3. Исторические источники и их классификация. Устные исторические источники первобытных людей
Устные исторические источники. Устная история
Устные исторические источники
Как одно из новейших направлений исторического исследования, устная история базируется на использовании источников устного происхождения. Их видовая самостоятельность не вызывает сомнений. В современной исторической науке к историческим источникам принято относить все свидетельства прошлого, запечатлевшие культурные смыслы, образы, варианты своего времени и попавшие в сферу внимания исследователя[8]. Таким образом, устный исторический источник отвечает представлениям об источниках.
За рубежом существует очень широкий спектр толкований понятия устных источников. Например, они определяются как «неформальные разговоры о „старых временах“ среди членов семьи, соседей или коллег по работе», «истории, рассказанные кем-либо о прошлых и настоящих впечатлениях» или «записи интервью с людьми, обладающими важной и полезной информацией», и т. д.1 Объединяет все определения прежде всего хронологическая ограниченность оценок или описания прошлого собственным эмпирическим опытом рассказчика. С учетом того, что фундаментом исторического познания являются исторические источники, на основе информации которых историк воссоздает образ прошлого, с помощью устных исторических источников в разных вариантах и интерпретациях воссоздается доступное по времени недавнее прошлое — как правило, события, явления и процессы новейшей истории.
Отличительным признаком устного исторического источника является также индивидуальность и субъективность информации, отражающей жизненный опыт конкретного человека как участника или очевидца исторических явлений и процессов, его личные оценки и представления. Об этом говорится и в определении устноисторического источника, принадлежащем исследователям ведущего центра устной истории США в Индиане, как материалов «устноисторического интервью»: «С его помощью можно собрать материал о прошедших событиях у свидетелей и участников этих событий. Устная история базируется на памяти, а память, в свою очередь, является субъективным способом фиксировании прошлого, включающим в себя современную переоценку давних событий и индивидуальную психику человека. Устная история может установить, как индивидуальный опыт и впечатления могут повлиять на прошлое и как прошлое влияет на настоящее»[9] [10]. В этом определении важен ряд ключевых признаков: во-первых, «субъективный способ фиксирования прошлого», во-вторых, «современная переоценка давних событий и индивидуальная психика человека»: источник дважды субъективен, так как не свободен от влияния последующего жизненного опыта человека.
Следовательно, он дает историку информацию, как жизненный опыт и политика влияют на оценку исторического прошлого и как историческое прошлое влияет на ход и содержание текущих исторических процессов.
Вместе с тем необходимо помнить, что в существующей не одно десятилетие практике под устными источниками понимается буквально любой информационный продукт в устной форме. В наши дни к определению источников устной истории существуют разные подходы. Водораздел пролегает между продуктами устной традиции, такими как предание, эпос, ритуально-обрядовые песни, и устной историей как материалами исследовательского интервью. Есть точка зрения о включении в устную историю и тех и других источников. Примером признания источников устной истории как многовидового комплекса устной информации является позиция авторов коллективной монографии фонда «Heritage Lottery Fund», посвященной описанию проектов устной истории: «…Устная история — это свидетельство из самых первых рук, но это также и традиции и истории, передаваемые из поколения в поколение, из уст в уста»[11]. Таким образом, источник рассматривается и как устный исторический, и как фольклорно-исторический (там, где речь идет о традиции). П. Томпсон отнес данное понятие к устной традиции2.
По нашему мнению, историк-исследователь может работать с разными видами устных источников: и историческими (устный исторический источник), и фольклорно-этнографическими (устная традиция), и социологическими (биография и материалы социологического мониторинга). Основанием к этому служит сама природа источника — устность, а также базовые компоненты и закономерности его формирования и функционирования: переосмысление реальных событий через внутренний мир человека и его жизненный опыт, обусловленное традиционностью мировоззрения, ментальностью, особенностями личности носителя информации и т. д. Но как профессионал он не только фиксирует готовые формы устной традиции, но прежде всего целенаправленно сам создает источниковую базу по интересующим его историческим темам, проблемам, исследованиям, обращаясь к непосредственным участникам и очевидцам.
Устный историк относится к созданию источника как исследователь, осознающий его непреходящую значимость и изначально предполагающий его использование другими поколениями историков через формирование устного архива. Традиция летописания повлияла на ответственное отношение историков к созданию источников. Собственно, как Нестор писал «Повесть временных лет», как историки-монахи писали средневековые хроники, используемые современными исследователями, так и современный устный историк работает не только на себя, но и на будущее, фиксируя устные рассказы и свидетельства. Это отражено во многих определениях устной истории, в частности в определении Колумбийского офиса устноисторических исследований: «Устноисторическое исследование — это записанный на пленку разговор. Для того, чтобы получить конечный вариант, необходимо затратить много времени, но, используя, технические средства, мы можем создать документ высокой ценности как для себя, так и для тех, кто придет после нас»[12].
Одним из спорных вопросов в определении видовых признаков устного источника является его форма. Одни авторы считают устным историческим источником только саму аудио-или видеозапись как подлинный первоисточник, позволяющий слышать и видеть, что сказал, хотел сказать и даже показать человек, пытаясь донести до собеседника собственную позицию, оценку событий и собственные представления. Поэтому они говорят о работе историка с фоно- или видеоматериалами интервью, без рукописного текста — транскрипта устного источника, во избежание его психологического воздействия. Больше всего они выступают против неизбежного влияния транскрибирующего человека на авторскую устную информацию в процессе перевода устной речи в письменную.
Другие предпочитают работать с транскриптами — письменными вариантами устных свидетельств, признавая их также источниками. Основанием к этому является не только более привычная форма документов и экономия времени при работе с ними, но и забота о сохранении устных исторических источников. При всех технических достижениях аудиозапись уязвима, даже при условии ее оцифровки. В таком случае устные историки предъявляют большие требования к процессу транскрибирования и только при условии их соблюдения признают адекватность письменного источника устному. В частности, Канадская устноисторическая ассоциация расширяет рамки устного исторического источника до транскрибированного аналога: «Устная история прежде всего состоит из записи интервью с людьми о прошлой жизни, воспоминания от первого лица. Современная форма устноисторического документа — это запись человеческого голоса. Этот документ должен содержать информацию на звуковом носителе либо в транскрибированной форме»1. В том же русле дает определение устного исторического источника С. Эверт: «Устноисторический материал — это аудио-и видеозаписи; транскрипции интервью; заметки, сделанные в ходе интервью, но не после; официальная звукозапись»[13] [14].
Как видим, в историографии устной истории сложился значительный разброс в названиях устноисторических источников. Часть авторов, акцентируя внимание на форме их хранения, называют их «аудио» и «фоноисточниками». Близко к ним стоит определение «звуковой источник». В отечественную практику эти термины пришли в 1970-е гг. через архивоведение. Именно архивисты первыми освоили зарубежный опыт, поставили вопросы о признании и создании устных источников как аудиодокументов.
В 1990-е гг. устный источник стал прочно ассоциироваться с материалами интервью. Благодаря деятельности Е. С. Сенявской, считающей, что наибольшее влияние на формирование источников устной истории оказала социология, появился термин «историко-социологический источник»; близко к ним стоит термин, используемый московскими исследователями, — «материалы исследовательского интервью». На наш взгляд, наиболее адекватным является введенный и используемый нами термин «устный исторический источник», который отличается от «устного источника». Первый не существует в готовом виде, а создается историком с помощью опроса (как правило, научно оформленные материалы интервью, беседы, расспроса и т. д.), а второй является продуктом устной традиции или устного народного творчества и существует в готовом оформленном виде (предания, легенды, присловья, были и т. д.).
