимания.

— Практикуется ли трепанация в современной «народной медицине» у каких-либо племён?

— Да, конечно. Например, этнологи и антропологи уже давно исследуют племя Кизии. Об этом племени датчане сняли несколько фильмов в 80—90-е гг. XX века, их можно найти в интернете. В 50-е годы один путешественник по имени Маргеттс познакомился с фермером, которому местный знахарь в ходе многочисленных операций удалил почти всю верхнюю часть свода черепа. По словам этого мужчины, операции были очень болезненными, но знахарь ничего не сделал для того, чтобы унять боль. Пациент сохранил дееспособность и прожил долгие годы — правда, ходил в шляпе с пластиковой подкладкой для защиты мозга.

В документальном фильме датских журналистов Кирстена и Лейфа Йаппе «Сельский врач» есть сцена, как женщина из племени Кизии, у которой болела голова, обратилась к местному знахарю. И знахарь не нашёл ничего менее радикального, кроме как сделать ей трепанацию. Причём он оперировал её обычными ножами, разложенными на банановом листе. Никакого специфического обезболивающего не применялось, а перед операцией в жертву принесли козу. Пациентка осталась жива. Но это очень серьёзное воздействие, и не стоит его рекомендовать в повседневной практике.

— Порекомендуйте, пожалуйста, научно-популярные книги о трепанации для тех, кто заинтересовался этой темой. 

— Я боюсь, что научно-популярных книг о трепанациях очень мало. Есть научные монографии и статьи. Наиболее популярная (не в смысле востребованности, а по подаче материала) моя книга 2004 года «Трепанации в древнем мире и культ головы». Это сокращенный, облегчённый для широкого читателя и вместе с тем дополненный некоторыми случаями вариант моей научной монографии 2001 года.

Беседовала Екатерина Шутова

antropogenez.ru

Трепанация в истории человечества // ОПТИМИСТ

≡  29 Июнь 2015

А А А

Многие люди верят, что внечувственная информация, обогащающая человека, может наградить его необычными качествами, которые тысячелетиями были известны миру. Возможно, она пробуждает давно забытые, но всегда принадлежавшие человеку особенные свойства, растерянные в связи с техническим прогрессом. С древних времен одним из способов получения этих необычных качеств считалась операция по трепанации черепа. Несмотря на то, что нейрохирургия - довольно новая отрасль медицины, работать с человеческим мозгом умели и наши далекие предки. Еще в XVIII веке ученые с удивлением обнаружили во французских дольменах черепа со следами трепанации. Круглые и овальные отверстия, вырезанные в кости, относились к эпохе неолита, что сильно меняло взгляд на познания и возможности древних врачей.

Операция по вскрытию черепной коробки подробно описана еще в трудах «отца медицины», древнегреческого врача Гиппократа. Но трепанацию умели делать не только просвещенные греки. Чем больше появлялось новых фактов, тем актуальнее становился вопрос - для чего древние так часто прибегали к столь сложной и опасной процедуре? Ответ, по мнению многих, лежит далеко за пределами традиционных представлений о человеческом сознании.

Тайна левого полушария

«Биология Бога» - так назвал свою книгу французский ученый Патрик Жан Батист. Он собрал и обобщил множество необычных опытов, проводившихся в США, которые свидетельствовали о биологической и психической способности человека проникать в высшие эшелоны информационной вселенной, лежащей за пределами обыкновенного материального мира.

Опыты проводились нейрохирургами на добровольцах и касались уточнения реакций мозга на резкое сокращение обмена информации между двумя полушариями. При разрыве связей между левым и правым полушариями человек становился способен выходить на новые уровни познания, недоступные для него до операции.

Эти связи носили настолько устойчивый характер, что были признаны реально существующими. Было установлено, что причиной «выхода» сознания человека за границы обыденного мира служила операция отключения левого полушария от участка, расположенного в правой части. Именно зоны левого полушария, отвечающие за осознание индивидуума в окружающей среде, служили своеобразным барьером для расширения сознания.

Представители древних цивилизаций достигали такого состояния либо длительными медитациями, либо удаляясь от мира в пустынную местность. Там, при отсутствии внешнего воздействия, отключение центров левого полушария происходило само по себе. Таким необычным способом пророки Вавилона, Иудеи получали свои послания - видения, объявленные посланиями Бога для своих народов.

«Излечение души»

Потребность в получении информации свыше была настолько развита в древних цивилизациях, что уже в очень далекие времена, в практике самых различных народов существовали люди, подвергавшиеся трепанации черепа и операциям на мозге. Многочисленные археологические находки доказывают такую практику. А сохранившиеся рисунки и тексты по своему подтверждают этот мистический интерес народов к действиям загадочного органа - мозга.

Трепанация черепа считается одной из самых древних операций в медицинской практике. Во Франции недавно был найден череп человека с отверстием, проделанным неизвестным знахарем около 7 тысяч лет назад. Кроме того, в департаментах Марны и Уазы обнаружено свыше 200 трепанированных черепов.

Обряды имели распространение в Англии, Скандинавии, Португалии, Испании. На территории Германии обнаружено 36 трепанаций. Причем самой необычной представляется краниотомия мужчины, у которого было отверстие в черепе 16,5 сантиметра длиной и 12,5 сантиметра шириной.

Если внимательно исследовать эту практику, то можно указать на сотни подобных операций, осуществлявшихся в разное время. Причем у некоторых пациентов они повторялись не по разу. О том, что медицинская цель была далеко не главной в этой странной манипуляции, свидетельствует сохранившаяся до наших дней практика африканских колдунов.

С помощью трепанации черепов своих соплеменников они проводят «излечение души» или «изгнание дьявола». Профессор антропологии Джон Верано указывает, что именно с этой целью проделывалась операция в странах Средневековья. Верано также занимался изучением операций по трепанации черепов, которые проводили врачи инков.

Перуанские жрецы-хирурги

В двухстах километрах от столицы Перу Лимы расположен полуостров Паракас. В 1925 году перуанский археолог Хулио Тельо открыл здесь обширное захоронение, относящееся примерно к 300-200 годам до нашей эры. Из пещерных усыпальниц и грунтовых могил было извлечено 429 мумий, большая часть из которых имела череп вытянутой формы или от одного до трех искусственных отверстий в его разных местах.

Причем необычная форма головы у представителей культуры Паракас, так же как и отверстия в их черепах, встречались только в богатых погребениях. Высказывались предположения, что на этом привилегированном кладбище находились люди, объединенные кастовой общностью, типа жреческого ордена. Тогда воздействие на головы членов такого сообщества, возможно, было вызвано стремлением к приобретению каких-то способностей или знаний. Существуют и другие предположения.

Но в любом случае воздействие на черепа людей с младенческих лет должно было преследовать очень значительные цели. Ведь оно приводит к хроническим головным болям, психическим феноменам. Деформация черепа производила воздействие на различные участки коры головного мозга. А проделанные отверстия позволяли непосредственно соприкасаться с мозгом избранного человека.

