История первобытного общества эпоха первобытной родовой общины м 1986. История первобытного общества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История первобытного общества. История первобытного общества эпоха первобытной родовой общины м 1986


Першиц А.И., Семенов Ю.И. История первобытного общества. Т.2 Эпоха первобытной родовой общины

Першиц А.И., Семенов Ю.И. История первобытного общества. Т.2 Эпоха первобытной родовой общины Першиц А.И., Семенов Ю.И. История первобытного общества. Т.2 Эпоха первобытной родовой общиныМ.: Наука, 1986. — 578 с.

Информация о файле: pdf, 16 mb.

В книге исследуются проблемы развитого первобытного общества: формирование человека современного вида и его рас, становление первобытного общества (от родовой общины охотников, собирателей, рыболовов до общины ранних земледельцев и скотоводов), формы собственности и власти, накопление знаний о мире.

Предлагаемая книга является второй в трехтомной серии «История первобытного общества», первый том которой вышел в 1983 г. В известной степени она является центральной во всей серии, так как посвящена основному этапу истории первобытного общества — эпохе уже сложившейся и еще не вступившей в стадию своего разложения первобытной общины.

В соответствии с этим в монографии рассматриваются основные проблемы «классической» первобытности — завершение процессов антропогенеза и социогенеза, демографические и этнокультурные процессы эпохи, природа раннепервобытной и позднепервобытной общины и присущие им формы общественного сознания.

Насколько это представилось возможным и целесообразным, в большинстве разделов работы интегрированы этнографические, археологические и палеоантропологические данные. Однако удельный вес и соотношение этих данных в разных главах, естественно, различны. Так, палеоантропологический материал обильнее всего представлен в главах о завершении процессов антропогенеза и социогенеза, археологический — в главе о раннепервобытной общине, так как последняя может быть лишь ограниченным образом представлена по ее этнографическим аналогам. Напротив, в главах о позднепервобытной общине и формах общественного сознания намного шире представлен этнографический материал. Равным образом в отдельных главах в разной мере используются принятые в науке первобытной истории частнонаучные методы. Если в большинстве глав широко применен сравнительно-исторический метод, то в главе о завершении процесса социогенеза из-за отсутствия этнографических аналогов заметное место занимает метод пережитков.

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

na5ballov.pro

Эпоха первобытной родовой общины

Количество просмотров публикации Эпоха первобытной родовой общины< - 157

ИСТОРИЯ

ПЕРВОБЫТНОГО

ОБЩЕСТВА

Эпоха первобытной родовой общины

Ответственный редактор академик Ю. В. БРОМЛЕЙ

МОСКВА. ʼʼНАУКАʼʼ. 1986

В книге исследуются проблемы развитого первобытного обще­ства˸ формирование человека современного вида и ᴇᴦο рас, ста­новление первобытного общества (от родовой общины охотников, собирателей, рыболовов до общины ранних земледельцев и ското­водов), формы собственности и власти, накопление знаний о мире.

Для историков, этнографов, археологов, антропологов.

Редакционная коллегия

Ю. В. БРОМЛЕЙ (ответственный редактор)

А. И. ПБРШИЦ, В. А. ШНИРЕЛЬМАН

Рецензенты˸ Н. Я. МЕРПЕРТ, Н. Б. ТЕР-АКОПЯН

0508000000-322 042(02)-86 Ы-Ы'Ш © Наука. 1986 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая книга является второй в трехтомной серии ʼʼИсто­рия первобытного обществаʼʼ, первый том которой вышел в 1983 г. В известной степени она является центральной во всей серии, так как посвящена основному этапу истории первобытного общества — эпохе уже сложившейся и ещё не вступившей в стадию своего раз­ложения первобытной общины.

В соответствии с этим в монографии рассматриваются основные проблемы ʼʼклассическойʼʼ первобытности — завершение процессов антропогенеза и социогенеза, демографические и этнокультурные процессы эпохи, природа раннепервобытной и позднепервобытной общины и присущие им формы общественного сознания.

Насколько это представилось возможным и целесообразным, в большинстве разделов работы интегрированы этнографические, ар­хеологические и палеоантропологические данные. Однако удельный вес и соотношение этих данных в разных главах, естественно, раз­личны. Так, иалеоантропологический материал обильнее всего пред­ставлен в главах о завершении процессов антропогенеза и социоге­неза, археологический — в главе о раннепервобытной общине, так как последняя должна быть лишь ограниченным образом представле­на по её этнографическим аналогам. Напротив, в главах о поздне­первобытной общине и формах общественного сознания намного шире представлен этнографический материал. Равным образом в от­дельных главах в разной мере используются принятые в науке пер­вобытной истории частнонаучные методы. Если в большинстве глав широко применен сравнительно-исторический метод, то в главе о завершении процесса социогенеза из-за отсутствия этнографических аналогов заметное место занимает метод пережрггков.

