Основные этапы развития культуры первобытного общества и их особенности. Основные этапы развития культуры первобытного общества и их особенности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Основные этапы развития культуры первобытного общества и их особенности. Основные этапы развития культуры первобытного общества и их особенности


Основные этапы развития культуры первобытного общества и их особенности, Культурология

Пример готовой курсовой работы по предмету: Культурология

Содержание

Содержание

Введение 3

1. Возникновение ранних форм культуры 5

2. Искусство эпохи первобытного общества 12

Заключение 20

Список использованной литературы 21

Выдержка из текста

Введение

Культура первобытного общества охватывает самый протяженный по времени и, возможно, наименее изученный период мировой культуры. Первобытная, или архаическая, культура насчитывает более 30 тыс. лет.

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.

Проблема первобытной культуры является одной из самых сложных в культурологии и определяется двумя моментами.

Первый это объективная сложность взаимосвязанной системы методологических вопросов о причинах возникновения культуры как космического события и проблема сущности первобытной культуры. От решения этих проблем зависит понимание самой культурно-исторической сущности человека.

Второй момент это присутствие обыденных взглядов и представлений в попытках осмысления проблем первобытной культуры.

Эти взгляды, как правило, сводятся к простой и понятной формуле: «первобытное значит примитивное». Действительно, если сравнивать первобытность и современность по критериям «цивилизованного» человека, погруженного в мир повседневности, то «примитивность» первобытного мира может поразить воображение. Это и есть обыденный взгляд на начало человеческого способа отношения к миру, на сущность человека, его субъективность.

Мир первобытного человека поражает воображение и ученого-исследователя, но не примитивностью, а уникальным и величественным даже по космическим масштабам скачком к высшему состоянию.

Невероятным представляется простое перерастание стадности в общину, а орудийной деятельности животных в человеческий труд. Там, где обыденное мышление поражает примитивность, культуролог видит величайший всплеск, уникальный и неповторимый по своей глубине скачок в развитии Вселенной, космическое событие возникновения субъективности, появление существа, творящего культуру, способного к неограниченному освоению мира, существа, в котором природа приобретает целостность, завершенность, способность к «самоосмыслению».

Каким же образом произошел такой колоссальный скачок в развитии природы, как произошло «превращение» биологического существа в социальное, способное творить мир культуры? Ответ на этот вопрос пытаются дать многие ученые, которым феномен первобытной культуры не кажется примитивным.

Цель данной работы дать общую характеристику основных этапов развития культуры первобытного общества.

Исходя из этого, в работе рассматриваются следующие вопросы:

1. Возникновение ранних форм культуры.

2. Искусство эпохи первобытного общества.

В конце работы сделаны обобщающие выводы по рассмотренной теме.

Список использованной литературы

Список использованной литературы

1.Викторов В.В. Культурология. М.: Экзамен, 2004. 560 с.

2.История и культурология/Под ред. Н.В. Шишовой. М.: Логос, 2004. 472 с.

3.Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М.: ИКФ Омега-Л, Высшая школа, 2003. 616 с.

4.Кравченко А.И. Культурология. М.: Академический проект, 2000. 736 с.

5.Культурология/Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2005. 566 с.

6.Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. 400 с.

7.Чернокозов А.И. История мировой культуры: Краткий курс. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.

referatbooks.ru

Основные этапы становления и развития культуры первобытного общества.

Проблемы возникновения человека. Взгляды ученых. Периодизация истории первобытного общества. Возникновение искусства и первых верований. Духовный мир первобытного человека: мантика и магия. Искусство живописи эпохи неолита и другие искусства. Система мироздания в представления первобытных людей.

Жизнь первобытного человека не ограничивалась только производственной и материальной сферой, но включала и сферу духовную. Более того, духовная жизнь людей каменного века эволюционировала и имела свои особенности, духовная культура была неотъемлемой частью жизни первобытного человека. «Периодизация первобытного общества представляет сложную и еще не решенную до конца научную проблему».* Проблемы у археологов, этнографов, антропологов начинаются с вопроса: кого считать первым, самым древним … человеком? Какие останки относятся именно к человеку, а какие еще принадлежат животному — человекообразной обезьяне? Что принимать за критерий человека — воспроизведенный антропологами вес и объем мозга или внешность и походку человека; а может быть — умение трудиться, признаком которого служат найденные рядом с останками орудия и продукты труда? Ответ ученых: и то, и другое, и третье следует учитывать. Определение времени, к которому принадлежат останки, зависит от уровня развития нашей техники. Еще в 70-е гг. XX в. ученые утверждали, что самый древний человек жил 1 млн. лет назад. Сегодня — на рубеже XXI в. — радиологический метод определяет, что самые древние останки принадлежат человеку, жившему 4,5 млн. лет назад.**

*Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1968.

**Архипов А.В. Краткая всемирная история. Наукометрический анализ. СПб., 1999. С. 19.

 

 

 

Памятники нижнего (раннего) палеолита.

 

Периодизацию первобытной культуры все же можно представить соответственно археологической, основанной на различиях в материалах технике изготовления орудий труда.

1. Палеолит (древнекаменный век, 40-10 тыс. лет до н. э.).

2. Мезолит (среднекаменный век, 12—8 тыс. лет до н. э.).

3. Неолит (новокаменный век, 8—3 тыс.лет до н. э.).

Эпоха бронзы (3-2 тыс. лет до н. э.) и эпоха железа (1 тыс. лет до н. э.) соответствуют уже древним цивилизациям с высоким уровнем развития культуры.

К особенностям первобытной культуры человечества относится синкретизм (единство) культуры древних людей. Их верования и искусство были тесно переплетены и не распадались на отдельные области духовной жизни. Не было разделения на исполнителей и потребителей, художников и зрителей. Первобытной культуре в целом свойственна однородность. Росписи, рисунки, орнамент, каменные орудия труда, верования древних людей обнаруживают сходство в деталях и технике изготовления, независимо от того, где они были выполнены: во Франции или в Сахаре, в доколумбовой Америке или Норвегии, Австралии или на Урале. Выдвигаются несколько причин этого сходства, но в современной науке вопрос о сходстве древних культур остается открытым и не имеет однозначного решения.

Останки древнего человека, жившего около 4,5 млн. лет тому назад, были обнаружены археологами в XX в. «Первого» человека назвали австралопитеком (южной обезьяной). У этого человека был небольшой объем мозга и массивные челюсти, но он уже был прямоходящим и умел изготавливать самые примитивные орудия труда, поэтому его назвали «хомохабилис» («человек умелый»).

