Население и культура на территории крыма в первобытный период. Древняя история и разнообразная культура Крыма
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Крыма (стр. 1 из 2). Население и культура на территории крыма в первобытный период


История и культура Крыма

История и культура Крыма разнообразна и увлекательна. Бесчисленные природные и рукотворные достопримечательности отражают прошлые события, религиозную и культурную жизнь давних времен, разных народностей. История полуострова – это переплетение восточных и западных культур, историческое наследие Золотой орды и греков, верований первых христиан и мусульман. В этом месте много столетий жили и умирали, враждовали, торговали различные народы и народности, возводились и разорялись города, зарождались и исчезали целые цивилизации. Даже воздух пропитан сказаниями о подвигах героев и олимпийских богов, воинственных наездниц, греков, тавров, скифов…

Древняя история

Уникальное расположение, мягкий климат, великолепная природа сделали крымский полуостров одним из мест где зарождалось человечество. Именно эти особенности климата и природы с богатой флорой и фауной привлекли сюда неандертальцев.

Согласно источников самым древним народом, населявшим Крым, были киммерийцы, которые появились здесь в XII в. до н. э. Уже VII в. до н. они под натиском скифов отошли в горы и предгорные районы где основали новые селения.

Здесь же жили тавры. От них пошло древнее название этой области – Таврия. Следы их обитания сохранились до нашего времени. Гуляя по острову можно увидеть:

  1. Руины оборонительных сооружений;
  2. Остатки жилых строений;
  3. Части каменных ограждений;
  4. Гробницы.

Следующий этап истории Тавриды знаменуется захватом ее скифами. В это время прошли изменения качественного состава населения. Север и запад заселили народы Приднепровья.

Скифское государство к концу III века до н. э. было разрушено готами. Скифы перенесли свою столицу ближе к Симферополю, и основали Неаполис Скифский.

Готы пробыли в степях Крыма недолго. В IV веке н.э. их вытеснили гунны и они ушли в горные районы где со временем смешались с таврами и скифами.

В этот период возникли такие памятники истории, как пещерные города в Бахчисарае, Севастополе.

В VI-V вв. до н. э. появились новые колонии, которые основали греки. Выходцы из Эллады построили Пантикапей, сейчас известный как Керчь, Кафу – Феодосия, Милету – Херсонес.

В начале V века до н. э. греческие колонисты основали две самостоятельные державы:

  1. Херсонес Таврический. Его защищали мощные стены из камня. В состав республики входили западные районы;
  2. Боспорское государство со столицей в Пантикапее. Главный город находился на горе Митридат, известной своими курганами. Внутри них найдены склепы из камня, ставшие уникальными памятниками архитектуры.

Греки славились искусством строить суда, растить виноград, оливковые и другие деревья, возводить великолепные сооружения (храмы, театры). Эти умения они привезли и на берега Крыма. Греки основали здесь много небольших поселений, их дала направление архитектуре всего Крыма.

Крымское население той эпохи состояло из разных этнических групп, в которые входили потомки:

  1. Сарматов;
  2. Киммерийцев;
  3. Готов;
  4. Греков;
  5. Скифов;
  6. Аланов.

В конце IV века начался новый виток в истории Крыма. Это время ознаменовалось вторжением гуннов – захватчиков-варваров с Азии. Примерно в 370 году они разрушили греческие города и захватили столицу Боспорского государства.

Теперь степную полосу населяли в основном тюркоязычные племена, которые впоследствии смешались с другими народами. Образовались новые этнические союзы.

Средние века

В VI веке история и культура полуострова делает следующий поворот. Крым становится частью византийского государства. Его император Юстиниан I в целях укрепления своих позиций в Тавриде и ограждения прибрежных земель от нападения кочующих племен, делает из Херсонеса крепость, на южнобережье строит новые бастионы – Алушту и Грузуф. На пути к Херсонесу император возводит мощнейшие оборонительные сооружения:

  1. Инкерман;
  2. Сюрень;
  3. Мангуп;
  4. Чуфут-Кале;
  5. Эски-Кермен.

В период VIII-IX веков на полуостров проникают мадьяры и славяне Киевской Руси. С этими же колонизаторами в Крым пришло христианство: в Корсуне был официально крещен князь Владимир.

Со временем киевские воеводы сдали свои позиции и в XII веке Крым почти полностью стал крыпчаковским. Многие ученые сходятся во мнении что название Медведь-горы – Аю-Даг пошло от кыпчаков, известный Артек назван в честь наследника половецкого хана.

Время, когда монголо-татары завоевали земли Крыма, было очень тяжелым для покоренных народов. Золотоордынские захватчики уничтожили один из самых богатых торговых городов острова – Судак, население обложили высокими налогами, непокорных продавали в рабство.

Восточная культура через правящую элиту плотно закрепилась на острове. Многоязычный и блистательный Солхат стал центром мусульманства, в этом городе возведена великолепная мечеть. После крушения Орды татаро-монголы попали под влияние тюрков. Мангул стал столицей княжества Феодоро – одного из самых значимых держав полуострова. Средневековая цитадель занимала площадь в 90 га и в случае нападения принимала под защиту большую часть населения.

Крым, расположенный на пересечении основных торговых дорог, занял прочную позицию в международной торговле. Через него проходили пути в Украину, Кавказ, Иран, Россию, Сирию и другие страны.