В Паракасе количество черепов со следами успешных прижизненных трепанаций превышает 80%. Это свидетельствует не только о разработанной и развитой технике трепанации, но и о том, что такие операции приносили реальные результаты, к которым жрецы-врачеватели обращались снова и снова. В одном из погребений был найден целый набор хирургических инструментов, в который входили обсидиановые ножи разных размеров, ложка, сделанная из зуба кашалота, иголки с нитками,бинты и хлопковые шарики-тампоны.

Кроме того, в Паракасе найдено несколько черепов, в которых отверстия были закрыты тонкими золотыми пластинками, заросшими по краям новой костной тканью. Подобные следы черепных операций находили в долине Наска, в окрестностях древней столицы инков Куско и на севере страны.

Выдвигая гипотезы по поводу исполнения столь необычных операций, историк культуры Паракаса Милослав Стингл восторгался мастерством целителей неизвестного народа, существовавшего еще в доинкский период. Также он предполагал, что операции выполнялись для усиления способностей людей проникать в иной мир, чему мешала материальная сущность земных тел.

Подобное предположение построено на анализе фантастических изображений летающих, путешествующих и радующихся в необычном окружении существ, украшавших погребальные одежды и плащи умерших членов племени. Иные миры со странными созданиями как будто попали на ткани из снов, из другого измерения, которое существует реально и готово принять к себе владеющего способом путешествия без тел.

Операция для избранных

Арабские и китайские врачеватели в многочисленных руководствах по медицине рекомендовали трепанацию для лечения меланхолии, опухолей, эпилепсий, паралича и многих других заболеваний, а также изгнания духов. Считается, что практикой таких операций владели европейские друиды, арабские шаманы, африканские колдуны, индейские жрецы.

Сохранились свидетельства о трепанациях известных личностей XVI-XVII веков, да и имена краниохирургов из разных стран.

Например, основателя ордена иезуитов Игнатия де Лойолу с помощью трепанации лечили от эпилептических припадков. Подвергались подобным воздействиям герцог Альбрехт V Баварский, Лоренцо Медичи, герцог Урбинский, английский принц Руперт, король Черногории Никола I, борец за независимость Нидерландов Вильгельм Оранский, философ Эразм Роттердамский, писатель Франсуа Рабле...

Такое количество именитых особ, многие из которых страдали головными болями, видениями и предчувствиями, указывает на сохранявшуюся веками практику древних жрецов -поддержание сакральных функций вождей. Вера в то, что правители и предводители пользуются поддержкой божественных сил, сохранялась на протяжении всего Средневековья, и ее старались усиливать всеми возможными способами.

Кроме того, существовала традиция трепанации шутов, дураков, юродивых, которые в разных европейских культурах выступали мистическими отражениями царей, попавших в преисподнюю и оттого потерявших разум. В определенной степени такая операция должна была возвратить разум, сделать безумного философом, провидцем, владельцем новых знаний и способностей.

Третий глаз

Использовали в своих практиках трепанацию черепа и тибетские монахи. Они подметили, что дар ясновидения нередко открывался у людей, перенесших мозговую травму. Рассудив, что того же эффекта можно добиваться и искусственно, они стали применять операцию по открытию «третьего глаза».

Подготовленному и отобранному по особым критериям монаху, готовому обрести дар ясновидения, просверливали отверстие во лбу, которое закрывалось деревянной пробкой, пропитанной целебными мазями. Через несколько дней, когда поврежденные ткани заживали, пробка удалялась.

Операция была не только крайне болезненна, но и опасна - довольно часто она заканчивалась смертью «избранного». Иногда в этом была виновата неаккуратность тех, кто проделывал отверстие. А иногда - инфекция, внесенная в рану в процессе заживления. Однако те, кому удавалось пережить трепанацию и успешно открыть свой «третий глаз», приобретали репутацию святых ясновидцев. Говорят, их сознание действительно менялось, и они начинали видеть и слышать вещи, недоступные простым людям.

В поисках новых ответов

Доктор Барт Хьюз в начале 60-х годов XX века писал о трепанации черепа как о возможности достижения гармоничного душевного состояния, пробуждения творческих способностей и психического равновесия. Кстати, прежде чем приступить к активной пропаганде трепанации Хьюз проделал в собственном черепе отверстие диаметром около 6 мм и только после этого стал искать сторонников своей теории.

Неподалеку от Оксфорда, в старинном замке, стены которого украшены семейными портретами, живут лорд Джеймс Нейдпат (бывший преподаватель экспрезидента США Билла Клинтона) и его супруга Аманда Филдинг (художница). После знакомства с Хьюзом они сделали себе трепанацию. Аманда активно пропагандирует операцию, заявляя, что эта процедура повышает умственные способности, обостряет восприятие и придает жизненные силы.

Более того, актриса считает, что при игре на сцене она обретает дополнительную эмоциональность и более острое понимание героинь, роли которых играет. Аманда добивается того, чтобы трепанации были доступными и чтобы врачи официально делали это по желанию пациентов.

Барт Хьюз считает, что это один из самых эффективных способов самопознания, достижения более высокого уровня сознания, в сравнении с таким способом обострения чувств, как употребление наркотиков. Аманда не только выслушала все объяснения Хьюза и нашла их логичными, но и, сделав трепанацию в домашних условиях, уже через 4 часа решилась на проверку эффекта от операции.

Она повязала голову тюрбаном и отправилась на костюмированный бал. По ее утверждению, она испытывала при этом эйфорию свободы и расслабления, богатство восприятия окружающего мира и легкость восприятия всего происходящего вокруг.

Пресса называет среди желающих или осуществивших операцию музыканта Джона Леннона, а также многочисленных ювелиров, профессоров, арт-дилеров из Лондона, библиотекарей из Амстердама и фермеров из Техаса. Некоторые из них объединились вокруг Аманды как единомышленники в «Трепанейшн траст» и даже спонсируют научные исследования медицинских и философских учреждений, изучающих это древнее явление на современном этапе развития человечества.

Метки: здоровье • интересно • история • лечение • медицина • трепанация • ужасы • человечество

Комментарии:

oppps.ru

Трепанация черепа: показания виды и способы

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Оренбургская медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра топографической анатомии с курсом оперативной хирургии

Заведующий кафедрой: д.м.н. проф. Чемезов С.В..

РЕФЕРАТ

Трепанация черепа: показания виды и способы. Сравнительная характеристика. Принципы операции и основные этапы

Выполнила: студ. 403 гр.

Баканова А.А.

Преподаватель: д.м.н.

проф. Лященко С.Н.

Оренбург 2010 г.

План

1. Определение

2. История

3. Показания

4. Виды

5. Способы

6. Инструментарий

7. Техника

8. Хирургические доступы

9. Декомпрессивная трепанация черепа

Заключение

1. Определение

Трепанация черепа (trepanatio; франц. trйpanation) — хирургическая операция образования отверстия в костной ткани черепа с целью доступа к подлежащей полости.

