ГлавнаяПервобытноеИстория первобытного общества эпоха первобытной родовой общины м 1986
История первобытного общества. История первобытного общества эпоха первобытной родовой общины м 1986
Першиц А.И., Семенов Ю.И. История первобытного общества. Т.2 Эпоха первобытной родовой общины
Першиц А.И., Семенов Ю.И. История первобытного общества. Т.2 Эпоха первобытной родовой общиныМ.: Наука, 1986. — 578 с.
Информация о файле: pdf, 16 mb.
В книге исследуются проблемы развитого первобытного общества: формирование человека современного вида и его рас, становление первобытного общества (от родовой общины охотников, собирателей, рыболовов до общины ранних земледельцев и скотоводов), формы собственности и власти, накопление знаний о мире.
Предлагаемая книга является второй в трехтомной серии «История первобытного общества», первый том которой вышел в 1983 г. В известной степени она является центральной во всей серии, так как посвящена основному этапу истории первобытного общества — эпохе уже сложившейся и еще не вступившей в стадию своего разложения первобытной общины.
В соответствии с этим в монографии рассматриваются основные проблемы «классической» первобытности — завершение процессов антропогенеза и социогенеза, демографические и этнокультурные процессы эпохи, природа раннепервобытной и позднепервобытной общины и присущие им формы общественного сознания.
Насколько это представилось возможным и целесообразным, в большинстве разделов работы интегрированы этнографические, археологические и палеоантропологические данные. Однако удельный вес и соотношение этих данных в разных главах, естественно, различны. Так, палеоантропологический материал обильнее всего представлен в главах о завершении процессов антропогенеза и социогенеза, археологический — в главе о раннепервобытной общине, так как последняя может быть лишь ограниченным образом представлена по ее этнографическим аналогам. Напротив, в главах о позднепервобытной общине и формах общественного сознания намного шире представлен этнографический материал. Равным образом в отдельных главах в разной мере используются принятые в науке первобытной истории частнонаучные методы. Если в большинстве глав широко применен сравнительно-исторический метод, то в главе о завершении процесса социогенеза из-за отсутствия этнографических аналогов заметное место занимает метод пережитков.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!
na5ballov.pro
Эпоха первобытной родовой общины
Количество просмотров публикации Эпоха первобытной родовой общины< - 157
ИСТОРИЯ
ПЕРВОБЫТНОГО
ОБЩЕСТВА
Эпоха первобытной родовой общины
Ответственный редактор академик Ю. В. БРОМЛЕЙ
МОСКВА. ʼʼНАУКАʼʼ. 1986
В книге исследуются проблемы развитого первобытного общества˸ формирование человека современного вида и ᴇᴦο рас, становление первобытного общества (от родовой общины охотников, собирателей, рыболовов до общины ранних земледельцев и скотоводов), формы собственности и власти, накопление знаний о мире.
Для историков, этнографов, археологов, антропологов.
Предлагаемая книга является второй в трехтомной серии ʼʼИстория первобытного обществаʼʼ, первый том которой вышел в 1983 г. В известной степени она является центральной во всей серии, так как посвящена основному этапу истории первобытного общества — эпохе уже сложившейся и ещё не вступившей в стадию своего разложения первобытной общины.
В соответствии с этим в монографии рассматриваются основные проблемы ʼʼклассическойʼʼ первобытности — завершение процессов антропогенеза и социогенеза, демографические и этнокультурные процессы эпохи, природа раннепервобытной и позднепервобытной общины и присущие им формы общественного сознания.
Насколько это представилось возможным и целесообразным, в большинстве разделов работы интегрированы этнографические, археологические и палеоантропологические данные. Однако удельный вес и соотношение этих данных в разных главах, естественно, различны. Так, иалеоантропологический материал обильнее всего представлен в главах о завершении процессов антропогенеза и социогенеза, археологический — в главе о раннепервобытной общине, так как последняя должна быть лишь ограниченным образом представлена по её этнографическим аналогам. Напротив, в главах о позднепервобытной общине и формах общественного сознания намного шире представлен этнографический материал. Равным образом в отдельных главах в разной мере используются принятые в науке первобытной истории частнонаучные методы. Если в большинстве глав широко применен сравнительно-исторический метод, то в главе о завершении процесса социогенеза из-за отсутствия этнографических аналогов заметное место занимает метод пережрггков.