Около 1 млн. лет назад появляется еще один вид «человека умелого» — питекантроп (обезьяночеловек), местом обитания которого была восточная Африка. Внешне он напоминал австралопитека, но объем мозга у него приближался к современному. Питекантроп изготавливал орудия более сложной формы из камня: резцы, рубила, скребки.

Основные области распространения культур верхнего (позднего) палеолита.

 

Примерно 250 тыс. лет назад в результате эволюции появился неандерталец, которого в науке назвали «хомо сапиенс неандерталенсис» («человек разумный неандертальский»). От современного человека его отличали только низкий лоб и скошенный подбородок. Неандерталец умел искусственно добывать огонь, поэтому смог приспособиться к условиям жизни ледникового периода (начался около 1 млн. лет тому назад). Неандертальцы заселили юг Европы, Азии и Африку вплоть до Западной Сахары. Они усовершенствовали орудия труда, носили шкуры животных, сооружали жилища, хоронили своих сородичей и совершали простые обряды.

 

 

Оленей загоняют на цепь охотников, вооруженных луками. Рисунок из пещеры Лос Кабальос ( Испания). Верхний пелеолит.

 

Около 40—35 тыс. лет до н. э. с началом последнего периода оледенения неандертальца сменил кроманьонец (« хомо сапиенс » — «человек дважды разумный»). Он появился как бы внезапно в Европе, Юго-Восточной Азии, Африке. По «ледяным мосткам» кроманьонцы перебрались в Австралию и Америку. Биологическое формирование человека завершилось: по своей физической конституции кроманьонец был подобен современному человеку, он владел речью и выделывал около 150 каменных и 20 костяных орудий труда и охоты.

Возникновение искусства и первых верований древних людей относятся к 40—33 тыс. лет до н. э. Во многих регионах мира сохранилась пещерная живопись эпохи палеолита. Это поразительные по меткости наблюдения и совершенству исполнения изображения животных. Создание «второй природы» — это результат освоения окружающего мира. За изображениями животных стоят какие-то предания и обряды, о которых можно только догадываться, но которые явно были связаны с поисками выражения гармонии природы.

 

 

 

Олени. Нолихромная живопись из пещеры Фон де Гом (Франция). Палеолит

 

 

Наблюдения ученых этнографов за жизнью племен, стоящих на первобытном уровне развития, выявили у них формы верований, в основе которых лежит обожествление сил природы, наделение их особой, сверхъестественной силой. Общение со всеми формами природы осуществлялось на основе понимания того, что духовная сущность свойственна не только человеку, но всему в окружающем человека мире. На основе этого тождества существует единство в природе в целом. Особой силой наделялись фетиши природного происхождения: «Люди отгоняли черта магическими камнями. Это были просто куски горных пород с дырой. Но такое отверстие должно быть естественным, а не просверленным рукой человека».*По всей вероятности, такой уровень верований существовал у людей каменного века.

*Ружечка Б., Диттлер К. О чем рассказывают окаменелости. М., 1964. С. 20.

 

К древним формам религии относятся:

1.Анимизм (лат.anima—душа) — одушевление сил и явлений природы, окружающего мира.

2.Тотемизм (индейск. totem — его род) — вера в таинственную связь между человеческим родом и животным, растением, птицей, которые считались первопредками и покровителями данного рода.

3. Фетишизм — наделение магической силой неодушевленных предметов.

Амулеты придавали энергетическую силу и душевную уверенность людям в эпоху неолита, и сегодня они помогают людям, дают духовную силу. Древние верили, что природные стихии огня, воздуха, земли и воды населены духами. Обыкновенный человек не может их видеть, так как его чувства слишком грубы и неразвиты, но те, кого называли жрецами, шаманами, колдунами, владели методами общения с духами. Древние греки называли духов стихий демонами (греч. daimon — дух, божество). Духами земли назывались у разных народов сатиры, паны, гномы, эльфы, лешие, а духами воды считали нимф, ундин, русалок, водяных. Духи огня — саламандры, а духи воздуха — сильфы, сильфиды и феи.

Древние культуры населены образами духов природы. Фольклор и мифы, сказки и легенды всех народов полны сюжетов, героями которых являются гномы, эльфы, лешие, русалки, феи. Духи природы подразделялись на благих и не благих, вредных и полезных, но почитались одинаково. Дух для первобытного человека — это мир невидимого, но существующего в различных формах живого и неживого.

Очень важную роль в верованиях древних людей играет культ мертвых. Культовые захоронения встречаются уже у неандертальцев 60—40 тыс. лет назад. Способ захоронения один и тот же. Хоронили умершего в неглубокой яме или прямо под полом пещеры, присыпав красной охрой, иногда рядом с умершим хоронили животных. Обряды, связанные с культом умерших, свидетельствуют о пожелании, чтобы человек не вернулся. Покойного не только пеленали, но и наносили ему раны и увечья, а могилу сверху придавливали камнем. Отсюда возник обычай установки надгробий. Покойного пытались «обмануть», вынося не через дверь, а через прорубленное отверстие в стене, которое потом заделывалось. Умершего снабжали всем необходимым (пищей, одеждой, оружием, слугами, лошадьми). Страх перед умершим был сильнее, чем любовь к нему, тем более что любили умершего его родные и близкие, а культ умерших вырабатывался и соблюдался всеми членами первобытного коллектива. Древние люди верили, что мертвые становятся частью мира духов и в новом качестве продолжают сохранять связь с живыми. Духи мертвых могли навредить или помочь, поэтому их боялись, но ждали от них и помощи. Главное — о них помнили и с ними продолжали общаться.

Ученые по-разному относятся к существованию души вообще, а тем более к вере ее существования после жизни. Так, известный английский этнограф и историк XIX в. Э. Б. Тайлор (1832-1917), глубокий исследователь первобытной культуры, считает: «Отлетание души умершего человека из мира живых, ее странствие в далекую страну мертвых и жизнь, ожидающая ее в новом жилище, составляют предметы, о которых примитивные общества имеют по большей части весьма определенные учения. Когда эти верования попадают в руки современного этнографа, он смотрит на них как на мифы — часто в высокой степени ясные и разумные по своему началу, твердые и правильные по своему построению, но все-таки мифы».*

 

* Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.278.

Женские глиняные статуэтки. Трипольская культура.