Что касается места устных исторических источников в Источниковой классификации, то представляется возможным отнести их к группе «документов личного происхождения» как самостоятельную разновидность. Особенность устного исторического источника состоит в том, что он содержит двойную информацию: фактологическую и оценочную. В отношении фактологической достоверности устных источников между историками идет спор, существует мнение об их ненадежности, отсутствии репрезентативности, объективности. Нельзя отрицать, что устные рассказы отражают историческую реальность лишь в том виде, в каком она «преломилась» в сознании очевидцев. Необходимо учитывать возможное искажение фактов (дат, имен, хронологической последовательности). Можно согласиться, что память «не дружит» с фактами в силу забывчивости людей, их предвзятости, избирательности в восприятии информации, подверженности влиянию политической или идеологической конъюнктуры. И тем не менее сведения, полученные методом опроса, могут стать отправной точкой для изучения нового, неизвестного в истории какой-либо территории, места, общества.
Необходимо подчеркнуть, что в устных исторических источниках наибольший интерес представляют все же не сами факты, а их оценки, представления о них, а также социокультурная, этноконфессиональная, ментальная и психологическая информация, отраженная в эмпирическом опыте человека — участника исторических событий, явлений, процессов. На современном этапе развития истории признается, что взгляды, жизненные установки, индивидуальные и массовые мнения индивида и самостоятельных социальных групп являются такими же движущими силами истории, как и экономические факторы (производительные силы, производственные отношения). Очень часто события разворачивались тем или иным образом именно благодаря взглядам человека, традициям общества, взаимоотношениям между людьми, настроениям.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
1.История: предмет, функции. Исторические источники.
История – это форма социальной памяти человечества, основной задачей которой является обобщение и обработка накопленного человечеством опыта. В течение времени процесс все возрастающего накопления знаний расширялся, обогащалось содержание исторической науки. Это продолжается до сих пор. Предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе. История общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество.
Социальные функции:
Познавательная – интеллектуально развивающая функция. Заключающаяся в изучении исторического пути России и ее народов. Помогает понимать процессы настоящего времени, углубляясь в их историческое значение.
Политическая – анализирует исторические факты и выявляет закономерности в развитии общества, чтобы предотвратить ошибки в будущем.
Мировоззренческая – функция формирует научное мировоззрение, опирающееся на объективную реальность. Не зная исторических фактов, люди принимают все идеологические построения и гипотезы на веру.
Воспитательная – она помогает накоплению человеком нравственных и культурных ценностей общества, формирует гражданские качества человека и способствует его всестороннему воспитанию.
Социальная память – это связующее звено между прошлым и настоящим. Элемент духовной культуры, без которой невозможно поступательно развитие общества.
Исторический источник – это памятник материальной и духовной культуры, отражающий исторический процесс и дающий возможность изучать прошлое человечества. Дают нам представление об исторических фактах.
Исторические источники:
Вещественные (орудия труда, жилища, захоронения, посуда, украшения и тд.)
Письменные (уникальные, отражающие единичные события (судебник 1497г.) и массовые (переписи населения))
Устные (былины, сказания, песни, легенды и тд.)
Этнографические (традиции и обычаи)
Фонетические или звуковые (выступления по радио глав государств)
Фото- и кинодокументы
Собирание, классификация, систематизация и обобщение фактов является сущностью исторического исследования.
2. Методология истории.
Методология – это логическая организация какого-либо процесса, которая является необходимым компонентом сознательной целенаправленной деятельности.
Она основывалась на провиденциализме. Провиденциализм – это религиозно-идеалистическое воззрение, которое объясняло все события (в том числе и исторические) как результат борьбы божественного и дьявольского, а первопричиной всех событий видело волю божественного провидения.
Превращение получаемых исторических знаний в науку происходило поэтапно, на протяжении длительного времени.
Период античности – важный этап, связанный с появлением первых исторических трудов Геродота и Фукидида (V в. Д.Н.Э.), описавших греко-персидские и Пелопоннесскую войны.
Период Средневековья – историческая мысль в этот период находилась под влиянием богословия.
Период гуманизма (XIV-XVIвв.) – история стала трактоваться как результат деятельности людей. В центре исторического человека становится не Бог, а человек.
Период Просвещения (XVII-XVIIIвв.) – исторические знания превращаются в науку. Исторический процесс стал объясняться с естественнонаучных позиций. Появилась новая, актуальная и для настоящего времени периодизация истории: древняя, средневековая, новая.
«Школа Анналов» (30-е гг. XX) – история призвана изучать человека в единстве всех его социальных проявлений.
studfiles.net
Глава 6. Устные источники. Историческое краеведение
Глава 6. Устные источники
§ 1. Языковые семьи и группы
В мире насчитывается более трех тысяч языков, из них изучено и описано 2796. Родственные по словарному фонду и грамматическому строю языки объединяются в языковые группы и подгруппы. Сходные группы составляют языковые ветви, которые в свою очередь объединяются в языковые семьи. Всего выделяется около 15 семей. Это — индоевропейская, семито-хамитская, уралоалтайская (чаще рассматривают по отдельности уральскую и алтайскую языковые семьи), монкхмерская (австроазийская), тибето-китайская (синотибетская), чжуаи-дунская (тайская), малайе-полинезийская (австронезийская), дравидская, кавказская (яфетическая), палеоазиатская, койсанская и др. Вне семей выделяются группы языков: папуасские, австралийские, суданские, языки индейцев Америки и Тропической Африки.
Ряд языков не обнаруживают генетических связей с другими языками и поэтому выделяются в группу изолированных. Это — баскский (Испания, Франция, Америка), аидаманский (Андаманские острова), буришский (Индия), кетский (СССР), айнский (Япония), японский и корейский (в последнее время корейский и японский языки связывают с тунгусо-маньчжурскими языками).
По процентному совпадению в словарном фонде устанавливается время расхождения между родственными языками (глоттохронология).
На территории СССР употребляется 127 языков, не считая иностранных (немецкий, польский, корейский и др.), которыми также пользуются отдельные группы населения СССР[132]. Подавляющее большинство населения СССР говорит на индоевропейских языках.
В Европе представлены языки трех ветвей индоевропейской семьи: германская, романская и славянская. Три четверти населения нашей страны считает родным один из восточнославянских языков — русский, украинский или белорусский. Русский язык стал языком межнационального общения. Кроме того, к индоевропейским языкам относятся: армянский, молдавский, латышский, литовский, цыганский, таджикский, осетинский, курдский, талышский, татский, белуджский и некоторые другие языки народов СССР.
Алтайская семья распадается на тюркскую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую группы.
Тюркская группа. Большинство языков этой группы представлено в СССР. К ним относятся азербайджанский, казахский, киргизский, туркменский, узбекский, татарский, башкирский, чувашский, якутский, тувинский, каракалпакский, карачаево-балкарский, кумыкский, ногайский, алтайский, хакасский, гагуазский, уйгурский, шорский, чулымский, караимский. В литературных тюркских языках употребляется русская графика.