Как и в предыдущем томе серии, авторский коллектив и редакция стремились показать спорный характер ряда встающих в связи с изучением первобытной истории вопросов, неоднозначность возможных решений среднего уровня в рамках единои̌ — марксистской — концепции первобытноисторического процесса. Это нашло отражение, например, в разработке различных гипотез сапиентации, представленной в первой и второй главах книги, а также в освещении ряда других процессов эпохи.
Читайте также
- Read both alternatives of the text and tell the difference. Find out idioms and their non-idiomatic equivalents. Give their Slovak literal and idiomatic equivalents.
Sam is really a calm person. He never loses control of himself and hardly ever becomes too angry. Furthermore, he knows how to manage his business financially by using a few tricks ... Needless to say, he, too, is getting older. His hair is beginning to turn gray, but he knows how to compensate for wasted time by relaxing. He rises early, exercises, and goes to bed early. He manages his frankfurter stand without visible effort, until it is someone else's turn to work there. Sam is successful; he... [читать подробнее].
- Симптом Meltzer.
Мельцера с. – признак непроходимости нижней части пищевода: исчезновение звука глотания, обычно выслушиваемого в области сердца.
Симптом Schlittler.
Шлитлера с. – признак инородного тела пищевода: появление или усиление боли при надавливании на гортань.
Симптом... [читать подробнее].
- Удалённый доступ к Silt-серверу
Процесс доступа к удалённому СИЛТ-серверу реализуется посредством следующего сценария:
· на хосте запускается СИЛТ-сервер (рис. 38). Примечание. Для упрощения демонстстации данного сценария в качестве Хоста используется Localhost:8090. СИЛТ-клиент запускается на Localhost:8091.
Рис.... [читать подробнее].
- Тopic 3. Culture and Art
Main themes of Western Cultural studies and Art theory constitute a particular tradition which has generated, modified and criticized its own contents, whilst assimilating and remaining open to ideas and discourses external to itself.
In the first half of the twentieth century, Theodor Adorno could define art as the process through which the individual gains freedom by externalizing himself, in contrast to the philistine “who craves art for what he can get out of it.” Today, it is nearly... [читать подробнее].
- Древневерхненемецкий (Althochdeutsch)
Древневерхненемецкий – это период формирования немецкой народности и её языка. Древневерхненемецкий язык отличается от всех других германских языков наличием второго (верхненемецкого) передвижения согласных. Второе передвижение согласных - это процесс радикальной... [читать подробнее].
- Zur Übung 60. Korrigieren Sie die Fehler und stilistische Ungenauigkeiten des Zieltextes, falls es notwendig ist. Schlagen Sie Ihre Varianten der Übersetzung vor.
Uuml;bung 61. Machen Sie sich mit dem Ausschnitt aus dem Roman «Katz und Maus» von Günter Grass (Kapitel X) vertraut. Übersetzen Sie den Text und beachten Sie dabei die Zusammensetzungen und Realien.
Zu Beginn des neuen Jahres wollte ich Violinstunden nehmen - mein Bruder hatte eine Geige hinterlassen - aber wir wurden Luftwaffenhelfer, und heute ist es wohl zu spät, obgleich Pater Alban nicht müde wird, mir Violinstunden anzuraten; wie er es auch war, der mich... [читать подробнее].
- Uuml;bung 57. Übersetzen Sie den Text und beachten Sie die Wiedergabe der Internationalismen. Geben Sie den Inhalt des Textes wieder.
Lufthansa Cargo spart weiter
MÜNCHEN. Lufthansa Cargo, die Frachttochter der Deutschen Lufthansa, will trotz schwieriger Marktlage in diesem Jahr den Gewinn weiter steigern. Das Sparprogramm werde fortgeführt und Kostensenkungen vorangetrieben, sagte Cargo-Vorstandschef Jean-Peter Jansen bei Vorlage der Bilanz in Frankfurt. «Die Rahmenbedingungen für ein profitables Wachstum bleiben schwierig», erklärte Jansen. Die Rekordpreise auf dem Treibstoffmarkt und der... [читать подробнее].