 

Поскольку весь видимый и невидимый мир, вся природа в понимании древних людей населена духами, очень важно было наладить с ними отношения. Способами общения с духами природы были специальные практические обряды, составившие две большие группы: мантику и магию.

Мантика говорит о том, что первобытные люди знали и понимали: в многочисленных случайностях скрывается всеобщая необходимость, которая позволяет предвидеть события. Есть законы природы, и им подчиняется человек. Знание их может предсказать судьбу. Если мантика — это всевозможные виды гаданий с целью узнать настоящее и будущее, то магия — это воздействие на мир духов при помощи специальных ритуалов и заклинаний с целью изменения обстоятельств в интересах людей. Обрядами руководил знающий и понимающий язык природы человек — колдун, шаман или жрец. Эти люди вырабатывали магические формулы, ритмически сложенные словосочетания-заговоры, настрои. Они знали силу звука, слова, могли приводить настрой человеческой души в резонанс с ритмами природы.

Нужно отметить, что изображения людей в искусстве палеолита почти не встречаются, за исключением большого количества женских фигур из камня, кости и глины. По всей вероятности, человек этого времени еще не осознавал своего индивидуального «я», не выделял себя из природы и коллектива, считая себя их частью, рассматривал себя в единстве и зависимости от создательницы всего — Природы, женского созидательного начала.

В конце XI тыс. до н. э. началось отступление ледников, началась современная геологическая эпоха. Вслед за ледниками на север с юга Африки, Азии двинулись древние люди. Крупные животные в результате похолодания вымерли, охотиться на мелкую дичь, несмотря на изобретение лука и стрел, стало труднее. Видимо, поэтому человек вынужден был искать новые формы хозяйствования. Сначала он кроме охоты стал заниматься рыболовством и собирательством, а затем перешел к земледелию и скотоводству.

Эпоху с VIII тыс. до н. э. в науке называют «неолитической революцией», которая продолжалась несколько тысяч лет. Это время знаменуется не только переходом к земледелию и скотоводству, а значит, к оседлой жизни, но и возникновением и зарождением ремесел (ткачества и керамики). Новые формы хозяйствования, возникшие на теперешнем Ближнем Востоке, распространились в Индию, Южную

Сбор и обработка дикого риса.

Приозерные индейцы Северной Америки.

Деревянная

погребальная

камера

под курганной

насыпью.

Унетицкая

культура

(Центральная

Европа).

Эпоха бронзы.

Комплекс археологических аходок на поселении Джейтун. Месопатамия. Неолит.

 

.  

Европу, Среднюю Азию, Дальний Восток, Северную Африку, Америку. Переход к оседлой жизни изменил количество совместно проживающих людей. Небольшую общину из нескольких семей возглавлял старейшина, а во время военных действий — молодой вождь. В материальном отношении люди этих общин были равны. Племена, состоящие из родов, собирались для решения хозяйственных задач, военных действий и на общие праздники.

Продолжалось дальнейшее духовное освоение мира, в котором важную роль играли искусство и верования. Искусство эпохи неолита говорит о развитии абстрактного мышления у древних художников, о чем свидетельствуют наскальные рисунки и росписи Испании, Сахары, Скандинавии, Сибири. Животные и люди на них представлены схематично, односложно, но достоинством этих росписей является их сюжетность. Древний художник стремится рассказать об охоте, войне, праздниках, ритуалах. Люди объединены общим действом, композиции динамичны. Но сами фигуры людей — это скорее их знаки, схемы. Схематизм можно объяснить стремлением художников неолита рассказать о событиях и оставить о них сообщение. Чтобы рассказать, не нужно соблюдать большую точность изображения, достаточно показать предметы, животных, людей в общих чертах.

О развитии абстрактного мышления, об умении обобщать говорят и орнаменты эпохи неолита. Наблюдая окружающий мир, древние не могли не заметить, что многие предметы имеют устойчивую форму, что можно в орнаменте изобразить довольно сложные и отвлеченные понятия, которые не передаются в конкретной форме: воду обозначить волнистой линией, небо — кругом, землю — квадратом, четыре стороны света — крестом и т. д. Одновременно орнамент выполнял свое прямое предназначение — служил украшением.

 

 

Пиктографическая записи о событиях охотничьей экспедиции. Северная Азия.

В первобытной культуре можно говорить об искусстве добывания огня, об искусстве приготовления пищи, об оформлении домашнего очага, гончарном деле и ткацком искусстве. Оружейное искусство включает создание копья, палицы, пики, метательного оружия, лука. Эпоха каменного века заканчивается с началом обработки металлов, получивших широкое применение с середины IV тыс. до н. э. Начало эпохи бронзы — время возникновения первых цивилизаций и государственных образований по долинам крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и Инда, Хуанхэ и Янцзы.

Человек стремился понять красоту, гармонию окружающего его мира и благоустроить неприютный, а подчас и враждебный ему мир: он строил крепости, рыл каналы, возводил плотины, создавал гигантские статуи и многометровые барельефы. Он стремился украсить дом, посуду, орудия труда, одежду и себя. Музыка тоже украшала жизнь первобытного человека и помогала ему в охоте, религии и обыденной жизни.

Как и все другие искусства, музыка изначально вплетена и в отражение мира человеком, и в его психику, формируемую всей совокупностью отношений человека к природе. Она представляет явления, которые подчинены ритму. Весь мир для первобытного человека особенно ощутимо наполнен звуками. Соединение звуков и подчинение их ритму порождает музыкальную гармонию или дисгармонию. Есть музыка дождя, ветра, солнечная музыка, музыка моря, музыка леса. Она создает настроение человека, влияет на состояние его души, может вызвать радость и слезы восторга или страх и отчаяние. Это происходит как раз потому, что душа как явление природы подчинена ритму. Музыка оказывается духовной, если психика человека чувствует хороший настрой. Именно гармония звука создает его, и напротив, дисгармония способствует расстраиванию.

 

 

 

Музыка была неотъемлемой и крайне важной частью всех видов деятельности первобытного человека. Несомненно, на возникновение музыки повлияла охота, в основном опыт наблюдения за животными, их движениями и привычками. Воспроизводя в танце характер и облик животного, первобытный человек передавал не только ритмы его поведения, не менее важной была с самого начала задача подражания звукам, издаваемым животными. Другие силы природы тоже были живыми для первобытного человека. Их следовало укротить и умилостивить.