2. История

Операция эта была еще известна в глубокой древности и подробно описана у Гиппократа. Существуют несомненные доказательства того, что в самые отдаленные времена, начиная с неолитического периода, человек уже был знаком с хирургическими приемами вскрытия черепной полости, с так называемой трепанацией. Свидетельством этому служат многочисленные черепа, собранные в самых различных местах и носящие следы искусственного прободения. По некоторым данным можно думать, что первобытный человек прибегал к трепанации даже чаще, чем люди цивилизованные.

Во многих дольменах находили сразу по несколько трепанированных экземпляров.

Из 210 черепов, собранных на о-ве Тенерифе и описанных Лушаном, оказалось 10 трепанированных, с отверстиями на лбу, темени, затылке, по средней линии или сбоку; кроме того, 25 черепов из этой коллекции носят следы неполной операции, — нарезки в области теменного родничка, происшедшие, по-видимому, от соскабливания лишних слоев кости. Первый древний трепанированный череп был описан Брока в 1867 г. На этом черепе, добытом из мексиканской гробницы и принадлежавшем индивиду древней расы ацтеков, имелось четырехугольное прободение, произведенное четырьмя линейными надрезами — прием, очень близкий к способу трепанации в доисторические времена в Европе.

Трепанация времен неолитического периода была впервые констатирована в 1773—1774 гг., когда в Лионе д-р Прюньер и некоторые другие ученые демонстрировали несколько черепов из дольменов Ложери и др. мест с вырезанными в них круглыми или овальными отверстиями. За открытием Прюньера последовал целый ряд других во всех частях света. Известные до сих пор случаи доисторической трепанации в России описаны проф. Д.Н. Анучиным в "Трудах IX археологии».

Трепанация в Европе: можно указать на существование сохранившихся до наших дней специалистов трепанеров в Черногории, Корнвалисе. Хорошая коллекция трепанированных черепов в оригиналах и муляжах имеется в парижском музее антропологического института. Существовали и посмертные трепанации, при которой играли роль мотивы религиозного свойства, например, желание носить череп подвешенным на поясе, в качестве амулета, или желание дать душе, обитающей в черепе, свободный выход после смерти, как это до сих пор практикуется среди краснокожих Иллинойса. Что касается до трепанации на живых, то одни склонны видеть в ней сознательный хирургический прием, другие приписывают ее предположению первобытного человека, что болезнь происходит от вселения злого духа, которого необходимо изгнать. В пользу того, что Трепанация применялась как чисто хирургический прием, говорят найденные на некоторых трепанированных черепах следы гнойных скоплений (череп из дольмена Port-blanc), или такие черепа, как из Mousseaux-les-Bray, которые признаны оперированными после травмы головы.

Ритуальная трепанация

Трепанация черепа не всегда проводилась с лечебной целью.

В Тибете давно заметили, что дар ясновидения люди чаще всего обретают после мозговой травмы. И задались целью открывать "третий глаз" искусственно. Отобранному по особым принципам монаху делают операцию, нередко сопряжённую со смертельным исходом. В середине лба высверливают отверстие, на несколько дней закрывают его деревянным клином с целебными мазями и дают зарасти. Всеволод Овчинников.

3. Показания

Трепанация черепа применяется как доступ для удаления внутричерепных гематом, опухолей мозговых оболочек и головного мозга, при открытой черепно-мозговой травме, вдавленных переломах костей черепа и как паллиативная операция при остром повышении внутричерепного давления.

4. Виды

Резекционная трепанация, трепанация кости путем наложения фрезевого отверстия и расширения его с помощью кусачек до необходимого размера. При этом разрез мягких тканей черепа может быть либо линейным, либо подковообразным. Главным недостатком этого метода является оставление постоянного костного дефекта;

Костнопластическая трепанация с откидыванием кожного лоскута на ножке, который к концу операции либо удаляют, либо укладывают на место. Во всех возможных случаях предпочтение отдается костнопластической трепанации.

Декомпрессивная трепанация черепа (ДТЧ) является одним из методов, способствующих уменьшению внутричерепного давления и соответственно улучшению функционального состояния мозга.

5. Способы трепанации

Вскрытие полости черепа и обнажение различных участков больших полушарий осуществляют двумя методами:

а) трепанация кости путем наложения фрезевого отверстия и расширения его с помощью кусачек до необходимого размера (резекционная трепанация). При этом разрез мягких тканей черепа может быть либо линейным, либо подковообразным. Главным недостатком этого метода является оставление постоянного костного дефекта;

б) костнопластическая трепанация с откидыванием кожного лоскута на ножке, который к концу операции либо удаляют, либо укладывают на место. Во всех возможных случаях предпочтение отдается костнопластической трепанации.

Во второй половине прошлого столетия и в первые десятилетия XX века костнопластическую трепанацию выполняли обычно по методике Вагнера и Вольфа. При этом выкраивают подковообразный кожно-надкостнично-костный лоскут на сравнительно узкой общей кожно-мышечно-надкостничной ножке. После скелетирования кости в узком желобке по ходу разреза мягких тканей накладывают 4-5 фрезевых отверстий, между которыми кость перепиливают с помощью проволочной пилы.

На протяжении последних десятилетий получила распространение методика костнопластической трепанации предложенная Зуттером и разработанная Оливекроном. Вначале выкраивают и откидывают в сторону большой кожно-апоневротический лоскутна широком основании, а затем выпиливают отдельный костно-надкостничный (или костно-мышечно-надкостничный) лоскут на самостоятельной ножке из мягких тканей, образующихся из подапоневротической рыхлой клетчатки и надкостницы, а часто и височной мышцы.

Подковообразный разрез по Вагнеру-Вольфу менее выгоден с точки зрения сохранения хорошего кровообращения кожно-подкожного лоскута, чем образование изогнутого разреза с сохранностью широкой ножки в переднем и нижнем отделах. Преимущество последнего способа является и то, что раздельное образование кожного и кожно-надкостничного лоскутов разрешает в больших пределах варьировать расположение и расширение костно-надкостничного лоскута независимо от размера и расположения кожно-апоневротического лоскута.

Но в последнее время отказались от подковообразных разрезов кожи головы и применяют только линейные.

Их преимущества в том, что они гораздо короче подковообразных, проекция разреза кожи не совпадает с проекцией разреза твердой мозговой оболочки головного мозга, что очень важно при оставлении декомпрессии, лучше сохраняются нервы с сосуды, так как разрез обычно идет параллельно им, и, в конце концов, никогда не достигают лобной области лица, то есть очень косметичны.

6. Инструментарий

1. Коловорот ручной с фрезами

2. Кусачки Дальгрена

3. Пинцет для наложения клипс и клипсы

4. Ранорасширитель Эдсона

5. Остеотом

6. Пила проволочная Оливекрона

7. Проводник Поленова

8. Пинцет для твердой мозговой оболочки

9. Шпатель мозговой

10. Элеватор

11. Распатор плоский мозговой

12.Стамеска Воячека.

13. Щипцы-кусачки Льюэра

14. Щипцы Листона

15. Долото желобоватое

16. Молотки деревянный и металлический

И другие инструменты…

7. Техника операции

Положение больного и его головы на операционном столе.