Новое время

В 1475 году Мангул осадили турки-османы, попав в крепость, они уничтожили практически всех жителей и сожгли величественный город на горе. На этих землях захватчики основали турецкий округ.

Сейчас на городище можно увидеть такие исторические объекты:

  1. Разрушенную цитадель;
  2. Камеры в пещерах;
  3. Руины защитных стен и башен;
  4. Руины огромного храма.

Османы возвели на Перекопе величественную крепость Ор-Капу.

Со временем татары и турки оставили кочевую жизнь и перешли к новой форме ведения хозяйства – земледелию. Крымские татары – так их назовут немного позже – занимались садоводством, виноградарством и табаководством. Жители степной полосы разводили домашних животных (овец и коней), занимались кожевенным делом.

Центром торговли и экономики стала генуэзская кафа, а потом – османская.

Следующий этап истории начинается с разгрома казацким войском в 1628 году Белогорска и захвата через десять лет турецкой крепости Азов.

Весной 1783 года история Крыма делает новый виток – Екатерина II издает указ о присоединении полуострова к России. С этого момента он становится местом отдыха российской аристократии. Здесь проводили отпуска важные чины державы: Воронцов, Юсупов, Потемкин и другие.

Благодаря им мы сейчас наслаждаемся великолепными дворцами, построенными специально для них:

  1. Ливадийский;
  2. Воронцовский;
  3. Массандровский и другие.

Приехав на отдых в Крым, обязательно посетите хотя бы один из этих памятников культуры и архитектуры.

Русская культура здесь процветала еще со времен Большой орды (XII век), на полуострове проживало много ремесленников и торгашей, которые привозили из Крыма в Москву свои товары.

Следующий век характеризуется развитием виноделия и виноградарства, соляных и рыбных промыслов. В этот период история и природа Крыма становится объектом пристального изучения.

XIX- XX века прошли под знаком развития архитектуры. Чего стоят возведенные в то время ошеломляющие дворцово-парковые комплексы.

Современная история

Начало ХХ века для полуострова ознаменовалось не только приходом советской власти, Первой мировой войной, сменой власти и возвращение большевиков. В этот время произошло становление Крыма как всесоюзного места для отдыха. Здесь открывались здравницы для отдыха и лечения трудящихся.

Вторая мировая война нанесла существенный ущерб архитектуре и инфраструктуре полуострова. В 1944 году Крым освободили от немецких захватчиков.

В 1954 году советское руководство указом передало Крым Украинской ССР. В 1991 году состоялся референдум по результатам которого была провозглашена его независимость.

В 2014 году Крым присоединился к Российской Федерации.

Культура и история народов

Население полуострова составляет примерно 2,5 млн человек. В летние месяцы эта цифра удваивается и в некоторых районах на 1 кв. км приходится более тысячи человек, а это даже больше чем в Японии.

Основные народы, проживающие на территории современного Крыма:

  1. Россияне;
  2. Украинцы;
  3. Татары;
  4. Белорусы;
  5. Евреи;
  6. Армяне;
  7. Греки;
  8. Немцы;
  9. Болгары;
  10. Цыгане;
  11. Поляки;
  12. Чехи;
  13. Итальянцы.

Определенное место занимают малочисленные крымчаки, караимы.

Этническая история полуострова сложная и драматичная. Его национальный состав никогда не был одинаковым.

В Таврических горах, согласно заметкам римского историка Плинния, во II веке до н.э. проживало около 30 народов.

  • Остров стал прибежищем для воинственных готов, их поселения существовали вплоть до XV века.
  • Отметился здесь и самобытный народ – караимы, который славился своей яркой культурой.

С необычной историей караимов можно познакомиться в Иудейской крепости Чуфут-кале.

    • Еще один истерический крымский народ – крымчаки, которые подвергались во времена захвата полуострова геноциду;
    • Русские поселения появились в IX-X веках. Это связано с военными походами князей Владимира, Бравлина. Затем, в 1783 году, началось массовое заселение Крыма крепостными крестьянами из Российской империи;
    • История и культура Украины тесно переплетается с полуостровом. Тесная связь установилась еще во времена Крымского ханства: здесь и двухсторонняя торговля, и военные набеги друг на друга;
  • Во времена Екатерины II появились на полуострове немцы, они занимались в основном сельхоздеятельностью. В 1941 году их выселили на север Казахстана;
  • В XVIII веке поселились болгары и греки, они спаслись здесь от турецкой орды;
  • В XVIII — XIX веках прошли национально-освободительные восстания и Крым стал местом ссылки поляков и литовцев;
  • Крымская история и культура связана с греками, они появились здесь еще в античные времена и основали свои колонии в Керченском районе, рядом с Евпаторией;
  • В Средние века основное население Крыма составляли армяне и греки. Их потомки сейчас проживают в Мариуполе и Нахичеване-на-Дону.

Храм Сурб-Хач, ялтинская церковь – памятники армянской архитектуры. Приехав сюда, посетите эти достопримечательности или в составе экскурсий, или самостоятельно.

Феодосию и Старый Крым еще называют Крымской Арменией.

Камнерезное искусство, привезенное армянами, прослеживается во многих архитектурных памятниках: мечетях, мавзолеях, дворцах.