С первобытных времен люди обращались к вещам, надеясь договориться с богами. Своя музыка есть у всех предметов, у каждого времени дня, каждого состояния человека. Когда первобытный человек пытался понять вещи, растения, животных, силы природы, то прислушивался к их голосам и разгадывал их таинственные знаки. Здесь, в музыке, — корни первобытной магии имени и слова, вообще звука. Музыкальные инструменты начинаются с погремушки и барабана, затем появляются и другие: флейта, свирель, струнные инструменты.

Существовала музыка, сопровождающая праздники и собрания, обряды, состязания и детские игры, ухаживание и убаюкивание детей. Вся музыка привязывалась к определенным делам и действиям, носила прикладной характер, не теряя при этом своей главной задачи — формирования единого мироотношения.

В первобытной культуре была стройная система мироздания. Религия не выделялась в особую форму духовной культуры человека. Она была его жизнью и неразрывно связана с другими формами сознания и, прежде всего с мифами (от греч. «сказание») — коллективной памятью человечества, в которой дается эмоционально-образная картина мира. Мифы бережно передавались устно из поколения в поколение, и благодаря им можно восстановить мировоззрение древних людей. Силы природы представляли в мифах многочисленные боги. Каждый бог имел свое имя, функцию, характер, для каждого был разработан ритуал, создан текст молитв.

Смутные воспоминания о животных — первопредках прежних верований — сказались в религии эпохи бронзы в том, что боги имеют зооморфный или антропозооморфный облик. Первобытной культуре характерен политеизм. Люди были каждодневно связаны с магией, обрядами, праздниками, молитвами и заклинаниями. Религия была призвана оградить человека от нежелательного воздействия таинственных сил природы, она была прочной основой бытия, поэтому бережно сохранялась и передавалась, оставаясь в целом неизменной на протяжении тысячелетий, и дошла до наших дней в виде обрядов и поверий, традиций.

Стройная система мироздания, представленная в древних религиях, воплощается в образе Мирового дерева, выступавшего символом единства мира — неба земли, иногда неба, земли и хтонического (подземного) мира. Два или три уровня мира управлялись верховными божествами неба, земли и подземного мира. Мировое дерево являлось воплощением Великой богини, образ которой появился уже в палеолите, но окончательно сложился в эпоху неолита. Очень часто на древних рисунках на вершине Мирового дерева изображался знак неба или солнца — круг или крест. Вероятно, отсюда ведет свое начало обычай зажигать на новогодней елке звезду или шар.

Мировое дерево. Нанайцы. Сибирь

У разных народов было свое священное дерево, которому поклонялись: дуб, ясень, ольха, пальма, фикус, ель, лавр. На Руси таким деревом была береза. Весной девушки приносили ей дары, наряжали ее в женскую одежду, а себя украшали березовыми ветвями и водили вокруг березы хоровод. Иногда Мировое дерево представляла ветка или пучок веток. В Индии и России долго сохранялся обычай при первом выгоне скота ударять по нему веткой. На Руси березовыми ветками хлестали людей для придания им здоровья, а порка березовыми прутьями означала малую дань Великой богине.

 

Ацтекский вариант мирового дерева. Лист из ацтекского календаря.

Из древних времен сохранился обычаи установки в центре жилища деревянной колонны, украшенной орнаментом (древняя Германия, доколумбовская Америка). У некоторых народов эта опорная колонна называлась «мать-столб» (в Иудее, Грузии, Японии, у эвенков), так как Мировое дерево мыслилось центром мироздания, его опорой.

Во всех первых религиях встречаются изображения богини-женщины как созидательницы, прародительницы рода. К эпохе палеолита относится скульптура «Виллендорфская Венера», а также изображение женщины с рогом бизона на барельефе. Большое количество женских фигур из камня, кости, глины в эпоху палеолита — единственно возможное изображение человека — говорит о том, что она особым образом почиталась и была определенным символом созидания, плодородия, рождения нового — символом первобытной культуры.

Заключая повествование об основных характерных чертах первобытной культуры, следует отметить, что она устанавливает связь между тем, что думали и делали нецивилизованные древние люди, и тем, что думают наши современники. Напрашивается вывод о том, что в определенной мере представления и поступки современных людей являются продуктом знаний, которые возникли на ранних стадиях развития культуры.

 

refac.ru

"Основные этапы развития культуры первобытного общества и их особенности"

Выдержка из работы

Культура первобытного общества охватывает самый протяженный по времени и, возможно, наименее изученный период мировой культуры. Первобытная, или архаическая, культура насчитывает более 30 тыс. лет.

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.

Проблема первобытной культуры является одной из самых сложных в культурологии и определяется двумя моментами.

Первый это объективная сложность взаимосвязанной системы методологических вопросов о причинах возникновения культуры как космического события и проблема сущности первобытной культуры. От решения этих проблем зависит понимание самой культурно-исторической сущности человека.

Второй момент это присутствие обыденных взглядов и представлений в попытках осмысления проблем первобытной культуры. Эти взгляды, как правило, сводятся к простой и понятной формуле: «первобытное значит примитивное». Действительно, если сравнивать первобытность и современность по критериям «цивилизованного» человека, погруженного в мир повседневности, то «примитивность» первобытного мира может поразить воображение. Это и есть обыденный взгляд на начало человеческого способа отношения к миру, на сущность человека, его субъективность.

Мир первобытного человека поражает воображение и ученого-исследователя, но не примитивностью, а уникальным и величественным даже по космическим масштабам скачком к высшему состоянию.

Невероятным представляется простое перерастание стадности в общину, а орудийной деятельности животных в человеческий труд. Там, где обыденное мышление поражает примитивность, культуролог видит величайший всплеск, уникальный и неповторимый по своей глубине скачок в развитии Вселенной, космическое событие возникновения субъективности, появление существа, творящего культуру, способного к неограниченному освоению мира, существа, в котором природа приобретает целостность, завершенность, способность к «самоосмыслению».

Каким же образом произошел такой колоссальный скачок в развитии природы, как произошло «превращение» биологического существа в социальное, способное творить мир культуры? Ответ на этот вопрос пытаются дать многие ученые, которым феномен первобытной культуры не кажется примитивным.

Цель данной работы дать общую характеристику основных этапов развития культуры первобытного общества.

Исходя из этого, в работе рассматриваются следующие вопросы:

1. Возникновение ранних форм культуры.

2. Искусство эпохи первобытного общества.

В конце работы сделаны обобщающие выводы по рассмотренной теме.

Показать Свернуть

Список литературы

1. Викторов В. В. Культурология. М.: Экзамен, 2004. 560 с.