Монгольские языки в СССР представлены бурятскими и калмыцкими языками.
Тунгусо-маньчжурские языки включают эвенский, нанайский, негидальский, ульчский, орокский, удехейский.
Уральская семья делится на финно-угорскую и самодийскую ветви.
Финно-угорские языки. К ним относятся эстонский, коми, удмуртский, марийский, мордовские, хантыйский, мансийский, венгерский, финский и др.
Самодийская ветвь состоит из ненецкого, энецкого и других языков.
Иберийско-кавказская (кавказская) семья. В нее входят абхазо-адыгейские, некоторые дагестанские, картвельские (самый крупный язык — грузинский) и нахские группы языков.
Палеоазиатские языки распадаются на две группы: чукото-камчатскую и эскимосскую.
Кроме того, в СССР применяются нивхский, юкагирский, кетский, дунгарский, современный ассирийский и другие языки.
Изучение языков и устного народного творчества важно не только для языковеда, но и для историка-краеведа. Особенно важным историческим источником для краеведа могут стать памятники ономастики и фольклора.
§ 2. Ономастика в краеведении
Ономастика — наука о собственных именах. Наибольший интерес для краеведа-историка представляют ее разделы — топонимика и антропонимика.
Топонимика. Термин топонимика происходит от греческих слов «топос» — место, местность и «онома» — имя. Это наука, которая занимается выяснением происхождения и развития географических названий[133].
Интерес к происхождению географических названий в нашей стране возник очень давно. Известный киргизский ученый Махмут Кашгарский еще в XI в. составил трехтомный словарь тюркской лексики «Диван лугатат турк». Различные толкования географических названий можно встретить в русских летописях. В «Книге Большому чертежу» и «Чертежной книге» С. Ремезова содержатся важнейшие топографические данные. В трудах М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева, Г. Ф. Миллера и др. уже есть попытки аналитической трактовки топонимов. Важный вклад в топонимику внесли А. X. Востоков, М. А. Кастерен, В. И. Даль. Основы сибирско-тюркской и монгольской топонимики заложил известный русский археолог В. В. Радлов. Видный историк того времени Н. И. Надеждин считал, что изучение истории должно начинаться с географической карты. Он писал: «Топонимика — это язык Земли, а Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре»[134]. Русский филолог Я. К. Грот считал, что «топографическое имя никогда не бывает случайным и лишенным всякого значения. В нем по большей части выражается или какой-нибудь признак самого урочища, или характерная черта местности, или намек на происхождение предмета, или, наконец, какое-нибудь обстоятельство, более или менее любопытное для ума и воображения»[135].
В советское время топонимика стала изучаться планово и систематически. Появились первые топонимические словари. Были созданы топонимическая комиссия при Географическом обществе СССР, группы ономастики при Институте этнографии и Институте языкознания АН СССР, стали проводиться совещания по ономастике регионов.
В последние годы вышли работы Е. М. Поспелова, Б. А. Серебренникова, А. В. Суперанской, Н. И. Толстого, В. Н. Топорова и др., где анализируются различные географические названия, объясняется их этимология. Издаются словари местных географических терминов.
Терминология топонимики. Чтобы ориентироваться в топонимической литературе, необходимо знать терминологию науки.
Антропоним — имя, фамилия, прозвище людей. Антропотопонимы — это названия, основу которых составляют имена (Ивановка, Фрунзе, Вашингтон и т. п.).
Ареал в топонимике — область распространения тех или иных топонимических фактов, повторяющихся моделей, однотипных географических терминов и т. д. Например, ареал названий с окончанием на -ичи (Барановичи, Сухиничи).
Гидроним — собственное название реки, озера, ручья, болота, источника, колодца. Иногда различают — пелагонимы — названия морей, лимнонимы — названия озер, потамонимы — рек, гелонимы — болот.
Детопонимизация — превращение собственного географического названия в нарицательное (город Бостон, ткань бостон, государство Панама и шляпа панама, город во Франции Тюль и ткань для занавесок — тюль и т. д.).
Изоголосса — линия на географической карте, показывающая границы распространения отдельного языкового явления в разных его местных вариантах.
Калька — переводная копия названия, меняющая форму названия, но не его содержание и сохраняющая его этимологию (Белгород — турецкое Аккерман; Семиречье — киргизское и казахское Джетысу; Пятигорск — тюркское Бештау и т. д.).
Метафорические названия — образные, иносказательные (скала Чертов палец, ущелье Железные ворота). Для метафорических местных терминов иносказательно используют названия частей тела человека и животных, посуды, строительных деталей и т. д. Например: горло, гирло; тюркское «богаз» — пролив, проход; подошва — низ горы; немецкое «horn» — рог (острая вершина), монгольское «ам» — рот, пасть (долина, падь, проход в горах) или «ар» — спина (север, северная, задняя сторона).
Микротопонимия — совокупность местных географических названий для небольших объектов, известных только местным жителям.
Народная этимология — объяснение по внешнему созвучию, по случайному фонетическому сходству, что приводит к переосмыслению названия. Например, от названия речки Сарысу (тюрк. «Желтая вода») произошло название реки Царица в Волгограде, а до революции — и название самого города Царицын.
Ороним — собственное название гор, холмов, гряд, межгорных котловин, ущелий и других орографических объектов.
Первичный топоним — исходное, наиболее древнее географическое, от которого со временем происходят идентичные, но уже вторичные названия других объектов. Имя реки Москвы дало вторичные названия городу Москве, Московской области и т. п.
Посессионные названия возникли из фамилий феодалов, помещиков, чиновников: Голицыно или Шереметево под Москвой.
Спелеоним — собственное название пещер.
Топоним — всякое собственное географическое название.
Топонимический спектр образуется географическими названиями определенной территории, по своему происхождению относящимися к разным языкам. Например, на Урале такой спектр состоит из финно-угорских, самодийских, тюркских, славянских и иранских элементов. В топонимическом спектре гидронимов Молдавии 59% славянских названий, молдавских — 20%, венгерских — 16%, тюркских — 5%.
Хороним — название больших областей, стран, обширных пространств.
Этимология географических названий — их происхождение, выяснение содержания и отношений с подобными (русск. Новгород, итал. Неаполь, семит. Карфаген, англ. Ньюкасл, тадж. Дженги-Шаар — «Новый город»).
Сбор и систематизация местных географических терминов имеют большое научное значение. Однако, прежде чем начинать эту работу, учителю следует ознакомиться с литературой, имеющейся по топонимике его края. В ряде областей и городов издаются серийные издания по топонимике. Например, в Свердловске выходит сборник «Вопросы топономастики», в Томске — «Языки и топонимия Сибири» и т. д. Следует иметь в виду и центральные издания — журнал «Вопросы географии», сборники «Топонимика» Московского филиала Географического общества СССР и др.
Антропонимика — наука о именах людей, так же как и топонимика, является частью ономастики. Другие разделы ономастики — этнонимия (названия племен и народов), космонимия (названия космических объектов), зоонимия (клички животных) и т. п.