  • Генуэзцы, потомки мореплавателей и завоевателей, тоже оставили значимый след в культурном и историческом наследии.

    Они соорудили живописные, романтичные, неприступные башни в Феодосии. Их руины стоит увидеть, почувствовать дыхание истории и насладиться прекрасными видами.

  • Крымские татары – это слияние племен древней Таврики и кочевых народностей: хазары, печенеги, поповцы-кыпчаки и др., которые волнами приходили в Крым. Процесс объединения не закончился даже сейчас. Остались еще различия между южнобережным, горным и степным населением;
  • Много веков среди коренных жителей проживали оседлые крымские цыгане. Некоторые касты занимались ювелирным делом, садоводством.

Современное звучание крымско-татарская музыка получила от музыки крымских цыган. Ею долгое время в Крыму занимались только представители этого народа, правда они приспособили ее ко вкусам местного населения. Приехав сюда, обязательно послушайте их песни.

Джанкой считается средоточием крымских цыган. Здесь они сохранили традиционные ценности жизни в таборе.

Культура

Крым – это европейский островок, влияние на архитектуру, живопись которого оказывала культура Греции и Рима, Византии, Средиземноморья.

Малоазиатская мусульманская вера повлияла на культуру Крыма периода позднего средневековья.

Каждый народ, который то или иное время прибывал на территории Крыма, оставил свой отпечаток, принес сюда свою культуру и традиции.

Архитектура

Архитектура представлена древнегреческими, итальянскими, татарскими, армянскими сооружениями. Но это категоричное утверждение не совсем верно. В период XV-XVIII веков произошло полное взаимопереплетение архитектурных стилей турок, армян и татар.

Когда полуостров присоединился к Российской империи архитектурная стилистика поменялось и теперь развивалась в направлении русской культуры.

В этот период возводились великолепные дворцы русской аристократии, здания общественного назначения: санатории, доходные дома и др.

В Крыму много памятников культуры, истории и архитектуры, построенных по проектам известного ялтинского архитектора Н.П. Краснова:

  1. Лидийский дворец;
  2. Дюльбер;
  3. Санаторий Днепр, который находится во дворце Харакс;
  4. Охотничий дом Юсупова;
  5. Гимназии;
  6. Костел в Ялте.

Живопись

Великолепную крымскую природу запечатлели на своих полотнах множество художников. Даже А.С. Пушкин не удержался и сделал канонический набросок Золотых ворот.

На востоке Крыма зародилось новое направление культуры – Киммерийская школа живописи. Эта пейзажная живопись сложилась в начале ХХ столетия, впервые это направление показали феодосийские и коктебельские художники.

Основоположники этой школы:

  1. И. Айвазовский;
  2. К. Богаевский;
  3. М. Кириенко-Волошин.

Современный Крым привлекает туристов со всего мира не только прекрасным отдыхом, но и древней историей, самобытной культурой и уникальными достопримечательностями.

Наибольшее внимание отдыхающие уделяют:

  1. Античным памятникам;
  2. Развалинам городов, крепостей и укреплений;
  3. Византийскому городу-пещере Мангуп-Кале;
  4. Стоянке подводных лодок и месту ожесточенных боев – Балаклаве;
  5. Генуэзской крепости в Судаке;
  6. Древнему армянскому храму в Феодосии;
  7. Мелек-Чесменскому кургану и другим достопримечательностям, сохранившимся до наших дней.

Крым – многонациональный регион, который столетиями принимал разные племена и народы, сменявшие друг друга. Они жили, развивали это место и оставляли свое культурное наследие.

Что еще почитать

krymtrek.ru

Культура Крыма

РЕФЕРАТ

Тема: Культура Крыма

Содержание

1. Крым в древности и в средние века

2. Культура Крыма в XVIII – XX вв.

Список литературы

1. Крым в древности и в средние века

В Крыму издавна обитали люди, относящиеся к самым разным этническим группам и народностям: киммерийцы и тавры, скифы и сарматы, греки и римляне, хазары и протоболгары, печенеги и половцы, византийцы и итальянцы, татары и турки, караимы и крымчаки, славяне и армяне. Каждая национальная группа, поселившаяся в Крыму, вносила свой вклад в развитие его экономики и культуры.

Человек на территории Крыма появился еще в период раннего палеолита (древнекаменного века), т.е. 250 тыс. лет тому назад. Древнейшее население Крыма известно нам уже по письменным источникам. Это киммерийцы, проживавшие в Крыму в XV – VII вв. до н.э.

Прибрежную и горную часть Крыма заселяли пастушеско-земледельческие племена тавров. Некоторые ученые считают их потомками киммерийцев. По имени тавров в эпоху античности и в средние века (до XIII в.) наш полуостров назывался Таврикой. Письменные источники говорят о пребывании тавров в Крыму до IV в. до н.э.

В VII в. до н. э. киммерийцы были вытеснены из Крыма пришедшими сюда из Азии ираноязычными племенами скифов. Основным занятием скифов в этот период было земледелие, видное место продолжало занимать скотоводство. Скифы также умели изготовлять разнообразные изделия из железа, бронзы, золота и серебра. Скифское царство просуществовало до III в. н.э. и пало под ударами готов.

Заметную роль в жизни древнего Крыма сыграли ираноязычные племена сарматов.