При выборе положения больного и его головы во время операции учитывают локальные, общие и анестезиологические требования.

Локальные требования - это оптимальное обнажение мозга и подход к области операции, удобное положение для хирурга.

Общие - положение больного и его головы не должно ухудшать его состояние и не должно вызывать осложнений (гемодинамические – венозный застой, сдавление нервов, воздушная эмболия).

Анестезиологические требования - не затруднять экскурсию грудной клетки и дыхание, создавать доступ для возможного выполнения реанимационных мероприятий во время операции.

Положение больного на операционном столе может быть различным и зависит от локализации процесса. При заболеваниях головного мозга больного и его голову укладывают в положение:

на затылке - для обнажения лобных долей, основания передней черепной ямки, области хиазмы;

на затылке с поворотом головы на 15-30° в сторону, противоположную очагу операции, - для хирургического доступа к височным и теменным областям. Туловище также одновременно поворачивают на 15-30° с помощью стола или подклада;

на боку, чтобы осуществить доступ к височной, теменной, затылочной областям;

mirznanii.com

О трепанациях. Интервью с Медниковой

Давненько я не заходил на antropogenez.ru и просматривая ресурс заметил интересный материал. Кому интересно, Медникова писала про татуировки в древности и про характер повреждений убитых абашевцев из Пепкинского кургана.

"О первобытной медицине известно не очень много — «гиппократы» каменного века не вели дневников. Однако учёные знают, что доисторические нейрохирурги работали на высоком уровне: они могли вскрывать черепа соплеменников, причём так, что пациенты после операции жили долго и счастливо. Вот только в медицинских ли целях проводились операции? Корреспондент АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ обратилась за подробностями к доктору исторических наук, кандидату биологических наук, ведущему научному сотруднику Института археологии РАН Марии Медниковой.

— Мария, добрый день! Наверняка не все знают, что такое трепанация. Можете рассказать простыми словами, что из себя представляет эта операция и как именно она проводится? И, главное, зачем?

— Трепанация — это любая преднамеренная хирургическая операция, нарушающая целостность свода черепа человека. Впрочем, существуют поверхностные трепанации, не нарушающие эту целостность. Выполняется она разными способами: с помощью скобления, прорезания или сверления. Иногда разные хирургические способы комбинируются.

В древности трепанации проводились ракушками, различными каменными орудиями и металлическими инструментами. Если говорить про технику проведения операций — благодаря антропологическим исследованиям выяснилось, что операция путём сверления — одна из древнейших в мире. Первая сквозная операция была сделана 10 тыс. лет назад!— На территории какой страны?

— На территории левобережной Украины. Череп с самым древним свидетельством трепанации хранится в нашей стране, в Кунсткамере — потому что раскопки проводились в конце 50—х гг. XX века, когда ещё был СССР. Трепанированные останки нашли в могильнике Васильевка III. Выяснилось, что он принадлежали довольно пожилому мужчине по тем временам — ему было лет 50. Причём эта операция была сделана сверлением за несколько лет до смерти, потому что края повреждения очень хорошо зажили. Воздействию подверглась левая теменная кость — то есть область, которая располагалась ближе всего к затылку.

А несколько лет назад мы с коллегами опубликовали описание ещё одной очень древней находки, относящейся к эпохе верхнего палеолита. Мы описали фрагмент черепной крышки, найденной на территории Воронежской области, на стоянке Костенки 8 или Тельмановской стоянки, которая раскапывалась очень давно — в конце 50-х гг. прошлого века. Фрагмент черепной коробки принадлежал мужчине. Находка тоже хранится в Кунсткамере — там лежат самые важные трепанированные останки, обнаруженные на территории СССР.

Череп с двумя трепанациями из Энсишейм, Франция. Источник: Alt, Kurt W. et al. Evidence for stone age cranial surgery // Nature, Vol. 387, 22 may 1997, p. 360.— Летом 2016 года BBC опубликовали подробную статью о том, что скелеты, найденные на юге России, говорят о ритуальных целях трепанации. Можете подробнее рассказать об этих находках?— Как раз об этих находках мои коллеги вместе с зарубежными учёными опубликовали весной 2016 года статью в научном журнале. Но вообще эти находки появились ещё в конце 90—х гг. XX века. И я имела возможность включить некоторые из них в свою сводку данных по трепанации. В частности, я говорю о материалах из раскопок могильника «Вертолётное поле» в Ростове-на-Дону. Впервые на этот могильник обратила внимание местный антрополог Елена Батиева. Когда она обнаружила скелеты в слоях этого памятника, я предложила идею о том, что трепанации в их черепах были сделаны не с медицинскими, а с ритуальными целями. Насколько я помню, в кургане были обнаружены 7 человек со следами сквозного хирургического воздействия.

Очевидно, трепанации говорят о необычной активности местного знахаря в те далёкие времена. Но всё—таки, поскольку у людей из могильника «Вертолётное поле» не было найдено следов хронических заболеваний, которые могли бы запечатлеться в структуре костной или зубной ткани, становится понятно, что это была операция ритуального характера.

Если говорить о трепанациях и ритуалах, то нельзя не вспомнить так называемые символические трепанации. Это устоявшийся научный термин, и сначала он применялся к зажившим повреждениям свода черепа у кочевников, которые проникли на территорию современной Венгрии во время великого переселения народов, в первом тысячелетии нашей эры. И у очень многих кочевников были на голове округлые шрамы — причём они находились в строго определённых местах у представителей одного и того же племени.

— О чём это говорит?

— О том, что это было такое ритуальное шрамирование — трепанация, не доведённая до конца. И, возможно, эти шрамы наносились в момент посвящения — чаще представителям воинского сословия. То есть, в каком—то смысле, это был такой священный текст, который выделял воинов и противопоставлял их всем остальным. Мурзак-Коба. Предполагаемая символическая трепанация на черепе женщины. Источник: Медникова М. Б., Моисеев В. Г., Хартанович В. И. Обряды перехода в каменном веке по данным физической антропологии // Краткие сообщения Института археологии, 2015 г., выпуск 237, с. 57.

— Я слышала, что в древности люди верили: трепанация сделает их умнее…

— Собственно, главные цели древних трепанаций были обозначены ещё в XIX веке. Эти цели классифицировал в 1877 году Поль Брока — крупнейший французский хирург и анатом, один из основателей палеопатологии — изучения болезней древних людей. Он и обсуждал, какие причины могли побудить первобытных мужчин и женщин прибегать к такой радикальной операции. Неужели таким образом лечили головную боль, нервные конвульсии или эпилепсию? Или могли устранять последствия причинённых травм? Последующие исследователи неоднократно обращались к изучению целей трепанации. Собственно, я в своих работах тоже пыталась это сделать.

Тут очень важно соотнесение с археологическим контекстом останков трепанированных людей. Мы очень часто обращаем внимание на то, что трепанированные люди часто бывают погребены не так, как принято в этом же племени. Например, их трепанированная голова могла быть погребена отдельно от тела. Конечно, учёные, которые считают, что трепанации проводились исключительно в медицинских целях, относятся к этим находкам со скепсисом. Но всё—таки религиозные цели трепанаций доказаны абсолютно независимыми данными.