«Между живущих людей не бывает никто безымянным», — устами одного из своих героев — Алкиноя сказал древнегреческий поэт Гомер. Назвать имя — значит тотчас вызвать в сознании мысль о том, кто назван. Имя настолько сливается с самим человеком, что на ранних ступенях развития общества имя и его носитель даже отождествлялись. У некоторых народностей Северной Сибири сохранилась вера в то, что имя и душа едины, поэтому родившимся дают имена только умерших родственников. Люди видели необходимость имени, но не понимали, что его власть создана ими самими, и поэтому приписывали ему сверхъестественную силу. Отсюда и некоторые табу (запрет произносить имя могущественного существа), отсюда и суеверные замены своего имени, чтобы враги, узнав настоящее, не повредили ему. Служители культа всех времен упорно отстаивали исключительное право давать имена, запрещать неугодные, разрешать перемену имени.
Антропонимика может служить историческим источником, помогая выяснить былой этнический состав и миграции населения в прошлом, датировать и локализовать письменные памятники и т. д. От античной эпохи дошли до нас имена жителей городов Северного Причерноморья, по ним чешский ученый Л. Згуста установил, какие народы населяли тогда территорию юга Украины. По личным именам он воссоздал древнюю этническую карту Малой. Азин.
География русских фамилий[136] позволяет проследить исторические передвижения населения, очаги расселения и его пути. Самоочевидно происхождение таких фамилий, как Тамбовцев, Сибиряков, Костромитин; фамилии с окончаниями на -их, -ых (Косых, Босых, Рыжих, Разумовских и т. п.), как правило, отсутствуют на ближайших к Москве территориях и распространены между Воронежем и Курском, в северодвинском районе, встречаются в Вятке и Перми, на Урале и Алтае, в Сибири и Забайкалье. Противоположен ареал фамилий с окончанием на -итин: они образованы из названий только близких к Москве городов, входивших в московские владения не позже XV—XVI вв. (Веневитинов, Боровитинов, Вязьмитинов, Болховитинов, Костромитинов, Тверитииов и др.), а также некоторых северных (Лалетин — из Лальска) городов.
Другие фамилии доносят до нас забытые значения многих слов, означающих теперь совсем иное, чем прежде, когда они стали основами фамилий: Дворников — от слова «дворник», но не в современном смысле — рабочий по двору, а в значении арендатор.
Вся история имен социальна[137]. В Древней Руси обособились составные имена — княжеские. Известна борьба за право именоваться с -вичем, т. е. по отчеству. Сословная иерархия диктовала и уничижительный суффикс -ка, и резкие различия во времени формирования фамилий у разных социальных слоев. Сам состав личных имен, имеющихся в святцах, социально поляризовался — на рубеже нашего столетия дворянка Фекла была так же немыслима, как крестьянка Тамара. И если имя, распространенное в привилегированных слоях общества, становилось достоянием низов, от него брезгливо отворачивались «верхи» — такова в XIX в. судьба имени Мария.
Немаловажен географический аспект изучения антропонимов, особенно если речь идет о прошлом: разобщенность многочисленных этнографических групп русского населения создавала географические различия в антропонимике. Общеизвестны такие региональные антропонимические явления, как местные максимумы имен (Иннокентий — в Сибири, Митрофан — в Воронежской губернии, Серафим — в Пензенской).
Поэтому сбор материала по антропонимике краеведами-школьниками может оказать помощь исторической науке. Такая работа — важный и вполне доступный учащимся вид школьного исторического краеведения.
§ 3. Устное народное творчество
Сбор и систематизация фольклора также имеют большое значение не только для языкознания, но и для исторического краеведения. Устное народное творчество — мифы, сказы, легенды, былины, песни, предания — является важным историческим источником и широко привлекается для решения различных исторических проблем.
Древнегреческие мифы содержат немало сведений по истории каменного века Европы. Многочисленные элементы и мотивы мифов об Артемиде, охоте и т. п. восходят к эпохе мезолита в Европе. Пережитки каменного века в идеологии античной Греции можно видеть в поклонении камням — отдельным камням поклонялись как Эроту, другим — как Гераклу и т. п. Полифем — жестокий бог рождающегося скотоводства и земледелия, требующий человеческих жертвоприношений, напоминает неолитические времена. С возникновением земледелия связано обожествление Земли, неба, Солнца, рек, ручьев. Совместный пир рабов и господ на празднике бога Кроноса говорит о том, что миф о нем возник также в доклассовую эпоху.
Период энеолита и бронзы характеризуется многочисленными мифами о домашних животных. Постепенно антропоморфизм вытесняет зооморфизм. С развитием старых и появлением новых средств производства количество богов возросло. В это время, очевидно, оформляется культ Зевса. Сопутствующие ему атрибуты — колесницы, металлические копья и пр. — появляются лишь во II тыс. до н. э. Борьба Зевса с Кроносом отражает борьбу культов старых мезолитических и неолитических богов с новыми божествами эпохи металла.
Но не только древнегреческие мифы интересны как исторический источник. Исследования В. Я. Проппа[138] показывают, что знакомые нам с детства русские народные сказки тоже могут быть историческим источником. Если в мифах первобытные люди излагали свое мировоззрение, свое понимание окружающего их мира, делали попытку как-то объяснить его, то сказка имеет большую свободу вымысла. Но содержание сказок зачастую недалеко уходит от мифов.
Мифы у первобытных народов тесно связаны с обрядами. Например, у австралийцев мифы воспроизводятся в театрализованной форме во время инициаций. В первобытной мифологии сливаются и зачатки словесного искусства, и религии, и представлений о природе и обществе. Интересно, что австралийские аборигены различают мифы и сказки. Сказки лишены священного значения, доступны непосвященным, могут рассказываться для развлечения, а также для устрашения, чтобы держать непосвященных в повиновении; мифы — это истории, которые должны послужить в назидание молодежи, научить юношу мудрости, хитрости.
Конечно, больше всего сведений о первобытном мировоззрении дают мифы и сказки первобытных людей. Много общего с мифами первобытных племен есть и в русских сказках. Очень интересный и широко распространенный персонаж русских сказок — Баба Яга. Слово «яга» происходит от индийского йог — мудрый. В переводе Баба Яга значит мудрая женщина.
Внешний вид, рост, жилище Бабы Яги — все это очень любопытно. Вспомните: «На печке лежит Баба Яга — костяная нога... нос в потолок врос... И лежит Баба Яга — в одном углу нога, в другом — другая». Что же это за такая избушка, в которой еле помещается сгорбленная старушка? Исследователи полагают, что это гроб, а сама Баба Яга — мертвец. А знаменитая «костяная нога» потому костяная, что тканей на ней уже нет. Костяная нога — один из признаков разложившегося трупа. Известный собиратель русских народных сказок А. Н. Афанасьев пришел к выводу, что «русский дух», который так тонко чует Баба Яга, — это запах живого человека. Логика наших предков, из мифов которых пришла в наши сказки Баба Яга, была проста. Живой человек не выносит запаха разложения, исходящего от мертвеца, для мертвого столь же отвратителен запах живых людей.