- UNIT I. World Culture Study
1) инструменты для рассечения тканей:
1. скальпель: а) брюшистый б) остроконечный
2. ножницы: а) прямые остроконечные и тупоконечные б) изогнутые (по плоскости – Купера, по оси – Рихтера) остроконечные и тупоконечные
2) кровоостанавливающие зажимы:
1. зажим Кохера прямой и... [читать подробнее].
- Unit I. What is culture?
The view of culture – and the civilizing process – as a form of control is consistent with the recent turn in cultural studies and cultural policy toward a focus on the ways in which institutions discipline populations.
When the concept first emerged in eighteenth- and nineteenth-century Europe, it connoted a process of cultivation or improvement, as in agriculture or horticulture. In the nineteenth century, it came to refer first to the betterment or refinement of the individual,... [читать подробнее].
- Topic 2. Culture or Civilization
Different definitions of culture reflect different theories for understanding, or criteria for valuing, human activity. Edward Burnett Tylor wrote, in 1871, that “culture or civilization, taken in its wide ethnographic sense, is that complex whole which includes knowledge, beleief, art, morals, law, custom, and any other capabilities and habits acquired by man as a member of society.” (E. B. Tylor, Primitive Culture: Researches into the Development of Mythology, Philosophy, Religion,... [читать подробнее].
referatwork.ru
История первобытного общества - page 5
Четвертая фаза – период мустье, 100 (80) – 35 тыс. лет. Продолжается увеличение количества стоянок, достигающих нескольких сотен. Интенсивно идет заселение многих районов нашей страны – Кавказа, Средней Азии, Украины, юга Русской равнины. Самый северный памятник достигает 55° северной широты, где пока подлинные стоянки неандертальцев известны на самом юге Сибири – в Хакасии и Туве. Появляются технические варианты орудий, дающие богатейший набор изделий каменного века. Пятая фаза – поздний палеолит, 35 – 12 тыс. лет. Человек освоил почти всю Ойкумену. Общее количество палеолитических стоянок на территории нашей страны по примерным подсчетам немного более 2 тыс. Они есть практически везде или почти везде, но особой концентрацией отличаются Русская равнина, Кавказ, Южная Сибирь, долина Алдана. В позднем палеолите выделяются уже не технические варианты, а подлинные культуры эпохи палеолита. Палеолитический человек заселил практически все природные зоны страны – от знойной Средней Азии до берегов Ледовитого океана и от лесистых предгорий Карпат до побережья Тихого океана. Людям мезолита и неолита уже почти не пришлось делать географических открытий, разве что в освобождающейся ото льда Прибалтике. Из земледельческих культур на территории СССР можно выделить неолитические поселения в Туркмении (близ Ашхабада) в Армении (близ Еревана) и др. В Средней Азии в IV тысячелетии до н. э. были созданы первые искусственные оросительные системы. На Восточно-Европейской равнине древнейшей земледельческой культурой была Трипольская, названная по селу Триполье близ Киева (V—III тысячелетия до н. э.). Поселения трипольцев обнаружены на территории от Днепра до Карпат. Они представляли собой большие селения земледельцев и скотоводов, жилища которых располагались по кругу. При раскопках этих поселков обнаружены зерна пшеницы, ячменя, проса. Найдены деревянные серпы с кремневыми вкладышами, каменные зернотерки и другие предметы. Трипольская культура относится к медно-каменному веку – энеолиту (III – 1 тысячелетия до н.э.).[10] На территории бывшего СССР найдены археологические памятники бронзового века, по которым можно проследить разложение первобытно-общинного строя. Это Майкопский курган, Триалети (близ Тбилиси) и др. Например, в Майкопе под десятиметровым курганом обнаружено богатое захоронение, относящееся ко II тысячелетию до н. э. Здесь найдены золотые кольца, бляхи, бусы, 2 золотых и 14 серебряных сосудов, набор бронзового оружия и другие вещи. Одновременно археологи открыли другие захоронения майкопцев с небольшим числом вещей или вовсе без них, что свидетельствует о разделении общества на богатых и бедных. Широкое распространение железа на территории стран СНГ относится к 1 тысячелетию до н. э. Продвижение земледелия на север от зоны теплого климата привело к тому, что на землях, где жили наши далекие предки – славяне, также стали появляться предпосылки для возникновения частной собственности: возникало классовое общество, складывалась государственность. Глава 4. Эволюция человеческого сообщества Изучение первобытной экономики позволило выявить важные различия в отношениях распределения и собственности на основных стадиях развития первобытной родовой общины. В раннепервобытной (раннеродовой) общине, ведшей присваивающее хозяйство и получавшей главным образом лишь жизнеобеспечивающий продукт, господствовали уравнительное распределение и общая собственность; каждый член общины имел право на долю произведенного продукта независимо от того, участвовал ли он в его производстве. В позднепервобытной (позднеродовой) общине, перешедшей к производящему или высокоспециализированному присваивающему хозяйству и получившей относительно