Вероятнее всего, многие трепанации связаны с обрядами перехода — это очень распространённое явление в традиционной культуре, где жизнь не представляла собой непрерывный период. Она была чётко разделена на отрезки. И по достижению определённого рубежа человек переходил в другое качество. Чтобы перейти в другое качество, он должен был испытать обряд посвящения.

— Можете привести примеры таких рубежных точек?

— Например, достижение ребёнком подросткового возраста, когда он должен приобщиться к ценностям взрослых. Следующие рубежи — брак и смерть человека. Приведу пример: года два назад я вместе с коллегами опубликовала описание находки в крымском гроте Мурзак—Коба — перед Второй мировой войной там были найдены скелеты — мужчины сорока лет и молодой женщины, которой ещё не исполнилось 25 лет. Ещё в 60—е гг. XX века выдающийся палеопатолог Дмитрий Рохлин обнаружил, что эта женщина испытала очень необычную по современным меркам операцию — ей были частично ампутированы оба мизинца…— На руках?

— Да, на руках. А предварительно её, по мнению Рохлина, привели в бессознательное состояние ударом по голове.

Так вот, мы провели повторное радиологическое исследование останков этой женщины и определили примерное время, когда была сделана эта операция. Оказалось, что операция была сделана, когда девушка уже почти перестала расти, за несколько лет до смерти. Видимо, как раз тогда, когда она проходила подростковую инициацию. И, самое главное, при рассмотрении её черепа мы подробно описали шрам на её голове. Судя по всему, это была символическая трепанация, связанная со вступлением этой женщины в брак.

Интересно, что следы вступления во взрослую жизнь были всем видны — это ампутированные пальцы. А вот следы символической трепанации были скрыты под головным убором или под причёской. То есть это был такой тайный знак. И это интересно, потому что говорит о том, как сложно приобщались люди к своему новому социальному положению. Это были довольно кровавые обряды, но люди мужественно их проходили.Трепанированные черепа из Перу. Фото предоставлены С. Дробышевским

— Какие ещё «ритуальные» манипуляции с телом проводились в эпоху палеолита? Можете ли привести самые экзотические примеры?

— Если говорить про палеолит — то самой экзотической манипуляцией с телом стоит назвать именно трепанацию. Потом ледник, который покрывал Европу, растаял, и у людей появилось новое пространство для жизни. Началась эпоха среднего каменного века — мезолита, и в это время появились упомянутые выше ампутации. Следующая эпоха — неолита — тут пышным цветом расцветают техники манипуляций с человеческим телом. Это и есть эпоха господства трепанаций — причём в таком виде, в котором никто и не предполагал. Прежде всего я говорю о территории современных Франции и Германии.

Несколько лет назад я пересмотрела коллекцию в Париже, с которой как раз работал Поль Брока. Это впечатляющая коллекция, включающая в себя сотни черепов людей, которые были трепанированы задолго до смерти. И они жили с очень обширными отверстиями в черепе, причем состояние краев этих отверстий говорит о высоком проценте заживления. В неолите 90% прооперированных людей выживали и жили долгие годы.

— Пишут, что инки достигли в трепанировании высокого мастерства – более 80% «пациентов» выживало. Я так понимаю, подобного профессионализма европейские медики достигли только в XX веке. Как же это удалось инкам?

— Если сравнивать достижения инков и древних хирургов, которые жили на территории Европы 6—7 тыс. лет назад, то, пожалуй, древние европейцы были профессиональнее инков. Однако инки делали трепанации намного чаще, причём они пользовались техниками вскрытия черепной коробки, которые не так активно применялись в Евразии. В Перу чаще сверлили отверстия и прорезали мостики между ними. Но, кстати, этот способ был очень опасный и часто плохо заканчивался. Но если сравнивать трепанации хирургов XIX века и трепанации инков, то вторые тут будут выигрывать. Потому что в XIX веке из-за трепанаций в парижских и лондонских больницах умирало подавляющее большинство пациентов. Это была очень опасная операция. Собственно, до изобретения антибиотиков всё заканчивалось довольно плохо — каждый перелом черепа был инфицирован и примерно каждый третий больной погибал от гнойного заражения.

Что же умели люди в древности, чего не умели люди XIX века? Возможно, у древних людей был более высокий иммунитет. Кроме того, применялись различные средства растительного происхождения — первобытные знахари хорошо знали местную флору и умели её применять. А для остановки воспалительного процесса, например, использовались различного рода смолы и зола. Но, в принципе, это остаётся тайной — как в эпоху неолита хирурги могли так успешно проводить операции. И неизвестно, почему через тысячу лет смертность от трепанаций стала сильно больше. Этот вопрос ещё требует своего изучения.

— Я слышала, что есть находки черепов с несколькими отверстиями от трепанаций. А каков мировой рекорд по числу трепанаций, сделанных одному человеку?

— Если говорить про древние трепанации на территории нашей страны — то пять отверстий. Каждое отверстие было сделано в результате отдельной операции, а в конечном итоге все дырки слились в одно большое отверстие. Эти операции проводились в последние годы жизни молодой женщины, представительницы карасукской культуры Южной Сибири. Это второе тысячелетие до нашей эры.

Васильевка III. Трепанированный череп и микрофокусная рентгенограмма сквозного дефекта (б). Источник: Медникова 2015, с. 53

— И после пяти трепанаций женщина осталась жива и здорова?

— Да! Правда, последние операции, видимо, всё—таки вызвали осложнения, и через несколько месяцев после пятой трепанации она скончалась. Это мы выяснили благодаря изучению так называемой костной мозоли и следам возникшего воспалительного процесса на краях отверстия.

Если говорить про территорию Западной Европы, то там встречались скелеты с семью отверстиями. Людям делали серию операций, которые разделялись месяцами.

— Мы поговорили с вами про трепанацию в первобытные времена — а как часто она применялась в Средние века?

— Довольно часто. Средние века гораздо проще изучать — потому что остались письменные источники. Трепанации в эпоху палеолита мы изучаем только благодаря находкам палеантропологов и археологов.

В раннем Средневековье есть тексты целителей и медиков, например, арабского учёного Абу-л-Касима Аз-Захрави (Абулкасиса), который жил на рубеже X-XI веков. С одной стороны, он опирался на переведённые на арабский язык труды античных хирургов. А, с другой стороны, Абулкасис сам предложил свой усовершенствованный метод проведения трепанаций. В трактате «О хирургии и инструментах» автор приводит рисунки трепанационных инструментов и описывает ход операции.

Если говорить о более позднем Средневековье, то, безусловно, операции проводились, но не так часто. По-видимому, их делали представителям высшего слоя — королям и правителям. В письменных источниках остались имена этих людей.

— Назовите, пожалуйста, пару имён.