К этому же выводу позволяют прийти мифы североамериканских аборигенов. Полагая, что мертвец опасен для живых, палеолитические и мезолитические люди перед похоронами часто связывали своих покойников. Позднее гробы иногда закрывали даже снаружи на замок. Мертвый и живой — враги. Поэтому Баба Яга накидывается на пришельца с угрожающими расспросами. А он на первый взгляд ведет себя странно — требует, чтобы его напоили, накормили и в баню сводили, и именно с этого момента Баба Яга вдруг превращается в его добросовестную помощницу. Почему? Да потому, что герой доказал Бабе Яге, что тоже принадлежит к миру мертвых — ведь он готов есть ее пищу. Также и мертвеца, появившегося среди живых, узнают по тому, что он отказывается от пищи. Но пища мертвых не годится живому, поэтому герой североамериканских сказаний только притворяется, что ест в гостях у индийской Бабы Яги. В русских сказках он и в самом деле ест, — видимо, затаенная суть уже утеряна поколениями рассказчиков.
В сказках о Бабе Яге можно найти и пережитки матриархата: герой нередко оказывается ее родственником, причем обязательно по женской линии. То, что во многих сказках Баба Яга выступает правительницей мира животных, зверей, птиц или рыб, тоже заставляет вспомнить о женщине-прародительнице, тотемном предке.
Персонажи, аналогичные Бабе Яге, у охотничьих народов обычно изображаются слепыми. В русских сказках тоже много данных говорит о том, что она вынюхивает, выслеживает, не видя человека. Это тоже понятно, так как первобытный человек считает, что его со всех сторон окружают невидимые для него (но видимые для шамана) духи мертвецов. Значит, и живой человек в царстве мертвых тоже окажется невидимым. Гоголевский Хома Брут стоял в церкви у гроба ведьмы-панночки среди сонма «нечистой» силы, и ни один из бесов не в силах был увидеть его. Для этого им понадобился страшный Вий, своего рода шаман царства мертвых.
Избушка на курьих ножках наводит на мысль о древнеславянском обычае выставлять гробы у дорог на четырех палках с перекладиной внизу, похожей на птичью ногу. И заклинание: избушка, встань, как мать поставила, — к лесу задом, ко мне передом, — тоже станет понятным, если учесть, что избушка-гроб охраняет вход в царство мертвых, куда без заклинаний попасть невозможно.
В сказках часто царских детей прячут в подземелье или в высоких башнях. Здесь тоже мало вымысла. В Японии до третьей четверти XIX в., в Непале до середины XX в. наследственные государи были практически лишены власти. Порой в сказках царем становится убийца своего предшественника. Такой обычай еще недавно существовал на Яве.
Жену сказочного героя ищут непременно вдали — в этом, вероятно, отражаются следы экзогамии — строжайшего запрета жениться внутри рода.
Чтобы попасть в тридесятое царство, человек в сказке велит зашить себя в шкуру. Потом является птица и перетаскивает его по назначению. Еще и сейчас кое-где трупы умерших зашивают в шкуру, чтобы мифическая птица (Рух из «Тысячи и одной ночи») унесла их в царство мертвых.
Сбор фольклора. Сбор сказок и преданий — важная задача историков-краеведов. При сборе фольклорного материала нужно руководствоваться несколькими важными правилами[139].
Одно из основных правил собирателя-фольклориста — заранее узнавать о том, какие талантливые исполнители живут в деревне. Слава о хороших певцах и сказителях обыкновенно выходит за пределы деревни, поэтому, находясь в одной деревне, можно собирать сведения об исполнителях, живущих в других деревнях.
Чем талантливее певец или сказитель, тем охотнее он делится своим искусством с собирателями. Это наблюдение должно лечь в основу работы начинающего собирателя. Если же исполнители не соглашаются поделиться своим знанием фольклора, собирателю необходимо в тактичной форме выяснить причину этого отказа.
Одним из правил работы собирателя-фольклориста является требование не злоупотреблять временем и физическими возможностями исполнителей.
Начинающим собирателям особенно трудно даются первые встречи с исполнителями. Лучше всего для установления хороших контактов со сказителем или певцом не начинать беседу с прямых вопросов о фольклоре. Исполнители-мужчины, как правило, любят поговорить о международных событиях, о производственных делах, исполнительницы-женщины охотнее вступают в разговор, когда речь заходит о семье, о каких-нибудь бытовых проблемах и т. д. Почти все любят вспоминать о наиболее примечательных событиях своей жизни. Такие беседы полезны не только для установления контактов, но и для сбора биографических сведений об исполнителе, о его творческом портрете и пр. Но при этом необходимо помнить, что, во-первых, процесс взаимообщения предполагает обмен информацией и, во-вторых, не следует чрезмерно увлекаться такими беседами, всегда помня о своей непосредственной задаче.
Существует при этом и одно общее правило: прежде чем начать непосредственную запись фольклора, необходимо попросить исполнителя рассказать или спеть его самые любимые произведения. Вопросы должны быть заданы в такой форме, чтобы исполнитель, с одной стороны, их понял, с другой — чтобы они подсказывали детали содержания или сферу бытования фольклорного произведения.
Следующее требование методики записи фольклорных произведений — записывать фольклор только в момент его исполнения.
И другое важное методическое указание: нельзя прерывать информатора во время исполнения произведений устного народного творчества, нельзя вмешиваться в этот творческий акт. Нарушение данного методического приема начинающими собирателями объясняется тем, что они не успевают записывать (отсюда просьба помедленнее петь или рассказывать) или сразу же стремятся выяснить у исполнителя «темные» места фольклорного текста (диалектизмы, сложные повторы, припевы и т. д.). Необходимо твердо усвоить: все вопросы по тексту задаются после его исполнения. Если же собиратель не успевает записывать, то оставляет в записи свободные места, куда после исполнения вписывает пропущенные слова.
При записи фольклорного произведения, если выяснилось, что данный рассказ или песня не отвечают задачам собирателя, запись исполняемого произведения все равно нужно доводить до конца. Прерывание записи очень болезненно сказывается на творческом настроении сказителей, они могут отказаться от дальнейшего исполнения, и собиратель лишится возможности записать другие произведения, среди которых могут оказаться такие, которые представляют большой интерес[140].
При записи фольклорного произведения необходимо также добиваться естественности окружающей исполнителя обстановки и самого акта исполнения. Большая удача, если собирателю удается записать фольклор в реальном его бытовании: в праздник, на свадьбе, во время проводов в армию и т. д.
Песни (в том числе былины, исторические и балладные песни) записываются, как правило, с пометками об их естественном исполнении. Если песня хоровая, то ее необходимо зафиксировать от хора, если сольная, то от певца; если песня хороводная или плясовая, следует описать, как водился хоровод и какие были пляски[141].
Одно из основных методических требований собирания песенного фольклора — запись его «с голоса», во время исполнения.
Методический прием организации «соревнования» между частушечниками можно использовать и при собирании других малых жанров фольклора — пословиц и поговорок, загадок, детского фольклора. В качестве соревнующегося иногда полезно выступить и самому собирателю.
Пословицы и поговорки не обязательно собирать методом активного опроса. Опытные фольклористы рекомендуют в процессе общения с исполнителями внимательно прислушиваться к их речи, выделяя из нее и записывая пословицы и поговорки.