Как и в предыдущем томе серии, авторский коллектив и редак­ция стремились показать спорный характер ряда встающих в связи с изучением первобытной истории вопросов, неоднозначность воз­можных решений среднего уровня в рамках единои̌ — марксист­ской — концепции первобытноисторического процесса. Это нашло отражение, например, в разработке различных гипотез сапиентации, представленной в первой и второй главах книги, а также в освеще­нии ряда других процессов эпохи.

Читайте также

  • - Read both alternatives of the text and tell the difference. Find out idioms and their non-idiomatic equivalents. Give their Slovak literal and idiomatic equivalents.

    Sam is really a calm person. He never loses control of himself and hardly ever becomes too angry. Furthermore, he knows how to manage his business financially by using a few tricks ... Needless to say, he, too, is getting older. His hair is beginning to turn gray, but he knows how to compensate for wasted time by relaxing. He rises early, exercises, and goes to bed early. He manages his frankfurter stand without visible effort, until it is someone else's turn to work there. Sam is successful; he... [читать подробнее].

  • - Симптом Meltzer.

    Мельцера с. – признак непроходимости нижней части пищевода: исчезновение звука глотания, обычно выслушиваемого в области сердца. Симптом Schlittler. Шлитлера с. – признак инородного тела пищевода: появление или усиление боли при надавливании на гортань. Симптом... [читать подробнее].

  • - Удалённый доступ к Silt-серверу

    Процесс доступа к удалённому СИЛТ-серверу реализуется посредством следующего сценария: · на хосте запускается СИЛТ-сервер (рис. 38). Примечание. Для упрощения демонстстации данного сценария в качестве Хоста используется Localhost:8090. СИЛТ-клиент запускается на Localhost:8091. Рис.... [читать подробнее].

  • - Тopic 3. Culture and Art

    Main themes of Western Cultural studies and Art theory constitute a particular tradition which has generated, modified and criticized its own contents, whilst assimilating and remaining open to ideas and discourses external to itself. In the first half of the twentieth century, Theodor Adorno could define art as the process through which the individual gains freedom by externalizing himself, in contrast to the philistine “who craves art for what he can get out of it.” Today, it is nearly... [читать подробнее].

  • - Древневерхненемецкий (Althochdeutsch)

    Древневерхненемецкий – это период формирования немецкой народности и её языка. Древневерхненемецкий язык отличается от всех других германских языков наличием второго (верхненемецкого) передвижения согласных. Второе передвижение согласных - это процесс радикальной... [читать подробнее].

  • - Zur Übung 60. Korrigieren Sie die Fehler und stilistische Ungenauigkeiten des Zieltextes, falls es notwendig ist. Schlagen Sie Ihre Varianten der Übersetzung vor.

    Uuml;bung 61. Machen Sie sich mit dem Ausschnitt aus dem Roman «Katz und Maus» von Günter Grass (Kapitel X) vertraut. Übersetzen Sie den Text und beachten Sie dabei die Zusammensetzungen und Realien. Zu Beginn des neuen Jahres wollte ich Violinstunden nehmen - mein Bruder hatte eine Geige hinterlassen - aber wir wurden Luftwaffenhelfer, und heute ist es wohl zu spät, obgleich Pater Alban nicht müde wird, mir Violinstunden anzuraten; wie er es auch war, der mich... [читать подробнее].

  • - Uuml;bung 57. Übersetzen Sie den Text und beachten Sie die Wiedergabe der Internationalismen. Geben Sie den Inhalt des Textes wieder.

    Lufthansa Cargo spart weiter MÜNCHEN. Lufthansa Cargo, die Frachttochter der Deutschen Lufthansa, will trotz schwieriger Marktlage in diesem Jahr den Gewinn weiter steigern. Das Sparprogramm werde fortgeführt und Kostensen­kungen vorangetrieben, sagte Cargo-Vorstandschef Jean-Peter Jansen bei Vorlage der Bilanz in Frankfurt. «Die Rahmenbedingungen für ein profitables Wachstum bleiben schwierig», erklärte Jansen. Die Rekord­preise auf dem Treibstoffmarkt und der... [читать подробнее].