— Например, потомок Карла Великого — Карл Жирный (888 год), 14—летний король Кастилии Энрике (1214 год), Лоренцо — герцог Урбинский (1517 год). А рекорд поставил принц Нассау ский, который в 1591 году перенёс 27 трепанаций черепа. О простых людях мы ничего не знаем — о таких операциях не сообщалось в письменных источниках.

Скорее всего, трепанация относилась к сложной хирургической помощи для высшего сословия. Но, возможно, короли и правители занимали особое положение и считались медиаторами, которые осуществляли тесную связь с богом. И, может быть, именно поэтому применение таких рискованных операций было оправданным. Кроме того, обращаю ваше внимание на распространение сюжетов о трепанации в изобразительном искусстве позднего Средневековья и раннего Возрождения.

— Первое, что приходит на ум — картина Иеронима Босха «Извлечение камня глупости».

— Да, причём толкование её до сих пор неоднозначное. Искусствоведы совершенно по-разному её интерпретируют, потому что эта картина метафорическая — излечение камня глупости и трепанирование. Существует большое количество безымянных гравюр, посвящённых трепанации. Некоторые картины ещё рисовали менее известные по сравнению с Босхом художники— Адриан Брауэр — его картина хранится в «Эрмитаже». В общем, мы видим, что тема трепанации была в Средневековье и в эпоху Возрождения в центре внимания.

— Практикуется ли трепанация в современной «народной медицине» у каких-либо племён?

— Да, конечно. Например, этнологи и антропологи уже давно исследуют племя Кизии. Об этом племени датчане сняли несколько фильмов в 80—90-е гг. XX века, их можно найти в интернете. В 50-е годы один путешественник по имени Маргеттс познакомился с фермером, которому местный знахарь в ходе многочисленных операций удалил почти всю верхнюю часть свода черепа. По словам этого мужчины, операции были очень болезненными, но знахарь ничего не сделал для того, чтобы унять боль. Пациент сохранил дееспособность и прожил долгие годы — правда, ходил в шляпе с пластиковой подкладкой для защиты мозга.

В документальном фильме датских журналистов Кирстена и Лейфа Йаппе «Сельский врач» есть сцена, как женщина из племени Кизии, у которой болела голова, обратилась к местному знахарю. И знахарь не нашёл ничего менее радикального, кроме как сделать ей трепанацию. Причём он оперировал её обычными ножами, разложенными на банановом листе. Никакого специфического обезболивающего не применялось, а перед операцией в жертву принесли козу. Пациентка осталась жива. Но это очень серьёзное воздействие, и не стоит его рекомендовать в повседневной практике.

— Порекомендуйте, пожалуйста, научно-популярные книги о трепанации для тех, кто заинтересовался этой темой.

— Я боюсь, что научно-популярных книг о трепанациях очень мало. Есть научные монографии и статьи. Наиболее популярная (не в смысле востребованности, а по подаче материала) моя книга 2004 года «Трепанации в древнем мире и культ головы». Это сокращенный, облегчённый для широкого читателя и вместе с тем дополненный некоторыми случаями вариант моей научной монографии 2001 года.

Беседовала Екатерина Шутова

Литература:

Медникова М. Б. Трепанации в древнем мире и культ головы. Москва, «Алетейа», 2004.Homo medicus. Гиппократы каменного века. Часть IHomo medicus. Гиппократы каменного века. Часть II"

http://antropogenez.ru/interview/961/

andvari5.livejournal.com

От молотка до пилы. Как и когда проводили трепанацию черепа? | Здоровая жизнь | Здоровье

Сегодня нейрохирургию воспринимают как науку очень молодую. Многие уверены, что она насчитывает в своей истории максимум 100 лет. На самом же деле учёные установили, что первые нейрохирургические операции проводились уже 7000 лет назад. И это кажется невероятным, т. к. уровень развития медицины в то время явно не дотягивал до современного, чтобы совершать столь тонкие и просчитанные действия.

От сотворения мира

Самые интересные открытия в мире нейрохирургии сделали учёные. На некоторых черепах, обнаруженных в некрополе Чаучилья в Перу, явно видны следы трепанации. Причём, что особенно удивило исследователей, на краях этих отверстий наросла новая костная ткань. А это значит, что люди после проводимых им операций жили, причём достаточно долго. По форме отверстий исследователи смогли определить, что медики уже в то время использовали достаточно неплохие инструменты. Сама операция проводилась путём выскабливания кости с применением различных долот, кусачек и конических фрез. Инки умели ещё и исправлять костные дефекты пластическим путём с применением золотых и серебряных пластин.

По каким причинам древние врачи рисковали проводить столь сложные операции, современным учёным непонятно. Часть из них выполнялась для коррекции черепно-мозговых травм, но некоторые черепа не имеют больше никаких повреждений. Часть из найденных находок — младенческая, что позволило учёным предположить, что таким методом врачи старались лечить младенческие судороги. А ряд черепов принадлежал молодым людям, что наводит на мысль, что нейрохирургию использовали для проведения ритуальных действий, например для обряда посвящения. А у фараонов Египта такие отверстия делали, чтобы после смерти душе легче было покинуть тело.

От Гиппократа до Средних веков

Процедуру трепанации черепа описывал и один из самых популярных врачей древности — Гиппократ. Он советовал применять такого рода операции (и это детально описано в его трудах) для лечения травм черепного характера, а также для избавления от эпилепсии. В своей работе «О ранах головы» древний врач очень детально расписал строение черепа и те виды травм, при которых было показано вмешательство.

Через пять веков Гален использовал такую основу Гиппократа для проведения процедуры трепанации при гидроцефалии.

В Средние века эскулапы поднаторели в вопросах нейрохирургии. Для них этот способ лечения был отличным вариантом избавления человека от постоянных головных болей и судорог. При этом, как отмечают записи, сохранившиеся с тех времён, врач должен был быть достаточно сильным, т. к. после разреза кожи ему нужно быть ломать кости черепа инструментами наподобие долота и молотка. И нужно было действовать так, чтобы не повредить мозг. После операции отверстие в голове не заделывали, а просто прикрывали кожей.

С течением времени менялись инструменты, и медики стали использовать для трепанации специальный бур. Исследователей удивляет и ещё один факт — несмотря на то, что не было никакой анестезии на тот период, процент выживших больных был достаточно высоким.

Первые научные труды

В 1518 году вышло первое практическое руководство по нейрохирургии за авторством Беренгарио ди Капри. В основном в нём описывается, как автор смог вылечить, и довольно успешно, перелом затылочной кости у Лоренцо де Медичи. При этом в работу включены и обобщающие рекомендации.

Следующим, кто внёс свой вклад в дело развития трепанации и нейрохирургии в целом, стал французский хирург и человек, считающийся отцом современной медицины, Амбруаз Паре. В своих трудах он детально описывал используемый инструментарий и методику, применяемую при трепанации, удалении остеомиелически изменённой кости, дренирования гематом и эмпием, а также предложил методику восстановления вдавленных переломов черепа.