2. История и культурология/Под ред. Н. В. Шишовой. М.: Логос, 2004. 472 с.

3. Кондаков И. В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М.: ИКФ Омега-Л, Высшая школа, 2003. 616 с.

4. Кравченко А. И. Культурология. М.: Академический проект, 2000. 736 с.

5. Культурология/Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Высшее образование, 2005. 566 с.

6. Петрухинцев Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. 400 с.

7. Чернокозов А. И. История мировой культуры: Краткий курс. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.

westud.ru

"Основные этапы развития культуры первобытного общества и их особенности"

Выдержка из работы

Культура первобытного общества охватывает самый протяженный по времени и, возможно, наименее изученный период мировой культуры. Первобытная, или архаическая, культура насчитывает более 30 тыс. лет.

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.

Проблема первобытной культуры является одной из самых сложных в культурологии и определяется двумя моментами.

Первый это объективная сложность взаимосвязанной системы методологических вопросов о причинах возникновения культуры как космического события и проблема сущности первобытной культуры. От решения этих проблем зависит понимание самой культурно-исторической сущности человека.

Второй момент это присутствие обыденных взглядов и представлений в попытках осмысления проблем первобытной культуры. Эти взгляды, как правило, сводятся к простой и понятной формуле: «первобытное значит примитивное». Действительно, если сравнивать первобытность и современность по критериям «цивилизованного» человека, погруженного в мир повседневности, то «примитивность» первобытного мира может поразить воображение. Это и есть обыденный взгляд на начало человеческого способа отношения к миру, на сущность человека, его субъективность.

Мир первобытного человека поражает воображение и ученого-исследователя, но не примитивностью, а уникальным и величественным даже по космическим масштабам скачком к высшему состоянию.

Невероятным представляется простое перерастание стадности в общину, а орудийной деятельности животных в человеческий труд. Там, где обыденное мышление поражает примитивность, культуролог видит величайший всплеск, уникальный и неповторимый по своей глубине скачок в развитии Вселенной, космическое событие возникновения субъективности, появление существа, творящего культуру, способного к неограниченному освоению мира, существа, в котором природа приобретает целостность, завершенность, способность к «самоосмыслению».

Каким же образом произошел такой колоссальный скачок в развитии природы, как произошло «превращение» биологического существа в социальное, способное творить мир культуры? Ответ на этот вопрос пытаются дать многие ученые, которым феномен первобытной культуры не кажется примитивным.

Цель данной работы дать общую характеристику основных этапов развития культуры первобытного общества.

Исходя из этого, в работе рассматриваются следующие вопросы:

1. Возникновение ранних форм культуры.

2. Искусство эпохи первобытного общества.

В конце работы сделаны обобщающие выводы по рассмотренной теме.

Показать Свернуть

Список литературы

1. Викторов В. В. Культурология. М.: Экзамен, 2004. 560 с.

2. История и культурология/Под ред. Н. В. Шишовой. М.: Логос, 2004. 472 с.

3. Кондаков И. В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М.: ИКФ Омега-Л, Высшая школа, 2003. 616 с.

4. Кравченко А. И. Культурология. М.: Академический проект, 2000. 736 с.

5. Культурология/Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Высшее образование, 2005. 566 с.

6. Петрухинцев Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. 400 с.

7. Чернокозов А. И. История мировой культуры: Краткий курс. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.

saratov-ouk.ru

Основные этапы развития первобытной культуры

1.Проблема возникновения культуры

Вопрос о происхождении, генезисе культуры - ключевой вопрос культурологии. От того или иного его решения зависит и вопрос о понимании самой культуры, её сущности, а значит, и тенденциях её развития в будущем. Но здесь есть и другая особенность: в зависимости от понимания культуры решается и вопрос о её порождении, возникновении, генезисе.

Мы можем выделить ряд представлений о генезисе культуры. Например, для некоторых авторов культура связывается с речью, со словом, с вербальными формами её выражения. Здесь присутствует примерно такая логика рассуждений: слово, речь - всегда осознаны, сознательны, духовны. Если существует речь, значит, существует сознание, а раз существует сознание, то существует и духовная культура. А культура - это только духовное явление. В таком случае, начало возникновения культуры должно относиться к 40-50 тысячелетиям до н. э., когда у человека появляется речь и он начинает членораздельно выражать свою мысль. Но здесь возникает ряд возражений: мы не должны слово напрямую связывать с мышлением. Мышление может выражаться и в иных формах, например, в жестовой деятельности или в ритуалах. Тогда появление культуры, а здесь речь идёт о духовной культуре, надо относить к более ранним началам человечества, когда появляются продукты духовной деятельности человека: наскальный рисунок , протоскульптура, захоронения. Тогда момент появления культуры относится к периоду, отстоящему от нас примерно на 200 тысяч лет. Но и на такое понимание генезиса культуры можно возразить: ведь "сознание" сопровождает любую трудовую деятельность человека. Труд - это целесообразный процесс, который осуществляет человек в его воздействии на природу для её преобразования. Поэтому культуру надо связывать с появлением труда, производства орудий. Момент начала производства орудий и есть момент становления человека и его культуры. Процесс порождения человека называется антропогенез. Соответственно, процесс становления культуры получил название культурогенеза. В современной науке всё большее количество сторонников получает концепция, согласно которой появление человека и появление культуры совпадают во времени, хотя и имеют различную природу. Но человек - это существо социальное, общественное, каковыми не являются другие живые существа. Значит, появление человека связано и с появлением общества. Таким образом, мы имеем три одновременно происходящих процесса, и кроме уже отмеченных двух необходимо говорить и о социогенезе.

Антропо-социо-культурогенез - это единый во времени, в сущности, в целом, но различающийся в частях, коэволюционный, самоорганизующийся, взаимосвязанный процесс порождения человека, общества и культуры. Значит, ответить на вопрос, когда появилась культура, можно, только ответив на вопрос о времени появления человека и общества, то есть осветив проблемы антропогенеза и социогенеза.

2.Основные этапы развития первобытной культуры

Первобытнообщинный строй – это эпоха, охватывающая весь период существования человека от его появления на Земле до становления первых древнейших цивилизаций. Первобытность является начальным этапом существования человечества.

Отметим сразу, что в настоящее время среди ученых, занимающихся исследованием древнейшей культуры человечества единого мнения о периодизации этой культуры нет. Существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной культуры.

Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда.

Итак, каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором сейчас большинство ученых выделяет эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита.

Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита), который иногда называют “послепалеолитом” (эпипалеолитом), или “преднеолитом”(протонеолитом), иногда же не выделяют вообще.

Заключительная эпоха каменного века – новокаменный век (неолит). В конце его появляются первые орудия из меди, что дает основание говорить об особой стадии энеолита, или халколита.

Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отличаются друг от друга.Еще более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.

Для большей части нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит – 45 - 40 тыс., верхний палеолит – 12 - 10 тыс., мезолит – не ранее 8 тыс. и неолит – не ранее 5 тыс. лет назад.Бронзовый век длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда начался век железа.

Археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и не дает полного представления о развитии производства в целом.

Более ограничена по своим целям палеоантропологическая(палеантропологическая) периодизация первобытной культуры, основанная на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа. Наиболее спорно периодизационное место так называемого человека умелого, в котором одни исследователи видят еще предчеловека, другие – уже человека.Тем не менее палеоантропологическая периодизация в своей наиболее устоявшейся части перекликается с археологической периодизацией первобытности.

Особый аспект периодизации первобытной культуры состоит в подразделении ее на культуру первобытных обществ, существовавших до появления первых цивилизаций, и обществ, сосуществовавших с этими и позднейшими цивилизациями.

3.Особенности первобытной духовной культуры. Формы первобытных верований

А) Первобытный человек передавал свои практические знания из поколения в поколение через язык. Словесное определение своих потребностей и желаний делает возможным для человека действовать сообразно своим целям вплоть до их достижения даже тогда, когда желание перестаёт быть непосредственным стимулом к действию. Затем накапливался опыт, человек получал всё больше возможностей классифицировать и интерпретировать. Итак, человек сталкивается с бытиём окружающего мира и целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение вовлечены в него в той же мере, что и интеллектуальные способности. Каждое событие обретает индивидуальность, требуя своего описания и тем самым объяснения. Так рождается миф. Он становится способом миропонимания в первобытной культуре, способом, которым она формирует своё понимание истинной сущности бытия, то есть миф выступает в роли своеобразной философии или метафизики первобытного человека.

Мифология представляла собой как бы философию истории первобытного общества, мировоззрение которого, по сути дела, носило мифологический характер. Но в духовно- концептуальной и познавательной сферах жизни этого общества не меньшую роль играли ранние формы религии: тотемизм, магия, фетишизм и анемизм.

О времени появления религиозных представлений судят в основном по захоронениям умерших. Науке известно около двадцати ранних погребений. Располагались они в пещерах, служивших жильём целой группе людей. Умершие помещены в неглубоких, нечётко очерченных ямах в полу пещер, со слегка подогнутыми коленями, в позе спящего на боку. Сверху труп засыпался землёй и камнями. Костяки, как правило, ориентированы по сторонам света- по линии восток- запад, то есть с учётом движения солнца.

Неоспоримые материалы о религиозных верованиях относятся к позднему палеолиту. 

Следует также отметить, что в первобытном обществе появляется один из важнейших элементов духовной культуры- мораль.

Существовало и так называемое табу - один из важнейших понятий, связанных с первобытной культурой. Смысл термина связан с запретом совершать определённые действия и запретом самих запретных действий, вещей и состояний. Важнейшая особенность табу, отличающая его от других ограничений и запретов, состоит в том, что этот запрет ничем не мотивируется и ничем не обосновывается. Табу порождено опасностью, поэтому оно всегда связано с чувством страха.

Нужно отметить, что древнейшее искусство неотделимо от мифологии, магии, ритуалов и т.п.

В древнейших ритуалах уже использовались элементы скульптуры и живописи /маски, статуи, нательные росписи, наскальная живопись, рисунки на земле/, музыка, пение, речитатив, театральная организация действия.

Культурно- историческое значение первобытного искусства состоит в том, что  оно представляет собой первые образцы изобразительного творчества человека. Изображения носили воспитательный и повествовательный характер.

Важным видом первобытного искусства являлись песни и пляски. Первобытные танцы в большинстве своём подражательные, представляют собой воспроизведение ритма трудовой деятельности.

Очень рано у первобытных людей развивается фольклор- наряду с мифами легенды, сказки, песни, эпос, загадки, пословицы.

В первобытном обществе возникают и первые зачатки научных знаний и письменности. Знания первобытный человек накапливал в результате наблюдений за окружающей природой в процессе труда. Об уровне знаний первобытных людей мы можем судить только на основании этнографических данных.

Б) К ранним формам религии принято относить фетишизм, тотемизм, магию и анимизм. По-видимому, одной из самых ранних форм религии был фетишизм — почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестественные свойства, способность исцелять, предохранять от врагов. Фетишем мог стать любой предмет: камень, дерево, клык зверя. Позднее человек сам начал изготавливать фетиши в виде деревянных фигурок или каменных изваяний (идолов). И своей трудовой деятельности первобытные люди постоянно познавали и практически использовали многие полезные свойства окружавших их предметов действительности.

4. Возникновение искусства и морали. Памятники первобытной культуры в Украине.

Искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.

Мораль – понятие историческое. Она относится к числу тех общечеловеческих духовных категорий, которые определяют содержание социального бытия с самого начала возникновения человеческой цивилизации.

Как первобытный, так и современный человек не в состоянии существовать изолированно, а необходимость коллективного существования всегда требовала определенных правил общежития, которыми должен подчиняться если не каждый, то большинство. Решающую роль в становлении морали играла и играет совместная деятельность, на основе которой возникают и закрепляются (становятся традициями, законами, идеологией) определенные требования и нормы поведения людей. Возникновение морали сопровождало становление цивилизации и означало переход первобытного человека от инстинктивных форм поведения к сознательной деятельности. Возникнув из потребности в регулировании отношений между людьми и управлении общественными процессами на основе сочетания индивидуальных и общественных интересов, она имеет биологическое, социальное и духовное содержание, является важнейшим признаком мира индивидуума. Многие требования морали, возникшие в глубокой древности, сохраняют свое значение и в настоящее время.

Развитие человека на территории Украины происходило в основном по тем же направлениям, что и в других регионах и заселение произошло около 1,5 млн. лет назад. Изучив археологические памятники, связанные с орудиями труда, на основе материала, из которого они сделаны, выделяют несколько значительных периодов развития первобытного строя (их по традиции называют веками): каменный (его составляют палеолит, мезолита, неолита, медно-бронзовый, железный. Некоторые исследователи после каменного вмещают переходный возраст - медно-каменный (энеолита).