  • - UNIT I. World Culture Study

    1) инструменты для рассечения тканей: 1. скальпель: а) брюшистый б) остроконечный 2. ножницы: а) прямые остроконечные и тупоконечные б) изогнутые (по плоскости – Купера, по оси – Рихтера) остроконечные и тупоконечные 2) кровоостанавливающие зажимы: 1. зажим Кохера прямой и... [читать подробнее].

  • - Unit I. What is culture?

    The view of culture – and the civilizing process – as a form of control is consistent with the recent turn in cultural studies and cultural policy toward a focus on the ways in which institutions discipline populations. When the concept first emerged in eighteenth- and nineteenth-century Europe, it connoted a process of cultivation or improvement, as in agriculture or horticulture. In the nineteenth century, it came to refer first to the betterment or refinement of the individual,... [читать подробнее].

  • - Topic 2. Culture or Civilization

    Different definitions of culture reflect different theories for understanding, or criteria for valuing, human activity. Edward Burnett Tylor wrote, in 1871, that “culture or civilization, taken in its wide ethnographic sense, is that complex whole which includes knowledge, beleief, art, morals, law, custom, and any other capabilities and habits acquired by man as a member of society.” (E. B. Tylor, Primitive Culture: Researches into the Development of Mythology, Philosophy, Religion,... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    История первобытного общества - page 5