Сарматы появились в Крыму во II в. н. э. Проникая в города Боспорского государства, они постепенно придавали им греко-варварсий характер.

В VI – V вв. до н. э. развертывается греческая колонизация северного побережья Черного моря. Первые греческие колонии основаны в большинстве случаев выходцами из греческого города Милета. В начале V в. до н. э. они объединяются в Боспорское государство (столица Пантикапей. Боспорское царство становится важнейшим экспортером хлеба в Грецию и Малую Азию. В Боспоре чеканится сначала серебряная, а потом и золотая монета. В IV в. н.э. Боспорское царство было окончательно разгромлено гуннами.

В V в. до н.э. в районе современного Севастополя выходцами из Гараклеи Понтийской (южного побережья Черного моря) была основана крупная греческая колония Херсонес. По своему политическому устройству это была рабовладельческая республика. Главным занятием жителей Херсонеса было виноградарство, виноделие, рыболовство, различные ремесла и посредническая торговля хлебом, который привозился сюда из степных районов Крыма. В Херсонесе было 9 продольных и 27 поперечных улиц, акрополь, агора (место народных собраний), рынок, театр, порт и цитадель. В период своего расцвета он насчитывал до 20 тыс. жителей. В I в. до н. э. Херсонес попал в зависимость от Римской империи.

Римляне появились в Крыму в I в. до н. э. в связи с войнами империи с понтийским царем Митридатом VI Евпатором, закончившимися победой Рима. Главной базой римской армии в Крыму в I в. н. э. становится Херсонес. Под власть Римской империи попадают и другие населенные пункты, расположенные на побережье Крыма. После разделения Римской империи на Западную и Восточную крымские владения римлян отошли под власть Восточной Римской империи, известной в дальнейшем под названием Византия.

Греки и римляне сыграли большую прогрессивную роль в развитии экономики и культуры Крыма: в период своего пребывания в Крыму они находились на самой вершине мировой цивилизации. Следует помнить, что античная культура являлась основой и в определенном смысле непревзойденным образцом для дальнейшего развития человечества.

В течение многих веков Византия имела свои форпосты в Крыму. Она владела в Крыму и Херсоном (так назывался в средние века Херсонес), Боспором (ныне Керчь), а за пределами Крыма – Таманским полуостровом. Византию привлекали в Крыму не только богатства полуострова, его военно-стратегическое значение, но и его роль в транзитной торговле.

Христианство проникает в Крым еще в III в. Но особенно большую роль оно начинает играть в Крыму в VIII – IX вв. в связи со значительным притоком сюда иконопочитателей. В это время в Византии разгорелась борьба разных течений христианской церкви: иконопочитателей и иконоборцев. Спасаясь от гонений императоров-иконоборцев, множество сторонников почитателей икон бежало в Таврику и создало здесь ряд так называемых пещерных монастырей. Эта миграция увеличила в Крыму удельный вес греческого населения. Славяне в Крыму появились, по-видимому, еще в период раннего средневековья. В 944 г. между Византией и киевским князем Игорем был заключен мирный договор, по которому Игорь обязывался не присваивать себе власти над «Корсуньской страной» (так назывались византийские владения на Руси). Судя по всему, во II половине X в. русские прочно утвердились в восточной части Крыма и на Таманском полуострове. Здесь образовалось русское Тмутараканское княжество.

В XIII в. Восточный Крым стал провинцией Золотой Орды, после распада которой возникло Крымское ханство (1443-1783), которое с 1575 г. было вассалом Турции. Древнейшие памятники искусства Крыма относятся к 3-2 тыс. до н.э (роспись на скалах урочища Таш-Аир, рельефы на каменных стелах и др.). Со второй половины 1-го тысячелетия до н. э. искусство Крыма связано с искусством греческих городов-колоний; для него характерно взаимовлияние греческих и местных традиций (росписи склепов Неаполя Скифского, и Пантикапея, расписные стелы и мозаики Херсонеса; надгробные рельефы, культовые и портретные статуи, терракотовые статуэтки, произведения декоративно-прикладного искусства). От первого тысячелетия до н. э. остались каменные укрепления тавров (на горах Уч-Баш, Кошка и др.). Сохранились остатки оборонительных, культовых и общественных сооружений, погребальные памятники античных колоний Херсонеса, Пантикапея и др. Сохранились уникальные изделия из золота и серебра, изготовленные боспорскими ремесленниками (ваза из кургана Куль-Оба, чаша из Гаймановой могилы, гребень из кургана Солоха, амфора из кургана Чертомлык, пектораль из Толстой могилы и др.).

С V – VI вв. в горах Крыма сооружались так называемые пещерные города и крепости (Чуфут-Кале, Эски-Кермен и др. близ Бахчисарая, Инкерман и Мангуп близ Севастополя).

Во времена средневековья в Крыму создавались памятники, связанные с культурой Византии, - христианские базилики (в Херсонесе, VII-VIII вв.) и крестово-купольные храмы (Иоанна Предтечи церковь в Керчи). В Крыму многочисленны памятники армянской, генуэзской, турецко-татарской архитектуры.

2. Культура Крыма в XVIII – XX вв.