Археологи нашли следы пребывания человека периода раннего палеолита недалеко от с. Королева в Закарпатской области, в районе г. Амвросиевка в Донбассе, в с. Лука-Врублевецька на Житомирщине. Памятники среднего палеолита ученые обнаружили в с. Молодово Черновицкой области, в Крыму, в бассейне рек Днестра и Десны.

Совершенствование жилья и возникновения шитого из шкур одежды значительно расширили ареал расселения первобытного человека. Свидетельством этого является стоянки позднего палеолита практически на всей территории Украины - Мизинська - на Десне, Риливська, Межирич и т. д.

С мезолитических стоянок следует отметить Журавская на Черниговщине, Фатьма-Коба и Мурзак-Коба в Крыму, Гребеник в Одесской области. В эту эпоху, согласно памятников материальной культуры, уже можно выделить отдельные этнокультурные области.

Соседская община переходит в родовую организацию людей. Вместо матриархата встает патриархат. Сегодня известны свыше 500 неолитических поселений в бассейнах Десны, Днестра, Южного Буга, Припяти.

Энеолита - переходная эпоха от каменного до медного века (III-II тыс. до н.э.).

Наиболее изученной археологической культурой этой эпохи является трипольская. Именно в с. Триполье Киевской области киевский археолог В. Хвойка нашел первое такое поселение.

Современные археологи определяют приблизительные рамки существования трипольской культуры началом IV - концом III тыс. до н. э Территория заселена трипольцев пролегали от Словакии и Румынии к Слободской Украины, от Чернигова до Черного моря.

5. Неолитическая революция" и её культурные последствия. Раннеземледельческая культура в Украине.

Итак, приблизительно 10 тыс. лет назад в разных уголках планеты появлялись группы людей, которые неожиданно для всех забросили прежний способ хозяйствования, собирательство, практиковавшийся до того десятки тысяч лет, и стали медленно переходить к новому образу жизни. Они приручали диких животных ради получения мяса и молока, окультуривали дикие овощи и растения ради выпечки хлеба и получения для организма дополнительных углеводов, огораживали участки земли, применяя для их распашки невиданные прежде орудия труда. Кожи животных они пускали на одежду и хозяйственный инвентарь. Со временем у них появились постоянные поселки, а из них выросли города, которые спустя 8 тыс. лет превратились в современные мегаполисы.

Неолитическая революция резко повлияла на поступательное движение общества, придав ему ускорение в социально-экономическом плане. Неолитическая революция — это не только революция, связанная с решением продовольственной проблемы. Она дала людям более надежные и стабильные источники пищи, зависевшие от деятельности человека, что открыло возможность существенного роста их численности. Первобытное общество не требовало от природы сверхъестественных потребностей, и она кормила людей, выделяя им излишки своих ресурсов. Но уже с началом агронео- литических трансформаций человек стал создавать запасы пищи, которые он уже не мог потребить, ибо они превышали его потребности. Именно это превышение плюс ускоренный рост населения и привели со временем к все большей деградации окружающей природы. Неолитическая революция — это и "продовольственная" и вместе с тем "демографическая революция": открылись, казалось бы, неограниченные возможности роста населения земного шара. Экономические и демографические последствия неолитической трансформации сказались спустя тысячелетия, а еще позднее ощутились и экологические эффекты производящей экономики, ее несбалансированность с окружающей природной средой .

Наиболее ранними земледельческими племенами на территории Украины считаются племена трипольской культуры (по названию села Триполье на Киевщине). Эта культура сложилась на Правобережной Украине и развивалась на протяжении IV - III тысячелетий до н. э. (1500 - 2000 гг.).

Землю трипольские племена обрабатывали преимущественно с помощью каменных и костяных мотыг. Позднее стали применять плуг. Они выращивали пшеницу, ячмень, просо. Зерно хранили в большой глиняной посуде или специальных зерновых ямах. Мололи зерно на каменных зернотерках. Также выращивали абрикосы, сливы и алычу, т. е. те культуры, которые дошли до нашего времени. Вследствие оскудения земли люди вынуждены были каждые 50 - 100 лет переселяться на новые места.

6. Понятие цивилизации. Основные черты ранних цивилизаций.

Понятие «цивилизация» появляется в XVIII в., в эпоху Просвещения и несет на себе отпечаток культуры и мировоззрения этой эпохи. Идеалами ее были разумность, научность, гражданственность, справедливость, которые должны были стать основами общественной и частной жизни людей. Деятели Просвещения полагали, что всему этому противостоит темный мир варварства, невежества, предрассудков, религиозного фанатизма. Именно как противоположность этому миру и была выдвинута концепция цивилизации.

Кроме того, понятие «цивилизация» (как и понятие «культура» в некоторых случаях) указывает на ту или иную форму исторической жизни людей, ограниченную пространственными рамками или границами какой-либо эпохи.

В III тыс. до н. э. зародились первые цивилизации – египетская, вавилонская, несколько позднее индийская и китайская, возникли также цивилизационные общности в Малой и Передней Азии, в Палестине. Очагом европейской цивилизации стал юг Балкан, крито—микенская (минойская) культура, давшая начало в I тысячелетии до н. э. древнегреческому миру.

Возникновение и развитие городов, письменности, усложнение социальных отношений наполнили историческое время новым содержанием. Безусловно, цивилизации древности сохраняли многое из первобытного общества и, прежде всего, зависимость от природы, мифологические формы мышления, ритуалы, ориентированные на природные циклы. В религиозных верованиях древних народов отражалась смена времен года, умирание и возрождение природы. Однако характер взаимодействия общества с природой при переходе от первобытного общества к древнейшим цивилизациям существенно меняется. Это было связано с постоянно расширяющимися знаниями людей о природе, с их стремлением полнее использовать ее богатства для удовлетворения потребностей.

Зависимость людей от природы была все еще велика, но овладение металлами, накопление знаний, передача их с помощью письменности, усиливало возможности людей.

Переход от первобытности к цивилизации связан и с изменениями характера взаимодействия людей в обществе, рождением новых типов общественных отношений.

На первый план выступала новая единица организации общества – семья, которая вытесняла первобытный род.

В этот период возникает и более сложная форма социальной организации – государство.

Изначальной задачей государства было построение ирригационных систем, при помощи которых древние люди увеличивали размеры плодородных территорий. Государство выступало устроителем данных работ.