    Четвертая фаза – период мустье, 100 (80) – 35 тыс. лет. Продолжается увеличение количества стоянок, достигающих нескольких сотен. Интенсивно идет заселение многих районов нашей страны – Кавказа, Средней Азии, Украины, юга Рус­ской равнины. Самый северный памятник достигает 55° север­ной широты, где пока подлинные стоянки неандертальцев известны на самом юге Сибири – в Хакасии и Туве. Появляются технические варианты орудий, даю­щие богатейший набор изделий каменного века. Пятая фаза – поздний палеолит, 35 – 12 тыс. лет. Человек освоил почти всю Ойкумену. Общее количество палеолитических стоянок на территории нашей страны по примерным подсчетам немного более 2 тыс. Они есть практически везде или почти везде, но особой концен­трацией отличаются Русская равнина, Кавказ, Южная Сибирь, долина Алдана. В позднем палеолите выделяются уже не техни­ческие варианты, а подлинные культуры эпохи палеолита. Палеолитический человек заселил практически все природные зоны страны – от знойной Средней Азии до берегов Ледови­того океана и от лесистых предгорий Карпат до побережья Тихого океана. Людям мезолита и неолита уже почти не пришлось делать географических открытий, разве что в осво­бождающейся ото льда Прибалтике. Из земледельческих культур на территории СССР можно выделить неолитические поселения в Туркмении (близ Ашхабада)  в Армении (близ Еревана) и др. В Сред­ней Азии в IV тысячелетии до н. э. были созданы первые искусственные оросительные системы. На Восточно-Евро­пейской равнине древнейшей земледельческой культурой была Трипольская, названная по селу Триполье близ Кие­ва (V—III тысячелетия до н. э.). Поселения трипольцев обнаружены на территории от Днепра до Карпат. Они представляли собой большие селения земледельцев и ско­товодов, жилища которых располагались по кругу. При раскопках этих поселков обнаружены зерна пшеницы, ячменя, проса. Найдены деревянные серпы с кремневыми вкладышами, каменные зернотерки и другие предметы. Трипольская культура относится к медно-каменному ве­ку – энеолиту (III – 1 тысячелетия до н.э.).[10] На территории бывшего СССР найдены археологические па­мятники бронзового века, по которым можно проследить разложение первобытно-общинного строя. Это Майкоп­ский курган, Триалети (близ Тбилиси) и др. Например, в Майкопе под десятиметровым курганом обнаружено богатое захоронение, относящееся ко II тысячелетию до н. э. Здесь найдены золотые кольца, бляхи, бусы, 2 золотых и 14 серебряных сосудов, набор бронзового оружия и дру­гие вещи. Одновременно археологи открыли другие захоро­нения майкопцев с небольшим числом вещей или вовсе без них, что свидетельствует о разделении общества на бога­тых и бедных. Широкое распространение железа на тер­ритории стран СНГ относится к 1 тысячелетию до н. э. Продвижение земледелия на север от зоны теплого климата привело к тому, что на землях, где жили наши далекие предки – славяне, также стали появляться предпосылки для возникновения частной собственности: возникало классовое общество, складывалась государственность. Глава 4. Эволюция человеческого сообщества Изучение первобытной экономики по­зволило выявить важные различия в отношениях рас­пределения и собственности на основных стадиях разви­тия первобытной родовой общины. В раннепервобытной (раннеродовой) общине, ведшей присваивающее хозяй­ство и получавшей главным образом лишь жизнеобеспечивающий продукт, господствовали уравнительное рас­пределение и общая собственность; каждый член общи­ны имел право на долю произведенного продукта независимо от того, участвовал ли он в его производ­стве. В позднепервобытной (позднеродовой) общине, перешедшей к производящему или высокоспециализированному присваивающему хозяйству и получившей относительно регулярный избыточный продукт, наряду с уравнительным получило развитие трудовое распреде­ление, при котором часть продукта поступала в распоря­жение отдельных членов общины, и наряду с общей развилась личная собственность. Теоретический анализ позволил также определить предшествовавшую перво­бытной родовой общине форму как праобщину (перво­бытное человеческое стадо), а сменившую эту общину форму как первобытную соседскую (протокрестьянскую) общину. Исследование первобытной экономики продолжается, но и то, что уже сделано, показало дей­ственность принятого критерия общей периодизации первобытной история и правомерность отождествления основных этапов этой истории с основными типами развития первобытной общины. Этот типологический ряд – праобщина (первобыт­ное человеческое стадо), раннепервобытная и поздне-первобытная (раннеродовая и позднеродовая). перво­бытная соседская (протокрестьянская) общины – и со­ответствует основным этапам первобытной истории. Однако таксономия некоторых этапов остается спорной, из-за чего их количество у разных ученых неодинакрво. Их четыре, если рассматривать два средних как однопо­рядковые с первым и последним. Такая периодизация позволяет полнее учитывать важный рубеж, разделяю­щий эпохи присваивающего и производящего хозяйств. Их три, если рассматривать два средних как субэтапы одного этапа первобытной родовой общины. Такая пери­одизация хорошо отражает то обстоятельство, что соци­ально-экономические последствия перехода от присваи­вающего к производящему хозяйству сказались не сразу и позднепервобытные общины долгое время мало отличались от раннепервобытных. При трехчленной периодизации первобытной исто­рии в советской науке пользуются также и другими наименованиями основных этапов древнейшего прошло­го, выразительно характеризующими их содержание. В последнее время их нередко называют эпохами антропосоциогенеза, первобытной родовой общины и классообразования. Первобытная история начинается с эпохи праобщнны (первобытного человеческого стада, антропосоциогенеза). Эта эпоха открывается появлением целеполагающей орудийной деятельности и, следова­тельно, возникновением древнейших людей –архантропов, образующих первые, пока еще более или менее