Дело развития нейрохирургии продолжил английский врач Томас Уиллис, который в 1664 году опубликовал «Мозговую анатомию». Она стала для своего времени максимально полным руководством в столь сложном деле. Он же первым предложил термин «неврология», понимая её как науку о нейронах. При этом параллельно с наукой развивалось и хирургическое мастерство врачей, от которого в вопросе нейрохирургии зависит очень многое. В Средних веках уже активно использовались такие варианты, как распаторы, элеваторы и кусачки.

Первые случаи нейроонкохирургии описаны в трудах, датируемых XVIII веком.

Российский опыт

Раскопки и исследования показали, что различные операции на черепе проводили уже в X–XI веках в Киевской Руси. И славянские медики справлялись с задачей ничуть не хуже, чем древние египтяне и греки.

В XVIII веке в европейских странах произошла техническая революция, и промышленность стала производить более профессиональные инструменты, необходимые для выполнения столь сложного вмешательства. В России тоже наладили производство инструментов, после чего нейрохирургия стремительно шагнула вперёд. С 1738 г. все штатные врачи, в числе которых были военные, имели полноценные хирургические наборы, в составе которых были и инструменты для трепанации черепа.

Первый анатомический атлас вышел в России в 1744 г. Его автором выступил Мартын Шеин. В то время трепанация была уже достаточно распространена и востребована — она широко применялась при различных черепно-мозговых травмах. Даже в экзаменационных билетах медицинских учебных заведений появились вопросы по такой процедуре. И им нередко уделялось первостепенное значение.

При этом трепанацию использовали исключительно как вынужденный метод лечения, т. е. только в тех случаях, когда без неё было не обойтись. Как проходила процедура, можно найти в описаниях, которые составляли врачи, участвовавшие в процедуре. Из одного из таких можно узнать, что человеку «голову проломили… череп в мозг был вдавлен на два перста… с превеликим трудом оные отломки вынуты, тут найдена жестокая мать (твёрдая мозговая оболочка) прорвана… раненый, будучи пользован главным лекарем Мартыном Шеиным, который из самого мозгу унцев (1 унция равна 29,86 г) до 4-х вычерпал, чрез 2 месяца и 8 дней выздоровел, мозг наполнился, жестокая мать в дыре проломленной присовокупилась».

Активное развитие

Период особо активного развития нейрохирургии приходится на вторую половину XVIII века. Появилась концепция Джованни Морганьи, в которой связывалась нозология и специфический патологический субстрат. Она полностью поменяла философию всей европейской медицины и обосновала удаление опухолей в черепной коробке. Первые нейроонкохирургические операции были выполнены в отношении опухолей, разрушающих свод черепа. Объяснялся такой выбор просто — такие новообразования диагностировались достаточно легко. Но при этом показатели летальности при проведении таких вмешательств были довольно высокими. Так, к примеру, в Париже за 6 лет скончались все больные, которым проводилась трепанация.

Ближе к цели

Нейрохирургией в России очень интересовался такой знаменитый врач, как Николай Пирогов. Упоминания о столь важной сфере медицины можно найти в «Началах общей военно-полевой хирургии» под его авторством. В своём труде врач представил глубокий анализ морфологических изменений и иных механизмов, которые сопровождают повреждения черепно-мозгового характера. Строилась его работа на изучении самостоятельно им проведённых 20 трепанаций.

Несмотря на то, что в XIX веке была собрана достаточно серьёзная и обстоятельная база — как анатомическая, так и техническая, был наработан хороший опыт, все попытки успешных операций разбивались о гнойные осложнения. Ведь вскрытие мозговой оболочки, по сути, являлось открытой раной, через которую легко проникали бактерии. Ситуация поменялась, когда врачи стали применять во время операций не только анестезию, но и антисептические препараты.

Приоритет выделения нейрохирургии в отдельную сферу медицины принадлежит России. Об этом впервые в 1893 году заявил профессор Казанского университета Л. А. Малиновский. Именно он в своём докладе сформулировал основные принципы нейрохирургии и поставил вопрос о специальной подготовке хирурга, оперирующего на ЦНС.

Сегодня такая отрасль медицины представляет собой точное и последовательное вмешательство, которое помогает справиться с тяжёлыми последствиями поражения головного и спинного мозга, а также коррекцией работы нервной системы. Современные инструменты и методики позволяют врачам буквально творить чудеса. И к этому результату медики шли не одну тысячу лет.

www.aif.ru

древние медики успешно проводили трепанацию черепа — РТ на русском

Китайские врачеватели проводили трепанацию черепа более трёх с половиной тысяч лет назад. Кроме того, этот способ лечения мог применяться на гораздо более значительной территории, чем считалось ранее. RT рассказывает, что известно учёным о древних нейрохирургах и их методах работы.

След трепанации за 1600 лет до нашей эры 

Долгое время считалось, что в древнем Китае для лечения травм головы и головных болей использовали только методы традиционной китайской медицины. Однако, проведя анализ найденных археологами черепов и мумии возрастом более трёх с половиной тысяч лет, учёные из Бостонского университета нашли свидетельства того, что это не совсем так. Как выяснилось, с повреждениями мозга древние китайцы могли бороться и при помощи трепанации. Эта процедура подразумевает проделывание отверстий в черепе или удаление его фрагмента, например, для того, чтобы снизить внутричерепное давление. 

Самая древняя китайская мумия со следами трепанации датируется примерно 1615 годом до нашей эры. Гробницу, где находились мумифицированные останки китаянки, обнаружили ещё в 1930-х годах в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, но вскрыли её только в 2005 году. Учёные выяснили, что отверстие в черепе было сделано при жизни, более того, женщина прожила около месяца после процедуры: гладкие края костной ткани вокруг пролома говорят о процессе заживления после трепанации. 

Упоминания о проведении процедуры можно встретить и в китайских литературных памятниках. Один из них — роман о событиях III века нашей эры «Троецарствие», написанный в XIV веке. Согласно описанным событиям, император Цао Цао ударил мечом по священному дереву, после чего у него начались головные боли. Император позвал известного врача — Хуа То (легендарный медик, «отец» китайской хирургии). Обследовав императора, Хуа То принял решение просверлить отверстие в его голове — причиной болей, по его мнению, была опухоль. Цао Цао, правда, такому методу воспротивился, приговорил целителя к смертной казни. Также император приказал сжечь все заметки Хуа То о медицине — эту часть романа подтверждают и исторические источники. 

Любопытно, что находки, свидетельствующие о проведении трепанации в XVIII и XIX столетиях в Китае, почти отсутствуют. По словам учёных, это не значит, что процедура совсем исчезла из практики на это время. Однако она могла находиться под культурным запретом. Возможно, вместо неё использовали акупунктуру и лечение травами. Причиной могло быть конфуцианство, которое говорило о том, что тело священно, и не должно быть изуродовано при жизни или после смерти. 

По словам нейрохирурга Эмануэлы Бинелло из Бостонского университета, уровень выживаемости людей в Китае с характерными для трепанации отверстиями в черепе был слишком высок, чтобы списать их на «немедицинские» повреждения, вроде удара по голове битой с шипами. 