регулярный избыточный продукт, наряду с уравнительным получило развитие трудовое распределение, при котором часть продукта поступала в распоряжение отдельных членов общины, и наряду с общей развилась личная собственность. Теоретический анализ позволил также определить предшествовавшую первобытной родовой общине форму как праобщину (первобытное человеческое стадо), а сменившую эту общину форму как первобытную соседскую (протокрестьянскую) общину. Исследование первобытной экономики продолжается, но и то, что уже сделано, показало действенность принятого критерия общей периодизации первобытной история и правомерность отождествления основных этапов этой истории с основными типами развития первобытной общины. Этот типологический ряд – праобщина (первобытное человеческое стадо), раннепервобытная и поздне-первобытная (раннеродовая и позднеродовая). первобытная соседская (протокрестьянская) общины – и соответствует основным этапам первобытной истории. Однако таксономия некоторых этапов остается спорной, из-за чего их количество у разных ученых неодинакрво. Их четыре, если рассматривать два средних как однопорядковые с первым и последним. Такая периодизация позволяет полнее учитывать важный рубеж, разделяющий эпохи присваивающего и производящего хозяйств. Их три, если рассматривать два средних как субэтапы одного этапа первобытной родовой общины. Такая периодизация хорошо отражает то обстоятельство, что социально-экономические последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству сказались не сразу и позднепервобытные общины долгое время мало отличались от раннепервобытных. При трехчленной периодизации первобытной истории в советской науке пользуются также и другими наименованиями основных этапов древнейшего прошлого, выразительно характеризующими их содержание. В последнее время их нередко называют эпохами антропосоциогенеза, первобытной родовой общины и классообразования. Первобытная история начинается с эпохи праобщнны (первобытного человеческого стада, антропосоциогенеза). Эта эпоха открывается появлением целеполагающей орудийной деятельности и, следовательно, возникновением древнейших людей –архантропов, образующих первые, пока еще более или менее аморфные производственные коллективы. Основное содержание эпохи – преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных обезьян и предлюдей, упрочение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека. Периодизационные и хронологические границы эпохи остаются спорными. Нижняя граница дискуссионна из-за расхождений во взглядах на различие между предчеловеком и настоящим человеком, верхняя – из-за неодинаковой трактовки социальной организации времени среднего палеолита и палеоантропов. Еще сравнительно недавно многие ученые рассматривали это время как время праобщины, не находя в нем признаков родового строя. Но новые находки показали, что уже тогда возникли искусственные коллективные жилища, четкие признаки спайки человеческих коллективов и другие явления, которые раньше связывались только с наступлением верхнего (позднего) палеолита. Это сделало правомерным вывод, что верхняя граница эпохи праобщины должна быть отнесена до времени среднего палеолита и палеоантропов. Правомерным, но необязательным. Ведь биологический облик палеоантропов продолжал меняться, а следовательно, биологическое развитие человека еще не было, пользуясь диалектической терминологией, “снято” социальным. Поэтому вопрос пока остается открытым. Эпоха первобытной родовой общины открывается возникновением первых упорядоченных форм социальной организации – рода и родовой общины. Именно здесь получают полное выражение основные черты первобытнообщинного строя – более или менее последовательный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение. Эти черты особенно ярко выражены на стадии раннепервобытной (раннеродовой) общины и сохраняются, хотя уже не господствуют, на стадии позднепервобытной (позднеродовой) общины. Нижняя граница эпохи – средний палеолит (время палеоантропов) или верхний палеолит (время неоантропов), верхняя – как правило, неолит. Если эпоха праобщины – время становления, а эпоха первобытной родовой общины – время зрелости, то эпоха классообразования – время распада первобытнообщинного строя. Эта последняя эпоха повсюду знаменуется прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности и ростом избыточного продукта. Общая собственность рода и общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовые связи рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме. Появляются начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный продукт начинает превращаться в прибавочный, происходит зарождение частной собственности, общественных классов и государственности. Нижняя граница эпохи в более продвинутых обществах приходится на время позднего неолита, в менее продвинутых – по большей части на время металлов. Верхняя граница – появление классовых обществ и государств – наиболее продвинутыми обществами перейдена около 5 тыс. лет назад, наиболее отставшими в своем развитии не перейдена и до настоящего времени. Заключение Итак, квинтэссенция всего ранее изложенное может быть представлена набором таблиц.