аморфные производственные коллективы. Основное со­держание эпохи – преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследо­ванных от стад человекообразных обезьян и предлюдей, упрочение социальных связей, а вместе с тем и заверше­ние биологического развития самого человека. Периодизационные и хронологические границы эпохи остаются спорными. Нижняя граница дискуссионна из-за расхож­дений во взглядах на различие между предчеловеком и настоящим человеком, верхняя – из-за неодинаковой трактовки социальной организации времени среднего палеолита и палеоантропов. Еще сравнительно недавно многие ученые рассматривали это время как время праобщины, не находя в нем признаков родо­вого строя. Но новые находки показали, что уже тогда возникли искусственные коллективные жилища, четкие признаки спайки человеческих коллективов и другие явления, которые раньше связывались только с наступ­лением верхнего (позднего) палеолита. Это сделало правомерным вывод, что верхняя граница эпохи праоб­щины должна быть отнесена до времени среднего палео­лита и палеоантропов. Правомерным, но необязатель­ным. Ведь биологический облик палеоантропов продол­жал меняться, а следовательно, биологическое развитие человека еще не было, пользуясь диалектической терми­нологией, “снято” социальным. Поэтому вопрос пока остается открытым. Эпоха первобытной родовой общины открывается возникновением первых упорядоченных форм социаль­ной организации – рода и родовой общины. Именно здесь получают полное выражение основные черты пер­вобытнообщинного строя – более или менее последова­тельный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение. Эти черты особенно ярко выражены на стадии раннепервобытной (раннеродовой) общины и сохраняются, хотя уже не господствуют, на стадии позднепервобытной (позднеродовой) общины. Нижняя граница эпохи – средний палеолит (время палеоантропов) или верхний палеолит (время неоантропов), верхняя – как правило, неолит. Если эпоха праобщины – время становления, а эпо­ха первобытной родовой общины – время зрелости, то эпоха классообразования – время распада первобыт­нообщинного строя. Эта последняя эпоха повсюду зна­менуется прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности и ростом избыточного про­дукта. Общая собственность рода и общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняет­ся трудовым, общинно-родовые связи рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме. Появляются начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный продукт начинает пре­вращаться в прибавочный, происходит зарождение частной собственности, общественных классов и госу­дарственности. Нижняя граница эпохи в более продви­нутых обществах приходится на время позднего неоли­та, в менее продвинутых – по большей части на время металлов. Верхняя граница – появление классовых об­ществ и государств – наиболее продвинутыми обще­ствами перейдена около 5 тыс. лет назад, наиболее отставшими в своем развитии не перейдена и до настоя­щего времени. Заключение Итак, квинтэссенция всего ранее изложенное может быть представлена набором таблиц.
    Тип Сущностная особенность Месторасположе­ние археологических находок
    Австралопитек "Южная обезьяна", ходи­ла на двух передних ко­нечностях - для добыва­ния пищи и защиты Южная Африка. 1924 г.
    Питекантроп Древний обезьяно-человек О-в Ява, 1891 г
    Синантроп Древний предок современного человека. Около Пекина, 1930 г.
    Неандерталец Первобытный человек охотник эпохи палеолита Долина Неандерталь, Германия, конец XIX в.
    Кроманьонец Потомок неандертальца. Сложился 30 – 25 тыс. лет назад. Homo sapiens –  "человек разумный" Деревня Кро-Маяьов, Франция,1868г.
    Трипольцы Предки праславян. Племена высокой земледельческой культуры эпохи эне­олита. Село Триполье, Украина, конец XIX в. Село Детчино[11], Малоярославецкого р-на (1880 г.), д. Гремячево Перемышльского р-на (1898 г.) Калужской области
    Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства и словесности, не только школа нравственного и художественного воспитания, но и неотъемлемая часть современной жизни, в определенной мере оценка настоящего сквозь призму исторического опыта. Историю нельзя знать “кусками”, она непрерывна. Достижения последующих цивилизаций немыслимы без достижений предшествующих обществ. В дополнение к огромной археологи­ческой работе, имевшей на своем счету немало открытий и показав­шей более раннее, чем предполага­лось до сих пор, оформление мно­гих общественных институтов и социальных явлений (например, искусства), палеонтропологические исследования демонстрируют сложность и извилистость путей общественного прогресса и остав­ляют нам все меньше права на противопоставление доистории, или протоистории, и собственно исто­рии. Практически история начина­ется и выступает в многообразных локальных формах с появления первых австралопитеков, и тому, что мы привыкли называть цивили­зацией в узком смысле слова, – земледельческому хозяйству со стойловым скотоводством, появле­нию городов с ремесленным произ­водством и концентрацией полити­ческой власти, зарождению пись­менности для обслуживания фун­кционально усложнившейся обще­ственной  жизни – предшествовал путь длиною в несколько милли­онов лет. Литература 1.     Алексеев В.П., Першиц А.И. “История первобытного общества”. Учебник для вузов. М. 1990. 2.     Амальрик А.С., Монгайт А.Л. “В поисках исчезнувших цивилизаций”.  М. 1966. 3.     Борисковский П.И. “Древнейшее прошлое человечества”. М. 1980. 4.     Ранов В.А. “Древнейшие страницы истории человечества”. М.М. 1988. 5.     Смолякова Н.В. “История Руси и России IX-XIX вв.” М. 1998. 6.     Черниловский З.М. “Всеобщая история государства и права”. М. 1996. 7.     “Древние цивилизации”. Под общ. Редакцией Бонгард-Левина Г.М. М. 1986. 8.     Пособие по истории СССР. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. М. 1987. 9.     Методическое пособие по истории России. КГПУ. Калуга. 1997.