От Южной Америки до Алтая 

Стоит отметить, что другие учёные, в их числе Джон Верано из Тулейнского университета в Новом Орлеане, исследовавший трепанацию у других народов мира, — склонны сомневаться в этом выводе Бинелло. 

«Предполагать, что 100% трепанаций проходили в Китае успешно, можно с натяжкой — по крайней мере, на основе тех примеров, которые описаны», — поясняет Верано. По его словам, для однозначных выводов необходимы находки, говорящие о неудачном проведении процедур: на таких черепах должны быть видны следы использованных инструментов. Иначе за свидетельства трепанации можно принять и врождённые пороки, и повреждения, оставшиеся после того, как череп погрызли животные. 

Верано добавляет, что народам по всему свету приходило в голову, что в разных целях — например, в медицинских или ритуальных, — можно проделывать отверстия в черепах живых людей. 

В Европе процедуру описывал ещё древнегреческий медик Гиппократ, живший в 5–4 веках до нашей эры, а позже — его древнеримский коллега Гален. Однако в этом регионе операции проводились не очень успешно. Хотя трепанация снижает давление на мозг, чем может помочь недавно перенесшему травму человеку, при проведении процедуры был велик шанс заражения тканей. 

«А в средневековой Европе бытовала идея о том, что безумие развивается от камней или дьявола в мозге, а если просверлить отверстие, то демонов можно выпустить», — привёл пример Верано. 

Ряд достоверных свидетельств трепанации, по словам Верано, найден в Южной Америке, на территории Перу. Там учёные обнаружили свидетельства около 800 случаев трепанации, относящихся примерно к 5 веку до нашей эры. Отверстия на многих найденных черепах указывают на смертельные исходы процедуры, но какие-то люди после трепанации прожили относительно долгую жизнь. 

Подобную процедуру проводили для того, чтобы снизить внутричерепное давление, спасти человека от кровоизлияния в мозг или прочистить раны. При этом практика сохранялась несмотря на высокий уровень смертности во время операции: погибали не менее 40% пациентов. Как отметил Верано, число смертельных случаев со временем сократилось: во времена инков, то есть в XIII–XVI веках, выживали после трепанации уже 85% подвергшихся процедуре. 

Российские же учёные находили следы сходной операции в Горном Алтае. Три обнаруженных черепа со свидетельствами трепанации принадлежат к культуре скифов и датируются 500–300 годами до нашей эры. 

russian.rt.com

На юге России найдены древние черепа со следами ритуальной трепанации / Моя Планета

 

В нескольких регионах юга России были найдены доисторические человеческие черепа со следами трепанации. Самое удивительное, что после того, как в их кости головы проделывали дыру, древние люди продолжали жить. Ученые рассказывают подробности находок.

 

«Мы исследовали культуру бронзового века с коллегами из России и нашли очень интересные черепа со следами трепанации. Они отличаются от других подобных находок тем, что отверстие всегда расположено в одном и том же месте: посредине затылка», — приводит издание «Чердак» слова Юлии Грески, антрополога из Германского археологического института в Берлине.

Грески и ее российские коллеги исследовали черепа, найденные на юге России: в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и в районе Ростова-на-Дону. Находки датируются V–III тысячелетиями до н. э.

В распоряжении ученых оказалось 13 черепов с примерно одинаково расположенными отверстиями на затылке. Из них шесть мужских, шесть женских, в одном случае пол не удалось установить. Возраст, в котором эти люди умерли, варьировался от 14–16 до 50–69 лет. Возраст, в котором им была сделана операция, — от подросткового до преклонного.

Следов заживления после операции нет только на двух черепах, это значит, что в основном операция проводилась при жизни и люди от нее не умирали. «Выживание людей после этих операций — это поразительно. Древние хирурги знали, что делали», — сказала Грески.

Грески и ее коллеги обнаружили, что трепанация проводилась одним из двух способов: выскабливанием, при котором кость черепа выскребали острым инструментом, пока в нем не образовывалась дыра, и вырезанием. Выскабливание — более безопасный метод, нежели вырезание, и после него пациент выживал с большей вероятностью, отметила Грески. Из 13 черепов, обследованных Грески и ее коллегами, восемь зажили хорошо, три — не очень, два — совсем не зажили.

«При выскребании процесс идет медленнее, хирург видит, когда нужно остановиться. Выскребать могли чистым, свежесколотым куском кремня, что помогало заносить в рану меньше бактерий. Может быть, хирурги также использовали растения с противовоспалительными свойствами», — предположила она.

При этом операция, вероятно, не была невыносимо болезненной, считает исследователь. Боль ощущалась, когда хирург резал кожу — в ней проходят нервные окончания. А выскабливание или вырезание самой кости уже не было настолько чувствительным.

Если пациент переживал первые недели и месяцы после операции, у него не развивалось воспаление и раны заживали, дыра в черепе затягивалась кожей и образовывалась рубцовая ткань. «Она, конечно, мягче, чем остальная часть, где под кожей — черепные кости, но в целом она достаточно хорошо защищала отверстие», — пояснила ученый.

«В нашем случае все отверстия были сделаны на затылке, где их можно прикрыть волосами и, возможно, их даже не было видно. Так что, если человек выживал после такой операции, дальше дыра в черепе не доставляла ему больших неудобств, если не была слишком большой», — сказал Грески.

 

 

Самое большое отверстие, обнаруженное учеными, — овальной формы, около 9 см в длину и около 4,5 см в ширину.

На вопрос, зачем наши предки проводили трепанацию, ответ есть далеко не всегда. В некоторых случаях операция проводилась из-за травмы: древний хирург пытался извлечь фрагмент кости из проломленного черепа, чтобы ослабить давление на мозг. Такая практика известна у современных аборигенов племени кизии в Кении.

Однако в исследовании Грески и ее коллег одинаковое расположение отверстий и отсутствие следов травм, которые могли бы потребовать хирургического вмешательства, заставило ученых предположить, что трепанация могла быть проведена не в медицинских целях.

«Мы думаем, что трепанация могла быть сделана в ритуальных целях, но возможны и другие причины: головные боли, эпилепсия — какие-либо заболевания, наличие которых нельзя уже установить по костям», — пояснила ученый.

Какой ритуал требовал такой операции, исследователи уже не могут предположить. «Может быть, это как-то связано с разделением общества на группы, таким образом они подчеркивали свою принадлежность к одной из них», — предполагает Грески. Если это так, то операция могла проводиться на людях из высшего слоя общества, может быть, шаманах. «Подобные случаи нам известны в Болгарии и Венгрии в Средних веках, там трепанация изначально проводилась в привилегированных слоях общества, а потом она стала так популярна, что распространилась и среди простых людей», — рассказала Грески.

В работе принимали участие специалисты Института аридных зон Южного научного центра РАН, Центра египтологических исследований РАН, ГУП «Наследие» Министерства культуры Ставропольского края, НИИ и музея антропологии МГУ. Результаты исследования опубликованы в журнале American Journal of Physical Anthropology.

www.moya-planeta.ru


Смотрите также