Тип
Сущностная особенность
Месторасположение археологических находок
Австралопитек
"Южная обезьяна", ходила на двух передних конечностях - для добывания пищи и защиты
Южная Африка. 1924 г.
Питекантроп
Древний обезьяно-человек
О-в Ява, 1891 г
Синантроп
Древний предок современного человека.
Около Пекина, 1930 г.
Неандерталец
Первобытный человек охотник эпохи палеолита
Долина Неандерталь, Германия, конец XIX в.
Кроманьонец
Потомок неандертальца. Сложился 30 – 25 тыс. лет назад. Homo sapiens – "человек разумный"
Деревня Кро-Маяьов, Франция,1868г.
Трипольцы
Предки праславян. Племена высокой земледельческой культуры эпохи энеолита.
Село Триполье, Украина, конец XIX в. Село Детчино[11], Малоярославецкого р-на (1880 г.), д. Гремячево Перемышльского р-на (1898 г.) Калужской области
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства и словесности, не только школа нравственного и художественного воспитания, но и неотъемлемая часть современной жизни, в определенной мере оценка настоящего сквозь призму исторического опыта. Историю нельзя знать “кусками”, она непрерывна. Достижения последующих цивилизаций немыслимы без достижений предшествующих обществ. В дополнение к огромной археологической работе, имевшей на своем счету немало открытий и показавшей более раннее, чем предполагалось до сих пор, оформление многих общественных институтов и социальных явлений (например, искусства), палеонтропологические исследования демонстрируют сложность и извилистость путей общественного прогресса и оставляют нам все меньше права на противопоставление доистории, или протоистории, и собственно истории. Практически история начинается и выступает в многообразных локальных формах с появления первых австралопитеков, и тому, что мы привыкли называть цивилизацией в узком смысле слова, – земледельческому хозяйству со стойловым скотоводством, появлению городов с ремесленным производством и концентрацией политической власти, зарождению письменности для обслуживания функционально усложнившейся общественной жизни – предшествовал путь длиною в несколько миллионов лет. Литература 1. Алексеев В.П., Першиц А.И. “История первобытного общества”. Учебник для вузов. М. 1990. 2. Амальрик А.С., Монгайт А.Л. “В поисках исчезнувших цивилизаций”. М. 1966. 3. Борисковский П.И. “Древнейшее прошлое человечества”. М. 1980. 4. Ранов В.А. “Древнейшие страницы истории человечества”. М.М. 1988. 5. Смолякова Н.В. “История Руси и России IX-XIX вв.” М. 1998. 6. Черниловский З.М. “Всеобщая история государства и права”. М. 1996. 7. “Древние цивилизации”. Под общ. Редакцией Бонгард-Левина Г.М. М. 1986. 8. Пособие по истории СССР. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. М. 1987. 9. Методическое пособие по истории России. КГПУ. Калуга. 1997.