Историческая справка. В 1783 г. Крым присоединен к России. Во время Крымской войны (1853-1856) был главным театром военных действий. Во время революции 1905-1907 гг. произошло восстание на броненосце «Потемкин», Севастопольское восстание 1905 г. Советская власть установлена в декабре 1917 – январе 1918 гг. Гражданская война продолжалась до ноября 1920 г. 18 октября 1921 г. образована Крымская АССР в составе РСФСР (в 1945 преобразована в область). Во время Второй мировой войны в Крыму шли ожесточенные бои с фашистами. В ходе Крымской операции 1944 г. территория Крыма была освобождена от немецко-фашистских оккупантов. 19 февраля 1954 г. Крымская область была передана в состав УССР.

К концу XVII – началу XVIII века города становятся торговыми и ремесленными центрами, в которых сосредоточивались ремесленники. Ремесленники удовлетворяли, прежде всего, бытовые и хозяйственные потребности местного населения. Ремесленные изделия пользовались большим спросом и были весьма разнообразны. Изготавливались: медная посуда, обувь, одежда, ювелирные украшения, вышивки, ковры, войлок и пр. Развитие ремесла способствовало росту городов, которые возникли на границе предгорных и степных районов Крыма еще в XVI в. Наиболее значительными из них были Бахчисарай – столица Крымского ханства и Карасубазар (нынешний Белогорск), постепенно все большее значение стал приобретать Гезлев (Евпатория). Сочетая архитектурные формы Византии и Востока, используя местные строительные материалы, зодчие создали в Крыму архитектурные сооружения, исключительные по изяществу и простоте, по гармоничности и рациональности. В XVIII – XIX вв. интерьеры общественных зданий и дворцов украшались росписями и резьбой. В первой половине XIX в. на полуострове достаточно быстрыми темпами развивалось градостроительство, расширялись старые города, начали возникать новые. Характерной чертой Крыма был относительно высокий удельный вес горожан и сравнительно быстрое развитие морских портов. После присоединения Крыма правительство России уделяет большое внимание всестороннему изучению края, направляя сюда видных ученых, общественных деятелей. Постепенно начинается историческое исследование Крыма, археологические раскопки, создаются музеи и пишутся первые монографии. Один из первых музеев был открыт на территории Крыма в июне 1826 г.

Значительное место в этот период занимают литература и театр. Первым певцом Тавриды был Василий Васильевич Капнист. В стихотворении «Другу сердца» есть строки, написанные под впечатлением его поездки в Крым.

В Крыму побывали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Адам Мицкевич (написал замечательный лирический цикл «Крымские сонеты»), Н. В. Гоголь, В.А Жуковский и др.

По мере роста городов и численности их населения, росла и потребность в культурных центрах, в выпуске газет и других периодических изданий.

Поселившийся в Симферополе московский купец Волков основал в 1826 г. первый в Крыму театр.

Основание первого периодического издания – «Таврических губернских новостей» относится к 1838 г. Очевидно, газета издавалась сначала как сборник официальных сообщений и указаний, затем стала «светской», сообщая самую разнообразную информацию. Впоследствии выходили газеты: «Крымский листок», «Таврида», «Крым», «Крымский вестник», «Южные вести» и др.

mirznanii.com

Народы Крыма в истории полуострова

Народы Крыма

Интерес к национальной культуре крымчан, к истории представителей различных национальностей и народов Крыма вполне закономерен. Познакомиться с народами проживающими на полуострове в различные эпохи предлагаем и Вам.

С этническими особенностями и составом населения Крыма Вы можете ознакомиться в статье История народов Крыма. Здесь же речь пойдёт о народах Крыма населявших его на протяжении всей истории Крымского полуострова в хронологическом порядке.

Тавры. Таврами греки-эллины называли племена, населявшие горно-предгорную часть полуострова и все южное побережье. Самоназвание их неизвестно, возможно тавры - потомки древнего коренного населения полуострова. Самые древние памятники их материальной культуры на полуострове датируются примерно X в. до н. э., хотя их культура прослеживается и раньше. Найдены остатки нескольких укрепленных поселений, святилищ, а также могильников, так называемых «таврских ящиков». Занимались скотоводством, земледелием, охотой, изредка промышляли морским пиратством. С началом новой эры началось постепенное слияние тавров со скифами, в результате чего появился новый этноним - «тавроскифы».

Киммерийцы - собирательное наименование воинственных кочевых племен, населявших в Х-УП вв. до н. э. Северное Причерноморье и равнинную часть Таврики. Об этом народе есть упоминания во многих древних источниках. Памятников их материальной культуры на полуострове очень мало. В VII в. до н. э. киммерийцы, оттесненные скифами, покинули Северное Причерноморье. Однако память о них долго сохранялась в географических названиях (Боспор Киммерийский, Киммерик и др.)

Скифы. Кочевые племена скифов появились в Северном Причерноморье и равнинном Крыму в VII в. до н. э., постепенно переходя к оседлому образу жизни и вбирая в себя часть живших здесь племен. В III в. до н. э. под натиском сармат скифы потеряли свои владения на материковой части Причерноморья и Присивашья и сконцентрировались в равнинном Крыму. Здесь сформировалось позднескифское государство со столицей в Неаполе Скифском (Симферополь), которое вело борьбу с греческими государствами за влияние на полуострове. В III в. оно пало под ударами сармат, а затем готов и гуннов. Оставшаяся часть скифов смешалась с таврами, сарматами и готами.