Точность — одно из главных качеств любой записи фольклорного произведения. Она предполагает полную идентичность записанного текста тому, что услышал собиратель. Никакого домысливания, редактирования фольклорного произведения собиратель не должен допускать. Пусть текст будет ущербным (или по вине исполнителя, или по вине собирателя), но он не должен быть даже в самой малой степени фальсифицирован.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Шпаргалка - ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ - История
Историческое прошлое познается с помощью различных средств информации, имеющих о нём какие-то сведения. Эти сведения содержат в себе объекты, которые вследствие соприкосновения или взаимодействия с другими объектами несут в себе те или иные следы этого соприкосновения или взаимодействия. Историческая информация, содержащаяся в подобных объектах, существует объективно, но она может быть извлечена из них только после соответствующей обработки субъектом-исследователем. Эта обработка включает в себя ряд исследовательских процедур, и чем эти процедуры полнее и тщательнее, тем объективнее и многостороннее получаемое с их помощью историческое знание.
Под историческим источником следует понимать любой объект изучения, из которого можно извлечь исторические сведения, и любые данные естественноисторического цикла – антропологические, географические и палеографические, геологические, физические и химические, которые служат той же цели, являются полноправными историческими источниками.
Все источники делятся на исторические остатки и исторические предания.
Исторические остатки: вещественные источники; из письменных – источники актового характера (документы, в которых в форме юридических норм зафиксированы государственные постановления, договоры, материалы делопроизводства и т. д.) В таких источниках историческая действительность сохранилась без интерпретации, искажения.
Исторические предания (традиции): повествовательные источники – исторические труды (летописи, хронографы, сказания), описания путешествий, письма, мемуары, дневники, материалы периодической печати, литературные произведения. Такие источники представляют историческое событие в том виде, как оно отразилось в сознании людей (не непосредственно, а опосредованно).
Другой вариант классификации исторических источников выглядит следующим образом:
— письменные источники
— вещественные источники
— этнографические источники (обряды и т. д.)
— устные источники
— лингвистические источники
— кино-фотодокументы
— фонодокументы (грампластинки, магнитофонные записи, и т. п.)
Следует обратить внимание, что источник легко может перейти из одной группы в другую.
Самая большая группа источников – письменные. Письменные документы делятся на:
— информационные
— личные
— научные, научно-популярные
— нормативные
— политико-идеологические
— публицистические
— статистические
— философские.
Огромное количество информации для историков содержат мифы. Пользование мифологией как средством для исследования истории и законов человеческого познания является относительно новой научной отраслью. Многие мифы возникли гораздо раньше, чем были записаны. До изобретения письменности они передавались от поколения к поколению в устной форме. Кроме того, представители одного народа, проживающие в различных областях, создавали различные модификации одних и тех же мифов. Всё это создаёт определённые трудности при работе с мифом как с источником, но и даёт больше возможностей для сравнения.
Большую роль в изучении жизни первобытных людей играет этнография, которая занимается изучением всех сторон культуры современных отсталых обществ и проецирует свои наблюдения и выводы на исторический процесс в первобытности.
www.ronl.ru
Введение в историю - Исторические источники
1. Что такое исторический источник.
Чтобы составить представление об историческом факте событии историк исследует, изучает, анализирует исторические источники.
Исторические источники - все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. все созданное человеком, а также результаты его взаимодействия с окружающей средой; предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и др.
Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от различных исторических периодов неодинаково. Чем ближе исторический период к нашему времени, тем больше количество исторических источников.
2. Виды исторических источников
Существует несколько видов исторических источников. Два из них: вещественные и письменные – являются основными.
Дадим краткую характеристику этим источникам.
Подумайте, какие достоинства и недостатки есть у каждого из этих исторических источников.
Вещественные источники
К ним относятся созданные человеком нужные ему вещи или сооружения, захоронения, включая останки умерших людей, даже кости съеденных животных и остатки костра; их исследованием занимается тесно связанная с историей наука археология, поэтому вещественные источники иногда называют археологическими. Вещественные источники дают основной массив информации о событиях произошедших до появления письменности, дополняют письменные источники. Однако не могут позволить полностью описать историческое событие.
Письменные источники
К ним относятся деловые документы, письма, межгосударственные договоры, научные труды, религиозные записи и книги, летописи, хроники, письма, дневники и другие, написанные или напечатанные тексты. Эти источники позволяют историку ответить на основные вопросы для описания исторического факта.
Более подробно об этих источниках мы поговорим на следующих занятиях
Антропологические источники
Антропология – наука о происхождении человека. Это останки людей (то, что осталось от их тел), сохранившиеся с древних времён до наших дней. Исследуя их можно попытаться воссоздать облик человека. Так М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу был восстановлен облик первобытного мальчика и реконструированы образы русских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.
Устные источники
К ним относятся передававшиеся из поколения в поколение рассказы, предания (от слова «передавать»), былины, легенды и мифы о богах, героях и важных событиях, человеческих отношениях, сказки, народные песни и т.д. Мифы и легенды, зачастую несут информацию о реальных событиях и личностях. Так прообразом героя русских былин Добрыни был дядя князя Владимира Святого – Добрыня Никитич, вполне возможно, что герой мифов Дедал (строитель лабиринта на Крите) – так же реальное лицо. Требуют кропотливого анализа, выделения возможных фактов.
Этнографические источники
Греческое слово «этнография» означает «описание народа». К ним относятся обряды, обычаи, традиции, праздники, вещи, правила поведения, возникшие в прошлом, но сохранившиеся и используемые в наше время. Например: изучая жизнь и обычаи некоторых племен Центральной Африки, островов Тихого океана, бушменов Австралии ученые могут сделать предположения о том, как люди жили в период первобытного строя.
Источники нового времени
Это фотографии, аудиозаписи, кинохроника, видео, телевизионные передачи. Появились они в середине 19 -20 веке. Особенностью этого вида источников является непосредственная фиксация какого-либо события, подлинные лица исторических личностей. Так на приведенном внизу видеоотрывке из кинохроники 1917 года мы видим генерала Корнилова и сопровождающих его офицеров.
Природно-географические источники
К ним относятся природные и географические объекты (горы, равнины, реки и др.) связанные с какими либо произошедшими событиями.
Гора Олимп. По мифам место жительства греческих богов.
Художественно-изобразительные источники
Изображенные на картинах, миниатюрах, гравюрах исторические события, портреты исторических личностей, условия жизни людей, виды и др. Однако уровень достоверности этих источников не слишком высок - часто изображения сделаны намного позднее, чем произошедшее событие, жившая историческая личность.
И. Е. Репин. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» 1903 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Чтобы узнать о том, как работать с художественно-изобразительными источниками на уроках прочитайте памятку, нажав на значок «Книжка».
3. Всем ли источникам можно верить.
Основными задачами историка при работе с историческими источниками является установление времени их появления (датировка источника), а так же их подлинности, достоверности.
К сожалению не всем источникам можно доверять. Почему?
Многие древние писатели сообщали о том, чего не видели собственными глазами, передавали слухи, услышанные от других и не всегда правдивые. Они хотели как можно лучше, точно и полно описать события, но не могли этого сделать. Это вынужденные ошибки.
Изображения существ, живших по рассказам древних путешественников в далеких странах.
Ошибаться могут и ученые: неверный перевод фразы или слова может исказить смысл, какого либо документа; неверная датировка находки – привести к неправильному определению времени, когда произошло событие.
Имя Генриха Шлимана известно многим. Он отыскал знаменитые в древности города Трою и Микены, провел там раскопки. Находки, сделанные Шлиманом, поразили весь мир. Однако Шлиман не имел археологического образования и поэтому совершил множество грубейших научных ошибок, в частности неверно датировал находки.