Культура эпох К Культуре Расселение древнейшего человечества по земной поверхности столкнуло его, как уже отмечалось, с самыми различными экологическими условиями и разнообразным миром охотничьей добычи. Освоение новых ниш было невозможно без наблюдения за ходом природных процессов и природными явлениями, охота – без знания привычек животных, собирательство не могло быть эффективным без запаса сведений о полезных растениях. Духовной жизни палеолитического человечества, палеолитическому искусству и попыткам реконструкции социальных отношений посвящены тысячи статей и сотни книг. И лишь в единичных работах затрагивается вопрос о положительных знаниях в коллективах людей эпохи потребляющего хозяйства. В настоящее время вопрос этот интересно поставлен и рассмотрен в серии трудов В. Е. Ларичева. В частности, им приведены заслуживающие внимания соображения о невозможности представить себе развитие даже охотничьего и собирательского общества без какого-то календаря и использования в повседневной жизни астрономических ориентиров. Запас знаний, который накопило человечество в ходе расселения по земной поверхности на протяжении 4 – 5 млн. лет, сыграл не последнюю роль в освоении навыков производящего хозяйства и переходе к цивилизации.
en.coolreferat.com
История первобытного общества - страница 5
Четвертая фаза – период мустье, 100 (80) – 35 тыс. лет. Продолжается увеличение количества стоянок, достигающих нескольких сотен. Интенсивно идет заселение многих районов нашей страны – Кавказа, Средней Азии, Украины, юга Русской равнины. Самый северный памятник достигает 55° северной широты, где пока подлинные стоянки неандертальцев известны на самом юге Сибири – в Хакасии и Туве. Появляются технические варианты орудий, дающие богатейший набор изделий каменного века. Пятая фаза – поздний палеолит, 35 – 12 тыс. лет. Человек освоил почти всю Ойкумену. Общее количество палеолитических стоянок на территории нашей страны по примерным подсчетам немного более 2 тыс. Они есть практически везде или почти везде, но особой концентрацией отличаются Русская равнина, Кавказ, Южная Сибирь, долина Алдана. В позднем палеолите выделяются уже не технические варианты, а подлинные культуры эпохи палеолита. Палеолитический человек заселил практически все природные зоны страны – от знойной Средней Азии до берегов Ледовитого океана и от лесистых предгорий Карпат до побережья Тихого океана. Людям мезолита и неолита уже почти не пришлось делать географических открытий, разве что в освобождающейся ото льда Прибалтике. Из земледельческих культур на территории СССР можно выделить неолитические поселения в Туркмении (близ Ашхабада) в Армении (близ Еревана) и др. В Средней Азии в IV тысячелетии до н. э. были созданы первые искусственные оросительные системы. На Восточно-Европейской равнине древнейшей земледельческой культурой была Трипольская, названная по селу Триполье близ Киева (V—III тысячелетия до н. э.). Поселения трипольцев обнаружены на территории от Днепра до Карпат. Они представляли собой большие селения земледельцев и скотоводов, жилища которых располагались по кругу. При раскопках этих поселков обнаружены зерна пшеницы, ячменя, проса. Найдены деревянные серпы с кремневыми вкладышами, каменные зернотерки и другие предметы. Трипольская культура относится к медно-каменному веку – энеолиту (III – 1 тысячелетия до н.э.).[10] На территории бывшего СССР найдены археологические памятники бронзового века, по которым можно проследить разложение первобытно-общинного строя. Это Майкопский курган, Триалети (близ Тбилиси) и др. Например, в Майкопе под десятиметровым курганом обнаружено богатое захоронение, относящееся ко II тысячелетию до н. э. Здесь найдены золотые кольца, бляхи, бусы, 2 золотых и 14 серебряных сосудов, набор бронзового оружия и другие вещи. Одновременно археологи открыли другие захоронения майкопцев с небольшим числом вещей или вовсе без них, что свидетельствует о разделении общества на богатых и бедных. Широкое распространение железа на территории стран СНГ относится к 1 тысячелетию до н. э. Продвижение земледелия на север от зоны теплого климата привело к тому, что на землях, где жили наши далекие предки – славяне, также стали появляться предпосылки для возникновения частной собственности: возникало классовое общество, складывалась государственность. Глава 4. Эволюция человеческого сообщества Изучение первобытной экономики позволило выявить важные различия в отношениях распределения и собственности на основных стадиях развития первобытной родовой общины. В раннепервобытной (раннеродовой) общине, ведшей присваивающее хозяйство и получавшей главным образом лишь жизнеобеспечивающий продукт, господствовали уравнительное распределение и общая собственность; каждый член общины имел право на долю произведенного продукта независимо от того, участвовал ли он в его производстве. В позднепервобытной (позднеродовой) общине, перешедшей к производящему или высокоспециализированному присваивающему хозяйству и получившей относительно регулярный избыточный продукт, наряду с уравнительным получило развитие трудовое