Древние греки (эллины). Древнегреческие колонисты появились в Крыму в VI в. до н. э. Постепенно заселяя побережье, основали целый ряд городов и поселений (Пантикапей, Феодосия, Херсонес, Керкинитида и др.). Позднее греческие города объединились в Херсонесское государство и боспорское царство. Греки основывали поселения, чеканили монету, занимались ремеслами, земледелием, виноделием, рыболовством, вели торговлю с другими народами. На протяжении длительного времени оказывали огромное культурное и политическое влияние на все народы, жившие в Крыму. В первых веках новой эры греческие государства утрачивают политическую самостоятельность, становятся зависимыми от Понтийского царства, Римской империи, а затем - Византии. Греческое население постепенно сливается с другими крымскими этносами, передав им язык и культуру.

Сарматы. Кочевые племена сарматов (роксоланы, языги, аорсы, сираки и др.) появляются в Северном Причерноморье в IV - III вв. до н. э., тесня скифов. В Таврику они проникают с III - II вв. до н. э., то сражаясь со скифами и боспоритами, то вступая с ними в военные и политические союзы. Вероятно, вместе с сарматами в Крым попали и праславяне. Сарматы, постепенно расселяясь по полуострову, смешиваются с местным греко-скифско-таврским населением.

Римляне (Римская империя). Римские войска впервые появились на полуострове (в Боспорском царстве) в I в. до. н. э. после победы над понтийским царем Митридатом VI Евпатором. Но в Боспоре римляне стояли недолго. Во второй половине I века н. э. римские войска по просьбе херсонеситов помогли отбить натиск скифов. С этого времени Херсонес и Боспорское царство попадают в зависимость от Рима.

Римский гарнизон и эскадра находились в Херсонесе с перерывами около двух столетий, привнося некоторые элементы своей культуры в жизнь города. Римляне строили крепости и в других частях полуострова (Харакс на м. Ай-Тодор, крепости в Балаклаве, Альма-Кермене и др.). Но в IV веке римские войска окончательно выводятся из Таврики.

Аланы - одно из крупных сарматских кочевых племен. Начали проникать в Крым во II веке. Вначале аланы осели в юго-восточном Крыму и на Керченском полуострове. Затем, из-за гуннской угрозы, аланы переместились в горный юго-западный Крым. Здесь, контактируя с местным населением, они переходят к оседлости, принимают христианство. В раннем средневековье, наряду с готами, формируют этническую общность «готоаланы».

Готы. Германские племена готов вторглись в Крым в III в Под их ударами пало поэднескифское царство, а Боспор попал в зависимое положение. Вначале готы осели в равнинном Крыму и на Керченском полуострове. Затем из-за гуннской угрозы часть готов переместилась в юго-западный Крым. Территория их расселения впоследствии получила названий Готия, а её жители стали федератами Византийской империи. При поддержке Византии здесь строились укрепленные поселения (Дорос, Эски-Кермен). После принятия готами христианства здесь Готская епархия Константинопольского патриархата. В XIII в на территории Готии было образовано княжество Феодоро, просуществовавшее до 1475 г. Соседствуя с аланами и исповедуя единую христианскую веру готы постепенно сливаются с ними, образуя этническую общность «готоаланы», которая впоследствии участвует в этногенезе крымских греков, а затем и крымских татар.

Гунны. В течение IV - V вв. в Крым неоднократно вторгались полчища гуннов. Среди них были разные племена - тюркские, угорские, болгарские. Под их ударами пало Боспорское царство, а местные жители укрывались от их набегов в предгорно-горной части полуострова. После распада союза гуннских племен в 453 г. часть гуннов осела в степном Крыму и Керченском полуострове. Какое-то время они были угрозой жителям горной Таврики, но затем быстро растворились в среде местного, более культурного населения.

Византийцы (Византийская империя). Византийцами принято называть грекоязычное православное население Восточно-Римской (Византийской) империи. На протяжении многих веков Византия играла ведущую роль в Крыму, определяя политику, экономику и культуру местных народов. Собственно византийцев в Крыму было немного, они представляли гражданскую, военную и церковную администрации. Хотя небольшое количество жителей империи периодически перемещалось на жительство в Таврику, когда в метрополии было неспокойно.

Из Византии в Таврику пришло христианство. С помощью византийцев были построены крепости на побережье и в горном Крыму, укрепляются Херсонес и Боспор. После захвата крестоносцами Константинополя в XIII в. влияние Византии на полуострове практически прекращается.

Крымские греки. В V-IX вв. в юго-восточном и юго-западном Крыму из потомков античных греков, тавроскифов, готоалан, части тюрок формируется новый этнос, впоследствии получивший название «крымские греки». Объединило эти разные народы принятие православного христианства, а также общность территории и образа жизни. В VIII -IX вв в него вливаются греки, бежавшие из Византин от преследования иконо6орцев. В XIII в. в юго-западной Таврике образуются два христианских княжества - Феодоро и Кырк-Орское, основным языком в которых был греческий. с XV в.. после разгрома турками генуэзских колоний и княжества Феодоро, происходит естественная тюркизация и исламизация крымских греков, однако многие из них сохранили христианскую веру (даже утратив родной язык) вплоть до переселения из Крыма в 1778 г. Небольшая часть крымских греков позднее вернулась в Крым.