    Культура эпох К Культуре Расселение древнейшего человечества по зем­ной поверхности столкнуло его, как уже отмечалось, с самыми различными экологическими усло­виями и разнообразным миром охотничьей добычи. Освоение но­вых ниш было невозможно без наблюдения за ходом природных процессов и природными явлени­ями, охота – без знания привычек животных, собирательство не мог­ло быть эффективным без запаса сведений о полезных растениях. Духовной жизни палеолитическо­го человечества, палеолитическому искусству и попыткам реконструк­ции социальных отношений посвя­щены тысячи статей и сотни книг. И лишь в единичных работах за­трагивается вопрос о положитель­ных знаниях в коллективах людей эпохи потребляющего хозяйства. В настоящее время вопрос этот инте­ресно поставлен и рассмотрен в серии трудов В. Е. Ларичева. В ча­стности, им приведены заслужива­ющие внимания соображения о не­возможности представить себе раз­витие даже охотничьего и собирательского общества без какого-то календаря и использования в пов­седневной жизни астрономических ориентиров. Запас знаний, который накопило человечество в ходе рас­селения по земной поверхности на протяжении 4 – 5 млн. лет, сыграл не последнюю роль в освоении навыков производящего хозяйства и переходе к цивилизации.

    en.coolreferat.com

    История первобытного общества - страница 5

    Четвертая фаза – период мустье, 100 (80) – 35 тыс. лет. Продолжается увеличение количества стоянок, достигающих нескольких сотен. Интенсивно идет заселение многих районов нашей страны – Кавказа, Средней Азии, Украины, юга Рус­ской равнины. Самый северный памятник достигает 55° север­ной широты, где пока подлинные стоянки неандертальцев известны на самом юге Сибири – в Хакасии и Туве. Появляются технические варианты орудий, даю­щие богатейший набор изделий каменного века. Пятая фаза – поздний палеолит, 35 – 12 тыс. лет. Человек освоил почти всю Ойкумену. Общее количество палеолитических стоянок на территории нашей страны по примерным подсчетам немного более 2 тыс. Они есть практически везде или почти везде, но особой концен­трацией отличаются Русская равнина, Кавказ, Южная Сибирь, долина Алдана. В позднем палеолите выделяются уже не техни­ческие варианты, а подлинные культуры эпохи палеолита. Палеолитический человек заселил практически все природные зоны страны – от знойной Средней Азии до берегов Ледови­того океана и от лесистых предгорий Карпат до побережья Тихого океана. Людям мезолита и неолита уже почти не пришлось делать географических открытий, разве что в осво­бождающейся ото льда Прибалтике. Из земледельческих культур на территории СССР можно выделить неолитические поселения в Туркмении (близ Ашхабада)  в Армении (близ Еревана) и др. В Сред­ней Азии в IV тысячелетии до н. э. были созданы первые искусственные оросительные системы. На Восточно-Евро­пейской равнине древнейшей земледельческой культурой была Трипольская, названная по селу Триполье близ Кие­ва (V—III тысячелетия до н. э.). Поселения трипольцев обнаружены на территории от Днепра до Карпат. Они представляли собой большие селения земледельцев и ско­товодов, жилища которых располагались по кругу. При раскопках этих поселков обнаружены зерна пшеницы, ячменя, проса. Найдены деревянные серпы с кремневыми вкладышами, каменные зернотерки и другие предметы. Трипольская культура относится к медно-каменному ве­ку – энеолиту (III – 1 тысячелетия до н.э.).[10] На территории бывшего СССР найдены археологические па­мятники бронзового века, по которым можно проследить разложение первобытно-общинного строя. Это Майкоп­ский курган, Триалети (близ Тбилиси) и др. Например, в Майкопе под десятиметровым курганом обнаружено богатое захоронение, относящееся ко II тысячелетию до н. э. Здесь найдены золотые кольца, бляхи, бусы, 2 золотых и 14 серебряных сосудов, набор бронзового оружия и дру­гие вещи. Одновременно археологи открыли другие захоро­нения майкопцев с небольшим числом вещей или вовсе без них, что свидетельствует о разделении общества на бога­тых и бедных. Широкое распространение железа на тер­ритории стран СНГ относится к 1 тысячелетию до н. э. Продвижение земледелия на север от зоны теплого климата привело к тому, что на землях, где жили наши далекие предки – славяне, также стали появляться предпосылки для возникновения частной собственности: возникало классовое общество, складывалась государственность. Глава 4. Эволюция человеческого сообщества Изучение первобытной экономики по­зволило выявить важные различия в отношениях рас­пределения и собственности на основных стадиях разви­тия первобытной родовой общины. В раннепервобытной (раннеродовой) общине, ведшей присваивающее хозяй­ство и получавшей главным образом лишь жизнеобеспечивающий продукт, господствовали уравнительное рас­пределение и общая собственность; каждый член общи­ны имел право на долю произведенного продукта независимо от того, участвовал ли он в его производ­стве. В позднепервобытной (позднеродовой) общине, перешедшей к производящему или высокоспециализированному присваивающему хозяйству и получившей относительно регулярный избыточный продукт, наряду с уравнительным получило развитие трудовое распреде­ление, при котором часть продукта поступала в распоря­жение отдельных членов общины, и наряду с общей развилась личная собственность. Теоретический анализ позволил также определить предшествовавшую перво­бытной родовой общине форму как праобщину (перво­бытное человеческое стадо), а сменившую эту общину форму как первобытную соседскую (протокрестьянскую) общину. Исследование первобытной экономики продолжается, но и то, что уже сделано, показало дей­ственность принятого критерия общей периодизации первобытной история и правомерность отождествления основных этапов этой истории с основными типами развития первобытной общины. Этот типологический ряд – праобщина (первобыт­ное человеческое стадо), раннепервобытная и поздне-первобытная (раннеродовая и позднеродовая). перво­бытная соседская (протокрестьянская) общины – и со­ответствует основным этапам первобытной истории. Однако таксономия некоторых этапов остается спорной, из-за чего их количество у разных ученых неодинакрво. Их четыре, если рассматривать два средних как однопо­рядковые с первым и последним. Такая периодизация позволяет полнее учитывать важный рубеж, разделяю­щий эпохи присваивающего и производящего хозяйств. Их три, если рассматривать два средних как субэтапы одного этапа первобытной родовой общины. Такая пери­одизация хорошо отражает то обстоятельство, что соци­ально-экономические последствия перехода от присваи­вающего к производящему хозяйству сказались не сразу