распределение, при котором часть продукта поступала в распоряжение отдельных членов общины, и наряду с общей развилась личная собственность. Теоретический анализ позволил также определить предшествовавшую первобытной родовой общине форму как праобщину (первобытное человеческое стадо), а сменившую эту общину форму как первобытную соседскую (протокрестьянскую) общину. Исследование первобытной экономики продолжается, но и то, что уже сделано, показало действенность принятого критерия общей периодизации первобытной история и правомерность отождествления основных этапов этой истории с основными типами развития первобытной общины. Этот типологический ряд – праобщина (первобытное человеческое стадо), раннепервобытная и поздне-первобытная (раннеродовая и позднеродовая). первобытная соседская (протокрестьянская) общины – и соответствует основным этапам первобытной истории. Однако таксономия некоторых этапов остается спорной, из-за чего их количество у разных ученых неодинакрво. Их четыре, если рассматривать два средних как однопорядковые с первым и последним. Такая периодизация позволяет полнее учитывать важный рубеж, разделяющий эпохи присваивающего и производящего хозяйств. Их три, если рассматривать два средних как субэтапы одного этапа первобытной родовой общины. Такая периодизация хорошо отражает то обстоятельство, что социально-экономические последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству сказались не сразу и позднепервобытные общины долгое время мало отличались от раннепервобытных. При трехчленной периодизации первобытной истории в советской науке пользуются также и другими наименованиями основных этапов древнейшего прошлого, выразительно характеризующими их содержание. В последнее время их нередко называют эпохами антропосоциогенеза, первобытной родовой общины и классообразования. Первобытная история начинается с эпохи праобщнны (первобытного человеческого стада, антропосоциогенеза). Эта эпоха открывается появлением целеполагающей орудийной деятельности и, следовательно, возникновением древнейших людей –архантропов, образующих первые, пока еще более или менее аморфные производственные коллективы. Основное содержание эпохи – преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных обезьян и предлюдей, упрочение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека. Периодизационные и хронологические границы эпохи остаются спорными. Нижняя граница дискуссионна из-за расхождений во взглядах на различие между предчеловеком и настоящим человеком, верхняя – из-за неодинаковой трактовки социальной организации времени среднего палеолита и палеоантропов. Еще сравнительно недавно многие ученые рассматривали это время как время праобщины, не находя в нем признаков родового строя. Но новые находки показали, что уже тогда возникли искусственные коллективные жилища, четкие признаки спайки человеческих коллективов и другие явления, которые раньше связывались только с наступлением верхнего (позднего) палеолита. Это сделало правомерным вывод, что верхняя граница эпохи праобщины должна быть отнесена до времени среднего палеолита и палеоантропов. Правомерным, но необязательным. Ведь биологический облик палеоантропов продолжал меняться, а следовательно, биологическое развитие человека еще не было, пользуясь диалектической терминологией, “снято” социальным. Поэтому вопрос пока остается открытым. Эпоха первобытной родовой общины открывается возникновением первых упорядоченных форм социальной организации – рода и родовой общины. Именно здесь получают полное выражение основные черты первобытнообщинного строя – более или менее последовательный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение. Эти черты особенно ярко выражены на стадии раннепервобытной (раннеродовой) общины и сохраняются, хотя уже не господствуют, на стадии позднепервобытной (позднеродовой) общины. Нижняя граница эпохи – средний палеолит (время палеоантропов) или верхний палеолит (время неоантропов), верхняя – как правило, неолит. Если эпоха праобщины – время становления, а эпоха первобытной родовой общины – время зрелости, то эпоха классообразования – время распада первобытнообщинного строя. Эта последняя эпоха повсюду знаменуется прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности и ростом избыточного продукта. Общая собственность рода и общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовые связи рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме. Появляются начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный продукт начинает превращаться в прибавочный, происходит зарождение частной собственности, общественных классов и государственности. Нижняя граница эпохи в более продвинутых обществах приходится на время позднего неолита, в менее продвинутых – по большей части на время металлов. Верхняя граница – появление классовых обществ и государств – наиболее продвинутыми обществами перейдена около 5 тыс. лет назад, наиболее отставшими в своем развитии не перейдена и до настоящего времени. Заключение Итак, квинтэссенция всего ранее изложенное может быть представлена набором таблиц.