Хазары - собирательное название разных народностей тюркского (тюрко-болгары, гунны и др.) и нетюркского (мадьяры и др.) происхождения. К VII в. образовалось государство - Хазарский каганат, объединившее несколько народов. В конце VII в. хазары вторглись в Крым, захватив его южную часть, кроме Херсонеса. В Крыму постоянно сталкивались интересы Хазарского каганата и Византийской империи. Неоднократно поднимались восстания местного христианского населения против господства хазар. После принятия верхушкой каганата иудаизма и побед киевских князей над хазарами их влияние в Крыму ослабло. Местному населению при помощи Византии удалось сбросить власть хазарских правителей. Однако еще долгое время полуостров именовался Хазарией. Оставшиеся в Крыму хазары постепенно влились в состав местного населения.

Славяно-русы (Киевская Русь). Киевская Русь,утверждаясь на мировой арене в период с IX по X век, постоянно конфликтовала с Хазарским каганатом и Византийской империей. Русские дружины периодически вторгались в их крымские владения, захватывая немалую добычу.

В 988 г. киевский князь Владимир и его дружина приняли в Херсонесе христианство. На территории Керченского и Таманского полуостровов было образовано Тмутараканское княжество с киевским князем во главе, просуществовавшее до XI - XII вв. После падения Хазарского каганата и ослабления противостояния Киевской Руси и Византии походы русских дружин в Крым прекратились, а торговые и культурные связи между Таврикой и Киевской Русью продолжали существовать.

Печенеги, половцы. Печенеги - тюркоязычные кочевники - довольно часто вторгались в Крым в X в. Существенного влияния на местное население не оказали в силу краткости своего пребывания в Крыму.

Половцы (кипчаки, команы) - тюркоязычный кочевой народ. Появились на полуострове в XI в. и стали постепенно оседать в юго-восточном Крыму. Впоследствии половцы практически слились с пришлыми татаро-монголами и стали этнической основой будущего крымскотатарского этноса, т. к. численно преобладали над ордынцами и были относительно оседлым населением полуострова.

Армяне переселяются в Крым в XI—XIII вв., спасаясь от набегов турок-сельджуков и арабов. Сначала армяне сосредоточились в юго-восточном Крыму (Солхат, Кафа, Карасубазар), а затем и в других городах. Занимались торговлей и различными ремеслами. К XVIII в. Значительная часть армян отрекается, но христианской веры (православие монофизического толка) не теряет, вплоть до переселения из Крыиа в 1778 г. Часть крымских армян вернулась впоследствии в Крым.

После присоединения Крыма к России сюда переселяются многие армяне из стран Европы. В конце Х1Х-начале XX века часть армян, спасаясь от турецкого геноцида в Армении, также переселяется в Крым. В 1944 г. крымские армяне были депортированы с полуострова. В настоящее время происходит их частичное возвращение в Крым.

Венецианцы, генуэзцы. Венецианские купцы появились в Крыму в XII веке, а генуэзские - в ХШ-м. Постепенно вытеснив венецианцев, генуэзцы закрепились здесь. Расширяя свои крымские колонии, они, по договору с золотоордынскими ханами, включают в них всю прибрежную территорию - от Кафы до Херсонеса. Собственно генуэзцев было немного - администрация, охрана, купцы. Их владения в Крыму просуществовали до захвата Крыма турками-османами в 1475 г. Немногочисленные оставшиеся после этого в Крыму генуэзцы (крымские женовежцы) постепенно растворились среди местного населения.

Татаро-монголы (татары, ордынцы). Татары - одно из тюркских племен, покоренных монголами. Их наименование со временем перешло на весь многоплемённый массив азиатских кочевников, двинувшихся в поход на запад в XIII в. Ордынцы - более точное его название. Татаро-монголы - поздний термин, применяемый историками с XIX в.

Ордынцы (среди них были монголы, тюрки и другие покоренные монголами племена, а численно преобладали тюркские народы), объединенные под властью монгольских ханов, впервые появились в Крыму в XIII в.

Постепенно они стали оседать в северном и юго-восточном Крыму. Здесь образовался Крымский юрт Золотой Орды с центром в Солхате. В XIV в. ордынцы принимают ислам и постепенно расселяются и в юго-западном Крыму. Ордынцы, тесно контактируя с крымскими греками и половцами (кипчаками), постепенно переходят к оседлости, став одним из этнических ядер для крымскотатарского этноса.

Крымские татары. (Крымские татары - так называют этот народ в других странах, самоназвание «къырымлы» - крымцы, жители Крыма.) Процесс формирования этноса, который впоследствии получил название «крымские татары», был долгим, сложным и многоплановым. В его формировании приняли участие тюркоязычные (потомки тюрок, печенегов, половцев, ордынцев и др.) и нетюркоязычные народы (потомки готоалан, греков, армян и др.). Крымские татары стали основным населением Крымского ханства, просуществовавшего с XV по XVIII в.

Среди них можно выделить три субэтнических группы. «Горные татары» расселялись в горной и предгорной частях полуострова. Их этническое ядро в основном сложилось к XVI в. из потомков ордынцев, кипчаков и крымских греков, принявших ислам.