и позднепервобытные общины долгое время мало отличались от раннепервобытных. При трехчленной периодизации первобытной исто­рии в советской науке пользуются также и другими наименованиями основных этапов древнейшего прошло­го, выразительно характеризующими их содержание. В последнее время их нередко называют эпохами антропосоциогенеза, первобытной родовой общины и классообразования. Первобытная история начинается с эпохи праобщнны (первобытного человеческого стада, антропосоциогенеза). Эта эпоха открывается появлением целеполагающей орудийной деятельности и, следова­тельно, возникновением древнейших людей –архантропов, образующих первые, пока еще более или менее аморфные производственные коллективы. Основное со­держание эпохи – преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследо­ванных от стад человекообразных обезьян и предлюдей, упрочение социальных связей, а вместе с тем и заверше­ние биологического развития самого человека. Периодизационные и хронологические границы эпохи остаются спорными. Нижняя граница дискуссионна из-за расхож­дений во взглядах на различие между предчеловеком и настоящим человеком, верхняя – из-за неодинаковой трактовки социальной организации времени среднего палеолита и палеоантропов. Еще сравнительно недавно многие ученые рассматривали это время как время праобщины, не находя в нем признаков родо­вого строя. Но новые находки показали, что уже тогда возникли искусственные коллективные жилища, четкие признаки спайки человеческих коллективов и другие явления, которые раньше связывались только с наступ­лением верхнего (позднего) палеолита. Это сделало правомерным вывод, что верхняя граница эпохи праоб­щины должна быть отнесена до времени среднего палео­лита и палеоантропов. Правомерным, но необязатель­ным. Ведь биологический облик палеоантропов продол­жал меняться, а следовательно, биологическое развитие человека еще не было, пользуясь диалектической терми­нологией, “снято” социальным. Поэтому вопрос пока остается открытым. Эпоха первобытной родовой общины открывается возникновением первых упорядоченных форм социаль­ной организации – рода и родовой общины. Именно здесь получают полное выражение основные черты пер­вобытнообщинного строя – более или менее последова­тельный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение. Эти черты особенно ярко выражены на стадии раннепервобытной (раннеродовой) общины и сохраняются, хотя уже не господствуют, на стадии позднепервобытной (позднеродовой) общины. Нижняя граница эпохи – средний палеолит (время палеоантропов) или верхний палеолит (время неоантропов), верхняя – как правило, неолит. Если эпоха праобщины – время становления, а эпо­ха первобытной родовой общины – время зрелости, то эпоха классообразования – время распада первобыт­нообщинного строя. Эта последняя эпоха повсюду зна­менуется прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности и ростом избыточного про­дукта. Общая собственность рода и общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняет­ся трудовым, общинно-родовые связи рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме. Появляются начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный продукт начинает пре­вращаться в прибавочный, происходит зарождение частной собственности, общественных классов и госу­дарственности. Нижняя граница эпохи в более продви­нутых обществах приходится на время позднего неоли­та, в менее продвинутых – по большей части на время металлов. Верхняя граница – появление классовых об­ществ и государств – наиболее продвинутыми обще­ствами перейдена около 5 тыс. лет назад, наиболее отставшими в своем развитии не перейдена и до настоя­щего времени. Заключение Итак, квинтэссенция всего ранее изложенное может быть представлена набором таблиц.
    Тип Сущностная особенность Месторасположе­ние археологических находок
    Австралопитек "Южная обезьяна", ходи­ла на двух передних ко­нечностях - для добыва­ния пищи и защиты Южная Африка. 1924 г.
    Питекантроп Древний обезьяно-человек О-в Ява, 1891 г
    Синантроп Древний предок современного человека. Около Пекина, 1930 г.
    Неандерталец Первобытный человек охотник эпохи палеолита Долина Неандерталь, Германия, конец XIX в.
    Кроманьонец Потомок неандертальца. Сложился 30 – 25 тыс. лет назад. Homo sapiens –  "человек разумный" Деревня Кро-Маяьов, Франция,1868г.
    Трипольцы Предки праславян. Племена высокой земледельческой культуры эпохи эне­олита. Село Триполье, Украина, конец XIX в. Село Детчино[11], Малоярославецкого р-на (1880 г.), д. Гремячево Перемышльского р-на (1898 г.) Калужской области
    Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства и словесности, не только школа нравственного и художественного воспитания, но и неотъемлемая часть современной жизни, в определенной мере оценка настоящего сквозь призму исторического опыта. Историю нельзя знать “кусками”, она непрерывна. Достижения последующих цивилизаций немыслимы без достижений предшествующих обществ. В дополнение к огромной археологи­ческой работе, имевшей на своем счету немало открытий и показав­шей более раннее, чем предполага­лось до сих пор, оформление мно­гих общественных институтов и социальных явлений (например, искусства), палеонтропологические исследования демонстрируют сложность и извилистость путей общественного прогресса и остав­ляют нам все меньше права на противопоставление доистории, или протоистории, и собственно исто­рии. Практически история начина­ется и выступает в многообразных локальных формах с появления первых австралопитеков, и тому, что мы привыкли называть цивили­зацией в узком смысле слова, – земледельческому хозяйству со стойловым скотоводством, появле­нию городов с ремесленным произ­водством и концентрацией полити­ческой власти, зарождению пись­менности для обслуживания фун­кционально усложнившейся обще­ственной  жизни – предшествовал путь длиною в несколько милли­онов лет. Литература 1.     Алексеев В.П., Першиц А.И. “История первобытного общества”. Учебник для вузов. М. 1990. 2.     Амальрик А.С., Монгайт А.Л. “В поисках исчезнувших цивилизаций”.  М. 1966. 3.     Борисковский П.И. “Древнейшее прошлое человечества”. М. 1980. 4.     Ранов В.А. “Древнейшие страницы истории человечества”. М.М. 1988. 5.     Смолякова Н.В. “История Руси и России IX-XIX вв.” М. 1998. 6.     Черниловский З.М. “Всеобщая история государства и права”. М. 1996. 7.     “Древние цивилизации”. Под общ. Редакцией Бонгард-Левина Г.М. М. 1986. 8.     Пособие по истории СССР. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. М. 1987. 9.     Методическое пособие по истории России. КГПУ. Калуга. 1997.