Появлению государства способствовало возникновение социального неравенства и частной собственности. Государство выступало средством охраны частной собственности, т. е. в конечном счете, как защищающий и карательный орган.

7. Мировые религии, их культурно-историческое значение и влияние на культуру Украины.

Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В настоящий момент этим термином обозначаются только три религии (приведены в порядке хронологии возникновения):ислам, христианство, буддизм.

Будди́зм— религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама.

В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Христиа́нство— авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.

Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий, Бог, ставший человеком, и Спаситель человечества.

Ислам— монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «покорность» (законам Бога), «принятие» (учения пророка Мухаммеда). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Людей, которые покорились Аллаху, в исламе называют мусульманами.

С точки зрения Корана, ислам — единственная верная религия человечества, которую провозглашали все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Корана.

С точки зрения ислама, последователи древних пророков отошли от первоначального пути, который был указан им Богом, a священные тексты древних книг постепенно искажались. Каждый раз для обновления истинной веры (ислама) Господь отправлял к разным народам своих посланников, в том числе Авраама, Моисея, Иисуса. Последним посланником в среде пророков является Мухаммед, принесший человечеству ислам в очищенном и первозданном виде.

Значение религий:

  1. Мировоззренческое, т.е. определённые взгляды на человека и природу.
  2. Компенсаторское: восполняет бессилие человека перед миром.
  3. Коммуникативное: 2 типа общения(верующих друг с другом и верующих с Богом, святым).
  4. Регулятивное значение: упорядочивает помыслы и стремления людей, их деятельность.
  5. Культуротранспортирущее: передача поколениям письменности ,книгопечатания , искусства и т.д.

В Украине сохранились многие религиозные обычаи: на Рождество-колядуют,варят кутю; на Крещение-гадают, на Маслянницу-делают блины и т.д. Многие обычаи празднования Пасхи сохранились и сегодня.

Сохранились в Украине и обычаи чтить древнерусских языческих Богов. В их честь устраивают праздники, например, Купала,Бог достатка,(7 июля),считается, что костры в этот день целебные, через них прыгают, чтобы очиститься. Украина наследует многие религиозные и культурные традиции Киевской руси и Византийской империи, а предвлияние оказали культуры соседних стран(России, Польши, Австрии и т.д.).Польское и австрийское влияние более ощутимо в западной Украине, в то время как русское - в южной и восточной Украине.

8. Общая характеристика и периодизация культуры Средневековья. Духовная культура Средневековья.

Средние века, Средневековье, обычно подразделяют на три стадии:

Раннее Средневековье - V-XI вв.

Зрелое Средневековье - XII-XIV вв.

Позднее Средневековье - XIV-XV вв.

Соответственно, мы можем выделить и три периода в становлении и развитии культуры Средневековья. Культура Средневековья - это определенный этап, период, стадия в развитии культуры феодализма - более общего типа культуры, выделенного на основе формационного критерия.

Обычно выделяют три периода в развитии феодализма, и, соответственно, его культуры: культура раннего феодализма - I-XII вв.; далее следует культура зрелых феодальных отношений, их развитых форм - XIII-XVII вв.; и заключает этот перечень культура позднего феодализма - XVII-XVIII вв.

Таким образом, мы видим, что феодализм начинает возникать раньше, чем обнаруживаются средневековые тенденции в культуре, и феодализм продолжается за пределами Средневековья.

Культура Средневековья - это культура, совершающая переход от родоплеменной организации общества, или "варварской" культуры - к культуре цивилизации. Точно такой же переход совершают все народы, достигшие стадии цивилизации: на Древнем Востоке и в Античности - греки и римляне.

К концу древней истории, а она заканчивается к I в. н. э., рабство исчерпало свои производительные возможности и начинает заменяться иными формами связи непосредственного работника - земледельца, с орудиями и средствами труда. Земледелец становится свободным, но земля - основное средство производства - становится собственностью феодалов.

Культура I-IV вв. н. э. - для Европы это культура переходного типа от родоплеменного строя, где земля является собственностью общины, а племенная знать лишь распоряжается ею, к отношениям цивилизации, при которых верхушка общества превращает землю в своё достояние и делит её между собой. Культура V в. и далее - это уже культура феодализма, но ещё изживающая остатки родового строя и патриархального рабства.

Таким образом, культура Средневековья - это культура, в своей основе, феодализма, его развития и расцвета, а также создания, на заключительной стадии, предпосылок для новой формации - капитализма.

Средневековье, развивая свою историческую культурную традицию, избирательно относится к культуре античности, в том числе и культуре римской цивилизации.

Культура Средневековья - это культура цивилизации. А для цивилизации характерен раскол на противоположности, в частности, на классы.

Характерной чертой Средневековой культуры является её раздел на два вида:

1. культура господствующего меньшинства

2. культура "безмолвствующего большинства".

Церковь давно уже превратилась в крупнейшего феодала и руководители церкви были самыми богатыми людьми Европы. Религия, а значит, и церковь, играли в Средневековье исключительную роль: христианство создавало единую идеологическую основу культуры Средневековья, способствовало созданию крупных единых средневековых государств. Но христианство - это и определенное мировоззрение, формирующее духовную основу культуры. В центре любой религии - вера, убеждённость в существовании сверхъестественных, то есть неестественных, явлений.

Религия, в частности, христианство, была господствующей духовной основой культуры в Средневековье, ядром её мировоззрения.

Эклектизм культуры Средневековья - её характерная черта.

Здесь соседствуют, борются, влияют друг на друга две культуры:

1. Господствующая культура верхов: церковной и светской знати. Эта культура - христианская, библейская, она преимущественно распространена была в церковной, монастырской среде, и при дворе короля и в замках феодалов. Она использовала латинский язык.

2. Другая культура - народная, низов общества - языческая, сохраняющаяся ещё с варварских времен, использующая родной язык - наречие того или иного народа.

9. Культура Киевской Руси.

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами.

В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.

Дохристианские славянские верования

В VII - X вв. восточные славяне были язычниками. Основными славянскими божествами были:

Сварог бог неба

Дажьбог бог Солнца

Стрибог бог ветра

Перун бог грома и молнии, покровитель дружины

Велес бог скота и покровитель пастухов

Ярила бог весны (или Солнца)

Купала бог лета

Мокошь богиня женского рукоделия

Земледельческими были древнейшие божества Род и роженицы.

Как у любых язычников, у славян существовали жрецы - волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов - идолам.

Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов типа Зевса.

bgconv.com


Смотрите также