Этническая группа «южнобережных татар» сформировалась позднее на землях, подвластных турецкому султану. Их этническую основу составили потомки местного христианского населения (готоалан, греков, итальянцев и др.), которые проживавшие на этих землях и принявшие ислам, а также потомки переселенцев из Малой Азии. В XVIII - XIX вв. на Южном берегу стали селиться и татары из других районов Крыма.

В степном Крыму, Причерноморье и Присивашье кочевали ногайцы, которые имели, в основном, тюркские (кипчакские) и монгольские корни. В XVI в. они приняли подданство крымского хана, а позднее влились в крымскотатарский этнос. Их стали называть «степные татары».

После присоединения Крыма к России начинается процесс эмиграции крымских татар в Турцию и другие страны. В результате нескольких волн эмиграции численность крымскотатарского населения значительно сократилась и к концу XIX е. она составляла 27% населения Крыма.

В 1944 г крымскотатарский народ был депортирован из Крыма. В депортации произошло невольное смешение разных субэтнических групп, которые до этого почти не смешивались между собой.

В настоящее время большая часть крымских татар вернулась в Крым, происходит окончательное формирование крымскотатарского этноса.

Турки (Османская империя). Вторгшись в Крым в 1475 г., турки-османы овладели, прежде всего, генуэзскими колониями и княжеством Феодоро. На их землях был образован санджак - турецкие владения в Крыму с центром в Кафе. Они составляли 1/10 часть полуострова, но это были наиболее стратегически важные территории и крепости. В результате русско-турецких войн Крым был присоединен к России и турки (в основном военные гарнизоны и администрация) покинули его. Турки организованно расселяли на крымском побережье выходцев из турецкой Анатолии. Со временем, изрядно перемешавшись с местным населением, все они стали одной из этнических групп крымскотатарского народа и получили название «южнобережные татары».

Караимы (караи) - народность тюркского происхождения, возможно, потомки хазар. Впрочем, и по сей день их происхождение - предмет острых научных споров. Это малочисленный тюркоязычный народ, сформировавшийся на основе обособленной в религиозном отношении секты, исповедовавшей иудаизм в особой форме - караимизма. В отличие от ортодоксальных иудаистов, они не признавали Талмуд и хранили верность Торе (Библии). Караимские общины начали появляться в Крыму после X в., а к XVIII в. их уже было большинство (75%) в иудейском населении Крыма.

Русские, украинцы. На протяжении XVI-XVII вв. отношения между славянами и татарами складывались непросто. Крымские татары периодически совершали набеги на окраинные земли Польши, России и Украины, захватывая невольников и добычу. В свою очередь запорожские казаки, а затем и русские войска совершали военные походы на территорию Крымского ханства.

В 1783 г. Крым был завоеван и присоединен к России. Началось активное заселение полуострова русскими и украинцами, которые к концу XIX в. стали здесь преобладающим населением и продолжают им оставаться.

Греки и болгары с подвластных Турции земель, под угрозой репрессий, при поддержке Российского государства переселяются в Крым в конце XVIII - начале XX века. Болгары расселяются в основном в сельской местности юго-восточного Крыма, а греки (их принято называть новогреки) - в приморских городах и селениях. В 1944 г. они были депортированы из Крыма. В настоящее время часть из них вернулась в Крым а многие эмигрировали в Грецию и Болгарию.

Евреи. Древние евреи в Крыму появляются ещё с начала нашей эры быстро адаптируясь в среде местного населения. Их численность здесь значительно увеличивается в V-IХ вв., когда они подвергаются гонениям в Византии. Проживали в городах, занимаясь ремеслом и торговлей,

К XVIII в. часть из них сильно отюречивается, став основой для крымчаков - тюркоязычного этноса, исповедующего иудаизм. После присоединения Крыма к России евреи всегда составляли значительную долю населения полуострова (она составляла до 8% к началу XX в.), поскольку Крым входил в так называемую «черту оседлости», где евреям разрешалось селиться.

Крымчаки - тюркоязычная малочисленная народность, сформировавшаяся к XVIII в. из потомков евреев, переселившихся в Крым в разное время и из разных мест и основательно отюреченных, а также тюрок, принявших иудаизм. Исповедовали иудейскую религию талмудического толка, что и послужило их объединению в единый народ. Немногочисленные представители этого народа проживают в Крыму и сегодня.

Немцы. После присоединения Крыма к России в начале XIX в. немецкие переселенцы, пользуясь значительными льготами, стали расселяться, в основном, в степном Крыму и на Керченском полуострове. Занимались, преимущественно, сельским хозяйством. Почти до самой Великой Отечественной войны жили в отдельных немецких селах и хуторах. К началу XX в. немцы составляли до 6% населения полуострова. Их потомки депортированы из Крыма в 1941 г. В настоящее время лишь немногие из крымских немцев вернулись в Крым. Большинство эмигрировало в Германию.

Поляки, чехи, эстонцы. Переселенцы этих национальностей появились в Крыму в середине XIX в., занимались в основном сельским хозяйством. К середине XX в. они практически растворились в среде преобладающего местного славянского населения.

  • Южный берег Крыма
  • Почему полуостров называется Крым

Комментарии:

Добавить комментарий

adonis-crimea.com.ua


Смотрите также