Тип
Сущностная особенность
Месторасположение археологических находок
Австралопитек
"Южная обезьяна", ходила на двух передних конечностях - для добывания пищи и защиты
Южная Африка. 1924 г.
Питекантроп
Древний обезьяно-человек
О-в Ява, 1891 г
Синантроп
Древний предок современного человека.
Около Пекина, 1930 г.
Неандерталец
Первобытный человек охотник эпохи палеолита
Долина Неандерталь, Германия, конец XIX в.
Кроманьонец
Потомок неандертальца. Сложился 30 – 25 тыс. лет назад. Homo sapiens – "человек разумный"
Деревня Кро-Маяьов, Франция,1868г.
Трипольцы
Предки праславян. Племена высокой земледельческой культуры эпохи энеолита.
Село Триполье, Украина, конец XIX в. Село Детчино[11], Малоярославецкого р-на (1880 г.), д. Гремячево Перемышльского р-на (1898 г.) Калужской области
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства и словесности, не только школа нравственного и художественного воспитания, но и неотъемлемая часть современной жизни, в определенной мере оценка настоящего сквозь призму исторического опыта. Историю нельзя знать “кусками”, она непрерывна. Достижения последующих цивилизаций немыслимы без достижений предшествующих обществ. В дополнение к огромной археологической работе, имевшей на своем счету немало открытий и показавшей более раннее, чем предполагалось до сих пор, оформление многих общественных институтов и социальных явлений (например, искусства), палеонтропологические исследования демонстрируют сложность и извилистость путей общественного прогресса и оставляют нам все меньше права на противопоставление доистории, или протоистории, и собственно истории. Практически история начинается и выступает в многообразных локальных формах с появления первых австралопитеков, и тому, что мы привыкли называть цивилизацией в узком смысле слова, – земледельческому хозяйству со стойловым скотоводством, появлению городов с ремесленным производством и концентрацией политической власти, зарождению письменности для обслуживания функционально усложнившейся общественной жизни – предшествовал путь длиною в несколько миллионов лет. Литература 1. Алексеев В.П., Першиц А.И. “История первобытного общества”. Учебник для вузов. М. 1990. 2. Амальрик А.С., Монгайт А.Л. “В поисках исчезнувших цивилизаций”. М. 1966. 3. Борисковский П.И. “Древнейшее прошлое человечества”. М. 1980. 4. Ранов В.А. “Древнейшие страницы истории человечества”. М.М. 1988. 5. Смолякова Н.В. “История Руси и России IX-XIX вв.” М. 1998. 6. Черниловский З.М. “Всеобщая история государства и права”. М. 1996. 7. “Древние цивилизации”. Под общ. Редакцией Бонгард-Левина Г.М. М. 1986. 8. Пособие по истории СССР. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. М. 1987. 9. Методическое пособие по истории России. КГПУ. Калуга. 1997.
Культура эпох К Культуре Расселение древнейшего человечества по земной поверхности столкнуло его, как уже отмечалось, с самыми различными экологическими условиями и разнообразным миром охотничьей добычи. Освоение новых ниш было невозможно без наблюдения за ходом природных процессов и природными явлениями, охота – без знания привычек животных, собирательство не могло быть эффективным без запаса сведений о полезных растениях. Духовной жизни палеолитического человечества, палеолитическому искусству и попыткам реконструкции социальных отношений посвящены тысячи статей и сотни книг. И лишь в единичных работах затрагивается вопрос о положительных знаниях в коллективах людей эпохи потребляющего хозяйства. В настоящее время вопрос этот интересно поставлен и рассмотрен в серии трудов В. Е. Ларичева. В частности, им приведены заслуживающие внимания соображения о невозможности представить себе развитие даже охотничьего и собирательского общества без какого-то календаря и использования в повседневной жизни астрономических ориентиров. Запас знаний, который накопило человечество в ходе расселения по земной поверхности на протяжении 4 – 5 млн. лет, сыграл не последнюю роль в освоении навыков производящего хозяйства и переходе к цивилизации.