Генрих Шлиман. Раскопки Генрихом Шлиманом Трои
Но кроме ошибок существуют и умышленные подделки, фальсификации.
В прошлом богатые люди, чтобы прославить свой род, выдумывали себе героических предков, которые будто бы совершали в древнюю пору великие подвиги.
Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты их не устраивающие, записывать события в выгодном им свете.
Лже-ученые, чтобы прославиться и/или разбогатеть; некоторые представители власти и даже церкви, чтобы утвердить и навязать людям свои взгляды, идеологию – шли раннее и идут сегодня на создание подделок, умышленное искажение фактов и документов.
Римский Папа Стефан II (слева). При нем в 8 веке был составлен фальшивый документ «Константинов дар» согласно которому римский император Константин (справа) в 4 в. якобы уступил Папам светскую власть над Римом.
Все это приводит к искажению истории, мешает честным ученым.
Для примера: в конце 19 века было большое количество фальшивых «археологических находок». Поэтому ученый мир посчитал испанского археолога Саутуола, нашедшего наскальные рисунки в пещере Альтамира, мошенником. И ученому пришлось долго отстаивать свое честное имя.
Запомните
Нельзя изучить историю по художественным и мультипликационным фильмам, и уж тем более комиксам.
Нужно критически относиться к описаниям исторических событий в литературных произведениях, картинах художников, даже если автор - современник события.
Не всегда исторические реконструкции могут быть правильными.
Не всему, что написано в газетах, популярных журналах можно верить.
Для того чтобы верно составить представление об историческом факте историк не может довольствоваться ОДНИМ источником.
А теперь давайте проверим, как вы ответили на вопрос о достоинствах и недостатках исторических источников.
wwedenie.ucoz.com
3. Исторические источники и их классификация.
Смысл истории состоит именно в ее достоверности, поэтому история как наука, основывается на точно установленных фактах. Эти факты извлекаются из исторических источников
Исторические источники– это свидетельства о прошлом,
- весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события.
В исторической науке существуют различные подходы к классификации источников
В исторической науке существует четыре категории (типа) источников:
Иными словами, в качестве исторических источников могут использоваться памятники архитектуры, предметы быта прошлого, широкий спектр письменных документов, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое. Не бывает “плохих” или “хороших” типов источников. Они могут обладать лишь различной степенью достоверности (надежности) и информированности.
В наст.вр. выделяют 7 основных групп историч.источников:
Например, письменные источники включают летописи, законодательные акты, материалы делопроизводства, протоколы, договоры, дневники, мемуары, переписку и др Самыми важными источниками служат и служили летописи. Самая ранняя из дошедших до нас - ПВЛ (Нестор, Киев, 12 век). Также не забудьте на экзме упомянуть про всякие тоже супер-пупер значимые документы типа Соборного уложения, Судебника и т.п
Условность предлагаемой классификации (как, впрочем, и всякой классификации) очевидна. При обозначении объекта соответствующего класса отмечается лишь существенный в данном случае признак сходства и признается несущественным — опять-таки лишь в данном случае — характер их различий. Все письменные источники, например, могут ведь одновременно рассматриваться как вещественные и классифицироваться по признаку материала, на котором дошли записи, по признаку материала или орудия, которым сделаны записи, и т. д. Условное разделение даже письменных и иных подтипов словесных источников: публичное выступление общественного деятеля может восприниматься в наши дни и как письменный источник, напечатанный в газете, и как разговорная речь, непосредственно услышанная или воспринятая в передаче радиодиктором, и даже как изобразительный и поведенческий источник, если с ней знакомимся по телепередаче, и т. д.
4. Основные этапы развития науки. Место истории в системе наук.
Историческая наука в своем развитии прошла целый ряд этапов, которые в целом отражают и повторяют развитие науки в истории человечества. Сравним развитие науки с лучом света. Этот образ помогает понять, как менялась общая структура научного знания и его классификация, а также наглядно увидеть те ключевые моменты истории, которые приводили к смене общезначимых научных парадигм, т.е. к смене научного представления о мире в целом, изменению методов и методологии науки.
Также как и луч света у своего истока, знания древнейших людей носили узкий характер. Добывание знаний было одним из важнейших условий выживания первобытного человека. В эти времена «дикости» были сделаны научные открытия, повлиявшие на судьбы человечества ничуть ни в меньшей степени, чем изобретение автомобиля или космических спутников.
Человек научился не только хранить, но и добывать огонь, изобрел великое множество каменных орудий и, наконец, лук и стрелы и т.д. Этот достаточно интенсивный, как мы видим, этап, мы назовем этапомсинкретической науки, т.е. единой, религиозно – магическо – ритуально – музыкально – танцевально-мифологической культуры первобытного человека.
Возникновение науки, как правило, связывается с периодом древнейших цивилизаций и, в первую очередь, с Античностью. В этот период, т.е. с 1 тысячелетия до н.э и вплоть до V века нашей эры наука выделяется вслед за военным делом и религией в самостоятельную отрасль чедовеческой деятельности. Первой наукой являлась философия, точнее, натурфилософия.
Натурфилософия открывает этап недифференцированной науки, науки соединяющей в себе черты искусства (прежде всего художественной литературы и эстетики), черты естествознания и собственно философию. Однако внутри единой науки уже просматриваются черты будущих отдельных наук.
Отцом истории считается Геродот (V век до нашей эры) в труде которого мы находим сведения по естествознанию, географии, этнографии, литературе (то есть то, к чему стремятся современные историки), но в центре повествования находится предыстория и история греко-персидских войн. У Геродота были великие предшественники, в первую очередь, Гомер и безымянные создатели древнегреческих мифов. Не случайно первая книга труда Геродота называется «Клио» по имени древнегреческой богини истории.
Расцвет античной историографии связан с именами Фукидида, Саллюстия, Полибия, заложившего основы понятия «всемирная история»; Тацита, в работах которого мы находим первые сведения о славянах и, конечно же, Плутарха, «жизнеописания» которого и сегодня читаются с удовольствием и детьми, и взрослыми.
В средние века недифференцированный этап развития науки продолжался. Только теперь центрами развития науки стали не школы и кружки натурфилософов, а монастыри, с ХII-ХIII веков – университеты, носящие, как и вся средневековая культура теологический (религиозный) характер. Многое из достижений периода античности было утрачено. Только Византия являлась хранителем и продолжателем античного наследия, соединяя его как с утвердившимся христианством, так и достижениями, в первую очередь в математике, арабского Востока.
В историографии окончательно утверждается хронологический подход. Меняется и сам календарь, за точку отсчета принимаются библейские события: рождение Христа в католичестве, создание мира в православии. Анналы, хроники, летописи стали главной формой исторических произведений.
Идея провиденциализма в соответствии с которой ход истории предопределен богом оставляла историкам лишь одну задачу: выделение лишь внешней связи событий и явлений в их хронологической последовательности. Главное внимание уделялось истории войн, житиям святых и правителей.
Этап дифференцированной науки открывает эпоха Возрождения. Луч «науки» как бы распадается на отдельные отрасли фундаментального научного знания. Эпоха Возрождения начала процесс формирования того мышления, которое мы сегодня называем научным. Изобретение Гуттенбергом печатного станка в середине ХV в. дало простор распространению научных знаний.