    Культура эпох К Культуре Расселение древнейшего человечества по зем­ной поверхности столкнуло его, как уже отмечалось, с самыми различными экологическими усло­виями и разнообразным миром охотничьей добычи. Освоение но­вых ниш было невозможно без наблюдения за ходом природных процессов и природными явлени­ями, охота – без знания привычек животных, собирательство не мог­ло быть эффективным без запаса сведений о полезных растениях. Духовной жизни палеолитическо­го человечества, палеолитическому искусству и попыткам реконструк­ции социальных отношений посвя­щены тысячи статей и сотни книг. И лишь в единичных работах за­трагивается вопрос о положитель­ных знаниях в коллективах людей эпохи потребляющего хозяйства. В настоящее время вопрос этот инте­ресно поставлен и рассмотрен в серии трудов В. Е. Ларичева. В ча­стности, им приведены заслужива­ющие внимания соображения о не­возможности представить себе раз­витие даже охотничьего и собирательского общества без какого-то календаря и использования в пов­седневной жизни астрономических ориентиров. Запас знаний, который накопило человечество в ходе рас­селения по земной поверхности на протяжении 4 – 5 млн. лет, сыграл не последнюю роль в освоении навыков производящего хозяйства и переходе к цивилизации.

    www.coolreferat.com


    Смотрите также