К концу эпохи Возрождения наука окончательно разделились вначале на две большие группы: естественные – науки о природе; и гуманитарные – науки о человеке и человеческом обществе. К началу ХУIII века из прикладного знания окончательно оформляется группа точных наук.
В историографии эпохи Возрождения хронологический подход остается традиционно господствующим, но его характер резко меняется. Теологическая основа и провиденциализм отходят на задний план. Быстрыми темпами развивается светская гуманистическая историография. Историки-гуманисты ищут объяснение истории в ней самой и деятельности людей, оставив бога в покое. Н. Макиавелли явился основоположником новой политической истории, поставив вопросы ответственности «государей» перед народом и государством. Достоверность исторических знаний теперь определяется ее доказательностью. Начинает развиваться критика исторических источников (Л.Валла), зачатки археологии.
Ренессанс утвердил в хронологическом подходе к истории новую трехчленную периодизацию: древняя, средняя и новая история (взамен пятичленной периодизации божьих царств).
В ХVI – ХVII веках интенсивно менялось мировоззрение человека. Реформация изменила характер религии: человек сам стал отвечать за себя и перед богом и перед другими людьми. Церковь была лишена многих своих привилегий. Священники теперь были призваны служить людям, а не только богу. Рационалисты ХVII века поставили вопрос о естественной истории и «системе естественнного права народов», разрабатывают теорию общественного договора по которому люди добровольно отказываются от своих прав в пользу общества.
В современной западной историографии основоположником новой исторической науки считают Джамбатиста Вико, профессора риторики Неаполитанского университета. Вико пошел дальше рационалистов, считая что история имеет собственные законы, которые наука может открыть. Он считал что история народов проходит три основных цикла после периода предыстории: Век богов (господство языческой религии), Век героев (период аристократических республик, когда аристократия была убеждена в своем природном превосходстве над плебеями) и Век Людей (период правления народных республик и монархий). За этими тремя циклами по Вико опять начинается век варварства и новые циклы, но они проходят уже на более высоком уровне. Таким образом Вико предвосхитил философию истории Г.В.Ф. Гегеля с его знаменитой диалектической спиралью.
XVIII век назван веком Просвещения, т.е. веком, в течение которого было изменено мировоззрение и миропонимание, и мироощущение человека. Теория общественного договора получила новое звучание в теории и практике «просвещенного абсолютизма».
На рубеже XVIII-XIX вв. на смену ученым энциклопедистам приходят специалисты в отдельных областях науки. Век XIX идет под знаком узкой специализации, создания узкоспециализированных школ, выработки даже своеобразного, характерного только для данной науки языка, экспериментальной и теоретической базы.
Именно в XIX в. наряду с другими науками, наукой в современном понятии этого слова, становиться и историческая наука. История из разновидности труда литературного, в основном занимавшаяся составлением хронологии описанием деятельности монархов, политических и военных деятелей превращается в труд научный. В этот период историки стремятся найти и обосновать те основные факторы, которые определяют характер исторического прогресса и регресса, выявить законы исторического развития и дать периодизацию истории, как отдельных государств, так и всего человеческого общества. При этом историки начинают опираться на данные выделившихся из истории исторических наук, таких как археология, этнография. А также на данные новых философских наук антропологию, с конца XIX начала XX в. – социология, культурология, психология, ряда естественных и точных наук, биология, физиология, статистика, математическое моделирование и многих других.
В XIX в. возникают различные исторические школы, которые различные факторы считают решающими в истории: географические, антропологические или расовые, национальные. На рубеже ХУIII-ХIХ веков больших успехов добивается политическая экономия, что связано было с первой промышленной революцией и утверждением буржуазного общества. Возникают различные социальные и экономические теории в историографии. В середине ХIХ века возникает марксизм, в котором решающим фактором развития считается уровень развития производительных сил и классовая борьба. Утверждается формационный подход к истории.
В конце ХIХ века дифференциация наук начинает заменяться их интеграцией. При этом интеграция идет, как это ни парадоксально звучит, через углубляющуюся дифференциацию. Появляются науки переходного характера, своеобразные мостики между уже сложившимися фундаментальными науками, которые по мере своего развития все более отдалялись друг от друга. (Ситуацию в науке конца девятнадцатого века прекрасно определил Козьма Прутков: “Специалист подобен флюсу – полнота его одностороння”). В результате начавшейся интеграции разрывы между фундаментальными науками стали закрываться.
В середине ХХ века интеграция наук приобретает новое направление: возникают как бы «стержневые» науки, которые пронизывают не только родственные фундаментальные науки, но и науки далеко стоящие друг от друга, как фундаментальные, так и прикладные. Наиболее ярким примером таких наук является кибернетика.
studfiles.net
Доклад - ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ - История
Историческое прошлое познается с помощью различных средств информации, имеющих о нём какие-то сведения. Эти сведения содержат в себе объекты, которые вследствие соприкосновения или взаимодействия с другими объектами несут в себе те или иные следы этого соприкосновения или взаимодействия. Историческая информация, содержащаяся в подобных объектах, существует объективно, но она может быть извлечена из них только после соответствующей обработки субъектом-исследователем. Эта обработка включает в себя ряд исследовательских процедур, и чем эти процедуры полнее и тщательнее, тем объективнее и многостороннее получаемое с их помощью историческое знание.
Под историческим источником следует понимать любой объект изучения, из которого можно извлечь исторические сведения, и любые данные естественноисторического цикла – антропологические, географические и палеографические, геологические, физические и химические, которые служат той же цели, являются полноправными историческими источниками.
Все источники делятся на исторические остатки и исторические предания.
Исторические остатки: вещественные источники; из письменных – источники актового характера (документы, в которых в форме юридических норм зафиксированы государственные постановления, договоры, материалы делопроизводства и т. д.) В таких источниках историческая действительность сохранилась без интерпретации, искажения.
Исторические предания (традиции): повествовательные источники – исторические труды (летописи, хронографы, сказания), описания путешествий, письма, мемуары, дневники, материалы периодической печати, литературные произведения. Такие источники представляют историческое событие в том виде, как оно отразилось в сознании людей (не непосредственно, а опосредованно).
Другой вариант классификации исторических источников выглядит следующим образом:
— письменные источники
— вещественные источники
— этнографические источники (обряды и т. д.)
— устные источники
— лингвистические источники
— кино-фотодокументы
— фонодокументы (грампластинки, магнитофонные записи, и т. п.)
Следует обратить внимание, что источник легко может перейти из одной группы в другую.
Самая большая группа источников – письменные. Письменные документы делятся на:
— информационные
— личные
— научные, научно-популярные
— нормативные
— политико-идеологические
— публицистические
— статистические
— философские.
Огромное количество информации для историков содержат мифы. Пользование мифологией как средством для исследования истории и законов человеческого познания является относительно новой научной отраслью. Многие мифы возникли гораздо раньше, чем были записаны. До изобретения письменности они передавались от поколения к поколению в устной форме. Кроме того, представители одного народа, проживающие в различных областях, создавали различные модификации одних и тех же мифов. Всё это создаёт определённые трудности при работе с мифом как с источником, но и даёт больше возможностей для сравнения.
Большую роль в изучении жизни первобытных людей играет этнография, которая занимается изучением всех сторон культуры современных отсталых обществ и проецирует свои наблюдения и выводы на исторический процесс в первобытности.